Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 24
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Уральский государственный экономический университет
Центр дистанционного образования
Методические указания по написанию контрольной работы
и проведению переаттестации для студентов
заочного отделения всех экономических специальностей
Екатеринбург
2007
Составители: к.э.н., доцент Фёдорова Л.Н., к.э.н. Фёдорова А.Е,
ст. преподаватель Рекечинская Т.Б.
Курс «Общая теория статистики» является базовой дисциплиной в подготовке экономистов, формирующей у них умение и навыки экономико-статистического исследования и имеющей большую практическую направленность. Статистика разрабатывает систему показателей, которая характеризует с различных сторон деятельность секторов, отраслей и предприятий экономики. Она вскрывает закономерности развития явлений, выявляет соотношение между ними, позволяет анализировать тенденции развития и на их основе прогнозировать будущие уровни и соотношения между финансовыми показателями. Целью курса «Статистика» является ознакомление студентов со статистической методологией сбора и анализа экономической информации, системой статистических показателей, отражающих состояние и развитие явлений и процессов в условиях рыночных отношений. Задачи дисциплины заключаются в следующем: 1. изучение существующей в РФ системы показателей статистики на всех уровнях экономики; 2. обучение студентов практическому применению методов статистического исследования; 3. ознакомление студентов с реальными параметрами, характеризующими экономическую деятельность субъектов на территории РФ; 4. развитие навыков работы со статистическими данными и использованием разнообразных источников статистической информации. Изучение данного курса закладывает основу для дальнейшего изучения других экономических дисциплин, использующих статистические методы и методологию исчисления статистических показателей. В процессе изучения дисциплины студенты выполняют контрольную работу и сдают переаттестацию. Переаттестация проводится преподавателем на одном из первых занятий по дисциплине в форме теста. Примерные вопросы тестов приведены в разделе «Переаттестация». Контрольная работа носит комплексный характер и охватывает основные методы статистического анализа. При выполнении работы необходимо руководствоваться следующими требованиями: - должна быть выполнена в отдельной тетради или распечатана на бумажном носителе в формате А4 на компьютере и представлена в срок; - должна выполняться в той последовательности, которая установлена в содержании задания; - решение следует обязательно сопровождать необходимыми формулами; - по окончании решения каждой задачи следует четко формулировать полные выводы; - таблицы следует оформлять в соответствии с правилами, установленными ГОСТом; - список литературы, использованной при написании контрольной работы, необходимо привести в ее конце. Задания контрольной работы разбиты на темы в соответствии с учебным планом. В каждой теме представлены необходимые формулы для вычислений. Работу следует выполнять по вариантам. В каждой теме номер варианта соответствует номеру задачи. Выбор варианта осуществляется в зависимости от начальной буквы фамилии: Начальная буква фамилии студента Номер варианта А, Д, И, Н, С, Х, Щ 1 Б, Е, К, О, Т, Ц, Э 2 В, Ж, Л, П, У, Ч, Ю 3 Г, З, М, Р, Ф, Ш, Я 4 По окончании изучения курса студенты должны: - знать сущность показателей статистики; - знать методологию исчисления важнейших показателей статистики финансов; - уметь систематизировать и обобщать информацию, анализировать структуру и тенденции развития процессов и явлений экономической деятельности на всех уровнях экономики РФ, прогнозировать эти процессы и явления; - приобрести навыки самостоятельной работы с исходными данными; - уметь использовать статистическую информацию при дальнейшем освоении специальных экономических дисциплин. Методические указания написаны в соответствии с требованиями образовательных стандартов высшего профессионального образования по экономическим специальностям. Тема 1. Предмет и метод статистики. Сводка и группировка.
Предмет изучения. Статистическая совокупность. Метод и основные элементы методологии. Основные категории статистики. Задачи статистики. Содержание сводки. Статистические ряды распределения. Группировка – основа научной обработки данных статистики.
Статистика
— общественная наука, изучающая количественную сторону качественно определенных массовых социально-экономических явлений и закономерностей их развития в конкретных условиях места и времени. Особенностью статистики, в отличие, например, от математики, является то, что она исследует количественную сторону общественных явлений в един
стве с их качественной
стороной. Поэтому она опирается на понятия тех наук, количественную сторону которых она исследует. Основные задачи статистики
состоят в следующем: 1) изучение уровня, структуры и динамики массовых социально-экономических явлений; 2) изучение взаимосвязи массовых социально-экономических явлений и процессов; 3) количественная и качественная характеристика новых явлений, процессов и закономерностей; 4) совершенствование системы сбора, обработки информации, системы организации статистического наблюдения. Предметом статистики
является количественная сторона качественно определенных массовых социально-экономических явлений и процессов, отображаемая посредством статистических показателей. Другими словами, статистика изучает размеры, объемы, уровни, количественные соотношения явлений общественной жизни. Статистическая информация, отобранная в ходе массового наблюдения, является первичной, при этом данные представляются по каждой единице. Полученная статистическая информация не является обобщенной. С ее помощью нельзя сделать выводы в целом об объекте и отдельных его частях без предварительной обработки имеющихся данных. Для целей статистического анализа полученную информацию необходимо обобщить (сжать) и представить в виде сводных (обобщенных) показателей, чаще всего в табличной форме. Выполняется данная операция с помощью сводки и группировки. Сводка
— это ряд последовательных операций по обобщению и обработке первичной информации, выполняемых с целью выявления типичных черт и закономерностей, присущих изучаемому явлению. Сводка является особой стадией статистического исследования, в ходе которой систематизируются первичные материалы статистического наблюдения. Проведение сводки включает 3 этапа: • предварительный контроль материалов, т.е. проверку исходных данных; • группировку данных по заданным признакам, определение производных показателей; • оформление результатов сводки в виде статистических таблиц, удобных для восприятия информации. Задачи сводки
- систематизация первичных данных и получение сводных характеристик объекта. Результатом сводки являются подробные данные, отражающие в целом всю совокупность. Группировка данных
производится в соответствии с программой сводки для того, чтобы впоследствии представить полученную информацию в виде, доступном для восприятия. Группировка — объединение единиц совокупности в некоторые группы, имеющие свои характерные особенности, общие черты и сходные размеры изучаемого признака. Результаты группировки оформляются в виде группированных таблиц
,
делающих информацию обозримой. Группировки различают: • по задачам систематизации данных; • по числу группировочных признаков; • по используемой информации. Метод группировок применяется для решения задач, возникающих в ходе научного статистического исследования: • выделения социально-экономических типов явлений; • изучения структуры явления и структурных сдвигов, происходящих в нем; • выявления связей и зависимостей между отдельными признаками явления. Для решения этих задач применяют (соответственно) три вида группировок: типологические, структурные
и аналитические
(факторные). По числу группировочных признаков различают простые
(по одному признаку) и сложные
(по нескольким признакам — комбинированные и многомерные). Комбинированные
группировки строятся путем разбивки каждой группы на подгруппы в соответствии с дополнительными признаками. Многомерные
— строятся с помощью специальных алгоритмов, когда осуществляется поиск скопления в К-мерном пространстве, где каждый объект — точка, т.е. построить многомерную группировку — найти скопление точек. По используемой информации различают первичные и вторичные группировки. Первичные группировки
производятся на основе исходных данных, полученных в результате статистических наблюдений. Вторичные
— результат объединения или расщепления первичной группировки. Статистическая группировка данных осуществляется в следующем
порядке:
1 этап
Выбор признака, который закладывается в основание группировки. Разбивка единиц совокупности на отдельные группы проводится по группировоч
ному признаку,
его часто называют основанием
группировки. В
качестве основания группировки используются существенные признаки как количественные,
гак и качественные.
2 этап
Определение количества групп (зависит от задач исследования и вида признака). При построении групп по качественному признаку количество групп обычно соответствует числу градаций, типов, видов, состояний признака. Например, в случае проведения группировки населения по полу можно образовать только две группы: мужчины и женщины. Количество групп и величина интервала связаны между собой: чем больше образовано групп, тем меньше интервал, и наоборот. Количество групп зависит от числа единиц
исследуемого объекта и степени колеблемости
группировочного признака. При небольшом объеме совокупности нельзя образовывать большое число групп, так как группы будут малочисленными. При определении количества групп
необходимо стремиться к тому, чтобы были учтены особенности изучаемого явления. Поэтому количество групп должно быть оптимальным
,
в каждую группу должно входить достаточно большое число единиц совокупности, что отвечает требованию закона больших чисел. При небольшом объеме совокупности не следует образовывать большое число групп, так как они будут малочисленны, а показатели, рассчитанные для таких групп, не будут представительными. Степень колеблемости учитывается так: чем больше разность между наибольшим и наименьшим значением признака, тем больше следует образовывать групп. Существует эмпирическое правило: чем больше групп, тем точнее будет воспроизведен характер исследуемого объекта. Кроме того, в одну группу не должно попасть более половины всех единиц совокупности, а средние iруппы должны содержать больше единиц, чем крайние. Определить количество групп можно эмпирическим (опытным) путем или используя формулу Стерджесса: n
=1+3,322ln
N
; где п -
число групп; N - число единиц совокупности. 3 этап
Определение величины интервала группировки. Интервал
- это значения варьирующего признака, лежащие в определенных границах. Каждый интервал имеет свою величину, называемую шагом,
а также верхнюю и нижнюю границы. Верхняя граница
- наибольшее значение признака в рассматриваемом интервале, нижняя граница
наименьшее значение признака. Величина равного интервала
определяется по формуле где h
- величина равного интервала; R
-
размах вариации, R
~ Хтях
~
Xmin
;
Хтах
, Хтт
- соответственно максимальное и минимальное значения признака в совокупности; п
- количество групп. Полученную величину интервала (шаг интервала) принято округлять. Правило округления:
дробные числа округляются до десятых (0,1); если размер шага имеет целых две значащие цифры и дробную часть, в этом случае округляют до целых. Целые трехзначные цифры округляются до ближайшего числа, кратного 10. Например, 678 следует округлить до 680. Показатель Формула Размер интервала
Задача 1. Имеется информация о количестве книг, полученных студентами по абонементу за прошедший учебный год. 2 4 4 7 6 5 2 2 3 4 4 3 6 5 4 7 6 6 5 3 2 4 2 3 5 7 4 3 3 2 4 5 6 6 10 4 3 3 2 3 Построить вариационный, ранжированный, дискретный ряд распределения, обозначив элементы ряда. Задача 2. Имеются данные о стоимости основных фондов у 50 предприятий, тыс. руб.: 18,8 16,0 12,6 20,0 30,0 16,4 14,6 18,4 11,6 17,4 10,4 26,4 16,2 15,0 23,6 29,2 17,0 15,6 21,0 12,0 10,2 13,6 16,6 15,4 15,8 18,0 20,2 16,0 24,0 28,0 16,4 19,6 27,0 24,8 11,0 15,8 18,4 21,6 24,2 24,8 25,8 25,2 13,4 19,4 16,6 21,6 30,0 14,0 26,0 19,0 Построить ряд распределения, выделив 5 групп предприятий (с равными интервалами). Задача 3. По ряду предприятий легкой промышленности получены следующие данные: № п/п Среднесписочное число рабочих Основные средства, тыс. руб Объем произведенной продукции за год, млн. руб. № п/п Среднесписочное число рабочих Основные средства, тыс. руб Объем произведенной продукции за год, млн. руб. 1 100 369 560 16 102 256 410 2 140 473 760 17 96 220 370 3 94 251 440 18 98 240 330 4 83 280 520 19 84 106 210 5 157 590 800 20 76 180 160 6 195 1200 960 21 96 250 300 7 54 160 310 22 85 230 240 8 120 480 570 23 110 370 240 9 180 970 820 24 112 350 230 10 125 400 440 25 67 125 150 11 43 120 100 26 63 140 130 12 256 900 990 27 250 1150 920 13 182 670 870 28 212 790 650 14 124 500 410 29 184 290 340 15 110 379 310 30 137 275 320 Произведите группировку предприятий по числу рабочих, образуя 6 групп с равными интервалами. Подсчитайте по каждой группе: 1. число предприятий 2. число рабочих 3. объем произведенной продукции за год 4. среднюю фактическую выработку одного рабочего 5. объем основных средств 6. средний размер основных средств одного предприятия 7. среднюю величину произведенной продукции одним предприятием Результаты расчета оформите в таблицы. Сделайте выводы. Задача 4. По ряду предприятий легкой промышленности получены данные, представленные в таблице. Произведите группировку предприятий по размеру основных средств, образуя 6 групп с равными интервалами. По каждой группе подсчитайте: 1. число предприятий 2. объем основных средств 3. средний размер основных средств одного предприятия 4. объем произведенной продукции 5. выпуск продукции на 1000 рублей основных средств № п/п Среднесписочное число рабочих Основные средства, тыс. руб Объем произведенной продукции за год, млн. руб. № п/п Среднесписочное число рабочих Основные средства, тыс. руб Объем произведенной продукции за год, млн. руб. 1 100 369 560 16 102 256 410 2 140 473 760 17 96 220 370 3 94 251 440 18 98 240 330 4 83 280 520 19 84 106 210 5 157 590 800 20 76 180 160 6 195 1200 960 21 96 250 300 7 54 160 310 22 85 230 240 8 120 480 570 23 110 370 240 9 180 970 820 24 112 350 230 10 125 400 440 25 67 125 150 11 43 120 100 26 63 140 130 12 256 900 990 27 250 1150 920 13 182 670 870 28 212 790 650 14 124 500 410 29 184 290 340 15 110 379 310 30 137 275 320 Результаты расчета оформите в таблицы. Сделайте выводы. Тема 2. Абсолютные и относительные величины
Абсолютные обобщающие величины, их виды. Единицы измерения абсолютных величин. Относительные величины, их виды. Взаимосвязь абсолютных и относительных величин. Необходимость их комплексного использования.
Абсолютными
в статистике называются суммарные обобщающие показатели, характеризующие размеры (уровни, объемы) общественных явлений в конкретных условиях места и времени. Индивидуальными
называют абсолютные статистические величины, характеризующие размеры признака у отдельных единиц совокупности (например, размер заработной платы отдельного работника, вклада гражданина в определенном банке и т.д.). В отличие от индивидуальных суммарные абсолютные статистические величины
характеризуют итоговое значение признака по определенной совокупности объектов, охваченных статистическим наблюдением. Они являются суммой количества единиц изучаемой совокупности (численность совокупности)
или суммой значений варьирующего признака всех единиц совокупности (объем варьирующего признака).
Абсолютные статистические величины представляют собой именованные числа
,
т.е. имеют какую-либо единицу измерения. Натуральные
единицы измерения в свою очередь могут быть простыми (тонны, штуки, метры, литры) и сложными, являющимися комбинацией нескольких разноименных величин (грузооборот железнодорожного транспорта выражается в тонно-километрах, производство электроэнергии — в киловатт-часах, затраты труда — в человеко-часах, человеко-днях). Стоимостные
единицы измерения используются, например, для выражения объема разнородной продукции в стоимостной (денежной) форме — рублях. В трудовых
единицах измерения (человеко-днях, человеко-часах) учитываются общие затраты труда на предприятии, трудоемкость отдельных операций технологического цикла. Относительная величина в статистике
—
это обобщающий показатель, который представляет собой частное от деления одного абсолютного показателя на другой и дает числовую меру соотношения между ними. Величина, с которой производится сравнение (знаменатель дроби), обычно называется базой сравнения
или основанием
.
Относительная величина динамики
(
I
)
рассчитывается как отношение уровня признака в определенный период или момент времени к уровню этого же признака в предшествующий период или момент времени, т.е. она характеризует изменение уровня какого-либо явления во времени. Относительные величины динамики называются темпами роста
.
Показатель Формула Плановое задание Выполнение плана Динамика
Д=ПЗ*ВП Относительная величина выполнения плана задания
(вып.пл.) представляет собой отношение фактически достигнутого в данном периоде уровня к запланированному. Относительными величинами структуры
называются показатели, характеризующие долю отдельных частей изучаемой совокупности во всем ее объеме. Они рассчитываются делением числа единиц (или объема явления) в отдельных частях совокупности на общее число единиц совокупности (или объем явления). Относительными величинами интенсивности
называют показатели, характеризующие степень распространения или уровень развития того или иного явления в определенной среде. Относительными величинами координации
называют показатели, характеризующие соотношение отдельных частей целого между собой. Относительными величинами сравнения
называют показатели, представляющие собой частное от деления одноименных абсолютных статистических величин, характеризующих разные объекты (предприятия, фирмы, районы, области, страны и т.д.) и относящихся к одному и тому же периоду (или моменту) времени. Задача 1. В таблице приведены данные о продажах автомобилей в одном из автосалонов города за 1 квартал прошедшего года. Определите структуру продаж. Марка автомобиля Число проданных автомобилей Skoda 245 Hyundai 100 Daewoo 125 Nissan 274 Renault 231 Kia 170 Итого 1145 Задача 2. По региону имеются следующие данные о вводе в эксплуатацию жилой площади: Вид жилых домов Введено в эксплуатацию, тыс. кв. м. 2006 г. 2007 г. Кирпичные 5000 5100 Панельные 2800 2500 Монолитные 3400 3200 Определить: 1. динамику ввода жилья в эксплуатацию; 2. структуру введенного жилья. Задача 3. Закупочная цена пшеницы в августе текущего года в России составила 70 долларов за тонну. При этом планировалось, что цена закупки в сентябре сократится до 60 долларов. Фактически она составила 72 доллара за тонну. В то же время в США цена пшеницы достигла соответственно: 90 долларов в августе и 84 доллара в сентябре. Определить все возможные относительные величины. Задача 4. Натуральный баланс сахара в регионе характеризуется следующими данными, млн. тонн: Запасы на начало года 2,2 Произведено 23,4 Потреблено 16,6 в том числе: - производственное потребление 6,4 - потребление населением 10,2 Вывоз за пределы региона 7,0 Определить: 1) запасы сахара на конец года; 2) соотношение потребленного и вывезенного сахара; 3) структуру потребления. Тема 3. Средние величины Сущность и значение средних показателей. Виды средних и способы их вычисления. Средняя величина простая и взвешенная. Свойства средней величины. Исчисление средней из интервального ряда распределения по методу моментов. Структурные средние.
Средний показатель
- показатель в форме средней величины, представляющий собой обобщенную количественную характеристику признака в статистической совокупности в конкретных условиях места и времени. Средняя величина - наиболее распространенная форма статистических показателей, так как выражает типичные черты и дает общую характеристику но одному из варьирующих признаков. Так, например, одной из задач органов государственной статистики является характеристика уровня жизни населения, в том числе в проработке по социальным группам. При этом сравнение дохода каждой семьи без подразделения на подгруппы невозможно, так как количество членов семьи, их возрастной состав, социальный статус разные. Если выполнять сравнение по социальным группам, тогда также не достигнуть объективности, так как численности по группам разные. Поэтому для характеристики уровня жизни используют только средние показатели, такие как средняя годовая заработная плата по категориям и в целом по предприятию, среднедушевой доход с выделением социального положения и другие. Средние показатели, получаемые при таком подходе, являются типичными. В общем виде формула для расчета среднего показателя выглядит следующим образом: В зависимости от того, в каком виде представлены исходные данные для расчета средней, различают среднюю арифметическую, среднюю гармоническую и среднюю геометрическую величину. Средняя арифметическая величина
(х) - наиболее распространенный вид средней. Значения признака могут быть представлены в сгруппированном и не-сгруппированном виде, вследствие чего и расчет средней арифметической может выполняться с использованием различных формул. Если значение признака представлено в исходной совокупности без группировки, расчет ведется по формуле простой
(невзвешенной) средней
Показатель Формула Средняя арифметическая простая Средняя арифметическая взвешенная Упрощенный способ расчета средней арифметической Средняя гармоническая простая Средняя гармоническая взвешенная Мода Медиана
Задача 1. Имеется информация о численности студентов ВУЗов города и удельном весе (%) обучающихся студентов на коммерческой основе: ВУЗы города Общее число студентов (тыс. чел.) Из них удельный вес (%), обучающихся на коммерческой основе. УГТУ—УПИ 15 15 УрГЭУ 3 10 УрГЮА 7 20 Определить: 1) средний удельный вес студентов ВУЗов, обучающихся на коммерческой основе; 2) число этих студентов. Задача 2. Сумма невыплаченной своевременно задолженности по кредитам на 1 июля составляла 92,4 млн. денежных единиц. По отдельным отраслям экономики она распределялась следующим образом: Отрасль народного хозяйства Сумма невыплаченной задолженности, млн. денежных единиц Удельный вес невыплаченной задолженности в общем объеме кредитов, % А 32,0 20 В 14,0 28 С 46,4 16 Определить средний процент невыплаченной своевременно задолженности. Обоснуйте выбор формы средней. Задача 3. За прошлый квартал банком выплачено процентов по депозитам 98 тысяч денежных единиц, в том числе: по краткосрочным – 63, среднесрочным – 35. депозитная процентная ставка соответственно составляла 7,5 и 9%. Определите среднюю депозитную процентную ставку. Обоснуйте выбор формы средней. Задача 4. Имеются данные по 2-м заводам, вырабатывающим одноименную продукцию. Определить для каждого года отдельно средние затраты времени на единицу продукции по двум заводам вместе. Завод Предыдущий год. Текущий год Затраты времени на единицу продукции, час Изготовлено продукции, тыс. шт. Затраты времени на единицу продукции, час Затраты времени на всю продукцию, час 1 2 2 1,8 3960 2 2,2 3 2 6400 Тема 4. Показатели вариации Понятие вариации и ее значение. Абсолютные показатели вариации. Относительные показатели вариации. Виды дисперсии. Правило сложения дисперсий. Вариация альтернативного признака. Коэффициент детерминации и эмпирическое корреляционное отношение.
Колеблемость, многообразие, изменяемость величины признака у отдельных единиц совокупности называется вариацией.
Измерение вариации дает возможность оценить степень воздействия на данный признак других варьирующих признаков. По степени вариации можно судить о многих сторонах развития явления: об однородности совокупности, об устойчивости индивидуальных значений признака, типичности средней, о взаимосвязи признаков одного явления и признаков разных явлений. На основе показателей вариации в статистике разрабатываются другие показатели: тесноты связи между явлениями и их признаками, показатели точности выборочного наблюдения. Показатели вариации делятся на 2 группы: абсолютные и относительные.
К абсолютным
показателям вариации относятся: размах вариации (R); среднее линейное отклонение (d); дисперсия; среднее квадратическое отклонение.
Относительные
показатели вариации определяются как отношение абсолютных показателей вариации к средней арифметической или медиане. Показатель Формула Размах вариации Среднее линейное отклонение Дисперсия Упрощенный способ расчета дисперсии Среднее квадратическое отклонение Коэффициент вариации Коэффициент осцилляции Линейный коэффициент вариации Дисперсия альтернативного признака Групповая дисперсия Внутригрупповая дисперсия Межгрупповая дисперсия Общая дисперсия Коэффициент детерминации Эмпирическое корреляционное отношение
R=
d=
Задача 1 При изучении влияния рекламы на размер среднемесячного вклада в банках района обследовано 2 банка. Получены следующие результаты: Размер месячного вклада, рубли Число вкладчиков Банк с рекламой Банк без рекламы До 500 ----- 3 500-520 ----- 4 520-540 ----- 17 540-560 11 15 560-580 13 6 580-600 18 5 600-620 6 ----- 620-640 2 ----- Итого 50 50 Определить: 1) для каждого банка: а) средний размер вклада за месяц; б) дисперсию вклада; 2) средний размер вклада за месяц для двух банков вместе. 3) Дисперсию вклада для 2-х банков, зависящую от рекламы; 4) Дисперсию вклада для 2-х банков, зависящую от всех факторов, кроме рекламы; 5) Общую дисперсию используя правило сложения; 6) Коэффициент детерминации; 7) Корреляционное отношение. Задача 2. Имеются данные о распределении населения России по размеру денежного дохода в условном году Группы населеня по доходам в мес., тыс. руб. Численность населения, % к итогу До 3 21 3-5 41 5-7 22 7-9 10 9-11 5 Более 11 1 итого 100 Определить:1)среднедушевой доход за изучаемый период в целом, используя упрощенный способ; 2) среднедушевой доход в форме моды и медианы для дискретного и интервального рядов; 3) дисперсию способом моментов; 4) среднее квадратическое отклонение; 5) коэффициент вариации Задача 3. Имеется группировка предприятий по величине товарной продукции: Группы предприятий по величине товарной продукции, тыс. руб. Число предприятий До 200 200-400 400-600 600-800 800 и более 5 2 25 3 2 Итого 37 Определить: 1) дисперсию величины товарной продукции; 2) среднее квадратическое отклонение; 3) коэффициент вариации Задача 4. Имеются следующие данные о расходах граждан в январе условного года: Вид поселения Количество обследованных хозяйств Среднедушевой расход, денежных единиц, за месяц Дисперсия расходов Город 36 120 324 Село 64 50 196 Определить: 1) среднедушевой расход городских и сельских жителей; 2) дисперсии душевого расхода: среднюю из групповых, межгрупповую, общую; 3) зависимость расходов от места жительства, исчислив коэффициент детерминации и эмпирическое корреляционное отношение. Тема 5. Выборочное наблюдение Понятие о выборочном наблюдении и его задачи. Виды выборок. Ошибки выборки. Доверительная вероятность. Определение необходимого объема выборки. Оценка результатов выборочного наблюдения и распространение их на генеральную совокупность.
Выборочное наблюдение проводится в тех случаях, когда проведение сплошного наблюдения невозможно или экономически нецелесообразно. Например, проверка качества отдельных видов продукции может быть связана с ее уничтожением, а некоторые совокупности настолько велики, что физически не возможно собрать данные в отношении каждого из их членов. Также выборочное наблюдение используют для проверки результатов сплошного наблюдения. Выборочной совокупностью
называют ту часть единиц, которые отобраны для наблюдения а генеральной
- всю совокупность единиц, из которых производится отбор Качество результатов выборочного наблюдения зависит от того, насколько состав выборки представляет генеральную совокупность, т.е., насколько выборка репрезентативна.
Для обеспечения репрезентативности выборки необходимо соблюдение принципа случайности отбора единиц. Методы отбора единиц в выборочную совокупность подразделяют на повторный
и бесповторный
При повторном
отборе каждая попавшая в выборку единица возвращается в генеральную совокупность и имеет шанс вторично попасть в выборку. При этом вероятность попадания в выборочную совокупность для всех единиц генеральной совокупности остается одинаковой. Бесповторный
отбор означает, что каждая отобранная единица не возвращается в генеральную совокупность и не может подвергнуться вторичной регистрации, а поэтому для остальных единиц вероятность попадания в выборку увеличивается. Бесповторный отбор дает более точные результаты по сравнению с повторным, т.к. при одном и том же объеме выборки наблюдение охватывает больше единиц генеральной совокупности. При формировании выборочной совокупности используют следующие виды (способы) отбора:
простой случайный отбор; механический отбор; серийная, расслоенная (типическая или стратифицированная), многоступенчатая, многофазовая и моментная выборки. Случайный
отбор производится с помощью жеребьевки либо по таблице случайных чисел. В первом, случае
всем элементам генеральной совокупности присваивается порядковый номер и на каждый элемент заводится жребий в виде пронумерованных шаров или карточек-фишек, которые перемешиваются и помещаются в ящик. Затем производится отбор «наудачу». Во втором случае
из специальных таблиц производится выбор случайных чисел, которые образуют порядковые номера для отбора. Например, имеется ряд чисел: 60280, 88925. 99610. Применение комбинации этих чисел зависит от размера совокупности: если в ней 1000 единиц, то порядковый номер каждой единицы должен состоять из трех цифр от 000 до 999. В этом случае приведенный ряд чисел даст пять первых номеров единиц выборочной совокупности: 602,808, 892, 599, 610. Остальные номера получают аналогично до тех пор, пока не будет получен заданный объем выборочной совокупности. При механическом
способе отбирается каждый ральной совокупности. Например, если имеется совокупность из 100 тыс. единиц и требуется выборка в 1000 единиц, то в нее попадет каждый сотый элемент. Если единицы совокупности не ранжированы относительно изучаемого признака, то 1 -й элемент выбирается наугад, произвольно, а если ранжированы - то из середины 1-й сотни. При серийном
способе в порядке случайной или механической выборки отбирают не единицы, а определенные районы, серии (гнезда), внутри которых проводится сплошное наблюдение. Расслоенным
(стратифицированным) способом производится отбор единиц из неоднородной совокупности. Для этого генеральную совокупность с помощью типологической группировки разбивают на однородные группы, а затем из каждой группы случайным или механическим способом отбирают единицы в выборочную совокупность. При этом единицы разных групп включаются в выборку пропорционально их численности в генеральной совокупности. Показатель Формула общее число единиц единицы, обладающие каким-либо признаком доля единиц, обладающих этим признаком доля единиц, не обладающих этим признаком средняя величина признака дисперсия признака повторный отбор: средняя ошибка доли средняя ошибка признака предельная ошибка доли предельная ошибка признака бесповторный отбор: средняя ошибка доли средняя ошибка признака предельная ошибка доли предельная ошибка признака перенос выборочных характеристик на генеральную совокупность численность выборки повторный отбор бесповторный отбор N; n
(1-р);
Задача 1. Имеется информация о выпуске продукции (работ, услуг), полученной на основе 10% выборочного наблюдения по предприятиям области: Группы предприятий по объему продукции, тыс. руб. Число предприятий (f) 1 2 До 100 100-200 200-300 300-400 400-500 500 и > 28 52 164 108 36 12 итого 400 Определить: 1) по предприятиям, включенным в выборку: а) средний размер произведенной продукции на одно предприятие; б) дисперсию объема производства; в) долю предприятий с объемом производства продукции более 400 тыс. руб.; 2) в целом по области с вероятностью 0,954 пределы, в которых можно ожидать: а) средний объем производства продукции на одно предприятие; б) долю предприятий с объемом производства продукции более 400 тыс. руб.; 3) общий объем выпуска продукции по области. Задача 2. По результатам контрольной проверки налоговыми службами 400 бизнес-структур, у 140 из них в налоговых декларациях не полностью указаны доходы, подлежащие налогообложению. Определите в генеральной совокупности (по всему району) долю бизнес-структур, скрывших часть доходов от уплаты налогов, с вероятностью 0,954. Задача 3. Для изучения экономической активности населения района из 200 000 человек методом случайного бесповторного отбора опрошено 4 000 человек. Из них 1 600 человек вложили свои ваучеры в инвестиционные фонды или акции предприятий. С вероятностью 0,954 определить пределы населения всего района, в которых находиться доля экономически активного населения района. Задача 4. Для определения средней величины заработной платы работников малых предприятий необходимо провести выборочное обследование методом случайного повторного отбора. Какое количество работников нужно отобрать, чтобы ошибка выборки с вероятностью 0,954 не превышала 2 тыс. руб. при среднем квадратическом отклонении 10 тыс. руб. Тема 6. Ряды динамики Понятие и классификация рядов динамики. Аналитические показатели изменения уровней ряда динамики. Средние показатели ряда динамики. Сопоставимость уровней и смыкание рядов динамики. Компоненты ряда динамики. Методы анализа основной тенденции (тренда) в рядах динамики. Модели сезонных колебаний.
Рядом динамики
в статистике называется ряд чисел, характеризующих изменение величины социально-экономических явлений во времени. Каждый ряд динамики состоит из двух элементов: 1) ряд уровней изучаемого явления (у); 2) ряд периодов времени, к которому относятся уровни ряда (t). Классификация рядов динамики
1. В зависимости от способа выражения уровней ряды динамики подразделяются на ряды абсолютных, относительных
и средних величин.
2. В зависимости от того, как выражают уровни ряда состояние явления на определенные моменты времени, различают моментные
и интервальные
ряды динамики. 3. В зависимости от расстояний между уровнями ряды динамики подразделяются на ряды с равностоящими
и неравностоящими
уровнями ряда во времени. Показатель Формула Абсолютный прирост Темп роста Темп прироста Абсолютное содержание 1% прироста Средний уровень ряда Средний абсолютный прирост Средний темп роста Средний темп прироста
Задача1. Данные о площадях под картофелем до и после изменения границ района, тысяч гектаров: периоды площадь под картофелем 1 2 3 4 5 6 7 До изменения границ района 110 115 112 ----- ----- ----- ----- После изменения границ района ----- ----- 208 221 229 234 230 Сомкнутый ряд 204.2 213.5 320 221 229 234 230 Сомкнуть ряд, выразив площадь под картофелем в условиях изменения границ района. Задача 2. Имеется информация об экспорте продукции из региона за ряд лет. Год Экспорт, тысяч долларов 2004 42376 2005 44298
|