Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 24

 

Поиск            

 

Указания методические по выполнению курсовой работы для студентов специальности 080115 «Таможенное дело» Владимир 2009 г

 

             

Указания методические по выполнению курсовой работы для студентов специальности 080115 «Таможенное дело» Владимир 2009 г

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Владимирский государственный университет

Кафедра "Экономическая теория"

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

____________ В.А. Немонтов

"___" ______________ 2009 г.

Экономика таможенного дела

методические указания по выполнению курсовой работы

для студентов специальности 080115 «Таможенное дело»

Владимир – 2009 г

ББК 65.428

Г – 09

Составитель: Гридина Е.И.

Рецензент:

Лапыгин Ю.Н., доктор экономических наук, профессор

Экономика таможенного дела:

Методические указания и рекомендации по выполнению курсовой работы

Излагаются требования к структуре и содержанию курсовой работы, даются методические указания к разработке ее отдельных разделов, требования к оформлению, приводится тематика курсовых работ.

Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 080115 «Таможенное дело»

Печатается в авторской редакции

СОДЕРЖАНИЕ

1. Методические указания по выполнению курсовой работы 4

1.1. Общие положения 4

1.2. Выбор темы курсовой работы 4

1.3. Структура и содержание курсовой работы 5

1.4. Оформление курсовой работы 6

1.5. Представление курсовой работы на проверку и порядок защиты 7

2. Рекомендуемая литература 7

Приложение 1. Тематика курсовых работ 11

Приложение 2. Образец титульного листа 15

Приложение 3.Примерные структура и содержание курсовой работы 18

Методические указания по выполнению курсовой работы

1.1. Общие положения

является важной частью в изучении студентами учебной дисциплины «Экономика таможенного дела».

Цель выполнения курсовой работы – закрепление и расширение теоретических и практических навыков студентов по широкому спектру хозяйственной деятельности и совершенствованию механизма таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности на основе пересмотра действующей нормативно – правовой базы, применения передовых технологий и соответствующего изменения практики.

Задачами курсовой работы являются:

- расширение полученных в ходе изучения дисциплины теоретических знаний;

- развитие навыков самостоятельной работы с литературными источниками, нормативно – правовыми документами;

- умения формировать информационную базу исследования на основе официальных экономических, статистических и доступных отчетных данных таможенных органов, их структурных подразделений и использовать ее в аналитической работе.

должна представлять собой самостоятельно выполненное и законченное научное исследование выбранной темы и иметь теоретическое и практическое значение. Студент должен показать не только знание теоретических основ и способность применить их в решении практических задач, но и способность к анализу и обобщению экономической информации. Изложение материала должно носить полемический характер, отражать различные точки зрения на изучаемую проблему и отражать собственные взгляды автора.

1.2. Выбор темы курсовой работы

Студенту предоставляется право самостоятельного выбора темы курсовой работы. Выбор производится на основании имеющегося перечня тем курсовых работ (Приложение 1).

При выборе темы студент должен исходить из своих научных и практических интересов в конкретной области экономики таможенного дела, а также потребности конкретного таможенного органа ( например, являющегося настоящим или предполагаемым местом работы), в разработке того или иного направления экономической деятельности.

Окончательно тема курсового исследования согласовывается с руководителем (преподавателем) и принимается к разработке.

1.3. Структура и содержание курсовой работы

должна состоять из следующих частей:

-Введение;

- Глава 1 (теоретическая);

-Глава 2 (расчетно-аналитическая);

- Глава 3 (практическая);

- Заключение;

Библиографический список.

Каждая глава может включать 2-3 параграфа, а также иллюстративные материалы (таблицы, схемы, диаграммы и др.).

Примерные структура и содержание курсовой работы приведены в Приложении 3.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы курсовой работы, ее значимость для повышения эффективности деятельности таможенных органов в целом. Формулируются цель и задачи, объект и предмет курсового исследования. Используемые приемы, методы и способы исследования. Раскрываются структура и краткое содержание работы. Примерный объем 2 – 3 страницы.

Первая глава работы - теоретическая. Выполняется на основе изучения имеющейся нормативно-правовых актов, отечественной и зарубежной научной и социально-экономической литературы.

Основное внимание должно быть уделено критическому обзору существующих точек зрения по данной проблеме и обоснованной аргументации собственной позиции и взглядов студента на решение проблемы. Теоретические положения, изложенные в главе, должны стать основой для выполнения последующих глав. Примерный объем главы-12 страниц.

Вторая глава работы – расчетно- аналитическая . Выполняется на основе экономической информации в конкретной области исследования. Источником экономической информации могут быть отчетные данные таможенных органов (пунктов), являющихся местом прохождения практики или местом работы, либо условные данные. Анализ имеющейся информации предполагает проведение необходимых расчетов, обобщение полученных результатов и получение обоснованных выводов. Примерный объем главы – 10 страниц.

Третья глава работы – прикладная. Основой ее выполнения должны стать результаты проведенного анализа второй главы. Глава должна содержать конкретные практические рекомендации, предложения и мероприятия, позволяющие, по мнению автора, повысить эффективность или совершенствовать реализацию конкретных функций и направлений деятельности таможенных органов. Примерный объем главы – 8-10 страниц.

В заключении отражаются результаты выполненной работы, существенные выводы и практические рекомендации. Примерный объем – 2-3 страницы.

Библиографический список должен включать все источники информации, изученные и проработанные студентом в процессе выполнения курсовой работы. Пример оформления библиографического списка приведен ив Приложении 4.

1.4. Оформление курсовой работы

должна быть выполнена преимущественно в компьютерном варианте (формат А4, шрифт 14, интервал – полуторный). Общий объем работы 30 -35 страниц. В исключительных случаях допускается рукописный вариант.

должна иметь титульный лист (Приложение 2), оглавление, основную часть и библиографический список.

После титульного листа следует Содержание, основная часть 9введение, глава 1, глава 2, глава 3, Заключение0 и библиографический список.

Все страницы нумеруются, счет страниц ведется с титульного листа. Однако ни титульный лист, ни содержание (оглавление) не нумеруются. Следовательно, введение будет 3-я страница и так далее по тексту.

Номер страницы ставится арабскими цифрами вверху страницы от центра. должна быть логически выдержана, которое заключается в увязке, последовательности изложения материала, содержания отдельных глав между собой и параграфов внутри глав.

При изложении позиции автора по отдельным проблемам необходимо использовать такие словосочетания, как «по нашему мнению», «на наш взгляд», «наш анализ», «мы полагаем» и т.д.

Каждую главу курсовой работы следует начинать с новой страницы .

Все главы и параграфы должны иметь заголовки и номер. В заголовках не допускается переноса слов, а в конце не ставится знак точка. Номера глав и параграфов обозначаются арабскими цифрами. Параграфы имеют сквозную нумерацию внутри главы. Сначала указывается номер главы, затем номер параграфа внутри данной главы. Например, 1.1..- первый параграф первой главы.

Иллюстративные материалы размещаются сразу после первого упоминания о них в тексте, имеют название и порядковый номер ( либо сквозной по всей работе, либо внутри отдельной главы). Например, Таблица 1.3. – третья таблица первой главы. Название таблиц размещаются над таблицами, а название рисунков – под рисунками.

Приводимые формулы должны быть пронумерованы. Номера непосредственно у правого поля страницы в круглых скобках), а обозначения расшифрованы.

Приводимые цитаты и статистические данные должны иметь ссылки на источники информации. Ссылки могут приводиться постранично (в конце страницы под чертой), либо иметь нумерацию, соответствующую порядковому номеру библиографического списка. В последнем случае ссылка делается по тексту в квадратных скобках: после окончания фразы, смысл которой заимствован автором, ставятся квадратные скобки, внутри которых проставляется номер литературного источника по библиографическому списку и номер страницы, где находится данный текст. Например, [9, с.17] – это ссылка на Внесение изменений в приказ Минэкономразвития России от 4 октября 2004г. № 270 «О структуре таможенных органов федеральной таможенной службы»: приказ Минэкономразвития России от 30.12.2005г № 357, цитируемый текст – на странице 17 приказа.

1.5. Представление курсовой работы на проверку и порядок защиты

сдается на кафедру экономической теории, либо непосредственно руководителю, не позднее 2 недель до начала экзаменационной сессии, о чем в специальном кафедральном журнале делается отметка и работе присваивается входящий номер с указанием даты поступления. Курсовые работы, рекомендованные к защите, защищаются студентами в соответствии с графиком защит. График вывешивается на информационной доске кафедры.

2. Рекомендуемая литература

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: [принят Гос. Думой 31 июля 1998 г., ред. От 9 мая 2005 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - №31. – Ст.3823.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1, 2: офиц.текст: по состоянию на 1 марта 2005 г. – Владивосток: ЛАИНС, 2005. – 528 с.

3. Таможенный кодекс Российской Федерации: [ принят 28 мая 2003 г.: изм. от 23.12.2003., 29 июня, 20 августа, 11 ноября 2004 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. - №22. – Ст. 2066.

4. Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон: [принят Гос. Думой 30.12.2001 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 3.

5. Вопросы Министерства экономического развития и торговли российской Федерации: постановление Правительства РФ: [от 07.04.2004 г. № 187: ред. от 13.08.2005., с изм. от 01.10.2005.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. - № 15. – Ст. 1480.

6. Методические рекомендации по балльной оценке конкурсных заявок и квалификации поставщиков, участвующих в конкурсах на размещение заказов на поставки товаров для государственных нужд: письмо Министерства экономики России: [от 02.06.2000 г. № АС-751/4-605].

7. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации: федеральный закон: [принят Гос. Думой 31.07.2004 г.] // Российская газета. – 2004. – 25 авг. – С. 4-5.

8. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон № 127 «О бюджетной классификации Российской Федерации»: федеральный закон: [принят Гос. Думой 08.08.2001: в ред. от 23.12.2004] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. - № 33 (ч. 2). – Ст. 3437.

9. О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 4 октября 2004 г. № 270 « О структуре таможенных органов Федеральной таможенной службы»: приказ Минэкономразвития России от 30.12.2005 г. №357.

10. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федеральный закон: [принят Гос. Думой 27.07.2004 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. - № 1. – Ст.3215.

11. О ежемесячном денежном поощрении отдельных категорий военнослужащих и сотрудников, имеющих специальные звания: указ Президента РФ: [от 18.02.2005 г. № 177] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. – №8. ст. 631.

12. О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы Постановление Правительства РФ : [от 01.01.2002 г. №1: ред.08.08.2003 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - №1 (ч.2).

13. О мерах по повышению результативности бюджетных расходов: Постановление Правительства РФ: [от 22.05.2004 г. №249: ред. От 23.12.2004 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. - №22. – ст. 2180.

14. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: федеральный закон: [принят Гос. Думой 21.07.2005 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. - №30 (ч. 1). – ст. 3105.

15. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ: [от 9 марта 2004 г. № 314: ред. От 14.11.2005 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. - №11. – ст. 945.

16. О структуре таможенных органов Федеральной таможенной службы (Региональных таможенных управлений и таможен): приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации: [от 04.10.2004 г. №270].

17. О целевой программе развития таможенной службы Российской Федерации на 2004-2008 годы: приказ ГТК России: [от 20.08.2004 г. ] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - №31. – ст. 3813.

18. Об оценочной деятельности в Российской Федерации: федеральный закон: [принят 29.07.1998 г.: в ред. от 22.08.2004 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - № 31. – Ст. 3813.

19. Об утверждении инструкции об оплате труда работников таможенных органов РФ на основе единой тарифной сетки: приказ ГТК России: [от 30.11.2000 г. Ред. От 30.09.2005 г.].

20. Об утверждении Положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета: постановление Правительства РФ: [от 11.10.2001 г. № 714: в ред. От 27.05.2005] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001.- № 43. ст. 4097.

21. Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора: постановление Правительства РФ [5.06.2004 г. № 278] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. - № 25 ст. 2561.

22. Об утверждении требований, предъявляемых таможенными органами Российской Федерации к строительству (реконструкции), обустройству и техническому оснащению воздушных, морских (речных) и железнодорожных пунктов пропуска через таможенную границу Российской Федерации: приказ ГТК России: [от 22.10.2001 г. № 1005: ред. Приказа ГТК России от 12.05.2003 г. № 490].

23. Об утверждении Порядка организации и проведении таможенных органов Российской Федерации: приказ ГТК России: [от 11.06.2004 г. № 663] // Таможенные ведомости. – 2004. - № 9.

24. Положение об уплате труда государственных служащих таможенных органов Российской Федерации: приказ ГТК России: [от 23.09.2002 г. № 1020].

25. Об утверждении общего положения о региональном таможенном управлении и общего положения о таможне: приказ ФТС России: [от 12.01.2005 г. № 7] // Российская газета. – 2005. – 8 апр.

26. Положение о Федеральной таможенной службе: постановление Правительства РФ: [от 21.08.2004 г. № 429: в ред. Пост. Правительства РФ от 10.06.2005 г. № 367] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. - № 35. – ст. 3637.

27. Абашев, А.О. казначейская деятельность в Российской Федерации [Текст]: учеб. Пособие. – Хабаровск: из-во Хабар. Гос. техн. Ун-та, 2004. – 241 с.

28. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: учебное пособие / ред. Д.А. Панков – 3-е издание. – М.: Новое знание, 2004. – 363с.

29. Адрианов В.Д. Современные проблемы и перспективы формирования Единого экономического пространства стран СНГ [Текст] // Маркетинг: - 2005. - № 5. – с. 3-12.

30. Анчишкина О.В. Государственные стратегические программы социально-экономического развития: состояние и перспективы [Текст] // Проблемы прогнозирования. 2005. – № 6. – с.27-42.

31. Барамзин, С.В. Управление качеством таможенной деятельности [Текст]. – М.: Книга и бизнес, 2001. – 304 с.

32. Барковский, А.Н., Шуйский, В.П. Стратегические партнеры России сегодня и на долгосрочной перспективе [Текст] // внешне-экон. бюл. – 2005. - № 12. – с. 21-28.

33. Белов, А.В. Факторы экономической динамики Дальневосточных регионов // Вестник ДВО РАН. - 2004. - № 6. – с.14-25.

34. Беляева, Е.Н., Кудрявцев. О.Е. Математические методы оценки таможенных рисков [Текст] //Академический вестник. – 2005. - № 3. – с. 6-8.

35. Богданова Е.Л., Судоргин Н.И. Мониторинг кадрового потенциала таможенной службы Российской Федерации: монография. – М.: РИО РТА, 2004.

36. Бондаренко Н.П. Регионализация таможенной системы в рыночно-трансформационной среде: факторы, тенденции, задачи [Текст] // Академически вест6ник. – 2005. - № 3. – С. 8-13.

37. Бородин К.Г. Теории международной торговли и торговая политика [Текст] // Внешнеэкон. бюл. – 2005. - № 12. – С. 4-14.

38. Булгай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения [Текст]: учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 256с.

39. Бычков С.С, Администрирование поступлений в бюджетную систему РФ [Текст] // Право и экономка. – 2006. - № 1. – С. 43-46.

40. Бюджетная система Российской Федерации: учебник/ под. ред. профессора О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2002.

41. Вавилов Ю.А., Скачков С.В., Бейдин А.В. Таможенное сотрудничество: проблемы и перспективы развития [Текст] // Академический вестник. – 2005. - № 3. – С. 13-18.

42. Вахрин П.И. Инвестиции [Текст]: учеб. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация « Дашков и К», 2005. – 380 с.

43. Волков И.М. Проектный анализ: учебник для вузов / И.М. Волков, М.В. Грачева. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 423 с.

44. Воробьев А.М. Приграничное сотрудничество: таможенный аспект [Текст] // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. – 2005. – № 1-2. – С. 65-69.

45. Воронцова Н. Коридоры в АТР [Текст] // Дальневосточный капитал. – 2005. - № 10. – С. 54-55

46. Выгоды упрощенных процедур [Текст] // Таможня. – 2005. - № 19. – С. 14.

47. Глазьев С. Федеральная социально-экономическая политика: принципиальных изменений не намечается… [Текст] // Рос. экон. журнал. – 2005. - № 7-8. С. 3-32.

48. Голубев М.П. Новые подходы к планированию [Текст] // Деньги и кредит. – 2005. - № 11. – С. 74

49. Гордеев А.В. Особая экономическая зона « Благовещенск- Хэйхэ» [Текст] // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. – 2005. - № 1-2. – С. 56-59.

50. Горегляд В. Бюджетная трехлетка (2006-2008) и экономическая политика государства [Текст] // Вопросы экономики. – 2005. - № 8. – С. 106-113.

51. Гранатуров В.М. экономический риск: Сущность, методы измерения, пути снижения: учебное пособие. – 2-е изд. – М.: ДИС, 2002. – 159 с.

52. Демченко А.А, Организационное планирование в таможенных органах Российской Федерации: учебно-метод. пособие. – М.: РИО РТА, 2000. – 59 с.

53. Дронов Р.И. Оценка экономической эффективности объектов таможенной инфраструктуры: многокритериальный подход. – М.: РИО РТА, 1999. – 136 с.

54. Зиновьева А.Л. Совершенствование аналитической деятельности таможенных органов в свободных экономических зонах [Текст]: автореф. дис. канд. экон. наук. – М.: РИО РТА, 2005. – 30 с.

55. Ершов А.Д. Информационное обеспечение управления в таможенной системе: монография / А.Д. Ершов, П.С. Копанева. – СПб.: Знание, 2002. – 232 с.

56. Ершов А.Д. Международные таможенные отношения: учеб. пособие. – СПб.: ИВЭСЭП, С.-Петербургский филиал РТА им. В.Б. Бобкова; «Знание», 2000. – 207 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тематика курсовых работ

1. Таможенная служба как социально-экономическая система.

2. Таможня как объект и субъект предпринимательской деятельности.

3. Экономические основы функционирования таможенных органов в условиях рынка.

4. Место таможенной системы в механизме государственного регулирования ВЭД.

5. Организация таможенного дела.

6. Совершенствование структуры управления таможенных органов.

7. Стратегическое планирование таможенного дела.

8. Диагностика системы планирования таможенных органов.

9. Формирование показателей объем работ и услуг в таможенном деле.

10. Организационно – экономический механизм формирования и использования активов таможенных органов, их размещение и развитие.

11. Совершенствование организации и планирования материально – технического обеспечения таможенных средств.

12. Научно – технический прогресс и капитальное строительство в таможенном деле.

13. Организация таможенного контроля и таможенного оформления.

14. Реализация целевых программ в таможенном деле.

15. Организация системы нормирования в таможенном деле.

16. Стратегическое управление кадровым потенциалом таможенных органов.

17. Оценка системы планирования и мотивации штатной численности кадров таможенных органов.

18. Организация оплаты труда в таможенных органах и учреждениях Федеральной таможенной службы.

19. Планирование производительности труда таможенных органов.

20. Резервы и факторы роста производительности труда таможенных органов.

21. Смета доходов и расходов таможенных органов.

22. Бюджетные обязательства по обеспечению деятельности таможенной службы.

23. Финансовый контроль деятельности таможенных органов.

24. Таможенное инспектирование участников ВЭД.

25. Международное сотрудничество таможенных служб.

26. Влияние внешнеэкономических процессов на оценку полезности таможенного дела.

27. Эффективность таможенного дела.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Образец титульного листа

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Владимирский государственный университет

Кафедра "Экономическая теория"

по дисциплине «Экономика таможенного дела»

Студент------------------- -------Ф.И.О.

Номер группы

На тему-------------------------------------------

Руководитель (ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.)

Владимир – 2009

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Примерная структура и содержание курсовой работы

на тему «Организационно – экономический механизм формирования и использования активов таможенных органов, их размещение и развитие»

Оглавление (или план)

Введение 3

Глава 1. Роль и значение активов таможенных органов, их размещение и развитие

1.1. Сущность и значение активов таможенных органов 5

1.2. Классификация активов таможенных органов 11

1.3. Оценка и методы исчисления амортизации основных средств таможенных органов 15

Глава 2. Анализ состояния активов, размещенных в основных средствах таможенных органов 18

2.1. Анализ финансовых активов таможенных органов 18

2.2. Анализ нематериальных активов таможенных органов 22

2.3. Анализ материалов (нефинансовых активов таможенных органов 26

Глава 3. Эффективность механизма управления формирования и использования активов таможенных органов 28

3.1. Механизм достижения научно – технического прогресса в таможенном деле 29

3.2. Экономическая эффективность внедрения достижений НТП в таможенное дело 30

Заключение 32

Библиографический список 34

Приложения………………………………………………………………35


Методические указания составлены согласно ГОС специальности (направления) 080115 "Таможенное дело", утвержденному в 2006 году, применительно к учебному плану специальности (направления), утвержденному ректором ВлГУ в 2008 году.

Методические указания составил д.э.н., профессор Е.И. Гридина

Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Экономическая теория»

«___» ____________200__ г., протокол № ________

Зав. кафедрой, ____________________________ к. т. н. В.Г. Смирнов

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании учебно-методической комиссии специальности (направления), 080115 "Таможенное дело"

«___» ___________200__ г., протокол №__________.

Председатель учебно-методической комиссии __________________

Методические указания переутверждены:

на _______ учебный год, протокол № ______ от ___________________

Зав. кафедрой _____________________

на _______ учебный год, протокол № ______ от ___________________

Зав. кафедрой