Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 24

 

Поиск            

 

Указания методические по прохождению практикума для студентов очной формы обучения специальности 080502

 

             

Указания методические по прохождению практикума для студентов очной формы обучения специальности 080502

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой «Экономика и управление»

___________________________А.П.Романов

«_____»________________________2007 г.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПРАКТИКУМ

методические указания

по прохождению практикума

для студентов очной формы обучения

специальности 080502

"Экономика и управление на предприятии"

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ БЛОК

Часть IV

Производственная практикка

для студентов 4-го курса дневной формы обучения

Часть V

Преддипломная практика

для студентов 5-го курса дневной формы обучения

и 6-го курса заочной формы обучения

Тамбов 2007 г.


ББК У9(2)

УДК 658.681.2

М 747

Самостоятельный практикум: методические указания по прохождению практикума для студентов очной и заочной формы обучения специальности 080502 "Экономика и управление на предприятии" /Сост. А. П. Романов, В. М. Безуглая, В. Д. Жариков, Г. Г. Серебренников, Н. Н. Мозгов, – Тамбов: Тамб. гос техн. ун-т, 2007 – 34 с.

Дан производственный блок сквозной программы прохождения практики студентами 1 –5 курсов дневного отделения и 6 курса заочного отделения специальности 080502.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ БЛОК

Часть IV. Производственная практика (для студентов 4-го курса дневной формы обучения.

Часть V. Преддипломная практика (для студентов 5-го курса дневной формы обучения и 6-го курса заочной формы обучения).

Составители:

А. П. Романов

В.М. Безуглая

В.Д. Жариков

Г.Г. Серебренников

Н.Н. Мозгов

Одобрено редакционно-издательским советом университета

СОДЕРЖАНИЕ

1

Организация прохождения практики

4

Производственный блок самостоятельного практикума

2.

Часть IV. Экономико-управленческая практика
«Анализ маркетинговой среды фирмы»

(для студентов 4-го курса дневной формы обучения)

8

2.1.

Цели, задачи и содержание практики

8

2.2.

Структура и содержание отчета о практике

9

2.2.1.

Экономический анализ деятельности предприятия

9

2.2.2.

Коммерческий анализ деятельности предприятия

10

3.

Часть V. Преддипломная практика

«Исследование, разработка и внедрение бизнес системы»

(для студентов 5-го курса дневной формы обучения

и 6-го курса заочной формы обучения)

12

3.1.

Организация преддипломной практики

12

3.2.

Основные требования к содержательному аспекту преддипломной практики

14

3.3.

Выбор студентом направления проведения преддипломной практики

15

3.4.

Назначение руководителя преддипломной практики

16

3.5.

Сбор и анализ практического материала

17

3.6.

Требования к оформлению отчета

19

3.7.

Порядок защиты отчета по преддипломной практике

20

4.

Структура дипломной работы

20

ПРИЛОЖЕНИЯ

22

1. Организация прохождения практики.

В соответствии с ГОСом учебный план специальности 06.08.00 включает следующие виды практик.

Учебный блок:

1. Ознакомительная (2 семестр, 2 неделя).

2. Производственно-технологическая (4 семестр, 2 недели).

Производственный блок:

3. Организационно-экономическая (6 семестр, 4 недели);

4. Экономико-управленческая (8 семестр, 4 неделя);

5. Преддипломная (10 семестр, 6 недель).

Студенты отрабатывают вопросы программы практики, как правило, на современных передовых производственных государственных и коммерческих предприятиях (фирмы различных форм собственности) г. Тамбова и Тамбовской области (например, АО «Полимермаш»; АО «Пигмент»; АО «завод Комсомолец»; «Тамбовская ТЭЦ»; «Тамбовский завод АРТИ»; ОАО «ТАГАТ»; ОАО «ТАМП» и т.д.), заключившие договор на подготовку специалистов в ТГТУ или предприятиях, определяемых кафедрой и согласованных со студентом.

Студент также может самостоятельно найти предприятие - базу практики и до начала практики информирует об этом выпускающую кафедру и согласовывает с ней условия ее прохождения.

На основании приказа ректора университета «О производственной практике студентов 1, 2. 3, 4, 5 курсов дневного отделения специальности 060800 и назначении руководителей практики» студенту вручается уведомление - направление на практику, которое он предоставляет администрации предприятия. Руководство последнего издает соответствующий приказ о назначении руководителя практики or предприятия.

Консультирование студента осуществляется преподавателем руководителем, назначенным кафедрой и кафедрами профилирующих дисциплин.

Условие допуска к практике:

† отсутствие академической задолженности;

† наличие направления от университета на практику - направление студент должен иметь по прибытию на практику;

† наличие документа, удостоверяющего личность, на основе которого студенту выписывается пропуск на предприятие.

Индивидуальная программа, задание, документы, приложения разрабатываются преподавателями и утверждаются на заседании кафедры. Студент-практикант обязан вести дневник практиканта (Приложение 1) и еженедельно сообщать руководителям практики от ТГТУ и предприятия о ходе выполнения программы практики (см. табл. 1).

Таблица 1

График прохождения производственной практики

задания

Время отработки

Дата

проверки

Оценка

Замечания преподавателя

1

2

3

4

5

Материалы практики оформляются в виде отчета, представляемого вместе с дневником практиканта в установленные графиком сроки на кафедру для получения зачета. Информация, собранная на предприятии (приложения) защищается студентом и оценивается руководителем практики от предприятия и от университета. Оценка результатов практики проставляется в ведомости учебной группы и зачетную книжку студента руководителем практики от университета.

Оценка проставляется по четырехбальной системе. В случае получения неудовлетворительной оценки студент не допускается к дальнейшему учебному процессу.

1.1. Требования к оформлению отчета.

Отчет должен быть оформлен аккуратно, в соответствии с ОСТом.

Текст работы излагается на одной стороне белой писчей бумаги формата А4 (210х297 или 203х288) четким и разборчивым почерком, черной, синей или фиолетовой пастой.

Каждую страницу работы надо использовать полностью, пропуски допустимы лишь в конце разделов.

Текст должен быть разделен на абзацы, каждый из которых включает самостоятельную мысль, состоящую из нескольких предложений. В тексте следует избегать повторений, логических противоречий. Недопустимо писать с грамматическими и стилистическими погрешностями. Текст отчета должно отличать: четкость построения материала по вопросам программы, логическая последовательность изложения вопросов, краткость и точность мыслей, исключающих однозначное толкование, конкретность изложения проделанной работы, обоснованность выводов и предложений.

Номера страниц проставляются арабскими цифрами в правом верхнем углу без других дополнительных знаков; на титульном листе номер страницы не ставится.

Страницы брошюруют в папку. Копии документов, таблицы, схемы прилагаются по тексту в разделе «Приложение».

В тексте не допускается сокращение слов, кроме общепринятых слов и словосочетаний.

1.2. Перечень материалов к отчету.

Отчет по практике должен содержать следующие материалы:

1) Титульный лист со всеми надлежащими подписями (Приложение 2).

2) Оглавление . Представляет собой перечень приведенных в отчете разделов и тем с указанием страницы.

3) Введение . Включает краткую характеристику базы практики, историческую справку о развитии предприятия (организации), выпускаемой продукции, задачи предприятия на современном этапе.

4) Основная часть . Отчет о конкретно выполненной студентом работе в период практики. Содержание этого раздела отчета должно отвечать требованиям программы всех частей практики. Количество вопросов, типовых задач и их состав определяется студентом самостоятельно, однако, отчет должен показать глубину подготовки студента в области одного из направлений специализации при дальнейшем обучении.

5) Заключение . Студент-практикант делает свои выводы и вносит предложения по совершенствованию организации производства и труда, системы планирования и управления на предприятии.

6) Литература . Список использованной литературы включает в себя нормативные акты, стандарты предприятий, методические указания и рекомендации в соответствии с ГОСТ 71 -80

7) Приложения . В приложения вносятся соответствующие документации (бланки, формы, схемы, графики и т.п.), которые студент подбирает и изучает в ходе практики, при написании отчета, а также информация для отчета.

8) Отзыв с места прохождения практики . К отчету прилагается отзыв с места прохождения практики, подписанный руководителем учреждения и заверенный печатью. Отзыв должен содержать краткую характеристику и оценку работы студента на практике и его профессиональных навыков.

Иная информация

При прохождении практики следует помнить, что надлежащее качество усвоения учебного материала и выполнение контрольных, курсовых и дипломных работ обеспечивается ознакомлением (сбором) ряда аналитических среднеотраслевых показателей, показателей предприятий-конкурентов, рекомендуемые (или общепринятые) значения отдельных показателей деятельности предприятия в условиях рыночной экономики, нормы и нормативы, установленные законодательством РФ, нормы и нормативы предприятия.

Данные бухгалтерского баланса на начало отчетного периода года должны быть сопоставимы с данными бухгалтерского баланса на конец года предшествующего отчетному.

Производственный блок самостоятельного практикума

Часть IV

2. Экономико-управленческая практика

Анализ маркетинговой среды фирмы

для студентов 4-го курса дневной формы обучения

2.1. Цели, задачи и содержание практики

Цель: Формирование умений оценки состояния:

† маркетинговых коммуникаций,

† логистических процессов,

† уровня планирования конкурентоспособности товара,

† регулирования и прогнозирования результатов деятельности фирмы

Задачи :

† подкрепить теоретические знания на практике;

† собрать и систематизировать информационно-аналитический материал, необходимый для написания курсовых работ

Содержание:

1. Определение соответствия целей деятельности фирмы существующей на рынке потребности.

2. Выявление противоречий между существующей потребностью и возможностью ее удовлетворения посредством:

† изучения потребительских предпочтений и особенностей их удовлетворения;

† изучение конкурентных преимуществ товаров субститутов;

† проведения модернизации технологии производства.

3. Анализ внутреннего потенциала фирмы.

4. Определение внутреннего резерва, обеспечивающего повышение эффективности коммерческой деятельности.

5. Определение прогнозируемой эффективности планируемых мероприятий.

6. Определение целей организации маркетинговых коммуникаций, особенностей реализации логистических процессов, планирования, регулирования и прогнозирования результатов деятельности фирмы.

7. Формулирование требований удовлетворения потребительских предпочтений посредством комплекса мероприятий.

8. Разработка рекомендаций для фирмы

В ходе практики студент должен продолжить изучение всех сторон производственно-экономической деятельности предприятия и углубленно изучить его коммерческую деятельность. Используя полученные знания по экономике предприятия и маркетингу, дать их общую характеристику и оценку, сделать выводы и предложить рекомендации по повышению эффективности производственно-коммерческого функционирования предприятия.

Студентом проводится комплексное изучение коммерческих аспектов деятельности предприятия и его основных функциональных подразделений, систематизируются и обобщаются собранные материалы, на основании которых составляется отчет о практике.

Руководителем практики от университета студенту может быть выдано индивидуальное задание.

Материалы практики оформляются в виде отчета.

2.2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА О ПРАКТИКЕ

2.2.1.Экономический анализ деятельности предприятия

Программа практики по разделу учитывает требования к содержанию курсовых проектов по ряду дисциплин: "Основы менеджмента"; "Маркетинг"; "Экономический анализ"; "Управление затратами" и т.д., а также дипломных проектов.

Направления сбора и анализа материала, отражающего экономические аспекты деятельности предприятия изложены в приложении А табл.1. и в самостоятельном практикуме, части III «Организационно-экономическая практика» и имеют целью дополнение и обновление фактологического материала. Анализ собранного материала направлен на формулировании динамики экономического состояния предприятия (организации).

2.2.2. Коммерческий анализ деятельности предприятия

Направления сбора и анализа материала, отражающего коммерческие аспекты деятельности предприятия затрагивают вопросы внешнеэкономической деятельности предприятия и маркетингового управления предприятием.

2.2.2.1. Внешнеэкономическая деятельность

Производственно-коммерческая деятельность предприятия неизбежно порождает комплекс вопросов, связанных с экспортно-импортной деятельностью, включая создание товаров для экспорта, их испытание, производство, сбыт на внешних рынках, сервис.

Вопросы, освещающие внешнеэкономическую деятельность существенно важны. Порядок и направление их сбора и анализа изложены в таблице 2 (приложение А).

2.2.2.2. Сбор информации о маркетинговой
деятельности предприятия

Исследования в маркетинге - система сбора, обработки и анализа информации, необходимой для уменьшения неопределенности при принятии маркетинговых решений.

Результатом исследований являются аналитические выводы и рекомендации, которые используются при выборе и реализации стратегии и тактики маркетинговой деятельности организации. Основными исследовательскими направлениями являются: рынок, конкуренты, потребители, цены, внутренний потенциал организации (приложение А, табл. 3).


Производственный блок самостоятельного практикума

Часть V

3. Преддипломная практика

Исследование, разработка и внедрение бизнес системы

для студентов 5-го курса дневной формы обучения

и 6-го курса заочной формы обучения

Организация и проведение преддипломной практики

студентов дневной и заочной форм обучения

Введение

Важным условием подготовки высококвалифицированных специалистов в области менеджмента является организация и проведение преддипломной практики, которая должна выполняться в тесной связи с производственной практикой, базироваться на конкретной (фактическом) материале, способствовать выявлению организационных резервов и повышению профессионального уровня менеджеров-специалистов.

3.1. Организация преддипломной практики

3.1.1. Цели, задачи и содержание преддипломной практики

Целями преддипломной практики являются?

† систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных производственных задач;

† развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладения методикой исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых на практике вопросов;

† оценка уровня подготовленности студентов к самостоятельной работе в условиях рыночной экономики;

† обеспечения дипломной работы практическим (фактологическим) материалом).

Задачами преддипломной практики являются?

† знакомство с уставом и/или учредительным договором предприятия, организации;

† изучение производственной и управленческой структур в целом и отдельных подразделений, их взаимосвязи;

† сбор данных по технико-экономическим и финансовым показателям деятельности предприятия;

† обработка и систематизация полученных данных;

† анализ динамики развития предприятия и выявление его финансового состояния;

† формирования проблемы исследования;

† формулирование гипотез решения проблемной ситуации и разработка предложений по развитию предприятия.

Содержание определяется избранной студентом специализацией, а рабочая программа практики определяется руководителем дипломной работы индивидуально согласно выбранной теме исследования. Профиль специальности 06 08 00 «Экономика и управления на предприятии» обусловливает необходимость включения в практическую работу студентов вопросов, связанных с управлением производственных процессов.

Этапы выполнения преддипломной практики имеют следующую последовательность:

† ознакомление с основными требованиями, предъявляемыми к прохождению преддипломной практики;

† выбор направления проведения преддипломной практики;

† составление плана работы и согласование его с руководителем практики;

† подбор и изучение литературных источников и нормативных актов;

† сбор и анализ практического материала, проведение анализа хозяйственной деятельности предприятия;

† написание и оформление отчета о преддипломной практике;

† защита результатов преддипломной практики.

3.2. Основные требования к содержательному аспекту

преддипломной практики

Вопросы, рассматриваемые в преддипломной практике, должны иметь практические значения, быть тесно увязаны с проблемами финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятия в реальных рыночных условиях.

Переход к рыночным отношениям тесно связан с преодолением кризисных явлений, стремлением организаций к стабилизации и экономическому росту, мероприятиями по укреплению финансового состояния организаций. Чтобы функционировать в конкурентной среде, присущей рыночным отношениям, организации и предприятия должны быть финансово устойчивыми, обладать достаточными собственными средствами, проводить эффективную экономико-организационную политику.

Эти актуальные задачи обусловливают тематику преддипломной практики. Студенты, на основании результатов преддипломной практики, должны осуществить анализ хозяйственной деятельности предприятия и предложить эффективное, с их точки зрения, решение поставленных задач в рамках предприятий, являющихся базой практики.

Содержательная часть отчета по преддипломной практики и его защита служит основанием для принятия решения о готовности студента приступить к работе над дипломным проектом, к самостоятельной практической деятельности по избранной специальности, его способности самостоятельно формулировать проблемы производства и разрабатывать необходимые предложения по повышению эффективности управленческого труда.

Преддипломная практика – это практически первая самостоятельная работа специалиста, использующего весь арсенал знаний и практических навыков, полученных в течение всего курса обучения.

Отчет о преддипломной практике должен:

† соответствовать современному состоянию и перспективам развития предприятий (организаций) в условиях рыночной экономики;

† содержать практический материал, посвященный анализу фактического состояния предприятия;

† представлять самостоятельное исследования организационно-экономических проблем, анализ хозяйственной деятельности и перспектив развития предприятия;

† делать на основе анализа соответствующие выводы и предложения.

Во всех случаях заимствования материалов статистики, внутриорганизационной отчетности, литературных источников и других данных, студент должен делать ссылки на источники опубликования согласно ГОСТу 7.1-84 «Библиографическое описание документов», ГОСТ 7.1-76 «Библиографическое описание произведений печати».

Структура отчета :

1. Общие сведения о предприятии.

2. Теоретические положения по решаемой проблеме.

3. Аналитическая часть: анализ технико-экономических и финансовых показателей.

4. Состояние и гипотезы решения выявленных на основе анализа проблемы.

5. Техника безопасности и гражданская оборона на предприятии.

6. Список используемых источников.

7. Приложения (собранный, проанализированный и подготовленный к презентации фактологический материал).

Отчет составляется и оформляется согласно стандарту ТГТУ.

3.3. Выбор студентом направления проведения

преддипломной практики

Выбор направления проведения преддипломной практики имеет исключительно большое значение. Направление проведения практики разрабатываются выпускающей кафедрой, рассматриваются и утверждаются на заседании кафедры. Примерный перечень типовых направлений проведения преддипломной практики следующий:

† менеджмент предприятия, структурных подразделений, персонала;

† основная деятельность предприятия (технико-экономическое обоснование совершенствование организационных структур, внедрение новых видов продукции, новых технологий, новой техники);

† инвестиционная деятельность;

† финансовая деятельность предприятия и бюджетирование;

† внешнеэкономическая деятельность предприятия;

† маркетинговый и логистический подходы к управлению;

† разработка и экономическая оценка бизнес-планов;

† региональные аспекты экономики и т.д.

Студент выбирает тему практики, как правило, из объявленного перечня тем. Однако, он имеет право предложить собственный вариант темы с логическим обоснованием целесообразности ее разработки. Прежде всего, студенту рекомендуется выбрать тему дипломной работы, которая соответствует специальности и специализации , по которой он обучался в вузе.

При выборе направления преддипломной практики следует исходить из темы дипломной работы. Основным критерием направления преддипломной практики является научный и практический интерес студента.

Ориентация дипломных работ на решение конкретных организационно-экономических задач – одно из приоритетных направлений развития самостоятельности и активности у студентов.

По одной теме могут выполнять практику несколько студентов, если объекты их изучения или круг изучаемых вопросов различны. Это различие отражается в отчете.

3.4. Назначение руководителя преддипломной практики

Руководители преддипломной практики назначаются из числа профессоров, доцентов, старших преподавателей кафедры. В целях сближения учебных требований с требованиями реальной управленческой деятельности к руководству практикой привлекаются специалисты – практики.

Руководитель практики:

† формулирует студенту задание;

† оказывает студенту помощь в составлении календарного графика на весь период выполнения задания;

† дает студенту консультации по теме практики;

† проверяет выполнение работы.

Задание должно быть выдано до направления студента на преддипломную практику. В нем указывается:

† тема дипломной работы;

† исходные данные к выполнению дипломной работы;

† перечень подлежащих сбору материалов.

После получения задания начинается самостоятельная работа студента по выполнению преддипломной практики. Успех ее в значительной мере будет зависеть от теоретической подготовленности студента.

3.5. Сбор и анализ практического материала

Успешный сбор практического материала для написания отчета по итогам преддипломной практики в значительной мере зависит от того, насколько четко студент представляет себе направление работы и какой материал необходимо получить.

К числу основных ведомственных материалов, которые необходимы для подготовки отчета, относятся:

† учредительные документы и устав организации (копии);

† материалы, необходимые для анализа хозяйственной деятельности предприятия (организации);

† планы работы предприятия;

† другие данные, необходимые для работы над дипломным проектом.

В процессе отбора материала и работы над ним у студента вырабатывается исследовательский подход к практике, необходимый каждому специалисту, выбравшему специальностью «Экономику и управление на предприятии».

При обработке практических материалов следует использовать современные методы математико-статистического анализа с тем, чтобы выявить закономерности и сделать научно-обоснованные выводы.

В организациях, предприятиях и учреждениях студенту-дипломнику следует выявить как положительные, так и отрицательные моменты хозяйственной деятельности. Особое внимание должно быть уделено обобщению передового опыта работы предприятия (организации), использование прогрессивный технологий.

За правильность приведенных в отчете данных отвечает ее автор.

Перед началом сбора практических материалов для отчета на предприятии студенту рекомендуется составить календарный график выполнения отдельных этапов работы.

Собрав и изучив литературные источники и практический материал, студент приступает к написанию отчета о преддипломной практике. По своей структуре отчет должен строиться в следующей последовательности:

1. Введение.

В данном разделе необходимо изложить краткую характеристику организации, ее структуры и систему управления.

2. Вопросы по индивидуальному заданию.

По каждому вопросу раскрыть следующее:

† краткая характеристика индивидуального задания (по материалам, нормативной документации или литературе);

† систематизация собранных материалов (положений, инструкций, статистических данных – согласно специализации), описание форм и методов деятельности организации;

† анализ собранных материалов и их оценка;

† выводы и предложения по решению конкретного вопроса.

3. Заключение.

В данном разделе должны быть четко сформулированы выводы и предложения студента, вытекающие из содержания работы.

4. Список литературы.

5. Приложения.

В приложениях представляются схемы, таблицы, расчеты и соответствующие образцы нормативной документации, применяемой в организации.

3.6. Требования к оформлению отчета

Изложение вопросов исследования должны быть последовательным, логичным. При написании отчет не всегда целесообразно использовать весь законспектированный и собранный материал. Эффективнее выбрать основные данные, позволяющие четко и обоснованно раскрыть хозяйственную деятельность предприятия.

Приводимые в тексте цитаты, данные бухгалтерской и статистической отчетности, следует тщательно сверить и сравнить их постраничными ссылками на источник. Формулы и справочные материалы, если они заимствованы, также должны иметь ссылки на источники.

Текст отчета должен быть разбит на отдельные параграфы (разделы), составленные соответственно плану отчета.

Большое внимание в отчете студенты должны уделить правильной трактовке приводимых понятий их трактовки и научности. Употребляемые термины и формулы должны быть общепринятыми или со ссылками на автора. Исключения составляют впервые вводимые те или иные понятия, термины и расчеты.

Содержание отчета необходимо иллюстрировать таблицами, схемами, диаграммами и другим иллюстративным материалом, которые размещают по тексту работы или в виде приложения.

Таблицы должны иметь номер и заголовок. Над таблицей указывается единица измерений. Если в таблице несколько единиц измерения, их указывают в соответствующей строке или графе.

Каждое предложение, сделанное в отчете, должно быть обосновано с позиции экономической целесообразности и перспектив использования в практической деятельности или в учебном процессе.

В заключение отчета делаются, как правило, краткие выводы и предложения, вытекающие из задач преддипломной практики. Желательно, чтобы предложения приводились с оценкой их эффективности.

В приложении приводятся копии учредительных документов организации, бухгалтерских балансов, статистических отчетов организации и других документов по материалом которых выполнен отчет о преддипломной практике.

3.7. Порядок защиты отчета по преддипломной практике

Заключительный этап практики – защита студентом отчета по практике. Отчет принимает преподаватель, руководитель дипломного проекта или руководитель практики от ВУЗа и, по возможности, от организации.

Одной из целей защиты отчета по преддипломной практике является установление факта полноты и актуальности собранной студентом информации, необходимой для обеспечения фактологической информационной базы для выполнения дипломной работы. Представленный материал должен соответствовать структуре дипломного проекта.

4. Структура дипломной работы

1. Введение:

† актуальность выбранной темы;

† объект и предмет исследования;

† цели и задачи работы;

† методы исследования;

† апробация результатов.

2.Теоретические основы решаемой проблемы (глава 1):

† понятийный аппарат;

† анализ отечественной и зарубежной научной литературы;

† выводы и предложения.

3.Аналитический раздел дипломной работы (глава 2):

3.1.Общие сведения о предприятии:

† наименование, форма собственности, виды деятельности, основные положения Устава и/или Учредительного договора, связи с поставщиками ресурсов и сегменты рынка;

† структура управления предприятием;

† планирование, учет, контроль и коммуникации на предприятии;

† производственная структура предприятия с описанием основных подразделений (подчиненность, функции, взаимосвязи);

† конкурентный статус предприятия.

3.2.Характеристика динамики технико-экономических и финансовых показателей предприятия (за три - пять лет):

† экономические ресурсы предприятия (балансовая стоимость основных средств, их структура и состояние, оборотные активы, их состав, структура и динамика имущества предприятия, состав персонала и его движение);

† анализ основных финансовых показателей;

† выводы по финансовой устойчивости и деловой активности предприятия.

4.Проектная часть дипломной работы (глава 3):

† разработка предложений по решению поставленной проблеме;

† расчет необходимых капитальных вложений и источников их покрытия;

† расчет себестоимости продукции, прибыли, рентабельности;

† расчет срока окупаемости, нормы прибыли, чистого дисконтированного дохода, индекса доходности с учетом инфляции (срок окупаемости должен находиться в пределах от 1 до 5 лет в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия, срок функционирования проекта до 5 лет);

† выводы об эффективности проекта.

5.Заключение, в котором приводятся основные результаты по дипломной работе.

6.Список используемых источников (не менее 20).

7.Приложения (помещаются основные табличные и аналитические материалы, на основе которых проведен технико-экономический и финансовый анализ: бухгалтерские балансы и приложения к нему, аналитические, отчетные, нормативные материалы предприятия и т.д.).

оформляется согласно стандарту ТГТУ, подписывается автором, руководителем дипломной работы, нормконтролером, консультантами и заведующим кафедрой, а в случае использования результатов на предприятии согласовывается с ведущим специалистом предприятия, его подпись удостоверяется печатью.

На дипломную работу руководитель пишет отзыв, а затем автор должен получить рецензию.

с отзывом и рецензией сдается на кафедру за 5 дней до защиты. При этом заведующий кафедрой подписывает допуск дипломной работы к защите.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение1

Дневник практики

Ф. И. О. студента

Курс группа

Предприятие

Вид практики

Руководитель от предприятия

(Ф. И. О., должность)

Руководитель от университета

(Ф. И. О., должность)

Разворот дневника

Дата и

место

работы

Перечень выполняемой работы

Выводы о

проделанной

работе

Подпись

руководителя

1

2

3

4

Приложение 2.

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ОТЧЕТА

Министерство образования Российской Федерации.

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ.

ОТЧЕТ

о самостоятельной практике

База практики_______________________________________

наименование предприятия (организации)

Исполнил студент____________________________________

И.О.Фамилия

Факультет__________________группа___________________

Консультант-преподаватель выпускающей кафедры __________________________________________________

И.О.Фамилия

Оценка______________________ _________________

дата

подпись

Тамбов 200_ г.

приложение 3

Таблица 1

Экономический анализ

1.

Учетная политика организации

2.

Бухгалтерская отчетность организации и пояснения к ней

В соответствии с Приказом Минфина России от 12 ноября 1996 года № 47 в состав годовой бухгалтерской отчетности включается:

а) бухгалтерский баланс (форма №1);

б) отчет о прибылях и убытках

(форма № 2);

в) пояснение к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:

† отчет о движении капитала

† (форма № 30;

† отчет о движении денежных средств (форма № 6);

† приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);

† пояснительная записка.

г) итоговая часть аудиторского заключения, если законодательством РФ аудит бухгалтерской отчетности является обязательным.


Таблица 2

Внешнеэкономическая деятельность

Характеристика вопроса

Показатель,

вид информации

1.

Форма внешнеэкономических отношений (экспорт, импорт, бартер товаров и услуг, торговля лицензиями и "Ноу-хау" и т.д.

Наименование внешнеэкономической сделки, договора

2

Содержание внешнеторгового контракта, договора и характеристика основных разделов

3

Характеристика зарубежного партнера

Реквизиты партнера

4

Существенные условия контракта

Наименование товара, количество, ад. измерений, цена, сумма

5

Финансовые условия

Валюта цены, валюта платежа, валютная оговорка, курс валюты, вид платежа и т.д.

6

Методика ценообразования и организация конкурсно - ценовой работы

Вид контрактной цены, источник ценовой информации

7

Организационные условия выхода на внешний рынок

Характеристика торгового посредника, условия взаиморасчетов и т.д., форма установления самостоятельных связей

8

Базисные условия поставки

Наименование базисной цены поставки, характеристика обязательств продавца и покупателя

9

Характеристика таможенных платежей, таможенная стоимость товара

Пример расчета таможенной стоимости товара, ставка таможенной стоимости, расчеты НДС, акциза, таможенных сборов

10

Условия страхования, транспортные условия и т.д.

Форма страхования, условия транспортировки, вид транспортных документов и т.д.

11

Основные экономические и финансовые результаты внешнеторговой сделки

12

Экономическая результативность экспортной операции

Выручка, себестоимость, прибыль, рентабельность, весомость в общих результатах, сравнительная оценка, показатели конкурентоспособности и т.д.

13

Экономическая целесообразность импортных операций

Сравнительная оценки альтернативных вариантов, влияние импорта на коэффициент загрузки производственных мощностей, преимущество финансовых условий и т.д.

14

Экономическая целесообразность бартерных операций

Условия кредитования, экономия оборотных средств, льготные цены и

т.д.


Таблица 3

Направления информационного о анализа маркетинговой деятельности предприятия

Результаты исследований

Результаты исследований формулируются в виде прогнозов развития рынка, оценок конъюнктурных тенденций (сложившееся положение дел в какой-либо области общественной и коммерческой деятельности), выявленных факторах успеха.

Конечным продуктом данного блока исследований является типология потребителей (классификация, представляющая соотношение между разными типами явлений), моделирование их поведения на рынке, прогноз ожидаемого спроса.

Предмет исследований

Предметами рыночных исследований является структура и география рынка, его емкость и динамика продаж, барьеры рынка и т.д.

Предметом исследования является мотивация потребительского поведения на рынке и определяющие ее факторы (на пример, доход, социальное положение, половозрастная структура, образование и пр.).

Объект исследований

Объектами рыночных исследований являются тенденции (направления развития) и процессы развития рынка.

Объектом исследования выступают индивидуальные потребители, семьи, а также потребители - организации.

Цель исследований

Исследование рынка проводится с целью получения данных о рыночных условиях для формулирования деятельности организации.

Исследования потребителей проводятся с целью выявления всего комплекса побудительных факторов, которыми руководствуются потребители при выборе товаров.

Результаты исследований представляются в виде рекомендаций по выбору путей и возможностей достижения наиболее ос выгодного положения на рынке относительно конкурентов (лидерство, следование за лидером, избегания конкурентной борьбы)

Результаты исследований представляются в виде рекомендаций по выбору наиболее перспективных посредников, с помощью которых предприятие будет «присутствовать» на выбранных рынках.

Предметами исследований являются сильные и слабые стороны конкурентов, занимаемая ими доля рынка, реакция потребителей на маркетинговые мероприятия конкурентов (совершенствование товара, изменение цен, товарная марка, рекламные компании и т.д.).

Предмет исследования - финансовое состояние фирмы, ее коммерческий потенциал, умение работать с товаром организации, правовая и иная добросовестность и т.д.

В качестве объектов исследования определяются фирмы, производящие товары-аналоги и товары-заменители

Объектами исследования являются фирмы посредники, способствующие коммерческому успеху организации

Исследования конкурентов заключаются в том, чтобы получить необходимые данные для обеспечения конкурентного преимущества на рынке, а так же найти возможности сотрудничества и кооперации с потенциальными конкурентами.

Исследования фирменной структуры рынка проводятся с целью получения сведений о возможных посредниках, с помощью которых предприятие будет «присутствовать» на выбранных рынках

Результаты исследований позволяют организации сформировать идеологию развития ассортимента товара в соответствии с требованиями покупателей, повысить их конкурентоспособность и т.д. Таким образом, они отвечают на вопросы - что желает иметь потребитель и какие потребительские параметры товара он более всего ценит (дизайн, надежность, цену, сервис, функциональность).

Конечные продукты исследований - рекомендации по выбору наиболее эффективных соотношений «затраты - цены» (внутренние условия, издержки производства) и «цена - прибыль» (внешние условия).

Предмет исследований - реакция покупателей на исследуемые параметры товаров.

Предметы исследования - факторы внешней и внутренней среды влияющие на процесс ценообразования

Объекты исследований - потребительские свойства товаров-аналогов и товаров - конкурентов, товарный ассортимент, упаковка, уровень сервиса и т.д.

Объектами исследования являются затраты на разработку, производство и сбыт товаров (калькуляция издержек); влияние конкуренции со стороны других фирм и товаров- аналогов (сравнение технико - экономических и потребительских параметров);

Исследования товаров концентрируются на определении соответствия технико - экономических показателей и качества товаров запросам и требованиям покупателей, а также их конкурентоспособности.

Исследование цены направлено на определение такого уровня и соотношения цен, который давал бы возможность получения наибольшей прибыли при наименьших затратах.

В результате исследований определяется возможность увеличения товарооборота организации, товарные запасы, формулируются критерии выбора эффективности каналов товародвижения. Исследование системы оптимизирования сбыта преследует цель выявить, как, когда, и с помощью каких средств лучше стимулировать сбыт товаров.

Эти исследования дают ответы на вопросы о том, что необходимо делать, чтобы деятельность организации была полностью адаптирована к динамично развивающимся факторам внешней среды.

Предмет исследований - факторы, влияющие на определение приоритетности каналов товародвижения.

Предмет исследований - факторы, способствующие или ограничивающие успешную деятельность организации.

Объект исследований - фирмы посредники и каналы товародвижения.

Объект исследований - институты внешней среды (государственные религиозные, общественные и т.д.) и внутренней среды (система управления организацией, структура сбора и анализа информации

реакция потребителей на изменение цены товара (эластичность спроса).

Исследования товародвижения и продаж направлены на определение наиболее эффективных путей и средств быстрого доведения товара до потребителя и его реализации.

Исследования внутренней среды организации решает задачу определения реального уровня конкурентоспособности посредством сопоставления соответствующих факторов внешней и внутренней

В результате исследований определяется возможность адаптировать существующую систему управления службой маркетинга к целям и стратегиям организации.

Предметы исследований - координация в службе маркетинга, организационные коммуникации, влияние информационных технологий на организацию управления

и т.д.)

Объект исследований - структура управления службой маркетинга.

среды

Исследование управления службой маркетинга организации решает задачу оптимизации структуры управления и ее адаптации к целям и стратегиям организации