Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 23

 

Поиск            

 

Тамбовский государственный технический университет

 

             

Тамбовский государственный технический университет

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

МАШИНОСТРОЕНИЯ

Тамбов 2007


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАШИНОСТРОЕНИЯ

Методические указания по дипломному проектированию

для студентов всех форм обучения специальности 080502

Тамбов 2007

УДК 658: 681.2 + 623.3

Экономика и управление на предприятиях машиностроения. Метод. указ. / Сост. Романов А.П., Серебренников Г.Г., Жариков А.И., Чембулатова А.В. – Тамбов, Тамб. гос. техн. ун-т, 2007. – 28 с.

В методических указаниях содержится основная тематика дипломных проектов (работ), приводится структура, содержание и методика их выполнения.

Для студентов всех форм обучения по специальности 080502.

Утверждено редакционно-издательским советом университета

Составители: Романов А.П.

Серебренников Г.Г.

Жариков А.И.

Чембулатова А.В.

Рецензент


ВВЕДЕНИЕ

Дипломное проектирование является завершающим этапом процесса обучения. В процессе дипломного проектирования студент должен показать свои знания и умение анализировать, самостоятельно исследовать, решать практические организационно-экономические задачи, разрабатывать рекомендации в области совершенствования менеджмента и экономики на предприятиях и в организациях.

В методических указаниях отражены задачи дипломного проектирования, требования к структуре и содержанию дипломного проекта, даются рекомендации по выбору темы, выполнению, оформлению и порядку защиты выпускных квалификационных работ, рассматриваются вопросы организации преддипломной практики.

Методические указания разработаны на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 080502, а также на основе действующих законов Российской Федерации.


1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Дипломный проект является самостоятельной работой студента, подводящей итоги обучения по специальности экономиста-менеджера в соответствии с учебным планом.

Задачами дипломного проектирования являются:

- расширение и закрепление теоретических знаний по специальным дисциплинам;

- углубление навыков аналитического исследования и работы с различной справочной и специальной литературой;

- развитие навыков ведения самостоятельной работы при решении конкретных производственных задач;

- использование современных методов аналитической и проектной работы в области функционирования организационно-экономических объектов.

Качество выполнения выпускной работы определяется наличием системного подхода к оценке различных организационно-экономических процессов и умением выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты; а также тем, насколько студент овладел навыками сбора информации, ее систематизации, анализа и умением сформировать научно обоснованные выводы, лежащие в основе предлагаемых решений. Студенту необходимо использовать средства вычислительной техники как в процессе выполнения исследований, так и при принятии решений, квалифицированно оформлять материалы, иллюстрирующие содержание дипломного проекта.

2 ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ

РАБОТЕ ЭКОНОМИСТА-МЕНЕДЖЕРА

Выпускные квалификационные работы студентов специальности 080502 кафедры «Экономика и управление» выполняются преимущественно в форме дипломных проектов или, в отдельных случаях, в форме дипломных работ. Вопрос о форме дипломного проектирования решается заведующим кафедрой.

Выпускная квалификационная работа представляет собой законченную разработку, в которой решается актуальная для предприятия отрасли задача.

Выпускная работа должна быть ориентирована на решение расчетно-аналитической экономической задачи, а полученные в ней результаты в виде выявленных закономерностей, выводов по результатам анализа, предложений по совершенствованию методик анализа и планирования, созданию новых нормативных и инструктивных материалов и других, могут в дальнейшем использоваться для разнообразных предложений и проектов по совершенствованию экономики и управления предприятием, т.е. разработки должны носить практический характер и включать элементы научного исследования.

Дипломный проект направлен на получение результата в виде законченных организационно-экономический мероприятий, имеющих всестороннее обоснование. Отличительным признаком дипломною проекта является наличие развернутой расчетно-проектной части, при выполнении которой студент демонстрирует знания и умения практического использования методик технических и экономических расчетов, стандартов, пакетов прикладного программного обеспечения.

В выпускной работе дипломник должен показать умение использовать компьютерные методы сбора и обработки информации, применяемой в профессиональной деятельности экономиста-менеджера.

Дипломный проект разрабатывается на материалах конкретного предприятия и отвечает следующим требованиям:

1. Целевая направленность дипломной работы на повышение эффективности деятельности производственно-хозяйственного объекта.

2. Соответствие предлагаемых проектных решений по совершенствованию системы управления тенденциям развития современной экономики и условиям труда экономиста-менеджера.

3. Предметность, целенаправленность и конкретность выводов о состоянии системы управления и предложений, направленных на ее оптимизацию и развитие.

4. Содержание дипломных проектов должно соответствовать заданию, полученному студентом-дипломником на выпускающей кафедре.

Поскольку дипломный проект является прежде всего квалификационной работой, существуют также требования к языку и стилю изложения материала. Наиболее характерной особенностью языка и стиля дипломного проекта как части письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательств утверждений, выявленных в результате исследования фактов действительности. Для научного текста характерна смысловая законченность и связность. Заголовки глав и подразделов дипломного проекта должны точно отражать содержание относящегося к ним текста.

На уровне целого текста основным признаком является целенаправленность и прагматическая установка. Научный текст характеризуется тем, что в него включаются только точные, полученные в результате наблюдений и исследований сведения и факты. Благодаря специальным терминам достигается возможность в краткой и экономной форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов.

Изложение дипломного проекта в расчетно-пояснительной записке должно быть ясным, четким и кратким. Общий объем расчетно-пояснительной записки должен составлять 80 – 100 страниц. К дипломному проекту (работе) прилагается раздаточный материал, отображающий основные положения работы, не менее 5 и не более 10 листов формата А4.

3 ПРОХОЖДЕНИЕ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

Преддипломная практика студентов V курса дневного отделения университета специальности 080502 – «Экономика и управление на предприятии» проводится в 10 семестре, являясь логическим продолжением предыдущих практик и, одновременно, завершающим этапом процесса подготовки квалифицированных экономистов-менеджеров.

Продолжительность преддипломной практики согласно учебному плану составляет 4 недели. Сроки начала практики уточняются приказом по университету.

Целью практики является использование теоретических знаний и практических навыков, полученных студентом за период обучения, для подготовки дипломного проекта. Основными задачами практики являются:

- закрепление у студентов практических навыков решения инженерно-экономических и управленческих задач;

- изучение и участие в разработке методических, нормативных, организационных документов по совершенствованию системы управления;

- сбор материалов по теме дипломного проекта.

Полнота и степень детализации решения этих задач определяются индивидуальной рабочей программой применительно к особенностям конкретной базы практики и темы дипломного проектирования. Руководитель дипломного проекта выдает студенту индивидуальный план-график прохождения преддипломной практики, в котором указывает порядок сбора исходных данных для дипломного проекта, перечень работ и исследований, которые необходимо выполнить на базе практики.

При сборе материалов для дипломного проекта основными источниками информации являются плановые и отчетные документы, нормативно-справочные материалы, результаты опроса сотрудников организации, должностные инструкции, положения о подразделениях организации, статистические данные, документы, используемые в системе управления организацией и ряд другой документации.

Результатом практики является выполнение заданий, связанных с общей характеристикой предприятия или организации, с анализом производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, а также с анализом системы управления выбранного объекта. При этом студент должен продемонстрировать навыки работы с плановой и отчетной документацией, способность к анализу производственных и управленческих ситуаций, умение формулировать обоснованные выводы и выполнять технико-экономические расчеты по совершенствованию процессов управления.

Типовое задание на преддипломную практику состоит из двух частей.

Первая часть включает:

- знакомство со структурой управления предприятием, отдельных участков предприятий;

- знакомство с основными экономическими показателями деятельности предприятия и отдельных участков;

- изучение экономических механизмов функционирования предприятия;

- изучение применяемых на предприятиях методов моделирования производственных систем и оптимизации их развития;

- изучение зарубежной и отечественной литературы в области поставленной задачи дипломного проекта.

Вторая часть связана с уточнением задания в процессе прохождения практики непосредственно на изучаемом объекте. Она включает в себя следующие виды работ:

- подбор материалов по специальной части дипломного проекта;

- содержательное описание и анализ функционирующей системы управления;

- постановка основных задач и уточнение исходных данных по теме проекта;

- предварительная разработка отдельных алгоритмов различных вариантов решения частных задач;

- подбор материалов для технико-экономического обоснования предлагаемых в проекте решений.

Место прохождения практики устанавливает кафедра «Экономика и управление». Как правило, это промышленные предприятия и их подразделения. Для прохождения практики на каждого студента оформляется официальное по установленной форме направление на предприятие.

Руководство преддипломной практикой каждого студента осуществляется преподавателями выпускающей кафедры совместно с руководителями подразделений, куда направляется студент-дипломник. Руководитель дипломного проекта контролирует соответствие работы студента-дипломника профилю специальности.

Предприятие (подразделение), где проводится практика, прикрепляет к студенту-дипломнику одного или нескольких специалистов-консультантов, которые разрабатывают и выдают студентам индивидуальные задания, выполнение которых впоследствии контролируют.

При прохождении практики студент обязан:

- выполнять все задания, предусмотренные программой практики и индивидуальным планом в соответствии с установленным графиком;

- строго соблюдать правила внутреннего распорядка организации и техники безопасности.

В конце практики студент составляет отчет объемом 35-50 страниц с необходимыми пояснениями, расчетами, таблицами, графиками, в котором обобщается и систематизируется материал, собранный на базе практики, отражаются проведенные исследования, приводятся выводы о выявленных недостатках в действующей системе управления и направлениях ее совершенствования, которые позволяют повысить эффективность работы предприятия. В целом содержание отчета по преддипломной практике соответствует требованиям, предъявляемым к аналитической части дипломного проекта.

Руководитель практики знакомит студентов и представителей предприятия с программой практики, организует и регулярно контролирует работу студентов, принимает участие в решении всех организационных вопросов, связанных с практикой. Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о работе и неудовлетворительную оценку при защите отчета, или не защитивший отчет в установленный срок, не допускается к выполнению дипломного проекта.

Для исследовательских тем местом прохождения преддипломной практики может быть выпускающая кафедра.

4 ВЫБОР И УТВЕРЖДЕНИЕ ТЕМЫ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

Темы дипломных проектов должны отражать основные направления деятельности экономистов-менеджеров в отрасли и выполняемые ими функции на предприятии.

Тематика дипломных проектов должна соответствовать содержанию дисциплины «Менеджмент» и программам ряда других дисциплин специализации, а именно «Организация производства на предприятиях отрасли», «Маркетинг», «Планирование на предприятии», «Финансовый менеджмент», «Принятие решений в бизнесе».

При формировании тематики дипломных проектов необходимо учитывать следующие факторы:

- актуальность темы дипломного проекта;

- соответствие темы научному профилю кафедры;

- обеспеченность исходными данными, литературными источниками;

- соответствие темы индивидуальным способностям и интересам студента;

- разнообразие тематики дипломных работ.

Тема дипломного проекта рекомендуется кафедрой или организацией, в которой студент проходит преддипломную практику, кроме того, студент может предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее разработки.

Выбор тематики дипломного проектирования обуславливается спросом предприятий и организаций-заказчиков на выполняемую тематику дипломных проектов.

При назначении руководителя дипломной работы необходимо учитывать соответствие темы интересам руководителя предприятия. Руководителями дипломного проекта и дипломной работы могут быть профессора, доценты, старшие преподаватели выпускающей кафедры, а также научные сотрудники и высококвалифицированные специалисты сторонних организаций.

Тематику дипломного проектирования для студентов экономистов-менеджеров можно сгруппировать следующим образом:

- темы, связанные с решением задач, относящихся к управлению и экономике межотраслевого характера;

- темы комплексного характера, ограниченные рамками предприятия (например, промышленные предприятия, НИИ, КБ);

- темы, имеющие специальное направление в области отдельных функций управления и экономики на промышленных предприятиях, НИИ, КБ.

Дипломные проекты могут быть направлены на разработку теоретических вопросов, связанных с совершенствованием управления социально-экономическими объектами. Данная группа тем отличается спецификой и может быть разрешена только заведующим выпускающей кафедры.

Примерный перечень тем для дипломного проектирования приведен в приложении А.

Тема дипломного проекта (работы) закрепляется за студентом приказом по университету, который издается на основании письменного заявления студента, согласованного с руководителем дипломного проекта и утвержденного заведующим выпускающей кафедры. После издания приказа изменение темы дипломного проектирования не допускается.


5 СТРУКТУРА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА И ОСНОВНЫЕ

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

Общие требования к оформлению дипломного проекта (работы) изла­гаются в СТП ТГТУ 07-97.

Дипломный проект (работа) должен содержать:

1. обложка с наклеенной этикеткой (приложение Б);

2. титульный лист;

3. задание па дипломный проект (работу);

4. аннотация на русском и иностранном языках (не более 1 страницы каждая);

5. содержание;

6. текст дипломного проекта (работы), выполненный на листах формата А4 с нумерацией в правом верхнем углу (текст дипломного проекта начинается с введения, а завершается заключе­нием и списком используемых источников);

7. приложения (при необходимости).

Дипломным проектам (работам) присваивается обозначение, состоящее из буквенного кода университета - ТГТУ, номера специальности и специализации, номера по списку автора проекта из приказа по ТГТУ (код).

Пример : ТГТУ.080502.007,

где ТГТУ – буквенный код университета;

0805 – номер специальности;

02 – номер специализации;

007 – номер по списку из приказа по ТГТУ.

В приложениях В и Г приведены образцы оформления титульного листа и задания на дипломный проект (работу). Перенос слов на титульном листе и в заголовках по тексту не разрешается. Точка в конце заголовка не ставится. Бланк титульного листа выполняется студентом самостоятельно черной пастой (тушью) или на компьютере.

Общие требования к оформлению текста

Текст документов должен быть набран на персональном компьютере (размер шрифта 14), или напечатан машинописным способом, или написан от руки, аккуратно чернилами или пастой одного цвета (черной, синей, фиолетовой) на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210 ´ 297 мм) или потребительского формата, близкого к формату А4. Допускается применять листы формата А3 (210 ´ 420 мм), которые помещают как приложения к тексту дипломного проекта (работы).

Необходимо соблюдать следующие поля: 20 мм от левой границы формата и 5 мм от остальных границ. От полей до границ текста в начале строк оставлять 5 мм, в конце строк не менее 3 мм, сверху и снизу – не менее 10 мм.

Абзацы в тексте начинают отступом, равным 15 - 17 мм. Расстояние между строками текста должно быть 8 мм (полуторный интервал на ПК).

Расстояние от текста до следующего заголовка, а так же от заголовка до следующего текста при рукописном способе должно быть равным 16 мм, а при машинописном – три интервала.

Вписывать в отпечатанный на машинке текст отдельные слова, формулы, условные обозначения допускается только черными чернилами (пастой) или черной тушью. При этом плотность вписанного текста должна быть приближена к плотности основного текста.

Слова: «АННОТАЦИЯ», «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ» «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ» записываются в виде заголовка (симметрично тексту) прописными буквами и не нумеруются.

Нумерация страниц дипломного проекта (работы) – сквозная, начиная с титульного листа, включая приложения, должна быть в правом верхнем углу относительно текста без сокращенного слова "страница" (с). Номера страниц проставляются, начиная с листа «ВВЕДЕНИЕ». На титульном листе, задании, аннотации номера страниц не ставятся.

Деление текста

Текст пояснительной записки следует делить на разделы.

Разделы могут быть разделены на пункты или подразделы и пункты. Пункты, при необходимости, делятся на подпункты.

При делении текста на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый пункт, подпункт содержал законченную информацию.

Разделы, подразделы, пункты, подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста диплома, за исключением приложений.

Пример : 1, 2, 3 и т.д.

Номер подраздела включает номер раздела и подраздела, разделенные точкой. Номер пункта - номер раздела, подраздела, пункта.

Пример : 1.1, 1.2, 1.3 и т.д. - подраздел.

Пример: 1.1.1, 1.1.2, и т.д. - пункт.

Заголовки

Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов. Заголовки разделов, подразделов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Таблицы

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название следует помещать над таблицей.

Номер таблицы и ее название пишется слева направо следующим образом:

Таблица 1 – Динамика основных показателей деятельности фирмы.

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Таблицы каждого приложения обозначаются отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения (Таблица А.1).

Таблицу, в зависимости от ее размеров, помещают под текстом, в котором впервые дана на нее ссылка, или на следующей странице, а при необходимости, в приложении. Допускается помещать таблицы вдоль длинной стороны листа пояснительной записки.

Слово «Таблица» указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слова «Продолжение таблицы» или «Окончание таблицы» с указанием номера (обозначения) таблицы.

Графу «Номер по порядку» в таблицу включать не допускается.

Графический материал

Графический материал (рисунок, схему, диаграмму и т.д.) помещают в тексте для установления свойств или характеристик объекта, а также для лучшего понимания текста.

Графический материал должен располагаться непосредственно после текста, в котором о нем упоминается впервые, или на следующей странице, а при необходимости в приложении.

Графический материал может иметь тематическое наименование, которое помещают под ним и располагают следующим образом:

Рисунок 1 – Динамика доли рынка предприятия.

При необходимости, под графическим материалом помещают пояснительные данные. Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных.

Графический материал, за исключением графического материала приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1».

Графический материал приложения обозначается отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.

Пример: Рисунок В.З.

Формулы

Формулы, за исключением, помещенных в приложении, должны нумероваться сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках. Одну формулу обозначают - (1).

Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках.

Пример: - ... в формуле (1).

Формулы, помещенные в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед цифрой обозначения приложения.

Пример :- ... в формуле (В.1).

Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены раньше в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой. Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той же последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова "где".

Формулы могут быть выполнены машинописным способом или чертежным шрифтом от руки. Применение машинописных и рукописных символов в одной формуле не допускается.

Ссылки

В пояснительной записке приводят ссылки на данную пояснительную записку, на стандарты, другие используемые источники.

При ссылке на данную пояснительную записку указывают номера разделов, подразделов, пунктов, подпунктов, перечислений, графического материала, формул, таблиц, приложений, а также графы и строки таблиц данной пояснительной записки и позиции составных частей изделия на рисунке.

На ссылках следует писать: «... в соответствии с разделом 2», «... согласно 3.1», «... в соответствии с рисунком 5», «... в соответствии с приложением А» и т.п.

Ссылки на другие источники следует указывать порядковым номером по списку используемых источников, выделенным квадратными скобками.

6 СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

Приведенные выше основные разделы дипломного проекта должны иметь следующее содержание.

Во введении дается общее описание исследуемой проблемы, формируется цель и описываются задачи исследования. Необходимо обозначить объект и предмет исследования. Возможна широкая вариативность в определении объекта и предмета исследования. Обосновывается актуальность темы, ее новизна и значимость для данного предприятия (отрасли). Указываются методы и способы решения выявленной проблемы. Таким образом, введение – очень значимая часть дипломного проекта, поскольку она содержит все необходимые квалификационные характеристики исследования.

В аналитической части проекта дается подробная характе­ристика объекта исследования, его производственной и управ­ленческой структуры, проводится всесторонний и глубокий анализ имеющихся производственных ресурсов и эффективности их использования, дается характеристика основного капитала и его структуры, оборотных средств, анализ состояния и использования производственных мощностей, анализ технико-эконо­мических и финансовых показателей работы предприятия, его структурных подразделений.

В частности, аналитическая часть может включать в себя:

- показатели динамики производства и сбыта продукции;

- номенклатуру, ассортимент и качество продукции;

- анализ норм материальных и энергетических затрат, их обоснованность;

- показатели материало- и энергоемкости продукции, ее трудоемкости;

- оценку работы по созданию и освоению новых видов изделий (работ, услуг);

- эффективность маркетинговых исследований (продуктов, доли и географии рынка, каналов распределения и доставки, ценообразования, рекламы и т.д.);

- численность работающих, ее структура;

- производительность труда (факторный анализ), его оплата и мотивация;

- оценка состояния ОПФ (технологической, качественной, производственной и возрастной структуры). Обновление OПФ;

- использование производственных мощностей;

- оборотные фонды и состояние оборотных средств, показатели их использования;

- показатели и оценка технического уровня производства или его составляющих (ОПФ, технологии, профессиональный уровень работающих, качество продукции, удельный вес новых технологий и видов продукции);

- затраты по элементам и статьям себестоимости;

- структура себестоимости;

- расходы по обслуживанию производства и управления;

- потери от брака;

- резервы и пути снижения себестоимости;

- сравнительный анализ себестоимости продукции, работ, услуг;

- уровень прибыли (балансовой и чистой);

- рентабельность предприятия и продукции;

- стратегия и тактика распределения прибыли; распределение прибыли по фондам;

- состояние бухгалтерского баланса; обеспеченность собственными оборотными средствами;

- движение денежных средств;

- использование кредитов (краткосрочных, долгосрочных); сводные финансовые показатели и т.д.).

Результатом проведенного анализа должна стать постановка проблемы.

В основной части дипломного проекта (работы) дается ре­шение поставленной проблемы:

- совершенствование технологии производства;

- проведение научных исследований:

- совершенствование организационных и управленческих структур;

- решение технической задачи с обоснованием экономиче­ской эффективности;

- разработка методических материалов, применимых к решению поставленных задач и др.

В расчетно-экономической части дипломного проекта (ра­боты) дается обоснование затрат и рассчитывается экономиче­ский эффект от реализации мероприятия. На основе сводной таблицы технико-экономических показателей делаются выводы и даются рекомендации.

Заключение должно содержать основные выводы по проекту, предложения, разработанные в дипломном проекте с указанием на то, что это дает конкретно­му предприятию, обществу.

Список литературы должен содержать все используемые источники, он оформляется в порядке появления ссылок на источники в тексте пояснительной записки. Оформление должно соот­ветствовать правилам библиографического описания.

В приложения должны быть помещены все вспомогатель­ные материалы и расчеты, которые нарушают логику изложения материала в пояснительной записке и их помещение в тексте не является целесообразным.

7 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ СТУДЕНТА

ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ

Успешная работа при выполнении дипломного проекта требует четкой организации прохождения студентом-дипломником преддипломной практики, начиная с выбора темы и заканчивая представлением проекта на защиту.

Студент, получив задание от руководителя дипломного проекта, составляет индивидуальный план работы, ориентируясь на сроки представления проекта к защите.

Работа студента при дипломном проектировании делится на три стадии. Первая стадия заключается в сборе исходных данных для формирования проекта, списка литературы, нормативно-справочной информации. Эта стадия выполняется в основном во время прохождения студентом преддипломной практики.

Вторая стадия заключается в подробном изучении ситуации на предприятии по разрабатываемой теме, изучении литературы, разработке аналитической части, постановке задачи, выборе и обосновании критерия решаемой задачи, разработке методов ее решения. Если это необходимо, то осуществляется разработка алгоритма и программы. Завершается вторая стадия экономическим обоснованием проекта и решением вопросов экологической безопасности и охраны труда.

Оформление расчетно-пояснительной записки следует начинать на самом первом этапе. Окончательное оформление расчетно-пояснительной записки дипломного проекта осуществляется на третьей стадии. Третья стадия также включает оформление графической части и подготовку научного доклада защиты выпускной квалификационной работы.

8 РУКОВОДСТВО И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ВЫПОЛНЕНИЯ

ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ

Общее руководство и контроль за разработкой дипломных проектов осуществляет кафедра «Экономика и управление». Заведующий кафедрой назначает руководителями дипломных работ преподавателей кафедры, а также привлекает высококвалифицированных специалистов организаций и предприятий.

Руководитель дипломного проекта проводит следующие мероприятия в течение всего периода выполнения дипломного проекта:

- выдает студенту задание на выполнение дипломного проекта до начала преддипломной практики, которое в дальнейшем уточняется и корректируется;

- оказывает помощь студенту в сборе и обобщении необходимых материалов;

- систематически консультирует студента;

- контролирует выполнение студентом всех разделов проекта в сроки, остановленные графиком;

- осуществляет общий контроль за ходом выполнения проекта и предоставляет сведения о проценте его готовности выпускающей кафедре;

- представляет законченный дипломный проект со своим отзывом заведующему кафедрой для направления на рецензию и выхода на защиту.

В целях повышения качества выполнения дипломного проекта по представлению ее руководителя допускается привлечение консультантов, которые в пределах своих полномочий решают необходимые вопросы выполнения дипломного проекта.

Руководитель и консультанты (если они назначаются) должны проводить для студента в процессе выполнения дипломной работы необходимые консультации, которые назначаются в соответствии с расписанием, утвержденным заведующим кафедрой, не реже одного раза в неделю. Студент обязан посещать эти консультации.

Основным документом, позволяющим планировать и контролировать ход выполнения дипломного проекта, является календарный план-график, который утверждается заведующим кафедрой и включает все этапы проектирования.

Выпускающая кафедра в течение всего периода выполнения дипломного проекта еженедельно осуществляет проверку степени готовности каждой работы, что отражается в сводном графике.

Перед сдачей дипломного проекта руководителю студент должен поставить на титульном листе и на листе задания свою подпись и получить подписи консультантов и нормоконтролера. После проверки дипломного проекта руководитель подписывает титульный лист и лист задания расчетно-пояснительной записки.

После этого дипломник получает направление на рецензирование и представляет дипломный проект рецензенту. Состав рецензентов утверждается приказом ректора университета по представлению заведующего кафедрой. В письменном отзыве рецензента на дипломную работу должны отмечаться:

- актуальность темы дипломного проекта;

- соответствие выполненного проекта заданию;

- использование в проекте последних достижений в области экономики организации производства, разработке и принятии управленческих решений, экономико-математического моделирования, вычислительной техники и других областях науки и техники;

- соответствие выполненного проекта требованиям, предъявляемым к дипломным проектам;

- оригинальность, новизна, глубина и обоснованность решений;

- возможность практического использования полученных результатов;

- слабые стороны проекта и его недостатки;

- качество оформления проекта.

Письменный отзыв рецензента завершается общими выводами и дифференцированной оценкой проекта, мнением о возможности присвоения автору проекта квалификации по соответствующей специальности. Подпись рецензента заверяется печатью организации, в которой он работает. Дипломный проект с рецензией направляется в Государственную аттестационную комиссию (ГАК).

Ознакомившись с дипломным проектом, отзывом руководителя и рецензией, заведующий кафедрой определяет соответствие дипломного проекта установленным требованиям и принимает решение о допуске проекта к защите, ставит свою подпись на титульном листе.

9 ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ

Состав членов ГАК и график ее работы утверждаются ректором не позднее, чем за месяц до начала работы комиссии, период работы ГАК предусматривается учебным планом (обычно в период с 1 по 15 июня).

При подготовке к защите дипломного проекта студент составляет тезисы доклада или доклад и согласовывает его с руководителем дипломного проекта.

Доклад должен включать:

- полное наименование темы дипломного проекта и обоснование ее актуальности;

- цели и задачи, поставленные студентом при разработке дипломного проекта;

- краткий анализ экономического состояния объекта исследования;

- направления и возможности оптимизации системы управления и объекта исследования в соответствии с целями и задачами проекта;

- поиск и принятие решений, обоснование их эффективности;

- практическую реализацию и апробацию разработок;

- заключение о возможности реализации предложений дипломного проекта и их дальнейшее развитие.

Доклад должен быть увязан с представленными перед началом защиты членам ГАК графическими материалами, на которые необходимо ссылаться во время доклада. На доклад отводится 8-10 минут. На заседание ГАК приглашаются руководители дипломных работ, рецензенты и все желающие.

Перед защитой секретарь ГАК передает дипломный проект (работу) и прочие документы председателю комиссии, после чего приглашает студента и зачитывает соответствующие документы, после этого слово для доклада представляется дипломнику. После окончания доклада дипломнику задаются вопросы, на которые он обязан дать полные и исчерпывающие ответы, демонстрируя умение быстро ориентироваться в различных вопросах и уровень профессиональной подготовки, при этом студенту разрешается пользоваться пояснительной запиской и графическими материалами. Вопросы могут быть заданы как членами ГАК, так и другими лицами, присутствующими на защите.

После ответов на вопросы секретарь ГАК зачитывает отзыв рецензента, с которым дипломник должен быть предварительно ознакомлен. Дипломнику предоставляется заключительное слово, в котором он отвечает на замечания рецензента. На заседании ГАК оглашаются также поступившие на дипломную работу отзывы организаций и отдельных лиц. Далее слово предоставляется членам ГАК, руководителю работы и рецензенту для кратких выступлений.

По окончании публичной защиты Государственная аттестационная комиссия на закрытом заседании обсуждает результаты защиты, при этом учитывается успеваемость студента за время обучения в вузе. ГАК принимает решение о присвоении студенту-дипломнику квалификации, после чего происходит объявление результатов защиты. ГАК принимает также решение о рекомендации проекта к практическому внедрению на соответствующем предприятии, направлении студента в аспирантуру и выдаче диплома с отличием. Следует учитывать, что для поступления в аспирантуру сразу после окончания университета решение ГАК о рекомендации студента для дальнейшего обучения в аспирантуре должно быть поддержано выпускающей кафедрой. Решение ГАК о присвоении квалификации объявляется приказом ректора, выпускнику вручается соответствующий диплом.

В тех случаях, когда защита дипломного проекта признана неудовлетворительной, Государственная аттестационная комиссия устанавливает, может ли студент представить к повторной защите этот же проект с доработкой, определяемой комиссией, или же он должен разработать новую тему, которая устанавливается выпускающей кафедрой.

Дипломник, не защитивший проект, допускается к повторной защите в течение трех лет при условии его работы на должности, отвечающей профилю специальности.

Для студента, не защитившего дипломный проект по уважительной причине в сроки, установленные для работы ГАК, проректором по учебной работе может быть назначено специальное заседание комиссии в течение того периода, на который утверждены составы ГАК.

Защищенные дипломные проекты, а также электронная версия дипломного проекта на дискете сдаются под расписку на кафедру и затем хранятся в архиве.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дипломное проектирование – это сложный творческий процесс, показывающий уровень подготовленности выпускаемого экономиста-менеджера к решению различных профессиональных задач:

- организационно-управленческих;

- планово-экономических;

- финансово-экономических,

- аналитических;

- научно-исследовательских.

Дипломное проектирование является проверкой профессиональной готовности будущего специалиста по экономике и управлению на предприятии отрасли к самостоятельной трудовой деятельности.


ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования для специальности «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)». Утвержден Министерством образования Российской Федерации в 2003 г.

2. Стандарт предприятия. Проекты (работы) дипломные и курсовые. Правила оформления. Тамбов, Издательство ТГТУ, 2005. – 41 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ

1. Совершенствование планирования на предприятии (в цехах и подразделениях предприятия)

2. Разработка стратегического планирования на предприятии

3. Совершенствование организационной структуры управления предприятия

4. Разработка оперативного планирования на предприятии

5. Совершенствование системы учета ресурсов на предприятиях

6. Улучшение управления использования ресурсов

7. Совершенствование управления материально-техническим обеспечением

8. Совершенствование управления оборотными средствами

9. Совершенствование управления основными фондами

10. Совершенствование методов технического перевооружения производства на уровне предприятия (цеха)

11. Разработка моделей по организации освоения новых изделий

12. Разработка стратегии повышения выработки

13. Разработка методики обоснования договорной цены на продукцию предприятия в условиях рынка

14. Проектирование автоматизированного рабочего места (АРМ) по различным функциям управления на промышленных предприятиях

15. Совершенствование системы управления социально-экономическими объектами

16. Разработка методов анализа производственно-хозяйственной деятельности на предприятиях

17. Разработка методов улучшения мотивации труда на социально-экономических объектах

18. Разработка информационной базы эффективного управления предприятием, цехом, участком

19. Разработка методов повышения конкурентоспособности продукции

20. Разработка системы финансирования освоения новой продукции и ее реализация

21. Совершенствование логистической системы промышленного предприятия

22. Совершенствование структуры и деятельности маркетинговой службы на предприятии

23. Разработка и обоснование инвестиционного проекта

24. Разработка лизинговой стратегии предприятия

25. Совершенствование системы управления предприятия на основе современных информационных технологий

26. Совершенствование экономического механизма управления предприятием

27. Исследование потребностей региона на продукцию машиностроительного предприятия

28. Совершенствование системы мотивации и организации труда на предприятии

29. Исследования компонентов, факторов стратегического развития предприятия

30. Исследование системы экономических показателей оценки эффективности инновационных (инвестиционных) проектов

31. Исследования фондообразующих показателей основных фондов и оборотных средств предприятия

32. Совершенствование системы управления качеством продукции предприятия

33. Исследование формирования запасов ресурсов на предприятии

34. Исследования возможностей автоматизации управления предприятием

35. Исследования социально-экономических последствий внедрения новой техники и технологии на предприятии

36. Разработка рациональной системы управления технологической и конструкторской подготовкой производства

37. Организация рациональных организационных структур управления финансово-промышленными группами, концернами и корпорациями.

38. Разработка стратегии и тактики развития вновь организуемого предприятия малого бизнеса

39. Разработка рациональной системы управления цехом, участком

40. Разработка методов оптимизации периодичности обновления станочного парка

41. Разработка методов повышения эффективности работы предприятия

42. Обоснование основных направлений развития предприятия

43. Совершенствование системы управленческого учета на предприятии

44. Пути повышения конкурентоспособности предприятия

45. Совершенствование организации производственных процессов на предприятии

46. Совершенствование системы управления маркетингом на предприятии

47. Стратегическое оценивание активов предприятия

48. Экономическое обоснование целесообразности выпуска новой продукции на предприятии

49. Обоснование основных направлений вывода предприятия из кризиса

50. Совершенствование производственной структуры управления предприятием


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ЭТИКЕТКИ

ТГТУ 080502.008 ПЗ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к дипломному проекту

Совершенствование структуры

управления предприятием на примере

ЗАО «Изорок» (г. Тамбов)

Жидкова Е.В., группа У-51

Тамбов 2007


65

100


ПРИЛОЖЕНИЕ В

БЛАНК ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА (РАБОТЫ)



ПРИЛОЖЕНИЕ Г

БЛАНК ЗАДАНИЯ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ



Продолжение приложения Г