Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 23

 

Поиск            

 

Указания методические для студентов специальности 060500 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»

 

             

Указания методические для студентов специальности 060500 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

Красноярский филиал

ПОДГОТОВКА ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ, АНАЛИЗ И АУДИТ»

Методические указания

для студентов специальности 060500

«Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»

Красноярск 2005

Учебная программа составлена в соответствии с ГОС ВПО

специальности 060500 «бухгалтерский учёт, анализ и аудит»

авторы составители:

Воробьев И.Н.,

Гришина И.А.,

Тимофеев А.В.

Учебная программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «бухгалтерский учёт, анализ и аудит»

«25» мая 2005 г. Протокол № 10

Подготовка дипломных работ по специальности «бухгалтерский учёт, анализ и аудит»: Методические указания для студентов спец. 060500 «бухгалтерский учёт, анализ и аудит». - Красноярск: Красноярский филиал МЭСИ. с.

Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения, выходящих на дипломное проектирование и обучающихся по специальности “бухгалтерский учёт, анализ и аудит”. В пособии определяются принципы выполнения и написания дипломной работы, обязательные для каждого студента-выпускника. Оно включает в себя единые требования к ее содержанию, структуре, объему и оформлению, определяет порядок выбора и утверждения темы дипломной работы, организацию ее выполнения и защиты.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1. Роль дипломной работы в учебном процессе. Цели и задачи 3

2. Место дипломной работы в итоговой аттестации студентов специальности «бухгалтерский учёт, анализ и аудит». 4

2.1. Итоговая государственная аттестация студентов специальности «бухгалтерский учёт, анализ и аудит» . 4

2.2. Организация работы студентов по прохождению итоговой государственной аттестации 5

3. Подготовка к государственному междисциплинарному экзамену по специальности «бухгалтерский учёт, анализ и аудит». 6

3.1. Государственный междисциплинарный государственный экзамен по специальности. 6

3.2. Преддипломная практика. 6

4. Написание и защита дипломной работы. 7

4.1. Организация процесса подготовки студентами дипломных работ на кафедре Бухгалтерского учёта и аудита. 7

4.2. Контроль кафедры за выбором темы и написанием дипломной работы 8

5. Методические рекомендации по написанию и оформлению дипломных работ для студентов специальности «бухгалтерский учёт, анализ и аудит». 11

5.1. Подготовка к написанию дипломной работы .. 11

5.2. Структура и содержание дипломной работы .. 12

5.3.Требования к оформлению дипломной работы. 19

Нормативные документы.. 24

Интернет-ресурсы.. 25

5.4. Документы, предоставляемые на защиту . 25

6. Порядок защиты дипломных работ. 26

7. Примерная тематика дипломных работ. 27

ВВЕДЕНИЕ

является завершающим этапом в подготовке высококвалифицированных кадров для финансовой системы. Студент при защите дипломной работы должен раскрыть свой потенциал и показать не только те знания, которые он получил в процессе обучения, но и знания, приобретенные им в процессе самостоятельной работы.

В методических указаниях рассматривается методика написания дипломных работ для студентов специальности «бухгалтерский учёт, анализ и аудит».

Цель методических указаний - ознакомить студентов с особенностями научного исследования, со спецификой оформления и защиты дипломных работ.

1. Роль дипломной работы в учебном процессе. Цели и задачи

Выпускная квалификационная работа экономиста по специальности “бухгалтерский учёт, анализ и аудит ” выполняется в соответствии с учебным планом и имеет своей целью:

- систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний в сфере бухгалтерского учёта, комплексного экономического анализа и аудита, предприятий, фирм и государственных учреждений;

- выявление умения применять полученные знания при решении конкретных экономических, научных и производственных задач;

- развитие навыков ведения самостоятельной работы и применения методик исследования при решении разрабатываемых в выпускной работе проблем и вопросов;

- выявление степени подготовленности студента к самостоятельной работе в различных областях экономики России в современных условиях.

должна иметь теоретическую направленность и практическую значимость.

Выпускная квалификационная работа представляет собой законченную разработку актуальной экономической проблемы и обязательно включает в себя как теоретическую часть, в которой показывается знание теоретических основ по разрабатываемой проблеме, так и практическую часть, в которой показывается умение использовать материал и методы, излагаемые в ранее изученных учебных дисциплинах, для решения поставленных в работе задач.

2. Место дипломной работы в итоговой аттестации студентов специальности «бухгалтерский учёт, анализ и аудит»

2.1. Итоговая государственная аттестация студентов специальности «бухгалтерский учёт, анализ и аудит»

Итоговая государственная квалификационная аттестация специалистов осуществляется в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным постановлением Министерства образования РФ, требованиями к выпускному квалификационному испытанию государственного образовательного стандарта по специальности «бухгалтерский учёт, анализ и аудит».

Целью итоговой государственной аттестации является установление соответствия подготовки студента требованиям Государственного образовательного стандарта и квалификационным требованиям к специалисту выбранного профиля подготовки.

Итоговая государственная аттестация экономиста по специальности «бухгалтерский учёт, анализ и аудит» включает следующие элементы:

1. Итоговый междисциплинарный государственный экзамен по специальности «бухгалтерский учёт, анализ и аудит».

2. Защита выпускной квалификационной работы (дипломной работы).

К итоговой государственной аттестации допускаются студенты, полностью выполнившие все требования учебного плана специальности, успешно прошедшие все аттестационные испытания и не имеющие финансовых задолженностей перед МЭСИ.

2.2. Организация работы студентов по прохождению итоговой государственной аттестации

Форма и условия проведения итоговых аттестационных испытаний доводятся до сведения студентов не позднее, чем за полгода до начала итоговой аттестации. Студентам предоставляются программы междисциплинарного экзамена, тематика дипломных работ, методические указания, организуются консультации по вопросам подготовки к государственному аттестационному экзамену и к защите дипломной работы (проекта), за каждым студентам закрепляется руководитель дипломной работы, который оказывает студенту методическую, организационную и научную помощь при написании дипломной работы.

3. Подготовка к государственному междисциплинарному экзамену по специальности «бухгалтерский учёт, анализ и аудит».

Этот этап включает установочные лекции, индивидуальную подготовку и консультации перед экзаменом

3.1. Государственный междисциплинарный государственный экзамен по специальности.

Итоговый междисциплинарный государственный экзамен по специальности «бухгалтерский учёт, анализ и аудит» проводится в виде устного экзамена. Для подготовки к такому экзамену выпускники должны изучить все дисциплины специальности «бухгалтерский учёт, анализ и аудит», которые включены в учебный план.

Государственный аттестационный экзамен проводится по билетам, утвержденным проректором МЭСИ по организации и управлению учебным процессом. Экзаменационные билеты разрабатываются на основании программы итогового государственного экзамена по специальности и (или) специализации в полном соответствии с реализуемыми учебными программами изучаемых курсов и содержат не менее трех вопросов из разных разделов программы.

3.2. Преддипломная практика.

Преддипломная практика наряду с написанием диплома является завершающей, финальной частью учебного процесса при подготовке студентов по специальности «бухгалтерский учёт, анализ и аудит». Преддипломная практика организуется с целью закрепления и углубления экономических знаний, полученных за весь период теоретического и практического обучения, изучения вопросов по теме дипломной работы, приобретения и/или развития профессиональных навыков по профилю специализации, сбора практического материала для выполнения дипломной работы

Преддипломная практика студентов специальности «бухгалтерский учёт, анализ и аудит» проводится на предприятиях, в фирмах, в органах государственного и муниципального управления. Как правило, практика проводится в бухгалтериях и финансовых службах предприятий и организаций.

Преддипломная практика проводится на 5 курсе в 10 семестре. Продолжительность практики – 12 недель (середина января – начало апреля). Учебно-методическое руководство преддипломной практикой обеспечивается кафедрой Бухгалтерского учёта и аудита

4. Написание и защита дипломной работы.

Написание и защита дипломной работы является заключительным этапом подготовки студента или слушателя по выбранной специальности. выполняется на кафедре Бухгалтерского учёта и аудита под руководством руководителя дипломной работы, на которого возложен оперативный контроль за написанием данной работы.

4.1. Организация процесса подготовки студентами дипломных работ на кафедре Бухгалтерского учёта и аудита.

Для оказания помощи и для контроля хода выполнения дипломной работы студентам специальности «бухгалтерский учёт, анализ и аудит» назначаются научные руководители из числа преподавателей кафедры Бухгалтерского учёта и аудита, а также высококвалифицированных специалистов учреждений и предприятий в области, касающейся тематики дипломной работы.

Научный руководитель проводит групповые и индивидуальные консультации. С научным руководителем согласовываются все вопросы, связанные с подготовкой дипломной работы.

С помощью научного руководителя осуществляются следующие мероприятия:

- выбирается и уточняется тема дипломной работы;

- разрабатывается и согласовывается план будущей дипломной работы;

- определяется круг необходимой научной литературы и других информационных источников;

- согласовывается график выполнения дипломной работы;

- готовится доклад для защиты.

Студент должен постоянно общаться с научным руководителем, представлять ему промежуточные результаты своей работы. Замечания по дипломной работе, высказанные научным руководителем, должны учитываться студентом при переработке дипломной работы. При несогласии с замечаниями научного руководителя студент должен обосновать своё мнение и представить свои пожелания заведующему кафедры, для обсуждения на заседании кафедры .

4.2. Контроль кафедры за выбором темы и написанием дипломной работы

Большое внимание со стороны кафедры уделяется выбору и утверждению тем дипломных работ. Темы дипломных работ выбираются в соответствии с тематикой научных исследований кафедры и с потребностями экономической практики функционирования предприятий, фирм, финансовых и государственных учреждений.

Студентам предоставляется право выбора темы дипломной работы, которое осуществляется исходя из интереса к проблеме, возможности получения фактических данных, а также наличия специальной научной литературы. При выборе темы студент руководствуется примерным перечнем дипломных работ, утвержденным филиалом МЭСИ. Студент может предложить свою тему дипломной работы, если она соответствует специальности и специализации, по которой он обучался и согласовать ее с научным руководителем.

После выбора темы необходимо написать заявление на имя директора филиала МЭСИ, либо директора института «Экономики и финансов» Московского государственного университета экономики , статистики и информатики.

После согласования темы готовится проект приказа об утверждении тем и назначении научных руководителей, который доводится до сведения студента.

После издания приказа и выдачи задания по дипломной работе темы дипломных работ изменению не подлежат.

Задание на дипломную работу:

Разрабатывается руководителем дипломной работы совместно с выпускником. Задание раскрывает наименование работы, основное содержание, а также последовательность и поэтапные сроки ее напи­сания, сроки рубежного контроля и представления законченной дипломной работы для защиты.

Задание подписывается научным руководителем и предоставляется в дальнейшем совместно с дипломной работой в Государственную экзаменационную комиссию.

График выполнения дипломной работы:

Разрабатывается студентом совместно с руководителем одновременно с задани­ем. Включает этапы написания дипломной работы с указанием заданных и фактических сроков их выполнения.

Со стороны кафедры Бухгалтерского учёта и аудита осуществляется контроль за ходом написания дипломных работ. Для осуществления текущего контроля написания дипломных работ студентами и степенью готовности отдельных частей работы на кафедре проводятся контрольные рубежи и предварительная защита. Сроки проведения контрольных рубежей и предзащиты определяются в соответствии с учебным графиком кафедры. Первый контрольный рубеж проводится в конце первого/начале второго месяца преддипломной практики. Второй контрольный рубеж – через один- полтора месяца после первого. Предзащита – за 2-3 недели до защиты.

На предзащиту студент обязан представить на кафедру не менее 5 экземпляров листа со следующими сведениями:

- Ф.И.О студента;

- Ф.И.О. научного руководителя;

- Тема дипломной работы;

- План дипломной работы;

- Окончательный вариант дипломной работы и раздаточный материал.

Подвергается контролю и процесс подготовки к защите. Перед защитой преподаватели тщательно обсуждают с каждым студентом его выступление на защите дипломных работ. В докладах студентов отражается содержание представленных работ, но основное внимание уделяется изложению и обоснованию результатов самостоятельного анализа и исследования. На защите дипломных работ все выступления сопровождаются наглядным материалом (плакаты, раздаточный материал).

5. Методические рекомендации по написанию и оформлению дипломных работ для студентов специальности «бухгалтерский учёт, анализ и аудит»

5.1. Подготовка к написанию дипломной работы

В рамках подготовки к написанию дипломной работы студентам необходимо четко представлять алгоритм и ход исследования, которое будет осуществлено в рамках процесса написания работы. Алгоритм можно представить в виде следующей логической схемы.

1. Выбор места прохождения преддипломной практики;

2. Выбор темы и обоснование ее актуальности;

3. Оценка возможностей получения достоверной, достаточной и адекватной информации для успешного написания работы;

4. Оценка возможностей практического применения получаемых в ходе преддипломной практики навыков для написания работы;

5. Оценка возможностей написания расчетной (практической) части дипломной работы;

6. Определение объекта и предмета исследования;

7. Определение структуры (плана) работы и окончательный отбор источников;

8. Сбор информации по выбранной теме;

9. Обработка и анализ полученной информации с применением современных методов финансового анализа, математико-статистических методов;

10. Выполнение расчетных заданий по теме работы;

11. Написание работы;

12. Формулировка выводов и разработка рекомендаций;

13. Оформление дипломной работы в соответствии с установленными требованиями;

14. Предзащита;

15. Подготовка к защите:

- получение отзыва руководителя;

- получение рецензии;

- оформление иллюстративного материала (раздаточного, плакатов), подготовка презентации;

- подготовка доклада.

16. Защита дипломной работы.

Для успешного написания дипломной работы первые восемь этапов вышеуказанного алгоритма целесообразно пройти в течение первого месяца преддипломной практик. Задача минимум – успешное прохождение первого контрольного рубежа на кафедре.

5.2. Структура и содержание дипломной работы

После утверждения темы студент подбирает соответствующую литературу.

Ознакомившись с литературой по исследуемой теме, студент составляет предварительный план и представляет научному руководителю. В нем определяются основные направления исследования, его цели и задачи, последовательность раскрытия поставленных вопросов.

В процессе написания работы по согласованию с научным руководителем в план могут вноситься некоторые изменения и уточнения.

К основным элементам композиционной структуры дипломной работы относятся:

1. Титульный лист;

2. Содержание (план, оглавление) работы с указанием страниц отдельных пунктов плана;

3. Введение;

4. В основной содержательной части выделяются как правило три главы с разбивкой на параграфы (на подпункты) и излагаются основные вопросы темы;

5. Заключение;

6. Библиографический список используемой литературы, который должен включать законодательные и нормативные документы, монографии, статьи из периодической печати, материалы из Интернета, статистические материалы и материалы внутренней отчётности;

7. Приложения (при наличии).

Объем приложений не ограничивается.

Во введении дается общая характеристика дипломной работы: обоснование актуальности выбранной темы, цели, задачи, практическая значимость. Указываются объект и предмет исследования, использованные конкретные методы, как проводилась обработка материала, используемая литература, а также вводятся ограничения по исследованиям.

Объем введения 2 - 4 страницы.

Первая глава, как правило, носит теоретически-методологический характер. В ней на основе изучения литературы, систематизации современных экономических исследований рассматриваются причины возникновения, этапы исследования проблемы, систематизируются позиции российских и зарубежных ученых и аргументируется собственная точка зрения студента относительно понятий, проблем, определений.

При рассмотрении теоретических вопросов необходимо использование статистического материала, что позволяет более аргументировано и наглядно доказывать то или иное высказывание автора или предлагаемые им решения.

Теоретическая часть должна включать (если по определенному с руководителем плану это не предусмотрено в последующих главах) анализ нормативно-правовой базы по исследуемой проблеме.

Вопросы теории излагают во взаимосвязи и для обоснования дальнейшего исследования проблемы в практической части работы.

По объему первая глава, как правило, не должна превышать 30% всей работы.

Содержание второй и последующих глав носит практический характер.

Во второй главе дается, как правило, характеристика организации, на базе которой выполняется , проводится организация ее деятельности. Данная глава носит практический характер. Необходимо дать описание объекта исследования, указав основные направления и специфику его деятельности, структуру управления, структуру финансовой службы, применяемую форму бухгалтерского учета и имеющееся программное обеспечение.

Далее на основе практических данных раскрыть все основные характеристики объекта исследования на конкретных примерах, первичных документах, регистрах бухгалтерского учета, показать особенности учетно-экономического процесса, документооборот, информационные потоки и технологии обработки учетных данных.

Любой упоминаемый документ аналитического и синтетического учета, отчетности должен быть приведен в приложениях к дипломной работе в виде копии, либо специально оформленном экземпляре с хронологической увязкой всех документов. Не допускается приложение документов с подлинными печатями, штампами и оттисками. Данные экономического анализа оформляются в виде таблиц, графиков, схем диаграмм и др. Графический материал может быть представлен в работе, либо в приложении. Расчеты и таблицы должны сопровождаться описанием и выводами, сделанными в ходе анализа.

При проведении аудита в работе должна быть представлена программа аудита, описаны этапы проведения и сделаны выводы на основании аудиторского заключения. Все параграфы должны быть логически заключены, а выводы экономически грамотно сформулированы. Избегать выражений «хорошо», «плохо». Каждый вывод должен быть обоснован. Так как по результатам данных анализа и аудита Вами будут предложены мероприятия, излагаемые в следующей главе.

Объем данной главы 50 – 60% общего объема работы. В главе должно быть 3 – 5 параграфов.

В этой главе целенаправленно анализируется и оценивается действующая практика, выявляются закономерности и тенденции развития на основе использования собранных первичных документов, статистической информации за период исследования.

Материалы этой главы являются логическим продолжением первой (теоретической) и отражают взаимосвязь практики и теории.

Практическая часть работы должна обязательно включать основные аспекты учетной политики организации, особенности ведения учета, раскрывать методику оценки активов и обязательств, представлять конкретные расчеты и анализ деятельности выбранного объекта исследования, такие как оценка финансовой деятельности объекта, расчет эффективности предлагаемых рекомендаций по улучшению его деятельности.

В третьей главе должны быть обоснованы мероприятия по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности предприятия по разрабатываемому в дипломной работе направлению, дана оценка их экономической эффективности. В дипломной работе рекомендуется выполнить расчет показателей эффективности.

Предложения и рекомендации должны быть органически увязаны с выводами и направлены на улучшение функционирования исследуемого объекта. При разработке предложений и рекомендаций обращается внимание на их обоснованность, реальность и практическую приемлемость.

Содержание первой и второй глав обеспечивает разработку обоснованных выводов и конкретных предложений по исследуемым вопросам.

Предложения и выводы в каждой работе должны быть аргументированы, научно обоснованы и иметь практическую ценность.

Все расчеты, выполненные с применением вычислительной техники, следует вынести в приложение.

Заключение должно содержать общие выводы, обобщение изложение основных проблем, авторскую оценку работы с точки зрения решения задач, поставленных в дипломной работе, данные о практической эффективности от внедрения рекомендаций или научной ценности решаемых проблем. Могут быть указаны перспективы дальнейшей разработки темы. Примерный объем заключения 3-5 страниц.

После заключения дается список использованной литературы.

Список – 30-50 источников, включает в себя нормативно-правовые акты, специальную научную и учебную литературу, другие использованные материалы, и должен быть организован в соответствии с едиными требованиями библиографического описания произведений печати

Приложения в работе являются необязательными, но желательными. Они могут быть включены в случае наличия вспомогательного материала к основному содержанию работы, подтверждающего отдельные положения, выводы, предложения. К ним относятся первичные документы, документы финансовой отчетности исследуемого объекта, промежуточные расчеты, таблицы дополнительных цифровых данных, формулы, расчеты, результаты решений задачи на компьютере.

Приложения помещают после списка использованных нормативно-правовых актов и научной литературы в порядке их упоминания в тексте.

Каждое приложение следует начинать с нового листа, в правом верхнем углу которого пишется слово «Приложение» и номер, обозначены арабской цифрой (без знака №).

Текст работы должен обладать логичностью изложения и внутренними логическими связями. При раскрытии темы важна последовательность изложения проблем и явлений. Каждая глава должна быть относительно законченной частью работы, то есть должна содержать вводные фразы и завершающие предложения, в которых должны содержаться выводы по главе и должны быть намечены переходы к следующей главе.

Необходимо избегать повествовательного стиля изложения, при котором осуществляется описание проблемы или явлений. Студент должен уметь самостоятельно делать выводы исходя из проведенного анализа. Таким образом, после блока повествовательной информации в работе обязательно должны следовать выводы или оценка полученных результатов.

При написании работы целесообразно использовать научную фразеологию, применяя обезличенные или неопределенно-личные устойчивые сочетания при осуществлении анализа и описании фактов (например: «представляется», «полагаем» и т.п.).

При приведении фактов, выводов, оценок и прогнозов необходимо использовать доказательный стиль изложения.

При написании дипломной работы необходимо уметь вычленять информацию, косвенно относящуюся к выбранной теме или вообще не имеющую отношения к дипломной работе. Такая информация перегружает работу, нарушает логику изложения и затрудняет понимание и восприятие основной проблемы дипломной работы.

К дипломной работе предъявляются следующие основные требования :

- аргументация актуальности темы, её теоретической и практической значимости;

- самостоятельность и системность подхода студента в выполнении исследования конкретной проблемы;

- отражение знаний монографической литературы по теме, законодательных актов РФ и правительственных решений, локальных нормативных актов, положений по бухгалтерскому учёту, инструкций ЦБ РФ, стандартов и др.;

- анализ различных точек зрения с указанием источников (в виде ссылок или сносок) и обязательная формулировка аргументированной позиции дипломанта по затронутым в работе дискуссионным вопросам;

- полнота раскрытия темы, аргументированное обоснование выводов и предложений, представляющих научный и практический интерес с обязательным использованием практического материала, применением различных методов, включая экономико-математические методы и компьютерную технику;

- ясное, логическое и грамотное изложение результатов исследования, правильное оформление работы в целом.

Вместе с тем единые требования и работе не исключают, а предполагают творческий подход к разработке каждой темы. Оригинальность постановки и решения конкретных вопросов в соответствии с особенностями исследования являются одним из основных критериев оценки качества дипломной работы.

5.3.Требования к оформлению дипломной работы.

После согласования окончательного варианта дипломной работы с руководителем, работу, аккуратно и четко перепечатанную начисто, брошюруют в специальной папке или переплетают. Надлежащее оформление дипломной работы, как и ее содержание, свидетельствуют об ответственном отношении студента к учебе и о его ак­куратности.

должна быть оформлена на одной стороне листа бумаги формата А4. Допускается представлять таблицы и иллюстрации на листах бумаги формата не более А3. Текст следует печатать через 1,5 интервала (размер шрифта – 14), соблюдая следующие размеры полей: левое - 30 мм; правое - 10 мм; верхнее - 15 мм; нижнее 20 мм.

Все страницы дипломной работы обязательно должны быть пронумерованы. Нумерация страниц начинается с третьего листа и заканчивается последним. На третьем листе ставится номер «З». Номера страниц проставляются вверху страницы в центре.

Бланк титульного листа дипломной работы оформляется самостоятельно по образцу. За титульным листом располагают оглавление, с выделением глав и параграфов (разделов и подразделов) по схеме, принятой в типографских изданиях.

Текст работы делится на главы и параграфы. Заголовки нумеруются арабскими цифрами. Они должны четко и кратко отражать содержание соответствующих глав и параграфов.

Каждая глава (часть) начинается с новой страницы, параграфы (подразделы) располагаются друг за другом.

Название каждой новой главы в тексте работы следует писать в центре страницы, симметрично тексту, заглавными буквами, жирным шрифтом (размер шрифта – 14). Каждая глава начинается с новой страницы.

Параграфы (подразделы) располагаются друг за другом. Заголовки подразделов печатают с абзаца, строчными буквами, жирным шрифтом (размер шрифта – 14). Номер параграфа состоит из номера главы и параграфа, разделенных точкой, после номера ставится точка.

Пример – 1.1., 1.2., 1.3. и т. д.

Расстояние между заголовками и текстом должно быть увеличено для выделения заголовка. Заголовки не подчеркиваются, в конце их точки не ставятся. В заголовках следует избегать сокращений (за исключением общепризнанных аббревиатур). В заголовках не допускается перенос слова на следующую строку. Если заголовок состоит из двух предложений, то их разделяют точкой.

В тексте дипломной работы могут быть приведены перечисления. Их выделяют абзацным отступом, который используют только в первой строке. Перед каждой позицией перечисления ставят дефис. Вместо дефиса можно использовать арабские цифры или строчные буквы, приводимые в алфавитном порядке, после которых ставят скобку.

В тексте дипломной работы рекомендуется чаще применять красную строку, выделяя законченную мысль в самостоятельный абзац.

Слишком много цитат в работе приводить не следует, цитирование используется как прием аргументации.

В случае необходимости можно излагать чужие мысли своими словами, но и в этом варианте надо делать ссылку на первоисточник.

Ссылку можно делать подробную или краткую.

Подробная ссылка на первоисточник делается внизу той страницы, где заканчивается цитата или изложение чужой мысли. Знак сноски ставится непосредственно после того слова, где заканчивается цитата. Ссылки нумеруются в пределах каждой страницы арабскими цифрами. На каждой странице допускается размещать 3-4 ссылки на первоисточник.

Ссылку отделяют от текста короткой сплошной тонкой горизонтальной линией с левой стороны страницы. Кроме этого, ссылку выделяют уменьшенным размером шрифта. При подробной ссылке указываются фамилия, инициалы автора, название работы, издательство, место и год издания, страница, на которой находится соответствующий текст.

Пример: «2 Кондраков Н.П. «Учёт основных средств» // Бухгалтерский учёт: Учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 1999, С.165.»

Краткая ссылка делается сразу после окончания цитаты или изложения чужой мысли в тексте с указанием номера источника из списка литературы и страницы (в квадратных скобках), а подробное описание выходных данных источника делается в списке использованной литературы в конце дипломной работы.

Пример: [15. – C .6.] или [28. – C .12-14]

Для наглядности в дипломную работу обязательно должны быть включены рисунки, графики.

Все виды иллюстраций обозначаются словом «рисунок». Их следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все рисунки должны быть даны ссылки в тексте.

Рисунки следует нумеровать арабскими цифрами, сквозной нумерацией.

Рисунок обозначается сокращенным словом «Рис.» с указанием номера. Обозначение рисунка и его наименование располагают посередине строки, симметрично самому рисунку.

Иллюстрации, при необходимости, могут иметь пояснительные данные (подрисуночный текст). В таком случае обозначение «Рис. 1.» и наименование помещают после пояснительных данных.

Графики, схемы, диаграммы выполняются четко, красиво, желательно в цвете, в соответствии с требованиями деловой документации.

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным и кратким.

Нумерация таблиц должна быть сквозной на протяжении всей дипломной работы. Слово «Таблица» и ее порядковый номер (без знака №) пишется сверху самой таблицы в правой стороне, затем дается ее название и единица измерения (если она общая для всех граф и строк таблицы). Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

При ссылке на таблицу следует указать номер таблицы и страницу, на которой она расположена. Разрывать таблицу и переносить часть ее на другую страницу можно только в том случае, если она целиком не умещается на одной странице. При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят. На другую страницу переносится шапка таблицы и заголовок «Продолжение таблицы» (с указанием порядкового номера).

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

Таблицы слева, справа, сверху и снизу, как правило, ограничивают линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

Графа «Номер по порядку» в таблицу не включается. При необходимости нумерации показателей, их порядковые номера указывают в первой графе (боковике) таблицы, непосредственно перед их наименованием.

Если таблица заимствована или рассчитана по данным периодики или другого литературного источника, делается обязательная ссылка на первоисточник (по правилам цитирования).

Формулы расчетов в тексте надо выделять, записывая их, более крупным шрифтом и отдельной строкой, давая подробное пояснение каждому символу (когда он встречается впервые). Рекомендуется нумеровать формулы в пределах каждого раздела, особенно, если в тексте приходится на них ссылаться.

После заключения, начиная с новой страницы, необходимо поместить список использованной литературы.

В список включается вся научная литература по теме, с которой слушатель ознакомился при написании работы.

Список использованной литературы является составной частью работы и отражает степень изученности темы. Литература в списке приводится в следующем порядке:

1. Нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти в хронологическом порядке;

2. Ведомственные правовые акты в хронологическом порядке;

3. Источники статистических данных в хронологическом порядке;

4. Книги и статьи на русском языке в алфавитном порядке;

5. Книги и статьи на иностранных языках в алфавитном порядке;

6. Ресурсы сети ИНТЕРНЕТ с адресами сайтов.

В списке литературы используется сплошная сквозная нумерация для всех источников. Литературные источники в списке должны быть оформлены в соответствии с требованиями ГОСТ.

Примеры оформления литературных источников:

Нормативные документы

1. Конституция Российской Федерации (принята 12 дек. 1993 г.) // Рос. газ. – 1993. – 25 дек.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ // Собр. Законодательства РФ. – 1994. - № 32. – Ст. 3302.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 янв. 1996 г. № 14-ФЗ // Собр. Законодательства РФ. – 1996. - № 5. – Ст. 410.

Ведомственные правовые акты

1. «Регламент приема документарных ценных бумаг в обеспечение по кредитным договорам в рублях, заключенным учреждениями Сберегательного банка Российской Федерации с юридическими лицами» от 14.01.97г. № 44-р.

2. Инструкция Банка России «О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам» от 30.06.97г. № 62-а, с учетом изменений и дополнений.

3. Приказ ГТК РФ «Об утверждении порядка лицензирования и контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов» от 15.06.98 г. № 392.

Книги и статьи

1. Баканов Н.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: - М.: Финансы и статистика, 2000.–480 с.

2. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред.Л. Н. Красавиной. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 456 с.

3. Партнеры предприятий /Сост. М.В.Гамаюнов, С.Е. Демент. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1999. – 139 с.

Интернет-ресурсы

1. Алексеева А. Форфейтинговые операции для российских компаний и банков. - www.rcb.ru

2. Официальный сайт Национальной ассоциации таможенных брокеров - www.natb.ru

Последний лист дипломной работы оформляется по форме, приведенной в приложении 4. В папке или обложке, содержащей дипломную работу, не должно быть чистых листов бумаги.

5.4. Документы, предоставляемые на защиту

Дипломником предоставляются на защиту следующие документы:

1. Зачётная книжка;

2. Полностью оформленная , содержащая:

- стандартный титульный лист, подписанный дипломником, руководителем и рецензентом (первый лист, вшивается);

- заполненный бланк задания по дипломной работе (второй лист, вшивается);

- текст дипломной работы с оглавлением, списком использованной литературы и приложениями;

- последний лист (вшивается).

3. Направление председателю ГАК, (вкладывается);

4. Заявление на утверждение темы дипломной работы (вкладывается);

5. Отзыв руководителя (вкладывается);

6. Рецензия (вкладывается).

6. Порядок защиты дипломных работ.

При защите студент делает краткий доклад (до 10 мин.) об основных положениях дипломной работы и отвечает на дополнительные вопросы. Представляет раздаточный материал и расчетные данные, полученные самостоятельно в ходе написания работы. Информирует комиссию о практической апробации результатов работы, а также излагает свои выводы и рекомендации по теме исследования.

По окончании доклада дипломнику задают вопросы председатель и члены комиссии. Вопросы могут относиться к теме дипломной работы, специального курса или экономической теории, поэтому перед защитой целесообразно восстановить в памяти весь курс и особенно те разделы, которые имеют прямое отношение к теме дипломной работы.

По окончании представления работы студенту проставляется оценка по четырех балльной шкале с учетом актуальности темы и степени ее раскрытия в работе.

При оценке дипломных работ комиссия руководствуется следующими критериями:

- актуальность рассматриваемой темы;

- полнота теоретического обоснования предложенного решения проблемы;

- практическая значимость и обоснованность полученных результатов;

- использование современных методов анализа и прогнозирования;

- четкость в изложении результатов при докладе и ответе на вопрос;

- аккуратность и правильность оформления дипломных работ и наглядного (раздаточного) материала.

Оценка объявляется после окончания защиты всех работ на открытом заседании ГАК и вносится в протокол.

7. Примерная тематика дипломных работ

Общая тематика

  1. Основные направления и этапы реформы отечественного бухгалтерского учета.
  2. Анализ правового обеспечения бухгалтерского учета.
  3. Сравнительная характеристика бухгалтерских программ для компьютеров.
  4. Бухгалтерская отчетность (характеристика структуры и принципы формирования в различных отраслях)
  5. Учет образования, реорганизации и ликвидации предприятия.

Бухгалтерский (финансовый) учет

  1. Учетная политика организаций, ее основные аспекты и организации на примере фирмы.
  2. Бухгалтерский учет и анализ долгосрочных инвестиций и источников их формирования на примере фирмы.
  3. Бухгалтерский учет основных средств на примере фирмы.
  4. Анализ возможностей и целесообразности применения лизинговых операций на примере фирмы.
  5. Бухгалтерский учет арендованных основных средств на примере фирмы.
  6. Бухгалтерский учет нематериальных активов на примере фирмы.
  7. Бухгалтерский учет материально-производственных запасов на примере фирмы.
  8. Организация бухгалтерского учета затрат на производство и калькуляция себестоимости продукции на примере фирмы.
  9. Бухгалтерский учет готовой продукции на примере фирмы.
  10. Бухгалтерский учет продажи продукции (работ, услуг) на примере фирмы.
  11. Бухгалтерский учет финансового результата деятельности экономических субъектах на примере фирмы.
  12. Бухгалтерский учет труда и его оплаты на примере фирмы.
  13. Бухгалтерский учет финансовых вложений на примере фирмы.
  14. Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом (по видам налогов) на примере фирмы.
  15. Бухгалтерский учет кредитор банка, займов, средств целого финансирования и иных денежных поступлений на примере фирмы.
  16. Бухгалтерский учет текущих обязательств и расчетов на примере фирмы.
  17. Бухгалтерский учет в субъектах малого предпринимательства на примере фирмы.
  18. Бухгалтерский учет расчетов посредствам обмена товарами, уступки требования, перевода долга и оплаты за третьих лиц на примере фирмы.
  19. Бухгалтерский учет уставного капитала и расчетов с учредителями на примере фирмы.
  20. Бухгалтерский учет операций, связанных с совместной деятельностью на примере фирмы.
  21. Бухгалтерский учет операций по доверительному управлению имуществом на примере фирмы.
  22. Бухгалтерский учет и анализ условий применения ценных бумаг на примере фирмы.
  23. Бухгалтерский учет операций с векселями на примере фирмы.
  24. Бухгалтерский учет и отчетность граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность (на примере фирмы).

Бухгалтерский (управленческий) учет

  1. Проблемы организации управленческого учета на предприятии (на примере…).
  2. Составление и контроль смет расходов на примере фирмы.
  3. Учет производственных затрат и калькуляция себестоимости продукта на примере фирмы.
  4. Анализ возможностей и целесообразности выбора метода учета производственных затрат и калькуляции себестоимости продукции на примере фирмы.
  5. Нормативный метод учета производственных затрат и калькуляции себестоимости продукции на примере фирмы.
  6. Direct – Costing на примере фирмы.
  7. Учет затрат на содержание объектов непроизводственной сферы на примере предприятия.
  8. Метод «затраты - выпуск» на примере фирмы.
  9. Полуфабрикатный вариант производственных затрат и калькуляции себестоимости продукции на примере фирмы.
  10. Бесполуфабрикатный вариант производственных затрат и калькуляции себестоимости продукции на примере фирмы.
  11. Управленческий учет и информационные бухгалтерские системы.

Учет в торговле и общественном питании

  1. Организация бухгалтерского учета в мелкооптовой и розничной торговле на примере фирмы.
  2. Бухгалтерский учет движения товаров в розничной торговле на примере фирмы.
  3. Бухгалтерский учет издержек обращения на пример фирмы.
  4. Бухгалтерский баланс и отчетность в торговых организациях на примере фирмы.
  5. Бухгалтерский учет на предприятиях общественного питания на примере фирмы.

Учет долгосрочных инвестиций

  1. Учет долгосрочных инвестиций на примере фирмы.
  2. Учет затрат по капитальному строительству на примере фирмы.
  3. Учет ценных бумаг и анализ их использования на конкретном предприятии.

Учет в строительстве

  1. Бухгалтерский учет на строительных предприятиях на примере фирмы.
  2. Бухгалтерский учет затрат и калькулирование себестоимости в строительном производстве.

Учет в страховых организациях

  1. Бухгалтерский учет в страховых организациях на примере фирмы.

Учет в кредитных организациях

  1. Бухгалтерский учет в банке (на примере…).
  2. Бухгалтерский учет в финансовой компании (на примере…).

Учет внешнеэкономической деятельности

  1. Учет денежных средств и операций в иностранной валюте на примере фирмы.
  2. Учет внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.
  3. Учет экспортных операций на примере фирмы.
  4. Учет импортных операций на примере фирмы.

Национальные модели, региональные и

международные стандарты бухгалтерского учета (финансовой отчетности)

  1. Континентальная модель бухгалтерского учета.
  2. Национальные и региональные модели бухгалтерского учета.
  3. Международные стандарты бухгалтерского учета.
  4. Комплект международных стандартов бухгалтерского учета по … (сегмент учета по выбору автора).
  5. Бухгалтерский учет в США (GAAP).
  6. Сравнение и анализ российской бухгалтерской отчетности с международными стандартами финансовой отчетности.
  7. Сопоставления российской модели бухгалтерского учета и международных стандартов бухгалтерского учета.

Исследовательские темы

  1. Проблемы реформирования плана счетов и Инструкции по применению.
  2. Анализ современных бухгалтерских школ Российской Федерации и зарубежных стран.
  3. Гармонизация бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Анализ хозяйственной деятельности

  1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия на примере фирмы.
  2. Анализ хозяйственной деятельности в торговле на примере фирмы.
  3. Анализ хозяйственной деятельности снабженческо-сбытовых организаций на примере фирмы.
  4. Анализ финансового состояния предприятия на примере фирмы.
  5. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия на примере фирмы.
  6. Анализ бухгалтерской отчетности предприятия на примере фирмы.
  7. Внешний финансовый анализ по данным бухгалтерской отчетности по данным организациям.

Аудит

  1. Сравнительный анализ нормативно-правового регулирования аудита в Российской Федерации и других странах.
  2. Российские аудиторские стандарты.
  3. Международные аудиторские стандарты.
  4. Организация аудиторской проверки экономического субъекта (на примере…).
  5. Анализ факторов, влияющих на аудиторский риск.
  6. Финансовый анализ в аудите.
  7. Аудит финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта (специфика одной отдельно взятой отрасли).
  8. Аудит основных средств (на примере…).
  9. Аудит нематериальных активов (на примере…).
  10. Аудит расчетных операций (на примере…).
  11. Аудит валютных операций (на примере…).
  12. Аудит внешнеэкономической деятельности (на примере…).
  13. Аудит кредиторской и дебиторской задолженности (на примере…).
  14. Аудит незавершенного производства (на примере…).
  15. Аудит выпуска и реализации готовой продукции (на примере…).
  16. Аудит финансовых результатов деятельности экономических субъектов и их использования (на примере…).
  17. Аудит затрат по производству и реализации продукции (на примере…).
  18. Аудит производственных запасов (на примере…).
  19. Аудит расчетов с бюджетом (по видам налогов) (на примере…).
  20. Аудит собственного и заемного капитала (на примере…).
  21. Аудит инвестиционной политики предприятия (на примере…).
  22. Аудиторские проверки в банках (на примере…).
  23. Аудиторские проверки страховых компаний (на примере…).
  24. Аудиторские проверки инвестиционных фондов (на примере…).
  25. Аудит собственного капитала (на примере…).
  26. Аудит иностранных представительств (на примере…).
  27. Аудит финансовых вложений (на примере…).
  28. Аудит кредиторской и дебиторской задолженности (на примере…).
  29. Аудит несостоятельного предприятия (на примере…).
  30. Аудит расчетов с персоналом по оплате труда на примере фирмы.
  31. Аудит кредитов и займов на примере фирмы.
  32. Аудит расчетов с подотчетными лицами на примере фирмы.
  33. Аудиторские проверки по поручению государственных органов дознания.
  34. Аудиторские проверки кредитных организаций.
  35. Аудиторские проверки страховых организаций.
  36. Аудиторские проверки инвестиционных институтов.
  37. Аудиторские проверки внебюджетных фондов.
  38. Автоматизация аудиторских проверок.

Налоговый учет

  1. Учетная политика организации: налоговый аспект.
  2. Учет налогообложения инвестиций.
  3. Учет и налогообложения основных средств.
  4. Особенности учета налога на добавленную стоимость в организациях с различными видами деятельности (торговля, строительство, общественное питание, оказание услуги и т.д.).
  5. Особенности учета, исчисления и уплаты НДС по посредническим операциям.
  6. Особенности учета и налогообложения валютных операций и внешнеэкономической деятельности.
  7. Выручка от реализации: бухгалтерский и налоговый учет.
  8. Учет по подоходному налогу с физических лиц.
  9. Учет финансовых результатов деятельности предприятия для целей налогообложения.
  10. Учет расчетов с бюджетов:

а) по акцизам;

б) по НДС;

в) по налогу на прибыль предприятий и организаций;

г) по налогу на имущество физических лиц.

  1. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности.
  2. Особенности бухгалтерского учета и налогообложения операций с ценными бумагами в коммерческих банках.
  3. Операции с государственными ценными бумагами. Особенности учета и налогообложения.
  4. Особенности учета и налогообложения субъектов малого предпринимательства.
  5. Налоговая отчетность по налогу на прибыль предприятий и организаций: порядок составления и представления в налоговые органы.
  6. Единый налог на вмененный доход: организация учета и вопросы налогообложения.
  7. Учет по единому социальному налогу.
  8.