Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 23

 

Поиск            

 

«Отклоняющееся поведение»

 

             

«Отклоняющееся поведение»

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №6 г. Мурома.

Тема: «Отклоняющееся поведение».

Выполнила:

ученица 8г класса

Шикунова Елизавета.

г. Муром 2011г.

Содержание:

Введение.............................................................................................................3

Основная часть:

1) Норма и отклонение от неё...........................................................................4

2) Понятие отклоняющегося поведения; причины его появления…………4-6

3)Классификация видов отклоняющегося поведения....................................6-7

4)Преступность..................................................................................................7-9

5)Алкоголизм.....................................................................................................9-12

6)Наркотики.......................................................................................................12-14

7)Курение...........................................................................................................14-15

Заключение.........................................................................................................16

Приложения……………………………………………………………………17

Библиография.....................................................................................................18

Введение:

Выбирая тему а, я, прежде всего, руководствовалась тем, насколько она актуальна для нашего времени.

В любом социальном обществе всегда существуют социальные нормы, принятые в данном обществе, то есть (правила писанные и не писанные) по которым живет это общество. Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Девиантное поведение, как мне кажется, является одной из наиболее важных проблем. Оно всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. И как бы мы не хотели от этого избавиться, всегда будут существовать люди, называемые девиантами, то есть, которые не могут или не хотят жить по правилам и нормам.

Из всего многообразия форм отклоняющегося поведения социологи выделяют отдельные группы. Во-первых, можно рассматривать такое поведение на уровне отдельной личности (подросток стал заядлым курильщиком), в рамках межличностных отношений в малых социальных группах (пьющие родители перестали заботиться о малолетних детях), на уровне государства ( за предоставления необходимого документа чиновник вымогает взятку ). Во-вторых, среди форм отклоняющегося поведения нередко выделяют те, которые нарушают правовые нормы, влекут за собой правовую ответственность.

Степень изученности данной проблемы велика.

Целью работы является:

1) Определить понятие «социальная норма».

2) Рассмотреть понятие «отклоняющееся поведение».

3) Проанализировать различные виды отклоняющегося поведения (преступность, алкоголизм, курение, наркомания).

4) Сделать выводы о проделанной работе по данной теме.

Проблема данной темы: «Может ли общество до конца искоренить отклоняющееся поведение?»

Для достижения вышеуказанной цели требуется решить ряд задач:

1) Отобрать учебной литературы по данной теме.

2) Анализ материала.

3) Сделать выводы.

Основная часть:

1) Норма и отклонение от нее.

Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. Например, странствующий монах в одном обществе считается святым, а в другом - никчемным бездельником. Нас первую очередь интересуют причины негативного поведения. Отклоняющееся поведения приобрело в последние годы массовый характер и поставило проблемы в центр внимания социологов, психологов, медиков, криминологов. Сейчас усиливаются негативные поведения как - корыстная преступность, алкоголизация и наркотизация населения, аморальность.

Объяснить причины, условия и факторы, порождающие эти социальные явления, стало насущной проблемой. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд функциональных вопросов, среди которых вопрос о сущности категории «социальная норма» и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен.

Социальная норма находит свою поддержку и воплощение в законах, традициях, обычаях, то есть во всем том, что стало привычкой, вошло в быт, в образ жизни большинства, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений.

В кризисные моменты скачкообразного развития государства невиданный импульс получает развитие преступности. Например, результаты социологического исследования показали, что некоторые люди совершали противоправные действия, но в целом оценивают это как аморальное.

2) Понятие отклоняющегося поведения; причины его появления.

В обществе существуют общепринятые нормы и система социального контроля, призванная регулировать поведение людей в соответствии с этими нормами. Вместе с тем нередки ситуации, при которых поведение людей не согласуется с нормами. Такое поведение называется отклоняющимся.

К сожалению, не существует такого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Термин «социальное отклонение» означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы: преступники, отшельники, гении, аскеты, святые и т.д.

Во все времена общество пыталось подавлять, устранять нежелательные формы человеческой жизнедеятельности их носителей. Методы и средства определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, интересами правящей элиты. Проблемы социального «зла» всегда привлекали интерес ученых.

Один индивид может иметь отклонения в социальном поведении, другой в личностной организации, третий и в социальной сфере, и в личностной организации. Социологов интересуют, прежде всего, культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры.

Исследователи отклоняющегося поведения отводят значительное место в своих работах анализу мотивации детей и подростков при осуществлении ими тех или иных правонарушений. Мотивация, по определению психологов, представляет собой процесс побуждения личности к совершению тех или иных действий. Наиболее частыми мотивами отклоняющегося поведения подростков специалисты называют:

1) попытки самоутверждения;
2) протест против действительности, несправедливости взрослых;
3) стремление обратить на себя внимание взрослых;
4) корыстные цели и т.д.[1]

Для определения особенностей отклоняющегося поведения детей и подростков столь же значимым является выяснение причин, толкнувших их на нарушение социальных норм жизни. Исследователи выделяют достаточно широкий спектр причин. В качестве таких причин чаще всего выступают:
• дефекты семейного воспитания, приводящие к искажению нравственных качеств личности;
• деформация ценностных ориентаций (несоответствие потребностей возможностям);

• отрицательное влияние ближайшего окружения;

• эмоциональная неразвитость;
• недостаточная правовая информированность;
• незнание социальных норм;
• развод родителей;
• смерть близкого человека;
• низкая досуговая культура;
• особенности эмоционально-волевой сферы (неумение противостоять негативным влияниям, «держать удар», безволие);
• психическое заболевание и т.д.

Большинство указанных причин в той или иной мере связаны с факторами неблагополучия родительской семьи.

В ряде случаев причина становится побудителем конкретного вида

отклоняющегося поведения, т.е. существует причинно-следственная связь,

которую можно предвидеть с той или иной долей вероятности. Данный

[1] http://www.enc-dic.com/pedagogics/Otklonjajuscheesja-Povedenie-1237.html

феномен представляет особую важность для специалистов-практиков, осуществляющих превентивную работу с несовершеннолетними «группы риска». К примеру, смерть близкого человека или развод родителей могут спровоцировать суицидальное поведение ребёнка; физическое насилие в отношении ребёнка порождает ответную агрессию и т.п. Вместе с тем наблюдаются и парадоксальные зависимости: исследования психологов свидетельствуют, что алкоголизация родителей определяет не столько последующее алкогольное пристрастие подростка, что было бы логично, сколько его повышенную склонность к наркотикам.

Социальные отклонения играют в обществе двойственную, противоречивую роль. Они, с одной стороны, представляют угрозу стабильности общества-с другой поддерживают эту стабильность. Успешное функционирование социальных структур можно считать эффективным, только если обеспечен порядок и предсказуемое поведение членов общества. Каждый должен знать, какого поведения он может ожидать от окружающих его людей и какого поведения другие члены общества ожидают от него самого.

Социальные отклонения могут происходить в сфере индивидуального поведения, они представляют собой поступки конкретных людей, запрещаемые общественными нормами. Вместе с этим в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, моралью общества. Такие отклонения определяются как групповые.

3) Классификация видов отклоняющегося поведения.

Одной из форм научного анализа психологической реальности является классификация ее проявлений. Многочисленные попытки исследователей систематизировать поведенческие отклонения пока еще не привели к созданию единой классификации. Трудности можно объяснить несколькими обстоятельствами.

Основная причина заключается в междисциплинарном характере проблемы поведенческих девиаций. Поскольку термин «девиантное (отклоняющееся) поведение» используется в разных науках в различных значениях, постольку существуют и многообразные классификации поведенческих отклонений.

Среди других причин, объясняющих существование проблемы, можно назвать чрезвычайное многообразие форм человеческого поведения и неопределенность самого понятия «норма». Все это существенно затрудняет как выделение общих критериев, так и создание единой классификации различных видов отклоняющегося поведения. [2]

____________________________________________

[2] Ковалев А.И., Социализация личности: норма и отклонение

В структуру школьной дезадаптаци наряду с такими ее проявлениями, как

неуспеваемость, нарушение взаимоотношений со сверстниками, эмоциональные нарушения, входят и поведенческие отклонения.

Опыт сотрудничества с педагогами позволяет говорить о наиболее распространенных поведенческих отклонениях сочетающихся со школьной дезадаптацией. Это дисциплинарные нарушения, прогулы, агрессивное поведение, курение, хулиганство, воровство, ложь.

Признаками более масштабной-социальной дезадаптации в школьном возрасте могут выступать: регулярное употребление пситхотропных веществ (алкоголь, наркотики), бродяжничество, совершение преступлений.

Еще более запутан вопрос о видах отклоняющегося поведения в раннем и дошкольном возрасте. Можно ли вообще говорить о девиантном поведении на этом «несамостоятельном» этапе развития личности? Тем не менее педагоги и родители довольно часто сталкиваются с такими негативными проявлениями у маленьких детей, как вредные привычки (сосание пальца, кусание ногтей), отказ от еды, непослушание, агрессивное поведение и т. д..

Антисоциальное (делинквентное) поведение-поведение противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружаюжих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.

У взрослых людей (старше 18 лет) такое поведение проявляется в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную ответственность или гражданскую и соответствующее наказание. У подростков (от 13 лет) преобладают такие виды делинквентного поведения как: хулиганство, кража, грабежи. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) распространены такие формы как жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, поджоги.

Асоциальное поведение-это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество.

В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, графити, сленг, татуировки.

У детей чаще встречаются побеги из дома, бродяжничество, злословие, ложь, воровство, вымогательство или попрошайничество.

Границы асоциального поведения особенно изменчивы, поскольку оно более других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры и времени.

4) Преступность.

Всякий социальный строй предполагает определенное количество и определенный порядок преступлений, вытекающих из его организации.

По мере изучения проблем преступности все большее количество факторов, воздействующих на ее динамику, попадает в поле зрения исследователей. К ним можно отнести: социальное положение, род занятий, образование, нищету как самостоятельный фактор. Исследования, проведенные в 30-е годы XX века представителями так называемой чикагской школы в социологии, выявили влияние внутригородских различий на уровень преступности: самые«преступные районы» - районы, где присутствует высокая степень социальной дезорганизации.

Как отмечают исследователи, развитие преступности в нашей стране по основным качественным показателям приближается к общемировым тенденциям. Хотя пока регистрируемый уровень преступности у нас ниже, чем в индустриальных странах, но очень высок темп прироста преступлений.

В этой связи нужно учитывать, что преступность имеет порог количественного и качественного насыщения, за которым она из криминологической, правоохранительной проблемы превращается в проблему политическую. В России на состояние преступности большое влияние оказывает переход к рыночным отношениям и появление таких феноменов, как конкуренция, безработица, инфляция. Безусловно велика роль семейного неблагополучия в формировании группового преступного поведения подростков. По оценкам, сегодня в России действуют более 1000 молодёжных преступных банд, в которых за один 2000 год совершили преступления 1200 несовершеннолетних. Превалирующий групповой характер асоциальных действий несовершеннолетних, составляющий 64,2% всех преступлений, свойствен подросткам со слабо выраженными волевыми признаками, с низкой самооценкой и отсутствием стремления к лидерству. Формирование таких личностных качеств ребёнка связано с деформациями семейного воспитания, в частности, с ростом насилия в семье, духовной обеднённостью и эмоциональной ограниченностью взрослых членов семейной группы. Дети с такими психологическими характеристиками проявляют себя в среде сверстников скорее ведомыми, чем ведущими, и легко идут на групповые правонарушения.[3]
Одной из самых агрессивных организованных молодёжных группировок является движение скинхедов, или бритоголовых. Прикрываясь лозунгами неонацизма, расового превосходства, члены банды на самом деле следуют инстинкту разрушения, терроризируя окружающих, выдвигая национальные или иные лозунги. Непременными атрибутами скинхеда являются бритая голова, чёрная кожаная куртка, закатанные джинсы, ботинки, подбитые сталью, и наркотики. В российской реальности явление скинхедов мало изучено,

однако, исходя из данных американских исследований, можно предполагать средний возраст членов банды от 16 до 19 лет, а самый ранний — от 13–14 лет.

________________________________________________________

[3]http://revolutionpsychology/00029020_0.html

Как правило, скинхеды происходят из распавшихся, материально необеспеченных семей. Агрессия и ненависть, характерные для этих подростков, проявляются как компенсаторная реакция на перенесённые в детстве унижения, отсутствие любви и отстранённость родителей.

Ещё одна девиантная группировка молодёжи, включающая несовершеннолетних, в отличие от демонстративности скинхедов носит закрытый, тайный характер: это движение сатанистов. Идеология сатанистов — поклонение дьяволу посредством выполнения ряда ритуальных действий,

которые по силе воздействия могут привести к серьёзным психическим расстройствам личности. Сатанисты отличаются выраженной ориентацией на групповое поведение, подражают друг другу и оказывают доминирующее влияние друг на друга. Подростки, приобщаясь к культу сатанизма, как бы оправдывают его идеологией свои антисоциальные побуждения, вызванные семейным неблагополучием. Родители в таких семьях злоупотребляют алкоголем, отвергают или излишне критикуют ребёнка. Их дети ищут в движении сатанизма возможность ощутить власть над другими, компенсировать посредством асоциальных действий сформированные семьёй низкую самооценку, тревожность, социальное одиночество.(см.рисунок 1)

Преступность - отражение пороков человечества. И до сих пор искоренить ее не удалось ни одному обществу. Вероятно, и нам надо отказаться от утопических на сегодняшний день представлений о «полном искоренении» социальной патологии и удержании преступности под контролем на социально терпимом уровне.

5) Алкоголизм.

С давних пор человечеству известны опьяняющие напитки. Изготавливались они из растений, и их потребление было частью религиозного ритуала, которым сопровождались празднества. Древние греки даже ставили одно время рядом статуи бога вина Бахуса и богини мудрости Миневры, хотя позже между ними поставили богиню воды Нимфу, вероятно, считая необходимым разбавлять вино водой. Сравнительно дешевый способ получения крепких напитков был освоен в ХVI в. На протяжении долгого времени алкогольные напитки, особенно крепкие, оставались для большинства населения предметом роскоши: они были дороги и малодоступны. Коренные перемены произошли после того, как был открыт промышленный способ получения этилового спирта. Именно это открытие сделало возможным массовое потребление алкоголя, и в XVIII в. пьянство приобрело широкий размах в таких европейских странах, как Англия, Германия, Швеция и др. Примерно в это же время в России быстро входит в употребление водка. Можно сказать, что XIX в. породил, а ХХ в. усугубил

весьма сложную проблему для человеческой цивилизации - проблему алкоголизма. Данные социологических исследований выявляют любопытную

картину. С одной стороны, подавляющее большинство опрошенных считают, что пьянство - большое зло, с другой - то же подавляющее большинство либо пьет, либо«выпивает, как все»; около половины не хотели бы иметь среди друзей непьющего человека, а одна треть обиделась бы, если бы хозяин при встрече гостей не поставил бы на стол спиртное. 40 % опрошенных считают, что потребление спиртного в пределах нормы безвредно и не сказывается на работоспособности, а каждый пятый мужчина вполне допускает появление в пьяном виде на улице, в транспорте, в местах отдыха, лишь бы это не приводило к скандалам и конфликтам.

Фактически алкоголь вошел в нашу жизнь, став элементом социальных ритуалов, обязательным условием официальных церемоний, праздников некоторых способов времяпрепровождения, решения личных проблем. Однако это социокультурная ситуация дорого обходится обществу. Как свидетельствует статистика, 90 % случаев хулиганства, почти 40 % других преступлений связаны с опьянением. Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70 % случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии; около50 % всех разводов также связано с пьянством.

По данным исследования, проведённого Министерством образования России в учебных заведениях, лишь 11% подростков не употребляют никаких алкогольных напитков. В то же время 6% учащихся потребляют алкоголь ежедневно, каждый пятый выпивает один раз в два-три дня. Меняется природа подросткового алкоголизма, в рамках которой серьёзной социальной проблемой становится пивной алкоголизм: 76% всех несовершеннолетних потребляют пиво. Снижается средний возраст приобщения детей к алкоголю с 15,5 лет в 1991 году до 11 лет в 2001 году.

Известно, что алкоголь притупляет самоконтроль и способствует аффективным поведенческим проявлениям: только в 2001 году 31,1тысячи несовершеннолетних были привлечены к уголовной ответственности за совершение тяжких преступлений в состоянии алкогольного опьянения [23, c. 208–209].

Семья практически никак не противостоит приобщению детей к спиртным напиткам, поскольку алкоголизм в настоящее время приобрёл характер «семейной болезни». В связи с высокой массовостью такая форма поведения населения пользуется определённой терпимостью со стороны общества. Дети в алкогольной семье репродуцируют родительские пристрастия, поэтому профилактика подросткового алкоголизма может быть успешной только при вовлечении в лечебный процесс всей семьи.(см. рисунок 2)

Изучение различных аспектов потребления алкоголя и его последствий

составляет большую сложность. По каким критериям можно судить об алкогольной ситуации и ее динамике? Как правило, используются три группы

социологических показателей остроты алкогольной проблемы и масштабов распространения пьянства в стране: во-первых, уровень потребления алкоголя на душу населения и структура потребления; во-вторых, характеристики массового поведения, являющегося следствием потребления спиртного; в- третьих, ущерб, причиненный экономике и обществу пьянством.

Показатель уровня потребления алкоголя имеет смысл только в сочетании с данными о структуре потребления. Следует учитывать и еще целый ряд характеристик, например, регулярность потребления, длительность, связь с приемом пищи. Важны и особенности распределения общего объема потребления алкоголя среди населения: численность и состав пьющих,

непьющих, пьющих умеренно; распределения потребления алкоголя между мужчинами и женщинами, по возрастам и другим социально-демографическим признакам.

Поведение при одинаковой степени опьянения и оценки этого поведения также существенно различаются в социокультурных и этнических группах. Все перечисленные характеристики входят в понятие модели алкогольного потребления.При оценке алкогольной ситуации выделяют три модели потребления алкоголя: винную, пивную и водочную. Эти модели сложились исторически и проявляются в традициях потребления алкоголя у разных народов.Винная модель получила распространение в таких странах, как Франция, Италия, Португалия, Армения, Грузия, Молдавия. Для нее характерно регулярное потребление слабого виноградного вина за обедом и ужином.

Сравнительно равномерно и распределение объема потребляемого алкоголя между различными группами населения. Этой модели присуще чрезвычайно высокое суммарное потребление алкогольных напитков (к началу 80-х годов во Франции - 15,8 литра абсолютного алкоголя на человека в год, в Италии -13,9 литра), хотя негативные последствия этого несколько смягчаются некоторыми факторами, но не устраняются полностью. Особую проблему в этих странах представляет такое последствие алкоголизма, как угроза здоровью пьющих и их потомства. Водочная модель традиционно преобладает в Польше, России, Финляндии, Швеции и других странах, где на крепкие напитки приходится до половины и более суммарного употребления алкоголя. Для этой модели характерны: высокая неравномерность распределения потребляемого алкоголя среди населения, существование групп, резко выделяющихся неумеренностью и асоциальным поведением, сильное опьянение как сознательно достигаемая цель потребления. Страны преимущественно водочной модели, заметно уступая «винным» по суммарному потреблению алкоголя на душу населения в год, зачастую имеют не меньше отрицательных последствий. Пивная модель близка к винной; по уровню потребления алкоголя «пивные» страны занимают среднее место.[4]

Следовательно, уровень потребления алкоголя лишь косвенно отражает степень развития пьянства. Кроме того, сегодня существует тенденция размывания национальной специфики алкогольного потребления. В России рост в общем

______________________________________________________________

[4]О. Д. Абрамович — Н.Р. Казарян — В.Н. Копасова «Как бросить пить?»2003г. С. 74-89

Следовательно, уровень потребления алкоголя лишь косвенно отражает степень развития пьянства. Кроме того, сегодня существует тенденция размывания национальной специфики алкогольного потребления. В России рост в общем объеме употребляемых алкогольных напитков доли пива и вина, к сожалению, не связан с сокращением количества водки. Фактически употребление водки дополняется употреблением менее концентрированных алкогольных напитков. Уточнить алкогольную ситуацию можно, изучая последствия употребления

алкоголя: количество преступлений, связанных с выпивкой, и их долю в общем объеме преступлений; количество и долю несчастных случаев на почве пьянства, число доставленных в вытрезвитель, хронических алкоголиков и т.п. последствиями пьянства и алкоголизма являются экономический, материальный ущерб от преступлений и от несчастных случаев, издержки на лечение больных алкоголизмом, содержание правоохранительных органов. Не поддается

материальному учету ущерб духовным и нравственным отношениям в обществе, семье.

В истории борьбы общества с алкоголизмом можно обнаружить два направления. Во-первых, ограничение доступности спиртных напитков, сокращение их продажи и производства, повышение цен, ужесточение карательных мер за нарушение запретов и ограничений. Во-вторых, усилия, направленные на уменьшения потребности в алкоголе, улучшение социальных и экономических условий жизни, рост общей культуры и духовности, спокойная, взвешенная информация о вреде алкоголя, формирование у населения безалкогольных стереотипов поведения.

История борьбы с алкоголизмом знала и попытки введения на территории некоторых стран «сухого закона» (Англия, США, Финляндия, Россия).

Все они не достигли своей цели, потому что наличие алкоголя - не единственная и не главная причина существования алкоголизма. Проблема преодоления пьянства и алкоголизма является сложнейшей, она включает экономический, социальный, культурный, психологический, демографический, юридический и медицинский аспекты. Только с учетом всех этих аспектов возможно ее успешное решение.

6) Наркомания.

Долгие годы в нашей стране наркомания считалась явлением, принадлежащим исключительно западному образу жизни. Сегодня уже никто не отрицает, что наркомания существует и у нас, все понимают тяжесть ее последствий для личности и для общества в целом, однако все такой же острой остается проблема эффективности борьбы с ней.

Результаты социологических исследований показывают, что главные мотивы потребления наркотиков - жажда удовольствий, желание испытать острые ощущения, эйфория. А поскольку речь в большинстве случаев идет о молодых людях, эти мотивы усиливаются социальной незрелостью, беспечностью, легкомыслием. Большинство опрошенных наркоманов (77,1 %) пристрастились к зелью под воздействием других лиц, главным образом потребителей наркотиков из числа друзей, знакомых, причем нередко приобщение происходило в компании гедонистически настроенной молодежи. Потребление наркотиков в молодежной среде очень часто носит именно групповой характер.

Многие наркоманы принимают наркотики в общественных местах (на улицах, во дворах, в кинотеатрах, в кафе, на пляжах), некоторые могут это сделать в «любом месте».

Обнаруживается, что сегодня население гораздо лучше информировано об опасных последствиях потребления наркотиков. Большая часть наркоманов в какой-то степени осознает угрожающую им опасность и критически относится к своему пристрастию: 12,2 % считают его пагубным, 65,5 % относятся отрицательно. Не видят в потреблении наркотиков ничего плохого в основном начинающие молодые курильщики гашиша, нередко даже бравирующие этим.

Наступающее после приема наркотиков возбуждение, приподнятое настроение многие по неопытности и невежеству принимают за благотворное влияние этого вещества на состояние здоровья. Но на определенной стадии физической и психической деградации большинство наркоманов отчетливо осознают, что ждет их дальше, хотя уже не в силах отказаться от этой привычки.

Одной из самых больных проблем отклоняющегося поведения подростков в современном мире является подростковая наркомания. О масштабах этого асоциального явления в России можно судить по следующей статистике: за 1995–2001 гг. число детей, больных алкоголизмом возросло в 2 раза, токсикоманией — в 3,3 раза, наркоманией — в 17,5 раза. Средний возраст приобщения к наркотикам — 15 лет.

Распространённость употребления наркотических веществ среди подростков в 4,3 раза выше, чем в среднем по всему населению. Детская смертность от наркотиков в 2003 году увеличилась по сравнению с 1990 годом в 42 раза.

Исследования мотивации приобщения подростков к наркотикам, проведённые в школах Московской области в 2002 году, обнаружили следующие мотивы (сохраняется вербальная особенность ответов):

• они помогают отвлечься от личных неприятностей — 50%
• это приятно, от них «балдеешь» — 40%
• все друзья пробуют, не хочется быть «белой вороной» — 35%
• употреблять наркотик — это «круто» — 23%
• на дискотеке надо делать то, что делают все — 13%

Указанные мотивы как внутренние побуждения личности требуют причинного объяснения: 50% подростков используют наркотик для ухода от личных проблем, преодолевать которые волевым усилием их не обучили в семье. Ещё 40% школьников воспитывались в семьях, где желания ребёнка возводились в культ, поэтому жизненным принципом этих подростков становится получение удовольствия. Следующие 35% школьников страдают синдромом подражания, нежеланием вступать в конфликт с референтной группой сверстников. В их личностных характеристиках отсутствуют такие важные компоненты социальной зрелости, как независимость, самодостаточность, умение отстаивать свою позицию, которые формируются в семье при правильном соотношении родительской поддержки и контроля. Еще 23% подростков рассматривают потребление наркотиков как способ самоутверждения, обретения высокого статуса в группе сверстников. В этом случае имеет место деформированная система ценностей, что также следует понимать как упущение родительского воспитания. Наконец, 13% подростков предпочитают уступить друзьям в ситуации предложения ими наркотика. Такая идеология свойственна слабовольным детям, с жизненной позицией ведомого, а не лидера, с низкой самоидентификацией, неуверенным в себе, что также есть результат ошибок семейного воспитания. (см. рисунок 3)

По оценкам специалистов, примерно 70% подростков, употребляющих наркотики, проживают в неполных или неблагополучных семьях . Повышенная предрасположенность к наркотикам в неполных семьях объясняется исследователями двумя основными причинами. Во-первых, наличие в неполной семье одного родителя внушает ребёнку опасения потерять единственного близкого человека и формирует чувство страха и тревоги, которые он пытается преодолеть с помощью наркотиков. Во-вторых, неполные и, в целом, неблагополучные семьи отличаются терпимостью взрослых к потребителям наркотических и психотропных средств, что в свою очередь притупляет чувство опасности у детей и приводит к более выраженной их готовности попробовать эти препараты.[5]

Учитывая специфику развития наркомании, в борьбе с этой формой отклоняющегося поведения следует использовать и специальные меры - медицинские, правовые и др.

7) Курение.

Следующая проблема, одна из самых важных и волнующих на сегодняшний день общество — это проблема курения и пассивного курения. Пассивное курение подразумевает невольное вдыхание дыма человеком, стоящим рядом с курящим. Не следует недооценивать негативное влияние даже нескольких минут вдыхания вредного табачного дыма постоянно. Эта проблема поднимается уже давно, но особенное внимание ей стало уделяться в настоящее время, что связано со многими разработками и исследованиями ученых, вывода

___________________________________________________________

[5]С.В. Березин — В.С. Лисецкий — И.А. Мотынга «Психология ранней наркомании»2003г.С. 103-106

и факты которых не радуют на сегодняшний день. В частности, Британская медицинская ассоциация опубликовала отчет, который содержит информацию о том, что пассивное курение увеличивает вероятность возникновения ракового заболевания в среднем на 20-30%.

Вопрос о том, почему люди курят, очень глобальный. Всегда интересно: а почему люди начинают курить?

Курение табака связано со многими причинами мотивации, привычкой или пристрастием. Курить же начинают совершенно по разным причинам. Первоначально закуривают, как правило, из интереса. При этом первый опыт, в

большинстве случаев, приходится на достаточно юный возраст, когда система ценностей и анализ собственных поступков еще не сформированы полностью, поэтому обо всей серьезности происходящего во время употребления табачного дыма думать не приходится.[6]

Ниже перечисляются факторы, побуждающие начать курить в подростковом возрасте:

1) большинство друзей курят;

2) давление со стороны друзей;

3) желание казаться взрослым;

4) стремление казаться значительным;

5) желание казаться грубым и сильным (как киногерой);

6) родители курят ;

7) братья и сестры курят;

8) любопытство;

9) дух бунтарства;

10) сигареты легко достать;

Развивая далее тему пассивного курения, хочется обратить внимание на то, что ни для кого уже не секрет, что простое вдыхание дыма сигарет ничуть не лучше самого курения. А посему именно курящие должны беречь окружающих людей, особенно если это дети, так как подобная пагубная привычка может привести к неблагоприятным последствиям для их организма. А также следует обратить внимание, что опасности пассивного курения существуют не только для членов семьи курильщиков, но и вообще для окружающих курильщика в коллективе и на улицах людей. (см. рисунок 4)

___________________________________________________

[6]С.А. Краснова — В.С. Тундалева «Как бросить курить?»2003г. С.211-218

Заключение:

Итак, всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется девиантным. Это чрезвычайно широкий класс явлений: от безбилетного проезда до убийства человека. В широком смысле девиант - любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы.

Девиантное поведение - следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние "социальной дезорганизации", когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной отклоняющегося поведения.

Следует признать, что подавляющее число социальных отклонений играет отрицательную роль в развитии общества. Оно всегда несет в себе элемент непредсказуемости, неизвестности, возможной опасности.

В следствии изученного материала я поняла, что девиантное поведение имеет широкое распространение во всех слоях общества. На мой взгляд общепринятые нормы и правила нарушались, нарушаются и будут нарушаться, потому что сложное и иногда не понятное поведение человека зависящее от развития психических процессов на момент становления приобретает разные формы. По моему мнению в нынешнем обществе потребления и на момент финансового кризиса, каждый, любой ценой, стремится к достатку. Когда человек переживает состояние кризиса, он вынуждает себя прибегать к крайним мерам, идти на преступления с целью добыть то, что ему необходимо для существования и решения проблем, которые не разрешаются сами по себе, а наоборот только усиливаются. Необходимо изучать данное явление, проявляя разные подходы.

Приложения:

Рисунок 1 (http://www.vitbichi.by/wp-content/uploads/2010/10/529.jpg)

Рисунок 2 (http://img-4.rutube.ru/thumbs/7a/eb/7aeb623f3cdbbc12145d3d0c3676244b-1.jpg)

Рисунок 3 (http://novostivl.ru/files/files/73/19573.jpg)

Рисунок 4 (http://img11.nnm.ru/d/a/2/a/1/ae80e47bef13e1dd890e513f6fd.jpg)

Библиография:

1)С.А. Краснова — В.С. Тундалева «Как бросить курить?»

2)О. Д. Абрамович — Н.Р. Казарян — В.Н. Копасова «Как бросить пить?»

3)С.В. Березин — В.С. Лисецкий — И.А. Мотынга «Психология ранней наркомании»

4)Н.Р Казарян — Т.В. Титун — О.Д. Абрамович «Как бросить наркотики»

5) Ковалев А.И., Социализация личности: норма и отклонение

6) Змановская Е.В., Девиантология (психология отклоняющегося поведения): учебное пособие.

7)http://www.enc-dic.com/pedagogics/Otklonjajuscheesja-Povedenie-1237.html

8)http://revolutionpsychology/00029020_0.html