Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 23
НОУ УВК «Взмах» Влияние буддизма на жизнь и мировозрение Индии
по истории Ученицы 8 класса Школы « Взмах» Вахлаевой Юлии Научный руководитель: Радаев Юрий Аркадьевич Санкт-Петербург 2011 Содержание Введение..................................................................................................................3 Глава 1. Индийская религия до буддизма............................................................4 Глава 2. Появление Буддизма. Жизнь Будды – реальная и из легенд...............8 Глава 3. Расцвет буддизма в царстве Маурьев...................................................12 Глава 4. Влияние буддизма на жизнь и культуру индусов в древности..........15 Заключение.............................................................................................................17 Список литературы................................................................................................18 Введение Буддизм – самая древняя из трех мировых религий. Христианство моложе его на пять, а ислам – на целых двенадцать столетий. Религия всегда влияет на жизнь и мировоззрение человека, вопрос только, в какой степени. Мне стало интересно – как буддизм повлиял на жизнь индусов. В своем е я буду говорить о жизни индусов до буддизма, о религиях, существовавших до него. Еще я хочу написать о зарождение буддизма, о жизни Будды и влияние его на жизнь индусов. В основном я пользовалась тремя книжными источниками: Арни Арвон «Буддизм», О.Н.Бунин «Буддизм, Дзен-Буддизм», Кирстин Роджерс и Клэр Хикмен «Религия мира». Из книги Арни Арвона я узнала о религиях до буддизма , о жизни Будды и о основных учения Будды. Эта книга, монжно сказать, являлась моим основным источником. Благодаря ей я написала первые две главы. Из книги О. Н. Бунина я узнала значения многих слов, так как эта книга является словарем – справочником по буддизму. Из книги Кирстины Роджерс и Клэр Хикмен я узнала о том, как именно буддизм повлиял на жизнь индусов, что изменилось в их мировоззрении, и какой был бы мир без буддизма. Я планирую рассмотреть период развития буддизма в древнем мире, а современную Индию и современный буддизм я рассматривать не буду. Глава 1. Индийская религия до буддизма Религиозная эволюция, происходившая в Индии прерывно (не прекратившаяся и в наши дни), по существу берет свое начало лишь распространения арийской цивилизации¹. В XVII в. до н.э. арии, пришедши из Ирана, вторглись в Пенджаб ( «страна пяти рек», называемую так, поскольку по её территории протекают все пять больших притоков Инда). В течение последующих веков завоевателям удалось захватить весь бассейн Инда, затем долину реки Ганг и, наконец север плоскогорья Декан. Между 1500 и 1000 гг. до. н.э. и возникли ведические гимны – тексты, отражающие в целом еще весьма архаическое мировоззрение коцевников-ариев. Ве́ды
( «знание», «учение») — сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите. Состоят веды из четырех гимнов. Первый сборник, Ригведа, несомненно, самый древний, в его гимнах упоминаются те районы Пенджаба, которые первыми были заняты ариями. Они содержат 1028 гимнов и священных песнопений, распределенных по десяти книгам. Второй сборник, Самаведа, включает в себя лишь 505 стихотворных отрывков, служащих сопровождением для различных обрядовых напевов. Третье собрание, Яджурведа, содержит формулы для различных жертвоприношений (жертвы богам, в том числе священному огню; жертвы, приносящиеся в полнолуние или в новолуние и т.д.). Четвертый сборник, Атхарваведа (название по имени атхарванов, особого рода жрецов), включает в себя заклинания и колдовские заговоры. Отличительная черта вед - это, несомненно, чрезвычайное значение, придаваемое жертвоприношениям. Смысл ведической религии можно прировнять к той традиции, которой следовали, древни римляне, определяя свое видение богопочитания: в благодарность за богатые подношения боги должны взамен обеспечить людей своей любовью и защитой. Именно жертвы богам определяют судьбу смертных. Сила в акте жертвоприношения такова, что оно становится основным законом не только для человека, но и для всего мироздания. Именно жертвоприношение обеспечивает поддержкой и восстановление, как в природе, так и в обществе. Это некий космический акт, совершаемый всеми для всех. __________________________________________________ ¹ арийская цивилизация - II тысячелетия до н. э. через горные перевалы на северо-западе Индостана эти степные племена, носители арийской цивилизации, проникли в Индию Брахманский период. -
(учение брахманов, священников) - древняя индийская религия, выросшая из ведизма. В её основе лежит учение о Брахмане - божественной основе всего сущего - и Атмане - индивидуальном духе. Б. распространился в Индии в середине I тыс. до н. э. В этой религиозной системе первостепенная роль отводилась брахманам - знатокам Вед. Под влиянием брахманского учения о карме в Индии сложилась строгая кастовая система, построенная на убеждении в том, что все люди неодинаковы с самого момента рождения (высшей кастой считались брахманы). Большую роль играли анимистические представления и культ предков. Б. отличается сложными ритуалами и строгой обрядовой регламентацией жизни. Основными текстами Б. являются Упанишады (букв, «сидение у ног учителя»). Учения школы Санкхья
. – Слово санкхья происходит от существительного «число», « счет». Основные усилия этой школы на самом деле были направлены возможно более точный и тонкий подсчет всех единичных элементов, подходящих под то или иное понятие. Из таких «расчетов» родилась грандиозная космогония, ставшая позднее неотъемлемой частью всей индийской мысли и повлиявшая на современные теософские концепции. Но существует и другое названия этого учения « саткарья – вада». САТКАРЬЯ-ВАДА (санскр. satkäryaväda — учение о предсуществовании следствия [в причине]) — доктрина причинности в индийской философии, противостоящая асаткарьяваде (учению о непредсуществовании следствия [в причине]). Саткарья-вада утверждает, что в этом мире ничто не возникает и не исчезает, а только переходит из латентного состояния в проявленное. Разделяется санкхьей, ведантой и мимансой. В санкхье формулируется следующим образом: “Поскольку то, чего нет, не может возникнуть, поскольку [следствие] нуждается в причине, поскольку все не возникает из всего, поскольку причина производит только то, что соответствует ее потенциалу, и [следствие] имеет природу причины, — следствие предсуществует” (“Санкхья-карики” 9). Саткарья-вада в санкхье тесно связана с концепцией Пракрити — внутренне динамичной природы, содержащей в скрытом виде всю структурированную вселенную. Ничего не возникает из ничего. Джайнизм -
(«победитель»
). Джайнизм утверждает, что любое существо (джива, санскр.) является индивидуальной и вечной душой. Когда душа полностью освобождается от сансары (достигает мокши), она может достичь всеведения (божественного сознания). Но для этого необходимо быть аскетом, а не мирянином, поэтому в религиозных установлениях придается большое значение аскетизму. Последователей джайнизма называют джайнами. Высшее звание в джайнизме — Джина — «победитель». Этот титул присваивают наиболее почитаемым религиозным учителям, достигшим дхармы и освободившимся от сансары. В то время как появился буддизм, уже существовало, как минимум, четыре религии, которые могли бы составить хорошую конкуренцию буддизму. Но на какой-то промежуток времени (в царстве Маурьев) буддизм затмил все религии на территории древней Индии. Я считаю, что если бы в царстве Маурьев буддизм не стал бы государственной религией, то ей бы стал ведизм. Мне так кажется не потому что ведизм древнее всех остальных религий, а потому что в ведизме было много гимнов (1028) и каждый человек мог найти что-то близкое ему. Глава 2. Появление Буддизма. Жизнь Будды – реальная и из легенд Когда появился Буддизм? Доподлинно никто не может с уверенностью дать ответ на этот вопрос, могут быть только споры и предположения. Лично я считаю, что буддизм возник в тот момент, когда родился сам Будда. А считаю я так лишь по тому, что верю – если человек родился с великой миссией, то можно считать что день рождения этого человека и является началом чего-то великого. Если говорить о самом Будде, то он родился в знатной семье и возможно, это ему в какой-то степени помогло добиться того, чего он добился. Глава 3. Расцвет буддизма в царстве Маурьев С маурийским периодом связано широкое распространение в Индии буддизма. Возникший за несколько веков до эпохи Маурьев как небольшая секта бродячих монахов буддизм к III в. до н. э. стал одним из главных течений в духовной жизни древнеиндийского общества. В это время существовала организованная буддийская община — сангха, были оформлены основные канонические сочинения. Не случайно, что именно буддизм получил в этот период распространение и пользовался поддержкой мауриских дизм с его концепцией единодержавного правителя — чакравар-тииа, стоящего во главе сильного государства, стал идеологической основой образования объединенной империи. Судя по различным источникам, Ашока не сразу принял буддизм. При дворе своего отца он занимался с учеными различных школ — ортодоксальных и так называемых еретических направлений. Затем Ашока посетил буддийскую общину, выяснил основы учения Будды и стал упасакой, т. е. светским последователем буддизма. В эдиктах он сам рассказывает об эволюции своих взглядов. В первое время император не уделял особого внимания буддийской общине, но затем, после личного знакомства с жизнью буддийских монахов в столице, стал активно поддерживать буддистов и помогать общине. Особенно интерес к буддийскому учению, к его этическим нормам усилился после войны с Калингой, когда специальное значение приобрела политика дхармавиджаи — распространения основных норм поведения (дхармы), хотя последователем буддизма Ашока стал еще до начала войны. Будучи буддистом. Ашока в течение всего царствования оставался мирянином и не выпускал из своих рук бразды правления. Мнение некоторых ученых о том, что Ашока будто бы был царем-монахом, ушедшим в конце царствования в буддийский монастырь, противоречит имеющимся материалам источников. Столь же неправильна и точка зрения о том, что буддизм при Ашоке был государственной религией. Оказывая буддийской общине особое покровительство, Ашока не превратил буддизм в государственную религию. Главной чертой его религиозной политики была веротерпимость, и он придерживался этой политики в течение почти всего периода своего царствования. В своих эдиктах Ашока выступает за объединение всех сект, но не путем насилия, а в результате развития главных принципов их учений. Судя по эдиктам, Ашока дарил пещеры адживикам, которые были в этот период одними из главных соперников буддистов я пользовались значительным влиянием в народе. Из эдиктов известно и о том, что царь посылал своих представителей в общины джайнов и к брахманам. Можно предполагать, что Ашока в определенной мере был вынужден вести политику религиозной терпимости — еще слишком сильны были ортодоксальные и другие (наряду с буддизмом) реформационные течения. Именно политика религиозной терпимости при умелом контроле государства над жизнью различных религиозных сект позволила Ашоке избежать конфликта с сильной прослойкой брахманов, с адживиками, джайнами и вместе с тем особенно усилить буддизм. Когда же в последние годы царствования Ашока отступил от политики веротерпимости и стал проводить явно пробуддийскую политику, это вызвало решительную оппозицию у приверженцев других религий и привело к тяжелым для царя и его власти последствиям. В конце царствования Ашока входит в очень тесный контакт с буддийской общиной и, отступив от своих прежних принципов, начинает даже гонения против адживиков и джайнов. Взаимоотношения буддистов с представителями других религий в этот период резко осложнились. Определенные трудности возникали и среди самих буддистов: источники рассказывают о столкновении последователей разных буддийских школ. В связи с этим император внимательно следил за целостностью буддийской общины. Он издает специальный указ о борьбе против раскольников — монахов и монахинь, которые подрывали единство сангхи. По указу их следовало изгнать из общины. Вместе с тем Ашока рекомендует буддийским монахам пристально изучать буддийские тексты и называет ряд буддийских канонических сочинений, посвященных преимущественно дисциплинарным вопросам. Согласно буддийской традиции, в период правления Ашоки в Паталипутре состоялся третий буддийский собор. Одной из отличительных черт религиозной политики Ашоки являлось то, что он старался найти поддержку не только у буддийских монахов, но прежде всего среди широких слоев мирян — последователей буддизма. В этом смысле можно сказать, что Ашока был первым царем Индии, который понял важность буддизма в укреплении империи и способствовал его распространению. Большая часть его эдиктов была обращена не к монахам, а к мирянам, которые, очевидно, не были детально осведомлены об основных понятиях буддийской доктрины и ее философских категориях. Поэтому в надписях даже не упоминается о нирване, четырех благородных истинах, восьмиричном пути и т. д. Главное — это практическая направленность надписей, которые сам император называл «эдиктами о дхарме». Именно этические положения, которые были хорошо известны мирянам, в том числе и не буддистам, находили широкую поддержку в массах, среди различных социальных групп. Во времена царствования Маурьев буддизм достиг своего пика популярности и стал государственной религией. Вывод я могу сделать только один – если не царствование Маурьев, то буддизм не добился бы общего признания и веры. Глава 4. Влияние буддизма на жизнь и мировоззрение индусов в древности Влияние буддизма на жизнь и мировоззрение широко и многообразно и поэтому заслуживает отдельного исследования. Буддизм отверг самую основу социальной доктрины (правила, законы) основной брахманской традиции – учение о сакральном характере сословного (варнового) деления индийского общества, воспроизводящего в соответствии с учениями брахманов принцип космической справедливости и универсального миропорядкка. Буддисты никогда не выступали в роли революционеров или социальных реформаторов, более того, они молчаливо признавали даже закономерность и практическую полезность существования сословий, но они радикально переосмыслили сам принцип сословности. Это связано с еще одной чертой буддийского подхода: термины, имевшие в добуддийской Индии этническое или сословное содержание были перетолкованы буддизмом в этическом духе. Например, слово “арья” означало “арийца”, то есть человека индоевропейского происхождения, причастного к ведической религии и, следовательно, благородного и достойного в отличие от темнокожих автохтонов Индии, считавшихся варварами и дикарями (млеччха). Буддисты придали самостоятельное значение ценностной коннотации слова “арья”: теперь не этническое происхождение делало человека “арья”, благородным и достойным, но напротив – высокая нравственность и правильный, достойный образ жизни делал любого человека “арийцем”. Базовые принципы буддийского учения известны как Четыре Благородные Истины (чатур арья сатьяни), то есть четыре “арийские” истины, истины, которые принимают истинно достойные люди – “арья”. То же самое справедливо и относительно буддийского Благородного Восьмеричного Пути к освобождению (арья аштанга марга), который есть не что иное, как Путь, или образ жизни, которому следуют благородные, достойные люди, или “арийцы”, а следовательно, любой человек, следующий этому Пути и будет “арийцем” независимо от цвета своей кожи и родного языка. Таким же был и подход индийских буддистов к терминам, обозначавшим социальный статус в традиционном буддийском обществе. Согласно учению Будды, не тот брахман, кто родился в брахманской семье, а тот, кто по своим качествам соответствует высоким стандартам брахманского статуса: человек, благочестивый, нравственно чистый, милосердный, мудрый и ученый и т.д. Даже если такой человек будет происходить из семьи шудр (слуг и рабов, самого низшего сословия), он все равно будет истинным брахманом. А критика урожденных брахманов, чье поведение не соответствовало их собственным стандартам, рассыпана по многим буддийским текстам, в том числе и по сутрам (суттам) – произведениям, считающимся буддистами записью проповедей и наставлений самого Будды. Соответственно, рушилась сакральность ведической пирамиды, основанной на мифе о некоем превечном божественном жертвоприношении Пуруши, Мирового Человека, из частей тела которого возникли сословия, отображающие структуру самих основ мироздания. Буддизм предложил ценить человека по его личным качествам, игнорируя вопрос о его происхождении. Известен случай, когда один из учеников Будды попросил воды у женщины низкого происхождения. Та была потрясена тем, что брахман не брезгует просить у нее напиться и решила, что тот не понял, с кем имеет дело. Тогда женщина начала объяснять тому, кто она такая. Но ученик Будды сказал ей: “Я же попросил тебя дать мне воды, а не рассказать о том, из какой ты касты”. Согласно буддийскому социогенному мифу, люди, появившиеся на земле после формирования континентов, вначале божественны и подобны богам мира форм; срок их жизни равен 84 000 лет. Земля же в это время покрыта особым земляным пирогом, источающим несравненный аромат. Люди могут не есть, но этот аромат их настолько влечет, что они начинают есть земляной пирог, и постепенно съедают его. Тем временем срок их жизни понемногу сокращается, тела грубеют, формируются органы пищеварения и к тому моменту, когда весь пирог, покрывающий землю оказывается съеден, люди уже не могут обходиться без пищи. Тогда им ничего не остается, как начинать выращивать рис. Но риса на всех не хватает и тогда люди начинают проводить межи, отделяя свой участок от чужого, появляется собственность. Однако поскольку риса становится все меньше и меньше, одни люди начинают нарушать межи полей других людей и воровать рис. Воцаряется беспорядок и начинаются столкновения между людьми. Тогда люди решают, что наступило время наведения порядка и принимают решение избрать самого достойного из своего числа для поддержания порядка. Так появляется первый царь. Он отбирает себе в помощники наиболее уважаемых людей, чтобы они непосредственно поддерживали порядок. Так появляется сословие кшатриев (воинов и правителей). В это время в мире начинают появляться Будды. Интересно, что возникший в кшатрийской (воинской) среде буддизм подробно описывает появление этого сословия, почти игнорируя жреческое (о первых брахманах сообщается лишь то, что они были людьми, склонными к уединению и созерцанию). Кроме того, если в брахманизме сословия представляют собой божественные установления, выражающие сакральный миропорядок, то в буддизме они (и прежде всего, кшатрии как правящая варна) суть результат своеобразного “общественного договора”. Говоря о социальной доктрине буддизма, следует еще раз подчеркнуть неприятие ею доктрины божественности сословно-кастовой системы и ее исключительную ориентацию на светскую царскую власть. Интересно, что все крупные общеиндийские империи домусульманского периода (государства Маурьев и Гуптов) были или буддийскими или покровительствовавшими буддизму. Таким образом, в Индии буддизм был “царской религией”, что не мешало ему одновременно быть и формой древнеиндийского свободомыслия, поскольку носителем религиозной и вообще идеологической ортодоксии и ортопраксии было в Индии жреческое сословие брахманов. И даже в самый поздний период своего существования в Индии буддизм не утратил этого духа свободомыслия. Свободомыслие буддизма проявилось и в том, что он способствовал освобождению людей от чувства зависимости от богов и других сверхъестественных существ. Весьма спептически буддизм относился и к обретению чудотворения и сверхъестественных способностей. Однажды Будда встретил аскета, который рассказал, что благодаря практике умерщвления плоти в течение многих лет он стяжал столько силы, что теперь может ходить по воде, как посуху. Будда удивился: “И стоило ради этого так мучить себя? Ведь лодочник взял бы за переправу всего один грош!” И, наконец, буддизм способствовал нравственному развитию индийского общества. Именно буддизм впервые провозгласили принцип ахимсы – ненасилия и непричинения вреда живым существам. И, наконец, именно буддизм способствовал изменению самого типа индийской религиозности и культуры вообще: во многом под влиянием буддизма в центре ортодоксальной традиции оказались не ведические ритуалы и сложные жертвоприношения, а йогическая практика самопознания и самоусовершенствования, не стремление к рождению в небесном мире богов (сварга), а воля к обретению освобождения от цепи рождений-смертей и познанию окончательной и абсолютной истины. В этике же буддизм способствовал замене принципов ритуальной чистоты и сакрального действия, определенных статусными нормами, принципами личной нравственности, базирующейся на нормах ненасилия (ахимса) и сострадания всему живому. Даже то, что в поздневедийскую и классическую эпохи вегетарианство и воздержание от алкоголя становятся нормами повседневной жизни высших сословий Индии – тоже заслуга буддизма. Заключение В ходе написания своего а, я стала понимать почему у буддизма так много последователей. Религия, просуществовавшая более двух тысяч лет, заслуживает уважение и интерес. Будда ,по моему мнению, искренне хотел сделать этот мир лучше, сделать что то, что помогло бы жить в этом мире. На протяжении сорока пяти лет Будда странствовал по Индии с великой миссией – проповедование новой религ. В то время как появился буддизм, существовало, как минимум, четыре религии, которые могли бы занять доминирующее место в индийском обществе. Но буддизм затмил все религии на территории древней Индии. Я считаю, что если бы в царстве Маурьев буддизм не стал бы главенствующей религией, то ей мог бы стал ведизм. Мне так кажется не потому что ведизм самая древняя религия на территории индии, а потому что в ведизме было много гимнов, а именно 1028, и каждый человек мог найти что-то близкое себе. Многие задаются вопросом: «Когда появился Буддизм?»- но доподлинно никто не может с уверенностью дать ответ на этот вопрос, могут быть лишь споры и предположения. Лично я считаю, что буддизм вместе с рождением Будды. Я верю, что если человек родился с великой миссией, то можно считать что день рождения этого человека и является началом чего-то великого. Если говорить о самом Будде, то он родился в знатной семье и возможно, это ему в какой-то степени помогло добиться того, чего он добился. Каждый верующий буддист должен был придерживаться некоторым правилам например: верующие должны были отказаться от взятия не данного, от лжи и от употребления алкоголя и наркотиков. Так же буддисты не должны были причинять вред животным, должны были отказаться от дурного полового поведения. Возможно, эти правила (заповеди) могут показаться не сложными и легко выполнимыми, но если вдуматься, то иногда бывают ситуации, когда нужно соврать или что бы прокормить семью причинить вред живому существу. Я считаю, что буддизм повлиял на жизнь и мировоззрения индусов самым непосредственным образом, дал понять - что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что нельзя. Список литературы: 4. www.ru.wikipedia.org/wiki/Буддизм
|