Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 23

 

Поиск            

 

Указания методические по написанию и оформлению курсовых работ по теории государства и права Вологда

 

             

Указания методические по написанию и оформлению курсовых работ по теории государства и права Вологда

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

ФИЛИАЛ В Г. ВОЛОГДЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по написанию и оформлению курсовых работ

по теории государства и права

Вологда

2008

Автор-составитель: кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права МГЮА (филиал в г. Вологде), С.А. Викторова

Рецензент: доцент кафедры теории государства и права МГЮА (филиал в г. Вологде), кандидат юридических наук, доцент А.А. Жариков

Викторова С.А. Методические указания по написанию и оформлению курсовых работ по теории государства и права:– Вологда: МГЮА, 2008. – 15с.

Методические указания разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 «Юриспруденция», являются составной частью единого комплекса учебной и учебно-методической литературы филиала МГЮА в г. Вологде и предназначены для студентов всех форм обучения.

В методических указаниях содержится краткая характеристика основных этапов выполнения курсовой работы и общие требования, предъявляемые к ее содержанию, оформлению и защите.

С.А. Викторова, 2008г.

Филиал МГЮА в г. Вологде, 2008г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………..………………………………………...…………………4

I . Общая характеристика курсовой работы ………...………………..……. 5

II . Основные этапы выполнений курсовой работы ..................................... 5

1. Выбор темы ……………………………………………………………6

2. Составление плана работы ………………………………………….6

3. Сбор материала ………………………………………………………..7

4. Изложение текста работы …………………...……………………….9

1) Введение ………………………………………………..………..9

2) Основная часть ………………………………………………..1 2

3) Заключение ……………………………………………………1 2

4) Библиографический список …………………………………1 3

5. Оформление текста работы ………………...………………....……1 3

6. Защита курсовой работы ………………………………..………….15

III . Приложение 1. Тематика курсовых работ ……………………16
Введение

Учебные планы высших учебных заведений предусматривают написание курсовых работ по различным учебным дисциплинам с целью овладения студентами методологией теоретического исследования, углубления и закрепления полученных в ходе обучения знаний.

В Московской государственной юридической академии подготовка курсовой работы по теории государства и права предусмотрена для студентов 1 и 4 курса. Основные (базовые) методические указания для выполнения курсовых работ по теории государства и права содержатся в сборнике методических материалов по курсу «Теория государства и права» для студентов всех форм обучения на 2007/08 и 2009/10 учебные годы.

Студенты первого года обучения, как правило, не обладают достаточными навыками проведения научных исследований, поэтому подготовка и оформление курсовой работы вызывает у них определенные сложности. Данные методические рекомендации подробно описывают основные этапы выполнения курсовой работы, а также требования, предъявляемые к ее содержанию, оформлению и защите. Они призваны объяснить методику подготовки научных работ, повысить культуру самостоятельной научно-исследовательской и теоретической работы студентов.

Успешное выполнение курсовой работы способствует расширению и углублению знаний в области теории государства и права, развивает у студентов навыки самостоятельной работы, способностей к научному поиску и овладению методикой теоретического исследования. Кроме того, написание курсовой работы является также подготовкой к более серьезным научным трудам, таким как выпускная квалификационная работа.

Методические рекомендации разработаны в соответствие с базовыми методическими указаниями кафедры и рассчитаны на студентов всех форм обучения.

I . Общая характеристика курсовой работы

является одним из первых научных исследований теоретического характера, которые студент осуществляет в период обучения в вузе. выполняется под руководством преподавателя - научного руководителя, который назначается кафедрой. В результате выполнения курсовой работы студент должен показать умение вести самостоятельную исследовательскую деятельность.

должна обладать следующими признаками:

- представлять собой самостоятельное исследование;

- исследование должно быть научным: т.е. проведенным с использованием методов научного познания, применением логических законов и правил, формулированием аргументированных выводов и оценкой полученных результатов;

- работа должна содержать аналитический обзор литературы по избранной теме, основываться на теоретических и практических источниках, нормативных правовых актах, результатах судебной практики, иных правоприменительных решений и статистических данных и т.п.;

- иметь установленную структуру;

- все разделы курсовой работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязаны, стиль изложения – научный;

- работа должна быть оформлена в соответствии с правилами оформления научных работ;

- соответствовать по объему установленным требованиям.

II . Основные этапы выполнений курсовой работы

К основным этапам выполнения курсовой работы следует отнести следующие:

- выбор темы;

- составление плана работы;

- сбор материала;

- изложение и оформление текста работы;

- защита курсовой работы.

1. Выбор темы

Работа над курсовой работой начинается с выбора конкретной темы исследования. Первый и наиболее распространенный способ – это использование одной из тем, рекомендованных кафедрой. Перечень таких тем содержится в сборнике методических материалов по курсу «Теории государства и права» для студентов всех форм обучения на 2007/08 и 2009/10 учебные годы (Приложение 1).

Студентам заочной формы обучения в целях углубленного изучения всех вопросов из программы курса теории государства и права не рекомендуется выбирать для курсовых работ темы из числа вопросов, вынесенных для обсуждения на семинарские и практические занятия.

Студент вправе также избрать для исследования проблему, не включенную в перечень рекомендованных тем и выходящую за пределы основной тематики. В этом случае выбранная тема должна быть согласована и утверждена научным руководителем.

Темы курсовых работ должны обладать актуальностью в теоретическом и практическом плане и представлять определенный интерес для автора. Кроме того, если студент заранее определился со специализацией и, возможно, приблизительной темой выпускной квалификационной работы, для курсовой работы ему целесообразно выбрать проблему, которую можно будет развить в дальнейших научных исследованиях и (или) использовать в последующей практической деятельности.

2. Составление плана работы

характеризуется обязательным наличием отдельных частей и определенным порядком их изложения. В частности, она должна включать введение, основную часть, заключение, библиографический список и при необходимости приложения.

Основная часть работы по усмотрению автора может быть структурирована на следующие элементы: параграфы, главы, разделы, части. Ввиду незначительного объема курсовой работы входящий в нее материал целесообразно поделить только на параграфы либо на главы и параграфы.

Студентам необходимо знать, что главы по объему шире и должны иметь обязательное деление на два и более параграфа (т.е. не могут состоять из одного параграфа). Кроме того, каждый параграф должен раскрывать соответствующий вопрос, вынесенный в качестве заголовка, достаточно полно, следовательно, быть объемом не менее двух страниц. Тема работы по содержанию шире тем (заголовков) ее структурных элементов и, следовательно, не может совпадать с названием главы и (или) параграфа. Название параграфа соответственно не может совпадать с названием главы и т.д. Кроме того, студент не должен допускать логических ошибок при структурировании материала и выбирать единый критерий для выделения параграфов в рамках одной главы.

При составлении плана работы нужно исходить из того, что ее структурные элементы (главы, параграфы) по содержанию в совокупности должны носить исчерпывающий (или достаточный) для раскрытия темы характер и в идеале позволяют получить полное и цельное представление об исследуемой проблеме. Таким образом, ошибкой будет как включение в план работы вопросов, выходящих за пределы выбранной темы, так и не включение в него вопросов, которые призваны раскрыть основные аспекты исследуемой проблемы.

Правильное составление плана работы во многом зависит от глубины изучения студентом выбранной темы исследования и логики мышления. Тем не менее, ввиду сложности данного этапа работы представляется целесообразным при составлении плана работы прибегать к помощи научного руководителя, особенно студентам первого года обучения, ввиду отсутствия у них навыков проведения научных исследований.

3. Сбор материала

При подготовке к написанию курсовой работы студент должен просмотреть как можно больше доступных источников, связанных с темой курсовой работы. Во-первых, это позволит получить представление об исследованности выбранной проблемы в науке в целом, понять какие аспекты темы наиболее полно изучены, какие являются дискуссионными и (или) неисследованными и требуют дальнейшего изучения. Во-вторых, часть просмотренных студентом источников будет непосредственно использована при написании курсовой работы, в т.ч. путем прямого или косвенного цитирования.

При сборе материала следует прибегать к библиотечным ресурсам, используя систематический и алфавитный каталоги. В систематическом каталоге карточки располагаются по отраслям знаний, а в пределах одной отрасли – по отдельным темам. Названия печатных произведений по юридическим наукам помещены в разделе 34 систематического каталога «Государство и право». В алфавитном каталоге источник следует искать по фамилии автора или по первой букве, с которой начинается заглавие книги, если авторов несколько, и фамилия ни одного из них не обозначена на титуле. Данные об авторах можно взять из списков литературы к курсу теории государства и права, которые содержатся в сборнике методических материалов; а также в учебниках и иных имеющихся в распоряжении студента источниках, в т.ч. в сносках, в списках использованной литературы и т.п.

Следует использовать также поиск и электронные библиотеки в сети Интернет.

Для подготовки курсовой работы требуется изучить и использовать научные достижения в исследуемой области (включая последние), поэтому научные журналы в качестве источников обязательны. Кроме того, они, как правило, в отличие от монографий и диссертационных исследований представлены в преобладающем числе библиотек. Вопросы теории государства и права исследуются в научных публикациях таких изданий, как: «Государство и право», «Правоведение», «Журнал российского права», «Современное право», «Российская Федерация», «Право и власть», «Право и экономика», «Российская юстиция», «Законность», «Закон» и др. Полезную информацию можно получить также и из отраслевых юридических журналов. Работая с периодическими изданиями, студент должен знать, что в последнем (реже в первом) номере соответствующего журнала текущего года помещается указатель опубликованных в данном журнале за год работ, что значительно облегчает поиск необходимых источников.

Эмпирический материал студентам юридического вуза следует искать в «Бюллетене Верховного Суда РФ», «Вестнике Высшего арбитражного суда РФ», в архивах и на официальных сайтах судов общей юрисдикции и арбитражных судов различных уровней, органов внутренних дел, юстиции, прокуратуры и др.

Нормативно-правовые акты (НПА) по исследуемой проблеме также подлежат обязательному изучению и использованию. Источником опубликования НПА является Российская газета и Собрание законодательства РФ. Другим более удобным вариантом работы с НПА являются справочные правовые системы (СПС), такие как «Гарант», «Консультант Плюс» и др. Их преимущество заключается в наличии различных вариантов поиска: тематического, по ситуации, по реквизитам и т.п. Кроме того, используя СПС, студент овладевает информацией обо всех редакциях, изменениях и дополнениях, которые претерпевал тот или иной закон или подзаконный акт, источниках опубликования и др. (рубрика СПС «справка о документе»).

Целесообразно использовать в работе энциклопедические, философские и иные словари, в частности, для раскрытия в ходе курсового исследования общетеоретических и иных понятий.

Таким образом, при сборе материала студент должен подобрать соответствующее количество источников для исследования, которое может быть представлено: учебными пособиями, монографиями, научными статьями, нормативно-правовыми актами, материалами судебной практики, а также словарями и энциклопедиями и др. Требуемое количество источников для курсовой работы – 20 и более, желательно, чтобы учебные пособия не превышали в общем количестве 1\5 всех источников. При составлении библиографического списка студент может использовать простое правило: количество источников в научной работе (курсовая, выпускная квалификационная работы, кандидатская диссертация и т.д.) приблизительно равняется количеству ее страниц.

К изучению научных источников следует подходить серьезно: уяснить содержание, проанализировать позицию автора, дать соответствующую оценку. Целесообразно в ходе работы делать соответствующие выписки (заметки и цитаты) из текста с указанием источника, его исходных данных, общего количества страниц, чтобы в последующем при оформлении библиографического списка избежать повторного поиска использованного библиотечного ресурса.

4. И зложение текста работы

характеризуется определенным композиционным построением. В частности, она должна включать введение, основную часть, заключение, библиографический список и при необходимости приложения.

1) Введение – очень важная часть работы, которая позволяет оценить правильность выбора темы, ее актуальность и значимость, цель, задачи и иные квалификационные критерии работы.

Актуальность темы предполагает разъяснение ее важности для науки в целом и причин, обусловивших необходимость исследования данной конкретной проблемы на современном этапе развития (в настоящий момент). Будет ошибочным полагать, что актуальность может быть объяснена только частным интересом автора работы к исследуемой тематике. Целесообразно при освещении актуальности показать значимость данного вопроса или проблемы для науки теории государства и права и иных юридических наук. По отдельным темам курса уместно также показать их значимость для практической деятельности, состояние нормативно-правового регулирования по исследуемой тематике (с указанием на коллизии, пробелы в законодательстве, если таковые имеются); характер сложившейся правоприменительной практики (ее единообразие или его отсутствие с указанием причин) и т.п. Приведенные в ходе раскрытия актуальности работы причины позволят студенту аргументировано объяснить выбор темы исследования. Объем изложения актуальности в курсовой работе – не более одной страницы (при этом одного-двух предложений будет не достаточно).

Далее во введении проводится обзор литературы (1-2 абзаца) по исследуемой проблематике (иначе: «исследованность проблемы в науке »). В этой части введения студент приводит всех известных ему ученых, внесших вклад в изучение выбранной для курсовой работы темы. Это должно быть не простое перечисление фамилий, а систематизированные знания с указанием конкретных аспектов проблемы, рассматриваемых теми или иными учеными, выделение дискуссионных вопросов и сторон темы, недостаточно полно исследованных до настоящего времени и т.п. Следует обратить внимание на то, что труды указанных в обзоре литературы ученых призваны свидетельствовать о предварительном глубоком изучении студентом темы курсовой работы, и не обязательно должны быть использованы непосредственно в ходе исследования (основном тексте), и, соответственно, могут не войти в библиографический список курсовой работы.

Во введении должна быть сформулирована цель и необходимые для ее достижения задачи исследования (1-2 абзаца). Задачи исследования, как правило, корреспондируют выбранному плану работы и начинаются со слов: «изучить», «рассмотреть», «проанализировать», «исследовать», «выявить признаки», «описать», «провести сравнительный анализ», «установить», «сформулировать» и т.п.

Во введении следует также сформулировать объект и предмет исследования . Объект по объему шире и соответствует исследуемому явлению, отношениям, ситуации в целом. Предмет – это конкретная часть (сторона) исследуемого явления. (Например: Тема работы – Правосистематизирующая практика субъектов Российской Федерации. Объект исследования - систематизация правовых актов как относительно самостоятельный тип юридической практики. Предмет исследования – особенности правосистематизирующей практики субъектов Российской Федерации.).

Помимо указанных выше основных (обязательных) композиционных элементов введения курсовой работы в него желательно включать и иные – факультативные или дополнительные разделы (текстуально ориентировочно по одному абзацу на каждый элемент). К ним следует отнести: методологическую основу исследования, практическую и теоретическую значимость работы, ее теоретическую и эмпирическую базу исследования, а также апробацию результатов, если таковая имеется.

При освещении методологии студенту следует знать, что чаще всего входе исследования используется диалектический метод научного познания, с позиций которого явления и объекты рассматриваются комплексно, в движении, взаимосвязи и взаимодействии с другими явлениями и средой. На диалектическом методе основываются общенаучные (логический, системно-структурный, функциональный, исторический и др.) и частнонаучные (формально-юридический, сравнительный, филологический и др.) методы. В отдельных случаях могут быть использованы и иные современные методы исследования: синергетический, правового моделирования, интервьюирования, экспертной оценки и т.д.

Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что ее отдельные положения, а также сформулированные студентом выводы и предложения могут найти практическое применение в правотворческой, правореализационной или правоприменительной юридической деятельности.

Теоретическая значимость работы свидетельствует о том, что ее основные положения позволяют получить цельное представление об исследуемой проблеме и, возможно, дополняют и развивают отдельные разделы теории права и государства и отраслевых юридических наук. В идеале они также позволяют привлечь внимание к наиболее важным и перспективным направлениям научных исследований по теме курсовой работы, будут полезными для других студентов при написании ов, курсовых и выпускных квалификационных работ.

Теоретическую основу курсовой работы составляют, как правило, труды отечественных и зарубежных ученых, так или иначе затрагивающих рассматриваемую проблему. Монографии, диссертации, научные статьи и иные публикации могут быть указаны в качестве теоретической базы курсовой работы, если они были непосредственно использованы студентом в ходе курсового исследования и включены в библиографический список.

Нормативно-правовая и эмпирическая основа (если таковая имеется) может состоять из Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, законодательства субъектов Российской Федерации, других нормативных правовых актов (в т.ч. международных), а также официальных материалов и документов различных органов и организаций.

Апробация результатов курсовой работы должна проводиться студентом посредством отражения ее основных результатов в ах, выступлениях на семинарских и практических занятиях, докладах на научных студенческих конференциях, которые ежегодно проводятся в МГЮА и других юридических вузах.

Введение курсовой работы традиционно заканчивается освещением ее структуры (например: « состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и библиографического списка»). Раскрывать в данном разделе введения содержание глав и параграфов курсовой работы не требуется.

2) Основная часть работы должна соответствовать ее теме и полностью ее раскрывать. В главах и параграфах студентом должны быть рассмотрены различные взгляды ученых на исследуемую проблему, сложившиеся в науке теории государства и права, приведена их оценка, и обязательно сформулировано мнение автора по всем исследуемым вопросам темы.

В ходе работы студентом должны быть раскрыты общетеоретические понятия по исследуемой проблематике, названы существенные и отличительные признаки изучаемых явлений правовой действительности, рассмотрено их содержание и т.п. Теоретический материал должен быть подкреплен эмпирической основой (НПА, судебной практикой, статистическими данными и т.п.).

Заслуживают высокой оценки попытки студента сформулировать в курсовой работе авторские дефиниции, выделение им собственных критериев классификации рассматриваемых процессов или явлений, их расширенная характеристика, выходящая за пределы изложенной в учебных пособиях, и т.п.

Каждый параграф (глава) курсовой работы заканчивается предварительным выводом и (или) обобщением изложенного материала.

3) Заключение курсовой работы (1-2 страницы) – это подведение студентом ее итогов. Если исследование было проведено правильно, то сформулированные в его заключении выводы должны корреспондировать тем задачам, которые были поставлены в начале работы (они отражены во введении).

Следует обратить внимание на то, что заключение предназначено не для краткого повторения изложенного в основной части материала, а для обобщенной оценки проделанной работы. Следовательно, заключение должно содержать итоговые выводы и предложения, сформулированные автором по окончанию работы (если последние имеются).

Если в ходе работы студент выявил проблемы, прямо или косвенно связанные с темой его исследования, они также должны найти отражение в заключении, в т.ч. в качестве предложений о направлениях дальнейшего научного поиска.

4) Библиографический список по общему правилу содержит все источники, использованные студентом в курсовой работе путем прямого (дословная цитата, заключаемая в кавычки) и косвенного (свободное воспроизведение студентом мысли автора, максимально полно отражающее ее смысл) цитирования. Источники, на которые в курсовой работе ссылок нет, в список использованной литературы включать нельзя.

Следует обратить особое внимание на то, что использование в ходе работы заимствованного материала без ссылок на его автора или источник его опубликования (плагиат) является недопустимым и может повлечь неудовлетворительную оценку курсовой работы.

Объем курсовой работы не должен превышать 30-40 страниц машинописного текста. Необходимо соблюдать и пропорциональность частей работы: введение обычно занимает 2-4 страниц, заключение – 4-6 страниц, список использованной литературы – 1-2 страницы, большую часть работы занимает основная часть.

При подготовке текста курсовой работы отдельное внимание студентам следует обратить на стиль ее изложения, который должен быть научным. Он предполагает логичность и последовательность изложения материала, наличие мотивированных выводов, использование специальной юридической терминологии, лаконичность фраз и т.п. Исключается использование разговорной лексики, экспрессивных высказываний, эмоциональных оценочных суждений, в т.ч. выраженных восклицательными и вопросительными предложениями, многоточиями и т.п. Повествование ведется от 3 лица, допустимо использование местоимений 1 лица во мн. числе («мы»; «по нашему мнению»; «по мнению автора» и т.п.).

5. Оформление текста работы

Важнейшим этапом подготовки курсовой работы является ее оформление. Прежде всего, работа должна быть написана грамотно, быть тщательно вычитанной и выверенной, исключать орфографические, пунктуационные, стилистические и фактические ошибки. Работа печатается на пишущей машинке или набирается и распечатывается с помощью компьютера на одной стороне стандартных листов белой бумаги формата А4 (210 х 297 мм). Шрифт компьютерного набора - Times New Roman, размер шрифта - 14, междустрочный интервал - полуторный (на машинке - через два интервала), выравнивание по ширине, поля: левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее и нижнее - 15-20 мм. Схемы, формулы, рисунки и таблицы могут быть выполнены черной тушью. Страницы курсовой работы нумеруются арабскими цифрами, нумерация сквозная по всему тексту, начиная с титульного листа, однако на титульном листе номер страницы не проставляется. Иллюстрации, таблицы, расположенные на отдельных страницах, включаются в общую нумерацию страниц. "Содержание", "Введение", главы курсовой работы, "Заключение", "Список литературы", "Приложения" набираются (печатаются) с новой страницы. Заголовки глав следует располагать по центру строки, печатать прописными буквами полужирным шрифтом, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются, точка в конце названия не ставится.

В курсовой работе для объективности изложения материала, как правило, используются цитаты - точные, буквальные выдержки из какого-либо текста со ссылкой на источник. При цитировании не по первоисточнику следует указать: цит. по: (цитируется по:) . При передаче мыслей автора своими словами (непрямое цитирование) также необходима ссылка на источник. Библиографическое описание источника содержится в сноске и должно включать его название, автора, издательство, место (город), год издания и номер страницы, на которой в нем размещена используемая студентом цитата. Например:

1. Сидорчук М.В. О систематизации законодательства в России (1826-1932) // Правоведение. - 1990. - № 6. – С.14.

Сноски оформляются согласно изложенным выше правилам, но в отличие от основного текста размер используемого шрифта - 12, междустрочный интервал – одинарный.

Рекомендуется использовать подстрочные ссылки, т.е. вынесенные из текста вниз страницы. От основного текста сноска отделяется сплошной чертой. Знак сноски следует располагать в той части основного текста, где находится информация, ссылку на которую автор приводит внизу страницы: если примечание относится к отдельному слову, знак ссылки должен стоять непосредственно у этого слова; если примечание относится к предложению или группе предложений, то знак ссылки стоит в конце; если поясняющий текст предшествует цитате или включен в ее середину, то знак сноски ставится после цитаты.

При повторном использовании источника в ходе работы в сноске указывается только фамилия автора и номер страницы, где размещена используемая студентом цитата. Например:

Марченко М.Н. Указ. соч. С.23.

При повторном (многократном) использовании одного и того же источника в пределах одной страницы курсовой работы указывается только номер страницы, где размещена используемая студентом цитата. Например:

Там же. С.28.

Оформления списка использованной литературы требует особых пояснений. Библиографический список состоит из отдельных позиций – всех источников, использованных студентом в ходе работы. Каждая позиция представляет собой самостоятельное библиографическое описание. Библиографические списки могут иметь следующее построение: алфавитное, хронологическое, алфавитно-хронологическое, систематическое и др. Наиболее целесообразным, на наш взгляд, будет структурирование списка курсовой работы по видам источников. Так, студент может выделить в списке использованной литературы следующие разделы:

- Нормативные правовые акты и другие официальные материалы;

- Книги, монографии, учебные пособия, статьи;

- Словари, справочники, энциклопедии;

- Электронные ресурсы.

Библиографическое описание каждого источника должно включать его название, автора, издательство, место (город), год издания и общее количество страниц в источнике. Например:

1. Марченко М.Н. Источники права: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 760 с.

Образец титульного листа работы и иные обязательные для студентов рекомендации по ее оформлению приведены также в сборнике методических материалов по курсу «Теории государства и права» для студентов всех форм обучения на 2007/08 и 2009/10 учебные годы.

6. Защита курсовой работы

Защита курсовой работы проводится устно перед научным руководителем либо на заседании специально созданной для этих целей комиссии. В процессе защиты студент должен изложить основные результаты проведенного исследования и ответить на все вопросы, как поставленные в рецензии, так и заданные ему в ходе проведения защиты.

Результаты курсовой работы подлежат комплексной оценке за содержание, оформление и выступление на защите. Курсовые работы, оцененные на «отлично», могут быть рекомендованы для участия в конкурсе студенческих работ, студенческих научно-практических конференциях, а также для опубликования в соответствующих сборниках научных трудов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Теория государства и права в системе общественных и юридических наук

2. Предмет и методология теории государства и права

3. Власть и социальные нормы в первобытных обществах

4. Происхождение государства

5. Происхождение права

6. Понятие государства

7. Тоталитарное государство

8. Демократическое государство

9. Социальное государство

10. Унитарное и федеративное государство

11. Государство и гражданское общество

12. Государство и политические партии

13. Представительная и прямая демократия

14. Государство в политической системе общества

15. Формирование правового государства в современной России: теория, практика, перспективы

16. Функции государства

17. Государство и церковь

18. Форма государства: исторический опыт и современные проблемы

19. Концепция правового государства: история и современность

20. Разделение властей в государстве: теория и опыт

21. Государство и национальная структура общества

22. Государство и экономика

23. Государство и экология

24. Государство и бюрократия

25. Советская форма правления: теория и опыт

26. Механизм государства

27. Органы государственной власти: понятие, виды

28. Политический режим в современной России

29. Политический плюрализм в условиях формирования правового государства

30. Понятие права

31. Формы (источники) права

32. Социальные и технические нормы

33. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений

34. Классовое и общесоциальное в праве

35. Право как мера свободы личности

36. Объективное и субъективное в праве

37. Право как средство воздействия на экономику: возможности и пределы

38. Социально-политические интересы и право

39. Право и политика

40. Право и моральные ценности

41. право и социальная справедливость

42. Право и национальные традиции

43. Правовая реформа в современной России

44. правовые системы в современном мире

45. Система права и система законодательства

46. Система и структуру права

47. Правовое регулирование общественных отношений

48. Правотворчество

49. Систематизация нормативных правовых актов

50. Реализация права

51. Применение права

52. Норма права

53. Толкование права

54. Юридическая техника

55. Международно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина

56. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

57. Правонарушение и юридическая ответственность

58. Законность и ее гарантии

59. Методы обеспечения законности и правопорядка

60. Правосознание и правовая культура

61. Права и свободы человека, права народа

62. Прямое действие норм Конституции

63. Правовой нигилизм и пути его преодоления

64. Юридические факты: понятие и классификация

65. Сообщества, содружества как новые формы интеграции государств

66. Государство и рыночная экономика

67. Власть и средства массовой информации

68. Научно-техническая революция и развитие права

69. Глобальные проблемы человечества и функции государства

70. Правоотношение

71. Частное и публичное право

72. Лоббизм в правотворческой деятельности


Титульный лист Образец

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ФИЛИАЛ МГЮА В Г. ВОЛОГДЕ

КАФЕДРА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Тема:

«КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

Выполнил:

студент 1-го курса (12 гр.)

Иванов И.И.

Научный руководитель:

доцент С.С. Смирнов

Института правоведения

Вологда 2009


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по написанию курсовых работ по отдельным темам

Тема 1. Концепция правового государства: история и современность

ПЛАН

Введение.

1. Становление теории правового государства.

2. Понятие и признаки правового государства.

3. Реформирование государственной системы и формирование правового государства в современной России.

Заключение. Список литературы.

Во Введении (1—2 страницы текста работы) на основе изучен­ной литературы обосновывается актуальность, научная и практи­ческая значимость темы курсовой работы.

Излагая первый вопрос темы, следует показать возникновение идей о значении права, верховенства закона, ограничения произ­вола органов государственной власти, обеспечения прав и свобод личности в историко-правовой мысли.

Рассматривая второй вопрос темы, необходимо показать совре­менное состояние теории правового государства — рассмотреть ряд определений правового государства, выделить основные при­знаки, которые характеризуют современное правовое государство.

При изложении третьего вопроса темы особое внимание следу­ет обратить на обеспечение верховенства закона во всех сферах го­сударственной и общественной жизни, гарантии прав и свобод личности, реформирование государственного механизма и право­вой системы России в тесной связи со становлением гражданского общества.

В Заключение (2—3 страницы текста работы) подводятся итоги и делаются основные выводы.

Литература

Барнашов А.М. Теория разделения властей: становление, раз­витие, применение. Томск, 1988.

Вельский К.С. Разделение властей в государственном управле­нии. М., 1990.

Верховенство права. М., 1992.

Баренбойм П. 3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сью-тера: Учеб. пособие. М., 1996.

Бережное А.Г. Права личности. Некоторые вопросы теории. М., 1991.

Боботов С.В. Конституционная юстиция (сравнительный ана­лиз). М., 1994.

Дмитриев Ю.А., Черемных Г.Г. Судебная власть в механизме разделения властей и защите прав и свобод человека //Государст­во и право. 1997. № 8.

Защита прав человека в современном мире. М., 1993.

Исследования теоретических проблем правового государства: Труды Академии МВД России. М., 1996.

Малеин Н.С. О социальной защищенности личности в право­вом государстве //Советское государство и право. 1990. № 6.

Мартышин О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в России //Государство и право. 1996. № 5.

Мартышин О.В. Политическая обязанность //Государство и право. 2000. № 3.

Нерсесянц B.C. История идей правовой государственности. М., 1993.

Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис со­временного правосознания. М.: Наука, 1996.

Общая теория прав человека. М.: Норма, 1996.

Омельченко О.А. Идея правового государства, истоки, перспек­тивы, тупики. М., 1994.

Остром В. Смысл американского федерализма. Что такое само­управляющееся общество. М., 1993.

Правовое государство, личность, законность. М., 1997.

Разделение властей: история и современность //Спецкурс. М., 1996. Раянов Ф.М. Введение в правовое государство. Уфа, 1994. Соколов А.Н. Правовое государство. Идея, теория, практика. Курск, 1994.

Социальное государство и защита прав человека. М., 1993. Человек, общество, право: Сб. науч. статей. Саратов, 1996.

Тема 2. Норма права

ПЛАН

Введение.

1. Понятие и признаки нормы права.

2. Структура правовой нормы.

3. Классификация правовых норм.

4. Способы изложения норм права в статьях нормативно-пра­вовых актов.

Заключение. Список литературы.

Во Введении (1—2 страницы текста работы) на основе изучен­ной литературы обосновывается актуальность, научная и практи­ческая значимость темы курсовой работы.

При изложении первого вопроса темы следует дать определение нормы права, показать ее основные признаки — установление осо­бых правил поведения государством, их общеобязательность, об­щий характер, значение для регулирования и охраны обществен­ных отношений, обеспеченность этих правил мерами государст­венного принуждения.

Рассматривая второй вопрос темы, необходимо показать логи­ческую и правовую структуру норм права. При этом особое внима­ние следует уделить рассмотрению видов гипотез, диспозиций и санкций правовых норм.

При проведении классификации правовых норм (третий вопрос темы) особое внимание следует обратить на критерии (основания) для каждого вида правовых норм. Классификацию необходимо провести по следующим критериям: юридическая сила правовых норм, предмет правового регулирования, методы правового регулирования и др.

Раскрывая содержание третьего вопроса темы нужно показать основные способы изложения правовых норм — прямой, отсылоч­ный, бланкетный. При этом важно сделать это, приводя конкрет­ные примеры из действующего российского законодательства.

В Заключение (2—3 страницы текста работы) подводятся итоги и делаются основные выводы.

Литература

Архипов С.Н. Понятие и юридическая природа локальных норм права//Правоведение. 1987. № 1.

Кашанина Т.В. Индивидуальное регулирование в правовой сфере //Советское государство и право. 1992. № 1.

Кашанина Т.В. Хозяйственные товарищества и общества: пра­вовое регулирование внутрифирменной деятельности. М., 1995 (глава V).

Лукашук И.И. Нормы международного права. М., 1997.

Малеин Н.С. Правовые принципы, нормы и судебная практика //Государство и право. 1996. № 6.

Нормы советского права. Саратов, 1987.

Сырых В.М. Воистину ли нормы законов истинны? //Государ­ство и право. 1996. № 7.

Язык закона /Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1990.

Тема 3. Формы (источники) права

ПЛАН

Введение.

1. Понятие формы (источника) права.

2. Виды форм (источников) права.

3. Соотношение форм (источников) права в романо-герман-ской и англо-саксонской правовых системах.

Заключение. Список литературы.

Во Введении (1—2 страницы текста работы) на основе изучен­ной литературы обосновывается актуальность, научная и практи­ческая значимость темы курсовой работы.

Рассматривая первый вопрос темы, необходимо дать понятие фор­мы права в философском и юридическом смысле, определить внут­реннюю форму (структуру) и внешнюю форму (источники) права.

При изложении второго вопроса темы следует показать основ­ные виды форм (источников) права и их значение для правовой си­стемы различных государств в отдельные периоды их историческо­го развития.

Излагая содержание третьего вопроса темы, необходимо особое внимание обратить на соотношение (сочетание) и роль различных источников права в государствах романо-германской и англосак­сонской правовых систем.

В Заключение (2—3 страницы текста работы) подводятся итоги и делаются основные выводы.

Литература

Белкин А.А. Конституционная охрана: три направления рос­сийской идеологии и практики. СПб., 1995.

Богдановская И.Ю. Прецедентное право. СПб., 1993.

Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996.

Драма российского закона. М., 1996.

Зивс С.Л. Источники права. М., 1981.

Конституция, закон, подзаконный акт. М.: Юрид. лит., 1994.

Максимов А.А. Прецедент как один из источников английско­го права //Государство и право. 1995. № 2.

Малеин Н.С. Правовые принципы, нормы и судебная практика //Государство и право. 1996. № 6.

Старилов Ю.Н. Административный договор: опыт законодательно­го регулирования в Германии //Государство и право. 1996. № 12.

Судебная практика как источник права. М., 1997.

Тихомиров Ю.А. Договор как регулятор общественных отноше­ний//Правоведение. 1990. № 3.

Бошно С.В. Формы российского права. М., 2004. Тихомиров Ю.А. Действие закона. М., 1992. Эффективность закона (методология и конкретные исследова­ния) /Отв. ред. В.М. Сырых и Ю.А. Тихомиров. М., 1997.

Тема 4. Основные правовые системы в современном мире

ПЛАН

Введение.

1. Понятие правовой системы.

2. Виды правовых систем в современном мире.

3. Романо-германская и англо-саксонская правовые системы. Заключение.

Список литературы.

Во Введении (1—2 страницы текста работы) на основе изучен­ной литературы обосновывается актуальность, научная и практи­ческая значимость темы курсовой работы.

При изложении первого вопроса темы необходимо разграни­чить понятия системы права (национальная, внутригосударствен­ная правовая система) и правовая семья (правовая система, имею­щая общие черты и признаки в отдельной группе государств). Здесь также важно выделить критерии (основания) классифика­ции правовых систем, существующих в современном мире.

Характеризуя правовые системы в современном мире (второй вопрос темы) следует отметить основные черты и региональные масштабы каждой из правовых систем современности.

Главное внимание при изложении содержания третьего вопроса темы следует уделить выяснению соотношения различных источ­ников права в романо-германской и англосаксонской правовых семьях.

В Заключение (2—3 страницы текста работы) подводятся итоги и делаются основные выводы.

Литература

Берман Г.Дж. Западная традиция права. Эпоха формирования. М., 1994.

Боботов С.В., Жигачев И.Ю. Введение в правовую систему США. М., 1997.

Гуревич А.Я. Теория формаций и реальность истории //Вопро­сы философии. 1990. № 11.

Давид Р. , Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996.

Дженкс Э. Английское право. М., 1947.

Инако Ц. Современное право Японии. М., 1981.

Калинина Э.А. Истоки индийского права //Правоведение. 1979. № 1.

Карташов В.Н. Введение в общую теорию правовой системы общества. Ярославль, 1995 (разд. «Типология правовой системы»).

Кросс Р. Прецедент в английском праве. М., 1985.

Синицина И.Е. Обычай и обычное право в современной Афри­ке. М., 1978.

Современное право КНР. М., 1985.

Сюкияйнен Л.Р. Доктрина как источник мусульманского права //Источники права. М., 1985.

Цвайгерт К., Кетц X. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М., 1995 (раздел «Правовые семьи мира»).

Тема 5. Правовые отношения

ПЛАН

Введение.

1. Понятие правоотношений.

2. Состав правоотношений.

3. Правовые нормы и правоотношения.

4. Виды правоотношений. Заключение.

Список литературы.

Во Введении (1—2 страницы текста работы) на основе изучен­ной литературы обосновывается актуальность, научная и практи­ческая значимость темы курсовой работы.

При характеристике правовых отношений (первый вопрос те­мы) необходимо дать определение правоотношения, указать ос­новные признаки правоотношений.

Характеризуя состав правоотношения (второй вопрос темы), важно обратить внимание на два подхода к составу элементов пра­воотношения. При первом подходе в составе правоотношений вы­деляются субъекты, объекты и юридическое содержание правоот­ношений, при втором — субъекты, объекты, субъективная и объ­ективная стороны правоотношения. Каждый из этих подходов имеет не только научное, но и большое практическое значение.

Характеризуя субъектов правоотношений, важно показать их юридические качества — правоспособность, дееспособность, деликтоспособность, правосубъектность, правовой статус и право­вое положение. При рассмотрении объектов правоотношений сле­дует выделить два подхода — монистический и плюралистический, показать научное и практическое значение каждой из этих точек зрения на объект правоотношения.

Рассматривая соотношение норм права и правоотношений (третий вопрос темы), следует обратить внимание на то, что в пра­вовых нормах содержится идеальная модель правоотношений.

Излагая содержание четвертого вопроса темы, необходимо дать классификацию правоотношений на основе различных критериев.

В Заключение (2—3 страницы текста работы) подводятся итоги и делаются основные выводы.

Литература

Гревцов Ю.Н. Проблемы теории правового отношения. Л., 1982.

Исаков В.Б. Юридические факты в советском праве. М., 1984.

Кашанина Т.В. Система правового регулирования в демократи­ческом государстве. В кн.: Власть силы, сила власти: Сб. науч. тру­дов МГЮА/Отв. ред. доц. В.В. Серкова. М., 1996.

Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. Ломакин Д.В. Акционерное правоотношение. М., 1997. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997. Протасов В.Н. Правоотношение как система. М., 1993. Протасов В.Н. Что и как регулирует право. М., 1995. Ткаченко Ю.Г. Методологические вопросы теории правоотно­шений. М., 1980.

Халфина P.O. Общее учение о правоотношениях. М., 1974.

Тема 6. Применение права

ПЛАН

Введение.

1. Понятие применения права.

2. Стадии применения права.

3. Пробелы в праве и способы их восполнения. Заключение.

Список литературы.

Во Введении (1—2 страницы текста работы) на основе изучен­ной литературы обосновывается актуальность, научная и практи­ческая значимость темы курсовой работы.

При изложении первого вопроса темы необходимо дать опреде­ление применения права и указать основные признаки, характери­зующие эту особую форму реализации права.

Рассматривая стадии применения правовых норм (второй во­прос темы), важно последовательно охарактеризовать все дейст­вия, которые следует осуществить для правильного, юридически грамотного и профессионального разрешения дел на основе пра­вовых норм — анализ фактических обстоятельств дела и их значе­ния для юридического разрешения дела; выбор правовой нормы и проверка ее применимости для решения данного юридическо­го дела; толкование применяемой правовой нормы; подготовка и согласование правоприменительного решения; принятие право­применительного решения; доведение содержания правоприменительного акта до адресата (сторон, субъектов, участников пра­воотношения); контроль и проверка исполнения правопримени­тельного акта.

Излагая содержание третьего вопроса темы, следует обратить внимание, что при решении дел, требующих юридического реше­ния, иногда в системе права отсутствуют нормы как основания для правоприменительного акта по конкретному делу. В связи с этим появляется необходимость восполнить пробел в правовом урегулировании данных общественных отношений. Поэтому важно определить не только сами способы восполнения пробе­лов в праве (аналогия закона, аналогия права, толкование), но также пределы и ограничения их использования при решении юридических дел.

В Заключение (2—3 страницы текста работы) подводятся итоги и делаются основные выводы.

Литература

Венгеров А.Б. Прямое действие Конституции //Общественные науки и современность. 1995. № 5.

Гойман В.И. Действие права. М., 1992.

Завадская Л.И. Механизм реализации права. М., 1992.

Кашанина Т.В. Система правового регулирования в демократи­ческом государстве. В кн.: Власть силы, сила власти: Сб. научных трудов МГЮА/Отв. ред. доц. В.В. Серкова. М., 1996.

Кульчар К. Основы социологии права. М., 1981.

Лазарев В.В. Применение советского права. Казань, 1972.

Лазарев В.В. Пробелы в праве и пути их устранения. М., 1974.

Лазарев В.В. Эффективность правоприменительных актов. Ка­зань, 1975.

Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. Саратов, 1994.

Маликов М.К. Проблемы реализации права. Иркутск, 1988.

Решетов Ю.С. Реализация норм права. Казань, 1989.

Тихомиров Ю.А. Теория закона. М., 1982.

Тихомиров Ю.А. Действие закона. М., 1992.

Тема 7. Толкование права

ПЛАН

Введение.

1. Понятие толкования права.

2. Способы толкования правовых норм.

3. Виды толкования норм права.

4. Акты толкования норм права. Заключение.

Список литературы.

Во Введении (1—2 страницы текста работы) на основе изучен­ной литературы обосновывается актуальность, научная и практи­ческая значимость темы курсовой работы.

При освещении первого вопроса темы следует определить тол­кование права как процесс, включающий в себя два аспекта: во-первых, уяснение смысла и содержания правовых норм для любо­го субъекта, реализующего правовые нормы; во-вторых, разъясне­ние смысла и содержания правовых норм, осуществляемое различ­ными субъектами в процессе реализации права.

Рассматривая второй вопрос темы, необходимо показать кон­кретные способы уяснения смысла и содержания правовых норм в целях их правильной реализации.

При рассмотрении третьего вопроса темы важно обратить вни­мание на особенности субъектов, дающих официальное и неофи­циальное толкование (разъяснение) правовых норм.

Раскрывая содержание четвертого вопроса темы, необходимо показать виды актов толкования правовых норм, исходящих от различных субъектов толкования, а также выделить важнейшие признаки, отличающие акты толкования правовых норм от норма­тивно-правовых и правоприменительных актов.

В Заключение (2—3 страницы текста работы) подводятся итоги и делаются основные выводы.

Литература

Авилина И.В. Праворазъяснительная деятельность высших су­дебных органов //Советская юстиция. 1988. № 17.

Вопленко Н.И. Официальное толкование норм права. М., 1976.

Тарасова В.В. Акты судебного толкования правовых норм. Са­ратов, 2002.

Лазарев В.В. Пробелы в праве и пути их устранения. М., 1974.

Малиновский А.А. Правовой вакуум — новый термин юридиче­ской науки //Государство и право. 1997. № 2.

Сацуро Л.В. Неофициальное толкование норм российского права. М., 1996.

Спасов Б. Закон и его толкование. М., 1986.

Черданцев А.Ф. Толкование советского права. М., 1973.

Тема 8. Правонарушение и юридическая ответственность

ПЛАН

Введение.

1. Понятие, признаки и состав правонарушения.

2. Виды правонарушений.

3. Понятие и виды юридической ответственности.

4. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность и основания освобождения от юридической ответственности.

Заключение. Список литературы.

Во Введении (1—2 страницы текста работы) на основе изучен­ной литературы обосновывается актуальность, научная и практи­ческая значимость темы курсовой работы.

Раскрывая содержание первого вопроса темы курсовой работы, не­обходимо дать понятие правонарушения, выделить его основные при­знаки и показать элементы состава правонарушения. При характерис­тике элементов состава правонарушения важно определить важней­шие черты и признаки, характеризующие субъекта и объекта правона­рушения, объективную и субъективную стороны правонарушения.

При освещении второго вопроса темы следует четко выделить материальный и формально-юридический критерии деления пра­вонарушений на преступления и юридические проступки, пока­зать основные виды преступлений и юридических проступков. Следует также обратить внимание на тот факт, что в определенные периоды исторического развития государства одни и те же дейст­вия могут быть противоправными, а в другие исторические перио­ды — правомерными.

Рассматривая третий вопрос темы, следует дать определение рет­роспективной (негативной) и позитивной (положительной) юриди­ческой ответственности, показать их значение для упорядочения, развития и охраны общественных отношений. При этом важно по­казать взаимосвязь ретроспективной (негативной) юридической от­ветственности с правонарушениями, которые являются основанием для привлечения деликтоспособных субъектов права к различным видам ретроспективной юридической ответственности.

При изложении четвертого вопроса темы необходимо показать закрепленные в различных отраслях права обстоятельства, исклю­чающие юридическую ответственность, а также основания осво­бождения от юридической ответственности.

В Заключение (2—3 страницы текста работы) подводятся итоги и делаются основные выводы.

Литература

Агеева Е.А. Юридическая ответственность в государственном управлении. М., 1990.

Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. М., 1976.

Денисов Ю.А. Общая теория правонарушения и ответственнос­ти. Л., 1983.

Жеругов Р.Т. Вопросы правомерного поведения личности //Правовое регулирование общественных отношений. М., 1977.

Колосова Н.М. Конституционная ответственность — самостоя­тельный вид юридической ответственности //Государство и право. 1997. № 2.

Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М., 1976.

Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982.

Кудрявцев В.Н. Юридический конфликт //Государство и пра­во. 1995. № 9.

Кузьмичева Г.А., Калинина Л.А. Административная ответст­венность: Учебное пособие. Нормативные акты. М.: Юриспруден­ция, 2000.

Лейст О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву. М., 1981.

Малеин Н.С. Юридическая ответственность и справедливость. М., 1992.

Малеин Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответствен­ность. М., 1985.