Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 23

 

Поиск            

 

Указания методические, контрольные задания и методика выполнения практических заданий для студентов-заочников средних профессиональных учебных заведений по специальности

 

             

Указания методические, контрольные задания и методика выполнения практических заданий для студентов-заочников средних профессиональных учебных заведений по специальности

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО СЕЛЬСКОМУ ХОЗЯЙСТВУ

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА

ВСЕРОССИЙСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УТВЕРЖДЕНО

Всероссийским аграрным

колледжем заочного образования

ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ

(предприятия)

Методические указания, контрольные задания и

методика выполнения практических заданий

для студентов-заочников средних профессиональных

учебных заведений по специальности

080110 (0601) «Экономика, бухгалтерский учет»

Сергиев Посад 2005

Общие методические указания

Цель изучения дисциплины - дать студентам необходимые теоре­тические знания и практические навыки в области экономики с.-х. предприятия, которые могут быть использованы для дальнейшего изу­чения специальных дисциплин.

В ходе изучения дисциплины «Экономика организации (предпри­ятия)» студенты знакомятся с теоретическими основами и закономер­ностями функционирования предприятия, основными экономическими концепциями развития с.-х., правовыми аспектами деятельности пред­приятия, отечественным и зарубежным опытом работы сельскохозяйст­венных товаропроизводителей, осваивают методы расчета экономиче­ской эффективности внедрения новой техники и технологии, мероприя­тий по повышению конкурентоспособности продукции и т.д.

«Экономика организации» является общепрофессиональной дисци­плиной, устанавливающий базовые знания для освоения специальных дисциплин.

При изучении дисциплины необходимо постоянно обращать внима­ние студентов на прикладной характер, называть где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использо­ваны в будущей практической деятельности. Изучение материала необ­ходимо вести в форме, доступной пониманию студентов.

Для проведения занятий необходимо использовать лекционно-семинарские занятия, деловые игры, разбор производственных ситуа­ций, проводить дискуссии по актуальным проблемам экономики, рабо­тать с методическими и справочными материалами, применять техни­ческие средства обучения, организовывать экскурсии на предприятия.

Освоение дисциплины предлагает практическое осмысление ее раз­делов и тем на практических занятиях и в процессе написания домаш­ней контрольной работы. Изучение программного материала должно способствовать форми­рованию у студентов нового экономического мышления. В результате изучения дисциплины студент долже: .

иметь представление:

- об основных аспектах развития отрасли, организации (предпри­ятия) как хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

- о роле и месте знаний по дисциплине в процессе освоения основ­ной профессиональной образовательной программы по специальности;

- значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности;

знать:

- организационно-правовые формы организаций (предприятий);

- производственную структуру организации (предприятия);

- состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организа­ции;

- показатели эффективного использования ресурсов;

- механизмы ценообразования и формы оплаты труда;

- основные показатели деятельности организации (предприятия);

уметь:

- рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;

- использовать компьютерную технику в режиме пользователя;

- рассчитывать основные показатели деятельности предприятия.

По дисциплине «Экономика организации (предприятия)» рекомен­дуется выполнение одной курсовой работы. Тематику может разрабо­тать преподаватель, на основе примерной тематики, которая предлага­ется в примерной программе.

Примерный тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

всего

В т.ч.

практич. занятия

1

2

3

Введение

2

Раздел 1. Организация (предприятия), отрасль в условиях рынка

18

4

Тема 1.1. Отраслевые особенности организации (предприятия) в рыночной экономике

2

-

Тема 1.2. Организационно-правовые формы организации (предприятия)

4

-

Тема 1.3. Производственная структура организации (предприятия)

8

4

Тема 1.4. Основы логистики организации (предприятия)

4

-

Раздел 2. Материально-техническая база организации (предприятия)

22

8

Тема 2.1. Основной капитал и его роль в производстве

8

4

Тема 2.2. Оборотный капитал

6

2

Тема 2.3. Капитальные вложения и их эффективность

6

2

Тема 2.4. Аренда, лизинг, нематериальные активы

2

-

Раздел 3. Кадры и оплата труда в организации

12

6

Тема 3.1. Кадры организации и производительность труда

6

2

Тема 3.2. Формы и системы оплаты труда

6

4

Раздел 4. Себестоимость, цена, прибыль и

рентабельность - основные показатели деятельности организации (предприятия)

22

10

Тема 4.1. Издержки производства и реализации продукции

8

4

Тема 4.2. Ценообразование

4

2

Тема 4.3. Прибыль и рентабельность

6

4

Тема 4.4. Финансы организации (предприятия)

4

-

Раздел 5. Планирование деятельности организации (предприятия)

20

10

Тема 5.1. Планирование деятельности организации (предприятия)

8

4

Тема 5.2. Основные показатели деятельности организации

12

6

Раздел 6. Внешнеэкономическая деятельность организации (предприятия)

4

-

Тема 6.1. Организация (предприятия) на внешнем рынке

4

-

20

Всего по дисциплине

120

38

Порядок изучения дисциплины

При изучении данной дисциплины рекомендуется следующая по­следовательность: ознакомиться с рекомендуемой литературой в целом, с перечнем вопросов по каждой теме «что должен знать и уметь сту­ дент».

Изучить литературу по каждой теме, ознакомиться с методически­ми указаниями и схемами, в них изложены узловые вопросы по систе­ме: мыслительные, образные, далее составить краткий конспект по ка­ждой теме. В конспект занести основные положения расчетные форму­лы по некоторым темам и выполнить задания в контрольной работе.

По дисциплине выполняется одна домашняя .

При явке на лабораторно-экзаменационную сессию необходимо иметь краткий конспект по теоретическому материалу и контрольную зачтенную работу.

Если в процессе изучения материала возникнут вопросы, на кото­рые трудно найти ответ в имеющейся литературе, необходимо обра­титься за консультацией в учебное заведение.

Рекомендуемая литература

Л-1. Минаков И.А. Экономика с.-х. предприятия. - М.: «Колос», 2003.

Л-2. Коваленко Н.Я..Экономика сельского хозяйства. - М.: Изд. ЭКМОС, 1998.

Л-3. Попов Н.А..Экономика сельскохозяйственного производства. -М.: Изд. ЭКМОС, 1999.

Л-4. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия. - М.: Ин-фра-М, 2003.

Л-5. Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю., Каньковская А.Р. Основы эконо­мики. -СПб.: Изд. Дом «МиМ», 1997.

Л-6. Эрве Мате, Даниель Тиксье. Логистика. СПб.: Изд. Дом «Нева», 2003.

Порядок выполнения

По дисциплине: «Экономика организации (предприятия)» выполня­ется одна . В нее включены теоретические вопросы и практические задания.

Контрольная работа составлена по 100-вариантной системе. Пере­сечения предпоследней цифры вашего шифра с последней дает номер ваших вопросов и практических заданий. Внешнее оформление кон­трольной работы: указывается шифр студента, название дисциплины, адрес, Ф.И.О., оставляются поля для замечаний.

ТАБЛИЦА

распределения теоретических вопросов и задач для выполнения контрольной работы

Предпоследняя цифра шифра

Последняя цифра шифра

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

Вопросы практич.

задания

1,19, 26, 59, 69,70

2, 15, 32,51, 62,80

11,23, 36,43, 69,74

1,16, 29, 43, 57,84

2,14, 30, 44, 58, 85

3, 15, 31,45, 59,86

4, 17, 32, 46, 60,70

5, 18, 33,47, 61,71

6,19,

34, 48, 62,72

7,20, 35,49, 63,73

1

Вопросы практич. задания

2, 10, 16,34, 53,71

3,18, 26, 30, 38,81

12,24, 37, 52, 68,75

8,21, 36, 50, 64,74

9,22, 37,51, 65,75

10, 25, 38, 52, 66,76

11,24, 39,53, 67,77

12,25, 40, 54, 68,78

13,26, 41,55, 69,79

14, 27, 42, 56, 68,80

2

Вопросы практич. задания

3,8, 20, 27,

52,72

4, 16, 31,39, 46,82

13,45, 53, 59, 67,76

12,15, 28,47, 69,75

11, 16, 31,50, 67,74

10, 17,

22, 52, 64,73

9,18, 30, 53, 62,72

8, 19, 32, 54, 61,70

3,20, 35,55, 60,71

6,21, 36,48, 59,70

3

Вопросы практич. задания

4, 11, 22, 33, 67,73

1,17, 34,41, 68,83

14,38, 47, 57, 64,77

5,22, 42, 56, 57,81

4,23, 43, 44, 58,82

3,24, 41,55, 59,83

2,25, 40, 54, 61,84

1,26, 39, 53, 62,85

13,27, 38,52, 63,86

14,28, 37,51, 64,70

4

Вопросы практич. задания

5,23, 36, 54, 64,74

6,19,

27,47, 61,84

29, 39, 46, 56, 66,78

13, 14, 29, 56, 57,71

2, 15, 30, 55, 58,72

11,16, 31,54, 59,73

10,17, 32, 53, 60,74

9,18, 33> 52, 61,75

8, 19, 34,51, 62,76

7,20, 35,50, 63,77

5

Вопросы практич. задания

6,14, 31,50,

57,75

5,20, 33,42, 63,85

32, 40, 49, 60, 69,79

6,21, 36, 49, 64,78

5,22, 37,48, 65,79

4,23, 38,47, 66,80

3,24, 39,46, 67,81

2,25, 40, 45, 68,82

1,26, 41,44, 69,83

14,27, 42, 43, 58, 84

6

Вопросы практич. задания

7,24, 35,55, 63,76

8,18, 21,30, 48,86

1,41, 51,61, 68,80

7,21, 35, 49, 63,84

6,20, 34,48, 62,83

5, 19, 33,47, 61,82

4,18, 32,46, 60,81

3,17, 31,45, 59,80

2,16, 30, 44, 58,79

1, 15, 29,43,

57,78

7

Вопросы практич. задания

9,25, 37,45, 56,77

7,22, 40, 43, 58,70

2,42, 48, 55, 62,81

13,22, 42, 56, 69,71

12,23, 41,55, 68, 72

11,24, 40, 54, 67,73

10,25, 39,53, 66, 74

9,26, 38, 52, 65,75

8,27, 37,51, 64,76

14,28, 36, 50, 63,77

8

.Вопросы практич. задания

12,21, 29, 58, 65,78

9, 17, 28, 44, 54,71

3,21, 33, 44, 63,82

1,28, 42,49, 57,79

3,27, 41,50, 58,80

5,26, 40, 56, 59,81

7,25, 39, 55, 60,82

9,24, 38,53, 61,83

11,23, 37, 54, 62,84

13,22, 36,50, 63,85

9

Вопросы практич. задания

13,28, 49, 60, 66,79

10,15,

25, 35, 65,73

4,24, 32, 50, 63,83

2,21, 35,43, 57,86

4,20, 34,44, 69,70

6,19, 33,45, 68,71

8,18, 32, 46,

67,72

10, 17, 31,47, 66,73

12,16, 30, 48, 65,74

14, 15, 29, 49, 64,75

Вопросы контрольной работы

1. Основы и принципы функционирования рыночной экономики, ее роль и место в процессе освоения основной профессиональной об­разовательной программы.

2. Методы экономической науки, определяющие содержание и после­довательность изучения дисциплины.

3. Роль и значение отрасли в системе рыночной экономики. Признаки отрасли.

4. Организация (предприятия) как хозяйствующий субъект в рыноч­ной экономике.

5. Классификация предприятий на коммерческие и некоммерческие.

6. Правовые основы хозяйственной деятельности предприятий.

7. Предпринимательство - составная часть рыночной экономики. Ви­ды предпринимательства.

8. Понятие, состав и структура АПК.

9. Акционерные общества, их сущность и особенности функциониро­вания.

10. Производственная структура организации (предприятия), ее эле­менты.

11. Производственный процесс, его виды, стадии, принципы и структу­ра производственного процесса.

12. Понятие логистики, роль в управлении материальными потоками.

13. Понятие основных фондов, их сущность и значение.
14. Классификация и структура основных фондов.

15. Воспроизводство основных фондов, показатели их воспроизводст­ва.

16. Оценка основных фондов.

17. Износ и амортизация основных фондов.

18. Показатели оснащенности и экономической эффективности исполь­зования основных фондов. Пути повышения эффективности их ис­пользования в условиях рыночной экономики.

19. Показатели механизации сельскохозяйственного производства.

20. Понятие оборотного капитала, состав, структура и классификация.

21. Показатели эффективности использования оборотных средств и пути повышения эффективности их использования.

22. Капитальные вложения, их сущность и состав.

23. Экономическая эффективность капитальных вложений и методы ее определения.

24. Основные направления капитальных вложений в сельское хозяйст­во и пути повышения их экономической эффективности.

25. Инвестиции, их структура и источники.

26. Экономическая эффективность инвестиций.

27. Материально-техническая база предприятия и проблемы ее обнов­ления.

28. Понятие аренды, ее сущность и принципы. Договор аренды, его элементы (или структура).

29. Лизинг, как одна из форм материально-технического обеспечения предприятия в условиях рыночной экономики.

30. Понятие и состав нематериальных активов и правовая их защита.

31. Понятие, состав и структура кадров предприятия.

32. Показатели использования трудовых ресурсов.

33. Понятие производительности труда. Показатели производительно­сти труда.

34. Рынок аграрного труда. Пути улучшения использования трудовых ресурсов.

35. Понятия и виды занятости и безработицы в сельском хозяйстве.

36. Мотивация труда и ее роль в условиях рыночной экономики.

37. Тарифная система оплаты труда и ее основные элементы.

38. Понятие заработной платы, ее классификация.

39. Формы и системы оплаты труда: сдельная, повременная, их разно­видности.

40. Бестарифная система оплаты труда.

41. Понятие и виды издержек производства и реализации продукции.
42. Понятие себестоимости продукции. Ее функции и виды.

43. Состав и классификация затрат. Элементы и статьи затрат.

44. Методика калькуляции себестоимости продукции.

45. Значение себестоимости и факторы ее снижения.

47. Понятие, значение и функции цен. Механизм рыночного ценообразования. Факторы и принципы це­нообразования.

48. Система цен на продукцию сельского хозяйства и их государствен­ное регулирование.

49. Ценовая эластичность спроса и предложения.

50. Понятие прибыли, ее сущность и виды.

51. Источники прибыли. Ее распределение и использование на пред­приятии.

52. Рентабельность — показатель эффективности работы предприятия. Уровень рентабельности, норма прибыли. Пути повышения рента­бельности предприятия.

53. Понятие финансов организации, их сущность и значение.

54. Принципы организации финансов и их функции.

55. Финансовые ресурсы организации, их структура и источники их формирования.

56. Управление финансовыми ресурсами организации.

57. Сущность, задачи и принципы планирования.

58. Методы и формы планирования.

59. Долгосрочные и текущие планы.

60. Бизнес-план, его структура. Этапы его составления.

61. Планирование производственной программы растениеводства и животноводства.

62. Показатели по производству продукции: натуральные и стоимост­ные.

63. Понятие норм и нормативов, их классификация и порядок расчета.

64. Показатели экономической эффективности капитальных вложений в новую технику: коэффициент эффективности и срок окупаемости.

65. Показатели использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

66. Сущность и формы внешнеэкономической деятельности. Виды сде­лок.

67. Способы выхода предприятий на внешний рынок.
68. Основные формы международных расчетов.

69. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельно­сти.

70. Выполнить практическую работу 1, 8 (задания 1.1,2.1,1.8).

71. Выполнить практическую работу 3.

72. Выполнить практическую работу 4 (задания 1.4, 2.4).

73. Выполнить практическую работу 5.

74. Выполнить практическую работу 4, 6 (задания 3.4, 1.6, 2.6).

75. Выполнить практическую работу 7 (задания 1.7, 2.7).

76. Выполнить практическую работу 7 (задания 3.7, 4.7).

77. Выполнить практическую работу 8 (задания 2.8. 3.8,4.8).

78. Выполнить практическую работу 9.

79. Выполнить практическую работу 10, 12.

80. Выполнить практическую работу 11.

81. Выполнить практическую работу 13.

82. Выполнить практическую работу 14.

83. Выполнить практическую работу 15.

84. Выполнить практическую работу 16.

85. Выполнить практическую работу 17.

86. Выполнить практическую работу 18.

Практическое занятие 1

Задание 1.1 .

Рассчитать ритм операции суточный и часовой на севе зерновых культур. За 5 дней необходимо засеять 1500 га зерновыми культурами (при двухсменной организации труда по 20 часов в день).

Задание 2.1 .

Сколько требуется подготовить семян на сутки и на 1500 га зерно­вых культур, если на каждый га высевается 2 ц семян, и каждый час подвозят в поле 20 ц.

Методика выполнения

К заданию 1.1 .

а) Определяется суточный ритм операции отношением общей пло­щади посева зерновых культур на количество дней сева.

б) Часовой ритм операции определяется отношением суточного ритма на количество часов работы в день.

К заданию 2.1 .

а) Всего количество семян - определяется произведением нормы высева семян на площадь посева.

б) В расчете на каждые сутки - произведением суточного расхода семян на суточный ритм (из предыдущего задания).

Практическое занятие 2

Организовать экскурсию на сельскохозяйственное предприятие, предварительно составив план проведения экскурсии. Ознакомиться с организацией производственного процесса конкретного предприятия.

Практическое занятие 3

Определение степени оснащенности сельскохозяйственного пред­приятия основными производственными фондами и эффективность их использования.

Задание 1.3 .

Определить показатели оснащенности сельскохозяйственного пред­приятия основными фондами - фондообеспеченность, фондовооружен­ность и эффективность использования основных фондов - фондоотда­чу, фондоемкость, норму прибыли.

Сделайте выводы об использовании основных фондов.

1. Исходные данные

Показатели

Преды­дущий год

Отчет­ный год

1. Среднегодовая стоимость основных производ­ственных фондов сельскохозяйственного назна­чения, тыс. руб.

2. Стоимость оборотных фондов, тыс. руб.

3. Площадь сельскохозяйственных угодий, га.

4. Число среднегодовых работников, чел.

5. Стоимость валовой продукции сельского хо­зяйства, тыс. руб. в текущих ценах.

6. Прибыль от реализации продукции, тыс.руб.

Результаты расчетов занесите в таблицу 2.

2. Расчет оснащенности основными фондами и эффективности

их использования

Показатели

Годы

Откло­нения

+, -

предыдущий

отчетный

1. Основные производственные фонды сельскохозяйственного на­значения, тыс. руб. на:

- 100 га сельскохозяйственных
угодий (фондообеспеченность) (1:3)х100га;

- одного среднегодового работника
(фондовооруженность) 1:4;

- на 1 руб. валовой продукции (фондоемкость) 1:5.

2.Приходится на 1 руб. основных производственных фондов, руб.:

- валовой продукции (фондоотда­ча) 5:1.

3. Норма прибыли, % 6

------- х 100

1+2

Методику выполнения см. в методических указаниях темы 2.1.

Исходные данные взять из форм годового отчета.

Практическое задание 4

Задание 1.4.

Определить показатели воспроизводства основных фондов по каж­дой группе и всего:

а) коэффициент обновления;

б) коэффициент выбытия;

в) коэффициент прироста.

Сделать выводы о состоянии и движении основных фондов.

3. Баланс основных фондов по полной первоначальной стоимости,

тыс. руб. (исходные данные)

Виды

основных

фондов

Наличие

на начало

года

Поступило

Выбыло

Наличие

на конец

года

предыдущий

отчетный

предыдущий

отчетный

предыдущий

отчетный

предыдущий

отчетный

1 .Производственные основные фонды, тыс. руб.

2.Непроизводственные основные фонды, тыс. руб.

Всего

Результаты расчета занесите в таблицу 4.

4. Показатели состояния движения основных фондов

Показатели

Годы

Отклонения

+,-

предыдущий

отчетный

производствен­ные основные фонды

непроизводствен­ные основные фонды

производствен­ные основные фонды

непроизводствен­ные основные фонды

производствен­ные основные фонды

непроизводствен­ные основные фонды

1. .Коэффициент обновления

2. Коэффициент выбытия

3. Коэффициент прироста

Методика выполнения

Коэффициент обновления (поступления) основных фондов:

Ф вв

К об = ----------

Ф к

где К об - коэффициент обновления (поступления);

Ф вв - стоимость основных фондов, вводимых в действие в течение года, тыс. руб.;

Ф к - стоимость основных фондов на конец года, тыс. руб.

Коэффициент выбытия основных фондов:

Ф выб

К выб = ------------

Ф н

где К выб - коэффициент выбытия;

Ф выб - стоимость выбывших основных фондов, тыс. руб.;

Ф н - стоимость основных фондов на начало года, тыс. руб.

Коэффициент прироста основных фондов

Ф к – Ф н

К пр = ----------------

Ф н

где К пр - коэффициент прироста.

Задание 2.4.

Определить сумму амортизационных отчислений.

Сумма амортизационных отчислений определяется по формуле:

Б с

А = --------- х Н а

100

где А - сумма амортизационных отчислений за год, руб.;

Б с - балансовая стоимость основных фондов, руб.;

Н а - норма амортизационных отчислений, %.

5. Исходные данные

Наименование основных средств

Кол-во

Стоимость, тыс. руб.

Общая

стоимость,

тыс. руб.

Норма

амортизации,

%

Сумма

амортизации, руб.

1. Коровник

1

2008

2,5

2.Силосная яма

2

201,9

3,3

3. Трактор- ДТ-75

5

350

12,5

4.Комбайн Нива СК-5

2

983

10,0

5. Косилка КЗПФ-2

4

43

14,3

6.Сортировочные установки К-218

2

417

16,7

7.3ИЛ ММЗ-450065

1

278

14,3

Задание 3.4.

Рассчитать потребность хозяйства в грузовых автомобилях для пе­ревозки зерна, если средняя грузоподъемность машины 4 т, время рейса 1 час 40 мин., время смены - 7 часов. Необходимо перевезти 350 т зерна за 5 дней.

Методика выполнения

Потребность в транспортных средствах определяется по следую­щим формулам:

О

К а = -------------------

Р х Г х Д

где К а -количество автомашин, шт.;

О - объем перевозок, т;

Г- грузоподъемность автомашин, т;

Д - количество рабочих дней за период;

Р - количество рейсов, которое может сделать автомашина за рабо­чий день.

Т л

Р = --------------

Т р

где Р - количество рейсов;

Т л - продолжительность рабочего дня, часов;

Т р - время одного рейса, часов.

Практическое задание 5

Задание 1.5.

Определить показатели экономической эффективности использова­ния оборотных средств на примере конкретного предприятия. Сделать выводы об изменениях эффективности использования оборотных средств.

6. Показатели экономической эффективности использования оборотных средств

№ п/п

Показатели

Предыдущий год

Отчетный год

Отклонение

+,-

1

2

3

4

5

Исходные данные:

1

Среднегодовой остаток (О ср ) оборотных средств, тыс. руб.

2

Выручка от реализации, тыс. руб. (В)

3

Прибыль балансовая, тыс. руб. (П)

Рассчитать:

1

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (К об)

2

Коэффициент закрепления (К зг )

3

Продолжительность оборота, дн (Т)

4

Получено прибыли на 1 руб. оборотных средств

Методика выполнения

Исходные данные для расчета показателей необходимо взять из го­дового отчета - форма №1 по ОКУД, сумму выручки из формы 7-АПК, балансовую прибыль из формы №2 по ОКУД.

Среднегодовая сумма оборотных средств рассчитывается путем сложения двух сумм оборотных активов на начало и конец года и де­лится на два. Далее см. методические указания по данной теме.

Практическое задание 6

Задание 1.6.

Определить экономическую эффективность капитальных вложений при внесении удобрений.

Имеются два варианта сравнения затрат при внесении удобрений.

I вариант - механизированным способом;

II вариант - вручную.

Данные для расчета даны в следующей таблице.

7. Исходные данные

Показатели

Полная механизация

I - в

Вручную

II - в

1. Всего внесено удобрений, т.

80

80

2. Удобряемая площадь, га.

100

100

3. Затраты труда, чел.-ч

137,6

1816

4. Прямые затраты, руб.

27474

62053

8. Расчет эффективности средств механизации

при применении удобрений

Показатели

I-в

II-в

Всего прямых затрат:

а) на 1 т удобрений, руб. (4:1);

б) на 1 га площади, руб. (4:2).

2. Затраты труда на внесение 1 т удобрений, чел.-ч/т (3:1)

Задание 2.6.

Определить срок окупаемости капитальных вложений. Сдан коров­ник сметной стоимостью 15 млн. руб., прирост чистого дохода за год от капитальных вложений составил 3,5 млн. руб.

Методика решения

Прирост чистого дохода и срок окупаемости характеризует эффек­тивность капитальных вложений.

Срок окупаемости капитальных вложений определяется по форму­ле:

К

Т о = ---------

Δ ЧД

где Т о - срок окупаемости капитальных вложений, лет;

Δ ЧД - прирост чистого дохода за год, руб.;

К - капитальные вложения, руб.

Практическое занятие 7

Задание 1.7.

Определить производство продукции на 1 чел.-ч продукции и за­траты труда на 1 ц продукции (трудоемкость) по отдельным видам продукции. Сделать вывод. Данные для расчета взять по конкретному хозяйству.

9. Исходные данные для расчета показателей

Наименование продукции

Произведено продукции, ц

Затраты труда, чел.-ч

предыдущий год

отчетный год

предыдущий год

отчетный год

1

2

3

4

5

1.Зерновые культуры

2. Картофель

3. Овощи

4. Молоко

5. Прирост крупного рогатого скота

Методика выполнения

1. Производство продукции на 1 чел.-ч определяется отношением количества продукции на затраты труда, чел.-ч.

2. Трудоемкость 1 ц определяется отношением затрат труда на ко­личество продукции.

10. Расчет показателей производительности труда

и трудоемкости сельскохозяйственных культур

Наименование продукции

Произведено продукции,

ц на 1 чел.-ч

Затраты труда на 1 ц,

чел.-ч

Отклонение

+, -

преды­дущий год

отчет­ный

год

преды­дущий год

отчет­ный год

1

2

3

4

5

6

1. Зерновые культуры

2. Картофель

3. Овощи

4. Молоко

5. Прирост крупного рогатого скота

Задание 2.7.

Определить стоимостные показатели производительности труда по хозяйству и отраслям. Сделать выводы об изменении производительно­сти труда по хозяйству и отраслям.

11. Исходные данные для расчета производительности труда

Показатели

Годы

предыдущий

отчетный

1

2

3

1. Валовая продукция сельского хозяйства в текущих ценах,

тыс. руб.:

в том числе: в растениеводстве,

в животноводстве

2. Среднегодовая численность работников всего в сельском хозяйстве, чел.:

в том числе: в растениеводстве,

в животноводстве

3. Затраты труда в сельском хозяйстве, тыс. чел.-ч:

в том числе: в растениеводстве,

в животноводстве

Методика выполнения

Производительность труда в стоимостном выражении определяется по хозяйству и по отраслям в расчете:

а) на среднегодового работника по формуле:

ВП

П т = --------------

Р

Где П т - производительность труда, руб.;

ВП - стоимость валовой продукции, тыс. руб.;

Р - среднегодовая численность работников, чел.

б) на 1 чел.-ч по формуле:

ВП

П т = --------------

Т

где Т – затраты труда, тыс. чел.-ч.

12. Расчет показателей производительности труда

Показатели

Годы

Отклонение

+,-

преды­дущий

отчет­ный

1

2

3

4

1. Произведено валовой продукции сельского хозяйства на работника в текущих ценах, руб.

в том числе: в растениеводстве,

в животноводстве

2. Произведено валовой продукции в текущих ценах, сельского хозяйства на 1 чел.-ч, руб.:

в том числе: в растениеводстве,

в животноводстве

Задание 3.7.

Определить сменную норму выработки на культивации междурядий картофеля для агрегата, состоящего из трактора МТЗ-80, культиватора КРН-4,2, при условии, что Vp , т.е. рабочая скорость движения агрегата -5,3 км.-ч.

Вр - рабочая ширина захвата агрегата - 4,2 м

Тсм - время смены 8 часов. Коэффициент использования рабочего времени 0,64 (К).

Методика выполнения

Сменная норма выработки определяется по формуле:

Н см = 0,1 • Vp • Вр • Т0 ,

где Т0 , - время основной работы (час), оно определяется произведением Тсм (время смены) на К (коэффициент использования рабочего време­ни), результат будет выражен в га.

Задание 4.7.

Рассчитать норму выработки на 7-часовой рабочий день для трак­тора на транспортной работе трактором МТЗ-80 с самосвальной тележ­кой при условии:

Т см (время смены)-420 мин.;

Т п-з (время подготовительно - заключительное) - 30 мин.;

Т отл (время отдыха и личных надобностей) - 25 мин.;

V 1 - скорость с грузом - 19 км.-ч;

V 2 - скорость без груза - 20 км.-ч;

t 1 - время на погрузку и разгрузку 1 тонны груза - 5 мин.;

t 2 - время на взвешивание груза, открытие и закрытие бортов - 3 мин на рейс;

L - расстояние перевозки - 5 км;

Q - грузоподъемность тележки -4 т;

Методика выполнения

Норма выработки на транспортные работы определяется по формуле:

Т см – (Тп-з + Т отл)

Н в = ------------------------------ х Q х L (т.км)

Т рейса

время рейса определяется:

60 L 60 L

Т рейса = -------- + ---------- + t1 + t2 (час)

V 1 V2

60 - количество минут в часе.

Задание 5.7.

Рассчитать норму обслуживания коров одной дояркой по следую­щим условиям:

Т см -8 ч;

Т отл - 20 мин.;

Т п-з - 25 мин.

В расчете на одну корову в день нормы затрат времени равны:

- доение - 6,4 мин.;

- кормление - 2,3 мин.;

- на привязывание и отвязывание - 0,9 мин.;

- на чистку животных - 0,8 мин.;

- прочие работы - 2,6 мин.;

- разовые зооветеринарные мероприятия - 0,6 мин.

Методика выполнения

Задача выполняется по формуле:

Т см – (Тп-з + Т отл)

Н обсл = ------------------------------, (гол)

Т одн.гол.

время обслуживания одной коровы определяется суммированием норм затрат времени на все мероприятия, которые перечисляются в задании.

Практическое занятие 8

Задание 1.8.

Рассчитать расценку за 1 ц зерновых культур и размер доплаты на 1 рубль аванса при условии: плановая площадь посева 200 га, урожай­ность плановая с 1 га - 27 ц, фонд оплаты труда составляет 31500 руб. Бригада фактически получила зерновых - 5230 ц в виде аванса выдано 29700 руб. Доплата за продукцию составила 30%.

Задание 2.8.

Начислить основную и дополнительную заработную плату тракто­ристу I класса за предпосевную культивацию с борованием трактором ДТ - 75 с культиватором КПН - 4 на глубину 8 см на площади 100 га, норма выработки 13,2 га. Тарифная ставка IV разряда 57,84 руб.

Задание 3.8.

В полеводческой бригаде установлен план производства валовой продукции на сумму - 600 тыс. руб. Доплата за продукцию 25%, тариф­ный фонд оплаты труда на весь объем работ 150000 руб. Рассчитать расценку за 100 руб. стоимости продукции.

Задание 4.8.

Начислить основную и дополнительную заработную плату тракто­ристу II класса за внесение удобрений (норма до 2 ц) трактором МТЗ-82 НРУ-0,5 на площадь 120 га, норма выработки 25,5 га, тарифная став­ка III разряда 45,42 руб.

Методика выполнения

К заданию 1.8.

Определяется валовой сбор зерновых культур по плану, умножени­ем плановой урожайности ц с 1 га на площадь посева, га.

Определяется расценка за 1 ц зерновых культур, руб. по формуле:

ТФОТ х Кq

Р = ---------------

ВП пл

Определяется фактический фонд оплаты труда (руб.) произведени­ем расценки в рублях на фактический валовой сбор (ц).

Чтобы определить доплату на рубль аванса, необходимо из факти­ческого фонда оплаты труда (руб.) вычесть ранее выданный аванс и полученный результат разделить на аванс (руб.).

К заданию 2.8.

Для расчета основного заработка трактористу определяется сдель­ная расценка за 1 га отношением тарифной ставки (ТС) к норме выра­ботки (НВ)

ТС

P = ---------

НВ

Оплата за весь объем работ определяется произведением расценки, (Р) за 1 га на объем выполненных работ.

Доплата за 1-ый класс трактористу составит 20% к основному зара­ботку, для этого следует увеличить основной заработок на 20%.

Общая заработная плата (основная и дополнительная) определяется суммой оплаты труда основной (пункт 2) и дополнительной (пункт 3).

К заданию 3.8.

Расценка за 100 руб. стоимости продукции определяется по форму­ле:

ТФОТ х Кq

Р = ----------------- х 100

ВП пл

К заданию 4.8.

Методика выполнения задания 4.8. аналогична методике к заданию 2.8. только доплата за классность к основному заработку составляет 10%.

Практическое занятие 9

Задание 1.9.

На ферме хозяйства для доярок установлена, норма обслуживания 30 коров. Планом предусмотрено получить 3400 кг молока от каждой коровы в год с жирностью 3,4% и 27 телят от данной группы коров. В родильном отделении получено 35 ц молока.

За надоенное молоко выплачивается 90% фонда оплаты труда, а за телят- 10%.

Работа доярки тарифицируется по 5 разряду. Доплата за продукцию составляет 30%.

Определить расценку за 1 ц однопроцентного молока и за 1 голову телят. Тарифная ставка V разряда составляет 45,74 руб.

Задание 2.9.

Начислить заработную плату мастеру животноводства I класса и подменной доярке за январь месяц, если от закрепленного поголовья получено 126 ц молока жирностью 3,6% и 3 теленка. Расценка за 1 ц 1% молока - 5,30 руб., а за 1 голову теленка 12,0 руб.

Число рабочих дней основной доярки - 25. Доплата за классность -20% к основному заработку.

Методика выполнения

К заданию 1.9 .

Определяется количество 1%-го молока, произведением надоя мо­лока от каждой коровы в год (ц) на норму обслуживания коров и на % жирности молока.

Определяется количество 1%-го молока в родильном отделении, произведением количества молока, полученного в родильном отделе­нии на процент жирности молока.

Определяется 1%-ое молоко без молока, полученного в родильном отделении.

Находится годовой фонд заработной платы, руб. Для этого тариф­ную ставку V разряда следует умножить на 365 дней и на повышающий коэффициент (1,30). Далее этот фонд распределяется на молоко и на приплод.

Фонд оплаты труда, отнесенный на молоко, определяется умноже­нием общего фонда оплаты труда на 90% и делением на 100%. Оплата труда за телят определяется умножением общего фонда заработной платы на 10% и делением на 100%.

Расценка за 1 ц 1% молока находится по формуле:

ТФОТ м

Р м = ----------------

ВП м

Расценка за 1 гол. приплода определяется по формуле:

ТФОТ Т

Р пр = ---------------------

К-во приплода

К заданию 2.9.

Определяется количество 1%-го молока (см. методические указания к заданию 1.9).

Оплата за 1%-ое молоко определяется произведением количества 1%-го молока на расценку за молоко, руб.

Оплата за телят определяется произведением количества телят на расценку за 1 голову приплода, руб.

Далее определяется общий фонд оплаты труда суммой оплаты тру­да за молоко и телят, руб.

Оплата труда основной доярки, в руб. находится произведением оп­латы труда за 1 день на количество рабочих дней месяца с учетом допплаты.

Доплата за классность основной доярки определяется произведени­ем основного заработка, руб. на 20% и делением на 100%.

Оплата труда подменной доярки определяется произведением днев­ного заработка, руб. на количество рабочих дней, в соответствии с количеством рабочих дней, отработанных в январе месяце.

Практическое занятие 10

Задание 1.10.

Рассчитать структуру себестоимости продукции сельского хозяйст­ва по материалам конкретного хозяйства. Сделать выводы, какая статья затрат занимает наибольший удельный вес в структуре себестоимости продукции и какие изменения произошли в отчетном году по сравне­нию с прошлым годом в структуре себестоимости. Результаты расчетов занесите в таблицу.

13. Структура себестоимости продукции

 

 

 

№ п/п

Статьи затрат

Затраты, тыс. руб.

Структура, %

Изменения

базисный год

отчетный год

базисный год

отчетный год

+, -

в %

1

2

3

4

5

6

7(6-5)

1

2

3

и т.д.

Итого

100

100