Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 23

 

Поиск            

 

Динамика развития промышленности, сельского хозяйства, финансов и транспорта в начале XX века

 

             

Динамика развития промышленности, сельского хозяйства, финансов и транспорта в начале XX века

1457

Экономика

Основные этапы социально-экономического и политического развития

23

2007

700

Координаты: электронная почта acher@wiseowl.ru Icq 170552870, телефон 89168119086. www.wiseowl.ru

Содержание

Введение................................................................................................. 3

1. Динамика развития промышленности, сельского хозяйства, финансов и транспорта в начале XX века................................................................ 5

2. Социально-экономическое развитие России в XX веке................... 8

3. Политическое развитие России в XX веке........................................ 13

Заключение............................................................................................. 21

Список используемой литературы........................................................ 23

Введение

В начале XX века Российская империя вступила в фазу ускоренной экономической модернизации и уверенно вошла в пятёрку ведущих индустриально развитых держав мира. По степени же концентрации производства в рамках догоняющей модели индустриализации Российская империя к началу века вышли на первое место в Европе и мире в целом. Этот процесс всемерно поощрялся царским правительством, заинтересованным в создании крупных предприятий, способных выполнять грандиозные государственные заказы, производить разнообразную продукцию, прежде всего военного назначения, и сопровождался интенсивным созданием промышленных монополий (картелей и синдикатов). В стране формируется система монополизированного банковского капитала (5 ведущих банков страны контролировали основные денежные потоки финансового рынка и производственные мощности, способные реализовывать государственные и, прежде всего – военные заказы).

Бурные темпы промышленного развития были во многом обусловлены проведением последовательной и успешной финансово-экономической реформы, идеологом которой был министр финансов С.Ю. Витте.

Наиболее сложной задачей в начале столетия стала модернизация обветшавшей государственно-политической системы Российской империи. Абсолютная власть в России по-прежнему всецело принадлежала императору.

В стране отсутствовали основные политические и гражданские свободы. Первые политические партии, образовавшиеся в конце XIX – начале XX века, находились на нелегальном положении. В новых условиях монархия оказалась перед выбором – решиться на реформирование государственно-политической системы или ничего не менять, а ограничиться мелкими уступками.[1]

Таким образом, в конце XIX - начале XX века промышленность представляла собой самую передовую и быстро развивающуюся отрасль российской экономики. Возникшие в конце прошлого века новые отрасли: современная черная металлургия, транспортное машиностроение, нефтехимия, электроэнергетика и др., хотя и обеспечивали к началу века всего 15% промышленного производства, знаменовали переход отечественной промышленности на качественно новый, современный уровень.[2]

Поэтому данную тему можно считать весьма актуальной.

В работе поставлена следующая цель – осветить основные этапы социально-экономического и политического развития России в XX веке.

Цель позволила сформулировать следующие задачи:

1. Рассмотреть динамику развития промышленности, сельского хозяйства, финансов и транспорта в начале XX века;

2. Социально-экономическое развитие России в XX веке;

3. Политическое развитие России в XX веке.

Заключение

Вступление российской экономики в XX столетие было отмечено началом серьезного кризиса 1900 - 1903гг. Экономический застой продолжался до 1909г., когда он сменился новым подъемом. Достижения и успехи в экономике были, и немалые. Впрочем, острые проблемы и трудности тоже были.

Сначала об успехах. Отмена крепостного права в 1861г., реформы 60 - 70-х гг. не прошли бесследно: капиталистическая промышленность росла высокими темпами (первое место в мире). Важные изменения происходили на транспорте: железные дороги связали Центр с окраинами и стимулировали экономическое развитие страны (в конце XIX века вступила в строй первая очередь Транссибирской магистрали).

По уровню концентрации российская экономика опережала экономику других стран. В области банковского дела и финансов также произошли значительные сдвиги. Возникли крупные банки, тесно связанные с промышленностью.

Россия вошла в пятерку наиболее развитых промышленных стран. Она встала на путь экономической модернизации, т. е. изживания остатков крепостничества, развития промышленности, создания основ индустриального общества, в котором промышленность преобладает над сельским хозяйством, а городское население - над сельским.

Чрезвычайную остроту приобрел в начале XX века аграрный вопрос. Крупное помещичье землевладение сочеталось с крестьянским малоземельем. Большинство помещичьих хозяйств жили по старинке: сдавали землю крестьянам в полукабальную аренду, а те обрабатывали ее собственным примитивным инвентарем. Применение наемного труда, передовой агротехники, сельскохозяйственных машин в начале XX века было явлением едва ли не исключительным.

Дворянство (1% населения) оставалось привилегированным, политически господствующим сословием, но его экономическое положение постепенно ухудшалось.

Буржуазия не была единой: рядом со старой московской и провинциальной росла новая петербургская буржуазия, тесно связанная с государством, банками и передовыми отраслями промышленности.

Крестьянство (более 80% населения) страдало от малоземелья, пережитков крепостничества, оставалось приверженным общинным ценностям коллективизма и равенства.

Положение рабочего класса (менее 10% населения) в начале XX века было тяжелым. Длинный рабочий день, плохие бытовые условия, низкая зарплата, сочетавшаяся с изощренной системой штрафов, бесправие - таковы причины, вызывавшие недовольство рабочих.

Социальные отношения отличались высокой конфликтностью: основания для недовольства имели все крупные социальные группы. Добавим сюда проблемы, связанные с многонациональностью и многоконфессиональностью России. «Тюрьмой народов» наша страна не была, но отношения между населявшими ее народами, говорившими на разных языках, исповедовавшими разную веру (православие как государственная религия, много последователей имели ислам, католицизм, протестантизм и др.), требовали продуманной и взвешенной национальной политики.[3]

Список используемой литературы

1. Барсенков А.С., Вдовин А.И., История России 1938-2002, М., 2003, с. 540

2. Зуев М.Н., Отечественная история, Кн. 2: Россия в XX - начале XXI века, 2005, с. 672

3. Новейшая история России 1914-2002, учебное пособие под редакцией М.В. Ходякова, М., 2004, с. 525

4. Источник: http://www.examens.ru/otvet/6/9/458.html, Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX века

5. Источник: www.history.vsegda.5ballov.ru, Ахметов О.А., Россия в XX веке

6. Источник: http://history.vsegda.5ballov.ru/?a=lesson&i=2, Атикович А.О., Уроки / Политическое развитие России в начале XX века

7. Источник: http://humanities.edu.ru/db/msg/1998, История Отечества. Социально-экономическое развитие России в конце XIX - начале XX века


[1] Зуев М.Н., Отечественная история, Кн. 2: Россия в XX - начале XXI века, 2005, с. 9-10

[2] Источник: http://humanities.edu.ru/db/msg/1998, История Отечества. Социально-экономическое развитие России в конце XIX - начале XX века

[3]