Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 23

 

Поиск            

 

План развития отрасли (стратегия развития отрасли) цели, задачи и перспективы развития отрасли в целом инвестиционные площадки

 

             

План развития отрасли (стратегия развития отрасли) цели, задачи и перспективы развития отрасли в целом инвестиционные площадки

Приложение к распоряжению

Правительства Камчатского края

от ____________ № ___________

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

РЫБОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КАМЧАТСКОГО КРАЯ

ДО 2025 ГОДА

г. Петропавловск – Камчатский,

2011

содержание

Введение …………………………………………………………………….……………..…… 3

1. История отрасли ……………………………………………………………………….…… 3

1.1. История развития отрасли в регионе ………………………………………………….... 3

1.2. Общеотраслевые экономические показатели за последние 20 лет …………………... 10

2. Текущее состояние отрасли ………………………………………………………………... 11

2.1. Экономические показатели отрасли за последние 5 лет ……………………………….. 11

2.2. Действующие производственные мощности отрасли ………………………………….. 16

2.2.1. План размещения производственных мощностей………………………………..…... 16

2.2.2. Реестр производственных мощностей ……………………………………………….... 16

2.2.3. Существующие группировки (кластерность) производственных мощностей ……....18

3. Потенциал отрасли ………………………………………………………………………….. 19

3.1. Маркетинговый анализ мировой рыбохозяйственной отрасли ………………………... 19

3.2. Анализ и оценка ресурсов отрасли ………………………………………………….....… 23

3.3. SWOT-анализ преимуществ и проблем рыбопромышленного комплекса ……...…...…24

4. План развития отрасли (стратегия развития отрасли) ……………………………….…… 30

4.1. Цели, задачи и перспективы развития отрасли в целом ………………………………... 30

4.2. Инвестиционные площадки …………………………………………………………..…... 31

4.3. Механизм реализации стратегии развития отрасли в целом …………………………… 33

4.3.1. Сводные экономические показатели реализации плана развития отрасли ….……….41

4.3.2. Сводные данные для разработки стратегий …………………………………….……... 43

4.3.3. Политика органов государственной власти Камчатского края в области управления рыбопромышленным комплексом …………………..…………………………………….….. 44

4.3.4. Федеральные планы развития отрасли, анализ возможностей федерального финансирования …………………………………………………………………….…………………….45

4.3.5. Планы крупных компаний по развитию отрасли. Частно-государственное

партнерство ..………………………………………………………………………………..….. 49

4.3.6. Оценка рисков реализации плана развития отрасли ………………………………….. 50

4.3.7. Модель мониторинга реализации плана развития отрасли …………………….…….. 54

4.3.8. Механизм корректировки стратегии в процессе реализации …………………….…... 55

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. План размещения производственных мощностей …………………………. 56

Приложение 2. Структура рыбопромыслового флота, поднадзорного судовому

регистру, зарегистрированного в порту г. Петропавловска-Камчатского ………………..... 57

Приложение 3. Сведения о количестве и возрасте судов рыбопромыслового и прочего

флота, поднадзорного судовому регистру, зарегистрированных в порту

г. Петропавловска-Камчатского …………………………………………………..……..……. 58

Приложение 4. Сводные данные по размещению производственных

мощностей рыбоперерабатывающих заводов…………………………………………..……. 60

Приложение 5. Информация о наличии в Камчатском крае рефрижераторных мощностей

и их использовании ……………………………………………………………………………. 61

Приложение 6. Характеристика основных фондов портовых сооружений ……………….. 63

Приложение 7. Характеристика производственных мощностей рыбоводных

заводов Камчатского края …………………………………………………………………..… 64

Приложение 8. Карта размещения перспективных инвестиционных площадок …………. 68

Приложение 9. Анализ инвестиционных площадок в рамках выделенных кластеров и

оценка перспективных инвестиционных проектов рыбопромышленного

комплекса Камчатского края ………………………………………………………………….. 69

Введение

Стратегия развития рыбопромышленного комплекса Камчатского края до 2025 года (далее – Стратегия) разработана в соответствии с приоритетами развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации, определенными Концепцией развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года и приоритетами социально-экономического развития Камчатского края, основанными на Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития Камчатского края до 2025 года.

Стратегия содержит:

- анализ экономических показателей работы и тенденций развития отрасли за последние 20 лет;

- оценку действующих производственных мощностей;

- оценку потенциала развития рыбопромышленного комплекса;

- план развития рыбопромышленного комплекса;

- перспективные инвестиционные площадки и анализ инвестиционных проектов;

- механизм корректировки Стратегии в процессе реализации.

Стратегия разработана с учетом основных направлений и приоритетов социально-экономического развития Камчатского края.

Экономика Камчатки характеризуется ярко выраженной рыбохозяйственной специализацией с экспортной направленностью.

Рыбопромышленный комплекс (далее – РПК) составляет основу экономики Камчатского региона, равно как и основу жизнедеятельности населения полуострова, формирует более 50% объемов промышленного производства, более 18% валового регионального продукта. На долю РПК приходится около 90 % экспортного потенциала края. Рыболовство является градо- и поселкообразующей отраслью Камчатки, одним из основных источников занятости населения.

В территориальном разделении Камчатка осваивает и производит:

- 23 % общего улова рыбы и морепродуктов Российской Федерации и 34 % вылова по Дальневосточному рыбохозяйственному бассейну;

- 18 % товарной пищевой рыбной продукции Российской Федерации.

1. История отрасли

1.1. История развития отрасли в регионе

Начиная с присоединения в 18 веке Камчатки к России и на всем протяжении её дореволюционной истории, она оставалась наиболее отсталой из отдаленных окраин страны.

Несмотря на уже хорошо известные огромные рыбные богатства полуострова, которые хищнически эксплуатировались японскими и американскими промышленниками, русские промышленные круги, в связи с большой оторванностью края от центральных районов страны, не проявляли интереса к Камчатке.

После русско-японской войны государству в 1907 году была навязана рыболовная Конвенция, по которой Япония добивалась себе равных прав в эксплуатации рыбных ресурсов омываемых Камчатку морей. Царское правительство, обеспокоенное перспективой захвата полуострова Японией, стало поощрять русский промышленный капитал на Камчатке. Предполагалось, что отечественная рыбная промышленность сможет конкурировать с японским промыслом в конвенционных водах и в последствии вытеснит оттуда японских рыбопромышленников.

В подавляющем большинстве русские промышленники не могли конкурировать с японскими на морских участках и зачастую перепродавали их японцам: широкое распространение получила фиктивная аренда русскими участков (недоступных по Конвенции японцам), с передачей их японскому капиталу. С 1910 года на Камчатке началось интенсивное строительство японских рыбоперерабатывающих предприятий.

Первая мировая, а затем гражданская война способствовали окончательному захвату Японией рыбных ресурсов Камчатки.

В 1921 году Япония односторонне отменила Конвенцию 1907 года и декларировала «свободный лов» рыбы и крабов в водах Камчатки под охраной своего военного флота. Расхищение японцами рыбных ресурсов полуострова достигает в это время своего апогея.

Только в 1923 году после установления на Камчатке советской власти, японский промысел был введен в законные рамки и лишь после победы над Японией в Великой Отечественной войне была прекращена сдача в аренду прибрежных рыболовных участков японцам.

Однако, это ограничение японского рыболовного промысла в водах Камчатки практически коснулось только прибрежного пассивного промысла, удельный вес которого в послевоенный период сильно сократился. Только в 1977 году после принятия Указа Президиума Верховного Совета СССР «О временных мерах по сохранению живых ресурсов и регулированию рыболовства в морских районах, прилегающих к побережью СССР» сложились международно-правовые предпосылки для рационального использования биологических ресурсов Камчатского шельфа.

Пионером советской рыбной промышленности на Камчатке стало созданное в 1924 году государственное Охотско-Камчатское рыбопромышленное общество (далее - ОКАРО), которое получило в эксплуатацию 12 речных и 6 морских рыболовных участков.

В 1926 году на основе ОКАРО и Дальгосрыбтреста, осуществлявшего свою деятельность в Приморье, на Сахалине и Амуре, создается Дальневосточная рыбохозяйственная организация – Дальгосрыбтрест. Однако задача спасения столь огромного промыслового района оказалась непосильной для этой организации.

4-го июня 1927 года уполномоченными Наркомторга СССР, Наркомторга РСФСР, ВСНХ СССР, Госторга РСФСР, Далькрайисполкома и акционерного общества Совторгфлот был заключен договор о создании Акционерного Камчатского общества (далее - АКО) и этот момент принято считать началом становления социалистической рыбной промышленности Камчатки.

Первоначально АКО охватывало своей деятельностью весь Камчатский и Николаевский-на-Амуре округа, Ольский и Охотский районы и острова: Командорские, Карагинский и Врангеля.

Задачей АКО являлись активное хозяйственное освоение всех природных богатств, всестороннее развитие производительных сил в Охотско-Камчатском крае. Поэтому наряду с развитием основной отрасли хозяйства – рыбной и осуществлением торгово-снабженческих функций, общество проделало здесь большую работу по изучению и организации использования минеральных, лесных и пушных ресурсов, развитию сельского хозяйства, транспорта, связи, строительства, рыбохозяйственной науки и др. элементов производственной и социальной инфраструктуры.

Постепенно, по мере укрепления кооперации, АКО отходит от торговой деятельности и сосредотачивает усилия на хозяйственно-промышленной деятельности, и, прежде всего, на развитии рыбной промышленности.

К началу первой пятилетки рыбная отрасль АКО располагала 89 морскими и речными рыболовными участками, четырьмя рыбоконсервными и одним плавучим крабоконсервным заводами, двумя утилизационными заводами и одной жестянобаночной фабрикой общей стоимостью 2 млн. руб. (в ценах 1926-1927 годов).

На конец первой пятилетки основные промышленно-производственные фонды отрасли возросли до 38 млн. рублей. Количество береговых консервных и крабоконсервных заводов увеличилось до 8, утилизационных – до 7, а плавучих крабовых заводов до 10 единиц. Рыбопромышленный флот пополнился рефрижераторами, рыболовными траулерами, китобазой и китобойными судами.

Траловый флот АКО вырос настолько, что появилась возможность создать специальный трест – Тралтрест. Дальнейшее развитие зверобойного и китобойного промысла привело к организации Дальморзверопрома. В 1935 году из АКО выделяется Охотско-Аянский рыбопромышленный трест.

Таким образом, АКО способствовало созданию новых крупных хозяйственных организаций по эксплуатации морских биологических ресурсов и ускоренному развитию производительных сил не только на Камчатке, но и на всем Дальнем Востоке.

За первую пятилетку добыча рыбы АКО возросла с 11 до 91,2 тыс. тонн, 46% рыбной продукции отправлено на экспорт. В народное хозяйство, в жилищное и культурно-бытовое строительство области вложено 16,2 млн. рублей, в том числе 5,6 млн. рублей - в рыбную отрасль.

Последние цифры наглядно демонстрируют специфическую роль рыбного хозяйства отрасли в пионерном освоении и создании всей производственной и социальной инфраструктуры полуострова. Это на многие годы определило своеобразие структуры основных фондов рыбопромышленного комплекса, в котором значительное место занимала непроизводственная часть и производственные фонды других отраслей.

Другой характерной чертой структуры производственных фондов рыбной отрасли в этом периоде являлся значительный удельный вес их пассивной части, что определялось прибрежным, в основном, пассивным характером промысла и преобладанием посола в обработке рыбы. Традиционная ориентация рыбного хозяйства области на лососевые породы определила и размещение отрасли, разбросанной на огромном побережье полуострова вблизи устьев нерестовых рек, и неизбежную при этом сезонность производства. Однако АКО уже в то время заняло прогрессивную позицию относительно расширения сырьевой базы и будущих направлений развития отрасли.

В первые же годы организованы научные и научно-прикладные исследования сырьевой базы рыбной и других добывающих отраслей. Сначала это были разрозненные работы, выполняемые по инициативе различных отделов управления, а с 1930 года в составе АКО образовано специальное бюро исследований. Получили распространение активные способы добычи рыбы, быстрыми темпами строились консервные заводы, которые оснащались самым совершенным по тому времени оборудованием, был взят курс на внедрение холода.

Все эти меры позволили уже в 1-ой пятилетке повысить производительность труда в отрасли на 55,7% и снизить себестоимость продукции на 21%.

Специфическим условием развития социалистического рыбного хозяйства области в период первых пятилеток являлось его сосуществование и борьба с частнокапиталистическим сектором и иностранным капиталом. Так, фирма Люри эксплуатировала 52 морских и 4 речных рыболовных участка вплоть до 1935 года и лишь в путину 1935 года основные рыболовные угодья частного сектора передаются АКО.

Большой удельный вес в использовании ресурсов камчатских вод имеет в это время японский капитал. В 1932 году добыча японского сектора в конвенционных водах составляла 56% от общих уловов рыбы.

По конвенции 1928 года доля уловов советского государственного сектора в конвенционных водах не должна была превышать 20% (в 1932 году эта квота была увеличена до 37%). Поэтому здесь особенно необходимо было развитие рыболовецкой кооперации. Последняя, пройдя через разные формы, к концу второй пятилетки выросла в современную систему рыболовецких колхозов.

К концу второй пятилетки (1936г) рыбное хозяйство Камчатки имело в своём составе 17 рыбокомбинатов, включавших 65 рыбозаводов и баз. В составе последних насчитывалось 15 консервных заводов с 47 линиями и 5 утилизационных заводов.

За счет сокращения частного сектора количество эксплуатируемых АКО рыболовецких участков возросло до 174 в конвенционных водах и до 10 в неконвенционных водах. Численность рабочих на предприятиях отрасли достигла 8,5 тыс. человек, а общая добыча рыбы на Камчатке составила в 1938 году 88 тыс. тонн, при этом 73% улова составляли лососевые, и более 80% добычи осуществлялось пассивными орудиями лова.

Таким образом, развитие рыбной промышленности Камчатки в предвоенные годы, хотя и шло быстрыми темпами, качественно отличалось от формирования отрасли в северном бассейне, где она сразу встала на путь высокой концентрации и развития активного морского рыболовства.

В годы войны рыбное хозяйство области за счет интенсификации производства и труда удвоило добычу рыбы, доведя её до 150-170 тыс.тонн в год. Соответственно удвоился выпуск рыбопродукции, что имело в условиях, когда Западный, Азово-Черноморский и Каспийский бассейны страны естественно снизили добычу, весьма важное значение для страны. Вылов рыбы в расчете на одного рабочего в этот период достигает 15 тонн и почти вдвое превышает среднесоюзный. Расширилась сырьевая база – стали добываться в промышленных масштабах тресковые и камбала. Удельный вес лососевых снизился в 1944 году до 66%. В тоже время сокращается и к 1944 году прекращается совсем японский прибрежный промысел лосося, что позволило поднять уловы этой ценной рыбы до 100-114 тыс. тонн.

Осенью 1945 года АКО передаются все предприятия и рыбные участки, принадлежащие раньше японским фирмам, одновременно АКО реорганизуется в Камчатский Госрыбтрест (позднее Камчатрыбпром).

Период с 1950 по 1960 годы характерен быстрым развитием активного морского рыболовства. Если первые послевоенные годы доля добычи рыбы флотом составляла всего 9-10%, то уже с середины 50-х годов, когда основу рыбной промышленности Камчатки составил такой флот как РС-300, СТР, активный промысел возрос до 50%, а в 1960 году составил почти 90%.

Процесс развития активного рыболовства включал в себя также изменение структуры и географии сырьевой базы, в которой существенное место заняли такие объекты промысла как сельдь, камбала, тресковые, при постепенном снижении удельного веса лососевых. Это потребовало коренной перестройки береговых перерабатывающих баз, внедрения холода, развития судоремонта, портового хозяйства, вызвало необходимость концентрации производства основных и вспомогательных отраслей хозяйства, повлекло за собой глубокие изменения в пропорциях их развития. Процесс концентрации производства выразился в резком сокращении количества мелких рыбозаводов и баз, в укреплении рыболовецких колхозов, в быстром наращивании мощностей промыслового, обрабатывающего и транспортного флотов и обслуживающих флот производств.

Особенно высокими темпами концентрация рыбной промышленности и колхозов стала осуществляться в 60-е годы. Также за время с 1953 по 1967 годы количество рыбокомбинатов снизилось с 25 до 16, рыбозаводов – с 109 до 24, почти вдвое уменьшилось количество рыболовецких колхозов. В тоже время производственные мощности и выпуск продукции на предприятиях увеличились. Добыча рыбы за этот период увеличилась более чем вдвое и составила 513 тыс. тонн (в т.ч. флотом 98%).

При сокращении количества береговых холодильников с 43 до 35 мощность их суточной заморозки возросла с 330 до 1017 тонн, а емкость хранения – с 14,7 до 31 тыс. тонн. Это позволило увеличить (сгладив сезонные колебания промысла) выпуск мороженой продукции в 4 раза, а слабосоленой - почти в 5 раз. При сокращении количества консервных заводов вдвое, их возросшая мощность позволила увеличить выпуск консервов на 20 млн. условных банок. Пополнение рыбного флота судами мощностью 300-400 л.с. позволило расширить районы промысла за счет Охотского и Берингова морей, прибрежной части Тихого океана, залива. С середины 80-х годов рыбопромысловый флот начинает оснащаться качественно новыми промыслово-перерабатывающими судами – БМРТ. Рыболовство на Камчатке становится океаническим.

В период с 1995 по 2001 годы основным объектом рыбного промысла являлся минтай, хотя его удельный вес и снизился за это время с 66 до 47%. При этом, квота на вылов минтая осваивалась практически полностью (в то время как, камбалы – только на 40%, сельди – на 80%). Уловы минтая в 1995-2001 годах уменьшились на 40,8%, трески – на 25%, крабов – на 32,1%, вылов сельди за этот же период увеличился в 2,3 раза, терпуга – в 3 раза, камбалы – в 1,6 раза, палтуса – в 2,3 раза, лососевых – на 20%, кальмара – в 1,8 раз.

В последнее десятилетие 20-го века рыбная промышленность отрасли вступила с более, чем на половину изношенными основными промышленно-производственными фондами. Как никогда остро встала проблема охраны и воспроизводства рыбных запасов.

На уровне Правительства Российской Федерации было принято решение, начиная с 2001 года значительную часть квот на вылов водных биологических ресурсов реализовывать через аукционы, а оставшуюся часть передавать для распределения на уровень субъектов Российской Федерации. Однако, принятые меры не только не решили проблемы коррупции, но и способствовали росту браконьерства, стремительного внедрения в отечественный рыбный бизнес иностранного капитала. Плата за квоты на вылов, приобретенные на аукционах, существенно увеличивала затраты организаций рыбной отрасли на сырье, что приводило к резкому увеличению себестоимости производимой продукции, и, как результат, к падению эффективности их деятельности. За период с 2001 по 2003 годы сальдированный финансовый результат деятельности организаций рыбной промышленности Камчатской области и Корякского автономного округа снизился со 115,4 млн. рублей прибыли до 1 285,7 млн. рублей убытков. За этот период степень износа основных производственных фондов находилась на уровне 58,2% - 57,6%. Инвестиции в основной капитал в 2001 году сократились в 1,9 раза по отношению к уровню 2000 года, а по итогам 2003 года снижение произошло в 2,1 раза к уровню 2001 года.

Начиная с 2004 года существенно изменены условия функционирования рыбопромышленного комплекса. В соответствии с направлениями и этапами реализации Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года (с учетом изменений в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 1057-р), Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года (приказ Федерального агентства по рыболовству от 30.03.2009 №246); требованиями Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» претерпела кардинальные изменения система распределения водных биологических ресурсов между пользователями, а также самими субъектами Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью.

Первоначально постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2003 № 704 «О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов» промышленные квоты на вылов (добычу) водных биоресурсов были «законодательно» разделены на квоты для прибрежного рыболовства и квоты для экспедиционного промысла, а доли в общем объеме квот по данным направлениям их использования были закреплены за пользователями сроком на 5 лет. Позднее (в 2008 году) водные биологические ресурсы были «закреплены» за пользователями на еще более долгосрочной основе: доли квот распределены на 10-летний период (постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 №№ 605 «Об утверждении Правил распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации»; 604 «Об утверждении Правил распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов»); от 15.08.2008 № 611 «Об утверждении Правил распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства»; рыбопромысловые участки – на 20-тилетний период (постановление Правительства Российской Федерации от 14.04.2008 № 264 «О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства и заключении такого договора»). Введена система распределения отдельных видов водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в отношении которых общие допустимые уловы (далее – ОДУ) не устанавливаются (в том числе тихоокеанские лососи). На уровень регионов переданы значительные полномочия по оперативному регулированию промысла анадромных видов рыб.

В соответствии с изменениями налогового законодательства в 2004 году впервые введена фиксированная плата за пользование водными биологическими ресурсами - Федеральным законом от 11.11.2003 № 148-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» введен сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов. Изменение системы оплаты за пользование объектами водных биологических ресурсов в целом привело к улучшению финансового положения предприятий рыбопромышленного комплекса региона.

Изменение правового механизма функционирования рыбопромышленного комплекса частично способствовало переходу к позитивному изменению основных экономических показателей работы предприятий.

1.2. Общеотраслевые экономические показатели за последние 20 лет

Анализ основных экономических показателей работы рыбопромышленного комплекса Камчатского края за период, начиная с 1990 года, показал тенденцию снижения объемов уловов рыбы и морепродуктов с 1348,1 тыс. тонн до 838,9 тыс. тонн. Другими словами, за анализируемый период произошло сокращение уловов в 1,6 раза. В то же время неоднозначно менялся объем производимой рыбной продукции. В анализируемом периоде объем товарной пищевой рыбной продукции варьировался на уровне 244-700 тыс. тонн. Наибольший объем товарной пищевой продукции был произведен в 2009 году и составил (без учета консервов) 696,7 тыс. тонн. Производство рыбных консервов с 1990 года сократилось в 36 раз и достигло 7,3 млн. банок в 2009 году. Среди факторов, сдерживающих производство консервов, основными являются высокий уровень затрат на производство, отсутствие спроса на местном рынке потребителей, ограниченность реализации консервов на экспорт, а также физический и моральный износ оборудования.

Таблица 1

Динамика производства в основных сегментах РПК Камчатки в 1990-2009 годах

Годы

Улов рыбы,

тыс.тонн

Товарная пищевая рыбная продукция (без рыбных консервов), тыс. тонн

Производство рыбных консервов, млн.банок

Численность промышленно- производственного персонала, чел.

Среднегодовая стоимость основных фондов, млн. руб.**

1990

1348,1

575,0

262,1

20409

1027

1991

1210,9

491,3

210,0

22203

1062

1992

907,6

438,5

132,6

20828

35900

1993

798,3

359,9

63,9

21630

107195

1994

598,0

244,1

32,9

23253

1442671

1995

771,1

292,3

19,8

20813

4099

1996

840,9

310,1

20,6

19677

7063

1997

781,7

314,7

10,5

21008

5684

1998

748,0

335,7

15.7

17976

3030

1999

707,0

309,5

11,8

16139

3477

2000

675,1

483,3

14,3

16105

3957

2001

637,8

480,8

8,0

15723

4474

2002

563,4

438,2

9,9

15522

5190

2003

672,1

493,2

5,7

13470

5136

2004

563,3

433,1

9,6

14409

5414

2005

586,6

469,3

8,1

17671*

7668**

2006

613,2

553,6

9,5

17581*

7984**

2007

690,1

663,5

10,3

17843*

8347**

2008

727,7

668,0

13,0

17490*

8802**

2009

838,9

696,7

7,3

16875*

9989**

* Начиная с 2005 года указана среднегодовая численность работников организаций, основным видом деятельности которых является «рыболовство» и «переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов»;

** - Основные фонды по полной учетной стоимости (в фактических ценах на конец года) по крупным и средним предприятиям, млн. рублей.

2. Текущее состояние отрасли

2.1. Экономические показатели отрасли за последние 5 лет

Согласно классификатору ОКВЭД, деятельность по вылову и переработке рыбо- и морепродуктов учитывается в двух разделах «статистического учета»:

- «рыболовство и рыбоводство» в группировке «рыболовство», к которому относится улов, переработка рыбы, ракообразных и моллюсков на борту рыболовецких судов;

- «обрабатывающие производства» в группировке «переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов», включающей береговую переработку рыбы и деятельность судов, занятых переработкой и консервированием рыбы, без ее улова.

Таблица 2

Показатели работы организаций
по отдельным видам экономической деятельности

2005

2006

2007

2008

2009

Число действующих организаций, включая территориально-обособленные подразделения (на конец года), единиц

рыболовство

252

330

324

293

313

обрабатывающие производства

513

553

536

402

454

из них:

переработка и консервирование
рыбо- и морепродуктов

148

124

152

124

150

Объем отгруженной продукции (работ, услуг) по фактическим видам

деятельности, млн. рублей

рыболовство

11680

14498

16636

17688

20808

обрабатывающие производства

8628

8659

10215

11219

13129

из них:

переработка и консервирование
рыбо- и морепродуктов

4749

4552

5858

5948

7460

Индекс производства (в процентах к
предыдущему году)

рыболовство

104,5

116,9

110,1

101,2

104,3

обрабатывающие производства

112,5

99,7

105,4

105,7

101,8

из них:

переработка и консервирование
рыбо - и морепродуктов

113,3

111,3

122,6

103,6

121,8

Среднегодовая численность
работников организаций, человек

рыболовство

13288

13427

13311

13220

12497

обрабатывающие производства

11259

10687

10739

9712

9455

из них:

переработка и консервирование
рыбо - и морепродуктов

4383

4154

4532

4270

4378

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, рублей

рыболовство

20059

21997

25441

33717

38568

обрабатывающие производства

13908

15799

19064

22937

25405

из них:

переработка и консервирование
рыбо- и морепродуктов

15905

17563

21111

24191

25617

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток),

млн. рублей

рыболовство

-69,3

346,6

1512,1

-1347,5

2714,2

обрабатывающие производства

89,8

210,1

504,9

239,0

1396,0

из них:

переработка и консервирование
рыбо- и морепродуктов

3,8

138,3

504,3

99,1

974,2

Уровень рентабельности продукции,
процентов:

рыболовство

3,7

2,0

8,1

4,0

22,3

обрабатывающие производства

6,0

8,2

11,3

6,3

16,7

из них:

переработка и консервирование
рыбо- и морепродуктов

5,4

8,6

17,5

7,9

23,6

В 2009 году видом деятельности «рыболовство» занимались 313 организаций, ими было отгружено продукции на сумму 20 808 млн. рублей. В сравнении с 2005 годом рост числа предприятий на 61 единицу сопровождался увеличением объема отгруженной продукции на 9 128 млн. рублей или на 78%. Среднегодовой индекс производства за последние пять лет составил 107,4%, самый низкий показатель - в 2008 году на уровне 101,2%.

Среднегодовая численность работников, занятых этим видом деятельности, в 2009 году составила 12497 человек и по сравнению с 2005 годом снизилась на 791 человек или на 6%. Среднемесячная начисленная заработная плата за 2009 год составила 38568 рублей, что на 92% превышает уровень 2005 года.

Основные фонды характеризуются высокой степенью износа – 52,9% в 2009 году (по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства (включая средние предприятия)). Однако, необходимо отметить определенное ее снижение по отношению к 2005 году, когда степень износа достигала 55,7%. Коэффициент обновления основных фондов в 2009 году составил 8,9%. Высокая степень износа основных фондов влечет за собой ежегодное удорожание эксплуатационных расходов.

На протяжении последних пяти лет финансовый результат, полученный предприятиями по виду деятельности «рыболовство» характеризуется резкими изменениями: от убытка в размере 69,3 млн. рублей в 2005 году, до прибыли в размере 2 714,2 млн. рублей в 2009 году (наилучший показатель за последние пять лет). Уровень рентабельности предприятий оставался низким вплоть до 2009 года, варьируя в пределах от 2,0% до 8,1%. В 2009 году уровень рентабельности продукции достиг 22,3%.

Основные экономические показатели по виду деятельности «переработка и консервирование рыбо - и морепродуктов» качественно превосходят показатели по виду деятельности «рыболовство». Выпуск продукции по данному виду деятельности в 2009 году осуществляли 150 предприятий и организаций, которыми в 2009 году отгружено продукции на сумму 7 460 млн. рублей. При относительно постоянном количестве предприятий занимающихся рассматриваемым видом деятельности на рынке, рост объема отгруженной продукции с 2005 года составил 57%. Среднегодовой индекс производства за последние пять лет находится на уровне 114,5%, в 2007 году показатель достиг наивысшего значения - 122,6%. В 2009 году индекс производства составил 121,8%.

Среднегодовая численность работников этих организаций в 2009 году составила 4378 человек, по сравнению с 2005 годом она осталась на том же уровне (снижение составило всего 5 человек). Среднемесячная начисленная заработная плата работников, занятых на предприятиях береговой переработки, по сравнению с 2005 годом выросла на 61% и составила 25 617 рублей. Степень износа основных фондов по данному виду деятельности несколько ниже, чем по виду деятельности «рыболовство», и составила в 2009 году 36% (снижение по сравнению с 2005 годом составило 0,6%).

За период с 2005 года наблюдается устойчивый рост показателя сальдированного финансового результата (прибыль увеличилась с 3,8 млн. рублей в 2005 году до 974,2 млн. рублей в 2009 году), исключение составляет 2008 год, когда размер прибыли был снижен по отношению к предыдущему году на 80% и составил 99,1 млн. рублей). Уровень рентабельности по виду деятельности «переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов» в 2009 году достиг своего максимального значения и составил 23,6% против 5,4% в 2005 году. Определенное снижение эффективности деятельности предприятий регионального рыбопромышленного комплекса в 2008 году обусловлено, во многом, влиянием мирового финансового и экономического кризиса.

В 2009 году предприятиями края выловлено 838,9 тыс. тонн рыбы и морепродуктов, что составляет 23% общего улова по России и 34% добычи по Дальневосточному федеральному округу. Промысел, в основном, осуществляется в исключительной экономической зоне России. Основной объём уловов (около 60%) приходится на Охотское море. Другими важными районами остаются Восточно-Камчатский и Западно-Беринговоморский.

Динамика уловов по годам характеризуется нестабильностью (Таблица 3). По сравнению с 2005 годом уловы рыбы и морепродуктов в крае увеличены на 43% и достигли 838 900 тонны.

Таблица 3

Уловы рыбы по видам, включая добычу морепродуктов (тонн)

2005

2006

2007

2008

2009

Всего

586640

613212

690100

727653

838900

в том числе:

сельдь

18751

22329

17724

12501

20384

сайра

2098

3617

5716

4157

3582

морской окунь

462

410

353

476

839

терпуг

13881

11697

17398

21500

17324

мойва

178

194

191

56

950

камбала

67184

51045

53321

45570

60635

палтус

6302

6390

5492

5421

3044

лососевые

95545

114706

122981

116539

193489

тресковые

326259

354014

427359

483760

494955

из них:

треска

36068

31489

33177

42130

32506

минтай

268639

304517

376941

422060

411284

берикс

297

-

-

-

-

лимонема

1

-

-

-

-

скаты

735

731

838

468

757

сардины

183

-

-

-

-

скумбрия

181

-

-

-

-

ставрида

1831

-

-

-

-

морской

карась

17

-

-

-

-

тунец

5

-

-

-

-

прочая рыба

18820

9389

5680

5573

7211

морепродукты

33910

38678

33044

31596

35721

из них:

краб

6615

10756

11279

8260

7750

кальмар

26052

26812

20595

22571

26727

морской зверь

-

12

3

36

500

Предприятиями рыбной отрасли добываются следующие виды водных биологических ресурсов: минтай, треска, лососевые, сельдь, сайра, камбала, палтус, морской окунь, терпуг, мойва, скаты, морепродукты, морской зверь. В общем объеме добычи водных биологических ресурсов рыба занимает 95,7%, нерыбные объекты – 4,3% (на долю крабов приходится 22%, кальмаров – более 75%).

Наибольшую долю в краевом улове составляют тресковые виды рыб (59%), в том числе минтай – 49%. Если в 2005 году добывалось 326,3 тыс. тонн тресковых, то в 2009 году уровень добычи увеличился на 51,7% и достиг 495 тыс. тонн.

Второе место по объемам добычи занимают лососевые виды рыб, 2009 год – рекордные объемы добычи, вылов тихоокеанских лососей и гольца достиг – 193,5 тыс. тонн. Удельный вес лососей в общем вылове составил 23%, в то время как в 1940-1950 годы их вылов занимал около 60% всего объема. Среди лососевых видов рыб основная доля приходится на вылов горбуши, она составляет более 61% уловов, нерка в структуре уловов составляет 19%, кета – 16%.

В течение пяти лет наблюдается снижение объемов добычи палтуса (на 52%), камбалы (на 10%), прочей рыбы (в 2,6 раза).

Добыча морепродуктов находится на уровне 36 тыс. тонн, вылов краба увеличен на 17%. Добыча морского зверя не осуществляется регулярно: в 2006 году вылов не осуществлялся, в 2006 году он составил 12 тонн, 2007 году – тонны, в 2008 году – 36 тонн, в 2009 году – 500 тонн.

В целом рыбодобывающими и перерабатывающими предприятиями произведено за 2009 год 699,3 тыс. тонн пищевой рыбной продукции, включая рыбные консервы, что на 48% превышает объем 2005 года, и составляет 18% выпуска по России.

Таблица 4

Производство товарной пищевой рыбной продукции в ассортименте и муки кормовой (тонн)

2005

2006

2007

2008

2009

Пищевая рыбная продукция (без рыбных консервов)

469291

553635

663542

667960

696749

в том числе:

рыба живая

97250

119826

144789

165000

140100

рыба охлажденная

1317

2688

2177

1240

1223

рыба мороженая

304027

350500

441767

422121

472267

рыба спецразделки

632

725

728

940

1963

филе мороженое

4186

4247

2692

12324

13977

рыба соленая

530

99

139

149

4

рыба копченая

46

80

98

110

107

рыба сушено-вяленая

22

22

30

52

62

кулинарные изделия

91

89

113

120

117

балычные изделия

8

10

15

9

14

фарш пищевой

610

519

460

3032

1973

сельдь всех видов
обработки

22959

27614

24602

16215

20735

из нее:

сельдь соленая

184

186

197

190

204

икра

12045

15490

12838

13148

16802

пищевые морепродукты

22116

27370

28423

29013

23252

прочие пищевые

3452

4356

4671

4487

4153

Мука кормовая (непищевая рыбопродукция)

14265

13000

17700

18980

20347

Структура ассортимента продукции РПК не может быть признана рациональной. Основную долю выпуска пищевой рыбной продукции занимают рыба мороженая – 67,8% и рыба живая – 20,1%, т.е. продукция, прошедшая первичную обработку и не имеющая высокой добавленной стоимости. При этом, анализ динамики выпуска этих видов товарной пищевой продукции показал значительное увеличение объемов предложения на рынок: рыбы живой – на 44%, рыбы мороженой – на 55,3%, икры – 39,5%.

На долю пищевых морепродуктов приходится 3,3%, сельди всех видов обработки – 3,0%, икры – 2,4%, филе мороженого – 2,0%. Объемы производства продукции глубокой переработки составляют незначительный удельный вес, но имеется определенная тенденция увеличения. Наблюдается увеличение производства рыбы копченой (в 2,3 раза), рыбы сушено-вяленой (в 2,8 раза), кулинарных изделий (на 28,6%), балычных изделий (в 1,8 раза), фарша пищевого (в 3,2 раза). Однако увеличение объемов производства данных ассортиментных групп товаров не оказывает существенного влияния на изменение структуры товарной продукции.

В 2009 году отмечено увеличение уровня загрузки производственных мощностей по производству рыбной продукции. Так, степень использования производственных мощностей по выпуску рыбы мороженой увеличилась с 32,9% в 2005 году до 46,8% в 2009 году, сельди мороженой – с 23,7% до 54,2%, рыбы копченой, сушено-вяленой и балычных изделий – с 22,2% до 34,9%, соответственно. В то же время, мощности по производству рыбных консервов (включая консервы из морепродуктов) используются лишь на 4,5% (при этом в 2008 году – на 8,5%). Среди факторов, сдерживающих выпуск рыбных консервов, основными можно назвать высокий уровень затрат на их производство, отсутствие спроса и конкуренция продукции, ввозимой из других регионов.

2.2. Действующие производственные мощности отрасли

2.2.1. План размещения производственных мощностей

План размещения производственных мощностей представлен в Приложении 1 к Стратегии.

2.2.2. Реестр производственных мощностей

Производственные мощности рыбопромышленного комплекса представлены рыбодобывающими, рыбоперерабатывающими, транспортными судами, вспомогательным и иным флотом, береговыми рыбоперерабатывающими заводами, холодильными мощностями, портовым хозяйством, заводами по воспроизводству водных биологических ресурсов.

В Государственном судовом реестре зарегистрирована 661 единица добывающего, перерабатывающего, приёмо-транспортного, вспомогательного флота и флота прочего назначения. Из добывающих: крупнотоннажных – 32, среднетоннажных – 175, малотоннажных – 304. Суда находятся в собственности 217 судовладельцев, основное количество предприятий имеет по 1-2 судна. В государственной и муниципальной собственности находятся 27 судов. Крупнейшими компаниями, ведущими хозяйственную деятельность на территории края и обладающими основными добывающими и перерабатывающими мощностями, являются ЗАО РП «Акрос» - 17 судов, ОАО «Океанрыбфлот» - 15 судов, РК им. В.И.Ленина – 25 судов, ООО «Камчатка-Восток» - 12 судов, ОАО «Корякрыба» - 11 судов, ООО «Поллукс» - 8 судов, ЗАО «Камчатимпэкс» - 7 судов, ОАО «Камчатрыбпром» - 6 судов, ЗАО «Блаф» и ООО РК «Лунтос», имеющие на балансе по 5 судов.

Структура рыбопромыслового флота, поднадзорного судовому регистру, зарегистрированного в порту г. Петропавловска-Камчатского, а также сведения о количестве и возрасте судов представлены в Приложениях 2, 3 к Стратегии.

В Камчатском крае построено и действует более 170 рыбоперерабатывающих заводов, из которых 16 осуществляют выпуск рыбных консервов. Ассортимент готовой продукции представлен следующими видами: рыба мороженая, рыба охлажденная, филе рыбное мороженое, фарш рыбный, рыба соленая, рыба солено-мороженая, рыба вяленая, рыба пряного посола и маринованная, копченая рыбопродукция, рыба горячего копчения, балычные изделия, крабы варено-мороженные, кулинария, икра лососевая мороженая и соленая, полуфабрикаты мороженые, консервы и пресервы рыбные, рыбная мука. Суммарная суточная мощность заводов составляет: 11,7 тыс. тонн мороженой продукции, 306 тонн соленой рыбы, 222 тонны соленой икры, 77 тонн мороженой икры, 1 138,50 туб консервов, 80 тонн пресервов, ёмкости для хранения мороженой продукции 114,5 тыс. т. Наибольший объем перерабатывающих мощностей находится в г. Петропавловске-Камчатском, Усть-Большерецком, Соболевском и Карагинском районах края.

По итогам проведения в Камчатском крае в 2008-2009 годах конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного (прибрежного) рыболовства 80 береговых рыбоперерабатывающих предприятий вляютсяя пользователями рыбопромысловых участков, с которыми заключены договоры о предоставлении рыбопромысловых участков.

Сводные данные по районам края о береговых рыбоперерабатывающих предприятиях приведены в Приложении 4 к Стратегии.

Рефрижераторными мощностями обладают три предприятия, расположенные в черте города Петропавловска-Камчатского на причальной линии Авачинской губы: ООО «КМП Холод», ООО «Оптима-Н», ЗАО РП «Акрос». Каждое предприятие имеет по одному холодильнику, общей мощностью 14 500 тонн (Приложение 5 к Стратегии).

Кроме того, на территории г. Петропавловска-Камчатского находятся предприятия, также имеющие рефрижераторные мощности ГУП «Камчатрыбсбыт» и ООО «Холод Авачи».

Портовое хозяйство края представлено Петропавловск-Камчатским морским торговым портом, Рыбным портом, портопунктами на побережье полуострова. Порт Петропавловска-Камчатского входит в число крупнейших, наравне с портами Сахалина, баз для отправки грузов в Северные районы. Через него проходит около 20% российских каботажных грузов, направляемых морским транспортом в районы крайнего Севера.

Основные причальные мощности по переработке грузов находятся в ведении крупнейшего транспортного предприятия города – Петропавловск-Камчатского морского торгового порта. Помимо ПКМТП погрузочно-разгрузочные работы выполняются Рыбным портом, в военных портах и на ряде других предприятий. Характеристика причальных сооружений представлена в Приложении 6 к Стратегии.

На территории Камчатского края искусственным воспроизводством водных биологических ресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения занимались пять федеральных лососевых рыбоводных заводов суммарной производственной мощностью 45,184 млн. шт. подрощенной молоди тихоокеанских лососей чавычи, нерки, кеты и кижуча.

Пять федеральных лососевых рыбоводных заводов: Вилюйский, «Кеткино», Малкинский, «Озерки» и Паратунский - входят в состав федерального государственного учреждения «Дирекция экспериментально-производственных лососевых рыбоводных заводов по воспроизводству и мониторингу анадромных видов рыб» (ФГУ «Дирекция ЛРЗ»). Цель деятельности этого Учреждения состоит в организации и обеспечении работ заводского воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов, рыбохозяйственной мелиорации и зарыбления водных объектов, спасения молоди промысловых видов водных биоресурсов.

Характеристика производственных мощностей рыбоводных заводов края представлена в Приложении 7 к Стратегии.

2.2.3. Существующие группировки (кластерность) производственных мощностей

В Камчатском крае сформирован единый рыбохозяйственный кластер, в состав которого входят предприятия базовых отраслей (предприятия рыбодобычи, рыбопереработки), обслуживающих отраслей (предприятия судоремонта, сетеснастного производства) и сопутствующих производств и хозяйств (портового хозяйства, транспорта, складского хозяйства), отраслевых научных организаций и учреждений, осуществляющих подготовку кадров, а также заводы по воспроизводству лососевых. Координация функционирования кластера осуществляется Министерством рыбного хозяйства Камчатского края (далее – Министерство), непосредственно (как исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по выработке и реализации региональной политики и нормативному правовому регулированию в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов в Камчатском крае), а также через совместную деятельность с ассоциациями и объединениями рыбохозяйственных организаций, прежде всего в рамках работы Камчатского рыбохозяйственного совета.

3. Потенциал отрасли

3.1. Маркетинговый анализ мировой рыбохозяйственной отрасли

Рыба и рыбопродукты пользуются широким спросом у покупателей во всем мире. За последние 30 лет спрос удвоился и продолжает расти. Ежегодный товарооборот рыбы и рыбопродуктов также достиг рекордного уровня – объем экспортных операций составляет 72 миллиарда долларов США, что на 23% больше уровня 2000 года.

Россияне, в целом по потреблению рыбы, еще не вышли на уровень 1989 года, и в ближайшее время ожидается двукратный рост спроса на нее. В СССР потребление рыбы составляло в среднем 20-22 кг на человека в год. По прогнозам аналитиков, в 2011 году импорт рыбы и морепродуктов в Россию составит не менее 4 млрд. долларов.

В настоящее время мировыми лидерами по добыче рыбы и морепродуктов являются: Китай, Перу, США и другие:

Таблица 5

Вылов рыбы и морепродуктов ведущими странами мира, млн. тонн

2001

2003

2005

2006

2007

Общий вылов

86,4

97,8

103,2

110,5

112,9

Россия

4,1

4,52

4,0

3,18

4,3

Китай

14,2

17,2

19,6

20,7

24,4

Япония

6,0

5,2

5,0

5,3

5,9

Перу

4,1

6,9

9

11,9

13,9

Чили

4,8

6

6

7,8

7,6

США

4,9

5,5

5,9

6,9

7

Индия

2,8

4

4,5

4,7

4,9

Таиланд

2,2

3

3,4

3,5

3,5

Индонезия

2,3

3,2

3,6

3,9

4,1

Норвегия

2,1

2,1

2,6

2,6

2,7

В 1993-2003 годах мировое потребление промышленной рыбной продукции сохранялось на стабильном уровне: 30-32 млн. тонн. При этом его удельная доля в общем объеме сократилась с 29 до 23,2%. В 1993-2003 годах мировое потребление пищевой рыбной продукции выросло в 1,33 раза и достигло в 2003 году 99,1 млн. тонн. Его удельная доля в общем объеме производства увеличилась с 70,9 в 1993 году до 76,6% в 2003 году. Это было достигнуто целиком за счет увеличения потребления свежей продукции. Ее доля в структуре пищевой продукции выросла с 43,2 до 53,6%. Доля замороженной продукции сократилась с 29,7 до 26%. Доля обработанной продукции (соление, копчение, тепловая обработка) сократилась с 13,9 до 10,3%. Доля консервов сократилось с 11,8 до 10,2%.

Главная стратегическая цель развития рыбного хозяйства России в долгосрочной перспективе состоит в обеспечении продовольственной безопасности путем удовлетворения платежеспособного спроса внутреннего рынка на рыбные товары отечественного производства. Россия сегодня является ведущим рыбопромышленным государством: в 2003 году в общих мировых уловах, включая аквакультуру (132,5 млн. тонн), она занимала 8-е место (3,4 млн. тонн, или 2,6%); в общих объемах мирового производства рыбной продукции (36,1 млн. тонн) - 3-е место (2,9 млн. тонн, или 8%). Величина среднедушевого потребления рыбных продуктов населением страны должна увеличиться с 12 кг в 2004 году до 16 кг в 2010 году и до 19,8 кг в 2020 году.

Таким образом, по мере роста уровня жизни в Российской Федерации потребление рыбы на душу населения должно вырасти в 1,5-2 раза, что создает условия для роста внутреннего рынка.

На данный момент, около половины российского рыбного рынка приходится на долю импортированной переработанной рыбопродукции. Так, импорт «рыбы сушенной, маринованной и соленой» увеличился в 2,5 раза с 9 тыс. тонн в 2000 году до 22 тыс. тонн в 2006 году, а «филе рыбного» - в 10 раз с 11 тыс. тонн до 100 тыс. тонн соответственно, при этом среднегодовой темп прироста импорта филе составил 75%.

Импортная качественная рыбопродукция пользуется устойчивым и стабильным спросом на российском рынке благодаря широкому ассортименту и среднему ценовому сегменту, технологическому процессу переработки и внешней упаковки, чем выгодно отличается от аналогичной продукции отечественного производства.

Анализ мирового рыболовства показывает, что вылов массовых
морских биоресурсов находится на максимально возможном уровне.
Свободных объемов, не контролируемых ведущими рыбодобывающими странами, нет. Увеличение масштабов вылова возможно только за счет перераспределения сложившихся национальных долей.

Основные тенденции развития мирового рынка рыбы и морепродуктов следующие:

· рост рынка рыбной продукции составит от 0,5% до 3,0% в год,

· ежегодное потребление стран Евросоюза вырастет до 600 миллионов тонн, а США – до 250 миллионов тонн.

Рынок рыбы и морепродуктов в России далек от насыщения. Пока в России уровень потребления рыбы и морепродуктов существенно отстает от европейского.

Между среднедушевым потреблением рыбы в мире и в России сложился крупный дисбаланс, несмотря на то, что Россия представляет собой морскую державу, среднедушевое потребление отстает от мирового в 2 раза.

В настоящее время по экономическим причинам (рост цен на топливо и другие виды снабжения судов, отсутствие оборотных средств и т.д.) производственная деятельность в открытой части Тихого океана, в зонах юрисдикции иностранных государств ведется в значительно меньшей степени. Основные добывающие мощности флота осуществляют промысел водных биологических ресурсов в 200-мильной исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Сравнивая конкурентоспособность российского РПК, следует иметь в виду, что Россия изначально обладает рядом конкурентных преимуществ по сравнению с другими странами. Эти преимущества связаны с географическим положением России и особенностями ее исторического развития и состоят в следующем: значительные запасы экологически чистых морских биоресурсов в ИЭЗ, в частности, в Дальневосточном бассейне страны; высокообразованные и профессионально подготовленные трудовые ресурсы; близость российских портов к районам промысла и рынкам сбыта; РПК обладает достаточной производственной базой, которая не является сдерживающим фактором. Однако в силу ряда законодательных, организационных и управленческих провалов эти преимущества используются далеко не полностью. Стоимость продукции, произведенной в России из одной тонны сырца, в несколько раз ниже, чем в развитых странах.

Отсутствие благоприятных условий обслуживания рыбопромысловых судов в отечественных портах привело к переориентации российских судовладельцев на импорт услуг в иностранных портах.

По данным Росстата, с 2000-го по 2005 год общий объем рыбного импорта в России увеличился более чем вдвое - с 469,3 тыс. тонн до 979,4 тыс., а в стоимостном выражении - почти в семь раз: со 139 млн. до 956 млн. долларов.

Удельный вес в общем мировом импорте с середины 80-х был незначительный (около 1%), но, перейдя максимальное значение в 1997 году (3,3%), в последние годы сохраняется на уровне около 2,5%.

Экспорт российской рыбы за последние годы вырос на 30%. Доля России в мировой торговле по экспорту сохраняется на уровне 5%. Пик российского экспорта (6,7%) приходится на 1996 год.

В розничной продаже отмечается расширение ассортимента не только свежемороженой рыбы и рыбных консервов, но и морских деликатесов.

Рис 1. Сравнительная динамика роста цен на рыбные продукты и среднедушевых доходов

Среднедушевое потребление рыбы и морепродуктов в России составляет 15 кг в год, в то время как в Норвегии – 25-30 кг, а в Японии - 65 кг. Среднедушевое потребление рыбы в мире составляет около 27-37 кг в год.

Таким образом, по мере роста уровня жизни в Российской Федерации потребление рыбы на душу населения должно вырасти в 1,5- 2 раза, что создает условия для роста внутреннего рынка.

За период 1990-2006 годы среднегодовые темпы прироста потребления рыбных товаров на душу населения опережали темп прироста численности населения, рисунок 2.


Рис. 2 Среднегодовые темпы прироста численности населения и потребления рыбы и морепродуктов

В территориальном разделении Камчатский край осваивает около 23% общего улова рыбы и морепродуктов Российской Федерации и производит более 18% товарной пищевой рыбной продукции. Около 50% производимой рыбопромышленными предприятиями региона продукции поставляется на экспорт, свыше 26% потребляется в России. Камчатка поставляет пищевую рыбную продукцию в Приморский, Хабаровский и Алтайский края, г. Москву, Московскую, Магаданскую, Сахалинскую, Омскую, Новосибирскую, Астраханскую области и другие регионы России.

На международном рынке рыбной продукции работает около 40 камчатских предприятий. На долю таких производителей, как ОАО «Океанрыбфлот», ЗАО РП «Акрос», ООО КПКФ «Камлайн», ООО «Поллукс», ООО «Камчатка-Восток», приходится около 60% всего рыбного экспорта Камчатки. При этом, в 2009 году в Китай направлено 56% всего объема экспорта, в Республику Корея - 35%, в Японию - 8%, в США – 6,6%.

По величине объемов поставок рыбы и морепродуктов на экспорт Камчатский край входит в число десяти наиболее экспортно-ориентированных субъектов России.

3.2. Анализ и оценка ресурсов отрасли

Основными ресурсами рыбопромышленного комплекса являются водные биологические ресурсы, которые сосредоточены как в морских акваториях, так и во внутренних водоемах.

Морские акватории.

Морские границы Камчатского края охватывают пять рыбопромысловых районов, находящихся в зоне деятельности Северо-Восточного территориального управления:

- зона Западно-Беринговоморская (61.01);

- подзоны Карагинская (61.02.1) и Петропавловско-Командорская (61.02.2) Восточно-Камчатской зоны (61.02);

- подзоны Западно-Камчатская (61.05.2) и Камчатско-Курильская (61.05.4) зоны Охотское море (61.05).

Общая площадь морских рыбопромысловых районов, прилегающих к территории Камчатского края составляет 1473 тыс. кв. км или 427,5 тыс. кв. миль.

Реки и пресноводные водные объекты.

Практически все реки на территории Камчатского края имеют рыбохозяйственное значение, обеспечивая нерестовый фонд тихоокеанских лососей и других видов рыб. Общее число - 347,8 тыс. рек обеспечивают суммарную длину гидросети 842,1 тыс. км.

На Западном побережье Камчатки в Охотское море впадают 8 640 рек, общей протяженностью 32,9 тыс. км. На восточном побережье полуострова в бассейн Берингова моря впадают 2 091 река, общая протяженность которых 6,3 тыс. км, в бассейн Тихого океана – 19 431 река, общая длина гидросети которых составляет 63,4 тыс. км.

Промысел тихоокеанских лососей и гольцов осуществляется на 236 реках, общая длина водостока которых равняется 41,6 тыс. км.

К крупнейшим промысловым рекам Камчатского края можно отнести:

- на восточном побережье – р. Камчатка, впадающую в Камчатский залив, с общей длиной водостока 758 км;

- на западном побережье – р. Большая, впадающую в Охотское море, с общей длиной водостока 275 км.

На территории Камчатского края находится 218,6 тыс. озёр с общей площадью зеркала 1552,4 тыс. га. Общая площадь водного зеркала крупнейших нерестовых озер края, таких как Азабачье, Начикинское, Налычева, Курильское и других, составляет 73,9 тыс. га.

В морских промысловых районах, прилегающих к Камчатскому краю в процессе промышленного и других видов рыболовства добываются 5 видов тихоокеанских лососей и более сорока видов морских объектов, для которых определяется ОДУ, из которых 16 составляют морские рыбы. Тихоокеанские лососи и около 35 видов морских гидробионтов осваиваются в процессе промышленного рыболовства, на данные объекты ежегодно определяются промышленные квоты.

В водах камчатских рек и прилегающих морей ежегодно добывается около 1,5 млн тонн биоресурсов. В том числе 1,2 млн тонн морских рыб, 200 тыс. тонн лососей, 20 тыс. тонн беспозвоночных, включая 15 тыс. тонн краба, и около 30 тыс. тонн водорослей. Общий объём ОДУ водных биоресурсов в рыбопромысловых подзонах края составил в 2007 году – 1637,119 тыс. тонн, выловлено – 1184,026 тыс. тонн, что составило около 72,3 % освоения. В 2008 году суммарный ОДУ составил 1684,896 тыс. тонн.

3.3. SWOТ-анализ преимуществ и проблем рыбопромышленного комплекса

Сильные стороны (СИ- Strengths)

Слабые стороны (СЛ - Weaknesses)

1. Географическое положение и легкий доступ к районам с крупными запасами водных биологических ресурсов.

2. Устойчивый рост мирового и внутреннего спроса на рыбную продукцию, возможность резкого увеличения цен на нее (прогнозы ООН, неурожаи зерновых).

3. Растущее понимание руководства и населения необходимости изменений рыночной среды для обеспечения выживания и развития РПК Камчатского края.

4. Начата разработка инновационных стратегий развития РПК Камчатского края.

5. Многолетний опыт, квалификация и существующая обеспеченность РПК кадрами.

6. Техническая база инфраструктуры РПК позволяет ее быстро модернизировать.

1. Износ основных фондов флота РПК Камчатского края, его низкая эффективность и неконкурентоспособность по сравнению с зарубежными конкурентами (низкие показатели производительности, высокие удельные затраты на ГСМ - в 3-6 раз выше, чем у ведущих конкурентов, низкий уровень переработки сырья, низкая рентабельность и доходность инвестиций).

2. Износ и отсталость инфраструктуры, в том числе неразвитость финансовой инфраструктуры и ее неспособность решить проблемы крупного и быстрого финансирования переоборудования флота.

3. Низкая степень переработки рыбной продукции.

4. Отсутствие опыта диверсификации в РПК, слабая политика реинвестиций прибыли.

5. Инвестиционная непривлекательность РПК (доходность отрасли резко колеблется по годам, не превышая (вплоть до 2009 года) 8%).

6. Отсутствие системного подхода к решению ключевых проблем РПК и попытки решения комплексных проблем путем разработки отдельных, зачастую неприоритетных проектов.

7. Снижение уровня эксплуатации мировых водных биоресурсов, свертывание океанических экспедиций.

8. Отсутствие собственных логистических цепей и сбытовых компаний по прямой поставке рыбной продукции отечественным потребителям и за рубеж.

9. Недостаточная подготовка руководителей и менеджеров РПК по стратегическому менеджменту, инвестиционному менеджменту и стратегическому маркетингу.

10. Слабое развитие брэндов РПК Камчатского края, неизвестность на мировых рынках продажи готовой продукции.

11. Слабое развитие стратегического маркетинга РПК.

12. Слабое развитие собственных сетей сбыта.

13. Снижение престижа и привлекательности РПК Камчатского края среди других сфер занятости края (медленный рост заработной платы, сохранение тяжелых условий труда, устаревшее оборудование, работа в сейсмически опасной зоне)

14. Рост в ближайшей перспективе дефицита квалифицированных и высококвалифицированных кадров РПК в сочетании с демографическим спадом и сокращением притока молодежи в 3-5 раз.

15. Неустойчивость РПК Камчатского края по отношению к климатическим и биологическим изменениям края, резкие колебания добычи рыбы и доходов от продаж по годам.

16. Слабое финансирование научных исследований развития менеджмента РПК, прогноза запасов водных биоресурсов, развития перспективных и конкурентоспособных технологий и основных фондов флота и инфраструктуры РПК Камчатского края (особенно по сравнению с мировыми конкурентами).

17. Слабая координация стратегий развития различных кластеров и отраслей Камчатского края, что ведет к несбалансированности экономики края.

18. Отсутствие экономического обоснования и расчетов эффективности стратегий развития отраслей и инфраструктуры Камчатского края.

Возможности (В- O pportunities)

Угрозы (У- Threats)

1. Изменение условий рыночной среды на основе формирования в Камчатском крае особых экономических зон и проведения экономических экспериментов по повышению экономической свободы и изменению системы налогообложения Камчатского края, создание особой экономической зоны для привлечения крупных инвестиций.

2. Изменение стратегии РПК - переход от эволюционного к инновационному типу развития.

3. Изменение структуры флота, создание крупного конкурентоспособного холдинга для обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации в условиях роста цен на ГСМ и другие ресурсы и реализации программ научно-технического развития и инновационных преобразований РПК.

4. Создание собственной финансовой инфраструктуры РПК Камчатского края (системы отраслевых инвестиционных и лизинговых компаний).

5. Привлечение крупных инвестиций для инновационного обновления флота и инфраструктуры РПК Камчатского края.

6. Инновационное обновление флота и инфраструктуры РПК.

7. Применение стратегии диверсификации и повышение на ее основе финансовой устойчивости РПК Камчатского края.

8. Снижение цен на ГСМ в результате создания собственных нефтеперерабатывающих предприятий.

9. Развитие глубокой переработки рыбной продукции в соответствии с мировыми стандартами для повышения рентабельности РПК.

10. Выход на внешние рынки добычи водных биоресурсов (океанические экспедиции, эксплуатация новых рынков добычи водных биоресурсов).

11. Создание и продвижение брэндов рыбной продукции на внутренние и мировые рынки.

12. Выход на внешние сбытовые рынки и организация новых логистических маршрутов прямых поставок продукции внутри России и за рубежом.

13. Разработка информационной автоматизированной системы поддержки стратегического регулирования развития РПК Камчатского края.

1. Быстрый спад конкурентоспособности, экономической эффективности и инвестиционной привлекательности РПК вследствие технической и технологической отсталости, роста цен на ГСМ и другие виды ресурсов, раздробленности структуры отрасли, что угрожает массовыми финансовыми банкротствами, захватом рынка зарубежными конкурентами.

2. Растущий дефицит инновационных подходов к решению ключевых проблем развития РПК Камчатского края, что угрожает переходу к инновационному типу развития.

3. Сокращение мировых запасов водных биоресурсов по отношению к росту мощности флота.

4. Природные чрезвычайные ситуации.

5. Вступление России в ВТО с одновременным быстрым ростом цен на все виды ресурсов РПК, в первую очередь на ГСМ.

6. Появление сильных конкурентов на внутреннем рынке.

ПОЛЕ СИВ (сильные стороны и возможности - SO)

ПОЛЕ СЛВ (слабые стороны и возможности - WO)

Развитие сильных сторон на основе имеющихся возможностей может быть обеспечено посредством:

1. Использования объективных возможностей устойчивого роста спроса на рыбную продукцию на внешних и внутреннем рынках.

2. Создания условий для преобразования структуры РПК и проведения крупных инвестиционных программ инновационного укрупнения неконкурентоспособных компаний, концентрации производства.

3. Формирования особой экономической зоны «Авача», способной обеспечить приток инвестиций, привести технику и технологии в соответствии с мировыми стандартами.

4. Привлечения крупных инвестиций и радикальное преобразование РПК, превращение его в лидера рынка.

Слабые стороны, сдерживающие реализацию возможностей:

1. Дефицит знаний менеджеров и руководителей в сфере стратегического менеджмента, инвестиционного менеджмента и стратегического маркетинга. Это сдерживает возможности роста рентабельности РПК и притока в нее инвестиций.

2. Острый дефицит крупных инвестиций (частных и государственных) для инновационного развития. РПК Камчатского края характеризуется высоким уровнем износа техники и низкой рентабельностью, неразвитостью финансовой инфраструктуры для привлечения крупных инвестиций и их использования. Все это сдерживает процессы инновационного обновления РПК.

3. Низкая степень переработки сырья, отсутствие брэндов и слабое развитие собственных сетей сбыта и продвижения продукции негативно влияют на экономическую эффективность отрасли и сдерживают возможности динамичного роста.

4. Быстрый рост цен на ГСМ, износ и отсталость оборудования флота. В ближайшее время низкая топливная экономичность судов и другого оборудования может превратиться в один из главных барьеров на пути развития РПК.

5. Раздробленность структуры РПК, неспособность мелких и средних компаний обеспечить переход на эффективную технику и технологии, привлечь инвестиции.

ПОЛЕ СИУ (сильные стороны и угрозы S T)

ПОЛЕ СЛУ (слабые стороны и угрозы WT)

Сильные стороны, которые могут предотвратить или ослабить угрозы:

1. Высокий экономический потенциал рынка добычи и сбыта водных биологических ресурсов (50% внутреннего рынка водных биоресурсов сегодня не используется, потенциал неосвоенного внешнего рынка водных биоресурсов измеряется миллиардами долларов/год).

2. Высокая эффективность главной стратегии развития – динамичного роста РПК в условиях устойчивого роста мирового спроса на рыбную продукцию.

3. Разработка и развитие сети перспективных инновационных проектов преобразования РПК Камчатского края при поддержке и участии Правительства края и развитии частно-государственного партнерства, в том числе:

· Инновационное обновление рыбопромыслового флота (100 судов)

· Создание инвестиционных и лизинговых компаний

· Создание торговых марок и брэндов рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей промышленности

· Создание сетей сбыта рыбной продукции в России и за рубежом и разработка логистических маршрутов

· Создание нефтеперерабатывающего завода

· Развитие государственной и коммерческой систем отраслевой подготовки кадров

Все возможности роста усиливают рыночные позиции и обеспечивают повышение устойчивости развития РПК Камчатского края.

Минимизация слабых сторон и угроз может быть осуществлена посредством:

1. Создания в крае новых экономических механизмов:

- особой экономической зоны «Авача» и собственной финансовой инфраструктуры (инвестиционных и лизинговых компаний);

- продвижения инвестиционных проектов развития РПК на внешние и внутренние инвестиционные рынки.

2. Развитие базовых кластеров РПК на основе стратегических инновационных проектов:

- портово - логистического кластера;

- рыбоперерабатывающего кластера;

- воспроизводственного кластера.

3. Применения новых стратегий диверсификации РПК, обеспечивающих приток прибыли в периоды спадов добычи водных биоресурсов.

4. Применения политики реинвестирования прибыли, что существенно повысит рентабельность и устойчивость развития РПК.

5. Совершенствование правовой базы развития РПК Камчатского края в целях обеспечения реализации главной стратегии развития РПК Камчатского края

В качестве наиболее значимых и ключевых выделяются четыре главные угрозы развитию РПК:

· Падение конкурентоспособности, экономической эффективности и инвестиционной привлекательности;

· Острый дефицит инновационных подходов к решению проблем развития РПК;

· Сокращение запасов водных биоресурсов по отношению к мощности флота;

· Природные чрезвычайные ситуации.

В свою очередь каждая из этих угроз включает ряд других, которые ведут РПК к кризису.

Перечисленные угрозы обобщают все остальные негативные факторы и определяют будущее РПК Камчатского края. Понимание структуры угроз и стратегий противодействия им является залогом успешного решения проблем развития РПК.

Среди данных угроз наиболее опасными являются падение конкурентоспособности РПК и дефицит инновационных подходов, так как в неконкурентоспособную РПК инвестиции вкладываться не будут, равно как и без инновационных подходов РПК будет разрушаться эволюционным путем.

Сильные стороны при существующем состоянии РПК не позволяют обеспечить выход его из кризиса, а слабые стороны по существу делают РПК бесперспективным, если не будут проведены стратегические изменения.

Слабые стороны РПК Камчатского края в огромной степени доминируют над ее сильными сторонами. Последние не в состоянии компенсировать действие ни одного из негативных факторов и могут лишь частично и временно ослабить их действие.

Успешное развитие РПК Камчатского края и решение комплекса сложных проблем лежит исключительно в плоскости практически неиспользуемых сегодня крупных стратегических возможностей. Сегодня необходимо радикально изменить существующую стратегию «эволюционного» развития и локальных изменений и перейти к сценарию развития, основанному на инновационной стратегии, системно изменяющей рыночные условия и структуру РПК. При этом, формы воздействия государства на функционирование РПК должны быть следующие:

- поддержка развития РПК посредством крупных государственных инвестиций, дотаций;

- предоставление РПК большей экономической самостоятельности, включая снижение уровня налогового бремени, проведение комплекса крупных «экономических экспериментов» (в том числе создание свободных экономических зон);

- развитие частно-государственного партнерства и введения ряда льготных режимов.

Реализация данных мероприятий позволит РПК развиваться как саморегулируемой системе. Однако, для перехода к этому пути развития необходимо предварительное решение проблем привлечения инвестиций, обновления флота и инфраструктуры.

4. План развития отрасли (стратегия развития отрасли)

4.1. Цели, задачи и перспективы развития отрасли в целом

Целью Стратегии является формирование условий для устойчивого социально-экономического развития Камчатского края, создания благоприятных условий для жизни и деятельности населения региона на основе стратегических инновационных преобразований материальной, экономической и социальной сфер регионального рыбопромышленного комплекса как одной из составных частей создаваемого морехозяйственного кластера.

Реализация Стратегии предполагает:

· переход на инновационные пути развития;

· привлечение крупных инвестиций и их эффективное использование;

· достижение высокой конкурентоспособности и экономической эффективности;

· быстрое и непрерывное инновационное обновление флота и инфраструктуры комплекса;

· развитие технологий глубокой переработки сырья;

· расширение рынков добычи и сбыта;

· возврат утерянных ранее позиций на мировых рынках;

· занятие устойчивых лидерских позиций на мировых и внутренних рынках добычи и продаж рыбной продукции;

· применение новых методов стимулирования и развития комплекса.

Общими направлениями стратегического развития РПК Камчатского края являются:

- рост конкурентоспособности – главное направление развития, так как неконкурентоспособные становятся банкротами. Цель роста конкурентоспособности определяет возможность существования;

- рост доходности инвестируемого капитала - важный критерий, который отражает возможность привлекать инвесторов и кредиты, политику стратегического инвестирования, обновления техники и технологий;

- развитие производственного, кадрового и экономического потенциалов - предусматривает инновационную замену оборудования, включает развитие персонала и человеческого капитала, интеллектуальные технологии, банки и базы данных, рост финансового и инвестиционного потенциалов. Финансовый потенциал характеризуется величиной потоков денежных средств, финансовой устойчивостью, рентабельностью. Инвестиционный потенциал учитывает инвестиционную активность, объемы используемых инвестиционных ресурсов, масштабы и направления инвестирования.

Стратегия направлена на решение следующих задач :

- восстановление и сохранение ресурсно-сырьевой базы рыболовства, развитие искусственного воспроизводства и аквакультуры;

- техническое перевооружение и модернизация действующих рыбоперерабатывающих мощностей, строительство и модернизации современного рыбопромыслового флота на отечественных судоверфях;

- развитие портовой инфраструктуры, предназначенной для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота;

- формирование развитого внутреннего рынка рыбной продукции и его эффективной функциональной инфраструктуры;

- повышение эффективности государственного управления в сфере рыбопромышленного комплекса и формирование высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику рыбной отрасли;

- международное сотрудничество и укрепление позиций Камчатского края на мировом рынке продукции рыбопромышленного комплекса, развитие внешней торговли рыбными товарами высокой степени переработки водных биоресурсов.

4.2. Инвестиционные площадки

Все инвестиционные площадки рыбопромышленного комплекса систематизированы в рамках следующих кластеров:

- портово-логистического;

- рыбоперерабатывающего;

- воспроизводственного.

Карта размещения перспективных инвестиционных площадок представлена в Приложении 8 к Стратегии.

Таблица 6

Перечень инвестиционных площадок

Наименование

Общая стоимость, млн. рублей

Период, в который намечено строительство

1. Портово-логистический кластер

1.1

Проект создания биоресурсной ПОЭЗ

26 880,0

2011-2017 гг.

1.2

Строительство рыбного рынка

275,8

2015-2020 гг.

1.3

Модернизация перегружательной техники в рыбном порту Петропавловска-Камчатского

371,0

2011-2014 гг.

1.4

Реконструкция портпункта в п.Октябрьский

500,0

2013-2016 гг.

1.5

Реконструкция объекта федеральной собственности морского терминала в Петропавловск-Камчатском морском порту

905,0

2011-2014 гг.

1.6

Проектирование и строительство порт-ковша в п. Озерновский

1 395,0

2011-2015 гг.

1.7

Строительство парома (п.Усть-Камчатск)

87,8

2011-2012 г.

1.8

Производство комбинированных канатов

10,0

2012-2015 гг.

ИТОГО по портово-логистическому кластеру

30 424,6 млн.рублей

2. Р ыбоперерабатывающий кластер