Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 23

 

Поиск            

 

Указания методические для подготовки к входному компьютерному тестированию по философии для специальностей: 1-36 01 01 Технология машиностроения

 

             

Указания методические для подготовки к входному компьютерному тестированию по философии для специальностей: 1-36 01 01 Технология машиностроения

Учреждение образования «Барановичский государственный университет»

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

социально-гуманитарных дисциплин

_________________А.В.Литвинский

«_28__» декабря_2009 г.

Протокол №__8__

Методические указания для подготовки

к входному компьютерному тестированию

по ________________философии_____________________

для специальностей:

____1-36 01 01 Технология машиностроения__________

____1-74 06 01 Техническое обеспечение процессов сельскохозяйственного производства_

____1-36 01 03 Технологическое оборудование машиностроительного производства________________________________________________

1-03 04 04 Практическая психология________________________

________ курс_________2, 3____________________ семестр_____4, 5_______

_________________факультет заочного образования_______________

Содержание учебного материала

Раздел 1 . Философия в исторической динамике культуры

Соотношение философии и мировоззрения и его компоненты. Функции мировоззрения. Основные философские проблемы. Структура философского знания. Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, мораль, религия. Философские категории и универсалии культуры.

Общая характеристика древневосточной философии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории. Особенности философской мысли древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм. Место и роль философии Древнего Востока в исторической динамике культуры.

Условия возникновения Античной философии. Особенности Античной философии и основная её проблематика. Периодизация Античной философии. Космоцентризм античного философского мышления. Концепция атомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии. Рационально-идеалистическая интерпретация космоса в классической античной философии. Становление религиозно-мистических ориентаций в философских концепциях эллинизма.

Философия и религия. Исторические этапы и типы развития средневековой философии, её особенности. Принципы средневекового философского мышления. Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков (Тертуллиан, Августин, Абеляр). Этапы развития средневековой философии: апологетика, патристика, схоластика. Разработка христианской догматики в ранней средневековой философии. Черты апологетики, особенности и специфика патристики. Схоластик и её систематизация в философии Ф. Аквинского. Общая характеристика неотомизма.

Гуманизм философской мысли Возрождения (от Данте Алигьери к Эразму Роттердамскому). Идея тождества микро- и макрокосмоса в философии неоплатоников. Коперниковская революция в астрологии и развитие гелиоцентрической модели Вселенной. Социально-политические идеи Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла). Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре (Ф. Бэкон, Р. Декарт)

Социально-исторические и мировоззренческие основания философской мысли эпохи Просвещения. Идея «естественных прав» человека и концепция «общественного договора» (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо). Общая характеристика немецкой классической философии. Философские взгляды И. Канта. Диалектическая философия Г.Гегеля и антропологический материализм Л. Фейербаха.

Критика философской классики и иррационализация в философии А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше. Причины возникновения и основные черты философии марксизма. Материалистическая диалектика и диалектический материализм. Материалистическое понимание истории. Основные исторические формы позитивистской философии.

Религиозная философия: неотомизм и неопротестантизм. Философские концепции экзистенционализма. Общие типологические характеристики исследовательских интенций и программ. Свобода как специфицирующая характеристика человеческого существования. Аналитическая философия, её периодизация и представители. Основные идеи феноменологии и главные её представители. Идея «жизненного мира».

Философская герменевтика и её предыстория. Методологические программы изучения и исследования языка и культуы . Структурализм и постструктурализм (К. Леви-Стросс, М. Фуко). Социокультурная ситуация на рубеже веков и философия постмодернизма (Ж. Бодрийяр, Ж.Ф. Мютар,Ж.Деррида и др.)

Истоки и основные этапы развития философской мысли Беларуси. Просветительская деятельность Е. Полоцкой и К. Туровского. Социально-философские идеи в белорусской философии эпохи Ренессанса. Философия и развитие национального самосознания в ХХ веке. Философия, культура и общественно-политическая жизнь Беларуси в современных условиях. Основные направления развития и характеристики русской философии. Философские воззрения западников и славянофилов. Социальная философия революционных демократов, религиозно-нравственные направления, русский космизм. Марксистско-ленинская философия и её проявление в постсоветских странах.

Раздел 2 . Философия бытия

Понятие метафизики. Метафизика как «первая философия» Аристотеля. Категориальный аппарат метафизики. Эволюция представлений о материи в философии и науке. Диалектика как философская теория развития, её принципы, законы и категории.

Онтология как философское учение о бытии. Категориальный аппарат онтологии. Философское понятие природы. Отношение человека к природе: основные модели. Природа как среда обитания человека. Понятие биосферы и ноосферы. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации. Глобальные проблемы в системе «человек – общество – природа» и сценарии возможного будущего.

Раздел 3 . Философская анропология

Учения о человеке в структуре философского знания. Проблема антропогенеза в философии и науке, биосоциальная природа человека. Деятельность как сущностная характеристик человека. Практика как материально- предметная деятельность, духовная деятельность человека. Проблема смысла жизни.

Проблема сознания и основные традиции её анализа в классической философии. Сознание и мозг, сознание и реальность. Вербальные и невербальные параметры сознания. Структура сознания. Сознание, самосознание и бессознательное.

Раздел 4 . Теория познания и философия науки.

Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие форм познания. Проблема познаваемости мира. Структура и основные характеристики познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания. Познание как творчество и путь постижения истины.

Понятие, классификация и основные функции науки. Структура и динамика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Природа и типы научных революций. Научная теория, её структура и функции.

Раздел 5 . Социальная философия.

Место социальной философии в системе философского знания. Определение общества: основные дефиниции. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли. Общество как система. Социальная структура общества. Типы социальных структур.

Политическая организация общества. Государство как важнейший компонент политической организации общества. Концепция правового государства. Феномен идеологии в политической жизни общества.

Общество как развивающаяся система. Проблема источников и движущих сил социальной динамики. Роль народных масс и личности в истории. Понятие цивилизации. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. Глобализация как предмет социально-философского анализа.

Традиции и новации в динамике культуры. Мораль как форма нормативной регуляции поведения человека. Этикет и сферы его проявления. Приоритеты философии в новом тысячелетии. Феминистический поворот в культуре и философии. Перспективы устойчивого развития и современные стратегии социодинамики.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине философия

№ раздела

Наименование разделов

1

Философия в исторической динамике культуры.

2

Философия бытия

3

Философская антропология

4

Теория познания и философия науки.

5

Социальная философия.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

1. Дайте определение понятию мировоззрение. Назовите основные элементы его структуры.

2. Перечислите исторические типы мировоззрения.

3. Определите предмет философии и охарактеризуйте структуру философского знания.

4. Перечислите функции философии в системе культуры.

5.Назовите основные произведения древнеиндийской философии.

6. Охарактеризуйте главные идеи древнекитайской философии.

7.Определите время становления философского мышления в древней Греции.

8. Назовите имена и произведения древнегреческих философов.

9. Сформулируйте принципы средневекового философского мышления.

10. Охарактеризуйте идеи философии Возрождения.

11. Назовите представителей рационализма в философии Нового времени.

12. Сформулируйте основные идеи философии эпохи Просвещения.

13.Сравните философские взгляды И. Канта и Г.Ф.В. Гегеля.

14. Охарактеризуйте философскую позицию Л.Фейербаха.

века.

15. Сравните философские взгляды А.Шопенгауэра, С.Кьеркегора, Ф.Ницше.

16. Определите вклад К.Маркса и его последователей в различные сферы философского знания.

17. Сформулируйте основные принципы философии экзистенциализма.

18. Раскройте специфику структурализма в философии.

19. Охарактеризуйте тенденции развития современной философии.

20. Перечислите основные этапы становления философской мысли Беларуси.

21. Сформулируйте философские идеи в творчестве деятелей культуры Беларуси начала ХХ в.

22. Определите основные этапы становления и развития русской философии.

23. Сравните славянофильство и западничество.

24. Охарактеризуйте творчества Н.Бердяева и В.Соловьева.

25. Назовите законы диалектики.

26. Определите место учения о человеке в системе философского знания.

27. Охарактеризуйте основные модели антропогенеза в современной философии и науке.

28. Раскройте специфику сознания как предмета философского анализа.

29. Перечислите и охарактеризуйте основные подходы к проблеме познаваемости мира, существующие в философии.

30. Назовите основные структурные компоненты познавательного процесса.

31. Охарактеризуйте взаимосвязь философии и науки.

32. Определите место социальной философии в структуре философского знания.

33.Сравните различные подходы к определению понятия цивилизация существующие в философии.

34. Назовите основные формы социального познания реальности.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Философия [ Учеб. метод. комплекс для студ. высш. учеб. завед] / сост. Е. Н. Гордей. – Барановичи: РИО БарГУ., 2009г.

2. Философия. Под ред. Я.С. Яскевич, Мн., 2006.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

3. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс. М., 2003.

4. Канке В. А. Философия. Учебное пособие. М., Логос, 2001.

5. Кемеров В. Е. Введение в социальную философию. М., 1996.

6. Момджян К. Х. Введение в социальную философию. М., 1997.

7. Таркан И. И. Философия. Курс лекций. Мн., 2002.

8. Философия и методология науки. М., 1996.

9. Философия. Учебно-методический комплекс для студентов гуманитарных факультетов БГУ / Под ред. проф. А. И. Зеленкова. Мн.: БГУ, 2003. – 360 с.

10. Калмыков В.Н. Философия Мн., 2006г.

11. Философия: учебник для высш. учеб. заведений / под ред. Ю.А. Харина. Мн.,2006г.

12. Философия / Под общ. ред. А.А. Козелла. Мн., 2006г.

13. Философия: учеб пособие / Под общ. ред. В.К.Лукашевича. Мн., 2001г.