Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 23

 

Поиск            

 

Указания методические по выполнению самостоятельных работ для специальности 030503 Правоведение Кемерово

 

             

Указания методические по выполнению самостоятельных работ для специальности 030503 Правоведение Кемерово

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж»

(КемГППК)

ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС

Методические указания

по выполнению самостоятельных работ

для специальности 030503 Правоведение

Кемерово

2009



ОДОБРЕНО

Цикловой комиссией Правоведения

Протокол №______

От «_____»_______200____ г.

СОСТАВЛЕНЫ в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 030503 Правоведение (базовый уровень)

Гражданский процесс: Методические указания по выполнению самостоятельных работ для специальности 030503 Правоведение (базовый уровень) / Сост. Савкова И.В. – Кемерово: Изд-во Кемеровск. гос. проф.-пед. колледжа, 2009. – 25 с.

Рецензенты:

1. Серов А.Г., преподаватель высшей категории, председатель ЦК Правоведения КемГППК

2. Иванов Д.А., адвокат «НО Коллегия адвокатов Ленинского района г. Кемерово»

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Виды самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа № 1 ''Формы защиты права и их законодательное закрепление''

Самостоятельная работа № 2 ''Экспертиза в гражданском процессе''

Самостоятельная работа № 3 ''Информационное обеспечение судом участников процесса''

Самостоятельная работа № 4 ''Правовая природа дел, возникающих из публичных правоотношений''

Самостоятельная работа № 5 ''Взаимодействие норм материального и процессуального права в особом производстве''

Самостоятельная работа № 6 ''Исторические аспекты института апелляционного обжалования судебных постановлений''

Приложение № 1 ''Рекомендации по конспектированию текста''

Приложение № 2 ''Методические рекомендации по выполнению а''…

Приложение № 3 ''Образец оформления титульного листа''

Приложение № 4 ''Образец оформления содержания''

Приложение № 5 ''Образец оформления литературы''

Приложение № 6 ''Образец оформления заголовков разделов и подразделов''

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящие методические указания составлены в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников специальности 030503 Правоведение.

Учебная дисциплина «Гражданский процесс» является обязательной общепрофессиональной дисциплиной, устанавливающей базовые знания для получения профессиональных знаний и умений. Данная дисциплина призвана дать представление студентам о наиболее важной форме защиты нарушенных или оспариваемых гражданских прав путем осуществления гражданского судопроизводства.

Получение студентами глубоких знаний в области гражданского процессуального права – необходимое условие квалифицированной практической деятельности юриста.

В результате изучения дисциплины «Гражданский процесс» студенты должны

иметь представление:

– о месте и роли гражданского процесса в системе права;

знать:

– формы защиты прав граждан и юридических лиц;

– виды и порядок гражданского судопроизводства;

– основные стадии гражданского процесса;

уметь:

– применять на практике нормы гражданско-процессуального права;

– свободно оперировать юридическими понятиями и категориями;

– анализировать и решать юридические проблемы в сфере гражданско-процессуальных правоотношений;

– составлять различные виды гражданско-процессуальных документов;

– применять полученные теоретические знания при разрешении различных ситуационных задач.

Дисциплина «Гражданский процесс» базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении таких дисциплин, как «Гражданское право», «Трудовое право», «Семейное право» и др.

Обучение гражданскому процессу может осуществляться в различных формах – лекциях, семинарских занятиях, консультациях и др. При этом важная роль в процессе обучения студента – юриста отводится его самостоятельной работе, которая тесно связана с аудиторной и, по сути, является ее продолжением.

Настоящие методические указания предназначены для организации эффективной самостоятельной внеаудиторной работы студентов, получающих среднее профессиональное образование.

Самостоятельная работа должна содействовать активизации познавательной деятельности студентов, развитию творческого отношения к учебной деятельности, формированию навыков самостоятельного творческого труда, умению решать профессиональные задачи, формированию потребности к непрерывному самообразованию, совершенствованию знаний и умений, расширению кругозора, приобретению опыта планирования и организации рабочего времени, выработке умений и навыков самостоятельной работы с учебной литературой, обеспечению ритмичной и качественной работы студентов в течение учебного года, снижению их загруженности в период сессии.

Самостоятельная работа выполняется по темам ''Подведомственность и подсудность'', ''Доказательства и доказывание'', ''Подготовка дела к судебному разбирательству'', ''Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений'', ''Особое производство'', ''Апелляционное производство''. Всего на самостоятельное изучение тем отведено 24 часа.

Содержание методических указаний соответствует программе учебной дисциплины ''Гражданский процесс''. Данные методические указания содержат рекомендации по выполнению самостоятельной работы по указанным выше темам, которые включают в себя:

- вид и содержание самостоятельной работы;

- задачи самостоятельной работы;

- описание последовательности выполнения задания;

- требования к оформлению работы;

- требования к форме отчетности;

- объем времени, необходимый для выполнения работы;

- список рекомендуемой учебной литературы и нормативно-правовых актов.

В качестве форм и методов контроля самостоятельной внеаудиторной работы студентов используются семинарские занятия, экспресс-опросы на аудиторных занятиях, домашние или аудиторные контрольные работы, текущий контроль выполнения, тестовые задания по разделам и темам дисциплины, ы и пр.

Критериями оценки результатов самостоятельной внеаудиторной работы студентов является:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- соответствие содержания конспекта заявленной теме;

- глубина проработки материала;

- сформированность общеучебных умений и навыков;

- правильность и полнота использования источников и др.

Организация и руководство внеаудиторной самостоятельной работой студентов осуществляется преподавателем.

ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

№ п/п

Наименование

и номер темы

Содержание самостоятельной работы

Форма контроля

Количество часов

1.

1.5 Подведомственность и подсудность

Формы защиты права и их законодательное закрепление

Составление конспекта

4

2.

1.9 Доказательства и доказывание

Экспертиза в гражданском процессе

Подготовка а

4

3.

2.2 Подготовка дела к судебному разбирательству

Информационное обеспечение судом участников процесса

Составление сравнительной таблицы

4

4.

Раздел III ''Производство по делам, возникающим из публичных право­отношений''

Правовая природа дел, возникающих из публичных правоотношений

Составление конспекта

4

5.

Раздел IV ''Особое про­изводство''

Взаимодействие норм материального и процессуального права в особом производстве

Составление конспекта

4

6.

5.1 Апелляционное производство

Исторические аспекты института апелляционного обжалования судебных поста­новлений

Подготовка а

4

Итого:

24

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Тема: Формы защиты права и их законодательное закрепление (тема 1.5 ''Подведомственность и подсудность'' в КТП)

Цель : ознакомление с существующими формами защиты права и их законодательным закреплением, проведение сравнительной характеристики судебной и иных форм защиты права.

Задание для самостоятельной работы : составить конспект, в котором рассмотреть следующие вопросы:

1) Формы защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов.

2) Исковая форма защиты гражданских прав.

3) Третейская форма защиты прав и охраняемых законом интересов.

4) Общественная форма защиты прав и охраняемых законом интересов (рассмотрение трудовых споров в организациях).

5) Нотариальная форма охраны и защиты гражданских прав.

Методические указания по выполнению работы :

1) Вам необходимо внимательно ознакомиться с рекомендациями по конспектированию текста (приложение 1);

2) для успешного выполнения задания Вам необходимо изучить рекомендуемую литературу по данному вопросу;

3) задание выполняется в рабочей тетради по дисциплине.

Время, отводимое на выполнение работы – 4 часа.

Форма контроля : экспресс – опрос на аудиторном занятии (ответы на контрольные вопросы).

Критерии оценки :

- уровень освоения студентом учебного материала;

- соответствие содержания конспекта заявленной теме;

- глубина проработки материала;

- сформированность общеучебных умений и навыков;

- правильность и полнота использования источников.

Рекомендуемая литература :

1.Конституция Российской Федерации (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.) [текст] // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Федеральный конституционный закон ''О Конституционном Суде Российской Федерации'' от 21.07.1994г. № 1-ФКЗ [текст] // Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 13. – Ст. 1447 (ст. 3).

3. Федеральный конституционный закон ''О военных судах Российской Федерации'' от 23.06.1999г. № 1-ФКЗ [текст] // Собрание законодательства РФ. – 1999. - № 26. – Ст. 3170 (ст. 7).

4. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002г. № 138-ФЗ [текст] // Российская газета. 2002. 20 ноября (ст. 22).

5. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 05.05.1995г. [текст] // Российская газета. 1995. 16 мая (ст. 27-33).

6. Трудовой кодекс РФ (гл. 60, 61).

7. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ [текст] // Российская газета. 1994. 12 декабря (ст. 11 и др.).

8. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г. № 223-ФЗ [текст] // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 1. – Ст. 16 (ст. 8, 19, 21-23, 27, 35, 41, 43, 49, 50, 67, 70, 73, 80, 100, 125, 129).

9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. № 195-ФЗ [текст] // Российская газета. 2001. 31 декабря ( гл. 22).

10. Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004г. № 188-ФЗ [текст] Собрание законодательства РФ. – 2005. - № 32. – Ст. 256 (ст. 90 и др.).

11. Основы законодательства о нотариате [текст] // Ведомости Верховного Совета РФ. – 1993. - № 10. – Ст. 357 (ст. 35-38).

12. Закон РФ ''О статусе судей в Российской Федерации'' от 26.06.1992г. № 3132-1 [текст] // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. – 1992. - № 30. – Ст. 1792 (ст. 14).

13. Федеральный закон ''Об акционерных обществах'' от 26.12.1995г. № 208-ФЗ [текст] // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 1 (ст. 45, 49, 53, 55, 71 и др.).

14. Федеральный закон ''Об ипотеке (залоге недвижимости)'' от 16.07.1998г. № 102-ФЗ [текст] // Собрание законодательства РФ. – 1998. - № 29. – Ст. 3400 (ст. 27, 51-55 и др.).

15. Федеральный закон ''О мировых судьях в Российской Федерации'' от 17.12.1998г. № 188-ФЗ [текст] // Собрание законодательства РФ. – 1998. - № 51. – Ст. 6270 (ст. 3).

16. Постановление Конституционного Суда РФ ''По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации'' от 16.06.1998г. № 19-П [текст] // Российская газета. 1998. 30 июня.

17. Постановление Конституционного Суда РФ ''По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона ''О прокуратуре Российской Федерации'' в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ'' от 11.04.2000г. № 6-П [текст] // Российская газета. 2000. 27 апреля.

18. Постановление Пленума Верховного Суда РФ ''О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации'' от 20.01.2003г. № 2 [текст] // Российская газета. 2003. 25 января (п. 3-6, 8-11).

19. Андреева Т.К. Вопросы компетенции арбитражных судов в новом Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации [текст] // Хозяйство и право. –2002. - № 9.

20. Гражданский процесс: Учебник [текст] / Под ред. М.К. Треушникова. – М.: ООО ''Городец-издат'', 2003. – 720с.

21. Жуйков В.М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц [текст] / В.М. Жуйков. – М.: ООО ''Городец-издат'', 1997.

22. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации [текст] / Под ред. Г.А. Жилина. – М., 2003.

23. Ярков В.В. Современные проблемы подведомственности гражданских дел [текст] // Журнал российского права. – 1998. - № 10-11.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2

Тема: Экспертиза в гражданском процессе (тема 1.9 ''Доказательства и доказывание'' в КТП)

Цель : определение сущности экспертизы, требований, предъявляемых к заключению эксперта, видов экспертизы.

Задание для самостоятельной работы : подготовить по одному из предложенных вопросов:

1) Отличие судебной от несудебной экспертизы.

2) Процессуальный порядок назначения экспертизы. Выбор эксперта.

3) Виды экспертиз (комплексная, комиссионная, дополнительная, повторная).

4) Порядок проведения экспертизы, когда объект экспертного исследования находится на территории другого государства.

Методические указания по выполнению работы :

1) Вам необходимо внимательно ознакомиться с рекомендациями по выполнению а (приложение 2);

2) для успешного выполнения задания Вам необходимо изучить рекомендуемую литературу по данному вопросу.

Время, отводимое на выполнение работы – 4 часа.

Форма контроля : защита а на аудиторном занятии по соответствующей теме.

Критерии оценки :

- соответствие содержания а заявленной теме;

- глубина проработки материала;

- правильность и полнота использования источников;

- соответствие оформления а предъявляемым требованиям.

Рекомендуемая литература :

1.Конституция Российской Федерации (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.) [текст] // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002г. № 138-ФЗ [текст] // Российская газета. 2002. 20 ноября.

3. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ [текст] // Российская газета. 1994. 12 декабря.

4. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996г. № 14-ФЗ [текст] // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 5.

5. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г. № 223-ФЗ [текст] // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 1. – Ст. 16.

6. Закон РФ ''О защите прав потребителей'' от 02.02.1992г. № 2300-1 // Ведомости Верховного Совета РФ. – 1992. – Ст. 766.

7. Основы законодательства о нотариате [текст] // Ведомости Верховного Совета РФ. – 1993. - № 10. – Ст. 357.

8. Федеральный закон ''О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации'' от 31.05.2001г. № 73-ФЗ [текст] // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 23. – Ст. 2291.

9. Постановление Пленума Верховного суда РФ ''О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц'' от 18.08.1992г.

10. Постановление Пленума Верховного суда РФ ''О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей'' от 29.09.1994г.

11. Боннер А.Т. Установление обстоятельств гражданских дел [текст] / А.Т. Боннер. – М., 2000.

12. Гражданский процесс: Учебник [текст] / Под ред. М.К. Треушникова. – М.: ООО ''Городец-издат'', 2003. – 720с.

13. Матюшин Б.Т. Общие вопросы оценки доказательств в судопроизводстве [текст] / Б.Т. Матюшин. – Хабаровск, 1987.

14. Сахнова Т.В. Судебная экспертиза [текст] / Т.В. Сахнова. – М., 1999.

15. Треушников М.К. Судебные доказательства [текст] / М.К. Треушников. – М., 1998.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 3

Тема: Информационное обеспечение судом участников процесса (тема 2.2 ''Подготовка дела к судебному разбирательству'' в КТП)

Цель : проведение сравнительной характеристики средств, используемых для извещения и вызова в суд участников процесса.

Задание для самостоятельной работы : составление сравнительной таблицы.

Методические указания по выполнению работы :

В первую очередь необходимо определить в каких случаях направляется извещение, а в каких – вызов, и чем они отличаются. Далее в виде таблицы провести сравнительный анализ форм извещений и вызовов по различным основаниям, причем перечень оснований необходимо составить самостоятельно. В связи с этим перед выполнением работы необходимо внимательно ознакомиться с рекомендуемой литературой.

Задание выполняется в рабочей тетради по дисциплине.

Образец

Виды

Основания сравнения

Извещения и вызовы

Судебная повестка

Заказное письмо

Телеграмма

Другие (указать)

1. Понятие

2. Порядок направления

3. ……

4. ……

Время, отводимое на выполнение работы – 4 часа.

Форма контроля : проверка рабочей тетради по дисциплине.

Критерии оценки :

- проведение сравнительной характеристики по основаниям, указанным в образце, - 3 (удовлетворительно);

- проведение сравнительной характеристики по 3-4 основаниям – 4 (хорошо);

- проведение сравнительной характеристики более чем по 4 основаниям – 5 (отлично).

Рекомендуемая литература :

1.Конституция Российской Федерации (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.) [текст] // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002г. № 138-ФЗ [текст] // Российская газета. 2002. 20 ноября (гл. 14).

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ ''О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству'' от 14.04.1988г. № 2.

4. Богомолов А.А. Некоторые проблемы подготовки гражданских дел к судебному разбирательству [текст] / Вестник СГАП. – 2002. - № 2.

5. Гражданский процесс: Учебник [текст] / Под ред. М.К. Треушникова. – М.: ООО ''Городец-издат'', 2003. – 720с.

6. Гусев В.Г. Оптимизация института надлежащего извещения субъектов гражданского судопроизводства о времени и месте судебного разбирательства [текст] // Вестник СГАП. – 1999. - № 1.

7. Настольная книга мирового судьи, рассматривающего гражданские дела: Практическое пособие [текст] / Под ред. А.Ф. Ефимова, И.К. Пискарева. – М., 2002.

8. Треушников М.К. Подготовка гражданских дел к судебному разбирательству [текст] // Советская юстиция. – 1982. - № 4.

9. Шумейко Е.С. Подготовка гражданских дел к судебному разбирательству: Автореф. дис. канд. юрид. наук [текст] / Е.С. Шумейко. – Саратов, 2000.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 4

Тема: Правовая природа дел, возникающих из публичных правоотношений (раздел III ''Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений'' в КТП)

Цель : определение характера материально-правовых отношений, из которых возникает спор, требующий судебного разрешения; анализ содержания главы 23-26 ГПК РФ, главы 30 КоАП РФ, статьи 3 ФКЗ ''О конституционном суде РФ'', разд. III АПК РФ.

Задание для самостоятельной работы : составить конспект, в котором рассмотреть следующие вопросы:

1) Тенденция развития законодательства, регулирующего судебную защиту прав в области публичных правоотношений (проанализируйте, каким образом происходило расширение возможности судебной защиты прав и свобод граждан на основе следующих нормативно-правовых актов: Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушения, принятых 23 октября 1980г.; Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июля 1984г.; Закон СССР от 30 июня 1987г. ''О порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан''; Закон СССР от 2 ноября 1989г. ''О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан''; Закон РФ от 27 апреля 1993г.''Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан'' (с посл. изм.); Закон РФ от 6 декабря 1994г. ''Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации'' (с посл. изм.).

2) Правовая природа дел, возникающих из публичных правоотношений.

3) Общие положения судопроизводства по делам, возникающим из публичных правоотношений.

Методические указания по выполнению работы :

1) Вам необходимо внимательно ознакомиться с рекомендациями по конспектированию текста (приложение 1);

2) для успешного выполнения задания Вам необходимо изучить рекомендуемую литературу по данному вопросу и детально проанализировать приведенные нормативно-правовые акты;

3) задание выполняется в рабочей тетради по дисциплине.

Время, отводимое на выполнение работы – 4 часа.

Форма контроля : экспресс – опрос на аудиторном занятии (ответы на контрольные вопросы).

Критерии оценки :

- уровень освоения студентом учебного материала;

- соответствие содержания конспекта заявленной теме;

- глубина проработки материала;

- сформированность общеучебных умений и навыков;

- правильность и полнота использования источников.

Рекомендуемая литература :

1.Конституция Российской Федерации (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.) [текст] // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Федеральный конституционный закон ''О Конституционном Суде Российской Федерации'' от 21.07.1994г. № 1-ФКЗ [текст] // Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 13. – Ст. 1447 (ст. 3).

3. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002г. № 138-ФЗ [текст] // Российская газета. 2002. 20 ноября (гл. 23-26).

4. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 05.05.1995г. [текст] // Российская газета. 1995. 16 мая (разд. III).

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. № 195-ФЗ [текст] // Российская газета. 2001. 31 декабря ( гл. 30).

6. ФЗ ''Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации'' от 22.05.2002г. № 67-ФЗ [текст] // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 24. – Ст. 2253.

7. Закон РФ ''Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан'' от 27.04.1993г. № 4866-1 [текст] // Ведомости Верховного Совета РФ. – 1993. - № 19. – Ст. 685; Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 51. – Ст. 4970.

8. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушения, принятых 23 октября 1980г.

9. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июля 1984г.

10. Закон СССР от 30 июня 1987г. ''О порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан''.

11. Закон СССР от 2 ноября 1989г. ''О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан''.

12. Постановление Конституционного Суда РФ ''По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации'' от 16.06.1998г. № 19-П [текст] // Российская газета. 1998. 30 июня.

13. Постановление Конституционного Суда РФ ''По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона ''О прокуратуре Российской Федерации'' в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ'' от 11.04.2000г. № 6-П [текст] // Российская газета. 2000. 27 апреля.

14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ ''О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации'' от 20.01.2003г. № 2 [текст] // Российская газета. 2003. 25 января (п. 7, 8, 10, 11, 13, 15).

15. Воронов А.Ф., Холодков И.В. Научно-практический комментарий к Закону Российской Федерации ''Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан'' (для военнослужащих) [текст] / А.Ф.Воронов, И.В. Холодков. – М., 2001.

16. Гражданский процесс: Учебник [текст] / Под ред. М.К. Треушникова. – М.: ООО ''Городец-издат'', 2003. – 720с.

17. Жуйков В.М. Судебная защита прав человека [текст] / В.М. Жуйков. – М., 1993.

18. Попова Ю.А. Судопроизводство по делам, возникающим из публично-правовых отношений (теоретические проблемы) [текст] / Ю.А. попова. – Краснодар, 2002.

19. Чечот Д.М. Административная юстиция [текст] / Д.М. Чечот. – Л., 1973.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 5

Тема: Взаимодействие норм материального и процессуального права в особом производстве (раздел IV ''Особое производство'' в КТП)

Цель : определение сущности и основных черт особого производства, а также порядка применения норм гражданского, семейного и других отраслей права при рассмотрении дел особого производства.

Задание для самостоятельной работы : составить конспект, в котором рассмотреть следующие вопросы:

1) Отличие особого производства от искового производства и производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.

2) Взаимодействие норм материального и процессуального права в особом производстве.

3) Характерные особенности рассмотрения отдельных категорий дел особого производства.

Методические указания по выполнению работы :

1) Вам необходимо внимательно ознакомиться с рекомендациями по конспектированию текста (приложение 1);

2) для успешного выполнения задания Вам необходимо изучить рекомендуемую литературу по данному вопросу;

3) задание выполняется в рабочей тетради по дисциплине.

Время, отводимое на выполнение работы – 4 часа.

Форма контроля : тестовые задания по соответствующей теме

Критерии оценки :

- уровень освоения студентом учебного материала;

- соответствие содержания конспекта заявленной теме;

- глубина проработки материала;

- сформированность общеучебных умений и навыков;

- правильность и полнота использования источников.

Рекомендуемая литература :

1.Конституция Российской Федерации (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.) [текст] // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002г. № 138-ФЗ [текст] // Российская газета. 2002. 20 ноября (гл. 27-38).

3. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ [текст] // Российская газета. 1994. 12 декабря (гл. 3, 7, 14).

4. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г. № 223-ФЗ [текст] // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 1. – Ст. 16 (гл. 18, 19).

5. ФЗ ''Об актах гражданского состояния'' от 15.11.1997г. № 143-ФЗ [текст] //Собрание законодательства РФ. – 1997. - № 47. – Ст. 5340.

6. Закон РФ ''О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании'' от 02.07.1992г. № 3185-1 [текст] // Ведомости Верховного Совета РФ. – 1992. - № 33. – Ст. 1913.

7. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате [текст] // Ведомости Верховного Совета РФ. – 1993. - № 10. – Ст. 357.

8. Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве. Утв. постановлением Правительства РФ от 11.03.1999г. [текст] // Собрание законодательства РФ. – 1999. - № 13. – Ст. 1595.

9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ ''О применении Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и взыскании алиментов'' от 25.10.1996г. № 9.

10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ ''О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с обращением векселей'' от 04.12.2000г. № 33/14.

11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ ''О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления'' от 04.07.1997г. № 9.

12. Беспалов Ю. Усыновление как способ судебной защиты прав ребенка [текст] // Российская юстиция. – 1997. - № 7.

13. Борисова Е.А. Установление усыновления (удочерения) в судебном порядке [текст] // Вестник Московского ун-та. Сер. 11. Право. – 1998. - № 3.

14. Викут М.А. Судебный контроль за госпитализацией граждан в психиатрический стационар [текст] // Вестник СГАП. – 1999. - № 1.

15. Кайгородов В.Д. Процессуальные особенности судебного рассмотрения дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение [текст] // В.Д. Кайгородов. – Свердловск, 1987.

16. Прохорова Н. Рассмотрение дел по жалобам на нотариальные действия [текст] // Законность. – 1998. - № 12.

17. Селезнев М. Рассмотрение дел о безвестном отсутствии и объявлении граждан умершими [текст] // Российская юстиция. – 1995. - № 10.

18. Чечот Д.М. Неисковые производства [текст] / Д.М. Чечот. – М., 1973.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 6

Тема: Исторические аспекты института апелляционного обжалования судебных постановлений (тема 5.1 ''Апелляционное производство'' в КТП)

Цель : проведение исторического анализа развития и становления института апелляционного обжалования судебных постановлений.

Задание для самостоятельной работы : подготовить по одному из предложенных вопросов:

1) Проверка судебных решений в гражданском судопроизводстве Древнего Рима.

2) Сущность апелляционного обжалования судебных решений по российскому дореволюционному законодательству (Уставу гражданского судопроизводства 1864г.).

3) Сущность апелляционного обжалования судебных решений по современному законодательству зарубежных стран (Франции, Германии, Австрии, США и др.).

Методические указания по выполнению работы :

1) Вам необходимо внимательно ознакомиться с рекомендациями по выполнению а (приложение 2);

2) для успешного выполнения задания Вам необходимо изучить рекомендуемую литературу по данному вопросу.

Время, отводимое на выполнение работы – 4 часа.

Форма контроля : защита а.

Критерии оценки :

- соответствие содержания а заявленной теме;

- глубина проработки материала;

- правильность и полнота использования источников;

- соответствие оформления а предъявляемым требованиям.

Рекомендуемая литература :

1. Беляев И.Д. Лекции по истории русского законодательства 2-е изд. [текст] / И.Д. Беляев. – М., 1879.

2. Борисова Е.А. Апелляция в гражданском (арбитражном) процессе [текст] / Е.А. Борисова. – М., 2000.

3. Давтян А.Г. Гражданское процессуальное право Германии [текст] / А.Г. Давтян. – М., 2000.

4. Васьковский Е.В. Учебник гражданского процесса [текст] / Е.В. Васьковский. – М., 1917.

5. Дювернуа Н. Источники права и суд в Древней России [текст] / Н. Дювернуа. – М., 1869.

6. Елисеев Н.Г. Гражданское процессуальное право зарубежных стран: источники, судоустройство, подсудность: Учебное пособие [текст] / Н.Г. Елисеев. – М., 2000.

7. Кудрявцева Е.В. Реформа английского гражданского судопроизводства [текст] // Законодательство. – 2000. - № 1. – С. 77-84.

8. Кудрявцева Е.В. Судебное решение в английском гражданском процессе [текст] / Е.В. Кудрявцева. – М., 1998.

9. Малышев К.И. Курс гражданского судопроизводства. Том второй [текст] / К.И. Малышев. – СПб., 1874.

10. Муромцев С.А. Рецепция Римского права на Западе [текст] / С.А. Муромцев. – М., 1886.

11. Новицкий И.Б. Римское право [текст] / И.Б. Новицкий. – М., 1993.

12. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник [текст] / Отв. ред. А.Я. Сухарев. – М., 2001.

13. Пучинский В.К. Гражданский процесс США [текст] / В.К. Пучинский. – М., 1985.

14. Рихтер А.К. О полной и неполной апелляции [текст] // Журнал Министерства Юстиции. – СПб., 1907. - № 3.

15. Судебные системы западных государств [текст] / Отв. ред. В.А. Туманов. – М., 1991.

16. Салогубова Е.В. Римский гражданский процесс [текст] / Е.В. Салогубова. – М., 2002.

17. Судебные уставы 20 ноября 1864г. с изложением рассуждений, на коих они основаны. Часть первая. – СПб., 1886.

18. Хрестоматия по гражданскому процессу. – М., 1996.

19. Энгельман Е.Ю. Курс русского гражданского судопроизводства [текст] / Е.Ю. Энгельман. – Юрьев, 1912.

Приложение 1

Рекомендации по конспектированию текста

1) читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы;

2) если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты, подпункты, определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них;

3) наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими совами или приводите в виде цитат;

4) в конспект включаются не только основные положения, но и доводы, их обосновывающие, конкретные факты и примеры, но без их подробного описания;

5) составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы цитируемой работы, применять условные обозначения;

6) располагайте абзацы ''ступеньками'', применяйте цветные карандаши, маркеры, фломастеры для выделения значимых мест.

Основные приемы конспектирования

- сокращение слов, словосочетаний, терминов . Эти приемы осваиваются наиболее легко и включают: гипераббревиатуру терминов (когда начальная буква обводится линией), кванторизацию (переворот начальной буквы), способы записи окончаний, иероглифику и пиктографию.

- переработка фразы . Говорят, что это самые эффективные приемы. Но и освоить их до степени автоматизма тоже сложно. Они включают: пространственную запись (использование длины и ширины листа бумаги, приведение фразы к эквивалентному виду, использование контекста).

О критериях хорошего конспекта

Качество конспекта во многом зависит от цели его составления, назначения. Затем в зависимости от целей как мотивов работы над информационным источником выделяются следующие критерии:

- краткость (конспект ориентировочно не должен превышать ⅛ от первичного текста);

- ясная, четкая структуризация материала, что обеспечивает его быстрое считывание;

- содержательная точность, то есть научная корректность;

- наличие образных или символических опорных компонентов;

- оригинальность индивидуальной обработки материала (наличие вопросов, собственных суждений, своих символов и знаков и т.п.);

- адресность (в том числе четкое фиксирование выходных данных, указание страниц цитирования и отдельных положений, соответствие особенностям и задачам пользователя).

Приложение 2

Методические рекомендации по выполнению а

– это самостоятельная практическая работа, свидетельствующая о знании литературы по предложенной теме, ее основной проблематики, отражающее точку зрения автора на данную проблему, умение осмысливать явления жизни на основе теоретических знаний.

В процессе работы над ом можно выделить четыре этапа:

1) вводный – выбор темы, работа над планом и введением;

2) основной – работа над содержанием и заключением а;

3) заключительный – оформление а;

4) защита а (на учебном занятии, экзамене, студенческой конференции др.).

Формулирование цели и работа над планом а

Выбрав тему а и изучив литературу, необходимо сформулировать цель работы и составить план а.

Формулирование цели в основном осуществляется при помощи глаголов: исследовать, изучить, проанализировать, систематизировать, осветить, изложить, создать, рассмотреть и т.д.

План – это точный и краткий перечень положений в том порядке, как они будут расположены в е, этапы раскрытия темы.

Существует два основных типа плана – простой и сложный (развернутый). В простом плане содержание делится на разделы, а в сложном – на разделы и подразделы.

При работе над планом а необходимо помнить, что формулировка его разделов или подразделов не должна повторять формулировку темы.

Структура а:

1) титульный лист (содержит исходные данные о работе и авторе) (приложение 3);

2) содержание (это план работы, в котором указываются основные часть а; разделы и подразделы нумеруются арабскими цифрами, например: 1 и 1.1 соответственно) (приложение 4);

3) введение (отображается актуальность, цели и задачи работы);

4) основная часть (состоит из разделов и подразделов и логически раскрывает содержание темы а);

5) заключение (содержит краткое обобщение изложенного материала и собственные выводы);

6) литература (рекомендуется строить список из двух частей, в первой – нормативно-правовые акты, во второй – основная литература) (приложение 5);

7) приложение (если имеется, то помещается после заключения и содержит материалы, дополняющие основной текст а: словарь терминов, таблицы, схемы, образцы документов, рисунки и пр.).

Общие требования к оформлению а

1) Текст должен быть выполнен с использованием компьютера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала, выравнивание текста – по ширине с автоматическим переносом слов.

2) Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков должна быть 14 пунктов, шрифт Times New Roman.

3) Размеры полей: левое – 30 мм., правое – 10 мм., верхнее – 20 мм., нижнее – 20 мм.; абзацный отступ – 15-17 мм.

4) Текст письменного задания выполняется на листах без рамок.

5) Не допускается заполнение листа работы менее чем на 2/3.

6) Страницы следует нумеровать арабскими цифрами в правом верхнем углу страницы, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту, титульный лист и содержание не нумеруют, но считают, поэтому введение, как правило, начинается на 3-ей странице.

7) Разделы и подразделы должны иметь заголовки.

8) Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста (напр. – 1, 2, 3 и т.д.). Номер подраздела включает номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные точкой (напр. – 1.1, 1.2, 1.3 и т.д.). После номера раздела или подраздела, а также в конце наименования раздела или подраздела в тексте точку не ставят (приложение 6).

9) Заголовки ''СОДЕРЖАНИЕ'', ''ВВЕДЕНИЕ'', ''ЗАКЛЮЧЕНИЕ'', ''ЛИТЕРАТУРА'' пишутся прописными буквами симметрично относительно текста отдельной строкой (по центру).

10) Разделы письменной работы выполняются с абзацного отступа прописными буквами. Если текст заголовка раздела не умещается в одну строку, то его продолжают в другой строке на уровне начала первой строки заголовка раздела (приложение 6). Каждый раздел начинается с нового листа.

11) Заголовки подразделов пишутся с абзацного отступа строчными буквами, начиная с прописной буквы. Если заголовок подраздела не умещается на одну строку, то его продолжают в другой строке, начиная от поля (приложение 6). Новый подраздел начинается на той же странице, на которой закончился предыдущий.

12) Не допускается писать заголовок на одной, а текст – на другой странице, на странице должна быть хотя бы одна строка текста.

13) Литература оформляется в соответствии с приложением 5 (необходимо отдельно указывать нормативно-правовые акты, судебную практику, именуя их ''Нормативные материалы'', а другие источники – учебную литературу, статьи из газет, журналов и пр. – располагать под заголовком ''Основная литература''; нумерация источников сквозная).

Критерии оценки а

Общая оценка за выставляется ориентировочно из расчета выполнения:

- 65% - 80% требований - 3 (удовлетворительно);

- 80% - 90% требований - 4 (хорошо);

- 90% - 100% требований - 5 (отлично).

При этом учитывается:

- соответствие содержания а заявленной теме;

- глубина проработки материала;

- правильность и полнота использования источников;

- соответствие оформления а предъявляемым требованиям.

Приложение 3

''Образец оформления титульного листа''

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

''Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж''

(КемГППК)

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ. ВЫБОР ЭКСПЕРТА

по дисциплине

''Гражданский процесс''

Студент гр. П-083

_______________ Иванов А.А.

Руководитель

_____________ Савкова И.В.

Оценка

_____________

Приложение 4

''Образец оформления содержания''

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Понятие производства по делам, возникающим из публичных

правоотношений Виды и общая характеристика дел, рассматриваемых в порядке

производства по делам из публичных правоотношений

Особенности рассмотрения дел, возникающих из публичных

правоотношений

Заключение

Литература

Приложение 5

''Образец оформления литературы''

ЛИТЕРАТУРА Нормативные материалы

1. Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г. с

последующими изменения­ми) [текст] // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. 30 ноября 1994 г. №51-Ф3 (с последующими изменениями и дополнениями) [текст] // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – ст.3301.

3. Распоряжение Правительства РФ от 11 октября 1994г. № 1622-р ''О приведении нормативных актов федеральных органов исполнительной власти в соответствие с Конституцией, законами РФ и правовыми актами Президента и Правительства'' [текст] // Собрание законодательства РФ. –1994. – № 25. – ст. 207.

Основная литература

4. Алексеев С.С. Аренда: не упустить шанс [текст] // Правда. 1989. 12 июня.

5. Андреев В.К. Использование договора и его обеспечение [текст] // Бухгалтерский учет. – 1995. - № 9. – С. 11-14.

6. Гражданский процесс: Учебник [текст] / Под ред. М.К. Треушникова. – М.: ООО ''Городец-издат'', 2003. – 720с.

Приложение 6

''Образец оформления заголовков разделов и подразделов''

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЕЩНО-ПРАВОВЫХ СПОСОБОВ

ЗАЩИТЫ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

1.1 Понятие, особенности и порядок предъявления иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения

Среди гражданско-правовых способов защиты права собственности особое место занимают иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения — виндикационные иски. Хотя в судебно-арбитражной практике они встречаются не столь часто, как обязательственно-правовые требования, их предупредительно-воспитательную роль в обеспечении неприкосновенности частной, государственной и муниципальной собственности от ……… .

1.2 Иск об устранении нарушений, не связанных с лишением владения

Данный способ защиты права собственности тоже был известен еще римскому праву, о чем свидетельствует его название actio negotoria буквально отрицающий иск.