Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 23

 

Поиск            

 

Указания методические к выполнению контрольных работ Казань, 2005

 

             

Указания методические к выполнению контрольных работ Казань, 2005

Федеральное агентство по образованию Казанский государственный технологический университет

АРХИТЕКТОНИКА ОБЪЕМНЫХ ФОРМ

Часть1

Методические указания к выполнению контрольных работ

Казань, 2005


УДК 6П9.3

Составители: ст.преподаватель Л.А.Сафина,

ч

методист Л.М.Тухбатуллина.

Архитектоника объемных форм. Часть 1: Методические указания к выполнению контрольных работ / Казан. гос. технол.ун-т; Сост.: Л.А. Сафина, Л.М. Тухбатуллина. Казань, 2005г. 22 с.

Приведены общие методические рекомендации по изучению дисцип­лины "Архитектоника объемных форм", задания и методические указания к выполнению контрольных работ.

Предназначены для студентов заочной формы обучения специально­стей 280900 и 281200 при выполнении контрольных работ по курсу "Архи­тектоника объемных форм".

Подготовлены на кафедре "Дизайна".

Печатаются по решению методической комиссии института технологии легкой промышленности, моды и дизайна.

Рецензенты:

Доцент В.В.Хамматова,

Дизайнер мехового дома "Антика" И.В.Акользина.'


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Рекомендации по изучению учебной дисциплины 4

2. Учебная программа 6

3. Методические указания к выполнению контрольных работ 7

4. 'Контрольные задания 8

5. Литература 16

6. Приложение 17

ВВЕДЕНИЕ

Курс "Архитектоника объемных форм" направлен на изучение принци­пов формообразования костюма и закономерностей развития объемно-пространственной формы с учетом средств гармонизации. Рассматриваются различные виды архитектонического творчества, функции архитектонических искусств, а также тектонические структурные системы в костюме, в том числе на примере исторического костюма. Основные теоретические положения формообразования костюма рассматриваются в процессе выполнения геомет­рических и пластических объемно-пространственных тектонических систем из различных материалов. Студенты должны овладеть методами создания обо­лочковой и каркасной систем костюма, знать основные приемы формообразо­вания и композиционного решения драпировок, изучить основные типы скла­док, декоративные свойства поверхности формы.

Цель изучения дисциплины - развитие образного объемно-пространственного мышления, переход от элементарного понимания костюма как набора плоских деталей к профессиональной передаче в реальном объекте основных законов композиции.


1. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Неизобразительные пространственные искусства (архитектура, декора­тивно-прикладное искусство и дизайн) являются «архитектоническими искус­ствами», т.е. создающими объемные формы.

Архитектоника (от греческого Architektonike - строительное искусст­во) - художественное выражение структурных закономерностей конструкции предмета (здания, костюма, мебели и т.д.) Архитектоника выявляется во взаи­мосвязи и взаиморасположении несущих и несомых частей, в ритмичном строе форм. Отчасти она проявляется и в пропорциях, в цветовом решении произведения. В широком смысле архитектоника - композиционное строение любого произведения искусства, обуславливающее соотношение его главных и второстепенных элементов.

Архитектоника определяет общие закономерности построения формы в дизайне одежды. Красота в дизайне не является свободным полетом фантазии, а всегда обусловлена утилитарными требованиями. Целью архитектоники является получение утилитарно оправданной формы вещи, которая имеет функциональную, конструктивную и эстетическую ценность.

Если живопись, графика, скульптура имеют только одну функцию -
эстетическую, то в промышленном искусстве (дизайне) красота и польза взаи­
мосвязаны. Так, особенностью произведений архитектонического творчества
является их бифункциональность, т.е. все они, от архитектурного сооруже­
ния до аксессуаров к костюму, служат для удовлетворения практических и ду­
ховных потребностей человека.

Бифункциональность проявляется в соотношении утилитарной и ху­дожественной функций. Проектируя костюм, конструктор или. дизайнер дол­жен учитывать не только тенденции моды, но и принцип слияния двух качеств - содержательность (единство утилитарных и эстетических функций) и текто-ничность (единство конструкции и формы).


Изучению тектоники формы посвящается курс «Архитектоника объем­ных форм», который направлен на изучение принципов формообразования костюма и закономерностей развития объемно-пространственной формы с учетом средств гармонизации.

Архитектоника является важнейшей категорией композиции, основ­ным её началом. Значение архитектоники в художественном проектировании обуславливается тем, что она определяет соответствие между формой предме­та, со всеми ее деталями и способами их соединения, свойствами материалов, из которых этот предмет создан, и его конструкцией. Особое внимание следу­ет уделить изучению законов композиции, средств гармонизации формы оде­жды и обуви, таких как: симметрия, асимметрия, ритм, метр, контраст, нюанс, подобие, тождество, пропорции и т.д..

В группе архитектонических искусств наблюдается самое широкое разнообразие используемых материалов. Тектоникой называют зримое отра­жение работы конструкции и материала в форме. Например, конструкция ши­фоновой юбки должна быть такой формы, чтобы не возникало сомнений, что это шифон. Поэтому можно говорить о тектонике «шифоновой юбки», текто­нике кожаных изделий и т.д. Образно говоря, тектоника - это искренность формы в отношении конструкции и материала.

Изучая архитектонику костюма, объектом исследования становится об­леченная в материале форма, которая должна ясно ответить на следующие во­просы-:

- сборная это конструкция или монолитная,

- легкая тонкостенная или тяжелая и массивная,

- несущий это элемент или ненагруженный.

Архитектоника одежды обусловлена тектоникой человеческой фигу­ры. Костюм при всем многообразии форм - это оболочка, подчиняющаяся ло­гике строения фигуры. Таким образом, одежда приобретает смысл, когда ра-ботает взаимосвязанная система «костюм-фигура» как единая объемно-пространственная структура. Пропорции человеческого тела воспринимаются


как образец красоты и гармонии. Поэтому одежда, сконструированная с уче­том архитектоники человека, будет красивой.

Проектируя форму костюма, следует помнить, что поверхность формы модели одежды может полностью или частично повторять рельефный контур поверхности тела человека. В соответствии с этим формы моделей одежды разделяют на: топографические поверхности, повторяющие контур поверх-ности тела человека, геометрические, отличные по форме и не прилегающие к фигуре. Так, форма костюма содержит в себе взаимосвязь не только с про­странством, но и всех ее элементов между собой, она может быть предельно простой, и очень сложной. Архитектоника костюма устанавливает систему связей всех его структурных элементов и имеет решающее значение для дос­тижения подлинной гармонии, что должно являться основной задачей при создании современной одежды.

Курс "Архитектоника объемных форм" направлен на развитие объем­но-пространственного мышления в процессе всестороннего анализа формы предметов (одежды), познания структуры и конструкции. Основное место в данном курсе отводится изучению строения формы одежды в соответствии с законом гармонии и с формой тела человека.

Успешно овладеть курсом можно лишь в том случае, если студент глу­боко изучит теорию, самостоятельно выполнит контрольные задания, закрепит знания во время лекционно-лабораторных занятий.

2. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Темы лекционных занятий:

Тема 1: Аспекты понятия "архитектоника" и "костюм". Тектонические систе­мы костюма. Анализ тектонических систем на примере исторического костю­ма - 1 час.


Тема 2: Простейшие типы кроеной одежды. Основные приемы и формообра­зование драпировок. Ниспадание и драпирование. Варианты композиционного решения драпировок. Основные типы складок- 1 час.

Тема 4: Принципы и средства связи элементов формы. Геометрическое преоб­разование форм на основе симметрии и асимметрии. Пластическая сопряжен­ность. Пропорциональность. Ритмическая и метрическая согласованность. Масштаб. Принципы подобия, контраста, нюанса. Цвет и фактура как элемен­ты композиции костюма-1 час.

Тема 5: Пластические свойства материалов для одежды и обуви. Построение объемно-пространственных структур с учетом пластических свойств материа­лов. Зрительные иллюзии и их влияние на эстетическое восприятие. Типы зри­тельных иллюзий-1 час.

Темы лабораторных работ:

1. Выделение основных структурных элементов формы на примере историче­ского костюма (бумагопластика, коллаж) - 1 час.

2. Выполнение плоскостной композиции с использованием различных про­порциональных членений (материал- бумага)

3. Выполнение драпировок на плоскости и на манекенах. Зарисовка драпиро­вок и складок -1 час.

4.. Построение комплекса форм. Формообразование объектов с элементами комбинаторики - 1 час.

5. Макетирование объемно-пространственной формы методом наколки - 1 час.


3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Каждый студент выполняет одну контрольную работу, состоящую из нескольких заданий. Номер варианта контрольной работы определяется в со­ответствии с последней цифрой номера зачетной книжки. Контрольные рабо­ты состоят из 5 заданий, содержащих теоретические и практические требова­ния к их выполнению.

Предполагается, что каждый вариант студент выполняет за 30-35 часов. Лучше, если задания выполняются студентом постепенно в течение семестра.

Контрольные задания выполняются на отдельных листах формата А4. К теоретическим заданиям необходимо приложить самостоятельные работы: наброски, зарисовки, эскизы. Практические задания выполняются на отдель­ных листах формата АЗ на плотной бумаге. В правом нижнем углу необходи­мо сделать надпись чертежным шрифтом, указав фамилию, имя, номер груп­пы, специальность, номер зачетной книжки.

Объемные макеты сдаются на первом занятии преподавателю, к кон­трольной работе прикладываются их фотографии или эскизы. . ■

Работы вкладываются в папку-скоросшиватель. На титульном листе
необходимо указать фамилию, имя, номер группы, специальность, нjмер за­
четной книжки.

При оценке контрольных работ рецензент обращает внимание на ис­
черпывающее решение поставленных задач, привлечение вспомогательного
материала (наброски, зарисовки, макеты), аккуратность и своевременность
сдачи работы на рецензирование. ' •

4. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ Вариант №1

Задание 1. Дать определение понятию "архитектоника": Описать виды архитектонического творчества, функции архитектонических искусств.


Задание 2. Раскрыть понятие формы костюма (обуви). Образное содер­жание формы, ее психологический смысл. Взаимоотношения материала и фор­мы.

Задание 3. Составить обобщенно-собирательное описание стиля эпохи (готический стиль): форма, ткани, цвет, структура, композиция, символика. Выполнить анализ, зарисовать ансамбли одежды (обуви) и выполнить макет посредством бумагопластики или в технике коллажа (см.приложение, рис.1,2,3).

Задание 4. Описать, как происходит организация элементов формы по­средством пропорциональной зависимости (закон пропорций). Охарактеризо­вать виды пропорций в одежде (обуви): принцип "золотого сечения", контра­стные и подобные пропорции. Описать виды пропорций, их эмоциональное воздействие на чувства человека и влияние на использование в одежде (обуви) определенного назначения. Выполнить эскизы моделей одежды (обуви), ха­рактеризующих "золотое сечение".

Задание 5. Выполнить анализ строения различных видов женских фи­гур. Использование зрительных, иллюзий при создании форм одежды (обуви) с целью скрыть недостатки фигуры и подчеркнуть ее достоинства. Выполнить эскизы предпочтительных форм одежды (обуви) для фигур "нижнего" типа те­лосложения.

Вариант №2

Задание 1. Раскрыть понятие "костюм". Описать физическую и знако­вую функции костюма, тектонические системы костюма. Выполнить анализ тектонических систем на примере исторического костюма.

Задание 2. Описать разновидности силуэтных форм, привести анализ их развития. Выполнить стилизованные изображения силуэтных форм совре­менного костюма (см.приложение, рис.7,8).

Задание 3. Составить обобщенно-собирательное описание стиля эпохи ' ("ренессанс" или, так называемое, возрождение): форма, ткани, цвет, структу-


ра, композиция, символы эпохи. Выполнить анализ, зарисовать ансамбли оде­жды (обуви) и выполнить макет посредством бумагопластики или в технике коллажа (см.приложение, рис. 1,2,3).

Задание 4. Дать понятия контраста и нюанса в одежде (обуви). Описать как происходит организация элементов формы на основе контраста и нюанса (противопоставления). Привести разновидности противопоставления элемен­тов формы одежды (обуви): по объему, цвету, фактуре, массе. Описать эмо­циональное воздействие контраста на восприятие одежды (обуви), использо-вание контраста в одежде (обуви) определенного назначения (повседневного, вечернего, для спорта и отдыха). Выполнить эскизы моделей одежды (обуви), основанных на контрасте.

Задание 5. Описать зависимость формы одежды (обуви) от свойств ис­пользуемых материалов. Выполнить эскизы моделей, характерных форм оде­жды (обуви) из различных материалов.

Вариант №3

Задание 1. Раскрыть понятия "форма" и "силуэт". Описать разновидно­сти и развитие силуэтных форм одежды (обуви). Выполнить стилизацию си­луэта исторического костюма, выделив основные геометрические формы (см.приложение, рис.7,8).

Задание 2. Дать определение понятию «конструкция одежды» (обуви). Конструктивные элементы формы одежды (обуви). Выполнить изображения различных вариантов конструктивных членений формы одежды (обуви) и ее деталей.

Задание 3. Составить обобщенно-собирательное описание стиля эпохи "барокко": форма, ткани, цвет, структура, композиция, символика. Выполнить анализ, зарисовать ансамбли одежды (обуви) и выполнить макет в технике бу­магопластики или коллажа (см.приложение, рис. 1,2,3).

Задание 4. Дать определение понятиям "симметрия" и. "асимметрия" в одежде (обуви). Асимметрия: уравновешенная и неуравновешенная. Описать


эмоциональное воздействие симметрии и аcимметрии контраста на восприятие одежды (обуви). Использование симметрии и асимметрии в одежде (обуви) определенного назначения (повседневного, вечернего, для спорта и отдыха), выполнить эскизы моделей одежды (обуви) (см.приложение, рис.5).

Задание 5. Дать характеристику построения объёмно-пространственных структур с учетом пластических свойств материалов. Выполнить эскизы моде­лей одежды (обуви) с использованием мягких, драпирующихся материалов (трикотажа и т.п.).

Вариант №4

Задание 1. Дать определение и характеристику «цвета» как элемента композиции. Нарисуйте цветовой круг. Опишите, как происходит гармониза­ция цветового решения, эмоциональные свойства цвета.

Задание 2. Охарактеризовать зрительные иллюзии и их влияние на эс­тетическое восприятие костюма. Привести типы зрительных иллюзий, приме­ры в одежде (обуви).

Задание 3. Составить обобщенно-собирательное описание стиля эпохи "барокко": форма, ткани, цвет, структура, композиция. Выполнить анализ и макет в технике бумагопластики или коллажа (см.приложение, рис. 1,2,3).

Задание 4. Описать, как происходит организация элементов формы на основе ритма и метра., эмоциональное воздействие ритмической зависимости элементов формы на восприятие одежды (обуви). Выполнить эскизы моделей одежды (обуви) (см.приложение, рис.4).

Задание 5. Дать определение понятию «фактура» и описать декоратив­ные свойства поверхности формы. Выполнить графическое изображение фак­туры поверхностей различных материалов: кожа, мех, букле, флис, сатин (см.приложение, рис.10).


10


Вариант №5

Задание 1. Дать определения понятиям "форма" и "силуэт" в костюме (одежде и обуви). Описать влияние свойств материала на пластику формы.

Задание 2. Составить обобщенно-собирательное описание стиля эпохи "рококо": форма, ткани, цвет, структура, композиция. Выполнить анализ, за­рисовать ансамбли одежды (обуви) и выполнить макет в технике бумагопла-стики или коллажа (см.приложение, рис. 1,2,3).

Задание 3. Описать, что входит в понятие конструктивные элементы формы одежды (обуви). Выполнить изображения стилизованных конструк­тивных членений формы одежды (обуви) (см.приложение, рис.7,8).

Задание 4. Дать характеристику принципам связи элементов компози­
ции. Раскрыть понятие "масштаб" в костюме. Выполнить эскизы моделей
одежды (обуви), имеющих различную масштабность.

Задание 5. Описать образно-ассоциативные методы формообразования. Выполнить фор-эскизы силуэтов костюма, разработанные по принципу «об­ратного одевания» костюма на фигуру - фигура условно врисовывается в гео­метрическую композицию, а затем домысливается как костюм, связанный с пластикой движений человека (см.приложение, рис.9).

Вариант №6

Задание 1. Описать способы получения плоских разверток объемной формы предметов одежды и обуви: макетирование, аналитический и расчет-

ные методы.

Задание 2. Дать определение понятию «форма костюма» (обуви). Опи­сать образное содержание формы, ее психологический смысл. Приведите при­меры образных заимствований в поиске новых форм одежды (обуви) (см.приложение, рис.6).

Задание 3. Составить обобщенно-собирательное описание стиля эпохи "ампир": форма, ткани, цвет, структура, композиция, символика. Выполнить


анализ, зарисовать ансамбли одежды (обуви) и выполнить макет посредством бумагопластики или в технике коллажа (см.приложение, рис. 1,2,3).

Задание 4. Описать принципы связи элементов композиции: принципы подобия, контраста, нюанса. Описать эмоциональное воздействие использова­ния данных принципов для организации элементов формы на восприятие оде­жды (обуви). Выполнить эскизы моделей одежды (обуви), основанных на принципах контраста и нюанса.

Задание 5. Привести основные типы складок, варианты композицион­ного решения складок и используемые материалы. Раскрыть основные приемы и формообразование складок. Выполнить эскизы моделей одежды, характери­зующих различные композиционные решения складок.

Вариант №7

Задание 1. Привести историю возникновения и развития муляжного метода создания формы костюма, его использование. Определить особенности моделирования одежды методом наколки.

Задание 2. Описать принципы связи элементов композиции: пластиче­ская сопряженность элементов формы костюма. Выполнить анализ согласова­ния линий и форм в костюме. Выполнить эскизы моделей с согласованными и несогласованными линиями и формами в одежде и обуви.

Задание 3. Составить обобщенно-собирательное описание стиля эпохи "пост-модерн" (современности): форма, ткани, цвет, структура, композиция. Выполнить анализ, зарисовать ансамбли одежды (обуви) и выполнить макет костюма в технике бумагопластики или коллажа (см.приложение, рис. 1,2,3).

'. ' Задание 4. Дать определение и характеристику «цвета» как элемента композиции. Нарисуйте цветовой круг. Опишите, как происходит гармониза­ция цветового решения, эмоциональные свойства цвета.

Задание 5. Охарактеризовать построение комплекса форм. Формообра­зование объектов с элементами комбинаторики. Выполнить эскизы моделей одежды, характеризующих различные комбинации композиционных решений.


12


Вариант №8

Задание 1. Привести классификацию искусств. Охарактеризовать изо­бразительные и неизобразительные виды искусства, пространственные, вре­менные и пространственно-временные виды искусств.

Задание 2. Описать особенности зрительного восприятия.' Восприятие одежды (обуви) с различной пропорциональной зависимостью элементов фор­мы: "золотое сечение", контраст, равенство.

Задание 3. Дать определения художественных систем формообразова­ния одежды. Привести классификацию художественных систем в моделирова­нии одежды: модель, «семейство», «гарнитур», «комплект», «ансамбль», кол-лекция.

Задание 4. Определить свойства фактуры поверхностей материалов для одежды (обуви), ассоциации: мягкость, упругость, пушистость и т.д. Выпол­нить графическое изображение фактуры поверхностей различных материалов, так чтобы они вызывали конкретные ассоциации, но не на плоскости, как в текстиле, а на рельефной поверхности (см.приложение, рис. 10). .

Задание 5. Дать характеристику образного содержания формы. Привес­ти примеры образных заимствований у природного и растительного мира в поиске новых форм одежды (обуви) (см.приложение, рис.6).

Вариант №9

Задание 1. Дать определение понятия «архитектоника». Описать виды и разновидности архитектонического творчества. Привести особенности произ­ведений архитектонического творчества, материалы, используемые в архитек­тонических искусствах.

Задание 2. Описать значение пропорций членения формы в восприятии костюма: соразмерность частей костюма, диспропорция, масштабность.

Задание 3. Привести анализ современных концепций в дизайне: инно­вации в современных принципах формообразования, требования, предъявляе-


мые к промышленным изделиям (социально-экономические, эргономические, технико-экономические и эстетические).

Задание 4. Дать характеристику фактур материалов для одежды (обуви) и их декоративных свойств. Выполнить графическое изображение фактуры поверхностей различных материалов: трикотаж, бархат, атлас, кожа и мех (см.приложение, рис. 10).

Задание 5. Описать законы композиции костюма: ритм, метр, контраст, нюанс, тождество, подобие, симметрия, асимметрия. Выполнить эскизы и ма­кеты моделей, используя различные закономерности формообразования кос­тюма (см.приложение, рис.4,5).

. Вариант №10

Задание 1. Дать определение понятия "костюм". Определить физиче­
скую и знаковую функции костюма. Анализ тектонических систем на примере
исторического костюма, выполнить стилизованные изображения с выделени­
ем основных геометрических форм. '■

Задание 2. Охарактеризовать образное содержание формы. Привести примеры образных заимствований в поиске новых форм одежды (обуви) (см.приложение, риc. 6).

Задание 3: Привести варианты композиционного решения драпировок. Описать основные приемы и формообразование драпировок и основные типы складок.

Задание 4. Дать определение и характеристику «цвета» как элемента композиции. Нарисуйте цветовой круг. Опишите, как происходит гармониза­ция цветового решения, эмоциональные свойства цвета.

Задание 5. Дать характеристику процесса формообразования объектов с элементами комбинаторики. Выполнить эскизы моделей одежды, характери­зующих различные комбинации композиционных решений.


14



ЛИТЕРАТУРА

I. Пармон Ф.М. Композиция костюма. - М.: Легпромбытиздат, 1997. - 583 с.

2. Горина Г.С. Моделирование формы одежды. - М.: Легкая и пищевая про­мышленность, 1982. - 382 с.

3. Черемных А.И. Основы художественного конструирования женской одеж­
ды. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983. - 452 с.

4. Козлова Т.В. и др. Основы моделирования и художественного оформления
одежды. - М.: Легкая индустрия, 1987. - 287 с.

5. Мерцалова М.Н. История костюма. - М.: 1972. - 312 с.

6. Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформ­ление одежды: Учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образова­ния. - М.:Мастерство; Издательский центр "Академия"; Высшая школа, - 2000.-184 с.

7.-Бердник Т.О. Основы художественного проектирования костюма и эскиз­ной графики. - Ростов н/Дону: Феникс, 2001. - 320 с.

8. Бердник Т.О., Неклюдова Т.П. Дизайн костюма. - Ростов н/Дону: Феникс, ' 2000.-448 с.

7. .Кунихико Касахара и Тоши Такахама. Оригами для знатоков. - Jарап Раblication, Inc., "АLSIO", 1987.