Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 23

 

Поиск            

 

Указания методические (для студентов географо-биологического отделения озо)

 

             

Указания методические (для студентов географо-биологического отделения озо)

Федеральное агенство по науке и образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина»

Петрищева Г.С.

Программно-методические материалы по теории и методике

обучения биологии

Методические указания

(для студентов ГЕОГРАФО-БИОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ОЗО)

В работе представлены программа лекционного курса, содержание семинара, задания для самостоятельных работ, вопросы к экзамену, тестовые задания для самоконтроля студентов естественно-географических факультетов заочного отделения по теории и методике обучения биологии с целью подготовки их по дополнительной специальности – учитель биологии.

Бийск - 2005

Содержание

Пояснительная записка………………………………..............3

Основные требования к знаниям и умениям студентов…… 4

Тематика лекций………………………………………………4

Семинарское занятие………………………………………... 5

Самостоятельная работа……………………………………. 6

Тесты для самоконтроля…………………………….............. 9

Вопросы к экзамену………………………………………….11

Литература……………………………………………………11

Пояснительная записка.

Теория и методика обучения биологии - ведущая учебная дисциплина в подготовке студентов к будущей деятельности учителя по дополнительной специальности биология.

Предметом изучения данной дисциплины является учебно-воспитательный процесс биологии в школе. Поэтому она базируется на ранее изученных студентами педагогике, психологии, дисциплинах предметного цикла: ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека и животных, генетике, экологии, эволюционном учении, цитологии и др.

Первоочередные задачи программы по

методике обучения биологии направлены на повышение теоретического уровня раскрытия основных методических проблем, объективную оценку истории и современного состояния методики биологии, рационализацию построения курса и приведение его в соответствие с современным состоянием естественнонаучных дисциплин средней школы, углубление системы методов преподавания, основ развивающего обучения.

Ведущим звеном всей системы обучения данной дисциплине является лекционный курс. В нем излагаются главнейшие основы теории обучения биологии в средней школе, раскрываются важнейшие методические проблемы.

Частные методики вынесены на обсуждение в ходе лабораторных занятий. В процессе этой работы проводится ознакомление студентов с методикой школьного эксперимента, с организацией и методикой проведения уроков, лабораторных работ, с постановкой наблюдений и опытов над растениями и животными. Семинарское занятие предусматривает формирование у студентов установки на закрепление полученных методических знаний.

Самостоятельная работа учит студента работать с первоисточниками, с научной и методической литературой по обобщению опыта работы учителей и методистов. Она позволяет дополнить лекционный курс конкретным материалом и подтвердить и закрепить теоретические положения.

Методические указания составлены в соответствии с требованиями госстандарта к уровню подготовки учителя биологии.

Назначение методических указаний – помочь студентам усвоить теоретические положения методики обучения биологии как науки, осмысленно применить их в ходе выполнения лабораторных занятий, другими словами - углубленно рассмотреть методические проблемы и способствовать формированию профессиональных умений и навыков.

Задания для студентов на занятиях предлагаются дробно, в виде отдельных порций, при необходимости с комментариями. Это позволяет увеличить степень самостоятельности при их выполнении. То есть они предложены таким образом, чтобы студенты активно участвовали в усвоении методических знаний и нарабатывали и совершенствовали при этом методические умения.

Основные требования к знаниям и умениям студентов

В процессе изучения методики обучения биологии студент должен знать:

- основные этапы и направления в развитии отечественной методики обучения биологии;

- содержание и особенности биологических предметов в средней школе;

- развитие биологических понятий в процессе школьного образования;

- методы и методические приемы обучения биологии;

- особенности воспитания учащихся в процессе обучения биологии;

- формы организации учебной и внеклассной работы по биологии;

- особенности материальной базы для преподавания биологи

Студент должен уметь:

- осуществлять анализ методической и школьной учебной литературы;

- составлять план-конспект урока, тематический план;

- разрабатывать конспекты внеклассного занятия и экскурсии по предмету.

Тематика лекций

1. Методика обучения биологии – педагогическая наука . Основные этапы развития отечественной методики обучения биологии Элементы, характеризующие ее как самостоятельную науку. Общая и частные методики обучения биологии, их назначение. Связь методики обучения биологии с другими науками. Предмет и задачи методики обучения биологии.

Зарождение отечественной методики естествознания как учебного предмета. Первый русский учебник естествознания В.Ф. Зуева. Развитие школьного естествознания в дореволюционный и послереволюционный периоды. Вклад отечественных методистов А.Я. Герда, В.В. Половцова, Б.Е. Райкова, Н.М. Верзилина, Н.И. Пономаревой, Д.И. Трайтака и др. в методику обучения биологии.

Литература: основная: 1, 2; дополнительная: 1, 7, 37.

2. Система биологического образования в современной школе.

Основные принципы содержания и структуры школьного курса биологии на современном этапе развития общества. Учебно-воспитательные задачи обучения биологии: формирование биологических знаний, практических и интеллектуальных умений, позитивных отношений к природе, опыта творческой деятельности.

Литература: основная: 1-2; дополнительная: 2 - 4, 7 – 11, 37.

3. Методика обучения биологии: развитие методов и методических приемов обучения биологии . Классификация методов обучения. Наглядные, практические и словесные методы, их характеристика и место в обучении биологии.

Методика активизации обучения биологии в школе. Проблемный, частично поисковый, исследовательский подходы в обучении биологии, их характеристика.

Литература: основная: 1, 2; дополнительная: 1, 7- 32.

4. Система форм обучения биологии. Многообразие форм в обучении биологии. Урок как основная форма организации учебно-воспитательного процесса. Типы и виды уроков по биологии. Лабораторное занятие, практическая работа и экскурсия как необходимые формы обучения биологии. Факультативные занятия по биологии. Внеклассные формы работы по биологии: индивидуальная, групповая и массовая.

Литература: основная: 1 - 2; дополнительная: 7, 8, 10, 32, ,34, 36.

5. Планирование и учет результатов учебно-воспитательной работы по биологии . Перспективное планирование. Тематическое планирование. Анализ логической структуры темы. Конкретизация учебно-воспитательных задач. Разработка системы уроков по теме.

Подготовка к уроку. Требования к подготовке урока биологии. Отбор и переработка содержания. Разработка структуры и методики урока.

Контроль и оценка знаний и умений учащихся по биологии. Традиционные методы проверки. Использование дидактических средств обучения. Программированное обучение. Значение домашних работ для формирования самостоятельности у школьников.

Литература: основная: 1, 2; дополнительная: 1, 4, 7, 8, 33.

Семинарское занятие

Тема: Методы и формы обучения биологии

Цель: закрепить и обобщить знания студентов о методах и формах обучения и сформировать профессионально ориентированные умения в их выборе при изучении биологии.

Задачи для студентов : выполнив все задания, вы будете:

з н а т ь:

- понятия о методе и форме обучения;

- систему методов и форм обучения;

- характеристику каждой группы методов и форм обучения;

- внеурочные и внеклассные формы обучения;

- современные требования к подготовке и проведению уроков;

- типы и виды уроков;

- структуру урока;

у м е т ь:

- определять типы и виды урока;

- составлять план-конспект внеклассного занятия;

- различать внеурочные и внеклассные формы занятий;

- составлять задания к внеурочной работе школьников;

- осуществлять выбор необходимых методов и форм обучения в каждом конкретном случае.

Оборудование: таблица «Структура урока», «Классификация методов обучения», журналы «Биология в школе» разных лет издания.

Литература основная 1, 2; дополнительная: 5, 7 – 20, 44, 47, 49, 53, 54.

Внеаудиторная подготовка:

1. Составьте план проведения внеклассного занятия, посвященного лекарственным растениям своей местности, и подготовьте его к защите.

2. Используя школьную программу и учебник, составьте технологическую карту по теме «Класс Насекомые» раздела «Животные» с учетом принципов краеведения, сезонности и системности и заполните таблицу 1.

Таблица 1.

Технологическая карта темы «Класс Насекомые»

Тема урока

Вид занятия

или тип урока

Домашняя работа

Внеурочная работа

Работа на занятии:

Собеседование по вопросам и по результатам заранее выполненных заданий:

1. Понятие о методах и их классификации. .

2. Характеристика методов обучения биологии. Особенности использования при обучении разным разделам биологии

3. Методика активизации обучения биологии в школе. Проблемный, частично поисковый, исследовательский подходы в обучении биологии, их характеристика.

4. Методические приемы, их классификация. Развитие и сочетание методов и методических приемов обучения школьников.

5. Урок – как форма обучения биологии. Современные требования к подготовке и проведению уроков биологии. Типы и виды уроков по биологии. Задачи, содержание и методы проведения урока по биологии. Структура урока.

6. Лабораторные и практические занятия как важные формы обучения биологии. Их характеристика и место в системе форм обучения биологии.

7. Экскурсия как форма обучения биологии, связывающая теорию школьного предмета с практикой. Виды и характеристика экскурсий. Методика организации и проведения экскурсии.

8. Факультативные занятия по биологии, их назначение и методика проведения в школе

9. Внеклассные занятия по биологии, их характеристика и назначение. Методика организации и проведения в школе.

10. Внеурочные занятия по биологии, их характеристика и назначение. Методика организации и проведения в школе.

Литература: основная: 1, 2; дополнительная: 7 – 19, 31, 32, 34, 39, 40.

Самостоятельная работа

(выполняется в межсессионный период)

Тема 1. Анализ учебной программы и школьного учебника биологии

Задание 1. Проанализируйте школьные программы по биологии разных линий. Подумайте, из каких структурных компонентов состоит каждая из них? Каково назначение каждого компонента программы?

1.1. Определите по содержанию программы ее воспитательную направленность: развитие мировоззрения, патриотизма, нравственное и эстетическое воспитание и др.; развивающую: возможность анализа, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей и практическую направленность. Какие учебно-воспитательные задачи обозначены в объяснительной записке к программе?

1.2. Какие рубрики и разделы программы имеют указания по использованию форм и методов работы, применению наглядных пособий?

1.3. Какая рубрика программы указывает на требования к результатам обучения биологии? баллов.

1.4. Дайте общую оценку программе, ее соответствие состоянию биологии как науки, возрастным и познавательным особенностям школьников.

Задание 2. Прочтите краткие пояснения:

В учебно-воспитательном процессе по биологии школьный учебник – одно из важнейших средств обучения, в котором определены как характер и объем знаний, необходимых для обязательного усвоения, так и последовательность формирования знаний, умений, навыков.

Учебник – это учебная книга, содержащая систематическое изложение определенного объема знаний, отражающих современный уровень достижений науки и производства, основная часть которой предназначена для обязательного усвоения школьниками.

Учебники имеют свое структурное построение. Все структурные компоненты учебника группируются в два больших отдела: 1) тексты; 2) внетекстовые компоненты. Эти отделы подразделяются на три подотдела каждый, в соответствии с той функциональной нагрузкой, которую несет входящий в них компонент: таблица 1.

Таблица 1.

Структура школьного учебника

Тексты

Внетекстовые компоненты

Основ-

ной

Дополни-

тельный

Поясни-

тельный

Аппарат

ориентировки

Аппарат

организации

усвоения

Иллюстративный

аппарат

В зависимости от содержания и использования в учебном процессе тексты могут быть в виде основного, дополнительного, пояснительного. Основной текст отражает систему ведущих понятий курса. Дополнительные тексты – это обращения к учащимся, документально-хрестоматийные материалы, материалы необязательные для изучения. Пояснительные тексты включают вспомогательные сведения: примечания и разъяснения, словари.

Внетекстовые компоненты включают в себя аппарат ориентировки (АО), аппарат организации усвоения знаний и умений (АОУ), иллюстрации (ИА).

Аппарат ориентировки включает: введение, предисловие, оглавление, рубрикации и выделения (шрифтовые, цветовые), символы ориентировки, колонтитул (черта вверху над текстом).

В состав аппарата организации усвоения знаний и умений учащимися входят: вопросы, задания, таблицы, указатели (библиографические, предметные), тесты, ответы.

К иллюстративному аппарату относятся: рисунки (чертежи, схемы, диаграммы, карты), фотографии, репродукции.

2.1. Пользуясь краткими пояснениями данной инструкции, проанализируйте учебник биологии одной из линий

а) заполните таблицу 1;

б) определите, какие вопросы и задания (репродуктивные, продуктивные или творческие) преобладают в данном учебник;

в) сделайте вывод о том, учебники какой линии отвечают развивающему обучению.

3. Используя дополнительную литературу: 2 (параграф 3.2), изучите состав УМК по биологии разных методических линий и скомплектуйте из предложенных вам книг УМК по каждой линии.

Тема 2. История становления и развития методики обучения биологии

Цель: познакомиться с вкладом ученых-методистов в изучаемую науку и ее современным состоянием; научиться писать конспект научной статьи.

Задание 1: составить конспект статьи А.Я.Герда «Предметные уроки» из книги «Избранные педагогические труды А.Я. Герда» (1953 г.) или статьи любого методиста, пользуясь первоисточником. Помните, что конспект – это форма записи прочитанного в виде тезисов. Тезисы – это краткая и сжатая форма записи, в которой сформулированы основные положения статьи.

Задание 2: Проанализируйте содержание журналов «Биология в школе» за последний год и письменно укажите, какие современные проблемы школьной биологии отражены в них.

Тема: Содержание предмета «Биология» в средней школе

Цель: познакомиться с содержанием в школе образовательной области «биология», отраженной в Госстандарте; научиться анализировать документы школы с разных позиций.

Задание 1. Ознакомьтесь с концепциями естественнонаучного и биологического образования в 12-летней школе (журнал «Биология в школе», 2000 г или по основной литературе: 1, параграф 4.2 и 4.3) и вскройте их сущность (письменно).

Задание 2: Используя основную литературу 1 (параграф 4.5), сопоставьте обязательные минимумы основной и старшей средней школ. Письменно охарактеризуйте их основные отличия.

Тема 3. Средства обучения биологии

Цель: овладеть умение составлять план-конспект урока.

Задание 1. Составьте план-конспект урока «Цветок и его строение» с применением живого объекта и рисунка строения цветка по следующей схеме:

а) тема урока

б) задачи: обучающие, развивающие, воспитательные

в) оборудование

г) литература

д) тип, вид урока

Структура урока:

Этапы урока, методы обучения и предполагаемое время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

2. Изучение нового материала.

3. Закрепление материала и подведение итога урока.

4. Домашнее задание.

Тема 4. Методы обучения биологии

Цель: усвоить методы обучения биологии; научиться обосновывать их выбор.

Задание: Из курса «Человек» ознакомьтесь с содержанием параграфа об иммунитете. Какие виды методов вы выберете для проведения урока по этой теме? Письменно обоснуйте свой ответ.

Тема 5. Формы обучения

Цель: усвоить структуру семинара и научиться составлять конспект семинарского занятия в школе.

Задание 1 : составьте план семинарского занятия по теме «Развитие органического мира на Земле». Помните, что семинарское занятие – это форма коллективной и самостоятельной работы учащихся, которая проводится в виде беседы или дискуссии, в процессе которых углубляются основные положения ранее изученной темы, конкретизируются знания, закрепляются интеллектуальные умения. Эффективность семинара во многом зависит от предварительной подготовки к нему учителя и учащихся.

Задание 2. Опираясь, на основную литературу: 1 (параграф 10.3) и дополнительную: 31 (на стр. 53), составьте краткий план-конспект экскурсии для старшеклассников по изучению биогеоценоза.

Тема 6. Контроль знаний и умений учащихся

Цель: познакомиться с методами и приемами контроля знаний и умений учащихся по биологии; научиться осуществлять выбор методов и приемов контроля.

Задание 1: Изготовить три дидактических карточки к одной теме урока с заданиями разного уровня сложности, познакомившись с их образцами по журналам «Биология в школе». Помните, что дидактическая карточка – это рациональное учебное пособие с частью информации, заданий и вопросов, а также с организационными указаниями по их выполнению. Она предназначена для контроля знаний и умений учащихся.

Задание 2: Составить два теста для проверки знаний учащихся по одному из разделов биологии.

Тестовые задания для самоконтроля

1. Установите соответствие:

Ф.И.О. методиста

Дата издания книги

Название его главного методического труда

I. Половцов В.В.

II. Зуев В.Ф.

III. Герд А.Я.

IV. Верзи-

лин Н.М.

1) 1786 г.

2) 1877 г.

3) 1957 г.

4) 1907 г.

А) Краткий курс естествознания

Б) Развитие биологических понятий

В) Начертание естественной истории;

Г) Основы общей методики естествознания

2. Выберите правильный ответ:

Между школьным предметом биологии и биологической наукой существуют различия в:

А) методах добывания новых знаний;

Б) целях;

В) в объектах изучения;

3.Впишите недостающие звенья:

Домашняя работа – это………………………………………..., служащая для ………....……………………………………, связанных с …………………….......................................................................

4.Соотнесите типы уроков и дидактических задач:

А) обобщающий 1. сформировать и закрепить новые знания;

Б) комбинированный 2. познакомить с тем, что будет изучаться в теме, курсе;

В) новых знаний 3. проверить знания предыдущего урока, сформировать и закрепить новые знания и умения;

Г) вводный 4. проверить и закрепить знания и умения по всей теме

5. Впишите недостающие звенья:

Лабораторная работа - это……………………………………

………………………………………………………………... По способу организации деятельности учащихся она может быть:

1)…………………………..

2)…………………………………………..

3)…………………………………………

и выполняться:

а)……………………………………

б)………………………………………… в)……………………………………………….

6. Установите соответствие:

Формируемое понятие

Оптимальные методы обучения

Оптимальные формы

обучения

I – анатомии-

ческое

II- физиологи-

ческое

III- экологи-

ческое

1. наблюдение

2. распоз-

навание под микроскопом

3. постановка опыта

А) экскурсия

Б) домашняя работа

В) урок

7. Из перечисленных признаков выберите характерные:

А) для внеклассной работы; Б) для внеурочной работы;

1. занятия обязательные;

2. занятия добровольные;

3. за результаты работы ставится оценка;

4. за работу не ставится оценка;

5. содержание тесно связано с уроками;

6. содержание относительно связано с уроками;

7. выполняется индивидуально или группами;

8. выполняется группами или массово.

8. Исключите лишнее:

К материальной базе обучения биологии не относится:

А) кабинет биологии;

Б) урок биологии;

В) уголок живой природы;

Г) учебно-опытный участок;

Д) учебник биологии.

Вопросы к экзамену

1. Зарождение отечественной методики обучения. Первый учебник по естествознанию, его характеристика и вклад автора в методику обучения биологии.

2. Особенности методики обучения биологии в первой половине Х1Х века. Характеристика школьных учебников естествознания этого периода.

3. Развитие методики биологии во второй половине Х1Х века. Вклад отечественных методистов Д. Кайгородова, А. Герда и др. в методику преподавания биологии.

4. Создание методики биологии как педнауки в начале ХХ века. Вклад В. Половцова, Б. Райкова и др. методистов в развитие этой науки. Особенности методики обучения биологии в первые годы советской власти.

5. Коренной перелом в методике обучения биологии (1932г). Методика обучения биологии во второй половине ХХ века.

6. Содержание биологического образования на современном этапе, характеристика основных компонентов содержания образования.

7. Развитие и методика формирования биологических понятий в школьном предмете.

8. Методика формирования умений и навыков в процессе обучения биологии.

9. Воспитание в процессе обучения биологии и формирование научного мировоззрения.

10. Структура учебно-методического комплекса и учебника биологии.

11. Урок как основная форма обучения биологии.

12. Внеурочная и внеклассная формы обучения биологии, их характеристика.

13. Экскурсия как важная форма обучения биологии.

14. Методы и методические приемы обучения биологии, их классификация.

15. Характеристика словесных методов обучения и их применение в учебно-воспитательном процессе.

16. Характеристика наглядных методов обучения и их применение в учебно-воспитательном процессе.

17. Характеристика практических методов обучения и их применение в учебно-воспитательном процессе.

18. Средства обучения биологии, их классификация и назначение.

19. Виды и методы контроля знаний, умений.

20. Особенности методики обучения учащихся биологии в среднем звене общеобразовательной школы.

21. Особенности методики обучения учащихся биологии в старшем звене общеобразовательной школы.

22. Учебно-опытный участок и его назначение.

23. Уголок живой природы и его роль в учебно-воспитательном процессе биологии.

24. Кабинет биологии, его составляющие и назначение.

Литература

1. Пономарева И.Н. и др. Общая методика обучения биологии. Учеб. пособие для студ. пед. вузов- М.: Изд. центр «Академия», 2003.

2. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. Учеб. пособие для студ. пед. вузов, изд. 3-е. – М.: Просвещение, 1986.

Дополнительная:

1.Петрищева Г.С. Системное использование учебника биологии в разделе «Растения…». Учеб. пособие для студ. пед. вузов естественных специальностей. – Бийск: НИЦ БиГПИ, 2000.

2. Петрищева Г.С. Дифференцированное обучение и его учебное обеспечение. Учеб. пособие для студ. пед. вузов естественных специальностей. - Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М.Шукшина, 2003.

3. Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии /А.Н.Мягкова и др. – М.: Просвещение, 1988.

4. Сборник понятий и терминов к теме «Тип Членистоногие» /Т.П.Рябикова и Л.Н.Сивохина.- Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1993.

5. Поурочные планы по теме «Тип Членистоногие». Метод. рекомен. для студ. /Л.Н.Сивохина. – Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1993.

6. Использование средств обучения при обучении биологии /А.М.Розенштейн и др. – М.: Просвещение, 1989.

7. Зверев И.Д., Мягкова А.Н Общая методика преподавания биологии в средней школе. – М.: Просвещение, 1985.

8. Мягкова А.Н., Комиссаров Б.Д. Методика обучения общей биологии. – М.: Просвещение, 1985.

9. Методика обучения ботанике /Под ред. Н.В.Падалко и др. – М.: Просвещение, 1983.

10.Шалаев В.Ф. Методика обучения зоологии. – М.: Просвещение, 1985.

11. Бруновт Е.П. и др. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1973.

12. Белов И.Г., Корчагина В.А. Уроки ботаники в 5-6 классе. – М.: Просвещение, 1974.

13. Кузнецова В.И.Уроки биологии в 6-7 классе: Растения, бактерии, грибы, лишайники. – М.: Просвещение, 1991.

14. Бровкина Е.Т., Казьмина Н.И. Уроки зоологии. – М.: Просвещение, 1987.

15. Корсунская В.М. Уроки общей биологии. – М.: Просвещение, 1986.

16. Конюшко В.С. Как подготовить урок биологии. - Минск: Народная Асвета, 1988.

17. Калинова Г.С. и др. Методика изучения разделов «Растения, бактерии, грибы, лишайников». – М.: Просвещение, 1989.

18. Игошин Г.П. Уроки биологии в 6 классе. Развернутое планирование. - Ярославль: Академия развития, 2002.

19. Илларионов Э.Ф. Поурочные разработки по биологии: Растения, бактерии, грибы, лишайники 6 (7) класс. – М.: Вако, 2003.

20. Бинас А.В., Маш Р.Д. и др. Биологический эксперимент в школе. – М.: Просвещение, 1996.

21. Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся: Раздел «Растения». - М.: Просвещение, 1988.

22. Нога Г.С. Опыты и наблюдения над растениями. – М.: Просвещение, 1976.

23. Васильева Е.М. и др. Эксперимент по физиологии растений в средней школе. – М.: Просвещение, 1978.

24. Луцкая Л.А., Никишов А.И. Самостоятельные работы учащихся в разделе «Животные». – М.: Просвещение, 1989.

25. Рыков Н.А. Руководство к лабораторно-практическим занятиям по методике зоологии. – М.: Просвещение, 1976.

26. Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии: Животные. – М.: Просвещение, 1989.

27. Воронин Л.Г, Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1983.

28. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии: Человек. – М.: Просвещение, 1989.

29. Беркинблит М.Б. и др. Задачи по физиологии человека и животных. – М.: Мирос, 1995.

30. Рохлов В.С. Школьный практикум. Биология 9 кл. «Человек». – М.: Дрофа, 1998..

31. Методика обучения разделу «Эволюция» в школьном курсе общей биологии / Состав. Л.Н. Сухорукова. – Ярославль: Изд-во ЯГПИ им. К.Д.Ушинского, 1992.

32. Сухова Т.С. Урок биологии: технологии развивающего обучения. – М.: Вентана-Граф, 2001.

33. Машанова О.Г., Ефстафьев Тесты, вопросы и задачи по биологии. – М.: Московский лицей, 1996.

34. Специфика и методика урока биологии современной школы. Метод. рекомен. /Состав. Г.Д. Сидельникова и Л.В.Нироева. Новокузнецк, 1989.

35. Папорков М.А., Клинковская Н.И. и др. Учебно-опытная работа на пришкольном участке. – М.: Просвещение, 1990.

36. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М., 1994.

37. Марина А.В., Соломин В.П. и др. Школьное биологическое образование: проблемы и пути их решения. Учебное пособие к курсу методики преподавания биологии.- СПб.: НИИ Химии СпбГУ, 2000.

38. Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ. Пособие для учителя. – СПб.: Акцидент, 1998.

39. Денисова Т.С. и др. Внеурочные работы по биологии. – М.: Просвещение, 2002.