Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 23

 

Поиск            

 

Задачи : 1 Познакомится с теоретическим обоснованием жанров и стилей древнерусской литературы. Расширить рамки школьной программы по теме История древнерусской литературы

 

             

Задачи : 1 Познакомится с теоретическим обоснованием жанров и стилей древнерусской литературы. Расширить рамки школьной программы по теме История древнерусской литературы

Красноармейский отдел образования

Приход в честь Архангела Михаила
Районные Кирилло-Мифодьевские чтения

:

«Жанры древнерусской литературы и литературное наследие протопопа Аввакума»

подготовила :

Шестопалова Анастасия Сергеевна

Ученица 10 класса

МОУ Ленинской СОШ

Научный руководитель :

Мурзабаева Мансура Алексеевна

Учитель русского языка и литературы

высшей категории.

2011 г




Цель: Изучение жанров древнерусской литературы

Задачи : 1 Познакомится с теоретическим обоснованием жанров и стилей древнерусской литературы.

2 Расширить рамки школьной программы по теме «История древнерусской литературы.

3 Узнать о культуре и истории России через памятники древнерусской литературы.

Актуальность : На уроках истории и литературы мы изучаем древнерусские источники, но недостаточное количество времени не дает возможности более глубокого их изучения.

Практическая значимость : можно использовать на классных часах, научно-практических конференциях, и на Кирилло- Мефодиевских чтениях.

Содержание:

Введение ………………………… ……………………………………………….2

Глава 1 Разнообразие жанров древнерусской литературы…………...4
Летопись…………………………………………......…………………..5
Воинская повесть………………………………………………………..6

Глава 2 Житийная литература………………………………………………..7
Житие и литературное наследие протопопа Аввакума……………….9
«Сказание» о Борисе и Глебе…………………………...………………..12

Заключение ………………………………………………………………...…….15

Список литературы………………………………………………………...….…16

Введение

Древнерусской литературе принадлежит значительное место в культурном наследие России. Система нравственных ценностей взгляд на мир человека художественное своеобразие, сформировавшееся в этот период, питали и определяли развитие последующей русской культуры и литературы. Не зная древнерусской литературы очень трудно до конца понять глубину творчества многих отечественных писателей.

В литературе древней Руси отразились различные периоды становления российского государства с 11 по 18 век. В произведениях содержится бесценный исторический материал: мы узнаём о событиях происходящих в прошлом о выдающихся государственных деятелях, у нас возникает живое представление о простых людях самых разных сословий живших в той далёкой эпохе.

Древнерусская литература возникла в 11 веке после принятия христианства как литература духовная религиозная. Слово текст должны были раскрывать христианские истины приобщать к религиозной мудрости. Истории о вымышленных происшествиях не привлекали внимание древнерусских книжников. Они рассказывали о том, что по их представлениям реально произошло. Древнерусская литература почти не допускала вымысла и строго следовала факту. Задача древнерусского автора - передать истину.

Однако древнерусская литература не являлась литературой исторической в настоящем смысле этого слова. В ней все (в том числе и образ героя) создавалось по канону - определённым правилам и образцам, поэтому часто образ исторического деятеля был далёк от реальности. В различных произведениях образ идеального князя был неизменным: благочестие, смелость, милосердие, справедливость являлись его обязательными качествами. Стремление создать идеальный образ не давало возможности воспроизвести реальные черты исторической личности и конкретные исторические события.

Глава 1. Разнообразие жанров древне - русской литературы.

Летопись

Летопись - погодовой, более или менее подробный рассказ о событиях. Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: «в лето» - отсюда название - летопись. В Византии назывались хрониками; в Западной Европе в средние века анналами и хрониками.

Летописи - это древние исторические произведения, в которых по годам описывалось все, что происходило на русской земле в древние времена. Самые первые летописи появились на Руси в ХI веке, но события, которые в них описываются, относятся еще к IX веку.

Древние летописцы сначала писали свои рассказы на пергаменте (специально выделанной коже), а уж потом, с XV века - на бумаге. Из летописей люди узнали, какие племена жили раньше на русской земле и откуда произошло само название «Русь», о том, как воевали русские князья и с кем они воевали, как строили города и еще многое-многое другое.

Первым русским летописцем считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор, который жил в ХI веке и записывал все, что видел сам, а также то, о чем ему рассказывали старшие и о чем он читал в византийских хрониках - таких же исторических произведениях, в которых запись событий велась по годам.

Летописание было любимым занятием наших древних книжников. Оно считалось богоугодным и полезным делом, поэтому многие люди, которые знали грамоту, записывали для себя на память то, чему они были свидетелями, а при княжеских дворах, церквях и особенно монастырях существовали отдельные люди, в обязанности которых входило записывать обо всех событиях по годам.

В последующие века эти первичные летописи объединялись, и на их основе составлялись летописные своды. Со временем первичные летописи, которые велись в разных местах, почти все погибли, а вот летописные своды сохранились, и по ним можно узнать обо всем, что происходило в те давние времена на нашей земле. В таком же сводном изложении дошло до наших дней и древнейшее повествование о начале Русской земли. Этот летописный свод раньше назывался Летописью Нестора, а теперь его чаще называют Начальной летописью. В 10-е годы 12 века Нестером, монахом того же Киевского - Печёрского монастыря, была создана «повесть времённых лет», ставшая величайшим литературным памятником эпохи киевской Руси.

В первых строчках великого труда Нестор сформулировал свою задачу летописца: «се повести временных лет, откуда русская земля стала есть». Из летописи видно, как складывалось и крепло древнерусское государство, как расширялись её границы, как боролись с врагами. Тема родины является основной в «повести».

Интересы Руси диктуют летописцу ту или иную оценку событий, поступков князей. В «повести временных лет» звучит мысль о необходимости согласия между князьями, осуждаются княжеские распри, ослабляющие могущество русской земли, звучит призыв к единению в борьбе с внешними врагами. Основные элементы летописи сведения из русской истории, рассказы поучительного характера, народные придания.

Среди первых русских князей Нестора привлекает князь Олег - мужественный и мудрый воин. Благодаря своей смекалке он одерживает победу над греками, поставив свои корабли на колёса и пустив их под парусами по земле. Олег распутывает все козни и хитросплетения своих врагов-греков, заключает выгодный для России мирный договор с Византией и в знак одержанной победы прибывает свой щит на воротах царь - города.

Князь-воин прозван в народе «вещим», т.е. мудрым, знающим то, что другим не надо знать, волшебником, но и ему не удаётся уйти от судьбы, избежать который никто из людей не в силах.

Воинская повесть.

Воинская или историческая повесть была одним из ведущих жанров древнерусской литературы практически с момента зарождения словесности на Руси.

Основу воинской повести составляет изображение исторического события, связанного с героической борьбой народа против внешних врагов. Патриотический пафос повествования сочетается с публицистической оценкой происходящего, эпичность с взволнованным лиризмом. Центральный герой В. п. — обычно реальная историческая личность, представленная в качестве идеального воина-христианина. Большое место отводится красочному описанию сражений ("бысть сеча зла и ужасна"; "стрелы летяху, аки дождь"). Характерные черты В. п. представлены в "Повести временных лет" (начало 12 в.), в сказаниях о княжеских усобицах, о борьбе с печенегами и половцами в Галицко-Волынской летописи (12 в.) и особенно в "Слове о полку Игореве" (12 в.). Большое распространение получили переводные В. п.: "История Иудейской войны" Иосифа Флавия, "Александрия", "Девгениево деяние".

Центральной темой оригинальных В. п. 13—14 вв. становится борьба с татаро-монгольскими завоевателями; усиливаются религиозная трактовка событий и воздействие устного народно-поэтического творчества ("Повесть о Калкской битве" и "Повесть о разорении Рязани Батыем"). В конце 14 — начале 15 вв. В. п. испытывает воздействие агиографии и деловой письменности ("Сказание о Мамаевом побоище", "Задонщина", "Повесть о Московском взятии от царя Тахтамыша"). В ней противопоставлены стойкость, мужество русских и лютость, нечестие "поганых" татар. В уста положительных героев вкладываются благочестивые размышления — молитвы, изображаются религиозно-фантастические картины помощи небесных сил. Важный этап развития В. п. —"Повесть о взятии Царьграда" турками в 1453 Нестора-Искандера. Красочно-эмоциональные эпизоды сражений перемежаются с картинами вещих знамений. Традиции этой повести получили развитие в "Казанской истории" (середина 16 в.). В 17 в. В. п. приобретает демократический характер ("Повесть об Азовском сидении донских казаков" в 1637). Во 2-й половине 17 в. В. п. уступает место новым жанрам бытовой и авантюрно-приключенческой повести.

Глава 2. Житийная литература.

Житие

Наряду с летописями на Руси была очень популярна житийная литература. Жанр жития возник в Византии. В древнерусской литературе он появился как жанр заимствованный, переводной. На основе переводной литературы в 11 веке на Руси возникает и оригинальная житийная литература. Слово «житие» в церковно-славянском языке означает «жизнь». Житиями назывались произведения, рассказывающие о жизни святых - государственных и религиозных деятелей, чья жизнь и деяние были расценены как образцовые. Жития имели, прежде всего, религиозно - назидательный смысл. Входящие в них истории - предмет для подражания. Автор жития преследовал, прежде всего, задачу дать такой образ святого, которым соответствовал бы установившемуся представлению об идеальном герое. Из жизни святого брались те факты, которые соответствовали таким правилам, и замалчивалось все то, что этим расходилось. Иногда даже измышлялись события, не имевшие места в реальности. Такое свободное отношение к фактам было следствием того, что житийная литература ставила целью не достоверное изложение событий, а поучение, и авторов, прежде, всего, интересовало проявление святости героев.

Жития строились следующим образом: повествование начиналось вступлением, в котором объяснились причины, пробудившие автора приступить к повествованию; далее следовала основная часть - рассказ о жизни святого, его смерти и посмертных чудесах. Завершалось житие похвалой святому.

В житиях часто встречаются слова авторов греховности, невежестве, отсутствие дара слова. В действительности создатели жизнеописаний святых были образованными и умными людьми, но они старались подчеркнуть свою скромность, смирение, поскольку осмелились писать жития. Создатели житий упоминали свои имена лишь тогда, когда не обходило было придать достоверность повествованию: например, в тех случаях, когда они были очевидцами событий из жизни святого.

Во второй половине 13 века было создано житие новгородского и великого Владимирского князя Александра Ярославовича, прозванного Невским. С его именем связаны победы над шведами (Невская битва 1240г.) и над немецкими рыцарями (Ледовое побоище 1242.). Автор показывает князя ревностным защитником православия и умелым политиком « Повесть о жизни Александра Невского» вписало в себя традиции, как житийной литературы, так и воинской повести и стало образом княжеского жизнеописания.

В 1417-1418г. Епифаний Премудрый создает житие преподобного Сергия Радонежского - основателя и игумена Троице - Сергиева монастыря. До принятия монашества с Сергием (тогда носившем мирское имя Варфоломей) происходят три чуда, указывающие на его богоизбранности. Еще до рождения Варфоломей во время богослужения трижды громко закричал в чреве матери. Младенцем ребенок отказывался от молока матери, когда она ела мясную пищу в дни поста. В отрочестве Варфоломей обрел дар понимания книжной грамоты благодаря чудотворному хлебцу, который вручил ему некий старец.

Сергий Радонежский играл значительную роль в политической и церковной жизни Руси второй половины 14 века, его нравственный авторитет был непререкаем.

К жизнеописанию святого обращались многие авторы. В 20 веке русский писатель Борис Константинович Зайцев написал повесть о Сергии Радонежском, которая свидетельствует о том, что житийный жанр продолжает свою литературную жизнь.

Жития представляли собой жизнеописание государственных и религиозных деятелей, кого церковь признавала святым, т.е. чьи имена были канонизированы. По своему характеру жития были назидательны и благодаря несложному сюжету легко воспринимались читателями. Автор жития давал такой образ святого, который примером своей жизни утверждал истинность основных положений христианского вероучения. Например, «Сказание о Борисе и Глебе» повествует о братьях - мучениках. Первым причисленных русской православной церковью к лику святых.

Сюжет об идеальной братской любви, верности долгу и Русской земле был очень популярен, так как Русь этой эпохи сотрясали постоянные княжеские междоусобицы.

Автором жития Бориса и Глеба был монах Киево- Печерского монастыря предобрый Нестар. Ему же принадлежит еще одно жизнеописание - Феодосия Печерского. Образ святого получился очень живым и ярким: «Был же он по истине человек Божий, святило, всему миру,видимое и всем освещающие путь черноризцам: смирением, и разумом, и покорностью, и прочим подвижничеством; все дни, трудясь, не давая ни рукам, ни ногам своим покоя. Часто ходил он в пекарню, с радостью помогая пекарям месить тесто и выпекать хлеб. Он ведь был, как я говорила прежде, телом крепок и силен. А страждущих всех наставлял, укреплял и утешал, чтобы не знали усталости в своих трудах». «Житие Феодосия Печерского» - это художественное изображение жизни, со страниц этого памятника смотрят на нас словно живые лица той далекой эпохи, в нем раскрываются патриотические раздумья автора о судьбах его родной земли.

Житие протопопа Аввакума – яркое свидетельство жизнеописания святого, и кроме всего, любопытным и вызывающим особый интерес является его литературное наследие.

1. Биография протопопа Аввакума.

Аввакум Петрович, протопоп Юрьевца Поволжского, известный расколоучитель 17 века. Родился в 1620 или 1621 году в селе Григорьеве ( Теперешней Нижегородской губернии, Княгининского уезда). Отец его священник Петр, «прилежаше пития хмельного»; воспитанием занималась мать, Мария, женщина благочестивая, сумевшая передать детям свою религиозность. Вероятно, под её влиянием в Аввакуме с юных лет замечается известное аскетическое настроение; ей он обязан до некоторой степени и своею книжностью. Земляками Аввакума были патриарх Никон, Иоанн Неронов, Павел, епископ коломенский, Илареон, архиепископ рязанский – те лица, с которыми ему впоследствии суждено было встречаться на общественном поприще. Женившись на односельчанке. Настасье Марковне, Аввакум на 21-м году был рукоположен в дьяконы, а в 1643 или 1644 году поставлен в священники. Добросовестное, ревностное отношение к делу привлекло к нему многих из его духовных детей, но некоторых вооружило против него. Особенно характерны столкновения его с какими то «начальниками» в селе Лопатицах, где он был попом: Аввакума били, «до смерти задавили», в него стреляли и, наконец, выгнали его из села в 1646 году. После этого Аввакум бежит в Москву, где находит покровительство у царского духовника, Стефана Вонифатьева, и у Ивана Неронова. Возвращается в Лопатицы, но в 1648 году снова изгнан оттуда и появляется в Москве. Здесь он пробыл до 1652 года и, вероятно, принимал деятельное участие в преобразовательных работах кружка Вонифатьева, в установлении единогласного наречного пения и во введении устной проповеди. Назначенный в 1652 году протопопом в Юрьевец, Аввакум пробыл в этом городе всего 8 недель; его проповеди и настойчивое поведение единогласия подняли против него местных жителей, и снова пришлось ему спасаться в Москву. Как раз около этого времени патриархом становится Никон, который вскоре расходится со своими прежними друзьями из кружка Вонифатьева. В 1653 году выходит первая новоисправленная книга, и издаются распоряжения против двуперстия и о сокращении числа земных поклонов за великопостной молитвой Ефрема Сирина. Против этих новшеств протестуют Аввакум и костромской протопоп Даниил: они подают челобитную царю, и начинается открытая борьба членов Вонифатьевского кружка с Никоном. Несколько месяцев спустя Аввакум был посажен в тюрьму при Андроньевом монастыре, а затем выслан в Тобольск. Через два года пришел указ об отправке его на Лену, а в 1656 году его назначили в экспедицию Афанасия Пашкова в Даурию. Поход Пашкова сопряжен был со всевозможными лишениями; приходилось переносить холод и голод, подвергаться нападениям инородцев. Аввакум кроме того, не раз испытывал на себе гнев «озорника»-воеводы, который однажды избил его до потери сознания. В 1662 голу по ходатайству московских друзей Аввакум был возвращен из ссылки. Снова принимается он энергично проповедовать против «ереси Никоновой». В городах и селах, в церквах и на торжищах, раздавалась его страстная речь и имела огромное влияние на народ. В 1664 году он добрался до столицы и был принят боярами, врагами Никона, «яко ангел». Чрезвычайно милостиво отнесся к нему царь Алексей Михайлович, приказавший поселить его в Кремле, на подворье Новодевичьего монастыря. «В походы, - рассказывает Аввакум – мимо двора моего ходя, кланялся часто со мною низенько-таки, а сам говорит : благослови де меня и помолися о мне! И шапку в ину пору мурманку снимаючи с головы, уронил, едучи верхом! А из кареты высунется бывало ко мне». Но пути Аввакума и его покровителей были разные: они боролись лично против Никона – Аввакум шел против Никонова дела, его церковных преобразований, с которыми бояре убеждали его примириться. Для Аввакума компромисс был невозможен; колебание его могло быть только минутным. Ободренный своей фанатичной женою, он ревностно обличает «еретическую блудню». Во всех действиях раскольнической общины он принимает в это время самое энергичное участие: он стоит во главе её, как один из самых смелых и талантлевых борцов за правую, старую веру, ка популярный проповедник, вполне понятный народу по своему языку, необыкновенно образному и реалистичному. До его ссылки вождем протеста был Неронов, но он ослабел, боясь быть под клятвою вселенских патриархов. Хотя старообрядцы и любили Неронова, авторитет его среди них был уже подорван. Кроме Аввакума, не было никого, кто мог бы занять место Неронова. Это время может считаться самой порой деятельности Аввакума. Пользуясь большой свободой, он действовал и словом, и писаниями: где можно, он вступает в споры с «никонианами», пишет против них обличительные послания, подает царю челобитные об отмене «еретических» новшеств. Царь и бояре сильно смущались «огнепальной» ревностью Аввакума. «Не либо им стало – замечает Аввакум, - как опять я стал говорить. Любо им, как молчу, да мне так не сошлось». Высшие духовные власти, видя сильный успех пропаганды А., решили принять меры против него и просили государя о его высылке, так как он «церкви запустошил». В августе 1664 года А. был отправлен в ссылку в Пустозерск, но до этого острога он не доехал и более года прожил на Мезени, продолжая свою противониконианскую пропаганду. В 1666 году он был привезен в Москву на суд вселенских патриархов. Расстриженный и преданный анафеме, вместе со своими единомышленниками, романовским попом Лазарем, диаконом Федором и иноком Епифанием, он в следующем году был отправлен в Пустозерск, где вскоре по прибытии был заключен в «земляную тюрьму». Несмотря на тягостные условия жизни в Пустозерске, А. продолжал свою борьбу за старую веру: из этого отдаленного уголка на всю Россию раздавалась его страстная, могучая речь. То обращался он к властям с увещанием обратиться к старой вере, то писал к своим единомышленникам, ободряя их, возбуждая их фанатизм, призывая к страданиям за истинную веру, наставляя их, как устроить свою жизнь, разрешая различные их недоумения. Так продолжалось до 14 апреля 1681 года, когда он, за «великие на царский дом хулы», был сожжен вместе с Лазарем, Федором и Епифанием

2. Литературное наследие.

. Сочинения А., число которых доходит до 60, можно распределить, помимо его автобиографии, на три разряда: 1) истолковательные беседы, 2) челобитные и 3) полемические и поучительные послания к отдельным лицам или к группам почитателей. Автобиография А. весьма любопытна: она написана как житие святого, «да незабвению предано будет дело Божие». Она должна подтвердить, что дело А. есть дело Божие — а это лучше всего доказывается чудесными знамениями. Отсюда множество сообщений о чудесах, бывших с А., и общий их смысл — освящение свыше мнений и деяний А. : Бог наказывает врагов старой веры и помогает верным ее исповедникам. При всех житийных прикрасах, к которым нужно отнести и неопределенность в обозначении лиц, места и времени, «Житие» А. представляет весьма значительную ценность как исторический источник, характеризуя как и самого А., так и московское общество середины XVII века в его отношении к никоновым преобразованиям. Уже в «Житии» А. проявляется его замечательный реализм, который еще ярче в его истолковательных беседах на Св. Писание. Прямо поразительно уменье А. применяться к пониманию своей паствы, и если иногда его выражения и образы грубы, то подобная грубость вполне соответствовала уровню духовного развития людей, к которым он обращался (для примера приведем сравнение Адама и Евы после грехопадения с пьяницами). Челобитные А. подавались царям Алексею Михайловичу и Феодору Алексеевичу, которых он пытается склонить на сторону поклонников старины: А. сперва как бы дружески уговаривает царей, а затем выступает с резким обличением. Что касается его посланий к последователям, то, независимо от фактического материала — наставлений об устроении жизни старообрядческой общины, об отношениях с никонианами, о разных обрядовых тонкостях, они имеют особенно важное значение по выражаемому в них настроению: А. не знает в деле веры никаких уступок и подобную же огнепальную ревность стремится возбудить и в своих единомышленниках. Он зовет их на страдания, которые рисует поэтическими чертами: «А в огне том здесь небольшое время терпеть, — аки оком мигнуть, так и душа выскочит. Боишься пещи той? Дерзай, плюнь на нее, не бойся! До пещи той страх; а егда в нее вошел, тогда и забыл вся. Егда же загорится, а ты увидишь Христа и ангельские силы с Ним, емлют душу ту от телес, да и приносят ко Христу: а Он-Надежа благославляет и силу ей дает божественную, не уже к тому бывает, но яко восперенна, туды же со ангелы летает, равно яко птичка попархивает, — рада, из темницы той вылетела». Такие картины сильно действовали на воображение последователей А. : они смело шли на страдания, и некоторые из них явились первыми проповедниками самосожжения.

«Сказание» о Борисе и Глебе.
Так называемое сказание о Борисе и Глебе («Сказание и страсть и похвала святую мученику Бориса и Глеба») – первое крупное произведение древнерусской агиографии. По наиболее вероятному представлению, написано оно было во второй половине XI в. – незадолго до торжественного перенесения гробницы Бориса и Глеба 2 мая 1072 г. В новую церковь в Вышгороде, сооруженную князем Изяславом Ярославичем. Составляя «Сказание» автор ( имя его нам неизвестно ) пользовался устной легендой и летописью. Сама тема подсказала ему и жанр повествования – мартирий. В центре «Сказания» - агиографически стилизированные портреты Бориса и Глеба и полный напряженного драматизма рассказ об их трагической гибели.
«Сказанию» предпослана коротенькая экспозиция. Составлена она в форме беглой фактической справки, цель которой познакомить читателя с действующими лицами предстоящего повествования. Здесь находим упоминание о князе Владимире – крестителе Руси, перечень его сыновей ( весьма не точный ) и некоторые необходимые сведения об основных участниках трагедии – Борисе и Глебе, Святополке и Ярославе. Видно, что автор явно торопился возможно скорее перейти к делу; свидетельствует об этом фраза, которой он обрывает экспозицию ( «Но не остану много глаголати, да не в многописании в забытье влезем»).
Образ Бориса приобрел в Сказании новый аспект – стойкого борца за «слово» божье ( в ожидании смерти он не случайно утешает себя евангельской цитатой: «Иже погубить душу свою мене ради и моих словес, обрящеть ю в животе вечьнем»). И даже – мученика за веру; автор так передает его мысли: «Како предатися на страсть, како пострадати … веру и соблюсти». Последнее – уже, конечно, невольная дань жанру, обмолвка: вере Бориса никто не угрожал.
Скорбная атмосфера, созданная автором вокруг Бориса особенно сгущается, когда тот, не в силах сдержать сердечного сокрушения, проливает слезы – обильные, заливающие все лицо, «горькие» и «жалостливые», сопровождающиеся тяжкими вздохами стенаниями. Это не простые слезы. Они – дар, который бог посылает «избранникам» своим. И они заразительны. При виде Бориса, проливающего слезы, все окружающие его «на Льте» ( на берегу Альты, где Борис был убит) возмущаются духом и тоже начинают «плакати» и «стенати». Сцена эта («хоровой плач») – одна из художественных находок автора.
Едва ли не самая показательная особенность «Сказания» как произведения литературного - широкое развитие в нем внутреннего монолога. Эта форма прямой речи была хорошо известна греческой агиографии; она не раз встречается у Кирилла Скифопольского. Но в литературу древнерусскую ее впервые внес автор «Сказания». Своеобразие ее в том, что такой монолог произносится действующими лицамикак бы «немо» - «в себе», «в сердци», «в уме своемь», «в души своей».
«Похвала», в которой «Сказание»заканчивается ,переключает его повествовательную часть в другой жанр – в произведение ораторской прозы, в так называемое похвальное слово. По содержанию «похвала» замечательна тем, что подчеркивает общерусское значение культа Бориса и Глеба. Они – небесные покровители Русской земли, ее надежные «столпа и утверждение». Они – грозное «оружие», «меча обоюдуостра»,с помощью которых народ русский и его князья охраняют «отьчество» свое от нашествия иноземцев, успешно подавляют как «усобьныя брани» (в феодальной среде), так и всякие «дьяволя шатания» в земле. Слава их выше славы Дмитрия Солунского, прославленного защитника своего города Солуни, ибо они – защитники не одного города, не двух, а всей земли Русской «спасение».

Заключение:

Каждый народ помнит и знает свою историю. В преданиях, легендах, песнях сохранялись и передавались из поколения в поколения сведения и воспоминания о прошлом. Общий подъём Руси в 11 веке, развитие письменности ,грамотности, появление образованных людей своего времени в княжеско-боярские, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы. «русской литературы без малого тысяча лет. Это одна из самых древних литератур Европы. Она древнее, чем литературы французская, английская, немецкая. Её начало восходит ко второй половине 10-го века. Из этого великого тысячелетия более семисот лет принадлежит периоду, который принято называть «древней русской литературой». Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет- мировая история, и эта тема- смысл человеческой жизни»,- пишет Д.С.Лихачёв.

Я согласна с мнением Дмитрия Сергеевича Лихачева. Действительно без прошлого нет настоящего, не будет будущего. Человечество должно использовать опыт, накопленный тысячелетиями, чтобы избежать ошибок и сохранить и развивать лучшее. А где мы подчеркнем сведения о прошлом? Прежде всего, в памятниках древне русской литературы, поэтому она так актуальна и современна всегда.

Список литературы:

1 Евангелие и древнерусская литература, Н. В. Давыдова, Москва,1992г.

2 Житие протопопа Аввакума, Москва. , 1987г.

3 Земля родная, Д. С. Лихачев, Москва,1983г.

4 История России, 10 кл., Москва.,2007г.


5 Истолрия русской литературы X – XVII веков, Д. С Лихачев, Москва ,1980г.

6 Литература, 9 кл., Курдюмова Т.Ф,2002г.


7 Хрестоматия по древнерусской литературе «Высшая школа»,М.Е. Федорова. Москва, 1969г.

8 Энциклопедический словарь.