Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 23

 

Поиск            

 

Является формирование представлений о мире как социокультурной реальности, взаимосвязи и взаимодействии всех элементов общественной жизни

 

             

Является формирование представлений о мире как социокультурной реальности, взаимосвязи и взаимодействии всех элементов общественной жизни

ВВЕДЕНИЕ

Общей целью курса “культурология” является формирование представлений о мире как социокультурной реальности, взаимосвязи и взаимодействии всех элементов общественной жизни.

Цель дисциплины – познакомиться с историей и теорией отечественной и мировой культурологии, получить современное решение культурологических проблем, рассмотреть такие вопросы как связь культуры и природы, культуры и цивилизации, раскрыть функции культуры в обществе и другие проблемы современной культурологи в соответствии с утверждённым Министерством образования Российской Федерации Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Цель исторического раздела – получить представление о специфике и основных закономерностях развития мировой и отечественной культуры.

Задачи дисциплины – сформировать понимание процессов в мировой и отечественной культуре и способность выбора собственной мировоззренческой позиции в культуре, а также выявить связь культурных явлений с выбранной профессиональной деятельностью.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Студент, изучивший курс культурологии, должен знать назначение, состав и специфику современного культурологического знания, основные теоретические подходы, методы, принципы, законы, категории и универсальные функции культуры;

- владеть содержанием таких понятий как культура, цивилизация, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, что такое межкультурные коммуникации, культурная традиция, культурная картина мира. Культурная самоидентичность, культурная модернизация;

- понимать сложность становления культуры как особого качества человеческого существования, её сущность и необходимость воспроизводства, зависимость человека от культуры;

- иметь представление о структуре культурного пространства, типологии культур, культурных кодах: знаниях и верованиях, ценностях и идеалах, регулятивах и нормах;

- иметь понятие о динамике культуры во времени, о проблеме направленности культурных процессов, об идее цикличности культурного развития, правильно понимать специфику процессов самоорганизации в культуре, иметь представление о концепциях культурного полицентризма и множественности культур;

- знать основные этапы развития и особенности русской культуры, осознавать единство и многообразие мировых культурных процессов, правильно понимать этническое и национальное измерение культуры; различать элитарную и массовую культуру; знать современное решение проблемы: «Восток – Запад» в отечественной культуре;

- уметь оценивать достижения отечественной и мировой культуры, а также заботиться о сохранении и приумножении национального и мирового культурного наследия;

- использовать полученные знания для повышения своей общей и профессиональной культуры.

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Цель исторического раздела – получить представление о специфике и основных закономерностях развития мировой и отечественной культуры

Тема 1. КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

1. Проблема антропосоциогенеза.

2. Этапы развития архаической культуры.

3. Функции мифа в первобытном обществе. Первичные формы религиозности.

4. Основные виды первобытного искусства.

Историческая, археологическая и антропологическая периодизации и их роль в познании проблемы происхождения человека и культуры. Первобытное общество и его характеристика. Зарождение культуры как универсального механизма самоорганизации общественной жизни. Основные этапы формирования и развития архаической культуры. Неолитическая революция и её роль в развитии материальной и духовной культуры первобытного человека. Особенности культуры и искусства первобытного общества.

Миф как основная форма архаического сознания. Многомерность понятия “миф”. Функции мифа в первобытном обществе.

Первичные формы религиозности - анимизм, магия, фетишизм, тотемизм - как способы познания и освоения природного мира и составные части первобытной культуры.

Графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство как основные виды первобытного искусства. Роль орнамента в искусстве первобытного человека. Проявления архаики в современной культуре.

Основные понятия : антропосоциогенез, орудийно-трудовая теория, неолитическая революция, миф, мистическая сопричастность, анимизм, тотемизм, фетишизм, табу.

Вопросы для самоконтроля

1. Приведите анализ ранних форм общения с позиции современной культурной антропологии: значение обмена дарами для становления человека и его культуры (М. Мосс).

2. Какова роль «первичного монотеизма» и истоки магии и религии? (Дж. Фрезер).

3. В чём сущность «переживания «священного» и «мирского» пространства и времени в архаических ритуалах? (М. Элиаде).

4. Раскройте роль имени, возрастных инициаций, отношение к рождению и смерти. Раскройте понятие «партиципации» (Л. Леви-Брюль).

5. Что представляют собой ранние формы культуры как предмет изучения современной психологии религии (Е.А. Торчинов).

Контрольные вопросы и задания для обсуждения на семинаре

1. Какова специфика первобытной культуры?

2. Что такое неолитическая революция?

3. Каковы первые системы верований?

4. Что такое миф? Каково место мифов в жизни первобытного человека.

5. Как структурирована мифологическая картина мира?

6. Какие верования зародились в первобытном обществе?

Библиографический список

Основной

1. Солонин Ю.Н., Каган М.С. Культурология.: учеб.пособие / Ю.Н. Солонин, М.С. Каган. М.: Юрайт, 2010.

2. Драч Г.И, Штомпель О.М., Штомпель Л.А. Культурология: учеб. пособие / под ред. проф. Г.В. Драча / Г.И. Драч, О.М. Штомпель, Л.А. Штомпель. СПб.: Питер, 2010.

3. Романов Ю.И. Культурология: учеб.пособие / Ю.И. Романов. – СПб.: Питер, 2009.

4. Кармин А.С. Культурология / А.С. Кармин. - СПб., Питер, 2010.

5. Гуревич П.С. Культурология: учеб.пособие / П.С. Гуревич. – М.: Омега-Л., - 2009.

Дополнительный

1. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества / В.П. Алексеев, А.И. Першиц: изд 5-е, испр. - М., 2001.

2. Антонян Ю.М. Миф и вечность Ю.М. Антонян. - М., 2001.

3. Глебкин В.В. Мир в зеркале культуры. Ч.I. Первобытнообщинная и традиционная культура, культура Древней Месопотамии, культура Древнего Египта: учеб.-метод. пособие / В.В. Глебкин. - М., 2000.

4. Квеннел Марджори, Квеннел Чарльз. Первобытные люди. Быт, религия, культура /Марджори Квеннел, Чарльз Квеннел. – М., 2005.

5. Куценков П.А. Начало. Очерки истории первобытного и традиционного искусства / П.А. Куценков. – М., 2001.

6. Ларичев В.Е. Прозрение: Рассказы археолога о первобытном искусстве и религиозных верованиях / В.Е. Ларичев. – М., 1990.

7. Пивоев В.М. Функции мифа в культуре / В.М. Пивоев // Вестник МГУ. Серия Философия. 1993. № 3.

8. Платонов И.В. Неолитическая революция / И.В. Платонов // Преподавание истории в школе. 2004. № 6.

9. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства / А.Д. Столяр. - М., 1985.

10. Тайлор Э.Б. Первобытная культура / Э.Б. Тайлор. - М., 1989.

11. Токарев С.А. Ранние формы религии / С.А. Токарев. – М., 1990.

12. Виртуальный музей “Первобытное искусство”. http://vm.kemsu.ru.

Тема 2. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

1. Социальные и мировоззренческие основы культуры Древнего Востока.

2. Возникновение древневосточных религий.

3. Художественная культура Древнего Востока.

Древний Восток: единство и многообразие. Появление городов, письменности и раннегосударственных институтов. Проблема восточной деспотии и “азиатского” способа производства.

Характерные черты “речных” цивилизаций Древнего Востока: традиционализм как тип цивилизационного развития, господство мифологического сознания, обожествление личности правителя, тесная связь с природой и др.

Особенности культуры арабского Востока.

а) Древний Египет. Развитие гидротехники, обработки камня и металла. Основные черты культуры Египта (культ вечности, зооморфизм, строительство пирамид, стабильность стиля и синтез всех жанров и др.). Религия и жрецы в системе государственной власти.

б) Социальные основы индо-буддийского типа культуры. Принцип “единства в многообразии”. Синтез архитектуры, скульптуры, живописи. Ведическая культура индоарийцев. Брахманизм, индуизм, буддизм, джайнизм. Индо-мусульманский синтез. Космологические основы власти и кастовая структура общества. Влияние древнеиндийской культуры на мировую культуру.

в) Древний Китай. Древнекитайская картина мира. Этико-политическая доктрина конфуцианства. Система образования. Культ иероглифа. Даосизм и буддизм. Идея гармонического единства человека и природы.

Взаимовлияние культур Востока и Запада.

Основные понятия : восточная деспотия, азиатский способ производства, ирригационная теория, зооморфизм, индо-буддийский тип культуры, индо-мусульманский тип культуры, брахманизм, каста, буддизм, легизм, конфуцианство, ритуализированный этикет, даосизм, недеяние (у-вэй).

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте сущность отношения «учитель-ученик» как основного типа общения на Востоке.

2. Каков образ мудреца и пророка в библейской культуре? В чём её «анонимность» и традиционализм (С.С. Аверинцев).

3. Каковы архетипические черты культур Востока и Запада?

4. Что общее и особенное есть в «способах общения» культур Индии, Ирана, Египта и библейской Иудеи по В.С. Соловьёву.

Контрольные вопросы и задания для обсуждения на семинаре

1. Объясните происхождение государства на Древнем Востоке?

2. Что такое восточная деспотия?

3. Назовите первые письменные системы Древнего Востока.

4. В чём заключается этико-политическое учение конфуцианства?

5. Назовите основные положения этики буддизма.

6. Каковы особенности художественной культуры арабского Востока?

Библиографический список

Основной

1. Солонин Ю.Н., Каган М.С. Культурология.: учеб.пособие / Ю.Н. Солонин, М.С. Каган. М.: Юрайт, 2010.

2. Драч Г.И, Штомпель О.М., Штомпель Л.А. Культурология: учеб. пособие / под ред. проф. Г.В. Драча / Г.И. Драч, О.М. Штомпель, Л.А. Штомпель. СПб.: Питер, 2010.

3. Романов Ю.И. Культурология: учеб.пособие / Ю.И. Романов. – СПб.: Питер, 2009.

4. Кармин А.С. Культурология / А.С. Кармин. - СПб., Питер, 2010.

5. Гуревич П.С. Культурология: учеб.пособие / П.С. Гуревич. – М.: Омега-Л., - 2009.

Дополнительный

1. Афанасьева В.К. Искусство Древнего Востока / В.К. Афанасьева. - М., 1976.

2. Васильев Л.С. Цивилизации Востока: специфика, тенденции, перспективы / Л.С. Васильев // Цивилизации. Вып. 3. - М., 1995.

3. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке: (очерки общей теории) / Б.С. Ерасов. – М., 1990.

4. Ланда Р.Г. Восток: цивилизация, формация, социум / Р.Г. Ланда // Вопросы истории. 1995. № 4.

5. Любимов Л.Д. Искусство Древнего Мира / Л.Д. Любимов. - 4-е изд. перераб. и доп.- М., 2002.

6. Мечников Л. Цивилизация и великие исторические реки / Л. Мечников. – М., 1995.

7. Мировая художественная культура. Древний мир. http://www.mhk.spb.ru/

Тема 3. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

1.Специфика древнегреческой культуры. Этико-эстетические представления древних греков.

2.Основные этапы развития эллинской культуры.

3.Основные черты римской культуры.

4.Основные этапы развития римской культуры.

5.Влияние античной культуры на дальнейшее развитие цивилизации.

Периодизация и особенности античности как типа культуры.

Культура Древней Греции. Природно-географические и социально-экономические условия формирования греческой культуры. Своеобразие крито-микенской культуры, её взаимосвязь с культурами Древнего Востока. Формирование античного полиса. Античная мифология и религия. Особенности художественной культуры. Зарождение и развитие философии.

Культура эпохи эллинизма ( IV- I вв. до н.э.). Политико-культурная деятельность Александра Македонского. Обожествление личности царя и появление культа монарха. Космополитизм. Своеобразие культурного синтеза в эпоху эллинизма. Философия, наука, литература и искусство эллинизма.

Культура Древнего Рима. Этрусское влияние на формирование римской культуры. Происхождение латинского алфавита. Влияние Греции на религию и философию Рима. Проблема самобытности римской культуры и искусства. Римское право. Религиозный синкретизм. Влияние восточных культур и появление христианства.

Вклад культурного наследия античности в становление европейской культуры и цивилизации.

Основные понятия : космос, логос, космоцентризм, антропоценризм, антропоморфный политеизм, полисная демократия, агональность, калокагатия, эллинизм, республика, софистика, эклектика, прагматизм.

Вопросы для самоконтроля

1. Каков образ «античности» в современных историко-культурных исследованиях?

2. Что такое «Греческое чудо» как культурологическая проблема?

3. Каковы основные черты «Гомеровской эпохи» и её роль в процессах перехода от мифа к логосу (М.К. Петров)?

4. Раскройте архетипы античной культуры: Дионис и Аполлон (в интерпретации Фр. Ницше и Вяч. Иванова).

5. Что такое греческий полис, номос? В чём сущность «телесности» античного космоса (по А.Ф. Лосеву)?

6. Общие черты и различия стилей греческой и римской культур.

7. В чём заключается античный политеизм и «философский монотеизм»?

8. Каково этрусское влияние на формирование римской культуры?

9. Раскройте происхождение латинского алфавита.

Контрольные вопросы и задания для обсуждения на семинаре

1. Какие этапы в своём развитии прошла античная культура?

2. Каковы отличительные черты крито-микенской цивилизации?

3. Как можно охарактеризовать религиозные представления древних греков?

4. Что такое калокагатия? В чём заключается этико-эстетический идеал древних греков?

5. Какими достижениями в области архитектуры характеризуется классический период?

6. Какое влияние оказал принцип агональности на развитие греческой культуры?

7. Какая цивилизация предшествовала становлению римской культуры?

8. Какое влияние оказала культурное наследие Древней Греции на развитие культуры Древнего Рима?

9. Как происходило становление христианства в Римской империи?

Библиографический список

Основной

1. Солонин Ю.Н., Каган М.С. Культурология.: учеб.пособие / Ю.Н. Солонин, М.С. Каган. М.: Юрайт, 2010.

2. Драч Г.И, Штомпель О.М., Штомпель Л.А. Культурология: учеб. пособие / под ред. проф. Г.В. Драча / Г.И. Драч, О.М. Штомпель, Л.А. Штомпель. СПб.: Питер, 2010.

3. Романов Ю.И. Культурология: учеб.пособие / Ю.И. Романов. – СПб.: Питер, 2009.

4. Кармин А.С. Культурология / А.С. Кармин. - СПб., Питер, 2010.

5. Гуревич П.С. Культурология: учеб.пособие / П.С. Гуревич. – М.: Омега-Л., - 2009.

Дополнительный

1. Античность: Иллюстрированная энциклопедия.- М., СПб., 2002.

2. Античность как тип культуры. - М., 1999.

3. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре / М.Л. Гаспаров. - М., 1998.

4. Грант Майкл. Цивилизация Древнего Рима / Майкл Грант. - М., 2003.

5. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры / Ф.Ф. Зелинский. - М., 1995.

6. Кошеленко Г.А. Эллинизм – встреча Востока и Запада / Г.А. Кошеленко. - М., 1989.

7. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима / К. Куманецкий. - М., 1990.

8. Любимов Л.Д. Искусство Древнего Мира / Л.Д. Любимов.- 4-е изд. перераб. и доп.- М., 2002.

9. Неверов О.Я. Культура и искусство античного мира / О.Я. Неверов. - М., 1981.

10. Петров М.К. Античная культура / М.К. Петров. - М., 1997.

11. Порьяз А. Мировая культура: Древняя Греция и Древний Рим / А. Порьяз. - М., 2001.

12. Эллинизм: Восток и Запад / отв. ред. Е.С. Голубцова.- М., 1992.

Тема 4. СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

1. Христианство как духовный стержень европейской культуры.

2. Хронологические границы средневековой культуры.

3. Место теологии, астрологии и алхимии в средневековой культуре. Проблема соотношения веры и знания.

4. Художественная культура средневековья.

Содержательное значение термина “средневековье” и хронологические рамки эпохи. Влияние наследия античности и варварской культуры на формирование культуры Средневековья. Христианская религиозность и символизм как доминанты средневековой культуры. Характерные черты культуры Западной Европы в Средние века.

Система средневекового знания и образования. Значение схоластики и алхимии. Появление первых университетов. Вера и знание: взаимодействие религии и науки.

Художественная культура Средневековья. Архитектура в искусстве средневековой Европы. Романский и готический стили. Содержание и значение народной смеховой культуры. Мировоззрение средневекового человека.

Место эпохи Средневековья в культурологическом процессе.

Основные понятия : христианство, западный католицизм, восточное православие, теоцентризм, эсхатология, патристика, схоластика, алхимия, теология, романский стиль, готический стиль.

Вопросы для самоконтроля

1. Проведите анализ архетипов и символов средневековой Европы.

2. Каковы отношения «варварства» и «христианства»? Что такое микрокосм и макрокосм, циклическое и эсхатологическое время? (по А.Я. Гуревичу).

3. Какова роль Средневековых университетов и схоластики в европейской культуре?

4. Обозначьте основные черты официальной, «куртуазной» и народной карнавальной культуры.

Контрольные вопросы и задания для обсуждения на семинаре

1. Каковы истоки культуры Западной Европы в Средние века?

2. Какое влияние оказала христианская религиозность на становление мировоззрения средневекового человека?

3. С чем было связано распространение суеверий?

4. Что такое схоластика?

5. Кто является автором официального учения римской католической церкви?

6. Что такое народная смеховая культура?

7. Какова специфика романского и готического стилей?

Библиографический список

Основной

1. Солонин Ю.Н., Каган М.С. Культурология.: учеб.пособие / Ю.Н. Солонин, М.С. Каган. М.: Юрайт, 2010.

2. Драч Г.И, Штомпель О.М., Штомпель Л.А. Культурология: учеб. пособие / под ред. проф. Г.В. Драча / Г.И. Драч, О.М. Штомпель, Л.А. Штомпель. СПб.: Питер, 2010.

3. Романов Ю.И. Культурология: учеб.пособие / Ю.И. Романов. – СПб.: Питер, 2009.

4. Кармин А.С. Культурология / А.С. Кармин. - СПб., Питер, 2010.

5. Гуревич П.С. Культурология: учеб.пособие / П.С. Гуревич. – М.: Омега-Л., - 2009.

Дополнительный

1. Средневековая художественная культура. Византия. Исламский мир. http://mirasky.hl.ru/

2. Добиаш-Рождественская О. Культура западно-европейского Средневековья / О. Добиаш-Рождественская. - М., 1987.

3. Словарь средневековой культуры / под ред. А.Я. Гуревича. - М., 2003.

4. Словарь по мировой художественной культуре / под ред. А.П. Садохина. - М., 2001.

5. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологи / Б.И. Кононенко. - М., 2003.

6. Культура и культурология: Словарь / сост. и ред. А.И. Кравченко. - М., Екатеринбург, 2003.

7. Культурология: Краткий тематический словарь.- Ростов-на-Дону, 2001.

Тема 5. КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

1. Гуманистическое мировоззрение Ренессанса.

2. Отношение к культуре античности и средневековья.

3. Художественная культура Ренессанса.

Социально-экономические предпосылки становления культуры Возрождения. Эпоха Возрождения как социокультурный переворот в Европе.

Роль Италии в становлении культуры Возрождения. Периодизация и характерные черты культуры эпохи Возрождения. Новые представления о человеке и его месте в мире.

Универсальность “титанов” эпохи Возрождения.

Хронологические рамки, особенности и важнейшие виды изобразительного искусства Северного Возрождения. Интерес к вопросам религиозного совершенствования, обновления католической церкви.

Вклад эпохи Возрождения в становление основ современной западноевропейской цивилизации.

Основные понятия : Ренессанс, гуманизм, гуманистическая антропология антропоцентризм, титанизм, пантеизм, утопия, макиавеллизм.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова роль Италии в становлении культуры Возрождения?

2. Назовите главные фигуры Проторенессанса.

3. Назовите представителей Высокого Возрождения.

4. В чём заключается универсальность “титанов” эпохи Возрождения?

5. Каковы хронологические рамки, особенности и важнейшие виды изобразительного искусства Северного Возрождения?

Контрольные вопросы и задания для обсуждения на семинаре

1. Что такое гуманизм? Как в культуре Эпохи Возрождения обосновывается достоинство человека?

2. Объясните происхождение названия эпохи Возрождения.

3. Как изменяется представление о боге и человеке в эпоху Возрождения в сравнении со Средними веками?

4. В чём сущность титанизма?

5. Что такое стихийный индивидуализм?

6. Каковы изобразительные каноны искусства Ренессанса?

7. Какое место и культуре Ренессанса занимает художественное творчество?

8. Как интерес к искусству стимулировал развитие европейской науки (естествознания)?

Библиографический список

Основной

1. Солонин Ю.Н., Каган М.С. Культурология.: учеб.пособие / Ю.Н. Солонин, М.С. Каган. М.: Юрайт, 2010.

2. Драч Г.И, Штомпель О.М., Штомпель Л.А. Культурология: учеб. пособие / под ред. проф. Г.В. Драча / Г.И. Драч, О.М. Штомпель, Л.А. Штомпель. СПб.: Питер, 2010.

3. Романов Ю.И. Культурология: учеб.пособие / Ю.И. Романов. – СПб.: Питер, 2009.

4. Кармин А.С. Культурология / А.С. Кармин. - СПб., Питер, 2010.

5. Гуревич П.С. Культурология: учеб.пособие / П.С. Гуревич. – М.: Омега-Л., - 2009.

Дополнительный

1. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение как исторический тип культуры / Л.М. Баткин. – М., 1991.

2. Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры / П.М. Бицилли. - СПб., 1996.

3. Бойл Д. Искусство Возрождения / Д. Бойл. – М., 2003.

4. Добиаш-Рождественская О. Культура западно-европейского Средневековья / О. Добиаш-Рождественская. - М., 1987.

5. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение / М.А. Гуковский. - Л., 1990.

6. Искусство Возрождения. - М., 1991.

7. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения: учеб. пособие для вузов / под ред. Л.М. Брагиной. - М., 2001.

8. Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы / Л.Д. Любимов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2003.

9. Мировая культура: Возрождение. Эпоха Великих географических открытий. – М., 2001.

10. От Ренессанса до века Просвещения. С 1492 по 1789 год. – М., 2003.

11. Руттенбург В.И. Титаны Возрождения / В.И. Руттенбург. - СПб., 1991.

12. Скворцова Т.Н. Северное Возрождение и культура позднего Средневековья в странах заальпийской Европы / Т.Н. Скворцова. – Воронеж, 2002.

Тема 6. ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ ( XVII- XIX ВВ.)

1. Научная революция Нового времени.

2. Художественные стили Западной Европы в XVII веке.

3. Культурная программа эпохи Просвещения.

4. Становление индустриальной цивилизации. Влияние научно-технического прогресса на развитие культуры.

5. Художественные направления XIX века. Кризисные явления в искусстве.

Культура XVII века как закономерное развитие идеалов Возрождения и Реформации. Начало становление европейской культуры как особого типа культуры. Научная революция: эмпиризм и рационализм. Формирование национальных культур и закладывание основ единой мировой культуры.

Барокко и классицизм – основные художественные стили Западной Европы в XVII веке.

Характерные черты и особенности эпохи Просвещения. Зарождение в ведущих европейских государствах и в США индустриальной цивилизации. Культурная программа “просвещенного абсолютизма”. Рококо и сентиментализм. XVIII век как век музыки.

Основные направления развития европейской культуры XIX века. Влияние научно-технического прогресса на развитие культуры. Взаимоотношения науки и искусства в XIX веке. Сциентизм. Основные художественные направления XIX века: романтизм, реализм, критический реализм и др. Усиление субъективного начала в искусстве. Декаданс как выражение кризисных явлений в культуре и общественной жизни.

Основные понятия : Реформация, протестантизм, эмпиризм, рационализм, барокко, классицизм, рококо, сентиментализм, Просвещение, прогресс индустриальное общество, романтизм, реализм, отчуждение, декаданс.

Вопросы для самоконтроля

1. Как рассматриваются проблемы взаимоотношений между человеком, обществом и государством в концепциях деятелей Просвещения?

2. В чём сущность феномена модернизма? Каково его соотношение с культурой Просвещения и романтизма?

3. Какова роль техники в культуре XIX века?

4. В чём заключается проблема отчуждения человека от культуры?

5. Какова судьба европейской культуры в философии иррационализма (А. Шопенгауэр, Фр. Ницше)?

Контрольные вопросы и задания для обсуждения на семинаре

1. Какое влияние оказала Реформация на развитие европейской науки и искусства?

2. Какой жанр особенно характерен для живописи европейского барокко?

3. Почему эпоха Просвещения называется «золотым веком утопии»?

4. Какая стилистическая форма начала ХVIII века стремилась к максимальному усилению индивидуального, личного начала?

5. Как в эпоху Просвещения изменяются требования к колориту живописных полотен?

6. Какой стиль стал порождением сугубо светской культуры?

7. В работах каких европейских мыслителей идея прогресса подвергается резкой критике?

8. Что такое отчуждение?

9. С чем связан примат эстетических идеалов над нравственными убеждениями в творчестве Ф.Ницще?

Библиографический список

Основной

1. Солонин Ю.Н., Каган М.С. Культурология.: учеб.пособие / Ю.Н. Солонин, М.С. Каган. М.: Юрайт, 2010.

2. Драч Г.И, Штомпель О.М., Штомпель Л.А. Культурология: учеб. пособие / под ред. проф. Г.В. Драча / Г.И. Драч, О.М. Штомпель, Л.А. Штомпель. СПб.: Питер, 2010.

3. Романов Ю.И. Культурология: учеб.пособие / Ю.И. Романов. – СПб.: Питер, 2009.

4. Кармин А.С. Культурология / А.С. Кармин. - СПб., Питер, 2010.

5. Гуревич П.С. Культурология: учеб.пособие / П.С. Гуревич. – М.: Омега-Л., - 2009.

Дополнительный

1. Западноевропейское искусство XVIII века. – Л., 1981.

2. Из истории классического искусства Запада. - М., 1989.

3. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: учебник / Т.В. Ильина.- 3-е изд., перераб. И доп. – М., 2004.

4. Кроллау Н.Е. Искусство века Просвещения / Н.Е. Кроллау // Преподавание истории в школе. 1999. № 5.

5. Культура эпохи Просвещения. - М., 1993.

6. Прусс И.Е. Западноевропейское искусство XVII века / И.Е. Прусс. - М., 1974.

7. Раздольская В.И. Европейское искусство XIX века. Классицизм, романтизм / В.И. Раздольская. – СПб., 2005.

8. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV-XVIII вв. - М., 1966.

Тема 7. МИРОВАЯ КУЛЬТУРА КОНЦА XIX – XX ВЕКОВ

1.Сущность и характерные черты искусства модернизма.

2.Основные художественные стили эпохи модернизма.

3.Искусство второй половины XX века. Постмодернизм и его место в социокультурном развитии человечества.

Периодизация и основные тенденции развития культуры конца XIX – XX веков. Развитие материальной культуры и нарастание кризисных явлений в духовной культуре. Место и роль науки в культуре ХХ века. Социокультурные последствия научно-технического развития.

Многообразие художественной жизни ХХ столетия.

Сущность и характерные черты модернистского искусства. Основные художественные стили эпохи модернизма. Импрессионизм. Символизм. Экспрессионизм. Сюрреализм. Абстракционизм.

Искусство второй половины ХХ - начала XXI века. Постмодернизм и его место в социокультурном развитии человечества. Новые течения в реализме.

Основные понятия : техника, техногенная цивилизация, научно-технический прогресс, модернизм, импрессионизм, символизм, экспрессионизм, сорреализм, абстракционизм, постмодернизм, коллаж, пастиш, постиндустриальное общество.

Вопросы для самоконтроля

1. В чём заключается проблема границ допустимого вмешательства в «природу человека» (в медицине, генной инженерии и т.д.)? Каковы пути её решения?

2. Приведите сравнительную характеристику теорий «глобальной культуры» и мультикультурализма.

3. Раскройте сущность представления о глобальной культуре-музее в постмодернизме.

4. Раскройте генезис и рамки постмодернистской литературы.

5. В чём сущность массовой литературы как питательной среды постмодерна?

6. Раскройте теорию абсолютизации театра. Что такое "Общество спектакля"?

Контрольные вопросы и задания для обсуждения на семинаре

1. Что такое техногенная цивилизация?

2. В чем заключается противоречие между человеком и машиной?

3. С какими факторами связан культурный кризис начала ХХ века?

4. Что объединяет все течения модернистской поэзии?

5. как осмысливается проблема человеческого существования в экзистенциализме?

6. Какой канон красоты выдвигает кубизм?

7. Назовите представителей крупнейшего модернистского течения в живописи ХХ века – сюрреализма?

8. Что послужило философским истоком и обоснованием сюрреализма?

9. Что такое «театр жестокости»? Каковы его функции и цели?

10. Объясните значение термина «постмодернизм.

11. В чём различие идеалов и ценностных установок модернизма и постмодернизма?

Библиографический список

Основной

1. Солонин Ю.Н., Каган М.С. Культурология.: учеб.пособие / Ю.Н. Солонин, М.С. Каган. М.: Юрайт, 2010.

2. Драч Г.И, Штомпель О.М., Штомпель Л.А. Культурология: учеб. пособие / под ред. проф. Г.В. Драча / Г.И. Драч, О.М. Штомпель, Л.А. Штомпель. СПб.: Питер, 2010.

3. Романов Ю.И. Культурология: учеб.пособие / Ю.И. Романов. – СПб.: Питер, 2009.

4. Кармин А.С. Культурология / А.С. Кармин. - СПб., Питер, 2010.

5. Гуревич П.С. Культурология: учеб.пособие / П.С. Гуревич. – М.: Омега-Л., - 2009.

Дополнительный

1. Бердяев Н.А. Кризис искусства / Н.А. Бердяев. - М., 1990.

2. Всемирный доклад по культуре, 1998 год: Культура, творчество и рынки.- М., 2001.

3. Западное искусство. XX век: Классическое наследие и современность. -М., 1992.

4. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца нашего столетия / И.П. Ильин. - М., 1998.

5. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: учебник / Т.В. Ильина.- 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2004.

6. Костеневич А.Г. От Моне до Пикассо / А.Г. Костеневич. - Л., 1989.

7. Культура и искусство в современном мире. - М., 1989.

8. Модернизм. Анализ и критика основных направлений. - М., 1987.

9. На грани тысячелетий: Мир и человек в искусстве XX века. - М., 1994.

10. Постмодернизм и культура. - М., 1991.

11. Рычкова Ю. Энциклопедия модернизма / Ю. Рычкова. – М., 2002.

12. Ревалд Джон. История импрессионизма / Джон Ревалд. – М., 2002.

13. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн / Д.В. Сарабьянов. – М., 1989.

14. Силичев Д.А. Постмодернизм: Экономика. Политика. Культура: учеб. пособие / Д.А. Силичев. – М., 1998.

15. Торшина Л.Е. Искусство XX века. Направление и мастера. Краткий словарь с введением и исторической справкой / Л.Е. Торшина // Преподавание истории в школе. 2000. № 4. -С. 9-23.

16. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда / В.С. Турчин. - М., 1993.

17. Халило В. Постмодернизм в системе мировой культуры / В. Халило // Иностранная литература. 1994. № 1. -С. 235-240.

18. Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Театр. Кино. Музыка / Л. Ришар. – М., 2003.

Тема 8. КУЛЬТУРА РОССИИ

1. Становление русской культуры. Культура Древней Руси (IX-XII вв.)

2. Отечественная культура XIII – XIX веков.

3. Серебряный век русской культуры.

4. Советский и постсоветский периоды развития отечественной культуры.

Геополитические характеристики русской культуры. Роль православия и Русской Православной Церкви в истории отечественной культуры.

Основные этапы развития русской культуры и её особенности. Дискретность в развитии русской культуры.

Язычество как форма мировоззрения восточных славян. Социокультурное значение принятия христианства. Памятники древнерусской литературы. Летописание как культурное явление. Иконопись. Особенности развития древнерусской архитектуры.

Культурные последствия феодальной раздробленности и монголо-татарского ига. Патриотическая тематика как фактор консолидации общерусского национального сознания и формирования общерусской этнической целостности.

Художественная культура Московской Руси. Начало книгопечатания.

Новые явления в русском зодчестве. Шатровый стиль. Творчество Ф. Грека, А. Рублёва и Дионисия.

Основные тенденции развития русской культуры в XVII веке: индивидуализация, обмирщение, демократизация, распространение элементов западноевропейской культуры, дифференциация и др. Начало формирования системы образования. Строгановская и годуновская школы в русской живописи.

Формирование и развитие национальной русской культуры в XVIII веке. Социокультурные последствия реформ Петра Великого. Создание системы светского образования. Русский классицизм и русское барокко. Культура народная и дворянская.

Золотой век русской культуры. Завершение процесса складывания русского литературного языка и формирования национальной культуры. Особое место литературы в культуре XIX века. Художественные стили. Архитектура. Живопись. Музыка. Место XIX века в истории отечественной и мировой культуры.

Истоки и основные идеи религиозно-философского Ренессанса в России. Философия Вл. Соловьёва как идеологическая основа культуры Серебряного века.

Художественная культура Серебряного века. Ставка на искусство как средство сплочения людей перед угрозой мировой катастрофы. Место журнала и творческого объединения “Мир искусства” в культуре Серебряного века. Модернизм в искусстве. Авангард в живописи. Меценатство как социокультурное явление.

Место Серебряного века в отечественной и мировой культуре.

Общая характеристика и этапы советской культуры. Задачи культурной революции и культурное строительство в 20-30-е годы.

Особенности культурных процессов в 40-е годы. Изменения в культурной жизни страны в годы Великой Отечественной войны.

Советская культура в 50 – первой половине 80-х годов. Послевоенные идеологические компании. “Оттепель” и “застой” в культуре. Проблема инакомыслия в советской культуре. Массовая и официальная культуры.

Постсоветская культура. Противоречивый характер духовной жизни в современной России. Кризисное состояние постсоветской отечественной культуры: ориентация на получение прибыли, экспансия западной массовой культуры, размывание традиционных форм освоения культуры, сокращение научных исследований и др.

Четыре “волны” культурной эмиграции. Культура русского Зарубежья.

Поиски национальной идеи. Приоритетное развитие отечественной культуры как одно из важнейших условий возрождения Отечества.

Основные понятия : славянское язычество, двоеверие, агиография, шатровый стиль, крестово-купольный стиль, секуляризация, «московское барокко», Строгановская школа, годуновская школа, русский классицизм, народная культура, дворянская культура, «просвещённый абсолютизм», «золотой век», русский религиозный Ренессанс, всеединство, критицизм, Серебряный век, акмеизм, пролетарская поэзия, русский футуризм, авангардизм, классовый подход, Пролеткульт, тоталитаризм, «застой», «оттепель», советская драматургия, соцреализм, вестернизация.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите особенности формирования русской культуры.

2. Какое влияние оказала культура Византии на духовный уклад древнерусского общества?

3. Почему принятие христианства является переломным моментом в истории Руси?

4. Как в контексте русской культуры решалась проблема соотношения личности и общества?

5. Как происходит процесс становления русского архетипа в период Московского царства?

6. Что такое национальный характер?

7. В чём заключался процесс «обмирщения» русской культуры в XVII веке?

8. Что служит свидетельством поворота к европейской системе ценностей в русской культуре?

9. Какими достижениями в области культуры характеризуется «золотой век»?

10. Какое влияние оказала революция на русскую культуру начала ХХ века?

11. Какие мировоззренческие установки характерны для «серебряного века»?

12. Что такое русский авангард? Назовите его особенности, главные фигуры и течения.

13. Назовите основные тенденции развития отечественной культуры последней четверти XX века.

14. Чем характеризуется период «оттепели» в советской культуре?

15. Как реализуется программа охраны культурного наследия в современной России?

Контрольные вопросы и задания для обсуждения на семинаре

1. В чём сущность язычества как религиозной формы?

2. Что представляет собой древнерусская иконопись?

3. В чём специфика русского православия?

4. Назовите своеобразные черты Новгородского искусства.

5. Каковы специфические черты русского национального самосознания?

6. В чём заключается особенность русской культурной жизни XVII века?

7. Проследите эволюцию театрального искусства на протяжении XIX века.

8. Какова характерная черта новой культуры «серебряного века»

9. Какое направление в живописи представляют русские художники И. Репин, В. Суриков, И. Крамской?

10. Назовите течение в русской поэзии начала ХХ в., представители которого выступили за возврат к материальному миру, к употреблению слова в его точном значении?

11. Назовите направление в европейском и русском искусстве конца XIX-начала ХХ вв., проникнутое мистицизмом, таинственностью, стремлением постичь мир с помощью символов?

12. В чём заключается культурный плюрализм и поиски новой культуры в 1917-1932 годах?

13. Какие характерные черты присущи культура СССР в 30-е – 70-е годы?

14. Когда была осуществлена ликвидация массовой неграмотности в СССР?

15. Чем объясняется повышенный интерес к историческому роману?

16. Какими достижениями в области детской литературы характеризуется советский период?

Библиографический список

Основной

1. Курочкина Л.Я. Введение в культурологию. Теория культуры. Актуальные проблемы отечественной культуры: учеб. пособие / Л.Я. Курочкина. Воронеж: ВГТУ, 2004.

2. Солонин Ю.Н., Каган М.С. Культурология.: учеб.пособие / Ю.Н. Солонин, М.С. Каган. М.: Юрайт, 2010.

3. Драч Г.И, Штомпель О.М., Штомпель Л.А. Культурология: учеб. пособие / под ред. проф. Г.В. Драча / Г.И. Драч, О.М. Штомпель, Л.А. Штомпель. СПб.: Питер, 2010.

4. Романов Ю.И. Культурология: учеб.пособие / Ю.И. Романов. – СПб.: Питер, 2009.

5. Кармин А.С. Культурология / А.С. Кармин. - СПб., Питер, 2010.

6. Гуревич П.С. Культурология: учеб.пособие / П.С. Гуревич. – М.: Омега-Л., - 2009.

Дополнительный

1. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность Учеб. пособие для вузов. / Т.С. Георгиева. - М., 1998, 1999

2. Ляпустин Б.С. Проблемы развития культуры на рубеже тысячелетий в современной России. В кн.: Мир и Россия на пороге ХХI века: Вторые Горчаковские чтения / Б.С. Ляпустин. - МГИМО МИД России (23-24 мая 2000 г.). М., 2001.

3. Плаггенборг Ш. Революция и культура: Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма / Ш. Плагенборг. - СПб., 2000.

4. Кондаков И.В. Культурология: История культуры России: Курс лекций / И.В. Кондаков. - М., 2003.

5. Власов В.Г., Лукина Н.Ю. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм: Терминологический словарь. – СПб., 2005.

6. Культурология. ХХ век. Словарь / Под ред. С.Я. Левит. СПб., 1997.

7. Культурология. ХХ век. Энциклопедия / Под ред. С.Я. Левит. В 2-х т. СПб., 1998.

8. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник.- М., 1997.

9. Энциклопедия искусства ХХ века / Автор-составитель О.Б. Краснова.- М., 2003.

10. Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Театр. Кино. Музыка / Л. Ришар. – М., 2003.

ТЕМАТИКА ОВ

1. Ранние формы религии.

2. Роль традиций в культурах Древнего Востока.

3. Специфика культуры Древней Индии.

4. Конфуцианство и его роль в традиционной культуре Китая.

5. Буддизм – первая мировая религия: вероучение, культ, обрядность.

6. Ислам как основа культуры арабского Востока.

7. Художественные традиции исламского мира.

8. Законы гармонии и красоты в культуре Древней Греции.

9. Мифология и религия античности.

10. Общее и особенное в мифологии и религии Древней Греции и Древнего Рима.

11. Эллинистическая культура.

12. Роль римско-католической церкви в культуре Средневековья.

13. Место схоластики в средневековой культуре Западной Европы.

14. Особенности куртуазной культуры Западной Европы.

15. Университеты и их роль в средневековой культуре.

16. Содержание и значение народной смеховой культуры Средневековья.

17. Особенности гуманизма эпохи Возрождения.

18. Титаны эпохи Возрождения.

19. Реформация и её роль в становлении нового образа мира.

20. Протестантская версия христианства и европейская культура Нового Времени.

21. Культура эпохи Просвещения.

22. Место романтизма в художественной культуре Западной Европы.

23. Кризис искусства на рубеже XIX-XX веков.

24. Дегуманизация культуры ХХ века.

25. Постмодернизм в культуре ХХ века.

26. Язычество Древней Руси и его роль в славянской культуре.

27. “Двоеверие” русской культуры.

28. “Закон” и “благодать” в русской культуре.

29. Культурные преобразования эпохи Петра Великого.

30. Характер и особенности русского Просвещения.

31. Роль и значение литературы в русской культуре “золотого века”.

32. “Серебряный век” русской культуры.

33. Основные этапы развития советской культуры.

34. Советская культура: мифы и реальность.

35. Специфика современной социокультурной трансформации в России.

36. Перспективы и проблемы культурного единства человечества.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ (ЗАЧЁТ)

1. Понятие культуры.

2. Культура материальная и духовная: их единство и различие.

3. Основные функции культуры в обществе.

4. Языки культуры и их классификация.

5. Предмет культурологии и ее структура.

6. Культурология теоретическая и прикладная. Методы изучения культуры. Герменевтика как методология культурологии.

7. Доминирующая (господствующая) культура, субкультура и контркультура.

8. Понятие, предпосылки возникновения и социальные функции массовой культуры.

9. Элитарная культура как антипод массовой культуры.

10. Понятие “цивилизация” и ее признаки. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация».

11. Соотношение понятий “тип”, “типологизация”, “типология” культуры. Критерии (основания) типологизации культур.

12. Типология культур Н.Я. Данилевского.

13. Типология культур О. Шпенглера и Ф. Ницше.

14. Этническая и национальная культура: понятие, единство, различие.

15. Культурные нормы, традиции и ценности. Культурные универсалии.

16. Понятие и модели социодинамики культуры. Сущность циклическихмоделей Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера и А. Тойнби.

17. Понятие и модели социодинамики культуры.

18. Природа и культура – важнейшие условия существования человека. Взаимодействие культуры и природы.

19. Культура и глобальные проблемы современности.

20. Зарождение культуры первобытного общества и ее особенности.

21. Искусство первобытного общества.

22. Мифы и их место в жизни первобытного человека. Верования в первобытном обществе.

23. Особенности культуры и цивилизации Древнего Востока.

24. Периодизация и особенности античности как типа культуры.

25. Характерные черты и основные достижения культуры Древней Греции.

26. Периодизация, условия возникновения и характерные черты культуры эллинизма.

27. Римская культура: ее источники, особенности, основные памятники и значение.

28. Периодизация, источники и основные черты культуры Западной Европы в средние века.

29. Романский и готический стили – важнейшие стили художественной культуры средневековой Европы.

30. Предпосылки, периодизация и основные черты культуры Возрождения.

31. Культура итальянского Возрождения.

32. Хронологические рамки, особенности и важнейшие виды изобразительного искусства Северного Возрождения.

33. Периодизация и особенности европейской культуры Западной Европы в Новое Время.

34. Культурно-историческое значение Реформации.

35. Барокко и классицизм – два пути художественного развития Западной Европы Нового Времени.

36. Основные направления развития европейской культуры в XVIII-XIX веках.

37. Периодизация и основные тенденции в развитии мировой культуры XX века.

38. Сущность и характерные черты искусства эпохи модернизма.

39. Основные художественные стили эпохи модернизма.

40. Особенности формирования русской культуры. Языческая культура восточных славян.

41. Культура Древней Руси.

42. Основные тенденции развития культуры России в XVII веке.

43. Развитие русской национальной культуры в XVIII веке. Социокультурные последствия реформ Петра Великого.

44. “Золотой век” русской культуры.

45. Русская культура “серебряного века”.

46. Общая характеристика советской культуры: этапы развития, достижения и недостатки.

47. Культура русского Зарубежья.

48. Современный этап развития отечественной культуры (1991-2004 гг.): проблемы и перспективы.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Раздел 2. Историческая культурология

  1. “Неолитическая революция” – это

А) переход власти в первобытном обществе от жрецов к военачальникам

В) приход на смену родовой общине протогосударств

С) переход от потребляющего хозяйства к производящему

D) смена палеолита неолитом

2. Слитность, нерасчленённость, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо - это

А) фетишизм

В) синкретизм

С) тотемизм

D) анимизм

3. Совокупность разновидностей человеческой деятельности по худо-

жественно-образному отражению действительности – это

А) культура в целом

В) материальная культура

С) цивилизация

D) искусство

4. Древнейшим видом изобразительного искусства принято считать

А) живопись

В) скульптуру

С) графику

D) архитектуру

5. Анимизм – это

А) вера в существование души и духов

В) вера в существование родственной связи между человеком и отдельным видом животного или растения

С) вера в существование потустороннего мира

D) наделение каких-либо предметов сверхъестественными свойствами

6. Ранняя форма религии, связанная с верой в существование кровно-

родственной связи между родом и определённым растением или

животным

А) брахманизм

В) фетишизм

С) анимизм

D) тотемизм

7. Как называется ранняя форма религии, связанная с верой в сверх естественные свойства некоторых реальных предметов?

А) фетишизм

В) буддизм

С) тотемизм

D) анимизм

8. Варварские племена, разрушившие Рим с такой жестокостью, что

их имя стало нарицательным

А) гунны

В) вестготы

С) готы

D) вандалы

9. Культура Древнего Востока включает в себя культуры

А) Древней Месопотамии, Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Китая

В) Двуречья, Древнего Египта, Древней Индии, Древнего Рима

С) Древней Месопотамии, Древнего Египта, Древней Индии и Древнего Китая

D) Древней Месопотамии, Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Китая и Древней Индии

10. Деспотизм стал социальной основой культуры

А) Древней Руси

В) Древнего Египта

С) Древнего Рима и Древнего Китая

D) всех культур Древнего Востока

11. Кастовый строй – общая черта многих древневосточных цивили-

заций, но в одном государстве он проявился с наибольшей силой.

Это государство –

А) Древняя Индия

В) Вавилон

С) Древний Египет

D) Древний Китай

12. Древнейший вариант письменности носит название

А) клинопись

В) алфавит

С) иероглифы

D) линейно-слоговое письмо

13. Древнекитайская храмовая постройка носит название

А) зиккурат

В) пирамида

С) мастаб

D) пагода

14. Школы древних шумеров назывались

А) палестрами

В) “домами табличек”

С) лицеями

D) гимназиями

15. Санскрит как совершенная литературная форма использовался

А) на острове Крит

В) в Древней Индии

С) в Ассирии

D) в Древнем Китае

16. Связь с полисом – характерная черта

А) эгейской культуры

В) культуры Ассирии

С) древнегреческой культуры

D) культуры Древнего Китая

17. Периодом наивысшего расцвета древнегреческой культуры является

А) эпоха эллинизма

В) гомеровский период

С) архаический период

D) классический период

18. Олимпийские игры являлись неотъемлемой чертой культуры

А) Древнего Рима

В) Древней Греции

С) Древнего Китая

D) Ассирии

19. Особенность древнегреческой культуры, состоящая в стремлении к состязательности в различных сферах культуры, отражена в понятии

А) агонистика

В) калокагатия

С) пайдейя

D) антропоцетризм

20. Философия как самостоятельная наука зародилась в

А) Древнем Китае

В) Древнем Риме

С) Древней Греции

D) Древней Индии

21. Назовите древнегреческого философа, автора знаменитого изречения: “Человек – есть мера всех вещей”

А) Сократ

В) Протагор

С) Аристотель

D) Платон

22. Под культурой эллинизма подразумевают культуру

А) Древней Греции

В) Древней Греции и Древнего Рима

С) государств, образовавшихся после распада империи Александра

Македонского

D) острова Крит

23. Появление в IV в. до н.э. двух философских направлений: стоицизма и эпикурейства характеризует культуру

А) эпохи эллинизма

В) Древнего Востока

С) Древнего Китая

D) Древней Греции

24. Александрийский Мусейон являлся

А) первым в мире музеем скульптуры

В) храмом, возведённым в честь Александра Македонского

С) хранилищем произведений прикладного искусства

D) крупнейшим научным и библиотечным центром

25. Гардарика – это древнескандинавское название

А) Швеции

В) Германии

С) Руси

D) Франции

26. Вид монументальной живописи, представляющий собой изображение из кусочков цветного мрамора или цветного стекла, называется

А) фреской

В) мозаикой

С) витражом

D) арабеской

27. Мозаика представляет собой

А) разноцветную роспись по стеклу

В) настенную роспись по сырой штукатурке

С) композицию из разноцветного стекла, пропускающего свет

D) изображение, выполненное из кусочков цветного мрамора или цветного непрозрачного стекла, смальты

28. Древнерусская иконопись представляет собой

А) комплекс различных местных школ (киевский, новгородской, владимирской и др.), основанных на традициях византийской иконописной

школы

В) самостоятельное направление в станковой живописи

С) разновидность монументальной живописи

D) явление, идентичное церковной живописи Западной Европы

29. Переходным рубежом между варварством и цивилизацией для Руси послужило

А) призвание варягов

В) захват дружиной князя Олега Киева и последовавшее за этим объединение двух славянских традиций

С) принятие христианства в качестве государственной религии

D) административная реформа князя Владимира Святославовича

30. Самым древним и известным литературным произведением, содер-

жащим сведения по культуре Древней Руси, является

А) “Слово о погибели русской земли”

В) “Слово о законе и благодати”

C) “Повесть временных лет”

D) “Моление Даниила Заточника”

31. Парсуна представляет собой

А) тип храмовой росписи

В) вид монументальной живописи, представляющей собой изображение

из цветных камней или стекла

С) настенную роспись по сырой штукатурке

D) первый в русской культуре тип портретной живописи, сочетающий

иконописные приёмы с конкретным изображением лица

32. Теология, схоластическая философия и алхимия были важнейшими науками в

А) культуре эпохи эллинизма

В) древнеримской культуре

С) культуре средневековой Западной Европы

D) языческой культуре восточных славян

33. Агиография – это

А) жанр церковной литературы, представляющий собой биографии

реальных людей, канонизированных христианской церковью

В) произведения о странствиях и путешествиях

С) вид византийской светской литературы

D) вид летописного свода

34. Центральной проблемой средневековой философии была проблема

А) соотношения веры и разума

В) существования Бога

С) поиска философского камня

D) воплощения идеи единобожия

35. Первые университеты в Западной Европе появляются в

А) XV в.

В) конце IX - первой половине Х в.

С) середине XIII в.

D) XI – XII вв.

36. Первая русская датированная печатная книга “Апостол” была издана Иваном Фёдоровым в

А) 1398 г.

В) 1470 г.

С) 1564 г.

D) 1570 г.

37. Доминирующий вид художественной культуры средневековой

Европы

А) храмовая живопись

В) скульптура

С) театр

D) архитектура

38. Основная задача инквизиции

А) распространение христианства в языческих государствах

В) вершить гражданское судопроизводство

С) борьба с ересями

D) контроль за соблюдением существующих законов

39. Первыми общеевропейскими художественными стилями являются

А) романский и готический

В) барокко и классицизм

С) романский и барокко

D) готический и классицизм

40. Романский стиль получил наибольшее распространение

А) в Англии

В) в Испании

С) во Франции

D) в Италии

41. Соборы в Пизе (Италия) и Нотр -Дам в Пуатье (Франция) являются памятниками

А) готической архитектуры

В) архитектуры стиля барокко

С) романской архитектуры

D) шатровой архитектуры

42. Житие протопопа Аввакума” является

А) описанием жизни канонизированного святого

В) образцом нового литературного жанра – автобиографии

С) произведением писателя XVIII в. Симеона Полоцкого

D) типичным образцом агиографии

43. Ребристые своды, стрельчатые арки, цветные витражи – характер-

ные черты

А) романской архитектуры

В) архитектуры барокко

С) архитектуры классического искусства

D) готической архитектуры

44. Яркими образцами готической архитектуры являются

А) соборы в Пуатье и Вормсе

В) собор Парижской Богоматери, Кёльнский собор в Германии, Вест-

минстерское аббатство в Англии

С) храмы св. Софии в Константинополе и Киеве

D) церковь Нотр- Дам в Пуатье (Франция) и церковь Сант-Амброджо в

Милане (Италия)

45. Первое в допетровской России высшее учебное заведение – это

А) Славяно-греко-латинская академия

В) шляхетский корпус

С) Петербургская Академия Наук

D) пажеский корпус

46. Первое в Европе светское учебное заведение для девушек было

открыто в

А) Италии

В) России

С) Франции

D) Германии

47. “Титаны Возрождения” – это

А) Леонардо да Винчи, Бокаччо, Тициан

В) Рафаэль, Макиавелли, Бокаччо

С) Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело

D) Тициан, Джорджоне, Ботичелли

48. Имя писателя, который считается главной фигурой Проторенессанса, одним из создателей итальянского литературного языка

А) Данте

В) Вергилий

С) Макиавелли

D) Бокаччо

49. Автором иконы “Троица” является

А) А. Рублёв

В) Ф. Грек

С) Д. Чёрный

D) Дионисий

50. Идеологическая основа Ренессанса (Возрождения)

А) рационализм

В) интуитивизм

С) сентиментализм

D) гуманизм

51. Ренессанс – это

А) кризисный этап в развитии мировой культуры

В) период в европейской культуре, связанный с утверждением гумани-

стической философии и попытками возрождения античной культуры и искусства

С) период обновления любой культуры

D) процесс утверждения рационализма в итальянской культуре

52. Кто из представителей Высокого Возрождения был не только гениальным живописцем, скульптором, архитектором, но и великим

учёным, инженером и изобретателем

А) Леонардо да Винчи

В) Рафаэль

С) Джорджоне

D) Караваджо

53. Поэт и драматург У. Шекспир был самой яркой фигурой

А) испанского Возрождения

В) немецкого Возрождения

С) Возрождения Нидерландов

D) английского Возрождения

54. Из перечисленных ниже произведений А.С. Пушкина к романтическим относится

А) “Евгений Онегин”

В) “Станционный смотритель”

C) “Борис Годунов”

D) “Руслан и Людмила”

55. Русские художники И. Репин, В. Суриков, И. Крамской представляли в живописи

А) романтизм

В) реализм

С) импрессионизм

D) абстракционизм

56. Стиль и направление в искусстве и литературе XVII-начала XIX вв., для которого характерно возвращение к античности как к норме и

идеальному образцу – это

А) классицизм

В) барокко

С) академизм

D) рококо

57. Версальский дворец Людовика XIV – это образец архитектурного

А) конструктивизма

В) барокко

С) реализма

D) классицизма

58. Освободить русское искусство от социальной, политической или

какой-либо иной служебной роли, сделать его “искусством для искусства” – такие цели преследовал

А) романтизм

В) критический реализм

С) классицизм

D) русский модернизм

59. Психологизм как новое направление европейской живописи возник благодаря творчеству

А) Эль Греко

В) Рембрандта

С) Веласкеса

D) Пуссена

60. “Отцом симфоний” cчитается

А) Бах

В) Гайдн

С) Моцарт

D) Бетховен

Правильные ответы

Тестовые вопросы по истории культуры

1 . C; 2 . В; 3 . D; 4 . A; 5 . A; 6. D; 7. A; 8. D; 9 . C; 10. D; 11. A; 12. А; 13. D; 14. B; 15. В; 16. C; 17. D; 18. B; 19. A; 20. C; 21. B; 22. C; 23. А; 24. D; 25. C; 26. B; 27. D; 28. A; 29. C; 30. C; 31. D; 32. C; 33. A; 34. А; 35. D; 36. С; 37. D; 38. C; 39. А; 40. C; 41. С; 42. B; 43. D; 44. B; 45. A; 46. B; 47. С; 48. A; 49. А; 50. D; 51. B; 52. A; 53. D; 54. D; 55. B; 56 . A; 57. D; 58. D; 59. B; 60. B.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………

1

Раздел II. Историческая культурология ……………

2

Тема 1. Культура первобытного общества ………….

3

Тема 2. Особенности культуры и цивилизации Древнего Востока ………………………………………..

6

Тема 3. Античная культура …………………………..

9

Тема 4. Средневековая культура Западной Европы ..

12

Тема 5. Культура эпохи Возрождения ………………

15

Тема 6. Европейская культура Нового Времени (XVII-XIX вв.) …………………………………………...

18

Тема 7. Мировая культура конца XIX-XX веков …...

21

Тема 8. Культура России ……………………………..

24

Тематика ов …………………………………..

31

Вопросы для самоконтроля и итогового контроля (зачет) …………………………………………………….

32

Тестовые задания ……………………………………..

35

Подписано в печать 06.12.2010. Формат 60х84/16.

Бумага для множительных аппаратов.

Усл. печ. л. 3,0. Уч.-изд. л. 2,8. Тираж 361 экз. «С»

Зак. №

ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет»

394026 Воронеж, Московский просп., 14

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

и планы семинарских занятий по культурологии

для самостоятельной работы студентов

всех специальностей ФТФ, ЕГФ, ФАЭМ

Часть 2

очной формы обучения

Составители: Белоглазова Людмила Алексеевна

Курочкина Лидия Яковлевна

Ишимская Елена Вячеславовна

В авторской редакции

Компьютерный набор Л.А. Белоглазовой

Подписано в печать 06.12.2010. Формат 60х84/16.

Бумага для множительных аппаратов.

Усл. печ. л. . Уч.-изд. л. . Тираж экз. «С»

Зак. №

ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет»

394026 Воронеж, Московский просп., 14

ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет»

Кафедра философии

399-2010

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

и планы семинарских занятий по культурологии

для самостоятельной работы студентов

всех специальностей ФТФ, ЕГФ, ФАЭМ

очной формы обучения

Часть 2

Воронеж 2010

Составители: канд. филос. наук Л.А. Белоглазова,

д-р филос. наук Л.Я. Курочкина,

ст. препод. Е.В. Ишимская

ББК 87.6

Методические рекомендации и планы семинарских занятий по культурологии для самостоятельной работы студентов всех специальностей ФТФ, ЕГФ, ФАЭМ очной формы обучения. Ч.2 / ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет»; сост. Л.А. Белоглазова, Л.Я. Курочкина, Е.В. Ишимская. Воронеж, 2010. 46 с.

Методические рекомендации и планы семинарских занятий составлены на основе новой федеральной программы. Каждая тема содержит вопросы, раскрывающие ее содержание, контрольные вопросы, основные понятия, темы докладов и ов.

Предназначены для студентов первого курса.

Библиогр.: 126 назв.

Рецензент канд. филос. наук, доц. В.В. Глотова

Ответственный за выпуск зав. кафедрой д-р филос. наук, проф. Л. Я. Курочкина

Печатается по решению редакционно-издательского совета Воронежского государственного технического университета

Ó ГОУВПО «Воронежский

государственный технический