Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 23

 

Поиск            

 

Рекомендации кафедры по разработке и оформлению а  

 

             

Рекомендации кафедры по разработке и оформлению а  

Рекомендации кафедры по разработке и оформлению а

Согласно решению ректората ТПУ подготовка и защита а являются неотъемлемой и обязательной формой изучения и оценки знаний каждого студента по курсу "Культурология".

представляет собой достаточно краткое и самостоятельное письменное изложение содержания избранной научной культурологической темы.

В нем необходимо:
сформулировать цель и актуальность соответствующей темы исследования;
изложить точку зрения по данной проблеме ученых, видных деятелей культуры;
в лаконичной форме раскрыть содержание исследуемой проблемы, придерживаясь заранее намеченного плана и логики изложения. Важно, опираясь на прочитанную литературу, культурологические исследования, высказать свою точку зрения на поставленные Вами вопросы;
проанализировать выбранные Вами самостоятельно культурно-исторические памятники, указав, какие идейные, духовно-нравственные, эстетические ценности они несут.
В е могут быть применены разработанные Вами графики, таблицы, схемы, использованы иллюстрации.

План а

I. Вступление (цель а, актуальность его темы)
II. Основное содержание
1.
2.
.........
III. Заключение (основные выводы)
IV. Список использованной литературы
Тема а каждым из Вас выбирается самостоятельно, свободно, на основе разработанного кафедрой перечня тем базового курса "Культурология" и курса по выбору "Религия в истории культуры России".

Объем а не должен превышать 20 печатных страниц через полтора "компьютерных" интервала.

Исполнение возможно: машинописное, компьютерным набором, рукописным текстом (разборчиво).

Защита рефератов проходит на одном из семинарских занятий в течение учебного года.

На экзамене по данному курсу по теме реферата может быть предусмотрено собеседование.
Лучшие рефераты могут быть поощрены и опубликованы.

В подготовке реферата Вам оказывают помощь посредством групповых или индивидуальных консультаций преподаватели по "Культурологии" (кафедра СГД).

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

НОВОКУЗНЕЦКИЙ ФИЛИАЛ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ТЕМА:

«ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА И ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТЕЙ»

Выполнила студентка

группы Ф -7170НК

Цветков В.В.

Руководитель

Чиконина Г.В.

2009 г .

НОВОКУЗНЕЦК 2008

2008-2009 уч. год

Темы ов по дисциплине "КУЛЬТУРОЛОГИЯ"

1. ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ТОТАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ (Влияние НТР на развитие культуры в современном обществе. Чем платит культура за НТР? Компьютерная революция и формирование человека “нового типа”. Человек и машина: за кем будущее? Прогресс мировой культуры и судьбы России. Роль средств массовой коммуникации в современной культуре (культурологические взгляды Л. Лоуэнталя, З. Бжезинского, В. Шрамма, О. Ларсена, О’Хары, Г. Энценсбергера). Фоновое культурное знание и проблема коммуникационной нестыковки. “Культурная грамотность”. Человеческая культура и средства массовой коммуникации: взаимодействие и взаимовлияние. Освоение “космоса” как культурологическая проблема).

  1. КУЛЬТУРА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА (Философия компьютерной революции. Информационное общество: понятие, признаки и особенности. Концепции информационного общества (А. Ракитов, А. Урсул, А. Тоффлер, М. Маклюэн, Дж. Бенигер, Дж. Масуда). Информатизация культуры и проблема ”homo electronicus”. Синдром информационной усталости как парадокс информационного общества. “Философия компьютерной революции”. “Человек интеллигентный” и “homo electronicus” - явление информационной культуры. Информационное знание как основа культуры будущего. Доступность/закрытость информации: парадокс современности. Проблема иерархичности в рамках информационного общества. Влияние информационных технологий на культуру личности).
  2. ПОСТМОДЕРН КАК ПРОЯВЛЕНИЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА РУБЕЖЕ XX - XXI ВЕКОВ (Понятие “постмодерн”. Основные характеристики. Культурно-исторические предпосылки формирования постмодерна. Культурологические концепции постмодерна. “Постмодерн” и “демократия”. Идея “двойного кодирования”. “То так, то этак”: постмодернистское видение основных вопросов философии. “Модерновость” и проблема новизны в трактовке постмодерна. Интеллектуальный плюрализм как проявление постмодернистского сознания. Культурный плюрализм как разрушение культуры в условиях демократизации общества. Постмодерн и наука: влияние постмодерна на науку и общественное сознание в конце ХХ века. “Итог ряда разрушений”: проявление постмодернистского мировоззрения в художественном творчестве. “Смерть Бога” в культуре: религиозные новшества постмодернизма).

4. КУЛЬТУРА И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

4.1. Нужна ли мораль современному человеку.

4.2. Религиозная мораль на пороге нового тысячелетия.

4.3. Добро и зло в истории культуры.

4.4. Культура делового общения.

  1. Традиции, новации и нормы в культуре.
  2. Язык и символические коммуникации.
  3. Проблема культурного прогресса.
  4. Формы культуры в жизни человека
  5. Миф и мифология в контексте культуры.
  6. Роль календаря в истории мировой культуры.
  7. Моральная культура. Личностное моральное сознание. Уровни моральной культуры (Определение моральной культуры и ее основные элементы).
  8. Экономическая культура. Экономическая деятельность людей. Понятие “человека экономического” (А. Смит). Экономическая культура рыночного хозяйства” (“экономика участия”) (Определение экономической культуры. Основные аспекты экономической деятельности людей. Как характеризуется человек в рамках современной экономической культуры?).
  9. Политическая культура. Концепции политической культуры (Д. Каванах, Г. Алмонд, С. Верба, Н. Луман, Д. Пол) (Определение политической культуры и ее основные структурные элементы. Выделите основные положения концепции политической культуры:
    а). Г. Алмонда и С. Вербы;
    б). Д. Пола;
    в). Д. Каванаха.
    Типы политической культуры:
    а) “чистые”;
    б) смешанные;
    в) исторические (по Н. Луману).

  10. Массовая культура. Факторы массовой культуры. “Массовое общество” (Определение массовой культуры. Какие факторы характеризуют массовую культуру? Что такое “массовое общество” и каковы его характерные признаки?).
  11. Экология и экологическая культура. Экологическая этика. Спасение природы как социокультурная проблема.
  12. Проблемы современной культурной ситуации. Глобальные проблемы человечества как проявление кризиса традиционных культур и индустриальной цивилизации. "Римский клуб" о будущем человечества. Концепция устойчивого развития как альтернатива потребительской парадигме развития общества
    Возможность устойчивого развития. Место российской культуры в спектре мировой культуры.
  13. Сравнительный анализ социокультурных типов Востока и Запада
    Проблема классификации "восточных" цивилизаций. Компаративистский подход: дихотомические ряды культурных характеристик "Восток-Запад". Конвергенция или вестернизация (прогноз вектора культурного развития).
  14. Наука и техника: социально-культурные характеристики. Познание и его роль в культуре. Основные этапы развития знания и его формы. Особенности рационального типа знания. Наука как специализированная деятельность по получению знания. Основные этапы развития европейского научного знания. Научные парадигмы и научные революции. Генетическая связь культуры с материальным производством. Сциентизм и технократизм.
  15. Мораль в системе культуры. Происхождение понятий "мораль" и "этика". Структура и функционирование морали. Этические учения: "природные" ("натуральные"), гетерономные и автономные этики. Учение о морали Иммануила Канта.
  16. Религия как социально-культурное явление. Основные типологии религиозных явлений. Политеизм и монотеизм. "Мировые" религии. Структура и функции религиозных систем. Вклад М. Вебера в научное религиоведение. Влияние религии на духовную культуру и социальную жизнь. Современная религиозная ситуация.
  17. Культура и цивилизация. Возникновение понятия "цивилизация". Цивилизация как синоним культуры. Цивилизация как ступень социально-культурного развития. Понимание цивилизации как локальной культуры. Отождествление цивилизации с частью элементов культуры. О. Шпенглер о цивилизации как нисходящей стадии культуры.
  18. Культура Киевской и Московской Руси. Языческая культура восточных славян. Принятие православного христианства. Культурное значение византийской традиции. Художественная культура Киевской Руси. Обычное право восточных славян. Полиэтнизм российской культуры.
  19. Культура Российской империи. Реформы Петра I в культурной истории России. Проблема социокультурной идентификации России: западные и восточные элементы, "евразийство". "Золотой век" русской культуры. Значение русской классической литературы. "Серебряный век" русской культуры. Россия начала XX в. - социокультурная "модель мира".
  20. Молчание как культурный феномен.
    а) Слово сказанное и слово мыслимое. Жест;
    б) Социопоэтика молчания. Текст. Кино. Музыка. Глухонемота;
    в) Молчание в церковной и религиозно-мистической традиции;
    г) Молчание в фольклорно-этнографическом аспекте: образ, метафора, миф.
  21. Язык искусства - универсальный язык культуры.
    а) Европейская традиция теоретического осмысления игры - Платон, Кант. Шиллер, Вагнер, Ницше, Гессе о человеке играющем. Игровая концепция происхождения культуры Й.Хейзинги;
    б) Метафора. Ритм, слово, цвет, пространство и форма, композиция, звук;
    в) Языки массовых коммуникаций: язык прессы, язык телевидения, язык дисплеев.
  22. Мир собственных имен.
    а) Природа имени. Диалог Платона об именах «Кратил». История имяславского спора;
    б) Имя и личность человека: имя и ум, имя и страсти, имя и жизненный путь;
    в) Собственное имя и мир: имя и общество, имя как духовный тип;
    г) Перемена имени и перемена судьбы: возможная взаимосвязь.
  23. Язык как средство коммуникации. Понимание сущности языка в лингвистике и в лингвистической философии:
    а) человек - природа,
    б) человек - человек,
    в) человек - общество,
    г) человек - культура,
    в) языки человека и «языки» животных.
  24. Понятие о сигнификативной функции культуры - функции обозначения и осмысления реальности. Представление о знаке, виды знаков (знаки-копии, знаки-признаки, знаки-символы); об образе и о символе. Понятие знаковой системы (языковой и неязыковой). Различные сферы существования и применения знаков, образов и символов.
  25. Письменность вещей:
    а) язык дописьменных цивилизаций - пластическая идеограмма, дольмены, наскальные рисунки, пещерная живопись, палеолитическая скульптура - его функциональность, изобразительность, функциональность;
    б) Основы письменности - пиктографическое письмо, клинопись, иероглиф, алфавит, вязь - усовершенствованные информативные средства;
    в) культура как текст и как знаковая система. Специфика и сущность текста, знака, символа. Семиотика. Понятие «культурного кода». Язык и историческая память.
  26. Народная культура как имманентный компонент культуры. Народная культура как феномен (определение, структура, эволюция). Русская народная культура и ее сущность.
  27. Элитарная культура в исторической перспективе и ретроспективе.
  28. Массовая культура как продукт технического прогресса и социальной трансформации ХХ века. Дьяволопоклонничество как феномен современной "массовой культуры".
  29. Современная субкультура молодежи и ее носители (на примере России).
  30. Человек и культура в творчестве Н.А.Бердяева.
  31. Неофрейдизм и теория "культурных архетипов" К.Г.Юнга.
  32. Антропологический подход к изучению культуры: концепции Э.Б.Тайлора, Дж.Дж.Фрэзера, Л.Г.Моргана.
  33. Игровая концепция культуры (Й.Хейзинга, Е.Финк).
  34. К.Ясперс и его теория "осевого времени".
  35. Этнос и культура в концепции Л.Н.Гумилева.
  36. Марксистское понимание культуры как самосозидание, самовоспроизводство человека во всем многообразии его связей и отношений.
  37. Ценность как основа и фундамент культуры: концепция культуры и культурных типов П.Сорокина.
  38. Типология культуры О.Шпенглера и А.Тойнби: общее и особенное.
  39. "Аполлоновский" и "дионисийский" культурные типы в концепции Ф.Ницше.
  40. Понятия "культура" и "цивилизация" в концепциях Н.А.Бердяева, О. Шпенглера, А.Вебера.
  41. Концепция "Вызов и Ответ" А.Тойнби.
  42. Памятники первобытной культуры на территории нашей страны.
  43. Сакральное искусство (идолы, статуи богов, алтари, культовые сооружения).
  44. Д.Фрезер о магии.
  45. Первобытный синкретический комплекс как характерная особенность архаического сознания.
  46. Рациональное и сверхъестественное в сознании человека первобытной эпохи.
  47. Великие древнеиндийские эпосы "Махабхарата" и "Рамаяна".
  48. Конфуцианско-даосистская картина мира и ее социальный характер. Рациональное и оккультное начало в учении даосизма.
  49. Индийская система йога, ее мистическая сущность и рациональная методика.
  50. Историко-философская и культурологическая мысль о сущности эпохи Возрождения (на выбор: Н.Кузанский, Д.Вазари, Я.Буркхардт, Ф.Энгельс, Н.Бердяев, Ф.Зелинский, А.Лосев и др.).
  51. Титаны эпохи Возрождения (на выбор: Д. Браманте, Л. да Винчи, С. Рафаэль, Б. Микеланджело, Джорджоне, Тициан и др.).
  52. Возникновение и быстрая смена течений в искусстве XIX вв. (кубизм, фовизм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт, оп-арт). Воинствующий иррационализм и социальный пессимизм как выражение культуры XIX века.
  53. Мистицизм, эзотеризм, оккультизм, магия в культуре постиндустриального общества.
  54. Современные течения в искусстве (конструктивизм, функционализм, минимализм).
  55. Формирование нового языка в искусстве ХХ столетия (сюрреализм, кубизм, футуризм, фовизм, экспрессионизм, экзистенциализм, литература "потока сознания", абстракционизм). Искусство как форма протеста (дадаизм).
  56. Новейшие направления в искусстве ХХ века (поп-арт, сонорика и алеоторика, гиперреализм, хэппинг, кинетическое искусство).
  57. Быт и нравы кризисной эпохи (культ секса, психотропных препаратов, использование современных достижений науки и техники для вхождения в состояние транса).
  58. Русские календарные обряды и праздники: смысл и значение.
  59. Русская культура на пересечении "двух миров": сотрудничество, взаимообогащение, проблема выбора.
  60. Идея соборности в русской религиозной традиции.
  61. Русский социализм как явление духовной и социальной практики XIX-XX в.в.
  62. Евразийской императив в русской культурной традиции ХХ столетия
    П.Н.Савицкий, Н.С.Трубецкой, Л.П.Карсавин, П.П.Сувчинский - основоположники и идейно-теоретические вожди евразийства.
  63. Русский язык как великое творение народа.
  64. Социальная Правда как идейный фокус народной культуры (А.И.Клибанов).
  65. Характер русского народа в его социокультурном развитии.
  66. Русская духовная культура и ее ведущие черты.
  67. Общинный уклад русского народа как явление культуры.
  68. Русское православие как синкретическое сочетание древнерусского язычества и православия.
  69. Христианский социализм в России и его выдающиеся представители.
  70. Уроки и историческое значение советской культуры для новых поколений, для духовного опыта человечества.
  71. Мифологизация и сакрализация общественного сознания как явления социокультурной ситуации в России.
  72. Постмодернистская традиция в России: необходимость осознания ее опасности для национальной культуры.
  73. Художник и рынок: проблема выживания.
  74. Субкультура уголовного мира в современной России.
  75. Проблема существования субкультуры "новых русских" .
  76. Фундаментальные основы переориентации России в области культуры конца XX - начала XXI в.
  77. Бездуховность как феномен современного российского общества.
  78. Информационная безопасность России: необходимость культурно-просветительных мер в сфере образования, коммуникаций.
  79. Проблема гармонического сочетания светского и религиозного начал в культурном развитии России.
  80.