Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 23

 

Поиск            

 

Указания методические по инженерно-технологической практике для студентов всех форм обучения

 

             

Указания методические по инженерно-технологической практике для студентов всех форм обучения

Министерство образования Российской Федерации

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ

ПРАКТИКЕ

для студентов всех форм обучения

Специальность 060800(2) – Экономика и управление на предприятии

городского хозяйства

Специальность 060800(9) – Экономика и управление на предприятии

(операции с недвижимым имуществом)

Санкт-Петербург

2004

Утверждено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

Составители

канд. экон. наук, проф. Н.М.Сутырин

канд. экон. наук, доц. Е.В.Зарукина

канд. тех. наук, доц. В.И. Закржевский

Рецензент

д-р экон. наук, проф. В.С.Чекалин

Подготовлено на кафедре

экономики и менеджмента в городском хозяйстве

Отпечатано в авторской редакции

с оригинал-макета, подготовленного на кафедре экономики и менеджмента в городском хозяйстве

©СПбГИЭУ, 2004


1 Общие положения

Городское хозяйство как крупный территориально-отраслевой комплекс, направленный на удовлетворение первостепенных потребностей населения и обеспечение функционирования города в целом, включает целый ряд отраслей и видов деятельности, среди которых: жилищное хозяйство, водоснабжение и канализация жилого и нежилого фонда города, коммунальная энергетика, городской транспорт, благоустройство городской территории, включая дорожное хозяйство, санитарную очистку, садово-парковое хозяйство, содержание малых архитектурных форм, водоемов и других городских объектов.

Функционирование такого сложного комплекса связано с организацией и обеспечением различных инженерных систем и технологических процессов. Поэтому учебные планы подготовки экономистов-менеджеров по специальностям 060800 «Экономика и управление на предприятии городского хозяйства» и «Экономика и управление на предприятии (операции с недвижимым имуществом)» включают специальный курс дисциплин инженерно-технологического цикла, среди которых «Техника и технология отраслей городского хозяйства», «Здания и сооружения», «Техническая эксплуатация зданий» и другие. Своеобразным «введением» в данный курс, позволяющим более осознанно подойти к его изучению, и является инженерно-технологическая практика.

2 Цели и задачи практики

Основной целью проведения практики является формирование у студентов комплексного представления о сущности и значимости инженерно-технологической подготовки экономистов-менеджеров и творческого подхода к освоению соответствующих дисциплин.

Задачи практики заключаются в том, чтобы дать студентам:

· общее представление об инженерно-технологических аспектах функционирования городского хозяйства, а также существующих в данной сфере проблемах и путях их решения;

· умения использовать при формировании управленческих решений технологические и градостроительные схемы и чертежи, нормативные данные, опыт различных городов России и других стран;

· навыки работы с нормативно-справочной литературой по рассматриваемой проблематике, а также Internet ресурсами.

3 Формы и методы проведения практики

Инженерно-технологическая практика включает лекционные и практические занятия, а также самостоятельную работу студентов. Лекционные занятия посвящаются обобщенному рассмотрению комплекса инженерно-технологических аспектов функционирования отраслей городского хозяйства, включая санитарную очистку города и проблемы утилизации городских отходов, а также роли и значимости соответствующих дисциплин учебного плана в подготовке экономистов-менеджеров в городском хозяйстве. С целью практического ознакомления с решением рассматриваемых вопросов для студентов очного отделения возможна организация экскурсий на объекты городского хозяйства.

Практические занятия предполагают рассмотрение методики выполнения индивидуального задания по инженерно-технологической составляющей отраслей городского хозяйства, защиту и обсуждение выполненных отчетов.

4 Организация самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа предусматривает выполнение студентами индивидуального задания, а также ознакомление с нормативно-справочной литературой по технологическим аспектам отраслей городского хозяйства.

В качестве индивидуального задания предлагается проведение оценки состояния одного из элементов городского хозяйства в том микрорайоне Санкт-Петербурге, где проживает студент (возможно оценка для другого города или поселка): электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, канализация, обращение с твердыми бытовыми отходами (ТБО), что позволит акцентировать внимание будущих специалистов на актуальных проблемах современных городов.

4.1 Индивидуальные задания

Задание 1. Электроснабжение:

Определить максимальную расчетную мощность P электропотребления в квартире (блоке общежития), где проживает студент. Р определяется как сумма мощностей всех имеющихся электроприборов (электролампы, все электробытовые приборы, электронные приборы и устройства). Сравнить полученную величину с допустимой величиной мощности квартирных защитных предохранителей.

Проанализировать, как изменятся расходы Вашей семьи на электроснабжение, если будет использоваться двухставочный тариф (с 23.00 до 7.00 тариф уменьшается в два раза). Какой режим включения приборов целесообразно использовать?

Задание 2. Теплоснабжение :

Рассмотрите принцип системы теплоснабжения Вашего микрорайона. Обратите внимание на источник теплоснабжения (ТЭЦ, квартальная котельная, домовая котельная, индивидуальные источники у населения). Выясните, наличие потерь при транспортировке тепла (определяются по наличию незамерзающей почвы в месте прохождения теплотрассы). Дайте Вашу субъективную оценку качества теплоснабжения Вашего дома, включая оценку частоты аварийных отключений. Определите долю стоимости отопления в общих издержках Вашей семьи на коммунальные услуги.

Дайте оценку наличия энергосберегающих мер в Вашем жилье (наличие оконных стеклопакетов, систем регулирования на радиаторах и др.). Используется ли у Вас горизонтальная или вертикальная разводка отопления по этажу?

Задание3. Горячее водоснабжение :

Рассмотрите принцип системы горячего водоснабжения (ГВС) Вашего микрорайона. Используется ли централизованное ГВС или водогрейное устройство?

Каково качество подаваемой воды в случае централизованного ГВС? Существует ли практика длительного отключения в летний период?

В случае использования водогрейного устройства что является источником нагрева – газ или электроэнергия? Какова стоимость P оплаты ГВС в месяц?

В случае централизованного ГВС или газового водогрейного устройства эти сведения можно найти из квитанции на оплату коммунальных услуг. В последнем случае необходимо сравнить тариф на газ для тех квартир, где таковых устройств нет. В случае электрического водогрейного устройства следует определить среднее время t использования водогрейного устройства в сутки и далее воспользоваться формулой:

,

где p – тариф на электроэнергию.

Задание 4. Обращение с твердыми отходами :

Практически не выполняются формально действующие санитарные нормы и СНиПы, касающиеся санитарного состояния территорий, в первую очередь, в той части, которая касается сбора и вывоза ТБО. В первую очередь это касается расположения, оборудования и содержания площадок для сбора и хранения ТБО. Другая проблема – периодичность их вывоза, особенно в летнее время.

«Правилами санитарного содержания территорий населенных мест» установлен срок хранения ТБО в холодное время года не более трех суток, а в летний период – не более суток, т.е. ежедневный вывоз (в Санкт-Петербурге и Ленинградской области летний период считается от 15 апреля до 1 ноября).

Действующие нормы совершенно не учитывают реальную структуру ТБО, которая иллюстрируется табл. 1.

Таблица 1

Структура твердых отходов

В Европе

В России

Пищевые отходы

25%

32%

Бумага и картон

30%

23%

Пластик

8%

16%

Кожа и резина

-

1%

Текстиль

2%

6%

Стекло

10%

8%

Камень и керамика

-

2%

Металл

10%

4%

Прочие фракции

15%

7%

В то же время до сих пор формально остаются в силе старые нормы, предусматривающие два способа сбора ТБО:

- унитарный (в одну емкость);

- раздельный (пищевые отходы в одну емкость, все остальные в другую).

Реально последний давно не используется.

Отходы химических производств, больниц, радиоактивные отходы и т.п. подлежат вывозу специальным транспортом, не относящимся к коммунальным предприятиям. В соответствии с требованиями СНиП 2.07.01-89* на территории домовладения должны оборудоваться специальные площадки для сбора ТБО из расчета 30 м2 на 1000 жителей. Они должны располагаться на дворовой территории не менее 20 м от окон жилых и общественных зданий, детских площадок и мест отдыха, и не более 100 м от наиболее удаленного выхода из жилых домов.

Площадки для установки мусоросборников должны быть водонепроницаемы, иметь твердое покрытие (асфальт или бетон), удобное для уборки отходов и мойки. Площадь их должна соответствовать размерам и числу сборников ТБО. Расстояние от места расположения крайнего сборника до края площадки должно быть не менее 1 м на отдельно расположенных площадках и не менее 1,5 м на непосредственно примыкающих к автодорогам и на неогражденных площадках. При проектировании и сооружении площадок предусматривают необходимые инженерные устройства для мойки их покрытия и для сбора и отвода сточных вод.

Выделяются две основные схемы (системы) сбора и вывоза ТБО:

- система сменных мусоросборников;

- система несменяемых мусоросборников.

В зависимости от системы вывоза ТБО используются различные машины и оборудование.

Оценка санитарного состояния жилого микрорайона выполняется студентами с учетом основных правил и требований к организации санитарной очистки городских территорий по следующей схеме:

В районе проживания выбрать микрорайон площадью 50-100 тыс. м2 с таким расчетом, чтобы в нем имелось 2-3 площадки для сбора бытовых отходов.

Вычертить схему микрорайона в масштабе 1:1000 или 1:2000 с указанием всех зданий, площадок для сбора мусора, автостоянок, детских площадок, газонов, проездов и др. Пронумеровать и составить их перечень (экспликацию) с указанием этажности застройки. На плане также необходимо указать названия улиц, ограничивающих микрорайон.

В странах с развитой рыночной экономикой, в первую очередь ЕС, всё в большей степени используется метод разделения отходов на стадии сбора. В связи с этим имеются отдельные контейнеры для сбора стекла (часто раздельно собирается даже стекло разного цвета), бумаги и картона, полимеров и пластиков, металлов. В России также делаются попытки раздельного сбора ТБО, но пока не слишком удачные.

Отделенный на стадии сбора мусор может успешно перерабатываться с получением вторичных материалов (рециклинг) или энергии.

На данном этапе студенты должны ограничиваться оценками на основе существующих норм.

В задании требуется:

1. Подсчитать (примерно) фактический объем мусора, накапливающегося в микрорайоне в среднем за сутки в м3. Сделать это можно, подсчитав примерно за 5-7 дней число контейнеров с мусором, вывезенных из микрорайона, учитывая объем контейнера и коэффициент его наполнения (наиболее распространены контейнеры «Пухто» объемом 5 м3 и контейнеры объемом 0,75 м3 ).

2. Подсчитать количество жителей рассматриваемого микрорайона, умножив суммарное количество квартир в домах микрорайона на среднее количество жителей одной квартиры (принять 3-4 чел.). Если в домах микрорайона имеются магазины, детские сады и др. нежилые помещения, то для упрощения расчетов приравнять их (по собственному усмотрению) к определенному количеству квартир.

3. Подсчитать теоретическое суточное накопление ТБО микрорайона, считая, что ориентировочная норма их накопления в благоустроенных жилых домах составляет 250 кг/год на одного человека при средней их плотности 190 кг/м3 .

4. С учетом санитарных норм и требований СНиП 2.07.01-89* , а также экологических факторов, проанализировать организацию и технологию сбора и удаления ТБО с территории микрорайона, то есть зафиксировать все имеющиеся нарушения, отметить все созданные неудобства для жителей микрорайона, неудачные решения. По результатам выполненного анализа дать свое решение генплана микрорайона, отметив целесообразные изменения и дополнения на выполненном чертеже. Изложить основные выводы и предложения по организации санитарной очистки микрорайона.

Студентами заочного отделения должен быть также самостоятельно рассмотрен один из вопросов, содержащихся в п. 4.2 методических указаний. Результаты изучения выбранного вопроса оформляются в виде а (10-15 страниц машинописного текста) с указанием списка использованной литературы.

4.2 Перечень вопросов для самостоятельной проработки студентами и рассмотрения на практических занятиях

1. Здания и сооружения как элементы городской среды. Требования, предъявляемые к ним.

2. Конструктивные элементы и схемы зданий.

3. Классификация и конструкция улиц и дорог.

4. Расчет и выбор конструкции дорожных одежд.

5. Освещение городских улиц.

6. Озеленение улиц и дорог.

7. Эксплуатация улиц и дорог.

8. Характеристика и нормы накопления твердых бытовых отходов (ТБО).

9. Организация обращения с ТБО.

10. Методы размещения и переработки ТБО.

11. Мусороперерабатывающие и мусоросжигательные заводы.

12. Схемы и основные элементы систем водоснабжения.

13. Оценка источников водоснабжения.

14. Свойства и качества природных вод.

15. Установки для обеззараживания воды.

16. Системы и схемы канализации.

17. Очистка сточных вод.

18. Назначение и классификация городского транспорта.

19. Основные проблемы общественного транспорта Санкт-Петербурга.

20. Централизация и конкуренция в городском транспорте.

21. Выбор тарифных планов и эффективность работы транспортных компаний.

22. Обследования пассажирских потоков.

23. Требования, предъявляемые к маршрутной системе.

24. Оценка качества обслуживания пассажиров.

25. Виды грузового транспорта и транспортных средств.

26. Минимизация времени доставки грузов.

27. Характеристика городских потребителей электроэнергии и тепла.

28. Принципы организации системы теплоснабжения в Санкт-Петербурге.

29. Особенности реструктуризации региональных энергетических компаний в условиях реформы российской электроэнергетики.

30. Схемы и устройства систем электроснабжения.

31. Проблемы электро- и теплоснабжения жилых и общественных зданий Санкт-Петербурга.

5 Формы контроля результатов практики

Итоговый контроль результатов практики осуществляется в форме зачета по результатам защиты составленных студентами отчетов. В ходе защиты студент должен не только прокомментировать выполненные расчеты, но и обосновать предлагаемые мероприятия по улучшению санитарного состояния исследуемого микрорайона с учетом нормативных требований и прогрессивного опыта в данной сфере.

6 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. СНиП 2.04.01.-85. Нормы проектирования. Внутренний водопровод. Канализация и горячее водоснабжение.

2. СНиП 2.04.02.-84. Нормы проектирования. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения.

3. СНиП 2.04.03.-84. Нормы проектирования. Канализация. Наружные сети и сооружения.

4. Инструкция по организации и технологии механизированной уборки населенных мест. – М.: Стройиздат, 1980.

5. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения. ВСН 58-88(р) / Госкомархитектуры. – М.: Стройиздат, 1990.

6. Кузнецов Е.П., Дыбов А.М., Сутырин Н.М. Техника и технологии отраслей городского хозяйства: Учебное пособие. – Санкт-Петербург – Ижевск: Изд-во Института экономики и управления УдГУ, 2001.

7. Техническая эксплуатация жилых зданий / под ред.А.М.Стражникова. – М.: Высшая школа, 2000.

8. Санитарная очистка и уборка населенных мест: Справочник / Под ред. А.Н.Мирного. – М.: Стройиздат, 1990.

9. Институциональное руководство по комбинированному производству тепловой и электрической энергии с централизованным теплоснабжением. Подготовлено Арто Нуоркиви. Перевод В.И. Закржевского и Г.И. Клочкова. – М.: РАО «ЕЭС России», 2004.

10. Засов И.А. и др. Машины и оборудование для городского коммунального хозяйства. – М.: Стройиздат, 1994.

11. Дарулис П.В. Отходы областного города. Сбор и утилизация. – Смоленск, 2000

12. Ярошевский Д.А. и др. Санитарная техника городов. М.: Стройиздат, 1990.

13. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природных ресурсов. – М.: Аспект Пресс, 1998.

14. Таги-Заде Ф.Г. Энергоснабжение городов. – М.: Стройиздат, 1994.

15. Тульчин И.К., Нудлер Г.И. Электрические сети и электрооборудование жилых и общественных зданий. – М.: Энергоатомиздат, 1990.

16. Дополнительная

17. Тарнижевский М.В. Жилищно-коммунальное хозяйство. – М.: Стройиздат, 1986.

18. Ливчак И.Ф., Воронов Ю.В. Охрана окружающей среды: Учебное пособие. – М.: Стройиздат, 1988.

19. Дубрович Е.Н. Городские улицы и дороги. – М.: Высш.шк., 1981.

20. Проектирование основных отраслей городского хозяйства / Под ред. Э.Я. Турчихина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Стройиздат, 1991.

21. Самойлов Д.С. Городской транспорт. – М.: Стройиздат, 1983.

22. Ефремов И.С. и др. Теория городских пассажирских перевозок. – М.: Транспорт, 1982.

23. Левин Б.И. Использование твердых бытовых отходов в системах энергоснабжения. – М.: Энергоиздат, 1982.

24. Кедров В.С. и др. Водоснабжение и канализация. – М.: Стройиздат, 1984.

25. Порывай Г.А. Техническая эксплуатация зданий. – М.: Стройиздат, 1982.

26. Цимерман И.Е. Энергоснабжение гражданских зданий и коммунальных предприятий. – М.: Высш. шк., 1988.

27. Богуславский Л.Д., Малина В.С. Санитарно-техническое устройство зданий. – М.: Высш. шк., 1985.

28. Ионин А.А. Газоснабжение. - М.: Стройиздат, 1985.


Приложение А

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

Министерство образования Российской Федерации

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт региональной экономики и управления

Кафедра экономики и менеджмента в городском хозяйстве

ОТЧЕТ

по инженерно-технологической практике

Выполнил:______________________________________

(ФИО)

студент_______ курса__________________спец. 060800

(срок обучения)

группа______________№ зачетной книжки___________

Подпись:________________________________________

Преподаватель:___________________________________

Должность:______________________________________

уч. степень, уч. звание

Оценка:________________________Дата:____________________

Подпись:________________________________________________

Санкт-Петербург