Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 23

 

Поиск            

 

Указания методические к выполнению выпускной квалификационной работы Для студентов, обучающихся по специальности 070601. 65 «Дизайн»

 

             

Указания методические к выполнению выпускной квалификационной работы Для студентов, обучающихся по специальности 070601. 65 «Дизайн»

Негосударственное (частное) образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА»

Кафедра дизайна

Е.Н. Пыжова, Е.В. Яроцкая

ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Методические указания
к выполнению выпускной квалификационной работы

Для студентов, обучающихся
по специальности 070601.65 « Дизайн »

Рекомендовано редакционно-издательским Советом

(протокол № 3 от 28.06.2010)

Одобрено кафедрой «Дизайн»

(протокол № 8 от 25.03.2010)

Томск 2010


УДК 004

ББК 73

Рецензенты:

И.И. Колосова, заведующий кафедрой «Дизайн архитектурной среды»ТГАСУ, кандидат архитектуры, доцент;

Е.Н. Поляков , кандидат архитектуры, профессор кафедры «Дизайн» НОУ ВПО «ТИБ»

Пыжова Е.Н, Яроцкая Е.В.

Дипломное проектирование [Текст]: методические указания к выполнению выпускной квалификационной работы (для студентов, специальности 070601.65 « Дизайн» специализации «Дизайнер (дизайн среды)» / Е.Н. Пыжова, Е.В. Яроцкая. – Томск: STAR. 2010. - 50 c.

Методические указания к выполнению выпускной квалификационной работы «Дипломное проектирование» соответствуют дисциплине СДФ. 04-08 «Проектирование в дизайне среды» высшего профессионального образования, содержат указания на выполнение дипломного проекта студентами-дизайнерами очной и очно-заочной формы обучения (специальность 070601.65 «Дизайн» специализация «Дизайн (дизайн среды)». Указания определяют этапы выполнения дипломного проекта, его состав, правила оформления демонстрационной части и пояснительной записки, порядок руководства, рецензирования и защиты дипломной работы.

Рекомендовано студентам очного и очно-заочного отделения факультета дизайна 5, 6, 7 курса специальности 070601.65 « Дизайн » специализации «Дизайнер (дизайн среды)»

Пыжова Елена Николаевна,

Яроцкая Елена Вадимовна

ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Методические указания

Формат 60×90/16. Гарнитура Times New Roman

Усл. п.л.3,2. Тираж 50 экз

Отпечатано в типографии STAR

© Е.Н. Пыжова, Е.В.Яроцкая

© НОУ ВПО «Томский институт бизнеса»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 3

2. ВЫБОР ТЕМЫ.. 3

3. . 3

4. РУКОВОДСТВО ДИПЛОМНОЙ РАБОТОЙ.. 3

5 . ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.. 3

6. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.. 3

6.1 Общие требования. 3

6.2 Выделение заголовков, разделов, подразделов и их размещение. 3

6.3 Нумерация страниц. 3

6.4 Ссылки. 3

6.5 Оформление списка используемой литературы.. 3

7. СОСТАВ И ОБЪЕМ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.. 3

7.1 Пояснительная записка. 3

7.1.1 Дизайнерский раздел. 3

7.1.2 Конструктивно-технологический раздел. 3

7.1.3 Эргономический раздел. 3

7.1.4 Экономический раздел. 3

7.2. Оформление демонстрационного материала. 3

8. РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ И ОТЗЫВ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.. 3

8.1 Составление отзыва на дипломную работу. 3

8.2. Рецензирование дипломной работы.. 3

9. ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ И ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ 3

9.1 Подготовка к защите. 3

9.2 Порядок защиты.. 3

Список литературы.. 3

Приложения.. 3

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие методические указания разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным Законом РФ от 22.08.1996г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», приказом Министерства образования РФ от 25.03.2003г. № 1155 «Об утверждении положения об итоговой аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации», Уставом ТИБ.

«Итоговая государственная аттестация дизайнера включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен, позволяющие выявить теоретическую и проектно-творческую подготовку к решению профессиональных задач» (из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования от 10 марта 2000 г., № гос. per. 67 иск/дс).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Выпускная квалификационная работа (далее – дипломная) работа студентов, обучающихся по специальности 070601.65 «Дизайн» специализации «Дизайнер (дизайн среды)», представляет собой законченную разработку (исполнение), в которой систематизируются, закрепляются и расширяются полученные во время обучения знания и умения по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, также сопутствующим дисциплинам.

В дипломной работе должно быть продемонстрировано применение профессиональных компетенций при решении разрабатываемых вопросов и проблем в области дизайна среды, связанных с выполнением проекта по выбранной теме. При этом ее результатом является не только защита работы в ГАК, но и демонстрация степени подготовленности студента к выполнению самостоятельной практической работы и его профессиональная пригодность и конкурентоспособность на современном рынке труда.

Выполнение дипломного проекта и его защита в государственной аттестационной комиссии (ГАК) - завершающий этап творческого профессионального обучения и воспитание молодого специалиста проходит под руководством руководителя дипломного проектирования с участием консультантов по техническим вопросам.

выполняется по материалам, собранным в период преддипломной практики в форме дипломного проекта.

Методикой дипломного проектирования устанавливаются критерии качества дипломного проекта:

1. актуальность темы, ее соответствие задачам социально-экономического развития страны;

2. творческая самобытность и оригинальность предлагаемых дизайнерских решений;

3. композиционная идея и образная выразительность проектируемого объекта;

4. функциональная целесообразность, рациональное конструктивное решение, степень использования достижений современных строительных технологий и достижений в области индустрии мебели, бытового оборудования, обоснованность выбора отделочных материалов;

5. характер и границы допустимого воздействия на природу, ее сохранения и воспроизводства (ландшафтный дизайн);

6. знание строительных нормативов (СНиП), ГОСТов и иных документов, регулирующих проектную деятельность;

7. четкая логическая последовательность, аргументация предлагаемых решений;

8. ярко выраженный замысел и решение определенной проблемы;

9. высокий уровень графического и макетного исполнения;

10. содержание проектного материала в объеме, достаточном для полного раскрытия темы и идеи автора.

При выполнении дипломной работы студент-дипломник обязан:

­ руководствоваться нормативными документами, а именно: ГОСТами, СНиПами, а также данными, представленными в научной и учебной литературе, специализированных изданиях и интернете по изучаемой проблеме;

­ использовать научно-методическую литературу, разработанную в Томском институте бизнеса другими преподавателями по данной специальности.

­ оформить дипломный проект в соответствии с требованиями, содержащимися в настоящих методических указаниях;

­ представить проект на выпускающую кафедру в установленные сроки для решения вопроса о допуске к защите.

Дипломный проект, допущенный к защите, защищается ее автором на заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК).

Дипломный проект, выполненный с отклонениями от установленных требований, не соответствующий тематике специальности, выполненный с отставанием от графика, к защите не допускается

2. ВЫБОР ТЕМЫ

Современное развитие России характеризуется постоянными изменениями к требованиям по формированию пространственной среды, которая определяется запросами индивидуального заказчика. Именно им определяются требования к организации среды, четкой функциональной структуре сооружения, высокому уровню комфортности проживания и жизнедеятельности и, в конечном итоге, к высоким художественно-эстетическим характеристикам проектируемого объекта или средового дизайна.

По-новому «звучат» требования экономики и охраны окружающей среды, что определяет поиск новых методов пространственных решений при максимальном использовании городских территорий.

На первый план выдвигаются задачи решения важнейших социальных вопросов: повышение уровня жизни, развитие культуры, рациональное использование и охрана природных ресурсов, использование экологически чистых материалов и много др. Поэтому и тема дипломного проекта должна отражать важные современные проблемы дизайна среды.

Примерный перечень тем дипломных работ разрабатывается и утверждается выпускающей кафедрой «Дизайн».

Темы должны быть актуальны, соответствовать специализации «Дизайн среды», по которой обучался студент. Тематика дипломных работ ежегодно утверждается решением учебно-методической комиссией факультета и доводится до студентов не позднее, чем они направляются для прохождения преддипломной практики. Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы вплоть до предложения своей темы с обоснованием целесообразности ее разработки.

Выбор необходимо произвести до начала практики с тем, чтобы при ее прохождении можно было собрать необходимый фактический материал, соотнести тему работы с потребностями общества, ее значимостью и новизной.

В период работы на производстве студенту также предоставляется право самостоятельно выбрать тему будущей выпускной квалификационной (дипломной) работы, осуществить этот выбор в соответствии с тематикой работ проектной организации, остановить свой выбор на теме, предложенной руководителем дипломного проектирования или выбрать тему из перечня тем дипломных работ, предлагаемых кафедрой.

В любом случае сбор материалов по теме дипломной работы начинается именно в период прохождения практики. Результатом работы в проектной организации является отчет по практике и , который наряду с материалами, составляющими перечень и иллюстративный материал по выполненным на практике объектам, включает первоначальную информацию, обосновывающую целесообразность выбранной темы дипломной работы, анализ отечественного и зарубежного опыта проектирования подобных объектов, определяет направление творческого поиска и круг вопросов, которые необходимо решить при выполнении дипломного проекта.

Утверждение темы осуществляется по письменному заявлению студента на имя заведующего кафедрой «Дизайн». Выбранная тема и научный руководитель выпускной квалификационной работы утверждаются приказом ректора института. Окончательный выбор темы студентом осуществляется после консультации с руководителем и обсуждения темы на заседании кафедры «Дизайн».

Изменение темы дипломного проекта возможно лишь в порядке исключения приказом ректора института, по представлению заведующего кафедрой и не позднее, чем за два месяца до защиты.

3.

наряду с отчетом по практике и материалами, составляющими перечень и иллюстративный материал по выполненным объектам, является результатом работы в организации на преддипломной практике.

включает первоначальную информацию, обосновывающую целесообразность выбранной темы дипломной работы, анализ отечественного и зарубежного опыта проектирования подобных объектов, определяет направление творческого поиска и круг вопросов, которые необходимо решить при выполнении дипломного проекта. Собранный на преддипломной практике материал обобщается, согласовывается с руководителем объем а, его содержание и структура. Отбирается и приводится в соответствие теме иллюстративный «багаж», корректируется программа-задание на проектирование. Эта работа проводится в течение первых 3-х недель дипломирования.

Текстовая часть а последовательно раскрывает содержание темы проекта.

Во введении необходимо обосновать значение будущего объекта для общества, раскрыть историю вопроса, проанализировать практику исследований аналогичных объектов и проектных разработок, перспективы дальнейшего развития объектов данного типа. Последующие разделы а включают различные их характеристики, сравнительную оценку по отдельным признакам, выводы о выявленных тенденциях и особенностях исследуемой темы. Представляется иллюстративный материал по конкретным реальным объектам, примеры проектных решений.

В приложения включаются данные каталогов мебели, оборудования, альбомов отделочных материалов и т. п.

3.1 Примерный план а:

3.1.1. Актуальность выбранной темы, ее социальная значимость.

3.1.2 Изучение существующих архитектурно-дизайнерских решений. Определение планировочной структуры и объемно-пространственного решения объекта с учетом культурных, социальных и эстетических требований, технологических процессов, конкретной общественной значимости. Выявление функциональной схемы на основе анализа взаимосвязи групп помещений. Отношение к окружающему пространству. Изучение нормативных требований, государственных стандартов и разрешительных документов.

3.1.3. Анализ отечественного и зарубежного опыта проектирования и создания подобных объектов. Изучение примеров из практики научных исследований и проектных разработок по перспективным социальным программам. Проведение сравнительной оценки решений по отдельным разделам: природно-климатического, градостроительного, функционально-планировочного, инженерно-технического, композиционного, архитектурно-художественного, строительного, экономического эргонометрического, экологического анализа.

3.1.4 Выводы об основных характеристиках, выявленных тенденциях и перспективах развития исследуемой темы, теоретически обоснованное мнение автора о ней.

3.1.5 Список использованной в работе литературы.

3.1.6 Задание на дизайнерское проектирование и состав дипломного проекта.

3.1.7 Дизайн-концепция проектируемого объекта.

3.1.8 Приложения, где собран иллюстративный материал по заинтересовавшим объектам и примерам, решение которых вызвало интерес.

4. РУКОВОДСТВО ДИПЛОМНОЙ РАБОТОЙ

При подготовке дипломной работы каждому студенту назначается руководитель и, в случае необходимости, консультант по дисциплине, помогающей наиболее полно выполнить дипломный проект. Консультанты по смежным инженерно техническим и специальным дисциплинам назначаются на основании распоряжения заведующего кафедрой соответствующих дисциплин.

Закрепление руководителей производится приказом ректора института одновременно с утверждением темы. Институт обеспечивает студентам-дипломникам необходимые условия для подготовки дипломных работ и осуществляет общий контроль выполнения ими служебных обязанностей.

Руководителями дипломных работ назначаются, как правило, ведущие преподаватели из профессорско-преподавательского состава кафедры «Дизайна», а также высококвалифицированные специалисты архитектурно-строительных и художественных специальностей. За одним руководителем, как правило, закрепляется не более 5-7 студентов. Замена руководителя выпускной работы допускается только в исключительных случаях и оформляется приказом ректора института, по представлению заведующего кафедрой.

Руководитель дипломного проекта:

­ составляет задание студенту на выполнение дипломного проекта после утверждения ее темы;

­ представляет задание заведующему кафедрой, затем выдает его студенту;

­ разъясняет студенту основную цель, общее направление поиска, предполагаемые результаты, объем выпускной квалификационной работы;

­ определяет совместно со студентом основной перечень литературных источников;

­ оказывает помощь студенту в разработке календарного графика выполнения дипломного проекта (Приложение 4);

­ консультирует студента-дипломника по всем вопросам, касающимся проведения исследования, обработки исходных данных, изложения и оформления дипломного проекта, подготовке к защите;

­ осуществляет постоянный контроль за работой, обеспечивает соответствие содержания и оформления дипломного проекта выбранной теме и требованиям настоящих методических указаний;

­ дает отзыв на завершенный дипломный проект;

­ обеспечивает работу и отзыв рецензента, помогает исправить недостатки в работе, выявленные рецензентом, или составить грамотные ответы на замечания рецензента;

­ подготавливает студента-дипломника к защите проекта на заседании ГАК («проигрывает» вместе с ним сценарий защиты, вопросы членов ГАК и ответы на них, ответ на замечания рецензента, заключительное слово и т.п.) и обязательно присутствует на нем.

Роль руководителей и консультантов заключается в развитии самостоятельности у выпускников, творческого подхода к решению комплексной научно-практической проблемы проекта. Они не должны давать студенту готовых решений, их задача заключается в критическом анализе работы студента-дипломника, постановке новых проблем, стимулирующих поиск студентами новых методов решения.

5. ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

После окончания преддипломной практики, итогом которой становится завершение работы над ом и оценка его научным руководителем, начинается непосредственно дипломное проектирование. Оно включает несколько этапов.

1 ЭТАП: Выбор и утверждение темы.

2 ЭТАП: Исследовательский.

Исследовательская работа по сбору материала и составление а, содержащего методологические и теоретические позиции, выдвигаемые автором для проектирования.

3 ЭТАП: Поиск концептуальных решений.

Консультации, цель которых - снабдить дипломников новейшей информацией технологического характера. Параллельно происходит поиск эскиз-идеи, уточнение общей концепции решения, проработка вариантов.

4 ЭТАП: Стадия эскизного проектирования.

Стадия разработки эскиза проекта и концептуальной модели, процесс вариантного проектирования. Разрабатывается творческий замысел, комплексно охватываются градостроительные, функционально-планировочные, конструктивные, экономические и композиционные проблемы. Создается художественный образ.

5 ЭТАП: Стадия ПРОЕКТ.

Разработка проекта в установленных масштабах. Уточнение композиции будущей экспозиции. Объем дипломного проекта общей площадью 4 м2 (8-10 подрамников размером 750x550 или 4 подрамника 1000 х 1000).

6 ЭТАП: Конструктивно-технологический и эргономический раздел

Применяемые конструктивные решения. Отделочные, облицовочные материалы. Оборудование, аспекты инженерного оснащения: вентиляция, отопление, водоснабжение, канализация, электроснабжение, освещение, декорирование. Приемы создания безопасных условий жизнедеятельности.

7 ЭТАП: Экономический раздел

Завершение технических разделов проекта и пояснительной записки. При необходимости показываются узлы и детали применяемых конструктивных решений (навесные потолки, камины и т. п.). Экономическое обоснование проекта на основании составления ведомости потребности материалов.

8 ЭТАП: Графическое оформление проекта.

Графическое исполнение проекта должно быть ясным, соответствовать выбранной теме. Все чертежи должны иметь наименования, проставленные размеры па планах и разрезах, отметки, указания масштабов. Брошюруется пояснительная записка, производится сборка макета.

9 ЭТАП: Рецензирование

Дипломник общается с рецензентом, рассказывает ему о проекте, отвечает на вопросы, показывает пояснительную записку.

10 ЭТАП: Предзащита

Накануне предзащиты руководитель визирует проект и пояснительную записку. Нормоконтролер проверяет соответствие оформления пояснительной записки настоящим указаниям. После этого пояснительная записка подписывается заведующим кафедрой «Дизайна».

Успешное прохождение предзащиты является основанием для допуска студента к защите выпускной квалификационной работы.

Примерный график выполнения дипломного проекта приведен в Приложении 3.

6. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

6.1 Общие требования

Дипломный проект оформляется в соответствии со стандартами Системы проектной документации для строительства (СПДС) и Системы единой конструкторской документации (ЕСКД).

Чертежи архитектурно-планировочных решений выполняются в соответствии с:

ГОСТ 21.101-93 «Общие требования к проектной и рабочей документации»;

ГОСТ 21.510-93 «Правила выполнения архитектурно-строительных чертежей»;

ГОСТ 21.507-81 (СТ СЭВ 4410-83) «Интерьеры»;

ГОСТ 7.32-91 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу.

Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления:

РД 40 РСФСР - 050-87. Проекты (работы) дипломные и курсовые и др.;

ГОСТ 6.30-97 Унифицированная система организационно-распорядительной документации.

Требования к оформлению документов.

Текст пояснительной записки оформляется на стандартных листах бумаги формата А4 (210x297 мм) и должен иметь поля: верхнее - 20 мм, нижнее - 20 мм, правое - 15 мм, левое -30 мм.

Допускается использование отдельных листов формата А3 для выполнения дополнительных чертежей (альбом чертежей –15-20 стр.).

Текст выполняется компьютерным способом с интервалом между строками 1,5 с использованием шрифта 14 размера (Times New Roman).

Количество строк на странице должно быть в пределах 30-35, количество знаков в строке - не более 60.

В отпечатанный текст отдельные слова, формулы, условные обозначения следует вписывать только черной пастой, чернилами или тушью.

В тексте пояснительной записки обязательно соблюдение общепринятой научной, экономической, технической и международной терминологии. Изложение материала должно быть четким, не допускающим неоднозначных толкований. В тексте работы необходимо выдерживать абзацы. Абзац состоит из одного или нескольких предложений, имеющих смысловое единство, и выделяется отступом вправо в первой строке на 5 символов. Не рекомендуется делать абзацы объемом более 0,5 страницы.

Слова в тексте должны быть написаны полностью. Допускаются только общепринятые сокращения, например, и так далее - и т.д., то есть - т.е., смотри - см. (ГОСТ 7.12-77) и сокращение архитектурно-строительных терминов, в соответствии с ГОСТ 21.101 - 93.

В тексте дипломной работы не допускается:

­ применять обороты разговорной речи;

­ применять для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;

­ применять произвольные словообразования;

­ сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в «шапке» и боковинах таблиц и в расшифровке буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки;

­ использовать аббревиатуру стандартов (ГОСТ, ОСТ, ТУ и др.) без регистрационного номера;

­ исправлять ошибки, допущенные при написании текста, зачеркиванием, «набивками сверху» и т.п.

6.2 Выделение заголовков, разделов, подразделов и их размещение

Заголовки разделов и подразделов, указанные в содержании (оглавлении), в тексте записки должны быть выделены и пронумерованы (кроме введения, заключения и списка литературы).

Каждый раздел (введение, глава, заключение, приложение) начинается с новой страницы. Подразделы внутри раздела следуют через три интервала после окончания предыдущего подраздела на той же странице, если на ней остается место для текста.

Название (заголовок) раздела печатается прописными буквами жирного написания без переносов в словах, кавычек, подчеркивания, точки в конце. Заголовки разделов (введение, заключение, список используемой литературы, приложение) не имеют нумерации и размещаются симметрично по отношению к тексту. Заголовки остальных разделов и подразделов имеют сквозную нумерацию и располагаются на уровне красной строки.

Не допускается наличие текста вне разделов и подразделов, помещение на разных страницах заголовка подраздела и его текста. Поэтому после заголовка раздела через два интервала печатается название подраздела и, далее, через 1,5 - текст подраздела.

Название (заголовок) подраздела печатается строчными буквами (кроме первой), жирного написания без переноса слов, подчеркивания, точки в конце.

Перед названием раздела (подраздела) ставится его порядковый номер согласно содержанию (см. раздел 4.3 или подраздел 4.3.2).

Не нумеруются названия отдельных составных частей дипломной работы, расположенные до введения, «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» и «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ». Приложения имеют свою автономную сквозную нумерацию.

6.3 Нумерация страниц

Все страницы текста пояснительной записки имеют сквозную нумерацию, начиная с первого листа и, заканчивая последней страницей работы. Номер страницы проставляется арабскими цифрами в правом верхнем углу листа, без точки после номера страницы.

6.4 Ссылки

Ссылки в тексте на использованные источники (литературу) даются в квадратных скобках, где при необходимости могут указываться и конкретные страницы (например [6], или [3.с.29]), Ссылки на формулы даются в круглых скобках (например "формула (4)..."), на иллюстрации - в круглых скобках или без них в зависимости от контекста (например, "... схема (рис.4.1.) ", но "из таблицы 8.5 видно ...").

6.5 Оформление списка используемой литературы

Список использованной литературы составляется в соответствии с государственным стандартом (ГОСТ 7.1-84), в алфавитном порядке по первым буквам фамилий авторов или названий источников.

Заголовок «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» выполняется симметрично текста на первой строке листа.

На следующей после заголовка строке указывается порядковый номер (с точкой) источника, фамилия, инициалы автора (авторов), наименование источника, место издательства (город), название издательства, год опубликования, количество страниц в тексте источника. Реквизиты литературного источника должны строго соответствовать его обозначению в списке.

Если работа выполнена несколькими авторами и вместо перечня их фамилий на титульном листе стоит выражение «Под редакцией...», то в списке она должна стоять сообразно с первой буквой ее названия.

При описании публикации в периодическом издании после фамилии автора и названия материала указывается наименование газеты или журнала, в которых опубликован материал, год и номер.

При ссылке на информацию, найденную в Интернете, указывается наименование и адрес сайта.

При выполнении списка использованной литературы между отдельными его позициями следует выдерживать 1,5 интервала.

7. СОСТАВ И ОБЪЕМ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Устанавливается следующее содержание дипломного проекта, состоящего из пояснительной записки и графического демонстрационного материала - планшетного ряда.

7.1 Пояснительная записка

Пояснительная записка является важной составной частью дипломного проекта, в которой обосновываются принятые решения. по теме проектирования включается в записку и служит аналитической исследовательской разработкой содержания проектной программы.

В состав пояснительной записки входят:

1. Титульный лист (см. Приложение 1);

2. Бланк задания на дипломное проектирование (см. Приложение 2);

3. План-график выполнения дипломного проекта (см. Приложение 3);

4. Оглавление (см. Приложение 9);

5. Текстовая часть:

- Введение (актуальность темы проекта, ее краткое обоснование);

- Дизайнерский раздел (характеристика объекта исследования: основная идея, композиционный замысел, объемно-пространственное решение, обоснование стилистического решения проекта для предполагаемых пользователей/заказчиков);

- Конструктивно-технологическая часть (раздел по используемым строительным (отделочным) материалам и применяемым конструкциям);

- Раздел по эргономике;

- Экономический раздел;

- Приложения: графический материал, содержащий чертежи, не вошедшие в демонстрационный материал планшетного ряда;

- Список использованных источников (литературы).

Объем записки определяется в пределах 50-60 страниц печатного текста.

Разделы пояснительной записки сопровождаются схемами, чертежами и рисунками. Возможна замена разделов в зависимости от специфики выбранной темы по согласованию с руководителем проекта. В этом случае составляется индивидуальное задание на выполнение дипломной работы по конкретной теме, обосновывается необходимость замены одного раздела на другой или (в случае научно-исследовательской направленности работы) его полное исключение из пояснительной записки.

7.1.1 Дизайнерский раздел

Дается характеристика объемно-планировочного решения; принятой функционально-планировочной и композиционной структуры объекта, конструктивные параметры элементов благоустройства.

Здесь необходимо описать дизайнерское и художественное решение, ставшее основой для наиболее полного раскрытия идеи формирования объекта, пространства, среды. Используемые формы и средства: масштаб, пропорции, цвет - как способ организации внутреннего и внешнего пространства и др.

Отдельно остановиться на идейно-художественной выразительности средовых объектов, их способности создавать эстетически и эмоционально значимый образ.

Особое внимание следует уделить наработкам автора, связанным с проектированием элементов предметного или графического дизайна, применяемым для организации среды (росписи в интерьере, элементов оформления экспозиции и т. п.).

Описываются выполнение проекта объекта, исходные данные, разработка необходимых проекций, характеризующих и раскрывающих специфику темы, ее функционально-технологические и художественные особенности в соответствии с заданием.

Тематика «Благоустройство городской среды»:

а) район благоустройства:

б) анализ существующего состояния объекта средового дизайна:

- планировка участка;

- рельеф;

- связь с окружающей застройкой и природными факторами;

- климатические условия;

- благоустройство и озеленение;

в) общее объемно-планировочное и пространственное решение элементов благоустройства:

- обоснование принятого общего композиционного приема;

- функционально-планировочное решение;

- характеристика объема;

- решение вопросов эвакуации и противопожарной безопасности;

- мероприятия по доступности средового объекта для ММГН (маломобильных групп населения);

г) характеристика объектов:

- художественная выразительность средового объекта;

- цветовое решение (как средовая характеристика проектируемого объекта, так и в составе фирменного стиля);

- благоустройство и МАФ (малые архитектурные формы);

- освещение (уличное и подсветка в ночное время);

- природный каркас (ландшафтная архитектура);

- стилевые характеристики, определяемые автором в соответствии с местными традициями, пожеланиями заказчика или обусловленные исторической значимостью объекта проектирования;

- дополнительный иллюстративный материал, не вошедший в планшетный ряд демонстрационного материала графической части дипломного проекта.

Тематика «Дизайн интер ьера» :

а) анализ существующего состояния объекта дизайнерского проектирования;

б) стилевые характеристики, определяемые автором в соответствии с местными традициями, пожеланиями заказчика или обусловленные исторической значимостью объекта проектирования;

в) общее объемно-планировочное и пространственное решение:

- обоснование принятого общего композиционного приема;

- функционально-планировочное решение;

- функциональные группы помещений, их взаимосвязь в плане и по этажам

- состав и площади помещений;

- форма и размеры плана (монтажный план, план с расстановкой мебели и оборудования, план пола, план потолка, план освещения и т.п.);

- развертки стен и визуализация характерных, наиболее значимых и интересных фрагментов интерьерных пространств;

- эргономические схемы на разрабатываемое оборудование интерьера;

- описание и чертежи (габаритные размеры, конструктивные узлы, разрезы и пр.) разрабатываемых автором фрагментов и деталей интерьеров;

в) характеристика объектов и предметов дизайна:

- цветовое решение (в том числе и как составляющая фирменного стиля);

- предметный и графический дизайн;

- дополнительный иллюстративный материал, не вошедший в планшетный ряд демонстрационного материала графической части дипломного проекта,

7.1.2 Конструктивно-технологический раздел

Тематика «Дизайн городской среды»

- обосновать целесообразность принятого конструктивного решения в соответствии с требованиями прочности, надежности, жесткости в продольном и поперечном направлениях, обеспечить его соответствие требованиям унификации и модернизации конструкций (модульность размеров) элементов благоустройства, МАФ.

- описать имеющиеся несущие, ограждающие и иные конструктивные элементы здания (фрагмент, стены, перекрытия, лестницы, крыша, перегородки, окна и т.д.) элементов благоустройства, МАФ;

- принципиальное решение инженерного оборудования;

- разработать конструктивные детали и элементы;

- выполнить листы со спецификацией элементов, формирующих плоскости;

- указать противопожарные мероприятия;

- охарактеризовать и обосновать выбор применяемых отделочных материалов;

- сделать сравнение конструкций с целью применения наиболее современных строительных материалов и технологий

- выполнить проект инженерного благоустройства территории средового объекта.

Конструктивные решения элементов благоустройства, МАФ, должны сопровождаться конструктивными схемами деталей и элементов, спецификациями ведомости потребности материала на разработанную конструкцию по форме 5 ГОСТ 21.101-97 (ПРИЛОЖЕНИЕ «Основные требования к проектной и рабочей документации») характерными узлами. Наиболее значимые и интересные разработки могут быть вынесены на планшетный ряд.

Тематика «Дизайн интерьера».

Интерьер должен разрабатываться в соответствии с современными инженерно-технологическими процессами по российским и европейским стандартам.

В этом разделе должны быть рассмотрены конструктивно-технологические приемы и решения, используемые в современной практике проектирования с учетом использования традиционных и новых материалов и технологий.

Здесь рассматривают вопросы конструирования элементов и объектов, которые оказывают существенное влияние на формирование интерьера: лестниц, встроенной мебели, каминов, баров, мебели индивидуального изготовления, перегородок, подвесных и др. конструкций потолков, подиумов.

В этом разделе поэтапно должны быть рассмотрены:

1. техническое задания, содержащее информацию о функциональном назначении и условиях эксплуатации проектируемого изделия, т.е. основные технические данные (габариты, материалы и пр.)

На этом этапе проводится сбор материала на основе отечественной и зарубежной информации (литература, изображения, технико-конструктивные характеристики и т.п.);

2. расчеты конструктивных элементов;

3. разработка дизайнерских решений этих элементов (проемов при реконструкции здания, усиления несущих конструкций);

4. в определенных масштабах выполняются чертежи и выбирают технологию изготовления, чертежи представляют собой изображение общего вида изделия, его конструкции.

Данный раздел включает в себя пункт по описанию отделочных и строительных материалов в соответствии с выбранной тематикой. Здесь должны быть рассмотрены конкретные технические и функциональные характеристики всех используемых в проекте материалов, а также дать экологическое обоснование данного выбора. Обозначить безопасность использования данных изделий и материалов для здоровья человека находящегося в проектируемой среде, дать характеристики микроклимата проектируемого помещения, до и после начала работ. Определиться с мероприятиями по борьбе с шумом и др. вредными факторами и защите от них (определение индексов звукоизоляции, влажности, температуры и содержания вредных веществ в воздухе).

7.1.3 Эргономический раздел

В данном разделе пояснительной записки проводится анализ среды и деятельности человека в системе «человек-машина-среда».

1. Применяя научные знания об объекте проектирования, учитывая отношения, связи, закономерности описать эргономические свойства и требования, предъявляемые к этой среде и ее элементам.

2.Указать приемы создания условий эффективной жизнедеятельности, безопасности, комфорта человека в проектируемой среде, а так же технологии и формы организации деятельности.

3. Обосновать с экологической точки зрения возможность применения материалов.

4. Для наглядности масштаба и взаимодействия со средой или элементами отобразить в демонстрационной части проекта человека или группу людей, указав средние и пороговые антропометрические данные.

7.1.4 Экономический раздел

Экономический раздел проекта состоит из смет на ремонтно-отделочные работы, расходные материалы, оборудования и мебели.

Сметы составляются, когда дизайн-проект выполнен.

На первом этапе составления смет необходимо тщательно расписать и сгруппировать все виды работ, которые необходимо выполнить при реализации данного проекта. Работы можно группировать по видам помещений (кухня, санузел и т.д.) (табл.1) или по видам работ (сантехнические, электромонтажные, столярные и т.д.) (табл. 2).

Таблица 1

Группировка видов ремонтно-отделочных работ по видам помещений

№ п/п

Наименование работы

Ед. измерения

Количество

Цена(руб.)

Стоимость (руб.)

Кухня

1.

Установка смесителя

шт.

1

1000

1000

2.

Установка новых выключателей и розеток на старые места

шт.

3

10

30

3.

Демонтаж и установка радиаторов отопления

шт.

1

1000

1000

4.

Демонтаж дверных коробок

шт.

1

500

500

5.

Снятие старых обоев

кв.м.

14

100

1400

6.

Снятие старого полового покрытия (линолеум, ковролин)

кв.м.

10

100

1000

7.

Грунтовка потолка

кв.м.

10

50

500

8.

Покраска потолка в/э краской (2 раза)

кв.м..

10

50

500

9.

Установка потолочного плинтуса

м.п.

16

30

480

10.

Выравнивание стен для укладки плитки

кв.м..

3

500

1500

11.

Грунтовка стен

кв.м.

14

50

700

12.

Поклейка рельефных обоев

кв.м.

10

100

1000

13.

Укладка плитки на стену

кв.м..

3

500

1500

14.

Укладка линолеума

кв.м.

10

100

1000

15.

Установка плинтуса

м.п.

16

30

480

16.

Установка люстры и светильников

шт.

3

1000

3000

17.

Установка дверей

шт.

1

1000

1000

Санузел-ванная комната

18.

Грунтовка стен

кв.м.

6

50

300

19.

Грунтовка потолка

кв.м.

3

50

150

20.

Выравнивание пола под плитку

кв.м.

2,2

600

1320

21.

Демонтаж умывальника

шт.

1

500

500

22.

Установка нового умывальника

шт.

1

1000

1000

23.

Демонтаж старых смесителей

шт.

2

1000

1000

24.

Установка новых смесителей

шт.

2

2000

2000

25.

Установка поточного водонагревателя

шт.

1

2000

2000

26.

Укладка плитки на стену и пол

кв.м.

8,2

500

4100

27.

Установка реечного потолка

кв.м.

3

1000

3000

28.

Установка точечных светильников

шт.

6

500

3000

29.

Установка зеркала

шт.

1

500

500

30.

Демонтаж дверных коробок

шт.

1

500

500

31.

Установка дверей

шт.

1

1000

1000

ИТОГО

36960

Таблица 2

Группировка ремонтно-отделочных работ по видам

№ п/п

Наименование работы

Помещение

Ед. измерения

Количество

Цена (руб.)

Стоимость (руб.)

Сантехнические работы

1.

Установка смесителя

кухня

шт.

1

1000

1000

3.

Демонтаж и установка радиаторов отопления

кухня

шт.

1

1000

1000

21.

Демонтаж умывальника

санузел

шт.

1

500

500

22.

Установка нового умывальника

санузел

шт.

1

1000

1000

23.

Демонтаж старых смесителей

санузел

шт.

2

500

500

24.

Установка новых смесителей

санузел

шт.

2

1000

1000

25.

Установка поточного водонагревателя

санузел

шт.

1

2000

2000

Электромонтажные работы

2.

Установка новых выключателей и розеток на старые места

кухня

шт.

3

10

300

28.

Установка точечных светильников

санузел

шт.

6

500

3000

16.

Установка люстры и светильников

кухня

шт.

3

1000

3000

Демонтажные работы

4.

Демонтаж дверных коробок

кухня

шт.

1

500

500

4.

Демонтаж дверных коробок

санузел

шт.

1

500

500

5.

Снятие старых обоев

кухня

кв.м.

14

100

1400

6.

Снятие старого полового покрытия (линолеум, ковролин)

кухня

кв.м.

10

100

1000

Работы с потолком

7.

Грунтовка потолка

кухня

кв.м.

10

50

500

19.

Грунтовка потолка

санузел

кв.м.

3

50

150

27.

Установка реечного потолка

санузел

кв.м.

3

1000

3000

8.

Покраска потолка в/э краской (2 раза)

кухня

кв.м..

10

50

500

9.

Установка потолочного плинтуса

кухня

м.п.

16

30

480

Работы со стенами

10.

Выравнивание стен для укладки плитки

кухня

кв.м..

3

500

1500

11.

Грунтовка стен

кухня

кв.м.

14

50

700

12.

Поклейка рельефных обоев

кухня

кв.м.

10

100

1000

13.

Укладка плитки на стену

кухня

кв.м..

3

500

1500

26.

Укладка плитки на стену

санузел

кв.м.

6

500

3000

18.

Грунтовка стен

санузел

кв.м.

6

50

300

Работы с полом

14.

Укладка линолеума

кухня

кв.м.

10

100

1000

15.

Установка плинтуса

кухня

м.п.

16

30

480

20.

Выравнивание пола под плитку

санузел

кв.м.

2,2

500

26.

Укладка плитки на пол

санузел

кв.м.

2,2

Прочие работы

17.

Установка дверей

кухня

шт.

1

1000

1000

17.

Установка дверей

кухня

шт.

1

1000

1000

29.

Установка зеркала

санузел

шт.

1

500

500

ИТОГО

36960

На основании группировки ремонтно-отделочных работ можно составить перечень необходимых расходных материалов. Нужно учитывать норму расхода конкретного материала на единицу измерения.

Таблица 3

Смета необходимых расходных материалов

№ п/п

Наименование работы

Ед. измерения

Количество

Цена (руб.)

Стоимость (руб.)

Кухня

1.

Грунтовка

л.

10

10

100

2.

Краска водоэмульсионная

бн.

1

200

200

3.

Потолочный карниз

м.п.

16

100

1600

4.

Гипсовая смесь для выравнивания стен

мешок

1

200

200

5.

Рельефные обои

рул.

3

900

2700

6.

Плитка для «фартука»

кв.м..

3

800

2400

7.

Линолеум

кв.м.

10

1500

15000

8.

Плинтус

м.п.

16

150

2400

ИТОГО

24600

Далее необходимо аналогично составить сметы на оборудование (сантехническое, электро-монтажное и т.д.), мебель, бытовую технику, электроприборы, текстиль.

После, необходимо составить общую смету, где строками будут итоги по каждой смете (табл. 4)

Таблица 4

Сводный сметный расчет

№ п/п

Наименование сметы

Стоимость (руб.)

1.

Ремонтно-отделочные работы

36960

2.

Материалы

24600

3.

Оборудование

30000

4.

Бытовая техника

80000

5.

Электро-техническое оборудование

60500

6.

Мебель

360000

7.

Текстиль

100000

8.

Прочее

ИТОГО стоимость по проекту

692060

Основные экономические показатели должны базироваться на ведомости потребности материалов, выполненной по ГОСТ 109-80.

В ведомости потребности материалов должен быть отражен расход строительных материалов, используемых при решении дизайна интерьера и подсчитанных на основе объемно-планировочных показателей в спецификациях в соответствии с ГОСТ21.507-81 ( СТ СЭВ 4410-83) «Интерьеры», а также в соответствии с современной ценовой политикой стоимости строительных материалов.

Для этого должны выполняться и прикладываться следующие спецификации:

2. Экспликация помещений - ГОСТ 21.501-93, форма 2 (см. Приложение 8).

3. Экспликация полов - ГОСТ 21.501-93, форма 4 (см.Приложение 8).

4. Спецификация элементов оконных, дверных и других проемов - ГОСТ 21.101-93, форма 7 (см. Приложение 8)

5. Спецификации конструктивных элементов - ГОСТ 21.101-93 - форма 8 (см. Приложение 8).

6. Основная надпись чертежа - ГОСТ 21.101-93 (см. Приложение 8).

1. Ведомость отделки помещений - ГОСТ 21.501-93, форма 1 (см. Приложение 8).

В ведомости потребности материалов должен быть отражен расход строительных материалов, используемых при решении дизайна интерьеров и подсчитанных на основе объемно-планировочных показателей в спецификации в соответствии с ГОСТ 21.507-81 (СТ СЭВ 4410-83) «Интерьеры» и ГОСТ 21.501-93 «Правила выполнения архитектурно-строительных чертежей», а также в соответствии с современной ценовой политикой стоимости строительных материалов.

Расчет стоимости строительства осуществляется на основе укрупненных показателей стоимости или по данным о стоимости объектов-аналогов.

Обязательными для дипломной работы являются логическая связь между главами и последовательное развитие основной идеи темы на протяжении всей работы.

В список используемых источников включаются только те, которые были использованы и переработаны студентом при написании пояснительной записки. Как правило, этот список содержит не менее двадцати источников различного вида. Список использованных источников должен включать нормативные документы, справочные источники, периодические издания, а также обязательно адреса и названия используемых сайтов Интернета.

7.2 Оформление демонстрационного материала

Демонстрационные материалы выполняются на 8-12 подрамниках (планшетах формата 750х550 или 1000x1000 с соблюдением правил, предъявляемых к оформлении;), альбом чертежей.

Схемы, ситуационный, опорный и генеральный планы, чертежи, развертки, узлы, архитектурные детали, интерьеры и т.п. распределяются равномерно по всей площади планшетов. Компоновка чертежей на подрамниках зависит от размеров и композиционного решения объектов.

Состав демонстрационного материала:

Тематика «Благоустройство городской среды»

1. Генеральный план участка М 1:100, 1:200.

2. Чертежи элементов благоустройства (МАФ) (планы, фасады, разрезы)

3. М 1:100, 1:200, 1:500

4. Чертежи и визуализация всех наиболее значимых фрагментов средового объекта - элементы благоустройства, МАФ (в количестве необходимом для наиболее полного прочтении проектируемого объекта).

4.1. Разрабатываемые детали, элементы благоустройства, МАФ (план, фасады, разрезы) М 1:50, 1:100

4.2. Узлы, детали М 1:5, 1:10, 1:20, 1:25, 1:50.

5. Перспектива или макет

Тематика «Дизайн интерьера»

1. Планы помещений до и после реконструкции М 1:50, 1:100, 1:200

2. План с расстановкой мебели М 1:50, 1:100,

3. Развертки стен М 1:50, 1:100.

4. Планы потолков М 1:50, 1:100.

5. Планы полов М 1:50, 1:1 00.

6. Разрабатываемые детали интерьера (план, фасады, разрезы) М 1:50, 1:100

7. Узлы, детали М 1:5, 1:10, 1:20, 1:25, 1:50.

8. Элементы предметного или графического дизайна, используемые при решении интерьера (росписи стен, оформление интерьера).

9. Визуализация интерьерных пространств (в количестве, необходимом для наиболее полного прочтения проектируемого объекта).

10. Дополнительная информация

План участка желательно выполнять на реальной ситуации или геодезической основе, что помогает наилучшему прочтению принятого градостроительного решения.

Планы этажей и фасады могут быть выполнены в разных масштабах так, чтобы основные проекции показать наиболее крупно и детально.

Кроме основных конструктивных разрезов, могут быть выполнены местные разрезы или их фрагменты, а в некоторых случаях - архитектурный разрез в ортогональной или перспективной проекции с решением интерьеров основных помещений.

Узлы и детали должны наиболее полно раскрывать особенности разрабатываемого объекта, показывая связи конструктивного и дизайнерского решения.

Наиболее значимые конструктивные и дизайнерские разработки, спецификации могут быть вынесены на планшетный ряд.

В состав архитектурных решений интерьеров в соответствии с ГОСТ 21. 507-81 (СТ СЭВ 4410-83) «Интерьеры» входят - планы этажей, виды, развертки внутренних поверхностей стен, планы полов и потолков; фрагменты планов, видов и разверток.

На планах и развертках внутренних поверхностей стен и их фрагментах указывают:

- мебель и оборудование;

- элементы монументально-декоративного оформления;

- позиции элементов интерьера;

- границы участков пола (при отсутствии плана полов) и стен (на видах и развертках внутренних поверхностей стен), различных по материалу, цвету и рисунку;

- ведомость колеров цветов на поверхностях элементов интерьера по проекту;

- ссылки на фрагменты.

На планах также указываются обозначения и ограждения проходов, расположение мебели, внутреннего озеленения, а также наименования или номера помещений и участков (ГОСТ 21. 501-80).

На планах полов и их фрагментах указывают рисунок покрытия пола и ссылки на соответствующие фрагменты полов, колера цветов покрытая пола.

На планах потолков указываются размещение и марки светильников, решеток вентиляционных устройств и других элементов потолка

Дипломный проект может быть выполнен в любой манере, но быть при этом легко читаемым.

8. РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ И ОТЗЫВ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

8.1 Составление отзыва на дипломную работу

Отзыв руководителя составляется в произвольной форме с обязательным освещением основных вопросов:

· соответствие содержания работы заданию на дипломное проектирование;

· полнота, глубина и обоснованность решения поставленных задач;

· степень самостоятельности дипломника, его инициативность, умение обобщать другие работы (в том числе и иностранных авторов), делать соответствующие выводы;

· умение студента-дипломника применять художественные средства, компьютерные технологии при выполнении дипломного проекта;

· вывод о подготовленности студента-дипломника к самостоятельной деятельности и допуске дипломного проекта к защите;

· другие вопросы по усмотрению руководителя (общая оценка дипломной работы и возможность присвоения выпускнику соответствующей квалификации по специальности «Дизайн среды»).

8.2 Рецензирование дипломной работы

Дипломный проект рецензируют специалисты из профессорско-преподавательского состава других институтов, а также представители Союзов Дизайнеров, Художников и Архитекторов.

Рецензия пишется в произвольной форме. В ней должны быть отражены:

1. Актуальность темы проекта.

2. Соответствие: содержания дипломного проекта заданию; задания и содержания дипломного проекта основной цели - проверке знаний и степени подготовленности дипломника по своей специальности «Дизайн среды».

3. Полнота, глубина и обоснованность решения поставленных вопросов.

4. Анализ и оценка качества и обстоятельности разработки частей дипломного проекта, актуальных и перспективных вопросов дизайна.

5. Грамотность и стиль подачи дипломного проекта.

6. Общая оценка выполненного дипломником задания, использование новейших достижений дизайна, науки и техники, положительные и отрицательные стороны работы.

7. Оригинальность и обоснованность выводов и предложений, возможность их практического использования в дизайне среды.

8. Необходимо указать, удовлетворяет ли выполненная работа требованиям, предъявляемым к дипломным проектам по специальности «Дизайн» квалификации «Дизайнер (дизайн среды)».

9. Другие вопросы по усмотрению рецензента и предполагаемая оценка работы по четырехбальной системе (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо, отлично).

Например. Иванова И.И. на тему «Дизайн-проект квартиры» соответствует установленным требованиям, предъявляемым к дипломным проектам, и заслуживает оценки «отлично», а Иванов И.И - присвоения квалификации «Дизайнер (дизайн среды)».

Рецензия, в обязательном порядке , должна иметь подпись рецензента, дату и печать организации и сдана на кафедру вместе с дипломной работой до защиты.

Студенты-дипломники имеют право ознакомиться с содержанием рецензии до защиты дипломной работы. Внесение изменений в работу после получения рецензии не допускается.

9. ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ И ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

9.1 Подготовка к защите

Завершенный дипломный проект студент представляет своему руководителю не позже, чем за 15 дней до установленного срока защиты. Одобренная руководителем с его отзывом (форма отзыва, см. в Приложении 6), подписями руководителя и студента-дипломника передаётся на кафедру. представляется заведующему кафедрой «Дизайна» для принятия решения о допуске ее к защите.

Заведующий кафедрой организует предварительную защиту выпускной квалификационной работы каждого студента-дипломника. Целями предварительной защиты являются подготовка дипломника к итоговой аттестации Государственной аттестационной комиссией, рекомендации по устранению ошибок и лучшей подготовке к самой защите дипломной работы. Процедура предзащиты такая же, как и процедура защиты. Профессорско-преподавательский состав кафедры во время предварительной защиты и после неё в лице руководителя должен показать и рассказать студенту-дипломнику про «сильные» и «слабые» стороны его работы и выступления на предзащите, дать свои рекомендации по подготовке к самой процедуре защиты дипломной работы. Приняв решение о допуске дипломной работы к защите, заведующий кафедрой ставит свою подпись на титульном листе.

Рецензент, написав рецензию (форма рецензии, см. в Приложении 5) передает ее на кафедру.

Если работа по каким-либо причинам не допускается к защите, вопрос об этом выносится на заседание кафедры с участием руководителя и студента-дипломника. Протокол рассмотрения вопроса на заседании кафедры о не допуске студента к защите и направляется ректору и в случае необходимости представляется председателю ГАК или его заместителю.

9.2 Порядок защиты

Защита дипломных работ проходит на заседаниях Государственной аттестационной комиссии (ГАК) в соответствии с графиком, разработанным учебной частью и утвержденным ректором института. В состав ГАК включаются представители союзов Дизайнеров, Художников и Архитектуры, а также, заведующий выпускающей кафедры и ведущие преподаватели института.

Для защиты выпускной квалификационной работы дипломник готовит выступление (доклад) и демонстрационный материал - дипломный проект, выполненный на планшетах. Их содержание и количество определяется студентом совместно с руководителем. Правила оформления демонстрационных материалов приведены в разделе 7.2

Для выступления на защите (продолжительность до 10 минут) студент готовит доклад объемом около 4-5 страниц машинописного текста.

Доклад должен включать следующие части:

­ название темы дипломного проекта и обоснование его актуальности;

­ поставленные в дипломном проекте цели и задачи;

­ концепция проекта;

­ раскрытие и обоснование положений и выводов по вопросам, разработанным студентом-дипломником в соответствии с полученным заданием;

­ практическое значение дипломного проекта.

Защита дипломных работ производится на открытых заседаниях ГАК (публично). Процедура защиты включает в себя:

­ представление студента-дипломника, темы его дипломной работы и руководителя;

­ выступление (доклад) студента, во время которого студент может пользоваться подготовленным текстом, но оно не должно сводиться к его простому чтению;

­ ответы студента на вопросы членов ГАК должны быть краткими, по существу;

­ оглашение председательствующим или ответственным секретарем ГАК отзыва руководителя дипломного проектирования и заключения рецензента по дипломному проекту;

­ ответы дипломника на замечания, сделанные в отзыве и рецензии, заключительное слово студента, (в заключительном слове студент может объяснить причины допущенных в работе недостатков, отметить, при желании, роль лиц, содействовавших подготовке дипломной работы);

­ подведение итогов защиты на закрытом заседании ГАК с утверждением протоколов;

­ объявление результатов защиты и выводов комиссии о возможности присвоения студентам-дипломникам соответствующей квалификации.

При возникновении вопросов и конфликтных ситуаций председатель Государственной аттестационной комиссии совместно с другими членами комиссии должен выслушать заявление студента-дипломника и дать разъяснения по существу поднятых вопросов.

Если защита дипломной работы оценивается ГАК как неудовлетворительная, студенту предоставляется возможность повторной защиты, как по прежней, так и по новой теме, не ранее, чем через год.

Список литературы

1. О стандартизации: Закон Российской Федерации N 5156-1 от 10.06.1993.

2. ГОСТ 2.101-93. Межгосударственный стандарт. СПДС. Основные требования к рабочей документации. - Минск: Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 1993.

3. ГОСТ 2.105-95. Межгосударственный стандарт. ЕСКД. Основные требования к текстовым документам. - Минск: Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 1995.

4. ГОСТ 21. 101-97. Основные требования к рабочей документации. СПДС. - М.: Изд-во стандартов, 1997.

5. ГОСТ 21. 103-93. Основные надписи. СПДС. - М.: Изд-во стандартов, 1995.

6. ГОСТ 2.316-68*. ЕСКД. Правила нанесения на чертежах надписей, технических требований и таблиц. - М.: Изд-во стандартов, 1968.

7. ГОСТ 2.301-68*. ЕСКД. Форматы. - М.: Изд-во стандартов, 1968.

8. ГОСТ 2.321-84. ЕСКД. Обозначения буквенные. - М.: Изд-во стандартов, 1984.

9. ГОСТ 2.304-81. ЕСКД. Шрифты чертежные. М.: Изд-во стандартов, 1981.

10. ГОСТ 2.303-68*. ЕСКД. Линии. - М.: Изд-во стандартов, 1968.

11. Бархин, Б.Г. Методика архитектурного проектирования [Текст] / Б.Г. Бархин. - Изд. 3-е - М.: Стройиздат, 1993.-436 с, ил.

12. Георгиевский, О.В. Художественно-графическое оформление архитектурно-строительных чертежей [Текст]: учебное пособие / О.В. Георгиевский. – М.: Архитектура-С, 2004. – 80 с., ил.

13. Дипломный проект по специальности 270302 - «Дизайн архитектурной среды»: методические указания к дипломному проектированию / Сост. И.И. Колосова. - Томск: Изд-во Томского государственного архитектурно-строительного университета, 2007. -26 с.

14. Ефимов, А.В. Дизайн архитектурной среды [Текст]: учебник / А.В. Ефимов [и др.]. - М.: Архитектура-С, 2005. - 504 с.: ил.

15. Каминский, В.П. Строительное черчение [Текст]: учебник / В.П. Каминский, О.В. Георгиевский; Б.В. Будасов. - М.: Стройиздат, 1990.

16. Кудряшев, К.В. Архитектурная графика [Текст]: учебное пособие для вузов / К.В. Кудряшев. – М.: Стройиздат, 2006. – 312 с., ил.

17. Написание и оформление контрольных, ов, курсовых и дипломных работ [Текст]: методические рекомендации / сост. Е.Б. Колмакова, В.К. Пашков. – Томск: STAR, 2009. – 41 с.

18. Сборник ГОСТов ЕСКД. Общие правила выполнения чертежей. - М.: Изд-во стандартов, 1988.

19. Смирнова, Е.А. Архитектурная графика [Текст]: практический курс / Е.А. Смирнова. - Новосибирск: Изд-во НАрхИ, 1995. - 254 с, ил.

Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Негосударственное (частное) образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА»

Факультет дизайна

Кафедра «Дизайн»

Специальность 070601.65 «Дизайн»

К защите допущен

Зав. кафедрой Пыжова Е.Н.

________________________

«_____» ____________ 20 г.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему: Дизайн-проект однокомнатной квартиры по адресу:
г. Томск, пр-т Мира д. 39 кв. 19

Руководитель:

доцент кафедры «Дизайн»

Е.Н. Пыжова

Консультанты:

Дизайнерский раздел

доцент кафедры «Дизайн»

Е.Н. Пыжова

Конструктивно-технологический раздел:

ст.преподаватель кафедры «Дизайн»

Т.Ю. Мочалова

Эргономический раздел:

ст.преподаватель кафедры «Дизайн»

М.О. Васильева

Экономический раздел:

доцент кафедры «Экономика и бухгалтерский учет», к.э.н.

Е.В. Яроцкая

Выполнил:

Студент группы № 0121

О.С. Савельева

Томск 2010 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Негосударственное (частное) образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Томский институт бизнеса»

_______________________ факультет
Кафедра ___________________________

УТВЕРЖДАЮ

Декан _______________

______________________

«___» _____________201_ г

ЗАДАНИЕ
по подготовке дипломной работы

студента: ______________________________________________________________________

(Ф.И.О. полностью)

Тема дипломной работы: __________________________________________________________

Руководитель работы: ______________________________________________________________

(должность, Ф.И.О.)

Сроки выполнения дипломной работы:

1. Составление предварительного плана и графика написания работы:

с «___» __________ 201__г. по «___» _________ 201__ г.

2. Подбор и изучение необходимых нормативных документов, актов и литературы:

с «___» __________ 201__г. по «___» _________ 201__ г.

(указать основные источники для изучения)

3. Сбор и анализ практического материала с «__» _______ 201_г. по «__» ______ 201_ г.

(вид деятельности)

4. Написание и оформление работы с «___» ________ 201__г. по «___» _______ 201__ г.

При написании работы необходимо: Во введении обосновать актуальность выбора темы работы, степень ее разработанности. Также студент должен определить основные цели своей работы, и задачи, определить эмпирическую и теоретическую основу своей работы. Работа должна содержать в себе главы, после каждой из которой должен следовать вывод. В заключении работы должны быть сформулированы основные положения, достигнутые цели и общий вывод. Список литературы должен содержать в себе достаточное количество литературы и оформлен в соответствии с требованиями для написания дипломных работ.

5. Срок сдачи студентом выполненной дипломной работы в ГАК: «___» ______ 201__г.

6. Дата выдачи задания: «___» _______ 201__ г.

Научный руководитель:

________________________ ________________________

Заведующий кафедрой:

________________________ ________________________

С положением о порядке организации и оформления дипломной работы ознакомлен.( подпись студента)

Задание принял к исполнению _______( подпись студента)_____
«___» _______ 201__ г.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

 

 

 

№ этапа

Наименование

Процентовка

Кто

принимает

этап

1

Выбор и утверждение темы - выполняется в конце преддипломного семестра.

10%

Руководство кафедры

2

Исследовательская работа по сбору материала и составление а, содержащего теоретические позиции, выдвигаемые автором для проектирования.

20%