Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 23

 

Поиск            

 

Указания методические по выполнению курсового проекта

 

             

Указания методические по выполнению курсового проекта

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

ФГОУВПО «РГУТиС»

Факультет ___Экономический ___________________________

Кафедра «Корпоративное управление и электронный бизнес»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе,

д.э.н., профессор

_______________________Новикова Н.Г.

«____»______________________________20___г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Дисциплина «Проектирование информационных систем»

Специальность 080801 «Прикладная информатика (по областям)»

Москва 2010г.


Методические указания составлены на основании примерной программы дисциплины_____«Проектирование информационных систем »

(название курса)

При разработке методических указаний в основу положен Государственный образовательный стандарт по специальности

________080801 Прикладная информатика в экономике __

(шифр и название специальности)

Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры__
__________ «Корпоративное управление и электронный бизнес» ___

(название кафедры)

Протокол № ________ «____»_______________20__г.

Зав кафедрой д.т.н., проф А.И. Потемкин.

Методические указания одобрены Научно-методическим советом ФГОУВПО «РГУТиС»

Протокол №_______ «_____»______________________20___г.

Ученый секретарь

Научно-методического совета

к.и.н., доцент Юрчикова Е.В.

Методические указания разработал:

Преподаватель кафедры

«Корпоративное управление и электронный бизнес»

к.т.н., доц.Ю.В.Боковой.

Содержание

Предисловие. 4

1. Цель и задачи курсового проектирования. 6

2. Выполнение курсового проекта. 7

2.1. Общие требования и порядок выполнения курсового проекта. 7

2.2. Структура и содержание текстовой части курсового проекта (пояснительной записки) 8

2.2.1. Общие требования. 8

2.2.2. Введение. 8

2.2.3. Краткое описание методики проектирования. 9

2.2.4. Техническое задание на проектирование. 9

2.2.5. Анализ предметной области деятельности объекта. 10

2.2.6. Моделирование бизнес-процессов и/или информационной структуры; 10

2.2.7. Разработка структуры данных и формы их хранения. 10

2.2.8. Разработка проекта пользовательского приложения. 11

2.2.9. Описание ИС, ее технические и эксплуатационные характеристики 13

2.2.10. Инструкция пользователя. 14

2.2.11. Заключение. 14

2.2.12. Список литературы.. 14

2.2.13. Приложения. 15

2.3. Требования к оформлению и порядок защиты курсового проекта. 15

3. Темы курсовых работ по дисциплине. 17

4. Список рекомендуемой литературы.. 19

Приложения. 21

Предисловие

В современных условиях модернизации экономики страны, развития новых форм хозяйствования и построения правового государства резко возрастают требования к качеству обработки информации. В то же время информатизация предприятия является неотъемлемой частью его деятельности. А поскольку эта деятельность не является напередзаданной и статичной, хотя бы в силу интенсивного законотворчества Госдумы, то и информационная система (ИС) должна непрерывно развиваться.

Организационно-хозяйственная деятельность предприятий в условиях рынка настолько разнообразна, что практически не существует двух одинаковых предприятий даже одной специализации. Отсюда следует то, что не может существовать двух одинаковых информационных систем, или они будут недостаточно функциональны. Тем не менее, при проектировании информационных систем необходимо выделить общие принципы, связанные с характером деятельности предприятия и отражающие специфику обработки информации в них. Такими принципиальными факторами, влияющими на структуру ИС и технологические процессы обработки информации, являются - функциональные бизнес-процессы, потоки динамически изменяющихся данных, организация данных в сложные структуры. Несмотря на то, что эти факторы, как правило, присутствуют одновременно, для анализа и последующего выбора методологии проектирования целесообразно сначала определить главный из них. Такой подход в анализе и проектировании систем обусловил наибольшее распространение определенных видов CASE-технологий, отраженных в стандартах IDEF0, DFD, IDEF3 и IDEF1X, а также соответствующих программных инструментов почти всех ведущих фирм производителей программного обеспечения. Общее число распространяемых пакетов превышает 500 наименований.

Основная цель CASE-систем и средств состоит в том, чтобы разделить семантический подход к проектированию программного обеспечения ИС от технического процесса написания программ (кодирования) и последующих этапов разработки (тестирования, документирования и пр.). С учетом развития визуальных методов программирования это дает специалистам информатикам, аналитикам и даже экономистам, не являющимся специалистами программистами, мощный инструмент разработки эффективных ИС с необходимым набором разнообразных функций.

Исходя из потребностей народного хозяйства, при подготовке квалифицированных специалистов информатиков в ВУЗе используется многообразная и целостная система организационных форм и методов обучения - лекции, семинарские и лабораторно-практические занятия, учебная практика, курсовое проектирование и т.д.

Информатизация предприятия, подразделения или другого объекта начинается с простой, выполняемой, как правило, своими силами ИС. Это позволяет выявить проблемы информатизации, лучше понять направления и варианты развития, а также поставить конкретные задачи, например, для аутсорсинга. Такой поэтапный подход в итоге экономит затраты на развитие ИС и обеспечивает эффективное функционирование предприятия. Проектирование простой ИС для некоторого объекта как нельзя лучше подходит и в учебных целях, например, в качестве курсового проекта.

Курсовое проектирование позволяет систематизировать, закрепить и расширить теоретические знания по специальности, развить практические навыки самостоятельной работы, и в дальнейшем применять полученные знания и навыки при решении конкретных задач, возникающих перед специалистом.

В учебных целях важно не только спроектировать ИС, но и понять как этот процесс осуществляется, какие трудовые и финансовые затраты он влечет в предметной области деятельности. Степень владения этими знаниями и навыками собственно и характеризует квалификацию специалиста.

1. Цель и задачи курсового проектирования.

Целью курсового проектирования является формирование у студента системного представления по функциям, структуре и методам проектирования экономических информационных систем на основе самостоятельного выполнения проекта небольшой по масштабу информационной системы с использованием технологий оригинального, типового и автоматизированного проектирования. В качестве проектируемой системы не рекомендуется выбирать корпоративную ИС. Целесообразно ограничиться ИС на локальном компьютере или одноранговой ЛВС. По согласованию с преподавателем можно рассмотреть клиент-серверную архитектуру, но не выше второго уровня. В любом случае полнота и завершенность проекта должны превалировать над его сложностью.

Таким образом, выполнение курсового проекта позволяет:

- закрепить и развить теоретические знания, полученные студентами в процессе изучения курсов "Информационные технологии", "Информационные системы", "Высокоуровневые методы программирования", "Проектирование экономических информационных систем";

- развить умение правильно выбирать методологию анализа и моделирования функционирования экономического объекта, а также методологию проектирования ЭИС и программные средства анализа и проектирования;

- осуществить освоение приемов и навыков работы с основными видами прикладного программного обеспечения, использующегося для реализации ЭИС;

- сформировать у студентов практические навыки создания приложений (программ), обеспечивающих формирование, обработку и хранение данных с помощью современных средств визуального проектирования, ориентированных на конкретную платформу;

- сформировать у студентов навыки создания интерфейса пользователя ИС, а также сформировать практические навыки разработки проектных и эксплуатационных материалов для ЭИС;

- сформировать подходы к выполнению технико-экономического обоснования предложенного варианта проектирования;

- подготовить студентов к решению задач, возникающих при дипломном проектировании.

Оценка качества выполнения проекта производится с учетом того, насколько студент проявит свои способности к самостоятельной творческой работе с научно-технической литературой, к обобщению накопленного опыта и свое умение делать научно обоснованные выводы и рекомендации.

2. Выполнение курсового проекта

2.1. Общие требования и порядок выполнения курсового проекта

Курсовой проект должен представлять собой разработку информационной системы, состоящую из программной части (на диске) и описания. Разработка ведется с учетом использования выбранной технологии проектирования ИС (структурной или объектно-ориентированной) с использованием современной вычислительной техники и программных средств проектирования (пакетов прикладных программ офисного и специального назначения, CASE-средств, языков высокого уровня, макросредств, средств RAD-технологии). При этом предполагается, что студент освоил методику проектирования всех компонентов ЭИС.

Интенсивное развитие средств визуального программирования, характеризующихся использованием широкого спектра встроенных компонентов, существенно снижает требования к специалисту информатику как к программисту, дает в руки проектировщику мощный инструмент создания приложений, позволяет сосредоточить усилия на содержательной сущности проекта и позволяет осуществлять разработку автоматизированных ИС на основе сочетания развитых серийных СУБД и специализированных приложений, разработанных с помощью оригинального или типового методов проектирования. Именно такой подход целесообразно использовать при курсовом проектировании.

Работу над курсовым проектом необходимо начинать с выбора темы. Уже на этом этапе обучения студенту целесообразно предварительно определить направление специализации с учетом своих интересов. Методически правильно надо начать с предварительного ознакомления с литературой по широкому кругу вопросов, а в дальнейшем углублять свои познания, ограничивая подбор источников рамками тематической специализации по исследуемой проблеме. Для получения наиболее новой информации целесообразно ознакомиться с публикациями в периодических изданиях.

В результате систематизированного изучения специализированной литературы следует отсеивать несущественный для выбранной темы материал, и сосредоточиться на усвоении основных понятий и категорий, являющимися фундаментом и исходными позициями в предстоящей работе. Здесь же следует поставить целью выявление недостатков и нерешенных проблем, требующих своего решения. На основе этого определяются основные направления проработки темы, конкретизируется цель и задачи проекта, а также формируется основа списка литературы, которая будет использована при работе над курсовым проектом.

Рекомендуется использовать CASE-технологии структурного проектирования, выбирать диалоговый режим обработки информации, а приложения СУБД формировать на основе использования средств RAD-технологий. В качестве первого опыта для курсового проектирования не рекомендуется брать сложную серверную ИС.

2.2. Структура и содержание текстовой части курсового проекта (пояснительной записки)

2.2.1. Общие требования.

В пояснительной записке студент должен показать уровень своей научно-методический подготовки, умение вникать в проблематику функционирования экономических объектов, делать обобщения и выявлять направления решения проблемы, а также продемонстрировать владение современными инструментальными методами проектирования информационных систем.

В текстовой части проекта следует избегать общих положений и рассуждений. Излагать материал необходимо лаконично, без «разжевывания» очевидных истин и излишних деталей, уводящих в сторону от основного вопроса, но с необходимой полнотой. Не допускается описание достоинств, характеристик и преимуществ массовых программных продуктов крупнейших фирм производителей. Некоторые особенности их можно приводить только в конкретной привязке к задачам проектирования.

Ссылки на литературные источники, материал которых использовался при написании, делать обязательно.

Курсовой проект должен содержать следующие разделы:

-введение;

- краткое описание методики проектирования;

- техническое задание на проектирование ИС;

- анализ предметной области деятельности предприятия и выделение части, выбранной для автоматизации;

- моделирование бизнес-процессов и/или информационной структуры;

- разработка структуры данных и формы их хранения;

- разработка пользовательского приложения;

- описание ИС, ее технические и эксплуатационные характеристики;

- инструкция пользователя;

- заключение;

- список литературы;

- приложения.

Ниже приведены требования к содержанию указанных разделов. Требования, приведенные в настоящей методике, необходимо брать за основу, но не следовать им буквально, если это может нарушить целостность излагаемого материала.

2.2.2. Введение

Введение должно содержать описание состояния предметной области, обоснование необходимости и основные исходные данные для разработки ИС. Необходимость в разработке пользовательских приложений, входящих в состав ИС, обычно возникает в случаях, когда требуется обеспечить удобство работы с БД неквалифицированным пользователям или пользователей не устраивает интерфейс СУБД. Иногда для небольших проектов целью разработки, выполняемой своими силами, может быть экономия средств, могут быть и другие варианты.

В этой части следует также отразить общую характеристику функционирования объекта, произвести выделение круга задач для проектирования, рассмотреть актуальность и новизну темы, сформулировать цель и задачи, решаемые в проекте, и обосновать положительный эффект, который предполагается получить в результате внедрения проекта.

Введение целесообразно писать после завершения работы над основной частью проекта. Объем введения должен быть не более 3 - 4 страниц машинописного текста.

2.2.3. Краткое описание методики проектирования.

Этот раздел выполняется в учебных целях только для курсовых проектов. В стандартах на проектирование ИС он не предусматривается. Аналогом такого раздела при производственном проектировании является раздел планирования и управления проектом, который, однако, не входит в состав самого проекта.

Раздел формируется итерационно, предварительно в общих чертах, а затем уточняется по мере работы над проектом.

Содержание раздела соответствует содержанию и структуре настоящей методики, но должно отражать специфику конкретной ИС по выбранной теме.

2.2.4. Техническое задание на проектирование

В этом разделе следует привести постановку задачи, порядок и сущность выполнения проекта.

При составлении Технического задания (ТЗ ) на создание ИС целесообразно придерживаться требований ГОСТ 34.602-89 и отразить соответственно следующие разделы:

1) общие сведения;

2) назначение и цели создания (развития) системы;

3) характеристика объектов автоматизации;

4) требования к системе;

5) состав и содержание работ по созданию системы, перечень частных технических заданий на составные части ИС;

6) порядок контроля и приемки системы;

7) требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие;

8) требования к документированию;

9) источники разработки.

Требования ТЗ, начиная с п.3, уточняются и корректируются по мере выполнения последующих разделов.

2.2.5. Анализ предметной области деятельности объекта.

В этой части рассматривается общая информационная структура объекта и его бизнес процессы и уточняется характеристика объекта автоматизации.

На основе полученных сведений, выбирается подходящий CASE-метод структурного анализа – процессов, потоков, данных или комплексный и методом декомпозиции составляется подробная функциональная и/или, в зависимости от специфики основных задач, информационная модель AS-IS объекта. Далее производится оценка недостатков функционирования объекта и формулируются задачи, решение которых позволит повысить его экономическую (или другую) эффективность. Такая оценка служит базисом для уточнения требований к системе и формулировки задач проектирования и составления модели TO-BE. Диаграммы, построенные с помощью выбранного инструментария CASE-технологий, необходимо дополнить соответствующими комментариями.

2.2.6. Моделирование бизнес-процессов и/или информационной структуры;

На основе модели AS-IS объекта и сформулированных в предыдущем пункте задач развития, уточняется концепция проектируемой ИС, составляется модель TO-BE функционирования объекта и производится корректировка требований ТЗ в части уточнения:

- требований к системе и формулировки задач проектирования;

- состава и содержание работ по созданию системы;

- формирования требований на разработку приложений (программного обеспечения) и выбора стандартного программного обеспечения;

- обоснование проектных решений по технологии сбора, передачи, обработки и выдачи информации;

- требований к интерфейсу пользователя;

- порядка контроля и приемки системы;

- требований к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие.

На основе полученных результатов составляется развернутый окончательный вариант ТЗ на проектирование составных частей и всего комплекса ЭИС.

Далее в этом разделе прорабатывают концептуальную схему базы данных, которая не зависит от конечной реализации базы данных и аппаратной платформы.

2.2.7. Разработка структуры данных и формы их хранения

На основе концептуальной модели составляется список объектов сущностей предметной области, а затем из общего числа выделяют основные сущности и определяют характеризующие их атрибуты.

Часть атрибутов и сущностей выражают процессы-отношения между объектами-сущностями. С помощью методов, известных из курса "Базы данных", строят необходимые ER-диаграммы, определяют степени отношений (1:1, 1:М, М:М) и формируют инфологическую модель ИС. При построении информационно-логической модели следует разработать схему информационных потоков, отражающую логическую и алгоритмическую взаимосвязь между исходными, промежуточными и результатными массивами данных.

Следует обращать внимание на то, что набор сущностей должен быть минимально достаточным, а близкие и однотипные понятия следует обобщать одной сущностью. Процесс этот, как правило, итерационный и на основе эвристического анализа выполняется путем агрегации атрибутов в группы, образующие объекты-сущности.

Следующими вопросами проектирования являются формирование требований к организации хранения данных в БД, выбор модели архитектуры ИС и выбор программного обеспечения для реализации проекта.

Создание физической модели и формирование структуры (схемы) данных в виде совокупности таблиц, связанных между собой по соответствующим полям целесообразно выполнять, например, с помощью программы Power Designer, ERwin или другой аналогичной.

Формирование собственно базы данных можно осуществить с помощью той же Power Designer, программы Database Desktop, входящей в пакеты программ Delphi и C++Builder или другой выбранной СУБД. Здесь же проверяется и при необходимости восстанавливается поддержка структурной, ссылочной и языковой целостности (все эти вопросы подробно рассматриваются в курсе "Базы данных"). Вопросы обеспечения целостности также должны быть отражены в составе этого раздела.

В качестве программного инструмента разработки пользовательского приложения в наибольшей степени, с точки зрения учебных целей, подходит среда Delphi, несколько меньше VB или другие.

2.2.8. Разработка проекта пользовательского приложения

Этот раздел основной, в котором в наибольшей степени отражается личный творческий вклад студента в разработку проекта.

Разработку пользовательского приложения надо начинать с формирования технических требований, которые должны быть оформлены в виде частного технического задания (ЧТЗ) на эту часть ИС. В ЧТЗ конкретизируются и детализируются требования основного ТЗ на систему с учетом результатов полученных на предыдущих этапах проектирования. Структура ЧТЗ и работы по выполнению этого раздела осуществляются в следующем порядке.

2.2.8.1. Перечень документов, обрабатываемых в ИС.

На основе определенных ранее для выбранного варианта потоков информации составляется перечень всех документов, обрабатываемых в ИС:

- входных,

- выходных,

- нормативно-справочных.

2.2.8.2. Организация взаимодействия пользовательского приложения с БД.

Здесь прорабатываются вопросы логики агрегирования информации и ее предоставления пользователю, упорядочения и группировки данных для вывода представлений (хранимых запросов) и отчетов. Если для проекта была выбрана клиент-серверная модель архитектуры построения ИС, то в этом пункте формируются требования к взаимодействию приложений с серверной БД, выбор технологии взаимодействия и необходимого программного обеспечения, а также прорабатывается соответствующая методика установки и настройки этого ПО. В составе этого подраздела проектируется структура справочной системы пользователя.

2.2.8.3. Внутренняя структура пользовательского приложения.

Определяется иерархическая структурная схема размещения и взаимодействия программных модулей приложения между собой и с информационными фалами. Схема сопровождается описанием программных модулей и файлов. Дерево вызова процедур и программ отражается не в виде алгоритма, а в виде CASE-диаграмм. Рекомендуется использование инструментария BPwin. Если при проектировании выбран объектно-ориентированный метод, то целесообразно использовать инструментарий Rational Rose Enterprise Edition.

Следует обратить внимание на наличие смысловой зависимости информации обрабатываемой программными модулями. В таком случае данные базы могут стать неадекватными и появятся ошибки в выходной информации. Зависимость появляется, когда решение одной задачи не может быть выполнено без предварительного решения другой. Например, при выполнении задачи учета основных фондов и введении в базу данных текущих сведений о движении объектов, автоматизированный расчет отчислений следует выполнять только после корректировки остатков основных фондов по данным движения.

В этом же разделе описываются формализованные алгоритмы расчетов и решения задач, например для формирования данных вычисляемых полей или вычисляемых данных в отчете.

Здесь также должно быть представлено описание алгоритма диалога взаимодействия пользователя с программой в процессе эксплуатации ИС.

2.2.8.4. Требования к визуализации информационных объектов.

Все объекты визуального отображения данных можно отнести к одной из трех групп:

- Для отображения информации из базы данных;

- Для оформления внешнего вида отчетов и форм;

- Для отображения информации не связанной напрямую с данными, находящимися в БД.

В этом подразделе определяется перечень форм, требования к их визуализации, вид выводимых документов и справочных файлов.

Формулируются требования к пользовательскому интерфейсу всех форм и главной кнопочной формы. Рекомендуемое количество иерархических уровней 4-6, количество пунктов отдельного меню порядка 5-7.

Таким образом, проектирование ведется с учетом полного представления образа (модели) проекта, который на этом этапе уже должен быть точно определен. Здесь же формируются файлы справочной информации.

До начала проектирования форм документов необходимо определить четкую схему размещения показателей и данных, форматы данных в справочниках, в таблицах с промежуточными расчетами и выходных документах.

2.2.8.5. Разработка программных модулей и программного проекта приложения.

В этом пункте кратко описывается выполнение визуально-событийного проектирования и кодирование модулей, а также необходимых фрагментов для связи модулей и обращения к ним. Приводятся листинги модулей или их фрагменты и необходимые комментарии. Выполняется отладка всех частей, производится компоновка и компиляция проекта.

Здесь же приводится описание используемых библиотек программ, дополнительных компонентов и модулей.

Результатом разработки является исполняемая программа приложения.

6. Проверка и тестирование.

В разделе описываются модельные задачи, предназначенные для тестирования приложения, результаты тестирования и, при необходимости, описание доработок по результатам тестирования.

7. Дополнение.

При желании студент может повысить сложность проекта, для чего должна быть выполнена разработка презентации проекта в Power Point и реализован вызов из презентации на демонстрацию работающего приложения.

2.2.9. Описание ИС, ее технические и эксплуатационные характеристики

В разделе должны быть освещены следующие сведения:

Технические, технологические и эксплуатационные характеристики, касающиеся структуры данных, их объема, производительности системы, а также ограничения по этим позициям.

Организационные и технологические процессы сбора, передачи, обработки и выдачи информации.

Порядок развертывания и наполнения базы данными, выбор режима этого процесса (интерактивный и/или пакетный). Вопросы актуализации данных.

Выбор и обоснование технических средств, требования к техническим характеристикам ЭВМ, номенклатура и характеристики вспомогательного и дополнительного аппаратного обеспечения (например, сканеры штрихкодов, модемы, сетевое оборудование и т.п.)

Возможности конфигурирования системы.

Проектный срок периода эксплуатации ИС.

Также в этом разделе кратко излагаются вопросы касающиеся:

- дополнительных возможностей расширения функций и эксплуатационных свойств ИС, например добавка терминалов или мониторов;

- возможностей расширения (перспектив развития), интеграции модернизации ИС;

- требований к квалификации, прав и обязанностей пользователя;

- безопасности информации, в том числе и архивирования данных (при необходимости) и администрирования системы;

- эффективности ИС, стоимости ее эксплуатации (в том числе и с учетом аренды, аутсорсинга и т.п.),

2.2.10. Инструкция пользователя

Краткая инструкция пользователя должна содержать последовательность действий пользователя при установке и эксплуатации разработанной системы с учетом его заявленной в п. 2.2.9 квалификации.

В основном это вопросы, касающиеся порядка начала работы, доступа к БД, ввода и вывода информации, возможности ее корректировки, вызова справочной информации, а также получения твердых копий (вывод на печать).

Допускается вместо разработки инструкции пользователя разработать ЧТЗ на ее разработку.

При необходимости раздел может быть объединен с предыдущим

2.2.11. Заключение

Основная часть курсового проекта завершается заключением, в котором резюмируются итоги выполненной работы в виде обобщения самых существенных положений. Выводы должны отражать только содержание проекта, быть краткими, ясно и четко сформулированными.

Здесь необходимо показать как решены поставленные задачи и привести основные результаты работы. Уместно также сделать свои умозаключения о целесообразности и экономической эффективности использования на практике разработанной ИС или ее отдельных частей.

После заключения указывается фамилия студента (Курсовой проект выполнил И.О.Фамилия). Авторство работы заверяется собственноручной подписью студента на титульном листе с указанием даты завершения.

2.2.12. Список литературы

Список использованной литературы должен включать в себя, как правило, 15-20 источников, оформленных в соответствии с ГОСТом и расположенных в алфавитном порядке или в порядке цитирования.

2.2.13. Приложения

Приложением 1 должен быть диск с работающим приложением пользователя (программой) и содержащий, при необходимости, дополнительные компоненты, динамические библиотеки и драйверы.

Текстовые приложения (до 15 стр.)

В приложениях следует привести распечатки выходных таблиц и графиков, полученных при апробации разработанной информационной системы. Громоздкие или малоинформативные таблицы, схемы , рисунки и листинги из основной части курсового проекта также целесообразно разместить в приложениях.

2.3. Требования к оформлению и порядок защиты курсового проекта

Материалы курсового проекта состоят из пользовательского приложения, записанного на CD-диске или дискете, и текстовой части – пояснительной записки. Пояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине "Проектирование экономических информационных систем" должна иметь объем основной части (не считая приложений), как правило, 25-30 стр., выполнена в текстовом процессоре MS Word или аналогичной по возможностям программе и напечатана на белой бумаге формата А4 (210*297 мм) на одной стороне каждого листа. Ориентация – книжная. Таблицы и схемы могут быть расположены на страницах альбомной ориентации и подшиваются в соответствии с ГОСТ, т.е. так, чтобы для правильного чтения этот лист поворачивать по часовой стрелке относительно основного текста. Текст на странице располагается в один столбец с отступами для полей: верхнее и нижнее поля – 2 см, левое поле – 2,5 см, правое – 1,5 см.

Для набора основного текста рекомендуется использовать стиль обычный или основной текст, установив шрифт - Times New Roman, размер –12; абзац стандартный (4 буквы), выравнивание – по ширине, интервал перед и после – 0, межстрочный интервал – одинарный (допускается до 1,3), перенос слов автоматический. Для выделения отдельных фрагментов текста разрешается использовать полужирный шрифт и курсив.

Заголовки разделов, подразделов, рисунков и таблиц должны быть оформлены с использованием стилей заголовков разного уровня. Шрифт подрисуночных подписей, текста примечаний, заголовков таблиц и текста в таблицах, как правило, Arial 10. Шрифт листинга программ Courier New 11. Каждый раздел начинать с новой страницы, подразделы начинать с новой страницы не следует.

Первой страницей является титульный лист, который заполняют по установленной форме (Приложение 2). На второй странице под заголовком «Содержание» размещают оглавление проекта с указанием страниц. Оглавление рекомендуется формировать автоматически в режиме структуры.

Все страницы должны иметь сквозную нумерацию, применяемую по ГОСТ для отчетов - вверху и справа страницы. На первой странице номер не отображается. Допускается использование колонтитулов.

Ссылки в тексте на использованные источники помещаются в тексте в виде цифр в квадратных скобках, соответствующих номеру в списке использованной литературы.

В конце основной части пояснительной записки курсового проекта (перед списком литературы) указывается фамилия и инициалы исполнителя.

Диск с программой и др. материалами вкладывается в конверт, приклеенный на обратную сторону последнего листа или на внутреннюю сторону обложки.

Для получения удовлетворительной оценки проект, распечатанный и сшитый в скоросшивателе и подписанный автором, с электронным диском, предоставляется руководителю для проверки за 30 дней до начала сессии.

К защите курсового проекта студент готовит доклад, рассчитанный на выступление в течение 5-7 минут. Основную часть доклада должны составлять конструктивные разработки, конкретные выводы и предложения автора. Текст доклада при защите излагается устно, допускается использовать презентацию в PowerPoint.

На защите преподаватель или члены комиссии после доклада задают студенту вопросы, которые могут касаться не только непосредственно теоретической и практической частей проекта, но и положений других пройденных дисциплин, в основном приближенных к теме курсового проекта или имеющих фундаментальное значение.

Если студент слабо ориентируется в излагаемом материале и обсуждаемых на защите вопросах, то независимо от качества разработанного проекта, защита признается неудовлетворительной.

3. Темы курсовых работ по дисциплине

Целью проекта может быть построение ЭИС на основе совершенствования информационной базы предметной области с учетом новых методик и концепций, а также на основе использования новых решений в создании автоматизированные комплексов управленческих и экономических задач.

Поскольку предполагается, что проектируемая ИС уникальна, то полнота проекта не может быть признана достаточной без разработки соответствующего пользовательского интерфейса.

Допускается включение в БД графических и мультимедийных файлов.

Примерный перечень тем курсового проекта.

Разработать проект информационной системы:

1. Магазина продуктового с реализацией скоропортящегося товара.

2. Книжного магазина.

3. Офиса заказа кухонной мебели с доработкой базовых образцов по заказу.

4. Склада торговой базы.

5. Страхового агентства.

6. Риэлторской фирмы.

7. Мелкооптового агентства торговли
парфюмерией,
бытовой химией,
другим товаром по выбору студента.

8. Фитнес-клуба.

9. Спортивного комплекса.

10. Дома отдыха, турбазы.

11. Кафе-столовой.

12. Подразделения учета коммунальных платежей.

13. Малого строительно-монтажного предприятия.

14. Малого автопредприятия перевозок.

15. Малого авторемонтного предприятия.

16. Гостиницы.

17. Турагенства.

18. Центра проката, например, спортивного снаряжения.

19. Библиотеки.

20. Фирмы аудио- видеопроката.

21. Клуба филателистов, филуменистов и пр.

22. Районной сети аптек.

23. Муниципального предприятия электросвязи.

24. Агентства доставки мебели или др. грузов.

25. Агентство доставки почты.

26. Агентства подписки на газеты и журналы.

27. Рекламного агентства.

28. Ателье.

29. Фотоателье.

30. Подразделений школы или дошкольного учреждения.

31. Интернет-клуба.

32. Бюро по трудоустройству.

33. Вневедомственной охраны.

34. Отделения больницы

35. Отдела кадров.

36. Отдела труда и зарплаты.

37. Планово-производственного отдела предприятия.

38. Планово-экономического отдела предприятия.

39. Отдела материально-технического снабжения предприятия.

40. Отдела комплектации на предприятии.

41. Канцелярия предприятия.

42. Отдела научно-технической информации предприятия.

43. Отдела нормализации и стандартизации на предприятии.

44. Автотранспортного цеха предприятия.

45. Контрольно-испытательной станции предприятия.

4. Список рекомендуемой литературы

1. Т.П.Барановская, В.И.Лойко, М.И.Семенов, А.И.Трубилин. Информационные системы и технологии в экономике. М.: Финансы и статистика, 2003.

2. А.М.Вендров. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: учебник. М.: Финансы и статистика, 2005.

3. Н.А. Гайдамакин. Автоматизированные информационные системы, базы и банки данных. М.: Гелиос АРВ,2002.

4. А.Ю.Гарнаев. MS Excel 2002: разработка приложений. СПб.: БХВ Петербург, 2003.- 768 с.:ил.

5. В.И.Дубейковский. Практика функционального моделирования с AIIFusion Process Modeler. М.: ДИАЛОГ МИФИ, 2004.

6. О.П. Ильина. Информационные технологии бухгалтерского учета. Питер, 2002.

7. Г.Н.Калянов. CASE структурный системный анализ ( автоматизация и применение). М.: ЛОРИ, 1996. 242с.

8. А.М.Карминский, С.А.Карминский, П.В.Нестеров, Б.В.Черников. Информатизация бизнеса. М., “Финансы и статистика”, 2004.

9. Т. Карпова. Базы данных. Питер, 2002.

10. Ю.Л.Кетков, А.Ю.Кетков.Практика программирования: Visual Basic, C++Builder, Delphi. СПб.: БХВ Петербург, 2002.

11. Д.В.Лещев. Создание интерактивного WEB-сайта: учебный курс. СПб.:Питер,2003.

12. С.В. Маклаков. Создание информационных систем с AIIFusion Modeling Suite. М.: ДИАЛОГМИФИ, 2003.

13. С.В.Никифоров. Введение в сетевые технологии. М.: Финансы и статистика, 2003.

14. Л.Н. Омельченко. Visual FoxPro 8.СПб.: БХВ Петербург,2003.

15. С.А. Орлов. Технологии разработки программного обеспечения: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2004.

16. В.Н. Петров. Информационные системы.// учебник для вузов. СПб.:Питер, 2003.

17. Ю.В. П.Роб, К.Корнел. Системы баз данных: проектирование, реализация и управление. 5-е издание. СПб.: БХВ-Петербург, 2004.

18. Г.Н. Смирнова, А. А. Сорокин, Ю.Ф. Тельнов. Проектирование экономических информационных систем: Учебник/; Под ред. Ю.Ф. Тельнова. - М.: Финансы и статистика, 2001.

19. А.В.Тютюнник, А.С.Шевелев. Информационные технологии в банке. М.: БДЦ-пресс, 2003.

20. В.Фаронов. Программирование баз данных в Delphi 6. /учебный курс/. СПб.: Питер,2002.

21. А.Федоров, Н. Елманова. Базы данных. М. Компьютер пресс, 2001.

22. А.Д.Хомоненко, В.Э.Гофман. Работа с базами данных в Delphi. СПб.: БХВ Петербург, 2005.

23. А.Д.Хомоненко, В.М.Цыганков, М.Г.Мальцев. Базы данных. /Учебное пособие/ Изд. СПб "КОРОНАпринт", 2002.

24. А.П.Чекалов. Базы данных: отпроектирования до разработки приложений. СПб.: БХВ-Петербург, 2003.

25. С.В.Черемных, И.О. Семенов, B.C. Ручкин. Структурный анализ систем: IDEF-технологии. М.: Финансы и статистика, 2003.

26. В.И.Ярочкин. Информационная безопасность.М.: Летописец, 2000.

27. Журнал «Информационные технологии».

28. Журнал «Проблемы информатизации».

29. Ресурсы Интернет.

- ххх -


Приложение 1

Глоссарий

Алгоритм - последовательность четко определенных действий, выполнение которых ведет к решению задачи. Алгоритм, записанный на языке машины, есть программа решения задачи.

Атрибутивный поиск - поиск информации по явно заданным значениям признаков (атрибутов).

Аудиовидеокомпьютер - компьютер, способный работать со звуковой, текстовой и видеоинформацией, т.е. с информацией комплексного вида (от текста и речи до статических и динамических изображений) на основе использования мультимедийных сред.

База данных (в широком смысле)- система хранения данных, обеспечивающая оперативный доступ к информации по содержанию хранимых данных; множество логически совместимых структурированных файлов данных.

Банк данных - совокупность конкретной базы данных, СУБД, прикладных компонентов ИС - набора входных и выходных форм, типовых запросов для решения информационно-технологических задач, а также комплекса технических средств, на которых они реализованы.

Безопасность информации - состояние защищенности информации, обрабатываемой средствами вычислительной техники или автоматизированной системы, от внутренних или внешних угроз.

Бизнес-данные — информация о людях, местах, вещах, правилах ведения бизнеса и событиях.

Бизнес-модель - модель, отражающая состояние бизнеса в любой заданный момент времени в отношении процесса, данных, событий или планируемых ресурсов и характеризующая прошлое, настоящее или будущее состояние бизнеса.

Бизнес-процесс (операция) - цепочка последовательных действий (операций), которые выполняются различными специалистами в различных отделах фирмы, начинаются у потребителя, которому что-то нужно от поставщика и/или производителя, и заканчиваются опять же потребителем - после выполнения заказа.

Внешний ключ - колонка, указывающая в другой таблице на запись, связанную с данной записью.

Геоинформационная система — система фактографической и аналитической информации о состоянии географической среды (региона, города и т.д.) и показателях, относящихся к экономическому состоянию территориально распределенных объектов.

Гипертекст - объединение взаимосвязанных по тематике фрагментов множества текстов (документов), которое порождает новый текст на основе оригинальных фрагментов, заимствованных в исходных текстах.

Данные — информация, записанная (зафиксированная) в виде кодов на машинном носителе, в том числе в виде текста и чисел на бумажном носителе (твердая копия).

Делопроизводство - комплекс мероприятий по реализации документационного обеспечения управления (ДОУ) предприятия или организации, систематизация архивного хранения документов, обеспечение движения, поиска, хранения и использования документов.

Дескриптор - слово или словосочетание, заменяющее в определенном контексте множество связанных по смыслу слов, словосочетаний, выражающих одну и ту же мысль. Дескриптором называют также кодовую совокупность, используемую, например, для обозначения адреса.

Документ - информационное сообщение в бумажной, звуковой или электронной форме, оформленное по определенным правилам (стандартам), заверенное в установленном порядке.

Документирование - процесс создания документов, т.е. их составления, оформления и изготовления.

Документооборот — система создания, интерпретации, передачи, приема и архивирования документов, а также контроля за их исполнением и защиты от несанкционированного доступа.

Единое информационное пространство - наличие информационно-технологической инфраструктуры, в рамках которой обеспечиваются прозрачность и легкость непрерывного доступа к любой циркулирующей в рамках комплекса информации.

Закономерность концентрации и рассеяния информации — закономерность, согласно которой основная часть информации концентрируется в сравнительно небольшом числе источников, а остальная информация рассеяна по значительно большему числу источников.

Закономерность повышения стоимости информации по мере увеличения ее полноты - информация не бесплатна: стоимость ее сбора резко повышается по мере увеличения полноты информации, извлекаемой из информационной системы.

Запрос к базе данных (query) - любые манипуляции с данными в базах данных: выбор, вставка, удаление, обновление данных, изменение или выбор метаданных.

Защита информации - организационные и программно-технические средства, ограничивающие несанкционированный доступ к информации.

Индексирование - описание содержания документов посредством формализованного информационного языка, принятого в системе описаний документов.

Интерфейс - сопряжение средств объектов информатики (информации, данных, программ, аппаратуры, конечного пользователя), в котором все информационные, логические, физические и электрические параметры отвечают предварительно выработанным соглашениям (стандартизованным протоколам), для обеспечения программно-аппаратной и эргономической совместимости.

Информационная безопасность — меры по защите информации от неавторизованного доступа, разрушения, модификации, раскрытия и задержек в доступе.

Информационная система — человеко-машинная система на основе компьютерных информационных технологий, обеспечивающая сбор, передачу, обработку и хранение информации для эффективного управления функциональной деятельностью объекта.

Информационная технология (в широком смысле)— совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающих сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, повышения их надежности и оперативности.

Информационное хранилище - архивная активная электронная система для сбора, доставки, хранения, анализа и предоставления информации для подготовки управленческих решений.

Информационно-технологическая инфраструктура - согласованно работающий аппаратно-программный комплекс вычислительных средств предприятия, включая локальные и глобальные вычислительные сети, а также ресурсы, работающие через удаленный доступ или сеть Интернет.

Информационный запрос - текст на естественном языке, выражающий определенную потребность в информации.

Информационный поиск - процесс извлечения информации из информационной системы в соответствии с признаками этой информации.

Информация (лат. informatio - разъяснение, изложение) - отчужденное знание, выраженное на определенном языке в виде знаков алфавита, записанное на материальный носитель, доступное для воспроизведения без участия автора и переданное в каналы общественной коммуникации.

Исследование данных ( data mining) — метод поиска информации в данных, подразумевающий использование статистических, оптимизационных и других математических алгоритмов, позволяющих находить взаимозависимости данных (корреляция, классификация и т.д.) и синтезировать дедуктивную информацию.

Качество информации - степень снижения состояния неопределенности экономического субъекта, степень продвижения к цели, приращение тезауруса.

Киберкорпорация (гр. kybernetike - искусство управления и лат. corporatio - объединение, сообщество) — экономический субъект, инновационный участник рыночных отношений, постоянно изучающий изменения в деловой жизни и реагирующий введением инноваций в свою деятельность, чтобы завоевать, удержать и укрепить позиции на рынке.

Ключевое слово - слово естественного языка, выражающее в заданном контексте смысл существа излагаемого вопроса.

Количество информации - числовая мера объема информации, например, числа двоичных битов или байтов в тексте.

Коммерческая тайна - научно-техническая, коммерческая, организационная или иная используемая в предпринимательской деятельности информация, которая обладает реальной или потенциальной экономической ценностью в силу того, что она не является общеизвестной и не может быть легко получена законным образом другими лицами, которые могли бы получить экономическую выгоду от ее разглашения или использования, и является предметом адекватных обстоятельств правовых, организационных, технических и иных мер по охране информации.

Коммуникации (лат. communicatio - связь) - процесс передачи сообщений, когда изменение в одной системе (или части) вызывает вещественно-энергетическое изменение в другой.

Компьютер (англ. computer - вычислитель) — автоматическое программно-управляемое устройство обработки цифровой информации.

Компьютерный вирус - программа, обычно скрывающаяся внутри других программ, способная сама себя воспроизводить и приписывать себя к другим программам без ведома и согласия пользователя, а также выполняющая ряд нежелательных действий на компьютере.

Контекстный поиск - возможность поиска информации и любых понятий в наборе документов, в отдельном документе или его фрагменте, а также в базе данных при контекстном индексировании последних.

Контроллинг — функция управления бизнесом для анализа, подготовки и выполнения управленческих решений: планирования, мониторинга, подготовки отчетов, совещательной функции, информирования.

Корпоративный информационный портал - средство коллективной работы сотрудников предприятия (организации) с корпоративными территориально распределенными информационными и внешними ресурсами на основе применения Web-технологий.

Криптография — тайнопись, система изменения информации с целью сделать ее непонятной для непосвященных.

Локальная информационная (вычислительная) сеть (ЛВС) - соединение нескольких компьютеров между собой линиями связи для передачи информации между подразделениями предприятия в целях совместной работы.

Метаданные (metadata) - данные, описывающие данные. Информация о таблицах, их колонках (имена, тип данных, длина поля), первичных и внешних ключах, а также об иных объектах базы данных. Примеры метаданных включают описания элементов данных, типов данных, атрибутов/свойств, подчиненности/месторасположения, процессов/методов и др.

Моделирование (лат. modulus - мера, образец, норма) - метод исследования объектов различной природы на их аналогах (моделях) для определения или уточнения характеристик существующих или вновь конструируемых объектов. Модель может выступать гносеологическим заместителем оригинала на четырех уровнях: элементов, структур, поведения (или функций), результатов.

Нормализация - процесс реорганизации данных путем ликвидации повторяющихся групп и иных противоречий в хранении данных с целью приведения таблиц к виду, позволяющему осуществлять непротиворечивое и корректное редактирование данных.

Открытые интерфейсы и программные средства — программное обеспечение, легко поддающееся модификации за счет предоставления исходного кода программ и/или наличия средств модификации стандартных функциональных возможностей.

Офис - место, где совершаются деловые операции персоналом предприятия, облеченным доверием и властью принимать управленческие решения.

Первичный ключ ( primary key) - колонка или набор колонок, используемые для уникальной идентификации строки в таблице базы данных. Первичный ключ любой таблицы обязан содержать уникальные непустые значения для каждой строки.

Представление ( view) - объект базы данных, являющийся виртуальной таблицей, предоставляющей данные из одной или нескольких реальных таблиц. Реально представление не содержит никаких данных, а только описывает их источник.

Правовое обеспечение информатизации - приведение законодательной базы в соответствие с особенностями информатизации как новой деловой среды.

Приложение (пользовательское приложение) – программа или комплекс программ, обеспечивающих автоматизацию обработки информации для прикладной задачи.

Протокол — стандартизованное соглашение по порядку обмена информацией и данными в информационных системах.

Релевантность - степень соответствия результатов информационного поиска запросу потребителя информации.

Реляционная база данных ( relational database) - хранилище данных, содержащее набор двухмерных таблиц.

Репликация - в общем случае — гарантированное копирование информации из одной базы в несколько других, выполняемое как единовременно, так и по заданному расписанию.

Репозиторий — база данных, где хранятся метаданные.

Роль - совокупность прав на доступ к тому или иному объекту базы данных.

Связь (relationship) - взаимоотношение между колонками двух таблиц. Связь между двумя таблицами устанавливается путем присвоения значений внешнего ключа одной таблицы значениям первичного ключа другой таблицы.

Система делопроизводства и документооборота электронных документов - комплексное применение ЭВМ в управленческой деятельно­сти для обращения, хранения, поиска и отображения информации, позволяющее свести к минимуму или исключить полностью применение бумажных носителей информации.

Система поддержки принятия решений (СППР, Decision Support System, DSS) - система, обеспечивающая на базе имеющихся данных получение средним управляющим звеном информации, необходимой для планирования и деятельности организации.

Системные таблицы - место для хранения списков таблиц, индексов, триггеров, процедур и т.п., а также сведений о том, кто ими владеет.

Системный каталог - часть базы данных, хранящая системные таблицы.

Составной первичный ключ ( composite primary key) - первичный ключ, состоящий более чем из одной колонки.

Схема базы данных ( database schema) - группа связанных таблиц.

Тезаурус (греч. thesauros - сокровище, запас) - нормативный обращенный словарь, в котором понятие определяется логически упорядоченным множеством синонимичных или близких по значению слов.

Текст (лат. textum - связь, соединение) - последовательность символов, слов и предложений, построенная в соответствии с законами языка. Главная особенность текста: текст всегда линейный, последовательно излагающий события и явления.

Технические средства информатизации - программно-аппаратные средства информатики, вычислительной техники и связи в виде функционально законченных модулей со стандартными интерфейсами.

Транзакция (лат. transaction - дело, сделка) - входное сообщение, переводящее базу данных из одного непротиворечивого состояния в другое; запрос на изменение базы данных. Группа операций над данными, которые все вместе либо выполняются, либо отменяются.

Триггер - специальный вид серверной процедуры, выполняемой сервером баз данных при наступлении события, связанного с добавлением, удалением или модификацией записи в таблице. Не может быть вызван непосредственно из клиентского приложения.

Файл данных — совокупность данных в информационной системе.

Фактографические системы - информационные системы, содержащие цифровую информацию, факты, статьи, фрагменты, имеющие в определенном контексте законченный смысл.

Угрозы информационной безопасности - потенциальные источники нежелательных событий, которые могут нанести ущерб ресурсам информационной системы.

Управление персоналом (управление человеческими ресурсами -Human Resource Management, HRM) - замкнутый бизнес-процесс, являющийся составной частью общего процесса управления деятельностью организации или предприятия.

Хранимая процедура - специальный вид процедуры, выполняемой сервером баз данных. Хранимые процедуры пишутся на процедурном языке, который зависит от конкретной СУБД. Они могут вызывать друг друга, читать и изменять данные в таблицах; их можно вызвать из клиентского приложения, работающего с базой данных.

Экспертные системы - искусственные интеллектуальные информационные системы, способные в сложных условиях дать квалифицированную консультацию (совет, подсказку, ориентацию) на основе логической переработки данных в целях получения новой информации, которая в явном виде в базу знаний не вводилась.

Электронная биржа (В2В Exchange) - биржа, обеспечивающая привлечение к процессу торгов многих продавцов и покупателей, организацию централизованного виртуального рыночного пространства, централизованное сопоставление заявок на покупку и продажу, а также протоколирование всех сделок и предоставление всем участникам полной информации о сделках.

Электронная почта - система для подготовки, передачи, обработки и хранения деловых документов, графиков и таблиц, рисунков, картин и фотографий, газет и журналов, речевых сообщений в электронной форме между пользователями компьютерной сети.

Электронная цифровая подпись (ЭЦП, Digital signature) - аналог собственноручной подписи физического лица, представленный как последовательность символов, полученная в результате криптографического преобразования электронных данных с использованием закрытого ключа ЭЦП, позволяющая пользователю открытого ключа установить целостность и неизменность этой информации, а также владельца закрытого ключа ЭЦП.

Электронный документ - документ в электронной форме: закодированное и переданное в информационную систему электронное сообщение, все реквизиты которого заверены и оформлены в соответствии с нормативными требованиями.

Электронный документооборот - система документооборота, в которой обращаются электронные документы в стандартизованной форме и на основе принятых в системе регламентов.

Электронный ключ - уникальный числовой идентификатор (специально назначенное число). Совпадает с ключом шифрования.

Электронный офис - офис, в котором автоматизированы рабочие места сотрудников офиса, что позволяет совершать все деловые операции на основе безбумажной технологии.

ADO ( Microsoft ActiveX Data Objects) - программный интерфейс для доступа к данным из приложений. С точки зрения программирования ADO и его расширения представляют собой упрощенный высокоуровневый объектно-ориентированный интерфейс к OLE DB.

API (Application Programming Interface ), интерфейс прикладного программирования) - набор функций и методов для получения доступа из системы к внешним приложениями. Он позволяет реализовать модульную структуру и четко описать обмен данными и прочие виды взаимодействия между различными программными компонентами.

В2В ( Business- to- Business) - в современном понимании это организация комплексного информационного и торгового взаимодействия между компаниями посредством электронных коммуникационных сетей (Интернет, Интранет, мобильные и другие сети связи).

В2С ( Business- to- Consumer) — выполнение транзакций в режиме on-line между компаниями и организациями, предлагающими товары общего назначения, с одной стороны, и конечными потребителями этих товаров - с другой. Классическим примером торговой системы В2С являются интернет-магазины.

BDE ( Borland Database Engine) - универсальный механизм доступа к данным, применяемый в средствах разработки фирмы Borland, а именно: Delphi и C++Builder, а также в некоторых других продуктах сторонних фирм, например Corel Paradox, Corel Quattro Pro, Crystal Reports (Crystal Decisions).

COM ( Component Object Model, модель компонентных объектов) -программная архитектура, определяющая стандарты для бинарных программных компонентов (объектов), являющихся базой для создания программных компонентов более высокого уровня. Это дает возможность динамически открывать и уникальным образом идентифицировать интерфейсы между компонентами программного обеспечения.

CORBA (Common Object Request Broker Architecture) - архитектура посредника запросов к общим объектам) - набор спецификаций, многочисленные реализации которого делают разрабатываемые приложения независимыми от используемых языков программирования, устройств, сетей, операционных систем и аппаратных платформ.

DDL ( Data Definition Language) - язык определения данных, позволяющий создавать, удалять и изменять объекты в базах данных.

DML ( Data Manipulation Language) - язык управления данными, позволяющий модифицировать, добавлять и удалять данные в объектах базы данных.

ODBC-драйвер - представляет собой динамически загружаемую библиотеку (DLL), которую клиентское приложение может загрузить в свое адресное пространство и использовать для доступа к источнику данных. Для каждой используемой СУБД нужен собственный ODBC-драйвер.

OLAP (On- line Analytical Processing , оперативная аналитическая обработка) - технология, построенная на использовании специализированных баз данных, в которых хранимая информация может представляться в виде многомерных кубов для обеспечения быстрой выборки информации по определенному ее срезу.

OLTP (On- line TrasactionProcessing) - технология использования баз данных в виде плоских таблиц для хранения данных в реальном масштабе времени.

OLE (Object Linking and Embedding , связывание и встраивание объектов) — технология связывания и внедрения объектов в различные приложения с сохранением их первоначального формата и связи с породившим их программным компонентом. Существует конкурирующая технология, называемая OpenDoc.

QBE ( Query by Example) - способ манипуляции данными — «запрос по образцу», представляющий собой средство для визуального связывания таблиц и выбора полей, которые следует отобразить в результате запроса.

SQL ( Structured Query Language) - непроцедурный язык, используемый для формулировки запросов к базам данных в большинстве современных СУБД и в настоящий момент являющийся индустриальным стандартом.

Web-сайт ( Web- Site) - совокупность Web-страниц, объединенных по смыслу, навигационно и физически (как правило) находящихся на одном сервере.

Web ( WWW)- cepв ep — программный продукт, обеспечивающий доступ ко всей информации во "Всемирной паутине".

XML (extensible Markup Language , расширяемый язык разметки) -язык программирования с возможностями структурирования произвольных данных. Язык был разработан как замена HTML ввиду недостаточной гибкости последнего из-за фиксированных наборов элементов и атрибутов. XML широко используется при разработке решений для В2В и интеграции систем. Отход от используемого ранее обмена документами в пользу обмена данными потребовал введения в язык механизмов описания типов данных.

Приложение 2

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА

Факультет "Институт систем управления экономикой"

Кафедра "Системный анализ бизнес процессов сервиса"

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

По дисциплине

" Проектирование экономических информационных систем "

Тема:( например) "Разработка информационной системы управления таможенным терминалом "

Выполнил

Студент 4-го курса дневного отделения Группа ИДЭ 4-1

_________________Н.С.Полякова

" " _______________200 г.

Проверил

Преподаватель

__________________Ю.В.Боковой

Шрифт:
Times New Roman 12, интервал 1 - 1,3.

Объем 25-30л.

__________________

" "______________200 г.

Москва 2005г.