Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 23
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ для студентов III курса (I и II высшего образования) специальности 08.01.05 (06.04.00) – «Финансы и кредит» специальности 08.01.09 (06.05.00) – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ для студентов IV курса (I и II высшего образования) специальности 08.05.07 (06.11.00) – «Менеджмент организаций» по выполнению лабораторной работы в среде MS Navision Факультеты Учетно-статистический, Финансово-кредитный, Менеджмент и маркетинг, Методические указания по дисциплине "Информационные системы в экономике" разработали: - профессор ВЗФЭИ Брага В.В., - профессор ВЗФЭИ Вдовенко Л.А., - преподаватель Глубокая О.Г. Методические указания по выполнению лабораторной работы в среде MS Navision по дисциплинам: «Информационные системы в экономике» и «Информационные технологии управления» одобрены на заседании кафедры АОЭИ. Зав. кафедрой АОЭИ, профессор Одинцов Б.Е Методические указания по выполнению лабораторной работы в среде MS Navision одобрены на заседании Научно-методического совета ВЗФЭИ. Проректор по УМР, председатель НМС, профессор Дайитбегов Д.М. Брага В.В., Вдовенко Л.А., Глубокая О.Г. Методические указания по выполнению лабораторной работы в среде MS Navision по дисциплинам: «Информационные системы в экономике» для студентов III курса (I и II высшего образования) специальности 08.01.05 (06.04.00) – «Финансы и кредит»; специальности 08.01.09 (06.05.00) – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и «Информационные технологии управления» для студентов IV курса (I и II высшего образования) специальности 08.05.07 (06.11.00) – «Менеджмент организаций». – М., ВЗФЭИ. 2007. ÓВсероссийский заочный финансово-экономический институт (ВЗФЭИ), 2007. Содержание Стр. Предисловие 4 1 Общие методические указания по выполнению лабораторной работы 5 2 Методические указания по выполнению задачи 1 Анализ затрат фирмы на закупку товаров по периодам, товарным группам и группам поставщиков 12 3 Методические указания по выполнению задачи 2 Анализ выручки фирмы от продаж товаров по периодам, товарным группам, группам клиентов и регионам 56 Литература 93 Приложения 94 Предисловие
Методические указания по выполнению лабораторной работы в среде демоверсии MS Navision предназначены для студентов III курса (первое и второе высшее образование) специальности 080105 (060400) "Финансы и кредит", специальности 080109 (060500) "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" и студентов IV курса (первое и второе высшее образование) специальности 080507 (061100) - "Менеджмент организаций". Методические указания разработаны в соответствии с программами по дисциплинам «Информационные системы в экономике» и «Информационные технологии управления», отвечающими требованиям Государственных образовательных стандартов второго поколения высшего профессионального образования. Методические указания позволяют студентам, на примере демоверсии MS Business Solution-Navision, ознакомиться с интегрированными информационными системами управления предприятием концепции Enterprise (-wide) Resource Planning - управление предприятием или планирование ресурсов в масштабе предприятия (ERP) и интеллект -технологиями Online Analytical Processing - оперативный анализ данных (OLAP). В ходе выполнения лабораторной работы студенты должны выполнить две задачи: Задача 1.
Анализ затрат фирмы на закупку товаров по периодам, товарным группам и группам поставщиков. Задача 2.
Анализ выручки фирмы от продаж товаров по периодам, товарным группам, группам клиентов и регионам. Назначение лабораторной работы – ознакомление студентов с организацией автоматизации бизнес-процессов, связанных с закупками и продажами товаров; отражением при этом бухгалтерских операций, а также осуществлением финансового анализа с использованием OLAP - технологий. Цель: приобретение студентами знаний в области использования ERP – систем в организации торговой деятельности фирмы; умение применять OLAP – технологии для оценки эффективности ее деятельности. MS Business Solution-Navision реализует следующие взаимосвязанные модули, отражаемые в главном меню: Финансы, Бухгалтерия, Налоговый учет, Основные средства, Продажи & Клиенты, Управление отношениями, Сервисный центр, Покупки & Поставщики, Товары, Управление складом, Производство, Планирование мощностей, Ресурсы, Работы, Персонал & Зарплата, Commerce Portal. В лабораторной работе, в соответствии с поставленными задачами, используются только следующие модули: Финансы, Бухгалтерия, Покупки & Поставщики, Продажи & Клиенты. 1. Общие методические указания по выполнению лабораторной работы 1.1. Автоматизация бизнес-процессов, связанных с закупками и продажами товаров в среде
MS
Navision
Для выполнения лабораторной работы в качестве примера рассматривается условная фирма ЗАО «Cronus» - небольшое частное торгово-производственное предприятие, имеющее 4 торговых представительства в Москве, Московской, Калужской и Липецкой областях. Фирма занимается производственной и торговой деятельностью, но в лабораторной работе рассматривается только торговая деятельность, связанная с закупкой и перепродажей компьютеров и комплектующих изделий. Информационные процессы реализуются соответствующей организационной структурой и ответственными исполнителями: отдел закупок (менеджер по закупкам), склад «Синий» (кладовщик), отдел продаж (менеджер по продажам); бухгалтерия (бухгалтер); Финансовый отдел (финансовый менеджер). Ассортимент товаров состоит из 45 наименований (приложение № 1); количество поставщиков и клиентов более 20 (приложения № 2, 3). Списки товаров, поставщиков и клиентов служат основой для создания в компьютере справочной информации, необходимой для выполнения лабораторной работы. К справочникам также относятся бухгалтерский План счетов (приложение № 4) и др. Каждый справочник состоит из набора карточек, включающих набор данных. Структура карточек аналогичная. Балансовые счета соответствуют Плану счетов бухгалтерского учета, утвержденного Министерством финансов РФ (приказ № 94Н от 31.10.2000). Для выполнения лабораторной работы используются следующие бухгалтерские счета: счет 90 - 110
«Выручка от продажи товаров, Россия» - отражение выручки фирмы от продаж товаров; счет 41 - 998
«Товары (Врем.)» - отражение затрат фирмы на закупку товаров, т. е. себестоимости купленных товаров. Счета для отражения операций по налогу на добавленную стоимость: счет 19 - 600
«НДС по товарам»; счет 68 - 200
«НДС» (в справочнике «Расчеты по налогам и сборам»); счет 90 - 310
«НДС». счет 60 - 100
«Расчеты с поставщиками, Россия» - отражение взаиморасчетов с поставщиками; счет 62 - 120
«Расчеты с клиентами, Россия» отражение взаиморасчетов с клиентами; счет 51 - 200
«Расчетный счет МБ» - отражение операций по оплате поставщикам и поступлению средств от клиентов. Особым видом справочной информации являются аналитические измерения
– набор признаков, который может быть присвоен различным хозяйственным операциям, является основой организации управленческого учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности (OLAP – технологии). Аналитические измерения в различных сочетаниях могут быть привязаны к балансовому счету и использоваться для составления различных аналитических отчетов. В лабораторной работе в задаче 1 используются следующие аналитические измерения, привязанные к счету 41-998 (затраты): товарная группа, период, группа поставщиков. В задаче 2 аналитические измерения привязываются к счету 90-110 (выручка): товарная группа, период, группа клиентов, регион (табл. 1 – 4). Таблица 1 Аналитические измерения товаров Таблица 2 Аналитические измерения поставщиков Таблица 3 Аналитические измерения клиентов по виду бизнеса Таблица 4 Аналитические измерения клиентов по регионам На основе различных сочетаний аналитических измерений составляются аналитические отчеты, сгруппированные по различным признакам. 1.2. Задачи лабораторной работы и этапы их выполнения
Лабораторная работа предусматривает выполнение двух задач. Задача 1 связана с закупками товаров; задача 2 – с продажами товаров. Ход решения задачи 2 аналогичен ходу решения задачи 1. Каждая задача разбивается на этапы; этапы – на задания. Последовательность выполнения этапов с указанием исполнителей и заданий по этапам приведена в таблице 5. Таблица 5 Таблица последовательности выполнения заданий по этапам
Задача № 1. Анализ затрат фирмы на закупку товаров по периодам, товарным группам и группам поставщиков.
Задача № 2. Анализ выручки фирмы от продаж товаров по периодам, товарным группам, группам клиентов и регионам.
Этап 1.
Оформление заказа на закупку и поступление товара на фирму (менеджер по закупкам) Этап 1.
Оформление заказа на продажу и отгрузку товара клиенту (менеджер по продажам) Задание 1 Формирование заказа покупки товара (конкретного товара у конкретного поставщика) Задание 1 Формирование заказа продажи товара (конкретного товара конкретному клиенту) Задание 2 Оформление в заказе покупки поступления товара от поставщика на фирму Задание 2 Оформление в заказе продажи факта отгрузки товара фирмой клиенту Задание 3 Автоматическое выполнение бухгалтерских проводок, отражающих поступление товара от поставщика на фирму (счет 41-998 «Товары (Врем.)»; счет 19-600 «НДС по товарам»; счет 60-100 «Расчеты с поставщиками, Россия») Задание 3 Автоматическое выполнение бухгалтерских проводок, отражающих отгрузку товара фирмой клиенту (счет 90 - 110) «Выручка от продажи Этап 2.
Оформление документов на поступление и оплату товара фирмой (бухгалтер) Этап 2.
Оформление документов на отгрузку и оплату товара клиентом (бухгалтер) Задание 1 Автоматическое получение и просмотр первичных учетных документов (счета-фактуры, приходной накладной) Задание 1 Автоматическое получение и просмотр первичных учетных документов (счета-фактуры, транспортной накладной). Задание 2 Формирование платежного поручения Задание 2 Формирование выписки банка. Задание 3 «Печать» платежного поручения. Задание 3 Согласование (увязка) данных отгрузки товара фирмой и оплаты товара клиентом в журнале выписки банка. Задание 4 Автоматическое выполнение бухгалтерских проводок, отражающих оплату фирмой товара поставщика (счет 51-200 «Расчетный счет МБ»; счет 60-100 «Расчеты с поставщиками, Россия»; счет 19-600 «НДС по товарам»; счет 68-200 «НДС» (в справочнике « Расчеты по налогам и сборам»))
Задание 4 Автоматическое выполнение бухгалтерских проводок, отражающих оплату товара фирмы клиентом (счет 51-200 «Расчетный счет МБ»; счет 62 - 120 «Расчеты с клиентами, Россия»). Задание 5 Согласование (увязка) данных поступления товара и оплаты товара (платежного поручения). Задание 5 Просмотр отражения бухгалтерских проводок по отгрузке товара фирмой и оплаты товара в финансовых книгах операций. Задание 6 Просмотр отражения бухгалтерских проводок поступления и оплаты товара в финансовых книгах операций. Задание 6 Формирование Книги продаж. Задание 7 Формирование Книги покупок. Этап 3.
Составление аналитических отчетов и графическое представление в MS Excel (OLAP - технология) финансовый менеджер Этап 3.
Составление аналитических отчетов и графическое представление в MS Excel (OLAP - технология) финансовый менеджер Задание 1 Составление и графическое представление в MS Excel Затраты по товарным группам и периодам
Задание 1 Составление и графическое представление в MS Excel Выручка по товарным группам и периодам
Задание 2 Составление и графическое представление в MS Excel Затраты по группам поставщиков и периодам
Задание 2 Составление и графическое представление в MS Excel Выручка по группам клиентов и регионам
Задание 3 Составление и графическое представление в MS Excel Затраты по товарным
группам и группам поставщиков
Задание 3 а) выполните задачу 1 в соответствии с примером на с. 14; б) выполните контрольную задачу 1 по 10 заказам в соответствии с данными таблицы № 6 на с. 54; в) выполните задачу 2 в соответствии с примером на с. 57; г) выполните контрольную задачу 2 по 10 заказам в соответствии с данными таблицы № 7 на с. 91; д) при обработке данных таблиц №№ 6, 7 следует учесть, что по каждому заказу
выполняются все задания до формирования книги покупок (продаж). е) формирование книги покупок (продаж) и этап 3 (OLAP – технологии) выполняется в целом за месяц после обработки всех заказов
, содержащихся в таблице 6 (7). 1.3. Требования к оформлению и структуре лабораторной работы
При оформлении лабораторной работы необходимо руководствоваться следующим: • Работа оформляется на ПК с использованием текстового редактора и MS – Navision. • Оформленная работа включает: - титульный лист (рис.1); - сводки, напечатанные на компьютере при выполнении заданий по составлению книги покупок (продаж) и заданий этапа 3 (аналитические отчеты и их графическое представление в MS Excel). Сводки должны отражать данные по всем заказам (табл. №№ 6,7); - краткий анализ аналитических сводок. • Выполненная работа, после проведения практических занятий оформляется и сдается преподавателю, ведущему занятия. Преподаватель оценивает ее содержание, беседует со студентом и проставляет зачет по лабораторной работе. 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАЧИ 1
Анализ затрат фирмы на закупку товаров по периодам, товарным группам и группам поставщиков
1. Организационно-экономическая сущность задачи 1
1.1. Для кого предназначены результаты решения:
Начальнику отдела маркетинга 1.2. Рабочий период деятельности:
январь 2005 года 1.3. Цель решения задачи:
Определение ряда показателей финансово-экономической деятельности фирмы, связанных с анализом затрат на закупку товаров, в частности, выявление наибольших затрат (объемов закупок) по: 1) товарным группам в рассматриваемом периоде; 2) группам поставщиков в рассматриваемом периоде; 3) товарным группам и группам поставщиков в рассматриваемом периоде. 2. Описание входной информации
2.1.
Информация о потребности в закупке товара (количество необходимого товара и наличие его у поставщика). 2.2
. Справочная информация о товаре (приложение 1), поставщиках (приложение 2), бухгалтерских счетах (приложение 4) и аналитических измерениях (Общие методические указания по выполнению лабораторной работы). 3. Описание выходной информации
Выходная информация представлена следующими документами: 1) приходная накладная; 2) платежное поручение; 3) книга покупок за январь 2005 года; 4) аналитический отчет по произведенным затратам в разрезе товарных групп в рассматриваемом периоде в MS Excel; 5) аналитический отчет по произведенным затратам в разрезе групп поставщиков в рассматриваемом периоде в MS Excel; 6) аналитический отчет по произведенным затратам в разрезе товарных групп и групп поставщиков в рассматриваемом периоде в MS Excel; 7) графическое представление полученных аналитических отчетов. 4. Пример решения задачи 1
Анализ затрат фирмы на закупку товаров по периодам, товарным группам и группам поставщиков
Этап первый Оформление заказа на закупку и поступление товара на фирму
Задание 1. Формирование заказа покупки компьютера III 533
MHz
у поставщика ЗАО «Московский номер».
1.1. В верхнем меню системы выберите пункт Сервис
, затем Рабочая дата
. 1.2. В открывшемся окне установите 01.01.05 и нажмите Ok
. 1.3. В Главном Меню
системы выберите модуль Покупки & Поставщики
. 1.4. В открывшемся модуле Покупки & Поставщики
выберите Заказы
. В результате открывается диалоговое окно Покупка Заказ
с данными о предыдущем заказе, который имеет статус Открыт
на данный момент времени. 1.5. Для оформления покупки заказа на требуемую продукцию поставьте курсор в поле Но
и нажмите клавишу F
3
. В результате появляется диалоговое окно нет имени – Покупка Заказ
(рис. 2). Рис. 2. Диалоговое окно нет имени – Покупка Заказ
Рис. 3. Диалоговое окно очередного номера заказа 1.7. В поле Покупка Поставщик Но
нажмите вспомогательную кнопку со стрелкой. В результате открывается список поставщиков в диалоговом окне Поставщик Список
. 1.8. Выберите строку с именем поставщика ЗАО «Московский номер»,
порядковый номер которого в системе 10000
(рис. 4). Рис. 4. Диалоговое окно Поставщик Список
с выделенной строкой Поставщика
1.9. Нажмите OK
. В результате заполняется поле Покупка Поставщик Но
номером поставщика 10000
. 1.10. На клавиатуре нажмите клавишу Enter
. В результате появляется диалоговое окно 106024 ЗАО «Московский номер» – Покупка Заказ
с заполненными полями данных о Поставщике
(рис. 5). Рис. 5. Диалоговое окно 106024 ЗАО «Московский номер» – Покупка Заказ
с данными о Поставщике
1.11. Заполним строки таблицы. При необходимости можно расширить линейку полей. 1.11.1. Проверьте: в поле Тип
должно быть указано – Товар
. 1.11.2. Активизируйте строку поля Но
и нажмите на появившуюся вспомогательную кнопку со стрелкой. Появляется список товаров в диалоговом окне Товар Список
. 1.11.3. Выберите строку с продукцией, порядковый номер которой в системе 80001
. 1.11.4. Нажмите OK
. В результате заполняется строка поля Но
номером продукции 80001. 1.11.5. На клавиатуре нажмите клавишу Enter
. При этом заполняется строка по полям: Описание
– Компьютер III 533 MHz; Ед. Изм
. – шт.; Прямая Себест. Единицы Без НДС
– 22000,00 и Даты
: Плановой Поставки
– 01.01.05; Ожидаемой Поставки
– 02.01.05 и Заказа
– 01.01.05. 1.11.6. Активизируйте строку поля Код Склада
и нажмите на появившуюся вспомогательную кнопку со стрелкой. Появляется список складов в диалоговом окне Склад Список
. 1.11.7. Выберите строку с Кодом
– Синий
. Нажмите OK
. Заполняется строка поля Код Склада
– Синий
. 1.11.8. На клавиатуре нажмите клавишу Enter
. В результате курсор появляется в строке поля Кол-во
. 1.11.9. В поле Кол-во
вносится количество закупаемой продукции, например, 3. 1.11.10. На клавиатуре нажмите клавишу Enter
. В результате автоматически заполняются строки полей Сумма Строки Без НДС
– 66000,00; Кол-во для Получения
– 3; Кол-во для Выст. Счета
– 3 . Задание 2.
Оформление в заказе покупки поступления товара от
поставщика на фирму.
2.1. Поставьте курсор в поле Поставщик счет Но
. Внесите вручную номер счета 124/87 (рис. 6). Рис. 6. Диалоговое окно с указанием счета, например, № 124/87 2.2. Для отражения факта отгрузки продукции Поставщиком
нажмите кнопку Функции
и выберите команду Выпустить
. В результате изменяется содержание поля Статус
c Открыт
на Выпущен
(рис. 7). Рис. 7. Диалоговое окно 106024 ЗАО «Московский номер» - Покупка Заказ
с изменением Статуса
документа на Выпущен
Задание 3. Автоматическое выполнение бухгалтерских проводок, отражающих поступление товара от поставщика на фирму
(
счета 41-998, 19-600, 60-100).
3.1. Нажмите кнопку Учет
. В открывшемся контекстном меню выберите операцию Учет
. В результате появляется диалоговое окно Microsoft Business Solution – Navision
(рис. 8). Рис. 8. Диалоговое окно Microsoft Business Solution – Navision
3.2. В открывшемся окне должен быть обозначен флажок Получить и Учесть Счет
. 3.3. Нажать ОК
. В результате выполнилась бухгалтерская операция 1 – отражение задолженности поставщикам за товар. Дебет Кредит Сумма 41-998 Товары (Врем.) 60-100 Расчеты с поставщиками, Россия Сумма себестоимости купленных товаров 19-600 НДС по товарам 60-100 Расчеты с поставщиками, Россия Сумма НДС, начисленная поставщиком на себестоимость купленных товаров Результаты проводок на экране не отражаются. На экране отражается случайный номер счета со своими данными. 3.4[1]
. Проверка отражения в Плане счетов
результатов проводок по счетам 41-998, 60-100, 19-000.
3.4.1. Войдите в Главное Меню
, активизируйте модуль Финансы
и выберите План счетов
. Открывается окно План счетов
. 3.4.2. Выберите необходимый счет. 3.4.3. Поставьте курсор в поле Оборот
по каждому счету. Справа от суммы по строке номера счета в поле Оборот
появляется вспомогательная кнопка со стрелкой. 3.4.4. Активизируйте вспомогательную кнопку. Открывается окно Финансовая книга операций
по номеру счета и его наименованию. 3.4.5. Проверьте соответствие: - по счету 41-998, дата 01.01.05, заказ 106024 – сумма 66000,00 руб.; - по счету 19-600, дата 01.01.05, заказ 106024 – сумма 11880,00 руб.; - по счету 60-100, дата 01.01.05, заказ 106024 – сумма -77880,00 руб. 3.5[2]
. Проверка отражения в Главной книге
результатов проводок по счетам 41-998, 60-100, 19-000. 3.5.1. Войдите в Главное Меню
, активизируйте модуль Бухгалтерия
и выберите Главная Книга
. Открывается окно Фин. Корресп. Главная Книга
. 3.5.2. В окне Дата Фильтр
проставьте дату проведения операции 01.01.05. 3.5.3. Выберите необходимый счет. 3.5.4. Поставьте курсор по счету: - 41-998 в поле Дебет Сумма
; - 60-100 в поле Кредит Сумма
; - 19-600 в поле Дебет Сумма
. 3.5.5. Справа от суммы по строке номера счета в соответствующем счету поле появляется вспомогательная кнопка со стрелкой. 3.5.6. Активизируйте вспомогательную кнопку. Открывается окно Финансовая книга операций
по номеру счета и его наименованию. 3.5.7. Проверьте соответствие: - по дебету счета 41-998, дата 01.01.05, заказ 106024 – сумма 66000,00 руб.; - по кредиту счета 60-100, дата 01.01.05, заказ 106024 – сумма 77880,00 руб. - по дебету счета 19-600, дата 01.01.05, заказ 106024 – сумма 11880,00 руб. 3.5.8. Обратите внимание: в окне Финансовая Книга Операций
дебетовые суммы отражаются положительным числом, кредитовые – отрицательным. 3.6. Закройте все окна до появления Главного Меню
. ЭТАП ВТОРОЙ. ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ НА ПОСТУПЛЕНИЕ И ОПЛАТУ ТОВАРА ФИРМОЙ
Задание 1. Автоматическое получение и просмотр первичных учетных документов (счета-фактуры, приходной накладной)
1.1. В модуле Покупки & Поставщики
выберите Учтенные счета-фактуры
. Появляется диалоговое окно Покупка Учт. Счет
с предыдущими данными (рис. 9). Рис. 9. Диалоговое окно Покупка Учт. Счет
с предыдущими данными 1.2. Для активизации списка полученных счетов-фактур нажмите клавишу F5
. В результате появляется диалоговое окно Покупка Учт. Счета
со списком счетов-фактур. 1.3. Выберите строку в поле Покупка
Поставщик Но
покупку с порядковым номером 10000 и именем поставщика ЗАО «Московский номер»
. 1.4. Нажмите ОК
. В результате появляется счет-фактура с указанием Количества
3; Кода Единицы Измерения
ШТ.; Прямой Себестоимости
22000,00 руб.; Цены Единицы
30000,00 руб. и Суммы Строки Без
НДС
66000,00 руб. (рис. 10). Рис. 10. Диалоговое окно 108029 ЗАО «Московский номер» Покупка Учт. Счета
1.5. Далее необходимо было бы нажать кнопку Печать
, и программа сформировала бы печатный вариант счета-фактуры по стандартам российского законодательства. Однако демо-база программы Navision Attain
не поддерживает данной функции. 1.6. Нажмите кнопку Счет
. Появляется контекстное меню, в котором нажмите кнопку Прих. накладные
. Появляется диалоговое окно Покупка Учт. Накладные
(рис. 11). Рис. 11. Диалоговое окно Покупка Учт. Накладные
Рис. 12. Диалоговое окно Приходная накладная
1.8. Нажмите кнопку Просмотр
. В результате появляется форма документа Приходная накладная
(рис. 13). Рис. 13. Приходная накладная
1.9. Закройте все окна до появления Главного Меню
. Задание 2. Формирование платежного поручения
( Оплата полученного товара производится 02.01.05.) 2.1. В верхнем меню системы выберите пункт Сервис
, затем Рабочая дата
. 2.2. В открывшемся окне установите 02.01.05 и нажмите Ok
. 2.3. В Главном Меню
системы выберите модуль Финансы
. 2.4. В открывшемся модуле Финансы
выберите Платежные поручения
. В результате открывается диалоговое окно предыдущего платежного
поручения ПЛ-003
[3]
– Платежное поручение
. 2.5. Нажмите клавишу F3
для создания нового платежного поручения. 2.6. В открывшемся окне в поле Дата учета
введите вручную 02.01.05 и перейдите в поле Тип документа
. В верхней правой части Платежного Поручения
отразился счет 51-200. 2.7. В поле Тип документа
нажмите на вспомогательную кнопку и выберите операцию Оплата
. В результате в поле Тип документа
установилась операция Оплата
, в поле Дата документа
автоматически отразилась дата 02.01.05. 2.8. Проверьте: в поле Тип счета
должно быть указано – Поставщик
. 2.9. Активизируйте строку поля Счет Но
и нажмите на вспомогательную кнопку со стрелкой. Появляется список поставщиков в диалоговом окне Поставщик Список
. 2.10. Выберите строку с поставщиком ЗАО «Московский номер»
, порядковый номер которого в системе 10000
. 2.11. Нажмите ОК
. В результате заполняется поле Счет Но
с порядковым номером поставщика ЗАО «Московский номер»
– 10000. 2.12. На клавиатуре нажмите клавишу Enter
. В результате в документе отразился счет 60-100. 2.13. В поле Расход
внесите необходимую для оплаты сумму: 90 000, 00. 2.14. На клавиатуре нажмите клавишу Enter
. В результате в Платежном поручении
сформировались банковские реквизиты Плательщика
и обозначилась корреспонденция счетов: Кредит счет
51-200, Дебет счет
60-100. 2.15. В поле Вид платежа
выберите Электронно
. Закончилось формирование Платежного поручения
(рис. 14). Рис. 14. Платежное поручение Задание 3. Просмотр платежного поручения.
3.1. Далее нажмите кнопку Печать
. В результате появляется диалоговое окно Платежное поручение
(рис. 15). Рис. 15. Диалоговое окно Платежное поручение
3.2. В диалоговом окне Платежное поручение
нажмите кнопку Печать
. В результате появляется диалоговое окно Платежное поручение – Печать
. 3.3. В открывшемся окне в поле Печать в файл
установите галочку
. 3.4. Нажмите OK
. В результате появляется диалоговое окно Печать в файл
. 3.5. В диалоговом окне Печать в файл
в поле Имя файла
для ввода внесите название файла, в котором будет сохранен документ (например, Платежное поручение № 1
). Рис. 16. Диалоговое окно ПЛ-004 – Платежное поручение
со статусом Напечатано
и номером документа ПЛ-004
Задание 4. Автоматическое выполнение бухгалтерских проводок, отражающих оплату фирмой товара поставщика
(
счета 51-200, 60-100, 19-600, 68-200)
4.1. Нажмите кнопку Учет
. В открывшемся контекстном меню выберите операцию Учет F11
. В результате появляется диалоговое окно Microsoft Business Solution – Navision
с вопросом Вы хотите учесть строки журнала?
4.2. Нажмите кнопку Да
. В результате появляется сообщение Строки журнала были успешно учтены
. 4.3. Нажмите ОК
. В результате в Платежном поручении
сформировались банковские реквизиты Получателя
и произошло выполнение бухгалтерской операции 2 – погашение задолженности перед поставщиками
. Дебет Кредит Сумма 60-100 Расчеты с поставщиками, Россия 51-200 Расчетный счет МБ Сумма оплаты фирмой купленных товаров 68-200 НДС (Расчеты по налогам и сборам) 19-600 НДС по товарам Сумма НДС, предъявленная к зачету по оплаченным расходам, связанным с доставкой и заготовлением материально-производственных запасов, после принятия их к учету, предназначенных для производства продукции, выполненных работ, оказанных услуг, облагаемых НДС (в том числе по ставке 0%) Результаты проводок на экране не отражаются. На экране появилось предыдущее Платежное поручение
, которое не имеет значения для текущего процесса. 4.4[5]
. Проверка отражения в Плане счетов
результатов проводок по счетам 60-100, 51-200, 68-200, 19-600. 4.4.1 – 4.4.4. Выполните действия, аналогичные действиям п. 3.4.1 – 3.4.4 этапа 1 задания 3. 4.4.5. Проверьте соответствие: - по счету 60-100
, дата 02.01.05, ПЛ-004, сумма
90000,00 руб.; - по счету
51-200, дата
02.01.05, ПЛ-004, сумма -90000,00 руб.; - по счету
68-200, дата
02.01.05, ПЛ-004, сумма 11880 руб.; - по счету
19-600, дата
02.01.05, ПЛ-004, сумма -11880 руб.; 4.5[6]
. Проверка отражения в Главной книге
результатов проводок по счетам 60-100, 51-200, 68-200, 19-600. 4.5.1. Войдите в Главное Меню
, активизируйте модуль Бухгалтерия
и выберите Главная Книга
. Открывается окно Фин. Корресп. Главная Книга
. 4.5.2. В окне Дата Фильтр
проставьте дату проведения операции 02.01.05. 4.5.3. Выберите необходимый счет. 4.5.4. Поставьте курсор по счету: - 60-100 в поле Дебет Сумма
; - 51-200 в поле Кредит Сумма
; - 68-200 в поле Дебет Сумма
; - 19-600 в поле Кредит Сумма
4.5.5. Справа от суммы по строке номера счета в соответствующем счету поле появляется вспомогательная кнопка со стрелкой. 4.5.6. Активизируйте вспомогательную кнопку. Открывается окно Финансовая книга операций
по номеру счета и его наименованию. 4.5.7. Проверьте соответствие: - по дебету счета 60-100, дата 02.01.05, ПЛ-004, сумма 90000,00 руб.; - по кредиту счета 51-200, дата 02.01.05, ПЛ-004, сумма -90000,00 руб.; - по дебету счета 68-200, дата 02.01.05, ПЛ-004, сумма 11880,00 руб.; - по кредиту счета 19-600, дата 02.01.05, ПЛ-004, сумма -11880,00 руб.; 4.5.8. Обратите внимание: в окне Финансовая Книга Операций
дебетовые суммы отражаются положительным числом, кредитовые – отрицательным. 4.6. Закройте все окна до появления Главного Меню
. Задание 5. Согласование (увязка) данных поступления товара (счета-фактуры) и оплаты товара (платежного поручения)
5.1. В Главном Меню
системы выберите модуль Покупки &
Поставщики
. 5.2. В открывшемся модуле Покупки & Поставщики
выберите Поставщики
. В результате открывается диалоговое окно Поставщик Карточка
. В случае если открывается карточка 10000 ЗАО «Московский номер»
, то продолжаем выполнение процессов согласно пункту 5.4 этапа 2. Если открывается карточка другого поставщика, то необходимо нажать F5
и выбрать из списка поставщиков ЗАО «Московский номер»
с порядковым номером 10000
(рис. 17). Рис. 17. Диалоговое окно 10000 ЗАО «Московский номер» - Поставщик Карточка
5.3. Нажмите на вспомогательную кнопку в поле Баланс
. В результате открывается диалоговое окно 10000 ЗАО «Московский номер» - Поставщик Книга Операций
. В открывшемся списке операций, произведенных с данным поставщиком, отражаются две несвязанные между собой операции: отгрузка
с датой 01.01.05 и оплата
с датой 02.01.05 (рис. 18). Рис. 18. Диалоговое окно 10000 ЗАО «Московский номер» - Поставщик Книга Операций
5.4. Для увязки операций нажмите кнопку Применение
. В контекстном меню нажмите Применить операции
. В результате открывается Диалоговое окно 10000 ЗАО «Московский номер» - Применить Операции Поставщика
(рис. 19). Рис. 19. Диалоговое окно 10000 ЗАО «Московский номер» - Применить Операции Поставщика
5.5. Для установления связи необходимо поставить курсор в строку, в которой отражен заказ номер 106024
от 01.01.05. 5.6. Нажмите клавишу F9
. В результате в поле Примен. ID
появляются *** [7]
в нижней части диалогового окна в полях Сумма
и Баланс
отражается -77880, 00. 5.7. Поставьте курсор в строку, в которой отражен номер платежного поручения ПЛ-004
на 90000 рублей ЗАО «Московский номер» от 02.01.05. 5.8. Нажмите клавишу F9
. В результате в поле Примен. ID
появляются *** [8]
, в нижней части диалогового окна в полях: Сумма
отражается 90000,00, Примененная сумма
– -77880,00 Баланс
– 12120,00 (рис. 20). Рис. 20. Диалоговое окно 10000 ЗАО «Московский номер» - Применить Операции Поставщика
, отражающее результат увязки 5.9. Для учета применения нажмите кнопку Применение
, в открывшемся контекстном меню – Учет применения
. В результате открывается диалоговое окно Учет применения
(рис. 21). Рис. 21. Диалоговое окно Учет применения 5.10. Нажмите ОК
. В результате появляется сообщение Применение было успешно учтено
. 5.11. Нажмите ОК
. Снимается сообщение об успешно проведенной операции. 5.12. Последовательно закройте все окна до появления Главного Меню
. Задание 6. Отражение бухгалтерских проводок поступления и оплаты товара в финансовых книгах операций
6.1. В Главном Меню
системы выберите модуль Покупки & Поставщики
. 6.2. В открывшемся модуле Покупки & Поставщики
выберите Поставщики
. В результате открывается диалоговое окно Поставщик Карточка
. В случае если открывается карточка 10000 ЗАО «Московский номер»
, то продолжаем выполнение процессов согласно пункту 6.3 этапа 2. Если открывается карточка другого поставщика, то необходимо нажать F5
и выбрать из списка поставщиков ЗАО «Московский номер»
с порядковым номером 10000
и нажать OK
. 6.3. В поле Баланс
нажмите на вспомогательную кнопку со стрелкой. В результате открывается диалоговое окно 10000 ЗАО «Московский номер»
- Поставщик Книга Операций
. 6.4. Поставьте курсор в строку, в которой отражен по полю Внешний Документ Но
номер 124/87. 6.5. Нажмите кнопку Навигатор
. В результате открывается диалоговое окно Навигатор
. В диалоговом окне нашли отражение все учетные книги по операциям закупки продукции по данному заказу Поставщика
(рис. 22). Рис. 22. Диалоговое окно Навигатор
6.6. Выделите строку Фин. Книга Операций
и нажмите кнопку Показать
. В результате открывается диалоговое окно 41-998 Товары (Врем)- Фин. Книга Операций
. В ней отражаются проводки, сформированные в результате учета операции отражения задолженности поставщикам за товар (рис. 23). Рис. 23. Диалоговое окно 41-998 Товары (Врем) - Фин. Книга Операций
6.7. Последовательно закройте все окна: 41-998 Товары (Врем) - Фин. Книга Операций, Навигатор
. В результате остается диалоговое окно 10000 ЗАО «Московский номер» - Поставщик Книга Операций
. 6.8. Поставьте курсор в строку, в которой отражена операция оплаты Поставщику ЗАО «Московский номер»
и в поле Документ Но
представлен ПЛ-004
. Рис. 24. Диалоговое окно Навигатор
6.10. Выделите строку Фин. Книга Операций
и нажмите кнопку Показать
. В результате открывается диалоговое окно 51-200 Расчетный счет МБ - Фин. Книга Операций
. В Книге
отражаются проводки, сформированные в результате учета операции погашения задолженности перед поставщиками и подрядчиками (рис. 25). Рис. 25. Диалоговое окно 51-200 Расчетный счет МБ - Фин. Книга Операций
6.11. Последовательно закройте все окна до появления Главного Меню
. Задание 7. Формирование
Книги покупок.
7.1. В Главном Меню
системы выберите модуль Бухгалтерия
. 7.2. В открывшемся модуле Бухгалтерия
выберите Книга покупок
. В результате открывается диалоговое окно НДС Книга Список
. 7.3. Поставьте курсор в свободную строку и нажмите Enter
. Появляется код книги покупок ПКН-0003
. 7.4. Поставьте курсор в поле Описание
и введите вручную Книга покупок
за период с 01.01.05 по 31.01.05
. 7.5. Поставьте курсор в поле Дата Начала
и введите вручную 01.01.05. 7.6. Поставьте курсор в поле Дата Конца
и введите вручную 31.01.05 (рис. 26). Рис. 26. Диалоговое окно НДС Книга Список
Рис. 27. Диалоговое окно Создать НДС Книгу Покупок
7.8. В закладке Параметры
проверить наличие галочек в полях: Очистить строки по Коду
и Сохранить в Книге
… (рис. 28).
Рис. 28. Диалоговое окно Создать НДС Книгу Покупок
с указанием содержимого закладки Параметры
7.9. Нажмите кнопку Просмотр
. В результате открывается диалоговое окно Предварительный просмотр Книги Покупок
, в которой зафиксированы Стоимость покупки без НДС
, сумма НДС
и Стоимость покупки с НДС
(рис. 29). 7.10. Последовательно закройте все окна до Главного Меню
. Рис. 29. Книга покупок
ЭТАП ТРЕТИЙ. СОСТАВЛЕНИЕ аналитических отчетов и графическое их представление В MS Excel
(OLAP – технология)
Задание 1. Составление
и графическое представление в
MS
Excel
аналитического отчета Затраты по товарным группам и периодам (аналитические измерения
Товар
и
П
ериод)
1.1. В Главном Меню
выберите модуль Финансы
. Рис. 30. Диалоговое окно Затраты – Анализ по измерениям
1.3. Активизируйте закладку Общее
и при необходимости раздвиньте столбцы открывшейся таблицы. 1.4. В закладке Общее
в поле Код аналитического отчета
нажмите вспомогательную кнопку. В результате открывается диалоговое окно Аналитический Отчет Список
(рис. 31). Рис. 31. Диалоговое окно Аналитический Отчет Список 1.5. Поставьте курсор в строку, в которой по полю Код
отражено ЗАТРАТЫ. 1.6. Нажмите кнопку Обновить
. В результате появляется диалоговое окно Microsoft Business
Solution – Navision
с вопросом Вы хотите обновить Аналитический Отчет
Затраты?. 1.7. Нажмите кнопку Да
. 1.8. В диалоговом окне Аналитический Отчет Список
нажмите ОК
. В результате в окне Код Аналитического Отчета
появляется Затраты. Рис. 32. Диалоговое окно Измерение Выбор
1.10. Поставьте курсор в строку, в которой отражено ТОВАР по полю Код
. 1.11. Нажмите ОК
. В результате в окне Показывать в Строках
появляется Товар. В таблице отражается товар и сумма закупки Компьютеров по себестоимости – 66000,00. 1.12. В поле Показывать в столбцах
нажмите вспомогательную кнопку. В результате появляется диалоговое окно Измерение Выбор
. 1.13. Поставьте курсор в строку, в которой по полю Код
отражено Период
. Рис. 33. Диалоговое окно Затраты – Анализ по Измерениям 1.15. Активизируйте закладку Фильтры
. 1.16. Проверьте в поле Фин Счет
Фильтр
должно быть 41-998.
1.17. В поле Дата фильтр
введите 01.01.05..31.01.05. Обратите внимание на возможность уточнения области фильтрации в полях Поставщик Фильтр, Товар Фильтр.
1.18. Активизируйте закладку Параметры
. Обратите внимание на следующие моменты: - исчез столбец Февраль
- 01.02.05; - в закладке Параметры
должны стоять соответственно по окнам следующие данные: Факт
, Сумма
, Включать
, Нет; - если в поле Показать название столбцов
стоит «галочка», то вместо цифровых обозначений данных будет отражаться текстовое (например, вместо 01.01.05 – январь); Рис. 34. Диалоговое окно Затраты – Анализ по измерениям
с заполненной закладкой Параметры
для отчета Затраты по товарным группам и периодам
1.19. Активизируйте закладку Общее
. В результате получен аналитический отчет Затраты по товарным группам и периодам
(рис. 35). Рис. 35. Диалоговое окно Затраты – Анализ
по измерениям с заполненными закладками Общее, Фильтры, Параметры
для отчета Затраты по товарным группам и периодам
1.20. Для получения отчета в MS Excel Затраты по товарным группам и периодам
нажмите кнопку Функции
. Появляется контекстное меню. Рис. 36. Аналитический отчет Затраты по товарным группам и периодам
в MS Excel 1.22. Нажмите значок в меню Диаграммы
. Появляется график Затраты по товарным группам и периодам
. В панели инструментов выберите кнопку Мастер диаграмм
. В результате автоматически сформировался график по данным аналитического отчета. График можно модифицировать, добавляя и удаляя необходимые поля сводной таблицы (рис. 37). Рис. 37. График объема закупки Компьютеров в январе 2005 года. 1.23. По данным графика относительно объемов закупки можно сделать вывод, что в январе 2005 года закупка производилась только по товарной группе Компьютеры и составила 66000,00 руб. 1.24. Сохраните полученный файл в MS Excel. 1.25. Закройте диалоговое окно до Главного Меню
Задание 2. Составление
и графическое представление в MS Excel аналитического отчета Затраты по группам поставщиков и периодам (аналитические измерения
Группа поставщиков
и
П
ериод
)
2.1. В Главном Меню
выберите модуль Финансы.
2.2. В открывшемся модуле Финансы
выберите Анализ по измерениям
. В результате открывается диалоговое окно Затраты – Анализ по измерениям
. 2.3. Активизируйте закладку Общее
и при необходимости раздвиньте столбцы открывшейся таблицы. 2.4. Проверьте в закладке Общее
в поле Код аналитического отчета
должно быть отражено ЗАТРАТЫ. В случае если не отражено, повторите пункты 1.4. – 1.8 этапа 3. 2.5. В поле Показывать в строках
нажмите вспомогательную кнопку. В результате появляется диалоговое окно Измерение Выбор
. 2.6. Поставьте курсор в строку, в которой отражено ГРУППА ПОСТ по полю Код
. 2.7. Нажмите ОК
. В результате в окне Показывать в Строках
появляется ГРУППА ПОСТ. В таблице отражаются группы поставщиков с кодами и сумма закупки у одного из поставщиков компьютеров по себестоимости – 66000,00. 2.8. Проверьте: в поле Показывать в столбцах
должно быть отражено Период. В случае если не отражено, повторите пункты 1.12. – 1.14 этапа 3. 2.9. Активизируйте закладку Фильтры
. Проверьте в поле Фин Счет Фильтр
должно быть 41-998.
2.10. В поле Дата фильтр
введите 01.01.05..31.01.05. Обратите внимание на возможность уточнения области фильтрации в полях Поставщик Фильтр, Товар Фильтр
. 2.11. Активизируйте закладку Параметры
и обратите внимание на те же моменты, которые указаны в пункте 1.18 этапа 3.. 2.12. Активизируйте закладку Общее.
В результате получен аналитический отчет Затраты по группам поставщиков и периодам
(рис. 38) Рис. 38. Диалоговое окно Затраты – Анализ по измерениям
с заполненными закладками Общее, Фильтры, Параметры
для отчета Затраты по группам поставщиков и периодам
2.13. Для получения отчета в MS Excel
Затраты по группам поставщиков
и периодам нажмите кнопку Функции
. Появляется контекстное меню. Рис. 39. Аналитический отчет Затраты по группам поставщиков и периодам
в MS Excel
Рис. 40. График объема закупки Компьютеров у поставщиков в январе 2005 года. 2.16. По данным графика относительно объемов закупки можно сделать вывод, что в январе 2005 года закупка производилась только у одной группы поставщиков № 2 Москва, Акционерное общество и составила 66000,00 руб. 2.17. Сохраните полученный файл в MS Excel. Задание 3. Составление
и графическое представление в MS Excel аналитического отчета Затраты по товарным группам и группам поставщиков (аналитические измерения
Товар
и
Группа поставщиков
)
3.1. В Главном Меню
выберите модуль Финансы
. 3.2. В открывшемся модуле Финансы
выберите Анализ по измерениям
. В результате открывается диалоговое окно Затраты – Анализ по измерениям
. 3.3. Активизируйте закладку Общее
и при необходимости раздвиньте столбцы открывшейся таблицы. 3.4. Проверьте в закладке Общее
в поле Код аналитического отчета
должно быть отражено ЗАТРАТЫ. В случае если не отражено, повторите пункты 1.4. – 1.8 этапа 3. 3.5. Проверьте в закладке Общее
в поле Показывать в строках
должно быть отражено ГРУППА ПОСТ. В случае если не отражено, повторите пункты 2.5. – 2.7 этапа 3. 3.6. Проверьте: в поле Показывать в столбцах
должно быть отражено Товар. В случае если не отражено, повторите пункты 1.9. – 1.11 этапа 3, но применительно к полю Показывать в столбцах
. 3.7. Активизируйте закладку Фильтры
. Проверьте в поле Фин Счет Фильтр
должно быть 41-998
. 3.8. В поле Дата фильтр
введите 01.01.05..31.01.05. Обратите внимание на возможность уточнения области фильтрации в полях Поставщик Фильтр, Товар Фильтр.
3.9. Активизируйте закладку Параметры
и обратите внимание на те же моменты, которые указаны в пункте 1.18 этапа 3. 3.10. Активизируйте закладку Общее
. В результате получен аналитический отчет Затраты по группам поставщиков и товарным группам
(рис. 41). Рис. 41. Диалоговое окно Затраты – Анализ по измерениям с заполненными закладками Общее, Фильтры, Параметры для отчета Затраты по группам поставщиков и товарным группам
3.11. Для получения отчета в MS Excel
Затраты по товарным группам
и периодам
нажмите кнопку Функции
. Появляется контекстное меню. 3.12. Активизируйте в контекстном меню Экспорт в Excel
. Появляется аналитический отчет Затраты по группам поставщиков и товарным группам
в MS Excel
. Закройте ненужные контекстные меню (рис. 42).
Рис. 42. Аналитический отчет Затраты по группам поставщиков и периодам
в MS Excel 3.13. Нажмите значок в меню Диаграммы
. Появляется график Затраты по товарным группам и периодам
. В панели инструментов выберите кнопку Мастер диаграмм
. В результате автоматически сформировался график по данным аналитического отчета. График можно модифицировать, добавляя и удаляя необходимые поля сводной таблицы (рис. 43). Рис. 43. График объема закупки Компьютеров у поставщиков в январе 2005 года. 3.14. По данным графика относительно объемов закупки можно сделать вывод, что в январе 2005 года закупка производилась только у одной группы поставщиков № 2 Москва, Акционерное общество по одной группе товаров Компьютеры и составила 66000,00 руб. 3.15. Сохраните полученный файл в MS Excel
. 5. Выполнение контрольной задачи 1
Анализ затрат фирмы на закупку товаров по периодам, товарным группам и группам поставщиков
(в соответствии с данными таблицы 6) Для успешного освоения программы MS Navision (MS Business Solution- Navision) выполните следующее: - оформите на закупку товаров и их поступление на фирму в январе 2005 года; - оформите документы на поступление товара по 10 заказам на фирму и их оплату в январе 2005 года; - составьте по всем заказам Книгу покупок и три вида аналитических отчетов с их графическим представлением в MS Excel: Затраты по товарным группам и периоду
(январь 2005 года), Затраты по группам поставщиков и периоду
(январь 2005 года), Затраты по товарным группам и группам поставщиков
(январь 2005 года). При выполнении контрольной задачи 1 основывайтесь на данных таблицы 6 и рекомендациях п. 4 Примера решения задачи 1 Анализ затрат фирмы на закупку товаров по периодам, товарным группам и группам поставщиков (с. 14). Таблица 6 Данные для выполнения контрольной задачи 1 Анализ затрат фирмы на закупку товаров по периодам, товарным группам и группам поставщиков
Дата опера ции закупки ПОСТАВЩИК ТОВАР Платежное поручение Порядковый номер в сист. Название Счет Но Порядковый номер в сист. Наименование Кол-во (шт.) Дата Сумма (рублей) 01.01.05 62000 ЗАО «Инфомастер» 5897 80001 Компьютер III 533 MHz 2 02.01.05 70340,00 80014 512MBPC800ECC 2 80101 Плоский экран 15 1501 FP 2 03.01.05 64000 ЗАО «Бизнес и технологии» 2501/8 80002 Компьютер III 600 MHz 3 04.01.05 88500,00 80027 36GB Ultra 160/M SCSI 6 80102 Монитор 17 M780 3 05.01.05 66000 000 «Компьютеры и периферия» 2223/9 80003 Компьютер III 733 MHz 1 07.01.05 41772,00 80023 27GB ATA-66 IDE 1 80103 Монитор 19 M009 1 08.01.05 68000 000 «Компкомплект» 369-9 80004 Компьютер III 800 MHz 2 09.01.05 91332,00 80025 9GB Ultra 160/M SCSI 4 80103 Монитор 19 M009 2 11.01.05 70000 ЗАО «Микротех» 1026 80005 Компьютер III 866 MHz 5 12.01.05 275530,00 80024 40GB ATA-66 IDE 5 80101 Плоский экран 15 1501 FP 5 15.01.05 71000 000 «ББК» 102226 80006 Компьютер Team Work 533 MHz 2 16.01.05 68440,00 80023 27GB ATA-66 IDE 2 80102 Монитор 17 M780 2 20.01.05 74000 ЗАО «Ремкомплект» 222889 80007 Компьютер Enterprise 667 MHz 4 21.01.05 134048,00 80022 20.4 GB ATA-66 IDE 4 80103 Монитор 19 M009 4 21.01.05 75000 000 «Далида» 010125 80001 Компьютер III 533 MHz 2 22.01.05 79060,00 80022 20.4 GB ATA-66 IDE 2 80101 Плоский экран 15 1501 FP 2 22.01.05 72000 ЗАО «Новая линия» 506-89 80002 Компьютер III 600 MHz 3 23.01.05 93810,00 80021 10.2 GB ATA-66 IDE 3 80102 Монитор 17 M780 3 24.01.05 73000 000 «Скорость» 262698 80003 Компьютер III 733 MHz 1 26.01.05 39058,00 80014 512MBPC800ECC 4 80103 Монитор 19 M009 1 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАЧИ 2
Анализ выручки фирмы от продаж товаров по периодам, товарным группам, группам клиентов и регионам
1. Организационно - экономическая сущность задачи 1:
1.2. Для кого предназначены результаты решения:
Начальнику отдела маркетинга 1.3. Рабочий период деятельности:
январь 2005 года 1.4. Цель решения задачи:
Определение ряда показателей финансово - экономической деятельности фирмы, связанных с анализом выручки от продажи товаров, в частности, выявление наибольшей выручки (объемов продаж) по:1) товарным группам в рассматриваемом периоде; 2) группам клиентов и регионам в рассматриваемом периоде. 2. Описание входной информации
2.1.
Информация о возможности продажи товара (количество требуемого товара и цена на товар). 2.2.
Справочная информация о товаре (приложение 1), клиентах (приложение 3), бухгалтерских счетах (приложение 4) и аналитических измерениях (Общие методические указания по выполнению лабораторной работы). 3. Описание выходной информации
Выходная информация представлена следующими документами: 1) счет - фактура; 2) товарная накладная; 3) книга продаж за январь 2005 года; 4) аналитический отчет по произведенным продажам в разрезе товарных групп в рассматриваемом периоде в MS Excel; 5) аналитический отчет по произведенным продажам в разрезе групп клиентов и регионам в рассматриваемом периоде в MS Excel; 6) графическое представление полученных аналитических отчетов. 4. Пример решения задачи 2
Анализ выручки фирмы от продаж товаров по периодам, товарным группам, группам клиентов и регионам
. ЭТАП ПЕРВЫЙ. ОФОРМЛЕНИЕ ЗАКАЗА НА ПРОДАЖУ И ОТГРУЗКУ ТОВАРА КЛИЕНТУ
Задание 1. Формирование заказа продажи товара Компьютер III 533
MHz
клиенту ЗАО «Открытые дороги»
1.1. В верхнем меню системы выберите пункт Сервис
, затем Рабочая дата
. 1.2. В открывшемся окне установите 10.01.05 и нажмите OK
. 1.3. В Главном меню
системы выберите модуль Продажи & Клиенты
. 1.4. В открывшемся модуле Продажи & Клиенты
выберите Заказы
. В результате открывается диалоговое окно Продажа Заказ
с данными о предыдущем заказе, который имеет статус Открыт
на данный момент времени. Рис. 44. Диалоговое окно нет имени – Продажа Заказ
Рис. 45. Диалоговое окно очередного номера заказа. 1.7. В поле Продажа Клиент Но
нажмите вспомогательную кнопку со стрелкой. В результате в диалоговом окне Клиент Список
открывается список клиентов. 1.8. Выберите строку с именем клиента ЗАО «Открытые дороги», порядковый номер которого в системе 75000 (рис. 46). Рис. 46. Диалоговое окно Клиент Список
с выделенной строкой клиента 1.9. Нажмите OK
. В результате заполняется поле Продажа Клиент Но
номером клиента 75000. 1.10. На клавиатуре нажмите клавишу Enter
. В результате появляется диалоговое окно 1001 ЗАО «Открытые дороги» – Продажа Заказ
с заполненными полями данных о клиенте (рис. 47). Рис. 47. Диалоговое окно 1001 ЗАО «Открытые дороги» – Продажа Заказ
с данными о Клиенте 1.11. Заполним строки таблицы. При необходимости можно расширить линейку полей. 1.11.1. Проверьте: в поле Тип
должно быть указано – Товар. 1.11.2. Активизируйте строку поля Но
и нажмите на появившуюся вспомогательную кнопку со стрелкой. Появляется список товаров в диалоговом окне Товар Список
. 1.11.3. Выберите строку с продукцией, порядковый номер которой в системе 80001. 1.11.4. Нажмите OK
. В результате заполняется строка поля Но
номером продукции 80001. 1.11.5. На клавиатуре нажмите клавишу Enter
. В результате заполняется строка по полям: Описание
– Компьютер III 533 MHz; Ед. изм
. – шт.; Цена Единицы Без НДС
– 30000,00 и Даты: Плановой Поставки
– 10.01.05; Плановой Отгрузки
– 10.01.05 и Отгрузки
– 10.01.05. 1.11.6. Активизируйте строку поля Код Склада
и нажмите на появившуюся вспомогательную кнопку со стрелкой. Появляется список складов в диалоговом окне Склад Список
. 1.11.7. Выберите строку с Кодом
– Синий. Нажмите OK. Заполняется строка поля Код Склада –
Синий. 1.11.8. На клавиатуре нажмите клавишу Enter
. В результате курсор появляется в строке поля Кол–во
. 1.11.9. В поле Кол–во
вручную вводится количество продаваемой продукции, например, 2. 1.11.10. На клавиатуре нажмите клавишу Enter
. В результате заполняются строки полей: Сумма Строки Без НДС
– 60000,00; Кол - во для Отгрузки
– 2; Кол - во для Выст. Счета
– 2. Задание 2. Оформление в заказе продажи факта отгрузки товара фирмой клиенту.
2.1. Для отражения факта отгрузки данной продукции Клиенту нажмите кнопку Функции
и выберите команду Выпустить
. В результате изменяется содержание поля Статус
с Открыт на Выпущен (рис. 48). Рис. 48. Диалоговое окно 1001 ЗАО «Открытые дороги» – Продажа Заказ
с изменением Статуса
документа на Выпущен.
Задание 3. Автоматическое выполнение бухгалтерских проводок, отражающих отгрузку товара фирмой клиенту (
счета:
90 – 110 , 62 – 120, 90 – 310, 68 - 200)
3.1. Нажмите кнопку Учет.
В открывшемся контекстном меню выберите операцию Учет
. В результате появляется диалоговое окно Microsoft Business Solution – Navision
(рис. 49). Рис. 49. Диалоговое окно Microsoft Business Solution – Navision
3.2. В открывшемся окне должен быть обозначен флажок Отгрузить и Выставить Счет
. 3.3. Нажать ОК
. В результате выполнилась бухгалтерская операция 3 – отражение суммы выручки от продажи продукции, товаров, выполненных работ, оказания услуг (после отгрузки товара клиенту). Дебет Кредит Сумма 62 - 120 Расчеты с клиентами, Россия 90 - 110 Выручка от продажи товаров, Россия Сумма, предъявленная фирмой клиенту за отгруженный товар (сумма включает: себестоимость отгруженных товаров и начисленной на них НДС) 90 - 310 НДС 68 - 200 НДС (Расчеты по налогам и сборам) Сумма НДС, начисленная фирмой на проданную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги обслуживающих производств и хозяйств Результаты проводок на экране не отражаются. На экране отражается случайный номер счета со своими данными. 3.4[9]
. Проверка отражения в Плане Счетов
результатов проводок по счетам 62 - 120, 90 - 110, 90 - 310, 68 - 200.
3.4.1. Войдите в Главное Меню
, активизируйте модуль Финансы
и выберите План Счетов
. Открывается окно План Счетов
. 3.4.2. Выберите необходимый счет. 3.4.3. Поставьте курсор в поле Оборот
по каждому счету. Справа от суммы по строке номера счета в поле Оборот
появляется вспомогательная кнопка со стрелкой. 3.4.4. Активизируйте вспомогательную кнопку. Открывается окно Финансовая книга операций
по номеру счета и его наименованию. 3.4.5. Проверьте соответствие: - по счету 62 - 120, дата 10.01.05, документ Но 103019, заказ 1001, сумма 70800,00 руб.; - по счету 90 - 110, дата 10.01.05, документ Но 103019, заказ 1001, сумма - 70800,00 руб.; - по счету 90 - 310, дата 10.01.05, документ Но 103019, заказ 1001, сумма 10800,00 руб.; - по счету 68 - 200, дата 10.01.05, документ Но 103019, заказ 1001, сумма - 10800,00 руб. 3.5[10]
. Проверка отражения в Главной книге
результатов проводок по счетам 62 - 120, 90 - 110, 90 - 310, 68 - 200. 3.5.1. Войдите в Главное Меню
, активизируйте модуль Бухгалтерия
и выберите Главная Книга
. Открывается окно Фин. Корресп. Главная Книга
. 3.5.2. В поле Дата Фильтр
проставьте дату проведения операции 10.01.05. 3.5.3. Выберите необходимый счет. 3.5.4. Поставьте курсор по счету: - 62 - 120 в поле Дебет Сумма
; - 90 - 110 в поле Кредит Сумма
; - 90 - 310 в поле Дебет Сумма
; - 68 - 200 в поле Кредит Сумма
3.5.5. Справа от суммы по строке номера счета в соответствующем счету поле появляется вспомогательная кнопка со стрелкой. 3.5.6. Активизируйте вспомогательную кнопку. Открывается окно Финансовая книга операций
по номеру счета и его наименованию. 3.5.7. Проверьте соответствие: - по дебету счета 62 - 120, дата 10.01.05, документ Но 103019, заказ 1001, сумма 70800,00 руб.; - по кредиту счета 90 - 110, дата 10.01.05, документ Но 103019, заказ 1001, сумма - 70800,00 руб. - по дебету счета 90 - 310, дата 10.01.05, документ Но 103019, заказ 1001, сумма 10800,00 руб.; - по кредиту счета 68 - 200, дата 10.01.05, документ Но 103019, заказ 1001, сумма - 10800,00 руб. 3.5.8. Обратите внимание: в окне Финансовая Книга Операций
дебетовые суммы отражаются положительным числом, кредитовые – отрицательным. 3.6. Закройте все окна до появления Главного Меню
. ЭТАП ВТОРОЙ. ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ НА ОТГРУЗКУ И ОПЛАТУ ТОВАРА КЛИЕНТОМ
Задание 1. Автоматическое получение и просмотр первичных учетных документов (Счета - Фактуры, Товарной Накладной).
Задание 1.1. Автоматическое получение и просмотр Счета - Фактуры.
1.1. В модуле Продажи & Клиенты
выберите Учтенные Счета - Фактуры
. Появляется диалоговое окно Продажа Счет - Фактура
со случайными данными (рис. 50). Рис. 50. Диалоговое окно Продажа Счет - Фактура
со случайными данными 1.1.2. Для активизации списка полученных Счетов – Фактур
нажмите клавишу F5
. В результате появляется диалоговое окно Продажа Учт. Счета
со списком Счетов - Фактур
. 1.1.3. Выберите строку в поле Продажа Клиент Но
клиента с порядковым номером 75000 и именем ЗАО «Открытые дороги». 1.1.4. Нажмите ОК
. В результате появляется диалоговое окно 103019 ЗАО «Открытые дороги» - Продажа Счет - Фактура
с указанием номера документа Но
103019, Заказа Но
1001 и заполненными полями таблицы (рис. 51). Рис. 51. Диалоговое окно 103019 ЗАО «Открытые дороги» Продажа Счет - Фактура
Рис. 52. Диалоговое окно Выбор Отчетов – Печать
1.1.6. Выберите в поле Название Отчета
строку Учт – Счет - Фактура
. 1.1.7. Нажмите кнопку Печать
. Появляется диалоговое окно Учт. Счет - Фактура
. В появившемся окне в столбце Фильтр
должен стоять номер 103019 (рис. 53). Рис. 53. Диалоговое окно Учт. Счет–Фактура
1.1.8. Нажмите кнопку Просмотр
. Появляется на экране Счет – Фактура
(рис. 54).
|