Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 23

 

Поиск            

 

Указания методические, по выполнению лабораторной работы в среде ms navision Факультеты

 

             

Указания методические, по выполнению лабораторной работы в среде ms navision Факультеты

00000000000000000000000000000000

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

В ЭКОНОМИКЕ

для студентов III курса (I и II высшего образования)

специальности 08.01.05 (06.04.00) – «Финансы и кредит»

специальности 08.01.09 (06.05.00) – «Бухгалтерский учет,

анализ и аудит»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

УПРАВЛЕНИЯ

для студентов IV курса (I и II высшего образования)

специальности 08.05.07 (06.11.00) – «Менеджмент организаций»

Методические указания,

по выполнению лабораторной работы в среде MS Navision

Факультеты

Учетно-статистический, Финансово-кредитный,

Менеджмент и маркетинг,

Кафедра
Автоматизированной обработки экономической информации

МОСКВА - 2007

Методические указания по дисциплине "Информационные системы в экономике" разработали:

- профессор ВЗФЭИ Брага В.В.,

- профессор ВЗФЭИ Вдовенко Л.А.,

- преподаватель Глубокая О.Г.

Методические указания по выполнению лабораторной работы в среде MS Navision по дисциплинам: «Информационные системы в экономике» и «Информационные технологии управления» одобрены на заседании кафедры АОЭИ.

Зав. кафедрой АОЭИ,

профессор Одинцов Б.Е

Методические указания по выполнению лабораторной работы в среде MS Navision одобрены на заседании Научно-методического совета ВЗФЭИ.

Проректор по УМР,

председатель НМС,

профессор Дайитбегов Д.М.

Брага В.В., Вдовенко Л.А., Глубокая О.Г. Методические указания по выполнению лабораторной работы в среде MS Navision по дисциплинам: «Информационные системы в экономике» для студентов III курса (I и II высшего образования) специальности 08.01.05 (06.04.00) – «Финансы и кредит»; специальности 08.01.09 (06.05.00) – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и «Информационные технологии управления» для студентов IV курса (I и II высшего образования) специальности 08.05.07 (06.11.00) – «Менеджмент организаций». – М., ВЗФЭИ. 2007.

ÓВсероссийский заочный финансово-экономический институт (ВЗФЭИ), 2007.

Содержание

Стр.

Предисловие

4

1

Общие методические указания по выполнению лабораторной работы

5

2

Методические указания по выполнению задачи 1 Анализ затрат фирмы на закупку товаров по периодам, товарным группам и группам поставщиков

12

3

Методические указания по выполнению задачи 2 Анализ выручки фирмы от продаж товаров по периодам, товарным группам, группам клиентов и регионам

56

Литература

93

Приложения

94

Предисловие

Методические указания по выполнению лабораторной работы в среде демоверсии MS Navision предназначены для студентов III курса (первое и второе высшее образование) специальности 080105 (060400) "Финансы и кредит", специальности 080109 (060500) "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" и студентов IV курса (первое и второе высшее образование) специальности 080507 (061100) - "Менеджмент организаций". Методические указания разработаны в соответствии с программами по дисциплинам «Информационные системы в экономике» и «Информационные технологии управления», отвечающими требованиям Государственных образовательных стандартов второго поколения высшего профессионального образования.

Методические указания позволяют студентам, на примере демоверсии MS Business Solution-Navision, ознакомиться с интегрированными информационными системами управления предприятием концепции Enterprise (-wide) Resource Planning - управление предприятием или планирование ресурсов в масштабе предприятия (ERP) и интеллект -технологиями Online Analytical Processing - оперативный анализ данных (OLAP).

В ходе выполнения лабораторной работы студенты должны выполнить две задачи:

Задача 1. Анализ затрат фирмы на закупку товаров по периодам, товарным группам и группам поставщиков.

Задача 2. Анализ выручки фирмы от продаж товаров по периодам, товарным группам, группам клиентов и регионам.

Назначение лабораторной работы – ознакомление студентов с организацией автоматизации бизнес-процессов, связанных с закупками и продажами товаров; отражением при этом бухгалтерских операций, а также осуществлением финансового анализа с использованием OLAP - технологий.

Цель: приобретение студентами знаний в области использования ERP – систем в организации торговой деятельности фирмы; умение применять OLAP – технологии для оценки эффективности ее деятельности.

MS Business Solution-Navision реализует следующие взаимосвязанные модули, отражаемые в главном меню: Финансы, Бухгалтерия, Налоговый учет, Основные средства, Продажи & Клиенты, Управление отношениями, Сервисный центр, Покупки & Поставщики, Товары, Управление складом, Производство, Планирование мощностей, Ресурсы, Работы, Персонал & Зарплата, Commerce Portal.

В лабораторной работе, в соответствии с поставленными задачами, используются только следующие модули: Финансы, Бухгалтерия, Покупки & Поставщики, Продажи & Клиенты.

1. Общие методические указания по выполнению лабораторной работы

1.1. Автоматизация бизнес-процессов, связанных с закупками и продажами товаров в среде MS Navision

Для выполнения лабораторной работы в качестве примера рассматривается условная фирма ЗАО «Cronus» - небольшое частное торгово-производственное предприятие, имеющее 4 торговых представительства в Москве, Московской, Калужской и Липецкой областях. Фирма занимается производственной и торговой деятельностью, но в лабораторной работе рассматривается только торговая деятельность, связанная с закупкой и перепродажей компьютеров и комплектующих изделий.

Информационные процессы реализуются соответствующей организационной структурой и ответственными исполнителями: отдел закупок (менеджер по закупкам), склад «Синий» (кладовщик), отдел продаж (менеджер по продажам); бухгалтерия (бухгалтер); Финансовый отдел (финансовый менеджер).

Ассортимент товаров состоит из 45 наименований (приложение № 1); количество поставщиков и клиентов более 20 (приложения № 2, 3). Списки товаров, поставщиков и клиентов служат основой для создания в компьютере справочной информации, необходимой для выполнения лабораторной работы.

К справочникам также относятся бухгалтерский План счетов (приложение № 4) и др.

Каждый справочник состоит из набора карточек, включающих набор данных. Структура карточек аналогичная.

Балансовые счета соответствуют Плану счетов бухгалтерского учета, утвержденного Министерством финансов РФ (приказ № 94Н от 31.10.2000).

Для выполнения лабораторной работы используются следующие бухгалтерские счета:

счет 90 - 110 «Выручка от продажи товаров, Россия» - отражение выручки фирмы от продаж товаров;

счет 41 - 998 «Товары (Врем.)» - отражение затрат фирмы на закупку товаров, т. е. себестоимости купленных товаров.

Счета для отражения операций по налогу на добавленную стоимость:

счет 19 - 600 «НДС по товарам»;

счет 68 - 200 «НДС» (в справочнике «Расчеты по налогам и сборам»);

счет 90 - 310 «НДС».

счет 60 - 100 «Расчеты с поставщиками, Россия» - отражение взаиморасчетов с поставщиками;

счет 62 - 120 «Расчеты с клиентами, Россия» отражение взаиморасчетов с клиентами;

счет 51 - 200 «Расчетный счет МБ» - отражение операций по оплате поставщикам и поступлению средств от клиентов.

Особым видом справочной информации являются аналитические измерения – набор признаков, который может быть присвоен различным хозяйственным операциям, является основой организации управленческого учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности (OLAP – технологии).

Аналитические измерения в различных сочетаниях могут быть привязаны к балансовому счету и использоваться для составления различных аналитических отчетов.

В лабораторной работе в задаче 1 используются следующие аналитические измерения, привязанные к счету 41-998 (затраты): товарная группа, период, группа поставщиков. В задаче 2 аналитические измерения привязываются к счету 90-110 (выручка): товарная группа, период, группа клиентов, регион (табл. 1 – 4).

Таблица 1

Аналитические измерения товаров


Таблица 2

Аналитические измерения поставщиков


Таблица 3

Аналитические измерения клиентов по виду бизнеса


Таблица 4

Аналитические измерения клиентов по регионам


На основе различных сочетаний аналитических измерений составляются аналитические отчеты, сгруппированные по различным признакам.

1.2. Задачи лабораторной работы и этапы их выполнения

Лабораторная работа предусматривает выполнение двух задач. Задача 1 связана с закупками товаров; задача 2 – с продажами товаров. Ход решения задачи 2 аналогичен ходу решения задачи 1. Каждая задача разбивается на этапы; этапы – на задания. Последовательность выполнения этапов с указанием исполнителей и заданий по этапам приведена в таблице 5.

Таблица 5

Таблица последовательности выполнения заданий по этапам

Задача № 1. Анализ затрат фирмы на закупку товаров по периодам, товарным группам и группам поставщиков.

Задача № 2. Анализ выручки фирмы от продаж товаров по периодам, товарным группам, группам клиентов и регионам.

Этап 1. Оформление заказа на закупку и поступление товара на фирму (менеджер по закупкам)

Этап 1. Оформление заказа на продажу и отгрузку товара клиенту (менеджер по продажам)

Задание 1

Формирование заказа покупки товара (конкретного товара у конкретного поставщика)

Задание 1

Формирование заказа продажи товара (конкретного товара конкретному клиенту)

Задание 2

Оформление в заказе покупки поступления товара от поставщика на фирму

Задание 2

Оформление в заказе продажи факта отгрузки товара фирмой клиенту

Задание 3

Автоматическое выполнение бухгалтерских проводок, отражающих поступление товара от поставщика на фирму (счет 41-998 «Товары (Врем.)»; счет 19-600 «НДС по товарам»; счет 60-100 «Расчеты с поставщиками, Россия»)

Задание 3

Автоматическое выполнение бухгалтерских проводок, отражающих отгрузку товара фирмой клиенту (счет 90 - 110) «Выручка от продажи
товаров, Россия»; счет 62 - 120 «Расчеты с клиентами, Россия»; счет 90-310 «НДС»; счет 68 - 200 «НДС» («Расчеты по налогам и сборам»)

Этап 2. Оформление документов на поступление и оплату товара фирмой (бухгалтер)

Этап 2. Оформление документов на отгрузку и оплату товара клиентом (бухгалтер)

Задание 1

Автоматическое получение и просмотр первичных учетных документов (счета-фактуры, приходной накладной)

Задание 1

Автоматическое получение и просмотр первичных учетных документов (счета-фактуры, транспортной накладной).

Задание 2

Формирование платежного поручения

Задание 2

Формирование выписки банка.

Задание 3

«Печать» платежного поручения.

Задание 3

Согласование (увязка) данных отгрузки товара фирмой и оплаты товара клиентом в журнале выписки банка.

Задание 4

Автоматическое выполнение бухгалтерских проводок, отражающих оплату фирмой товара поставщика (счет 51-200 «Расчетный счет МБ»; счет 60-100 «Расчеты с поставщиками, Россия»; счет 19-600 «НДС по товарам»; счет 68-200 «НДС» (в справочнике « Расчеты по налогам и сборам»))

Задание 4

Автоматическое выполнение бухгалтерских проводок, отражающих оплату товара фирмы клиентом (счет 51-200 «Расчетный счет МБ»; счет 62 - 120 «Расчеты с клиентами, Россия»).

Задание 5

Согласование (увязка) данных поступления товара и оплаты товара (платежного поручения).

Задание 5

Просмотр отражения бухгалтерских проводок по отгрузке товара фирмой и оплаты товара в финансовых книгах операций.

Задание 6

Просмотр отражения бухгалтерских проводок поступления и оплаты товара в финансовых книгах операций.

Задание 6

Формирование Книги продаж.

Задание 7

Формирование Книги покупок.

Этап 3. Составление аналитических отчетов и графическое представление в MS Excel (OLAP - технология) финансовый менеджер

Этап 3. Составление аналитических отчетов и графическое представление в MS Excel (OLAP - технология) финансовый менеджер

Задание 1

Составление и графическое представление в MS Excel Затраты по товарным группам и периодам

Задание 1

Составление и графическое представление в MS Excel Выручка по товарным группам и периодам

Задание 2

Составление и графическое представление в MS Excel Затраты по группам поставщиков и периодам

Задание 2

Составление и графическое представление в MS Excel Выручка по группам клиентов и регионам

Задание 3

Составление и графическое представление в MS Excel Затраты по товарным группам и группам поставщиков

Задание 3

Последовательность выполнения задач

а) выполните задачу 1 в соответствии с примером на с. 14;

б) выполните контрольную задачу 1 по 10 заказам в соответствии с данными таблицы № 6 на с. 54;

в) выполните задачу 2 в соответствии с примером на с. 57;

г) выполните контрольную задачу 2 по 10 заказам в соответствии с данными таблицы № 7 на с. 91;

д) при обработке данных таблиц №№ 6, 7 следует учесть, что по каждому заказу выполняются все задания до формирования книги покупок (продаж).

е) формирование книги покупок (продаж) и этап 3 (OLAP – технологии) выполняется в целом за месяц после обработки всех заказов , содержащихся в таблице 6 (7).

1.3. Требования к оформлению и структуре лабораторной работы

При оформлении лабораторной работы необходимо руководствоваться следующим:

• Работа оформляется на ПК с использованием текстового редактора и MS – Navision.

• Оформленная работа включает:

- титульный лист (рис.1);

- сводки, напечатанные на компьютере при выполнении заданий по составлению книги покупок (продаж) и заданий этапа 3 (аналитические отчеты и их графическое представление в MS Excel). Сводки должны отражать данные по всем заказам (табл. №№ 6,7);

- краткий анализ аналитических сводок.

• Выполненная работа, после проведения практических занятий оформляется и сдается преподавателю, ведущему занятия. Преподаватель оценивает ее содержание, беседует со студентом и проставляет зачет по лабораторной работе.

Рис.1. Вид титульного листа отчета по лабораторной работе

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАЧИ 1

Анализ затрат фирмы на закупку товаров по периодам, товарным группам и группам поставщиков

1. Организационно-экономическая сущность задачи 1

1.1. Для кого предназначены результаты решения:

Начальнику отдела маркетинга

1.2. Рабочий период деятельности:

январь 2005 года

1.3. Цель решения задачи:

Определение ряда показателей финансово-экономической деятельности фирмы, связанных с анализом затрат на закупку товаров, в частности, выявление наибольших затрат (объемов закупок) по: 1) товарным группам в рассматриваемом периоде; 2) группам поставщиков в рассматриваемом периоде; 3) товарным группам и группам поставщиков в рассматриваемом периоде.

2. Описание входной информации

2.1. Информация о потребности в закупке товара (количество необходимого товара и наличие его у поставщика).

2.2 . Справочная информация о товаре (приложение 1), поставщиках (приложение 2), бухгалтерских счетах (приложение 4) и аналитических измерениях (Общие методические указания по выполнению лабораторной работы).

3. Описание выходной информации

Выходная информация представлена следующими документами:

1) приходная накладная;

2) платежное поручение;

3) книга покупок за январь 2005 года;

4) аналитический отчет по произведенным затратам в разрезе товарных групп в рассматриваемом периоде в MS Excel;

5) аналитический отчет по произведенным затратам в разрезе групп поставщиков в рассматриваемом периоде в MS Excel;

6) аналитический отчет по произведенным затратам в разрезе товарных групп и групп поставщиков в рассматриваемом периоде в MS Excel;

7) графическое представление полученных аналитических отчетов.

4. Пример решения задачи 1 Анализ затрат фирмы на закупку товаров по периодам, товарным группам и группам поставщиков

Этап первый Оформление заказа на закупку и поступление товара на фирму

Задание 1. Формирование заказа покупки компьютера III 533 MHz у поставщика ЗАО «Московский номер».

1.1. В верхнем меню системы выберите пункт Сервис , затем Рабочая дата .

1.2. В открывшемся окне установите 01.01.05 и нажмите Ok .

1.3. В Главном Меню системы выберите модуль Покупки & Поставщики .

1.4. В открывшемся модуле Покупки & Поставщики выберите Заказы . В результате открывается диалоговое окно Покупка Заказ с данными о предыдущем заказе, который имеет статус Открыт на данный момент времени.

1.5. Для оформления покупки заказа на требуемую продукцию поставьте курсор в поле Но и нажмите клавишу F 3 . В результате появляется диалоговое окно нет имени – Покупка Заказ (рис. 2).


Рис. 2. Диалоговое окно нет имени – Покупка Заказ

1.6. На клавиатуре нажмите клавишу Enter . В результате появляется диалоговое окно, в котором указывается очередной номер заказа, например, 106024 – Покупка Заказ . В диалоговом окне заполнены поля: Но – 106024, Описание Учета – Заказ 106024 и Даты Учета, Заказа, Документа – 01.01.05 (рис. 3)

Рис. 3. Диалоговое окно очередного номера заказа

1.7. В поле Покупка Поставщик Но нажмите вспомогательную кнопку со стрелкой. В результате открывается список поставщиков в диалоговом окне Поставщик Список .

1.8. Выберите строку с именем поставщика ЗАО «Московский номер», порядковый номер которого в системе 10000 (рис. 4).


Рис. 4. Диалоговое окно Поставщик Список с выделенной строкой Поставщика

1.9. Нажмите OK . В результате заполняется поле Покупка Поставщик Но номером поставщика 10000 .

1.10. На клавиатуре нажмите клавишу Enter . В результате появляется диалоговое окно 106024 ЗАО «Московский номер» – Покупка Заказ с заполненными полями данных о Поставщике (рис. 5).


Рис. 5. Диалоговое окно 106024 ЗАО «Московский номер» – Покупка Заказ с данными о Поставщике

1.11. Заполним строки таблицы. При необходимости можно расширить линейку полей.

1.11.1. Проверьте: в поле Тип должно быть указано – Товар .

1.11.2. Активизируйте строку поля Но и нажмите на появившуюся вспомогательную кнопку со стрелкой. Появляется список товаров в диалоговом окне Товар Список .

1.11.3. Выберите строку с продукцией, порядковый номер которой в системе 80001 .

1.11.4. Нажмите OK . В результате заполняется строка поля Но номером продукции 80001.

1.11.5. На клавиатуре нажмите клавишу Enter . При этом заполняется строка по полям: Описание – Компьютер III 533 MHz; Ед. Изм . – шт.; Прямая Себест. Единицы Без НДС – 22000,00 и Даты : Плановой Поставки – 01.01.05; Ожидаемой Поставки – 02.01.05 и Заказа – 01.01.05.

1.11.6. Активизируйте строку поля Код Склада и нажмите на появившуюся вспомогательную кнопку со стрелкой. Появляется список складов в диалоговом окне Склад Список .

1.11.7. Выберите строку с КодомСиний . Нажмите OK . Заполняется строка поля Код СкладаСиний .

1.11.8. На клавиатуре нажмите клавишу Enter . В результате курсор появляется в строке поля Кол-во .

1.11.9. В поле Кол-во вносится количество закупаемой продукции, например, 3.

1.11.10. На клавиатуре нажмите клавишу Enter . В результате автоматически заполняются строки полей Сумма Строки Без НДС – 66000,00; Кол-во для Получения – 3; Кол-во для Выст. Счета – 3 .

Задание 2. Оформление в заказе покупки поступления товара от поставщика на фирму.

2.1. Поставьте курсор в поле Поставщик счет Но . Внесите вручную номер счета 124/87 (рис. 6).


Рис. 6. Диалоговое окно с указанием счета, например, № 124/87

2.2. Для отражения факта отгрузки продукции Поставщиком нажмите кнопку Функции и выберите команду Выпустить . В результате изменяется содержание поля Статус c Открыт на Выпущен (рис. 7).


Рис. 7. Диалоговое окно 106024 ЗАО «Московский номер» - Покупка Заказ с изменением Статуса документа на Выпущен

Задание 3. Автоматическое выполнение бухгалтерских проводок, отражающих поступление товара от поставщика на фирму

( счета 41-998, 19-600, 60-100).

3.1. Нажмите кнопку Учет . В открывшемся контекстном меню выберите операцию Учет . В результате появляется диалоговое окно Microsoft Business Solution – Navision (рис. 8).


Рис. 8. Диалоговое окно Microsoft Business Solution – Navision

3.2. В открывшемся окне должен быть обозначен флажок Получить и Учесть Счет .

3.3. Нажать ОК . В результате выполнилась бухгалтерская операция 1 – отражение задолженности поставщикам за товар.

Дебет

Кредит

Сумма

41-998

Товары (Врем.)

60-100

Расчеты с поставщиками, Россия

Сумма себестоимости купленных

товаров

19-600

НДС по товарам

60-100

Расчеты с поставщиками, Россия

Сумма НДС, начисленная поставщиком на себестоимость купленных товаров

Результаты проводок на экране не отражаются. На экране отражается случайный номер счета со своими данными.

3.4[1] . Проверка отражения в Плане счетов результатов проводок по счетам 41-998, 60-100, 19-000.

3.4.1. Войдите в Главное Меню , активизируйте модуль Финансы и выберите План счетов . Открывается окно План счетов .

3.4.2. Выберите необходимый счет.

3.4.3. Поставьте курсор в поле Оборот по каждому счету. Справа от суммы по строке номера счета в поле Оборот появляется вспомогательная кнопка со стрелкой.

3.4.4. Активизируйте вспомогательную кнопку. Открывается окно Финансовая книга операций по номеру счета и его наименованию.

3.4.5. Проверьте соответствие:

- по счету 41-998, дата 01.01.05, заказ 106024 – сумма 66000,00 руб.;

- по счету 19-600, дата 01.01.05, заказ 106024 – сумма 11880,00 руб.;

- по счету 60-100, дата 01.01.05, заказ 106024 – сумма -77880,00 руб.

3.5[2] . Проверка отражения в Главной книге результатов проводок по счетам 41-998, 60-100, 19-000.

3.5.1. Войдите в Главное Меню , активизируйте модуль Бухгалтерия и выберите Главная Книга . Открывается окно Фин. Корресп. Главная Книга .

3.5.2. В окне Дата Фильтр проставьте дату проведения операции 01.01.05.

3.5.3. Выберите необходимый счет.

3.5.4. Поставьте курсор по счету:

- 41-998 в поле Дебет Сумма ;

- 60-100 в поле Кредит Сумма ;

- 19-600 в поле Дебет Сумма .

3.5.5. Справа от суммы по строке номера счета в соответствующем счету поле появляется вспомогательная кнопка со стрелкой.

3.5.6. Активизируйте вспомогательную кнопку. Открывается окно Финансовая книга операций по номеру счета и его наименованию.

3.5.7. Проверьте соответствие:

- по дебету счета 41-998, дата 01.01.05, заказ 106024 – сумма 66000,00 руб.;

- по кредиту счета 60-100, дата 01.01.05, заказ 106024 – сумма 77880,00 руб.

- по дебету счета 19-600, дата 01.01.05, заказ 106024 – сумма 11880,00 руб.

3.5.8. Обратите внимание: в окне Финансовая Книга Операций дебетовые суммы отражаются положительным числом, кредитовые – отрицательным.

3.6. Закройте все окна до появления Главного Меню .

ЭТАП ВТОРОЙ. ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ НА ПОСТУПЛЕНИЕ И ОПЛАТУ ТОВАРА ФИРМОЙ

Задание 1. Автоматическое получение и просмотр первичных учетных документов (счета-фактуры, приходной накладной)

1.1. В модуле Покупки & Поставщики выберите Учтенные счета-фактуры . Появляется диалоговое окно Покупка Учт. Счет с предыдущими данными (рис. 9).


Рис. 9. Диалоговое окно Покупка Учт. Счет с предыдущими данными

1.2. Для активизации списка полученных счетов-фактур нажмите клавишу F5 . В результате появляется диалоговое окно Покупка Учт. Счета со списком счетов-фактур.

1.3. Выберите строку в поле Покупка Поставщик Но покупку с порядковым номером 10000 и именем поставщика ЗАО «Московский номер» .

1.4. Нажмите ОК . В результате появляется счет-фактура с указанием Количества 3; Кода Единицы Измерения ШТ.; Прямой Себестоимости 22000,00 руб.; Цены Единицы 30000,00 руб. и Суммы Строки Без НДС 66000,00 руб. (рис. 10).


Рис. 10. Диалоговое окно 108029 ЗАО «Московский номер» Покупка Учт. Счета

1.5. Далее необходимо было бы нажать кнопку Печать , и программа сформировала бы печатный вариант счета-фактуры по стандартам российского законодательства. Однако демо-база программы Navision Attain не поддерживает данной функции.

1.6. Нажмите кнопку Счет . Появляется контекстное меню, в котором нажмите кнопку Прих. накладные . Появляется диалоговое окно Покупка Учт. Накладные (рис. 11).


Рис. 11. Диалоговое окно Покупка Учт. Накладные

1.7. Нажмите кнопку Печать . Появляется диалоговое окно Приходная накладная (рис. 12).

Рис. 12. Диалоговое окно Приходная накладная

1.8. Нажмите кнопку Просмотр . В результате появляется форма документа Приходная накладная (рис. 13).


Рис. 13. Приходная накладная

1.9. Закройте все окна до появления Главного Меню .

Задание 2. Формирование платежного поручения

( Оплата полученного товара производится 02.01.05.)

2.1. В верхнем меню системы выберите пункт Сервис , затем Рабочая дата .

2.2. В открывшемся окне установите 02.01.05 и нажмите Ok .

2.3. В Главном Меню системы выберите модуль Финансы .

2.4. В открывшемся модуле Финансы выберите Платежные поручения . В результате открывается диалоговое окно предыдущего платежного поручения ПЛ-003 [3] – Платежное поручение .

2.5. Нажмите клавишу F3 для создания нового платежного поручения.

2.6. В открывшемся окне в поле Дата учета введите вручную 02.01.05 и перейдите в поле Тип документа . В верхней правой части Платежного Поручения отразился счет 51-200.

2.7. В поле Тип документа нажмите на вспомогательную кнопку и выберите операцию Оплата . В результате в поле Тип документа установилась операция Оплата , в поле Дата документа автоматически отразилась дата 02.01.05.

2.8. Проверьте: в поле Тип счета должно быть указано – Поставщик .

2.9. Активизируйте строку поля Счет Но и нажмите на вспомогательную кнопку со стрелкой. Появляется список поставщиков в диалоговом окне Поставщик Список .

2.10. Выберите строку с поставщиком ЗАО «Московский номер» , порядковый номер которого в системе 10000 .

2.11. Нажмите ОК . В результате заполняется поле Счет Но с порядковым номером поставщика ЗАО «Московский номер» – 10000.

2.12. На клавиатуре нажмите клавишу Enter . В результате в документе отразился счет 60-100.

2.13. В поле Расход внесите необходимую для оплаты сумму: 90 000, 00.

2.14. На клавиатуре нажмите клавишу Enter . В результате в Платежном поручении сформировались банковские реквизиты Плательщика и обозначилась корреспонденция счетов: Кредит счет 51-200, Дебет счет 60-100.

2.15. В поле Вид платежа выберите Электронно . Закончилось формирование Платежного поручения (рис. 14).


Рис. 14. Платежное поручение

Задание 3. Просмотр платежного поручения.

3.1. Далее нажмите кнопку Печать . В результате появляется диалоговое окно Платежное поручение (рис. 15).


Рис. 15. Диалоговое окно Платежное поручение

3.2. В диалоговом окне Платежное поручение нажмите кнопку Печать . В результате появляется диалоговое окно Платежное поручение – Печать .

3.3. В открывшемся окне в поле Печать в файл установите галочку .

3.4. Нажмите OK . В результате появляется диалоговое окно Печать в файл .

3.5. В диалоговом окне Печать в файл в поле Имя файла для ввода внесите название файла, в котором будет сохранен документ (например, Платежное поручение № 1 ).

3.6. Нажмите OK . В результате появляется диалоговое окно ПЛ-004 – Платежное поручение со статусом Напечатано и номером документа ПЛ-004 [4] (рис. 16).

Рис. 16. Диалоговое окно ПЛ-004 – Платежное поручение со статусом Напечатано и номером документа ПЛ-004

Задание 4. Автоматическое выполнение бухгалтерских проводок, отражающих оплату фирмой товара поставщика

( счета 51-200, 60-100, 19-600, 68-200)

4.1. Нажмите кнопку Учет . В открывшемся контекстном меню выберите операцию Учет F11 . В результате появляется диалоговое окно Microsoft Business Solution – Navision с вопросом Вы хотите учесть строки журнала?

4.2. Нажмите кнопку Да . В результате появляется сообщение Строки журнала были успешно учтены .

4.3. Нажмите ОК . В результате в Платежном поручении сформировались банковские реквизиты Получателя и произошло выполнение бухгалтерской операции 2 – погашение задолженности перед поставщиками .

Дебет

Кредит

Сумма

60-100 Расчеты с поставщиками, Россия

51-200 Расчетный счет МБ

Сумма оплаты фирмой купленных товаров

68-200 НДС (Расчеты по налогам и сборам)

19-600 НДС по товарам

Сумма НДС, предъявленная к зачету по оплаченным расходам, связанным с доставкой и заготовлением материально-производственных запасов, после принятия их к учету, предназначенных для производства продукции, выполненных работ, оказанных услуг, облагаемых НДС (в том числе по ставке 0%)

Результаты проводок на экране не отражаются. На экране появилось предыдущее Платежное поручение , которое не имеет значения для текущего процесса.

4.4[5] . Проверка отражения в Плане счетов результатов проводок по счетам 60-100, 51-200, 68-200, 19-600.

4.4.1 – 4.4.4. Выполните действия, аналогичные действиям п. 3.4.1 – 3.4.4 этапа 1 задания 3.

4.4.5. Проверьте соответствие:

- по счету 60-100 , дата 02.01.05, ПЛ-004, сумма 90000,00 руб.;

- по счету 51-200, дата 02.01.05, ПЛ-004, сумма -90000,00 руб.;

- по счету 68-200, дата 02.01.05, ПЛ-004, сумма 11880 руб.;

- по счету 19-600, дата 02.01.05, ПЛ-004, сумма -11880 руб.;

4.5[6] . Проверка отражения в Главной книге результатов проводок по счетам 60-100, 51-200, 68-200, 19-600.

4.5.1. Войдите в Главное Меню , активизируйте модуль Бухгалтерия и выберите Главная Книга . Открывается окно Фин. Корресп. Главная Книга .

4.5.2. В окне Дата Фильтр проставьте дату проведения операции 02.01.05.

4.5.3. Выберите необходимый счет.

4.5.4. Поставьте курсор по счету:

- 60-100 в поле Дебет Сумма ;

- 51-200 в поле Кредит Сумма ;

- 68-200 в поле Дебет Сумма ;

- 19-600 в поле Кредит Сумма

4.5.5. Справа от суммы по строке номера счета в соответствующем счету поле появляется вспомогательная кнопка со стрелкой.

4.5.6. Активизируйте вспомогательную кнопку. Открывается окно Финансовая книга операций по номеру счета и его наименованию.

4.5.7. Проверьте соответствие:

- по дебету счета 60-100, дата 02.01.05, ПЛ-004, сумма 90000,00 руб.;

- по кредиту счета 51-200, дата 02.01.05, ПЛ-004, сумма -90000,00 руб.;

- по дебету счета 68-200, дата 02.01.05, ПЛ-004, сумма 11880,00 руб.;

- по кредиту счета 19-600, дата 02.01.05, ПЛ-004, сумма -11880,00 руб.;

4.5.8. Обратите внимание: в окне Финансовая Книга Операций дебетовые суммы отражаются положительным числом, кредитовые – отрицательным.

4.6. Закройте все окна до появления Главного Меню .

Задание 5. Согласование (увязка) данных поступления товара (счета-фактуры) и оплаты товара (платежного поручения)

5.1. В Главном Меню системы выберите модуль Покупки & Поставщики .

5.2. В открывшемся модуле Покупки & Поставщики выберите Поставщики . В результате открывается диалоговое окно Поставщик Карточка . В случае если открывается карточка 10000 ЗАО «Московский номер» , то продолжаем выполнение процессов согласно пункту 5.4 этапа 2. Если открывается карточка другого поставщика, то необходимо нажать F5 и выбрать из списка поставщиков ЗАО «Московский номер» с порядковым номером 10000 (рис. 17).


Рис. 17. Диалоговое окно 10000 ЗАО «Московский номер» - Поставщик Карточка

5.3. Нажмите на вспомогательную кнопку в поле Баланс . В результате открывается диалоговое окно 10000 ЗАО «Московский номер» - Поставщик Книга Операций . В открывшемся списке операций, произведенных с данным поставщиком, отражаются две несвязанные между собой операции: отгрузка с датой 01.01.05 и оплата с датой 02.01.05 (рис. 18).


Рис. 18. Диалоговое окно 10000 ЗАО «Московский номер» - Поставщик Книга Операций

5.4. Для увязки операций нажмите кнопку Применение . В контекстном меню нажмите Применить операции . В результате открывается Диалоговое окно 10000 ЗАО «Московский номер» - Применить Операции Поставщика (рис. 19).


Рис. 19. Диалоговое окно 10000 ЗАО «Московский номер» - Применить Операции Поставщика

5.5. Для установления связи необходимо поставить курсор в строку, в которой отражен заказ номер 106024 от 01.01.05.

5.6. Нажмите клавишу F9 . В результате в поле Примен. ID появляются *** [7] в нижней части диалогового окна в полях Сумма и Баланс отражается -77880, 00.

5.7. Поставьте курсор в строку, в которой отражен номер платежного поручения ПЛ-004 на 90000 рублей ЗАО «Московский номер» от 02.01.05.

5.8. Нажмите клавишу F9 . В результате в поле Примен. ID появляются *** [8] , в нижней части диалогового окна в полях: Сумма отражается 90000,00, Примененная сумма – -77880,00 Баланс – 12120,00 (рис. 20).


Рис. 20. Диалоговое окно 10000 ЗАО «Московский номер» - Применить Операции Поставщика , отражающее результат увязки

5.9. Для учета применения нажмите кнопку Применение , в открывшемся контекстном меню – Учет применения . В результате открывается диалоговое окно Учет применения (рис. 21).


Рис. 21. Диалоговое окно Учет применения

5.10. Нажмите ОК . В результате появляется сообщение Применение было успешно учтено .

5.11. Нажмите ОК . Снимается сообщение об успешно проведенной операции.

5.12. Последовательно закройте все окна до появления Главного Меню .

Задание 6. Отражение бухгалтерских проводок поступления и оплаты товара в финансовых книгах операций

6.1. В Главном Меню системы выберите модуль Покупки & Поставщики .

6.2. В открывшемся модуле Покупки & Поставщики выберите Поставщики . В результате открывается диалоговое окно Поставщик Карточка . В случае если открывается карточка 10000 ЗАО «Московский номер» , то продолжаем выполнение процессов согласно пункту 6.3 этапа 2. Если открывается карточка другого поставщика, то необходимо нажать F5 и выбрать из списка поставщиков ЗАО «Московский номер» с порядковым номером 10000 и нажать OK .

6.3. В поле Баланс нажмите на вспомогательную кнопку со стрелкой. В результате открывается диалоговое окно 10000 ЗАО «Московский номер» - Поставщик Книга Операций .

6.4. Поставьте курсор в строку, в которой отражен по полю Внешний Документ Но номер 124/87.

6.5. Нажмите кнопку Навигатор . В результате открывается диалоговое окно Навигатор . В диалоговом окне нашли отражение все учетные книги по операциям закупки продукции по данному заказу Поставщика (рис. 22).


Рис. 22. Диалоговое окно Навигатор

6.6. Выделите строку Фин. Книга Операций и нажмите кнопку Показать . В результате открывается диалоговое окно 41-998 Товары (Врем)- Фин. Книга Операций . В ней отражаются проводки, сформированные в результате учета операции отражения задолженности поставщикам за товар (рис. 23).


Рис. 23. Диалоговое окно 41-998 Товары (Врем) - Фин. Книга Операций

6.7. Последовательно закройте все окна: 41-998 Товары (Врем) - Фин. Книга Операций, Навигатор . В результате остается диалоговое окно 10000 ЗАО «Московский номер» - Поставщик Книга Операций .

6.8. Поставьте курсор в строку, в которой отражена операция оплаты Поставщику ЗАО «Московский номер» и в поле Документ Но представлен ПЛ-004 .

6.9. Нажмите кнопку Навигатор . В результате открывается диалоговое окно Навигатор . В диалоговом окне нашли отражение все учетные книги по операциям оплаты продукции по данному заказу Поставщика (рис. 24).

Рис. 24. Диалоговое окно Навигатор

6.10. Выделите строку Фин. Книга Операций и нажмите кнопку Показать . В результате открывается диалоговое окно 51-200 Расчетный счет МБ - Фин. Книга Операций . В Книге отражаются проводки, сформированные в результате учета операции погашения задолженности перед поставщиками и подрядчиками (рис. 25).


Рис. 25. Диалоговое окно 51-200 Расчетный счет МБ - Фин. Книга Операций

6.11. Последовательно закройте все окна до появления Главного Меню .

Задание 7. Формирование Книги покупок.

7.1. В Главном Меню системы выберите модуль Бухгалтерия .

7.2. В открывшемся модуле Бухгалтерия выберите Книга покупок . В результате открывается диалоговое окно НДС Книга Список .

7.3. Поставьте курсор в свободную строку и нажмите Enter . Появляется код книги покупок ПКН-0003 .

7.4. Поставьте курсор в поле Описание и введите вручную Книга покупок за период с 01.01.05 по 31.01.05 .

7.5. Поставьте курсор в поле Дата Начала и введите вручную 01.01.05.

7.6. Поставьте курсор в поле Дата Конца и введите вручную 31.01.05 (рис. 26).


Рис. 26. Диалоговое окно НДС Книга Список

7.7. Нажмите кнопку Функци и. В открывшемся контекстном меню выберите операцию Создать . В результате появляется диалоговое окно Создать НДС Книгу Покупок (рис. 27).

Рис. 27. Диалоговое окно Создать НДС Книгу Покупок

7.8. В закладке Параметры проверить наличие галочек в полях: Очистить строки по Коду и Сохранить в Книге … (рис. 28).


Рис. 28. Диалоговое окно Создать НДС Книгу Покупок с указанием содержимого закладки Параметры

7.9. Нажмите кнопку Просмотр . В результате открывается диалоговое окно Предварительный просмотр Книги Покупок , в которой зафиксированы Стоимость покупки без НДС , сумма НДС и Стоимость покупки с НДС (рис. 29).

7.10. Последовательно закройте все окна до Главного Меню .



Рис. 29. Книга покупок

ЭТАП ТРЕТИЙ. СОСТАВЛЕНИЕ аналитических отчетов и графическое их представление В MS Excel

(OLAP – технология)

Задание 1. Составление и графическое представление в MS Excel аналитического отчета Затраты по товарным группам и периодам (аналитические измерения Товар и П ериод)

1.1. В Главном Меню выберите модуль Финансы .

1.2. В открывшемся модуле Финансы выберите Анализ по измерениям . В результате открывается диалоговое окно Затраты – Анализ по измерениям (рис. 30).

Рис. 30. Диалоговое окно Затраты – Анализ по измерениям

1.3. Активизируйте закладку Общее и при необходимости раздвиньте столбцы открывшейся таблицы.

1.4. В закладке Общее в поле Код аналитического отчета нажмите вспомогательную кнопку. В результате открывается диалоговое окно Аналитический Отчет Список (рис. 31).


Рис. 31. Диалоговое окно Аналитический Отчет Список

1.5. Поставьте курсор в строку, в которой по полю Код отражено ЗАТРАТЫ.

1.6. Нажмите кнопку Обновить . В результате появляется диалоговое окно Microsoft Business Solution – Navision с вопросом Вы хотите обновить Аналитический Отчет Затраты?.

1.7. Нажмите кнопку Да .

1.8. В диалоговом окне Аналитический Отчет Список нажмите ОК . В результате в окне Код Аналитического Отчета появляется Затраты.

1.9. В поле Показывать в строках нажмите вспомогательную кнопку. В результате появляется диалоговое окно Измерение Выбор (рис. 32).

Рис. 32. Диалоговое окно Измерение Выбор

1.10. Поставьте курсор в строку, в которой отражено ТОВАР по полю Код .

1.11. Нажмите ОК . В результате в окне Показывать в Строках появляется Товар. В таблице отражается товар и сумма закупки Компьютеров по себестоимости – 66000,00.

1.12. В поле Показывать в столбцах нажмите вспомогательную кнопку. В результате появляется диалоговое окно Измерение Выбор .

1.13. Поставьте курсор в строку, в которой по полю Код отражено Период .

1.14. Нажмите ОК . В результате в окне Показывать в Столбцах появляется Период . При этом должно быть активизировано окно 31 (рис. 33).

Рис. 33. Диалоговое окно Затраты – Анализ по Измерениям

1.15. Активизируйте закладку Фильтры .

1.16. Проверьте в поле Фин Счет Фильтр должно быть 41-998.

1.17. В поле Дата фильтр введите 01.01.05..31.01.05. Обратите внимание на возможность уточнения области фильтрации в полях Поставщик Фильтр, Товар Фильтр.

1.18. Активизируйте закладку Параметры . Обратите внимание на следующие моменты:

- исчез столбец Февраль - 01.02.05;

- в закладке Параметры должны стоять соответственно по окнам следующие данные: Факт , Сумма , Включать , Нет;

- если в поле Показать название столбцов стоит «галочка», то вместо цифровых обозначений данных будет отражаться текстовое (например, вместо 01.01.05 – январь);

- если в поле Показать с противоположным знаком стоит «галочка», то отрицательные (кредитовые) числа будут показываться как положительные (рис. 34).

Рис. 34. Диалоговое окно Затраты – Анализ по измерениям с заполненной закладкой Параметры для отчета Затраты по товарным группам и периодам

1.19. Активизируйте закладку Общее . В результате получен аналитический отчет Затраты по товарным группам и периодам (рис. 35).


Рис. 35. Диалоговое окно Затраты – Анализ по измерениям с заполненными закладками Общее, Фильтры, Параметры для отчета Затраты по товарным группам и периодам

1.20. Для получения отчета в MS Excel Затраты по товарным группам и периодам нажмите кнопку Функции . Появляется контекстное меню.

1.21. Активизируйте в контекстном меню Экспорт в Excel . Появляется аналитический отчет Затраты по товарным группам и периодам в MS Excel. Закройте ненужные контекстные меню (рис. 36).

Рис. 36. Аналитический отчет Затраты по товарным группам и периодам в MS Excel

1.22. Нажмите значок в меню Диаграммы . Появляется график Затраты по товарным группам и периодам . В панели инструментов выберите кнопку Мастер диаграмм . В результате автоматически сформировался график по данным аналитического отчета. График можно модифицировать, добавляя и удаляя необходимые поля сводной таблицы (рис. 37).


Рис. 37. График объема закупки Компьютеров в январе 2005 года.

1.23. По данным графика относительно объемов закупки можно сделать вывод, что в январе 2005 года закупка производилась только по товарной группе Компьютеры и составила 66000,00 руб.

1.24. Сохраните полученный файл в MS Excel.

1.25. Закройте диалоговое окно до Главного Меню

Задание 2. Составление и графическое представление в MS Excel аналитического отчета Затраты по группам поставщиков и периодам (аналитические измерения Группа поставщиков и П ериод )

2.1. В Главном Меню выберите модуль Финансы.

2.2. В открывшемся модуле Финансы выберите Анализ по измерениям . В результате открывается диалоговое окно Затраты – Анализ по измерениям .

2.3. Активизируйте закладку Общее и при необходимости раздвиньте столбцы открывшейся таблицы.

2.4. Проверьте в закладке Общее в поле Код аналитического отчета должно быть отражено ЗАТРАТЫ. В случае если не отражено, повторите пункты 1.4. – 1.8 этапа 3.

2.5. В поле Показывать в строках нажмите вспомогательную кнопку. В результате появляется диалоговое окно Измерение Выбор .

2.6. Поставьте курсор в строку, в которой отражено ГРУППА ПОСТ по полю Код .

2.7. Нажмите ОК . В результате в окне Показывать в Строках появляется ГРУППА ПОСТ. В таблице отражаются группы поставщиков с кодами и сумма закупки у одного из поставщиков компьютеров по себестоимости – 66000,00.

2.8. Проверьте: в поле Показывать в столбцах должно быть отражено Период. В случае если не отражено, повторите пункты 1.12. – 1.14 этапа 3.

2.9. Активизируйте закладку Фильтры . Проверьте в поле Фин Счет Фильтр должно быть 41-998.

2.10. В поле Дата фильтр введите 01.01.05..31.01.05. Обратите внимание на возможность уточнения области фильтрации в полях Поставщик Фильтр, Товар Фильтр .

2.11. Активизируйте закладку Параметры и обратите внимание на те же моменты, которые указаны в пункте 1.18 этапа 3..

2.12. Активизируйте закладку Общее. В результате получен аналитический отчет Затраты по группам поставщиков и периодам (рис. 38)


Рис. 38. Диалоговое окно Затраты – Анализ по измерениям с заполненными закладками Общее, Фильтры, Параметры для отчета Затраты по группам поставщиков и периодам

2.13. Для получения отчета в MS Excel Затраты по группам поставщиков и периодам нажмите кнопку Функции . Появляется контекстное меню.

2.14. Активизируйте в контекстном меню Экспорт в Excel . Появляется аналитический отчет Затраты по группам поставщиков и периодам в MS Excel. Закройте ненужные контекстные меню (рис. 39).

Рис. 39. Аналитический отчет Затраты по группам поставщиков и периодам в MS Excel

2.15. Нажмите значок в меню Диаграммы . Появляется график Затраты по группам поставщиков и периодам . В панели инструментов выберите кнопку Мастер диаграмм . В результате автоматически сформировался график по данным аналитического отчета. График можно модифицировать, добавляя и удаляя необходимые поля сводной таблицы (рис. 40).

Рис. 40. График объема закупки Компьютеров у поставщиков в январе 2005 года.

2.16. По данным графика относительно объемов закупки можно сделать вывод, что в январе 2005 года закупка производилась только у одной группы поставщиков № 2 Москва, Акционерное общество и составила 66000,00 руб.

2.17. Сохраните полученный файл в MS Excel.

Задание 3. Составление и графическое представление в MS Excel аналитического отчета Затраты по товарным группам и группам поставщиков (аналитические измерения Товар и Группа поставщиков )

3.1. В Главном Меню выберите модуль Финансы .

3.2. В открывшемся модуле Финансы выберите Анализ по измерениям . В результате открывается диалоговое окно Затраты – Анализ по измерениям .

3.3. Активизируйте закладку Общее и при необходимости раздвиньте столбцы открывшейся таблицы.

3.4. Проверьте в закладке Общее в поле Код аналитического отчета должно быть отражено ЗАТРАТЫ. В случае если не отражено, повторите пункты 1.4. – 1.8 этапа 3.

3.5. Проверьте в закладке Общее в поле Показывать в строках должно быть отражено ГРУППА ПОСТ. В случае если не отражено, повторите пункты 2.5. – 2.7 этапа 3.

3.6. Проверьте: в поле Показывать в столбцах должно быть отражено Товар. В случае если не отражено, повторите пункты 1.9. – 1.11 этапа 3, но применительно к полю Показывать в столбцах .

3.7. Активизируйте закладку Фильтры . Проверьте в поле Фин Счет Фильтр должно быть 41-998 .

3.8. В поле Дата фильтр введите 01.01.05..31.01.05. Обратите внимание на возможность уточнения области фильтрации в полях Поставщик Фильтр, Товар Фильтр.

3.9. Активизируйте закладку Параметры и обратите внимание на те же моменты, которые указаны в пункте 1.18 этапа 3.

3.10. Активизируйте закладку Общее . В результате получен аналитический отчет Затраты по группам поставщиков и товарным группам (рис. 41).


Рис. 41. Диалоговое окно Затраты – Анализ по измерениям с заполненными закладками Общее, Фильтры, Параметры для отчета Затраты по группам поставщиков и товарным группам

3.11. Для получения отчета в MS Excel Затраты по товарным группам и периодам нажмите кнопку Функции . Появляется контекстное меню.

3.12. Активизируйте в контекстном меню Экспорт в Excel . Появляется аналитический отчет Затраты по группам поставщиков и товарным группам в MS Excel . Закройте ненужные контекстные меню (рис. 42).


Рис. 42. Аналитический отчет Затраты по группам поставщиков и периодам в MS Excel

3.13. Нажмите значок в меню Диаграммы . Появляется график Затраты по товарным группам и периодам . В панели инструментов выберите кнопку Мастер диаграмм . В результате автоматически сформировался график по данным аналитического отчета. График можно модифицировать, добавляя и удаляя необходимые поля сводной таблицы (рис. 43).


Рис. 43. График объема закупки Компьютеров у поставщиков в январе 2005 года.

3.14. По данным графика относительно объемов закупки можно сделать вывод, что в январе 2005 года закупка производилась только у одной группы поставщиков № 2 Москва, Акционерное общество по одной группе товаров Компьютеры и составила 66000,00 руб.

3.15. Сохраните полученный файл в MS Excel .

5. Выполнение контрольной задачи 1 Анализ затрат фирмы на закупку товаров по периодам, товарным группам и группам поставщиков (в соответствии с данными таблицы 6)

Для успешного освоения программы MS Navision (MS Business Solution- Navision) выполните следующее:

- оформите на закупку товаров и их поступление на фирму в январе 2005 года;

- оформите документы на поступление товара по 10 заказам на фирму и их оплату в январе 2005 года;

- составьте по всем заказам Книгу покупок и три вида аналитических отчетов с их графическим представлением в MS Excel: Затраты по товарным группам и периоду (январь 2005 года), Затраты по группам поставщиков и периоду (январь 2005 года), Затраты по товарным группам и группам поставщиков (январь 2005 года).

При выполнении контрольной задачи 1 основывайтесь на данных таблицы 6 и рекомендациях п. 4 Примера решения задачи 1 Анализ затрат фирмы на закупку товаров по периодам, товарным группам и группам поставщиков (с. 14).

Таблица 6

Данные для выполнения контрольной задачи 1 Анализ затрат фирмы на закупку товаров по периодам, товарным группам и группам поставщиков

Дата опера­

ции закупки

ПОСТАВЩИК

ТОВАР

Платежное поручение

Поряд­ковый номер в сист.

Название

Счет Но

Поряд­ковый номер в сист.

Наименование

Кол-во (шт.)

Дата

Сумма (рублей)

01.01.05

62000

ЗАО «Инфомастер»

5897

80001

Компьютер III 533 MHz

2

02.01.05

70340,00

80014

512MBPC800ECC

2

80101

Плоский экран 15 1501 FP

2

03.01.05

64000

ЗАО «Бизнес и технологии»

2501/8

80002

Компьютер III 600 MHz

3

04.01.05

88500,00

80027

36GB Ultra 160/M SCSI

6

80102

Монитор 17 M780

3

05.01.05

66000

000 «Компьютеры и периферия»

2223/9

80003

Компьютер III 733 MHz

1

07.01.05

41772,00

80023

27GB ATA-66 IDE

1

80103

Монитор 19 M009

1

08.01.05

68000

000 «Компкомплект»

369-9

80004

Компьютер III 800 MHz

2

09.01.05

91332,00

80025

9GB Ultra 160/M SCSI

4

80103

Монитор 19 M009

2

11.01.05

70000

ЗАО «Микротех»

1026

80005

Компьютер III 866 MHz

5

12.01.05

275530,00

80024

40GB ATA-66 IDE

5

80101

Плоский экран 15 1501 FP

5

15.01.05

71000

000 «ББК»

102226

80006

Компьютер Team Work 533 MHz

2

16.01.05

68440,00

80023

27GB ATA-66 IDE

2

80102

Монитор 17 M780

2

20.01.05

74000

ЗАО «Ремкомплект»

222889

80007

Компьютер Enterprise 667 MHz

4

21.01.05

134048,00

80022

20.4 GB ATA-66 IDE

4

80103

Монитор 19 M009

4

21.01.05

75000

000 «Далида»

010125

80001

Компьютер III 533 MHz

2

22.01.05

79060,00

80022

20.4 GB ATA-66 IDE

2

80101

Плоский экран 15 1501 FP

2

22.01.05

72000

ЗАО «Новая линия»

506-89

80002

Компьютер III 600 MHz

3

23.01.05

93810,00

80021

10.2 GB ATA-66 IDE

3

80102

Монитор 17 M780

3

24.01.05

73000

000 «Скорость»

262698

80003

Компьютер III 733 MHz

1

26.01.05

39058,00

80014

512MBPC800ECC

4

80103

Монитор 19 M009

1


3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАЧИ 2

Анализ выручки фирмы от продаж товаров по периодам, товарным группам, группам клиентов и регионам

1. Организационно - экономическая сущность задачи 1:

1.2. Для кого предназначены результаты решения:

Начальнику отдела маркетинга

1.3. Рабочий период деятельности:

январь 2005 года

1.4. Цель решения задачи:

Определение ряда показателей финансово - экономической деятельности фирмы, связанных с анализом выручки от продажи товаров, в частности, выявление наибольшей выручки (объемов продаж) по:1) товарным группам в рассматриваемом периоде; 2) группам клиентов и регионам в рассматриваемом периоде.

2. Описание входной информации

2.1. Информация о возможности продажи товара (количество требуемого товара и цена на товар).

2.2. Справочная информация о товаре (приложение 1), клиентах (приложение 3), бухгалтерских счетах (приложение 4) и аналитических измерениях (Общие методические указания по выполнению лабораторной работы).

3. Описание выходной информации

Выходная информация представлена следующими документами:

1) счет - фактура;

2) товарная накладная;

3) книга продаж за январь 2005 года;

4) аналитический отчет по произведенным продажам в разрезе товарных групп в рассматриваемом периоде в MS Excel;

5) аналитический отчет по произведенным продажам в разрезе групп

клиентов и регионам в рассматриваемом периоде в MS Excel;

6) графическое представление полученных аналитических отчетов.

4. Пример решения задачи 2 Анализ выручки фирмы от продаж товаров по периодам, товарным группам, группам клиентов и регионам .

ЭТАП ПЕРВЫЙ. ОФОРМЛЕНИЕ ЗАКАЗА НА ПРОДАЖУ И ОТГРУЗКУ ТОВАРА КЛИЕНТУ

Задание 1. Формирование заказа продажи товара Компьютер III 533 MHz клиенту ЗАО «Открытые дороги»

1.1. В верхнем меню системы выберите пункт Сервис , затем Рабочая дата .

1.2. В открывшемся окне установите 10.01.05 и нажмите OK .

1.3. В Главном меню системы выберите модуль Продажи & Клиенты .

1.4. В открывшемся модуле Продажи & Клиенты выберите Заказы . В результате открывается диалоговое окно Продажа Заказ с данными о предыдущем заказе, который имеет статус Открыт на данный момент времени.

1.5. Для оформления продажи заказа на требуемую продукцию поставьте курсор в поле Но и нажмите клавишу F3 . В результате появляется диалоговое окно нет имени – Продажа Заказ (рис. 44).

Рис. 44. Диалоговое окно нет имени – Продажа Заказ

1.6. На клавиатуре нажмите клавишу Enter . В результате появляется диалоговое окно, в котором указывается очередной номер заказа, например, 1001 – Продажа Заказ . В диалоговом окне заполнены поля: Но – 1001, Описание Учета – Заказ 1001 и Даты Учета, Заказа, Документа – 10.01.05 (рис. 45).

Рис. 45. Диалоговое окно очередного номера заказа.

1.7. В поле Продажа Клиент Но нажмите вспомогательную кнопку со стрелкой. В результате в диалоговом окне Клиент Список открывается список клиентов.

1.8. Выберите строку с именем клиента ЗАО «Открытые дороги», порядковый номер которого в системе 75000 (рис. 46).


Рис. 46. Диалоговое окно Клиент Список с выделенной строкой клиента

1.9. Нажмите OK . В результате заполняется поле Продажа Клиент Но номером клиента 75000.

1.10. На клавиатуре нажмите клавишу Enter . В результате появляется диалоговое окно 1001 ЗАО «Открытые дороги» – Продажа Заказ с заполненными полями данных о клиенте (рис. 47).


Рис. 47. Диалоговое окно 1001 ЗАО «Открытые дороги» – Продажа Заказ с данными о Клиенте

1.11. Заполним строки таблицы. При необходимости можно расширить линейку полей.

1.11.1. Проверьте: в поле Тип должно быть указано – Товар.

1.11.2. Активизируйте строку поля Но и нажмите на появившуюся вспомогательную кнопку со стрелкой. Появляется список товаров в диалоговом окне Товар Список .

1.11.3. Выберите строку с продукцией, порядковый номер которой в системе 80001.

1.11.4. Нажмите OK . В результате заполняется строка поля Но номером продукции 80001.

1.11.5. На клавиатуре нажмите клавишу Enter . В результате заполняется строка по полям: Описание – Компьютер III 533 MHz; Ед. изм . – шт.; Цена Единицы Без НДС – 30000,00 и Даты: Плановой Поставки – 10.01.05; Плановой Отгрузки – 10.01.05 и Отгрузки – 10.01.05.

1.11.6. Активизируйте строку поля Код Склада и нажмите на появившуюся вспомогательную кнопку со стрелкой. Появляется список складов в диалоговом окне Склад Список .

1.11.7. Выберите строку с Кодом – Синий. Нажмите OK. Заполняется строка поля Код Склада – Синий.

1.11.8. На клавиатуре нажмите клавишу Enter . В результате курсор появляется в строке поля Кол–во .

1.11.9. В поле Кол–во вручную вводится количество продаваемой продукции, например, 2.

1.11.10. На клавиатуре нажмите клавишу Enter . В результате заполняются строки полей: Сумма Строки Без НДС – 60000,00; Кол - во для Отгрузки – 2; Кол - во для Выст. Счета – 2.

Задание 2. Оформление в заказе продажи факта отгрузки товара фирмой клиенту.

2.1. Для отражения факта отгрузки данной продукции Клиенту нажмите кнопку Функции и выберите команду Выпустить . В результате изменяется содержание поля Статус с Открыт на Выпущен (рис. 48).


Рис. 48. Диалоговое окно 1001 ЗАО «Открытые дороги» – Продажа Заказ с изменением Статуса документа на Выпущен.

Задание 3. Автоматическое выполнение бухгалтерских проводок, отражающих отгрузку товара фирмой клиенту ( счета: 90 – 110 , 62 – 120, 90 – 310, 68 - 200)

3.1. Нажмите кнопку Учет. В открывшемся контекстном меню выберите операцию Учет . В результате появляется диалоговое окно Microsoft Business Solution – Navision (рис. 49).


Рис. 49. Диалоговое окно Microsoft Business Solution – Navision

3.2. В открывшемся окне должен быть обозначен флажок Отгрузить и Выставить Счет .

3.3. Нажать ОК . В результате выполнилась бухгалтерская операция 3 – отражение суммы выручки от продажи продукции, товаров, выполненных работ, оказания услуг (после отгрузки товара клиенту).

Дебет

Кредит

Сумма

62 - 120

Расчеты с клиентами, Россия

90 - 110

Выручка от продажи товаров, Россия

Сумма, предъявленная фирмой клиенту за отгруженный товар (сумма включает: себестоимость отгруженных товаров и начисленной на них НДС)

90 - 310 НДС

68 - 200 НДС

(Расчеты по налогам и сборам)

Сумма НДС, начисленная фирмой на проданную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги обслуживающих производств и хозяйств

Результаты проводок на экране не отражаются. На экране отражается случайный номер счета со своими данными.

3.4[9] . Проверка отражения в Плане Счетов результатов проводок по счетам 62 - 120, 90 - 110, 90 - 310, 68 - 200.

3.4.1. Войдите в Главное Меню , активизируйте модуль Финансы и выберите План Счетов . Открывается окно План Счетов .

3.4.2. Выберите необходимый счет.

3.4.3. Поставьте курсор в поле Оборот по каждому счету. Справа от суммы по строке номера счета в поле Оборот появляется вспомогательная кнопка со стрелкой.

3.4.4. Активизируйте вспомогательную кнопку. Открывается окно Финансовая книга операций по номеру счета и его наименованию.

3.4.5. Проверьте соответствие:

- по счету 62 - 120, дата 10.01.05, документ Но 103019, заказ 1001, сумма 70800,00 руб.;

- по счету 90 - 110, дата 10.01.05, документ Но 103019, заказ 1001, сумма - 70800,00 руб.;

- по счету 90 - 310, дата 10.01.05, документ Но 103019, заказ 1001, сумма 10800,00 руб.;

- по счету 68 - 200, дата 10.01.05, документ Но 103019, заказ 1001, сумма - 10800,00 руб.

3.5[10] . Проверка отражения в Главной книге результатов проводок по счетам 62 - 120, 90 - 110, 90 - 310, 68 - 200.

3.5.1. Войдите в Главное Меню , активизируйте модуль Бухгалтерия и выберите Главная Книга . Открывается окно Фин. Корресп. Главная Книга .

3.5.2. В поле Дата Фильтр проставьте дату проведения операции 10.01.05.

3.5.3. Выберите необходимый счет.

3.5.4. Поставьте курсор по счету:

- 62 - 120 в поле Дебет Сумма ;

- 90 - 110 в поле Кредит Сумма ;

- 90 - 310 в поле Дебет Сумма ;

- 68 - 200 в поле Кредит Сумма

3.5.5. Справа от суммы по строке номера счета в соответствующем счету поле появляется вспомогательная кнопка со стрелкой.

3.5.6. Активизируйте вспомогательную кнопку. Открывается окно Финансовая книга операций по номеру счета и его наименованию.

3.5.7. Проверьте соответствие:

- по дебету счета 62 - 120, дата 10.01.05, документ Но 103019, заказ 1001, сумма 70800,00 руб.;

- по кредиту счета 90 - 110, дата 10.01.05, документ Но 103019, заказ 1001, сумма - 70800,00 руб.

- по дебету счета 90 - 310, дата 10.01.05, документ Но 103019, заказ 1001, сумма 10800,00 руб.;

- по кредиту счета 68 - 200, дата 10.01.05, документ Но 103019, заказ 1001, сумма - 10800,00 руб.

3.5.8. Обратите внимание: в окне Финансовая Книга Операций дебетовые суммы отражаются положительным числом, кредитовые – отрицательным.

3.6. Закройте все окна до появления Главного Меню .

ЭТАП ВТОРОЙ. ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ НА ОТГРУЗКУ И ОПЛАТУ ТОВАРА КЛИЕНТОМ

Задание 1. Автоматическое получение и просмотр первичных учетных документов (Счета - Фактуры, Товарной Накладной).

Задание 1.1. Автоматическое получение и просмотр Счета - Фактуры.

1.1. В модуле Продажи & Клиенты выберите Учтенные Счета - Фактуры . Появляется диалоговое окно Продажа Счет - Фактура со случайными данными (рис. 50).


Рис. 50. Диалоговое окно Продажа Счет - Фактура со случайными данными

1.1.2. Для активизации списка полученных Счетов – Фактур нажмите клавишу F5 . В результате появляется диалоговое окно Продажа Учт. Счета со списком Счетов - Фактур .

1.1.3. Выберите строку в поле Продажа Клиент Но клиента с порядковым номером 75000 и именем ЗАО «Открытые дороги».

1.1.4. Нажмите ОК . В результате появляется диалоговое окно 103019 ЗАО «Открытые дороги» - Продажа Счет - Фактура с указанием номера документа Но 103019, Заказа Но 1001 и заполненными полями таблицы (рис. 51).


Рис. 51. Диалоговое окно 103019 ЗАО «Открытые дороги» Продажа Счет - Фактура

1.1.5. Для просмотра Счета–Фактуры нажмите кнопку Печать . Появляется диалоговое окно Выбор Отчетов – Печать (рис. 52).

Рис. 52. Диалоговое окно Выбор Отчетов – Печать

1.1.6. Выберите в поле Название Отчета строку Учт – Счет - Фактура .

1.1.7. Нажмите кнопку Печать . Появляется диалоговое окно Учт. Счет - Фактура . В появившемся окне в столбце Фильтр должен стоять номер 103019 (рис. 53).


Рис. 53. Диалоговое окно Учт. Счет–Фактура

1.1.8. Нажмите кнопку Просмотр . Появляется на экране Счет – Фактура (рис. 54).