Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 23

 

Поиск            

 

Темы семинарских занятий по дисциплине конституционное право зарубежных стран 030500 юриспруденция

 

             

Темы семинарских занятий по дисциплине конституционное право зарубежных стран 030500 юриспруденция

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

030500 – ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

ТЮМЕНЬ

Введение

Построение правового государства, укрепление основ конституционного строя РФ требует от квалифицированного юриста знаний о современном состоянии и развитии конституционно-правовых явлений в зарубежных странах. Знакомство с опытом конституционного строительства в зарубежных странах позволит студентам укрепить знания конституционной теории, приобрести навыки сравнительного правоведения, лучше понять смысл конституционных реформ в России последних десятилетий.

Конституционное право зарубежных стран - обобщенный курс конституционного права отдельных зарубежных стран. Учебная программа курса включает общую и особенную части. В общей части рассматриваются основные теоретические положения: понятие конституционного права зарубежных стран, сущность, содержание и значение источников конституционного права, основ общественного строя, правового положения личности, формы правления, государственного устройства, системы государственных органов и др.

Особенная часть предусматривает изучение основ конституционного права отдельных зарубежных стран Европы и Америки, стран СНГ.

Изучение курса «Конституционное право зарубежных стран» предполагает различные формы проведения учебных занятий (лекции, семинары, самостоятельная работа студентов и др.). Основными видами аудиторных занятий являются лекции и семинары. Лекционные занятия сопровождаются семинарами, тематика которых представлена в настоящем учебно-методическом пособии.

Учебно-методическое пособие может быть использовано студентами специальности «Юриспруденция» всех форм обучения.

Учебно-методическое пособие построено по определенной схеме. Сначала указаны основные вопросы каждой темы семинарских занятий, которые должны усвоить студенты. Затем следует список источников, состоящий из нормативных актов, учебной и специальной литературы по соответствующим темам. Каждая тема семинарских занятий сопровождается контрольными вопросами и заданиями, а также тестами для самоконтроля.

Цель данного учебно-методического пособия является научить студента правильно пользоваться материалами рекомендуемой литературы, давать краткие и точные ответы на поставленные в контрольных вопросах и заданиях, выбирать различные модели поведения, уметь правильно применять соответствующие нормы права, искать правильные варианты решения тестов.

Тема 1.КОНСТИТУЦИИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН.

ИНСТИТУТ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

План:

1. Понятие и сущность конституций в зарубежных странах.

2. Объекты конституционного регулирования и тенденции развития конституций в зарубежных странах.

3. Виды конституций в зарубежных странах.

4. Способы принятия и изменения конституций в зарубежных странах.

5. Понятие и объекты конституционного контроля. Виды конституционного контроля в зарубежных странах.

6. Основные модели судебного конституционного контроля в зарубежных странах.

7. Органы судебного (квазисудебного) конституционного контроля в зарубежных странах: порядок формирования и их внутренняя организация.

8. Компетенция органов судебного (квазисудебного) конституционного контроля в зарубежных странах.

Контрольные вопросы и задания:

1.Приведите содержание статей Конституций Франции, Италии, Японии, регулирующих порядок принятия и изменения основного закона каждой из названных стран.

Поясните смысл терминов “учредительное собрание”, “октроирование”.

2.Проведите сравнительный анализ порядка принятия и изменения конституций США, Германии, Великобритании. Отметьте и обоснуйте:

- “жесткие” или “гибкие” данные конституции;

- какой порядок принятия и изменения конституций более демократичен.

3.Используя конституционные тексты, опишите порядок внесения дополнений и изменений в основной закон в Литве и Казахстане.

Покажите общие моменты и особенности Конституций каждой из этих стран.

4.Используя содержание текстов статей Конституций, опишите порядок образования и сроки полномочий органов конституционного контроля в Японии, Испании и Германии.

5.Используя конституционные тексты и специальную литературу, проведите сравнительный анализ компетенции органов конституционного контроля в Болгарии, ФРГ и Франции. Каково соотношение понятий конституционный контроль и надзор?

Тестовые задания для самоконтроля по теме

«Конституции зарубежных стран»

1. Что такое октроированная конституция?

а) конституция, принятая на референдуме;

б) конституция, принятая парламентом;

в) конституция, принятая учредительным собранием;

г) принятая актом главы государства.

2. Высшая юридическая сила конституции означает:

а) обязательное исполнение конституции всеми гражданами в данной стране, а также гражданами других государств, находящимися на ее территории;

б) регулирование отношений высших органов государственной власти;

в) обязательное соответствие ей других нормативных правовых актов;

г) соответствие конституции судебных решений.

3. В каких из нижеперечисленных государств конституция принималась учредительным собранием?

а) Франция 1958 г.;

б) США 1787 г.;

в) Бельгия 1831 г.

4. В каких из нижеперечисленных государств конституция принималась парламентом?

а) Италия 1947 г.;

б) Япония 1947 г.;

в) Болгария 1991 г.

5. Специализированным органам конституционного контроля является:

а) Правовое управление парламента;

б) Правовое управление при администрации Президента;

в) Верховный суд;

г) Конституционный суд.

Тема 2. ФОРМА ГОСУДАРСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

План:

1. Понятие и виды форм правления в зарубежных странах. Смешанные формы правления и причины их возникновения в современных зарубежных государствах.

2. Понятие, отличительные признаки абсолютной монархии, ее особенности в современных зарубежных государствах.

3. Понятие, отличительные признаки дуалистической монархии, ее особенности в современных зарубежных государствах.

4. Понятие, отличительные признаки парламентской монархии, ее особенности в современных зарубежных государствах.

5. Понятие, отличительные признаки парламентской республики, ее особенности в современных зарубежных государствах.

6. Понятие, отличительные признаки президентской республики, ее особенности в современных зарубежных государствах.

7. Понятие, отличительные признаки полупрезидентской республики, ее особенности в современных зарубежных государствах.

8. Понятие и виды форм государственного устройства в зарубежных странах.

9. Понятие, отличительные признаки унитарных государств. Виды унитарных государств в зарубежных странах.

10. Понятие, признаки и виды автономий в зарубежных странах. Особенности автономных образований в Италии, Испании, Финляндии и Великобритании.

11. Понятие, отличительные признаки федеративных государств. Виды федеративных государств в зарубежных странах.

12. Способы разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов в зарубежных федерациях.

13. Основания, порядок осуществления федерального вмешательства в зарубежных государствах. Меры федерального вмешательства в зарубежных странах.

14. Понятие и виды государственных режимов в зарубежных странах.

Контрольные вопросы и задания:

1. Проведите сравнительный анализ формы правления в следующих странах:

а) Франции, ФРГ, Великобритании;

б) Италии, Японии, Индии;

в) США, Франции, Германии;

Покажите общие и отличительные признаки, характеризующие форму правления указанных государств.

2. Проанализируйте текст конституций и определите форму правления следующих государств:

а) Украины;

б) Казахстана;

в) Болгарии.

Подтвердите Ваши суждения положениями конституций указанных государств.

3. Сравните формы правления во Франции и Румынии. Выделите общие и особенные признаки, характеризующие форму правления указанных государств.

4. Используя конституции и учебную литературу выделите признаки, характеризующие федеративную форму государственного устройства в США, ФРГ и Индии. По результатам выполненной работы заполните следующую таблицу:

Особенности американского федерализма

Особенности германского федерализма

Особенности индийского федерализма

5. Используя тексты конституций, статуты автономных образований и учебную литературу сравните правовой статус областей в Италии и региональных автономных объединений в Испании. Выделите общие черты и особенности в регулировании правового статуса автономных образований в каждой из указанных стран.

6. Используя тексты конституций, статуты автономных образований и учебную литературу, дайте характеристику системы органов автономных образований на Украине, в Италии и Испании. Выделите общие черты и особенности в организации и деятельности этих органов в каждой из указанных государств.

7. Используя тексты конституций и учебную литературу, назовите высшие органы субъектов федерации США и Германии (на примере земли Гессен, штатов Иллинойс и Массачусетса). Опишите порядок их образования и деятельности и покажите при этом черты и особенности в каждой из перечисленных стран. Какими актами регулируется правовое положение субъектов федерации?

8. Используя тексты конкретных статей конституций, опишите способы распределения компетенции между федерацией и её субъектами в США, Германии, Индии. Как решается этот вопрос в РФ?

Тестовые задания для самоконтроля по теме

«Форма государства в зарубежных странах»

1.В соответствии со ст.62 Конституции Испании Король имеет право назначать и смещать членов правительства. Вправе ли монарх самостоятельно принять это решение?

а) вправе;

б) не вправе.

2.Парламент Италии проголосовал за доверие правительству, сформированному партийным большинством в парламенте. При какой форме правления правительство формируется при доверии парламента?

а) при парламентарной республике;

б) при президентской республике;

в) при полупрезидентсткой республике.

3.В какой из нижеперечисленных стран функции главы субъекта федерации исполняет глава правительства субъекта?

а) США;

б) Индия;

в) ФРГ.

4.В Конституции Испании установлено, что «она признает и гарантирует право на автономию национальностей и регионов, ее составляющих» (ст.2). Все административно-территориальные образования высшего уровня в Испании обладают статусом автономий. Испания это:

а) простое унитарное государство;

б) сложное унитарное государство;

в) регионалистское государство.

5.Какой из нижеперечисленных признаков не относится к числу признаков демократического государственного режима?

а) существование конституции;

б) политический плюрализм;

в) гарантии прав и свобод граждан;

г) закрепление государственной идеологии.

Тема 3. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

План:

1. Понятие и принципы избирательного права.

2. Организация и порядок проведения выборов в зарубежных странах.

3. Понятие и виды избирательных систем.

4. Понятие и виды референдумов в зарубежных странах.

Контрольные вопросы и задания:

1.В чем сходство и различие таких конституционно-правовых институтов, как выборы и референдум?

2.Поясните смысл терминов «куриальные выборы», «плюральный вотум» и «избирательная геометрия».

3.По каким признакам различаются избирательные системы? Назовите их виды. Какие достоинства и недостатки присущи избирательным системам каждого вида?

4.Проанализируйте текст Федерального закона о выборах в Бундестаг и Французского избирательного кодекса. Определите какие избирательные системы здесь установлены. Какая избирательная система используется при формировании Государственной Думы в РФ?

5.Какие виды референдумов предусмотрены конституциями Испании, Франции, Италии, Германии. В чем заключается социальная ценность референдума? В чем его преимущества и недостатки как способа принятия государственных и самоуправленческих решений?

6.Используя содержание конкретных статей конституций и соответствующих законодательных актов, опишите порядок назначения общенациональных референдумов в Италии, Германии, Франции и на Украине. Кому принадлежит право инициативы референдума в указанных странах?

Тестовые задания для самоконтроля по теме

«Избирательное право и избирательные системы в зарубежных странах»

1.В стране действует мажоритарная избирательная система абсолютного большинства с перебаллотировкой во втором туре. Кто из кандидатов будет участвовать во втором туре при следующем распределении голосов: кандидат А – 40тыс., кандидат Б – 43тыс., кандидат В – 22тыс.?

а) кандидаты Б и В;

б) кандидаты А и В;

в) кандидаты А и Б.

2.Абсентеизм избирателей – это:

а) неправильное голосование с большим количеством недействительных бюллетеней;

б) активность избирателей в выдвижении кандидатов;

в) нарушение законодательства о проведении предвыборной агитации;

г) массовое уклонение от участия в выборах.

3.Статья 138 Конституции Италии предусматривает проведение народного референдума для утверждения законов, изменяющих Конституцию, если в течение 3-х месяцев после их опубликования этого потребует пятая часть членов одной из палат парламента, 500тыс. избирателей, или 5 областных советов. Какой вид референдума в зависимости от его предмета предусмотрен названной нормой?

а) законодательный;

б) конституционный;

в) факультативный.

4.Какой принцип избирательного права нарушает джеримендеринг (избирательная геометрия)?

а) принцип всеобщности выборов;

б) принцип свободы участия в выборах;

в) принцип равных выборов.

5.В соответствии со ст.51 Французского избирательного кодекса в период выборов муниципальные органы каждой коммуны выделяют специальные места для размещения избирательных афиш. Осуществление каких избирательных действий обеспечивает приведенная правовая норма?

а) голосование;

б) предвыборную агитацию;

в) выдвижение кандидатов;

г) регистрацию избирателей.

Тема 4. ПАРЛАМЕНТЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ .

План:

1. Парламент и его место в системе высших органов государственной власти зарубежных стран. Парламентаризм в зарубежных странах.

2. Способы формирования и досрочный роспуск парламентов в зарубежных странах.

3. Руководящие органы парламентов зарубежных стран: виды, способы формирования и полномочия.

4. Парламентские комитеты (комиссии) в зарубежных странах: виды и способы их формирования. Руководство парламентскими комитетами (комиссиями) в зарубежных странах.

5. Депутатские фракции в парламентах зарубежных стран: условия образования фракций и формы организации их работы в зарубежных парламентах.

6. Правовое положение члена парламента в зарубежных странах.

7. Компетенция парламентов в зарубежных странах. Виды актов парламента в зарубежных странах.

8. Законодательный процесс в парламентах зарубежных стран. Особенности процедуры утверждения государственного бюджета в зарубежных парламентах.

9. Формы парламентского контроля за деятельностью правительства в зарубежных странах.

10. Понятие делегированного законодательства. Способы делегирования законодательных полномочий и формы контроля за делегированным законодательством в зарубежных странах.

Контрольные вопросы и задания:

1. Используя тексты конституций и учебную литературу, покажите порядок образования палат парламентов в следующих государствах:

а) Великобритании, ФРГ, Италии, Румынии.

б) США, Франции, Японии и Мексики.

Отметьте, что общего в этом порядке и покажите особенности их формирования в каждой из этих стран.

2. В каком порядке работает парламент? Что означает созыв парламента на сессию “ по собственному праву” и в силу указа главы государства? Чем отличается чрезвычайная сессия парламента от очередной? Как решаются эти вопросы конституциями США, Японии, Франции, Болгарии, Италии.

3. Используя тексты конституций и учебную литературу, сравните полномочия парламентов в США, ФРГ, Италии и Болгарии. Найдите общие черты и покажите особенности применительно к каждой стране.

4. Используя тексты конституций и учебную литературу, покажите кто является субъектом законодательной инициативы в США, ФРГ, Японии, Франции. И каковы способы её ограничения? Что общего в этом процессе и каковы особенности в каждой из этих стран? Кто обладает правом утверждения законопроектов и каковы последствия реализации этого права в перечисленных странах.

5. На основе анализа текстов конституций и изучения учебной литературы покажите стадии принятия закона с момента его внесения до опубликования на примере Великобритании, Италии и Мексики. Каким образом в парламентах обеспечивается преимущество правительственным законопроектам? Приведите примеры.

6. Что общего между парламентским вопросом и интерпелляцией и каково различие между ними? Какие виды вопросов существуют в ФРГ и во Франции? Существует ли интерпелляция в Японии и во Франции? Какие формы парламентского контроля над деятельностью правительства используются в США, Италии, Болгарии, на Украине? Ответ необходимо сопровождать ссылками на соответствующие статьи конституций.

Тестовые задания для самоконтроля по теме

«Парламенты в зарубежных странах»

1.В какой из нижеперечисленных стран законодательство позволяет депутату парламента делегировать право голоса другим депутатам?

а) ФРГ;

б) США;

в) Франция.

2.Депутат Палаты представителей Конгресса США по окончании парламентской сессии направлялся к месту жительства. Находясь в нетрезвом состоянии, депутат разбил витрину магазина, за что был задержан полицейским. Депутат требовал освободить его, однако полицейский утверждал, что иммунитет депутата закончился с момента окончания сессии парламента. Кто прав?

а) депутат;

б) полицейский.

3.В республике N на заседании Совета Министров было принято решение об изменении проекта закона, принятого в первом чтении парламентом. На том же заседании Совет Министров утвердил измененный законопроект. Каково юридическое значение для парламента принятого Советом Министров решения?

а) парламент вправе принять закон в собственной редакции;

б) парламент обязан следовать решению правительства.

4.О британском парламенте говорят, что он может все, кроме превращения женщины в мужчину, и наоборот. Это шуточное выражение характеризует парламент Великобритании как:

а) парламент с абсолютно ограниченной компетенцией;

б) парламент с относительно ограниченной компетенцией;

в) парламент с абсолютно неограниченной компетенцией.

5.В какой из нижеперечисленных стран обе палаты парламента формируются посредством прямых выборов?

а) ФРГ;

б) Франция;

в) США.

Тема 5. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ .

План:

1. Глава государства: понятие и виды. Место главы государства в системе высших органов государственной власти.

2. Монарх: правовое положение, порядок престолонаследия. Временное замещение трона.

3. Президент: правовое положение, способы избрания. Преемственность должности президента.

4. Компетенция главы государства. Акты главы государства в зарубежных странах.

Контрольные вопросы и задания:

1. На основе анализа текстов конституций дайте характеристику основных полномочий главы государства Франции, США, Японии, Индии и порядок их осуществления в областях:

а) обороны;

б) законодательства;

в) исполнительной деятельности;

г) международных отношений.

Отметьте сходные полномочия и полномочия, характерные только для главы государства каждой из этих стран.

2. Сравните систему конституционных взаимоотношений глав государств с парламентом и правительством в Болгарии и Румынии.

3. Сравните конституционный статус глав государств Эстонии и Украины. Выделите общие и специфические признаки.

4. Используя содержание конкретных статей конституций и соответствующих законодательных актов, опишите порядок замещения должности главы государства:

а) в США, Италии, Японии;

б) ФРГ, Индии, Франции;

Укажите общие черты и особенности этого порядка в перечисленных странах.

5. Используя содержание текстов статей конституций, опишите порядок временного замещения должности главы государства другим лицом или органом при возникновении требующих того обстоятельств в:

а) Эстонии, Франции, ФРГ;

б) США, Италии, Болгарии.

6. Используя содержание текстов Конституций, опишите процедуру выдвижения и рассмотрения обвинений в совершении преступлений, применяемую против президента в США, Франции, ФРГ. Какие высшие органы и в какой мере участвуют в осуществлении импичмента и каковы его правовые последствия для главы государства в названных странах?

Тестовые задания для самоконтроля по теме

«Глава государства в зарубежных странах»

1.В соответствии с датским Законом о престолонаследии после смерти Короля престол переходит к его сыну или дочери при условии, что преимущественное право на престол имеют сын перед дочерью. Какая система престолонаследия предусмотрена данным актом?

а) салическая;

б) австрийская;

в) шведская;

г) кастильская.

2.Президент Республики, согласно ст.30 Конституции Греции, избирается Палатой депутатов на 5 лет. Какая разновидность выборов главы государства предусмотрена в данном случае?

а) прямые выборы;

б) косвенные выборы;

в) многостепенные.

3.В одной из президентских республик глава государства издал указ о помиловании и объявил амнистию лицам, совершившим незначительные преступления. Какие действия президента правомерны?

а) амнистия;

б) помилование.

4.Какая из избирательных систем применяется на президентских выборах?

а) мажоритарная избирательная система;

б) пропорциональная избирательная система;

в) смешанная избирательная система.

5.В парламентарной монархии в условиях правительственного кризиса монарх самостоятельно распустил парламент и отправил в отставку неугодное ему правительство. Правомерны ли действия монарха?

а) правомерны;

б) неправомерны.

Тема 6. ПРАВИТЕЛЬСТВО В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ.

План:

1. Понятие и виды правительств. Место правительства в системе высших органов государственной власти в зарубежных государствах.

2. Состав правительства, способы его формирования и прекращения деятельности.

3. Полномочия правительства в зарубежных государствах. Акты правительства в зарубежных странах.

4. Политическая ответственность правительства и его членов в зарубежных странах.

Контрольные вопросы и задания:

1. Используя содержание конкретных статей Конституций, опишите порядок образования и структуру правительств в указанных ниже странах:

а) Болгарии, ФРГ;

б) США, Италии;

в) Украины, Франции.

Какие виды деятельности запрещены лицам, занимающим посты министров в данных странах.

2. Сравните характер регламентарной власти правительства Франции и Италии.

3. Сравните систему конституционных взаимоотношений главы государства с правительством в США и Франции.

4. Проведите сравнительный анализ правового положения главы правительства в следующих государствах:

а) ФРГ, Италии;

б) Франции, Великобритании;

в) США, Украины.

5. Какие виды парламентской ответственности правительства и (или) его членов предусмотрены конституциями США, Франции и ФРГ?

Тестовые задания для самоконтроля по теме

«Правительство в зарубежных странах»

1.Парламент Италии выразил недоверие правительству. Правительство решило включить в свой состав более половины новых министров, которым недоверие не относилось. Правильно ли поступило правительство?

а) правильно;

б) неправильно.

2.В президентской республике N президент образовал правительство, назначил премьер-министра и министров. Кто в данном случае является главой исполнительной власти?

а) премьер-министр;

б) президент.

3.В парламентарной монархии король после выборов в парламент по предложению лидера парламентского большинства назначил его премьер-министром и 10 других министров, а министра, ведающего королевским двором, он назначил из числа беспартийных лиц. Король поступил:

а) правильно;

б) неверно.

4.В каких странах допускается совмещение депутатского мандата с министерским портфелем?

а) Франция;

б) Великобритания;

в) США.

5.Решением парламентской следственной комиссии министр сельского хозяйства был смещен со своей должности за злоупотребления по службе. Правомерно ли решение комиссии?

а) правомерно;

б) неправомерно.

Тема 7. МЕСТНОЕ (САМО)УПРАВЛЕНИЕ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ.

План:

1. Понятие местного управления и местного самоуправления.

2. Основные модели местного самоуправления в зарубежных странах.

3. Порядок формирования и компетенция органов местного самоуправления в зарубежных странах.

4. Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти в зарубежных странах.

Контрольные вопросы и задания:

1. На основе анализа текстов конституции и изучения учебной литературы покажите формы контроля центральной власти (общие и специфические) за деятельностью местных выборных органов в Японии, Франции и Италии? Какие формы контроля предусмотрены российским законодательством?

2. Используя тексты конституций и учебную литературу, дайте характеристику местных (муниципальных) органов в следующих странах:

а) США, Японии, Индии;

б) Великобритании, ФРГ, Болгарии.

Покажите общие черты и особенности организации и деятельности муниципальных органов в каждой из этих стран.

3. Используя тексты конституций и учебную литературу, дайте характеристику местных (региональных) органов в следующих странах:

а) Великобритании, ФРГ, Италии;

б) США, Франции, Японии.

Покажите общие черты и особенности в организации и деятельности региональных органов в каждой из этих стран.

Тестовые задания для самоконтроля по теме

«Местное (само)управление в зарубежных странах»

1. Префект одного из регионов во Франции своим решением распустил муниципальный совет по причине частого нарушения последним французского законодательства. Прав ли префект?

а) прав;

б) неправ.

2. Для какой модели местного управления характерно функционирование на местах одновременно выборных органов местного самоуправления и назначаемых центральной властью чиновников?

а) англо-саксонская;

б) иберийская;

в) континентальная.

3. Для какой модели местного самоуправления характерно функционирование на местах только выборных органов местного самоуправления?

а) англо-саксонская;

б) иберийская;

в) континентальная.

4. Административная опека над деятельностью органов местного самоуправления предполагает:

а) санкционирование решений органов местного самоуправления;

б) проверку законности решений органов местного самоуправления.

5. Представитель государства в округе отменил решение городского совета о строительстве танцплощадки, ссылаясь на то, что эти средства местного бюджета необходимы для скорейшего ремонта мостика через речку. Он поступил:

а) верно;

б) неверно.

Тема 8. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА США

План:

1.Конституция США.

2.Форма правления и система высших органов государственной власти США.

3.Федеративное устройство США. Высшие органы штатов.

4.Местное самоуправление в США.

Контрольные вопросы и задания:

1.К какому виду относится Конгресс США с точки зрения классификации парламентов по объему их компетенции?

2.Кто является председателем Сената США? Допускается ли назначение сенатора на пост председательствующего?

3.Осветите исторический процесс формирования Конституции США.

4. Какие высшие органы государственной власти США Вы знаете, как они формируются, Каков порядок их деятельности?

5.Сравните процедуру досрочного смещения Президента в США и России.

6.Составьте схему с указанием структуры Конгресса США и его взаимоотношений с президентом, правительством и верховным судом.

7. Какова компетенция кабинета министров США? Имеет ли кабинет министров конституционный статус?

Тестовые задания для самоконтроля по теме

«Основы конституционного права США»

1.Президент США с согласия Сената назначил министром образования мистера Смита. Нижняя палата – Палата представителей возражает против данного назначения. Как должен поступить Президент?

а) уволить министра;

б) оставить его на посту;

в) обратиться к Сенату – верхней палате, за подтверждением своего согласия о назначении мистера Смита;

г) распустить парламент.

2. Парламент США на заседании нижней палаты оценил работу министра иностранных дел как неудовлетворительную. Оцените развитие ситуации:

а) парламент увольняет министра;

б) Президент обязан уволить министра;

в) Президент не обязан увольнять министра.

3. Президент США имеет 10 дней на подписание закона. На 8-й день сессия парламента закончилась. Президент не подписал закон и не использовал право вето. Закон:

а) вступил в силу без его подписи;

б) он должен подписать или использовать право вето;

в) закон не вступает в силу.

4. Федеративное устройство в США основано на:

а) национальном принципе;

б) на территориальном принципе;

в) на национально - территориальном.

5. В американском городе S население избирает членов городское совета и мэра. Мэр руководит городской администрацией и имеет право вето на решения городского совета. Эта система городского самоуправления называется:

а) система «совет-управляющий»;

б) система «совет- мэр»;

в) комиссионная система.

Тема 9. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ФРАНЦИИ

План:

1.Конституция Франции.

2.Форма правления и система высших органов государственной власти во Франции.

3.Государственно-территориальное устройство Франции. Организация власти на местах.

Контрольные вопросы и задания:

1.Почему Французский Конституционный Совет нельзя считать конституционным судом? Ответ обоснуйте.

2. В чем сходство и различие конституционного статуса Правительства во Франции и России?

3. Что такое ордонанс и декрет? Чем они различаются? Какие бывают декреты?

4.Используя нормативную и учебную литературу, укажите особенности правового статуса членов французского парламента. В каких случаях парламентариям предоставлено делегировать свое право голосовать?

5.Что такое делегированное законодательство? Найдите в конституции Франции статьи, предоставляющие парламенту право делегировать свои полномочия.

6 Используя текст Конституции, охарактеризуйте полномочия Президента Французской Республики..

7. В чем сходство и различие организации местной власти во Франции и России?

Тестовые задания для самоконтроля по теме

«Основы конституционного права Франции»

1. На выборах в нижнюю палату парламента Франции победу одержала (левая) Французская социалистическая партия. Президент, назначающий согласно конституции правительство, принадлежит к (правой) Республиканской партии. Он назначает правительство:

а) из членов своей партии;

б) из членов партии парламентского большинства;

в) по своему усмотрению.

2. Конституционный совет Франции принял к рассмотрению дело о конституционности проекта органического закона «О средствах массовой информации». Президент заявил, что Конституционный совет вправе рассматривать лишь законы, а не их проекты. Кто прав?

а) Конституционный совет;

б)Президент.

3. Премьер-министр Франции после обсуждения в Совете Министров поставил вопрос об ответственности Правительства в связи с его программой перед Национальным Собранием. Нижняя палата французского парламента не одобрила правительственную программу. Каково дальнейшее развитие ситуации?

а) Президент Франции вправе отправить правительство в отставку или распустить Национальное Собрание;

б) Премьер-министр должен вручить Президенту заявление об отставке Правительства.

4. Франция делится на регионы, в каждом из них есть избираемый совет и назначенный представитель государственной власти – префект, контролирующий законность деятельности совета. Франция:

а) централизованное унитарное государство.

б) децентрализованное унитарное государство;

в) регионалистское государство;

г) относительно децентрализованное унитарное государство.

5. Территориальными коллективами во Франции не признаются:

а) регионы;

б) департаменты;

в) коммуны;

г) округа.

Тема 10. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ФРГ

План:

1.Основной закон ФРГ.

2.Форма правления и система высших государственных органов ФРГ.

3.Федеративное устройство ФРГ. Высшие органы земель.

4.Местное управление и самоуправление в ФРГ.

Контрольные вопросы и задания:

1.Какие признаки положены в основу классификации конституций? К каким классификационным видам можно отнести Основной закон ФРГ?

Выделите отличительные особенности Германской конституции.

2. Какие виды конституционного контроля предусмотрены основным законом Германии? Дайте их краткую характеристику и сравните их с видами конституционного контроля, предусмотренными конституцией РФ.

3. В чем особенность конституционного контроля в земле Шлезвиг - Гольштейн?

4.В чем состоит особенность выражения парламентом вотума недоверия правительству в ФРГ? Какие формы контроля за деятельностью правительства предусмотрены Основным законом Германии?

5.Сравните порядок формирования Бундестага и Бундесрата, с одной стороны, и палат российского Федерального Собрания – с другой. Выявите черты сходства и различия.

6.В чем различие полномочия федерального Президента распускать Бундестаг по ст.63 и по ст.68 Основного закона ФРГ?

Тестовые задания для самоконтроля по теме

«Основы конституционного права ФРГ»

1.В ФРГ правящая партия вынесла конструктивный вотум недоверия федеральному правительству. В резолюции Бундестага о выражении недоверия указаны два возможных приемника на должность федерального канцлера. Соответствует ли данное решение Бундестага Основному закону ФРГ?

а) соответствует;

б) не соответствует.

2.Ландтаг земли Бремен решил избрать положенное земле по конституции число представителей в Бундесрат. Правительство земли возражает против выборов и заявляет, что оно само назначит этих представителей. Кто прав?

а) ландтаг;

б) правительство земли.

3.Какие акты федерального Президента не нуждаются в контрассигнатуре?

а) о назначении федеральных судей;

б) об осуществлении права помилования;

в) об увольнении федерального Канцлера.

4. Федеральные министры в Германии назначаются и увольняются:

а) Федеральным Президентом по предложению Федерального канцлера;

б) Федеральным Президентом по предложению Бундестага;

в) Федеральным канцлером.

5. В общинах германской земли S население посредством выборов формирует городское собрание. Городское собрание избирает бургомистра и начальника городского управления. Начальник городского управления руководит городской администрацией, а бургомистр является председателем городского собрания. Эта система общинного самоуправления называется:

а) магистральная;

б) бургомистерская;

в) северогерманская;

г) южногерманская.

Тема 11. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА СТРАН СНГ

(на примере РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ,УКРАИНЫ И КАЗАХСТАНА)

План:

1. Конституционные реформы в Республике Беларусь, на Украине и в Казахстане.

2. Формы правления и системы высших государственных органов в Республике Беларусь, на Украине и в Казахстане.

3.Территориальное устройство в Республике Беларусь, на Украине и в Казахстане. Местное самоуправление и управление.

Контрольные задания и вопросы:

1.Каковы взаимоотношения правительств и парламентов в Республике Беларусь, на Украине и в Казахстане? Составьте схему.

2.В чем состоят особенности реализации принципа разделения властей в Республике Беларусь, на Украине и в Казахстане? Ответ аргументируйте ссылками на конституции.

3.Какие органы осуществляют охрану конституций в Республике Беларусь, на Украине и в Казахстане? Каковы их полномочия?

4.К какому виду относится Республика Беларусь, Украина и Казахстан с точки зрения классификации государств на децентрализованные, относительно децентрализованные и централизованные? Ответ аргументируйте ссылками на соответствующие статьи конституции.

5.Какие формы парламентского контроля над деятельностью правительства предусмотрены конституциями Республики Беларусь, Украины и Казахстана?

6.Предусмотрена ли конституциями Республики Беларусь, Украины и Казахстана процедура импичмента в отношении президентов этих стран? Подтвердите ваш ответ соответствующими положениями конституций.

Тестовые задания для самоконтроля по теме

«Основы конституционного права стран СНГ

(на примере Республики Беларусь, Украины и Казахстана)

1.Верховная Рада Украины, избранная 1 апреля 1998 г. до 12 мая 1998 г. не начинает пленарные заседания, т.к. не может из-за партийных разногласий избрать председателя и сформировать постоянные комиссии. Президент республики:

а) вправе распустить парламент;

б) обязан распустить парламент.

2.Территориальная громада на Украине – это:

а) местный представительный орган;

б) административно-территориальная единица;

в) община, осуществляющая местное самоуправление.

3. Верховная Рада Украины большинством голосов потребовала от Президента уволить министра строительства в отставку в связи с перерасходом средств на реконструкцию стадиона. Обязан ли Президент выполнить это требование?

а) обязан;