Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 23

 

Поиск            

 

Рует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного

 

             

Рует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного

ВВЕДЕНИЕ

В жизнедеятельности современного общества особое место принадлежит конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются, прежде всего, тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором строится правовая и политическая система общества.

Конституция является порождением нового времени, хотя история самого термина начинается со времен Древнего Рима, когда термин «конституция» (от латинского «constituio» - установление) обозначал определенный вид актов императора. В современном понимании конституции возникли в XVII в. как результат борьбы народных масс и буржуазии против феодализма. Конституция рассматривалась в качестве основного документа государства, призванного ограничить пределы государственной власти и обеспечить защиту прав и свобод личности. Первая Конституция появилась в 1787 г. в США. В 1791 г. была принята Конституция Франции, в 1793 г.- Польши. Все они вобрали в себя базовые принципы, сформировались в обществе в XVII - XVIII вв.

Вне всякого сомнения, конституция - явление демократического порядка, поскольку устанавливает равноправие граждан, определенные права и свободы, ограничивает произвол государства, его должностных лиц и представителей. Ее принятие, а тем более последовательная реализация, является фактором стабильности, определенности в развитии общественных отношений.

Конституция, выполняя роль «главного регулятора», осуществляет обобщенную регламентацию наиболее массовых и социально значимых общественных отношений. Ее положения в значительной мере политизированы, ибо регулирование осуществляется на основе учета интересов носителей конкретных социально-политических ценностей, реальной социально культурной среды, международной обстановки и внешнеполитических приоритетов, реакции общественного мнения. Конституционные положения содержат концентрированное нормативное выражение принципов внутренней и внешней политики государства.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что Конституция Республики Беларусь обрела определенную устойчивость и дала мощный импульс для становления новой белорусской государственности. Несомненно, и ее влияние на развитие всей правовой системы, всего белорусского законодательства. За прошедшее время законодательство Республики Беларусь существенно обновилось и стало занимать ведущее положение в регулировании общественных отношений. Конституция отразила качественные изменения в социальной политике государства: исключен классовый подход к различным слоям населения, закреплены институты частной собственности и свободного предпринимательства, которые типичны для экономики, основанной на свободном рыночном хозяйстве.

Конституция встала на путь юридического равноправия всех субъектов Республики Беларусь как в отношениях друг с другом, так и в отношениях с государством, взяв за основу приоритет прав человека. Обязанность соблюдать Конституцию касается всех органов государственной власти, местного управления и самоуправления, должностных лиц и граждан, что имеет особое значение для обеспечения законности, стабильности и правопорядка в государстве и обществе.

Основной целью курсовой работы является изучение сущности Конституции Республики Беларусь, как Основного закона государства, имеющего высшую юридическую силу.

В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи :

1. Определение понятия Конституции.

2. Раскрытие основных черт и характеристика юридические свойств Конституции Республики Беларусь.

3. Анализ этапов развития и становления Основного закона государства.

4. Рассмотрение основ и структуры Конституции Республики Беларусь.

На основании проделанной работы подвести общий итог проделанной работы.

1. ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

1.1. Понятие, сущность и функции Конституции

Конституция – Основной Закон государства, выражающий волю народа и закрепляющий основы конституционного строя и политики государства, основы правового положения личности, политико - территориальное и административное устройство, систему и виды органов государства, принципы их организации и деятельности, порядок принятия Конституции и Законов Республики Беларусь. В самом общем виде конституцию можно определить как Основной Закон государства, обладающий высшей юридической силой. Конституция является государственно-правовой моделью общества и является документом особого политического и правового значения. Особое место Конституция Республики Беларусь уделяет правовому статусу человека. Наряду с вышеизложенным следует отметить, что в настоящее время определение Конституции Республики Беларусь получило законодательное оформление в законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». В соответствии с ним, «Конституция - Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений».

Раскрытие сущности конституции связано с познанием той субстанции, которая в ней заложена, выявлению тех целей, к которым должно стремиться общество и государство. По мнению достижению немецкого политического деятеля Фердинанда Лассаля сущность конституции состоит в фактическом отношении, силы, существующие в данном обществе. Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора: все члены общества заключили договор в виде конституции о том, на каких основаниях учреждается данное общество и по каким правилом оно живет. Согласно этим концепциям конституция – выражение суверенитета народа, проявление его единой воли. Трактовка сущности Конституции как общественного договора выразилась в том, что Конституция Республики Беларусь начинается словами: «Мы народ Республики Беларусь (Беларуси) принимаем настоящую конституцию». Сущность конституции проявляется как самоограничение государственной власти, отраженной в конституции во избежание допущения произвола и деспотизма по отношению к обществу, области прав и свобод человека и гражданина. Действующая Конституция Республики Беларусь по своему источнику предстаёт как народная конституция, поскольку принята народом на референдуме, а не установлена государством. Сущность конституции также заключается в утверждении общедемократических начал, предполагает возможность жить в государстве в качестве полноправных граждан всем членам общества, предоставляет право в легальных формах проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое и политическое многообразие. Часто Конституция принимается в острейшей политической борьбе, противоборстве различных сил и выражаемых ими взглядах. По­этому нередко конституция - это итог компромисса между ними, например, между правящими силами и оппозицией. В этой связи вполне уместным будет определение сущности конституции как юридически закрепляющей общественное согласие, которое ос­новывается на личной и политической свободе.

Сущность современной конституции обусловливается, прежде всего, её содержанием, степенью демократизма, тем насколько в ней учтены интересы всех социальных слоев общества и конкретных индивидуумов. В этом смысле сущность Конституции Республики Беларусь заключается в том, что она:

1) Выражает волю народа;

2) Является основным законом государства;

3) Обладает наивысшей юридической силой;

4) Является политическим и идеологическим документом.

Конституция, как политико-правовой документ играет в жизни общества весьма важную роль, которая проявляется в её функциях. Функции Конституции Республики Беларусь – основные направления её воздействия на общественные отношения, т.е. её общественное предназначение и способы его реализации. Виды функций, выполняемых Конституцией:

1. Юридическая - Основной Закон государства, главный источник права, база текущего законодательства, обладает наивысшей юридической силой и регулирует наиболее важные общественные отношения.

2. Политическая – определяет политическое устройство государства, регулирует политический процесс в обществе, служит правовой основой политической системы, определяет отношения государства с гражданами.

3. Идеологическая – отражает господствующую в обществе социально политическую доктрину, определяет мировоззрение, прививает гражданам уважение к Закону, общепринятым в мире ценностям.

1.2 Основные черты и юридические свойства Конституции

Основные черты и юридические свойства Конституции Республики Беларусь отражают её особое место в системе права и специфику механизма конституционного регулирования наиболее важных общественных отношений.

Принципы Конституции Республики Беларусь – исходные основополагающие начала, положения, которые предопределяют и характеризуют её сущность и содержание. Конституцию как правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в системе права, от всех других нормативных правовых актов отличают следующие черты:

1. Прямое действие Конституции: нормы конституции обязательны для органов законодательной, исполнительной и судебной власти, органов
местного управления и самоуправления; каждый гражданин, который считает свои права нару­шенными, ссылаясь на статью конституции, может обратиться в суд. Сфера воздействия конституции затрагивает все области жизни общества – политическую, экономическую, социальную и духовную.

2. Легитимность Конституции, т.е. особый субъект, который её принимает или от имени которого она принимается (парламент, учредительное собрание или референдум). Легитимный характер Конституции Республики Беларусь 1994 г. Проявлялся в том, что она была принята Верховным советом Республики Беларусь. Легитимность изменений, внесенных в Конституцию Республики от 24 ноября 1996 г. и от 17 октября 2004 г., проявились в том, что они были приняты на Всебелорусском референдуме.

3. Реальность – очень важный принцип Конституции, который зависит от политической, экономической и социальной стабильности, укрепления режима законности и правопорядка. Конституция и действительность должны быть едины.

4. Перспективность Конституции проявляется в том, что, закрепляя результаты, достигнутые государством и обществом, она содержит программные положения, включенные в преамбулу, определяет тенденции и основные направления развития общества и государства, отраженные в разделе «основы конституционного строя».

5. Преемственность Конституции – сохранение роли Конституции как Основного закона государства, обеспечении её верховенства в системе законодательства, обогащение традиционных институтов. Конституция выступает юридическим отражением хода исторического процесса в целом и конкретного этапа развития общества и государства в частности. Идея преемственности содержится в преамбуле Конституции Республики Беларусь: «…опираясь на многовековую историю белорусской государственности…».

Система права предопределяет юридическую специфику Конституции и выражается в:

1. Конституция носит учредительный характер основ государственного и общественного строя, механизма осуществления государственной власти. Все ее предписания (установления) являются первичными и им не могут противоречить другие акты, из­даваемые государственными органами.

2. Верховенство Конституции Республики Беларусь предопределяется всей системой права и отражается в утверждении конституционного строя, к стремлению к созданию правового государства. Верховенство Конституции означает подчинение государства Конституции, праву, сообразованная с её основными устоями деятельность государственных, общественных структур и граждан во всех сферах жизни.

3. Высшая юридическая сила означает, что законы и иные нормативные правовые акты не должны противоречить Конституции Республики Беларусь и что все органы государства, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию.

4. Конституция является основой всей системы права . Конституция – Основной закон государства. Конституции не должны противоречить заключаемые государством международные договоры, а вместе с тем законодательство не должно противоречить общепризнанным принципам и нормам международного права. Конституция является основополагающим источником всех отраслей права и представляет юридическую базу для всего текущего законодательства. Она определяет весь процесс правотворчества: устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.

5. Стабильность Конституции проявляется в незыблемости её предписаний, в сохранении высокой степени устойчивости и неподверженности воздействию политических сил, меняющихся у власти. Стабильность и жесткость Конституции не только не исключает возможность её изменения, но и предполагает приведение её в соответствие с новыми условиями действительности. Поэтому оптимальное сочетание норм-целей и норм конкретного характера способствует устойчивости Конституции, мягкой трансформации её норм с учетом складывающихся политических, экономических и социальных условий.

6. Конституция имеет особый порядок охраны . Охрана Конституции представляет собой совокупность контрольно-надзорных полномочий и мер со стороны государственных органов, обладающих правом проверки содержания нормативных правовых актов и действий субъектов права на предмет соответствия их Конституции Республики Беларусь. В этом задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих охрану в различных формах. Статья 79 Конституции закрепляет, что Президент Республики Беларусь является гарантом Конституции. При принятии присяги он обязуется соблюдать и защищать Конституцию. Важную роль в охране Конституции играет конституционный суд, который дает заключение о соответствии законов и иных нормативно правовых актов Конституции.

7. Конституцию отличает особый усложненный порядок принятия, пересмотра и внесения поправок . Конституция принимается в особом порядке и особым субъектом – парламентом или на референдуме; она может быть изменена лишь конституционно правомочным органом, в особом порядке и таким актом, который обладает равной с Конституцией юридической силой. Конституция Республики Беларусь принята 15 марта 1994 г. Верховным Советом Республики Беларусь, изменения и дополнения внесены на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года и 17 ноября 2004 года.

2. КОНСТИТУЦИЯ – ОСНОВНОЙ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2.1. Этапы конституционного развития в Республике Беларусь

За всю историю развития Республики Беларусь было принято пять Конституций: в 1919, 1927, 1937, 1978 и 1994 гг. Всю историю развития Конституции можно разделить на два этапа: I этап - советский (1919 г. - конец 80-х - начало 90-х годов), связанный с эволюционным путем конституционного строительства БССР; II этап - постсоветский (1991 г. - настоящее время), связанный с принятием Декларации Верховного Совета «О государственном суверенитете Республики Беларусь», которая провозгласила «полный государственный суверенитет Республики Беларусь», имевший статус Конституционного закона, Конституции Республики Беларусь 1994 г., в которую 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. были внесены дополнения и изменения.

Первая Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии (ССРБ) была принята на I съезде Советов Белоруссии 3 февраля 1919 г. Ее содержание было пронизано идеей диктатуры пролетариата, которая и была непосредственно закреплена в Конституции. В положениях Конституции развивались идеи представительной демократии, и в частности было провозглашено: "Вся власть в пределах Социалистической Советской Республики Белоруссии принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах"; "Верховная власть в Социалистической Советской Республике Белоруссии принадлежит Съезду Советов Белоруссии, основной формой работы которого была сессия, а в период между съездами - Центральному Исполнительному Комитету". В Конституции не раскрывалась компетенция Съезда Советов Белоруссии, за исключением того, что Съезд избирает ЦИК "в числе не свыше 50 человек". Именно Съезд Советов в период своей работы являлся высшим представительным и правотворческим органом. Съезд должен был созываться не реже двух раз в год. Предусматривалась также возможность созыва чрезвычайных съездов Советов. В период между съездами высшей властью республики являлся ЦИК Белоруссии как высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган. Основной задачей Конституции 1919 г. являлось установление диктатуры пролетариата в целях уничтожения буржуазии и построения социализма, а также провозглашения полновластия Советов. Эта Конституция провозгласила отмену частной собственности на землю, объявила национальным достоянием леса, недра, воды, закрепила союз рабочего класса с крестьянством, равноправие наций и народностей. Также Конституция предусматривала отстранение эксплуататоров от осуществления власти и введения всеобщей трудовой повинности.

Вторая Конституция Белорусской Социалистической Советской Республики была принята 11 апреля 1927 г. VIII Всебелорусским съездом Советов. К этому времени был образован Союз Советских Социалистических Республик (30 декабря 1922 г.), в 1924 г. принята Конституция СССР, явившаяся основой для принятия республиками, вошедшими в его состав, своих основных законов. Важнейшими новшествами Конституции 1927 г. являлись определение пределов и возможностей законотворческой деятельности высших и центральных органов государственной власти Белоруссии в соотношении с полномочиями аналогичных органов СССР, значительно более подробная регламентация их статуса и деятельности. В Конституции закреплялись конкретные "предметы ведения" верховных и центральных органов БССР. К числу верховных органов власти были отнесены Съезд Советов БССР и ЦИК. Очередные Съезды Советов БССР должны были созываться ЦИК один раз в год. Устанавливалось, что ЦИК ответственен перед Съездом Советов БССР. По Конституции Съезд Советов БССР хотя и получил определение верховного органа власти, однако не обладал верховенством по всем вопросам правотворчества. ЦИК БССР являлся законотворческим органом по широкому кругу вопросов. Центральные органы власти республики - Президиум ЦИК и Совет Народных Комиссаров также наделялись компетенцией в сфере законотворческой деятельности. Президиум ЦИК в период между сессиями ЦИК являлся "высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти Белорусской Социалистической Советской Республики". СНК как центральный постоянно действующий орган власти являлся законодательно-распорядительным органом БССР. В целом была сохранена преемственность прежней Конституции, закреплены права трудящихся в общественной и политической жизни общества.

Конституция БССР принятая 19 февраля 1937 г. полностью соответствовала Конституции СССР 1936 г. В ней провозглашалось, что вся власть в БССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся, но все наиболее важные вопросы государственной жизни были отнесены к компетенции СССР. Высшим органом государственной власти республики впервые провозглашался Верховный Совет, который избирал Президиум и создавал правительство – Совет Народных Комисаров БССР. Существенным образом была изменена избирательная система. Провозглашалось, что выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся (Верховный Совет БССР, окружные, районные Советы депутатов и т.д.) осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Организация высших органов государственной власти претерпела значительные изменения. Прекратила существование система съездов Советов. Законодательная власть стала принадлежать исключительно Верховному Совету БССР. Верховный Совет работал в сессионном порядке и, таким образом, не являлся постоянно действующим органом. Очередные сессии созывались два раза в год. Постоянно действующим высшим органом государственной власти являлся Президиум Верховного Совета. В случае необходимости в период между сессиями Верховного Совета его Президиум мог внести изменения в действующее законодательство с последующим утверждением на очередной сессии Верховного Совета. Впервые было произведено разграничение между органами государственной власти и центральными органами государственного управления.

В Конституции БССР 1978 г. прежней осталась система органов государственной власти и управления. Высшими органами государственной власти и управления по-прежнему были Верховный Совет, функционирующий в сессионном порядке, и Президиум Верховного Совета - постоянно действующий орган представительной власти. Верховный Совет БССР как высший орган государственной власти БССР стал «правомочен решать все вопросы, отнесенные Конституцией СССР и настоящей Конституцией к ведению Белорусской ССР», была определена исключительная компетенция Верховного Совета. Таким образом, Основной Закон 1978 г. отдавал приоритет Верховному Совету над всеми остальными органами, относящимися к другим ветвям власти. В области экономики закреплялось плановое ведение хозяйства.

Конституция 1978 г. в 90-е годы превращалась в архаичный документ. Это в решающей мере обусловливалось тем, что в конце 80-х - начале 90-х годов в общественном сознании встала проблема обретения республиками бывшего СССР государственного суверенитета, устранения монополии одной партии на власть, утверждения политического и экономического плюрализма. Изменения в Конституции 1978 г. были направлены на обеспечение разделения властей, принципов формирования правового государства и суверенитета Беларуси. 27 июля 1990 года была принята Декларация Верховного Совета «О государственном суверенитете Республики Беларусь». Декларация провозгласила «полный государственный суверенитет Республики Беларусь как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях». Декларация стимулировала принятие целого ряда новых законодательных актов Республики Беларусь, которые закрепили полновластие народа (27 февраля 1991 г. был принят Закон «Об основных принципах народовластия в Республике Беларусь»). В дальнейшем, 25 августа 1991 г., Декларации о государственном суверенитете специальным законом был придан статус конституционного закона, на основании которого были внесены изменения и дополнения в Конституцию 1978 г.

Принятию Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. предшествовали следующие процессы: обновление общественного строя; начало перехода экономики на рыночную систему; допущение разнообразных форм собственности, развитие плюрализма; непосредственная реализация власти народом; расширение безопасности и сотрудничества с мировым сообществом; в науке – переход от марксистской концепции к общечеловеческой концепции прав человека. Конституция Республики Беларусь 1994 г. представляет собой принципиально новый документ, в котором закрепляется гуманная ориентация развития Белорусского общества. Работа над текстом Конституции продолжалась почти 4 года. Это было время творческого научного поиска оптимального решения правовой проблемы - создание нового Основного Закона, ориентированного на человека, его достоинство, права и свободы. Именно во имя максимально эффективного решения этих задач и создавалась новая система государственной власти, определялись принципы взаимоотношений государства и общества, государства и гражданина. Согласно Конституции 1994 г. высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти в Республике Беларусь являлся Верховный Совет. Он состоял из 260 депутатов, которые избирались сроком на пять лет. В статье 6 Конституции было закреплено разделение властей в государстве на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. В систему государственных органов были введены новые органы: Президент Республики Беларусь (по статусу Глава государства и глава исполнительной власти), Конституционный суд Республики Беларусь (был отнесен к органам контроля и надзора), Контрольная палата Республики Беларусь. Конституция Республики Беларусь 1994 г. закрепляла за высшим представительным органом право принимать законы, принимать и изменять Конституцию.

Необходимость конституционной реформы в 1996 г. обусловливалась объективными факторами. В Конституции Республики Беларусь в редакции 1994 г. изначально был заложен дисбаланс функций и полномочий Верховного Совета и исполнительной власти, возглавляемой Президентом Республики Беларусь. В противоречие с основополагающим принципом разделения властей, который исходит из требования равенства ветвей власти и их самостоятельности, Верховный Совет рассматривался в качестве органа, стоящего, прежде всего над властью исполнительной. Таким образом, Верховный Совет доминировал над двумя другими ветвями власти. Он выступал не только в качестве одной из ветвей власти, но и по собственному усмотрению мог устанавливать, определять и изменять полномочия всех других органов. Обладая правом вносить любые изменения в Конституцию и законы, признавать законы утратившими силу, Верховный Совет фактически имел неограниченную возможность принятия решений по любому вопросу. Поэтому не случайно наиболее существенные изменения в новой редакции Конституции претерпел раздел IV, посвященный организации и деятельности высших органов государства - Президента, Парламента, Правительства и судов. Произошло перераспределение полномочий между указанными органами, их уточнение.

Конституционная реформа 1996 г. выразилась в установлении сбалансированных полномочий ветвей власти: возложении на Президента функций Главы государства, гаранта Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина; в учреждении двухпалатного Парламента (Палаты представителей и Совета Республики); в повышении роли Правительства - Совета Министров в системе ветвей власти и усилении его ответственности за состояние и развитие экономики, социально-культурной и административно-политической сфер деятельности. В результате внесения в Конституцию Республики Беларусь изменений и дополнений законодательная власть больше не находится в привилегированном положении. Парламент приобрел более свойственное ему название, означающее окончательный отказ от советской модели высшего органа государственной власти, и более совершенную структуру, которая соответствует устоявшимся стандартам парламентаризма. Представительный и законодательный орган Республики Беларусь по Конституции в редакции 1996 г. называется Парламентом - Национальным собранием Республики Беларусь, который состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики. Принятие Конституции в редакции 1996 г. создало правовую основу для динамичного развития общества и государства, эффективной работы каждой из ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной).

Республиканский референдум, прошедший 17 октября 2004 года внес изменения в ст. 81 Конституции о том, что одно и тоже лицо может быть Президентом Республики Беларусь не более двух сроков.

2.2. Структура Конституции республики Беларусь

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

В основе обобщения конституционных норм в разделы, главы лежит единство предмета регулирования, т.е. связанность норм единством общественных отношений, на которые они воздействуют. В основе определения последовательности расположения в конституции этих комплексов норм лежат факторы основанные на учете взаимосвязи этих норм друг с другом, мотивы первичности и производности норм друг от друга. В определенном аспекте в последовательности расположения норм проявляются концепции, заложенные в конституции. Поэтому осмысление структуры конститу­ции важно для понимания этих концепций, связей от­дельных институтов, уяснения отраженных в ней начал, характеризующих производность одного института от дру­гого. Учет структуры конституции является непременным элементом квалифицированной правоприменительной дея­тельности.

Конституции представляет собой систему группи­ровку конституционных норм в разделы и главы. Структура Конституции Республики Беларусь является стан­дартной: она имеет преамбулу, основную часть и заключительные переходные положения. Конституция содержит девять разделов, восемь глав и сто сорок шесть статей. В целом Конституция выглядит следую­щим образом:

Преамбула

Мы, народ Республики Беларусь (Беларуси),

исходя из ответственности за настоящее и будущее Беларуси,

сознавая себя полноправным субъектом мирового сообщества и под­тверждая свою приверженность общечеловеческим ценностям,

основываясь на своем неотъемлемом праве на самоопределение,

опираясь на многовековую историю развития белорусской государ­ственности,

стремясь утвердить права и свободы каждого гражданина Респуб­лики Беларусь,

желая обеспечить гражданское согласие, незыблемые устои народо­властия и правового государства,

принимаем настоящую Конституцию - Основной Закон Республики Беларусь.

Основная часть Конституции Республики Беларусь включает разделы, главы:

Раздел I . Основы конституционного строя.

Раздел II . Личность, общество, государство.

Раздел III . Избирательная система. Референдум.

Глава 1. Избирательная система.

Глава 2 . Референдум (народное голосование).

Раздел IV . Президент, Парламент, Правительство, Суд.

Глава 3. Президент Республики Беларусь.

Глава 4 . Парламент - Национальное собрание.

Глава 5. Правительство - Совет Министров Респуб­лики Беларусь.

Глава 6. Суд.

Раздел V . Местное управление и самоуправление.

Раздел VI. Прокуратура. Комитет государственного контроля

Глава 7. Прокуратура

Глава 8. Комитет государственного контроля

Раздел VII. Финансово-кредитная система Республики Беларусь

Раздел VIII. Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения

Раздел IX. Заключительные и переходные положения.

Преамбула предваряет основную часть Конституции. В сжатой, концентрированной форме в ней закрепляются основные идеи (прин­ципы), которыми должно руководствоваться государство в процессе государственного строительства (неотъемлемость права народа на са­моопределение: утверждение прав и свобод граждан; обеспечение гра­жданского согласия; незыблемость устоев народовластия; правовое государство и др.). Преамбула Конституции Республики Беларусь не может рассмат­риваться как декларация. Исходя из ее содержания, тех фундаменталь­ных принципов, которые в ней содержатся, в целом верховенства всего текста Конституции (см. ст. 137 и др.) можно утверждать об обязанно­сти государственных органов, должностных лиц, граждан руководство­ваться ими при осуществлении правотворческой и правоприменитель­ной деятельности. Значение текста преамбулы состоит в том, что ее положения имеют фундаментальное (базовое) значение для уяснения смысла других норм Конституции.

В первом разделе раскрываются основы конституционного строя, который включает по­литическую систему, экономическую систему, социальную систему, духовно-культурную систему общества. Статья 1 Конституции определяет Республику Бела­русь как унитарное, демократическое, социальное, правовое государство, содержанием которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Закрепляется взаимную самостоятельность и независимость человека, гражданина и государства, объединенные в понятии суверенитета, который проявляется в трех формах:

1. Народный суверенитет – выше народной власти нет никакой иной власти - это власть высшей инстанции. Носителем суверенитет является народ.

2. Национальный суверенитет – право народа, нации, народности определять свою судьбу. Суверенитет существует, пока есть народ, нация, государство.

3. Государственный суверенитет – верховенство государственной власти: исключительное право на решение внутренних и внешних дел.

Раздел второй посвящен правам, свободам и обязанностям человека и гражданина. Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства, при этом каждый имеет право на труд, как наиболее достойный способ самоутверждения, на отдых, на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье, постоянное улучшение необходимых для этого условий. Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международны­ми обязательствами государства. Гражданами Республики Беларусь на основании ст. 8Закона о гражданстве являются лица:

1. состоящие в гражданстве Республики Беларусь на день вступления в силу Закона о гражданстве, т.е. на 17 августа 2002 г.;

2. лица, которые приобрели гражданство Республики Беларусь в соответствии с Законом о гражданстве от 1 августа 2002 г. (гл. 2 и 5 Закона: по рождению, в порядке регистрации, в результате приема в гражданство и по усыновлению, опекунстве, соглашению родителей о белорусском гражданстве ребенка);

3. лица, которые приобрели гражданство Республики Беларусь в соответствии с международными догово­ренностями.

В разделе третьем фиксируются основные положения, касающиеся избирательной системы и референдума. Нередко в Конституциях других стран эти положения отсутствуют. Избирательная система - это установленный законодательством механизм формирования органов государственной власти и местного самоуправления с помощью выборов, который включает:

1. закрепленную в законодательстве систему органов, на которые возложены полномочия по организации и про­ведению выборов;

2. избирательный процесс как урегулированную законами
и иными нормативными правовыми актами деятельность избирателей, политических партий, кандидатов, средств массовой информации на различных стадиях или этапах выборов.

Принципы избирательной системы Республики Беларусь: всеобщность выборов; свободное участие в выборах; равное воздействие избирателей на результаты изби­рательной процедуры; тайное голосование; гласность при подготовке и проведении выборов; сочетание прямых и косвенных выборов.

Стадии избирательного процесса, т.е. необходимые этапы, по которым организуются и проводятся выборы:

1. Назначение выборов: выборы Президента Республики Беларусь назначаются Палатой представителей Национального собрания не позднее чем за 5 месяцев и проводятся не позднее чем за 2 месяца до истечения срока полномочий; выборы в Палату представителей и Совет Республики Национального собрания назначаются Президентом не позднее чем за 4 месяца и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий палат действующего созыва; выборы в местные Советы депутатов также назначаются Президентом не позднее, чем за 4 месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий местных Советов депутатов действующего созыва.

2. Установление (образование) избирательных округов – избирательных территориальных единиц, образуемых для проведения выборов.

3. Образование избирательных участков - территориальных единиц, образуемых для голосования и подсчета голосов.

4. Составление (уточнение) списков избирателей, в которые входят граждане Республики Беларусь, достигшие ко дню или в день проведения выборов, референдума, голосования об отзыве депутата 18 лет, постоянно или временно проживающие к моменту составления списка на территории данного участка для голосования и имеющие право участвовать в соответству­ющем мероприятии.

5. Формирование избирательных комиссий: центральной, территориальной, окружной, районной, городской и участковой,

6. Выдвижение и регистрация кандидатов: ст.60 Избирательного кодекса закрепляется положение о том, что кандидаты в Президенты Республики Беларусь выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей. Выдвижение кандидатов в Президенты Республики Беларусь начинается за 80 дней и заканчивается за 50 дней до выборов; право выдвижения кандидатов в депутаты Палаты представителей принадлежит политическим партиям, трудовым коллективам, а также гражданам путем сбора подписей. Выдвижение кандидатов в депутаты начи­нается за 70 дней и заканчивается за 40 дней до выборов. Кандидатами в депутаты местных Советов депута­тов могут быть выдвинуты граждане, проживающие или работающие на территории соответствующего местного эта депутатов, а также работающие в организациях, расположенных на территории другого местного Совета депутатов, но связанных с социальным развитием террито­рии данного местного Совета депутатов.

7. Предвыборная агитация - деятельность граждан Республики Беларусь, общественных объедине­ний, трудовых коллективов по подготовке и распростра­нению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании «за» или «против» тех или иных кандидатов.

8. Голосование в нем реализуется воля граждан. Голосование на выборах в Республике Беларусь проводится в один из выходных дней с 8 до 20 часов. О времени голосования участковые комиссии оповещают избирателей не позднее, чем за 10 дней до дня его прове­дения через средства массовой информации.

9. Подсчет голосов и подведение итогов выборов.

Референдум - это народное голосование в целях приня­тия решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни, который носит обязательный и консультативный характер. Субъектами права инициирования проведения республиканского субботника являются: Президент Республики Беларусь, Палата представителей и Совет Республики, граждане Республики Беларусь.

Раздел четвертый , посвященный статусу государственных органов, изложен с учетом принципа разделения властей. Здесь идет речь о полномочиях Главы государства, Парламента, Правительства, органов судебной власти. Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа и гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международны­ми организациями, принимает меры по охране суверените­та Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаи­модействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Являясь Главой государства, Президент Республики Беларусь не входит ни в одну из ветвей власти. Выпол­няя задачи, возложенные на него Конституцией Республики Беларусь, Президент обеспечивает необходимое согласова­ние деятельности различных ветвей власти, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму. Президент определяет структуру и формирует Прави­тельство, образует Администрацию, Президентский Совет, Совет руководителей местных органов исполнительно власти при Президенте, Правовой консультативный Совет при Президенте, Национальный центр законопроектной деятельности при Президенте и другие органы. Законодательные органы - это такие органы го государства, на которые в соответствии с принципом разделения властей возложена законодательная, нормотворческая деятельность. Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Исполнительные органы - это органы, которые осу­ществляют государственную власть в форме организации исполнения законов. Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство - Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган государственно­го управления. Правительство в своей деятельности по­дотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь. Исполнительными органами государственного управле­ния на местах являются исполнительные комитеты: обла­стные, Минский городской, районные, городские (городов областного подчинения), городские (городов районного подчинения), администрации района в городах, поселко­вые, сельские исполкомы. Исполнительные комитеты всех уровней входят в систему органов исполнительной власти являются исполнительными и распорядительными орга­нами на местах. Судебные органы, суды, осуществляют судебную власть, которая является независимой и самостоятельной от государственной власти. Судебная власть в Республике Беларусь осуществляется общими, хозяйственными судами и Конституционным Судом.

Пятый раздел касается местного управления и самоуправления. Излагаются наиболее важные аспекты организации и деятельности, полномочий местных Советов, исполнительных и распорядительных органов, их взаимоотношения с другими властными структурами. Наиболее полно понятие и принципы местного самоуп­равления изложены в Европейской Хартии о местном с самоуправлении (1985). В соответствии со ст. 3 Хартии под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентиро­вать значительную часть государственных дел и управлять ими, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Местное самоуправление в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом от 20 февраля 1991 г. № 617-XII в редакции от 10 января 2000 г. № 362-3 «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», с и доп. и другим законодательством с учетом особенностей развития административно территориальных единиц. В соответствии со ст. 3 данного Закона система местного самоуправления включает: местные советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые уличные, поселковые сельские комитеты и другие органы, в том числе и единоличные).

В шестом разделе содержатся нормы, регламентирующие деятельность двух государственных органов - Прокуратуры и Комитета государственного контроля.

Статья 125 Конституции Республики Беларусь уста­навливает, что «надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных норматив­ных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительны­ми и исполнительными органами, предприятиями, органи­зациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Ге­нерального прокурора Республики Беларусь и подчинен­ных ему прокуроров». Закон «О Прокуратуре Республики Беларусь» устанав­ливает, что прокуратура Республики Беларусь - единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным ис­полнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функ­ции, установленные законодательными актами. Деятельность прокуратуры основывается на принципах законности, равенства всех граждан перед законом, независимости прокурора, подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, гласности, обя­зательности исполнения требований прокурора. Органы Прокуратуры, имеющие строгую централизацию, призваны осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов и указов, иных нормативных актов подведомственными Правительству и некоторыми другими органами, а также предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.

Комитет государственного контроля - высший орган бюджетно-финансового контроля Республики Беларусь. Данный орган координирует контрольную дея­тельность республиканских органов государственного управления, осуществляющих бюджетно-финансовый кон­троль, подотчетных в своей деятельности органам Коми­тета государственного контроля. Правовой основой деятельности Комитета государ­ственного контроля являются Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь от 9 февраля 2000 г. «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь». В соответствии со ст. 129 Конституции Республи­ки Беларусь Комитет государственного контроля осу­ществляет контроль: 1)за исполнением республиканского бюджета; 2) за использованием государственной собственности; 3) за исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собствен­ности, хозяйственные, финансовые и налоговые от­ношения. Систему органов Комитета государственного конт­роля образуют:

1) Комитет государственного контроля Республики Беларусь;

2) территориальные органы - комитеты государственно­го контроля областей и города Минска.

Комитет государственного контроля Республики Беларусь имеет следующую структуру: председатель, первый заместитель, заместители, главные управления (управления), инспекции, отделы, секторы, группы.

Раздел седьмой Конституции содержит нормы, касающиеся финансово-кредитной системы Республики Беларусь. Финансово-кредитная система Республики Беларусь включает бюд­жетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства вне­бюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан. На территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика. Бюджетная система Республики Беларусь включает республикан­ский и местные бюджеты. Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых за­коном, других обязательных платежей, а также иных поступлений. Общегосударственные расходы осуществляются за счет республи­канского бюджета в соответствии с его расходной частью. В соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды. Порядок составления, утверждения и исполнения бюджетов и госу­дарственных внебюджетных фондов определяется законом. Отчет об исполнении республиканского бюджета представляется на рассмотрение Парламента не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года. Отчеты об исполнении местных бюджетов подаются на рассмот­рение соответствующих Советов депутатов в определенный законода­тельством срок. Отчеты об исполнении республиканского и местных бюджетов пуб­ликуются. Банковская система Республики Беларусь состоит из Национального банка Республики Беларусь и иных банков. Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег.

Важнейшее значение для определения места и роли Конституции, формирования всей правовой системы с учетом иерархии нормативных актов имеет раздел восьмой . В нем решаются вопросы действия Конституции и порядка ее изменения. Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декре­ты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция. В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет вер­ховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом. Вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента ичи не менее 150 ты­сяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. Закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее трех месяцев. Изменения и дополнения Конституции Парламентом не производят­ся в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть меся­цев полномочий Палаты представителей. Конституция, законы о внесении в нее изменений и дополнений, о введении в действие указанных законов, акты о толковании Конституции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат Парламента. Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большин­ство граждан, внесенных в списки для голосования. Разделы I, II, IV, VIII Конституции могут быть изменены только путем референдума.

Заключительные и переходные положения содержатся в разделе девятом Конституции. Ранее они содержались в Законе от 15 марта 1994 г. «О порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь». Данный раздел Конституции позволяет правовыми средствами обеспечить «переход» к реализации тех норм, которые не могут быть исполнены сразу с введением в действие Конституции. В этом разделе есть нормы, посвященные особенностям формирования, сохранения полномочий ранее созданных и вновь предусмотренных государственных органов.

2.3. Действие конституции Республики Беларусь, порядок её изменения и охраны

Конституция является главным, основным законом государства. Это значит, что на ее основе формируется вся система текущего законодатель­ства, в ней определяется компетенция государственных органов. По этой причине конституцию нередко называют ядром правовой системы. Часто в самой конституции указывается, в каких случаях, для дальнейшего разви­тия содержащихся в ней положений должны быть приняты законы. В белорусской Конституции ссылка на закон имеется около ста раз. Конституция воздействует на развитие правовой системы, определяет правотворческую компетенцию государственных органов, в ней опреде­ляются объекты правового регулирования. В Конституции закрепляются виды нормативных актов и их соподчиненность. Благодаря закрепленному в Конституции правовому статусу органов государственной власти, можно определить иерархию принимаемых ими нормативных актов. При этом следует иметь в виду, что сама конституция обладает верховенством по отношению ко всем иным правовым актам. Это ее важнейшее юридическое свойство. Соответствующие правила (о верховенстве конституции) закрепляются в самом Основном Законе. При­оритет конституции по отношению к иным актам также подкрепляется спецификой ее принятия, изменения или отмены. Правда, в истории бело­русского государства был случай, когда иному нормативному акту был придан более высокий юридический вес нежели Конституции. 25 августа 1991 г. Декларации Верховного Совета Республики Беларусь о государст­венном суверенитете был придан статус конституционного закона, обла­дающего более высокой юридической силой нежели конституция: при расхождении норм, содержащихся в Декларации и Конституции, приори­тет имели нормы первого документа.

В ч. 2 ст. 137 оговорен прин­цип приоритета Конституции по отношению к законам, декретам, указам, что указывает на её верховенство по отношению к актам Правительства (они должны базироваться на Конституции, законах, правовых актах Президента), других государственных органов. Каждый орган государственной власти имеет свои пределы ведения. Поэтому у государственного органа есть право принимать акты, базируясь исключительно на нормах Конституции. В этой связи не всегда принятие декрета или указа должно основываться на законе: такое право может вы­текать непосредственно из содержания текста Конституции. Соответствие декретов, указов, законов Конституции, а также взаимная иерархическая подчиненность в каждом конкретном случае мо­гут быть проверены в Конституционном Суде Республики Беларусь. В п. 1 ст. 97 Конституции специально выделено правомочие Палаты представителей рассматривать проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции. При этом следует иметь в виду, что указанные проекты эта палата может рассматривать лишь по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. Та­ким образом, в данном случае требуется инициатива от специально упол­номоченного на то субъекта.

Органы и лица, которые обладают правом законодательной инициативы, не могут в порядке реализации этой инициативы ставить вопрос перед Палатой пред­ставителей о корректировке Конституции либо ее толковании. Процедура внесения Президентом в Палату представителей проектов законов о внесении изменений и дополнений Конституции, о толковании Конституции в принципе аналогична внесению проектов законов. Что же касается народной инициативы, то соответствующее предложение должно исходить от 150 тыс. граждан Республики Беларусь.

Согласно ст. 139 Конституции закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее трех месяцев. Положение о том, что изменение или дополнение Конституции может осуществляться только после двух обсуждений и одобрений (голосований) с обязательным промежутком времени между ними, известно мировой конституционной практике. Такой порядок внесе­ния изменений в Конституцию получил название "двойной вотум". Смысл этой процедуры в том, что депутаты должны еще раз поду­мать, необходимы ли те изменения, за которые они первый раз прого­лосовали, не являются ли они конъюнктурными и, возможно, недос­таточно продуманными. Интервал между окончанием первого и началом второго чтения про­екта закона, которым вносятся изменения и дополнения в Конституцию, должен быть не менее трех месяцев. Данное правило считается соблюден­ным, если проект как при первом, так и при втором обсуждении будет идентичным. В противном случае будет нарушение указанного конститу­ционного требования. Согласно Регламенту Палаты представителей проект закона о вне­сении изменений и дополнений в Конституцию, подготовленный для рассмотрения, должен быть направлен депутатам Палаты представите­лей и другим субъектам, обладающим правом законодательной ини­циативы, не позднее чем за 20 дней до рассмотрения на заседании Па­латы представителей. Проект закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию докладывается в Палате представителей Президентом Республики Бела­русь или его представителем. Если проект внесен гражданами Республики Беларусь, то его согласно Регламенту Палаты представителей (ст. 176) докладывает Председатель Палаты представителей или его заместитель. На наш взгляд, такой подход не является правомерным, т.к. речь идет о народной инициативе и предпочтительнее, чтобы от имени инициатора выступал уполномоченный на то представитель, например, руководитель инициативной группы.

Решение о прекращении обсуждения по проекту закона принимается большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей.

В целях исключения какого-либо давления на волю депутатов преду­смотрена норма о недопустимости изменения и дополнения Конституции в период чрезвычайного положения. Особые условия (военная угроза, сти­хийные бедствия и т.п.) не должны влиять на конституционную стабиль­ность.

Запрет на изменение Конституции в последние шесть месяцев полно­мочий Палаты представителей предотвращает принятие решений в угоду сиюминутным интересам (например, исходя из оценки предвыборной си­туации в стране).

Законы о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о введе­нии в действие указанных законов, о толковании Конституции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от полного состава каждой из палат Парламента. Это правило должно действовать при прове­дении требуемых двух обсуждений и одобрений (голосований).

В Регламенте Палаты представи­телей предусмотрено, что проект закона о внесении изменений и дополне­ний в Конституцию докладывается в Палате представителей Президентом либо его представителем. Если же проект внесен гражданами Республики Беларусь, то его докладывает Председатель Палаты представителей либо его заместитель .

В целях обеспечения боль­шей стабильности Конституции и исходя из важности закрепленных осно­вополагающих положений предусмотрено, что разделы I, II, IV, VIII Кон­ституции могут быть изменены только путем народного голосования. Та­ким образом, Парламент не может принимать законы об изменении Кон­ституции. Вместе с тем не исключается право Парламента дополнять ука­занные разделы, однако такие дополнения не должны изменять суть поло­жений, содержащихся в разделах I, II, IV, VIII.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме «Конституция – Основной закон Республики Беларусь» можно сделать ряд выводов.

Конституция Республики Беларусь - Основной Закон государства, ориентированный на человека, его достоинство, права и свободы. Именно во имя максимально эффективного решения этих задач и создана новая система государственной власти, определены принципы взаимоотношений государства и общества, государства и гражданина. Конституция Республики Беларусь 1994 года - первая в истории страны полноценная конституция, признающая неотчуждаемость основных прав и свобод человека и предусматривающая демократизм организации публичной власти, ее правовой характер.

Конституция является фундаментом системы права, главным системообразующим фактором базой для кодификации и систематизации законодательства. На основе Конституции Республики Беларусь осуществляется упорядочение всей системы законодательства, его расистка и освобождение от устаревших норм. Комплексное развитие всех отраслей законодательства на базе новой Конституции обеспечивает наилучшие условия для формирования демократического правового государства, упрочения режима законности и правопорядка. Конституция белорусского государства надежная основа для проведения последовательных политических и социально-экономических преобразований.

Конституция Республики Беларусь - бесспорная и единственная в своем роде правовая гарантия стабильности политического и общественного строя, это генеральное соглашение между всеми социальными группами, включая власть, бизнес, общество в целом, о фундаментальных правилах, по которым живет страна.

Таким образом, можно сделать вывод: юридическая природа Конституции Республики Беларусь проявляется в ее чертах и юридических свойствах, которые отражают специфику ее нормативно-правового содержания. Каждая черта Конституции Республики Беларусь характеризует определенный аспект ее содержания как сложного, многопланового правового феномена.

Отличительными признаками нового Основного Закона Беларуси являются: 1) политический плюрализм; 2) закрепление в качестве экономической основы многообразие форм собственности; 3) установление равенства государства и гражданина, наличие у них взаимных обязательств; 4) закрепление в качестве вектора для развития текущего законодательства обеспечения приоритета общепризнанных принципов международного права; 5) разделение и взаимодействие властей; 6) прямой характер действия норм Конституции; 7) эффективная система восстановления нарушенных прав и свобод.

Практически во всех цивилизованных странах конституции возведены в ранг государственных святынь.

По-иному, очевидно, и быть может, если руководители государств, ведущие политики делают все, чтобы граждане искренне уважали конституцию своей страны, гордились ею.

Основной Закон Республики Беларусь - это важный фактор консолидации белорусского общества, сохранения в нем гражданского согласия, мира и стабильности. Основываясь на положениях Конституции, государство сумеет достойно выдержать любые испытания и добиться высокого европейского уровня жизни белорусского народа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11 февраля 2000 г., № 370-3, с изм. и доп. от 4 июля 2000 г., № 406-3, 4 января 2003 г. № 183-3, 6 октября 2006 г. № 166-3 // На­циональный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 25. 2/145, № 64. 2/181; 2003. № 8. 2/932; 2006. № 166. 2/1263.

2. Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменения­ми и дополнениями от 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Бела­русь. 1999. № 1. 1/0; 2004. № 188. 1/6032.

3. Закон Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. № 136-3 «О гражданстве Республики Беларусь», с изм. и доп. от 22 июня 2006 г. № 129-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. № 88. 2/885; 2006. № 106. 2/1231.

4. Закон Республики Беларусь от 9 февраля 2000 г. № 369-3 «О Комитете государственного контроля Республики Бела­русь», с изм. и доп. от 1 ноября 2004 г. № 340-3, 31 декаб­ря 2005 г. № 80-3, 29 июня 2006 г. № 137-3, 20 июля 2006 г. № 162-3 // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 2000. № 9. Ст. 53; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 18. 2/144; 2004. № 189. 2/1089; 2006. № 6. 2/1177, № 107. 2/1235, № 122. 2/1259.

5. Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. 361-3 «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» с изм. и доп. от 4 января 2002 г. 81-3, 1 ноября 2004 г. № 321-3, 2 ноября 2005 г. № 48-3, 16 мая 2006 г. 119-3, 29 июня 2006 г. № 137-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 7; 2/136; 2002. № 7. 2/830; 2004. 175. 2/1070; 2005. № 179. 2/1152; 2006. № 86. 2/1216, 107. 2/1235.

6. Закон Республики Беларусь от 21 февраля 1995 г. 3602-ХИ, в редакции от 7 июля 1997 г. 52-3 «О Президенте Респуб­лики Беларусь», с изм. и доп. от 9 июля 1999 г. № 285-3, 9 октября 2000 г. 428-3, 6 октября 2006 г. № 166-3 // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1995. 17. Ст. 179; 1999. 25. Ст. 426; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. 100. 2/203; 2006. № 166. 2/1263.

7. Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. 220-3 «О прокуратуре Республики Беларусь» // Национальный ре­естр правовых актов Республики Беларусь. 2007. N°. 119. 2/1317.

8. Василевич Г.А. Конституция Республики Беларусь: Науч.-практ. комментарий. Мн.: ГИУС БГУ, 2005, 487 с.

9. Василевич Г.А. Источники белорусского права: принципы, нормативные акты, обычаи, прецеденты, доктрина: Науч. издание. Мн.:ООО «Тесей», 2005, 136 с.

10. Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учеб. Мн.: УП «Книжный дом», 2003, Гл. 5. С. 61- 127.

11. Демичев Д.М. Конституционное право: Учеб. Пособие. Мн.: РУП «Издательство «Вышэйшая школа», 2004, Гл. 2. С. 17-25.

12. Козыревская Л.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учеб. Пособие в 2ч. Мн.: УО «Белорусский государственный экономический университет», 2004, Ч.1. С.6 – 30.

13. Курак А.И., Подупейко А.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учеб. издание. Мн.: Академия МВД Республики Беларусь, 2007, С. 7-14.