Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 23

 

Поиск            

 

из дисциплины “Страховое дело” студента ІІІ курса, дневной формы обучения, специальности “финансы”

 

             

из дисциплины “Страховое дело” студента ІІІ курса, дневной формы обучения, специальности “финансы”

Министерство образования и науки Украины

Ужгородский национальный университет

Экономический факультет

Кафедра финансов и банковского дела

Глобализация страховой отрасли: влияние глобализации страховой отрасли Венгрии и России на развитие страхового рынка Украины

из дисциплины “Страховое дело” студента ІІІ курса, дневной формы обучения, специальности “финансы”

Бачо Роберта Йосифовича

Научный руководитель:

Пойда-Носик Нина Никифоровна

Ужгород - 2004

Содержание

Вступление………………………………………………...…3

1. Основы глобализации и опыт страхового рынка Венгрии ..……4

2. Емкость и основные тенденции рынка страхования

жизни в России……...…………………………………………...13

3. Рынок страхования жизни Украины: проблемы остаются…….23

Выводы…………………………………………………………....…26

Перечень посланий………………………………………………...27

Вступление

Теоретические основы глобализации страхование в мире известно довольно давно, но на територию постсоветского пространства данное понятие появилось именно в начале 90-х годов ХХ столетия. В большинстве случаев понятие «глобализация» ассоциируется с транснациональными компаниями, доходами в миллиарды долл., сетью магазинов, которые охватывают мир словно «www»(World Wide Web) – интернет, который в эпоху информационного общества есть неотъемлемой долей жизни каждого человека. После распада Советского Союза, которому был присущий монополизм в сфере предоставления страховых услуг и ограничение страховых продуктов, настал период демократизации и рыночной трансформации страхового рынка, какому присуще разнообразие страховых услуг, диверсифицированный подход обслуживания страховых компаний к потребителям. Именно в последнее время страны постсоциалистического пространства стали в центре внимания иностранных компаний. Но рассматривая именно страховой рынок нельзя не обратить внимание на то, что в последние несколько лет просматривается продвижение на рынок всемирно известных страховых компаний. Среди них American International Group, Inc. (AIG), Generali, AXA, ING.

Целью этого а есть исследование процесса глобализации страхового бизнеса и оценка его последствий для страхового рынка России и Украины.

Для достижения поставленной цели исследование предусматривает решение следующих задач:

— теоретическое обоснование понятия глобализации в страховой отрасли;

— исследование процессов глобализации на страховых рынках Венгрии и России, которые, являясь ближайшими соседям со стороны Запада и Востока, влияют на развитие страховой отрасли в Украине;

— оценка роли глобализации в развитие страхового рынка Украины.

1. Основы глобализации и опыт страхового рынка Венгрии .

Концепция “глобального страхования” – концепция, согласно которой все риски многонациональной компании, независимо от их местонахождения и локализации, должны страховаться в одного страхователя[18].

Исходя из данного определения можно утверждать, что риски, которые возникают у филиалов и представительств покрываются не только тем филиалом или представительством, которые приняли риск, но и материнской компанией. Ведь этим самым филиалы не берут 100% ответственности при наступлении страхового случая, так как гарантом выступает материнская компания.

Под глобализацией страхового дела понимают неустанный рост доли международных компаний в осуществимые как страхование жизни(life insurance) так и других видов страхования (non-life insurance) в глобальном масштабе. С 1996 года участие всемирно известных страховых компаний AIG, ING, ALLIANZ, ABN AMBRO, AEGON неустанно возрастает.

Для подтверждения этого представлю некоторые данные, напечатанные в журнале Business Week в номере от 15 июля 2002 года, в котором опубликованные первые 1000 мировых лидеров по объемам реализации. American International Group (AIG) сравнительно с 2001 годом поднялась на 11 позицию (в 2001 была на 12 позиции), доля на рынке составила 175 млрд. $. , Allianz находится на 62 месте с долей в 55 млрд. $., АХА на 123 месте – 34 млрд. $, Aеgon на 140 – 30,5 млрд. $. Одной из самых больших перестраховочных компаний считается Swiss Reinsurance. В 2002 году она получила доход в сумме 31,5 млрд. и заняла 137 место, причем в 2001 году она занимала «лишь» 175 место[12].

Относительно вышеперечисленных компаний, то наиболее молодая из них — Allianz — занимается предоставлением страховых услуг уже 120 лет. Ведь и опыт в них есть незаурядный[21].

Для того чтобы оценить процесс глобализации страховой деятельности, следует охарактеризовать положительные и отрицательные последствия данного процесса.

К желательным последствиям глобализации можна отнести:

- повышение конкуренции, которая приводит как к уменьшению средней цены страховых продуктов, так и к повышению качества этих продуктов[17]. По данным Венгерской Страховой Лиги с 1996 по 2002 год в среднем цены на страховые продукты снизились на 8,5%, что есть довольно существенным действенным фактором привлечения дополнительных клиентов, так как закон спроса действовал, действует и в будущем будет действовать[1].

- страховая среда наполняется новшествами мирового страхового рынка (например, применение таких Internet – услуг как unit-liked, то есть доступ к частной информации о своем личном страховом договоре, который возможный только в интерактивном режиме с введением соответствующего кода доступа, которого знает только клиент)[1].

К отрицательным последствиям глобализации можна отнести:

- проблема для страховых надзоров — в частности, значительные сложности для надзора представляет вхождение страховых компаний в крупные финансово-промышленные корпорации. К примеру, если компания занята одновременно в банковской и страховой деятельностях, она может использовать свои суммарные активы для подтверждения финансовой устойчивости в обоих секторах одновременно, что затрудняет оценку реальной платежеспособности страховщика. Крупные транснациональные корпорации имеют возможность выбирать между странами с различной степенью строгости надзора и переводить туда основные страховые операции. Как правило, они избирают для этого оффшорные зоны. Существенные сложности, по словам эксперта, доставляет национальным органам надзора контроль за перестрахованием: наблюдается рост перестраховочных компаний, созданных транснациональными корпорациями в оффшорных зонах. Особую опасность для устойчивости всей финансовой группы в целом может представлять наличие в ней кэптивного перестраховщика, поскольку в этом случае риск остается внутри группы. В целом, регулирование деятельности конгломератов, является для европейских стран настолько серьезной проблемой, что Европейский Союз в 2003 г. по этому поводу принял специальную директиву, вступающую в силу в 2005 г. Она вводит координацию регуляторов и определяет, что основная ответственность по надзору за деятельностью конгломерата должна лежать на органе, регулирующем тот сектор, в котором конгламерат проявляет наибольшую активность[2].

- вывоз капитала за пределы определенного государства. Осуществляется этот процесс путем перестрахования. Например, фирма Х в стране А заключает договор перестрахования в стране В. Обычный вывоз капитала(вывоз прибыли компании за границы страны), как правило, облагается налогом из прибыли предприятий, но если «осуществить» страховой случай в договоре перестрахования в стране В, то фирма Х может вывести капитал из страны А к стране В без всяких ограничений, ведь выплата страхового возмещения не облагается налогом. Благодаря данной операции можно беспрепятственно вывозить капитал за границы определенного государства. Особый интерес связывает страховые компании Восточной Европы со странами Балтии, так как там (в Балтии) не предусмотрен надзор за перестрахованием. Отнесение расходов на страховку (например, финансовых или имущественных) на валовые расходы позволяет предприятиям не только экономить деньги, заключая договор реального страхования, но и выгодно обналичивать их или вывозить за рубеж в виде перестраховочных премий, минуя налогообложение. Например, в 2003 году объем вывозимых из Украины средств созрел своего максимума – перестраховщикам-нерезидентам ушло более 400 млн. $, из которых почти 75% посели на счетах компаний стран Балтии. Общий объем возврата по этим договорам перестрахования не превысил 2%[22].

- немедленное реагирование на колебание мировых бирж. Примером этого может быть выход из рынка Венгрии страховой компании Zurich, через год после осуществления террористических актов 11 сентября 2001 года, или продажа такого гиганта как АХА в 2003 году[1]. То есть события глобального масштаба посредственного влияния не имеют на страховой рынок Венгрии, но есть косвенное влияние, которое предусмотреть заведомо невозможно.

Охарактеризовать влияние появления иностранных компаний хотелось бы на примере Венгрии, которое отошло от социалистического лагеря в 1989 году.

Ситуация в Венгрии была похожей к ситуации в Украине, России или Беларусии, имеется в виду централизованное управление экономическими процессами. Но все же таки ей присущие свои характерные особенности. Во-первых, централизованность экономики и изоляция Венгрии не приобрела таких масштабов как стран бывшего СССР, ведь Запад всегда навевал венграм мысль про “либерализацию жизни”, “демократию” и прочие капиталистические идеи, которые они утратили еще в 1939 году(имеется в виду подписание Миклошом Горти договора о вступлении Венгрии к Четвертичному союзу на стороне гитлеровской Германии). Во-вторых, «вождь» Венгрии тех времен, Янош Кадар, с незаурядным энтузиазмом встретил Перестройку. В одном из интервью в ноябре 1987 года он сказал: «Мы, венгры, - наши партия, правительство и общественность – без всяких оговорок согласны с теми изменениями, которые происходят в Советском Союзе, с перестройкой. Мы считаем, что они идентичны нашим собственным стремлениям»[23]. Этот энтузиазм отнюдь нельзя приписать руководителям других республик. В-третьих, Венгрии того времени(да и сегодня) была присущая внимательная слежка за событиями со стороны США, Австрии, Великобритании.

Так, после отделения Венгрии от Варшавского договора, она стала на путь реформ. Целью реформ было привлечение иностранного капитала из-за границы и приближения законодательства Венгерской республики к стандартам развитых стран.

Благодаря правильным действиям правительства Йожефа Антала Венгрия “привлекла” к себе иностранные инвестиции в разные сферы национальной экономики, в том числе и в страховую область.

Страховая область современной Венгрии характеризуется наличием нескольких компаний среди которых есть и известные мировые бренды. Это:

ING Nationale – Nederlanden

Generali – Providencia

Allianz Hungária

Axa – Colognia

AHICO

Для того, чтобы установить влияние этих страховых компаний на страховой рынок, следует рассмотреть их деятельность.

Страховая компания Generali – Providencia . Член страховой группы Generali. Первые десятилетия XIX столетия лежат в основе становления страхового дела. Именно в настоящее время в Европе появились первые страховые компании, которые в скором времени начали скачкообразно развиваться. Триест в настоящее время был большим торговым центром; свободный порт Триеста был единым мостом к Средиземноморью для Центральной Европы. В этом городе основана на Рождество 1831 года страховая компания Generali, которая в скором времени появилась в наибольших торговых городах тогдашней Европы — от Марселя к Санкт-Петербургу. Потом Generali начала расширяться в Африке, Азии, Америке. Через 170 лет эта страховая группа имеет представительства в 45 государствах пяти континентов мира[11].

Generali – Providencia была создана путем объединения компаний Generali Budapest Biztosító Rt. и Providencia Biztosító Rt. в 1999 году, которые входили в концерн Generali как дочерние компании, этим создавши вторую наибольшую страховую компанию Венгрии[11].

Страховая компания Generali – Providencia есть восточно-центальным страховым и инвестиционным концерном, членом страховой группы Generali Vienna AG. Кроме страхового рынка Австрии она присутствует еще на 7 рынках восточно-центральной Европы. Этот рынок содержит близко 100 миллиона человек. На рынках Венгрии, Чехии, Словакии, Словении, Румынии, Польши и Хорватии страховая группа получила 28,8%- ый рост, в то время как в Австрии состоялась стагнация[11].

Страховая компания Allianz . Создана в 1890 году в Берлине под названием Allianz Versicherungs – AG. За свою столетнюю историю эта компания объединила в себе 15 страховых компаний 25 государств мира. В 2001 году завершает куплю инвестиционной компании в Сан - Диего Nicholas Applegate, которая известна в США своей идеальной репутацией. В этом же году Allianz объединяет банк Dresdner: благодаря данной акции эти компании стали лидерами финансовых услуг ФРГ. В 1990 году с Венгрии началось расширение компании в центральную и восточную Европу – Allianz стал акционером страховой компании Hungaria Biztosito, которая была в полной государственной собственности[13].

К большим победам данной фирмы можно приписать то, что в 2002 году страховая компания Allianz удостоена звания «Интернет-страховщик года». И это уже не впервые, так как в 2001 году компания уже была удостоена такой премии. Данный титул получают те страховые компании, которые во время быстороизменямой техники и технологий способны обеспечить страховую деятельность новшествами информационных технологий и при этом обеспечивают разнообразные потребности покупателей страховых продуктов[12].

Страховая компания ING. Страницы истории компании ING начали писать еще больше чем 150 лет тому в Голландии, когда жители маленького города объединились, чтобы вместе охранять, застраховывать ценности, жизнь.

В конце 1989 года, как инвестиция в венгерский страховой рынок, была создана дочерняя компания Nationale-Nederlanden – член голландской страховой группы ING, но обеспечивая новые требования рынка, расширила влияние на рынок страхования жизни.

После тщательной подготовки в 1991 году Nationale-Nederlanden начала реализацию. Через два года динамического развития она стала второй наибольшей «лайфовой» компанией Венгрии. В 1997 год она достигла первую позицию, с того времени постоянно доминирует на рынке страхования жизни.

Директор страховой группы Nationale-Nederlanden Dr. Werner Zedelius уверенно твердил, что венгерская дочерняя компания есть наиболее продуктивной на рынке страхования всех других дочерних компаний данной группы, благодаря интегрированным финансовым услугам она способна обеспечивать на высочайшем уровне финансовые потребности своих клиентов[15].

Наглядно структуру рынка страхования жизни в Венгрии можно рассмотреть на рис.1:


Рис.1. Рынок страхования жизни в Венгрии в І квартале 2003 года.

Страховая компания АХА. Эта компания присутствовала на страховом рынке Венгрии с 1992 года и действовала под названием Colognia. В 1995 году она слилась с Лихтерштейнским АХА Konzern AG. Именно динамическое развитие компании начинается с 1996 года.

Non – Life страхование. В портфеле компании наиболее весомой областью есть страхование транспорта, в котором премии по страхованию Casco составляют больше чем 50% всего Non – Life страхования[16].


Рис. 2. Общая сума страховых премий ( non - life ) страховой компании АХА (1997-2002), млн. форинтов. (1 $ = 200 форинтов)[1, 16].


В области страхования жизни АХА достигла высоких результатов – с 8 места в 1996 поднялась на 6 место в 2002 году. Данную тенденцию может характеризовать следующий рисунок.

Рис. 3. Полученные премии( life ) страховой компании АХА (1997-2002), млн. форинтов[16].

Страховая компания AHICO. Страховая компания AHICO создана в 1990 году. Собственником есть ALICO American Life Insurance Company, которая есть 100% дочерней компанией American International Group, Inc. (AIG)[5].

Качество AIG в Венгрии, и в других странах, где созданные дочерние компании, гарантирует страховая компания ALICO. Она есть консервативной, однако высокодоходная инвестиционная политика фирмы обеспечивает стабильную финансовую надежность. Надежность компании ничто другое не может подтвердить, как наличие уже четвертый год рейтинга “ААА”, который присвоен агентством Standart&Рооr's. AHICO входит в число страхователей категории “Security Circle”. Это означает, что компания добровольно согласилась на самый детальный анализ со стороны Standart&Рооr's , и что ей был присвоен рейтинг одной из четырех высших категорий финансовой надежности[2].

Хотя АHICO есть дочерней компанией ALICO, но она фактически на рынке страхования жизни Венгрии владеет лишь 3% вместительности рынка[9].

На страховом рынке Венгрии есть и другие участники, но их доля на рынке настолько мизерная, что и не следует останавливаться на их деятельности.

В нескольких словах следует охарактеризовать развитие страховой области Венгрии на современном этапе.

Количество заключенных страховых договоров в 2002 году возросло на 10% сравнительно с 2001 годом и составило 12 млн. 508 тысяч штук. Причем возросло как количество договоров страхования жизни, так и количество других видов страхования[9].

Количество заключенных договоров жизни возросло на 5,3%. В других сферах личного страхования в особенности среди страхования от несчастных случаев отмечается 82%-ный рост. Рост количества договоров других видов страхования составил 11,8%, в наибольшей мере страхования предпринимательской деятельности – 64%.

В 2002 году страховые премии компаний достигли пометки 494,6 млн. форинтов, это на 17,9% больше аналогичного показателя на предшествующий год. Темп такого роста опережает инфляцию в 2002 году в три раза, на 3,6% больше темпа роста ВВП(в 2002 году ВВП Венгрии вырос на 14,3%), и уступает только на 1,2% роста дохода на душу населения , которое неистовыми темпами набрало прирост и в 2002 году составил 19,1%.

Позиция лидера рынка Allianz Hungaria не изменилось, доля рынка в 2002 году составила 28,5%. На “постоянном” втором месте находится Generali-Providencia, доля на рынке составляет 17,8%. На третьем месте находится ING, занимающееся лишь личным видом страхования, ее доля — 11,5%, на четвертом месте со своими 11,4% находится AB-Aegon. Собственный капитал страховых компаний также в значительной мере возрос — на 19,2%, в денежном выражении собственный капитал составляет 900 млрд. форинтов(4 млрд.$)[1].

Название компании

Страховые премии(млн. фор.)

Доля рынка (%)

2000

2001

2002

2000

2001

2002

AHICO

7097

7451

9295

1,85

1,78

1,88

Alliany Hungaria

103128

120016

141120

26,85

28,62

28,53

AXA

17738

21617

25943

4,62

5,15

5,25

AB Aegon

57885

53600

56330

15,07

12,78

11,39

Generali-Providencia

66150

71736

88207

17,22

17,1

17,83

ING Nationale-Nederlanden

55173

52644

57054

14,36

12,55

11,54

OTP-Garancia

38835

42255

53946

10,11

10,07

10,91

Другие

38084

50151

62694

9,92

11,95

12,67

Всего

384090

419470

494589

100,00

100,00

100,0

Табл. 1. Страховые брутто премии и доля рынка в разрезе отдельных компаний Венгрии[1].

Из вышеприведенной таблицы вытекает, что 7 наибольших страховых компаний владеют 87%-ми страхового рынка Венгрии, а на иную 21 компанию приходятся только 13%. Из таблицы видно также, что доля рынка этих компаний в страховом секторе небольшими темпами идет на спад. Это достиглось благодаря привлечению новых конкурентов в эту сферу в лице Zurich Insurance, которая начала действовать в 2000 году[4].

Страхование жизни. В Венгрии наиболее распространенной формой страхования жизни есть долгосрочное страхование жизни. Так как экономика этой страны развивается быстрыми темпами и эту “скорость” ощущает на себе каждый венгр, в особенности сейчас, когда Венгрия вступает в ЕС с 1 мая 2004 года, ведь этот фактор есть дополнительным стимулом заключення долгосрочных договоров страхования, оно рассматривается теперь как выгодное вложение денег. Страхователь по договору жизни может рассчитывать на страховую сумму или пенсию в случае дожития к окончанию договора, который есть средством накопления денег. Согласно социологическому опрашиванию, проведенного в 2002 году на заказ Венгерской Страховой Лиги, каждый второй респондент ответил на вопрос, что касалось причины страхования жизни в долгосрочной перспективе, какая основная цель — сохранение своих сбережений от обесценивания, а каждый третий из вековой категории 50-60 лет аргументировал выбор такого вида страхования именно благодаря страховым возмещением, которым можно безпроблемно оплатить ритуальные и прочие услуги, оплату которых следует сделать при наступлении смерти застрахованного лица. Довольно интересно, что чем более развитые экономические отношения и денежные доходы общества, тем более ефективно оно способно к размещению денежных средств на “черный день”.

Общее состояние рынка страхования жизни на 2002 год характеризуется следующим состоянием.

Лидером на этом рынке остался ING, но его доля сравнительно с предшествующим годом уменьшилась на 2% и составляла 28,2%. Не изменилась ситуация и на втором месте: AB-Aegon сохранила свою позицию, но и ее доля на рынке уменьшилась в сравнимые с предшествующим годом на 1,5% и составила 16,8%. На третьем и четвертом местах состоялось изменение — Generali-Providencia опередила прошлогоднего Бронзового “призера” OTP-Garancia. Доля нового “бронзового призера ” на страховом рынке жизни составила 14,5%, четвертого – 13,3%.[1]

Как видно из проведенного анализа лидерами страхового рынка Венгрии на данном рынке, а в особенности рынка страхования жизни есть страховые компании с участием иностранных компаний. Довольно тяжело вообразить себе страховую компанию, которая б не владела соответствующим страховым резервом и капиталом, ведь увеличиваются и премии и соответственно увеличиваются и сами риски, для этого и нужны иностранные собственники. И не только. Иностранные страховые компании кроме капитала приносят с собой имя, которое есть довольно известным в глобальном масштабе, а что самое главное — это свой неординарный опыт в сфере страхования, способность организовать работу страховой компании в правильном русле. Кроме того, иностранные компании (конечно отечественные также) конкурируют между собою ради привлечения новых клиентов и удержания возле себя старых. Исследование показали, что привлечь нового клиента для страховой компании обходится в 3-4 раза дороже, чем удержание стариков. Именно благодаря этой конкуренции в Венгрии в 1999 году появилась услуга страхования жизни “unit-linked”[1].

2. Емкость и основные тенденции рынка страхования жизни в России

Относительно участия иностранных компаний на страховом рынке России известно довольно мало, так как на сегодняшний день рынок не характеризуется насыщенностью иностранных страховых компаний. Основные иностранные страхователи – AIG –Россия, Цюрих-Русь, Ост-Вест Альянс.

Большинство иностранных компаний в России занимаются страхованием жизни. Рассмотрим развитие и тенденции развития этого сектора страхования с участием зарубежных страховых компаний.

По оценкам экспертов, доля договоров добровольного страхования жизни (ДСЖ) в суммарном объеме собранных страховых премий по страхованию жизни не превышает 5%. При этом процентное соотношение "объем собранных страховых премий по ДСЖ — суммарный объем собранных страховых премий по страхованию жизни" в Москве выше, чем в регионах. В регионах монополистом по продаже договоров ДСЖ является АО "Росгосстрах", унаследовавшее сбытовую сеть и традиции работы с населением по классическому страхованию жизни у Госстраха СССР. Таким образом, на настоящий момент объем сделок по договорам реального страхования жизни на российском рынке весьма невелик. Вместе с тем, существует достаточно большой потенциальный спрос на данный вид страхования, позволяющий при активных действиях страховщиков в короткие сроки значительно увеличить объемы сделок по ДСЖ. Необходимо отметить ряд объективных тенденций внешней экономической и политической конъюнктуры, как положительных, так и негативных в контексте развития ДСЖ. К благоприятным факторам конъюнктуры относятся: общая политическая и экономическая стабилизация в стране, которая делает жизнь людей более предсказуемой. Соответственно, в физических лиц, составляющих основной костяк страхователей по договорам ДСЖ, появляются:

а) более убедительные мотивы вкладывать средства на длительный период;

б) большие, чем раньше, возможности вкладывать средства на долгий срок вследствие наличия предсказуемого в обозримом будущем источника дохода(заработной платы на рабочем месте, которое, вероятнее всего, сохранится в будущем), вероятное повышение доли фонда накопления в национальном доходе, которым будет сопровождаться подъем инвестиционной активности в стране. В странах с развитой рыночной экономикой долгосрочное страхование жизни является одним из важнейших инструментов мобилизации накоплений населения для инвестиционных целей[24]. Так, в Великобритании на судьбу пенсионных фондов и компаний по страхованию жизни приходится 55% акций предприятий, либерализация действующего законодательства в отношении деятельности представительств иностранных страховых компаний ("AIG-Россия", "Ост-Вест Альянс", "Цюрих-Русь", "Русская страховая компания" "Пирамида" и др.). Эти представительства имеют мощную подпитку со стороны материнских компаний, что в первую очередь обозначает широкие возможности финансового обеспечения на случай страховых выплат, что повышает надежность полиса для страховщика. Имидж иностранных страховых организаций вполне сопоставим с традиционными российскими лидерами рынка. Иностранные страховщики имеют большие возможности, в отличие от российских, по вложению средств в валютные инструменты, что дает им дополнительные возможности по удешевлению тарифов предлагаемых полисов за счет снижения доли риска процентных и валютных ставок, входящей в цену. Это, естественно, расширяет спрос со стороны населения. Следовательно, либерализация деятельности иностранных страховых компаний в России должна, по всей видимости, привести к значительному увеличению суммарных страховых сборов по ДСЖ. Вместе с тем данный фактор является неблагоприятным для российских страховщиков (АО «Росгосстрах», «Спасские ворота», «РЕСО-Гарантия» и др.), так как в них на данном сегменте рынка появляются мощные конкуренты, обладающие ключевыми преимуществами в борьбе за клиента. Переток средств физических лиц после августовского кризиса 1998 г. из банковской сферы в страховой сектор. Структуры привлечения средств населения в банковский и страховой сектор экономики отличаются тем, что во втором случае доля краткосрочных вложении значительно ниже. Поэтому же для клиентов, вкладывающих средства в страховые инструменты, отсутствует спекулятивный мотив, связанный с игрой на фондовом рынке, так как возможность секьюритизации, т.е. оформления в виде ликвидных ценных бумаг страховых полисов, более затруднительна при ее практической реализации, нежели банковских вкладов. На настоящий момент прибыльность краткосрочных спекулятивных операций в экономике по сравнению с периодом до августа 1998 г. значительно упала, что снижает привлекательность вложений в банковский сектор средств физических лиц. К основным негативным внешним факторам можно отнести неблагоприятное, а по групповому страхованию жизни фактически запретительное налогообложение страхования жизни. В России индивидуальное страхование жизни не имеет никаких налоговых льгот, а групповое обходится предприятию дороже, чем выплата заработной платы; отсутствие надежных инвестиционных инструментов, пригодных для размещения резервов по страхованию жизни. На настоящий момент по сравнению с конкурирующим за средства населения сектором экономики (банковской сферой) российские страховые организации сталкиваются с серьезными ограничениями по направлениям размещения средств. Это:

а) отсутствие возможностей по конвертации рубля в валюту при размещении страховых резервов;

б) ограничения по вложению страховых резервов по долгосрочным видам страхования в жилищное строительство и ипотеку;

в) некоторые другие.

Все это непосредственным образом сказывается на уровне гарантий страхователям по возвратности вложенных средств и начисленных на них процентов. Таким образом, если сокращение базы краткосрочных спекулятивных операций после августа 1998 г. играет на руку страховщикам в их конкурентной борьбе с банками за клиента, то перечисленные законодательные ограничения дают дополнительное преимущество банкам и делают более уязвимыми рыночные позиции страховщиков; отсутствие традиций страхования жизни; недостаточно высокий уровень потенциального платежеспособного спроса. Правда, по ДСЖ [2].он существует, но не может сравниться, скажем, с имущественным страхованием корпоративных клиентов. По оценкам экспертов, около 10% россиян сумели адаптироваться к существующим условиям и обрести новые социальные установки и жизненные цели. Лишь эти люди могут считаться потенциальными страхователями, поскольку это самая активная доля населения, обладающая достаточными средствами, чтобы обеспечить себе страховую защиту. По оценкам специалистов "Росгосстраха", на 100 человек трудоспособного населения приходится 5 полисов страхования жизни, включая заключенные Госстрахом. Если сопоставить эти данные, с оценками активной части населения (как уже говорилось — 10%), то уровень развития страхования жизни в России следует считать вполне адекватным нынешнему состоянию общества. Более того, необходимо признать, что в ближайшее время в этом виде страхования вряд ли возможен резкий прирост. Скорее всего, темпы его развития будут прямо зависеть от финансового состояния среднего класса, сохраняющегося недоверия населения к долгосрочным инвестициям. Перелом в настроениях физических лиц, как правило, наступает через несколько лет стабилизации в силу консерватизма среднестатистического клиента, основным устойчивым источником дохода которого является заработная плата; достаточно высокий уровень инфляции с периодическими скачками курса доллара. Данное обстоятельство действует в связке с ограничениями по вложению страховых резервов в валютные инструменты относительная малочисленность среднего класса. Кризис августа 1998 г. привел к резкому сокращению числа лиц, которых можно отнести к "среднему классу", и их численность будет повышаться весьма постепенно, в течение ряда лет. В условиях спекулятивной экономики до августа 1998 г. классическое страхование жизни практиковалось российскими страховщиками в весьма ограниченных масштабах в силу невысокой прибыльности по сравнению с краткосрочными операциями (как для самих страховщиков, так и для клиентов). В силу этого обстоятельства система продажи российских страховых организаций (в частности, агентская и филиальная сеть) к настоящего момента недостаточно приспособлены к "серийной" реализации населению такого страхового продукта, как полисы ДСЖ[2].

Основными "узкими местами" здесь являются:

а) отсутствие целевой подготовки агентов по работе с населением по продажам полисов ДСЖ;

б) отсутствие стандартизированного портфеля страховых продуктов по ДСЖ по видам договоров (страхование на случай смерти; страхование на дожитие; кредитное страхование; пенсионное страхование; комплексные виды страхования, сочетающие, например, страхование жизни и страхование от несчастных случаев и пр.);

в) отсутствие стандартной системы андеррайтинга при заключении договоров ДСЖ (таблицы смертности (в том числе по профессиональным группам), оценки вероятности несчастных случаев, оценка здоровья страхуемого клиента и пр.); слабое развитие потребительского кредита, особенно кредитов на приобретение жилья. Это обстоятельство ограничивает возможности развития такого вида ДСЖ, как кредитное страхование жизни, предназначенное для защиты семьи — владельца купленного в кредит имущества (особенно жилья), на случай смерти или нетрудоспособности заемщика. Как правило, кредиты на покупку жилья без страхования жизни заемщика не выдаются, поэтому можно ожидать, что с развитием ипотеки этот вариант страхования получит достаточно широкое развитие.

Таким образом, благоприятные, условия и тенденции изменения внешней конъюнктуры являются, в основном, экономическими, а неблагоприятные — политическими (проистекающими из действующего хозяйственного законодательства). В этих условиях одним из ключевых факторов успеха крупнейших российских страховщиков по развитию ДСЖ как стратегически важного направления деятельности является результат лоббистских усилий по снятию ряда запретительных законодательных ограничений по размещению средств и смягчению налогового климата по операциям ДСЖ[24].

Для подальшей характеристики развития ДСЖ в России следует рассмотреть операторов рынка (страховщиков и страхователей) и предлагаемые ими страховые продукты.

В настоящее время основными страховщиками, занимающимися ДСЖ в России, являются:

АО "Росгосстрах", "Ресо-гарантия", "Юкос-Гарант", "РОСНО", "Промышленно-страховая компания", "Спасские ворота", "Ренессанс-Страхование", "Военно-страховая компания" (в настоящий момент временно приостановила развитие программа классического страхования жизни), "AIG-Россия" (в лице специального подразделения AIG-Life), "Ост-Вест Альянс", страховые брокеры, предлагающие "долларовые" страховые продукты зарубежных страховых компаний (Fortuna, Medlife, Mercur).

Перечисленные компании занимаются как групповым, так и индивидуальным страхованием жизни;

Основными видами ДСЖ на российском рынке являются:

1) по групповому страхованию жизни; страхование на случай смерти застрахованного. Страховое обеспечение выплачивается только в случае смерти застрахованного (выплаты по дожитию отсутствуют). Срок страхования, как правило, с ежегодной пролонгацией договора; пенсионное страхование,

Групповое классическое страхование жизни на российском рынке в настоящее время находится в зачаточном состоянии. Основной тормозящий фактор — дискриминационное налоговое законодательство. Действующая система налогообложения приводит к тому, что взнос по групповому страхованию жизни обходится предприятию дороже, чем выплата заработной платы. В результате страхование на случай смерти застрахованного получило очень слабое развитие, а групповое пенсионное страхование практически отсутствует. Периодически появляются клиенты, например дочерние предприятия зарубежных фирм, заинтересованные в организации групповой пенсионной схемы для своих сотрудников, однако после прояснения налоговых последствий их желание почему-то пропадает.

2) По индивидуальному страхованию жизни:

— страхование на случай смерти. В странах с высоким уровнем развития страхования его доля доходит до 40-50% от общего числа заключенных договоров страхования жизни. Особенно характерно заключение договоров страхования на случай, смерти для молодых родителей, которым нужно защитить детей на случай потери кормильца, но им не по карману высокие взносы накопительного страхования жизни. В дальнейшем, по мере увеличения семейных доходов, они стараются перейти на накопительное страхование жизни. Поэтому многие договора страхования на случай смерти содержат дополнительное условие — возможность их преобразования в накопительное страхование. Страхование на случай смерти в СССР отсутствовало. Видимо, отсутствие традиций является основной причиной того, что оно не получило широкого распространения и сейчас, хотя со страховой точки зрения (высокая потребность в страховой защите в связи с очень низким уровнем государственных гарантий и низким уровнем доходов большинства населения) объективная потребность в этом виде страхования очень высока. В отличие от страхования на случай смерти, накопительное страхование жизни предусматривает выплату страхового обеспечения как в случае смерти, так и при дожитии застрахованного до конца срока страхования. После начала страхования в валютном эквиваленте с начислением дополнительного инвестиционного дохода этот достаточно привлекателен для клиентов и получил некоторое, хотя и очень далекое от реальных возможностей рынка развитие. Им занимается ряд известных страховых компаний, таких как РОСНО, РЕСО-Гарантия, ПСК, AIG-Россия и др. Основным препятствием для его развития являлось недоверие клиентов к долгосрочным инвестициям, которое усилилось после августовского кризиса 1998 г.

— кредитное страхование жизни. Находится в зачаточном состоянии вследствие неразвитости ипотечного кредитования в России;

—индивидуальное пенсионное страхование. Выступает как одна из разновидностей частного пенсионного обеспечения;

—различные формы смешанного страхования жизни.

В соответствующие договора включаются несколько рисков, например смерть, инвалидность и дожитие до определенного возраста. Смешанное страхование не только наиболее полно охватывает жизненные риски клиента, но и дает существенную выгоду (если здесь можно говорить в выгоде) по сравнению с банковским вкладом (ведь банк никак не поддержит клиента в случае несчастья)[24].

Полисы смешанного страхования жизни в настоящее время являются наиболее популярной формой ДСЖ среди российских страхователей. Сходную с представленной в таблице 2 структуру страхового портфеля имеет компания "РОСНО", где более 8556 клиентов имеют полисы универсального страхования жизни. По страхованию детей основными "игроками" на рынке являются AIG-Life (программа "Юниор"), ПСК (программы " Выпускной балл", "Совершеннолетие", "Почемучка"), "Росгосстрах" (программа "Дети"), "РОСНО" (ряд программ накопительного и универсального страхования). Во-вторых компаниях, например в "Ренессанс-Страховании", "РЕСО-Гарантии" и "Спасских воротах", для этой категории страхователей используются базовые программы срочного страхования. Объемы сборов по пенсионному страхованию (целевая группа " Страхование по старости") в России в настоящее время невелики, однако по этому сегменту рынка существует достаточно высокий "скрытый" спрос. В последнее время негосударственные пенсионные фонды практически свернули свою деятельность и освободили небольшой сегмент частного пенсионного страхования. Плюс к этому по мере стабилизации доходов населения и возрождения среднего класса можно предполагать дополнительное увеличение спроса за счет населения, ныне охваченного государственной программой пенсионного страхования (причина очевидная: государственный Пенсионный фонд достойную старость не гарантирует). По мнению экспертов, именно в этом сегменте рынка (наряду со смешанным страхованием) можно ожидать значительного роста активности. По этому сейчас российские страховщики еще недавно считавшие, что перспективы пенсионного страхования в России невысоки, начали активно готовить специальные программы.

Рыночная конкуренция. Можно выделить три основные группы "игроков", реально влияющих на разделение рынка и отличающихся по методам рыночной политики. Самая многочисленная группа — универсальные страховые компании: Промышленно-страховая компания, "Ренессанс-Страхование", РЕСО-Гарантия", "РОСНО", группа "Спасские ворота". Большинство этих компаний имеют развитую филиальную и агентскую сеть, в их распоряжении большие финансовые и технологические ресурсы, за счет которых можно производить разработку и "запуск" новых страховых продуктов по ДСЖ. По мнению самих страховщиков, именно крупные универсальные компании имеют наилучшие перспективы на рынке ДСЖ».

Другая группа представленная дочерними компаниями зарубежных страховщиков. Прежде всего это "AIG-Россия" в лице своего специального подразделения АIG-Life и "Ост-Вест Альянс". Хотя их стратегия на российском рынке значительно осторожнее, а опыт деятельности и результаты скромнее, чем в крупных универсальных компаний, тем не менее с 1998 г. они очень активно внедряются на рынок ДСЖ. К конкурентным преимуществам этой группы, как уже говорилось, относятся:

а) торговая марка, сопоставимая по своему воздействию на клиента с торговой маркой российских лидеров, а зачастую и превосходящая их (так как предсказуемость финансового состояния материнских компаний иностранных представительств, а следовательно, и гарантии возвратности средств клиентам на порядок выше, чем в любой российской компании);

6) высокий уровень финансового обеспечения страховых случаев (за счет ресурсов материнских компаний);

в) широкие возможности инвестирования страховых резервов в валютные инструменты. Минусами этой группы, по сравнению с крупными универсальными российскими компаниями являются:

а) отсутствие развитой агентской сети (особенно в регионах);

6) более высокие ставки тарифов, связанные с повышенными операционными расходами;

в) сохранившиеся законодательные ограничения;

г) затруднения в работе с населением, связанные с незнанием реалий российской жизни.

Наконец, группа, имеющая сегодня наибольший опыт работы с ДСЖ, самую большую филиальную и агентскую сеть, что неоценимо при продвижении ДСЖ в регионы. К сожалению, сравнивать количественные показатели компаний, занимающихся ДСЖ, практически бесполезно, слишком большая на этом рынке доля суррогатных полисов ("зарплатные схемы" и пр.). Поэтому при оценке объемов страховой деятельности в ДСЖ и перспектив развития компаний мы вынуждены полагаться не на данные статистики, а на мнение экспертов (табл. 2).

Компания

Смешанное страхование

Страхование на слусай смерти

Страхование на дожитие

Пенсионное страхование

От 1 года до 3

От 3 до 5

От 5 до 10 лет

Более 10 лет

AIG-Life

-

-

-

51,64

2,55

45,81

-

«Ост-Вест Альянс»

77,0

-

-

-

1,00

-

22,00

ПСК

-

-

95,0

-

1,0

2,0

2,0

«Реннесанс—Страхование»

-

-

5,0

23,0

28,0

-

44,0

«РЕСО-Гарантия»

-

-

1,00

85,00

2,00

7,00

5,00

«Росгосстрах»

8,20

12,80

7,50

14,10

57,40

39,60

-

РОСНО

2,5

15,2

10,2

4,6

12,5

55,0

10,0

«Спасские ворота»

2,00

-

96,00

-

-

2,00

-

Табл. 2 Структура страховых портфелей в компаний, занимающихся страхованием жизни,%

По каждой из номинаций компании расположены в порядке убывания набранных при опросе баллов. Хотя списки компаний, имеющих сейчас наибольшие объемы в ДСЖ и обладающие наилучшими перспективами в будущем, очень сильно пересекаются, очевидны большие различия между развитием страхования в Москве и регионах. Если в столице уже в ближайшее время на рынке ДСЖ зарубежные страховщики будут играть заметную роль, то в регионах несомненное преимущество имеют универсальные компании, обладающие развитой филиальной сетью. При оценке относительной значимости различных факторов конкурентной борьбы важны следующие обстоятельства:

1. Реанимация классического страхования жизни началась в 1998 г., когда на этот сегмент стали обращать внимание крупные страховые компании. Они отказались от попыток привлечь страхователя высокими процентами и резко ограничили ставки доходности в своих полисах. Тем самым клиенту дали понять: страховой полис - это не столько инвестиционный инструмент, сколько средство защиты от жизненных случайностей. Произошло смещение акцентов при продажах продуктов страхования жизни: сферой интересов страховых компаний стали не самые азартные, а самые консервативные граждане. Следует отметить, что консерватизм на рынке ДСЖ имеет две взаимосвязанные стороны: консерватизм страхователей и консерватизм страховщиков. Второй вызван тем, что:

а) в российских условиях неразвита "идеальная" западная технология прогнозирования страховых случаев по договорам ДСЖ и ее внедрение в условиях нехватки квалифицированных кадров и отсутствия верифицированных (надежных) источников информации о страхователях, если не нереально, то весьма затратно. При расчете стоимости полисов страховые компании используют информацию о вероятности наступления страхового случая по всем рискам, входящим в схему страхования (демографические риски и жизненные события недемографического характера (бракосочетание, получение образования и пр.) и прогнозы возможной доходности от инвестиций. В "западном" варианте величина страхового взноса рассчитывается исходя из величины обязательств компании по всем рискам, входящим в схему страхования. Этот способ очень удобен для страхователя, так как тот изначально знает, что и когда вон получит по своему полису. Но для такого расчета необходимо достаточно точно прогнозировать все параметры схемы, что в наших условиях очень сложно (так, сложно получить верифицированную информацию о здоровье страхователя, поэтому необходимо при расчете величины тарифов "закладываться" на наиболее "рисковую" группу клиентов);

б) российским страховщикам сложно прогнозировать собственную долгосрочную доходность от инвестирования средств, привлеченных по договорам ДСЖ. Таким образом, факторы надежности являются наиболее важными в конкурентной борьбе. Это, (по мере убывания приоритетности): торговая марка, возможность инвестировать средства в валютные инструменты и тем самым номинировать продаваемые полисы в долларовом эквиваленте, возможность получения государственных гарантий по выдаваемым полисам, возможность внедрения развитой системы андеррайтинга в текущую практику страховой организации (оценка вероятности страховых случаев и прогноз доходности от инвестирования страховых резервов), достаточное финансовое покрытие договоров ДСЖ (определяется величиной собственных средств страховщика);

2) рынок ДСЖ только формируется, и на нем нет такой конкуренции, как в автомобильном или медицинском страховании. Значит, еще не сформировались спрос и предложение услуг ДСЖ. Как следствие, на рынке одновременно наблюдается разброс цен и крайняя индивидуализация полисов, предлагаемых различными компаниями. Полисы различаются по видам включаемых рисков, методам расчетов и индексаций к курсу доллара, срокам действия договоров и пр. Напомним при этом, что по ДСЖ потенциальный спрос хотя и значителен, но не является порядком выше текущего объема заключаемых на рынке сделок. Следовательно, наличие диверсифицированного страхового портфеля, призванного учесть по максимуму пожелания клиента (при работе с ним агента) является, как нам представляется, вторым по значимости после "надежности" фактором конкурентной борьбы.

3) эффективная система продажи (филиальная и агентская сеть). Основные игроки рынка (за исключением, возможно, иностранных представительств) обладают развитой агентской и филиальной сетью. Однако следует признать, что с точки зрения целевой направленности системы продажи (в первую очередь, квалификации агентов и базы данных по целевым группам потребителей) существующая система продажи в большинстве случаев недостаточно эффективна для продажи полисов ДСЖ. Следовательно, для того, чтобы на базе имеющейся агентской и филиальной сети начать эффективные серийные продажи полисов ДСЖ, необходимо проведение ряда управленческих мер по ее реструктуризации, как: создание системы переквалификации агентов, перенацеливание на новые группы потребителей и пр. Страховщик, раньше других осуществивший такую реструктуризацию своей агентской сеты, будет иметь на рынке дополнительное преимущество даже при ограниченном потенциальном спросе населения.

4) наконец, четвёртым, наименее значимым фактором является ценовая конкуренция. В силу вышеизложенных обстоятельств, как представляется, речь на рынке ДСЖ идет даже не в ценовой конкуренции, а в том, чтобы поддержать определенный "порядок цен" на уровне, не отпугивающем клиента. Как следует из таблицы 3, уровень тарифов по крайне индивидуализированным полисам ДСЖ в различных компаний может отличаться в несколько раз[2].

Компания

Гарантированная доходность,%

Тарифы по варианту 1, долл.

Тарифы по варианту 2 для мужчины,

долл.

Тарифы по варианту 2 для женщины,

долл.

AIG-Life

3.0

Н.Д.

н.д.

ад.

ПСК

4.5 - 6.7

12.16

17.30

10.82

"Ренессанс Страхование"

5.0

22.54

49.70

28.90

"РЕСО-Гарантия"

5,0 (срок действия договора 5-15 лет

3,0 (срок действия договора более 15 лет)

36,00

57,00

41,50

"РОСНО"

4.0-6.0

15.52

38.09

23.80

"Спасские Ворота"

до 10.0

12.14

17.26

10.78

Таблица 3. Характеристики полисов ДСЖ в основных операторов рынка

3. Рынок страхования жизни Украины: проблемы остаются.

На страховом рынке Украины на сегодняшний день функционируют несколько компаний с иностранным капиталом. Это АИГ-Жизнь, GRAWE, создание которых стало возможным после внесения изменений к Закону Украины «О страховании» от 7.11.2001 года, которым было разрешено функционирование в Украине страховых компаний со 100% иностранным капиталом и выдачей лицензий на неопределенный период.

Хотя Закон «О страховании», регламентирующий, в частности, рынок страхования жизни, принят еще в 1996 году, этот сегмент страхового рынка Украины начал развиваться не более двух лет назад — принятие законодательного акта оставило для операторов рынка немало вопросов. Один из их — регламентирование «страхования жизни» как отдельной отрасли — был окончательно разрешен поправками к упомянутому закона только в 2001 году.

Закон «О страховании» разделил страховые компании на life и non-life («лайфовые» и рисковые) и соответственно разделил «лайфовый» страховой рынок. «Лайфовые» компании, в соответствии с законом, необходимо создавать с «нуля», что немного тормозит развитие рынка. Первые три-пять лет своего существования они не приносят доходов, требуя значительных капиталовложений. При такой ситуации лишь немногие компании рискнули выйти на этот рынок, причем большинство из них создали страховые компании «впрок» — в ожидании налоговой оттепели.

Рынок страхования жизни сегодня насчитывает около 20 зарегистрированных страховых компаний, занятых только этим видом страхования. Однако реально на рынке работают не больше 8-10 компаний. В то же время рисковыми видами страхования занимаются приблизительно 310 компаний, доля которых вопреки закона работает и на рынке life, и на рынке non-life, создавая недобросовестную конкуренцию «законным» лайфовикам.

Рисковые компании могут устанавливать тарифы на свое усмотрение и компенсировать расходы на такое страхование за счет вторых видов услуг, где платеж можно относить на себестоимость, в то время, как «лайфовики» обязаны представлять полную методику расчета тарифов и соблюдать еще целый ряд предписаний и ограничений.

Для операций на «лайфовых» сегментах рынка рисковые компании, осуществляя доля операций, относящихся к страхованию жизни, не обязаны иметь соответствующую лицензию. Им достаточно лицензии на медицинское страхование и страхование от несчастных случаев. Комбинируя эти виды, они «неформально» вносят в них и те виды страхования, которые в других странах отнесены к исключительной деятельности «лайфовых» компаний. Это в первую очередь — смерть по любой причине, которая достигается группированием двух рисков — смерть от несчастного случая и смерть от болезни.

Кроме того, Законом «О страховании» существенно сужено само определение «страхование жизни». Если на европейском страховом рынке полисы на случай наступления инвалидности по любой причине и на случай критических заболеваний могут продаваться отдельно, в Украине обязательное условие для любых полисов страхования жизни, которые предлагают «лайфовики», — наличие страхования жизни на случай смерти.

Как бы там ни было, «лайфовые» страховщики утверждают: деятельность в их сегменте за последние два года ощутимо активизировалась. Объем «лайфового» рынка собрал одинаковую сумму — 15,7 млн грн — за весь 2001 год и за девять месяцев прошлого года. В сравнении объема рынка в первом квартале 2001 г. (поступление 6,2 млн. грн.) с аналогичным периодом 2002 года (9,99 млн. грн.) рост лайфового бизнеса составил 161%. Страховщики этим фактом довольны, называя такую цифру одним из самых высоких темпов прироста среди сегментов рынка страхования. Однако общий объем «лайфового» рынка не впечатляет: 0,52% всего рынка страхования, который, в свою очередь, не превышает 0,006% национального ВВП (при том, что в Европе объем страховых платежей по долгосрочному страхованию жизни — 6-10% ВВП).

Такое отклонение объясняются в первую очередь низким уровнем доходов населения (рынок нормально развивается при условии средней зарплаты, достигающей $250), отсутствием информации в страховых услугах и соответствующим уровнем культуры страхования.

Степень влияния иностранных страховых компаний на страховой рынок жизни в Украине можно охарактеризовать как довольно слабый, потому что только ALICO AIG Life захотело внедрится в страховой рынок жизни и случилось это в 2002 году. Эта компания существует под названием ЗАО «Американська Компанія Страхування Життя АІГ Життя», которая является дочерней компанией корпорации ALICO AIG Life, входящей в семью American International Group, Inc.(AIG). И хотя компания работает на рынке недавно, благодаря репутации материнской компании и всей страховой группы она смогла добиться очень хороших результатов, которые можно сопоставить на основе таблицы 4.

Название компаниии

Страхо-вые платежы за 1 полугодие 2003 г. тыс.грн

Активы, тыс.грн.

Устав-ной фонд, опла-ченный тыс. грн.

Страхо-вые резервы, тыс. грн.

Доля перестраховщиков страх. резервах тыс. грн.

Страховые выпла-ты, тыс. грн.

Колич. Застрахова-нных на 01.07.

2003

Коли-чество договоров страхова-ния за 1 полугодие 2003 г.

Граве Украина

8790,4

12512,9

4197,7

8324,5

7492,1

33,8

6097

1987

ТАС

4304,3

13484,8

11254,1

7583

319,2

22,3

3661

1501

АИГ –жизнь

3961

8253,7

10657,6

1821,2

-

-

1696

795

Юпитер

1629,7

2650,4

2591,6

1781,4

1600,4

4,6

1544

487

Экко

1389,6

1107,6

495

5346

4623,5

15,6

1255

306

Надия

799,2

2759,9

600

966,1

-

474

121393

5118

Аска-жизнь

714,7

10775,3

8500

1437

88,5

31,3

2613

85

СГ «Универсальная»

340

8057

7265

1006,9

21,9

40,7

5023

460

Таблица 4. Рейтинг страховых компаний Украины(life).

Как видно с таблицы 4, преимущество на страховом рынке Украины имеют компании, которые уже довольно долго работают в этой сфере страхования. Однако, несмотря на такой показатель, можно утверждать, что внедрение AIG Life проходит огромными темпами. Учитывая все показатели таблицы 4, эта компания занимает 4 место, что есть прекрасным результатом. На мой взгляд, рынок Украины способен принять новые компании для работы в этой сфере. Особенностью инвестиционного климата Украины есть привлекательность иностранных корпораций(Сумма прямых иностранных инвестиций на душу населения становит 140 $), причем эксперты надеются привлечь новые иностранные фирмы на страховой рынок Украины.

Выводы

Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Процесс глобализации страхового бизнеса только начался в Украине, но тенденции просматриваются и можна утверждать по опыту России и Венгрии, что существенным фактором развития является широкий клиентский потенциал

2. После 11 сентября 2001 года мировая тенденция глобализации страховой отрасли пошла на спад. Но несмотря на такие негативные обстоятельства развитие этого процесса получило новый импульс.

3. Участие больших страховых компаний способствует динамическому развитию страхового рынка, развивает стабильность экономических взаимосвязей между страховщиками и застрахованными — в конечном итоге дает позитивный импульс интенсивному развитию страхового рынка.

Перечень посланий

1. http://www.mabisz.hu

2. http://www.insur-today.ru

3. http://www.ahbrt.hu

4. http://www.uniqua.hu

5. http://www.alico.com

6. http://www.aig.com

7. http://www.metimes.com

8. http://www.aegon.hu

9. http://www.ahico.hu

10. http://www.inginvestment.hu

11. http://www.generali.hu

12. http://www.ecostat.hu

13. http://www.allianz.hu

14. http://www.zurich.com

15. http://www.ing.hu

16. http://www.axa.hu

17. http://www.bbc.co.uk/hi/english/static/events/reith_99/week1/week1.html

18. http://www.humanmanagement.hu/hrszotar.html

19. http://www.terminal.hu

20. http://www.kum.hu

21. http://www.dobart.hu

22. http://www.business.ua

23. 100 больших правителей ХХ века. Авторы-составители Островцов А. А., Островцова М. А. — М.: Мартын, 2000. — с. 149.