Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 23

 

Поиск            

 

Указания методические Рязань 2005 удк 330. 101. 540 Экономическая теория: Методические указания / Рязан гос радиотехн акад.; Сост. Т. М. Глухенко. Рязань, 2005. 24 с

 

             

Указания методические Рязань 2005 удк 330. 101. 540 Экономическая теория: Методические указания / Рязан гос радиотехн акад.; Сост. Т. М. Глухенко. Рязань, 2005. 24 с

3749

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РЯЗАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ РАДИОТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Методические указания

Рязань 2005

УДК 330.101.540

Экономическая теория: Методические указания / Рязан. гос. радиотехн. акад.; Сост. Т.М. Глухенко. Рязань, 2005. 24 с.

Соответствуют требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по специальностям экономического профиля.

Предназначены для самостоятельной подготовки и организации работы студентов всех форм обучения (дневной, вечерней, заочной) по специальности 061000 при изучении курса «Экономическая теория».

Экономическая теория, экономическая политика, блага, теория потребления, теория производства, рынок факторов производства, рыночное равновесие, рыночные структуры, общее равновесие, общественные блага, экономическая мысль, основные экономические школы, современная экономическая мысль

Печатается по решению методического совета Рязанской государственной радиотехнической академии.

Рецензент: кафедра государственного и муниципального управления и экономической теории РГРТА (зав. кафедрой проф.

В.И. Терехин)

Экономическая теория

Составитель Г л у х е н к о Татьяна Михайловна

Редактор Е.В. Ипатова

Корректор С.В. Макушина

Подписано в печать 25.07.05. Формат бумаги 60x84 1/16.

Бумага газетная. Печать трафаретная. Усл. печ. л. 1,5.

Уч.-изд. л. 1,5. Тираж 25 экз. Заказ

Рязанская государственная радиотехническая академия.

390005, Рязань, ул. Гагарина, 59/1.

Редакционно-издательский центр РГРТА.

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

1.1. Цель преподавания дисциплины

Данная дисциплина является основополагающей в структуре экономических знаний для студентов специальности 061000 и дает возможность студентам уяснить теоретические основы экономики, методологию для изучения специальных экономических дисциплин.

1.2. Задачи изучения дисциплины

Основными задачами изучения данной дисциплины являются: понимание основных экономических категорий, законов и явлений в их взаимосвязи, динамике и представлении различных экономических школ; умение анализировать экономическую действительность путем теоретических обобщений; применение математического аппарата исследований, выработка навыков принятия решения, моделирования и формализации эмпирических данных.

1.3. Перечень дисциплин, знание которых необходимо студентам для изучения данной дисциплины

Математика (алгебра, тригонометрия, математический анализ, дифференциальное и интегральное исчисление). Информатика.

Английский язык. История. Философия. Политология. Правоведение.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

После завершения курса студенты должны знать основные концепции курса, к которым относятся:

· понятие рыночной организации общества;

· роль государственного сектора в экономике;

· собственность в экономической и юридической трактовке;

· методы экономического анализа;

· виды экономической политики;

· потребности и интересы;

· выигрыши потребителей и производителей;

· общественное благосостояние и потери;

· функция полезности потребителя, кардиналистский и ординалистский подходы к анализу полезности;

· максимизация полезности потребителя при данном бюджетном ограничении;

· производственная функция;

· минимизация затрат фирмы при данном объеме выпуска;

· краткосрочное и долгосрочное равновесие на рынке совершенной конкуренции;

· эффективность производства на рынке совершенной конкуренции;

· потери общества от монопольной власти, государственная антимонопольная политика;

· ценовая дискриминация монополиста;

· краткосрочное и долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции;

· принципы выбора числа нанятых и ставки заработной платы на рынке труда в условиях различных структур рынка;

· дисконтирование и критерии эффективности инвестиций;

· общее равновесие в распределении благ и размещение ресурсов;

· корректирующее влияние государства для ликвидации провалов рынка в рамках общего равновесия;

· основные концепции экономической мысли от момента их зарождения;

· основные категории классической школы;

· отличия марксистского и маржиналистского подхода в анализе экономической действительности;

· отличие кейнсианского и неоклассического подходов в исследовании экономических явлений;

· особенности русской экономической мысли как отражение специфики реализации экономических законов;

· современные экономические доктрины.

Студент должен уметь:

· по данным о функции спроса и предложения определять параметры равновесия, влияние государственного воздействия на рынок, выигрыши (излишки) покупателей и продавцов;

· рассчитывать налоговое бремя на продавцов и покупателей, мертвые (чистые) потери общественного благосостояния от налогов;

· определять пропорцию распределения налогового бремени по дан­ным об эластичности спроса и предложения;

· показывать влияние государственного ценообразования, включения страны в международную торговлю, введения импортных (экспортных) тарифов и субсидий на равновесную цену и равновесное количество, выиг­рыши продавцов и покупателей, общественное благосостояние;

· определять максимизирующий полезность выбор покупателя по дан­ным о функции полезности, номинальном доходе и ценах товаров;

· выводить функцию индивидуального спроса, зная функцию полезно­сти покупателя;

· определять минимизирующую затраты технологию (комбинацию ре­сурсов) по данным о производственной функции, выпуске и ценах ресурсов;

· выводить функцию общих затрат в долгосрочном периоде по данным о производственной функции;

· определять показатели отдачи от масштаба и отдачи от ресурса для производственной функции Кобба — Дугласа;

· по данным о затратах фирмы на рынке совершенной конкуренции определять индивидуальное и рыночное предложение, параметры рыночно­го равновесия;

· сравнивать параметры равновесия на рынках совершенной конкурен­ции и чистой монополии на основе данных о затратах фирм, определять мертвые (чистые) потери общества от монопольной власти;

· определять оптимальные цены на разных рынках (разных сегментах рынка) в случае осуществления монополистом ценовой дискриминации, показывать влияние ценовой дискриминации на прибыль монополиста и общественное благосостояние;

· различать краткосрочное и долгосрочное равновесие на рынке моно­полистической конкуренции по данным о спросе на товар фирмы (остаточ­ном спросе) и функции затрат продавца;

· определять функции реакции фирм, взаимодействующих по Курно на рынке олигополии (дуополии) и параметры рыночного равновесия;

· определять оптимальный объем продаж картеля и пропорции распре­деления рынка между участниками картеля;

· определять спрос на товар фирмы в краткосрочном периоде по дан­ным о производственной функции и цене готовой продукции;

· определять спрос на труд фирмы, обладающей монопольной властью на рынке готовой продукции;

· определять оптимальный объем найма и ставку заработной платы фирмы, обладающей монопсонической властью;

· использовать метод дисконтирования;

· рассчитывать основные критерии эффективности инвестиций: чис­тую текущую ценность, внутреннюю норму доходности и срок окупаемости инвестиционного проекта, знать соотношение между этими показате­лями;

· по данным о функциях полезности двух участников распределения (производственных функциях для двух продуктов) определять приблизи­тельный вид кривой контрактов (производственных контрактов) и кривой возможных полезностей (производственных возможностей);

· зная кривую производственных контрактов и функцию полезности общества, определять комбинацию выпуска, максимизирующую общест­венную полезность.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр 1

Семестр 2

Общая трудоемкость дисциплины

270

Аудиторные занятия

153

Лекции

85

51

34

Практические занятия

34

17

17

Лабораторные работы

17

17

-

Другие виды аудиторных занятий

Компьютерные

Самостоятельная работа

102

66

36

17

-

17

Другие виды самостоятельной работы

Задания по подготовке к практическим занятиям, НИР

5

10

Вид итогового контроля

Экзамен

Экзамен

Зачет

Текущий контроль возможен в виде самостоятельных и контрольных работ, письменных работ, экономических сочинений (эссе), тестов, проблемных заданий, игр и т.п.

4. Содержание дисциплины

4.1. Тематический план дисциплины

Тема

Количество часов

Лекции

Семинар

Самостоят.

работа

Индивиду-альная раб.

Тема 1

2

1

6

Тема 2

2

2

6

1

Тема 3

4

2

6

1

Тема 4

4

2

6

1

Тема 5

4

2

6

1

Тема 6

6

4

6

1

Тема 7

7

4

6

1

Тема 8

8

4

6

1

Тема 9

5

4

6

1

Тема 10

6

4

6

1

Тема 11

6

4

6

1

Тема 12

6

2

6

1

Тема 13

6

4

6

1

Тема 14

6

4

6

1

Тема 15

6

4

6

1

Тема 16

4

2

6

1

Тема 17

3

2

6

Итого

85

51

102

15

4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел I. Основы экономической теории

Тема 1. Введение.

1.1. Политическая экономия. Формирование предмета иссле-дования.

1.2. Место политэкономии и истории экономических учений в структуре экономических знаний.

1.3.Общая характеристика хозяйственной деятельности. Экономическая система общества.

1.4. Методология экономической теории.

1.5. Экономические цели общества. Потребности и интересы.

1.6. Модели экономических систем.

Тема 2. Основы экономического анализа.

2.1. Исторические предпосылки формирования товарного произ-водства. Развитие обмена. Появление денег.

2.2. Экономическая теория товара и денег. Благо как системо-образующая категория. Понятие услуг.

2.3.Условия возникновения рынка. Сущность рынка. Функции рынка.

2.4. Структура рынка и инфраструктура рынка.

Тема 3. Рыночный механизм и его элементы

3.1. Экономические блага и их классификация, полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ. Рынок и цены.

3.2. Рыночные спрос и предложение. Закон спроса. Закон предложения. Равновесие. Устойчивость равновесия.

3.3.Эластичность спроса и предложения. Факторы, определяющие эластичность. Эластичность и выручка.

3.4. Механизм рыночного ценообразования.

Тема 4. Собственность в рыночной экономике

4.1. Собственность: экономические и правовые аспекты.

4.2. Теории собственности.

4.2. Виды и формы собственности в современной экономике.

4.3. Разгосударствление и приватизация.

Тема 5. Государство в рыночной экономике

5.1. Необходимость государственного вмешательства в эконо-мику и основные функции государства. Кругооборот дохода, ресурсов и продукта. Государственный сектор.

5.2. Регулирование и дерегулирование. Основные направления и инструменты государственного регулирования экономики.

5.3. Основы государственного сектора. Границы государствен-ного вмешательства в экономику.

5.4. Государственное регулирование ценообразования. Воздейс-твие потоварного налога на объем продаж. Государственное воздействие на рынок с помощью фиксированных цен.

Тема 6. Теория потребительского поведения

6.1. Потребности, блага, полезность. Предпосылки поведения потребителя. Исключения в поведении потребителя.

6.2. Концепции анализа полезности: кардиналистский и ордина-листский подходы. Закон убывающей предельной полезности. Взвешенная предельная полезность.

6.3. Анализ потребительских предпочтений. Кривые безразли-чия. Предельная норма замещения. Рента потребителя.

6.4.Потребительский выбор: равновесие потребителя. Бюджетная линия.

6.5.Индивидуальный и рыночный спрос: модели "доход-потребление", "цена-потребление". Эффект дохода и эффект замещения.

Тема 7. Производство и конкурентное поведение фирмы

7.1.Фирма и формы конкуренции. Структура бизнеса.

7.2. Производственная функция.

7.3. Производство в краткосрочном и долгосрочном периоде. Закон убывающей отдачи. Изокванта, изокоста, предельная норма технологического замещения.

7.4. Издержки. Вмененные и фактические издержки. Класси-фикация издержек. Валовые выручка и издержки. Прибыль бухгалтерская и экономическая.

7.5. Равновесие производителя. Излишек (рента) производителя. Эффект от масштаба.

Тема 8. Рыночные структуры

8.1. Типы рыночных структур.

8.2. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.

8.3. Монополия. Монопсония.

8.4. Олигополия.

8.5. Монополистическая конкуренция.

Тема 9. Рынки факторов производства и распределение доходов

9.1. Рынок труда, заработная плата.

9.2. Конкурентные рынки факторов производства.

9.3.Равновесие на конкурентном рынке факторов производства.

9.4. Несовершенная конкуренция на рынке факторов производ-ства.

9.5. Земельная рента и рента на другие ресурсы.

9.6. Рынок капиталов. Основной и оборотный капитал. Дискон-тированная стоимость. Принятие решений по инвестициям. Процент и прибыль.

9.7. Общее равновесие рынка.

Тема 10. Национальная экономика и общественное воспроизводство

10.1. Эффективность национальной экономики. Кривая произ-водственных возможностей и оптимум Парето.

10.2. Общественный продукт и национальное богатство. Общес-твенное благосостояние и теневая экономика. Национальный доход.

10.3. Общественное благо. Теория внешних затрат и эффектов. Общественный выбор.

10.4. Альтернативные взгляды на общественное воспроиз-водство.

Тема 11. Основные направления экономической политики государства

11.1. Денежная политика.

11.2. Фискальная политика.

11.3. Социальная политика. Политика занятости и доходов.

11.4. Инфляция и антиинфляционная политика.

Раздел II. Основные этапы развития экономической науки

Тема 12. Эволюция экономической мысли в период зарождения рыночной экономики

12.1. Социальные утопии об отношении к собственности, труду, распределению, богатству, деньгам, ссудному проценту и другим экономическим категориям.

12.2. Меркантилизм: теории торгового и денежного баланса. Национальные особенности меркантилизма.

12.3. Предпосылки и условия возникновения классической школы. Экономическая теория У.Петти. П. Буагильбер и его воззрения.

12.4. Физиократы. Ф. Кенэ и его учение о воспроизводстве. Основные экономические категории.

Тема 13. Классическая политическая экономия

13.1. Методология А. Смита. Учение А.Смита о разделении труда, обмене и деньгах.

13.2. Различные определения стоимости у А.Смита. Закон стоимости. «Догма Смита». Учение о капитале, производительном и непроизводительном труде.

13.3. Методология Д.Рикардо. Определение предмета исследо-вания. Теория стоимости. Теория денег. Теория земельной ренты. Учение Д.Рикардо о капитале и прибыли. Трактовка проблемы реализации.

13.4.Современная оценка классической школы. Неорикардианство.

Тема 14. Маржинализм и марксизм как два противоположных взгляда на экономическую действительность

14.1. Основные экономические школы маржинализма. Методо-логия австрийской школы. Экономические воззрения К.Менгера, Е. Бем-Баверка и др.

14.2. Математическая школа и ее роль в системе экономических знаний. Л.Вальрас, В. Парето. Кембриджская школа. Дж. Б. Кларк.

14.3. Теория цены А.Маршалла. Понятие эластичности. Фактор времени – концепция коротких и длинных периодов.

14.4. Современные модификации теории полезности: теория предельных предпочтений У. Армстронга; «новый подход» К.Ланкастера; «новые основания микроэкономики» Х. Лейбенштейна.

14.5. Формирование марксистской политической экономии. Предмет и метод исследования. Основные категории в работе К.Маркса «Капитал». Основное противоречие капиталистического способа производства.

14.6. Превращенные формы прибавочной стоимости. Рента. Торговый и ссудный капитал.

14.7. Теория воспроизводства и реализации в учении К.Маркса, перспективы развития капитализма.

14.8. Социал-демократические концепции и теории социализма.

Тема 15. Формирование и эволюция современной мировой экономической мысли

15.1. Новая историческая школа. Л.Брентано и Г.Шмоллер. Катедер-социализм.

15.2. «Немецкий социализм» В. Зомбарта и зарождение фашизма.

15.3. Основные направления американского институциона-лизма. Концепция Т. Веблена. Социально-правовая трактовка Дж. Коммонса. Гарвардская школа. У.Митчелл. Конъюнктуроведение. Производственное направление - Дж.К. Гэлбрейт.

15.4. Кейнсианство и его эволюция. Неокейнсианство. Пост-кейнсианство. Французский дирижизм.

15.5. Неолиберализм.

Тема 16. Неоконсерватизм

16.1. Методология и основные направления неоконсерватизма.

16.2. Монетаризм: понятие и теория денег. М. Фридмен и его денежная «Конституция».

16.3. Экономическая теория предложения. А.Лаффер.

16.4. Концепция рациональных ожиданий (Дж. Мут). Макро-экономическая модель Р. Лукаса-Сарджента-Уоллеса.

16.5. Вирджинская школа: Дж. Бьюкенен, Г. Таллок.

16.6. Синтез институционализма и неоклассики – экономичес-кая теория прав собственности Р.Коуза.

Тема 17. Особенности развития экономической науки в России

17.1. Экономические идеи декабристов. Экономическая мысль пореформенной России CIC века.

17.2. Научный вклад М.И. Туган-Барановского в понимание экономических циклов, А.В. Чаянова в изучении крестьянского хозяйства и Н.Д. Кондратьева в исследовании экономической динамики.

17.3. Традиции экономико-математической школы в России и СССР: В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович.

17.4. Эволюция российской экономической мысли CC века.

5. Лабораторный практикум. Практические занятия

Практикум № 1. Рыночное равновесие. Динамический практикум-тренажер «MentorTM». Исследование ценообразования, спроса и предложения, влияния государства, посредников и потребителей. Практикум «Ценообразование» состоит из 6 взаимосвязанных блоков: «Цена», «Рынок», «Производители», «Потребители», «Государство и посредники», «Ресурсы», каждый из которых содержит набор переменных. Необходимо проанализировать рыночный механизм ценообразования и выполнить задачи. Практикум «Спрос и предложение» позволяет изучить взаимодействие спроса и предложения и факторы, влияющие на них. Модель работает в течение 25 недель, т. е. полгода. Студент выбирает какой-либо уровень цены – постоянный или изменяющийся, а результатом должны быть полученные графики спроса и предложения.

Практикум № 2. Потребительское поведение. Модель описы-вает процесс потребления индивидом набора из двух товаров в течение 12 недель с точки зрения ординалистской концепции (порядковая теория полезности). Предполагает четыре лабораторные работы с решением конкретных задач: 1) «Общая и предельная полезность»; 2) «Предельная норма замещения». 3) «Бюджетные линии». 4) «Функции покупательского спроса».

Практикум № 3. Теория производства. Предполагает исследо-вание изокост, производства и издержек. Цель данного практикума: изучить ограничения в поведении производителя, состав и классификацию издержек предприятия, их влияние на хозяйственную деятельность предприятия и его финансовые результаты.

Описание практикумов дано в методических разработках «Руководство пользователя» и компьютерной библиотеке-лаборатории авторов программы (Дудко В.А., Кужель О.С. и др.), предлагаемых студентам как в электронном варианте, так и в виде методических пособий на кафедре государственного и муниципального управления и экономической теории.

5.1. Содержание практических занятий и контрольных заданий

Практические занятия по темам № 1-11 проводятся в соответствии с планами практических занятий, источник - № 27 списка дополнительной литературы.

Практические занятия по темам № 12- 17 соответствуют методическим указаниям пункта 6 списка дополнительной литературы.

Обязателен промежуточный контроль в виде контрольных работ по темам № 3, 6, 7, 8.

Во втором семестре по темам № 12 и 13 (классическая школа) проводится коллоквиум. По теме № 14 (маржинализм и марксизм) предусмотрены ы либо компьютерное тестирование (в зависимости от уровня самостоятельной работы группы) и письменная работа (по марксизму) с решением задач.

Примерные образцы контрольных заданий

Тема № 3. Рыночный механизм и его элементы

Вариант 1

1. Узнав о повышении цен на кожу, руководство компании, владеющей сетью обувных магазинов, распорядилось уволить часть продавцов. Почему? Решение представьте с помощью графика.

2. Определить коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене и сделать вывод о типе товаров, если цена товара А изменилась с XXX до ZZZ рублей, а объем спроса на товар В за тот же период изменился с R до W штук.

3. Спрос и предложение на рынке товара представлены в виде функций: Qd =Z – X P и Qs =G+XP. Найти равновесные значения цены и объема. Как изменится объем фактических продаж, если правительство зафиксирует цену на уровне YY руб. за единицу товара.

Вариант 2

1. Подорожал сахар. Через полгода цена на мороженое оказалась на том же уровне, что и накануне этого подорожания. Зимой или летом подорожал сахар, если летом спрос на мороженое выше, чем зимой? Представьте график.

2. Эластичность спроса по цене равна (- У), а эластичность спроса по доходу - (- Х). На следующий год доходы населения возрастут на Z %, а цена товара увеличится на S %. Найдите общее изменение спроса на товар.

3. Спрос и предложение на рынке товара представлены в виде функций: Qd =ХХ – ХХP и Qs =ХХ+ХХP. Найти равновесные значения цены и объема.

Таким образом, каждая по перечисленным темам содержит, как правило, три задания, из которых первое – теоретическое, а второе и третье - задачи, требующие решения. Типовые задачи представлены в источнике № 27 списка дополнительной литературы. При подготовке к контрольным работам и практическим занятиям следует использовать любые задачники, предлагаемые преподавателем (в том числе сверх перечисленных в рекомендуемой литературе).

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

п/п

Наименование

Нали-чие в РГРТА, экз.

Основная литература

1.

Бартенев С.А. История экономических учений в вопросах и ответах. М.:Юрист, 1998.

2

2.

Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. М.: Изд-во БЕК, 1996, 1997, 2001.

6

3.

Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.

21

4.

Емцов Р.Г., Лукин М.Ю.Микроэкономика. М.: ДИС, 1997.

2

5.

Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М.: Экономика, 1995.

1

6.

История экономической мысли в России: Учебное пособие для вузов/ Под ред. А.Н. Марковой. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996

7.

Максимова В.Ф.Микроэкономика. М.:СОМИНТЭК,1996

6

8.

Матвеева Т.Ю., Никулина И.Н. Основы экономии-ческой теории. М.: Дрофа, 2003.

218

9.

Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М., «Республика», любой год издания. Ч.1,2.

16

10.

Микроэкономика: Учебник/ Под ред. Е.Б. Яковле-вой. М.: Акалис, 1997,1998,1999.

6

11.

Микроэкономика: Учебное пособие для вузов / Под ред. Н.И Базылева, С. В. Гурко. Минск: БГЭУ, 2000

1

12.

Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по эко-номическим специальностям и направлениям / Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. М.: ИТД «КноРус», 1999.

2

13.

Негиши Т. История экономической теории. М.: Аспект – Пресс, 1995.

6

14.

Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М.: Норма-ИНФРА-М, 1997,1998,1999,2000.

16

15.

Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Пер. с англ. М.: Экономика, 1992,2000.

33

16.

Протас В.Ф. Микроэкономика: структурно-логи-ческие схемы. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.

6

17.

Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. М.: Дело, любой год издания.

10

Дополнительная литература

1.

Аникин А.В. Юность науки. М.: Политиздат, 1985.

2.

Бартенев С.А. История экономических учений в вопросах и ответах: Учебно-методическое посо-бие.- М.: Юристъ,1998.192 с.

3.

Всемирная история экономической мысли: В 6 т. М.: Мысль, 1987-1997.

1

4.

Долан Э.Дж.,Линдсен Д.Е. Рынок: микроэкономи-ческая модель. / Под ред. Б.Линовика и В.Лукаше-вича. С-Пб.,1992.

5.

Гребенников П.И. Микроэкономика в цифрах. Задачи и решения. СПб, 1998.

1

6.

История экономических учений: Методические указания. Т.М. Глухенко, Г.В.Есакова. Рязань: РГРТА, 1998. № 2762.

50

7.

Камаев В.Д. и др. Учебник по основам экономической теории. М.: ВЛАДОС, 1995,1996.

8.

Курс экономической теории. / Под ред. М.Чепурина, Е.Киселевой. Киров, 1994.

1

9.

Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. М.: МП ТПО «Квадрат»,1991.

10.

Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей: Пер. с англ. М.:Прогресс, 1992.

11.

Маркс К. Капитал. Т.1-ІІІ// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.23-25.

10

12.

Матвеева Т.Ю., Никулина И.Н. Основы экономии-ческой теории. М.: Дрофа, 2003.

218

13.

Маршалл А. Принципы экономической науки: В 3 т. М.: Прогресс. 1993.

3

14.

Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. М.-СПб: Питер,1994-1999, 2004.

9

15.

Общая экономическая теория. / Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. М.: Рос. экон. акад.,1995- 1998.

2

16.

Основы экономической теории и практика рыночных реформ в России./Под ред. М.М. Заго-рулько и др. М.:ЛОГОС,1997.

4

17.

Пебро М. Международные экономические, валютно-финансовые отношения. М.: Прогресс-Универс., 1994.

18.

Сажина М.А., Чибриков Т.Г. Основы экономичес-кой теории. М.,1998.

2

19.

Фридмен М. Количественная теория денег. М.: Мысль,1996.

20.

Словарь современной экономической теории. М.:Инфра-М,1997.

21.

Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. М.: Прогресс,1992.

22.

Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Новости,1992.

3

23.

Эклунд Х. Эффективная экономика. М.,1991.

1

24.

Экономика переходного периода. / Под ред. Б.В. Радаева, А.В. Буралина. М., 1995.

25.

В.И.Терехин, Л.В.Горяинова, М.М.Есаков, Г.В.Есакова. Основы экономической теории. Планы семинарских занятий, задачи и упражнения. Рязань: РРТИ, 1993.

80

26.

Экономическая история: Учеб. пособие. / Л.В.Горяинова, Е.Н.Донцова, Г.В.Есакова, Е.Н.Капацинская, Л.А.Чернобродова. Рязань: РГРТА, 1996.

50

27.

Экономическая теория. Микроэкономика. Планы практических занятий. Ч 1./ Т.М. Глухенко, Е.Н. Донцова, Л.А. Чернобродова. Рязань: РГРТА, 2001. № 3125.

50

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

1. По данной программе курса может быть использовано программное средство «MentorTM » (комплект интерактивных лабораторных практикумов-тренажеров по «Микроэкономике»). Лабораторный практикум проводят по ранее названным темам.

2. Контролирующие и обучающие тесты по дисциплине. Программный продукт (авторская разработка С. Игонькина) применяется в аудиторных занятиях и для самостоятельного изучения материала (тесты «Эконом»- варианты «micro» и «macro»).

3. Контролирующие тесты по маржинализму и истории экономических учений (заключительный тест по всем темам используется для лиц, пропустивших несколько тем и не отработавших их на начало зачетной недели).

4. Для темы № 16: видео-фильм М. Фридмена «Свобода выбора», части 1-2. (см. каталог учебного телевидения РГРТА – ТДК-21). Для темы № 11: видео - фильм «Инфляция».

7. Примерный перечень экзаменационных вопросов по курсу (Экзамен 1-го семестра)

1. Определение предмета экономической теории.

2. Методы исследования в экономической теории.

3. Позитивизм и нормативизм. Приведите примеры.

4. Основные экономические школы.

5. Собственность и хозяйствование.

6. Экономические интересы и их классификация.

7. Цели и средства хозяйственной деятельности.

8. Экономические потребности и их классификация.

9. Экономические блага и их классификация.

10. Полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ.

11. Кругообороты благ и доходов.

12. Альтернативные издержки.

13. Граница производственных возможностей.

14. Экономическая стратегия и экономическая политика.

15. Краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе.

16. Закон возрастания вмененных издержек.

17. Экономические законы.

18. Типы экономических систем.

19. Условия возникновения и структура рынка.

20. Сущность и функции рынка.

21. Закон спроса.

22. Индивидуальный и рыночный спрос.

23. Изменения в спросе.

24. Эластичность спроса по цене.

25. Эластичность спроса по доходу.

26. Факторы, определяющие эластичность спроса.

27. Эластичность спроса по цене и изменения в валовом доходе.

28. Перекрестная эластичность спроса и «дуговая» эластичность спроса.

29. Спрос с единичной эластичностью. Совершенно неэластичный спрос.

30. Закон предложения.

31. Индивидуальное и рыночное предложение.

32. Изменения в предложении.

33. Эластичность предложения.

34. Факторы, определяющие эластичность предложения.

35. Изменения величины предложения.

36. Частичное (частное) равновесие. Формирование равновесной цены.

37. Сдвиги в равновесии и примеры нарушения равновесия.

38. Устойчивость рыночного равновесия.

39. «Паутинообразная» модель равновесия.

40. Учет фактора времени в теории частичного равновесия.

41. Государственное воздействие на рынок: цели и последствия.

42. Государственное воздействие на рынок с помощью фиксированных цен.

43. Воздействие потоварного налога и налога с оборота на объем продаж.

44. Государственный сектор экономики.

45. Формы собственности.

46. Юридическая и экономическая трактовки собственности.

47. Р.Коуз и теория «прав собственности». Трансакционные издержки.

48. Потребности и полезность.

49. Классификация экономических благ и полезность блага.

50. Предпосылки поведения потребителя.

51. Кардиналистская концепция теории полезности.

52. Закон убывающей предельной полезности.

53. Анализ потребительских предпочтений.

54. Кривые безразличия. Карта безразличия.

55. Предельная норма замещения.

56. Ординалистская концепция теории полезности.

57. Принцип снижающейся предельной нормы замещения.

58. Свойства кривых безразличия.

59. Эластичность замещения в теории потребительского поведения.

60. Бюджетная линия.

61. Реакция потребителя на изменение дохода.

62. Закон Энгеля.

63. Реакция потребителя на изменение цены.

64. Уравнение Слуцкого-Хикса.

65. Равновесие потребителя.

66. Эффект дохода и эффект замещения.

67. Модификации эффектов дохода и замещения. Эффект Гиффена.

68. Рента потребителя.

69. Поведение потребителя и классификация спроса.

70. Виды кривых безразличия.

71. Основы теории производства.

72. Условия производства и мотивация поведения фирмы.

73. Производственная функция.

74. Производство с одним переменным фактором.

75. Понятие изокванты. Карта изоквант.

76. Различные виды изоквант.

77. Понятие предельной производительности фактора.

78. Общий продукт, средний продукт, предельный продукт.

79. Отдача от масштаба.

80. Закон убывающей отдачи.

81. Предельная норма технологической субституции.

82. Равновесие производителя.

83. Понятие экономических и бухгалтерских издержек производства.

84. Вмененные и фактические издержки. Необратимые издержки.

85. Краткосрочные и долгосрочные издержки.

86. Классификация издержек: постоянные, переменные, средние, предельные.

87. Понятие изокосты. Уравнение изокосты.

88. Рента производителя.

89. Предложение фирмы и отрасли.

90. Выбор оптимального размера предприятия в долгосрочном периоде.

91. Положительный эффект масштаба.

92. Типы кривых долгосрочных средних издержек.

93. Формирование рыночного предложения.

94. Типы рыночных структур с точки зрения усиления рыночной власти.

95. Поведение предприятия в условиях совершенной конкуренции.

96. Сравнение валового дохода и валовых издержек конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.

97. Сравнение предельного дохода и предельных издержек.

98. Поведение конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.

99. Оценка эффективности совершенной конкуренции.

100. Монополия как один из типов рыночных структур. Типы монополий.

101. Предельный доход фирмы.

102. Условие максимизации прибыли монополиста.

103. Индекс Лернера.

104. Ценовая дискриминация.

105. Государственная политика в отношении монополий.

106. Принципы государственного воздействия на естественные монополии.

107. Монопсония и предельные издержки приобретения.

108. Определение цены в условиях монопсонии.

109. Причины возникновения олигополии и типы олигополий.

110. Модель дуополии (модель Курно).

111. Индекс Герфиндаля.

112. Картель и лидерство в ценах.

113. Ломаная кривая спроса на продукцию олигополиста.

114. Методы конкурентной борьбы и оценка эффективности олигополии.

115. Монополистическая конкуренция: общее понятие и виды.

116. Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции.

117. Оценка общественной эффективности монополистической конкуренции.

118. Общее понятие рынков факторов производства и их значение в рыночной экономике.

119. Спрос на экономические ресурсы.

120. Предельный продукт фактора производства. Стоимость предельного продукта ресурса.

121. Предельные издержки на ресурс и их роль в определении принципов выбора ресурса.

122. Условие максимизации прибыли фирмы на рынке факторов производства.

123. Механизм формирования спроса на ресурс.

124. Эластичность спроса на экономический ресурс.

125. Спрос на ресурс в отрасли и в экономике.

126. Неценовые детерминанты спроса на ресурс.

127. Предельный продукт в денежном выражении.

128. Земельная рента.

129. Понятие экономической ренты.

130. Формирование спроса на труд в условиях совершенной конкуренции.

131. Предложение труда.

132. Критерии выбора индивида между отдыхом и доходом.

133. Эффект замещения и эффект дохода на рынке труда.

134. Различия в зарплате у различных групп населения.

135. Роль профсоюзов на рынке труда.

136. Монопсония на рынке труда.

137. Дисконтирование.

138. Предельная эффективность капитала.

139. Метод сравнения ожидаемой нормы отдачи от капитала и процентной ставки.

140. Процентная ставка и ее функции.

141. Формирование предложения заемных средств со стороны индивида.

142. Эффект замены и эффект дохода на рынке сбережений.

143. Прибыль и ее виды.

144. Понятие общего равновесия.

145. Анализ общего равновесия.

146. Четыре взгляда на справедливость.

147. Общественное благосостояние и его критерии.

148. Парето – оптимальное состояние экономики.

149. Эффективность в обмене.

150. Эффективность в производстве.

151. Эффективность на рынке продуктов.

152. Понятие внешних затрат и эффектов.

153. Виды государственной политики в ситуациях, когда возникают экстерналии.

154. Воздействие налогообложения в ситуации с внешними затратами.

155. Общественное благо и его характеристики.

156. Формирование совокупного спроса на общественное благо.

157. Определение оптимального количества общественного блага.

158. Возможности государства по стабилизации рыночного равновесия.

159. Граница возможных благосостояний.

160. Внерыночные воздействия на эффективность.

Экзамен проводится в письменной форме. Билет включает восемь вопросов и одну задачу. Оценка 10–бальная. При этом каждый вопрос оценивается в 1 балл, задача – в 2 балла. Если студент набрал менее 5,5 баллов, то полученная оценка – «неудовлетворительно»; 5,5 – 6,5 баллов - оценка «удовлетворительно»; если 7– 8,5 баллов, то оценка – «хорошо»; 9-10 баллов – оценка «отлично».

Образец экзаменационного билета

РГРТА

Экзаменационный билет № 1

Утверждаю:

зав. кафедрой

В.И. Терехин

Кафедра государственного и муни-ципального управления и экономи-ческой теории

Группа – 573

Дисциплина: Экономическая теория

1. Формирование совокупного спроса на общественное благо.

2. Условие максимизации прибыли фирмы на рынке факторов про-изводства.

3. Индекс Герфиндаля.

4. Понятие изокванты. Карта изоквант.

5. Предпосылки поведения потребителя.

6. Эластичность спроса по цене.

7. Основные экономические школы.

8. Нарушает ли налогообложение действие законов спроса и предложения?

9. Задача. Даны функции спроса и предложения на штучный товар: Qd = 3000 – 1,5 Р и Qs = 3,5Р – 600. Чему равно новое равновесное количество товара?

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины во втором семестре

выполняется студентами во втором семестре первого курса (или в третьем семестре – по учебному плану). Для правильного выполнения курсовой работы необходимо уже в первом семестре определиться с темой курсовой работы, ознакомиться с литературой по данной теме.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

"ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ"

1. Теория рыночного спроса и эластичности, ее применение.

2. Кривые безразличия и их применение.

3. Теория внешних затрат и эффектов и ее применение.

4. Теория общественного выбора.

5. Ценообразование в условиях рынка несовершенной конкуренции.

6. Эффективность и регулирование рынка в условиях монопольной власти.

7. Естественные монополии: сущность, специфика, регулирование.

8. Антимонопольное регулирование: мировой и отечественный опыт.

9. Капитальные вложения в рынки капитала.

10. Общее равновесие и экономическая эффективность.

11. Выбор в условиях неопределенности результата.

12. Теории потребительского спроса и методы воздействия на спрос.

13. Рынок труда, его состояние и особенности в современной России.

14. Циклические кризисы 70-90-х годов в странах с развитой рыночной экономикой.

15. Фрикционная и структурная безработицы: сущность, роль государства.

16. Пути преобразования собственности в России.

17. Проблема неплатежей и пути ее преодоления.

18. Фискальная политика правительства и ее роль в достижении макроэкономического равновесия.

19. Аграрные отношения и земельная рента в условиях рыночной экономики.

20. Бюджетный дефицит, государственный долг и проблема управления ими.

21. Методы и инструменты государственного регулирования в рыночной экономике.

22. Денежно-кредитная политика правительства: цели и средства.

23. Модель двойного равновесия /IS-LM/ и ее применение.

24. Теории экономического роста: преимущества и недостатки.

25. Современная валютная система и валютный рынок: особенности российского подхода.

26. Формирование финансово-промышленных групп: мировой и отечественный опыт.

27. Рынки с асимметричной информацией.

28. Итоги и перспективы экономической реформы в России как основа выхода из кризиса.

29. Приватизация: мировой опыт.

30. Теории благосостояния.

31. Приватизация в России: сущность, формы, проблемы, пути осуществления и первые итоги.

32. Акционерные общества в переходной экономике.

33. Рынок ценных бумаг, его экономическая роль и особенности становления в России.

34. Рынок страховых средств.

35. Роль фондовой биржи в современной рыночной экономике.

36. Товарная биржа и ее роль в развитии рыночной экономики.

37. Коммерческие банки как инструмент экономических преобразований в современной России.

38. Реформа банковской системы в России: прошлое и настоящее.

39. Сбережения и их роль в экономике: точки зрения кейнсианцев и неоклассиков. Применение данных концепций в России.

40. Социальная политика правительства: цели, инструменты, особенности.

41. Налоги и налоговая политика: мировой и отечественный опыт.

42. Национальное богатство: содержание, измерение и роль в экономике.

43. Взаимосвязь результатов и факторов производства. Производственная функция и ее использование в экономике.

44. Лаговые процессы в экономике: специфика в России.

45. Модели общего равновесия Вальраса и Леонтьева: сравнительный анализ.

46. Основные виды функции потребления: сравнительный анализ.

47. Платежный баланс и его особенности в Российской экономике.

49. Проблемы распределения дохода, социальной защищенности и бедности.

50. Внешнеторговая политика России: цели и инструменты.

Тема курсовой работы в начале семестра выбирается студентом самостоятельно. По согласованию с преподавателем может быть предложена своя оригинальная тема. План курсовой работы согласовывается с преподавателем и утверждается в первые две недели семестра.

Примерный вариант плана курсовой работы на тему «Экономические потребности и интересы молодежи в Российской Федерации, способы их реализации в новых экономических условиях»:

Ι. Введение.

ΙΙ. Молодежные интересы и потребности, формы их реализации на современном этапе развития экономики России.

Глава 1. Теоретические основы исследования интересов и потребностей молодежи в РФ.

Глава 2. Структура экономических потребностей и интересов молодежи в сравнении со взрослым населением РФ.

Глава 3. Реализация авангардной роли молодежи в соответствии с перспективными экономическими интересами и потребностями (на примере молодежной биржи труда в г. Рязани).

ΙΙΙ. Заключение.

ΙV. Литература.

V. Приложение.

В середине семестра студент может представить первый вариант работы на проверку научному руководителю. Окончательный вариант сдается за две недели до зачетной недели семестра. Получив от научного руководителя работу с замечаниями, автор курсовой должен ее доработать, а если работа допущена к защите – подготовиться к защите. Защита курсовых работ проводиться в специально отведенное время устно, в присутствии всех желающих. Автор должен четко и последовательно изложить цель, задачи курсовой, основные проблемы и свои выводы, рекомендации и предложения.

Правила написания и оформления курсовой работы приведены в методических указаниях «Как написать курсовую работу» № 2780, Рязань: РГРТА, 1998, 16 с.

К экзамену допускаются в первом семестре студенты, успешно выполнившие лабораторные работы (сдан отчет по всем практикумам) и практические занятия (выполнены все промежуточные контрольные работы).

Во втором семестре студент выполняет (и защищает) курсовую работу и сдает зачет либо в устной форме, либо в виде зачетного теста, где получить оценку «зачтено» можно лишь правильно ответив более чем на 50 % (а в тестовом варианте - более чем на 55 %) вопросов и заданий. В случае успешного выполнения в семестре всех промежуточных контрольных работ и коллоквиума, отсутствия пропусков занятий, активной работы на семинарах, студент может получить «упрощенный вариант» вопросов по тем темам, по которым не было письменных и домашних заданий.

Оглавление

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе…….1

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины………1

3. Объем дисциплины и виды учебной работы… ………………….4

4. Содержание дисциплины…………………………………… ……4

5. Лабораторный практикум. Практические занятия…………… 10

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины……… …… 12

7. Примерный перечень экзаменационных вопросов по курсу... 15

8. Методические рекомендации по организации изучения

дисциплины во втором семестре………………………………...20