Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 23

 

Поиск            

 

Указания методические по проведению практических

 

             

Указания методические по проведению практических

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

ФГОУВПО «РГУТиС»

Факультет «Экономический»

Кафедра «Менеджмент»

УТВЕРЖДАЮ.

Проректор по учебной работе

__________д.э.н., профессор Новикова Н.Г.

«_____»_______________________200__г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ практических ЗАНЯТИЙ

для студентов всех форм обучения

Дисциплина «Логистика»

Специальность 080111 «Маркетинг»

Специальность 220501 «Управление качеством»

Москва 2008 г.


Методические указания по проведению практических занятий составлены на основании рабочей программы дисциплины «Логистика»

Методические указания по проведению практических занятий рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Менеджмент»

протокол №______ от «______»_______________2008 г.,

Зав. кафедрой «Менеджмент»

д.э.н., профессор Платонова Н.А.

Методические указания по проведению практических занятий одобрены Учебно-методическим советом ФГОУВПО «РГУТиС»

Протокол № ________ «____»_______________200_г.

Методические указания по проведению практических занятий разработаны:

к.э.н., доцент кафедры

«Менеджмент» Виноградова М.В.

д.э.н., профессор кафедры

«Менеджмент» Неруш Ю.М.

Согласовано:

Зам. проректора - начальник

Учебно-методического управления

к.э.н. доцент Дуборкина И.А.

Начальник

Методического отдела Рыженок Н.В.

Содержание

Введение

4

Структура и содержание практических занятий

5

1. Структура практических занятий

5

2. Содержание практических занятий

8

2.1. Логистика как наука и хозяйственная деятельность

8

2.2. Изучение информационных потоков на предприятии

2.3. Управление материальными потоками на основе пооперационного учета логистических издержек

2.4. Закупочная, производственная, распределительная логистика

2.5. Разработка системы складирования

2.6. Управление запасами

2.7. Технико-эксплуатационные показатели работы транспорта

Глоссарий

Список рекомендуемой литературы

Введение

Настоящие методические указания предусматривают набор материалов для проведения практических занятий по дисциплине «Логистика». Материалы, изложенные в методических указаниях, призваны закрепить полученные студентами теоретические знания по рассматриваемой дисциплине. Решение предлагаемых задач, участие в деловых играх, рассмотрение конкретных ситуаций, предусмотренных практическими занятиями, позволят студентам научиться применять методы логистики в практической деятельности предприятий и организаций.

При разработке содержания практических занятий использованы их различные варианты:

· блиц-опросы;

· семинары;

· тестирование;

· самостоятельные аудиторные работы;

· деловые игры;

· конкретные ситуации.

Дисциплина «Логистика» входит в состав дисциплин стандарта подготовки специалистов по специальностям 080111 «Маркетинг» и 220501 «Управление качеством»

Структура и содержание практических занятий

1. Структура практических занятий

№ темы и

практического занятия

Название практического занятия

Кол-во часов

Содержание

Тема 1. Предмет и содержание дисциплины. Основные понятия, цели и задачи логистики.

Тема 2. Основные принципы использования логистики в коммерческой деятельности.

Практическое занятие 1

Логистика как наука и хозяйственная деятельность

2

Решение теста и блиц-опрос по основным понятиям логистики

Тема 3. Логистические информационные системы.

Практическое занятие 2

Изучение информационных потоков на предприятии.

2

Рассмотрение потоков документов и информации, возникающих на складе, изучение документов и уровней управления возникающей информацией.

Тема 4. Методы оценки логистических затрат и пути их оптимизации

Практическое занятие 3

Управление материальными потоками на основе пооперационного учета логистических издержек

2

Решение практических задач по расчету суммарного материального потока на складе, расчету затрат на управление материальным потоком, дифференцирование факторов, зависящих от работы с поставщиком и потребителем, установление опытным путем зависимости факторов от величины общих суммарных затрат на управление материальным потоком. Блиц-опрос, тестирование

Тема 5. Организация управления службами в логистике.

Тема 6. Закупочная, производственная, распределительная виды логистики.

Практическое занятие 4

Закупочная логистика

1

Расчет рейтинга поставщика. Сравнение результатов. Выбор одного из поставщиков для продления договора поставки.

Производственная логистика

1

Расчет длительностей технологического цикла при использовании различных способов календарной организации производственных процессов. Расчет оптимальной партии изделий

Распределительная логистика

2

Определение месторасположения распределительного центра различными способами. Расчет необходимого количества распределительных центров в системе распределения

Тема 7. Логистика складирования.

Практическое занятие 5

Разработка системы складирования

1

Расчет наиболее эффективной складской системы при заданных параметрах и оборудовании

Тема 8. Управление запасами.

Практическое занятие 6

Управление запасами

1

Решение задач, связанных с запасами в логистике. Выбор системы управления и контроля за состоянием запасов для конкретных условий.

Тема 9. Транспортная логистика.

Практическое занятие 7

Технико-экономические показатели работы транспорта

1

Решение задач по показателям работы транспорта.

1

Разработка маршрутов и составление графиков доставки товаров автомобильным транспортом

1

Блиц-опрос. Выявление главных слагаемых повышения эффективности работы транспорта.


2. Содержание практических занятий

Практическое занятие 1 – Логистика как наука и хозяйственная деятельность (2 часа).

Цель занятия – формирование представления о месте логистики в сфере общественного производства, выработка первоначального навыка по построению логистической системы.

1.1. Опрос студентов по основным понятиям логистики.

1. Приведите известные определения понятия логистики.

2. Логистика в военной сфере и логистика в области экономики: что общего и в чем отличие?

3. Какие задачи ставит и решает логистика как наука?

4. Раскройте причины, по которым во второй половине ХХ века в экономически развитых странах наблюдается резкое возрастание интереса к логистике.

5. В чем заключается принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками в экономике от традиционного?

6. В чем заключается эффективность применения логистического подхода к управлению материальными потоками в экономике?

7. Объясните, почему возможность широкомасштабного применения логистики в экономике появляется лишь во второй половине ХХ века.

8. Назовите и охарактеризуйте этапы развития логистического подхода к управлению материальными потоками в сферах производства и обращения.

9. В чем заключается отличие системного подхода к хозяйственной деятельности от существующего традиционного?

1.2. Рассмотреть конкретные ситуации.

КЕЙС №1. «Роль и место логистики в среде бизнеса»

Президент американской компании «Маклин Инк.» выдвинул идею того, что логистические операции, организуемые и осуществляемые Департаментом логистики, должны быть включены в список приоритетных и носящих стратегический характер для развития компании. Доклад о стратегических целях компании в области логистики был поручен начальнику Департамента.

Одновременно, сам президент выдвинул следующие приоритетные направления деятельности компании в целом:

• усилить роль маркетинга и укрепить конкурентные преимущества компании;

• усилить специализацию направлений деятельности, однако сохранить при этом общий корпоративный стиль работы.

Департамент стратегического планирования также выдвинул свои предложения по совершенствованию работы компании. В частности, им было предложено:

• установить финансовую независимость для всех 17 подразделений компании;

• провести децентрализацию маркетинговых операций между подразделениями;

• создать должность вице-президента по логистике.

Компания «Маклин» производит высокотехнологическое оборудование от полупроводников до силовых установок. Причем, оборудование производится серийно и по специальным заказам. Компания обладает 20 заводами по всему земному шару и использует 40 собственных и арендованных складов.

Начальник Департамента логистики должен выступить с докладом и объяснить, как он видит связь между своим отделом и другими подразделениями: маркетинга, производственным, финансовым.

Он также должен объяснить, как логистика вносит свой вклад в добавленную стоимость продукта, создаваемой компанией.

Задание: представьте проект основных тезисов доклада началь ника Департамента логистики

КЕЙС №2 «Материальные потоки в логистике»

Вице-президент по логистике компании «Но-Телл Компьютер партс», крупнейшего производителя частей для микрокомпьютеров, делал презентацию в Нью-Йорке для группы потенциальных инвесторов. Его попросили описать свою компанию в целом, а также роль департамента логистики в реализации конкурентных преимуществ компании на рынке.

Производя части микрокомпьютеров, отметил вице-президент, компания действует в рамках растущего сегмента рынка производства компьютеров. Потребителями продукции компании являются компании, производящие компьютеры. Основанная в 1966 году, компания в настоящее время имеет 25 тыс. служащих и ежегодно реализует продукцию на сумму 5 млрд. долларов. «Но-Телл» продает микропроцессоры, контроллеры, память и платы. Цель компании - стать лучше и дешевле, чем конкуренты.

Компания осуществляет закупки полуфабрикатов и продажу своей продукции по всему земному шару. Чтобы выделиться среди конкурентов, компания собирается осуществлять поставки по принципу срочного исполнения любого заказа, дешевой и сохранной доставки товаров клиентуре.

Вице-президент подчеркнул, что компания собирается перейти на метод доставки, организуемый по установленным логистическим системам. Подобное сообщение вызвало большой интерес у потенциальных инвесторов.

Задание: представьте себя на месте вице-президента и объясните ра боту логистической системы, которую организовала компания на основании отношений партнерства с компаниями-посредниками («от ношения по цепочке поставки»).

КЕЙС №3 «Организация логистической деятельности в компании»

Компания «Саванна Стил Корпорейшн» является одним из немногих предприятий, специализирующихся на производстве высококачественных стальных конструкций для строительной промышленности. Основной выпускаемой продукцией являются стальные балки, используемые достаточно широко в любом строительстве. Кроме того, выпускаются стальные уголки, швеллеры и другие подобного рода изделия. «Саванна» не только производит указанную продукцию, но и осуществляет по необходимости ее сборку по заказам клиентуры.

Недавно назначенный вице-президент компании по логистике поставил сотрудникам задачу: в связи с возросшей конкуренцией повысить качество логистического обслуживания и в то же время сократить расходы на эти операции. Вице-президент по логистике подчиняется исполнительному директору компании. Должность вице-президента по логистике была введена в структуру компании недавно, и на вновь назначенное лицо возлагались определенные ожидания.

Предшественник вице-президента назывался «менеджером по транспортировке и поставкам». Он занимался поставками готовой продукции получателям и, кроме того, в сферу его деятельности входило руководство работой грузового терминала на заводе компании. Менеджер подчинялся директору по производству, а тот в свою очередь - исполнительному директору.

Когда вновь назначенный вице-президент вступил в должность, с ним провел беседу президент компании и сказал, что считает логистику одним из основных приоритетов в работе. Он также подчеркнул, что ждет результата, во-первых, в улучшении обслуживания клиентуры и, во-вторых, в снижении издержек по логистическим операциям.

Несмотря на краткий срок пребывания в должности, вице-президент уже предпринял значительные усилия по улучшению логистических операций. Отдел по логистике принял на себя всю организацию и всю ответственность по обеспечению поставок готовых изделий клиентуре, а также по операциям, связанным с хранением готовой продукции и поступающего сырья. Одновременно отдел по логистике взял на себя управление небольшим собственным грузовым парком компании.

Исполнительный директор компании пообещал вице-президенту всемерную поддержку в вопросах совершенствования логистических операций. Он верит, что вновь назначенный вице-президент справится с задачами, поставленными перед ним президентом компании.

Задания:

1. Как вы определите существующее положение с обеспечением ло гистических операций на предприятии; на какой стадии эволюции нахо дится отдел по логистике в компании?

2. Какие усилия должен предпринять вице-президент по логистике для достижения целей, поставленных перед ним президентом компании?

3. Какие показатели вы бы избрали для оценки работы отдела по логистике компании?

Библиография: [1-6, 8, 11, 13, 18-22, 24].

Практическое занятие 2 – Изучение информационных потоков (2 часа).

Цель занятия – на базе изученного материала исследовать логику построения и организации информационных систем и потоков.

2.1. Для опроса студентов предлагаются следующие вопросы:

1. Сформулируйте понятие «информация», «информационная система», «информационный поток».

2. Как организация информационных потоков влияет на эффективность управления материальными потоками.

3. Охарактеризуйте подсистемы, входящие в состав информационных систем.

4. Назовите и охарактеризуйте виды информационных систем и информационных потоков.

5. Перечислите принципы, которые необходимо соблюдать при построении логистических информационных систем.

6. Назовите и охарактеризуйте известные Вам технологии информационной логистики

7. Назовите преимущества использования штриховых кодов.

2.2. Рассмотреть конкретные ситуации

КЕЙС №1. «Информационные потоки в логистике»

За последние годы компания «Пеннинсула Пойнт» стала одной из самых успешно действующих компаний в области продажи одежды по каталогам. Компания публикует очень красочный каталог, который рассылается перспективным клиентам. Клиенты рассылают заказы по почте или используют бесплатный телефонный номер. Основной категорией клиентуры являются семейные пары, где оба члена семьи работают. Как правило, детей у них пока нет. Конкурентами «Пеннинсула Пойнт» являются другие работающие в этом бизнесе компании, такие как: «Лэндс Энд»,«Орвис» и «Л.Л.Бин».

Несмотря на то, что подобный бизнес - покупки по каталогам испытывает очень суровую конкуренцию, компания «Пеннинсула Пойнт» работает очень успешно, а главное - видит перспективы в своей работе, так как покупать по каталогам становится очень престижно в некоторых кругах бизнесменов, которые тем самым хотят подчеркнуть, что они все время очень заняты и у них нет времени на хождение по магазинам.

Компания считает, что для обслуживания клиентуры существуют два важных момента. Первое: все заказанное отправляется строго вовремя, именно в то время, которое указано в заказе. И второе - если клиент что-то возвращает, то это не расценивается как недружественный жест, а тут же заменяется или возвращаются деньги. Компания считает, что в подобном бизнесе возврат - это нормальное явление.

Сама компания «Пеннинсула Пойнт» не производит одежды, а получает ее из Китая, Тайваня, Сингапура, Гонконга и Южной Кореи. Отгрузка из указанных стран осуществляется контейнерными партиями морским транспортом. По прибытии в США контейнеры развозятся автотранспортом в складской центр компании в Нэшвилле (штат Теннеси). В дальнейшем отправка заказов осуществляется компаний «Юнайтед Парселс» - экспресс почтой.

«Пеннинсула пойнт» понимает, что операции по логистике, выражающиеся в срочной и точной доставке заказанного, - это ключ к успеху, и считает себя «логистической компанией». Кроме того, вкусы получателей часто меняются, иногда даже в середине сезона.

Поэтому, если задержаться с доставкой, то можно получить заказ обратно. Только мгновенная реакция на заказ может обеспечить стабильные доходы.

Задание: каким образом компания «Пеннинсула Пойнт» может и должна использовать электронно-вычислительную технику для совершенствования обслуживания клиентуры? Каким образом можно было бы улучшить работу компании с помощью современных средств электроники?

КЕЙС №2. «Информационные потоки в логистике»

В течение десяти лет компания «Си-Тэк Дистрибьюшн Компани» имеет 11% долю по оптовым поставкам разного рода продуктов в магазины и универмаги района городов Сиэттл и Такома на Северо-западе США. Компания весьма конкурентоспособна и открыта для внедрения самых прогрессивных технологий.

В компании есть должность вице-президента по логистике, который отвечает за все операции, касающиеся получения продуктов от поставщиков, их хранения и развоза по магазинам. Помимо отдела по логистике в его подчинении находится также компьютерный центр компании.

«Си-Тэк» принимает все продукты от поставщиков на двух своих оптовых складах, осуществляет их хранение, а затем отправляет по заказам в розничную сеть магазинов. Компания имеет собственный небольшой парк грузовиков - 12 единиц. В вопросах поставки продуктов в розничную сеть используются как эти 12 грузовиков, так и транспорт специализированных автомобильных предприятий. Как правило, поставки продуктов в магазины осуществляются по телефону, а затем устная договоренность подтверждается письменно.

Закупками продуктов у поставщиков занимается другой вице-президент (вице-президент по закупкам), который в своей работе опирается на команду из 8 опытных закупщиков - сотрудников соответствующего отдела. Закупщики довольно самостоятельны в своей работе. Они решают: у кого и сколько закупать, по какой цене, пользоваться ли скидками или нет, когда продукты должны быть поставлены на два оптовых склада компании, получать ли от поставщиков кредит и если да, то на каких условиях, и т.д. Номенклатура закупаемых компанией «Си-Тэк» продуктов превышает 3000 наименований.

Хотя оба вице-президента специально не координируют свою работу, тем не менее, они чувствуют, что в этом есть насущная потребность, и без подобной координации в дальнейшем не обойтись. Два других вице-президента компании занимаются вопросами маркетинга и финансов. Активно взаимодействует с вице-президентом по логистике вице-президент по финансам, который буквально забрасывает его различной информацией по издержкам и расходам, связанным с логистикой. Но эта информация, по мнению вице-президента, не упорядочена, и на ее основе невозможно делать какие-либо глубокие выводы по вопросам сокращения логистических издержек.

Задание: основываясь на материалах об информационных потоках в логистике, какие рекомендации вы могли бы дать вице-президенту ком пании по логистике по использованию компьютерных технологий в во просах установления координации в работе с отделом закупки товаров и финансовым отделом? Какая дополнительная информация по деятельности компании вам могла бы понадобиться для подготовки своих соображений?

Библиография: [2, 6, 8-11, 13, 20, 22, 24, 31].

Практическое занятие 3 – Управление материальными потоками на основе пооперационного учета логистических издержек (2 часа). Конкретная ситуация.

Цель занятия — изучение возможностей повышения эффективности функционирования склада, которые открывает пооперационный учет значимых логистических издержек; закрепление знаний студентов в области решения логистических задач. Изучение возможности применения тех или иных методов в различных ситуациях.

3.1. Для опроса студентов предлагаются следующие вопросы:

1. Охарактеризуйте объект исследований в области логистики, а также применяемый методологический аппарат.

2. Дайте определение логистической модели и логистического моделирования.

3. Метод аналитического моделирования логистических систем, его преимущества и недостатки.

4. Имитационное моделирование логистических систем, процессы, цели, достоинства и недостатки.

5. Определение системного подхода.

6. Опишите последовательность формирования логистических систем при классическом (индуктивном) и при системном подходах. Дайте сравнительную характеристику этих подходов.

7. В чем выражается эффект от использования принципов системного подхода.

8. Назовите преимущества и недостатки экспертных систем.

3.2. Решение практической ситуации.

Задание 1. Расчет величины суммарного материального потока на складе.

Методические указания

Суммарный внутренний материальный поток (грузовой поток) склада определяется сложением материальных потоков, проходящих через его отдельные участки и между участками.

Величина суммарного материального потока на складе зависит от того, по какому пути пойдет груз на складе, будут или не будут выполняться с ним те или иные операции. В свою очередь, маршрут материального потока определяется значением факторов, перечисленных в табл. 3.1.

Таблица 3.1 – Факторы объема складской грузопереработки (факторы, влияющие на величину суммарного материального потока на складе)

Обозначение

Наименование фактора

Значение фактора

(по вариантам работы),%

1

2

3

4

5

А1

Доля товаров, поставляемых на склад в нерабочее время и проходящих через приемочную экспедицию

15

10

20

15

10

А2

Доля товаров, проходящих через участок приемки склада

20

10

10

20

15

А3

Доля товаров, подлежащих комплектованию на складе

70

60

60

70

55

А4

Уровень централизованной доставки, т.е. доля товаров, попадающих на участок погрузки из отправочной экспедиции

40

30

30

20

50

А5

Доля доставленных на склад товаров, не подлежащих механизированной выгрузке из транспортного средства и требующих ручной выгрузки с укладкой на поддоны

60

50

70

40

50

А6

Доля товаров, загружаемых в транспортное средство при отпуске со склада вручную (из-за неприспособленности транспортного средства покупателя к механизированной загрузке)

30

20

10

30

45

А7

Кратность обработки товаров на участке хранения (в разах)

2,0

2,0

2,0

2,0

2,0

Объем работ по отдельной операции, рассчитанный за определенный промежуток времени (месяц, квартал, год), представляет собой материальный поток по соответствующей операции.

Величина суммарного материального потока на складе (Р) определяется сложением величин материальных потоков, сгруппированных либо по признаку выполняемой логистической операции, либо по признаку места выполнения логистической операции.

Перемещение грузов (в нашем случае — механизированное, в контейнерах или на поддонах) осуществляется с участка на участок, а суммарный материальный поток по данной группе (P п.г ) равен сумме выходных грузовых потоков всех участков, без последнего:

(3.1)

Здесь Т — грузооборот склада, т/год (условно принимается равным 5000 т/год).

Операции разгрузки и погрузки могут выполняться вручную или с применением машин и механизмов.

Ручная разгрузка необходима, если товар в транспортном средстве прибыл от поставщика, не будучи уложенным на поддоны. В этом случае для того, чтобы изъять товар из транспортного средства и затем переместить на один из последующих участков склада, его необходимо предварительно вручную уложить на поддоны.

Грузопоток при ручной разгрузке груза:

Pp.p = T x A5 /100 ( т / год ) (3.2)

Остальная разгрузка является механизированной. Грузопоток при механизированной разгрузке груза:

P м.р = T x (1- A 5 /100) (т/год) (3.3)

Ручная погрузка будет необходима в том случае, если поданное транспортное средство нельзя загрузить с помощью средств механизации. Тогда товар будет подвезен электропогрузчиком к борту транспортного средства, а затем вручную погружен.

Грузопоток при ручной погрузке груза:

Р p . n =Т х А6 /100 (т/год) (3.4)

Грузопоток при механизированной погрузке груза:

Рм.п =Т х (1-А6 /100) (т/год) (3.5)

Грузы, рассматриваемые в процессе ручной переборки при приемке товаров

Р np =Т х А2 /100 (т/год) (3.6)

Грузы, рассматриваемые в процессе ручной переборки при комплектации заказов покупателей

Ркм =Т х А3 /100 (т/год) (3.7)

Грузы, рассматриваемые в процессе выполнения операций в экспедициях.

Если груз поставлен в рабочее время, то он сразу по мере разгрузки поступает на участок приемки или в зону хранения. Если же груз прибыл в нерабочее время (например, в воскресный день), то он разгружается в экспедиционное помещение и лишь в ближайший рабочий день подается на участок приемки или в зону хранения. Следовательно, в приемочной экспедиции появляется новая операция, которая увеличивает совокупный материальный поток на величину:

Pn = T x A 1 /100 (т/год) (3.8)

Если на предприятии оптовой торговли имеется отправочная экспедиция, то в ней появляется новая операция, которая увеличивает совокупный материальный поток на величину:

Ро.э =Т х А4 /100 (т/год) (3.9)

Итого операции в экспедициях увеличивают совокупный материальный поток на:

Рэк = Р n о.э =Т х ( A 1 + А4 )/100 (т/год) (2.10)

Группа материальных потоков — операции в зоне хранения.

Весь поступивший на склад товар, как отмечалось, так или иначе сосредотачивается в местах хранения, где выполняются следующие обязательные операции:

— укладка груза на хранение;

— выемка груза из мест хранения.

Объем работ за определенный период по каждой операции равен грузообороту склада за этот же период (при условии сохранения запаса на одном уровне).

Таким образом, минимальный материальный поток в зоне хранения равен 2хТ .

Если при хранении товара осуществляется перекладка запасов с верхних на нижние ярусы стеллажей, то к совокупному материальному потоку добавляется еще какая-то часть Т. В процессе отборки часть грузов может быть возвращена в места хранения, что также увеличивает совокупный материальный поток еще на некоторую долю Т * .

В результате всех операций в зоне хранения возникает группа материальных потоков, величина которой равна:

Рхр =Т х А7 /100 (т/год) (3.11)

Величина суммарного материального потока на складе (Р) определяется по следующей формуле:

Р= Р n + Рр. р + Рм.р + Pp . n + Рм. n + Р n р + Ркм + Рэк + Р x р . (3.12)

Расчет величины суммарного материального потока на складе рекомендуется выполнить по форме, представленной в табл. 3.3 (заполняются гр. 3 и 4).

Задание 2. Расчет стоимости грузопереработки на складе.

Методические указания

Стоимость грузопереработки определяется:

— объемом работ по той или иной операции;

— удельной стоимостью выполнения той или иной операции.

Пооперационные объемы работ определены при выполнении первого задания.

Удельные стоимости выполнения той или иной операции на складе представлены в табл. 3.2. Эти данные позволят представить общую стоимость грузопереработки на складе в виде суммы затрат на выполнение отдельных операций.

Таблица 3.2 – Группы материальных потоков на складе

Наименование группы материальных потоков

Условное обозначение группы

Удельная стоимость работ на потоках данной группы

условное обозначение

величина, руб./т

Внутрискладское перемещение грузов

Pn.г

S1

60

Операции в экспедициях

Pэк

S2

200

Операции с товаром в процессе приемки и комплектации

Pnp,Pкм

S3

500

Операции в зоне хранения

Pxp

S4

100

Ручная разгрузка и погрузка

Pp.p,Pp.n

S5

400

Механизированные разгрузка и погрузка

Pм.р,Рм. n

S6

80

Выбор состава операций с грузом на складе можно осуществить на основании критерия минимума затрат на грузопереработки.

Максимально снизить складские расходы можно, направляя товар из зоны хранения сразу в зону погрузки. Но это означает отказ от операций подбора ассортимента на участке комплектования, а также от доставки товаров покупателям (операции в отправочной экспедиции). Однако следует иметь в виду, что, отказываясь от предоставления услуг, предприятие сдает позиции на рынке, а это также сопряжено с экономическими потерями.

Поиск приемлемого компромисса возможен лишь при налаженной системе учета издержек.

Суммарная стоимость работ с материальными потоками (стоимость грузопереработки — C груз ) определяется по формуле:

C груз = S 1 x Pn + S 2 x P эк + S 3 x ( Pnp + Pk м )+ S 4 xPxp + S 5 x ( Pp . p + Pp . n )+ S 6 x ( P м. p + P м. n )

Расчет стоимости грузопереработки рекомендуется выполнить по форме, представленной в табл. 3.3 (заполняются гр. 5 и 6).

В таблице 3.3 приведено решение заданий 1 и 2 в соответствии с исходными данными первого варианта.

Задание 3. Дифференциация и ранжирование факторов, определяющих объем и влияющих на стоимость складской грузопереработки.

Методические указания

В процессе выполнения задания необходимо проанализировать совокупность факторов, влияющих на интенсивность материального потока на том или ином участке склада, и определить, какие из них зависят в основном от условий договоров с поставщиками, а какие — от условий договоров с покупателями. Результаты рекомендуется оформить в виде табл. 3.4.

При выполнении данного задания необходимо определить, как будет влиять на общую стоимость грузопереработки сокращение потока на том или ином участке на одну и ту же величину.

Таблица 3.3 – Расчет величины суммарного материального потока и стоимости грузопереработки на складе

Наименование группы материальных потоков

Группа

Значение

фактора, %

Величина материального потока по данной группе, т/год

Удельная стоимость работ на потоке данной группы, руб./т

Стоимость работ на потоке данной группы,

тыс. руб./год

Грузы, рассматриваемые в процессе внутрискладского перемещения

Р n.г

XX

17250

60

1035,0

Грузы, рассматриваемые в процессе выполнения ручной разгрузки

Pp.p

60

3000

400

1200,0

Грузы, рассматриваемые в процессе выполнения механизированной разгрузки

Рм.р

40

2000

80

160,0

Грузы, рассматриваемые в процессе выполнения ручной погрузки

Pp.n

30

1500

400

600,0

Грузы, рассматриваемые в процессе выполнения механизированной погрузки

.n

70

3500

80

280,0

Грузы, рассматриваемые в процессе выполнения операций на участке приемки

Pnp

20

1000

500

500,0

Грузы рассматриваемые в процессе выполнения операций на участке комплектования заказов

Pк.м.

70

3500

500

1750,0

Грузы, рассматриваемые в процессе выполнения операций в экспедициях

Pэк

55

2750

200

550,0

Грузы, рассматриваемые в процессе выполнения операций в зоне хранения

Pxp

200

10000

100

1000,0

Суммарный внутренний материальный поток

P

XX

44500

XX

7075,0

Таблица 3.4 – Дифференциация факторов, определяющих объем складской грузопереработки

Группа А (факторы, зависящие от условий договора с поставщиками)

Группа В (факторы, зависящие от условий договора с покупателями)

Полученная информация позволит повысить обоснованность принимаемых решений, так как при заключении договоров с поставщиками коммерческая служба будет знать, что более существенно снижает стоимость грузопереработки* :

— снижение доли груза, поступающего в нерабочее время и проходящего через приемочную экспедицию (фактор а1 );

— снижение доли поступающего груза, который необходимо пропустить через участок приемки (фактор А2 );

— снижение доли груза, поступающего в непакетированном виде и требующего ручной разгрузки (факторов) А5 .

Данное задание выполняется путем поочередного снижения величины факторов на 10%, что в нашем случае соответствует снижению одноименных потоков на 500 т/год (в рамках данного задания предусмотрено проведение расчетов для факторов, зависящих от условий договора с поставщиками, т.е. для факторов А1 , А2 и A 5 ).

Пример расчета для фактора А 1 . Входной материальный поток на склад равен 5000 т/год (данные берутся из предыдущих заданий в соответствии с номером варианта). Через приемочную экспедицию проходит 15% всех грузов (т. е. А1 = 15%). При снижении доли проходящих через приемочную экспедицию грузов до 5% уменьшается объем и соответственно стоимость работ в самой экспедиции, а также объем и стоимость работ по ввозу грузов в экспедицию. Необходимо рассчитать суммарное снижение стоимости грузопереработки, для чего заполняем табл. 3.5.

Начальное значение фактора А1 = 15%, новое — 5%. Меняющиеся потоки — № 2 и 4 (рис. 3.1). Критерием правильности коммерческого решения по первой группе операций может служить минимум затрат на внутрискладскую грузопереработку. Решение по второй группе принимается на основе маркетингового исследования рынка услуг. Критерием здесь является оптимальное значение уровня сервиса.

Расчеты по потокам.

Поток № 2 : ранее в приемочной экспедиции обрабатывалось 750 т/год, стало обрабатываться 250 т/год.

Стоимость работ на потоке:

до изменения фактора A1 : 750 х 200=150,0 тыс. руб./год,

после изменения 250 х 200 = 50,0 тыс. руб./год.

Изменение стоимости работ на потоке

150,0-50,0 = 100,0 тыс. руб./год.

Входной поток 5000т/год


Перемещение в приемочную экспедицию(поток 4)


Рисунок – 3.1. Движение материальных потоков от участка разгрузки

до зоны хранения и отборки.

Поток № 4: ранее в приемочную экспедицию перевозилось 750 т/год, стало перевозиться 250 т/год.

Стоимость работ на потоке

до изменения фактора A 1 750 х 60 = 45,0 тыс. руб./год.

после изменения 250 х 60 =15,0 тыс. руб./год.

Изменение стоимости работ на потоке

45,0 – 15,0 = 30,0 тыс. руб./год.

Общее изменение стоимости грузопереработки на складе, в результате уменьшения значения фактора А1

100,0+30,0 = 130,0 тыс. руб./год.

Изменение стоимости грузопереработки в процентах к общему объему составит (130,0/7075,0)х100 = 1,8% .

Таблица 3.5 – Расчет влияния отдельных факторов на стоимость грузопереработки

Наименование фактора

Значение фактора, %

Номера меняющихся потоков

Изменение общей стоимости грузопереработки

начальное

новое

тыс.руб./год

%

Факторы, зависящие от условий договора с поставщиками

A1 — доля товаров, поставленных на склад в нерабочее время

15

5

2,4

1,8

A2 — доля товаров, проходящих через участок приемки склада

A5 — доля товаров, загружаемых в транспортное средство при отпуске со склада вручную

В результате выполнения задания в гр. 6 табл. 3.5 факторы ранжируются по степени влияния на стоимость внутрискладской грузопереработки.

Расчет по остальным факторам студент выполняет самостоятельно.

Библиография [1, 2, 3, 6, 10, 11, 13, 20, 21, 22, 35, 36].

Практическое занятие 4 – Закупочная, производственная, распределительная логистика (4 часа).

Цель занятия – закрепление изученного материала по данной теме. Определение значимости закупочной логистики в деятельности предприятий, а также при формировании затрат. Расчет длительности отдельной операции по сборке сборочной единицы; расчет длительности цикла обработки партии деталей при последовательном, параллельном и последовательно-параллельном способе календарной синхронизации процесса; расчет длительности цикла сборки; расчет длительности производственного цикла изделия. Закрепление теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в процессе изучения закупочной и сбытовой логистики, определение связи между закупочной и сбытовой логистикой.

4.1. Для опроса студентов предлагаются следующие вопросы.

1. Дайте определение закупочной логистики.

2. Охарактеризуйте место и роль службы снабжения в логистических процессах.

3. Опишите различные варианты организации службы снабжения.

4. Охарактеризуйте внешние для предприятия факторы, влияющие на принятие решений при задаче «сделать или купить».

5. Как на решение задачи «сделать или купить» влияют производственные условия на предприятии?

6. Перечислите методы поиска потенциальных поставщиков.

7. Критерии при оценке поставщиков.

8. Порядок расчета рейтинга поставщика.

9. Что такое производственная логистика? Какие задачи решает производственная логистика?

10. В чем принципиальное отличие логистической и традиционной концепции организации производства?

11. Внутрипроизводственные логистические систе6мы, элементы, входящие в их состав.

12. Что такое качественная и количественная гибкость? Что такое тактическая и стратегическая гибкость?

13. Какие конкурентные преимущества дает реализация основных и противоположных принципов организации производственных процессов в логистических системах?

14. Какие существуют требования к организации производственных процессов. Их сущность.

15. Законы организации производственных процессов. Их сущность.

16. Как определить оптимальный размер партии деталей, если известны плановый период и количество номенклатурных позиций в плане?

17. Правило 80 – 20.

18. Дайте определение распределительной логистики?

19. Перечислите задачи, решаемые распределительной логистикой на макро- и микроуровнях.

20. Назовите и охарактеризуйте методы решения задачи оптимизации расположения распределительного центра на обслуживаемой территории.

21. Охарактеризуйте зависимость транспортных расходов системы распределения от количества входящих в нее складов.

22. Как меняются затраты на содержание запасов в системе распределения с изменением количества складов на обслуживаемой территории?

23. Дайте определение логистическому каналу, логистической цепи.

24. Дайте определение понятию «инфраструктура товарного рынка».

25. Перечислите подсистемы, образующие инфраструктуру товарного рынка.

26. Каким образом развитие инфраструктуры товарного рынка влияет на величину логистических издержек?

27. Что общего и в чем отличие распределительной логистики и маркетинга?

28. Что такое опережающая, обратная и горизонтальная интеграция?

29. Какие каналы распределения будут являться горизонтальными, а какие вертикальными? Что такое уровень канала распределения?

30. Охарактеризуйте различные типы посредников.

4.2. Решение практической ситуации – Контроль в сфере закупочной деятельности и принятие решения по размещению заказов (1 час).

Задание. Произвести оценку поставщиков № 1 и № 2 по результатам работы для принятия решения о продлении договорных отношений с одним из них.

Методические указания

В течение первых двух месяцев года фирма получала от поставщиков № 1 и № 2 товары А и В.

Динамика цен на поставляемую аналогичную продукцию, динамика поставки товаров ненадлежащего качества, а также динамика нарушений поставщиками установленных сроков поставок приведены в табл. 4.2 — 4.4.

Для принятия решения о продлении договора с одним из поставщиков необходимо рассчитать рейтинг каждого поставщика. Оценку поставщиков выполнить по показателям: цена, надежность и качество поставляемого товара. Принять во внимания, что товары А и В не требуют бесперебойного пополнения. Соответственно, при расчете рейтинга поставщика принять следующие веса показателей:

цена 0,5

качество поставляемого товара 0,3

надежность поставки 0,2

Итоговый расчет рейтинга поставщика оформить в виде табл. 4.7.

Таблица 4.2 – Динамика цен на поставляемые товары

Поставщик

Месяц

Товар

Объем поставки, ед./мес.

Цена за единицу, руб.

№1

Январь

январь

А

В

2000

1000

10

5

№2

Январь

январь

А

В

9000

6000

9

4

№1

февраль

февраль

А

В

1200

1200

11

6

№2

Февраль

февраль

А

В

7000

10000

10

6

Таблица 4.3 – Динамика поставки товаров ненадлежащего качества

Месяц

Поставщик

Количество товара ненадлежащего качества, поставленного в течение месяца, единиц

январь

№1

№2

75

300

февраль

№1

№2

120

425

Таблица 4.4 – Динамика нарушений установленных сроков поставки

Поставщик

Месяц

Количество поставок, единиц

Всего опозданий, дней

Поставщик № 1

январь

8

28

февраль

7

35

Поставщик № 2

январь

10

45

февраль

12

36

1. Расчет средневзвешенного темпа роста цен (показатель цены).

Для оценки поставщика по первому критерию (цена) следует рассчитать средневзвешенный темп роста цен ( T ) на поставляемые им товары:

, (4.1)

где Тц i - темп роста цены на i-ю разновидность поставляемого товара;

di доля i-й разновидности товара в общем объеме поставок текущего периода;

n — количество поставляемых разновидностей товаров.

Темп роста цены на i-ю разновидность поставляемого товара рассчитывается по формуле:

T ц i =( Pi 1; / Pi 0 ) x 100 (4.2)

где Pi 1 цена i-й разновидности товара в текущем периоде, Pi 0 цена i-й разновидности товара в предшествующем периоде.

Доля i-й разновидности товара в общем объеме поставок рассчитывается по формуле:

di =( Si / S Si ) (4.3)

где Si сумма, на которую поставлен товар i-й разновидности в текущем периоде, руб.

В качестве примера выполним расчет средневзвешенного темпа роста цен для первого поставщика.

Темп роста цен для этого поставщика по товару А составил:

T цА =(11 /10) x 100=110%,

по товару В:

TцВ =(6 /5) x 100=120%

Доля товара А в общем объеме поставок текущего периода:

Доля товара В в общем объеме поставок текущего периода:

Средневзвешенный темп роста цен для первого поставщика составит

` T ц = 110 х 0.65+120 х 0,35 =113,5%

Расчет средневзвешенного темпа роста цен рекомендуется оформить в виде табл. 4.5.

Таблица 4.5 – Расчет средневзвешенного темпа роста цен

Поставщик

TцА

ТцВ

SА

sВ

dA

dB

_

Tц

№1

110%

120%

13200 РУб

7200 руб

0,65

0,35

113,5%

№2

Полученные значения Tц заносятся в итоговую таблицу для расчета рейтинга поставщика.

2. Расчет темпа роста поставки товаров ненадлежащего качества (показатель качества).

Для оценки поставщиков по второму показателю (качество поставляемого товара) рассчитаем темп роста поставки товаров ненадлежащего качества (Tн.к ) по каждому поставщику:

Тн.к = ( d н.к1 / d н.к0 ) х100, (4.4)

где dn .к1 доля товара ненадлежащего качества в общем объеме поставок текущего периода;

d н.к0 доля товара ненадлежащего качества в общем объеме поставок предшествующего периода.

Долю товаров ненадлежащего качества в общем объеме поставок определим на основании данных таблиц 4.2 и 4.3. Результаты оформим в виде табл. 4.6.

В нашем примере для первого поставщика темп роста поставок товаров ненадлежащего качества составит:

Тн.к = (5,0/2,5) х 100=200%

Таблица 4.6 – Расчет доли товаров ненадлежащего качества в общем объеме поставок

Месяц

Поставщик

Общая поставка,

ед /мес

Доля товара ненадлежащего качества в общем объеме поставок, %

январь

№1

№2

3000

2,5

февраль

№1

№2

2400

5,0

Полученный результат внесем в табл. 4.7.

3. Расчет темпа роста среднего опоздания (показатель надежности поставки, Тн.п ).

Количественной оценкой надежности поставки служит среднее опоздание, т.е. число дней опозданий, приходящихся на одну поставку. Эта величина определяется как частное от деления общего количества дней опоздания за определенный период на количество поставок за тот же период (данные табл. 4.4).

Таким образом, темп роста среднего опоздания по каждому поставщику определяется по формуле:

Тн.п =(Оср1 ср0 ) x 100 (4.5)

где Оср1 среднее опоздание на одну поставку в текущем периоде, дней;

Оср0 — среднее опоздание на одну поставку в предшествующем периоде, дней.

Далее рассчитаем темп роста среднего опоздания для поставщика № 1.

Полученный результат внесем в табл. 4.7.

4. Расчет рейтинга поставщиков.

Для расчета рейтинга необходимо по каждому показателю найти произведение полученного значения темпа роста на вес. Сумма произведений по гр. 5 (табл. 4.7) даст нам рейтинг поставщика № 1, по гр. 6 — поставщика № 2.

Таблица 4.7 – Расчет рейтинга поставщиков

Показатель

Вес

показателя

Оценка поставщика по данному показателю

Произведение оценки на вес

поставщик №1

поставщик №2

поставщик №1

поставщик №2

Цена

0,5

113,5

56,8

Качество

0,3

200

60

Надежность

0,2

142,9

28,6

Рейтинг поставщика

145,4

Следует помнить, что поскольку в нашем случае темп роста отражает увеличение негативных характеристик поставщика (рост цен, рост доли некачественных товаров в общем объеме поставки, рост размера опозданий), то предпочтение при перезаключении договора следует отдать поставщику, чей рейтинг, рассчитанный по данной методике, будет ниже.

4.3. Решение задач по определению длительностей производственных циклов и длительности циклов операций.

Задача 1 . Рассчитайте длительность операции штифтования, если нормативная трудоемкость штифтования составляет 30 ч, длительность рабочей смены 8 часов, коэффициент выполнения норм 0,95, на операции штифтования занято двое рабочих.

Решение.

По условию задачи t о = 30ч, С = 2 рабочих, q = 8ч, Кв = 0,95.

(дня)

Задача 2. Рассчитайте длительность операции клепки, если нормативная трудоемкость клепки составляет 80 ч, длительность рабочей смены 8 ч, коэффициент выполнения норм 0,95, на операции клепки занято трое рабочих.

Задача 3. Рассчитайте длительность операции привинчивания, если нормативная трудоемкость привинчивания составляет 100 ч, длительность рабочей смены 8 ч, коэффициент выполнения норм 0,95, га операции привинчивания занято четверо рабочих.

Задача 4. Рассчитайте длительность операции сварки, если нормативная трудоемкость сварки составляет 50 ч, длительность рабочей смены 8 ч, коэффициент выполнения норм 0,95, на операции занят один рабочий.

Задача 5. Рассчитайте длительность совокупного цикла механической обработки партии из 20 деталей при последовательном, параллельном и последовательно-параллельном способе календарной организации процесса и следующих значениях плановой трудоемкости операций (в часах): 1) токарная – 6; 2) сверлильная – 1; 3) токарная – 2; 4) фрезерная – 1,5; 5) шлифовальная – 4.

Решение.

По условию задачи m = 5, n = 20, t1 = 6; t 2 = 1; t 3 = 2; t 4 = 1,5; t 5 = 4.

Тп = n t = 20 (6+1+2+1,5+4) = 290 (ч).

Тпп = Тп – ( n -1) t = n t – ( n -1) t =

= 20 (6+1+2+1,5+4) – (20-1) (1+1+1,5+1,5) = 195 (ч)

Тпр = ( n -1) t + t = (20-1) 6 + (6+1+2+1,5+4) = 128,5 (ч).

Задача 6 . Рассчитайте длительность совокупного цикла механической обработки партии из 8 деталей при последовательном, параллельном и параллельно-последовательном способе календарной организации процесса и следующих значениях плановой трудоемкости операций (в часах): 1) токарная - 5; 2) фрезерная – 2; 3) шлифовальная – 3.

Задача 7. Рассчитайте длительность совокупного цикла механической обработки партии из 50 деталей при последовательном, параллельном и параллельно-последовательном способе календарной организации процесса и следующих значениях плановой трудоемкости операций (в часах): 1) фрезерная – 1,5; 2) сверлильная- 4; 3) шлифовальная – 7; 4) токарная – 5.

Задача 8 . Рассчитайте длительность совокупного цикла механической обработки партии из 25 деталей при последовательном, параллельном и параллельно-последовательном способе календарной организации процесса и следующих значениях плановой трудоемкости операций (в часах): 1) токарная 6; 2) фрезерная – 7,5; 3) шлифовальная – 5; 4) сверлильная - 3.

Задача 9 . Рассчитайте длительность сборки изделия А, состоящего из трех узлов, если длительность цикла генеральной сборки составляет 5 дней; длительность цикла сборки первого узла – 8; второго узла – 9 и третьего узла - 7 дней.

Решение.

По условию задачи Тц.г.сб = 5 дней; Тц.сб.ед1 = 8; Тц.сб.ед2 = 9; Тц.сб.ед3 = 7 дней.

Тц.сб = Тц.г.сб + Т = 5+9 = 14 дней.

Задача 10 . Рассчитайте длительность сборки изделия С, состоящего из четырех узлов, если длительность цикла генеральной сборки составляет 7 дней; длительность цикла сборки первого узла – 5; второго узла – 4; третьего узла - 9; четвертого узла – 7 дней.

Задача 11 . Рассчитайте длительность производственного цикла изделия А, если длительность изготовления отливок составляет 6 дней, длительность свободной ковки заготовок – 5 дней, длительность цикла механической обработки деталей в цехе № 1 – 14 дней, а в цехе № 2 – 18 дней, длительность генеральной сборки – 5 дней, длительность сборки сборочной единицы № 1 – 8 дней и единицы № 2 – 9 дней. Продолжительность межцеховых перерывов составляет 3 суток.

Решение.

По условию задания:

Тц.заг = Тц.литья = 6 дней; Тц.мех = 18 дней (max);

Тц.сб = 14 дней (см.формулу задачи №9); tмц = 3 дня;

m = 3 (количество стадий в производстве).

Тц.изд = Тц.заг + Тц.мех + Тц.сб. + ( m -1) t мц =

= 6+18+14+(3-1) 3 = 44 дня.

Задача 12 . Рассчитайте длительность производственного цикла изделия В, если длительность изготовления отливок составляет 8 дней, длительность свободной ковки заготовок – 6 дней, длительность цикла механической обработки деталей в цехе № 1 – 16 дней, а в цехе № 2 – 10 дней, длительность генеральной сборки – 7 дней, длительность сборки сборочной единицы № 1 – 6 дней и единицы № 2 – 5 дней. Продолжительность межцеховых перерывов составляет 4 суток.

Задача 13 . Рассчитайте длительность производственного цикла изделия С, если длительность изготовления отливок составляет 9 дней, длительность свободной ковки заготовок – 8 дней, длительность цикла механической обработки деталей в цехе № 1 – 11 дней, в цехе № 2 – 13 дней, в цехе № 3 – 15 дней, длительность генеральной сборки – 6 дней, длительность сборки сборочной единицы № 1 – 10 дней и единицы № 2 – 9 дней. Продолжительность межцеховых перерывов составляет 2 суток.

4.4. Ситуация. Определение места расположения распределительного центра на обслуживаемой территории.

Задание 1 . На территории района имеется 8 магазинов, торгующих продовольственными товарами. Методом определения центра тяжести грузопотоков найти ориентировочное место для расположения склада, снабжающего магазины.

Исходные данные

В табл. 4.8 приведены координаты обслуживаемых магазинов (в прямоугольной системе координат), а также их месячный грузооборот, в таблице 4.9 – расстояние между магазинами, соединенными автомобильными дорогами. Автомобильные дороги, соединяющие магазины имеют четыре пересечения в точках 0, 3* , 5 и 7.

Таблица 4.8 – Грузооборот и координаты обслуживаемых магазинов

№ магазина

Координата X, KM

Координата Y, KM

Грузооборот, т/мес.

1

10

10

15

2

23

41

10

3

48

59

20

4

36

27

5

5

60

34

10

6

67

20

20

7

81

29

45

8

106

45

30

Таблица 4.9 – Расстояние между магазинами

Участок

Расстояние, км

0-3

5

3-2

6

2-1

6

1-4

6

4-5

4

5-0

2

5-3

5

5-6

4

6-7

3

7-0

3

7-8

7

8-0

7

Методические указания

Пользуясь приведенными в теоретических пояснениях к заданию формулами, необходимо найти координаты точки (Хсклад , Yсклад ), в окрестностях которой рекомендуется организовать работу распределительного центра, а также указать эту точку на чертеже.

Прежде чем приступить к расчетам необходимо выполнить чертеж к заданию. Для этого на миллиметровой бумаге следует нанести координатные оси, а затем точки, в которых размещены магазины. Рекомендуемый масштаб: одно миллиметровое деление — 1 км.

Задачу выбора места расположения склада решим для распределительной системы, включающей один склад. Основным (но не единственным) фактором, влияющим на выбор места расположения склада, является размер затрат на доставку товаров со склада. Минимизировать эти затраты можно, разместив склад в окрестностях центра тяжести грузопотоков.

Координаты центра тяжести грузовых потоков (Хск.т>< YcK . wo ) , т.е. точки, в окрестностях которой может быть размещен распределительный склад, определятся по формулам:

где Г i — грузооборот i -го потребителя;

Х i У i координаты i -го потребителя;

п —