Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 22

 

Поиск            

 

Задачи формирования эмоциональных чувств младшего дошкольника. 4 Основополагающие принципы формирования эмоциональных чувств младшего дошкольника. 5

 

             

Задачи формирования эмоциональных чувств младшего дошкольника. 4 Основополагающие принципы формирования эмоциональных чувств младшего дошкольника. 5

Отдел образования администрации Старицкого района

Районный методический кабинет

МДОУ «Детский сад № 2» г. Старица

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:

Влияние русского народного творчества

на эмоциональное развитие детей

младшего дошкольного возраста

Борисова М.И.

Воспитатель

г. Старица 2010 год

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. Введение 1
2. Противоречия. 2

3. Задачи формирования эмоциональных чувств младшего дошкольника. 4

4. Основополагающие принципы формирования эмоциональных чувств младшего дошкольника. 5

5 Диагностика состояния ребёнка младшего дошкольного возраста (на начало года). 6

6.Педагогические этюды (из опыта работы): 9

а). Методы и приёмы, направленные на формирование эмоциональной сферы детей младшей группы; 9

б). С утра до вечера; 13

в). С сентября по сентябрь; 15

г). Работа с родителями; 16

7. Диагностика эмоционального состояния младших дошкольников

(на конец года). 17

7.Заключение, выводы. 18

8.Используемая литература. 20

9.Приложения. 21

Введение.

Формирование эмоциональных чувств дошкольника всегда предполагалось в "Программе воспитания и обучения" и программах нового поколения "Детство" и "Радуга", однако особого раздела (методических разработок) не выделялось. Цель данной работы поставить задачи и конкретизировать пути формирования эмоциональных чувств детей младшего дошкольного возраста , используя русское народное творчество.

1. Народная игра.

Лучшая подготовка к школе – беззаботно прожитое детство.

Весёлые русские народные игры проводятся с целью расширить и уточнить знания детей о народной культуре родного края, формировать интерес к народным играм, желание и умение принимать в них участие.

2.Фольклор в жизни малышей.

Первые литературные произведения, с которыми каждый ребенок знакомится буквально с колыбели,- это произведение фольклора. Народные песенки, прибаутки, словесные игры радуют малышей своим удивительным благозвучием, мелодичностью, содержанием, близким быту и интересом ребенка. Важнейшая общая характерная черта разнообразных форм детского фольклора заключается в том, что они создают особый вид общения взрослого и ребёнка, во время которого возникает ситуация интимности и тепла, не даром эти произведения устного народного творчества называются материнскими песенками. Важно подчеркнуть и то, что, будучи веселыми, смешными, занимательными, игровыми произведения «материнского» фольклора не заметно для малыша открывают ему и настойчиво внедряют в его сознание важнейшие и вечные духовные ценности - любовь к окружающим, доброжелательность, доброту, трудолюбие. Формы фольклора должны войти в быт ребёнка и сопровождать все моменты его жизни: умывание, кормление, сон, игру. Не случайно жанры фольклора- пестушка , потешка, прибаутка - уже в самих названиях своих отмечают эту функцию – воспитывать, развлекая.

3.Эмоционнальная ценность малых форм устного народного творчества ( пословицы, поговорки, загадки, считалки).

Из практики известно, что эти формы фольклора принимаются детьми с большим интересом, живо, эмоционально. Народные пословицы и поговорки в краткой, образной и ритмической форме отражают реальную жизнь во всём её многообразии: быт, общественные явления, труд, взаимоотношение людей. Ещё один вид малых форм словесного народного творчество - загадки. Самый простой прием составления загадок - указание основных признаков, характеризующих предмет. Например «Шапочка да ножка- вот и весь Ермошка» (гриб).

Следующая группа считалок – игровая – предназначена одновременно и для расчёта, и для игры. Именно эти считалки заканчиваются вопросами, заданиями, указаниями и прочими требованиями.Ребёнок в игре должен быть находчив, сообразителен, памятлив, догадлив, ловок, добр. Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивает считалка.

4. Сказка– для ума и души закваска.

Живой, выразительный язык сказок изобилует меткими, остроумными эпитетами, с помощью которых дается характеристика образа, выражается отношение к нему : «молодец- удалец», «котишка - мурлышка, серый лобишко», « коза-дереза» и другие.. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели. Красота, подкупающая прямота, честность и другие физические и моральные качествам имеют в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница), а для мальчиков - добрый молодец ( смелый, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Детский сад призван обеспечить ребёнку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. В моём понимании, именно духовные традиции русской культуры определяют историческое бытиё нашего народа. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках обогащает духовный мир детей, формирует у них чувство гордости за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

. Эмоциональное развитие детей происходит успешно при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержке, активном познании информации, самостоятельной деятельности (по интересам), в общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих. Основа для накопления положительного опыта – эмоционально комфортный климат в группе и содержательное взаимодействие воспитателя с детьми, в чём неоценимую помощь оказывает русское народное творчество.

Отрадно, что наши воспитанники знают народные игры, активно используют в речи русский фольклор, принимают участие в народных праздниках.

Словарный запас ребёнка 2- 2,5 лет составляет в среднем 250-280 слов. К 3 – 3,5 годам он увеличивается в 3,5 раза. Чтобы словарный запас возрастал, необходимо вызывать у детей потребность в речевом общении как в детсаду, так и в кругу семьи. Поэтический фольклор для самых маленьких ( песенки, присказки, сказки и др.) «расцвечивает» их жизнь, эмоционально обогащает ребёнка, воспитывает чуткое восприятие родного языка. С самого раннего детства малыш должен слышать произведения русского народного творчества. Живой пример воспитателя, его искреннее участие в делах и проблемах детей, умение поддерживать их инициативу и побудить к проявлению добрых чувств - важнейшие условия успешного социально-эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста.

ПРОТИВОРЕЧИЯ

--- между выражением чувств детей различными эмоциональными состояниями;

-- отсутствием адекватной реакции на различные явления окружающей действительности;

-- узким диапазоном понимаемых и переживаемых эмоций, низким уровнем передачи эмоционального состояния в речевом плане;

-- отсутствием адекватного проявления эмоционального состояния в коммуникативной сфере;

ЦЕЛЬ:

обеспечить ребёнку гармоничное взаимодействие с миром, правильно направить его эмоциональное развитие, пробудить добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.

ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ЧУВСТВ

МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

Детям младшего дошкольного возраста наиболее понятны и доступны следующие эмоциональные чувства: радость, удивление, печаль (страдание), гнев.

Итак, основные задачи формирования эмоциональной сферы младших дошкольников можно сформулировать следующим образом:

1. Развивать эмоциональную сферу детей, их эмоциональное отношение к окружающему миру;

2. Учить выражать собственное эмоциональное состояние (радость, обиду, гнев, удивление) мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией.

3. Адекватно реагировать на эмоции других (если человек обижен, - пожалеть его, помочь, радуется - порадоваться вместе с ним, разгневан, - постараться понять причину).

4. Создавать условия для понимания детьми собственных эмоций; для понимания эмоционального состояния других, для овладения средствами эмоциональной выразительности.

5. Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоциональные состояния.

6.Приобщать детей к народной культуре и создавать благоприятную среду – среду психологического комфорта путём использования русского народного творчества

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ

Прежде, чем перейти к анализу работы, определю некоторые, используемые мною, принципы формирования эмоциональных чувств младших дошкольников.

1.Принцип индивидуального подхода.

Гуманизация воспитательно-образовательного процесса в детском саду предполагает: использование естественных тенденций и потребностей ребенка в овладении знаниями, умениями и навыками. Для малышей характерно яркое проявление эмоций. Маленький человек способен безудержно радоваться и безгранично печалиться. Однако типично мгновенная смена настроения - от смеха к плачу и наоборот младшего дошкольника легко отвлечь от негативных эмоций. Задача воспитателя выявить и развить индивидуальные особенности каждого ребенка. Научить одного сдерживать эмоциональные проявления, другого - проявлять эмоциональный отклик, то есть адекватно эмоционально реагировать в той или иной ситуации

2. Постоянность процесса.

Характерная особенность формирования эмоциональных чувств заключается в том, что эта задача решается в процессе всего времени пребывания ребенка в детском саду. Совместная деятельность ребенка с воспитателем , со сверстниками (на занятиях, в игровой или бытовой деятельности) постоянно оказывает влияние на его эмоциональную сферу. Общение с ребенком необходимо организовать так, чтобы он сам понял и открыл для себя, как ему следует реагировать и поступать в различных ситуациях. И пример взрослого здесь - один из решающих факторов Прямое или косвенное подражание педагогу в проявлении чувств - в своем роде, обучающий тренинг. Учитывая это, воспитателю необходимо уметь "смотреть на себя со стороны", проявляя эмоциональную культуру и такт. Педагог - образец для ребенка.

3. "Яркие впечатления найдут не менее яркий эмоциональный отклик" Д. Б. Эльконин.

Оформление группы, расположение игр, игрушек, книг и пр. должно не только побуждать ребенка проявлять эмоции, но становиться его социальным опытом.

Одно из первых эмоциональных переживаний, которые формируются у ребенка в детском саду - "хочу, не хочу идти в детский сад" Поэтому крайне необходимо создание в группе атмосферы добра, покоя, любви, то есть эмоционального комфорта.

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ РЕБЕНКА
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Я работаю во 2 младшей группе с 2006 года. года. В этой группе дети находятся в основном в течение одного года, потом они традиционно переходят к другим воспитателям. Поэтому, можно сказать, моя специализация - младший дошкольный возраст. Наблюдая за поведением малышей, я видела, как тяжело им расставаться со своим близкими и идти на контакт с чужими им людьми, какой страх они иногда испытывают. Я провела оценку эмоционального настроения детей в начале года, и вот, что я выяснила. Во время утреннего приёма 54% детей находятся в подавленном состоянии, бездеятельны, пассивны при одевании, капризничают во время приёма пищи, плохо засыпают. На занятиях пассивны, замкнуты, часто ссорятся, плачут, дерутся, отнимают игрушки. Существует большое количество методов психологической диагностики эмоциональной сферы ребенка. Однако в случае педагогической оценки далеко не все они могут быть использованы непосредственно воспитателем. Во-первых, воспитатели не имеют достаточной психологической подготовки, чтобы правильно интерпретировать результаты тестирования. Во-вторых, очень часто результаты теста дают возможность воспитателю отнести ребенка, например, к группе тревожных или импульсивных детей и таким образом оправдать свою бездеятельность в отношении конкретного ребенка. Результат диагностики в этом случае ошибочен. Для оценки эмоциональных проявлений к.п.н. Г. Степановой разработана пятибалльная шкала, в которой представлены поведенческие реакции ребенка. По этой шкале можно оценить силу эмоционального состояния ребенка, наблюдая за ним.

Страх

* 1 балл - спокоен, нерешителен, малоактивен,

    • 2 балла - таращится, пялит глаза, уклоняется,
    • 3 балла - хмурит брови, возбужден, напряжен,
    • 4 балла - отказывается смотреть, убегает, плачет,
    • 5 баллов - хватается за близкого, замирает, визжит

Гнев (раздражение)

    • 1 балл - спокоен, хмурит брови, смотрит угрюмо;
    • 2 балла - надувает губы, корчит рожи, сдерживает слезы,
    • 3 балла - убегает, крепко зажмуривается, колотит руками, сжимает кулаки;
    • 4 балла - все отвергает, плачет, дерется,
    • 5 баллов - орет, визжит, кидается чем- либо, набрасывается

Радость.

    • 1 балл - расслаблен, слегка улыбается,
    • 2 балла - напевает, глаза сияют, "щебечет",
    • 3 балла - обнимается, активно играет, широко улыбается,
    • 4 балла - размахивает руками, прыгает, хвастается;
    • 5 баллов - хохочет, дурачится, восторженно кричит.

Пользуясь предложенными оценками поведенческих реакций, я составила карту эмоционального состояния детей группы на начало и конец года, используя метод наблюдения. (Приложение 1).

Можно провести тестирование, направленное на изучение того, на сколько продвинулось социально-эмоциональное развитие ребенка в результате воспитательных воздействий русского народного творчества. Предлагаю вариант анкеты.

Осень

Весна

Утверждения
(Р - редко, И - иногда, О - обычно)

РИО

РИО

Хорошо себя чувствует с взрослыми

Может пользоваться помощью взрослого

Успешно действует под руководством взрослого

Хорошо себя чувствует в малой группе

Хорошо себя чувствует в большой группе

Может участвовать в делах, инициированных другими детьми

Может выбрать себе занятие

Может позаботиться о себе и своем имуществе

Может выразить чувства словами

Может наблюдать за действиями других

Может реализовать чужие идеи

Может действовать один

Может контролировать импульсы

Может соблюдать очередь

Может уладить разногласия со сверстниками

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ (из опыта работы)

1. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ЧУВСТВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1. Наблюдение.

Наблюдая определенные ситуации, я вижу , какие эмоции испытывает ребенок, и какое влияние могут иметь обнаруженные эмоциональные состояния на развитие его личности. В процессе наблюдения за детьми обращаю внимание на следующее:

    • хотят ли дети поиграть вместе или стараются избегать друг друга,
    • как дети включаются в игровое обучение,
    • принимают чужую инициативу или сопротивляются ей,
    • кто из детей находился в центре игры, а кто молча наблюдает издали,
    • какие отношения преобладают - добрые или конфликтные,
    • какие эмоции преобладают - положительные или отрицательные.
1. 2.. Социометрическое исследование.

Проведение социометрических тестов недоступно для младших дошкольников. Однако, такие данные необходимы в работе. От этого зависит: эмоциональный комфорт ребенка, конкретизация задач формирования эмоциональной сферы ребенка. Социометрическое исследование провожу в ходе наблюдения за детьми группы.

1.3. Наглядность.

Известно, что наглядность - один из основных и наиболее значимых методов обучения младших дошкольников. Однако использование наглядности в решении задач формирования эмоциональной сферы малышей имеет свои особенности. Эмоции беспредметны. Радость, печаль, грусть, удивление, возможно, изобразить лишь символически. Поэтому, подчеркну еще раз, уже как метод наглядности, пример взрослого. Как воспитатель выражает свои чувства, реагирует на эмоциональные проявления других людей, его мимику, жесты, телодвижения, дети не только видят и отмечают, но, порой бессознательно, копируют. Ввожу в практику игры с зеркалом. Каждый ребенок может, изобразив ту или иную эмоцию, посмотреть на себя в зеркало. Веселые глазки, уголки рта вверх - радость. Глаза большие, рот приоткрыт – удивление. Брови нахмурены, рот сжат - гнев.

1.4. Моделирование.

Интересным представляется использование моделей для решения поставленных задач. Освоение детьми метода моделирования положительным образом влияет на развитие абстрактного мышления, умения соотносить схематический образ с реальным.

В качестве моделей эмоционального состояния можно использовать:

    • пиктограммы,
    • графические изображения лица,
    • силуэты людей, пантомимически отражающие эмоции,
    • "подвижные аппликации".

Действуя с "подвижной аппликацией", ребенок упражняется в моделировании эмоций, выкладывая по-разному глаза, нос, брови; ощущает динамику эмоционального состояния.

1.5. Использование произведений русского народного творчества

Мир словесного искусства несет в себе безграничные возможности для формирования эмоций младшего дошкольника. И крохотные потешки, и большие сказки становятся для ребенка настоящей "школой эмоций", вызывают его эмоциональный отклик, учат сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами, побуждают дать эмоциональную оценку словам и действиям героев (веселый, грустный, хороший, обиделся). Имея в группе специальный подбор литературных произведений, использую различные задания-игры:

    • выражение эмоций мимикой, жестами: "удивись, как Зайчик", "порадуйся, как Маша", "покажи, как огорчились дед и баба" и т. д.
    • развитие интонационной выразительности: "скажи, как Зайка, жалобно: - Собака, Собака, помоги мне!", "Скажи испуганно, как Бычок: - Ой, доска кончается, сейчас я упаду!".
1.6. Развитие речи.

Формирование эмоций ребенка происходит в тесной взаимосвязи с развитием речи.

1. Л. Толстой сказал "Воспитание ребенка происходит до пяти лет". Я понимаю и принимаю ту ответственность, которая лежит на воспитателях детей младшего дошкольного возраста. Нам необходимо создать фундамент, базу знаний, умений, навыков для совершенствования их в дальнейшем. Цели, принципы и методы решения этой задачи описаны выше. Остановлюсь на практической стороне работы. Некоторые дети приходят в мою группу из дома. Детский сад - это их первый опыт общения с "чужими тетями", со сверстниками и, наконец, многие впервые вынуждены расстаться с мамой. Эмоциональные проблемы малыша требуют разрешения в первые же дни его пребывания в группе. От успешности моей деятельности в этом направлении зависит дальнейшая жизнь ребенка, и не только в детском саду. Отрицательный опыт адаптации может сыграть негативную роль и в первом классе школы. Чтобы устранить негативные эмоции ребенка в период привыкания его к детскому саду я использую следующие приемы:

* Родители могут находиться с ребенком до тех пор, пока это необходимо. Некоторым детям достаточно часа, дня, некоторым - неделя и больше. Предлагаю родителям, по возможности, обеспечить ребенку "короткий день". Родители могут увести малыша домой через час пребывания его в группе, забрать после обеда (по необходимости). Ребенок постепенно привыкает к разлуке с мамой. Он понимает, что его не оставляют навсегда, осознает, что в детском саду интересно, вовсе не страшно, ему здесь рады.

* В период адаптации стараюсь проявить максимум внимания к "страдающему" ребенку. Подчеркнуто радостно встретить его утром, сказать о том, что именно он самый желанный и долгожданный. Для него приготовлены игрушки, с ним хотят поиграть дети, рыбки ждут, не дождутся, когда он их покормит. Чем скорее поймет маленький человек, что он необходим воспитателю и детям, любим ими, тем скорее преодолеет он тяжкий барьер расставания с мамой.

* Интересным педагогическим приемом считаю помещение фотографии мамы или другого родного лица на специально оборудованном стенде. Загрустил ребенок, обиделся на что-то, - вот он, близкий человек, рядом, посмотрит на родное лицо, и станет легче.

Создание эмоционально-комфортных условий в группе я полагаю залогом успешности решения всего комплекса и образовательных задач и формирования эмоциональной сферы детей, в частности. Наша группа красочно оформлена. Панно на стенах, множество игрушек , оборудование специальных зон для разнообразной деятельности привлекают внимание малышей, стимулируют и побуждают к игре, активизируют процесс их развития. Яркие впечатления, которые ребенок получает от взаимодействия с такой предметной средой, вызывают яркий эмоциональный отклик в его душе.

Одним из достижений своей работы я считаю развитие эмоциональной выразительности речи детей.

1. В группе имеется картотека литературных произведений, подобранных по принципу формирования различных видов эмоций.

Основная задача

Литературные произведения

Работа с эмоцией
печали

М. Пляцковский "Однажды утром ";
Р.н.с. "Петушок и бобовое зернышко", р. и. с. "Гуси-лебеди";
С.Я. Маршак "Сказка о глупом мышонке"
К. И. Чуковский "Краденое солнце"

Работа с эмоцией удивления

М. Пляцковский "Разноцветные зверята" Л. Толстой "Три медведя", Р.Н.С. "Репка", В. Сутеев "Под грибком"

Работа с эмоцией гнева

К. Чуковский "Мойдодыр", Р.н.с. "Кочеток и курочка"

Работа с эмоцией радости

А. Барто "Кораблик, "Козленок", "Воробей", "Лошадка"
К. Ушинский "Четыре желания" Е. Благинина "Вот, какая мама".
К. И. Чуковский "Краденое солнце"

Развитие
интонационной
выразительности

Потешки: "Ежик", "Кисонька", "Котик", "Больная кукла",
И. Токмакова "Медведь",
С.Я. Маршак "Разговор клоунов", "Был сапожник", "Маленькая девочка"

2. Картотека различных игр, развивающих интонационную выразительность речи. Приведу как пример потешку, которую можно использовать для игр с детьми: - Был сапожник? Был! - Шил сапожки? Шил! - Для соседской кошки! Два ребенка могут рассказать ее по-разному. Например, один грозно спрашивает, другой - испуганно отвечает и наоборот. Один спрашивает весело, другой удивленно отвечает, и наоборот. Вариантов прочтения лишь одной потемки множество.

* Постоянно обращаю внимание на речь детей в процессе общения. Высказываю одобрение, когда ребенку удается ярко проявить положительные эмоции "Как весело ты улыба ешься, даже глазки блестят! Посмотри на себя в зеркало, какой ты красивый сейчас!". Подчеркиваю проявление детьми внимания :"Молодец, Оля! Увидела, что Денис обиделся, и постаралась утешить его"

* Сама стараюсь проявлять свои чувства в понятной для детей форме (не только мимически и пантомимически, но и вербально).

2..С утра до вечера.

2.1.Перед занятием.

Малыши нуждаются в опеке, заботе тепле и ласке воспитателя, которые выражаются через интонацию его голоса, через способы общения его с детьми. Первая встреча начинается с утреннего приветствия. Я собираю всех детей в круг, желаю всем доброго утра. Доброй традицией стало приветствие солнца: « Здравствуй, солнышко! Здравствуй, лучистое! Дай мне здоровья, хорошего настроения». В первой половине дня проводятся занятия, которые требуют особого внимания, активности, творчества. Всё, что касается настроения детей, их эмоционального состояния, усталости или агрессии, я стараюсь уравновесить с помощью русского народного творчества. Речь идёт о русском фольклоре: потешках, прибаутках, заговорах, народных играх и песня, сказках.

В начале учебного года первые комплексы утренней зарядки построены на основе потешек. В процессе умывания малышей, когда помогаю мыть руки и лицо, обращаясь к тому или иному ребёнку, приговариваю: «Водичка, водичка, умой Арине личико, чтобы щёчки краснели, чтобы губки алели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок». При расчёсывании волос: «Петушок, петушок! Подари мне гребешок. Ну, пожалуйста, прошу, я кудряшки причешу.»

Это происходит в зависимости от ситуации и внутреннего эмоционального состояния – моего и ребёнка. Если кто-то из малышей забрался ко мне на колени, это значит, что он хочет получить радость от индивидуального общения со мной, от ощущения, что он один владеет моим вниманием, удостаивается персональной игры: «По кочкам, по кочкам, по маленьким буерочкам, в ямку – бух!», « Ехали медведи на велосипеде, в ямку - бух!» Это займёт считанные минуты, но я ещё раз продемонстрирую малышу своё внимание. (Приложение 2).

2.2.Занятие.

Как уже упоминалось, формирование эмоций происходит во всех видах деятельности детей. Например, на любом занятии я не упускаю возможность поставить перед детьми проблемные задачи, решение которых является, по сути, эмоциональным тренингом. Замечу, что это не требует от меня особых ухищрений. Ход занятия практически не меняется ,иначе расставленные акценты, вовремя поставленный вопрос - и вот положительный эффект. (Приложение 3).

2.3.Время идти на прогулку

Во время одевания детей использую прибаутки, потешки.

«Вот они, сапожки, этот – с левой ножки, этот с правой ножки. Если дождик пойдёт, наденем калошки: этот с правой ножки, этот с левой ножки. Вот как хорошо!»

« Кто в обновку нарядится? Чья дочурка – баловница? Настя! Вот кто!»

«Наша Карина - маленька, на ней шубка – аленька. Опушка – бобровая, Карина – чернобровая.» Это очень нравится малышам, у них поднимается настроение, они стараются побыстрее одеться сами.

2.4.На прогулке

Осенью природа дарит нам особое очарование. Звук шуршащих листьев для малышей интересный и завораживающий. Стараюсь, чтобы это время года не прошло для малышей незаметно. Вместе с детьми мы наблюдаем, как звучит осенняя листва, какие бывают деревья и листья на них, делаем бусы из рябины, поём заклички из русского народного фольклора, играем в народные игры. Зимой снова обращаюсь к русскому творчеству- когда лепим снежную бабу, когда протаптываем тропинки на белом ковре из снега, когда смотрим на деревья, покрытые инеем и т.д. « Как по снегу, по метели трое саночек летели. И шумят, и гремят, колокольчики звенят. В первых санках - дедушка, в других- бабушка, в третьих -тётушка.» Каждый весенний день приносит свои сюрпризы: то увидим птиц, которых не было зимой, то проглянет молодая травка, то на деревьях появятся почки, то станет теплее солнышко, и выползут какие-то букашки. В народе издавна сложены поэтические обращения к весенней природе, и используя их в работе, дети не останутся равнодушными к природе родного края. В каждое время года совершаем экскурсии в парк, наблюдаем сезонные изменения. (Приложение 4).

2.5.Послеобеденный сон

Вот и улеглись малыши в свои кроватки, и я, как обычно, негромко и ласково напеваю им колыбельную песню. Или свою любимую, или ту, которую просят дети, или которую услышала недавно, и она мне понравилась.

2.6Пробуждение

Через два часа малыши начнут просыпаться. Вот они открывают глаза, потягиваются…. А я стараюсь подойти к каждому ребёнку и перед тем, как помочь одеться, уделяю ему несколько секунд…

А ведь это не простые слова, это слова приговоров, которые с давних времён считались настоящими заклинаниями и оберегали ребёнка от хвори, от недугов, от слёз и печалей, от беспокойства. А если взглянуть на действия, которые мы производим во время пения этих пестушек, то становится понятно, почему эти слова волшебные! Похлопывание по пяткам – своего рода точечный массаж, ведь на стопе ноги находятся проекции всех внутренних органов человека. Поглаживание рук от локтя до кисти и ног от колена до щиколотки приводит к улучшению кровообращения и т.д. (Приложение 5).

2.7.Полдник

До прихода родителей ещё осталось время. Собираю детей около себя, кого – то возьму на руки, кого – то усажу рядом, обниму, предложу устроиться поудобнее. Теперь настало время театрализованной деятельности, воспитательные возможности которой трудно переоценить. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всё его многообразии. Она является источником развития чувств и эмоций, учит распознавать эмоциональное состояние по мимике, жесту, интонации. Решив приобщить детей к миру игры и театра, я поставила перед собой следующие цели:

1). Развивать их потребность в активном самовыражении, творчестве, используя русское народное творчество;

2). Накапливать впечатления от произведений искусства и окружающего мира. Соблюдать принцип от простого к сложному, многократно повторять один и тот же содержательный материал, одни и те же игры на разных занятиях.

При этом использую игры-разминки ( «Кто кричит?», «Птички в саду»), упражнения («Как воет ветер»), этюды («Зайцы», «Котята»).(Приложение 6).

3.С сентября по сентябрь .

В русской культуре природа всегда была как бы членом семьи человека. А родная земля – продолжением его дома. Не удивительно поэтому, что большими красивыми праздниками люди отмечали приход нового года, весеннее пробуждение земли, плодородную осень. Для детского сада новый год начинается в сентябре. Первый праздник – это Осенины, встреча осени. Новый год ждём уже с середины декабря. Предвкушаем праздник, но не репетируем его, ждём чуда. А потом придёт масленица: блины, катание на санках, сжигание чучела. Важно только масленичные спеть: « А масленица годовая, гостьюшка дорогая и т.д.» Приглашаем мам на 8 Марта, праздником встречаем весну: «Весна пришла – тепло принесла». А летом будет и праздник берёзки, и экологический праздник ,и весёлые старты. Но в нашей группе есть свои , особые праздники. Дни рождения детей, которые отмечаются именно в день самого торжества. Все встают в круг, в центре именинник. Ему поём величальную песню: « У нас ли царевич, у нас ли дорогой. Царевич удалой - свет Егорушка». « У нас ли царевна, у нас ли дорогая, царевна – раскрасавица, свет – милая Настенька, свет Настенька-голубушка». Дарим подарок, сажаем на почётное место, угощаем тем, что приготовили родители именинника. (Приложение 7 ).

4.Работа с родителями.

Крайне важно взаимодействие педагога с семьей на основе опыта народной педагогики. Только в тесном сотрудничестве с родителями должны решаться задачи воспитания и развития ребенка. Необходимо помнить, что возраст дошкольного детства - период, когда ребенок особенно привязан к дому, семье. Для него важным являются прежде всего те ценности, которые признаются его родителями. Поэтому эффективность проводимой в детском саду работы, по моему мнению , зависит от отношения к ней в семье ребенка. Умение наладить тесный контакт с семьей дошкольника, оказать помощь родителям в правильной организации воспитания детей - важное требование, предъявляемое к воспитателю -профессионалу. С этой целью проводим для родителей родительские собрания, организуем встречи за «круглым столом», индивидуальные консультации. Оформлены папки – раскладушки «Развитие эмоций у младшего дошкольника», «Бабушкины потешки». Приглашаем родителей на все праздники. Эффективность применения средств народной педагогики в работе с семьей обусловлена рядом педагогических условий, к которым относятся:

  • создание и развитие семейных традиций;
  • наличие в семье системы правил, норм поведения, общения, деятельности;
  • привлечение ребенка к посильной и нужной для семьи работе;
  • постоянный интерес членов семьи к успехам ребенка, его увлечениям;
  • владение взрослыми воспитательными средствами народной педагогики: фольклором, песенным и танцевальным искусством, умением проводить праздники и игры дома;
  • постоянное обращение к истокам народной культуры: к народным играм, праздникам и т.д.
  • Идеи, опыт народной педагогики - предмет обсуждения на родительских собраниях, в индивидуальных беседах с родителями. Стараюсь помогать родителям в овладении народной мудростью, корректировать совместную жизнедеятельность семьи, детского сада и ребенка. (Приложение 8).

ДИГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ РЕБЁНКА

НА КОНЕЦ ГОДА

Чтобы создать бодрое, жизнерадостное настроение на протяжении всех режимных моментов, активизировать их словарный запас, привить интерес и любовь к фольклору, я систематизировала работу по использованию русского народного творчества.

Наблюдая за детьми к концу года, я убедилась, что моя работа дала положительный результат:

80% детей с удовольствием идут в детский сад;

в течение дня имеют бодрое, жизнерадостное настроение;

активны, реакции их эмоционально окрашены;

охотно вступают в контакт друг с другом;

дружелюбны, играют с интересом.

  • Заключение.

Источником переживаний малыша оказывается все, к чему он прикасается, все, что имеет для него интерес и значение. Во взаимоотношениях с другими людьми - взрослыми (сначала близкими) и детьми - ребенок остро чувствует и ласку, и несправедливость, добром отвечает на добро и гневом - на обиду. В события произведений русского народного творчества он вживается как в реально происходящее. Герои, попавшие в беду, принимаются малышом близко к сердцу, и сочувствует им. Мир природы ребенок не склонен до поры отделять четкой границей от мира людей: он жалеет сломанный цветок и сердится на дождь, из-за которого не пускают гулять. На протяжении младшего дошкольного возраста происходит "воспитание чувств" - они со временем становятся и более глубокими, и более устойчивыми, и более разумными. Но любой, кто наблюдал младших дошкольников, согласится, что тем не менее именно чувства придают их поведению особую окраску и выразительность. Искренность, отзывчивость и непосредственность малыша - бесспорный психологический факт.
. Важно, чтобы ребенок мог управлять своим поведением, умел выбрать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним, проявлял гибкость и творчество в выборе коммуникативных средств в процессе диалога с другими. Моя задача, как воспитателя, научить ребенка умению видеть и понимать другого человека, развивать способность поставить себя на место другого и переживать с ним его чувства, умение действенно откликнуться на эмоциональное состояние другого. Именно произведения русского народного творчества помогают мне в работе, они сохранили ту общую человеческую мораль, которую, увы, сегодня многие растеряли. Они учит жить.

В каждом человеке, ребенке и во взрослом на уровне подсознания заложено стремление отвечать общепринятым, установленным веками, способам мышления и поведения. Поэтому чувства и поступки положительного героя малыш сразу же проецирует на себя. Проявляется это обычно сначала внешне: он начинает использовать определенные речевые обороты, характерные для этих героев, затем поступки этого персонажа превращаются в особенности поведения ребенка, постепенно становятся его собственными поступками. Малыш начинает сознавать их необходимость, он уже не может на добро ответить злом, обидеть младших и слабых, вырабатываются моральные критерии.

Цель моей работы – помочь ребёнку осознанно относиться к своим чувствам, к своему внутреннему миру, иначе говоря, способствовать становлению его самосознанию, развивать умение управлять своими чувствами средствами устного народного творчества. Нравственное здоровье и нравственное совершенствование, заложенные в детском возрасте, являются предпосылками того, что в дальнейшем ребенок станет справедливым, добрым, отзывчивым, умеющим преодолевать трудности и способны постоять за себя и своих близких, то есть социально значимым человеком.

Таким образом, теоретические и практические разработки в области изучения влияния русского народного творчества на эмоциональное состояние младших дошкольников, изложенные в данной работе, дают возможность понять, что создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние практически на все сферы психического развития, будь то регуляция поведения, овладение ребенком средствами и способами взаимодействия с другими людьми, поведение в группе сверстников, усвоение и овладение ими социальным опытом. Думаю, что полученные мною результаты, представляют собой оценку моей профессиональной деятельности, успешности образовательных и воспитательных действий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Батурина Г.И., Кузина Г.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М.: Ассоциация проф. образов., 1995.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,1968.

3. Вимонас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.,1984.

4. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч., т. 2. – М., 1982.

5. Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. – 1981. - № 10. – с. 61-64.

6. Калишенко В. Роль оценки в формировании взаимоотношений ребенка со сверстниками // Дошкольное воспитание, № 7, 1990. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. М.: РПА, 1997.

7. Науменко Г.М. Фольклорная азбука. М.: Центр. Академия, 1996.

8 . Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р.В. Стеркиной. – М., 1990.

9. Программа «Радуга» // Составитель Т.Н.Доронова, М.»Просвещение» 1993.

10. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. – М., 1986.

11. Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада // Дошкольное воспитание. – 1977. - № 2.

12. Эмоциональное развитие дошкольника../ Под редакцией А.Д.Кошелевой. М. «Просвещение», 1985год.