Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 22

 

Поиск            

 

Указания методические и планы семинарских занятий по культурологии для студентов всех специальностей Барнаул 2001

 

             

Указания методические и планы семинарских занятий по культурологии для студентов всех специальностей Барнаул 2001

Министерство образования Российской Федерации

Алтайский государственный технический университет

Бийский технологический институт

Н.И. Сергеева

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

для студентов всех специальностей

Барнаул 2001

УДК 37

Сергеева Н.И. Методические указания и планы семинарских занятий по культурологии для студентов всех специальностей.

Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск.

Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2001 – 33 с.

Методические указания и планы семинарских занятий по куль-турологии, составленные в соответствии с требованиями Государствен-ного образовательного стандарта высшего профессионального образо-вания, содержат рекомендации для самостоятельной работы, планы семинарских занятий и словарь основных понятий и терминов.

Для преподавателей и студентов вузов.

Рассмотрены и одобрены

на заседании

кафедры гуманитарных наук

Протокол №10 от 24.01.2001г.

Рецензент: к.ф.н., доцент каф. философии БПГУ С.М. Илющенко

@ БТИ АлтГТУ, 2001

1 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ

К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Семинар в вузе – это практическое занятие, к которому студент готовится самостоятельно в соответствии с планами занятий. Данная работа предполагает изучение различных источников: статей, научных книг, журнальных публикаций, позволяющих проследить общие зако-номерности развития культуры, принципы ее функционирования, взаимосвязь и взаимозависимость разных культур. Семинарские занятия способствуют углубленному изучению проблем структуры и динамики культуры, усвоению вопросов межкультурного общения, развития и формирования субкультур, а также выявлению разнообразных видов и форм культуры. Для облегчения подготовки студентов к зачету дан словарь основных культурологических понятий и терминов.

Работа с первоисточниками – надежная основа культурологичес-ких знаний, в то же время анализ и оценка феномена культуры глубо-кими и оригинальными мыслителями поможет выработать собственное понимание культурных процессов.

При работе с первоисточниками необходимо помнить, что недос-таточно ограничиваться лишь беглым ознакомлением, просмотром текста, необходимо их основательное изучение.

Рекомендации по работе с текстом

1. Сформулируйте для себя общее представление о данном тексте (ознакомьтесь с заголовком, оглавлением, если оно имеется, просмотрите текст), определите, какой материал вам необходимо использовать из текста для подготовки к семинару.

2. Внимательно прочтите текст, выделяя непонятное. Используйте словари для уточнения незнакомых терминов. При этом чтение должно быть продуманным. Продумать прочитанное – значит найти и понять основную мысль каждой части, выделенной в смысловом отношении; проявить самостоятельный подход к изучаемому материалу, сопоставить обобщения автора с фактами реальной действительности.

3. Еще раз просмотрите текст, составьте структурный план. На его основе подготовьте тезисы или конспект, оформите записи в тетрадях, которые помогут лучше понять и запомнить содержание прочитанного. Психологи утверждают, что для прочного запоминания материала необходимо, с одной стороны, чтобы процесс восприятия был как можно дольше, продолжительнее, с другой стороны, необходимо, чтобы в усвоении материала принимало участие как можно больше видов памяти. При чтении обычно участвует зрительная память, при записи – зрительная память дополняется моторной.

Вместе с тем для быстрого восстановления забытого материала, не прибегая к повторному чтению огромного текста при подготовке к контрольной работе, к зачету, можно использовать записи.

4. Для устных выступлений на семинарских занятиях можно использовать тезисную форму записей. Основа тезисов – план, но в отличие от него в тезисах фиксируется не просто последовательность рассматриваемых вопросов, а в краткой утвердительной форме раскры-вается их основное содержание.

5. Конспективная форма записи требует не только фиксации наиболее важных положений источника, но и приведения необходимых рассуждений, доказательств. Нередко включают в конспект и собственные замечания, размышления, оставляемые, как правило, на полях.

Работа над конспектом и подготовка к выступлению

Приступать к конспектированию следует после того, как прочитана статья, раздел печатного издания, и составлен план – основа конспекта. Затем нужно своими словами передать смысл прочитанного.

Конспект должен быть кратким, сжатым, ясным и логически последовательным. Он должен передавать содержание конспектируемого источника без искажения. Именно конспект помогает усвоить совершенно незнакомый, трудный материал.

При подготовке к семинарскому занятию необходимо не только изучить и законспектировать указанную литературу, но и продумать выступление по данной проблеме. Семинарское занятие предполагает рассмотрение различных точек зрения на один и тот же вопрос.

Для того чтобы убедить оппонента в правильности вашей точки зрения, важно уметь слушать того, с чьей позицией вы не согласны. Сформулируйте его точку зрения и изложите ему («Если я вас правильно понял, то вы полагаете…»). Это позволит вам удостоверится в том, что вы верно его поняли (а он проверит, таким образом, насколько правильно изложил свою позицию), даст возможность в ходе спора обойтись без искажений, при столкновении противоположных точек зрения обеспечит определенность исходных позиций спорящих.

Старайтесь понять вашего собеседника (это еще не значит принять данную точку зрения), выявить не только расхождение ваших позиций, но и их тождество.

Подбирая аргументы, следите за их стройностью, логичностью; для примеров приведите факты типичные.

2 ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

СЕМИНАР 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУЛЬТУРОЛОГИИ

1. Культурология как система знания.

2. Связь культурологии со смежными науками.

3. Методы культурологических исследований: исторический, срав

нительно-исторический, морфологический, цивилизационно-типоло-гический, семиотический, структуральный и др.

4. Методы исследования культуры.

5. Культурологическая проблематика.

Вопросы:

1. Охарактеризуйте предмет культурологии. (Что изучает культурология? Какова цель и основные задачи культурологического исследования?).

2. Каковы методы культурологического исследования.

3. Кто и почему считается «крестным отцом» культурологии?

4. Что такое культурология с точки зрения Лесли Алвина Уайта?

5. В чем отличие культурологии от других наук, изучающих культуру?

6. Каковы методы исследования культуры?

7. Расскажите о трех уровнях обобщения знаний о культуре:

- философии культуры;

- культурологическом (социология, антропология);

- культуроведческом (религиоведение, искусствознание, литературоведение и др.).

Литература

1. Александрова Е.Я., Быховская И.М. Апология культурологии //Кравченко А.И. Культурология: Хрестоматия. – М: Академический Проект, 2000. – С. 10-13.

2. Культурология. XX век: Словарь – СПб.: Университетская книга, 1997. – С. 246-253.

3. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов /Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высш. шк., 1998. – С. 16-17, 25-26.

4. Уайт Лесли А. Наука о культуре//Антология культурологической мысли. – М.: Изд-во РОУ, 1996. – С. 289-295.

5. Уайт Лесли А. Что такое культурология?//Кравченко А.И. Культурология: Хрестоматия. – М.: Академический Проект, 2000. – С. 218-219.

СЕМИНАР 2. ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА КУЛЬТУРУ

1. Историко-культурное значение поэмы Лукреция Кара «О природе вещей». Становление человека в ходе материалистической деятельности.

2. Эволюционистские взгляды Э.Б.Тайлора на культуру как на непрерывную цепь преемственности и совершенствования.

3. Концепция «технократического детерминизма» Л.А. Уайта.

4. От пользы – к выгоде: как развивается культура.

Вопросы:

1. В чем заключается историко-культурное значение поэмы Лукреция Кара «О природе вещей»? Происхождение каких элементов культуры раскрывает автор в тексте этой поэмы?

2. Покажите на отдельных примерах суть эволюционного подхода Э.Б.Тайлора к культуре. Каким образом он объяснял происхождение религии?

3. Каким сторонам культуры отдавал предпочтение Л.Уайт в своих теоретических построениях? В чем заключается «технократический детерминизм» Л.А. Уайта?

4. Что является движущей силой развития культуры в понимании современных исследователей?

Литература

1. Вишняцкий Л. От пользы - к выгоде: как развивается культура //Кравченко А.И. Культурология: Хрестоматия для высшей школы. – М.: Академический Проект, 2000. – С. 50-53.

2. Культурология. XX век: Энциклопедия. Т.2. – СПб. : Университетская книга, 1998. – С. 243.

3. Лукреций Кар Т. О природе вещей //Антология культурологической мысли. – М.: Изд-во РОУ, 1996. – С. 11-16.

4. Тайлор Э. Первобытная культура. – М.: Политиздат, 1989.- 567с.

5. Антология культурологической мысли. – М.: Изд-во РОУ, 1996. – С. 121-128.

6. Учебный курс по культурологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.- С. 34-36

7. Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - С. 474, 500.

8. Человек и общество. Культурология: Словарь-справочник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – С. 248-250.

СЕМИНАР 3. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ

1. Культура и природа.

2. Культура и общество.

3. Культура и цивилизация.

Вопросы:

1. Как рассматривал Г. Риккерт взаимоотношения между приро-дой и культурой, науками о природе и науками о культуре?

2. Какова точка зрения Н.А. Бердяева на соотношение понятий «культура» и «цивилизация»?

3. Какие уровни выделяет философ М.С. Каган в отношении культура-природа?

4. Охарактеризуйте социальные факторы развития культуры.

5. В чем особенности эволюции понятий «культура» и «цивилизация»?

6. Назовите основные исторические типы цивилизации. Какие цивилизации в современном мире существуют (по классификации ЮНЕСКО)?

Литература

1. Антология культурологической мысли /Авт.-сост. С.П. Мамонтов, А.С. Мамонтов. – М.: РОУ, 1998. – С. 171-174.

2. Бердяев Н.А. Философия неравенства //Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов /Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высш. шк., 1998. – С. 246-247.

3. Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – С. 82-96.

4. Каган М.С. Философия культуры. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. – С. 55-94.

5. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. – СПб.: Лань, 1997. – С. 344-358.

6. Кефели И.Ф. Культура и цивилизация // Соц. - полит. журнал. 1995. №4. С. 122-127.

7. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов /Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высш. шк., 1998. – С. 210-226.

СЕМИНАР 4. КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ

1. Понятие «культурной нормы».

2. Функции культурных норм и их классификация.

3. Основные виды культурных норм.

4. Понятие «ценность». Культурная ценность.

5. Классификация ценностей.

6. Нормативная система культуры.

Вопросы:

1. Что такое «культурная норма»?

2. Каковы функции культурных норм?

3. По каким основаниям можно классифицировать нормы?

4. Назовите основные виды культурных норм и охарактеризуйте и

5. Что такое «ценность», «культурная ценность»?

6. Каковы принципы классификации ценностей?

7. Как выражены ценности в разных культурах?

8. В чем особенность нормативной системы культуры?

Литература

1. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учеб. для студ. вузов. – М.: Аспект Пресс, 2000. – С. 103-141.

2. Кравченко А.И. Культурология: Учеб. пособ для вузов. – М.: Академический Проект, 2000. – С. 107-135.

3. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. – М.: Академический Проект, 2000. – С. 295, 623-625.

4. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов /Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высш. шк., 1998. – С. 132-156.

5. Человек и общество: Словарь-справочник. Культурология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – С. 329, 486-487.

СЕМИНАРЫ 5-6. ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

1. Н.Я. Данилевский – идеолог панславизма. Осмысление Н. Данилевским проблемы противостояния культур Запада и России, Запада и Востока.

2. Теория культурно-исторических типов.

3. Славянский культурно-исторический тип. Всеславянский союз.

4. Концепция культуры О. Шпенглера.

Вопросы:

1. Каковы истоки интереса Н. Данилевского к проблемам культуры? Что послужило толчком для построения его культурологической концепции?

2. Как характеризует мыслитель культуру? С чем связывает он рождение культуры?

3. О каких трех группах народов и их роли в истории говорит Данилевский в своем исследовании?

4. Каким образом характеризовал он культурно-исторический тип, используя биологические аналогии?

5. По каким законам существуют культурно-исторические типы?

6. Какие аспекты деятельности народов выделяются Н. Данилевским?

7. Чем характеризуется славянский культурно-исторический тип?

8. Как бы вы оценили идеи Н. Данилевского с позиций современ-ности?

9. Что принесло Шпенглеру мировую славу?

10. Что представляет культура с точки зрения Шпенглера?

11. В чем отличие цивилизации от культуры, по мнению Шпенглера?

12. Что является главным в культурных системах, по мнению П. Сорокина?

13. Какие типы культур выделял П. Сорокин? Охарактеризуйте их.

Литература

1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа //Антология культурологической мысли. - М.: Изд-во РОУ, 1996. – С. 94-102.

2. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. – СПБ.: Лань, 1997. – С. 372-387, 402-405.

3. Культурология. XX век: Словарь – СПб.: Университетская книга, 1997. – С. 169-170.

4. Петрова М.М. Культурология: Конспект лекций. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А, 2000. – С. 15-26.

5. Сорокин П. Кризис нашего времени //Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – С. 207-224.

6. Человек и общество. Культурология: Словарь-справочник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – С. 110, 424-427, 501.

7. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т.1. – Мн.: ООО «Попурри», 1998. – С. 165-176, 319-374.

8. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высш. шк., 1998. – С. 271- 280.

СЕМИНАР 7. ИНДО-БУДДИЙСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ

1. Единство и многообразие индийской культуры.

2. Истоки индийской цивилизации.

3. Индоарийская культура. Основные религии.

4. Преемственность и традиции индийской культуры.

5. Синкретизм и взаимообусловленность духовных, социальных и художественных элементов в культуре Индии.

6. Веды, упанишады; литература буддийского канона.

Вопросы:

1. В чем заключается единство индийской культуры? Какие теории могут подтвердить этот тезис?

2. Дайте краткую характеристику протоиндийской цивилизации.

3. В чем состоят социокультурные особенности индоарийской цивилизации?

4. Каково происхождение кастовой системы в Индии? Какие теории происхождения и сущности касты вы можете назвать?

5. Каковы основные философско-религиозные учения в Индии? В чем заключается их значение для индийской культуры?

6. Охарактеризуйте индо-мусульманский культурный синтез как пример взаимовлияния культур.

7. Раскройте сущность преемственности как одного из основных механизмов индийской культуры.

8. Расскажите об основных памятниках индийской культуры и их роли в формировании личности и социума.

Литература

1. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. – М.: Наука, 1980. – 333с.

2. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. – М.: Юрайт, 1998. – С. 130-164, 342-348.

3. Запад и Восток. Традиции и современность. – М.: О-во «Знание» РФ, 1993. – С. 139-156.

4. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высш. шк., 1998. – С. 360-366.

5. Очерки по истории мировой культуры. Учеб пособ. /Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М.: Языки культуры, 1997. – С. 83-119.

6. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. - М.: Гардарика, Экспертное бюро, 1997. – С. 95-108.

7. Чернокозов А.И. История мировой культуры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – С. 55-61.

СЕМИНАР 8. ТРАДИЦИОННАЯ КИТАЙСКАЯ КУЛЬТУРА

Доклады

1. Своеобразие и неповторимость китайской культуры.

2. Конфуцианство.

3. Даосизм.

4. Буддизм.

5. Гармонизирующая роль человека в мире.

6. Китайская семья и общество.

5. Отношение человека к миру и отражение его в культуре.

Вопросы:

1. Когда и чем был обусловлен в Европе интерес к китайской культуре?

2. Как понимали культуру и цивилизованность в древнем Китае?

3. Чем объясняется отрицательное отношение китайцев к европейской культуре?

4. Какова роль конфуцианства в формировании китайской куль- туры?

5. Какова роль даосизма в формировании китайской культуры?

6. Какова роль буддизма в формировании китайской культуры?

7. Какова функция правителя в Китае?

8. Каким образом воплощался конфуцианский идеал в семье?

9. Почему Китай называют родиной величайших изобретений и открытий?

10. В чем проявляется взаимосвязь природы и человека в китайской культуре?

Литература

1. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. – М.: Юрайт, 1998. – С. 165-191, 313-325.

2. Запад и Восток. Традиции и современность. – М.: О-во «Знание»РФ, 1993. – С. 178-194.

3. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. – СПБ.:Лань, 1997. – С. 172-182.

4. Кравцова М.Е. История культуры Китая. – СПб.: Лань, 1999. – 416 с.

5. Куликов В.С. Китайцы о себе. – М.: Политиздат, 1989. – 256с.

6. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. - М.: Гардарика, Экспертное бюро, 1997. – С. 109-122.

7. Очерки по истории мировой культуры: Учеб. пособ. /Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М.: Языки культуры, 1997. – С. 53-82.

8. Энциклопедия для детей. - Т.6, ч. 2. Религии мира. – М.: Аванта+, 1996. – С. 47-130.

СЕМИНАР 9. ФЕНОМЕН АМЕРИКАНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Доклады

1. Американоцентризм.

2. Англосаксонские традиции в американской культуре.

3. Американское Просвещение.

4. Гуманизм американской культуры.

5. Роль образования в становлении американской нации.

6. Архитектура как «поэзия Америки».

7. Музыка, литература.

8. Философия прагматизма. Смысл феномена американской цивилизации.

Вопросы:

1. Как рассматривается Америка, Европа с позиций американоцентризма? Что включало в себя исторически американское национальное сознание? (См. Культурология. XX век).

2. Каковы главные стимулы и факторы становления Америки?

3. Какова значимость европейской традиции в становлении американской культуры?

4. Каково влияние Т. Пейна, Т. Джефферсона, Б. Франклина на ход американской мысли?

5. Какую роль сыграло образование в судьбе автора Конституции США Дж. Мэдисона, а также писателей Эдгара По и Авраама Линкольна?

6. Что представляли собой высшие учебные заведения в Новой Англии?

7. Какова роль инженерного образования в становлении научно-деловой элиты?

8. В чем смысл философских трудов Т. Веблена? Почему высшее образование являлось «выражением денежной культуры»?

9. Чем была культура для переселенцев-пуритан? С чем связывалась культура в Америке?

10. В чем своеобразие архитектуры США?

11. Что нового привнесла в культуру американская музыка?

12. Каким образом американская литература оказала влияние на образование и воспитание граждан Америки?

13. Каковы лучшие качества американской нации?

14. В чем заключается философия прагматизма Г. Форда?

15. В чем смысл феномена американской цивилизации?

Литература

1. Американский характер. – М.: Наука, 1995. – С. 4-9, 284- 305.

2. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – М.: Гардарика, 2000. – С. 192-195.

3. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. – СПБ.: Лань, 1997. – С. 163-171.

4. Кинелев В.Г., Миронов В.Б. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – С. 428-511.

5. Культурология. XX век. Энциклопедия. - Т.1. – СПб.: Университетская книга, ООО «Алетейя», 1998. – С. 20-21.

6. Очерки по истории мировой культуры: Учеб. пособ. /Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М.: Языки культуры, 1997. – С. 331-360.

7. Современные Соединенные Штаты Америки: Энциклопедический справочник. – М.: Политиздат, 1988. – 542с.

СЕМИНАР 10. КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

1. Особенности современной цивилизации.

2. Глобализация культуры.

3. Римский клуб и его анализ глобальных проблем современности.

4. Телевидение как фактор глобализации.

Вопросы:

1. Что обозначает понятие «глобализация культуры?» Какие примеры глобализации культуры приводит К. Клакхон?

2. Охарактеризуйте понятие «глобальные проблемы».

3. Что относится к первоочередным глобальным проблемам?

4. В чем причина возникновения глобальных проблем?

5. В чем состоит заслуга Римского клуба?

6. На что ориентировал человека и общество гуманизм как одна из наиболее значимых духовных ценностей?

7. Что включает в себя понимание нового гуманизма?

Литература

1. Актуальные проблемы культуры XX века. - М.: Знание, 1993. – С. 107-124.

2. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. – СПБ.: Лань, 1997. – С. 313-327.

3. Клакхон К. Глобализация культуры и миграция населения //Кравченко А.И. Культурология: Хрестоматия для высшей школы. – М.: Академический Проект, 2000. – С. 105-106.

4. Кононенко Б.И. Культурология в терминах, понятиях, именах: Справочное учебное пособие. - М.: Щим-М, 1999. – С. 58, 192.

5. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. – М.: Академический Проект, 2000. – С. 117-118.

6. Кравченко А.И. Культурология: Учеб. пособ. для вузов. – М.: Академический Проект, 2000. – С. 160-162, 205-207.

7. Культурология. История мировой культуры: Учеб. пособ. для вузов /Под ред. А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. – С. 208-211.

8. Печчеи А. Человеческие качества. – М.: Прогресс, 1985. – С. 117-143.

9. Человек и общество: Словарь-справочник. Философия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – С. 110-113, 353-354.

10. Фролов И. Новый гуманизм // Свободная мысль. 1997. №4.

СЕМИНАР 11. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

КУЛЬТУРЫ РОССИИ

1. Становление российской культуры.

1.1 Языческая культура древних славян.

1.2 Принятие христианства - переломный момент в истории русской культуры.

1.3 Культура Киевской Руси (письменность и литература, роль церкви, культовая архитектура, монументальная живопись).

2. Расцвет русской культуры.

2.1 Культура Московского царства (XVI-XVII вв.).

2.2 Культура императорской России (XVIII-XIX вв.).

3. «Серебряный век» в русском искусстве.

4. Культура России в XX веке.

Вопросы:

1. Что является определяющим в периодизации русской куль- туры?

2. Что нам известно о религиозных верованиях древних славян?

3. Позитивно или негативно сказалось на дальнейшей истории России заимствование византийской культуры?

4. Назовите основные жанры древнерусской литературы?

5. Каковы особенности культовой архитектуры домонгольского периода?

6. Чем представлена монументальная живопись в Киевской Руси?

7. Чем характеризуется культура Московской Руси?

8. Каково национальное своеобразие русского просвещения, и чем оно принципиально отличается от западноевропейского? Почему просвещение в России способствовало единству и цельности русской культуры XVIII и XIX вв.?

9. С какими культурными достижениями ассоциируется великая эпоха русской светской культуры конца XVIII- начала XIX века?

10. Чем вызвана полемика западников и славянофилов, каковы её предпосылки и последствия?

11. Как объяснить «литературоцентризм» классической русской культуры XIX в.?

12. Каково значение культуры «серебряного века»?

13. Чем примечателен для культуры XX век?

Литература

1. Бердяев Н.А. Судьба России. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс; Харьков: Изд-во Фолис, 1998. – 736с.

2. Как была крещена Русь. – М.: Политиздат, 1988.

3. Каравашкин А.В. Философия прекрасного в Древней Руси //Кравченко А.И. Культурология: Хрестоматия для высшей школы. – М.: Академический Проект, 2000. – С. 502-512.

4. Кефели И.Ф. Русская культура XIX века // Социально-полити-ческий журнал. 1996. №3. С. 83-97.

5. Коваленко Т.А. Менталитет дворянской культуры XVIII века. Культурная жизнь Руси в период татарского нашествия //Кравченко А.И. Культурология: Хрестоматия для высшей школы. – М.: Академический Проект, 2000. – С. 517-525.

6. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: Учеб. пособие. – М.: Аспект Пресс, 1997. – 687с.

7. Кононенко Б.И. Культурология в терминах, понятиях, именах: Справочное учебное пособие. - М.:Изд-во «Щит-М», 1999. – С. 39, 200-202, 210.

8. Кравченко А.И. Культурология: Учеб. пособ для вузов. – М.: Академический Проект, 2000. – С. 610-731.

9. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб.: Искусство - СПб, 1997. – 399с.

10. Очерки по истории мировой культуры. Учеб. пособ. /Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М.: Языки культуры, 1997. – С. 427-478.

СЕМИНАР 12. КЛАССИЧЕСКАЯ АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА

1. Ислам как культурный феномен.

2. Суфизм – мусульманский мистицизм.

3. Ислам и арабо-мусульманская культура. Культ знания.

4. Арабо-мусульманское искусство, архитектура.

5. Культура арабского Востока, ее влияние на мировую культуру.

Вопросы:

1. Какова природа ислама, его социально-этические принципы?

2. В чем суть концепции «единого бытия» (Ибн-Араби)?

3. Как взаимосвязаны религия ислама и арабо-мусульманское искусство?

4. В чем выражался мусульманский культ знания, как он отразился на научно-философской культуре мусульманского средневековья? 5. Каковы особенности арабо-мусульманской архитектуры, искусства?

6. Какое влияние оказала мусульманская цивилизация на средневековую Европу?

Литература

1. Бартольд В.В. Культура мусульманства. – М.: Леном, 1998. – 112с.

2. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. – М.: Юрайт, 1998. – С. 349-382.

3. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высш. шк., 1998. – С. 371-373.

4. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. – М.: Академический Проект, 2000. – С. 382.

5. Очерки по истории мировой культуры: Учеб. пособ. /Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М.: Языки культуры, 1997. – С. 397-426.

6. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. - М.: Гардарика, Экспертное бюро, 1997. – С. 135-146.

7. Энциклопедический словарь по культурологии. – М.: Центр, 1997. – С. 377.

СЕМИНАР 13. ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ

1. Язык культуры – универсальная форма освоения реальности, ключевой элемент социализации, аккультурации. Понятие культурного кода.

2. Культурологическое понимание текста.

3. Классификация языков культуры: вербальные, невербальные, естественные и искусственные.

4. Семиотический анализ культуры (Ф. де Соссюр, Ю. Лотман, А. Потебня).

5. Специфика знака-символа. Символ как неразвернутый знак.

6. Символичность культуры. Миф как символ. Символичность языка священных писаний.

7. Язык и понимание (Г.-Г. Гадамер).

Вопросы:

1. Что такое социализация, аккультурация?

2. Что включает в себя понимание языка культуры?

3. Почему проблема языка культуры является актуальной как в науке, так и в технике?

4. Каким образом можно классифицировать языки культуры?

5. Какими науками изучается язык культуры?

6. Что такое текст в культурологии?

7. Что такое знак и символ?

8. Какие типы знаков и знаковых систем можно выделить в семиотическом поле?

9. Почему миф – комплекс символов?

10. Что такое культурный код?

Литература

1. Каган М.С. Философия культуры. - СПб.: Петрополис, 1996. – С. 269-287.

2. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. – СПб.: Лань, 1997. – С. 59-132

3. Кефели И.Ф. Культура и общество // Соц. - полит. журнал. 1995. №3. С. 73-82.

4. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Под ред Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высш. шк., 1998. – С. 114-131, 303-314.

5. Культурология. XX век: Словарь. - СПб.: Университетская книга, 1997. – С. 125-128, 406-409, 590.

6. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.2.- СПб.: Университетская книга, 1998. – С. 199-205, 218-219.

СЕМИНАР 14. КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ

1. Личность в культурах Запада и Востока.

2. Формы и механизмы социализации личности.

3. Маргинальная личность.

4. Авторитарная личность.

5. Проблемы самореализации.

6. Личность будущего.

Вопросы:

1. Что включает в себя понятие «личность»?

2. Чем определяется различие в статусе личностного начала в разных культурах?

3. Каковы формы социализации личности?

4. Каков механизм самоосуществления личности?

5. Что такое маргинальная личность?

6. Почему возникла проблема «авторитарной личности»?

7. Назовите основные черты авторитарной личности.

8. С чем связываются проблемы самореализации личности?

9. Как представляет Э.Тоффлер личность будущего?

Литература

1. Бердяев Н. Судьба России. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО–Пресс, Харьков: Изд-во Фолис, 1998. – С. 463-469.

2. Замошкин Ю. А. За новый подход к проблеме индивидуализма //Вопросы философии. 1989. № 6.

3. Кинкулькин А.Т. Мировоззрение и его место в духовном мире человека // qw Соц.-политический журнал. 1995. № 2. С. 138-151.

4. Кравченко А.И. Культурология: Учеб. пособ. для вузов. – М.: Академический Проект, 2000. – С. 168-195.

5. Культурология. XX век: Энциклопедия. - Т.1 – СПб.: Университетская книга, ООО «Алетейя», 1998. – С. 412-414.

6. Культурология. XX век: Энциклопедия. - Т.2 – СПб.: Университетская книга, ООО «Алетейя», 1998. – С. 11-12.

7. Митина В.И. Мир личности как мир культуры // Вестник Московского университета. 1997. № 6. С. 51.

8. Человек и общество. Культурология: Словарь-справочник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – С. 274-275.

9. Печчеи А. Человеческие качества.– М.: Прогресс, 1985. – 312 с.

10. Учебный курс по культурологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – С. 61-68.

11. Тоффлер Э. Третья волна. – М.: ООО, фирма «Изд-во Аст», 1999. – С. 599-603.

12. Чернявская Г.К. Личность: проблемы самореализации // Соц.-политический журнал. 1996. №4. С. 134-143.

СЕМИНАР 15. ЭЛИТАРНАЯ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

1. Массовое общество и культура.

2. Средства массовой информации в массовой культуре.

3. Феномен массовой и элитарной культур.

4. Критика массовой и элитарной культур.

Вопросы:

1.Чем характеризуется массовое общество?

2. Что такое массовая культура, кич?

3. Почему массовая культура появилась только в последние полтора-два века, и какие культурные феномены выполняли эту функцию раньше?

4. Какие разновидности кича можно выделить?

5. Приведите примеры кича в искусстве.

6. Почему Х. Ортега-и-Гассет называет современную эпоху периодом дегуманизации искусства? В чем это проявляется?

7. Какова роль массовой коммуникации?

8. Что включает в себя понятие культурной элиты?

Литература

1. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. – М.: Юрайт, 1998. – С. 576-581.

2. Гофман А.Б. О культуре массовой и немассовой //Кравченко А.И. Культурология: Хрестоматия для высшей школы. – М.: Академический Проект, 2000. – С. 53-58.

3. Социс. 1990. №8. С. 106-111.

4. Кононенко Б.И. Культурология в терминах, понятиях, именах: Справочное учебное пособие. - М.: Щим-М, 1999. – С. 142-144, 262.

5. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высш. шк., 1998. – С. 168-170.

6. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Вопросы философии. – 1989. - №3, 4.

7. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высш. шк., 1998. – С. 280-284.

6. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высш. шк., 1998. – С. 348-352.

7. Фетисова Т.А. Кич и массовая культура // Кравченко А.И. Культурология: Хрестоматия для высшей школы. – М.: Академический Проект, 2000. – С. 240-242.

8. Флиер А.Я. Массовая культура и ее социальные функции // Кравченко А.И. Культурология: Хрестоматия для высшей школы. – М.: Академический Проект, 2000. – С. 242-249.

СЕМИНАР 16. КУЛЬТУРА И СУБКУЛЬТУРА

1. Понятие «субкультура».

2. Система ценностей субкультур.

3. Молодежная субкультура.

4. Контркультура.

Вопросы:

1. Что включает в себя понятие «субкультура»?

2. Какие виды субкультурных образований можно выделить?

3. Перечислите характерные черты субкультур?

4. Что способствовало зарождению молодежной субкультуры?

5. Каковы нормы и система ценностей молодежной субкультуры?

6. В чем заключается феномен контркультуры?

7. Почему контркультурные феномены - мощные катализаторы культурно-исторического процесса?

Литература

1. Андреева И.Н., Голубкова, Н.Я., Новикова Л.Г. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей //Кравченко А.И. Культурология: Хрестоматия для высш. шк. – М.: Академический Проект, 2000. – С. 265-274 или // Социс. 1989. №4. С. 48-56.

2. Кравченко А.И. Культурология: Cловарь. – М.: Академический Проект, 2000. – С. 256-257, 557.

3. Кравченко А.И. Культурология: Учеб. пособ. для вузов. – М.: Академический Проект, 2000. – С. 326-348.

4. Культурология. XX век: Энциклопедия. - Т.2. – СПб.: Университетская книга, - 1998. – С. 236-237.

5. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1991. – 527с.

СЕМИНАР 17. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ КУЛЬТУРЫ

1. Роль социальных институтов в культуре.

2. Социокультурные институты в доиндустриальном обществе.

3. Государство и культура. Культурная политика.

4. Управление культурой в нашем государстве.

5. Культура и рынок.

6. Структура саморегуляции культуры.

7. Праздник как институт культуры.

Вопросы:

1. Почему без социальных институтов невозможна деятельность людей во всех сферах культуры?

2. Какова роль религии как самостоятельного института духовной деятельности в доиндиндустриальном обществе?

3. Каким образом государство выполняет регулятивную функцию в культурной сфере?

4. Какие направления деятельности прослеживаются в странах развитого капитализма?

5. Чем характеризуется деятельность в развивающихся странах?

6. Что влияет на характер регулирования духовной жизни?

7. В чем состоит противоречивость управления культурой в постсоветском обществе?

8. Какова роль предпринимательства в регуляции культурной деятельности?

9. Какие общие элементы можно выделить в структурах самообеспечения культуры?

10. Что входит в понятие культурные учреждения и организации?

11. Какие функции выполняет праздник как феномен культуры?

Литература

1. Гудков Л., Дубин Б. Конец харизматической эпохи. Печать и изменения в системах ценностей общества // Свободная мысль. – 1993. №5.

2. Захаров А.В. К истории советских массовых празднеств // Кравченко А.И. Культурология: Хрестоматия для вузов. – М.: Академический Проект, 2000. – С. 299-308.

3. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учеб. для студ. вузов. – М.: Аспект Пресс, 2000. – С. 304-331.

4. Карпухин О.И. Культурная политика России: цели и способы реализации //Социально-политический журнал. 1996. №1. С. 44-56.

5. Карпухин О.И. Управление в культуре: проблемы функционирования и совершенствования // Социально-политический журнал. – 1996. № 2. С. 26-39.

6. Кефели И.Ф., Кулакова Т.А. Культура и экономическая жизнь общества// Социально-политический журнал. 1995. №5. С. 105-111.

7. Кравченко А.И. Культурология: Хрестоматия для высшей шк. – М.: Академический Проект, 2000. – С. 293, 460.

8. Куценко В.А. Культура: испытание рынком//Социально-поли-тический журнал. 1991. № 12. С. 16.

3 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

Глобальные проблемы – современные проблемы цивилизации, от решения которых зависит выживание человечества в целом (например, предотвращение мировой термоядерной войны, регулирование стремительного роста населения в развивающихся странах, прекращение катастрофического загрязнения окружающей среды, устранение голода, нищеты, неграмотности, предотвращение отрицательных последствий научно-технической среды и др.). Впервые сформулированы в рамках деятельности Римского клуба.

Динамика культуры (от греч. dinamikos – относящийся к силе, сильный) – изменение культуры, описание культуры в движении, те средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение.

Инкультурация (лат. in – в + cultures – возделывание, культивирование) – вхождение в культуру, процесс, в ходе которого индивид осваивает традиционные способы мышления и действий, характерные для культуры, к которой он принадлежит.

Картина мира – полуосознанное или осознанное представление, зафиксированное в конкретных произведениях культуры. Картина мира включает в себя представления личности, ее отношение к обществу, о свободе, равенстве, чести, добре и зле, о правде и труде, о семье, сексуальных отношениях, о ходе истории, о соотношении нового и старого, о смерти и душе. Картина мира передается от поколения к поколению, служит основой человеческого поведения.

Код культуры (от франц. code) – совокупность знаков, символов, смыслов (и их комбинаций), которые заключены в любом предмете культурной деятельности человека.

Культура (от лат. cultura – возделывание, обработка земли) – в широком смысле все, что создано человечеством в отличие от природы. Встречается расширительное толкование культуры в трудах Цицерона (106-43 гг. до н.э.) и употребляется как «обработка, совершенст-вование души». Культура – искусственные, созданные людьми объекты (артефакты), совокупность материальных и духовных ценностей, которая выражает достигнутый человечеством уровень исторического развития. Под культурой понимаются организованные совокупности материальных объектов, идей и образов, устойчивых связей между людьми и способов их регулирования. Это созданная человеком искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования отношений в обществе. Культура – это созданная человеком «вторая природа» (Гегель). Культура – это «специфически человеческий способ деятельности» (Э. Маркарян). Культура служит двум целям: «защите человека от природы и урегулированию отношений между людьми» (З. Фрейд). «Культура – это возделывание, возделка; образование умственное и нравственное» (В. Даль).

Культурная антропология – область антропологии, основанная на сравнительном изучении различных культур, применяющая методы, понятия, данные археологии, этнологии, этнографии, фольклора, лингвистики, социологии, психологии. Наибольшее развитие культурная антропология получила в Великобритании, США, в других странах используется термин «этнология».

Культурная модернизация (изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям) - процесс движения, развития от культуры доиндустриального общества к культуре, характерной для развитых стран капитализма. Основные факторы модернизации: дифференциация духовных систем и ценностных ориентаций, плюрализация общественного сознания и образования, распространения грамотности, формирование национальной культуры и языка, многообразие идеологических течений, развитие средств массовой информации.

Культурная самоидентичность – самоощущение человека внутри конкретной культуры.

Культурная универсализация (от лат. universalis – общий, всеобщий) – процесс взаимодействия и взаимовлияния различных культур, при котором вырабатываются всеобщие черты культурных норм, ценностей, образцов (стандартизируются).

Культурные нормы – (от лат. norma – руководящее начало, правило, образец) – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего поведения. Нормы – некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. В норму превращались идеалы красоты, добра, отваги. Нормы выступают и в роли запретов. Культурные нормы предстают в двух формах – разрешение и запрещение. Например, шариат запрещает мусульманам-мужчинам носить золотые украшения, хотя в христианстве это допускается. Виды норм : обычаи, нравы, законы, традиции, привычки, табу, мода, вкус, увлечения, верования, знания и др.

Культурные пережитки – социальные или культурные явления, некогда выполнявшие какую-то важную функцию, но позже утратившие свое назначение и вытесненные другими более совершенными культурными изобретениями. Термин введен в XIX веке английским антропологом Э. Тайлором. Примерами могут служить ручное ткачест-во, существующее и сейчас, хотя уже изобретен ткацкий станок, а также языческие верования, наговоры, заклинания и т.д.

Культурные традиции (от лат. traditio - передача) – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, обряды, нормы поведения, взгляды, вкусы и т.п. Культурные традиции осуществляют связь времен. Традиция выполняет ряд культурных функций:

а) устанавливает преемственность культуры;

б) служит каналом хранения и передачи информации и ценностей от поколения к поколению;

в) выступает механизмом социализации и инкультурации людей; г) выполняет селективную функцию отбора подобающих образцов

поведения и ценностей.

Культурные ценности – социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и т.п. Культурные ценности выражают то, как должен быть устроен мир и каким должен быть человек. Они не подвергаются сомнению, служат эталоном и идеалом для всех людей. Если верность является ценностью, то отступление от нее осуждается как предательство. Без ценностей не обходится ни одно общество. Индивиды могут выбирать ценности (деньги, политическая карьера). Культурные нормы и ценности взаимосвязаны. Их различие: норма – правила поведения, ценности абстрактные понятия, что такое правильное и неправильное, должное и недолжное. Жизнь человека – ценность, а ее охрана – норма. Общество само устанавливает, что является культурной нормой, а что – нет.

Культурогенез (от лат. cultura + …генез) – учение о происхождении культуры, рассматривающее процесс ее зарождения в виде первых каменных орудий труда в тесной связи со становлением и развитием орудийной деятельности и социальных закономерностей.

Культурология – наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, как специфическую функцию и способ существования человеческого бытия.

Культурология – интегративная область знания, вбирающая в себя результат исследования социальной и культурной антропологии, этнографии, социологии, психологии, языкознания, истории, философии.

Локальные культуры - замкнутые, самодостаточные, не поддерживающие диалога с другими типы культур.

Массовая культура (от лат. massa – ком, кусок) – явление культуры XX в. Оно порождено научно-технической революцией, урбанизацией, разрушением локальных общностей и размыванием социальных и территориальных границ. Массовое распространение культур-ных явлений связано с развитием систем информации и коммуникации, радио, телевидения, кино и т.д., которые способствовали созданию массовой культурной продукции. Первоначально массовая культура возникла как рынок сбыта для бизнеса, специализирующегося в области развлечений. Массовая культура, неглубокая, стандартная, является культурой повседневной жизни. Она рассчитана на «среднего» человека. Черты массовой культуры : общедоступность, легкость восприятия, развлекательность, упрощенность, не требует ни специальных знаний, ни размышлений.

Межкультурные коммуникации (от лат. communicare – делать общим, связывать) – процесс взаимодействия между субъектами культурной деятельности (индивидами, группами, организациями и т.п.) с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем (языков), приемов и средств их использования. Необходимым условиями и структурными компонентами межкультурной коммуникации является наличие общего языка у субъектов коммуникации, каналов передачи информации, а также правил осуществления коммуникации.

Методы культурологии – совокупность аналитических приемов, операций и процедур, используемых в анализе культуры, в определенной степени, конструирующих предмет культурологического изучения. Культурология использует методы гуманитарных дисциплин (комплекс методов литературоведческих, филологических наук, истории и теории культуры, религиоведения, искусствоведения, этнографии, культурной антропологии, философии и др.) и социальных наук (методы экономики, политологии, этнологии, социологии и др.). Основная задача гуманитарных наук связана с изучением индивидуального характера культур, их сравнением, описанием материала, при этом используются их методы : описание, классификация, метод пережитков, наблюдение, открытые интервью, сравнительно-исторический, а также принцип историзма. Основная задача социальных наук – отыскание законов и принципов; при этом применяются в культурологии их установки и приемы: структурно-функциональный подход, социологический подход, используется типологизация, а также факторный, компонентный анализ, математическое моделирование, массовый опрос, изучение текста методом контент-анализа и др. В культурологическом познании используются лишь методы, способные решать задачи комплексного уровня познания.

Морфология культуры (от греч. morphe – форма + logos – учение) – раздел науки о культуре, в рамках которой изучаются формы и структуры культуры. Исходным положением морфологии культуры является убеждение, что развитие культуры обусловлено внутренними закономерностями общества. Морфология культуры на основе методов сравнения, аналогии и др. стремится выявить источники и факторы развития культуры, стадии их существования – от рождения до смерти. Большой вклад в морфологию культуры внес немецкий философ истории культуры Освальд Шпенглер («Закат Европы»).

Национальная культура – это совокупность традиций, обычаев, норм, ценностей и правил поведения, общих для представителей одной нации, государства. Национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обязательно связанных кровнородственными отношениями. О возникновении национальной культуры судят по факту рождения литературного (письменного) языка и национальной литературы.

Прикладная культурология - раздел культурологии, результаты исследования которого направлены на решение практических проблем культуры.

Сакральный (лат. sacer - священный) – относящийся к вере, религиозному культу, например, обряд, запрет, текст и т.д.

«Серединные» культуры – культуры, отличающиеся способностью соединять черты культур Востока и Запада (арабо-мусульманская, русская).

Символ (от греч. symbolon – знак, опознавательная примета) – предметный или словесный знак, условно выражающий сущность какого-либо явления с определенной точки зрения, которая определяет характер, качество символа (религиозного, художественного). Симво-лами культуры могут выступать практически любые предметы и вещи, природные процессы, животные и растения, сказочные существа. Например, лотос – символ божества и вселенной у индусов, змей – символ мудрости, утро – символ молодости, голубой цвет – символ надежды, символичны танцы, обряды. Много символов встречается в религии, народной поэзии.

Социализация (от лат. socialis - общественный) – процесс усвоения индивидом определенных норм, знаний, навыков, правил жизни, которые позволяют ему стать членом общества, жить в нем, быть полноправным его членом, правильно действовать и взаимодействовать со своим культурным окружением.

Социальный институт культуры – исторически сложившийся устойчивый комплекс норм, принципов, установок, ценностей и учреждений, упорядочивающих и регулирующих сферу совместной деятельности людей. Основная функция – упорядочение совместной жизни и деятельности людей для трансляции знаний и традиционных элементов культуры. Например, социальные институты культуры включают в себя организации, учреждения, ритуалы, мифологию, религию, искусство, науку, праздники, через которые поддерживается общественная жизнь.

Специфические культуры – культуры, отличающиеся специфичностью (культуры народов Южной и Тропической Африки и Латинской Америки).

Субъект культуры – создатель, носитель культуры. Ее первичным творцом и первоисточником выступает весь народ, ибо из его глубин исходят все достижения интеллектуальной мысли, художественного творчества и нравственности. Культура – это результат совокупной деятельности родового субъекта (человечества). Субъектами культуры являются и отдельные индивиды, и различные группы, и человечество в целом.

Типология культур (от греч. tupos - форма, образец + logos – знание, учение) – научный метод, в основе которого лежит систематизация периодов в развитии культуры по наиболее общим признакам, свойствам, а также различия культур по определенным существенным основаниям.

Функции культуры – совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих ее в своих интересах. Все функции культуры социальны, то есть обеспечивают коллективный характер жизнедеятельности людей, а также определяют почти все формы индивидуальной активности человека. Основные функции культуры:

- функция приспособления к среде (адаптация к природными историческим условиям обитания), накопление опыта и воплощение его в нормах, правилах и формах непосредственной жизнедеятельности, например, создание скафандра, батискафа, обеспечение продовольствием, теплом, жильем и т.д.;

- познавательная (гносеологическая) функция (накопление, куму-ляция социально значимых знаний), например, народная мудрость, философия, наука, религия, мистика, суеверия, искусство и пр.;

- информативная функция (обеспечивает историческую преемственность и передачу социального опыта), реализуемая в виде символов, языков, систем фиксации информации, ее тиражирования, а также институтов, занимающихся накоплением, сохранением, обеспечением доступа к социально значимой информации (архивы, библиотеки, музеи, картотеки и пр.);

- коммуникативная функция. Носителями ее выступают «языки» науки, искусства (физические, химические, математические символы, формулы, «языки» музыки, театра, живописи и пр.);

- регулятивная (нормативная) функция – система норм и требований общества ко всем ее членам. Эта функция осуществляется на трех уровнях: высший – нормы морали (содержатся в религиозных текстах, документах); второй уровень – нормы права (излагаются в конституции, законах); третий уровень – обычаи, обряды;

- оценочная (аксиологическая) функция - раскрывает на практике смысл вопроса, поставленного Сократом: «Что есть благо?»

- функция разграничения и интеграции человеческих групп;

- функция социализации (или человекотворческая).

Цивилизация (лат. civilis) – гражданский, государственный: 1. Синоним культуры, в узком смысле – материальной культуры. 2. Уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры (античная, христианская, западная цивилизации). 3. Ступень человеческого развития, следующая за дикостью и варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс). 4. В некоторых культурологических теориях (О. Шпенглер) – эпоха деградации и упадка в противовес целостности, органичности культуры.

Элитарная культура , или высокая культура – культура, создаваемая привилегированной частью общества (элитой), обладающей особой художественной восприимчивостью. Элитарная культура – форма куль-туры, включающая изящные искусства, литературу, музыку и пред-назначенная для высших слоев общества. Круг ее потребителей – высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты.

Этническая культура – культура людей, связанных между собой общностью происхождения и территории, то есть единством «крови и почвы».

Язык культуры – формы, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи, ориентироваться в пространстве и времени культуры. Это универсальная форма осмысления реальности. Основная проблема языка культуры – это проблема понимания. Общепринятая классификация языков: естественные языки (первичное средство познания и коммуникации), искусственные языки (языки науки), вторичные языки (миф, религия, искусство).

4 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ (ДЛЯ ЗАЧЕТА)

ПО КУРСУ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

1. Культурология как наука. Особенность изучения данной науки от других наук, изучающих культуру.

2. Сущность и смысл культуры. Культура как предмет философского анализа.

3. Структура культуры, ее особенности. Понятие «морфология культуры».

4. Основные функции культуры. Охарактеризуйте их.

5. Культура и цивилизация.

6. Методы культурологии.

7. Теория «осевого времени» К. Ясперса.

8. К. Ясперс о единстве культурно-исторического процесса и его этапах.

9. Культурно-историческая классификация (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).

10. Восток и Запад – два типа духовности.

11. Особенности развития культур древнего Востока.

12. Индо-буддийская культурная традиция (религия и философия).

13. Роль конфуцианства в жизни китайского общества (культурные традиции).

14. Античное наследие – основа европейской цивилизации.

15. Основные тенденции развития современной западной культуры. Культурная модернизация.

16. Противоречивость развития западной культуры.

17. Глобальные проблемы современности.

18. Понятие «языка культуры» (основная проблема, классифи- кация).

19. Феномен американской цивилизации.

20. Культурная универсализация в мировом современном про- цессе.

21. Специфика «серединных» и «специфических» культур.

22. Особенности мусульманской картины мира.

23. Влияние мусульманской цивилизации на средневековую Европу.

24. Русские философы об особенностях русской культуры (Г.П. Федотов, И.А. Ильин, В. Соловьев и др.).

25. Основные факторы, определившие самобытность пути России.

26. Периодизация русской культуры.

27. Культура средневековой Руси.

28. Системы миропонимания африканских народов (традиционные верования, культы).

29. Этническая и национальная культуры.

30. Межкультурные коммуникации.

31. Элитарная и массовая культура.

32. Культура и субкультура.

33. Причины появления субкультуры.

34. Ценностные установки контркультуры.

35. Особенности профессиональной культуры.

36. Роль средств массовой коммуникации в современном обществе.

37. Роль личности в культуре.

38. Культурные ценности и нормы.

39. Образование и культура.

40. Социальные институты культуры.

СОДЕРЖАНИЕ

Методические указания по подготовке к семинарским

занятиям по культурологии…………………………………………..

Планы семинарских занятий…………………………………………

Основные понятия и термины………………………………………..

Контрольные вопросы (для зачета) по курсу «культурология»……

3

5

23

30

Сергеева Надежда Ивановна

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ПЛАНЫ

СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

для студентов всех специальностей

Редактор Идт Л.И

Подписано в печать 02.04.2001. Формат 60х84 1/16

Усл. п. л. - 1,9. Уч. изд. л. -2,06

Печать – ризография, множительно - копировальный

аппарат «RISO TR-1510»

Тираж 50 экз. Заказ 2001-52

Издательство Алтайского государственного

технического университета

655099, г. Барнаул, пр-т. Ленина, 46

Оригинал-макет подготовлен ИВЦ БТИ АлтГТУ

Отпечатано на ИВЦ БТИ АлтГТУ

659305, г. Бийск, ул. Трофимова, 29