Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 22

 

Поиск            

 

Справка о результатах самообследования кафедры истории по специальности «032600 (050401)–История» по состоянию на 12 мая 2008 года

 

             

Справка о результатах самообследования кафедры истории по специальности «032600 (050401)–История» по состоянию на 12 мая 2008 года

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Карельский государственный педагогический университет»

Историко-филологический факультет

Кафедра истории

СПРАВКА

о результатах самообследования кафедры истории

по специальности «032600 (050401)–История»

по состоянию на 12 мая 2008 года

Утверждена на заседании кафедры

12.05.2008 г. Протокол № 8

Зав. кафедрой истории

кандидат исторических наук,

доцент Г.В. Чумаков

Петрозаводск, 2008


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………..3

1. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности кафедры истории…………………………………………………………………….5

2. Структура кафедры и управление ……………………………………………….8

3. Содержание подготовки специалистов………………………………………….10

3.1. Структура и содержание образовательных программ по аттестуемым специальностям и направлениям…………………………………………..10

3.2. Информационно-методическое обеспечение учебного процесса……….13

3.3. Организация учебного процесса……………………………………….……15

4. Качество содержания подготовки выпускников………………………………22

5. Качество кадрового обеспечения кафедры………………………………………26

6. Качество научно-исследовательской и научно-методической деятельности кафедры………………………………………………………………………………….30

7. Качество материально-технической базы кафедры……. …...……………..…34

8. Работа со школами и органами образования……………………………………35

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………..36


Введение

Самообследование кафедры истории историко-филологического факультета Карельского государственного педагогического университета проведено в связи с плановой аттестацией всего университета в соответствии с Программой аттестации образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования и решением Ученого совета КГПУ.

Комиссия по самообследованию кафедры истории в составе Чумакова Г.В., Юсуповой Л.Н., Адамович И.В., Репуховой О.Ю., Меньшиковой Е.В. была создана решением коллектива кафедры 6 февраля 2008 г. (протокол № 6). Комиссией был проведен анализ организационно-правового обеспечения образовательной деятельности кафедры; структуры подготовки специалистов; качества содержания подготовки выпускников, организации учебного процесса, итоговой аттестации выпускников; кадрового обеспечения учебного процесса; качества учебно-методического, информационного и библиотечного обеспечения; научно-исследовательской работы и других направлений деятельности кафедры предусмотренных программой аттестации.

Кафедра является структурным подразделением Историко-филологического факультета и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом КГПУ.

Цель деятельности кафедры истории – подготовка специалиста высшего профессионального образования с квалификацией «учитель истории» в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта (ГОС) по специальности «032600-История».

Реализуя указанную цель кафедра истории концентрирует свою учебную и научную деятельность на следующих основных направлениях:

  • подготовка специалистов, обладающих фундаментальными гуманитарными знаниями в сочетании с профессиональной компетентностью, умением и навыками практической работы по избранной специальности, высокой общей культурой, гражданской активностью;
  • проведение научно-исследовательских работ в единстве с учебным процессом; разработка путей перевода современного фундаментального знания в различные образовательные практики;
  • осуществление прочных связей с другими вузами, учебными и научными учреждениями региона, развитие инновационных научно-образовательных практик.

Важнейшими средствами для реализации вышеназванных направлений деятельности кафедры истории являются:

  • разработка качественно новых подходов к образованию;
  • внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий;
  • оптимальное использование возможностей естественных и точных наук как средств гуманитарного познания;

· перенесение центра тяжести на организацию самостоятельной работы студентов. Основные усилия коллектива направлены на выполнение следующих задач:

  • формирование системы контроля качества образования;
  • подготовка выпускников, обладающих необходимыми профессиональными и социально-практическими компетенциями и умеющими успешно адаптироваться к динамичным условиям социально-экономической и информационно-культурной среды;
  • совершенствование структуры управления учебным процессом, подбор высококвалифицированных ППС.

Профессиональные образовательные программы, реализуемые кафедрой истории, учебные планы, рабочие программы учебных курсов и графики учебного процесса соответствуют требованиям ГОС ВПО.

1. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности кафедры истории

Впервые прием на историческое отделение в Карельском государственном педагогическом институте был открыт в 1933 году. Позднее историческое отделение было преобразовано в исторический факультет, просуществовавший до 1958 года. Но обучение учителей истории в пединституте продолжалось еще до 1965 года. Вновь подготовка студентов-историков была возобновлена на филологическом факультете только в 1995 году по дополнительной специальности «история». А с 2000 года была получена лицензия на обучение учителей-историков по основной специальности «032600-История».

Кафедра истории является правопреемницей кафедры отечественной истории, созданной в КГПУ в 1991 году вместо кафедры политической истории. С 1995 года коллектив кафедры обеспечивал учебный процесс по дополнительной специальности «история». Когда же в 2000 году был проведен первый набор студентов по основной специальности «032600-История», кафедра сумела успешно обеспечить выполнение учебного плана. В 2005 году состоялся первый выпуск по основной специальности «032600-история». В 2002 году изменился статус кафедры: из общеуниверситетской кафедра была реорганизована в специальную при филологическом факультете (с 2006 года – историко-филологическом факультете).

За период подготовки в университете учителей-историков кафедра истории осуществила уже восемь выпусков специалистов, которые защищали дипломы по истории и работают учителями средних школ в районах Республики Карелия и в г. Петрозаводске, а также в других образовательных учреждениях региона и органах муниципального и государственного управления. На сегодняшний день по кафедре специализируются 176 студентов историко-филологического факультета.

Ядро коллектива кафедры истории составляют опытные преподаватели, много лет работающие в КГПУ и имеющие большой педагогический, научный и методический потенциал. Это доценты Крылова Р.И., Чумаков Г.В., Юсупова Л.Н, ст. преподаватель Егорова Т.Б. Необходимо отметить, что в предшествующие годы на тогда еще общеинститутской кафедре истории работали известные в республике и за ее пределами исследователи. Среди них крупный специалист по истории политических партий в нашей стране доцент Спиридонов М.В., возглавлявший кафедру в течение 30 лет, доцент Гардин Е.С., занимавшийся историей гражданской войны в Карелии и доцент Шпак А.А., монография которой «Подвиг юности» известна широкому кругу обществоведов республики. Благодаря им на кафедре сформировались здоровый творческий микроклимат и положительные традиции. Вместе с тем за последние годы коллектив кафедры истории значительно обновился и пополнился рядом молодых и перспективных преподавателей. Это ст. преподаватели Адамович И.В., Лис Т.В., Репухова О.Ю. Такое соединение опыта и молодой энергии открывает перед кафедрой истории хорошие перспективы развития.

Следует так же указать еще на один источник кадрового потенциала кафедры. На протяжении уже ряда лет к работе на кафедре привлекаются на основе штатного совместительства некоторые опытные преподаватели Петрозаводского государственного университета. В их числе зав. кафедрой дореволюционной истории, доцент Пашков А.М., зав. кафедрой всеобщей истории, доцент Юсупов А.Ф., доценты Филимончик С.В., Дорохова И.А., Дианова Е.В. А в связи с введением дополнительной специализации «историческое краеведение и музееведение» в штаты кафедры был принят по совместительству директор Карельского краеведческого музея, кандидат педагогических наук Гольденберг М.Л.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом (ГОС ВПО) кафедра обеспечивает преподавание различных исторических учебных дисциплин на всех 9 факультетах КГПУ. При этом основная часть учебной нагрузки приходится на историческое отделение историко-филологического факультета. На конец 2007–2008 учебного года за кафедрой истории было официально закреплено 39 учебных дисциплин.

Подготовка студентов по специальности «032600 (050401)–История» ведется по очной и заочной формам обучения со сроками:

· очная – 5 лет;

· заочная на базе образования: среднего – 6 лет.

Присваивается квалификация «учитель истории».

Структура подготовки специалистов ориентирована на региональные потребности Республики Карелия.

Кафедра истории также обеспечивает преподавание исторических дисциплин на 9 факультетах КГПУ:

Список учебных дисциплин, преподаваемых кафедрой истории:

Направление или

специальность

Предмет

Форма обучения

1.

История

Археология

Архивоведение

Введение в историю

Историография

Историческая география

История Древнего Востока

История Древней Греции и Рима

История Карелии

История первобытного общества

История России c древнейших времен до XVII века

История России XVIII – XIX вв.

История России ХХ век

История средневекового Востока

История средних веков

История Финляндии

Источниковедение

Методика преподавания истории

Методика преподавания обществознания

Методология истории

Новая история стран Европы и Америки

Новая история стран Азии и Африки

Новейшая история стран Европы и Америки

Новейшая история стран Азии и Африки

Основы музейного дела (специализация)

Этнология

Курсы по выбору

Спец. семинары

Дипломантский семинар

Очная,

заочная

2.

Русский язык и литература

Отечественная история

Очная,

заочная

3.

Биология

Отечественная история

Очная

4.

География

Отечественная история

Очная

5.

Химия

Отечественная история

Очная

6.

Английский язык

Отечественная история

Очная

7.

Немецкий язык

Отечественная история

Очная

8.

Французский язык

Отечественная история

Очная

9.

Финский язык

Отечественная история

Очная

10.

Педагогика и методика начального образования

Отечественная история

Очная,

заочная

11.

Безопасность жизнедеятельности

Отечественная история

Очная,

заочная

12.

Физическая культура

Отечественная история

Очная,

заочная

13.

Математика

Отечественная история

Очная

14.

Физика

Отечественная история

Очная

15.

Информатика

Отечественная история

Очная

16.

Технология и предпринимательство

Отечественная история

Очная,

заочная

17.

Изобразительное искусство

Отечественная история

Очная

18.

Дошкольная педагогика и психология

Отечественная история

Очная,

заочная

19.

Социальная дошкольная педагогика и психология

Отечественная история

Очная,

заочная

20.

Психология

Отечественная история

Очная,

заочная

Преподавание исторических дисциплин осуществляется на основе Учебно-методических комплексов по дисциплинам учебного плана, включающих в себя рабочие программы, разработанные преподавателями кафедры в соответствии с Государственным образовательным стандартом (ГОС ВПО) и на основе типовых программ УМО Министерства образования РФ.

В соответствии с лицензией Министерства образования РФ, а также приказами МО РФ кафедра, как структурное подразделение историко-филологического факультета, имеет право на ведение образовательной деятельности в сфере профессионального образования по специальности «032600 (050401)–История» с дополнительной специальностью «033200–Иностранный (английский) язык» и с дополнительной специализацией «032614 - Историческое краеведение и музееведение».

Рабочие программы учебных курсов отвечают требованиям, предъявляемым ГОС и позволяют сформировать у студентов систему знаний об основных этапах и важнейших событиях мировой истории, а также выработать навыки самостоятельной исследовательской работы, необходимые для специальной подготовки квалифицированного учителя истории. Рабочие программы хранятся на кафедре.

Самоаттестация проводилась на кафедре в два этапа:

· Первый этап (с января по март 2008 г.) включал разработку и утверждение УМК по всем дисциплинам учебного плана; составление различных форм отчетности.

· Второй этап (с апреля по май 2008 г) – проводилась корректировка УМК и Рабочих программ в соответствии с типовыми программами УМО; проверка состояния делопроизводства на кафедре, проведение срезовых контрольных работ по базовым учебным дисциплинам и по курсу Отечественной истории (результаты прилагаются).

2. Структура кафедры и управление

На момент самоаттестации преподаватели кафедры работают с более чем студентами дневной и очной формы обучения на всех факультетах КГПУ. В настоящее время на кафедре работают 18 преподавателей, из них 15 имеют ученую степень и 9 – ученое звание доцента, 2 преподавателей кафедры обучаются в аспирантуре.

СПИСОК ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА КАФЕДРЫ

ИСТОРИИ:

Фамилия, имя, отчество

должность

ученое звание

ученая степень

1.

Чумаков Герман Владимирович

Зав. кафедрой

доцент

канд. истор. наук

2.

Юсупова Людмила Николаевна

доцент

доцент

канд. истор. наук

3.

Крылова Раиса Ивановна

доцент

доцент

канд. истор. наук

4.

Адамович Ирина Викторовна

ст. препод.

канд. истор. наук

5.

Егорова Татьяна Борисовна

ст. препод.

6.

Лис Татьяна Владимировна

ст. препод.

7.

Репухова Оксана Юрьевна

ст. препод.

8.

Пашков Александр Михайлович

доцент

доцент

канд.истор. наук

9.

Дубровская Елена Юрьевна

доцент

канд. истор. наук

10.

Филимончик Светлана Николаевна

доцент

доцент

канд. истор. наук

11.

Дианова Елена Васильевна

доцент

доцент

канд.истор. наук

12.

Герман Константин Энрикович

доцент

канд. истор. наук

13.

Гольденберг Леонид Львович

ст. препод.

канд. пед. наук

14.

Дорохова Ирина Алексеевна

доцент

доцент

канд.истор. наук

15.

Юсупов Алесандр Файзрахманович

доцент

доцент

канд.истор. наук

16.

Сабанцев Алексей Николаевич

ст. препод.

канд.истор. наук

17.

Лобачкова Мария Геннадьевна

ст. препод.

канд.истор. наук

18.

Румянцева Марина Федоровна

доцент

доцент

канд.истор. наук

Деятельность кафедры истории определяется законами Российской Федерации «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации», КЗОТом, нормативными правовыми актами Министерства образования РФ, Уставом КГПУ, решениями Ученого совета КГПУ и Совета историко-филологического факультета.

Работа кафедры строится в соответствии с календарными планами, утвержденными на ее заседаниях, индивидуальными планами работы преподавателей и учебными планами факультетов. Ежемесячно проводятся заседания коллектива кафедры в соответствии с календарным планом, принимаемым на каждый учебный год. На заседаниях кафедры рассматриваются и обсуждаются основные вопросы учебно-методической, научной и воспитательной работы. Ход обсуждений фиксируется в протоколах заседаний кафедры.

Управление кафедрой осуществляется на основе Устава КГПУ в соответствии с должностными инструкциями заведующим кафедрой. С апреля 2002 г. по декабрь 2007 г. кафедрой руководила доцент, кандидат исторических наук Юсупова Л.Н. С декабря 2007 г. кафедрой заведует доцент, кандидат исторических наук Чумаков Г.В., избранный по конкурсу Ученым Советом вуза в марте 2008 г.

Делопроизводство на кафедре осуществляется методистом Меньшиковой Е.В. в соответствии с требованиями, определяемыми руководством КГПУ. Вся нормативная и организационно-распорядительная документация постоянно обновляется, вносятся изменения и дополнения, позволяющие повысить эффективность управления факультетом и качеством профессиональной подготовки студентов.

УЧЕБНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ПЕРСОНАЛ КАФЕДРЫ:

1. Меньшикова Елена Владимировна – заведующая кабинетом истории, лаборант.

Адрес кафедры: 185000.

Республика Карелия,

г. Петрозаводск,

проспект Ленина, д. 29, ауд. 304

3. Содержание подготовки специалистов

3.1. Структура и содержание образовательных программ по аттестуемым специальностям и направлениям

На кафедре истории скомплектованы профессиональные образовательные программы, соответствующие ГОС 2000 г., включающие в себя:

· учебные планы по специальности «032600 (050401)–История» с дополнительной специальностью «033200–Иностранный (английский) язык» и с дополнительной специализацией «историческое краеведение и музееведение»;

· графики учебного процесса;

· рабочие программы по дисциплинам кафедры по специальности и формам обучения в соответствии с профессиональной образовательной программой;

· программы производственных практик;

· тематику курсовых и выпускных квалификационных работ;

· сведения об обеспеченности образовательного процесса учебно-методической литературой;

· сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой;

· требования к промежуточной и итоговой аттестации (критерии оценки умений, знаний студентов на зачетах, экзаменах, ГАК; вопросы по дисциплинам кафедры; экзаменационные билеты).

Профессиональная образовательная программа соответствует требованиям ГОС федерального и национально-регионального компонента, учитывая содержание и объем часов, предусмотренных ГОС.

Соответствие рабочего учебного плана по специальности

«032600 (050401)–История»

Наименование блока дисциплин

Объем часов по ГОС

Объем часов

по плану

Процент

соотношения

ГСЭ

1500

1500

100%

ЕН

400

400

100%

ОПД

1600

1600

100%

ДПП

4934

4934

100%

ФДТ

450

450

100%

ВСЕГО

8884

8884

100%

Учебные планы соответствуют требованиям, предъявляемым к содержанию подготовки выпускников, определенных ГОС специальности.

Организация учебного процесса соответствует учебным планам, которые предусматривают 8884 часа теоретического обучения с продолжительностью 260 недель, что соответствует ГОСу от 31.01.2005 (260 недель), в т.ч.: теоретический курс – 156 недели; число курсовых работ – 3, экзаменов – 27, зачетов – 48. Продолжительность практик: архивной – 4 недели; археологической – 2 недели; двух педагогических – 6 недель и 6 недель; музейной – 2 недели.

Итоговая государственная аттестация осуществляется в форме защиты выпускной квалификационной (дипломной) работы, итогового государственного экзамена по «Истории России» и итогового государственного междисциплинарного экзамена по педагогике, психологии, теории и методике обучения истории. Уровень требований, предъявляемых к подготовке учителя-историка, соответствует квалификационным требованиям данной специальности.

Учебные планы по специальности « 032600 (050401)–История» утверждены ректором КГПУ, полностью соответствуют требованиям ГОС (в т.ч. по блокам дисциплин: гуманитарных и социально-экономических, общих математических и естественнонаучных, общепрофессиональных, специальных; по перечню и объему каждого блока, практической подготовке и учебной нагрузке обучаемых).

Учебный план выдерживает логическую последовательность дисциплин. В составе учебных дисциплин по планируемому бюджету времени преобладают дисциплины предметной подготовки (55,5 %).

К ФЕДЕРАЛЬНОМУ КОМПОНЕНТУ ОТНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПРЕДМЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ :

История первобытного общества

История древнего Востока

История древней Греции и Рима

История средних веков

История России

Новая и новейшая история Европы и Америки

Новая и новейшая история Азии и Африки

История Финляндии

Археология

Историография

Источниковедение

Вспомогательные исторические дисциплины

Историческая география

Этнология

Доля дисциплин предметной подготовки, относящихся к федеральному компоненту, составляет 45% от объема общей учебной нагрузки.

К ДИСЦИПЛИНАМ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ОТНОСЯТСЯ:

Историческое краеведение

История Востока средних веков

Музееведение в России

Музейное дело в Карелии

Методология и теория истории

Обществознание

Теоретическая фонетика

Лексикология

Теоретическая грамматика

Стилистика

История языка

Теория перевода

Методика преподавания английского языка

Доля дисциплин специализации составляет соответственно 5,6% от объема учебной нагрузки.

К НАЦИОНАЛЬНО–РЕГИОНАЛЬНОМУ КОМПОНЕНТУ ПО ПРОФИЛЮ КАФЕДРЫ ИСТОРИИ ОТНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ДИСЦИПЛИНЫ :

Архивоведение

Введение в историю

История Карелии

Курсы по выбору студентов

Доля этих дисциплин в объеме учебной нагрузки составляет 2,2 %.

На кафедре имеется примерный учебный план по специальности «032600 (050401)–История», Государственный образовательный стандарт (ГОС), примерные программы УМО по учебным дисциплинам кафедры. На основании этих документов были разработаны и утверждены Ученым Советом КГПУ три учебных плана:

  • Учебный план специальности «032600 (050401)–История»;
  • Учебный план специальности «032600 (050401)–История» с дополнительной специальностью «033200–Иностранный (английский) язык»;

· Учебный план специальности «032600 (050401)–История» с дополнительной специализацией «032614 - Историческое краеведение и музееведение».

Рабочие программы всех дисциплин, предусмотренных учебными планами, разработаны на основе примерных программ, рекомендованных УМО и утвержденных МО РФ. Ряд учебных дисциплин, чье содержание не описано в ГОС, носят авторский характер. Все учебные планы разработаны для подготовки педагогических кадров в соответствии с потребностями региона.

Большое внимание преподаватели кафедры уделяют организации самостоятельной работы студентов по историческим дисциплинам, которая проводится в форме индивидуальных консультаций, собеседований по рекомендованной научной литературе по курсам, зачеты по глоссарию, составление конспектов монографий, ведение рабочих тетрадей по курсу. СРС проводится по расписанию в течение учебного года, что позволяет неформально подводить итоги межсессионной аттестации студентов и прививать студентам навыки самостоятельной работы по специальным курсам.

На кафедре имеются рабочие программы по дисциплинам специальности, объединенные в учебно-методические комплексы. Утвержденные рабочие программы имеются по всем дисциплинам. При внесении изменений в учебные планы они пересматриваются по каждой дисциплине. Разработчиками программ являются ведущие преподаватели кафедры. Они доступны для студентов и имеются на кафедре, в деканате и в учебно-методическом управлении КГПУ. Процент дисциплин основных образовательных программ, обеспеченных учебно-методическими комплексами, составляет 100 %.

Рабочие программы пересматриваются ежегодно в зависимости от учебного плана и составляются в соответствии с учебной программой и требованиями ГОС. В списках рекомендуемой литературы выделены основная и дополнительная литература, изданная за последние пять лет.

Для студентов имеются самостоятельно разработанные и изданные преподавателями учебники, учебные пособия, планы практических занятий.

Программы и требования к выпускным квалификационным испытаниям соответствуют требованиям и включают оценку знаний, полученных по всем циклам дисциплин и ежегодно обновляются. Производственные практики в период обучения организовываются с целью более глубокого изучения отдельных специальных дисциплин и дисциплин специализации.

Для проведения итоговой аттестации имеются критерии оценки знаний и умений на зачетах, экзаменах, вопросы по дисциплинам кафедры, экзаменационные билеты.

Экзаменационные билеты, тесты составлены в соответствии с рабочими программами, ежегодно обновляются. Ежегодно на кафедре обновляется и утверждается Советом факультета тематика курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ. Она достаточно обширна и в полной мере учитывает отраслевую направленность.

Можно сделать следующие выводы:

· структура учебных и рабочих планов соответствует государственному образовательному стандарту;

· по перечню и объему каждого блока дисциплин, объему и содержанию учебных и производственных практик, нагрузке и формам контроля учебные планы также соответствуют государственному образовательному стандарту.

3.2. Информационно-методическое обеспечение учебного процесса

Методическое обеспечение процесса подготовки специалистов формируется на основе ГОС и учебных планов.

Методические пособия и разработки преподавателей кафедры проходят обсуждение на ее заседаниях с участием назначенных рецензентов и утверждаются постановлением. Проблемы методики преподавания исторических дисциплин обсуждались не только на заседаниях кафедры, но и на заседании «круглого стола» ежегодной научной конференции преподавателей и студентов ИФФ, проходящей в апреле каждого года.

Уровень обеспеченности студентов учебной и методической литературой по дисциплинам кафедры отражен в приведенных ниже таблицах.

Кафедра совместно с библиотекой университета и деканатом продолжают работу по преодолению дефицита учебной литературы по вновь вводимым программным курсам, а также по обновлению фондов учебной литературы по всем учебным дисциплинам.

Помимо фондов университетской библиотеки студенты пользуются фондами Национальной библиотеки Республики Карелия.

За 2003 – 2008 года преподаватели кафедры подготовили и опубликовали учебно-методических пособий и разработок общим объемом 37.15 п.л.

В университете имеется оснащенная всеми современными средствами библиотека, которая обеспечивает доступность и современность источников учебной информации по дисциплинам учебного плана специальности «032600 (050401)–История».

Вместе с тем, учитывая сложившееся состояние библиотечных фондов, преподаватели базовых исторических курсов широко используют ксерокопии исторических документов из хрестоматий и сборников документов для проведения практических занятий.

Студентам предлагается основная учебно-методическая литература, рекомендованная в качестве обязательной; достаточное число экземпляров учебно-методической литературы; собственные учебно-методические материалы: методические указания, планы семинарских занятий; методические разработки по самостоятельной работе студентов, курсовым работам, проведению практик, выполнению выпускных квалификационных работ.

Обеспеченность дисциплин кафедры обязательной учебной литературой:

Дисциплина

Общая потребность (экз)

Наличие в библиотеке КГПУ

Число экз.

% обеспечения

Дисциплины федеральной компоненты учебного плана

Археология

28

28

100

Историография

23

25

108

Источниковедение

28

2

7

Историческая география

28

2

7

История Древнего Востока

56

58

103

История Древней Греции и Рима

56

79

141

История первобытного общества

28

29

103

История России с древнейших времен до конца XVII в.

28

35

125

История России XVIII-XIX вв.

64

49

77

История России XX в.

56

66

117

История средних веков

32

35

109

Новая история стран Европы и Америки

28

35

125

Новая история стран Азии и Африки

28

17

60

Новейшая история стран Европы и Америки

46

84

182

Новейшая история стран Азии и Африки

69

52

75

Этнология

56

25

45

Теория и методика обучения истории

28

24

86

Дисциплины региональной компоненты учебного плана

Введение в историю

28

2

7

История Карелии

51

2

4

Выпуск кафедрой учебно-методической литературы по годам

Вид издания

ВСЕГО

2003

2004

2005

2006

2007

Учебники

Учебные пособия

10

2

3

3

1

1

Метод, разработки

5

1

2

1

1

3.3. Организация учебного процесса

Работа кафедры по обеспечению учебного процесса осуществляется в учебными планами по специальности «032600 (050401)–История», а также в соответствии с учебными планами по другим специальностям, предусматривающим преподавание обязательного учебного курса «Отечественная история» и других исторических дисциплин.

Основными формами учебного процесса являются лекции, семинары, экзамены и зачеты, предусмотренные учебными планами факультетов.

Широко используются такие виды учебной работы, как организация студенческих проблемных групп на всех факультетах вуза, в рамках которых осуществляется подготовка студенческих ов и докладов для выступления на студенческих научных конференциях КГПУ и других вузов города.

Отчеты преподавателей кафедры о ходе выполнения учебной нагрузки заслушиваются по итогам зимней и летней сессии. При распределении учебных поручений преподавателям кафедры учитывается индивидуальный педагогический опыт и научные интересы. Данные о распределении учебной нагрузки по факультетам предоставляются диспетчеру в конце учебного года. Некоторые преподаватели кафедры являются членами Советов факультетов, что позволяет непосредственно участвовать в организации учебного процесса на факультетах. Заведующий кафедрой осуществляет координацию учебной работы с общеуниверситетскими кафедрами и кафедрами филологического факультета.

В процессе преподавания исторических дисциплин упор делается на активизацию мыслительной деятельности, развитие умений и практических навыков, воспитание инициативы и самостоятельности, установление обратной связи между преподавателями и студентами.

Постоянно совершенствуется методика преподавания. Этому способствует построение учебного процесса на основе многообразия форм активизации познавательной деятельности студентов при подготовке и проведении учебных занятий:

  • систематический обзор новой научной литературы по различным направлениям и проблемам отечественной и зарубежной истории;
  • открытые диалоги с участием преподавателей кафедры по наиболее актуальным проблемам российской истории;
  • организация периодических встреч, «Круглых столов» с приглашением ведущих специалистов из других вузов Карелии и страны;

· использование разнообразных форм проведения теоретических и практических занятий;

  • привлечение студентов к научно-исследовательской работе кафедры.

Осуществляется руководство проведением 2-х видов практик:

  1. Учебными:
    • археологической;
    • архивной;
    • музейной.
  2. Педагогической:

· педагогическими (на 4 и 5 курсах).

На всех курсах перед прохождением практики проводится инструктаж и установочная конференция. По итогам практики студенты представляют отчеты на кафедру, и также проводится итоговая конференция. Все виды практики проводились в соответствии с утвержденными программами. Выбор студентами мест практики осуществляется по рекомендации кафедры в соответствии с требованиями, предъявляемыми программой практики.

Преподавателями кафедры осуществляется непрерывная проверка прохождения студентами соответствующей практики.

Опросы студентов показали, что проведение практики является важным этапом освоения основ специальности.

Количество студентов, проходивших практику под руководством преподавателей кафедры по годам:

Наименование практи ки

Число практикантов

2003-2004

2004-2005

2005-2006

2006-2007

2007-2008

Педагогические практики

47

50

48

55

48

Археологическая практика

37

28

33

32

19

Архивная практика

37

28

33

32

22

Музейная практика

33

24

32

30

Организация архивной, археологической и педагогической практик студентов- историков осуществляется под руководством преподавателей кафедры в соответствии с программами практик. Руководителями учебных практик в отчетный период являлись кандидат исторических наук, доцент К.Э. Герман, кандидат исторических наук, доцент A.M. Пашков, кандидат педагогических наук, ст. преподаватель М.Л. Гольденберг, кандидат исторических наук, доцент Е.В. Дианова, кандидат исторических наук, ст. преподаватель А.Н. Сабанцев, ст. преподаватель Т.Б. Егорова. Отчеты по итогам учебных практик заслушиваются на заседаниях кафедры после их проведения.

Учебный процесс основан на сочетании аудиторной и самостоятельной работы. Самостоятельная работа студентов, согласно ГОС, примерному учебному плану и разработанным на факультете в соответствии с указанными выше документами, учебным планам, занимает не менее 50% времени, выделенного на изучение дисциплин.

Самостоятельная работа осуществляется в соответствии с объемом и структурой, предусмотренными учебными планами и графиками текущего контроля в следующих формах: подготовка ов по изучаемым проблемам; научно-исследовательская работа по отдельным темам курсов; написание студентами аннотаций на проблемные статьи в периодической печати; мини-сочинения по исторической проблематике; конспектирование монографий; устные доклады. Качество выполнения заданий самостоятельной работы проверяется путем выборочного опроса в ходе аудиторных занятий и путем проверки качества выполнения письменных заданий.

Контроль знаний и умений студентов проводится в соответствии с рабочими программами по дисциплинам кафедры и планом проведения промежуточных аттестаций студентов. Преподаватели кафедры для осуществления текущего, промежуточного контроля знаний, умений студентов используются такие формы, как: экспресс-опрос; ; перекрестный опрос; коллоквиум; текущие зачеты по изучаемым темам; тестирование.

Преподавателями кафедры осуществлялся постоянный контроль за посещаемостью студентами учебных занятий. Регулярно на заседаниях кафедры обсуждается вопрос посещения и успеваемости студентов, кураторы практиковали индивидуальные консультации, приглашение студентов на заседания кафедры.

Контингент студентов, изучавших дисциплины кафедры в 2003–2008 годах

Форма

Контингент студентов

обучения

2003-2004

2004-2005

2005-2006

2006-2007

2007-2008

Дневное отделение

148

146

144

147

140

Заочное отделение

15

26

41

ВСЕГО

148

146

154

173

181

Структура аудиторной нагрузки по дисциплинам кафедры истории

(по годам)

Учебный

год

Форма Обучения

Объем нагрузки в часах

Всего

Лекции

Практ., семи- нарск., лаб.

Пед. практ ики

Курсовые, дипл. работы

2003–2004

Дневная

8184

3261

1319

825

845

Заочная

350

92

20

Всего

8534

3353

1339

825

845

2004–2005

Дневная

8044

2393

2181

657

1103

Заочная

299

66

28

Всего

8343

2459

2209

657

1103

2005–2006

Дневная

8113

2296

2397

842

1012

Заочная

603

273

34

Всего

8716

2569

2431

842

1012

2006–2007

Дневная

8676

2550

2303

966

1044

Заочная

1010

440

30

Всего

9686

2990

2333

966

1044

2007–2008

Дневная

8598

2364

2259

913

1185

Заочная

1211

638

38

Всего

9809

3002

2297

913

1185

Помимо обязательных дисциплин кафедра истории предлагает на все факультеты КГПУ тематику курсов по выбору и спецсеминаров для студентов исторического отделения.

Курсы по выбору, прочитанные преподавателями кафедры в 2003–2004 учебном году:

«История политических партий и движений в России и СССР».

«История второй мировой войны. 1939-1945 гг.» - к.и.н., доцент Чумаков Г.В.

«История политических партий и движений в России XX век».

«История Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг.». - к.и.н., доцент

Крылова Р.И.

«Общественная и частная жизнь древних греков» - ст .преподаватель

Егорова Т. Б.

«Устная история». - Разумова И.А.

«История общественно-политической жизни Карелии (1917-1965 гг.)» к.и.н., ст. преподаватель Адамович И.В.

«Образ соседа: образ Финляндии в России» – к.и.н. Дубровская Е.Ю.

«История культуры Карелии» – к.и.н., доцент Пашков А.М.

«Идеология нацизма» - ст. преподаватель Скорик А.В.

«Методика краеведческой работы в школе» - к.и.н., доцент Дианова Е.В.

«Семиотика в исторической науке» - ст .преподаватель Голубев А.В.

«Этнографический музей в школе» - Давыдова Т.В.

«Геополитика» - к.и.н., доцент Юсупов А.Ф.

«Политические лидеры древнего Рима эпохи Ранней империи» - ст. преподаватель Фролова Е.В.

Курсы по выбору, прочитанные преподавателями кафедры в 2004–2005 учебном году:

Из истории отечественного востоковедения – к.и.н., доцент Дорохова И.С.

Идеология нацизма – ст. преподаватель А.В. Скорик

История кооперативного движения в России и на Европейском Севере -

к.и.н., ст. преподаватель Дианова Е.В.

Общественная и частная жизнь древних греков – ст. преподаватель Егорова Т.Б.

Формирование этнической идентичности и этнических общин в Карелии в постсоветский период - ст. преподаватель Т.В. Лис

История политических партий – к.и.н., доцент Чумаков Г.В.

Курсы по выбору, прочитанные преподавателями кафедры в 2005–2006 учебном году:

Общественная и частная жизнь древних греков – ст. преподаватель Егорова Т.Б.

Обычное право в русской деревне (середина XIX –начало XX вв.) - преподаватель Т.В. Лис

Историческая хронология - к.и.н., ст. преподаватель Дианова Е.В.

Иинновационные методы в преподавании истории в школе - ст. препод. Гольденберг М.Л.

История политических партий в России к.и.н., доцент Чумаков Г.В.

Курсы по выбору, прочитанные преподавателями кафедры в 2006–2007 учебном году:

Общественная и частная жизнь древних греков – ст. преподаватель Егорова Т.Б.

Обычное право в русской деревне (середина XIX –начало XX вв.) - преподаватель Т.В. Лис

Историческая хронология - к.и.н., ст. преподаватель Дианова Е.В.

Общественно-политическая жизнь Карелии в 1917-1985 гг. – ст. преподаватель Адамович И.В.

История политических партий в России к.и.н., доцент Чумаков Г.В.

Судебные учреждения Олонецкой губернии – к.и.н., ст. преподаватель Сабанцев А.Н.

Курсы по выбору, прочитанные преподавателями кафедры в 2007–2008 учебном году:

Общественная и частная жизнь древних греков ст. преподаватель Егорова Т.Б.

Археология о. Кижи - к.и.н., ст. преподаватель Герман К.Э.

Вспомогательные исторические дисциплины. Региональные аспекты вспомогательных исторических дисциплин. – к.и.н., доцент Дианова Е.В.

Этнография города и городской фольклор ст. преподаватель Лис Т.В.

Общественное мнение Франции в эпоху Наполеона I . к.и.н., ст. преподаватель Лобачкова М.Г.

Судебные учреждения Олонецкой губернии – к.и.н., ст. преподаватель Сабанцев А.Н.

Культурная жизнь Карелии в период Хрущевской «оттепели» - к.и.н., ст. преподаватель Адамович И.В.

История политических партий в России в начале XX века к.и.н., доцент

Чумаков Г.В.

В рамках спецсеминаров осуществляется подготовка студентов к написанию курсовых сочинений. Приобретенные в спецсеминарах навыки и умения по исследовательской работе в значительной степени сказываются в дальнейшем на результатах защиты квалификационных (дипломных) работ.

Количество дипломных работ, защищенных на кафедре в 2003–2008 годах

Учебный

ВСЕГО

в том числе

год

защищено

дипломных работ

Научный руководитель

Количество дипломных работ

2002–2003

15

Е. И. Черненкова

2

Е. Ю. Дубровская

2

Л.Н. Юсупова

2

Г.В. Чумаков

3

Э. П. Лайдинен

1

А. М. Пашков

3

Т.В. Никулина

2

2003–2004

17

Г.В. Чумаков

3

Л.Н. Юсупова

4

А.М. Пашков

2

И.А. Разумова

3

Е. Ю. Дубровская

2

Е.В. Дианова

3

2004-2005

26

Г.В. Чумаков

4

Р.И. Крылова

4

А.В. Скорик

3

Л.Н. Юсупова

5

А.М. Пашков

3

Е.С. Сенявская

1

Е.В. Дианова

3

Т.Б. Егорова

3

2005-2006

19

Г.В. Чумаков

4

Л.Н. Юсупова

3

А.М. Пашков

3

Р.И. Крылова

3

А.В. Скорик

3

Т.Б. Егорова

2

Е.В. Дианова

1

2006-2007

25

Г.В. Чумаков

6

Р.И. Крылова

3

И.А. Дорохова

1

Е.В. Дианова

3

С.Н. Филимончик

3

А.М. Пашков

3

Т.Б. Егорова

1

Л.Н. Юсупова

5

2007-2008

27

Г.В. Чумаков

3

Р.И. Крылова

4

Л.Н. Юсупова

5

С.Н. Филимончик

3

А.М. Пашков

4

Т.Б. Егорова

1

Е.В. Дианова

2

И.В. Адамович

3

Т.В. Лис

2

ВСЕГО

129

Тематика выпускных квалификационных работ соответствует профилю подготовки выпускников.

В соответствие с Учебным планом по специальности «032600 (050401)-История» в качестве итоговой аттестации предусматривается:

· сдача междисциплинарного государственного экзамена по педагогике, психологии, теории и методике преподавания истории и обществознания;

  • выполнение выпускной квалификационной (дипломной) работы.

Преподаватели кафедры истории входят в состав государственной предметной комиссии по приему междисциплинарного экзамена.

Программа итогового государственного междисциплинарного испытания включает вопросы по трем учебным дисциплинам: педагогике, психологии, теории и методике преподавания истории.

Защита выпускниками дипломных работ происходит на заседаниях Государственной аттестационной комиссии по специальности «032600 (050401)-История». Государственную аттестационную комиссию (ГАК) возглавляли ведущие специалисты из других вузов страны, в том числе профессор кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского университета аэрокосмического приборостроения, доктор исторических наук Т.М. Смирнова; декан исторического факультета ПетрГУ, доцент, кандидат исторических наук Веригин С.Г. В работе ГАК принимали участие доценты Г.В. Чумаков, Л.Н. Юсупова, Р.И. Крылова, ст. преподаватели И.В. Адамович, Т.Б. Егорова.

Общая учебная нагрузка преподавателей кафедры в 2007 – 2008 учебном году составила 9809 часов. Средняя нагрузка на одного преподавателя – 883,6 часов в год, из которых подавляющая часть приходится на аудиторные занятия.

4. Качество содержания подготовки выпускников

Можно выделить следующие основные условия, способствующие высокому качеству образования:

  • введение новых программ;
  • использование современных учебно-методических комплексов;
  • внедрение личностно-ориентированных технологий;
  • кадровый потенциал;
  • материально-техническое обеспечение.

Согласно нормативным требованиям, оценка качества подготовки специалистов осуществляется по схеме, включающей следующие показатели:

  • уровень требований при конкурсном отборе абитуриентов на основе анализа вступительных экзаменационных испытаний и их результатов;
  • уровень требований в ходе промежуточных аттестаций студентов;
  •