Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 22

 

Поиск            

 

, 1 курс

 

             

, 1 курс

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. М.В. ЛОМОНОСОВА

_______________________________________________________________

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

Кафедра техники средств массовой информации и газетного дела

ЦИФРОВАЯ ФОТОГРАФИЯ

, 1 курс

Москва-2003

ВВЕДЕНИЕ

Цифра, как популяция китайцев или бычок в пруду,

вытесняет все с рынка,

и этот процесс неизбежен, хотим мы того или нет

ДМИТРИЙ КАТКОВ

Все видели и знают, как выглядит обычная фотография. А как выглядит цифровая фотография? Внешне – точно также, как и обычная. Но хранится она не на бумаге, а в памяти компьютера. И увидеть ее можно только на экране монитора. Цифровая фотография – это файл, записанный на диске компьютера. Изображение, которое хранит этот файл, кроме как на экране монитора, можно увидеть, распечатав его на принтере.

Более полутора веков фотография была связана с химическим процессом. Фотопленка – это эмульсия, содержащая галоид серебра и нанесенная тонким слоем на гибкую подложку. С развитием цифровой техники наступил электронный век фотографии: изображение теперь улавливается фотодатчиками и обрабатывается на компьютере. Но главное новшество - в интеграции цифровой фототехники с другими электронными устройствами. Снимки можно передавать по электронной почте и размещать в Интернете. Введя их в компьютерные издательские системы, можно иллюстрировать газеты, брошюры или создавать поздравительные открытки.

Цифровая фотография – сегодня самый динамично развивающийся рынок. Если еще 3-4 года назад мы весьма смутно представляли себе, что такое цифровой фотоаппарат, то сейчас уже трудно найти фотомагазин, который не предлагает цифровую фототехнику.. совершенно ясно, что «старая добрая» фотография встала на «цифровые рельсы» и стремительно завоевывает симпатии миллионов фотографов во всем мире – от любителей до профессионалов.

С выбором фототехники на российском рынке сегодня все в порядке. Не хватает информации о том, какими реальными возможностями обладает «цифра», на что нужно обратить внимание при выборе фотоаппарата, об особенностях фотосъемки и дальнейшей обработки цифровых изображений. Часто человек хочет приобрести цифровой фотоаппарат, но просто не знает, с чего начать, а кое-кто все еще считает, что съемка «цифрой» слишком сложна.

ПРЕИМУЩЕСТВА ЦИФРОВОЙ ФОТОГРАФИИ

Одним из основных преимуществ цифрового фото является его моментальная доступность. Это особенно существенно при выполнении срочных работ. Преимущество цифровых камер первыми оценили фотожурналисты. Теперь они имеют возможность в течение нескольких минут из любой точки планеты с помощью портативного компьютера и сотового телефона передать снимок на компьютер в редакции.

Значительным преимуществом цифровых камер можно считать также то, что многие модели имеют ряд дополнительных возможностей, например видеовыход для телевизора или видеомагнитофона, что дает возможность просмотра фотографий на экране телевизора и проведения презентаций. Многие из них могут записывать видео и звук. Некоторое модели камер способны снимать черно-белый текст с последующей его обработкой программой распознавания текста, т.е. выполняют функцию сканера. Совсем недавно появились камера с функциями компьютера, позволяющие посылать снятое изображение по e-mail, предавать файлы напрямую на удаленный компьютер и посылать их по факсу, создавать на основе полученного цифрового изображения HTML-документы и публиковать их в Интернете.

Еще одно преимущество цифровой фотографии – практически неограниченные возможности редактирования. Ретушь, фотомонтаж, всякого рода художественные эффекты осуществляются здесь гораздо проще, значительно быстрее и, самое главное, не требуют от исполнителя каких-либо особых навыков и квалификации. Однако самой впечатляющей является возможность коррекции и полного исправления таких недостатков экспозиции, перспективных и геометрических искажений, которые в традиционной фотографии просто невозможны. Можно удалить с цифрового изображения загрязнения, пыль, пятна и царапины, откорректировать цвета, яркость, контрастность, усилить резкость, изменить фон, вырезать фрагмент и объединить несколько фотографий в панорамы или коллажи и выполнить многие другие операции.

Но, пожалуй, самое главное преимущество цифровой фотографии – простота. В цифровых фотоаппаратах не используется пленка и, следовательно, не теряется время на ее обработку, не требуются реактивы на ее проявление и печать снимков. Не нужно экономить кадры, не нужно идти в пункт проявки, тратить деньги и время. Купив к цифровой камере дополнительную память, можно получить свыше сотни снимков высокого качества. Можно сделать множество дублей, с разных сторон и при разной экспозиции.

ОСОБЕННОСТИ ЦИФРОВЫХ КАМЕР

Цифровые камеры обладают рядом новых возможностей по сравнению с пленочными камерами. Некоторые из них кратко описаны ниже.

Жидкокристаллический экран цифровой камеры выполняет несколько функций. Прежде всего – это просмотр только что снятого кадра. Хотя изображение и не велико (шириной обычно от 1,5 до 1,8 дюйма), его вполне достаточно, чтобы оценить, насколько удачны композиция и экспозиция. Если снимок не понравился, его можно стереть и сфотографировать заново. В большинстве камер экран может работать и во время настройки камеры. Это – хорошая альтернатива оптическому видоискателю, особенно при съемке видеоклипов, поскольку границы снимаемого кадра на мониторе отображаются точнее, чем в видоискателе. Кроме того, на экране можно просмотреть изображения, хранящиеся на карте памяти, что очень удобно делать по окончании съемки. Например, сняв одно и то же несколько раз, можно затем стереть часть снимков. И наконец, на экране многих цифровых камер отображается меню, открывающее доступ к настройкам камеры. Так можно установить дату и время, настроить яркость монитора, отформатировать карту памяти, включить звуковой сигнал автофокуса и т.д.

В большинстве цифровых камер записывается не только само изображение, но и дата и время съемки, номер файла или кадра, размер и качество изображения и другая информация. Эти данные можно вывести на ЖК-монитор, когда карта памяти вставлена в камеру.

Освещение может меняться по цвету в зависимости от условий, что приводит к нарушению цветового баланса снимка. Функция автоматической установки баланса белого камер Canon задает наилучшие установки для получения наиболее естественных цветов. Некоторые камеры предоставляют выбор установок баланса белого (дневной свет, лампа накаливания, вспышка и т.д.) в зависимости от условий.

КАРТЫ ПАМЯТИ. ГОД 2004-Й

Современный рынок носителей информации – «пленки» для цифровых фотоаппаратов – достаточно богат и разнообразен, чтобы поставить неискушенного пользователя, желающего понять, чем же различаются многочисленные форматы карт памяти, в тупик. К тому же буквально на глазах растет емкость карт памяти – этот процесс идет параллельно с увеличением разрешения цифровых фотокамер.

В 2004 году многие ведущие фирмы-производители уже преодолели 8-мегапиксельный рубеж для «цифровика», а такие солидные объемы информации требуют и соответствующего «места» для записи и хранения.

Самый «старый» формат, прочно обосновавшийся на фоторынке уже более 10 лет назад, - CompactFlash . Эти карты довольно долго удерживали лидерство, выступая основным форматом карт памяти для большинства цифровых фотоаппаратов. Сейчас не меньшей популярностью пользуются карты Secure Digital ( SD).

На прошедшей в Лас-Вегасе крупнейшей международной ежегодной Фотоярмарке РМА 2004 компания Lexar представила последнюю разработку - карту памяти CompactFlash на 8 Гб, «мировую рекордсменку» по емкости на сегодняшний день. Она входит в серию высокоскоростных карт Professional Series Compact Flash и поддерживает скорость записи до 6 Мб/с . Карта создавалась с прицелом на профессиональных фотографов и стала идеальным решением для новых 8-мегапиксельных фотокамер, ведь размер даже одного изображения в формате JPEG, записанного такой мощной камерой, может легко достигать 8 Мб и более. На эту карту поместится не менее 100 кадров с максимальным разрешением, записанных в формате RAW.

На этой же фотоярмарке были представлены и менее емкие карты – линейки Lexar 80Х Professional Series CompactFlash – по 256 и 512 Мб, 1, 2 и 4 Мб. Меньшая емкость однако компенсируется более высокой скоростью записи – до 12 Мб/с.

Компания Pretec предлагает «быстрые» карты: анонсированные в Лас-Вегасе карты линейки Pretec Сheetah CompactFlash емкостью до 6 Мб поддерживают скорость до 12 Мб/с и скорость чтения до 13 Мб/с. CompactFlash самый недорогой формат. Но ему на пятки наступает формат Secure Digital. Максимальная емкость памяти этих карт – 1Гб.

ФОРМАТЫ ЗАПИСИ ФАЙЛОВ

BMP. Означает сокращенно «bitmap» - точечный рисунок. В формате файла ВМР (только для Windows) используется очень простой алгоритм сжатия без потерь RLE (групповое кодирование). Этот алгоритм хорошо работает с файлами, содержащими большие области одного цвета (например, создаваемыми программой Paint), но неэффективен для плавных полутоновых переходящих цифровых фотографий.

GIF . Сокращенно от «Graphics Interchange Format» - «формат графического обмена». Применяется чаще всего для изображений, размещаемых на web-сайтах. Обеспечивает сжатие без потерь и малый размер файла, однако 8-битовый формат сохраняет не более 256 цветов, в отличие от 16,7 млн. цветов в 24-битовом формате.

JPEG. Сокращение от Joint Photographic Experts Group (объединенная группа экспертов по фотографии) – группы, разработавшей этот формат. Большинство графических программ позволяет открывать и сохранять файлы JPEG. В формате JPEG сжатие данных осуществляется с потерями. Степень сжатия можно обычно задавать, при этом наивысшему качеству соответствует наибольший размер файла. Следует учесть, что потеря качества происходит при каждом сохранении файла в формате JPEG, поэтому при длительной работе с файлом следует записывать его во внутреннем формате графической программы до самого завершения работы.

RAW. Компания Canon разработала формат сжатия без потерь – RAW. При этом размер файла в камере EOS D60 составляет 7,4 Мбайта – намного меньше, чем несжатый файл объемом 18 Мбайт. Датчик камеры содержит более 6 млн. пикселов. Каждый пиксель покрыт красным, синим или зеленым светофильтром и записывает данные только для света, прошедшего через этот фильтр. Данные для двух других цветов вычисляются на основе цветовой информации со смежных пикселов. В случае форматов JPEG и TIFF этот расчет производится в камере, а информация сохраняется в файле. Однако только в файле Canon RAW сохраняется исходная информация с каждого пиксела. Вычисления для получения дополнительной информации осуществляется драйвером при передаче изображений из камеры в компьютер. Благодаря такому сокращению данных, а также другими методиками сжатия без потерь файлы RAW имеют сравнительно небольшой размер, хотя и содержат полные данные об изображении в момент перезаписи в компьютер.

TIFF. Сокращенно от Tagged Image Format File. При сохранении данные сжимаются, но либо без потерь, либо с небольшой потерей качества. При этом размер файла не уменьшается столь значительно, как в формате JPEG. Этот формат рекомендуется для файлов изображений, отправляемых в издательства журналов и книг.

ПРОДАЖИ ЦФК В 2003 г.

PMA Data Watch опубликовала доклад со статистикой продаж цифровых фотокамер в 2003 году. Количество проданных камер выросло на 64% и составило 50 млн. Возглавляет список Европа, которая каждый год удваивает продажи. Более того, Европа в 2003 году обогнала Северную и Южную Америки, став крупнейшим рынком сбыта ЦФК, на котором было продано в общей сложности 36% устройств. Несмотря на это, рост американского рынка был также достаточно большим, составив в 2003 году48%, в Японии же он вырос на 34%.

Повышенным спросом пользуются ЦФК с большим разрешением: 4- и даже 5-мегапиксельные модели все активнее продаются во всех регионов мира. Эта тенденция особенно четко прослеживается в США, где 28% камер, проданные в первые девять месяцев 2003, обладали 4-мегапиксельными (и выше) матрицами, и в Юго-Восточной Азии – 27%.

Согласно исследованиям GFK Marketing Services, продажи аналоговых камер в 2003 году упали на прогнозированные 10%, их общее количество составило 57 млн. устройств. Обе Америки и Европа по-прежнему остаются крупными рынками сбыта аналоговых камер, составляя вместе 58% объема продаж. Однако рынки развивающихся стран становятся более значимыми для этой категории продукции, поскольку именно там в 2003 году наблюдался небольшой прирост объемов продаж и увеличение доли рынка – с 34% в 2002 до 39% в 2003.

ЦИФРОВЫЕ КАМЕРЫ

Млн. устройств 2000 2001 2002 2003(ноябрь)

В мире

11,0

18,5

30,5

50,0

Америки

4,3

6,5

11,5

17,0

Европа

2,3

4,6

9,0

18,0

Япония

3,6

5,9

6,7

9,0

Остальные страны

0,8

1,5

3,3

6,0

АНАЛОГОВЫЕ КАМЕРЫ

Млн. устройств 2000 2001 2002 2003(ноябрь)

В мире

71,0

66,0

63,0

57,0

Америки

20,6

19,0

19,0

16,0

Европа

20,6

20,0

19,0

17,0

Япония

5,7

4,0

3,5

2,0

Остальные страны

24,1

23,0

21,5

22,0

Сейчас самой оптимальной камерой для фотожурналистики считается Nikon D2H, профессиональная цифровая камера, которая была анонсирована в июле 2003 года. Этот фотоаппарат ориентирован на фотожурналистов, а поэтому обладает превосходной скоростью фокусировки и серийной съемки. Все кнопки камеры достаточно крупные и имеют продуманное расположение. Рукоятка для съемки вертикальных кадров встроена в корпус камеры. Фотоаппарат позволяет записывать аудиокомментарии к снимкам в формате WAV продолжительностью до 60 секунд. Или текстовый комментарий до 30 символов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие цифровой технологии приводит к минимизации размеров самого фотоаппарата. Телефоны со встроенной фотокамерой – это первый «звоночек». Весовое преимущество миниатюрных камер важно не только для тех фотолюбителей, которые берут камеру с собой в походы, но, самое главное, для профессиональных жанровых фотографов, одна из основных задач которых – остаться незаметными при проведении съемки. Этой задаче также соответствует свойство цифровой техники работать полностью бесшумно.

Закончить этот хотелось бы словами Александра Лапина, выдающегося жанрового фотографа нашего времени, из его книги «Фотография как»: «Развитие фототехники неизбежно приведет к тому, что фотокамера станет неслышной и невидимой. На пиджаках и кофточках появится еще одна пуговица-фотоаппарат, которая снимет все что угодно, достаточно моргнуть глазом или пожать плечами»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тим Дэйли «Цифровая фотография для начинающих», М. «Арт-родник», 2003

2. Ли Фрост «Фотография», М. «Арт-родник», 2003

3. Ли Фрост «Современная фотография», М. «Арт-родник», 2003

4. «Что такое цифровая фотография», второе издание, Canon

5. Мобильные новости. Digital Photo book 2004, спецвыпуск №4

6. Н.Н. Литвинов «Я люблю цифровую фотографию», М., «Только для взрослых», 2003

7. Джон Хеджкоу, пер. с англ А.И. Жигалова, Энциклопедия «Фотография», М. «РОСМЭН», 2003