Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 22

 

Поиск            

 

Указания методические по написанию дипломных работ для студентов специальности 050106 «Учет и аудит» всех форм обучения. Автор: к э. н., доц

 

             

Указания методические по написанию дипломных работ для студентов специальности 050106 «Учет и аудит» всех форм обучения. Автор: к э. н., доц

Министерство образования Украины

Донецкий государственный университет

Кафедра учета и аудита

Методические указания

по написанию дипломных работ

для студентов специальности 7.050106 « Учет и аудит »

всех форм обучения.

Автор: к.э.н., доц.

Петренко М.В.

Донецк - 2007

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

4

1.

Выбор темы дипломной работы

6

2.

Составление плана дипломной работы

9

3.

Работа со специальной экономической литературой, нормативными и законодательными актами

10

4.

Изучение действующей практики, сбор и обработка материала

12

5.

Написание дипломной работы

14

6.

Подготовка доклада, иллюстрированного материала и защита дипломной работы

18

7.

Использование компьютерной техники в дипломном проектировании (автор ст. преподаватель Чумакова Е. Б.)

20

8.

Правило оформления дипломной работы

23

9.

Примерные направления исследований для выбора темы дипломной работы

26

10

Приложения А – Е

29


Введение.

В условиях рыночных отношений значительно возрастает роль бухгалтерского учета, аудита и экономического анализа как элементов управления и контроля за деятельностью предприятия. Возникает объективная необходимость широкого использования ПЭВМ, совершенствование бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами и внедрение национальных стандартов. В решении этих вопросов важное место занимает подготовка в вузах высококвалифицированных специалистов.

Выпускники высших учебных заведений должны иметь экономическое мышление, творческую активность и инициативность, владеть диалектическим типом мышления с пониманием экономических закономерностей развития мировой системы и национальных особенностей Украины.

Важным завершающим этапом подготовки экономистов в области учета является написание дипломной работы.

Методические указания по написанию дипломных работ предназначены для установления необходимого и разумного единообразия в методике руководства дипломными работами и предъявления требований к студентам – дипломникам исключая, однако, шаблонность работ. Вместе с тем, разумная регламентация требований не должна препятствовать раскрытию индивидуальных творческих способностей студента.

Своевременное ознакомление студентов с тематикой дипломных работ, характером предъявляемых требований, порядком работы над ее выполнением внесет планомерность в работу дипломников, будет способствовать своевременному и качественному написанию дипломной работы.

Целью дипломной работы является систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний выпускника, целенаправленное использование материалов производственной практики, дальнейшее совершенствование навыков самостоятельного решения поставленных задач и их логическое обоснование.

Задачи дипломной работы:

- обоснование актуальности и значимости выбранной темы исследования;

- овладение методикой научных исследований: работы с литературой, критический анализ различных точек зрения и выработка собственной позиции решения проблемы;

- проведение исследований и раскрытие сущности экономических категорий, анализ нормативных законодательных актов;

- использование практического материала для выработки и реализации рекомендаций и предложений;

- выявление степени владения выпускником экономико-математическими методами и средствами вычислительной техники в научных исследованиях и практической работе;

- умение профессионально грамотно и логично излагать и научно обосновывать свои идеи, обобщать результаты исследований;

- выяснение степени подготовленности студента к самостоятельной научной и практической работе.

Процесс написания и защиты дипломной работы состоит из нескольких последовательно взаимосвязанных этапов:

1. Выбор темы дипломной работы.

2. Составление плана дипломной работы с последующей корректировкой.

3. Работа со специальной экономической литературой, нормативными и законодательными актами.

4. Изучение действующей практики, сбор и обработка материала.

5. Написание дипломной работы.

6. Использование компьютерной техники в дипломном проектировании.

7. Подготовка доклада, иллюстрированного материала и защита дипломной работы.

Выбор темы дипломной работы.

Тематика дипломных работ разрабатывается выпускающей кафедрой с учетом актуальности проблем, заявок предприятий- баз практики и предприятий, оплачивающих обучение студентов.

Объектом исследований могут быть предприятия любой отрасли народного хозяйства с различными формами собственности.

Основные требования, предъявляемые к темам дипломных работ: актуальность, комплексность, проблемность, практическая значимость, новизна, связь с перспективами развития науки, соответствие квалификационной характеристике.

Выбор темы для дипломной работы имеет весьма важное значение в формировании знаний будущего специалиста по бухгалтерскому учету и аудиту.

При выборе темы необходимо учитывать:

- форму обучения;

- качественный уровень теоретической подготовки студента;

- тематику ранее написанных курсовых работ по теории бухгалтерского учета, политической экономии, бухгалтерскому учету, экономическому анализу, ревизии, ов по студенческим научным семинарам;

- информационное обеспечение и возможность сбора практического материала, степень его конфиденциальности;

- характер выполняемой практической работы студентами;

- госбюджетную тематику научных исследований кафедры и научные интересы руководителя;

- интересы баз практики и предприятий, оплачивающих обучение студентов. Студентам предоставляется право самостоятельного выбора темы дипломной работы при проведении студенческих научных семинаров (III-IV курсы). Задача преподавателей на этом этапе – прокомментировать темы, помочь студентам в выборе с учетом его особенностей, склонности, выполняемых функций на рабочем месте, базы исследования и других факторов. Тема дипломной работы должна быть посильной для конкретного выпускника.

Не допускается выполнение одинаковых тем с использованием практического материала одного предприятия. Повторяемость тем в одной группе не должна быть более 3 раз.

Студент имеет право предложить свою тему дипломной работы, обосновав целесообразность ее выполнения. Однако она должна отвечать ранее перечисленным требованиям.

Название темы дипломной работы зависит от ее целевой направленности (теоретическая, научная, методологическая, проблемная, практическая, совершенствование, компьютеризация и др.) и может быть, например:

· Документальное оформление и учет (контроль, аудит, анализ)…

· Проблемные (научные) аспекты учета (контроля, аудита, анализа)…

· Теоретические и практические аспекты учета (контроля, аудита, анализа)…

· Действующая практика учета (контроля, аудита, анализа)…

· Организация учета (контроля, аудита, анализа)… в условиях реформирования бухгалтерского учета.

· Учет и контроль (аудит, анализ)… в условиях перехода на национальные стандарты.

· Пути совершенствования учета (организации учета), контроля, аудита, анализа…

· Активы (основные средства, запасы и др.) как объекты финансового и управленческого учета (контроля, аудита, анализа)… или одного из них.

· Финансовый и управленческий учет затрат на производство …, финансовых результатов и т.д.

· Учетные и аналитические аспекты расчетов по оплате труда и др.

· Формирование учетной и аналитической информации с целью управления денежными потоками, затратами, прибылью и т.д.

· Методологические аспекты организации учета (аудита, анализа, контроля) основных средств, запасов и т. д.

· Единство и противоречия управленческого и финансового учета прибыли, затрат и т. д.

· Совершенствование организации и методологии формирования текущей и отчетной информации о затратах, прибыли и т. д. с целью управления (принятия управленческих решений)

· Единство и противоречия налогового и бухгалтерского учета расходов и доходов (расчетов с бюджетом, прибыли)…

· Компьютерные технологии решения задач учета (контроля, аудита, анализа)…

· Компьютеризация учета запасов …

· Информационная система учета запасов …

Тема выбранной дипломной работы может носить лишь учетный характер или включать в себя наряду с учетом контроль, аудит или анализ в выбранном дипломником варианте с учетом его индивидуальных особенностей, возможности получения информации у конкретного предприятия и др. факторов.

Например, по материальным ресурсам предприятия можно выбрать темы (в любом из вариантов ранее перечисленных названий тем):

- «Документальное оформление и учет наличия и движения ТМЦ»;

- «Документальное оформление, учет и контроль наличия и движения ТМЦ»;

- «Документальное оформление, учет и аудит наличия и движения ТМЦ»;

- «Документальное оформление, учет и анализ наличия и движения ТМЦ»

и т.д.

может иметь различную степень детализации и глубины научных исследований. При выборе темы следует использовать диалектические методы частного и общего, синтеза и анализа и др.

Тема дипломной работы может охватывать определенный раздел учета, контроля, аудита и анализа или лишь отдельные их составляющие.

Например, по теме « Проблемные (научные) аспекты учета, контроля, аудита, анализа расчетов с бюджетом можно выбрать общую тему по расчетам с бюджетом или в любом из вариантов:

- «Проблемные аспекты учета (контроля, аудита, анализа) расчетов с бюджетом по налогам и прочим платежам …»

- «Проблемные аспекты учета (контроля, аудита, анализа) расчетов с бюджетом по налогу на прибыль …»

- «Проблемные аспекты учета (контроля, аудита, анализа) расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость …»

Можно, например, объединить в одну тему налог на прибыль и НДС и т.д.

Таким образом, дипломнику и руководителю предоставлена широкая возможность выбора направления научных исследований и темы дипломной работы с учетом научных интересов руководителя, производственных интересов предприятия, где работает студент или получает информацию для дипломной работы, чтобы избежать повторяемости, однообразности и шаблонности.

Название тем дипломных работ может уточнятся и изменятся кафедрой по предложениям научных руководителей и студентов в зависимости от целей исследования, особенности предприятия и т.д.

Студент пишет на имя заведующей кафедрой заявление с просьбой утвердить за ним избранную тему.

Кафедра рассматривает, утверждает темы дипломных работ и назначает руководителей (при необходимости и консультантов). При назначении научного руководителя прослеживается преемственность руководства курсовыми работами и практикой. Кроме преподавателей выпускающей кафедры научными руководителями могут быть назначены ведущие специалисты предприятий, научные сотрудники, преподаватели других кафедр высших учебных заведений с соответствующим базовым образованием и опытом работы в области учета, аудита, ревизии, экономического анализа.

Кафедрой устанавливаются конкретные сроки представления отдельных частей и дипломной работы в целом. Контроль за реализацией графика работы дипломника возлагается на научного руководителя.

Ход написания дипломных работ систематически заслушивается на заседании кафедры.


Составление плана дипломной работы.

Правильно составленный план - основа для достижения цели, поставленной в дипломной работе.

Вначале составляется предварительный вариант плана, который в последующем при работе с литературой, нормативными актами, сбором и обработкой практического материала корректируется.

Примерный план дипломной работы

на тему: „Учет и аудит денежных средств, анализ платежеспособности предприятия ”.

Введение

1 . Теоретические аспекты денежных средств и анализа платежеспособности предприятия.

1.1. Роль денежных средств в процессе функционирования предприятия.

1.2. Критический анализ действующих методик определения платежеспособности предприятия.

1.3. Экономическая характеристика объекта исследования.

2 . Организация учета денежных средств и пути ее совершенствования в рыночных условиях.

2.1. Документальное оформление, учет и аудит кассовых операций.

2.2. Учет наличия и движения денежных средств на расчетном счете.

2.3. Учет хозяйственных операций на прочих счетах в банках и прочих денежных средств.

2.4. Учет и контроль валютных операций.

2.5. Организация контроля и анализ движения денежных потоков в рыночных условиях.

3 . Анализ платежеспособности предприятия.

3.1. Задачи и источники анализа. Характеристика основных показателей платежеспособности.

3.2. Сравнительная характеристика действующих отечественных и зарубежных методик платежеспособности предприятия.

3.3. Анализ платежеспособности (конкретного предприятия).

3.4. Обзор методик прогнозирования банкротства предприятий в историческом аспекте.

3.5. Обработка информации на ПЭВМ.

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

Работа со специальной экономической литературой, нормативными и законодательными актами.

При подборе литературы необходимо обращаться к предметным каталогам и библиографическим справочникам методического кабинета учетно-финансового факультета, библиотеки университета, города, отраслевой научно-технической, а также базового предприятия. При этом необходимо просматривать не только разделы, строго совпадающие с избранной темой, но и близкие к ней.

Изучение специальной литературы начинается при прослушивании дисциплины „Основы научных исследований ”, продолжается при написании курсовых работ по теории бухгалтерского учета, бухгалтерскому учету, ревизии, калькуляции и экономическому анализу. Большую работу по подбору литературы (80%) делают студенты на специальных научных семинарах, научных кружках после выбора направления научных исследований. Так что к началу дипломирования студентам следует изучить лишь ту литературу, что появилась после написания ов и сдачи зачета по специальному научному семинару.

В работе с литературой рекомендуется придерживаться определенной последовательности.

Начинать необходимо с литературы, раскрывающей диалектическую, политико-экономическую сущность вопроса, чтобы получить общее теоретическое представление проблемы. После этого следует изучить нормативные документы (законы, инструкции, положения и т.д.) общего назначения: Закон Украины „ О бухгалтерском учете и отчетности в Украине”, „Положение об организации бухгалтерского учета и отчетности в Украине”, „Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете” и другие, определяющие правовые принципы регулирования, организации, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в Украине. Затем подбираются и изучаются: нормативные документы по избранной теме научных исследований, специальные монографии, журнальные статьи, учебники, учебные пособия и прочие источники.

Студент самостоятельно подбирает литературные источники и систематизирует их в списке литературы, который согласовывается с руководителем. В процессе написания дипломной работы список уточняется и дополняется.

Для достижения высокого качества результатов работы с литературой необходимо:

- внимательно читать и прорабатывать те части книг и статей, которые имеют непосредственное отношение к теме дипломной работы;

- выписывать наиболее важную информацию, которая может быть использована при написании дипломной работы (особенно встречающиеся предложения отдельных авторов по совершенствованию бухгалтерского учета, аудита, ревизии, экономического анализа).

Очень важно, чтобы дипломник в конспектах приводил точки зрения авторов по нерешенным проблемам, анализировал их, проявлял свои индивидуальные творческие способности. Он должен аргументировано поддержать точку зрения автора или научно доказать неубедительность его предложений, высказать свое мнение по существующей проблеме, внести предложения, направленные на ее решение.

Содержание прочитанного излагается своими словами. Отдельные положения записываются дословно, как цитаты, после которых указывается в скобках номер и страница литературного источника.

Записи из литературных источников следует делать на отдельных карточках (листах), которые целесообразно открывать на каждый вопрос плана дипломной работы.

По наиболее важным монографиям, статьям, содержание которых полностью относится к теме дипломной работы, целесообразно писать ы, в которых в сжатой форме и логической последовательности, и в то же время полно и объективно раскрыт тот или иной вопрос, его новизна, теоретическая и практическая ценность.

Изучение литературных источников должно предшествовать сбору практического материала, поскольку это даст возможность дать критическую оценку действующей практике.

При использовании литературных и других источников необходимо привести ссылки на источники, которые следует помещать в квадратных скобках, отмечая порядковым номером согласно списку использованных источников. Например, «… в исследованиях [ 5-7 ]», «… в исследованиях [ 4, с.81 ]»

Допускается приводить ссылки на источники в сносках. Например, если имеется цитата в тексте: «Проанализировав отчетность сотен компаний, ученый вывел формулу для прогнозирования банкротства корпорации:

Z=1.2x1 +1.4x2 +3.3x3 +0.6x4 +x5 »1

Источники можно размещать одним из таких способов:

1) в порядке появления ссылок в тексте;

2) в алфавитном порядке фамилий первых авторов или заголовков;

3) в хронологическом порядке.

Общепринятым на кафедре является алфавитный порядок размещения источников.

Сведения об источниках, включенных в список необходимо приводить согласно требованиям государственного стандарта2 . Пример оформления источников и библиографии приведены в приложении А.


1 Споун Т. Управленческий учет /пер. с англ. под ред. Н.Д. Эрнашвили.-М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. -179с.

2 Документація. Звіт у сфері науки і техніки. Структура і правила оформлення. ДСТУ 3008-95.-К.: Держстандарт України, 1995.-с.14.

Изучение действующей практики, сбор и обработка материала.

Для успешного изучения состояния учета, аудита, ревизии и экономического анализа на конкретном объекте исследования и подбора необходимой учетной документации и экономической информации, иллюстрирующей содержание дипломной работы, студенту необходимы глубокие и прочные теоретические знания положений бухгалтерского учета по избранной теме исследования. Студент должен четко знать порядок организации учета, начиная от первичного документа до отражения его информации в балансе и других формах отчетности при действующих формах учета. Еще в процессе работы над литературными источниками студент намечает конкретный практический материал, который ему необходимо использовать для написания дипломной работы.

Желательно, чтобы практический материал был подобран за текущий (предыдущий) отчетный период и взаимоувязан от первичного учета, регистров бухгалтерского учета и отчетности. Однако необходимо учитывать особенности объекта исследования, конфиденциальность его информации и другие факторы. Поэтому объем приложений согласовывается с руководителем дипломной работы и зависит от конфиденциальности информации преддипломной базы практики, возможности, целесообразности и необходимости.

Сбор и обработка практического материала состоит из ряда последовательных операций:

1. Изучение первичной документации, ее проверки, таксировки и группировки.

2. Изучение корреспонденции счетов и отражение хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета.

3. Ознакомление с отчетностью и изучение методики ее составления и согласованности показателей.

4. Контроль, аудит и ревизия состояния учета и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия и законности хозяйственных операций.

5. Сбор и обработка информации для проведения экономического анализа.

При рассмотрении первичной документации студент устанавливает перечень документов, применяемых на предприятии по теме дипломной работы, устанавливает полноту и правильность их заполнения, изучает порядок их движения до передачи их в бухгалтерию. Затем студент обстоятельно изучает методику проверки, оценки и группировки по необходимым признакам информации, содержащейся в первичных документах. Система накопительных, группировочных ведомостей, отчетов, выходных машинограмм зависит от многих факторов: специфики технологии и организации производства, отраслевых особенностей, степени компьютеризации, типа и вида программных средств и т.д.

При изучении корреспонденции счетов студент осмысливает экономическое содержание хозяйственных операций, знакомится с техникой отражения их в регистрах бухгалтерского учета до Главной книги.

Важным моментом при изучении действующей практики и сбора материала является то, что студент должен установить соответствие действующей практики учета установленным нормам, выявить отклонения, дать им критическую оценку, отметив как положительные так и отрицательные стороны, сделать необходимые выводы и внести свои предложения и рекомендации по усовершенствованию первичного учета, оценки средств предприятия, корреспонденции счетов и регистров бухгалтерского учета и отчетности.

Результатом изучения действующей системы контроля (аудита, ревизии) должны стать выводы студента об эффективности ее проведения и обеспечения сохранности хозяйственных средств предприятия и их эффективного использования.

При проведении экономического анализа необходимо установить тенденцию изменения основных показателей по теме, влияние отдельных факторов на их величину и обобщить резервы.

Изучение состояния бухгалтерского учета на конкретном предприятии наряду с изучением литературных источников – большая, серьезная и ответственная работа в процессе написания дипломной работы. Успешно справившись с ней, студент сможет сделать правильные выводы и внести ценные предложения, направленные на улучшение и совершенствование организации бухгалтерского учета, контроля, аудита, повышение уровня экономического анализа, финансовой работы и других экономических мероприятий, которые могут быть, приняты предприятием для внедрения. Это позволит дипломнику рассчитывать на хороший отзыв руководителя и рецензента, и успешную защиту своей дипломной работы.

Написание дипломной работы.

Перед началом работы по написанию дипломной работы необходимо составить график написания дипломной работы и согласовать его с научным руководителем.

Изложение материала дипломной работы должно быть последовательным и логичным. Все разделы работы должны быть по смыслу связаны между собой. Поэтому особое внимание следует обращать на логические «переходы» от одного раздела к другому, одного подраздела к другому, а внутри подразделов от одной мысли к другой, избегая повторяемости. Полное название положений, инструкций, законов и др. нормативных документов приводится один раз: в скобках ему присваивается номер (Закон 1) и затем в тексте употребляется под этим номером.

Последовательность написания определяется студентом и в установленные сроки представляется на проверку руководителю.

Введение . Во введении обосновывается актуальность темы, раскрывается суть и состояние проблемы, ее значимость на основе критического анализа и сравнения с известными решениями проблемы. Формируется цель работы и задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели, указываются источники написания дипломной работы как теоретические (инструкции, труды ученых…) так и практические (какого предприятия).

Введение составляет 3-5 страниц.

Краткую экономическую характеристику предприятия можно дать во введении или отдельным подразделом первого раздела дипломной работы.

Основная часть. Основная часть как минимум состоит из трех разделов и раскрывает содержание дипломной работы.

Первый раздел , как правило, носит теоретический характер с позиций современных условий и методов хозяйствования. В нем раскрывается экономическая природа исследуемого явления, дается критический анализ различным точкам зрения по данному вопросу и аргументировано высказывается своя позиция.

Обзор современного состояния теории и методологии проблемы должны опираться, прежде всего, на диалектический метод познания, на экономические законы развития общества.

Для установления закономерности развития вопроса студент может изложить его в историческом аспекте и проследить перспективу его решения. В зависимости от темы можно осветить особенности технологии и организации производства и влияние их на построение учета.

Во втором разделе освещаются вопросы организации учета в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами (инструкции, положения и др.). Дипломник может дать им оценку (положительную или отрицательную) как других авторов, так и свою собственную. Причем, анализ законодательной и нормативной базы можно проводить в историческом аспекте, так сказать «в динамике», подчеркивая частоту издаваемых нормативов и внесений в них изменений и дополнений.

Во втором разделе, как правило, раскрывается также состояние действующей практики учета в целом по Украине, отрасли и на конкретном предприятии. Дипломник дает критический анализ ее, проводит сравнение с действующими нормативными документами, с передовым опытом других предприятий отрасли, системами учета в других странах ближнего и дальнего зарубежья, устанавливает соответствие их международным и национальным стандартам, формирует выводы и предложения направленные на совершенствование методологии учета по исследуемой проблеме.

Результаты исследований действующей практики, результаты сравнения с другими предприятиями с разными системами учета и нормативными документами желательно оформлять в виде схем (документооборота, синтетического учета…), сравнительных таблиц и др.

При написании раздела дипломник, по возможности, исходя из целесообразности, а также в зависимости от темы, специфики предприятия, конфиденциальности практического материала приводит конкретные расчеты, примеры, заполняет первичные и сводные документы, регистры бухгалтерского учета (журналы- ордера, машинограммы, выписки из Главной книги…), отчетность.

Третий раздел может быть посвящен как продолжению второго раздела по учету и раскрывать вопросы совершенствования учета, так и быть посвящен аудиту или анализу по избранной проблеме.

Если третий раздел посвящен аудиту, дипломник должен осветить методические и нормативные основы аудиторского контроля согласно выбранной теме, методические приемы и контрольно – аудиторские процедуры, процесс и его стадии. Студент может использовать результаты ранее проведенных проверок и аудиторских заключений, самостоятельно провести аудит (контроль, ревизию) отдельных учетных процедур и сделать свое заключение о состоянии учета, сохранности ТМЦ, денежных средств и т.д.

Если третий раздел посвящен анализу, дипломник должен раскрыть информационную базу анализа, дать критическую оценку действующим методикам анализа, системе показателей, характеризующих тот или иной участок хозяйственной деятельности, дать научное обоснование применению отдельной методики и системе показателей.

Анализ основных показателей следует рассматривать в динамике и структуре за ряд лет (месяцев, кварталов), сравнивать плановые показатели с отчетными, определять влияние отдельных факторов на тот или иной показатель.

При проведении анализа следует использовать экономико-математические методы и модели. Расчетный материал следует оформлять в таблицах, схемах, рисунках, диаграммах и т.д.

Заканчивать этот раздел следует обобщением резервов улучшения финансового положения, снижения затрат, повышения эффективности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов и т. д.

Целесообразно, чтобы конечный результат расчетов был направлен на определение экономической выгоды (прибыли).

Обработка материалов на ПЭВМ является обязательной и может быть составной частью отдельного раздела или подраздела или изложена автономно перед заключением. Кафедрой могут назначаться консультанты по ПЭВМ.

Заключение должно представлять собой обобщение и взаимную увязку выводов и предложений, которые содержатся в дипломной работе. Оно должно быть кратким и раскрывать содержание, сущность и значимость работы, подчеркивая что поставленные цели и задачи достигнуты и указывая, где и каким образом могут быть использованы результаты исследований и рекомендаций с практической пользой. Желательно приложить справку с предприятия о практической ценности результатов исследования или возможности использования их в практической деятельности.

Законченные разделы (подразделы) дипломной работы сдаются научному руководителю на проверку в соответствии с утвержденным индивидуальным графиком.

После проверки студент должен доработать дипломную работу с учетом замечаний научного руководителя.

После доработки надлежаще оформленная и переплетенная работа сдается научному руководителю для получения отзыва.

В отзыве отмечается актуальность темы, дается характеристика всех разделов дипломной работы, указывается степень научной и практической ценности заключений, выводов, предложений и возможностей их использования и внедрения на данном предприятии и других предприятиях.

В отзыве руководителя обязательно дается характеристика отношения студента к разработке темы дипломной работы, степени овладения им методики исследования, его профессиональной подготовленности.

В конце отзыва делается заключение о соответствии дипломной работы предъявляемым требованиям по специальности, возможности ее допуска к защите. Научный руководитель может в отзыве дать свою оценку дипломной работе по четырех бальной системе.

После этого надлежаще оформленная подписывается руководителем и вместе с отзывом передается заведующему кафедрой, который на основании представленных материалов допускает к защите, делая об этом соответствующую запись на дипломной работе.

Затем сдается на кафедру для получения внешней рецензии.

Рецензентами дипломных работ являются преподаватели других вузов, опытные специалисты-практики предприятий, организаций и учреждений, научные сотрудники.

В рецензии рецензент отмечает актуальность темы, делает краткий и вместе с тем глубокий разбор содержания дипломной работы, подчеркивает ее положительные стороны и дает конкретные критические замечания. Анализируя содержание дипломной работы, рецензент устанавливает, в какой степени дипломнику удалось выявить нерешенные проблемы в организации учета, аудита, контроля, анализа и т.д., стоящие, в общем, и перед конкретным предприятием в частности, отмечает личный вклад автора в их решение. Рецензент устанавливает, полностью ли дипломник раскрыл содержание темы и убедительно ли обосновал свои предложения, что следовало бы сделать дополнительно для более глубокого изучения теоретических положений и методологии учета (аудита, анализа) и более аргументированного обоснования своих выводов.

На основании этого делается заключение о теоретическом и практическом значении выводов и предложений, дается оценка дипломной работы в целом, ее соответствие предъявляемым требованиям, высказывается мнение о возможности присвоения автору соответствующей квалификации и указывается конкретная оценка по четырех бальной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

Далее рецензент указывает занимаемую должность, место работы, Ф.И.О., дату и подписывает рецензию.

После указанных процедур выдается студенту на руки для подготовки к защите.

Подготовка доклада, иллюстрированного материала и защита дипломной работы.

К защите студент готовится заранее. Процедура защиты следующая. Председатель ГЭК объявляет фамилию, имя, отчество дипломника, название темы, научного руководителя, рецензента. Затем зачитывается характеристика студента. После этого дипломник делает доклад, отвечает на вопросы. После чего зачитывается отзыв научного руководителя и рецензия.

Успешная защита дипломной работы во многом зависит от качества доклада, наличия иллюстрированного материала.

Доклад должен содержать краткое, но четкое изложение положений дипломной работы. По продолжительности он должен составлять от 10 до 15 минут.

Выступление должно начинаться с актуальности темы и ее значения. Далее раскрывается содержание работы, концентрируя внимание на проблемных моментах, способах их решения, излагается собственная точка зрения, раскрываются основные направления совершенствования учета (аудита, контроля), дается критическая оценка различным методологиям учета, аудита, анализа, обобщаются резервы повышения эффективности производства.

Для более полного раскрытия часть материала можно представить в виде наглядных пособий, которые должны быть выполненны на стандартных листах чертежной бумаги черной тушью или набраны на компьютере в 5-ти экземплярах с обязательным титульным листом (приложение Б).

Вопросы дипломной работы, которые носят констатирующий характер в докладе можно просто сослаться, что «…в работе детально освещены методы учета затрат…, формы расчетов и т.д.».

Желательно, чтобы дипломант излагал содержание своей работы свободно, не читал письменного текста. Рекомендуется до даты защиты согласовать с научным руководителем содержание доклада, провести предварительную защиту.

Важный и ответственный момент защиты дипломной работы – ответы на вопросы членов Государственной экзаменационной комиссии и на замечания рецензента. Следует иметь в виду, что ответы на вопросы и замечания, их полнота и глубина влияют в значительной степени на оценку дипломной работы, поэтому их надо тщательно продумывать. Отвечая на вопросы, студент может пользоваться дипломной работой, приводить цифровые данные или цитировать отдельные положения.

После ответов свою точку зрения о дипломной работе и дипломанте может высказывать научный руководитель и рецензент. В заключительном слове дипломник отвечает на замечания рецензента, соглашается с ними или аргументировано опровергая их, отстаивает свою точку зрения.

Решение ГЭК об окончательной оценке дипломной работы основывается на рецензии, отзывах предприятия и научного руководителя, выступлении и ответах дипломанта в процессе защиты.

оценивается по четырех бальной системе на:

«Отлично», если:

- изложены законодательные и нормативные положения, дана им критическая оценка;

- проведен обзор различных точек зрения ученых по проблеме и имеется своя позиция;

- освещена действующая практика, дана ей критическая оценка, проведено сравнение с нормативной базой, с передовым опытом других предприятий отраслей, зарубежными методологиями;

- имеются конкретные выводы и предложения по совершенствованию методологии учета, аудита, анализа в целом и на конкретном предприятии, в частности.

«Хорошо», если:

- допущены незначительные отклонения от требований к оценке «отлично».

«Удовлетворительно», если:

- допущены значительные отклонения от требований к оценке «отлично».

«Неудовлетворительно», если:

- работа содержит грубые теоретические ошибки;

- отсутствует практический материал, если работа не теоретическая;

- отсутствуют выводы и предложения;

- дипломник при защите плохо ориентируется в материалах дипломной работы и не отвечает на вопросы.

Студент, не явившийся на защиту без уважительной причины или получивший на защите неудовлетворительную оценку исключается из университета.

За студентом сохраняется право повторной защиты в течение установленного срока.

Студентам, не защитившим дипломную работу по уважительной причине, которая подтверждается документально, администрация университета решает вопрос согласно действующему положению, индивидуально по каждому конкретному случаю.

Использование компьютерной техники в

дипломном проектировании.

(автор: ст. преподаватель Чумакова Е.Б.)

При написании дипломной работы студент-дипломник должен продемонстрировать понимание места и роли современной компьютерной техники в его будущей профессиональной деятельности. В связи с этим должна содержать главу или параграф, посвящённые возможностям использования вычислительной техники на исследуемом участке учётно-аналитических работ.

В зависимости от выбранной темы дипломной работы, от состояния автоматизации учёта, аудита и анализа на базовом предприятии, по материалам которого пишется , дипломник может выбрать для себя один из трёх вариантов.

1 вариант.

Этот вариант может быть использован в том случае, если учётные или аналитические работы по избранной теме имеют автоматизированный способ решения на базовом предприятии. В такой ситуации вторая или третья главы дипломной работы неизбежно будут включать в себя описание организации учётно-аналитических работ в условиях автоматизированной обработки информации. Это описание должно включать в себя следующие необходимые моменты процесса автоматизации:

1. Студент-дипломнитк должен дать характеристику аппаратного (или технического) обеспечения автоматизации работ, т.е. указать типы и модели используемых компьютеров, способы их объединения в локальной компьютерной сети или направление подключения к глобальным сетям, если таковые имеются.

2. Должна быть описана организация ввода и обработки, данных первичного учёта на АРМ бухгалтера.

3. Должны быть представлены и описаны все возможные, так называемые, «выходные» документы, которые могут быть получены в результате обработки первичной бухгалтерской информации.

4. Обязательной является также схема информационных связей показателей всех участвующих в обработке информации документов, как первичных, так и выходных.

5. Должны бать доказательно описаны преимущества автоматизированной формы обработки учётно-аналитической информации перед ручной обработкой.

6. Необходимо указать название программного продукта, который эксплуатируется на предприятии, его версию, авторов –разработчиков (фирму-разработчика), год начала эксплуатации .

2 вариант

Второй вариант предполагает использование различных статистических, оптимизационных и прогностических пакетов прикладных программ для обработки данных третьей (аналитической) главы работы. Эти пакеты могут содержать в себе программные средства для реализации различных способов обработки экономической информации в анализе хозяйственной деятельности предприятия. В них может быть реализована методика факторного анализа, индексный метод, способ цепной подстановки, методика корреляционного анализа, способ логарифмирования в анализе и другие способы и методы анализа. Задача студента-дипломника состоит в том, чтобы использовать готовые программные продукты для обработки собранных в дипломной работе массивов бухгалтерских данных.

Следует помнить, что возможность использовать указанные пакеты может быть реализована дипломником только в случае наличия подходящих для целей статистической обработки наборов экономической информации. Дипломником должен быть описан порядок работы с выбранным программным изделием, необходимо также указать его название и авторов.

Особое место в этом варианте занимает библиотека автоматизированных функций в программном продукте Microsoft табличном процессоре «Excel». «Диспетчер функций» этого приложения операционной системы Windows вкючает большое разнообразие автоматизированных статистических функций, таких, например, как:

- оценка дисперсии при выборке;

- вычисление дисперсии для генеральной совокупности;

- вычисление доверительного интервала для средней генеральной совокупности;

- вычисление коэффициента корреляции Пирсона по данным точкам;

- вычисление коэффициента корреляции между двумя множествами данных;

- вычисление параметров экспоненциального приближения по методу наименьших квадратов;

- вычисление максимальных и минимальных значений из списка элементов;

- вычисление медианы исходного ряда чисел;

- вычисление моды множества данных;

- вычисление наклона линии линейной регресси;

- вычисление распределения Пуассона;

- и т.д.

Аналогично указанным выше статистическим функциям студенты могут воспользоваться автоматизированным вычислением ряда финансовых функций, таких как:

- определение снижения стоимости основных фондов за указанный пеоиод времени, рассчитанный по методу двойнной амортизации или по другому указанному методу;

- вычисление нормы прибыли за один период при выплате ренты;

- вычисление величины выплат на основной капитал для вклада в данный период при постоянных платежах и постоянном проценте;

- и т.д.

3 вариант

Третий вариант предполагает ситуацию, когда автоматизация работ по избранной теме на базовом предприятии полностью отсутствует. В этом случае дипломник имеет возможность и обязан продемонстрировать умение программировать в среде, предназначенной для использования неквалифицированным пользователем. Речь идет о программировании средствами табличного процессора «Excel».

Студент должен разработать схему документооборота по исследуемой теме, выделить из представленных в ней документов те, получение которых автоматизированным способом имеет экономический и практический смысл, т.е. может быть целесообразным, необходимым и удобным для бухгалтера-экономиста.

После этого рекомендуется запрограммировать серию взаимосвязанных документов (таблиц), реализующих автоматизированный способ решения бухгалтерской или аналитической задачи (или ее части). Степень автоматизации задачи (т.е. количество таблиц и их содержательная часть) обязательно согласовываются с научным руководителем (консультантом). Желательно также чтобы студенты представили результаты исследования с помощью графических средств, если оно имеет смысл. Серия диаграмм хорошо проиллюстрирует результаты исследования и однозначно украсит дипломную работу, поскольку графическое представление табличных данных является наглядным и удобным для восприятия.

Дипломник должен дать общую характеристику программного изделия и описать возможности «Excel», которыми он пользоваться при составлении таблиц.

Правила оформления дипломной работы

Дипломную работу можно оформлять машинописным способом, рукописным или с помощью компьютера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм) с тридцатью строками на странице, интервал 1,5, шрифт 14.

Объем дипломной работы зависит от характера и широты темы, и находится в пределах 120-150 страниц рукописного или 80-100 страниц машинописного (компьютерного) текста.

Дипломную работу можно писать на украинском и русском языках. На работы выполненные, на русском языке должен быть написан на украинском языке машинописным способом объемом 3-5 страниц. В е раскрывается актуальность темы, цели, задачи, краткое содержание и выводы.

Каждая должна иметь аннотацию на украинском языке объемом до одной страницы машинописного текста (приложение В).

Текст дипломной работы, а и аннотации на страницах необходимо располагать со следующими полями: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 25 мм.

Заголовки структурных частей дипломной работы «СОДЕРЖАНИЕ», «ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ», «ВВЕДЕНИЕ», «РАЗДЕЛ…», ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» пишутся прописными буквами симметрично относительно текста. Заголовки подразделов пишутся строчными буквами (кроме первой прописной) с абзаца. Точку в конце заголовка не ставят.

Расстояние между заголовком и текстом должно равняться 3-4 интервалам.

Каждую структурную часть дипломной работы следует начинать с новой страницы.

Нумерацию страниц, разделов, подразделов, пунктов, подпунктов, рисунков, таблиц, формул приводят арабскими цифрами без знаков № или §.

Первой страницей дипломной работы является титульный лист

(приложение Г). На титульном листе номер страницы не проставляется, а на следующих печатается в правом углу страницы без точки.

После титульного листа идет аннотация, перечень сокращений

( приложение Д), содержание (приложение Е), введение и разделы работы.

Подразделы нумеруют в пределах каждого раздела (1.1.), пункты нумеруют в пределах каждого подраздела (1.1.1.).

Иллюстрации (схемы, диаграммы, графики) и таблицы необходимо приводить после текста, где они упомянуты впервые, или на следующей странице. Иллюстрации обозначают словом «Рисунок» и нумеруют последовательно в пределах раздела.


Пример 1.

З Суммарные затраты

а

т Переменные затраты

р

а

т

ы

Постоянные затраты

Объем деятельности

Рис. 1.1. Постоянные и переменные затраты.

Таблицы нумеруют последовательно в пределах раздела.

Пример 2.

Таблица 1.1. Анализ маржинальной прибыли КСП «Лира».

Товар

Выручка, план, грн.

Выручка, факт, грн.

Маржинальная прибыль, план, грн.

Маржинальная

прибыль, факт, грн.

А

В

С

19800

21000

17800

21000

19800

14300

9800

8000

3400

9500

7300

3200

Итого

58400

55100

21200

20000

При переносе таблицы на другую страницу на ней пишут слова «Продолжение табл. 1.1.».

Примечание к тексту и таблицам, в которых указывают справочные и пояснительные данные, нумеруют последовательно в пределах одной страницы.

Формулы в дипломной работе (если их больше одной) нумеруют в пределах раздела.

Пример 3.

Ру = [( Бст-ть_ - А) *Iинф + НДС + АС ] * 2, (1.1)

где Ру – размер убытка, грн.;

Бст-ть – балансовая стоимость, грн.;

А – амортизационные отчисления, грн.;

Iинф – индекс инфляции, %;

НДС – налог на добавленную стоимость, грн.;

АС – акцизный сбор, грн.

Ссылки на иллюстрации, таблицы, формулы и приложения дипломной работы должны быть оформлены следующим образом: «рис. 1.2», «в табл. 1.2», «прил. А». При повторных ссылках указывается сокращенно слово «смотри», «см. табл. 1.3».

Приложения оформляют как продолжение дипломной работы на следующих ее страницах или в виде отдельной части (книги), размещая их в порядке появления ссылок в тексте работы. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы, иметь заголовок, напечатанный вверху строчными буквами с первой прописной, симметрично относительно текста страницы: Приложение А, Приложение Б и т. д.

При оформлении приложений в виде отдельной части (книги) на титульном листе под названием дипломной работы печатают прописными буквами слово «ПРИЛОЖЕНИЯ».

Иллюстрации, таблицы и формулы, которые размещены в приложениях нумеруют в пределах каждого приложения, например: рис. А.1.2 – второй рисунок первого раздела приложения А; формула (А.1) – первая формула приложения А.

Примерные направления исследований для выбора дипломной работы.

Методика выбора и названия темы изложено ранее.

1. Учетная политика предприятия и методология ее решения в соответствии с Положениями (стандартами) бухгалтерского учета и новым планом счетов.

2. Предмет и метод бухгалтерского учета и изменение их содержания при реформировании экономики.

3. План счетов бухгалтерского учета: эволюция его развития и становления.

4. Формы счетоводства: их преобразование и становление в рыночных условиях, и влияние на них изменения компьютерных технологий.

5. Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета: прядок ее проведения и отражения результатов в учете.

6. Проблемы внедрения и адаптации Положения (стандарта) бухгалтерского учета (1, 2, 3, 4 ... и т.д.) в современных условиях становления рыночных отношений в Украине.

7. Активы как важнейший объект бухгалтерского учета: сущность, содержание, классификация.

8. Учет (контроль, аудит, анализ):

- наличия и движения основных средств;

- амортизации и износа основных средств и нематериальных активов;

- ремонта основных средств;

- нематериальных активов;

- долгосрочных (краткосрочных) финансовых инвестиций;

- других необоротных материальных активов;

- капитальных инвестиций;

- производственных запасов;

- готовой продукции (и ее реализации);

- товаров (товарообменных операций) в розничной или оптовой торговле;

- затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции;

- материальных затрат и эффективного их использования;

- затрат на оплату труда …;

- отчислений на социальные мероприятия и их использования;

- общепроизводственных расходов и методика их распределения;

- административных расходов и методика их распределения;

- расходов на сбыт;

- прочих расходов операционной деятельности и др.;

- налогов на прибыль как объект расходов деятельности предприятия;

- себестоимости реализации и доходов от реализации;

- денежных средств (денежных потоков);

- валютных операций;

- вексельных операций;

- текущих финансовых инвестиций (эквивалентов денежных средств);

- расчетных операций (с покупателями и поставщиками, разными дебиторами и кредиторами и т.д.);

- собственного капитала (уставного, паевого, дополнительного и т.д.);

- долгосрочных обязательств;

- текущих обязательств (в целом или по видам);

- расчетов по оплате труда;

- расчетов по налогам и платежам и влияние налоговой политики на финансовое состояние предприятия;

- учет расходов и доходов от основной деятельности;

- учет расходов и доходов от обычной деятельности;

- финансовых результатов деятельности предприятия;

- экспортно-импортных операций (внешнеэкономической деятельности);

- бартерных (товарообменных операций);

- операций с давальческим сырьем;

- операций с ценными бумагами.

9. Компьютерные технологии решения задач учета (аудита, анализа)…

10. Компьютеризация учета (аудита, анализа)…

11. Информационные системы учета (аудита, анализа)…

12. Единство и противоречие (взаимосвязь) налогового и бухгалтерского учета финансовых результатов деятельности предприятия.

13. Управленческие и финансовые аспекты учета:

- расходов и доходов;

- запасов;

- финансовых результатов и др.

14. Учет расчетных взаимоотношений с бюджетом в зависимости от налоговой политики государства (в условиях реформирования экономики).

15. Влияние реструктуризации предприятий на построение управленческого и финансового учета.

16. Налоговый учет (учет валовых расходов и валовых доходов) …

17. Бухгалтерский баланс: методология формирования показателей и использования их для:

- оценки финансового состояния;

- диагностики финансового состояния;

- управления предприятием.

18. Формирование показателей финансовой отчетности и использование их в анализе и диагностике финансового состояния.

19. Порядок составления финансовой отчетности в соответствии с национальными стандартами и использование ее показателей в управлении предприятием.

20. Бухгалтерская отчетность – информационная база финансового анализа.

21. Учет (контроль, аудит, анализ) затрат и калькулирования себестоимости:

- продукции растениеводства;

- продукции животноводства;

- работ строительного производства;

- услуг автотранспортных предприятий и др. отраслей.

22. Учет (контроль, аудит, анализ) издержек обращения в торговле.

23. Особенности организации учета (контроля, аудита, анализа) основных видов деятельности банков.

24. Особенности организации учет (контроля, аудита, анализа) в бюджетных организациях.

25. и т. д.

Приложение А

Примеры оформления библиографического описания

в списке использованных источников .

Характеристика

источника

Пример оформления

Законы, положения, инструкции, указания…

Положение об организации бухгалтерского учета и отчетности в Украине, утв. Постановлением КМ Украины от 03.04.93г. №250 с изм. и доп. от 05.07.93г. №509, от 24.09.93г. №804, от 21.03.94г. №175, от 26.04.95г. №307, от 14.08.96г. №951, от 11.08.97г. №869.

Монографии:

пять и более авторов

Модели и алгоритмы принятия управленческих решений/ Берсуцкий Я.Г., Лепа Н.Н., Гузь Н.Г. и др.- Донецк: ИЭП НАН Украины, 1998.-307 с.

четыре автора

Принятие решений с учетом эколого-экономических параметров/ Александров И.А., Преображенский А.А., Курас Л.В., Сампу Байло.- Донецк: ИЭП НАН Украины, 993.-123 с.

один-три автора

Бородкин А.С. Проблемы учета в управлении научно-техническим прогрессом. –М.: Финансы, 1980.-160 с.

Переводные издания

Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет:Управленческий аспект. Пер. с англ. О. Д. Кавериной, И.В. Романовского / под ред. Я.В. Соколова.- М.: Финансы и статистика , 1995.- 416 с.

Составные части книги, сборника, журнала

Святоух В. Налоговый и бухгалтерский учет при торговле в рассрочку // Баланс. – 1999.- №34 – с.38-45.

Учебники, учебные пособия и другие издания

Сердюк В. Н. Бухгалтерский учет: Учебно- практическое пособие. – Донецк: КИТИС, ДонГу, 1999.-528 с.

Приложение Б

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА УЧЕТА И АУДИТА

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ К ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ

СТУДЕНТА V КУРСА ДНЕВНОЙ (ЗАОЧНОЙ)

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 7.050106

«УЧЕТ И АУДИТ»

Ф.И.О._____________________________________________

НА ТЕМУ __________________________________________

ДОНЕЦК – 2007

Приложение В

АННОТАЦИЯ

«Учет и аудит денежных потоков»

: 100 с.; 5 рис.; 10 табл.; 5 приложений; 35 источников.

Далее кратко излагается актуальность темы, цель, задачи, объект исследования и краткое содержание работы, раскрывающие ее новизну, практическую ценность и т. д.

Приложение Г

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

Донецкий государственный университет

Учетно - финансовый факультет

К защите допустить:

Зав. кафедрой «Учет и аудит»

к.э.н., доцент

________________ О. В. Сидюк

«_______» ________ _______ г.

На тему

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Специальность «Учет и аудит» (7.050106)

Дипломник _______________________

(Ф. И. О.)

_________ подпись

Руководитель _____________________

(уч. звание, степень и Ф. И. О.)

_________ подпись

Консультант ______________________

(должность, Ф. И. О.)

_________ подпись

Донецк - 2007


Приложение Г

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

Донецкий государственный университет

Учетно - финансовый факультет

К защите допустить:

Зав. кафедрой «Учет и аудит»

к.э.н., доцент

________________ О. В. Сидюк

«_______» ________ _______ г.

КОМПЛЕКСНАЯ

по проблеме: ________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

на тему _____________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Специальность «Учет и аудит» (7.050106)

Дипломник _______________________

(Ф. И. О.)

_________ подпись

Руководитель _____________________

(уч. звание, степень и Ф. И. О.)

_________ подпись

Консультант ______________________

(должность, Ф. И. О.)

_________ подпись

Донецк - 2007

Приложение Д

Перечень условных обозначений, символов, сокращений и терминов.

ТТН – товарно-транспортная накладная.

ЛЗК – лимитно- заборная карта.

ТЗР – транспортно-заготовительные расходы.

КВ – капитальные вложения.

ОПР – общепроизводственные расходы.

МСБУ – международные стандарты бухгалтерского учета.

ФПБАУ – Федерация профессиональных бухгалтеров и аудиторов Украины.

П(С)БУ 16 «Расходы» - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы».

Приложение Е

Содержание

Введение

1

Теоретические аспекты денежных средств и анализа платежеспособности предприятия.

5

1.1. Роль денежных средств в процессе функционирования предприятия.

5

1.2. Критический анализ действующих методик определения платежеспособности предприятия.

15

1.3. Экономическая характеристика объекта исследования.

21

2

Организация учета денежных средств и пути ее совершенствования в рыночных условиях.

25

2.1. Документальное оформление, учет и аудит кассовых операций.

25

2.2. Учет наличия и движения денежных средств на расчетном счете.

30

2.3. Учет хозяйственных операций на прочих счетах в банках и прочих денежных средств.

35

2.4. Учет и контроль валютных операций.

41

2.5. Организация контроля и анализ движения денежных

потоков в рыночных условиях.

47

3

Анализ платежеспособности предприятия.

54

3.1. Задачи и источники анализа. Характеристика основных показателей платежеспособности.

54

3.2. Сравнительная характеристика действующих отечественных и зарубежных методик платежеспособности предприятия.

60

3.3. Анализ платежеспособности (конкретного предприятия).

66

3.4. Обзор методик прогнозирования банкротства предприятий в историческом аспекте.

72

Обработка информации на ПЭВМ.

77

Заключение.

82

Список литературы.

85

Приложение.

90