Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 22

 

Поиск            

 

Указания методические по написанию контрольных работ для студентов заочного обучения по специальности 030501. 65 (Юриспруденция) по направлению подготовки 030900 (Юриспруденция) Хабаровск

 

             

Указания методические по написанию контрольных работ для студентов заочного обучения по специальности 030501. 65 (Юриспруденция) по направлению подготовки 030900 (Юриспруденция) Хабаровск

Министерство образования и науки РФсвто __________________________________________________________________________________________________________

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный университет»

Международное право

Методические указания

по написанию контрольных работ для студентов заочного обучения

по специальности 030501.65 (Юриспруденция)

по направлению подготовки 030900 (Юриспруденция)

Хабаровск

Издательство ТОГУ

2011

УДК 341(07)

Международное право: Методические указания по написанию контрольных работ для студентов заочного обучения / Сост. О. А. Чернова. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2011. – 44 с.

Методические указания содержат варианты контрольных работ по дисциплине «Международное право», рекомендации по выполнению контрольной работы, критерии оценки, перечень литературы по курсу дисциплины, образец оформления титульного листа.

Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры конституционного и муниципального права, рекомендованы к изданию УМК ЮФ.

© Тихоокеанский государственный университет, 2011


1. Общие методические указания по написанию контрольных работ

Контроль самостоятельной работы студентов заочной формы обучения осуществляется в форме выполнения контрольной работы.

Контрольные работы рассматриваются как вид учебной работы студента по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

Целью написания контрольной работы является формирование у студента навыков и умений:

а) самостоятельно работать с учебной литературой и нормативным материалом;

б) анализировать и обобщать собранный материал;

в) грамотно, логично и последовательно излагать изученный материал в письменной форме;

г) анализировать, толковать и правильно применять нормы международного права.

Выбор варианта контрольной работы производится по начальной букве фамилии студента (студент может выбрать один из указанных вариантов ).


А - варианты 1, 20

Б - варианты 2, 21

В - варианты 3, 22

Г - варианты 4, 23

Д- варианты 5, 24

Е - варианты 6, 25

Ж - варианты 7, 26

З - варианты 8, 27

И - варианты 9, 28

К – варианты 10,29

Л – варианты 11, 30

М – варианты 12, 31

Н – варианты 13, 32

О – варианты 14, 33

П – варианты 15, 34

Р – варианты 16, 35

С – варианты 17, 36

Т – варианты 18, 37

У – варианты 19, 38

Ф – варианты 20, 39

Х – варианты 21, 40

Ц – варианты 22, 41

Ч – варианты 23, 42

Ш, Щ – варианты 24, 43

Э – варианты 25, 44

Ю - варианты 26, 45

Я – варианты 27, 1



Объем контрольной работы – 20-25 страниц, отпечатанных в текстовом редакторе Word на листах стандартной писчей бумаги формата А4 через 1,5 интервала; шрифт – 14; выравнивание по ширине; поля: верхнее, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см. Приложения (статистические данные, схемы, таблицы, графики и т.п.) при их наличии не нумеруются и не включаются в объем работы.

Контрольная работа включает изложение теоретического вопроса и выполнение практического задания в форме решения задачи.

Работа обязательно должна содержать:

- введение, в котором раскрывается актуальность рассматриваемого вопроса, ставятся задачи теоретического исследования;

- заключение, в котором формулируются основные выводы, сделанные автором в ходе исследования;

- решение задачи (ответ по задаче обосновывается со ссылками на международно-правовые акты);

- список использованной литературы и нормативного материала.

Подбор литературы по теме контрольной работы осуществляется студентом самостоятельно. Студент может использовать электронный каталог библиотеки, интернет-ресурсы, получить консультацию у преподавателя.

При раскрытии темы контрольной работы студенту следует изучить рекомендованные учебные пособия по международному праву, публикации в научных журналах, руководствоваться международными договорами.

При написании контрольной работы не допускается цитирование учебной литературы, нормативных правовых актов, других источников без ссылок на них.

Страницы контрольной работы обязательно должны быть пронумерованы.

Сокращение слов в тексте работы является недопустимым (за исключением общеупотребительных аббревиатур).

Оформление текста работы и списка литературы должно соответствовать требованиям ГОСТа.

Критерии оценки контрольной работы :

«зачтено» - студент владеет глубокими знаниями в области общей теории международного права, изучил международные договоры по избранной теме, полно и системно осветил теоретический вопрос, проявил самостоятельность анализа и суждений, решил поставленные задачи теоретического исследования, верно решил задачу.

«незачтено » - работа выполнена только на базе одного учебника, без анализа и обобщения норм международных договоров, лишена элементов самостоятельности, задача решена не верно (или решение задачи не аргументировано).

Рекомендованная литература по курсу дисциплины

а) основная литература:

1. Лукашук И. И. Международное право. Общая часть.: учеб. для вузов и юрид. фак. / Лукашук Игорь Иванович. – М. : Волтерс Клувер, 2010. – 432 с.

2. Международное право. Особенная часть: учеб. для вузов; отв. ред.: Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. – Москва : Статут, 2010. – 624 с.

3. Международное право : учеб. для вузов; отв. ред.: Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. – М. : Юрайт, 2007. – 816 с.

4. Международное право : учебник / Б. М. Ашавский [и др.]; под. ред. А. А. Ковалева, С. В. Черниченко; Диплом. акад. МИД Рос. Федерации. – М. : Омега-Л, 2006. – 831 с.

5. Международное право: учеб. для вузов / под ред. К.К. Гасанова, Д.Д. Шалягина. – М. : Закон и право, 2010. – 480 с.

6. Международное публичное право : учеб. для вузов; отв. ред. К. А. Бекяшев. – М. : Проспект, 2010 . – 1008 с.

7. Толстых В. Л. Курс международного права : учебник / В. Л. Толстых. – М. : Волтерс Клувер, 2009. – 1056 с.

8. Шумилов В. М. Международное право : учеб. для вузов / Шумилов Владимир Михайлович. – М. : Велби, 2010. – 488 с.

б) дополнительная литература:

1. Международное публичное право : сб. док. в 2 ч. Ч. 1 / Моск. гос. юрид. академия; соств. К. А. Бекяшев, Д. К. Бекяшев. – М. : Проспект, 2006. – 1391 с.

2. Международное право : сб. норматив. актов [сост. М. А. Бучанова, С. В. Шевченко]. – Омск : Ом. акад. МВД России, 2006. – 191 с.

3. Федощева Н. Н. Международное право в схемах и определениях : учеб. пособие для вузов / Федощева Н. Н. – М. : Кн.мир, 2008 . – 112 с.

4. Пастухова Н. Б. Проблемы государственного суверенитета / Н. Б. Пастухова. – М. : Норма, 2006. – 287 с.

5. Кокорев Р. С. Основные права и обязанности государства как субъекта международного права : монография / Р. С. Кокорев; Дипломат. акад. МИД России. – М. : Науч. кн., 2004. – 216 с.

6. Гуцуляк В. Н. Международное морское право (публичное и частное) : учеб. пособие для вузов / Гуцуляк В. Н. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 416 с.

7. Сокиркин В. А. Международное морское право : учеб. пособие. Ч. 1. Субъекты международного морского права. Взаимоотношение между субъектами международного морского права. Ч. 2. Правовой режим путей международного торгового судоходства. Ч. 3. Международное морское транспортное право / В. А. Сокиркин, В. С. Шимарев. – М. : РУДН, 2006. – 299 с.

8. Бордунов В. Д. Международное воздушное право : учеб. пособие / В. Д. Бордунов; науч. ред. Л. Б. Архипова. – М. : Авиабизнес, 2007. – 464 с.

9. Смирнов Ю. М. Консульское право: практическое применение : курс лекций / Ю. М. Смирнов; Дипломат. акад. МИД России. – М. : НИМП, 2001. – 351 с.

10. Иногамова-Хегай Л. В. Международное уголовное право / Л. В. Иногамова-Хегай; ред. Г. Я. Панова; Ассац. юрид. центр. – СПб.: Пресс, 2003. – 493 с.

11. Карро Д. Международное экономическое право : учебник / Д. Карро, П. Жюйар; Пер. с фр. В. П. Серебренникова, В. М. Шумилова; науч. ред. В. М. Шумилов. – М. : Междун. отношения, 2002. – 580 с.

12. Вельяминов Г. М. Международное экономическое право и процесс (Академический курс) : учебник. – М.: Волтерс Клувер, 2004. – [Электронный ресурс] : Доступ из справ. - правовой системы ГАРАНТ.

13. Международное коммерческое право : учеб. пособие; под общ. ред. В. Ф. Попондопуло. – М. : Омега-Л, 2006. – 472 c.

14. Авраменко И. М. Международное экологическое право : учеб. пособие / С. П. Малков; М-во образования Рос. Федерации, С-Петерб. гос. ун-т аэрокосм. приборостроения. – СПб. : СПбГУАП, 2002. – 343 с.

15. Котляров И. И. Международное гуманитарное право / Котляров Иван Иванович. – М. : Юрлитинформ, 2006. – 304 с.

16. Батырь В. А. Международное гуманитарное право : учебник для вузов. – М.: Юстицинформ, 2006. – [Электронный ресурс] : Доступ из справ.- правовой системы ГАРАНТ.

17. Лукашук И. И. Право международной ответственности. – М. : Волтерс Клувер, 2004. – [Электронный ресурс] : Доступ из справ. - правовой системы ГАРАНТ.

18. Лукашук И. И. Современное право международных договоров. Том I. Заключение международных договоров. – М. : Волтерс Клувер, 2004. – [Электронный ресурс] : Доступ из справ. - правовой системы ГАРАНТ.

19. Лукашук И. И. Современное право международных договоров. Т. II. Действие международных договоров. – М. : Волтерс Клувер, 2006. – [Электронный ресурс] : Доступ из справ. - правовой системы ГАРАНТ.

20. Бекяшев Д. К. Международное трудовое право : учеб. пособие для вузов / Бекяшев Дамир Камильевич. – М. : Проспект, 2008. – 336 с.

в) научные статьи в периодических изданиях

1. Азаров С. О. роль и место международного и государственного права в формировании правового статуса конфедеративного государства / С. О. Азаров // Международное публичное и частное право. – 2011. – № 3. – С. 29-33.

2. Баймуратов М. А. Международный правопорядок: концептуальные подходы к становлению понятийной характеристики / М. А. Баймуратов // Международное публичное и частное право. – 2010. – № 1. – С. 2-10.

3. Быкова Е. В. Международное сотрудничество как неотъемлемая часть развития правовых систем / Е. В. Быкова // Международное публичное и частное право. – 2011. – № 2. – С. 20-22.

4. Владимир Н. К. О сущности и некоторых видах общепризнанных принципов международного права / Н. К. Владимир // Международное публичное и частное право. – 2010. –№ 1. – С. 18-21.

5. Ищенко О. А. Проблемы реализации норм международного права в российском законодательстве / О. А. Ищенко, И. Г. Ищенко // Международное публичное и частное право. – 2009. – № 3. – С. 34-38.

6. Каламкарян Р. А. Международный суд ООН: становление и развитие / Р. А. Каламкарян // Государство и право. – 2011. – № 5. – С. 62-71.

7. Камнев Р. Г. Влияние обстановки на решение вопросов международное ответственности / Р. Г. Камнев // Международное публичное и частное право. – 2010. – № 6. – С. 16-20.

8. Кононова К. О. «Коллективные контрмеры»: к вопросу о правомерности их существования и векторе развития в международном праве XXI века / К. О. Кононова // Международное публичное и частное право. – 2010. – № 6. – С. 13-16.

9. Кононова К. О. О некоторых условиях применения контрмер в современном международном праве / К. О. Кононова // Международное публичное и частное право. – 2010. – № 5. – С. 13-18.

10. Конюхова И. А. О формировании права мира и его конституционно-правовых основ в современную эпоху / И. А. Конюхова // Международное публичное и частное право. – 2010. – № 2. – С. 2-9.

11. Крючков А. А. Состояние российского конституционного права и его соответствие стандартам международного права / А. А. Крючков // Международное публичное и частное право. – 2010. – № 2. – С. 32-34.

12. Купреев С. С. К вопросу о соотношении понятий «правосубъектность» и «правоспособность» международных организаций / С. С. Купреев // Международное публичное и частное право. – 2009. – № 3. – С. 24-28.

13. Марочкин С. Ю. Нормы и источники международного права в правовой системе России: проблема освоения в теории и развития в законодательстве конституционного принципа / С. Ю. Марочкин // Государство и право. – 2011. – № 11. – С. 26-36.

14. Палазян А. С. Функциональная характеристика международного права / А. С. Палазян // Международное публичное и частное право. – 2009. – № 5. – С. 2-5.

15. Ралько В. В. Международное право: традиционные и актуальные подходы к формированию межгосударственной системы права / В. В. Ралько // Международное публичное и частное право. – 2009. – № 3. – С. 4-6.

16. Шугуров М. В. Доктринальные аспекты применения международного права / М. В. Шугуров // Международное публичное и частное право. – 2008. – № 5. – С. 2-11.

г) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

– Справочная правовая система «Консультант Плюс».

– Справочная правовая система «Гарант».

– веб-сайт кафедры конституционного и муниципального права ТОГУ. Раздел: Дисциплины. Международное право. URL: http:// khstu.ru/ kmp

– официальный веб-сайт Центральных учреждений Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. Новости ООН, документы и публикации ООН. URL: http:// un.org/ru

– Журнал теории международных отношений и мировой политики «Международные процессы» (online-версия) URL: http:// http://www.intertrends.ru/archiv.htm

– Журнал международного права и международных отношений (online-версия)URL: http://evolutio.info/index.php

Студентам рекомендуется также использовать учебники и учебные пособия по международному праву, размещенные в ЭБС

http://www.book.ru

1. Лукашук, И. И. Международное право. Общая часть : учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И. И. Лукашук; Рос. акад. Наук, Ин-т государства и права, Академ. правовой ин-т. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М. : Волтерс-Клувер, 2008. – 432 с.

2. Лукашук, И. И. Международное право. Особенная часть : учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И. И. Лукашук; Рос. акад. Наук, Ин-т государства и права, Академ. правовой ин-т. – Изд. 3-е, перераб. и доп. - М. : Волтерс-Клувер, 2008. – 544 с.

3. Международное публичное право. Сборник документов / сост. и авт. предисл. К. А. Бекяшев, Д. К. Бекяшев. – М. : Проспект, 2009. – 1200 с.

4. Толстых, В. Л. Курс международного права: учебник / В. Л. Толстых. – М. : Волтерс-Клувер, 2009. – 1056 с.

http://e.lanbook.com

1. Бирюков П. Н. Международное право : учебник для вузов. – М. : Издательство «Юрайт», 2011. – 793 с.

http://www.knigafund.ru

1. Лукашук И. И. Международное право. Общая часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. – М. : Волтерс-Клувер, 2008. – 432 с.

2. Лукашук И. И. Международное право. Особенная часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. – М. : Волтерс-Клувер, 2008. – 536 с.

3. Международное право: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» / [Ю. В. Трунцевский и др.]. - М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. – 455 с.

4. Международное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [К. А. Гасанов и др.]; под ред. К. А. Гасанова, Д. Д. Шалягина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. – 479 с.

5. Моисеев, А. А. Суверенитет государства в международном праве: учеб. пособие / А. А. Моисеев. – М. : Восток-Запад, 2009. – 384 с.

2. Варианты контрольных работ

Вариант 1.

Вопрос. Международное право как особая правовая система

Задача.

В 2002 году США заявили, что имеют претензии к 60 государствам мира, в отношении которых ими могут быть применены превентивные военные меры – нанесение первого удара. В их числе страны, оказывающие помощь террористам и имеющие возможности и намерения применить химическое и ядерное оружие.

Оцените правомерность заявления США с точки зрения соблюдения фундаментальных принципов международного права. Поясните, насколько правомерно принятие превентивных вооруженных действий одних государств (группы государств) против других.

Методические указания

Студент должен:

рассмотреть существующие в доктрине подходы к определению международного права, изучить сложившиеся концепции соотношения международного и внутригосударственного (национального) права;

охарактеризовать особенности международного права как системы правовых норм, регулирующих отношения между субъектами международного сообщества;

изучить концепцию превентивного применения вооруженных сил в международных отношениях.

Вариант 2.

Вопрос. Международное право новейшего времени (XX-XXI вв.) и его отличительные характеристики

Задача.

На встрече с делегацией Конгресса США, возглавляемой спикером Палаты представителей Н. Пилози, премьер-министр Израиля Э. Ольмерт предложил ввести морскую блокаду Ирана, чтобы заставить иранское руководство свернуть свою ядерную программу.

Израильский премьер предложил американским парламентариям два варианта. Первый - морская блокада с привлечением флота США, чтобы ограничить плавание торговых иранских судов. Второй вариант предусматривает воздушную блокаду, в которой должны принять участие большинство международных аэропортов, таким образом, чтобы иранским официальным лицам и бизнесменам было просто негде приземлиться.

Оцените данную ситуацию с точки зрения соблюдения фундаментальных принципов международного права? Поясните, насколько правомерно введение морской блокады в условиях мира.

Методические указания

Студент должен:

изучить периодизацию истории международного права;

определить и охарактеризовать главные системообразующие факторы современного международного права;

рассмотреть характерные черты современного международного права, пояснить, в чем заключается существенное отличие современного международного права от старого классического;

охарактеризовать участие России в кодификации и прогрессивном развитии современного международного права;

оценить с точки зрения международного права допустимость морской и воздушной блокады в межгосударственных отношениях.

Вариант 3.

Вопрос. Правообразование и правотворчество в международном праве, особенности и основные элементы

Задача.

В мае 2009 года Северная Корея провела несколько испытаний, в том числе ядерного характера. В частности, КНДР осуществила подземные ядерные испытания, а также осуществила запуск нескольких ракет малого радиуса действия в акватории Желтого моря.

Совет безопасности ООН по итогам консультаций распространил заявление, в котором осудил новые ракетные испытания КНДР. В своем заявлении члены Совбеза особо подчеркнули, что ракетные испытания Северной Кореи являются нарушением резолюций ООН, и призвали Пхеньян немедленно прекратить подобные действия и подчиниться требованиями мирового сообщества.

МИД Северной Кореи признал факт проведения ракетных испытаний, назвав их суверенным правом КНДР. По словам представителя МИД Северной Кореи Ли Хен Тока, его страна не нарушала никаких международных соглашений и проведение ракетных испытаний является неотъемлемым и суверенным правом КНДР, и никто не вправе указывать КНДР, можно ли это или нельзя. Совет безопасности ООН принял новую резолюцию, ужесточив санкции в отношении Пхеньяна.

Оцените действия КНДР с точки зрения соблюдения фундаментальных принципов международного права и специальных принципов права международной безопасности?

Поясните, были ли нарушены КНДР международные обязательства.

Правомерны ли действия Совета Безопасности ООН?

Методические указания

Студент должен:

рассмотреть понятия «правообразование» и «правотворчество» в международном праве;

определить особенности и рассмотреть основные этапы процесса формирования международных норм;

раскрыть роль международных межправительственных и неправительственных организаций в развитии международного права, их участие в процессе правообразования и правотворчества;

изучить и на конкретных примерах показать вклад международных организаций в прогрессивное развитие современного международного права;

изучить международные договоры в области использования атомной энергии и оценить правомерность действий КНДР по осуществлению военной ядерной программы.

Вариант 4.

Вопрос. Кодификация и прогрессивное развитие международного права

Задача.

Государство А. совершило массированную воздушную атаку по объектам, находящимся на территории го­сударства Б. Квалифицировав действия государства А. как акт агрессии и прибегнув к самообороне, государство Б. уничтожило авиабазу на территории государства А.

Определите правомерность действий государств с точки зрения соблюдения принципа неприменения силы или угро­зы силой в международных отношениях.

Поясните, можно ли рассматривать действия государства Б. как необходимую оборону либо самооборону от агрессии.

Определите понятие самообороны и перечислите основания ее применения в современных условиях.

Методические указания

Студент должен:

раскрыть понятия «кодификация» и «прогрессивное развитие международного права», рассмотреть виды кодификации;

охарактеризовать особенности кодификационного процесса в рамках международных организаций;

изучить вклад ООН, специализированных учреждений ООН и международных конференций в кодификацию и прогрессивное развитие современного международного права;

рассмотреть проблемы применения вооруженной силы в современных условиях.

Вариант 5.

Вопрос. Основные принципы международного права: понятие, признаки, место в системе международных норм

Задача.

В Международный суд ООН был передан спор о национализации Англо-иранской нефтяной компании.

Великобритания, представлявшая интересы компании, утверждала, что суд правомочен рассматривать спор, поскольку существует договор между правительством Ирана и упомянутой компанией, который является, по ее утверждению, международным договором.

Определите, как понимается международный договор в международном праве? Выделите и охарактеризуйте необходимые признаки международного договора.

Поясните, является ли договор между правительством Ирана и англо-иранской нефтяной компанией международным договором? Обоснуйте ответ.

Методические указания

Студент должен:

изучить отечественную и зарубежную доктрину по вопросу о понимании, сущности и природе основных принципов международного права;

охарактеризовать признаки, свойственные нормам jus cogens;

рассмотреть договорную и доктринальную системы принципов международного права, подходы к классификации основных принципов;

раскрыть содержание основных принципов международного права;

привести примеры нарушения основных принципов в деятельности субъектов международного права;

изучить источники права международных договоров.

Вариант 6.

Вопрос. История становления и развития принципа неприменения силы или угрозы силы в международных отношениях

Задача.

На московской Конференции по человеческому измерению было сформулировано следующее положе­ние: «В случае свержения или попытки свержения де­мократически избранного законного правительства ... недозволенными средствами (государства) будут реши­тельно поддерживать в соответствии с Уставом ООН за­конные органы этого государства ... »

Соответствуют ли положения, высказанные на Конференции, принци­пам, закрепленным в Уставе ООН, положениям Декларации о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета?

Поясните, допустима ли поддержка правительства другой страны, пришедшего к власти неконституционным путем? Будет ли такое правительство являться легитимным? Как в международном праве решается вопрос о признании такого правительства?

Методические указания

Студент должен:

рассмотреть правовое регулирование использования силы в международных отношениях;

рассмотреть становление принципа неприменения силы или угрозы силой, изучить положения Устава ООН и иных международных актов по вопросу использования вооруженной силы;

раскрыть содержание принципа неприменения силы или угрозы силы в международных отношениях и привести примеры нарушения принципа;

изучить новые тенденции правовых основ запрещения агрессии и легитимного применения вооруженной силы в современном международном праве.

Вариант 7.

Вопрос. Проблема превентивного применения вооруженной силы в международных отношениях

Задача.

Вооруженные силы государства А. вторглись на территорию государства Б.

При нанесении бомбовых ударов по объектам государства Б. использовались авиа­базы-государства В. Они были предоставлены по прось­бе государства А.

Государство Б. квалифицировало дей­ствия государства В. и А. как совершение агрессии и обратилось в Совет Безопасности ООН с просьбой применения санкций к этим государствам.

Государство В. заявило, что постановка вопроса о санкциях по отношению к нему неправомерна, так как его вооруженные силы в военных операциях против государства Б. участия не принимали.

Дайте правовую оценку действиям всех государств. Поясните, нарушаются ли действиями государств А. и В. основ­ные принципы международного права?

Методические указания

Студент должен:

рассмотреть правовое регулирование использования силы в международных отношениях;

изучить вопрос о правомерности принятия превентивных вооруженных действий одних государств (группы государств) против других;

рассмотреть проблемы применения вооруженных сил в рамках традиционных операций по поддержанию мира и превентивных миротворческих акций;

привести примеры превентивного применения вооруженной силы, оценить правомерность (неправомерность) использования вооруженных сил на основе анализа международных норм;

изучить определение агрессии, исследовать проблему понимания агрессии в современном международном уголовном праве.

Вариант 8.

Вопрос. Международный механизм реализации норм международного права и составляющие его элементы

Задача.

Великобритания потребовала у России выдачи А.Лугового, обвиняемого в убийстве экс-офицера ФСБ А.Литвиненко. В ответ на отказ Москвы экстрадировать российского гражданина Британская сторона объявила о высылке четырех российских дипломатов, были заморожены переговоры по вопросу облегчения визового режима.

Дайте правовую оценку действиям двух государств.

Нарушаются ли действиями Великобритании и России основ­ные принципы международного права?

Можно ли рассматривать действия Великобритании как международно-правовые санкции (контрмеры)?

Методические указания

Студент должен:

определить формы реализации норм международного права и раскрыть содержание процесса реализации;

изучить международно-правовой механизм имплементации норм международного права и совокупность правовых средств, его образующих;

рассмотреть международный конвенционный механизм реализации норм международного права;

рассмотреть международный институциональный механизм реализации норм международного права;

показать роль государств и международных организаций в процессе имплементации;

изучить вопрос о видах международно-правовой ответственности государств, основных формах реализации международной ответственности.

Вариант 9.

Вопрос. Внутригосударственный механизм реализации международных норм

Задача.

Сербская полиция 1 апреля 2001 г. арестовала и поместила в столичную тюрьму Слободана Милошевича, бывшего югославского президента. Этому предшествовал мощный внешний прессинг на белградское руководство. 31 марта было объявлено Вашингтоном «днем Х», К ко­торому оно должно было выполнить ряд ультимативных требований, главным из которых был арест Милошевича. Только с их выполнением давался «зеленый свет» на продолжение внешней поддержки Белграду, сталкиваю­щемуся с проблемами сепаратизма в КОСОВО.

Поясните, можно ли квалифицировать действия США как нарушение норм международного права?

Методические указания

Студент должен:

определить формы реализации норм международного права и раскрыть содержание процесса реализации;

изучить механизм имплементации норм международного права и совокупность правовых средств, его образующих;

раскрыть внутригосударственный нормативно-правовой механизм реализации международных норм;

раскрыть внутригосударственный организационно-правовой механизм реализации международных норм;

привести примеры правовых актов, принятых в Российской Федерации в целях обеспечения реализации международных договоров РФ и вытекающих из них международных обязательств.

Вариант 10.

Вопрос. Территория и международное право

Задача.

В 1994 г. кубинские военные истребители атаковали гражданские самолеты антикастровской эмигрантской организации, в результате которой погибли четыре летчика.

В числе мер, введенных США против Кубы, были применены: приостановление чартерных авиарейсов между США и Кубой; новые барьеры для кубинских дипломатов; отказ иметь дела с иностранными компаниями, занимающимися бизнесом на кубе; запрет ввозить в США продукты, произведенные с использованием кубинского сахара.

Оцените действия Кубы и США с точки зрения их соответствия (несоответствия) основным принципам международного права.

Поясните, как в теории международного права называются ответные принудительные меры, направленные против государства - нарушителя? Можно ли рассматривать меры, введенные США против Кубы, в качестве международных санкций?

Методические указания

Студент должен:

рассмотреть понятие территории в международном праве и ее юридическое значение;

рассмотреть виды территории в международном праве, особенности их правового режима;

раскрыть правовой режим государственной территории и квазитерриторий в международном праве;

изучить правовой режим международных рек и озер;

изучить вопрос о видах международно-правовой ответственности государств, основных формах реализации международной ответственности.

Вариант 11.

Вопрос. Взаимодействие международного и внутригосударственного права

Задача.

В течение всего мая 1999 года турецкая армия осуществляла крупномасштабные военные операции в Северном Ираке. Данная акция турецких войск мотивировалась ссылками на необходимость борьбы с якобы просочившимися туда боевиками турецкой Рабочей партии Курдистана.

Оцените действия Турции с позиции соответствия (несоответствия) основным принципам международного права.

Методические указания

Студент должен:

изучить существующие концепции по вопросу о соотношении международного и национального (внутригосударственного) права;

показать первичность воздействия национального права на процесс формирования международных норм, последующее влияние международного права на формирование, развитие и совершенствование национального законодательства;

рассмотреть существующие теории трансформации и имплементации норм международного права;

раскрыть процедуру имплементации международных норм на внутригосударственном уровне;

рассмотреть основные формы трансформации.

Вариант 12.

Вопрос. Международный контроль как одно из основных средств обеспечения соблюдения международных договоров

Задача.

В 1979 г. СССР ввел ограниченный контингент своих войск в Афганистан. В оправдание своих действий советские лидеры утверждали, что ввод войск осуществлен по просьбе главы афганского правительства Хафизуллы Амина. Кроме того, утверждалось, что интервенция вызвана стремлением предотвратить готовящуюся американскую интервенцию.

Оцените действия советских властей с точки зрения соответствия (несоответствия) нормам международного права?

Исключает ли факт введения одним государством ограниченного контингента вооруженных сил на территорию другого государства по просьбе последнего наступление международной ответственности?

Методические указания

Студент должен:

раскрыть понятие и юридическую природу международной контрольной деятельности;

осветить правовые основы осуществления международного контроля;

показать значение принципа добросовестного выполнения международных обязательств в процессе контроля их соблюдения;

перечислить и охарактеризовать основные формы международного контроля;

рассмотреть основные стадии международной контрольной деятельности;

изучить взаимодействие международного и национального контроля в процессе реализации норм международного права.

Вариант 13.

Вопрос. Разграничение пространственных сфер действия международного и национального права

Задача.

В 1983 г. президент США Р. Рейган отдал приказ провести превентивную военную операцию против островного карибского государства Гренада, хотя формально решение о применении военной силы было принято Организацией Государств Восточной Части Карибского Моря.

Поводом для начала военной операции являлось взятие в заложники американских студентов. Позже оказалось, что власти Гренады просто решили дать студентам охрану, так как незадолго до этого на Гренаде начались вооруженные столкновения, лидер местных марксистов, незадолго до этого пришедших к власти, был убит своими соратниками, и обстановка стала сложной.

Оцените действия США с позиции их соответствия (несоответствия) основным принципам международного права.

Поясните, насколько правомерно принятие превентивных вооруженных действий одних государств (группы государств) против других.

Методические указания

Студент должен:

рассмотреть пространственную сферу действия международного права;

рассмотреть пространственную сферу действия национального права, особенности действия национальных норм на территориях со смешанным и международно-правовым режимами, а также в пределах территориального верховенства других государств;

показать разграничение пространственных сфер действия международного и национального (внутригосударственного) права.

Вариант 14.

Вопрос. Международное право и экстерриториальное действие национального права

Задача.

Сторонники сирийского президента Башара Асада совершили вооруженное нападение на посольства США и Франции в Дамаске, в результате которого были ранены три сотрудника французского посольства. Нападение на посольства последовало за встречей американского и французского послов с участниками антиправительственных демонстраций в городе Хама.

В посольстве США нападавшие разбили окна и камеры видеонаблюдения, установили на его крыше флаг Сирии и разрисовали здание антиамериканскими граффити.

Определите, можно ли квалифицировать совершенные деяния как международные преступления, преступления международного характера, общеуголовные преступления. Определите, кто является субъектом (субъектами) совершенного преступления (преступлений).

Поясните, к какому виду ответственности могут быть привлечены виновные лица, имеются ли основания для привлечения виновных к международной ответственности?

Определите, имеются ли международные конвенции по вопросам борьбы с данными противоправными деяниями, каким образом в них решается вопрос о юрисдикции государств-участников?

Методические указания

Студент должен:

пояснить, что понимается под экстерриториальностью, экстратерриториальной юрисдикцией государства;

рассмотреть экстерриториальное действие национального права;

рассмотреть случаи и перечислить объекты, на которые распространяется принцип экстерриториального действия национального права;

пояснить, в каких отраслях международного права экстерриториальность сохранила свое значение;

изучить понятие, основания международно-правовой ответственности, уяснить отличие международного правонарушения от преступления международного характера.

Вариант 15.

Вопрос. Международная правосубъектность государства

Задача.

В здании генконсульства Украины в г. Тюмени вспыхнул пожар. Компетентные органы обратились в консульство с просьбой разрешить тушение пожара. В консульстве ответили, что глава консульства отсутствует, а только он может решать эти вопросы.

Через некоторое время, так и не получив согласия, пожарные вошли в помещение консульства и приступили к тушению пожара.

Дайте правовую оценку возникшей ситуации. Оцените правомерность (неправомерность) действий должностных лиц противопожарной службы.

Методические указания

Студент должен:

сформулировать определение, обосновать природу и раскрыть свойства международной правосубъектности государства;

определить элементы и раскрыть содержание международной правосубъектности государства;

провести анализ правового положения государства в качестве субъекта международных отношений;

рассмотреть особенности международной правосубъкности простого и сложного государства, пояснить обладают ли субъекты РФ международной правосубъектностью;

изучить положения Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. по вопросу о неприкосновенности консульских помещений;

пояснить имеется ли консульское соглашение между Российской Федерацией и Украиной и если да, то каким образом в нем решается вопрос об иммунитетах консульских учреждений.

Вариант 16.

Вопрос. Институт признания в международном праве

Задача.

В 1998 г. в Москве был задержан советник посольства Южной Кореи.

По сведениям российской контрразведки, советник оказался официальным представителем южнокорейской спецслужбы в России. При задержании в его портфеле были обнаружены секретные документы МИДа России. Советник был объявлен персоной нон грата.

Поясните, правомерны ли действия российских властей? Может ли дипломатический агент быть подвергнут аресту или задержанию в какой бы то ни было форме, подлежит ли досмотру находящееся при нем личное имущество?

Что означает термин «персона нон грата»? Кто и в каком порядке может быть объявлен персоной нон грата?

Методические указания

Студент должен:

сформулировать определение международно-правового признания;

рассмотреть вопрос о возникновении института признания в международной практике;

изучить основные доктрины признания, рассмотреть международно-правовую практику их осуществления;

показать современное состояние института признания в международном праве;

рассмотреть виды и формы международно-правового признания;

перечислить и охарактеризовать критерии признания государств и правительств;

рассмотреть проблему непризнанных государственных образований;

изучить вопрос о дипломатических иммунитетах.

Вариант 17.

Вопрос. Вопросы правопреемства государств в международном праве

Задача.

При въезде на территорию Российской Федерации дипломату, направляющемуся в посольство для выполнения служебных обязанностей, со стороны сотрудника таможенных властей было предложено заполнить таможенную декларацию и произвести досмотр ручной клади.

Оцените правомерность (неправомерность) действий сотрудника таможни.

Поясните, подлежит ли досмотру находящееся при дипломате личное имущество, обязан ли дипломат предоставить ручную кладь для досмотра?

Методические указания

Студент должен:

раскрыть понятие и сущность правопреемства, перечислить основания для возникновения вопроса о правопреемстве;

рассмотреть международно-правовые основы правопреемства;

пояснить, что является объектом правопреемства и что не может рассматриваться в качестве объекта правопреемства;

изучить правила правопреемства при разделении, объединении территории государств, отделении части территории;

пояснить, в чем заключалась особенность правопреемства Российской Федерации после распада СССР;

изучить вопрос о дипломатических иммунитетах и привилегиях.

Вариант 18.

Вопрос. Понятие, форма, структура и виды международного договора

Задача.

21 декабря 2001 г. официальные власти Туркмении объявили персоной нон грата посла Узбекистана А. Кадырова и потребовали, чтобы он в 24 часа покинул страну. Причина, как утверждают Туркменские власти, - доказанная причастность посла к покушению на президента Туркмении.

16 декабря 2002 г. посольство Узбекистана было подвергнуто обыску туркменскими чекистами. В ответ на это узбекский МИД выступил с заявлением, обвинив Туркмению в нарушении дипломатической неприкосновенности здания посольства и непричастности посла А. Кадырова в помощи участникам заговора.

Оцените возникшую ситуацию. Поясните, были ли нарушены официальными властями Туркмении нормы Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961г.?

Можно ли рассматривать действия властей Туркмении по обыску посольства Узбекистана и объявлению посла Узбекистана А. Кадырова персоной нон грата как международные правонарушения?

Подлежит ли посол А. Кадыров за участие в покушении на президента Туркмении уголовной ответственности?

Методические указания

Студент должен:

рассмотреть понятие и юридическую природу международного договора;

пояснить, следует ли отождествлять международный договор и внешнеэкономический контракт с участием государства;

пояснить, являются ли внешнеэкономические соглашения субъектов РФ международными договорами Российской Федерации;

изучить источники права международных договоров, пояснить, могут ли международные договоры заключаться в устной форме;

перечислить элементы структуры международного договора, на примере конкретного международного договора разобрать его структуру;

рассмотреть подходы к классификации международных договоров, рассмотреть виды международных договоров;

изучить вопрос о дипломатических иммунитетах.

Вариант 19.

Вопрос. Основные стадии заключения международного договора

Задача.

Социал-демократическая партия Японии намерена поставить в парламенте вопрос об ответственности министра юстиции С. Нагано, который вызвал международный скандал своими заявлениями о том, что развязанные прежним токийским режимом войны в Азии и на Тихом океане в 30-е – 40-е годы были не агрессией, а «борьбой за освобождение колоний». В нашумевшем газетном интервью от также утверждал, что считает «сфабрикованными» сообщения о резне в Нанкине, где императорская армия, по данным КНР, после штурма этого китайского города в декабре 1937 - январе 1938 г. уничтожила более 300 тыс. чел. Для жителей Азии нанкинская трагедия стала таким же символом военного геноцида, как Хатынь, Лидице и Орадур для европейцев.

Как соотносятся действия вооруженных сил Японии с применимыми положениями ныне действующей Конвенции о предупреждении геноцида и наказании за него 1948 г.?

Как следовало бы охарактеризовать проводившуюся Японией на Дальнем Востоке политику, именуемую японским министром юстиции Нагано как «борьба за освобождение колоний», в контексте положений резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г., содержащей определение агрессии?

Какие правовые средства разработаны международным сообществом для разрешения разногласий, могущих возникнуть между государствами по территориальным и иным вопросам?

Поскольку социал-демократическая партия Японии намерена поставить в парламенте вопрос об ответственности Нагано, то не создаст ли это оснований у заинтересованных стран о привлечении его к международной ответственности?

Методические указания

Студент должен:

изучить процесс международного правотворчества;

определить основные стадии заключения международного договора и охарактеризовать каждую из них;

на примере конкретного международного договора определить, с какого момента договор вступает в силу, требуется ли выполнение каких-либо внутригосударственных процедур для вступления договора в силу (если требуется, то о каких процедурах идет речь);

пояснить, какие международные договоры Российской Федерации подлежат обязательной ратификации;

пояснить, является ли регистрация международного договора в секретариате ООН обязательной процедурой, необходимой для вступления договора в силу;

изучить вопрос о международно-правовой ответственности, ее основаниях и формах реализации.

Вариант 20.

Вопрос. Правосубъектность международной организации

Задача.

Во время визита в Пхеньян помощник госсекретаря США Джеймс Келли на состоявшейся 4 октября 2002 года встрече с главой парламента КНДР Ким Йон Намом предъявил северокорейцам имевшуюся у него разведывательную информацию, которая свидетельствовала о том, что Северная Корея осуществляет секретную программу получения высокообогащенного урана для создания ядерного оружия.

Северокорейская сторона даже не попыталась опровергнуть эту информацию, а, наоборот, в конце октября 2002 года официально объявила о своем праве иметь «атомное и более мощное оружие» для самообороны. «США угрожают нам атомной бомбардировкой, и мы вынуждены искать и находить средства дать врагу достойный отпор», - заявил осведомленный северокорейский источник. – «КНДР никому не угрожает, но в случае нападения будет защищаться».

Оцените действия КНДР с точки зрения соблюдения фундаментальных принципов международного права и специальных принципов права международной безопасности?

Поясните, были ли нарушены КНДР международные обязательства.

Методические указания

Студент должен:

сформулировать определение правосубъектности международной организации;

перечислить и охарактеризовать элементы, раскрыть содержание правосубъектности международной организации;

пояснить, в чем заключается особенность правового статуса и правосубъектности международной организации;

раскрыть правовой статус международных неправительственных организаций.

Вариант 21.

Вопрос. Международные конференции

Задача.

В ночь на 8 августа 2008 года грузинские войска вошли в столицу Южной Осетии Цхинвали. Город обстреливался с использованием установок «Град», гаубиц, крупнокалиберных минометов, бомбардировался грузинской авиацией. Значительная часть его была разрушена, сильно пострадали многие осетинские села.

Власти Южной Осетии сообщили о массовых жертвах среди мирного населения. По данным Минобороны РФ, погибли 15 российских миротворцев, имеются многочисленные раненые.

Отступая из Цхинвала 8 августа, грузины забрали в заложники жителей города.

Определите, можно ли квалифицировать совершенные деяния как международные преступления, преступления международного характера, общеуголовные преступления. Определите, кто является субъектом (субъектами) совершенного преступления (преступлений).

Определите, к какому виду ответственности могут быть привлечены виновные лица. Имеются ли основания для привлечения виновных к международной ответственности?

Определите, имеются ли международные конвенции по вопросам борьбы с данными противоправными деяниями, каким образом в них решается вопрос о юрисдикции государств-участников?

Методические указания

Студент должен:

сформулировать понятие международной конференции;

изучить правила процедуры международной конференции;

рассмотреть механизм создания, принятия и утверждения правил процедуры международной конференции;

пояснить, кто может инициировать проведение международной конференции;

перечислить цели проведения международной конференции;

рассмотреть порядок принятия решений органами международной конференции;

привести примеры международных конференций;

изучить вопрос о международно-правовой ответственности, ее основаниях и формах реализации.

Вариант 22.

Вопрос. Членство в ООН

Задача.

В 1990 г. Совет Безопасности в соответствии со ст. 39 Уста­ва ООН расценил действия Ирака как «вторжение воору­женных сил Ирака в Кувейт» и в этой связи счел, что «имеет место нарушение международного мира и безо­пасности». Затем Совет Безопасности квалифицировал ситуацию как «вооруженное нападение Ирака на Кувейт и оккупацию Кувейта», «аннексию Кувейта» и т. д.

Дей­ствуя последовательно, Совет Безопасности во исполне­ние ст. 40 Устава ООН (о временных мерах, направлен­ных на предотвращение ситуации) потребовал от Ирака отвести свои войска из Кувейта и призвал стороны приступить к переговорам для урегулирования их разногла­сий. Должным образом учтя невыполнение этих времен­ных мер, Совет Безопасности постановил применить против Ирака экономические санкции, не сделав ссылки на ст. 41 Устава ООН. Впоследствии эти санкции были дополнены мерами морской и воздушной блокады.

Оцените ситуацию с точки зрения соблюдения (несоблюдения) принципов и норм международного права? Поясните, была ли нарушена Советом Безопасности ООН процедура принятия принудительных мер, предусмотренная главой VII Устава ООН?

Методические указания

Студент должен:

раскрыть цели и принципы деятельности Организации Объединенных Наций;

перечислить первоначальных членов Организации;

изучить порядок приема новых членов в Организацию, в том числе Правила процедуры Генеральной Ассамблеи ООН и Правила процедуры Совета Безопасности ООН по вопросу принятия новых членов в Организацию;

пояснить, как был решен вопрос о членстве в ООН новых государств, образовавшихся после распада СССР;

пояснить, допускается ли исключение государства из членства Организации, возможно ли приостановление членства и выход из Организации;

рассмотреть процедуру принятия нового государства в члены ООН на конкретном примере;

изучить главу VII Устава ООН о действиях Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии.

Вариант 23.

Вопрос. Миротворческие операции ООН как важный инструмент поддержания международного мира и безопасности

Задача.

Напомним ситуацию, которая возникла в связи с обвинением властями Великобритании гражданина РФ А. Лугового в отравлении радиоактивным полонием бывшего сотрудника ФСБ РФ А. Литвиненко, получившего британское убежище.

В мае 2007 г. в Генеральную прокуратуру Российской Федерации от Королевской прокурорской службы Великобритании поступил запрос на экстрадицию А. Лугового. Как отмечалось в сообщении Королевской прокурорской службы, поступившем в РИА «Новости», «запрос был сделан на основе Европейской конвенции по экстрадиции и содержит ордер на арест господина Лугового и детализированный отчет о собранных уликах по делу».

В ответ на отказ Москвы экстрадировать российского гражданина Британская сторона объявила о высылке четырех российских дипломатов, были заморожены переговоры по вопросу облегчения визового режима.

Дайте правовую оценку действиям двух государств. Поясните, нарушаются ли действиями Великобритании и России основ­ные принципы международного права?

Можно ли рассматривать действия Великобритании как международно-правовые санкции либо контрмеры?

Изучив положения Европейской конвенции о выдаче, поясните, были ли нарушены Российской Федерацией международные обязательства? Каким образом в Конвенции решается вопрос о выдаче собственных граждан? Возможен ли отказ в экстрадиции?

Методические указания

Студент должен:

изучить историю миротворческих операций и основные реформы в области миротворчества;

рассмотреть миротворческую деятельность ООН, основные принципы деятельности по поддержанию мира;

изучить резолюции Совета Безопасности ООН и материалы проектов мирного урегулирования назревающих конфликтов;

ознакомиться с обзором деятельностью миротворческих операций ООН за предшествующие периоды, а также со статистическими данными о численности предоставленного военного и полицейского персонала;

рассмотреть участие России в миротворческих операциях ООН;

изучить вопрос о международно-правовой ответственности, ее основаниях и формах реализации.

Вариант 24.

Вопрос. Право внешних сношений : понятие отрасли, источники и принципы

Задача.

Оцените с точки зрения соответствия основным принципам международного права сложившуюся ситуацию, связанную с войной США против Ирака, и оккупацией его территории.

Возможно ли применение вооруженных сил одного государства (или нескольких государств) против другого государства без мандата Совета Безопасности ООН?

Раскройте содержание принципа неприменения силы в международных отношениях, поясните, в каких случаях применение вооруженной силы признается правомерным.

Методические указания

Студент должен:

сформулировать понятие права внешних сношений, раскрыть основные и специальные принципы отрасли;

перечислить и охарактеризовать основные источники права внешних сношений;

изучить историю становления и развития права внешних сношений;

рассмотреть подотрасли права внешних сношений;

рассмотреть систему органов внешних сношений, их основные функции.

Вариант 25.

Вопрос. Иммунитет от юрисдикции государства и личная неприкосновенность дипломата: гарантии неприкосновенности и возможность отказа от иммунитета

Задача.

Во время конфронтации между Индонезией и Малайзией в 1963-1966 гг. 12 малайских китайцев, заброшенных на парашютах Индонезией в Малайзию, были взяты в плен. Их судили и признали виновными в нарушении внутреннего закона Малайзии о безопасности, касающегося незаконного хранения оружия. Они были приговорены к смертной казни.

Осужденные апеллировали в федеральный суд Малайзии, ссылаясь на ст. 4 Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г.

Поясните, можно ли рассматривать данных лиц военнопленными, если учесть, что они являются подданными Малайзии?

Перечислите международные договоры, закрепляющие правовой статус военнопленных и режим военного плена? Поясните, распространяется ли действие этих договоров на локальные (внутригосударственные) вооруженные конфликты и на территорию тех государства, которые не являются участниками данных договоров?

Методические указания

Студент должен:

изучить международные договоры по вопросам иммунитета иностранного государства и его органов;

обосновать необходимость предоставления зарубежным органам внешних сношений (их персоналу) иммунитетов и привилегий;

рассмотреть личные иммунитеты дипломата и гарантии их обеспечения;

изучить вопрос о возможности отказа от дипломатического иммунитета;

раскрыть существующие проблемы злоупотребления дипломатическими иммунитетами, проблемы привлечения дипломата к уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности.

Вариант 26.

Вопрос. Дипломатический корпус. Дипломатические иммунитеты и привилегии

Задача.

В 1996 г. северокорейские военные вошли на территорию демилитаризованной зоны между двумя Кореями. Раздел Корейского полуострова по 38-ой параллели был предусмотрен Ялтинской конференцией 1945 г. как временная мера для облегчения разоружения японских войск.

После корейской войны 1950-1953 гг. 38-ая параллель стала демилитаризованной зоной между двумя государствами (длина ее – 249 км, ширина – 4 км). Согласно Договору о перемирии 1953 г. ни одна из сторон не имеет права вводить в демилитаризованную зону более 35 своих военнослужащих, вооруженных только легким стрелковым оружием.

Северокорейцы несколько раз нарушали положения Договора о перемирии. Количество солдат Северной Кореи, вошедших в демилитаризованную зону, доходило до 180 человек, вооруженных артиллерией и минометами.

Определите статус демилитаризованной зоны в международном праве?

Поясните, в чем состоит отличие соглашения о перемирии и мирного договора, каковы правовые последствия их нарушения?

Методические указания

Студент должен:

сформулировать определение дипломатического корпуса, пояснить, что представляет собой дипломатический корпус в узком смысле слова и в более широком значении;

раскрыть правовой статус дипломатического корпуса;

рассмотреть классы и ранги дипломатов;

пояснить, кто является дуайеном дипломатического корпуса, какова его роль во взаимоотношениях с властями страны пребывания;

перечислить дипломатические иммунитеты и привилегии, охарактеризовать их;

рассмотреть существующие проблемы злоупотребления дипломатическими иммунитетами, проблемы привлечения дипломата к уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности.

Вариант 27.

Вопрос. Коллективная международная безопасность. Системы коллективной международной безопасности

Задача.

Во время вооруженного конфликта между двумя государствами, которые являются участниками Женевских конвенций 1949 г., делегат Международного комитета Красного Креста был приглашен в МИД одного из них (государство А).

Ему сообщили, что была получена информация о том, что противник казнит захваченных военнопленных парашютистов, состоящих на действительной военной службе в вооруженных силах государства А.

Государств Б. нарушает положения Женевских конвенций, которые предоставляют защиту комбатантам в военной форме.

В ответ на действия государства Б. государство А. заявляет, что за каждого казненного противником парашютиста в качестве ответной меры оно будет казнить 10 пленных.

Оцените действия государств А. и Б., ссылаясь на положения Женевских конвенций 1949 г.

Поясните, что понимается под вооруженными репрессалиями, допустимо ли их применение с точки зрения современного международного права.

Методические указания

Студент должен:

определить понятие международной коллективной безопасности, ее смысл и правовое значение, назвать цели создания систем коллективной безопасности;

рассмотреть универсальную (всеобщую) и региональные системы коллективной безопасности, охарактеризовать правовую основу создания данных систем;

привести примеры существующих региональных систем коллективной безопасности;

пояснить в каких из существующих систем коллективной безопасности участвует Российская Федерация и страны СНГ;

назвать основные формы участия государств в региональных системах коллективной безопасности;

изучить режим военного плена и существующие международные договоры, в которых данный режим регламентирован.

Вариант 28.

Вопрос. Международная безопасность и разоружение

Задача.

В ситуации вооруженного конфликта между государствами – участниками Женевских конвенций 1949 г. в непосредственной близости друг от друга располагаются перевязочный пункт и армейский склад снабжения.

На крышу перевязочного пункта нанесена защитная эмблема. На случай нападения с воздуха были приняты меры по маскировке обоих объектов (перевязочного пункта и склада снабжения). По соседству находятся сооружения, на которых нет защитной эмблемы или маскировочной сетки.

Поясните, что представляет собой защитная эмблема перевязочного пункта, каковы правила ее использования? Положения какой Женевской конвенции должны быть применены в данной ситуации?

В том случае, если медицинский пункт пострадает в результате вооруженного нападения, можно ли эти действия квалифицировать как военное преступление?

Методические указания

Студент должен:

сформулировать определение международной безопасности;

рассмотреть основные источники права международной безопасности;

раскрыть роль ООН и региональных международных организаций в вопросах обеспечения международной безопасности;

охарактеризовать основные направления международного сотрудничества в сфере разоружения и ограничения вооружений;

рассмотреть меры по укреплению доверия между государствами в военной области;

изучить правила ведения войны, запрещенные методы и средства ведения военных действий.

Вариант 29.

Вопрос. Международная безопасность в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Задача.

Во время вооруженного конфликта одна женщина обратилась в местную администрацию Красного Креста с просьбой переслать письмо ее родителям, живущим в противостоящем государстве, поскольку почта отказалась принять письмо.

Поясните, может ли Красный Крест выполнять почтовые функции?

Какой порядок передачи семейных посланий предусмотрен в Женевских конвенциях 1949 г.?

Методические указания

Студент должен:

сформулировать определение международной безопасности;

пояснить, существуют ли системы коллективной безопасности в АТР. Если да, то принимает ли Россия в них участие;

назвать международные организации и действующие международные форумы по вопросам безопасности в АТР, охарактеризовать направления их работы;

изучить проблемы создания внеблоковой системы коллективной безопасности в АТР с участием России;

определить направления международной деятельности России по обеспечению безопасности и сотрудничества в АТР.

Вариант 30.

Вопрос. Понятие, основание и виды международно-правовой ответственности. Санкции и контрмеры в международном праве

Задача.

Освободительное движение, база которого находится в соседнем государстве, намеревается свергнуть правительство собственной страны и изменить ее политическую систему. Для осуществления своих планов оно прибегает к услугам наемников из разных стран. Операцию по свержению правительства наемники разрабатывают на территории иностранного государства, властям которого известны их планы.

Вооруженной группе удается проникнуть на борт гражданского воздушного судна, вылетающего в страну, где предстоит совершить переворот. Когда самолет приземляется в аэропорту, полиция обнаруживает оружие. Наемники силой захватывают другое воздушное судно и вынуждают летчика доставить их в указанный ими пункт назначения.

Определите, идет ли здесь речь о немеждународном вооруженном конфликте?

Могут ли наемники, захваченные в плен, требовать, чтобы с ними обращались как с военнопленными?

Как с точки зрения международного права можно квалифицировать действия, совершенные наемниками?

Методические указания

Студент должен:

сформулировать определение международной ответственности;

рассмотреть юридическое, фактическое и процессуальное основания наступления международно-правовой ответственности;

назвать субъектов международной ответственности;

перечислить виды международной ответственности и основные формы их реализации;

охарактеризовать современную систему международных санкций и процедуру их применения;

пояснить, что такое контрмеры, какого их правовое значение, условия применения;

изучить особенности международной ответственности за вред, причиненный в результате правомерной деятельности.

Вариант 31.

Вопрос. Международная уголовная ответственность физических лиц

Задача.

Гражданка Китая Бен Джи, постоянно проживающая в Российской Федерации, обратилась с заявлением к директору одной из средних школ г. Хабаровска с просьбой принять в первый класс ее дочь. При этом в своем заявлении Бен Джи пояснила, что отец девочки, тоже быв­ший гражданин Китая, уже получил гражданство Российской Федера­ции, а их с дочерью дела находятся на рассмотрении в территориальном органе ФМС и в ближайшее вре­мя они также могут приобрести российское гражданство.

Изучив заявле­ние Бен Джи, директор средней школы принял решение об отказе в его удовлетворении, мотивировав свой отказ тем, что на момент подачи за­явления дочь Бен Джи все-таки не имеет гражданства Российской Фе­дерации, а гражданство отца или матери при разрешении данной ситуации не имеют никакого значения.

Оцените сложившуюся ситуацию с точки зрения соблюдения норм международного права и внутреннего законодательства РФ?

Методические указания

Студент должен:

раскрыть понятие международной уголовной ответственности, перечислить основания привлечения лиц к международной уголовной ответственности;

назвать субъектов международной уголовной ответственности;

изучить порядок привлечения лиц к международной уголовной ответственности;

рассмотреть систему органов международной уголовной юстиции, порядок формирования международных военных трибуналов, проблемы юрисдикции Международного уголовного суда;

изучить международные стандарты в области прав человека.

Вариант 32.

Вопрос. Международно-правовые санкции как проявление принуждения в сфере межгосударственного общения. Современная система международно-правовых санкций

Задача.

Гражданка России Емельянова, заключив контракт со шведской фирмой на три года, временно переехала в Стокгольм. Через год у нее родилась дочь, и Емельянова обратилась в российское посольство в Швеции с заявлением о принятии дочери в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. Однако после рассмотрения заявления ей было в этом отказано. В качестве основания для отказа указывалось на факт рождения и проживания ее дочери за пределами Российской Федерации и отсутствие согласия ее отца на предоставление российско­го гражданства.

Емельянова обжаловала данное решение в суд. По ее мнению, дочь должна была быть принята в гражданство РФ по факту граж­данства матери, независимо от места ее рождения, а согласие отца ребенка в данной ситуации не требовалось, так как брак Емельяновой не был зарегистрирован и она официально является единственным родителем ребенка.

Как Вы полагаете, обоснованы ли возражения Емельяновой?

Перечислите условия принятия в гражданство РФ в упрощенном порядке, предусмотренные национальным законодательством. Были ли они соблюдены гражданкой Емельяновой?

Методические указания

Студент должен:

пояснить, что понимается под международными санкциями, назвать основания их применения в современных условиях;

определить место международных санкций в современном международном праве;

изучить вопрос о соотношении международно-правовой ответственности и международных санкций;

рассмотреть юридическую природу международно-правовых санкций, их отличие от контрмер;

раскрыть международно-правовые основы санкционного режима.

Вариант 33.

Вопрос. Защита жертв войны

Задача.

На протяжении 1990-х гг. на территорию США постоянно прибывали морским путем беженцы с Кубы. Общий поток кубинских беженцев превысил 100 тыс. чел.

Правительство США приняло решение прекратить сложившуюся практику автоматического предоставления разрешений на въезд кубинцам, достигшим их берегов. В 1996 г. власти США предприняли меры по депортации кубинцев, не имеющих действующей виды США, как незаконных иммигрантов.

Соответствуют ли действия органов власти США в отношении кубинских беженцев нормам Конвенции ООН о статусе беженцев 1951 г.?

Методические указания

Студент должен:

изучить Женевские конвенции 1949 г., посвященные вопросам защиты жертв вооруженных конфликтов;

рассмотреть особенности международно-правовой защиты военнопленных, раненных, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, гражданского населения оккупированной территории, интернированных лиц;

охарактеризовать роль и значение деятельности Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца в период вооруженных конфликтов;

осветить вопросы ответственности за нарушение прав человека в условиях вооруженных конфликтов международного и локального характера;

изучить международно-правовой режим беженцев, международные обязательства государств по защите данных лиц на своей территории.

Вариант 34.

Вопрос. Военные преступления. Вопросы выдачи и ответственность военных преступников

Задача.

Департамент консульской службы МИД России рекомендовал гражданину Л. отложить выезд в одну из африканских стран, поскольку там шла гражданская война, а затем отказал в выдаче заграничного паспорта. Отказ был обоснован тем, что в этом государстве прекратило свою работу дипломатическое представительство и отсутствуют консульские учреждения, и следовательно, у России не будет возможности принять меры по его защите в этой стране.

Дайте правовую оценку действий МИДа России.

Изучив систему государственных органов внешних сношений, поясните, является ли МИД России органом внешних сношений? Перечислите основные функции, возложенные на эти органы. Входит ли в компетенцию Министерства иностранных дел РФ выдача заграничных паспортов?

Методические указания

Студент должен:

сформулировать определение военного преступления по международному праву и российскому уголовному закону;

исследовать видовую классификацию военных преступлений;

перечислить военные преступления, совершаемые в рамках международного вооруженного конфликта и немеждународного вооруженного конфликта;

провести анализ признаков составов военных преступлений в соответствии с международными договорами;

рассмотреть процедуру привлечения главных военных преступников к международной уголовной ответственности и возможность их выдачи иностранному государству или международному уголовному суду.

Вариант 35.

Вопрос. Право убежища в международном праве

Задача.

19 августа 1990 г. группа осужденных при этапировании их к месту отбывания наказания разоружила конвой и захватила самолет ТУ-154.

Угрожая расправой пассажирам, они вынудили экипаж изменить маршрут. Выполняя приказ террористов, экипаж вылетел в Ташкент, затем в Карачи (Пакистан), где террористы сдались местным властям. В 1991 г. пакистанский суд приговорил их за угон самолета к 25 годам тюремного заключения.

Определите, имеются ли международные конвенции по вопросам борьбы с данными противоправными деяниями, каким образом в них решается вопрос о юрисдикции государств-участников?

Поясните, юрисдикция какого государства распространяется в отношении террористов? Распространяется ли юрисдикция Международного уголовного суда на совершенное преступление?

Методические указания

Студент должен:

раскрыть понятие права убежища в современном международном праве на основе анализа имеющихся в литературе подходов к его определению;

изучить международно-правовые нормы, посвященные институту права убежища, перечислить ограничения в предоставлении убежища, предусмотренные международным правом;

рассмотреть виды убежища и основания его предоставления;

раскрыть правовой статус лица, пользующегося правом убежища, а также международные обязательства государства, предоставившего убежище лицу на своей территории;

изучить вопрос об ответственности лиц, совершивших преступления международного характера.

Вариант 36.

Вопрос. Международные стандарты в области прав человека и основных свобод

Задача.

В мае 1997 г. турецкая армия вторглась в Курдский автономный район Ирака. В результате этого акта погибло большое количество людей, в том числе мирных жителей, тысячи человек стали беженцами.

Реакция МИДа России была следующей: «В Москве с озабоченностью восприняли сообщение о начале крупной операции турецкой армии в северной Ираке… Мы не можем согласиться с действиями, которые нарушают суверенитет и территориальную целостность другого государства – Ирака …».

Реакция Государственной Думы Федерального Собрания РФ : «Государственная Дума решительно осуждает действия турецкой армии и призывает турецкое руководство незамедлительно прекратить репрессии против курдского народа и вывести турецкие войска за пределы территории суверенного Ирака».

Правомерно ли, с вашей точки зрения, квалифицировать действия Турции как агрессию и геноцид? Обоснуйте ответ со ссылками на нормы международного права.

Определите, кто является субъектом (субъектами) совершенного преступления (преступлений). Имеются ли основания для привлечения виновных к международной ответственности?

Методические указания

Студент должен:

изучить основные международные документы, закрепляющие международные стандарты в области прав человека;

рассмотреть приведенную в них классификацию прав и свобод;

показать реализацию международных стандартов в области прав и свобод человека и гражданина в конституциях государств, в т.ч. в Конституции РФ;

определить, какие международные обязательства государств вытекают из содержания международных актов, принятых по вопросам защиты прав и свобод;

рассмотреть международную защиту прав человека.

Вариант 37.

Вопрос. Международный судебный механизм защиты прав человека: проблемы правоприменительной практики

Задача.

В 1867 г. в Париже русский подданный Н., не принадлежащий к составу русского посольства, произвел покушение на члена посольства и ранил его в помещении посольства. Явившаяся по приглашению посольства французская полиция арестовала преступника.

Российское правительство потребовало выдачи Н. на том основании, что поскольку преступление было совершено в помещении посольства, оно подлежит исключительной российской юрисдикции. Однако французское правительство отказало в выдаче.

Оцените данную ситуацию с позиции современного международного права?

Поясните, имеется ли международный договор, определяющий юрисдикцию государств по делам о преступлениях, совершенных против дипломатических агентов.

Определите, что является основанием для выдачи преступников? Предусмотрена в международных договорах возможность отказа в выдаче?

Методические указания

Студент должен:

рассмотреть систему международных органов по защите прав человека и основных свобод;

ознакомиться с практикой международных судебных органов по защите прав человека;

изучить материалы, характеризующие деятельность Европейского суда по правам человека;

рассмотреть процедуру обращения в международные судебные органы, требования приемлемости, предъявляемые к жалобам;

осветить проблемы, связанные с реализацией решений международных судебных органов.

Вариант 38.

Вопрос. Правовая помощь по уголовным делам. Сотрудничество и обмен информацией в борьбе с отдельными видами преступлений

Задача.

В октябре 1985 г. четыре человека, принадлежавших к одной из фракций Организации Освобождения Палестины (ООП), захватили итальянское воздушное судно «Акилле Лауро». Около 450 пассажиров и члены экипажа были взяты в заложники.

Хладнокровно убив американского пассажира еврейского происхождения, они сдались египетским властям, которые позволили им подняться на борт египетского самолета, отлетавшего в Тунис, где находился штаб ООП.

Однако во время полета над международными водами Средиземного моря этот лайнер был перехвачен американским военным самолетом и с разрешения итальянского правительства приземлился на итальянской территории. Итальянские власти задержали четырех террористов, которые впоследствии были осуждены.

Дайте оценку действиям властей Египта, США и Италии с точки зрения их соответствия (несоответствия) международному праву.

Оцените действия палестинцев, захвативших самолет, с позиции международного уголовного права.

Методические указания

Студент должен:

раскрыть понятие и содержание правовой помощи по уголовным делам;

рассмотреть процесс реализации правовой помощи по уголовным делам и основные формы межгосударственного взаимодействия;

изучить межгосударственные соглашения по вопросам борьбы с отдельными видами преступлений и определить их роль в реализации взаимной правовой помощи;

осветить международно-правовые проблемы выдачи лиц, совершивших преступления.

Вариант 39.

Вопрос. Роль международного уголовного права в противодействии организованной преступности

Задача.

В 1988 г. Эсминец «Кэрон» и крейсер «Йорктаун» ВМС США зашли в советское территориальное море в Черном море в районе южного берега Крыма. На пода­ваемые заблаговременно советским пограничным ко­раблем предупреждающие сигналы о приближении к Государственной границе СССР американские корабли не реагировали и углубились в территориальное море СССР на значительное расстояние.

В своем протесте МИД СССР «ответственность за совершенную провокацию», приведшую к столкнове­нию двух военных кораблей, возлагал на США. В ответ на это представителями госдепартамента США и Пен­тагона было заявлено, что американские корабли осуществляли право мирного прохода, которое соответст­вует международному праву.

Поясните, что включает в себя право мирного прохода через территориальное море? Предполагает ли оно предварительное уведомление или получение разрешения властей прибрежного государства?

Обязаны ли иностранные корабли соблюдать требо­вания прибрежного государства, осуществляя мирный проход по морским коридорам?

Методические указания

Студент должен:

изучить существующие в отечественной доктрине подходы к определению международного уголовного права;

определить предмет регулирования, раскрыть принципы и источники международного уголовного права;

рассмотреть вопрос о влиянии международного уголовного права на национальное уголовное законодательство;

осветить международно-правовые механизмы борьбы с организованной преступностью;

изучить положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и законодательство РФ по вопросу реализации иностранными судами права мирного прохода через территориальные воды.

Вариант 40.

Вопрос. Основные виды морских пространств и их правовой режим

Задача.

С военной базы НАТО Рамштейн (ФРГ) 16 июля 1965 г. вылетел капитан американских ВВС на истребителе-разведчике. Официально это был учебный полет по маршруту Рамштайн - долина Роны и обратно. План полета был передан французской стороне, разрешения проводить во время полета фотосъемки не запрашивалось.

Во время полета самолет снизился и вышел из зоны досягаемости радиолокаторов. Истребитель-разведчик включил фотоаппаратуру и четыре раза пролетел над базой «Пьер лат» на высоте 700 м, хотя на крышах зданий был изображен большой красный квадрат с белым кругом, означающий запрещение фотографировать. После чего истребитель-разведчик увеличил скорость и ушел в обратном направлении.

Поясните, были ли нарушены капитаном американских ВВС принципы и нормы международного воздушного права?

Определите, какими международными договорами регламентируется пролет иностранных самолетов над территорией государства? Каковы правила полетов над территорией суверенного государства?

Методические указания

Студент должен:

изучить источники международного морского права;

определить морские пространства, правовой режим которых закреплен в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.;

рассмотреть правовой режим морских пространств;

расположить морские пространства по мере их удаления от берега государства, охарактеризовать суверенные права прибрежного государства в каждом из них;

изучить источники международного воздушного права и правила полетов в суверенном воздушном пространстве.

Вариант 41.

Вопрос. Морское пиратство: борьба с международным терроризмом и проблемы обеспечения морской международной безопасности

Задача.

31 августа 1983 г. Боинг-747 южно-корейской авиакомпании «Korean Air Lines», следовавший по маршруту Анкоридж – Сеул, сильно отклонился от заданного маршрута и вторгся в советское воздушное пространство. Самолет следовал к берегам Камчатки и Сахалина, где располагались советские стратегические объекты.

После неудачных попыток принудить самолет к посадке на советской территории по согласованию с Москвой советский истребитель-перехватчик Су-15ТМ поднялся с аэродрома «Сокол» и выпустил по корейскому Боингу-747 две ракеты, одной из которых было разрушено левое крыло, второй - хвостовое оперение самолета. При крушении самолета никто не выжил.

Оцените правомерность действий ВВС СССР и командира Боинга-747 южно-корейской авиакомпании « Korean Air Lines ».

Поясните, имело ли место нарушение норм международного воздушного права?

Методические указания

Студент должен:

дать общую правовую характеристику пиратства на море как преступления;

изучить международные договоры по вопросам борьбы с незаконным захватом морских судов;

рассмотреть сотрудничество в борьбе с пиратством в аспекте обеспечения международной морской безопасности;

показать участие России в борьбе с морским пиратством;

рассмотреть вопрос об уголовном преследовании пиратов, в том числе с использованием механизмов международного правосудия;

изучить источники международного воздушного права и правила полетов в суверенном воздушном пространстве.

Вариант 42 .

Вопрос. Международно-правовые проблемы применения контрмер в экономической сфере

Задача.

Военный корабль государства М. подверг осмотру в открытом море судно, плавающее под флагом государства И., на том основании, что у него были подозрения о перевозке судном большой партии наркотических средств. Наркотики действительно были обнаружены. Капитан судна тем не менее, заявил, что осмотр судна считает нарушением норм международного права.

Поясните, были нарушены нормы международного морского права, если да, то в чем нарушение выразилось?

Методические указания

Студент должен:

изучить вопрос о возможности использования экономического принуждения в международных отношениях;

рассмотреть международно-правовую ответственность государств в сфере международных экономических отношений;

рассмотреть виды контрмер в экономической сфере, пояснить, в чем заключается их отличие от международных санкций экономического характера;

показать существующие проблемы применения мер экономического воздействия, с точки зрения их правомерности, целесообразности и достаточности;

изучить вопрос о возможности досмотра иностранного судна в открытом море, основания и правила проведения такого досмотра.

Вариант 43.

Вопрос. Международное сотрудничество в исследовании и использовании космического пространства

Задача.

Сотрудники таможенной службы Таиланда в декабре 2000 г. конфисковали 4 тыс. змей, которых в картонных коробках контрабандисты пытались незаконно вывести во Вьетнам.

По словам таможенников о готовящейся контрабанде змей, среди которых было много ядовитых особей, сообщили детективы международного аэропорта в Бангкоке. Таиланд запрещает вывоз животных, которые находятся под угрозой исчезновения. Внутренние органы змей высоко ценятся в некоторых странах Юго-Восточной Азии из-за традиционных легенд о том, что пресмыкающиеся, особенно ядовитые, могут эффективно использоваться в медицинских целях для восстановления здоровья и повышения сексуальной потенции.

Определите, имеются ли нарушения норм международного экологического права, если да, то в чем нарушения выразились?

Перечислите меры, выработанные международным сообществом в целях охраны животного мира?

Методические указания

Студент должен:

изучить источники международного космического права;

раскрыть принципы ведения космической деятельности;

рассмотреть систему международных органов и организаций, выступающих координаторами межгосударственного сотрудничества в области космических исследований;

показать роль и значение всемирных конференций по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях, охарактеризовать участие России в их работе;

перечислить международные договоры по вопросам сотрудничества государств по исследованию и использованию космического пространства;

рассмотреть вопрос о совместном использовании результатов космической деятельности;

изучить международные соглашения по вопросам охраны редких и исчезающих видов растений и животных.

Вариант 44.

Вопрос. Правовой статус космического пространства, небесных тел и космонавтов

Задача.

Американский военный корабль нес службу в тихом океане. Недалеко от места его нахождения упал в воду австралийский военный самолет. Моряки поспешили на помощь и спасли пилота, нуждающегося в медицинской помощи. Капитан военного корабля обратился к российским компетентным органам с просьбой зайти в порт Владивосток. Не дожидаясь ответа, военный корабль вошел во внутренние морские воды Российской Федерации, а затем в порт.

Поясните, является ли такой заход нарушением режима внутренних морских вод прибрежного государства? Обоснуйте ответ со ссылками на международные договоры и внутригосударственные акты Российской Федерации.

Методические указания

Студент должен:

изучить источники международного космического права;

рассмотреть правовой статус космического пространства и находящихся в нем естественных и искусственных небесных тел;

раскрыть правовое положение космонавтов;

рассмотреть проблемы деятельности неправительственных юридических лиц в космическом пространстве, в том числе вопрос о присвоении участков космического пространства и небесных тел отдельными частными лицами;

изучить правовой режим внутренних морских вод.

Вариант 45.

Вопрос. Российско-китайское сотрудничество по вопросам рационального использования и охраны бассейна трансграничной реки Амур

Задача.

В июне 1999 г. крупный обломок неизвестного космического аппарата едва не врезался в строящуюся международную станцию гражданского назначения. Если бы столкновение произошло, станция, которая находится на орбите, скорее всего, погибла бы. Каждый год человечество выводит на околоземные и более удаленные орбиты более 100 искусственных космических объектов, срок их службы ограничен, и достижения человеческой цивилизации с определенного момента превращаются в космический мусор, угрожающий столкновениям с действующими спутниками.

В настоящее время космическое командование США отслеживает 9 тыс. объектов, проходящих по разряду космического мусора.

Поясните, какие деяния субъектов международного права, участвующих в деятельности по освоению и использованию космического пространства, могут квалифицироваться как наиболее тяжкие международные правонарушения? Какие категории субъектов международного права могут являться субъектами ответственности за космическую деятельность, в результате которой причинен ущерб?

Перечислите принципы возмещения причиненного в результате космической деятельности материального ущерба в случаях, когда такая деятельность осуществляется на коллективной основе несколькими субъектами права.

Методические указания

Студент должен:

изучить международные договоры по вопросам использования трансграничных водных ресурсов;

осветить международно-правовое регулирование использования трансграничных водотоков;

назвать международные соглашения, заключенные с КНР по вопросам рационального использования и охраны бассейна трансграничной реки Амур;

раскрыть основные формы российско-китайского сотрудничества по данному вопросу;

изучить вопрос об ответственности за ущерб, причиненный в результате космической деятельности.

Образец оформления титульного листа контрольной работы

Министерство образования и науки РФсвто __________________________________________________________________________________________________________

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный университет»

Юридический факультет

Кафедра конституционного и муниципального права

по дисциплине «Международное право»

Вариант № 3

Выполнил:

студент Ф.И.О., группа, адрес проживания

Хабаровск, 2011

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Методические указания

по написанию контрольных работ для студентов заочного обучения

Ольга Анатольевна Чернова

Главный редактор Л. А. Суевалова

Редактор

Подписано в печать ……… Формат 60х84 1/16.

Бумага писчая. Гарнитура «Таймс». Печать цифровая.

Усл. печ. л. 2,75. Тираж 100 экз. Заказ ___

Издательство Тихоокеанского государственного университета.

680035, Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136

Отдел оперативной полиграфии издательства

Тихоокеанского государственного университета.

680035, Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136.