Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 22

 

Поиск            

 

Указания методические и задания к курсовой работе для студентов специальности 60400 «Финансы и кредит» Архангельск

 

             

Указания методические и задания к курсовой работе для студентов специальности 60400 «Финансы и кредит» Архангельск

Министерство образования Российской Федерации

Архангельский государственный технический университет

Институт экономики, финансов и бизнеса

Бухгалтерский учет

Методические указания и задания к курсовой работе

для студентов специальности 60400 «Финансы и кредит»


Архангельск

2003

Рассмотрено и рекомендовано к изданию методической комиссией Института экономики, финансов и бизнеса Архангельского государственного технического университета 13 марта 2003года.

Составители:

Г.В. Веретильная, старший преподаватель

Н.Г. Вотинова, старший преподаватель

В.И. Конков, старший преподаватель

Рецензент:

Т.В. Корельская, доц. канд. экон. наук

ББК 65.052.9(2)

УДК 657(075.4)

Г.В. Веретильная, Н.Г. Вотинова, В.И. Конков. Бухгалтерский учет. Методические указания и задания к курсовой работе для студентов специальностей 60400 «Финансы и кредит» - Архангельск: Издательство АГТУ, 2003- 57 с.

Подготовлены кафедрой бухгалтерского учета Института экономики, финансов и бизнеса Архангельского государственного технического университета. Предназначен для студентов специальностей 60400 «Финансы и кредит», 0608 «Экономика и управление на предприятии лесного хозяйства и лесной промышленности», 061100 «Менеджмент организации» очной, очно-заочной и заочной форм обучения Института экономики, финансов и бизнеса и заочного факультета Архангельского государственного технического университета

Таблицы 23 Библиограф. 11 назв.

Печатается в авторской редакции.

© Архангельский государственный технический университет, 2003

"Не представляю себе, как можно
довольствоваться знаниями, полученными из вторых рук; хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр, бываешь лишь своей собственной мудростью".

Мишель де Монтень

ВВЕДЕНИЕ

В условиях развивающихся рыночных отношений в нашей стране предприятие становится юридически и экономически самостоятельным.

Работая в новых условиях, предприятия, во избежание поражения в конкурентной борьбе, банкротства, вынуждены рационально использовать все свои экономические ресурсы. Поскольку основным источником информации при этом выступает бухгалтерский учет, то именно его данные используются наиболее активно и широко.

Учет занимает одно из главных мест в системе управления предприятием. Он более точно отражает реальные процессы производства, обращения, распределения и потребления, всесторонне характеризует имущественное и финансовое состояние предприятия, служит основой для планирования его деятельности.

Бухгалтерский учет не только отражает хозяйственную деятельность предприятия, но и является инструментом воздействия на нее. Являясь частью процесса управления, он дает важную информацию, позволяющую: контролировать текущую деятельность предприятия, планировать его стратегию, оптимально использовать ресурсы, измерять и оценивать результаты деятельности.

Переход на международные стандарты финансовой отчетности, осуществляемый в Российской Федерации, новые экономические условия неизбежно расширяют функции и полномочия бухгалтерской службы.

1. Требования Государственного образовательного стандарта

Цель и задачи изучения дисциплины.

Цель и задачи изучения дисциплины «Бухгалтерский учет» заключается в усвоении:

- основных принципов и официальной методологии ведения бухгалтерского учета имущества организации, собственного капитала и ее обязательств;

- документирования хозяйственных операций как правовой основы учетной процедуры;

- системы сбора и обобщения информации об активах, капитале и обязательствах организации, необходимой для составления бухгалтерской отчетности;

- системы учета и контроля затрат на производство продукции, работ и услуг, необходимой для обоснования практики ценообразования, а также для разработки управленческих решений в процессе функционирования организации.

Требования к знаниям, умениям и навыкам,

приобретенным в результате изучения дисциплины.

Изучение дисциплины «Бухгалтерский учет» позволит студентам:

- знать существо оформления хозяйственных операций, понимать характер их влияния на финансовое состояние и имущественное положение организации;

- решать вопросы по отражению хозяйственных ситуаций в соответствии с действующими нормативными актами;

- производить сбор информации, учетную регистрацию и ее обобщение с целью составления бухгалтерской отчетности;

- реагировать на изменения в организации учета, вытекающие из особенностей функционирования конкретного предприятия;

- уметь формировать учетную информацию о затратах на производство продукции по объектам калькулирования, о маржинальном доходе с целью принятия управленческих решений;

- сформировать представление об основных направлениях развития системы регулирования бухгалтерского финансового учета в Российской Федерации.

Обязательный минимум содержания дисциплины.

Содержание и функции бухгалтерского учета; объекты, предмет и метод бухгалтерского учета; балансовое обобщение, система бухгалтерских счетов, двойная запись; первичное наблюдение, документация, учетные регистры; инвентаризация и инвентарь; методы стоимостного измерения; формы бухгалтерского учета; основы бухгалтерской (финансовой) отчетности; организация бухгалтерского учета; нормативное регулирование бухгалтерского учета; пользователи бухгалтерской информации; цели и концепции финансового учета; принципы финансового учета, организационно-правовые особенности предприятий и их влияние на постановку финансового учета в хозяйствующих субъектах; основное содержание и порядок ведения учета: денежных средств, дебиторской задолженности, инвестиций в основной капитал, основных средств, арендованного имущества, нематериальных активов, долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, производственных запасов, текущих и долгосрочных обязательств, капитала, фондов и резервов, издержек хозяйственной деятельности, готовой продукции, работ, услуг и их реализации, финансовых результатов и использования прибыли, хозяйственных операций на забалансовых счетах, содержание и порядок составления финансовой отчетности; выбор и проектирование систем учета и контроля затрат в организациях; учет и контроль издержек производства и продаж продукции по видам расходов, местам формирования, центрам ответственности; учет и распределение затрат по объектам калькулирования; маржинальный доход; методы калькулирования как базы ценообразования, использование данных управленческого учета для анализа и обоснования решений на разных уровнях управления.

2. Контрольные вопросы по дисциплине «Бухгалтерский учет»

1. Общая характеристика хозяйственного учета. Виды учета.

2. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета

3. Определение и основные задачи бухгалтерского учета.

4. Пользователи бухгалтерской информации.

5. Основные принципы финансового учета.

6. Метод бухгалтерского учета и его элементы.

7. Общая характеристика объектов бухгалтерского учета.

8. Бухгалтерский баланс: определение, содержание и строение. Виды балансов.

9. Изменения в бухгалтерском балансе, вызываемые хозяйственными операциями.

10. План счетов бухгалтерского учета и принципы его построения.

11. Понятие о счетах бухгалтерского учета. Связь счетов с бухгалтерским балансом.

12. Классификация счетов по структуре. Примеры и схемы счетов.

13. Сущность двойной записи на счетах бухгалтерского учета. Виды корреспонденций.

14. Счета синтетического и аналитического учета. Связь между ними.

15. Документация: определение и виды.

16. Общие требования, предъявляемые к документам.

17. Порядок обработки бухгалтерских документов.

18. Порядок хранения и изъятия бухгалтерских документов.

19. Методы исправления ошибок в бухгалтерских документах.

20. Инвентаризация имущества и финансовых результатов.

21. Отражение в учете результатов инвентаризации.

22. Основные понятия об учетных регистрах и формах ведения учета.

23. Мемориально-ордерная форма ведения учета.

24. Журнально-ордерная форма ведения учета.

25. Организация бухгалтерского учета на предприятии.

26. Учетная политика организации.

27. Классификация и оценка основных средств.

28. Учет поступления, амортизации и выбытия основных средств.

29. Классификация и оценка нематериальных активов.

30. Учет поступления, амортизации и выбытия нематериальных активов.

31. Учет материалов.

32. Общая характеристика счетов затрат

33. Учет готовой продукции.

34. Учет продаж.

35. Учет кассовых операций.

36. Учет денежных средств на расчетном счете.

37. Общая характеристика счетов расчетов

38. Учет расчетов с подотчетными лицами.

39. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.

40. Учет расчетов с покупателями и заказчиками.

41. Учет расчетов по налогам и сборам.

42. Учет расчетов с органами социального страхования и обеспечения.

43. Учет уставного капитала.

44. Учет резервного капитала.

45. Учет добавочного капитала.

46. Учет финансовых результатов.

47. Учет нераспределенной прибыли.

48. Отличия и взаимосвязь управленческого и финансового учета: регламентирование, потребители информации, степень аналитичности и т.п.

49. Предмет и метод управленческого учета, его роль в управлении предприятием. Задачи управленческого учета.

50. Методы оценки материальных запасов в управленческом учете.

51. Классификация производственных затрат в управленческом учете для определения себестоимости произведенной продукции.

52. Классификация затрат для принятия решений и планирования.

53. Классификация затрат для осуществления процесса контроля и регулирования.

54. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) в отечественной и зарубежной практике.

55. Роль калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг). Калькуляционные единицы управленческого учета, их зависимость от технологических особенностей производства.

56. Влияние на величину прибыли и оценку товарно-материальных запасов методов учета затрат и калькулирования себестоимости по переменным издержкам («Директ –костинг») и с полным распределением затрат.

57. Особенности и сфера применения попроцессного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

58. Сущность позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) и границы его применения.

59. Информационная база управленческого учета как основа для принятия управленческих решений.

60. Учет по центрам ответственности, его сущность и значение.

61. Метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) по фактическим затратам.

62. Основные принципы калькуляции себестоимости по нормативным затратам, сфера ее применения.

63. Понятие нормативных затрат, их отличие от плановых (бюджетных) затрат. Система «Стандарт –кост».

64. Возможности системы «Стандарт –кост».

65. Понятие ставки распределения накладных расходов, ее назначение и порядок расчета.

66. Анализ безубыточности (равновесия) производства.

67. Использование данных управлен­ческого учета для обоснования ре­шений на разных уровнях управ­ления.

68. Планирование в системе бухгалтерского управленческого учета.

69. Генеральный бюджет производственного предприятия.

70. Бюджетирование и контроль деятельности центров ответственности.

На основе контрольных вопросов составляются тесты к зачету, экзамену или экзаменационные билеты.

3. Указания к выполнению курсовой работы.

В ходе выполнения курсовой работы студент должен изучить специальную экономическую литературу, ознакомиться с действующими нормативными и законодательными актами, методическими рекомендациями.

В сроки, установленные учебными графиками, студенты выполняют курсовую работу по дисциплине « Бухгалтерский учет».

представлена в шести вариантах. Вариант определяется первой буквой фамилии студента.

Таблица 1. Выбор варианта задания для выполнения курсовой работы

Вариант

Первая буква фамилии студента

1

А, Б, В, Г, Д

2

Е, Ё, Ж, З, И

3

К, Л, М, Н, О

4

П, Р, С, Т, У

5

Ф, Х, Ц, Ч, Ш

6

Щ, Э, Ю, Я

Порядок выполнения курсовой работы следующий:

1. Открыть счета синтетического учета, т.е. записать начальное сальдо на соответствующие счета (табл. 14).

В учебных целях рекомендуется использовать форму бухгалтерских счетов, приведенную в приложении А.

2. Составить журнал регистрации хозяйственных операций за отчетный период, форма которого содержится в приложении Б, указав корреспонденции счетов.

3. Отразить на счетах суммы хозяйственных операций, указав номер операции.

4. Составить авансовый отчет. Пункт командировки выбрать самостоятельно. Стоимость проезда взять из действующего тарифа. Суточные взять в размере установленном приказом руководителя. Оплату расходов по найму жилья отразить по факту.

5. Кроме предложенных операций самостоятельно добавить операции по списанию общепроизводственных, общехозяйственных затрат на основное производство, прежде распределив их согласно выбранной базе распределения, в соответствии с принятой учетной политикой для целей бухгалтерского учета.

6. Рассчитать лимит кассы по форме, приведенной в приложении В.

7. При необходимости добавить хозяйственные операции, отразив их в журнале регистрации хозяйственных операций и на счетах.

8. Начислить налоги за отчетный период и записать операции по перечислению их с расчетного счета.

9. Подсчитать обороты и остатки на конец периода на счетах.

10. Составить оборотно-сальдовую ведомость по синтетическим счетам (приложение Г).

11. Заполнить бухгалтерский баланс.

Пояснительная записка к курсовой работе должна иметь:

1. Титульный лист.

2. Рецензию.

3. Бланк задания.

4. Оглавление.

5. Исходные данные.

6. Журнал регистрации хозяйственных операций.

7. Счета синтетического учета и аналитического учета.

8. Расчет лимита кассы.

9. Пояснения к расчетам.

10. Оборотно - сальдовую ведомость.

11. Бухгалтерский баланс.

12. Список литературы.

Оформление курсовой работы

На курсовую работу выдается задание, оформленное на специальном бланке подписанное преподавателем. Бланк задания подшивается в пояснительную записку после титульного листа.

Защита курсовой работы состоит из доклада студента и ответов на заданные вопросы.

4. Методические рекомендации к разделам курсовой работы

Бухгалтерский учёт представляет собой сплошное, непрерывное, взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности организации на основании документов. Сплошное отражение хозяйственной деятельности подразумевает под собой обязательный учет всего имущества, всех видов запасов, затрат, продукции, задолженностей предприятия и т.д., а всё это требует непрерывного постоянного наблюдения и записи в документы совершающихся на предприятии фактов о движении материальных ценностей, денежных средств и т.п.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства, собственный капитал и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Необходимо уметь обосновывать принципы бухгалтерского учета:

· обособленность предприятия,

· действующего предприятия,

· постоянства учетной политики,

· принцип начисления,

· соответствия доходов и расходов,

· временной определенности фактов хозяйственной деятельности,

· осмотрительности,

· существенности.

Следует знать и уметь характеризовать такие элементы метода бухгалтерского учета как: документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета бухгалтерского учета и двойная запись, баланс и бухгалтерская отчетность.

Экономические ресурсы (активы) как один из объектов бухгалтерского учета делятся на оборотные и внеоборотные.

Необходимо четко представлять характерные особенности каждой группы и их составляющие.

Учет основных средств.

Понятие, классификация и оценка основных средств.

Основными документами, регламентирующими порядок учета основных средств, являются Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина РФ от 30 марта 2001г. № 26н и Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина РФ от 20 июля 1998 г. № 33н с изменениями и дополнениями.

При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

· использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд организации;

· использование в течение длительного времени, т. е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

· организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

· способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

К основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.

В составе основных средств учитываются также: капитальные вложения в коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и мелиоративные работы); капитальные вложения в арендованные объекты основных средств; земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

Основные средства группируются:

· по степени использования:

- действующие,

- запасные,

- на консервации,

- находящиеся в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации;

· по наличию прав на объекты основных средств:

- принадлежащие организации на правах собственности,

- находящиеся у организации в оперативном управлении или в хозяйственном ведении,

- полученные организацией в аренду.

В бухгалтерском учете и отчетности основные средства отражаются по первоначальной, остаточной и восстановительной стоимости.

Первоначальная стоимость складывается в момент введения объекта в эксплуатацию. Ею признается для объектов:

· приобретенных за плату, а также изготовленных в самой организации – сумма фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление;

· внесенных учредителями в счет вклада в уставный капитал – денежная оценка, согласованная учредителями;

· полученных организацией по договору дарения (безвозмездно) – текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету;

· приобретенное в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств – стоимость ценностей переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливаемая исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах передаются аналогичные ценности.

В первоначальную стоимость основных средств включаются также фактические затраты организации на доставку объектов и приведение их в состояние пригодное для использования.

Восстановительная стоимость – это сумма денежных средств или их эквивалентов, которая должна быть уплачена по рыночным ценам в случае необходимости замены какого-либо объекта на новый аналогичный объект. Она определяется в результате переоценки основных средств.

Остаточная стоимость – это первоначальная или восстановительная стоимость за вычетом накопленной суммы амортизации.

Отражение в учете наличия и движения основных средств.

Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.

Бухгалтерский учет движения основных средств осуществляется на счете 01 «Основные средства». По дебету счета показывается поступление основных средств по первоначальной стоимости и их дооценка, а по кредиту – выбытие основных средств и их уценка. Сальдо показывает первоначальную (восстановительную) стоимость основных средств на начало и конец отчетного периода.

Бухгалтерский учет поступления основных средств осуществляется с использованием счетов 07 «Оборудование к установке» и 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Порядок учета поступления основных средств можно представить в виде схемы:


Требуют монтажа

Передача в монтаж оборудования

Затраты на монтаж


Не требуют монтажа

Ввод в эксплуатацию

Схема 1. Порядок учета поступления основных средств.

Таблица 2 . Типовые корреспонденции по поступлению основных средств

Содержание операций

Корреспонденция

дебет

кредит

1

Акцептованы счета поставщиков за поступившие основные средства:

- стоимость основных средств

- НДС

07,08

19

60

60

2

Поступили основные средства в качестве вклада в уставный капитал

07,08

75

3

Поступили основные средства безвозмездно

07,08

98

4

Основные средства, требующие установки переданы в монтаж

08

07

продолжение таблицы 2.

5

Затраты на монтаж

08

10,70,69,23,25,26

6

Акцептованы счета подрядчиков за выполненные монтажные работы:

- стоимость работ

- НДС

08

19

60

60

7

Основные средства введены в эксплуатацию по первоначальной стоимости

01

08

Основные средства погашают свою стоимость путем начисления амортизации. Амортизация объектов основных средств производится одним из следующих способов:

- линейный способ;

- способ уменьшаемого остатка;

- способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

- способ списания стоимости пропорционально объему выпущенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Для учета амортизации используется счет 02 «Амортизация основных средств». Начисление амортизации отражается по кредиту счета, а списание – по дебету. Сальдо показывает сумму накопленной амортизации на начало и конец отчетного периода.

Таблица 3 . Типовые корреспонденции по начислению и списанию амортизации

Содержание операций

Корреспонденция

дебет

кредит

1

Начислена амортизация основных средств:

- основного производства

- вспомогательного производства

- общепроизводственного назначения

- общехозяйственного назначения

20

23

25

26

02

02

02

02

2

Списана сумма накопленной амортизации по выбывшим основным средствам

02

01, 91

Для учета продажи и выбытия основных средств используются счета учета основных средств и счет 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету счета 91 отражается остаточная стоимость основных средств и расходы, связанные с выбытием основных средств, а по кредиту – доходы, полученные от выбытия основных средств (выручка от продажи, рыночная стоимость запчастей, оставшихся от ликвидации основных средств и т.п.). В конце месяца путем сопоставления оборотов по кредиту (Ок) и дебету (Од) счета 91 выявляется финансовый результат от выбытия основных средств:

· если Ок > Од , то в результате выбытия основных средств получена прибыль (Д 91 К 99);

· если Од > Ок , то в результате выбытия основных средств получен убыток (Д 99 К 91).

Таблица 4 . Типовые корреспонденции по продаже основных средств

Содержание операций

Корреспонденция

дебет

кредит

1

Списана остаточная стоимость выбывших основных средств

91

01

2

Начислена заработная плата рабочим за демонтаж основных средств

91

70

3

Начислены отчисления органам социального страхования и обеспечения

91

69

4

Акцептованы счета подрядчиков за демонтаж основных средств:

- стоимость работ

- НДС

91

19

60

60

5

Предъявлен счет покупателю основных средств

62,76

91

6

Выделен НДС из выручки от продажи основных средств

91

68

7

Выявлен финансовый результат от продажи основных средств:

- прибыль

- убыток

91

99

99

91

Таблица 5 . Типовые корреспонденции по списанию основных средств

Содержание операций

Корреспонденция

дебет

кредит

1

Списана остаточная стоимость списанных основных средств

91

01

2

Начислена заработная плата рабочим за демонтаж основных средств

91

70

3

Начислены отчисления органам социального страхования и обеспечения

91

69

продолжение табл. 5

4

Акцептованы счета подрядчиков за демонтаж основных средств:

- стоимость работ

- НДС

91

19

60

60

5

Оприходованы запасные части, материалы, полученные в результате демонтажа списанных основных средств

10

91

6

Выявлен финансовый результат от продажи основных средств:

- прибыль

- убыток

91

99

99

91

Учет материалов

Основными документами, регулирующими учет материально-производственных запасов, являются ПБУ 5 «Учет материально-производственных запасов», утв. приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 июня 2001 г. № 44н и Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. № 119н.

В соответствии с этими документами к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

- используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

- предназначенные для продажи, включая готовую продукцию и товары;

- используемые для управленческих нужд организации.

Материалы – это одна из составляющих материально-производственных запасов. В зависимости от роли в процессе производства продукции, выполнения работ и оказания услуг, материалы подразделяются на:

- Сырье и материалы;

- Покупные полуфабрикаты;

- Комплектующие изделия;

- Конструкции и детали;

- Топливо;

- Тара и тарные материалы;

- Запасные части;

- Строительные материалы;

- Инвентарь и хозяйственные принадлежности;

- Прочие материалы

Материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости их заготовления.

Фактическая себестоимость заготовления и приобретения материалов:

· внесенных учредителями в счет вклада в уставный капитал – денежная оценка, согласованная учредителями;

· полученных организацией по договору дарения (безвозмездно) – рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету;

· приобретенных в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств – стоимость ценностей переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливаемая исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах передаются аналогичные ценности;

· изготовленных в самой организации – сумма фактических затрат на их производство;

· приобретенных за плату складывается из: стоимости, уплаченной поставщику; транспортно-заготовительных расходов; расходов по доведению материалов до состояния пригодного для использования по назначению.

Учет приобретения и движения материалов ведется на счете 10 «Материалы».

Поступление материалов по фактической себестоимости отражается по дебету счета 10 «Материалы», а отпуск на производство продукции, на управленческие нужды, а также прочее выбытие материалов, - по кредиту.

Сальдо счета 10 «Материалы» показывает фактическую себестоимость материалов, имеющихся на складе предприятия, на начало и конец отчетного периода.

Оценка материалов при отпуске их в производство или на другие цели может осуществляться одним из следующих способов:

- по себестоимость каждой единицы;

- по средней себестоимости;

- по способу ФИФО;

- по способу ЛИФО.

Таблица 6 . Типовые корреспонденции по учету материалов

Содержание операций

Корреспонденция

дебет

кредит

1

Акцептованы счета поставщиков за поступившие материалы

- стоимость материалов

- НДС

10

19

60

60

2

Акцептованы счета транспортной (посреднической, и др.) организации:

- стоимость услуги

- НДС

10

19

60,76

60,76

3

Отпущены материалы :

- в основное производство

- во вспомогательное производство

- на общепроизводственные нужды

- на общехозяйственные нужды

- на монтаж основных средств

20

23

25

26

08

10

10

10

10

10

Учет затрат

Основными задачами бухгалтерского учёта затрат на производство являются: своевременное, полное и достоверное отражение фактических затрат на производство и сбыт продукции, а также контроль за экономным и рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

В соответствии с данными задачами учёт ведётся в следующих разрезах:

- по видам продукции;

- по отношению к себестоимости;

- по месту возникновения затрат;

- по видам расходов.

Сложность процесса производства и его значимость в хозяйственной деятельности, разнообразие затрат требуют использования в учёте целой группы производственных счетов, таких как: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 97 «Расходы будущих периодов» и т.д.

Система производственных счетов вызывает необходимость рассмотрения последовательности группировки и учёта затрат:

- Отражаются элементы затрат за месяц по дебету производственных счетов;

- Списываются расходы будущих периодов и резервируются предстоящие расходы и платежи на затраты данного месяца;

- Списываются или распределяются между работами вспомогательных производств расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования ;

- Суммируются и распределяются расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные расходы основных цехов;

- Определяются потери от брака и включаются в себестоимость продукции;

- Определяется себестоимость незавершенного основного производства и выпущенной продукции.

Счета 20 "Основное производство", 21 "Полуфабрикаты собственного производства", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 28 "Брак в производстве", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" раздела III "Затраты на производство" Плана счетов предназначены для обобщения информации о расходах по обычным видам деятельности организации (кроме расходов на продажу).

Если организация осуществляет затраты по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг, которые явились целью деятельности данной организации, то они учитываются на счете 20 "Основное производство". На счете по учету основного производства учитываются расходы, которые непосредственно связаны с выпуском продукции (работ, услуг), а также расходы вспомогательных производств, косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства, а также потери от брака.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других необходимых затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг).

Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:

а) материальные затраты.

К элементу "Материальные затраты" относится стоимость приобретаемых со стороны сырья и материалов, которые входят в состав вырабатываемой продукции (за исключением стоимости возвратных отходов; покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов; работ и услуг производственного характера; приобретаемого со стороны топлива и покупной энергии всех видов; потерь от недостач поступивших материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли);

б) затраты на оплату труда.

В составе затрат на оплату труда отражаются затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия, включая премии рабочим и служащим за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты, в том числе компенсации по оплате труда в связи с повышением цен индексацией доходов в пределах норм, предусмотренных законодательством; компенсации, выплачиваемые в установленных законодательством размерах женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им определенного законодательством возраста, а также затраты на оплату труда не состоящих в штате предприятия работников, занятых в основной деятельности;

в) отчисления на социальные нужды.

В элементе "Отчисления на социальные нужды" отражаются обязательные отчисления в установленном размере сумм социального налога, зачисляемого в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации. "

г) амортизация основных средств.

В элементе "Амортизация основных фондов" отражается сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных средств.

д) прочие затраты

Затраты на производство продукции (работ, услуг) включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты - предварительной или последующей (арендная плата, плата за абонентское обслуживание, плата за подписку на периодические издания нормативно - технического характера).

Прямые расходы, имеющие непосредственное отношение к выпуску продукции, выполнению работ и оказанию услуг, подлежат списанию на счет 20 "Основное производство" с кредита счетов по учету запасов производства, расчеты по оплате труда и др. Расходы вспомогательных производств подлежат списанию на счет 20 "Основное производство" с кредита счетов, на которых предварительно они учитываются:

- 23 "Вспомогательные производства", на котором обобщается информация о затратах производств, являющихся вспомогательными (подсобными) для основного производства организации;

- 25 "Общепроизводственные расходы", на котором обобщается информация о расходах по обслуживанию основных и вспомогательных производств организации;

- 26 "Общехозяйственные расходы", на котором обобщается вся необходимая информация о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с процессом производства;

- 28 "Брак в производстве", на котором учитываются все имеющиеся у организации потери от брака в производстве (стоимость неисправимого, то есть окончательного брака, расходы по его исправлению и т.п.);

- 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", на котором обобщается информация о затратах, связанных с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг обслуживающими производствами и хозяйствами организации.

В процессе создания продукции (выполнения работ, оказания услуг) определяется их фактическая производственная себестоимость, включающая сумму затрат на изготовление продукции (выполнение работ, оказание услуг).

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку использованных в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, средств и предметов труда, услуг других организаций и оплату труда работников.

Калькуляция - это способ группировки затрат и определения себестоимости продукции по статьям расходов.

Для планирования и учета расходы, связанные с производством и реализацией продукции, работ, услуг, группируют по статьям калькуляции.

Так, в промышленности типовой перечень статей представлен следующим образом:

1) сырье и материалы;

2) возвратные отходы (вычитаются);

3) покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций;

4) топливо и энергия на технологические цели;

5) заработная плата производственных рабочих;

6) отчисления на социальные нужды;

7) расходы на подготовку и освоение производства;

8) общепроизводственные расходы;

9) общехозяйственные расходы;

10) потери от брака;

11) прочие производственные расходы.

Все перечисленные статьи затрат образуют производственную себестоимость.

Добавление к производственной себестоимости суммы коммерческих расходов формирует полную (коммерческую) себестоимость продукции.

Прямые затраты можно непосредственно включить в ту или иную калькуляцию - например заработная плата основных производственных рабочих с начислениями социального налога и страховых взносов на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, сырье и материалы, топливо и др.

Таблица 7 . Типовые корреспонденции по затратам на производство продукции

Содержание операций

Корреспонденция

дебет

кредит

1

Начислена амортизация по основным средствам

20

02

2

Списаны материалы, отпущенные в основное производство

20

10

3

Начислена заработная плата работникам основного производства

20

70

4.

Начислен ЕСН (единый социальный налог) и взнос на социальное страхование от несчастных случаев, в связи с начислением заработной платы рабочим основного производства

20

69

5

Списаны общепроизводственные, общехозяйственные расходы

20

25, 26

6

Готовая продукция выпущена из производства и оприходована на склад готовой продукции

43

20

Готовая продукция

Раздел "Готовая продукция и товары" объединяет бухгалтерский учет по следующими счетам: 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)", 41 "Товары", 42 "Торговая наценка", 43 "Готовая продукция", 44 "Расходы на продажу", 45 "Товары отгруженные", 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам".

Таблица 8 . Типовые корреспонденции по учету готовой продукции

Содержание операций

Корреспонденция

дебет

кредит

1

Отражена выручка от продажи продукции в момент перехода права собственности к покупателю

62

90

2

Списана фактическая себестоимость отгруженной продукции

90

43

3

Начислен НДС с выручки от продажи готовой продукции

90

68

4

Списаны расходы по продаже

90

44

4

Определен финансовый результат от продажи продукции:

Прибыль

Убыток

90

99

99

90

Учет уставного капитала

Уставный капитал — совокупность в денежном выражении вкладов учредителей (собственников) в имущество (стоимость основных средств, нематериальных активов, оборотных и денежных средств) предприятия для обеспечения его деятельности в размерах, определённых учредительными документами.

Учет уставного капитала ведется на счете 80 «Уставный капитал».

Счёт 80 "Уставный капитал" предназначен для обобщения информации о состоянии и движении уставного капитала (складочного капитала) предприятия.

Сальдо по счёту 80 "Уставный капитал" должно соответствовать размеру уставного капитала, зафиксированному в Уставе предприятия, зарегистрированного в установленном порядке.

Записи по счету 80 «Уставный капитал» производятся лишь в случаях увеличения или уменьшения уставного капитала, осуществляемых в установленном порядке, и после внесения и регистрации соответствующих изменений в Уставе организации. Увеличение уставного капитала отражается по кредиту счета 80, а уменьшение – по дебету.

Порядок формирования уставного капитала регулируется законодательством Российской Федерации и учредительными документами.

После государственной регистрации предприятия его уставный капитал в сумме вкладов учредителей (участников), предусмотренных учредительными документами, отражается по кредиту счёта 80 "Уставный капитал" в корреспонденции со счётом 75 "Расчёты с учредителями".

Фактическое поступление вкладов учредителей проводится по кредиту счёта 75 "Расчёты с учредителями" в корреспонденции со счетами по учёту денежных средств и других ценностей.

Таблица 9 . Типовые корреспонденции по формированию уставного капитала

и расчетов с учредителями по вкладам в уставный капитал

Содержание

операций

Корреспонденция

дебет

кредит

1

Отражена сумма уставного капитала

75

80

2

Отражено поступление денежных средств в счет вклада в уставный капитал

50, 51, 52

75

3

Поступление материальных оборотных средств в счет вклада в уставный капитал

10

75

4

Поступление ценных бумаг в счет вклада в уставный капитал

58

75

5

Поступление основных средств и нематериальных активов в счёт вклада в уставный капитал

08

75

6

Поступление различного оборудования для установки в счёт вклада в уставный капитал

07

75

5. Пример оформления отдельных разделов курсовой работы

Исходные данные:

Таблица 10 . Сальдо по счетам Главной книги на 01.03.20ХХ г., тыс. руб.

Наименование и шифр счета

Дебет

Кредит

01 «Основные средства»

9600

02 «Амортизация основных средств»

700

10 «Материалы»

1300

20 «Основное производство»

1000

43 «Готовая продукция»

3100

50 «Касса»

1

51 «Расчетный счет»

1399

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

350

66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»

1600

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

250

80 «Уставный капитал»

12900

99 «Прибыль и убытки»

600

Итого

16400

Выполнение курсовой работы следует начать с открытия счетов бухгалтерского учета.

Открыть счет – это дать наименование счету и занести в него остаток на начало отчетного периода, который содержится в таблице 10.

В учебных целях рекомендуется использовать форму бухгалтерских счетов, приведенную в приложении А.

Например:

Счет 01 «Основные средства»

Д

К

Сн 9600

Од

Ок

Ск

Любое предприятие, осуществляя свою деятельность, совершает хозяйственные операции, которые должны быть оформлены соответствующими первичными документами, зарегистрированы в журнале регистрации хозяйственных операций и отражены на счетах бухгалтерского учета. Фома журнала регистрации хозяйственных операций приведена в приложении Б.

Хозяйственные операции отражаются на бухгалтерских счетах способом двойной записи, сущность которого заключается в том, что сумма хозяйственной операции отражается по дебету одного и кредиту другого счета. Связь счетов по дебету и кредиту называется корреспонденцией счетов, а сами счета – корреспондирующими.

Порядок составления корреспонденции следующий:

1) по содержанию хозяйственной операции устанавливаются корреспондирующие счета;

2) определяется структура этих счетов (активный или пассивный счет);

3) по содержанию хозяйственной операции устанавливается характер изменений на счетах (увеличение или уменьшение);

4) по структуре счета и характеру изменений определяется сторона счета: дебет или кредит счета.

Таблица 11. Журнал регистрации хозяйственных операций ООО «Успех» за 20ХХ г.

Содержание операции

Корреспонденция

Сумма, тыс. руб.

Дебет

Кредит

1. Акцептованы счета поставщиков:

а) за приобретенные материалы

НДС (налог на добавленную стоимость)

б) за расходы по доставке материалов

НДС

10

19

10

19

60

60

60

60

5050

1010

120

24

продолжение таблицы 11

Содержание операции

Корреспонденция

Сумма, тыс. руб.

Дебет

Кредит

2. Отпущены со склада материалы на нужды основного производства

20

10

5150

3. Начислена заработная плата работникам за текущий период:

а) производственным рабочим

б) работникам, занятым обслуживанием производства

в) служащим и управленческому персоналу

20

25

26

70

70

70

3000

1000

1500

4. Начислена амортизация основных средств:

а) по объектам в основном производстве;

б) по объектам общепроизводственного назначения;

в) по объектам общехозяйственного назначения

20

25

26

02

02

02

800

700

400

5. Общепроизводственные расходы включаются в себестоимость готовой продукции

20

25

1700

6. Общехозяйственные расходы включаются в себестоимость готовой продукции

20

26

1900

7. Выпущена из производства готовая продукция и оприходована на складе по фактической себестоимости

43

20

11800

8. Перечислено в погашении задолженности поставщику

60

51

1300

9. Отражена выручка от продажи продукции в момент перехода права собственности к покупателю

62

90-1

12600

10. Поступила сумма выручки за проданную продукцию

51

62

12600

11. Списана фактическая себестоимость проданной продукции

90-2

43

8000

12. НДС (налог на добавленную стоимость)

90-3

68

2100

13. Определен финансовый результат от продажи продукции

90-9

99

2500

ИТОГО

73254

После того, как все операции будут зарегистрированы в журнале регистрации хозяйственных операций, необходимо подсчитать итог журнала регистрации, то есть сложить все суммы хозяйственных операций.

Затем, следует «закрыть» бухгалтерские счета. «Закрыть» счет – значит, подсчитать оборот по дебету (Од) , оборот по кредиту (Ок) и сальдо конечное (Ск).

Сальдо конечное рассчитывается по формуле:

· в активных счетах Ск = Сн + Од – Ок

· в пассивных счетах Ск = Сн + Ок – Од

Счет 01 «Основные средства»

Д

К

Сн 9600

Од

Ок

Ск 9600

Счет 02 «Амортизация основных средств»

Д

К

Сн 700

4.а) 800

4.б) 700

4.в) 400

Од

Ок 1900

Ск 2600

Счет 10 «Материалы»

Д

К

Сн 1300

1.а) 5050

1.б) 120

2. 5150

Од 5170

Ок 5150

Ск 1320

Счет 19 «НДС по приобретенным материальным ресурсам»

Д

К

Сн -

1. а) 1010

1. б) 24

14. 1034

Од 1034

Ок 1034

Ск -

Счет 20 «Основное производство»

Д

К

Сн 1000

2. 5150

3.а) 3000

4.а) 800

5. 1700

6. 1900

7) 11800

Од 12550

Ок 11800

Ск 1750

Счет 25 «Общепроизводственные расходы»

Д

К

3.б) 1000

4.б) 700

5) 1700

Од 1700

Ок 1700

Счет 26 «Общехозяйственные расходы»

Д

К

3.в) 1500

4.в) 400

5) 1900

Од 1900

Ок 1700

Счет 43 «Готовая продукция»

Д

К

Сн 3100

7. 11800

9. 8000

Од 11800

Ок 8000

Ск 6900

Счет 50 «Касса»

Д

К

Сн 1

Од

Ок

Ск 1

Счет 51 «Расчетный счет»

Д

К

Сн 1399

10. 12600

8. 1300

Од 12600

Ок 1300

Ск 12699

Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Д

К

Сн 350

8. 1300

1.а) 6060

1.б) 144

Од 1300

Ок 6204

Ск 5254

Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Д

К

Сн

9. 12600

10. 12600

Од 12600

Ок 12600

Ск

Счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»

Д

К

Сн 1600

Од

Ок

Ск 1600

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»

Д

К

Сн

14. 1034

12. 2100

Од 1034

Ок 2100

Ск 1066

Счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Д

К

Сн 250

8.

3.а) 3000

3.б) 1500

3.в) 1000

Од

Ок 5500

Ск 5750

Счет 90 «Продажи»

Д

К

11. 8000

12. 2100

13. 2500

9) 12600

Од 12600

Ок 12600

Счет 99 «Прибыли и убытки»

Д

К

Сн 600

13. 2500

Од

Ок 2500

Ск 3100

Для составления финансовой отчетности бухгалтер должен обработать данные, относящиеся к отчетному периоду. Это требует проведения расчетов, анализа, подготовки проектов отчетных документов. Все они образуют рабочие документы бухгалтера. Особое значение имеет оборотно-сальдовая ведомость. Ее используют для проверки полноты учета и правильности арифметических подсчетов.

Фома оборотно-сальдовой ведомости приведена в приложении Г.

В оборотно-сальдовой ведомости отражаются итоги всех счетов, ведущихся на предприятии.

Если оборотно-сальдовая ведомость составлена верно, то в итоговой строке должны выполняться следующие равенства:

1. Сальдо начальное (гр. «Дебет») = Сальдо начальное (гр. «Кредит»);

2. Оборот за период (гр. «Дебет») = Оборот за период (гр. «Кредит») = Итог журнала регистрации хозяйственных операций;

3. Сальдо конечное (гр. «Дебет») = Сальдо конечное (гр. «Кредит»).

После того, как оборотно-сальдовая ведомость сведена, можно составлять бухгалтерский баланс. Фома бухгалтерского баланса приведена в приложении Д.

Таблица 12 . Оборотно-сальдовая ведомость за 20ХХ г.

№ сч.

Наименование счета

Сальдо

на начало

Оборот

за период

Сальдо

на конец

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

01

Основные средства

9600

0

0

9600

0

02

Амортизация основных средств

700

0

1900

0

2600

10

Материалы

1300

5170

5150

1320

0

19

НДС по приобретенным ресурсам

1034

0

1034

0

20

Основное производство

1000

12550

11800

1750

0

25

Общепроизводственные расходы

1700

1700

0

0

26

Общехозяйственные расходы

1900

1900

0

0

43

Готовая продукция

3100

11800

8000

6900

0

50

Касса

1

0

0

1

0

51

Расчетный счет

1399

12600

1300

12699

0

60

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

350

1300

6204

0

5254

62

Расчеты с покупателями и заказчиками

12600

12600

0

0

66

Краткосрочные кредиты банков

1600

0

0

0

1600

68

Расчеты с бюджетом по налогам и сборам

0

2100

0

2100

70

Расчеты по оплате труда

250

0

5500

0

5750

80

Уставный капитал

12900

0

0

0

12900

90

Продажи

12600

12600

0

0

99

Прибыли и убытки

0

2500

0

2500

84

Нераспределенная прибыль

600