Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 22
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Учреждение образования «Витебский государственный технологический университет» РЕКОМЕНДОВАНО УТВЕРЖДАЮ редакционно-издательским Первый проректор УО «ВГТУ» советом УО «ВГТУ» ____________ В.В. Пятов ____________С.И.Малашенков “____”________2009 “____”___________2009 РЕВИЗИЯ И АУДИТ Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» дневной формы обучения Витебск 2010 УДК 657.6 (075.8) Ревизия и аудит : методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» дневной формы обучения. Витебск, Министерство образования Республики Беларусь, УО “ВГТУ», 2009. Составители: ст.преп.Дулебо Е.Ю. асс.Кухто Ю.Ю. Методическая разработка содержит цель изучения темы, перечень вопросов для устного опроса студентов и практические задания. Одобрено кафедрой экономики УО “ВГТУ” « 28
» августа
2009 г., протокол № 1
. Рецензент : доц. Солодкий Д. Т. Редактор : ст. преп. Коваленко Ж. А. Рекомендовано к опубликованию редакционно-издательским советом УО ”ВГТУ” “____” ____________ 2009 г. Протокол № Ответственная за выпуск Васильева Н.С. Подписано к печати _____________Формат _________ Уч.-изд.л.___________ Печать ризографическая. Тираж _____экз. Заказ №____ Цена _____ Отпечатано на ризографе учреждения образования ”Витебский государственный технологический университет”. Лицензия № 02330/0494384 от 16 марта 2009 г. 210035, г. Витебск, Московский пр., 72. СОДЕРЖАНИЕ
Введение 5 Практическое занятие № 1 Тема «Содержание и сущность финансово-хозяйственного контроля в системе управления» 6 Практическое занятие №2 Тема «Предмет и методическое обеспечение контроля» 6 Практическое занятие № 3 Тема «Организация и проведение контрольно-ревизионной работы» 9 Практическое занятие № 4 Тема «Понятие аудита и аудиторской деятельности» 15 Практические занятия №№ № 5-6 «Подготовка и планирование аудиторской проверки» 20 Практические занятия №№ 7-8 Тема «Технология проведения аудиторской проверки» 27 Практическое занятие № 9 Тема «Аудиторское заключение и отчетность аудиторских организаций» 31 Практическое занятие № 10 Тема «Ревизия (аудит) учредительных документов и уставного фонда организации» 36 Практические занятия №№ 11-12 Тема «Ревизия (аудит) кассовых операций» 38 Практическое занятие № 13 Тема «Аудит (ревизия) банковских операций» 44 Практические занятия №№ 14-16 Тема «Ревизия (аудит) вложений во внеоборотные активы и операций с основными средствами. Ревизия (аудит) нематериальных активов» 48 Практические занятия №№ 17-18 Тема «Ревизия (аудит) сохранности и учета материально-производственных запасов» 54 Практическое занятие № 19 Тема «Ревизия (аудит) учета финансовых вложений» 57 Практические занятия №№ 20-21 Тема «Ревизия (аудит) расчетных операций» 60 Практические занятия №№ 22-24 Тема «Ревизия (аудит) расчетов с персоналом по оплате труда» 72 Практическое занятие № 25 Тема «Ревизия (аудит) расчетов по кредитам, займам и целевому финансированию» 76 Практические занятия №№ 26-28 Тема «Ревизия и аудит учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (товаров, работ, услуг)» 78 Практические занятия №№ 29-30 Тема «
Ревизия (аудит) выпуска и реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг)» 84 Практическое занятие № 31 Тема «Ревизия (аудит) учета финансовых результатов и их использования»» 90 Практическое занятие № 32 Тема «Ревизия (аудит) бухгалтерской отчетности» 92 Литература 94 Приложение А Таблица случайных числе 97 ВВЕДЕНИЕ
Формирование рыночных экономических отношений повышает потребность в достоверной учетной и отчетной информации о деятельности экономических субъектов. Особая роль в обеспечении контроля за достоверностью информации принадлежит ревизии и аудиту. В связи с этим вопросы организации аудиторской и контрольно-ревизионной деятельности в Республике Беларусь являются актуальными и требуют систематического изучения студентами, обучающимися по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Целью изучения дисциплины «Ревизия и аудит» является получение знаний, умений и навыков в области организации проведения и методики контроля финансово-хозяйственной деятельности организаций любой формы собственности, направленных на выявление и устранение недостатков в их работе, мобилизацию резервов повышения эффективности хозяйствования в современных условиях, а также правового обеспечения этих процессов. На практических занятиях по курсу «Ревизия и аудит» студенты должны приобрести навыки практического использования нормативных правовых актов по вопросам ревизии, аудита и внутрихозяйственного контроля деятельности организации, использования теоретических и специальных знаний в своей практической деятельности. С этой целью в данных методических указаниях приведены различные хозяйственные операции, не соответствующие законодательству, либо указывающие на наличие нарушений в деятельности организаций. Используя теоретические знания, студенты должны выявить эти нарушения, научиться обосновывать и формулировать решение по результатам проверки. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Тема «Содержание и сущность финансово-хозяйственного контроля в системе управления»
Цель: закрепить полученные знания, детализировать и конкретизировать теоретические положения по изучаемой теме, показать значение контроля в современных условиях хозяйствования Вопросы: 1. Содержание контроля и его место в системе управления. 2. Основные принципы контроля. 3. Классификация контроля и его виды. 4. Формы контроля. ы: 1. Органы ведомственного контроля в Республике Беларусь и их функции. 2. Содержание и функции вневедомственного контроля. 3. Основные направления развития контроля в современных условиях РБ. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
Тема «Предмет и методическое обеспечение контроля»
Цель: раскрыть предмет и задачи финансово-хозяйственного контроля, определить содержание метода контроля в целом, а также общенаучных и специальных методов ревизии, детально исследовать приемы и способы документального и фактического контроля Вопросы: 1.Предмет и метод контроля. 2.Способы и приемы документальной проверки. 3.Приемы фактического контроля. Задание 1 Определите наименование приемов комплексной ревизии, которые позволяют выявить следующие нарушения (факты материального и интеллектуального подлога документов, неправильно или неполно оформленных документов): документы, заполненные ручным способом при общей комплексной автоматизации бухгалтерского учета; обычная накладная на отпуск товарно-материальных ценностей заверена печатью; часть кассовых ордеров за определенный месяц подписана не директором, а менеджером по рекламе, который не имел таких полномочий; бухгалтер вступил в сговор с кассиром и завысил итог к выдаче наличных денег по платежной ведомости, а кассир, фактически выдавший обозначенным в этой ведомости лицам меньшую сумму, списал по кассе завышенную сумму, после чего участники сговора разделили между собой излишне списанную разницу; бухгалтер расчетной части включил в ведомость «мертвые души» и оформил ее законными подписями; сотрудник ОАО «Мясокомбинат», принимавший свиней, оприходовал в учете их общий вес, а сотрудник 000 «ППС», дававший свиней, списал со своей ответственности 114 голов; полное или частичное недооприходование товарно-материальных ценностей и денежных средств, полученных от другой стороны, участвовавшей в хозяйственной операции; в ОАО «Пивзавод» установлено создание больших неучтенных резервов пивных бутылок. Необходимо подтвердить факты «неучтенной» реализации этих «излишков»; поступившие от поставщика товары не в полном объеме отражены в системе счетов бухгалтерского учета; несоответствие реквизитов организации и печати на товарной накладной; включение в ведомость на выдачу заработной платы фамилии работника, который был принят лишь в следующем месяце; записи в авансовом отчете не соответствуют записям предоставленных оправдательных документов. Задание 2 Проверяя накладные, по которым оформлена сдача свиней из 000 «ППС» («Промышленное производство свиней») в ОАО «Мясокомбинат», ревизор обнаружил количественно выраженную информацию, имеющую вид: 25 сентября 2009г. Накладная № 426 Поставщик 000 «ППС»
Получатель ОАО «Мясокомбинат»
№ п/п наименование количество голов, шт Общий вес, кг Цена за 1 кг, т.р. Сумма, т.р. 1 Свиньи 114 423 5.8 2453,4 Сдал: Принял: Сергеев В.Б. ___________ Азаренок Л.О._____________ Используя специальные приемы документального контроля, ревизор пришел к выводу, что в данном случае имел место материальный подлог. В процессе анализа сложившейся ситуации ревизор выявил противоречия в интересах тех лиц, чьими подписями была заверена накладная, а именно: - сотрудник мясокомбината, принимавший свиней, отвечал за их общий вес, - сотрудник 000 «ППС», сдававший свиней отвечал не за вес, а за количество голов, которые числились у него на условиях материальной ответственности. По результатам проделанной работы ревизор обосновал предварительную оценку слабости внутрихозяйственного контроля и необходимость проведения встречной проверки. 1. Докажите правильность выводов ревизора, используя приемы арифметической и логической проверки представленного документа. 2. Какие документы необходимы для проведения встречной проверки, чтобы доказать выявленный ревизором факт злоупотребления персонала обоих экономических субъектов? 3. Какие виды подлога имели место у проверяемых организаций? 4. Какие приемы фактического контроля позволят выяснить причины совершенного факта злоупотреблений. Задание 3 В процессе тематической ревизии ОАО «Бакалея» проверке подлежали операции по движению сахара-песка, имеющего наибольший удельный вес в его товарообороте. Для этого ревизору были представлены все необходимые документы о поступлении и документированном расходе данного товара, а также материалы инвентаризации всех товаров (в том числе и сахара-песка) на начало и конец инвентаризационного периода. Обобщив эти материалы, ревизор получил следующие исходные данные: № п/п Документально подтвержденные данные о наличии и движении сахара-песка Количество, кг Период инвентаризации Первый Второй 1. Остатки по данным инвентаризационных описей: а) на начало периода б) на конец периода 1 000 2 000 2 000 2 500 2. Поступление по документам в течение периода 22 000 12 000 3. Документированный расход за период (отпуск по накладным, списание и т.д.) 23 000 10 000 Используя контрольное сличение, ревизором были выявлены неопровержимые и достаточные свидетельства систематических фактов злоупотребления. 1. Используя тот же прием документального контроля, докажите правоту ревизора. 2. Почему ревизор сделал вывод о том, что выявленные им противоречия в учетных данных о движении сахара-песка были не случайными, а носили систематический характер? 3. Кем и как могли быть совершены выявленные злоупотребления? 4. Каковы последствия результатов проведенной ревизии? ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3
Тема «Организация и проведение контрольно-ревизионной работы»
Цель: изучить нормативные документы, регулирующие контрольно-ревизионную деятельность в Республике Беларусь, привить навыки планирования и координации ревизионной работы, составления акта ревизии и отчетности о контрольно-ревизионной работе Вопросы: 1. Предмет и объекты ревизии, ее виды. 2. Этапы проведения ревизии и организации ревизионной работы на предприятии. 3. Планирование и координация контрольно-ревизионной работы. 4. Документы, составляемые в период и по результатам проведения ревизий. Содержание и составление акта ревизии. 5. Реализация результатов ревизии и организация контроля за выполнением принятых решений. ы: 1. Особенности организации контрольно-ревизионного процесса в условиях машинной обработки информации. 2. Асимметричность информации и ее значение в ревизионном процессе. Задание 1 Перечислить (придерживаясь логической последовательности) и охарактеризовать основные этапы, из которых складывается процесс ревизии: - оценка и предварительное ознакомление с системой учета; - обобщение результатов ревизии и составление акта ревизии; - установление характера деятельности объекта проверки; - проверка операций и правильности составления документов; - подготовка к осуществлению проверки; - предварительный осмотр. Задание 2 Исходя из сущности перечисленного перечня работ, определить, к какому этапу контрольно-ревизионного процесса они относятся: 1. Изучение всей необходимой информации об объекте, включая экспресс-анализ финансовой состоятельности объекта и оценку имеющейся контрольной информации. 2. Разработка программы ревизии, состоящей из перечня конкретных работ, которые утверждаются руководителем контрольного органа, назначившего ревизию. 3. Определение методики ревизии как системы способов и приемов, схем технологии контроля, форм рабочих документов ревизоров, контрольной информации. 4. Разработка плана-графика ревизии по каждому объекту, его составным элементам и каждому специалисту ревизионной бригады, с указанием сроков проведения работ и формированием промежуточной и контрольной информации. Задание 3 Исходные данные об итогах проведения ревизий за отчетный год в организациях концерна «Беллесбумпром» приведены в таблице. Наименование предприятия (объект проверки) На какую дату обревизованы Кто проводил ревизию (ответственный исполнитель) Вид ревизии Наименование отделов, участвовавших в ревизии Барановичская мебельная фабрика 01.03__г. Брель Н. И. Комплексная Маркетинга, технологический Кобринская мебельная фабрика 01.06.__г. Смоленчук В. А. Комплексная Юридический, ОТИЗ Оршанская мебельная фабрика 01.02.__г. Петров Г. А. Ревизия по требованию следственных органов Финансовый, технологический Минская мебельная фабрика 01.08.__г. Брель НИ. Комплексная Технический, юридический Витебская мебельная фабрика 01.09. г. Смоленчук В. А. Комплексная Планово-производственный, технологическая лаборатория Гомельская мебельная фабрика 01.11. г. Петров Г. А. Комплексная Разработки и внедрения нового ассортимента Примечания: 1. На Гомельской мебельной фабрике выявлены крупные недостачи в подотчете материально ответственных лиц. 2. На Витебской мебельной фабрике в ноябре произошла смена 3. На Оршанской мебельной фабрике ассортимент выпускаемой 4. На Кобринской мебельной фабрике в прошлом году трижды происходили пожары в складских помещениях. К проведению комплексных ревизий в планируемом периоде будут привлечены: ревизор Брель Н. И., ревизор Смоленчук В. А., ревизор Петров Г. А.; специалисты отделов маркетинга, технологического, юридического, планово-производственного, финансового, организации труда и заработной платы (ОТИЗ), разработки и внедрения нового ассортимента выпускаемой продукции, технического, сотрудники технологической лаборатории. 1. Составьте план проведения ревизий в ревизующей организации на предстоящий год по следующей форме: План проведения комплексных ревизий
_______________________________________________________________ (наименование ревизующей организации) На _____ год Наименование предприятий (организаций) (объект ревизии) Адрес Вид ревизии Ответственный исполнитель (руководитель ревизионной группы) Дата проведения предыдущей ревизии (по какой месяц включительно) Срок проведения в полугодии (месяц) Фактически проведена 2. Составьте план координации проверок, проводимых специалистами министерства, на предстоящий год по следующей форме: План
координации проверок, проводимых специалистами
____________________________________________________________ (наименование ревизующей организации) На________год Наименование объектов ревизии Время проведения ревизии (месяц) Участвующие управления и отделы согласовано 3. Составьте план проведения тематических проверок в системе министерства на предстоящий год по следующей форме: План проведения тематических проверок
в _____________________________________
(
наименование ревизующей организации) Наименование вопросов проверок Объекты проверок Срок проведения Кем проводятся 4. Составьте план контрольно-ревизионной работы в системе министерства на 1 полугодие предстоящего года по следующей форме: План проведения комплексных ревизий
____________________________________________________________ (наименование ревизуемой организации) на год (квартал, полугодие) Наименование ревизуемых предприятий, адрес Вид ревизии Сроки проведения ревизии Руководитель ревизионной группы Состав группы ревизующих Дата представления материалов начало окончание по плану факти-чески Задание 4 Установить, к какому этапу ревизии и в какой последовательности относятся нижеприведенные действия: - изучение материалов, относящихся к ревизуемому объекту; - проведение внезапных сплошных инвентаризаций всех видов материальных ценностей и расчетов; - проверка выполнения мероприятий в ходе следующей ревизии; - обсуждение результатов ревизии в ревизующей организации (в течение 30 дней) - составление программы ревизии, плана проведения ревизии - комплексное обследование условий производственной деятельности, хранения материальных ценностей с учетом специальных требований; - составление разовых актов (справок); - обсуждение результатов ревизии в ревизуемой организации (в течение 7 дней); - вызов руководителя и специалистов ревизуемой организации с отчетом о принятых мерах; - оповещение через СМИ, стенную печать о проведении ревизии, местонахождении ревизоров; - выезд ревизора с тематической проверкой; - подбор и инструктаж специалистов, включаемых в ревизующую группу; - планирование инвентаризации; - составление акта комплексной проверки; - исследование первичных документов; - исследование регистров аналитического и синтетического учета; - инвентаризация денежных средств и других ценностей в кассе; - проведение контрольных проверок качества инвентаризаций; - частные (промежуточные) акты; - передача дел органам суда и следствия; - исследование бухгалтерской и статистической отчетности; - составление накопительных ведомостей; - проведение совещаний с руководством ревизуемой организации с предоставлением контрольных полномочий; - исследование другой документации, относящейся к проверке; - устранение недостатков по мере их выявления в ходе ревизии; - получение оперативной информации с помощью оперативных средств связи; - составление письменных отчетов должностных лиц ревизуемой организации. Ответ оформить в форме следующей таблицы: Этапы ревизии Действия В ревизующей организации В ревизуемой организации Задание 5 В соответствии с планом проведения ревизий в отчетном году Минским областным управлением сельского хозяйства и продовольствия назначается комплексная ревизия хозяйственно-финансовой и производственной деятельности КСУП "Озерный". Для проведения комплексной ревизии назначается ревизионная группа в составе специалистов Минского областного управления сельского хозяйства и продовольствия: А.И. Антонова — экономиста, Б.Н. Глебова — старшего агронома, Г.П. Козина — старшего зоотехника, П.В. Васькова — главного инженера, И.П. Борисика — главного ветврача. Ревизионную группу возглавляет В.К. Петров — старший ревизор Минского областного управления сельского хозяйства и продовольствия. Ревизуемый период — с 1 июня прошлого года по 1 июля текущего года. Срок начала комплексной ревизии — 5 июля текущего года, срок окончания — 30 июля текущего года. Предыдущая некомплексная ревизия проведена старшим ревизором Минского областного управления сельского хозяйства и продовольствия И.П. Сидоровым за период с 1 мая 200... г. по 1 июня прошлого года. Проверку кассовых и банковских операций, а также расчетов с подотчетными лицами планируется провести сплошным способом за весь ревизуемый период, проверку других записей, операций и документов — выборочным способом на усмотрение старшего ревизора В.К. Петрова. Ответственными за производственную и финансово-коммерческую деятельность за весь ревизуемый период являются директор КСУП Ф.С. Жук, главный бухгалтер И.Н. Васильева. Изменений в составе специалистов и должностных лиц в ревизуемом периоде в хозяйстве не было. Объектом ревизии является деятельность КСУП "Озерный". Общая земельная площадь хозяйства составляет 5418 га, в том числе сельскохозяйственных угодий — 4357 га, из них пашни — 3069 га. Среднегодовое количество работников — 254 человека. В целом природно-климатические условия хозяйства способствуют получению высоких и устойчивых урожаев всех культур, которые выращиваются в этой зоне. Показатели деятельности КСУП "Озерный" за прошлый год: средняя урожайность зерновых — 24,7 ц/га, картофеля — 173 ц/га; среднегодовая продуктивность коров — 2934 л; среднесуточный привес КРС — 372 г; выручка от реализации продукции — 7310,9 млн р.; произведено валовой продукции — 10548,7 млн р.; прибыль от реализации продукции — 1052,6 млн р.; уровень рентабельности — 14,4 %. Главными специалистами за ревизуемый период работали: главный инженер В.Я. Мороз, главный зоотехник П.К. Жорин, главный ветврач A.M. Кубеко, главный экономист А.С. Пузиков, главный энергетик А.П. Савин, главный агроном М.П. Дадейко, главный технолог В.Д. Маковик. Требуется: 1. Составить приказ № 49 от 2 июля текущего года по Минскому областному управлению сельского хозяйства и продовольствия о проведении комплексной ревизии в КСУП "Озерный". 2. Составить рабочий план группы по проведению комплексной ревизии в КСУП "Озерный" за период с 1 июня прошлого года по 1 июля текущего года, предусмотрев в нем выполняемые виды работ и исполнителей, способы проверки и сроки выполнения работ (начало, окончание), а также затрат рабочего времени в человеко-днях. 3. Составить рабочий план старшего ревизора В.К. Петрова. 4.Написать вступительную часть акта комплексной ревизии. Задание 6 Дайте характеристику представленным ниже критериям и выберите из них те, за которые ревизор несет ответственность: а) эффективность ревизии; б) осознанное искажение информации или сокрытие краж и злоупотреблений; в) полнота и качество проведенной ревизии; г) достоверность и объективность информации, отраженной в Акте ревизии и приложениях к нему; д) всесторонний характер и всеобъемлемость ревизии; е) результативность ревизии; ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
Тема «Понятие аудита и аудиторской деятельности»
Цель: раскрыть предпосылки и условия возникновения аудита, значение аудита в современных условиях, его цель и виды, изучить функции, права и обязанности аудиторских организаций (аудиторов), порядок организации аудиторской деятельности в Республике Беларусь и ее регулирование; изучить содержание стандартов и правил аудиторской деятельности в Республике Беларусь. Вопросы: 1. Предпосылки возникновения аудита. 2. Сущность аудита и аудиторской деятельности. 3. Классификация аудита. 4. Субъекты аудиторской деятельности в Республике Беларусь. 5. Стандарты аудита. 6. Профессиональная этика аудиторов. на тему «Становление аудиторской деятельности в Республике Беларусь». Задание 1 Ниже приведены характеристики внутреннего и внешнего аудита по следующим факторам: постановка задач, объект, 1) цель, 2) объект, 3) цель, 4) средства, 5) вид деятельности, 6) организация работы, 7) взаимоотношения, 8) субъекты, 9) квалификация, 10)оплата, 11)ответственность. • Система учета и отчетности предприятия; • Предпринимательская деятельность; • Определяется руководством предприятия; • Определяется договором между независимыми сторонами: предприятием и аудиторской фирмой; • Равноправное партнерство, независимость; • Выбираются самостоятельно; • Решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка; • Определяется законодательством по аудиту; • Определяется собственниками и (или) руководством исходя из потребностей управления; • Подчиненность руководству предприятия, зависимость от него; • Исполнительская деятельность; • Начисление заработной платы по штатному расписанию; • Определяются общепринятыми аудиторскими стандартами; • Определяется аудитором самостоятельно исходя из общепринятых норм и правил аудиторской проверки; • Регламентируется государством; • Выполнение конкретных заданий руководства; • Независимые эксперты, имеющие соответствующий аттестат и лицензию на право заниматься этим видом предпринимательства; • Ответственность перед клиентом и перед третьими лицами, установленная законодательными и нормативными актами; • Определяется по усмотрению руководства предприятия; • Сотрудники, подчиненные руководству предприятия и находящиеся в штате предприятия; • Оплата предоставленных услуг по договору; • Ответственность перед руководством за выполнение обязанностей. Подберите каждому из факторов соответствующие характеристики. Результаты представьте в таблице следующей формы: Факторы Внутренний аудит Внешний аудит Задание 2 Распределите задачи, решаемые внешним аудитом (а) и внутренним (б): 1) организация подготовки к проверкам налоговой инспекции и других органов вневедомственного контроля; 2) разработка и представление обоснованных предложений по улучшению организации системы внутреннего контроля, бухгалтерского учета, расчетно-платежной дисциплины, изменению структуры производства и ассортимента выпускаемой продукции; 3) установление правильности составления баланса и других форм отчетности, достоверности пояснительной записки; 4) определение полноты отражения активов и пассивов в отчетности, полноты использования документов; 5) проверка правильности составления и условий выполнения хозяйственных договоров; 6) соответствие фактической методики оценки имущества и указанной в учетной политике предприятия; 7) проверка наличия, состояния, правильности оценки имущества, эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, соблюдения действующего порядка установления и применения цен и тарифов, а также расчетно-платежной дисциплины, своевременности расчетов с бюджетом по налогам и сборам; 8) экспертиза достоверности отнесения затрат на себестоимость выпускаемой продукции, полноты отражения выручки от реализации, точности формирования финансовых результатов, объективности использования прибыли и фондов; 9) организация, восстановление, постановка и ведение бухгалтерского учета; 10) планирование и оптимизация налогооблагаемых баз и расчет налогов; 11) консультирование работников аппарата управления, должностных лиц и специалистов предприятия по вопросам организации и управления производством, права и АХД и др. 12) анализ производственной и финансово-хозяйственной деятельности; 13) проверка достаточности и соответствия системы экономических регламентов и регуляторов действующим правовым актам и уставу предприятия; 14) решение отдельных правовых, управленческих и других проблем клиента путем консультирования его должностных лиц и специалистов; 15) проверка соответствия системы организационных регламентов действующим нормативным актам и учредительным документам; 16) экспертиза бухгалтерской отчетности, правильности организации, методологии и техники ведения бухгалтерского учета. Задание 3 Фирма «А» в декабре 2008 г. обратилась в аудиторскую фирму с предложением заключить договор о предоставлении услуг по восстановлению аналитического учета за 2008 г. Договор был заключен, услуги оказаны и оплачены в декабре 2008 г. В феврале 2009 г. фирма «А» обратилась в аудиторскую фирму с предложением заключить договор на предоставление услуг по подтверждению бухгалтерской отчетности за 2008 г. 1. Примет ли данное предложение аудиторская фирма? 2. Может ли аудиторская фирма заключить договор на оказание услуг по подтверждению бухгалтерской отчетности фирмы «А» за 2009 г.? Задание 4 Аудитор, у которого заключен договор на долговременное обслуживание, не получил оплату за проведенную в прошлом году проверку. Он поставил условие, что если работа не будет оплачена, он не приступит к проверке бухгалтерской отчетности за текущий год. Клиент ответил, что результаты проверки за этот год имеют критическое значение, поскольку в случае несвоевременного получения заключения или получения условно положительного заключения фирма не сможет получить дополнительное финансирование. После выполнения проверки за этот год аудитор получит всю оплату за два года. Определить, какого рода проблема независимости станет перед аудитором, если он решит проводить проверку в этих условиях. Задание 5 Клиент попросил сделать для него копии рабочих бумаг аудитора, чтобы к проверке следующего года заранее подготовить всю требуемую документацию (с целью экономии средств и времени). Какая проблема возникает с точки зрения независимости аудитора? Какова должна быть реакция аудитора на предложение? Задание 6 Фирма «А» является аудитором предприятия «Б». Зная о намерении фирмы «А» переехать в другой офис, предприятие «Б» предлагает ей очень удобное помещение в здании, собственником которого оно является. Определите, какие проблемы возникают в связи с этим предложением. Задание 7 Фирма «К» обратилась в аудиторскую компанию с просьбой об организации перехода на компьютеризованную форму учета. Аудиторская фирма уже не первый год осуществляет аудиторские проверки бухгалтерской отчетности фирмы «К» и хорошо владеет особенностями организации финансового и управленческого учета, проблемами учетной работы и может четко сформулировать основные задачи при постановке компьютеризованного учета. Определите, какое влияние может оказать данный вид услуг на независимость аудитора при выражении мнения о состоянии бухгалтерской отчетности фирмы «К». Задание 8 Один из учредителей фирмы «А» требует заключить договор с аудиторской фирмой на оказание услуг по проверке правильности организации бухгалтерского учета с целью дать обоснование отстранению от занимаемой должности генерального директора. Объем платы за услуги учредитель предлагает определить в зависимости от степени достижения поставленной цели. Установите действия аудиторской фирмы. Задание 9 Проанализируйте описанные ситуации и ответьте на поставленные вопросы: 1. Аудиторская фирма «А» создана три года назад. С тех пор она расширилась, имеет сеть филиалов. Фирма оказывает аудиторские услуги, но, как правило, дополнительно организует консультации по вопросам налогообложения, причем эти консультации превышают долю аудиторских услуг в общей работе. Имеются ли нарушения профессиональной этики аудитора? 2. Павлов Г.И. – аудитор со средним стажем работы по специальности. Его практическая деятельность связана с аудиторскими проверками, иногда с налоговыми консультациями. В свободное от работы время Павлов Г.И. пишет материалы по финансам и учету в различные экономические газеты и журналы, основываясь на коммерческих материалах предприятий, которые являются его клиентами. Иногда Павлов ссылается на отдельные имена людей, занятых в бизнесе. И некоторые сторонние предприятия заинтересованы в информации, публикуемой Павловым Г.И. Возможен ли конфликт интересов между основной деятельностью Павлова и его писательской карьерой? Если да, то как могут быть разрешены эти трудности? 3. Фирма «В» проводит проверки организации на протяжении длительного времени и назначает ответственным аудитором этой организации на протяжении пяти лет Леонова С.А. Каждый год при этом он имел разных ассистентов. Имеет ли место конфликт интересов? Если да, то как его преодолеть? 4. У директора фирмы «Р» Старкова Д.Б. есть сын Александр, который имеет бухгалтерское образование и планирует стать аудитором. Александр владеет пятью процентами акций фирмы отца. В фирме «Р» проводится аудит фирмой «П», от имени которой Александр назначен членом аудиторской группы. Имеет ли место конфликт интересов? Если да, то указать пути его преодоления. 5. Аудит предприятия «А» проводят три аудитора, один из них – близкий друг заместителя генерального директора предприятия «А». Имеет ли место нарушение этических принципов, если да, то каких, как преодолеть эти нарушения? 6. На предприятии, производящем кондитерские изделия, проводится аудит. Аудиторов угощают чаем с кондитерскими изделиями и дарят по коробке конфет каждый день их пребывания на предприятии. Нарушаются ли этические нормы? Как должны поступать аудиторы? 7. В организации «В» проведен аудит, нарушений не выявлено, и директор организации преподнес аудиторам ценные подарки. Как должны поступить аудиторы? 8. Предприниматель путешествует вместе с аудитором на протяжении нескольких недель по Дальнему Востоку. Оплату путешествия производит предприниматель. Путешествие предприниматель совмещает с поиском возможности долевого участия в различных предприятиях. Аудитор при этом должен консультировать его по вопросам капиталовложений, а также провести проверку годовой отчетности общества, членом которого является предприниматель. Можно ли, исходя из принципа независимости, дать однозначную оценку деятельности аудитора как консультанта и аудитора, проводящего проверку годовой отчетности? 9. Аудитор обсуждает со своим компаньоном еще неопубликованный баланс одного из заказчиков. Нарушает ли он при этом обязательство хранения тайны? ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ №№ 5-6
Тема «Подготовка и планирование аудиторской проверки»
Цель: обосновать этапы аудиторской проверки, изучить порядок осуществления подготовительного этапа аудита, в том числе порядок отбора клиентов, составления договора аудиторских услуг, порядок оценки стоимости оказываемых услуг, приобрести навыки определения величины аудиторского риска, составления общего плана аудита и использования результатов аудиторской выборки. Вопросы: 1.Основные этапы аудита. Подготовка к проведению аудита. 2.Планирование аудита. 3.Оценка организации и состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица. 4.Понятие существенности в аудите. 5.Аудиторский риск и его составляющие. 6.Аудиторская выборка. Задание 1 В феврале текущего года в аудиторскую фирму ОДО «Консалтинг» поступило предложение провести аудиторскую проверку финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Гомельская мебельная фабрика» за прошлый год в связи с необходимостью представления аудиторского заключения в инспекцию Министерства по налогам и сборам. На момент обращения аудиторская фирма не имела возможностей оказания услуг в связи с загруженностью аудиторов. Вместе с тем заказчику были предложены более поздние сроки проведения аудиторской проверки и получено согласие. Сведения об аудиторской фирме: Директор – Нестюк В. И.; Аудиторская фирма имеет лицензию на оказание аудиторских услуг, выданную Министерством финансов Республики Беларусь; Аудиторская проверка будет проведена во II квартале текущего года Проверке будет подвергнут период со 2 января предыдущего года по Количество папок с документами, подлежащих проверке, – 106. Для расчета стоимости аудиторских услуг ОДО «Консалтинг» имеется смета расходов на текущий год: - фонд оплаты труда 43 560 000 руб. - командировочные расходы – 1 600 000 руб. - арендная плата 8 400 000 руб. - услуги связи 2 400 000 руб. - амортизация основных средств – 4 700 000 руб. - информационные услуги – 4 900 000 - прочие расходы 29 760 000 руб. Плановый фонд рабочего времени 1 человека в текущем году составляет 2054 час. Сведения о проверяемом предприятии: Генеральный директор ОАО «Гомельская мебельная фабрика» - Жуковский К. И. (в данной должности работает 5 лет); Главный бухгалтер – Симоненко Г. П. (в данной должности работает 5 месяцев). Со 2 января по 25 ноября прошлого года в должности главного бухгалтера ОАО «Гомельская мебельная фабрика» работала Синицина Г. А., уволившаяся с предприятия по собственному желанию; Требуется: 1. Составить преддоговорной тест-запрос на предстоящую аудиторскую проверку. 2. Составить проект договора оказания аудиторских услуг по предстоящей проверке (см. примерную форму договора в Законе Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности»). 3. Составить расчет тарифа на аудиторские услуги. 4. Составить протокол согласования отпускных цен на оказываемые услуги. Задание 2 В соответствии с заключенным договором оказания аудиторских услуг (см. содержание предыдущего задания) по аудиторской фирме издан приказ, исходя из которого следует: 1. Проверку будет проводить группа аудиторов в следующем составе: - руководитель аудиторской группы – Семенов К. П. ; — члены аудиторской группы-аудиторы: - Пименов А. К.; - Кустов А. Н.; - Бусыгин И. П. 2.Срок проведения проверки – с 10 мая по 10 июня текущего года; 3.Период деятельности, подвергаемый проверке, — со 2 января прошлого года по 10 мая текущего года; 4. Руководитель аудиторской группы должен представить аудиторское заключение заказчику 10 июня текущего года Для расчета уровня существенности использовать данные преддоговорного обследования: Убыток отчетного года составил – 270 тыс. руб. Выручка (без НДС) 3 490 тыс. руб. Валюта баланса 7 486 тыс. руб. Итоговые данные III раздела баланса 320 тыс. руб. Полная себестоимость произведенной продукции за отчетный год 2 635 тыс. руб. Следует иметь в виду, что в соответствии с внутренними стандартами аудиторской фирмы ОДО «Консалтинг» устанавливается единое значение уровня существенности для всех показателей отчетности. На основании приведенных данных составьте план аудита. Задание 3 Ваш клиент владеет тремя большими магазинами. В каждом из них несколько отделов. Все отделы должны быть детально проверены по крайней мере один раз в пять лет. Более тщательно следует проверять те отделы, где наиболее высок аудиторский риск. Известно, что в прошлом году в этих магазинах также был проведен аудит. В каждом из магазинов существует отдел внутреннего контроля. Определите, какие действия должен предпринять аудитор для оценки риска. Задание 4 Установите, верно ли данное утверждение: 1. Финансовая отчетность не может быть верна на 100 %. 2. Внутренний риск может быть снижен в результате аудиторской проверки. 3. Деятельность руководства фирмы оказывает влияние на внутренний риск. 4. Внутренний риск изменяется в зависимости от вида деятельности фирмы. 5 Аудитор может снизить риск при контроле путем внесения предложений по усовершенствованию (в письмах руководству). 6. Аудиторский риск имеет один и тот же уровень для всех областей проверки цикла покупок, реализации и др. Задание 5 В аудиторской фирме ОДО «Аудикс» в соответствии с договором оказания аудиторских услуг, заключенным с ОДО «Мебельщик» 25 марта текущего года, составлен план аудита, в котором предусмотрены следующие виды работ: -провести восстановление бухгалтерского учета Заказчика за позапрошлый финансовый год; -провести аудиторскую проверку производственной и финансово- Требования каких нормативно-правовых актов и инструктивных материалов нарушены и в части чего? Какие изменения необходимо внести в содержание договора и плана аудита? Задание 6 Производственно-коммерческая фирма выбрала Вас аудитором в первый раз. Контракт с предыдущим аудитором был прекращен по причине несвоевременного представления заключения. У фирмы есть два независимых филиала, выделенных на самостоятельный баланс. Первый филиал и головной офис находятся в одном населенном пункте. Первый филиал производит отопительные системы для промышленных предприятий. Все работы выполняются по заказу потребителей. Второй филиал находится в 250 км от первого и производит бытовую электротехнику. В последние годы первое подразделение стало очень доходным, в то время как рентабельность второго снизилась. Совет директоров занимается поиском покупателей для второго подразделения. Если их не найдут, то оно будет закрыто. Менеджеры первого подразделения отличаются высоким профессионализмом и обладают хорошей репутацией. В совете директоров надеются поднять курс акций фирмы, объявляя результаты деятельности по этому подразделению раньше, чем это сделают конкуренты. Поэтому они желают, чтобы аудиторское заключение по бухгалтерской отчетности было подготовлено как можно раньше. Они уже объявили о своих ожиданиях, что прибыль за текущий год по первому подразделению превысит прошлогоднюю по крайней мере на 30%. Перечислите индикаторы риска и пути их возможного преодоления. Задание 7 Аудитору необходимо проверить 1 000 счетов – фактур поставщиков сырья. По 120 счетам-фактурам общая сумма, подлежащая оплате, значительно меньше уровня существенности, установленного на стадии планирования аудита. На остальные счета-фактуры приходится 90 % общей суммы оборота по счету 10 «Материалы». Обоснуйте необходимость стратификации проверяемой совокупности и признак, по которому можно образовать страты (подсовокупности) в приведенной ситуации. Для обеспечения репрезентативности выборки произведите отбор элементов отобранной совокупности, используя таблицу случайных чисел. Объем выборки составляет 10 элементов. Результаты отбора представьте в таблице следующей формы: Порядковый номер элемента выборки Случайное число (СЧ) (Зк
– Зн
)• СЧ Порядковый номер документа, подлежащего отбору в выборочную совокупность Зн
+ (Зк
– Зн
)• СЧ Задание 8 Используя исходные данные предыдущей задачи, произведите систематический отбор счетов-фактур методом количественной выборки по интервалам. Результаты представьте в таблице следующей формы: Порядковый номер элемента выборки Порядковый номер документа, подлежащего отбору в выборочную совокупность Задание 9 Для проверки выручки от реализации товаров имеется 10 товарно-транспортных накладных. Согласно учетной политике аудируемого лица выручка определяется по факту отгрузки. Произведите систематический отбор трех товарно-транспортных накладных методом стоимостной выборки по интервалам на основании следующих данных: Дата отгрузки по ТТН 02. 02 03. 02 04. 02 07. 02 08. 02 09. 02 10. 02 11. 02 14. 02 15. 02 Выручка с НДС, млн. руб. 7,327 5,779 2,378 0,311 7,215 5,742 8,764 2,080 1,171 5,907 Из совокупности представленных документов исключены элементы наибольшей стоимости и ключевые элементы, которые проверяются без применения случайной выборки. Результаты расчетов представьте в таблице следующей формы: Порядковый номер элемента проверяемой совокупности Дата отгрузки по ТТН Выручка с НДС, млн. руб. Суммарная стоимость элементов совокупности нарастающим итогом, млн. руб. Исчисленная величина для определения элемента выборки, млн. руб. Задание 10 Аудитор проверяет кредитовый оборот за год счета 02 «Амортизация основных средств». Объем проверяемой совокупности 1200 операций (по 100 операций ежемесячно). В течение года не было движения (выбытия или оприходования) основных средств. Соответственно, ежемесячная сумма начисленной амортизации одна и та же. Исходя из этого, аудитор предполагает, что если проверяемая совокупность содержит ошибки, то исключительно систематические, повторяющиеся ежемесячно (например, неправильное применение нормы амортизации). Поэтому аудитор, используя метод серийного отбора, выбрал один месяц и сплошным образом проверил начисление амортизации. Выявленная ошибка составила 25 тыс. руб. Определить ожидаемую ошибку проверяемой совокупности. Задание 11 Аудитор проверяет состав дебиторской задолженности организации. Дебетовое сальдо счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в сумме составляет 5000 тыс. р. Допустимая ошибка определена в размере 250 тыс. руб. (5% от сальдо счета). Данные аналитического учета: доля 10 дебиторов (с задолженностью от 100 до 800 тыс. руб.) — 4800 тыс. руб. (96%), доля 100 дебиторов (с задолженностью от 1 до 20 тыс. руб.) —200 тыс. руб. (4%). Аудитор отбирает 10 дебиторов, задолженность которых составляет «основной массив», и подвергает их сплошной проверке. Выявленная при этом ошибка (несписанная дебиторская задолженность) составила 132 тыс. руб. Определить ожидаемую ошибку и степень ее существенности. Задание 12 Аудитор проверяет состав дебиторской задолженности организации. Общая сумма дебиторской задолженности ─ 5000 тыс. руб. в аналитическом учете распределена следующим образом: 10 дебиторов (с задолженностью от 100 до 800 тыс. руб.) составляют 80% всей дебиторской задолженности (4000 тыс. руб.). 100 дебиторов (с задолженностью от 1 до 20 тыс. руб.) составляют 20% дебиторской задолженности (1000 тыс. руб.). Аудитор отбирает «основной массив» из 10 дебиторов и проверяет в сплошном порядке. Выявленная ошибка составила 132 тыс. руб. Аудитор принимает решение подвергнуть 100 дебиторов выборочной проверке с помощью метода стоимостной выборки по интервалам. Проверке были подвергнуты 20 дебиторов, ошибка выборки составила 78 700 руб. Определите величину и степень существенности ожидаемой ошибки всей проверяемой совокупности. Задание 13 Суммарная стоимость всего объема проверяемой совокупности составляет 64 582 млн. руб. Уровень существенности составляет 5000 млн. руб. Стоимость элементов наибольшей стоимости (выше выбранного уровня существенности) – 15 780 млн. руб. Общая стоимость ключевых элементов, в которых аудитор считает наиболее вероятными существование ошибок и искажений, ─ 896 млн. руб. Сумма обнаруженных по этим элементам ошибок составила соответственно 96 млн. руб. и 134 млн. руб. В ходе проверки аудитор рассмотрел элементы представительной выборки на общую сумму 595 млн. руб. Сумма обнаруженных ошибок составила 17 млн. руб. Определите общую сумму ожидаемой ошибки, которую аудитор распространит на всю проверяемую совокупность. Превысит ли она уровень существенности? ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ №№ 7-8
Тема «Технология проведения аудиторской проверки»
Цель: изучить порядок сбора аудиторских доказательств, подготовки и оформления рабочей документации, приобрести навыки работы с документацией в ходе аудиторской проверки. Вопросы: 1. Аудиторские доказательства. 2. Методы и процедуры аудиторской проверки. 3. Аналитические процедуры аудита. 4. Рабочая документация аудитора. 5. Действия аудитора при выявлении искажений. Задание 1 В ходе проверки выполнения договорных обязательств хозяйственных договоров аудитор получил доказательства из следующих источников: - из данных первичного учета субъекта хозяйствования; - из устных разъяснений руководства и бухгалтерии субъекта хозяйствования; - от поставщиков и покупателей; - от третьих лиц. Обоснуйте действия аудитора по выбору наиболее надежных доказательств и оцените степень их надежности. Задание 2 Имеется четыре группы данных, доказывающих правильность учетных показателей: 1) инвентаризационные описи объемов незавершенного производства, полученные при фактическом осмотре; 2) журналы-ордера и первичные документы по счету 20 "Основное производство"; 3) журналы-ордера и первичные документы по счету 43 "Готовая продукция"; 4) доказательство точности учета запасов, полученное в результате проведенной инвентаризации, на которой присутствовал аудитор. Определите степень надежности приведенных доказательств. Задание 3 При осуществлении аудиторской проверки фирмы аудитором были собраны следующие доказательства: 1) анализ фактических затрат, подготовленный сотрудником фирмы; 2) выписка из реестра акционеров, подтверждающая наличие акций в собственности фирмы; 3) акт инвентаризации материальных ценностей по результатам инвентаризации, проводимой с участием аудитора. Распределить доказательства по степени их значимости. Задание 4 Фирма обратилась к аудитору с предложением заключить договор о предоставлении услуг по определению оценки нанесенного ущерба строительной организацией, осуществляющей ремонт на территории, прилежащей к складским помещениям фирмы. Варианты: 1. Ремонт на территории, прилежащей к складским помещениям, явился причиной возникновения пожара, при котором все материальные ценности полностью сгорели. 2. Ремонт на территории, прилежащей к складским помещениям, явился причиной прорыва в сетях водоснабжения. В результате затопления складских помещений материальные ценности пришли в полную или частичную непригодность для производственного потребления. Какие доказательства необходимо собрать аудитору при определении оценки нанесенного ущерба? Каким образом аудитор может определить оценку нанесенного ущерба? Задание 5 Аудитором были проведены следующие процедуры: 1) проверка документов о регистрации транспортных средств; 2) проверка документов на приобретение транспортных средств; 3) проверка фактического наличия транспортных средств; 4) получение устных подтверждений от продавца транспортных средств. Определите, какие из приведенных процедур предоставят данные о праве собственности организации на транспортные средства. Задание 6 Проведены следующие процедуры аудита: 1. Проверка отнесения на счет 41 "Товары" стоимости товаров, находящихся на хранении в другом месте. 2. Сопоставление данных аналитического учета по счету 41 "Товары" и инвентаризационной ведомости (при этом особое внимание уделяется дорогостоящим товарам). 3. Проверка правильности учета залежавшихся и устаревших товаров. 4. Проверка полноты кодирования всех товарно-материальных ценностей по данным инвентаризационной ведомости и текущего учета. Определите, из каких приведенных процедур будут получены наиболее точные данные по уценке товаров. Задание 7 Аудиторская организация, осуществляя проверку бухгалтерской отчетности фирмы, должна подтвердить оценку затрат на строительство здания. Установите, какие доказательства необходимо получить аудитору при подтверждении статьи " Вложения во внеоборотные активы" в части строительства нового здания. Задание 8 Аудитор планирует получить доказательства правильности отражения в регистрах бухгалтерского учета операций по расчетному счету. При этом возможны два варианта действий: 1) провести сплошную (выборочную) проверку всех операций по расчетному счету на предмет правильности их отражения в учете; 2) опереться на систему внутреннего контроля (СВК) проверяемого субъекта. Аудитор выяснил, что контировкой операций по расчетному счету занимается достаточно опытный сотрудник. В организации действуют специально разработанные письменные указания, регламентирующие его функции. Кроме того, ежемесячно при перенесении данных их журнала-ордера № 2 в Главную книгу происходит сверка расчетов, что подтверждается подписью уполномоченного сотрудника. В связи с этим аудитор посчитал возможным опереться на СВК, оценив ее надежность как высокую. Для подтверждения такой степени надежности он применил тестирование средств контроля. Для этого аудитор проверил 24 элемента тестируемой совокупности. В отношении 12-ти выбранных элементов он более тщательно проверил качество работы средств контроля. В результате обнаружена одна ошибка. Тогда аудитор протестировал еще 24 элемента, по 12 из которых детально отследил правильность ведения контрольных процедур. При этом была обнаружена еще одна ошибка. Оцените уровень надежности проверяемых средств контроля и степень риска, связанную с ними. Как должен был поступить аудитор, если бы по результатам тестирования средств контроля он обнаружил две и более ошибок? Задание 9 Бар, ресторан и сдача номеров — основной источник дохода гостиницы. В гостинице 100 комнат на два человека, однако они могут быть сняты и одним клиентом. Плата за комнату составляет 60 т.руб. на одного человека, на двоих — 85 т. руб. Некоторые статистические данные на конец отчетного года: Степень занятости за год, % Номеров Коек Январь 65 41 Февраль 67 48 Март 71 56 Апрель 70 51 Май 65 52 Июнь 63 47 Июль 60 44 Август 57 45 Сентябрь 57 46 Октябрь 61 52 Ноябрь 58 43 Декабрь 63 47 В среднем 63 47,67 Структура выручки, т. руб. Бар 4 350 000 Ресторан 3 675 890 Сдача номеров 6 127 100 Всего 14 252 990 Проверьте правильность расчета выручки гостиницы, используя аналитические процедуры. При наличии ошибки оцените степень ее значимости и сделайте соответствующие выводы. Задание 10 Коммерческая фирма занимается торговлей непродовольственными товарами и имеет следующие данные баланса на конец отчетного года: Актив Пассив Основные средства 800 Капитал и резрвы 1000 Запасы 300 Долгосрочные обязательства 855 Дебиторская задолженность 750 Краткосрочные обязательства 145 Прочие оборотные средства (денежные средства) 150 Баланс 2000 Баланс 2000 Выручка от реализации за год составила 1900 млн. руб. Проведите анализ финансового состояния фирмы для подтверждения возможности ее функционирования в будущем. Задание 11 Аудитор проводит предварительную проверку экономического субъекта за три квартала текущего года. Ему представлены баланс и часть отчета о прибылях и убытках на конец предыдущего года и за 9 месяцев текущего года. Баланс, млн. руб. Актив За 9 мес. текущего года На конец предыдущего года Пассив За 9 мес. текущего года На конец предыдущего года Внеоборотные активы:
Капитал и резервы:
Основные средства 7596 5846 Уставный фонд 2000 2000 Нематериальные активы 1430 Резервный фонд 680 680 Доходные вложения в материальные ценности 460 Нераспределенная прибыль 6320 4830 Всего 9486 5846 Всего 9000 7510 Оборотные активы
: Долгосрочные обязательства
720 750 Дебиторская задолженность 518 1850 Всего 720 750 Денежные средства 610 936 Краткосрочные обязательства
1000 1020 Прочие 106 648 Всего 1000 1020 Всего 1234 3434 Баланс
10720
9280
Баланс
10720
9280
Отчет о прибылях и убытках, тыс. руб. За 9 мес. текущего года На конец предыдущего года Выручка от реализации продукции 24000 41 000 Себестоимость реализованной продукции 19922 34 020 Коммерческие расходы 1 388 2 810 Управленческие расходы 1 580 2 660 Прибыль от реализации 1 110 1 510 Проценты к уплате 680 840 Доходы от участия в других организациях 40 — Прибыль отчетного года 470 670 Проведите аналитическую проверку представленных данных и сделайте выводы. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9
Тема «Аудиторское заключение и отчетность аудиторских организаций»
Цель: изучить порядок обобщения и реализации результатов аудиторской проверки, усвоить различия форм аудиторских заключений и требования к их составлению, приобрести навыки подготовки письменной информации (отчета) по результатам аудиторской проверки Вопросы: 1.Формы выражения аудиторского мнения и виды аудиторских заключений. 2.Состав письменной информации (отчета) аудитора о результатах проведения аудита. 3.Отчетность о результатах работы аудитора. Задача 1 Аудитор проверяет производственно-коммерческую фирму, занимающуюся пошивом одежды. У проверяемого субъекта достаточно слабо организована система учета, поэтому аудит надо проводить с большой степенью тщательности. Баланс и приложение (форма № 2) за отчетный и предыдущий год представлены ниже. Баланс, млн. руб. на 01.01.2008 на 31.12.2008 I. Внеоборотные активы
: Основные средства 33 500 25 000 Нематериальные активы ИТОГО по разделу I 33500 25000 II.
Оборотные активы:
Запасы и затраты 44 148 16066 Дебиторская задолженность 6250 16 300 Денежные средства 750 13 000 ИТОГО но разделу II 51 148 45 366 БАЛАНС 84 648 70 366 III.
Капитал и резервы
Уставный фонд 20 000 20 000 Добавочный фонд 21 167 29 823 Нераспределенная прибыль 14 156 - 1 677 ИТОГО по разделу III 55 323 48 146 IV. Долгосрочные обязательства
Долгосрочные кредиты и займы 8 500 40 ИТОГО по разделу IV 8 500 40 V. Краткосрочные обязательства
Кредиторская задолженность: по оплате труда 3800 3 870 по расчетам по социальному страхованию и обеспечению 1150 2 060 по расчетам по налогам и сборам 6200 5 600 по расчетам с поставщиками и подрядчиками 9675 10 650 ИТОГО по разделу V 29 325 22 220 БАЛАНС 84 648 70 366 Отчет о прибылях и убытках, млн. руб. за 2008 г. за 2007 г. I.
Доходы и расходы по видам деятельности
Выручка от реализации продукции 181 640 176 132 Себестоимость реализованной продукции 161 213 151 416 Коммерческие расходы Управленческие расходы Прибыль от реализации 20 427 24 716 II. Операционные доходы и расходы
Доходы от финансовых операций Расходы от финансовых операций 25 616 Прочие операционные доходы Прочие операционные расходы 300 Убыток от операционных доходов и расходов 300 III. Внереализационные доходы и расходы
Внереализационные доходы Внереализационные расходы Прибыль от внереализационных доходов и расходов - 900 Налоги и сборы, платежи и расходы, производимые из прибыли, в том числе Налог на недвижимость 7 648 335 298 298 Нераспределенная прибыль отчетного периода 12479 -1 198 При проверке аудитор обнаружил на предприятии запас футболок в 1 950 шт., которые были оценены в 20 000 руб. каждая, при себестоимости 9 000 руб. за единицу. Аудитору представили следующие данные по движению сырья и товаров. 2008 г. 2007 г. Сырье: Хлопок 3 060 2 179 Шерсть 1 075 1 535 Вискоза и др. 1 013 1 853 Товары: Джинсы 3 599 Майки 6900 Футболки 39 000 Всего: 44 148 16 066 Аудитор не согласен с оценкой запасов и с суммами по балансу в целом. 1. Составьте отчет о прибылях и убытках с учетом выявленных искажений. 2. Рассчитайте величину собственных активов организации и составьте новый баланс аудируемого лица. 3. Обоснуйте выбор формы выражения аудиторского мнения. Задача 2 В ходе обязательной аудиторской проверки возникли сложности с проверкой расчетов предприятия с зарубежными поставщиками из-за отсутствия соответствующих документов. Во всех остальных существенных аспектах представленные финансовые отчеты полно и достоверно отражают финансовое положение предприятия и результаты его деятельности за отчетный год. Составьте проект итоговой части аудиторской проверки и обоснуйте решение о возможности выдачи аудиторского заключения. Задание 3 В ходе обязательного аудита при проверке правильности отнесения затрат на себестоимость аудитор проводил сверку счетов затрат с авансовыми отчетами сотрудников ЗАО. Было установлено, что руководителю ЗАО была оплачена поездка в Италию в сумме 2 700 долл. США. Указанная сумма была отнесена на себестоимость (издержки производства) как командировочные расходы. Однако отправленные первичные документы (авиабилеты, счета гостиниц) имеют штамп туристической организации. Во всех остальных существенных аспектах представленные финансовые отчеты полно и достоверно отражают финансовое положение ЗАО и результаты его деятельности за отчетный год. Обоснуйте решение о выдаче аудиторского заключения и составьте итоговую часть аудиторского заключения. Задание 4 В ходе аудиторской проверки акционерного общества было установлено, что в третьем квартале отчетного года в связи с частичным изменением ассортимента выпускаемой продукции была произведена реконструкция основных средств. Расходы на проведение реконструкции были списаны за счет себестоимости. Во всех остальных аспектах представленная информация полно и достоверно отражает финансовое положение акционерного общества и результаты его деятельности за отчетный год. Обоснуйте решение о выдаче аудиторского заключения и составьте итоговую часть аудиторского заключения. Задание 5 Строительная организация работает на основе долгосрочных договоров. Руководство организации приняло решение не включать сведения о движении денежных средств в бухгалтерскую отчетность, поскольку считает представленную там информацию не важной. Определите, какой вид заключения должен составить аудитор в данной ситуации. Задание 6 Коммерческая организация занимается реализацией строительных материалов, и часть из них продается за наличный расчет: из общей суммы выручки в 3 750 000 руб. - -1 125 000 руб. за наличный расчет населению. За этой реализацией не осуществляется достаточный контроль, которому мог бы доверять аудитор, и в процессе проверки не было проведено аудиторских процедур, которые бы дали независимое подтверждение правильности учета реализации за наличный расчет. Определите, какое заключение должен составить аудитор. Задание 7 1 декабря отчетного года Совет директоров фирмы решил выдать беспроцентный заем директору для покупки туристической путевки. 19 января следующего за отчетным годом заем был возвращен. Отчетный период фирмы закончился 1 января. Совет директоров принял решение, что этот краткосрочный заем, который уже возвращен, не стоит отражать в бухгалтерской отчетности. Определите, какое аудиторское заключение следует составить в данной ситуации. Задание 8 В ходе проведения проверки аудитором не было выявлено существенных ошибок, однако были выявлены: повторяющиеся убытки, зависимость от внешнего финансирования, задержки в выплате заработной платы, систематические просрочки погашения кредиторской задолженности, дефицит оборотных средств, снижение товарного поступления, резкий рост товарных запасов, низкое значение коэффициентов ликвидности. Также аудитор отметил: низкий уровень руководства, снижение контроля за кадрами, зависимость от применяемых технологий, отсутствие необходимого ассортимента товаров. Какое решение должен принять аудитор по результатам проверки? Задание 9 В ходе проведения аудиторской проверки субъекта хозяйствования аудитор не смог получить от руководства необходимые сведения о покупателях продукции, имеющие значительные суммы задолженности и выяснить причину неплатежей. Обоснуйте действия аудитора. Задание 10 В ходе аудиторской проверки АО обнаружены факты передачи произведенной продукции иногороднему филиалу АО для дальнейшей реализации. Руководство АО заявило, что филиал является самостоятельным субъектом хозяйствования, а объем операций, совершаемых между головной организацией и филиалом, незначителен. Обоснуйте действия аудитора. В случае принятия решения о необходимости встречной проверки деятельности филиала составьте план аудиторской проверки филиала. Выделите необходимые стадии аудита с указанием порядка их проведения. Задание 11 Аудиторская организация проверяла финансово-хозяйственную деятельность ЗАО за последний отчетный год. В ходе проверки установлено, что во всех существенных аспектах представленные финансовые отчеты полно и достоверно отражают финансовое положение ЗАО. Однако из частной беседы с сотрудником бухгалтерии поступила информация об имевших место случаях крупных хищений из цеха готовой продукции. Обоснуйте решение аудитора о возможности выдачи аудиторского заключения. Задание 12 В ходе проведения оценки имущества организации аудитор обнаружил оприходованный в результате инвентаризации дорогостоящий объект основных средств. При тщательной проверке документов на данный объект ОС обнаружено не было. Кроме того, аудитором были обнаружены ошибки при реализации излишков материальных ценностей. Все указанные ошибки были немедленно исправлены аудируемым лицом. Параллельно с проведением аудита аудитором были оказаны услуги по консультированию по вопросам бухгалтерского и налогового учета, проведен семинар для бухгалтерской службы предприятия. Определите, какое аудиторское заключение следует составить по результатам проведенной работы. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10
Тема «Ревизия (аудит) учредительных документов и уставного фонда организации»
Цель: изучить нормативные документы, регулирующие порядок регистрации юридических лиц, усвоить процедуру подготовки учредительных документов для регистрации юридических лиц различных организационно-правовых форм хозяйствования. Вопросы: 1.Нормативная и формальная проверка учредительных документов и законности осуществляемых видов деятельности. 2.Проверка правильности, полноты и своевременности формирования уставного фонда организации и отражения этих операций на счетах. 3.Особенности проверки формирования уставного фонда организаций с иностранными инвестициями. Задание 1 Согласно учредительным документам уставный фонд общества с ограниченной ответственностью составляет 3 600 000 руб. Общество создано двумя участниками, один из которых является юридическим лицом, а второй — физическим лицом. Первый участник сформировал свою долю в уставном фонде предприятия путем внесения денежных средств с расчетного счета в сумме 2 400 000 руб. Второй участник внес объект основных средств по согласованной между участниками стоимости – 1 200 000 руб. В бухгалтерском учете общества на основании платежного поручения на перечисление денежных средств и акта о приеме-передаче объекта основных средств были сделаны следующие записи: Д-т сч. 51 К-т сч. 75 – 2 400 000 руб. — на сумму поступивших в уставный фонд денежных средств; Д-т сч. 01 К-т сч. 75 – 1 200 000 руб. — на согласованную стоимость внесенного в счет взноса в уставный фонд объекта основных средств. Какие выводы следует сделать из анализа данной ситуации? Задание 2 Согласно учредительным документам доля белорусского участника в уставном фонде совместного предприятия составляет 9 000 000 руб., а доля иностранного участника ─ 20 000 дол. США. Учредительный договор был подписан 20.11.2008 Курс дол. США на эту дату составлял 2 125 руб. Свидетельство о государственной регистрации совместного предприятия было получено 04.12.2008. Курс доллара на эту дату составлял 2 145 руб. В бухгалтерском учете объявленный уставный фонд был отражен следующей записью: Д-т сч. 75 - К-т .80 — 51 900 000 руб. Оцените правомерность отражения в учете совместного предприятия объявленного уставного фонда. Задание 3 Согласно учредительным документам уставный фонд совместного предприятия составляет 400 млн. руб. Доля белорусского участника составляет 340 млн. руб., доля иностранного участника ─ 60 млн. руб. Уставный фонд был сформирован в полном объеме и в установленные сроки. Предприятие получило в торгово-промышленной палате Республики Беларусь сертификат, подтверждающий, что выпускаемая им продукция является продукцией собственного производства. На основании этого предприятие воспользовалось правом на получение льготы по налогу на прибыль. Проанализируйте данную ситуацию и оцените законность применения льготы. Задание 4 Согласно учредительным документам уставный фонд открытого акционерного общества составляет 14 млн. руб. Общество зарегистрировало в установленном порядке проспект эмиссии и выпустило 1000 акций номинальной стоимостью 14 000 руб. за акцию. В течение трех месяцев с момента регистрации общества акции реализованы путем открытой подписки. В результате 300 акций реализованы по номинальной стоимости, 500 акций — по цене 20 000 руб. за одну акцию, 200 акций — по цене 22 000 руб. за одну акцию. В бухгалтерском учете формирование уставного фонда было отражено следующими записями: Д-т сч. 75 — К-т сч. 80 — 14 000 000 руб. — на величину объявленного уставного фонда; Д-т сч. 51 — К-т сч. 75 — 14 000 000 руб. — на сумму поступивших денежных средств за реализованные акции по номинальной стоимости; Д-т сч. 51 — К-т сч. 92 — 4 600 000 руб. — на сумму эмиссионного дохода, полученного от реализации акций по ценам, выше номинала. Какие выводы можно сделать из анализа данной ситуации? ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ №№ 11-12
Тема «Ревизия (аудит) кассовых операций»
Цель: изучить нормативные документы, регулирующие порядок ведения кассовых операций, приобрести навыки проверки кассовых отчетов, первичных документов и учетных регистров по кассовым операциям, и выявления наиболее типичных нарушений кассовой дисциплины. Вопросы: 1. Порядок проведения инвентаризации кассы. Проверка соблюдения условий, обеспечивающих сохранность денежных средств и денежных документов в кассе. 2. Проверка законности, целесообразности, достоверности и эффективности кассовых операций и правильности отражения их в учете. 3. Аудит операций с денежными документами и другими ценностями в кассе. 4. Особенности ревизии (аудита) кассовых операций в условиях автоматизированной формы бухгалтерского учета. Задание 1 Аудитор Иванова Л.М. в присутствии кассира Петровой З.И. и главного бухгалтера организации Смирнова Р.Н провела инвентаризацию кассы на 2 января текущего года. Результаты инвентаризации кассы оформлены актом. По данным кассовой книги остаток на начало дня проведения инвентаризации составил 9 300 000 руб. Инвентаризацией установлено, что в кассе на день проверки было в наличии: денег ─ 120 000 руб. денежных документов ─ на сумму 11 200 руб. На выплату заработной платы за вторую половину декабря в кассе было две ведомости: - № 3 на общую сумму 1 800 000 руб., по которой выплачено 1 750 000 руб., и - № 4 на 7 500 000 руб., по которой выплачено 7 040 000 руб. На ведомостях нет письменного указания руководителя и главного бухгалтера (разрешительной надписи) о том, в какой срок кассиру поручается произвести выплату заработной платы. На титульных листах ведомостей кассиром не сделано надписи, сколько выплачено денег и какая сумма заработной платы депонирована. Во время инвентаризации кассы комиссия обнаружила расписку коммерческого агента Краморенко И.С. от 20 декабря в получении из кассы 300 руб. на срок до 20 января. Разрешительная надпись руководителя и главного бухгалтера на расписке о выдаче денег отсутствует. Требуется:
1. Проверить финансовую дисциплину при ведении кассовых операций. 2. Сформулировать запись для включения в акт аудиторской проверки. Задание 2 В процессе комплексной ревизии НПО «Вымпел» была проведена инвентаризация кассовой наличности. Инвентаризацию провел старший ревизор В.К. Петров с участием главного бухгалтера И.Н. Васильевой в присутствии кассира Ж.И. Лабадиной 5 июля текущего года. Кассир предъявил кассовую книгу, по последнему отчету которой числится остаток денег в кассе в сумме 29 080 000 р., денежных документов на сумму 645 000 р. В кассовой книге проведены последние кассовые ордера: приходный кассовый ордер № 48, расходный кассовый ордер № 57. Кассир также предъявила: - расходный кассовый ордер № 58 на выплату алиментов А.А. Юкиной на сумму 35 000 р., - приходные кассовые ордера № 49 и 50 на сумму 8200 р. и 12 400 р. за оказание автоуслуг М.И. Муравской и З.Н. Воронко, - расходный кассовый ордер без номера на выдачу старшему бухгалтеру Е.И. Соколовой 45 000 р. Распорядительных надписей директора и главного бухгалтера на данном расходном кассовом ордере не имеется. Кроме того, кассиром предъявлена платежная ведомость на выдачу премиальных вознаграждений по итогам работы за прошлый год на сумму 28 450 000 р. По ведомости согласно подписям получателей на момент инвентаризации выдано 27 840 000 р. (срок оплаты по ведомости на момент ревизии не истек). Кассир предъявила инвентаризационной комиссии денежные знаки следующими купюрами: в 10 000 р. — 20 листов; в 5000 р. — 100 листов; в 1000 р. — 120 листов; в 500 р. — 121 лист; в 100 р. — 59 листов; в 50 р. — 86 листов; в 20 р. — 126 листов; в 10 р. — 53 листа. В объяснительной записке кассира Ж.И. Лабадиной, предъявленной инвентаризационной комиссии, указано, что в кассе хранятся деньги в сумме 254 000 р., принадлежащие профсоюзной организации. При этом кассир сообщила, что одновременно она исполняет обязанности казначея профсоюзного комитета. В кассе имелась чековая книжка на получение наличных денег в банке с использованными чеками № 871340 — 871355 и неиспользованные чеки № 871356 — 871365, из которых чеки №871356 и 871357 подписаны директором и главным бухгалтером НПО «Вымпел» и скреплены печатью без указания в них сумм. В кассе, кроме того, имелись две путевки в санаторий номинальной стоимостью 645 000 р. Кассовая книга не подписана директором НПО «Вымпел», страницы в ней не пронумерованы и не скреплены печатью. Кассир не ознакомлен с правилами ведения кассовых операций. Обязательство кассира о материальной ответственности хранится в столе у главного бухгалтера. Требуется:
1. Составить отчет кассира на момент инвентаризации. 2. Установить, какие нарушения допущены в порядке ведения кассовых операций. 3. Составить покупюрную опись наличных денег в кассе. 4. Составить акт инвентаризации кассовой наличности. 5. Определить результаты инвентаризации кассовой наличности и отразить их в бухгалтерском учете. 6. Сформулировать запись для включения в акт ревизии (аудиторское заключение). 7. Написать проект приказа по НПО «Вымпел» по результатам проверки. При выполнении задания можно использовать накопительную ведомость нарушений кассовой дисциплины следующей формы: № п/п Дата Наименование и содержание документа Сумма Характер нарушения Лица, ответственные за нарушения Задание 3 В процессе проверки кассовых операций за отчетный год на предприятии установлено следующее: Период составления кассовых отчетов Остаток денежных средств в кассе (за каждый день), руб. 01.01-04.01 3 000 05.01-09.01 4 200 000 10.01-18.01 4 500 19.01-23.01 3 600 000 24.01-31.01 5 500 05.01. по чеку из банка получены денежные средства: - на выплату заработной платы ─ 3 910 000 р. - на выплату пособий ─ 284 700 р. - на хозяйственные расходы – 2 000 р. Проверяющему был предоставлен документ, подтверждающий установленный банком лимит остатка наличных денежных средств в кассе со 2 января отчетного года в сумме 5 000 руб. Предприятие с обслуживающим банком согласовало дни выплаты заработной платы ─ 5 и 20 числа каждого месяца. Выходные и праздничные дни в январе отчетного года пришлись на следующие числа: 1,6,7,13,14,20,21,27,28. Требуется:
1. Составить вспомогательную ведомость для проверки соблюдения лимита остатка денег в кассе. 2. Определить сумму превышения лимита остатка денег в кассе и возможную сумму взыскиваемого штрафа за накопление денег в кассе сверх установленного лимита. 3. Составить бухгалтерские записи на начисление штрафа за сверхлимитные остатки. 4. Сформулировать запись о нарушениях лимита денежных средств в кассе для включения в акт ревизии (отчет аудиторской проверки). Задание 4 При проверке полноты и своевременности оприходования для выплаты заработной платы ─ 8 795 670 р., на командировочные расходы ─ 348 600 р., всего 9 144 270 р. Полученные денежные средства оприходованы по кассе 22 июня и израсходованы следующим образом: для выплаты заработной платы ─ 8 564 700 р.; на командировочные расходы ─ 520 780 р.; на хозяйственные нужды ─ 18 790 р. Неизрасходованные денежные средства в размере 40 000 р. сданы в банк. Определите допущенные нарушения, рассчитайте возможные штрафные санкции, дайте правовую и экономическую оценку, сформулируйте запись для внесения в акт проверки. Задание 5 В организации эксплуатируются контрольно-кассовые аппараты, часть которых не опломбирована. Заведена книга кассира-операциониста, страницы ее не пронумерованы и не прошнурованы, книга не подписана руководителем и главным бухгалтером. В книге много неоговоренных исправлений и подчисток. Для выплаты заработной платы работникам 2 марта из банка по чеку №075271 получены деньги в сумме 2 000 000 руб. Выплата зарплаты произведена 7 марта в сумме 1 800 000 руб. Остаток денег в сумме 200 000 руб. использован для оплаты командировочных расходов. Определите допущенные нарушения, рассчитайте возможные штрафные санкции, дайте правовую и экономическую оценку, сформулируйте запись для внесения в акт проверки. Задание 6 По чеку № 778127 от 20 октября отчетного года, выписанному на предъявителя и подписанному руководителем организации и главным бухгалтером, получено из отделения банка на хозяйственные нужды 200 000 руб. Деньги в главную кассу не поступили и в кассовой книге не отражены. На корешке чека имеется подпись коммерческого директора о получении чека, по которому банк выдал предъявителю 200 000 руб. В представленном авансовом отчете коммерческого директора указано получение под отчет из банка 200 000 руб., которые израсходованы на командировку. К авансовому отчету коммерческий директор приложил командировочное удостоверение и другие документы на произведенные расходы в сумме 200 000 руб., в том числе на железнодорожные билеты до города, куда он был командирован для участия в оптовой ярмарке, в сумме 36 000 руб. Главный бухгалтер составил следующие проводки по данной операции: - получение денег из банка коммерческим директором для хозяйственных нужд в сумме 200 000 руб. – Д-т 71- К51; деньги, израсходованные коммерческим директором на командировочные нужды, в сумме 2000 руб. – Д-т 20 - К-т 71 Определите допущенные нарушения, рассчитайте возможные штрафные санкции, сформулируйте запись для внесения в акт проверки. Задание 7 В журнале-ордере № 1 и ведомости 1 по сч. 50 «Касса» отражены следующие операции за сентябрь, тыс. р.: - получено с расчетного счета на выплату заработной платы ─ 52 786; - возвращены неиспользованные подотчетные суммы ─ 5 800; - получена выручка от реализации ─ 47 864; - оплачены административно-хозяйственные расходы ─ 11 480; - внесено в банк наличными ─ 5 150; - выдана заработная плата работникам ─ 11 328; - выдано под отчет ─ 3 695; - возвращены деньги на расчетный счет ─ 48 653; - выдана материальная помощь ─ 4 584. Определите, какие нарушения кассовой дисциплины имели место на предприятии; рассчитайте размер штрафных санкций, которые будут предъявлены к проверяемому предприятию по результатам проверки; дайте правовую и экономическую оценку нарушениям; сформулируйте запись для включения в акт проверки. Задача 8 За ревизуемый период в проверяемой организации произведены расчеты наличными деньгами с юридическими и физическими лицами за приобретенные товарно-материальные ценности в следующих размерах: Месяц Оплачено наличными деньгами за приобретенные товарно-материальные ценности, тыс. р. Получено в банке наличных денег на приобретение материальных ценностей, тыс. р. Размер базовой величины в месяц, тыс. р. Январь 700 825 16,5 Февраль 825 825 16,5 Апрель 700 660 16,5 Май 700 760 19 Июль 950 950 19 Сентябрь 1000 950 19 Октябрь 1150 1000
|