Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 22

 

Поиск            

 

Указания методические составлены в соответствии с новой программой и предназначены для студентов-заочников. Даны методические указания по основным разделам программы курса и выполнению контрольных работ

 

             

Указания методические составлены в соответствии с новой программой и предназначены для студентов-заочников. Даны методические указания по основным разделам программы курса и выполнению контрольных работ

Рекомендовано методической комиссией экономического 26.12.89.

Составил канд. экономических наук И. И. ЛЕНЬКОВ.

Экономико-математические методы в организации и планировании сельскохозяйственного производства: Методические указания /Белорусская сельскохозяйственная академия: Сост. И. И. Леньков. Горки, 1990. 96 с.

УДК 631.15./16. 001.573

Методические указания составлены в соответствии с новой программой и предназначены для студентов-заочников.

Даны методические указания по основным разделам программы курса и выполнению контрольных работ.

Таблиц 48.

Рецензент А. Н. АДАМОВА,

(6) Белорусская сельскохозяйственная академия, 1990

1. ВВЕДЕНИЕ

Наиболее эффективным аппаратом обоснования и выбора наилучших, оптимальных вариантов развития сельского хозяйства в целом, его подразделений и производств являются экономико-математические методы и модели. Обеспечивая возможность поиска лучших вариантов использования ресурсов, экономико-математические методы становятся сегодня важнейшим направлением развития экономической теории и совершенствования планирования и управления производством.

Применение экономико-математических методов основывается на знании содержания процессов, явлений, по которым составляется задача. Однако количественные, экономико-математические модели базируются на понимании качественной природы явлений. Они призваны конкретизировать и обогащать качественный анализ взаимосвязей в сельском хозяйстве.

2. ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Данная дисциплина изучается студентами по программе, утвержденной Главным управлением высшего и среднего сельскохозяйственного образования МСХ СССР от 25.12.79. Основным методом изучения является самостоятельная работа с литературой по темам программы. Теоретической основой для изучения курса являются теория вероятностей, математическая статистика, математическое программирование. Задача состоит в том, чтобы научиться количественно, в виде системы неравенств и уравнений, описывать 'особенности функционирования или развития изучаемых процессов и явлений, т. е. создать количественные аналоги экономических явлений.

Самостоятельная работа с литературными источниками должна помочь студенту усвоить постановку соответствующих экономико-математических задач, основные понятия и приемы математического моделирования, т.е. количественного представления сельскохозяйственных процессов методы сбора и обработки информации с целью представления экономико-математических задач, приёмы и методы решения задач и анализа полученных в результате выполнения контрольной работы призвано закрепить знания студентов по алгоритмам (программам вычислений) симплексного метода и метода потенциалов, по методике составления основных экономико-математических задач.

После выполнения контрольной работы, во время экзаменационной сессии, студент заочного отделения продолжает изучение курса, базируясь на полученных знаниях по материалам, усвоенным при подготовке контрольной работы. В период сессии ставится цель - усвоить наиболее сложные разделы курса, систематизировать их и научиться применять полученные знания к решению задач по развитию производства сельскохозяйственных и связанных с ним подразделений.

ЛИТЕРАТУРА (основная)

1. Материалы XXVI съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981.

2. Браславец. М.Е., Кравченко Р.Г. Математическое моделирование экономических процессов в сельском хозяйстве. М.: Колос, 1972.

3. Браславец М.Е. Практикум по экономико-математическим методам в организации и планировании сельскохозяйственного производства. М: Экономика, 1975.

4. Кравченко Р.Г. Математическое моделирование в сельском хозяйстве. М.: Колос, 1978.

5. Кравченко Р.Г., Попов И.Г. Экономико-математические методы в организации и планировании сельскохозяйственного производства. М.: Колос, 1973.

6. Кравченко Р.Г. Экономико-математические методы в организации и планировании сельскохозяйственного производства. М.: Экономика, 1977.

7. Леньков И.И. Математическое моделирование программы развития кооперирующихся сельскохозяйственных предприятий. Лекция для студентов с.-х. вузов. Горки, 1983.

8. Крастинь О. П. Методы анализа регрессий и корреляций. Рига, 1970.

9. Леньков И. И. Обоснование оптимальной специализации и сочетания отраслей сельскохозяйственного предприятия в условиях кооперирования. Лекция для студентов сельскохозяйственных вузов. Горки. 1987.

(Дополнительная)

10. Леньков И.И. Перспективное планирование программы развития аграрно-промышленного комплекса административного района с помощью экономико-математических методов и ЭВМ. МСХ БССР. Горки, 1983 (Методические рекомендации).

11. Леньков И. И. Методики и задания для практических занятий студентов экономических специальностей по экономико-математическим методам. Горки, 1988.

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ КУРСА

3.1. Последовательность изучения курса

Изучая курс, необходимо:

1. Ознакомиться с содержанием программы и методическими советами по каждой теме;

2. Изучить материалы литературы, составляя конспект по темам курса;

3. Выполнить контрольную работу, руководствуясь заданиями и методикой решения задач (с. 50...108).

Если в процессе изучения литературных материалов и последующего выполнения контрольной работы у Вас возникнут вопросы, на которые Вы не сможете найти ответа в литературе, Вы можете обратиться за консультацией на кафедру.

3.2. Программа

Тема 1. ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ И МОДЕЛИРОВАНИЕ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

Прежде всего, уясните, в чем сущность экономико-математического моделирования и экономико-математической модели. Экономико-математическое моделирование включает ряд последовательных этапов. В результате выполнения этапов получаем количественный аналог процесса (явления) или экономико-математическую модель (ЭММ). При этом все модели подразделяем на две большие группы: структурные и развернутые. Первые (или структурные) записываем в общем виде, в виде математических соотношений. На основе структурной ЭММ составляем развернутую ЭММ или экономико-математическую задачу. Будем помнить, что любой класс ЭММ включает модели в общем виде (структурные) и модели-задачи, т. е. развернутые.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое экономико-математическое моделирование или математическое моделирование экономических процессов?

2. Каковы этапы моделирования и их сущность?

3. Классификация ЭММ. По каким признакам осуществляется классификация ЭММ?

4. Что такое структурная ЭММ и чем она отличается от развернутой?

5. Критерий оптимальности и его связь с целевой функцией, особенности целевой функции.

Тема 2. ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НА ОСНОВЕ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ

По результатам распечатки решения задачи на ЭВМ получаем значения переменных развернутой модели или задачи. Проверяем, отвечают ли значения переменных, которые обозначают, например, размеры отраслей или вес кормов в рационе и т. д., и зависимости от содержания задач, требованиям производства. Если значения переменных нелогичны или имеются отклонения от экономических требований, осуществляем корректировку оптимального решения, для чего используем коэффициенты замещения или пропорциональности последней симплексной таблицы. Роль отдельных ресурсов в формировании результата, в т. ч. значения целевой функции, определяем с помощью двойственных оценок.

Выясняем роль ресурсов или технико-экономических коэффициентов в решении задачи, влияние их на результаты решения.

Вопросы для самопроверки:

1. Особенности расшифровки решений задач по программе LPS = 360, многошаговой регрессии.

2. Сущность двойственных или объективно-обусловленных оценок.

3. Методика составления двойственных задач.

4. Сущность коэффициентов замещения или пропорциональности.

5. Как проверить влияние изменения ресурсов или технико-экономических коэффициентов на результаты решения задачи?

6. В чем выражается устойчивость оптимального решения?

7. Для каких целей используем вариантные решения?

Тема 3. СИСТЕМА ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ АНАЛИЗА, ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Прежде всего, уясните, почему требуется классификация ЭММ, чем отличаются группы ЭММ. Изучите, по какой причине необходимо согласовать критерии оптимальности ЭММ.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое система ЭММ?

2. Отличительные особенности групп ЭММ.

3. Методика согласования критериев оптимальности.

Тема 4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОРМОВ

Необходимо уяснить, что модель использования кормов решается в двух вариантах. В одном случае решается задача по оптимизации рациона в расчете на 1 голову скота, в другом - задача по распределению кормов между животными на стойловый период. Первая задача позволяет обосновать потребность животного в отдельных кормах и питательных веществах. Решение второй задачи ориентировано на оптимизацию распределения кормов в стойловый период. Оно позволяет обосновать рационы кормления в соответствии с ресурсами кормов сельскохозяйственного предприятия. Уясните возможные критерии оптимальности ЭММ.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие основные требования следует учитывать при составлении модели по оптимизации рациона кормления на 1 голову животных или птицы?

2. Основные ограничения задачи по оптимизации рациона кормления скота или птицы.

3. Возможные критерии оптимальности при оптимизации рациона кормления скота или птицы.

4. Какие особенности ЭММ оптимизации распределения кормов на стойловый период?

5. Основные ограничения модели оптимизации распределения кормов на стойловый период.

6. Возможные критерии ЭММ оптимизации распределения кормов в стойловый период.

Тема 5. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ЗЕМЛЕДЕЛИИ

Следует четко представлять основные задачи этой темы. Во-первых, по данной теме может быть решена задача по обоснованию посевных площадей в отдельных севооборотах при заданном объеме производства продукции. Второй ми быть задача по обоснованию площадей посева всех сельскохозяйственных культур предприятия. При этом, как и в первой задаче, объем производства продукции является гарантированным. Непременными условиями этой задачи являются ограничения по соотношению растениеводства и животноводства с определением оптимальных рационов кормления. Третьей может быть задача по оптимизации распределения минеральных удобрений при заданных посевных площадях.

При изучении темы уясните перечень переменных каждой из задач, возможные критерии оптимальности, основные ограничения задач.

Вопросы для самопроверки:

1. Переменные и ограничения задачи по оптимизации посевных площадей в специализированных севооборотах.

2. Переменные и ограничения задачи по оптимизации посевных площадей сельскохозяйственных предприятий.

3. Перечень переменных и ограничений задачи по оптимизации распределения минеральных удобрений.

Тема 6. МОДЕЛИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ И СОЧЕТАНИЯ ОТРАСЛЕЙ

Уясните, какие основные ресурсы и факторы оказывают влияние на содержание рассматриваемой задачи (план продажи продукции, наличие ресурсов и интенсивность их использования, технологические и производственные ограничения на размеры отраслей и др.), каковы возможные критерии оптимальности.

Помните, что перечень основных переменных предопределяется содержанием самой задачи. Так, в данном случае основными переменными будут являться размеры отраслей растениеводства и животноводства. Наряду с этим будут дополнительные переменные (добавки скармливания кормов к минимальной норме и др.) и вспомогательные. Выясните, какие основные ограничения будут в рассматриваемой задаче, как записывается левая и правая часть ограничений, а также перечень возможных критериев оптимальности. Помните, что если интенсивность использования ресурса неодинакова в течение года, то следует ввести ограничения как по использованию ресурса в целом за год, так и по отдельным периодам. Это положение касается в первую очередь труда.

Следует иметь в виду, что решение в первом варианте задачи может быть неприемлемым с точки зрения каких-то требований. В этом случае следует помнить, что причина кроется в том, что вы забыли учесть какое-то условие. Это условие следует добавить в задачу и решить ее вновь.

Вопросы для самопроверки:

1. Возможные критерии оптимальности при оптимизации специализации и сочетания отраслей.

2. Основные ограничения ЭММ.

3. Перечень информации для составления ограничений ЭММ.

Тема 7. МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Следует помнить, что задача по данной теме идентична теме 6. Разница в том, что расчеты по данной теме выполняются на отдельную перспективу. А это требует большого внимания и поэтому усложняет подготовку информации.

Тема 8. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ЖИВОТНОВОДСТВЕ

Прежде всего, уясните, каковы возможные критерии оптимальности ЭММ, перечень переменных задачи и основных ее ограничений. Обратите внимание, как рассчитать исходную информацию ЭММ.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие ограничения задачи по оптимизации структуры стада.

2. Возможные критерии оптимальности задачи по оптимизации структуры стада.

Тема 9. МОДЕЛИРОВАНИЕ ОПТИМИЗАЦИИ СОСТАВА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАШИННО-ТРАКТОРНОГО ПАРКА

Во-первых, следует помнить, что решение данная задача может быть выполнено с несколькими критериями оптимальности - минимум издержек на эксплуатацию и приобретение техники и минимум приведенных затрат. Во-вторых, основой для обоснования использования и доукомплектования МТП являются объемы выполненных работ. Лучше всего, если объемы определены по данным оптимального плана развития предприятия.

Следует выделить напряженные периоды работ. В разрезе по периодам составляем ограничения по видам работ. Следует учитывать, что в один и тот же день может выполняться несколько работ, а это, естественно, предполагает, что потребность в технике должна быть большей, чем требовалось бы, если бы работы выполнялись последовательно одна за другой. Составляя задачу, помните, что необходимо обеспечить полное использование уже наличного парка и только после этого, если техники не хватает, возможно приобретение новой техники.

Вопросы для самопроверки:

1. Каким образом выделяем напряженные периоды работ?

2. Какова методика обоснования производительности агрегатов?

3. Перечень переменных и ограничений экономико-математической модели.

4. Какова взаимосвязь между ограничениями по выполнению отдельных видов работ и использованию собственных и новых (покупных) тракторов?

Тема 10. МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗМЕЩЕНИЯ И СПЕЦИАЛИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Следует помнить, что данная задача имеет блочно-диагональную структуру, в которой каждое предприятие и ограничения по нему описываются в отдельном блоке. Ограничения каждого блока практически повторяют соответствующие по теме 6, 7, т. е. включают условия по использованию основных производственных ресурсов, технологические ограничения и др.

Особенностью данной ЭММ являются ограничения связующего блока, в числе которых ограничения по производству продукции в целом по группе предприятий, по формированию основных производственных фондов и др.

Вопросы для самопроверки:

1. Чем отличается ЭММ оптимизации размещения и специализации сельского хозяйства от соответствующей специализации и сочетания отраслей сельскохозяйственного предприятия?

2. Особенности составления ограничений по использованию производственных ресурсов.

3. Методика составления ограничения связующего блока?

4. Методика составления ограничений по балансу отдельных видов кормов?

Тема 11. МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАГОТОВОК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

Рассматриваемая ЭММ является блочной. Основные ограничения модели - по производству отдельных видов товарной продукции, по использованию ресурсов.

Данная ЭММ отличается от ЭММ темы 10 большей агрегированностью информации. Объектом ее исследований является, как правило, крупный регион, в пределах которого выделены более мелкие подразделения административные районы и т. д.

Вопросы для самопроверки:

1. Возможные критерии оптимальности ЭММ?

2. Какие основные переменные и ограничения ЭММ?

3. Чем отличается ЭММ размещения заготовок сельскохозяйственной продукции от ЭММ размещения и специализации сельскохозяйственного производства?

Тема 12. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ И КОМПЛЕКСАХ

Прежде всего, следует иметь в виду, что расчеты по объединению или АПК отличаются не структурой ЭММ, а количеством подразделений. ЭММ имеет блочно-диагональную структуру. Каждое сельскохозяйственное предприятие представлено в ЭММ отдельным блоком по использованию основных ресурсов. Кроме этого имеются ограничения, обеспечивающие перераспределение расходов между предприятиями, взаимосвязь между сельскохозяйственными предприятиями и промышленными по переработке сельскохозяйственного сырья. В качестве критерия оптимальности чаще всего используем в этих задачах максимум стоимостной товарной продукции.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие основные переменные и ограничения ЭММ?

2. Что включает связующий блок ЭММ?

3. Какова методика записи ограничений по ресурсам с учетом перераспределения ресурсов?

Тема 13. МОДЕЛИРОВАНИЕ ВНУТРЕННИХ РАСЧЕТНЫХ ЦЕН ЗА ПРОДУКЦИЮ В МЕЖХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Следует иметь в виду, что исходная посылка к составлению этой задачи заключена в том, что необходимо таким образом обосновать расчетную цену за единицу ресурсов, животных и т. д., чтобы рентабельность производства отдельных видов продукции была одинаковой как по отрасли, от которой мы передаем часть ресурсов в другие предприятия, так и по отрасли, которая развивается на основе полученных ресурсов. Речь может идти о производстве мяса и кормов в связи с тем, что одно предприятие производит корма для развития свиноводства или скотоводства другого предприятия и т. д.

Вопросы для самопроверки:

1. Перечень переменных и ограничений ЭММ.

2. Методика расчета интервалов расчетных цен.

4. СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа включает пять пунктов. Из них по первому пункту требуется ответить теоретически. Затем следуют две задачи, одну из которых нужно решить методом потенциалов, а другую - симплексным методом. По третьей и четвертой задачам необходимо составить ограничения и свести полученные ограничения в матрицу.

Контрольная работа включает 10 вариантов. Номер варианта совпадает с последней цифрой шифра студента. По табл. 1 студенту необходимо определить номер вопроса, который поставлен на пересечении первой буквы фамилии студента и последней цифры номера своей зачетной книжки.

Исходные данные задач 2, 3, 4, 5 отличаются в зависимости от номера первой буквы фамилии студента и его шифра. Чтобы получить данные своей задачи (2, 3, 4, 5), надо в формулы, приведенные в задачах, подставить номер первой буквы фамилии студента, т. е. № ...

Последовательность выполнения заданий контрольной работы подробно изложена в конце методических указаний.

4.1. Теоретические вопросы контрольной работы (1-е задание).

1. В чем заключается необходимость совершенствования методов планирования и управления производством?

2. Сущность экономико-математических методов, этапы их развития.

3. Достижения советских ученых в области разработки и применения экономико-математических методов.

4. Особенности сельского хозяйства как объекта оптимального планирования.

5. Взаимосвязь экономических, технологических дисциплин с экономико-математическими методами.

6. Составные части экономико-математической задачи.

7. Значение и место экономико-математических методов в развитии автоматизированных систем.

8. Предмет и задачи курса.

9. Сущность математического моделирования процессов.

10. Структурная экономико-математическая модель, ее сущность и значение.

11. Развернутая экономико-математическая модель, основные требования к ней.

12. Взаимосвязь развернутой и структурной ЭММ.

13. Постановка экономико-математических задач.

14. Классификация переменных и ограничений по их роли в экономико-математической модели.

15. Критерий оптимальности: глобальный и локальный, их взаимосвязь и необходимость согласования.

17. Понятие о системе экономико-математических моделей.

16. Индивидуальные и типовые показатели исходной информации модели, методика их обоснования.

18. Понятие о корреляционной модели или производственной функции.

19. Типы корреляционных моделей, взаимосвязь между корреляционными и оптимизационными ЭММ.

20. Методика отбора результативного и факторных показателей корреляционной модели.

21. Методика использования корреляционных моделей в изучении эффективности использования ресурсов предприятиями.

22. Методика, использования корреляционных моделей для обоснования значений показателей на перспективу.

23. Постановка задачи по оптимизации рациона кормления одной головы скота или птицы.

24. Ограничения задачи по оптимизации рациона кормления одной головы скота или птицы.

25. Методика обоснования информации для задачи по обоснованию рациона кормления одной головы скота или птицы.

26. Перечень групп информации, необходимой для решения задачи методом потенциалов.

27. Понятие открытой и закрытой задачи, решаемой методом потенциалов. Требования метода потенциалов к информации.

28. Методика нахождения опорного плана при решении задачи методом потенциалов.

29. Методика проверки плана на оптимальность при решении задачи методом потенциалов.

30. Методика улучшения плана при решении задачи методом потенциалов.

31. Методика поиска опорного плана при решении задачи симплексным методом.

32. Правила нахождения коэффициентов новой симплексной таблицы.

33. Методика поиска оптимального плана при решении задачи симплексным методом.

34. Постановка ЭММ для оптимизации использования кормов в стойловый период.

35. Перечень и содержание основных ограничений задачи по оптимизации использования кормов в стойловый период.

36. Методика обоснования исходной информации для оптимизации использования кормов в стойловый период.

37. Постановка модели (задачи) по оптимизации посевных площадей специализированных севооборотов.

38. Перечень и содержание основных ограничений задачи по оптимизации посевных площадей специализированных севооборотов.

39. Методика обоснования исходной информации для задачи по оптимизации -посевных площадей специализированных севооборотов.

40. Постановка задачи по оптимизации посевных площадей сельскохозяйственных предприятий.

41. Перечень и содержание основных ограничений задачи по оптимизации посевных площадей сельскохозяйственных предприятий.

42. Методика обоснования исходной информации для задачи по оптимизации посевных площадей сельскохозяйственных предприятий.

43. Постановка модели по оптимизации специализации и сочетания отраслей сельскохозяйственного предприятия.

44. Перечень и содержание основных ограничений задачи по оптимизации специализации и сочетания отраслей сельскохозяйственного предприятия.

45. Методика обоснования исходной информации для оптимизации специализации и сочетания отраслей сельскохозяйственного предприятия.

46. Постановка модели по оптимизации структуры стада животных.

47. Перечень и содержание основных ограничений по оптимизации структуры стада животных.

48. Методика обоснования исходной информации для оптимизации структуры стада животных.

49. Постановка модели по оптимизации состава и использованию машинно-тракторного парка.

50. Перечень, и содержание основных ограничений по оптимизации состава и использования машинно-тракторного парка.

51. Методика обоснования исходной информации для оптимизации состава и использования машинно-тракторного парка.

52. Постановка модели по оптимизации размещения и специализации сельскохозяйственного производства.

53. Перечень и содержание основных ограничений по оптимизации размещения и специализации сельскохозяйственного производства.

54. Методика обоснования исходной информации для оптимизации размещения и специализации сельскохозяйственного производства.

55. Постановка модели по оптимизации размещения заготовок сельскохозяйственной продукции.

56. Перечень и содержание основных ограничений задачи по оптимизации размещения заготовок сельскохозяйственной продукции.

57. Постановка модели по оптимизации развития аграрно-промышленного объединения.

58. Перечень и содержание основных ограничений задачи оптимизации развития аграрно-промышленного объединения.

4.2. Контрольные задачи

Исходные данные задач 2, 3, 4, 5 отличаются в зависимости от номера первой буквы фамилии студента и шифра его зачетной книжки. Чтобы получить данные задач, необходимо в формулы, приведённые в задачах, подставить номер первой буквы фамилии студента, т. е. №Номер первой буквы фамилии студент (№) определяет по данным табл. 2.

Например, Васильев К. Н. имеет шифр зачетной книжки, оканчивающийся на 1. Тогда, решая задачи согласно шифру, по табл. 2 подставить в место № его значение, равное 3.

Вариант 1 (для шифров, оканчивающихся на 1. Вопрос по варианту указан в табл. 1).

Таблица 1

Вопросы контрольной работы в зависимости от шифра и первой буквы фамилии студента

Последняя цифра шрифта

Первая буква фамилии студента

А

Б

В

Г

Д, Е

Ж, З

И, Н

К

Л

М

П

О, Р

С, Э, Ш

Т, У,

Ф

Ц, Ч,

Х

Ю,Я,

Щ

0

1

3

5

7

17

19

21

27

29

31

11

13

47

49

53

51

1

54

2

4

6

8

18

20

22

28

30

32

12

14

48

50

52

2

49

47

3

5

7

9

19

21

23

29

31

33

13

15

48

51

3

36

33

30

4

6

8

10

20

22

24

30

32

34

14

12

50

4

35

37

39

41

5

9

13

17

21

25

29

31

36

41

15

20

5

32

35

38

42

46

6

10

14

18

22

26

30

31

36

40

16

6

43

45

47

39

41

49

7

9

11

13

23

25

27

33

35

37

7

42

44

46

48

40

36

32

8

15

22

29

24

25

26

34

35

8

53

48

45

44

37

41

47

55

9

15

21

27

25

29

33

35

9

54

53

55

46

43

40

42

38

34

10

13

16

19

36

36

55

Таблица 2.

Цифровое значение первых букв фамилии студента

Номер первой буквы фамилии студента

Первая буква фамилии студента

А

Б

В

Г

Д, Е

Ж, З

И, Н

К

Л

М

П

О, Р

Ш, С, Э

Т, У, Х

Ц, Ч, Х

Ю, Щ, Я

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Задача 2. Решите задачу методом потенциалов. Определите оптимальную программу распределения тракторов по видам работ при минимуме материально-денежных затрат (табл. 3).

Таблица 3.

Материально-денежные затраты

Наименование

работ

Затраты материально- денежных средств на 1 га условий пахоты, руб.

ДТ-75

Т-40

МТЗ-80

МТЗ-82

Закрытие влаги

4,6

4,8-0,05№

4,2+0,03№

4,0

Культивация

4,6

-

5,3-0,04№

5,2+0,01№

Вспашка

4,9-0,03№

-

5,1-0,04№

4,6

Транспортные работы

6,7

5,8+0,02№

5,3-0,05№

5,1-0,04№

Исходная информация:

1. Объем механизированных работ, га условной пахоты:

а) закрытие влаги - (300+10№);

б) культивация- (700-5№);

в) вспашка- (600+10№);

г) транспортные работы -- (800-10№).

2. Возможности машинно-тракторного парка, га условной пахоты:

а) ДТ-75 - (850-20№);

б) Т-40 - (500+10№);

в) МТЗ-80 - (270+5№);

г) МТЗ-82 - (100-5№).

Задача 3. Решите задачу симплексным методом. Определите оптимальный план посева сельскохозяйственных культур по критерию оптимальности - максимум стоимости товарной продукции.

Исходная информация:

1. Сельскохозяйственные отрасли предприятия: зерновые в среднем, лен-долгунец, многолетние травы, коровы.

2. Производственные ресурсы предприятий:

а) пашня - (2500+10№) га;

б) труд - (45000+20№) чел.-дней.

3. Расход ресурсов на единицу измерения отраслей, на 1 га посева или одну голову скота, результаты деятельности (табл. 4).

4. Технологические ограничения на размеры отраслей:

а) площадь льна не более (500 - 5№) га;

б) поголовье коров не менее (400 + 5№) гол.

Задача 4. Составьте ограничения задачи по оптимизации использования кормов в стойловый период при критерии оптимальности - минимум стоимости товарной продукции - и сведите ограничения в матрицу.

Таблица 4.

Расход производственных ресурсов на единицу измерения отрасли, стоимость товарной продукции

Наименование ресурсов

На единицу измерения отрасли, га (голову)

Зерновые

Лен-долгунец

Многолетние травы

Коровы

Пашня, га

1

1

1

-

Труд, чел.-дней

8

2,5 + 0,2№

5

30 - 0,2№

Стоимость товарной продукции

400

2000 - 10№

-

900 + 5№

Исходная информация:

1. В сельскохозяйственном предприятии на начало стойлового периода имелось животных:

а) молодняк крупного рогатого скота до года - (600+10№);

б) молодняк крупного рогатого скота старше года (1000 - 10№);

в) коровы - (800 - 5№).

2. В течение стойлового периода поголовье животных может быть увеличено вследствие движения животных: коровы - на 6,0+2№ гол., молодняк крупного рогатого скота до года --на 130+3№, старше года -- на 100 гол. Кроме этого, возможно приобретение молодняка до года из других хозяйств в количестве до (300+8№) голов, средним весом 50 кг по расчетной цене 3 руб. за 1 кг живого веса.

3. Предельные нормы скармливания отдельных видов кормов, ц на 1 среднюю голову (табл. 5).

4. Потребность животных в кормовых единицах на 1 среднюю голову составит, ц к. ед.: молодняк крупного рогатого скота до года - (10,0+0,2№), молодняк крупного рогатого скота старше года - (26,0+0,3№), коровы - (28+0,3№).

5. Ресурсы кормов сельскохозяйственного предприятия на начало стойлового периода составляют, ц: концентраты - (13000+20№), корнеплоды - (20000+40№), сено - (14600+ 70№), солома - (3600+30№), силос - (8700+60№), сенаж - (26200+100№), травяная мука - 370, кормовая морковь - (370+30№).


Таблица 5.

Предельные нормы скармливания кормов

Наименование видов и половозрастных групп - животных

Наименование кормов

Требуется к.ед. на 1 голову, ц

Концентраты

Сено в среднем

Солома
Силос

Сенаж

Травяная мука

Корнеклубнеплоды

Морковь кормовая

минимум

максимум

минимум

максимум

минимум

максимум

минимум

максимум

минимум

максимум

минимум

максимум

минимум

максимум

минимум

максимум

Молодняк крупного рогатого скота в возрасте: до 1 года

2,5

2,6+0,1№

2

8+0,3№

-

-

-

-

-

0

0,1№+1,5

2,0

0,3№+6,0

0,2

0,5

10+0,2№

Старше года

5,0

0,1№+8,5

5

0,03№+12

-

-

0

0,1№+7

1,0

0,3№+10,0

0

2,0

0

12

0

0,5

21+0,3№

Тёлки и нетели

5,0

0,2№+9,0

5

0,02№+13

-

-

5

0,5№+17

6

0,3№+20

0

+1.5

0,05№+4,0

0

0,1№+1,5

0

2,0

22+0,2№

Основные свиноматки

10

0,1№+16

-

-

-

-

-

-

-

-

0

6,0

2,0

0,05№+5,0

0

4,0

16+0,15№

Молодняк свиней 2-4 мес.

1,5

0,1№+3,0

-

-

-

-

-

-

-

-

0

0,05№+2,5

0,5

1,5

0,2

0,5

2+0,05№

Откорм свиней

5,5

0,05№+7,0

-

-

-

-

-

-

-

-

0

0,05№+2,5

0

0,03№+2,5

0

0,5

6,0+0,05№

Овцы в среднем

0,2

0,05№+2,0

4,0

0,2№+7,0

-

-

-

-

-

-

-

-

-

0

0,5

4,0+0,05№

Лошади

2,0

4,0

15,0

0,2№+25,0

-

-

-

-

0

0,1№+10

-

-

-

-

-

20+0,03№

Коровы

7,0

18,0+0,2№

8

0,3№+24

4

10+0,1№

10

0,2№+25

30

0,5№+50

0

0,2№+8

0,5№+10

25+0,3№

-

-

28+0,3№

6. Возможно приобретение концентратов в другом хозяйстве в количестве до (800+5№) ц по цене (15,2+0,05№) руб. за 1 ц.

7. Питательность кормов, т. е. содержание кормовых единиц (ц) в 1 ц корма, следующая: концентраты - 1,1; сено в среднем - 0,48; солома - 0,16; силос - 0,16; сенаж - 0,2; травяная мука - 0,80; корнеплоды - 0,12; морковь кормовая - 0,2.

8. Помните, что ограничения составляются по кормам, которые перечислены в п. 5, и по видам животных, указанных в п. 1. В соответствии с этим из табл. 4 берем данные только по имеющимся у нас кормам и видам животных.

9. Стоимость товарной продукции в расчете на 1 голову составляет, руб.: молодняк крупного рогатого скота до года (240+0,5№), старше года - (280+0,5№), коровы – (900+5,6№).

Задача 5. Составьте ограничения задачи для оптимизации специализации и сочетания отраслей сельскохозяйственного предприятия при критерии оптимальности - максимум стоимости валовой продукции - и сведите их в матрицу.

Исходная информация:

В хозяйстве могут получить развитие сельскохозяйственные культуры и отрасли: зерновые фуражные и продовольственные; картофель, корнеплоды, силосные; многолетние травы на сено, сенаж, травяную муку; коровы, овцы, молодняк крупного рогатого скота на откорме; сенокосы на сено и сенаж; пастбища на зеленый корм.

2. Производственные ресурсы предприятия; пашня (2800+40№) га, труд годовой - (96000+80№) чел.-дн., в т. ч. напряженный период (май - август) - (32000+25№), сенокосы - 500 га, пастбища - 450 га.

Примечание: Данные из табл. 5 берем только по видам животных, перечисленным в п. 1 задачи.

3. Урожайность сельскохозяйственных культур, распределение продукции, полученной с 1 га, затраты труда на единицу измерения отрасли (табл. 6).

Таблица 6.

Основные показатели развития отраслей сельского хозяйства предприятия**

Наименование сельскохозяйственных культур, и отраслей

Урожайность сельскохозяйственных культур, продуктивность природных угодий, ц/га

В т. ч.

Затраты труда на 1 га, чел.-дн.

на корм скоту*

товарная продукция

за год

в напряженный период (% от года)

1

2

3

4

5

6

Зерновые фуражные

26+0,8№

23+0,8№

8 + 0,2№

85+0,1№

Зерновые продовольственные

27 + 0,9№

4,0

23 + 0,9№

9+0,3№

95+0,1№

Лен-долгунец:

семена

6,0+0, 1№

-

5+0,1№

25+0,3№

80 + 0,1№

соломка

25 + 0,5№

-

25 + 0,5№

Картофель

150 + 7№

45

105+8№

32+2№

68+0,3№

Кукуруза на силос

200+ 5№

290 + 5№

8+0,1№

75+0,4№

Силосные

210+5№

200 + 5№

6,5+0,1№

75+0,3№

Многолетние травы: на сено

35+0,5№

33+0,5№

-

5,5+0,1№

85+0,2№

на сенаж

105+0,2№

100 + 0,2№

-

5,0+0,1№

85+0,2№

на зеленый корм

180 + 5№

176+5№

4,0+0,1№

85 + 0,1№

на травяную муку

21+0,2№

20+0,2№

7+0,1№

80+0,2№

Однолетние травы:

на сено

20+0,5№

29 + 0,2№

2,5+0,1№

86+0,2№

на зеленый корм

110+0,7№

106+0,7№

2,5

86+0,1№


Продолжение таблицы

1

2

3

4

5

6

Природные сенокосы:

-

на сено

25+0,5№

24 + 0,5№

4,5 + 0,1№

70+0,1№

на сенаж

75+2№

70 + 2№

-

4,9

70+0,1№

Пастбища на зеленый корм

100+2№

96 + 2№

1,3

40+0,1№

Корнеплоды

300+ 10№

280 +9№

-

32+0,5№

85+0,1№

Морковь кормовая

220+10№

200+ 10№

26+№

80+0,2№

* за вычетом потерь; ** выход соломы составит 110% к урожайности зерновых,

4. Продуктивность и другие показатели отраслей животноводства (табл. 7).

Таблица 7.

Основные показатели развития отраслей животноводства в расчете на среднюю голову

Наименование видов и половозрастных групп животных

Продуктивность (товарная продукция), ц

Расход кормовых единиц на 1 среднюю голову, ц

Затраты труда на 1 среднюю голову, чел.-дн.

за год

в напряженный период, в % от годовых

Молодняк крупного рогатого скота в возрасте: до 1 года

2,0+0,05№

12+0,2№

10+0,2№

33+0,1№

старше года

2,4+0,06№

15+0,3№

11+0,3№

33+0,1№

Нетели

-

22+0,1№

14+0,10№

33+0,1№

Основные свиноматки

8+0,5№ поросят

16 +0,2№

12 + 0,02№

33+0,01№

Молодняк свиней в возрасте 2 - 4 мес.

0,18+ 0,01№

1,0 + 0,05№

2+0,01№

З3+0,01№

Откорм свиней

1,05+0,02№

6,5+0,06№.

4 + 0,03№

33+0,01№

Овцы: шерсть

0,045

баранина

0,30+0,01№

4,0 + 0,1№

1,0+0,02№

33+0,01№

Лошади

18+0,1№

20+0,5№

33+0,2№

Коровы (молоко)

29+0,03№

32+0,03№

22+0,02№

33+0,01№

5. План продажи продукции государству, ц: зерно -(2500+10№), картофель - 8000, говядина - (2000+40№).

6. Технологические ограничения: зерновые - не менее 40 и не более (60 - 0,5№) % от пашни, лен -- не менее 10 и не более 20% от пашни, картофель - не более 20% от пашни, коровы - от (400+10№) до 2000 голов, откорм свиней - не менее 800 голов, овцы - не менее 600 голов.

7. Предельные нормы скармливания отдельных видов кормов в расчете на 1 среднегодовую голову, ц (табл. 8).


Таблица 8.

Предельные нормы скармливания отдельных видов

 

 

 

Наименование видов и половозрастных групп - животных

Наименование кормов

Концентраты

Сено в среднем

Солома
Силос

Сенаж

Травяная мука

Корнеплоды

Зеленый корм

минимум

максимум

минимум

максимум

минимум

максимум

минимум

максимум

минимум

максимум

минимум

максимум

минимум

максимум

минимум

максимум

Молодняк крупного рогатого скота

В возрасте: до 1 года

2,0+0,05№

4+0,05№

0,6

1,0+0,1№

-

-

-

0,6

-

0,3№

0

1,0

0

0,5№

3

5+0,5№

Старше года

4,7+0,01№

8,6+0,02№

3,0

6,0+0,3№

-

-

0,5№

5

10+0,5№

0

2,0

0

0,5№

8

20

Нетели

5

9+0,2№

5,0

13+0,2№

-

-

5

16+0,3№

7

20+0,5№

0

4,0

0

15

25

45

Основные свиноматки

10

16+0,3№

-

-

-

-

-

-

-

-

0

6,0

2

5

5

15

Откорм свиней

5,0

7,0+0,3№

-

-

-

-

-

-

-

-

0

2,5

-

-

0,3

0,7+0,2№

Овцы в среднем

0,2

1,5+0,1№

4

7+0,2№

-

-

-

-

-

0,3№

-

-

-