Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 22

 

Поиск            

 

Рекомендации методические для студентов по курсу «Теория организации»

 

             

Рекомендации методические для студентов по курсу «Теория организации»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Пензенский государственный университет

Факультет экономики и управления

Кафедра «Государственное управление и социология региона»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО КУРСУ

«Теория организации»

Пенза 2011.


СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

Тема 1. Предмет и история теории организации (6 ч)

Понятие «организация» в науке и философии. Предмет теории организации. Теория организации в системе гуманитарных и управленческих дисциплин. Теория организации и теория организаций.

Генезис теории организации: периодизация. Донаучный период развития теории организации. Роль классических школ управления в развитии теории организации. Роль отечественных ученых и философов в становлении и развитии теории организации. Место системного подхода в формировании теории организации как самостоятельной научной дисциплины. Современный период развития теории организации.

Тема 2. Основы системного подхода в теории организации (4ч).

Специфика системного подхода к анализу социальной реальности. Основные понятия, используемые в системном подходе. Система и ее свойства. Взаимосвязь системы и среды. Вход и выход системы. Прямые и обратные связи в системе. Положительные и отрицательные обратные связи. Типология систем. Природные и искусственные системы. Открытые и закрытые системы. Механистические и органические системы. Детерминированные и стохастические системы. Гомеостатические системы. Интеллектуальные системы.

Тема 3. Социальная организация

Социальная организация как вид сложной системы. Основные специфические свойства социальной организации. Критерии успешной деятельности организации Синергетические эффекты в деятельности организации. Стадии развертывания синергетического эффекта. Виды социальных организаций. Формальные организации и их специфика. Принудительные, добровольные и утилитарные организации. Неформальные организации. Взаимосвязь формальных и неформальных организаций.

Тема 4. Основополагающие законы и принципы организации (4ч).

Использование принципа детерминизма при анализе организационных процессов. Понятие зависимости, закономерности и закона. Соотношение законов организации и принципов организации. Основные законы организации. Закон Эшби и закон разнообразия. «Закон наименьших». Принципы статической и динамической организации. Принципы рационализации Использование законов и принципов организации в деятельности менеджера.

Тема 5. Структурирование организаций (4 ч).

Горизонтальное и вертикальное разделение труда как основа структурирования организации. Роль внешней среды в структурировании организаций. Норма управляемости. Департаментализация. Модели департаментализации. Организационные полномочия и их виды. Организационная структура. Механистические и органические организационные структуры. Роль бюрократических принципов в развитии современных организаций. Использование линейных и функциональных принципов в построении организации. Проектные и матричные структуры. Современные тенденции в развитии организационных структур. Централизация и децентрализация управления.

Тема 6. Современные организационно-правовые формы: коммерческие и некоммерческие организации.

Организационно-правовые формы коммерческих и некоммерческих организаций согласно законодательству РФ. Основные отличия между коммерческими и некоммерческими организациями. Предпринимательские возможности коммерческих и некоммерческих организаций. Влияние организационно-правовой формы на организационные процессы. Проблема выбора организационно-правовой формы.

Тема 7. Проектирование организационных систем (4 ч).

Системный подход к анализу и проектированию организационных связей. Особенности проектирование организационных систем для бизнес-процессов. Основные виды работ при создании организационных систем. Методы изучения и анализа организационного состояния. Проектирование организационных связей. Параметры связей. Моделирование надежности организационной производственной системы. Юридические аспекты формирования организационных систем. Особенности формирования организационных систем, имеющих бизнес за рубежом.

Тема 8. Организационная культура (4 ч).

Понятие организационной культуры. Структурные модели организационной культуры. Типология организационных культур. Национальная специфика организационных культур. Проблемы формирования, укрепления и изменения организационной культуры в современном менеджменте. Организационные культуры в условиях международной бизнес-интеграции.

Проблема формирования организационной культуры. Влияние культуры на организационную эффективность.

Факторы, влияющие на усвоение индивидом организационной культуры. Организационное поведение и национальная культура.

Тема 9. Межорганизационная интеграция (4 ч).

Организационные аспекты современной бизнес-интеграции. Основные формы организационной интеграции. Классические формы бизнес-интеграции: трест, концерн, конгломерат, пул, картель, синдикат, консорциум. Холдинг как форма межорганизационной интеграции. Финансово-промышленные группы. Стратегические альянсы. Виртуальные корпорации. Организационные формы международного бизнеса.


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:

В процессе изучения курса «Теория организации» проводятся практические (семинарские) занятия. Цели проведения этих занятий состоят в следующем:

– закрепить учебный материал, обсужденный в процессе лекционных занятий;

– рассмотреть подробно наиболее сложные теоретические и практические проблемы современной теории управления;

– оформить свой взгляд на проблемы, изучаемые в рамках курса;

– сформировать умения и навыки использования изученного материала в практической деятельности.

Кроме того, практические занятия предназначены для проведения текущего контроля успеваемости студента.

Работа студента на семинаре оценивается в соответствии с принятой на кафедре «Государственное управление и социология региона» шкалой отметок в рамках рейтинговой системы. Она является важнейшим критерием при выставлении итоговой отметки по дициплине после сдачи экзамена.

Подготовка к практическим занятиям : Необходимо внимательно изучить ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ (см. ниже). Для подготовки устного ответа на основные вопросы, обсуждаемые на семинаре, следует внимательно просмотреть соответствующую лекцию, а также РЕКОМЕНДУЕМУЮ ЛИТЕРАТУРУ. Желательно не ограничиваться учебниками, и использовать при подготовке ответа на каждый вопрос монографии и научные статьи, рекомендованные преподавателем. Если студент использовал классическую или новейшую литературу, не вошедшую в список рекомендованной, то, как правило, это увеличивает ценность его ответа.

Рекомендуется приступить к написанию плана (или конспекта) ответа сразу на все вопросы только после нахождения литературы по этим вопросам. Как правило, выступление по каждому из пунктов плана семинарского занятия должно быть подготовлено на основе нескольких источников .

После составления плана (конспекта), следует обратить внимание на ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ, имеющиеся в плане практического занятия. Вопросы для самоконтроля позволяют студенту понять, усвоил ли он основное содержание учебного материала по данной теме. Ответы на эти вопросы также обязательны при подготовке к занятию. Проблемные вопросы и задания носят творческий характер и необходимы для развития интеллекта студента, его умения оригинально мыслить и реализовывать теоретические знания на практике. Вместе с тем, ответы на эти вопросы также должны базироваться на знаниях, полученных при чтении лекций, научной и учебной литературы.

В ходе практического занятия обсуждаются последовательно все основные вопросы, имеющиеся в плане.

Вначале один из студентов делает развернутое выступление по пункту основного плана. Выступление представляет собой самостоятельное, живое изложение материала и, как правило, не должно быть исключительно «по бумажке». Тем не менее, во время выступления рекомендуется пользоваться собственным письменным планом, а также зачитывать отдельные, особо важные или трудные отрывки.

Затем по основному выступлению начинается дискуссия , проходящая по следующей схеме:

– преподаватель и студенты задают вопросы выступающему;

– выступающий отвечает на эти вопросы;

– студенты и преподаватель высказывают свои точки зрения по поводу заданных вопросов, если ответы основного выступающего показались им неполными или неточными;

– студенты выступают с развернутыми дополнениями к выступлению;

– обсуждаются проблемные вопросы , предложенные в плане занятия или в ходе дискуссии.

Активность студентов в ходе дискуссии учитывается при выставлении рейтинговой отметки по итогам занятия. Особо оцениваются удачные и оригинальные ответы на проблемные вопросы.

Если практическое занятие должно проходить по особой схеме, это специально оговаривается в плане занятия. Между занятиями по темам №8 и №9 проводится письменная по всему пройденному материалу.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1

Предмет теории организации

1. Понятие и свойства организации.

2. Теория организации в системе наук.

3. Основные функции теории организации. Значение теории организации для менеджера.

Основная литература

Акимова Т.А. Теория организации. М., 2003.

Гибсон Д. и др. Организации: Поведение. Структуры. Процессы. М., 2004.

Мескон Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.

Мильнер Б.З. Теория организации. М., 2005. Ч. 1. гл. 1, 3

Орчаков О.А. Основы теории организации //

Смирнов Э.А. Основы теории организации. М., 1998.

Пригожин А.И. Организация, система и люди. М., 1983.

Теория организации / под ред. В.Г. Алиева. М., 2005.

Дополнительные вопросы и вопросы для дискуссии:

1. Чем отличается теория организации от теории организаций (эти два понятия используются одновременно)?*

2. Какие отличия существуют в понимании феномена организации у зарубежных и отечественных ученых?

3. Для каких профессий, кроме профессии менеджера, по вашему мнению, имеет большое значение изучение теории организации?*

Тема 2

Возникновение теории организации

1. Донаучный период в развитии теории организации.

2. Школа научного управления.

3. Административная теория организации и теория рациональной бюрократии.

Основная литература

Акимова Т.А. Теория организации. М., 2003.

Гибсон Д. и др. Организации: Поведение. Структуры. Процессы. М., 2004.

Дункан Д.У. Основополагающие идеи в менеджменте. М., 1996.

История менеджмента / Уч. пособие под ред. Д. Валового. М., 1997.

Мескон Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.

Мильнер Б.З. Теория организации. М., 2005. Ч. 1. гл. 2

Орчаков О.А. Основы теории организации //

Смирнов Э.А. Основы теории организации. М., 1998.

Теория организации / под ред. В.Г. Алиева. М., 2005.

Дополнительные вопросы и вопросы для дискуссии:

1. Почему теории организации, созданные до Тейлора, называют донаучными?*

2. По какой причине именно теория Файоля, а не концепция Тейлора называется классической (обычно именно исторически первые удостаиваются такого наименования)?*

3. По какой причине М. Вебер, говоря о бюрократической организации, не вкладывал в это понятие ничего осуждающего?*

Тема 2

РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ (4 Ч)

1. Роль школы человеческих отношений в развитии теории организации.

2. Концепция Р. Лайкерта.

3. Тектология А. Богданова.

4. Теория Гласиер.

5. Теория административного потенциала И. Ансоффа.

6. Институциональная теория О. Норта.

7. Концепция организационной экологии.

Основная литература

Акимова Т.А. Теория организации. М., 2003.

Богданов А.А. Тектология: всеобщая организационная наука. М., 1989.

Веснин В.Р. Теория организаций. М., 2008.

Гибсон Д. и др. Организации: Поведение. Структуры. Процессы. М., 2004.

Дункан Д.У. Основополагающие идеи в менеджменте. М., 1996.

История менеджмента / Уч. пособие под ред. Д. Валового. М., 1997.

Мескон Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.

Мильнер Б.З. Теория организации. М., 2005. Ч. 1. гл. 2

Орчаков О.А. Основы теории организации //

Смирнов Э.А. Основы теории организации. М., 1998.

Теория организации / под ред. В.Г. Алиева. М., 2005.

Дополнительные вопросы и вопросы для дискуссии:

1. Каковы общие признаки школы человеческих отношений и концепции Лайкерта?*

2. Можете ли вы показать слабые стороны теории Богданова?*

3. Почему теория Норта называется институциональной? Есть ли разница между тем, как понимает институты Норт и тем пониманием институтов, с которыми вы знакомы из курса социологии?*

Тема 4.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ.

1. Концепция «Структура 5»

2. Ресурсная теория организации

3. Современные направления развития теории организации

Основная литература:

Акимова Т.А. Теория организации. М., 2003.

Веснин В.Р. Теория организации. М., 2008.

Гибсон Д. и др. Организации: Поведение. Структуры. Процессы. М., 2004.

Дункан Д.У. Основополагающие идеи в менеджменте. М., 1996.

История менеджмента. Уч. пособие / Под ред. Д. Валового. М., 1997.

Мильнер Б.З. Теория организации. М., 2005. Ч. 1, гл. 2.

Орчаков О.А. Теория организации //

Смирнов Э. А. Основы теория организации. М., 1998.

Теория организации / Под ред. В.Г. Алиева. М., 2005.

Дополнительные вопросы и вопросы для дискуссии:

1. Какие из ранее изученных концепций, с вашей точки зрения, наиболее востребованы на современном этапе развития теории организации?*

2. Можно ли применить типологию организаций Г. Минтцберга к организациям государственного управления?*

Тема 5.

ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА (4 Ч).

1. Понятие системы.

2. Основные принципы системного подхода.

3. Классификация систем.

4. Особенности организации как сложной системы.

5. Классификация социальных организаций.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Бир С. Мозг фирмы – М., 1993.

Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода – М., 1973.

Багданов А.А. Тектология: всеобщая и организационная наука. М., 1989.

Газарян А. Структура и субструктуры организации // Новости менеджмента. 2011. Июль – Август.

Гвишиани Д.М. Организация и управление. М., 1971.

Гибсон Д. и др. Организации: Поведение. Структура. Процессы. М., 2004.

История менеджмента. Уч. пособие / Под ред. Д. Валового. М., 1997.

Керженцев П.М. Принципы организации. М., 1968.

Мильнер Б.З. Теория организации. М., 2001.

Мильнер Б.З., Евенко Л.И., Рапопорт В.С. Системный подход к организации управления. М., 1993.

Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995.

Системный подход к управлению: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.А. Персианова. М., 2001.

Теория организации / Под. ред. В.Г. Алиева. М., 2005.

Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М., 1978.

Хмелькова Н.М., Попов Е.В. О жизненном цикле внутренней среды организации // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. №1.

Дополнительные вопросы и вопросы для дискуссии.

1. Как вы объясните причины популярности системного подхода в теории организации?

2. Каковы отличительные особенности системного подхода к анализу управленческих проблем?

3. Какие новые проблемы менеджмента можно было осознать лишь при использовании системного подхода?

4. Приведите собственные примеры открытых и закрытых систем.

5. В чём практическое значение трактовки любой организации как открытой системы?

6. Какую роль играет понятие информации в системном подходе? Покажите это на примере системного подхода к описанию организации и процессов управления в ней.

ТЕМА 6. ЗАКОНЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

ПЛАН:

1. Понятие закона, закономерности и зависимости

2. Основополагающие законы организации

3. Законы организации второго порядка.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Богданов А.А. Тектология: всеобщая организационная наука. М., 1989.

Веснин В.Р. Теория организации. М., 2008.

Гвишиани Д. М. Организация и управление. М., 1971.

Мильнер Б.З. Теория организации. М., 2001.

Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995.

Теория организации / Под ред. В.Г. Алиева. М., 2005.

Смирнов Э.А. Основы теории организации. М., 1998.

Широкова Г.В.. Характеристики стадий жизненного цикла российских компаний, созданных «с нуля» // Российский журнал менеджмента. 2007. Т.5. №4.

Широкова Г.В. Жизненный цикл организации: эмпирические исследования и теоретические подходы // Российский журнал менеджмента. 2007. Т.5. №3.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ:

1. Чем отличается обычная зависимость от закона?

2. Приведите собственные примеры действия закона синергии

3. Приведите примеры, иллюстрирующие эффект отрицательной синергии и примеры, иллюстрирующие случаи, когда эффект синергии не проявляется

4. Приведите собственные примеры действия закона Эшби.

5. Какие законы организации впервые были сформулированы А. Богдановым?

ТЕМА 7. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЛАН:

1. Принципы статической организации

2. Принципы динамической организации

3. Принципы рационализации.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Веснин В.Р. Теория организации. М., 2008.

Кравченко К.А. Методология организационного проектирования систем управления // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. №4.

Райсс М. Оптимальная сложность управленческих структур // Проблемы теории и практики управления. 1994. №5.

Смирнов Э.А. Основы теории организации. М., 1998.

Теория организации / Под ред. В.Г. Алиева. М., 2005.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ:

1. Чем отличаются принципы организации от ее законов? Как связаны между собой принципы и законы?

2. В каких случаях надо использовать принципы статической организации, а в каких – принципы динамической организации? Приведите собственные примеры.

3. В чем специфика принципов рационализации?

ТЕМА 8 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ (4 ЧАСА)

1. Управленческие полномочия и их виды.

2. Понятие организационной структуры. Критерии типологии организационных структур.

3. Жесткие организационные структуры.

4. Гибкие организационные структуры.

5. Современные тенденции развития организационных структур.

6. Построение организационных структур.

7. Специфика организационных структур в сфере государственного и муниципального управления.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Антонов В.Г. Эволюция организационных структур // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. .№1.

Бочкарев В.К., Дорофеев В.Д. Основы современного менеджмента. Пенза, 1999.

Веснин В.Р. Основы менеджмента. М., 1996.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М., 2004.

Гибсон Д. и др. Организации: Поведение. Структура. Процессы. М., 2004.

Горденко Г.В. Современные подходы к формированию организационной структуры управления компанией // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. №3.

Кравченко К.А. Методология организационного проектирования систем управления // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. №4.

Лачинина Т.А. Проектные команды в управлении проектами // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. № 2.

Линдер В. Умение делегировать – часть эффективной работы менеджера // Новости менеджмента. 2010. Май–Июнь.

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2000.

Мильнер Б.З. Теория организации. М., 2001.

Основы теории управления / Под. ред. В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. М., 2004.

Линдер В. Умение делегировать– часть эффективной работы менеджера // Новости менеджмента. 2010. Май–Июнь.

Питерс Т., Уотермен Р В поисках эффективного управления. Пер. с англ. М.,1986.

Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995.

Райсс М. Оптимальная сложность управленческих структур // Проблемы теории и практики управления. 1994. №5.

Свирина А.А. Методические аспекты оценки нормы управляемости и применение её в регулярном менеджменте // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. №3

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ:

1. Что такое управленческие полномочия?

2. Какие виды управленческих полномочий можно выделить?

3. На примере нашего вуза покажите отличия между линейными и функциональными полномочиями, а также между предостерегающими и блокирующими полномочиями.

4. Какие факторы влияют на распределение полномочий внутри организации?

5. Какая взаимосвязь существует между полномочиями должностного лица и его ответственностью?

6. Если руководитель делегировал кому-то часть своих полномочий, то должен ли он делегировать и часть ответственности? Снимает ли с себя он эту часть ответственности в данном случае? *

7. Какие факторы влияют на выбор и эволюцию организационных структур?

8. Можно ли говорить о том, что особенности культуры конкретного общества влияют на то, какие организационные структуры преобладают в экономике этого общества? Обоснуйте свою точку зрения. *

9. Чем отличаются жесткие организационные структуры от гибких (адаптивных)?

10. В чем преимущества и в чем недостатки линейных, функциональных и дивизиональных организационных структур?

11. Как Вы думаете, что изменилось бы в системе управления нашего университета, если бы в нем была сформирована дивизиональная организационная структура?

12. В чем преимущество матричной структуры перед проектной? А в чем ее слабости?

13. Каковы плюсы, и каковы минусы децентрализации полномочий в организации?

ТЕМА 9. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА (4 Ч)

1. Сущность и структура организационной культуры

2. Типология организационных культур.

3. Национальные модели организационных культур.

4. Сильная и слабая организационная культура. Субкультуры в организации.

5. Трансляция организационной культуры. Изменения в культуре.

Список литературы:

Багриновский К.А., Бендиков М.А., Исаева М.К., Хрусталев Е.Ю. Корпоративная культура в современной экономике России // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. №2.

Ботавина Р.Н. Этика менеджмента. М., 2002.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М., 2004.

Крымчанинова М.В. Образ организации как фактор воздействия на культуру // Управление персоналом. 2004. №19.

Куликов В.И. Нужна эффективная организационная культура // ЭКО. 2003. №7.

Ларичева Е.А. Сравнительный анализ корпоративной, инновационной культуры и культуры производства // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. №5.

Мильнер Б.З. Теория организации. М., 2005. Гл. 13.

Мясоедова Т.Г., Малышева Н.И. Организационная культура российских корпораций // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. №3.

Оглоблин В. Организационная культура промышленного предприятия: проблемы формирования и развития // Управление персоналом. 2004. №17.

Спивак В.А. Корпоративная культура. Теория и практика. СПб., 2001.

Стоянова В.А. Оценка влияния организационной культуры на эффективность производственной деятельности // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. №3.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ:

1. Зачем теоретики менеджмента изучают организационную культуру?

2. Отличается ли понимание культуры в менеджменте («организационная культура») от ее понимания в социологии («культура общества»)? Если да, то в чем?

3. В какой степени организационная культура зависит от сознательных усилий руководителей по ее созданию? *

4. Какие факторы способствуют успешному усвоению новичками организационной культуры? Как Вы думаете, кто на этот процесс будет влиять сильнее – высшие руководители компании, непосредственные руководители этого новичка или же его товарищи по работе? *

5. Как влияет организационная культура на связи компании с внешней средой?

6. Может ли организационная культура негативно влиять на развитие компании? *

ТЕМА 10. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ КОММУНИКАЦИИ. ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

ПЛАН:

1. Значение коммуникаций в организации. Типы коммуникаций.

2. Основные принципы коммуникативной политики в организации.

3. Значение невербальной коммуникации при взаимодействии с персоналом и партнерами.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникация в организациях: Пер. с англ. М.: Экономика, 1980.

Гибсон Д. и др. Организации: Поведение. Структура. Процессы. М., 2004.

Драчева Е.Л., Селезнев П.С. Эффективная информация и управление знаниями внутри организации // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. №6.

Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Организационное поведение. М., 2005.

Зверинцев А. Коммуникационный менеджмент. СПб, 1997.

Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликт, стресс. Минск, 1988.

Морозова Н.А. Организационные коммуникации в международной среде // Менеджмент в России и за рубежом. 2011. №2.

Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М., 2001.

Спивак В.А. Современные бизнес-коммуникации. СПб., 2002.

Удалов О.Ф. Информационные проблемы управления // ЭКО. 2004. №7.

Шабанова А. Внутренний корпоративный сайт как средство информационного обмена в компании // Управление персоналом. 2005. № 15 (121).

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ

1. Какое место коммуникации занимают в управлении?

2. Какие модели коммуникационного процесса, с Вашей точки зрения, наиболее удобны для теории и практики менеджмента? Обоснуйте свой выбор.

3. Какие виды коммуникаций в организации можно выделить?

4. Какие функции, кроме информативной, выполняет процесс коммуникации в организации?

5. Какую роль в процессе коммуникации играет обратная связь?

6. Приведите примеры проявления информационного «шума» в процессе общения студентов с преподавателем.

7. Приведите пример семантических барьеров в общении молодых людей и их родителей? Можно ли бороться против этих барьеров теми же методами, которые приняты в теории управления?

8. Почему нередко контрольная информация в организации искажается? Как можно бороться с таким искажением? Предложите несколько способов.

9. Как сам тип организационной структуры влияет на эффективность процесса коммуникации в организации?

10. Что такое коммуникационная политика? Какие претензии к коммуникационной политике вашего вуза Вы бы могли предъявить?

11. Чем отличаются межличностные аспекты коммуникации от организационных? Какова главная функция межличностных коммуникаций?

12. По какой причине менеджеру необходимо изучать закономерности межличностной коммуникации?

13. Что играет роль обратной связи при межличностной коммуникации?

14. Какова роль невербальной коммуникации в межличностном общении?

15. Какие трудности в межличностной коммуникации наиболее часто проявляются в организации? Как их можно преодолеть?

16. Как организация рабочих мест и «делового пространства» может влиять на межличностные коммуникации? Приведите собственные примеры. *

17. Как можно научить эффективным межличностным коммуникациям своих подчиненных?


ПРОБНЫЕ ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Практика управления возникла:

а) вместе с объединением людей в организованные группы, например, племена

б) в XX веке, в ходе индустриализации промышленности

в) вместе с созданием Ф. Тейлором школы научного управления

г) вместе с возникновением системного подхода

2. Как называется свойство системы, заключающееся в способности сохранять устойчивость за счет постоянного взаимодействия с внешней средой?

а) гомеостатичность

б) открытость

в) эмерджентность

г) мультипликативность

3. Автор книги «Тектология: всеобщая организационная наука» –…

а) Л. Берталанфи

б) Э. Мейо

в) М. Вебер

г) А. Богданов

4. Общие функции управления впервые была выделена в рамках…

а) школы научного управления

б) административной школы

в) школы человеческих отношений

г) системного подхода

5. Выделите свойство, отличающее организацию от иных сложных систем.

а) вертикальное разделение труда

б) наличие обратной связи

в) целостность

г) устойчивость

6. Выделите юридический признак, отличающий коммерческую организацию от некоммерческой.

а) обязательная государственная регистрация

б) возможность заниматься предпринимательской деятельностью

в) возможность заниматься любым видом деятельности, не запрещенной законом

г) наличие юридического адреса

7. Как называется коммерческая организация, в составе членов которой имеются вкладчики?

а) закрытое акционерное общество

б) товарищество на вере

в) полное товарищество

г) общество с дополнительной ответственностью

8. Гибкие виды оргструктур:

а) линейно-функциональная

б) линейно-штабная

в) дивизиональная

г) матричная

9. Организационная структура, позволяющая наиболее гибко реагировать на изменения в окружающей среде – ...

а) механическая

б) функциональная

в) адаптивная

г) дивизиональная

10. Какие из перечисленных полномочий являются функциональными?

а) блокирующие

б) контрольные

в) предостерегающие

г) все вышеперечисленные

11. Кто из этих ученых считается отцом кибернетики?

а) Ф. Тейлор

б) А. Файоль

в) Н. Винер

г) А. Гастев

12. «Была бы должность, а работа для нее найдется». Какое организационное явление иллюстрируется этим высказыванием?

а) «эффект Паркинсона»

б) закон необходимого разнообразия

в) закон развития

г) «эффект Хоторна»

Тест 2 по ТО

13. Как называется свойство системы, состоящее в том, что система может включать в себя подсистемы и одновременно – сама являться подсистемой более крупной системы?

а) эмерджентность

б) рекурсивность

в) синергия

г) обратная связь

14. Как называется коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное имущество, которое, в свою очередь, не может быть распределено по вкладам и паям?

а) закрытое акционерное общество

б) унитарное предприятие

в) финансово-промышленная группа

г) общество с ограниченной ответственностью

15. Кто является создателем теории организационного потенциала?

а) Р. Лайкерт

б) И. Ансофф

в) А. Богданов

г) Г. Форд

16. При какой форме бизнес-интеграции фирмы сохраняют юридическую и производственную самостоятельность, но теряют коммерческую самостоятельность?

а) концерн

б) пул

в) консорциум

г) синдикат

17. Для какой из структур характерно двойное подчинение работника?

а) линейно-функциональной

б) дивизиональной

в) матричной

г) для всех вышеперечисленных

6. Выделите юридический признак, отличающий коммерческую организацию от некоммерческой.

а) обязательная государственная регистрация

б) транснациональность

в) наличие юридического адреса

г) возможность распределять прибыль между учредителями

18. Исследования роли неформальных групп в организации начал проводить ... .

а) Файоль

б) Тейлор

в) Мейо

г) Г. Форд.

19. Неформальные группы возникают ...

а) в результате реорганизации

б) при создании новой структуры

в) спонтанно

г) по воле руководства.

20. «Чем сложнее производство, тем более дорогой и изощренной должна быть система управления этим производством». Какое организационное явление иллюстрируется этим высказыванием?

а) отрицательная обратная связь

б) «закон наименьших»

в) закон Эшби

г) принцип гомеостаза

21. В чем ключевое отличие конгломерата от концерна?

а) утрата отраслевой специализации

б) полная потеря юридической самостоятельности отдельных предприятий

в) более высокий уровень централизации

г) горизонтальная интеграция предприятий

22. «Чем хуже я работаю, темь меньше у меня заработки. Но чем меньше у меня заработки, тем меньше мне хочется работать». Какое явление иллюстрируется данным высказыванием?

а) отрицательный синергетический эффект

б) отрицательная обратная связь

в) положительная обратная связь

г) закон композиции

23. Трое мастеров, работая поодиночке, зарабатывали за сутки по 200 рублей каждый. Объединившись, они начали зарабатывать за сутки 600 рублей на троих. Какое явление из перечисленных ниже иллюстрируется этим примером?

а) положительный синергетический эффект

б) отрицательный синергетический эффект

в) отсутствие синергетического эффекта

г) положительная обратная связь

24. «Какой смысл хвастаться мощным мотором: все равно при старой резине большую скорость не разовьёшь». Какое организационное явление иллюстрируется этим высказыванием?

а) закон Эшби

б) эффект Паркинсона

в) отрицательная обратная связь

г) «закон наименьших»


КУРСОВЫЕ РАБОТЫ ПО ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ

1. Теория организации как область знания.

2. Функции теории организации.

3. Основные этапы развития теории организации.

4. Вклад российских ученых в развитие теории организации.

5. Тектология А. Богданова – основополагающая организационная теория.

6. Сущность системного подхода. Понятие системы.

7. Типы систем.

8. Организация как сложная система.

9. Типология организаций.

10. Жизненный цикл организации.

11. Законы организации.

12. Принципы организации.

13. Соотношение централизации и децентрализации в организациях.

14. Проектирование организационных систем.

15. Коммерческие и некоммерческие организации.

16. Виды коммерческих организаций.

17. Малые предприятия и их организация.

18. Транснациональные компании и тенденции их развития.

19. Международные совместные предприятия.

20. Взаимосвязь организации и внешней среды.

21. Виды организационных структур. Механические и органические организационные структуры.

22. Бюрократические организационные структуры.

23. Тенденции эволюции организационных структур на современном этапе.

24. Тенденции и формы производственно-хозяйственной интеграции.

25. Организационные коммуникации.

26. Организационная культура, ее структура, типы и значение.

27. Организационное проектирование, его предназначение и методы.

28. Анализ организационной структуры управления.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

В процессе изучения курса студент должен выполнить курсовую работу по одной из предложенных тем.

представляет собой самостоятельно написанную работу и раскрывает ту или иную проблему теории организации на основе изучения учебной, справочной и научной литературы. Объем работы должен составлять не менее 1,2 – 1,5 авторских листов – приблизительно 36 страниц машинописного текста (полуторный интервал, включая список литературы, размер шрифта 14). При написании и защите контрольной работы необходимо соблюдать следующие требования:

1. Необходимо выбрать тему работы (СМ. ТЕМАТИКУ КУРСОВЫХ РАБОТ) Последняя цифра номера темы должна совпадать с последней цифрой номера зачетной книжки студента. К примеру, если номер вашей зачетной книжки кончается цифрой 2, можно выбрать курсовые работы с номерами 2, 12, 22; если последняя цифра номера зачетной книжки – 0, можно выбрать курсовые работы № 10, № 20 или №30.

Если студент по каким-то причинам желает выполнить контрольную работу под другим номером, это обязательно должно быть согласовано с преподавателем, ведущим данный предмет . Такое согласование обязательно и в том случае, если студент хочет предложить собственную тему курсовой работы.

2. Надо самостоятельно разработать план работы , в соответствии с которым раскрывается тема. Рекомендуется составлять план после подбора литературы, на основе которой будет выполняться работа. План помещается в работе на второй странице.

План обязательно должен включать в себя следующее:

– введение, в котором обосновывается актуальность темы работы, ее теоретическое и практическое значение

– основная часть, состоящая из 3-х – 8-ми пунктов, в которой раскрываются содержание темы. Эта часть делится на разделы; как правило, некоторые разделы должны состоять из подразделов (к примеру: 1., 1.1, 1.2, 2, 2.1, 2.2. 2.3, 3)[1] . Заголовки разделов и подразделов формулируются самостоятельно.

– заключение; в нем делаются краткие обобщения и выводы по теме работы;

– список используемых источников информации литературы, оформленный в соответствии с общими требованиями.

Порядок оформления курсовых работ, оформление сносок, титульного листа соответствует общим требованиям (образцы можно взять на кафедре) .

При написании работы необходимо использовать не менее 10-15 источников . Кроме работ, приведенных в СПИСКЕ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, необходимо использовать литературу, найденную самостоятельно. При этом в списке использованной литературы обязательно должны быть одна – две статьи из периодических изданий, посвященных выбранной теме и опубликованных в течение последних трех лет (к примеру, если работа выполняется в 2010 году, необходимо использовать статьи, опубликованные не раньше 2007 года). Рекомендуется использовать свежие публикации из таких журналов, как «Управление персоналом», «ЭКО», «Менеджмент в России и за рубежом», и др. (для поиска статьи по нужной тематике можно воспользоваться полным списком опубликованных материалов, который приводится в последнем номере любого журнала за каждый год ).

3. После разработки плана и подбора литературы необходимо изложить содержание темы в полном соответствии с приведенным планом.

4. Следует сдать выполненную работу на кафедру «Государственное управление и социология региона». Работа получает положительную оценку, если она раскрывает тему на современном научном уровне, написана грамотно и оформлена в соответствии с приведенными требованиями. Работа может быть отклонена в следующих случаях:

– при явно недостаточном объеме;

– если работа написана исключительно на основе учебной литературы;

– при несовпадении последней цифры номера контрольной работы и последней цифры номера зачетной книжки студента (если это не было предварительно оговорено с преподавателем);

– при наличии грубых ошибок в оформлении (отсутствие названия темы, плана, списка использованной литературы);

– при несоответствии содержания работы ее теме или плану;

– при наличии явных признаков несамостоятельности (признаки сканирования текста, использование распечаток из Интернета, распечатка текста из документа HTML и т.д.)

Образцы оформления титульного листа курсовой работы, ее плана, оформления обычной страницы и сносок приведены на следующих страницах.


ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

Министерство образования и науки РФ

Пензенский государственный университет

Факультет экономики и управления

Кафедра «Государственное управление и социология региона»

по теории управления

на тему:

«ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА»

Выполнил: студент гр.

Иванов В.И.

Проверил:

Воробьев В.П.

Пенза 2011


ОБРАЗЕЦ СОДЕРЖАНИЯ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

1. СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ…….……………..5

1.1. Понятие организационной культуры……………………………….5

1.2. Роль организационной культуры в современном бизнесе………13

2. ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ………………………….19

2.1. Типология организационной культуры……………………………19

2.2. Национальные модели организационной культуры………………29

3. СПОСОБЫ ИЗМЕНЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ……34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ……39


ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ И ФОРМАТИРОВАНИЯ ОБЫЧНОЙ СТРАНИЦЫ

Интересна проблема противостояния мужского и женского начал (мужественность или женственность в культуре). Мужественность предполагает независимость, утверждение своего превосходства, настойчивость, а также четкое определение ролей в зависимости от пола. Мотивация обусловлена честолюбием. Преобладание женственности в культуре подразумевает преобладание эмоциональной открытости, заботы о других людях и о качестве жизни; гибкого распределения ролей, основанного на равенстве полов. Больше ценятся индивидуальные способности и навыки человека, а не принадлежность к тому или иному полу.

По мнению В. Томилова, на территории России нет и не может быть единообразия организационных культур по критерию «мужественность – женственность» [12, 71–72]. Организационная культура с преобладанием «женского» начала характерна для Северо-Западного региона (города Санкт-Петербург, Новгород, Псков и др.), отдельных регионов Западной Сибири. Для Центрального региона, Забайкалья, Московской области и, по-видимому, Дальнего Востока больше подходит организационная культура с преобладанием «мужского» начала. В зависимости от преобладания «мужского» или «женского» начала в культуре организации будет различаться стиль управления: при организационной культуре с преобладанием «мужского» начала он будет более авторитарным, так как носители культуры дальше находятся от своих лидеров и неохотно воспринимают неопределенность.

ПАРАМЕТРЫ СТРАНИЦ – СВЕРХУ– 2 СМ, СНИЗУ – 2,5, СЛЕВА –3, СПРАВА –1,5. ОТСТУП 1 СТРОКИ 1,25.

НУМЕРАЦИЯ СТРАНИЦ – СНИЗУ ПО ЦЕНТРУ, СТРАНИЦЫ 1 И 2 (ТИТ ЛИСТ И СОДЕРЖАНИЕ – НОМЕР НЕ УКАЗЫВАЕТСЯ, ВО ВВЕДЕНИИ – СРАЗУ СТОИТ СТРАНИЦА 3)

ОБРАЗЕЦ СНОСКИ

… автор придерживается своей трактовки организационной культуры [2, 44].

(ССЫЛКА НА ОДНУ РАБОТУ СО СТРАНИЦЕЙ)

…автор придерживаются оригинальной трактовки организационной культуры [2, 44–45].

(ССЫЛКА НА ОДНУ РАБОТУ СО СТРАНИЦАМИ)

…автор придерживается своей трактовки организационной культуры [2].

(ССЫЛКА НА ОДНУ РАБОТУ БЕЗ УКАЗАНИЯ СТРАНИЦ – ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В ТОМ СЛУЧАЕ, КОГДА ВЫ ССЫЛАЕТЕСЬ НЕ НА КОНКРЕТНУЮ МЫСЛЬ ИЛИ СЛОВА АВТОРА, А НА ИДЕЮ ВСЕЙ РАБОТЫ)

…авторы, придерживающиеся оригинальной трактовки организационной культуры [2, 44; 4, 53–56].

(ССЫЛКА НА ДВЕ РАБОТЫ С УКАЗАНИЕМ СТРАНИЦ)


ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ

1. Понятие организации. Предмет теории организации.

2. Основные свойства теории организации как науки.

3. Основные методы теории организации.

4. Периодизация теории организации.

5. Донаучный период развития теории организации.

6. Классические теории организации.

7. Тектология А. Богданова.

8. Организационный гуманизм.

9. Системный подход в теории организации.

10. Концепция Р. Лайкерта.

11. Теория Гласиер.

12. Теория организационного потенциала И. Ансоффа.

13. Концепция организационной экологии.

14. Понятие системы.

15. Основные специфические признаки систем.

16. Классификация систем.

17. Социальная организация как вид сложной системы.

18. Типология социальных организаций.

19. Основные законы организации.

20. Законы организации второго порядка.

21. Принципы организации.

22. Принципы рационализации

23. Внутренняя и внешняя среда организации.

24. Организационные полномочия.

25. Понятие организационной структуры. Механические типы организационных структур.

26. Адаптивные организационные структуры.

27. Централизация и децентрализация в организации.

28. Коммерческие и некоммерческие организации.

29. Юридические формы коммерческих организаций в современной России.

30. Понятие предпринимательского объединения.

31. Классические формы бизнес-интеграции: «жесткие» формы.

32. Классические формы бизнес-интеграции: «мягкие» формы.

33. Организационные формы международного бизнеса.

34. Холдинг как форма бизнес-интеграции.

35. Финансово-промышленные группы.

36. Стратегические альянсы.

37. Виртуальные бизнес-объединения.

38. Коммуникации в организации: сущность, модели, виды.

39. Барьеры коммуникаций в организации.

40. Сущность и значение организационной культуры.


[1] 1-первый раздел, 1.1 – первый подраздел первого раздела, 1.2 – второй подраздел первого раздела, 2 – второй раздел, 2.1 – первый подраздел второго раздела и т.д., 3 – раздел без подразделов.