Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 22

 

Поиск            

 

«Информационные и коммуникационные технологии в доу и архивоведении».

 

             

«Информационные и коммуникационные технологии в доу и архивоведении».

Федеральное агентство по образованию РФ

ФГОУ СПО Комсомольский – на – Амуре

Техникум информационных технологий и сервиса

«Информационные и коммуникационные технологии

в ДОУ и архивоведении»

Методические указания и контрольные задания

для студентов заочной формы обучения образовательных учреждений

по специальности 0611

«Документационное обеспечение управления и архивоведение»

2006

Рассмотрено кафедрой

Математических и естественно-научных

дисциплин

_______________________ Зав. кафедрой

Ю.В.Свириденко

«_______»______________________2006г.

Утверждено

Зам. директора по УР

_____________Н.П. Медведева

«_____»________________2006

Составил:

Преподаватель Комсомольского-на-Амуре

техникума легкой промышленности:

Г.А. Горбунова

Рецензенты:

_________________

_________________

_________________

_________________

Методические указания составлены в соответствии с примерной программой

по дисциплине «Информационные и коммуникационные технологии в ДОУ и архивоведении»

по специальности 0611 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

______________________________________

(кем, дата, подпись)

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Примерный тематический план

3. Примерное содержание дисциплины

4. Примерный план лабораторно-практических работ

5. Требования к выполнению и оформлению домашней контрольной работы

6. Рекомендуемая литература

7. Варианты заданий домашней контрольной работы

1. Пояснительная записка

Данная методическая разработка составлена для студентов специальности 0611 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» заочного отделения.

Цель пособия - оказание помощи студентам в приобретении теоретических знаний по предмету, а также практических навыков при выполнении домашней контрольной работы.

Учебная дисциплина «Информационные и коммуникационные технологии в ДОУ и архивоведении» является специальной дисциплиной, формирующей знания и умения выпускника, его квалификационные составляющие. Использование информационных и коммуникационных технологий позволяет работать с информационным потоком, не только отслеживая нужную информацию, но и оперативно использовать полученные данные.

В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление :

· о современном состоянии и перспективах развития информационных и коммуникационных технологий;

знать:

· локальные и отраслевые сети АРМ,

· экспертные системы и системы поддержки принятия решений, моделирования и прогнозирования,

· прикладное программное обеспечение,

· проблемно- ориентированные пакеты прикладных программ по отраслям и сферам деятельности,

уметь:

· пользоваться прикладными программами в зависимости от сферы деятельности,

· использовать информационные системы в документационном обеспечении управления и архивном деле.

Данная учебная дисциплина базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении дисциплин « Информатика», «Документоведение», «Архивоведение», «Компьютерная обработка документов».

Учебным планом предусмотрено проведение двух обязательных контрольных работ, содержание которых определяется предметной кафедрой.

2. Примерный тематический план

Раздел 1.Информационные и коммуникационные технологии

1

Понятие информационных технологий

2

Классификация ИТ, характеристика ИТ по видам решаемых задач

Раздел 2. Автоматизированные рабочие места

4

Автоматизированное рабочее место специалиста

5

Автоматизация работы офиса, АРМ секретаря, менеджера по персоналу

Раздел 3. Прикладное программное обеспечение и информационные ресурсы

6

Прикладное программное обеспечение и информационные ресурсы

7

Проблемно- ориентированные пакеты прикладных программ по отраслям и сферам деятельности, в ДОУ

8

Использование информационных систем в ДОУ и архивном деле

9

Экспертные системы и системы поддержки принятия решений, моделирования и прогнозирования в ДОУ и арх.деле

3. Примерное содержание дисциплины

Раздел 1. Информационные и коммуникационные технологии

Тема 1.1 Понятие информационной технологии

Студент должен

знать: определение информационной и коммуникационной технологий, принципы работы и свойства информационных и коммуникационных технологий;

уметь: применять полученные навыки в процессе профессиональной деятельности.

Информационные технологии - это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Коммуникационные технологии - это, которые обеспечивают передачу информации разными средствами, а именно - телефон, телеграф, телекоммуникации, факс, Интернет и др.

Три основных принципа (компьютерной) информационной технологии:

· интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;

· интегрированность (стыковка, взаимосвязь) с другими программными продуктами;

· гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.

Реализация процесса обработки, передачи, хранения, тиражирования информации осуществляется аппаратными, программными, математическими (алгоритмическими) средствами. Выделим из этих средств программные продукты, это программный инструментарий ИТ.

Инструментарий ИТ – это один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель.

Составляющие информационной технологии.

Этапы , реализуются сравнительно длительные технологические процессы, состоящие из операций и действий последующих уровней.

Операции , в результате выполнения которых будет создан конкретный объект в выбранной на первом уровне программной среде.

Действия совокупность стандартных для каждой программной среды приемов работы, приводящих к выполнению поставленной в соответствующей операции цели. Каждое действие изменяет содержание экрана.

Элементарные операции - по управлению мышью и клавиатурой.

ИТ должна отвечать следующим требованиям:

· обеспечивать высокую степень расчленения всего процесса обработки информации на этапы, фазы, операции, действия

· включать весь набор элементов, необходимых для достижения поставленной цели.

· иметь регулярный характер. Этапы, операции, действия м/б унифицированы и стандартизированы, что позволит осуществлять целенаправленное управление информационными процессами.

Методы использования ИТ

Централизованная обработка информации на ЭВМ вычислительных центров была первой исторически сложившейся технологией. Децентрализованная обработка информации связана с появлением в 80-х гг. персональных компьютеров и развитием средств телекоммуникаций. Рациональная методология использования информационной технологии позволит достичь большей гибкости, поддерживать общие стандарты, осуществить совместимость информационных локальных продуктов, снизить дублирование деятельности и др.

Тема 1.2 Классификация ИТ, характеристика ИТ по видам решаемых задач

Студент должен

знать: основные классификации информационных технологий, характеристики ИТ по видам решаемых задач,

уметь: применять полученные знания в процессе профессиональной деятельности.

Существует несколько классификаций ИТ.

1. По способам использования Ит делят на:

· обеспечивающие (ОИТ)

· функциональные (ФИТ).

2. по типу пользовательского интерфейса:

· ИТ, использующие командный интерфейс ,

· ИТ, использующие WIMP-интерфейс ,

· ИТ, использующие SILK-интерфейс .

3. По обслуживаемым предметным областям:

· бухгалтерские

· банковские

· налоговые

· страховые

· правовые и др.

4.По характеру задач решаемых в процессе:

· Обработки данных

· автоматизированного офиса

· автоматизация функций управления

· поддержки принятия решений

·

Интеллектуальной поддержки решения аналитических задач.

экспертные системы

· нейросетевые технологии

5.По характеру технологических процедур:

· Работа с текстовыми процессорами

· работа с табличными процессами

· работа с базами данных

· работа с графическими редакторами

· работа с мультимедийной информацией

· работа с гипертекстовыми системами.

Характеристика ИТ по видам решаемых задач:

1. ИТ обработки данных.

ИТОД предназначена для решения задач, по которым имеются необходимые входные данные, а также известны стандартные процедуры их обработки. Таки задачи называются хорошо структурированными. Эта технология применяется на уровне операционной (исполнительской деятельности) персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных (постоянно повторяющихся) операций управленческого труда.

2. ИТ автоматизированного офиса

ИТАО – это организация и поддержка коммуникационных процессов как внутри организации, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с инф. Она дает возможность повышения производительности труда. Автоматизация офиса не заменяет существующую систему коммуникации персонала, а вместе с ней обеспечивает рациональную автоматизацию управленческого труда и более эффективное снабжение управленцев информацией. АОИТ позволяет справиться с возрастающим объемом работ в офисе, привлекательны для группового решения проблем.

3. Информационные технологии управления

Целью информационной технологии управления является удовлетворен ие информационных потребностей сотрудников организации, имеющих дело с принятием управленческих решений на всех уровнях управления. Эта технология используется при худшей структурированности решаемых задач, если их сравнивать с задачами, решаемыми с помощью информационной технологии обработки данных.

4. Информационные технологии поддержки принятия решений

Г лавной особенностью информационной технологии поддержки принятия решений является качественно новый метод организации взаимодействия человека и компьютера. Выработка решения происходит в результате итерационного процесса, в котором участвуют:

· компьютерная система поддержки принятия решений в роли вычислительного звена:

· человек, задающий входные данные и оценивающий полученный результат компьютерных вычислений.

5. Информационные технологии экспертных систем

Развитие компютерных информационных технологий, основанное на достижениях в области микропроцессорной техники и математических мет одов обработки данных, привело к созданию систем искусственного интеллекта. Под искусственным интелектом обычно понимают способности компьютерных системк таким действиям, которые назывались бы интеллектуальными, если бы исходили от человека. Одним из направлений искусственного интеллекта являются экспертные системы, которые дают возможность менеджеру или специалисту получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых этими системами накоплены знания. Главная идея использования технологии экспертных систем заключается в том, чтобы получить от эксперта (опытного специалиста) его знания и. загрузив их в память компьютера, использовать всякий раз, когда в этом возникнет необходимость.

6. Нейросетевые технологии

Нейросетевые технологии, наряду с технологиями экспертных систе м, предоставляют собой еще одно направление искусственного интеллекта, практически реализуемое в организационно-экономической сфере.

Нейросетевые технологии основаны на применении алгоритмов нейронных сетей. В этих алгоритмах используются специальные математические методы распознавания образов и самообучения. Отличительной чертой нейронных сетей является их способность менять свое поведение (обучаться) в зависимости от изменения внешней среды, извлекая скрытые закономерности из потока данных. При этом алгоритмы обучения не требуют каких-либо предварительных знаний о су ществу ющих в предметной области взаимосвязях – необходимо только подобрать достаточное число примеров, описывающих поведение моделируемой системы в прошлом. Нейросетевые технологии могут быть использованы при решении аналитических, исследовательских и прогнозных задач, связанных с обширными информационными потоками.

Вопросы для самоконтроля по разделу:

  1. Назовите этапы исторического развития информационных и коммуникационных технологий.
  2. В чем состоит отличие обычной и новой информационной технологии?
  3. Назовите инструментарий ИТ.
  4. Определите особенности информационной технологии обработки данных, информационной технологии автоматизированного офиса. Их сходство и различие.
  5. В чем отличие нейросетевых технологий и экспертных систем от других ИТ?

Раздел 2. Автоматизированные рабочие места

Тема 2.1 Автоматизированное рабочее место специалиста

Студент должен

знать: типы автоматизированных рабочих мест, составные части различных типов автоматизированных рабочих мест, принципы объединения АРМ в сети,

уметь: определять тип АРМ, применять оргтехнику и программное обеспечение для создания АРМ в зависимости от его типа.

Обработка данных - процесс выполнения операций над данными. Может осуществляться одним или группой исполнителей в одной или нескольких системах, работающих параллельно. В первом случае происходит сосредоточенная обработка данных, во втором - распределенная обработка данных. Распределенная обработка данных - это методика выполнения задания группой исполнителей. Персональные компьютеры стоят на рабочих местах, т.е. на местах возникновения и использования информации. Они соединены каналами связи. Для реализации идеи распределенного управления необходимо создание для каждого уровня управления и каждой предметной области автоматизированных рабочих мест (АРМ) на базе профессиональных персональных ЭВМ.

АРМ - Автоматизированное рабочее место - индивидуальный комплекс технических и программных средств, предназначенный для автоматизации профессионального труда специалиста и обеспечивающий подготовку, редактирование, поиск и выдачу на экран и печать необходимых ему документов и данных. Автоматизированное рабочее место обеспечивает оператора всеми средствами, необходимыми для выполнения определенных функций.

Для каждого объекта управления нужно предусмотреть автоматизированные рабочие места, соответствующие их функциональному назначению. Однако принципы создания АРМ должны быть общими: системность, гибкость, устойчивость, эффективность.

В зависимости от степени подготовленности выделяют 4 категории пользователей АРМ: пользователи, имеющие хорошую подготовку и владеющие одним из современных языков программирования, пользователи, имеющие подготовку и владеющие, по крайней мере, одним из используемых данным АРМ программным средством, пользователи, имеющие слабую подготовку для работы на ПК, пользователи, не имеющие подготовки.

Тема 2.2 Автоматизация работы офиса, АРМ секретаря, менеджера по персоналу

Студент должен

знать: принципы автоматизации офиса, информационную и коммуникационную модели офиса, особенности ввода информации в АРМ

уметь: определять тип АРМ, применять оргтехнику и программное обеспечение для создания АРМ в зависимости от его типа.

Профессиональная ориентация АРМ определяется функциональной частью ПО (ФПО). Именно здесь закладывается ориентация на конкретного специалиста, обеспечивается решение задач определенных предметных областей.

В таблице представлены виды программного обеспечения в зависимости от видов деятельности.

Виды деятельности

Компоненты АРМ

Операторская деятельность

(работа с документами)

Средства поддержки разработки документов, СУБД, средства подготовки презентаций, системы обработки транзакций, системы управления документооборотом…

Административная деятельность

( организация коммуникаций и информационного обмена)

Системы для организации групповой и корпоративной работы, средства работы с электронными формами и др.

Эвристическая деятельность (принятие решений)

СППР, экспертные системы, системы анализа в реальном времени и др.

Первыми появились программные средства для автоматизации труда технического персонала, что обусловлено, вероятно, большой формализацией выполняемых ими функций. Наиболее типичным примером являются текстовые редакторы (процессоры).

Специалистам часто приходится работать с большими объемами данных, с тем чтобы найти требуемые сведения для подготовки различных документов. Для облегчения такого рода работ были созданы системы управления базами данных (СУБД: DBASE, RBASE, ORACLE и др.). СУБД позволяют хранить большие объемы информации, и, что самое главное, быстро находить нужные данные.

Большое число специалистов связано также с обработкой различных таблиц, так как в большинстве случаев экономическая информация представляется в виде табличных документов. КЭТ (крупноформатные электронные таблицы) помогают создавать подобные документы.

Достаточно большой популярностью в учреждениях пользуются программные средства АРМ для контроля и координации деятельности организации, где вся управленческая деятельность описывается как совокупность процессов, каждый из которых имеет даты начала, конца и ответственных исполнителей. При этом деятельность каждого работника увязывается с остальными. Таким образом, создается план-график работ. Пакет может автоматически при наступлении срока формировать задания исполнителям, напоминать о сроке завершения работы и накапливать данные об исполнительской деятельности сотрудников.

Важную роль в учрежденческой деятельности играет оперативный обмен данными, который занимает до 95% времени руководителя и до 53% времени специалистов. В связи с этим получили распространение программные средства типа “электронная почта”.

В настоящее время наблюдается тенденция к созданию так называемых интегрированных пакетов, которые вмещают в себя возможности и текстовых редакторов, и таблиц, и графических редакторов.

Разработка новых программных средств в АРМ ведется по двум направлениям: создание нового ПО для новых профессий и специализация ПО для существующих профессий. В настоящее время наблюдается тенденция перехода к созданию АРМ профессионального назначения. Оно выражается в следующем:

· учет решаемых задач

· взаимодействие с другими сотрудниками

· учет профессиональных привычек и склонностей

· разработка не только ФПО, но и специальных технических средств (мышь, сеть, автоматический набор телефонных номеров и пр.)

Оснащение специалистов такими АРМ позволяет повысить производительность труда учрежденческих работников, сократить их численность и при этом повесить скорость обработки экономической информации и ее достоверность, что необходимо для эффективного планирования и управления.

Вопросы для самоконтроля по разделу:

1. Дайте определение структурным уровням управления. Как с ними связана деятельность сотрудников офиса.

2. Принципы создания АРМ.

3. Дайте определение АРМ.

4. Назовите, какие вы знаете типы автоматизированных мест, их особенности.

5. Как программное обеспечение используется для создания АРМ различного типа?

Раздел 3. Прикладное программное обеспечение и информационные ресурсы

Тема 3.1 Прикладное программное обеспечение и информационные ресурсы

Студент должен

знать: прикладное программное обеспечение, использующееся при реализации информационных и коммуникационных технологий, определение информационных ресурсов, методы использования информационных ресурсов;

уметь: применять прикладное программное обеспечение и информационные ресурсы в работе ИТ при реализации задач ДОУ.

Центральным компонентом компьютерных информационных технологий, обеспечивающим эффективное использование средств вычислительной техники, является соответствующее программное обеспечение.

Программные средства ИТ подразделяются на системные и прикладные.

Прикладные программные средства включают в себя:

· системы подготовки текстовых документов,

· системы подготовки табличных документов,

· СУБД,

· личные информационные системы,

· системы подготовки графических материалов,

· системы управления проектами,

· экспертные системы и системы поддержки принятия решений,

· системы интеллектуального проектирования и совершенствования управления

Для того чтобы в материальном мире происходили обмен информацией, ее преобразование и передача, должны быть носитель, передатчик, канал связи, приемник и получатель информации. Среда передачи объединяет источник и получателя и. в единую информационную систему.

Информационный ресурс. Прежде чем предпринять какие-либо действия, необходимо произвести большую работу по сбору, переработке информации, ее осмыслению и анализу. Используемая при этом информация рассматривается как один из важнейших ресурсов наряду с природными, материальными, энергетическими, трудовыми, финансовыми.

В Законе РФ « Об информации, информатизации и защите информации» приведено следующее определение И.Р.: ИР – это отдельные документы и массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках, данных, других И.С.) Информация – это единственный неубывающий ресурс в отличие от других ресурсов, наоборот, он имеет тенденцию к увеличению.(70 –е годы V информ. удваивался каждые 5-7 лет, 80-е – каждые 20 месяцев, 90 – ежегодно.)

Для того чтобы какие-то сведения включить в состав И.Р., их необходимо представить в виде документа. Документ – это информация, зафиксированная на материальном носителе, имеющая реквизиты, на основе которых ее можно идентифицировать. Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Информационный продукт – это результат интеллектуальной деятельности по обработке информации, зафиксированный на материальном носителе в виде бумажного документа или совокупности компьютерных данных и предназначенный для удовлетворения потребностей пользователя.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем отличие прикладного программного обеспечения от системного?

  1. Дайте определение прикладного программного обеспечения.
  2. Приведите примеры прикладных программных продуктов.
  3. Чем информационный продукт отличается от информационного ресурса.
  4. Каковы методы использования информационных ресурсов?

Тема 3.2 Проблемно- ориентированные пакеты прикладных программ по отраслям и сферам деятельности, в ДОУ

Студент должен

знать: использование в современных условиях прикладных программ, общих для всех областей, ориентацию ППП в зависимости от отраслей и сфер деятельности

уметь: определять пакеты прикладных программ, необходимы для работы в зависимости от отрасли и сферы деятельности, применять проблемно- ориентированные пакеты прикладных программ.

Выбор конкретного программного продукта зависит от специфики деятельности работника. ППП могут быть ориентированы на решение общих и частных задач управленческой деятельности, поэтому есть пакеты общие для всех сфер деятельности, есть применимые только в определенной сфере, например, банковские программы, бухгалтерские, программы для специалиста по кадрам, для специалиста по ДОУ и т.д.

Рассмотрим в качестве примера программу MS Outlook. Она может применяться в различных сферах деятельности. Основная функция пакета автоматизация текущей деятельности. Это интегрированный настольный информационный менеджер. Пакет спроектирован с учетом эргономики и специфики труда в современном офисе и выполняет следующие функции:

· электронная почта,

· персональный календарь и групповое планирование,

· персональная информация (книга контактов и список заданий)

· журнал выполненных и планируемых действий,

· просмотр и совместное использование документов, файлов, общих папок,

· приложения коллективной работы,

· обмен данными через Интернет.

Электронный архив Ефрат. Эта программа может быть полезна для специалиста по кадрам, для специалиста по ДОУ. Ефрат относится к программам, называемым электронным архивом, предназначен для работы с архивами и автоматизации делопроизводства.

ЭА позволяет вводить, хранить, искать, просматривать и выводить на печать текстовые и графические документы, производить контроль исполнения, удобно организовывать рабочее пространство. ЭА обеспечивает размещение документов на рабочем столе и в папках, присваивание документам типов и наборов признаков - реквизитов, поиск документа как по его реквизиту, так и по содержанию, привязку к тексту графических изображений, вызов внешних программ для работы с документами, применение программы CuneiForm. Он может служить для создания справочных и информационно - поисковых систем.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Назовите, какие пакеты прикладных программ могут быть использованы для всех отраслей, почему?
  2. Как применение проблемно- ориентированных программ связано с уровнями управления?
  3. Определите, какие ППП необходимы в работе секретаря, офис-менеджера?

Тема 3.3 Использование информационных систем в ДОУ и архивном деле

Студент должен

знать: определение и классификацию информационных систем, методы использования ИС в ДОУ и архивном деле;

уметь: использовать ИС в ДОУ и архивном деле.

Информационная система представляет со­бой систему, функционирование которой во времени заклю­чается в сборе, хранении, обработке и распространении ин­формации о деятельности какого-то объекта реального мира. Информационная система создается для кон­кретного объекта и должна в определенной мере копировать взаимосвязи элементов объекта.

В соответствии с характером обработки информации в ИС на различных уровнях управления системой (опе­ративном, тактическом и стратегическом) выделяются следующие типы информационных систем :

· системы обработки данных (EDP – electronic data processing);

· информационная система управления (MIS – management information system);

· система поддержки принятия решений (DSS – decision support system).

Корпоративная (интегрированная) ИС автоматизирует все функции управления на всех уровнях управления. Такая ИС яв­ляется многопользовательской, функционирует в распределенной вычислительной сети.

Локальная ИС автоматизирует отдельные функции управле­ния на отдельных уровнях управления. Такая ИС может быть однопользовательской, функционирующей в отдельных подраз­делениях системы управления.

"Системы электронного управления документами (СЭУД) обеспечивают процесс создания, управления доступом и распространения больших объемов документов в компьютерных сетях, а также обеспечивают контроль над потоками документов в организации. Часто эти документы хранятся в специальных хранилищах или в иерархии файловой системы. Типы файлов, которые, как правило, поддерживают системы ЭУД включают текстовые документы, образы, электронные таблицы, аудио-, видеоданные, и документы Web. Общими возможностями систем ЭУД являются создание документов, управление доступом, преобразование и безопасность."

На сегодняшний день, формально, отсутствует четкая классификация СЭД. Практически каждый поставщик или аналитическое агентство предлагает собственную систему классификации. В нашем случае, положив в основу классификации роль документа в системе, выделим два класса систем. К одному из них причислим так называемые корпоративные (или универсальные) системы управления документами (Enterprise Document Management System - EDMS), к другому - специализированные системы управления документами, ориентированные в основном на автоматизацию деловых процедур.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое информационная система?

2. Как можно классифицировать информационные системы?

3. Какие типы ИС выделяют?

4. Охарактеризуйте российские и зарубежные ИС, применяемые в ДОУ и архивном деле.

Тема 3.4 Экспертные системы и системы поддержки принятия решений, моделирования и прогнозирования в ДОУ и арх.деле

Студент должен

знать: определение ЭС и принципы их работы, определение систем поддержки принятия решений, методы их работы.

уметь: использовать ЭС и СППР в ДОУ и архивном деле.

Главной особенностью систем поддержки принятия решений , прогнозирования и моделирования является качественно новый метод организации взаимодействия человека и компьютера. Выработка решения происходит в результате итерационного процесса, в котором участвуют:

· компьютерная система поддержки принятия решений в роли вычислительного звена:

· человек, задающий входные данные и оценивающий полученный результат компьютерных вычислений.

Следует выделить ряд отличительных характеристик этой информационн ой технологии:

· окончание итерационного процесса происходит по воле человека;

· способность создавать новую информацию для принятия решений;

· ориентация на решение плохо структурированных задач;

· сочетание традиционных методов доступа и обработки компьютерных данных с новыми возможностями математических моделей и методами решения задач на их основе,

· направленность на непрофессионального пользователя компьютер

В состав системы поддержки приняти я решений входят три г лавных компонента: база данных, база моделей и программная подсистема, которая состоит из системы управления базой данных (СУБД), системы управления базой моделей (СУБМ) и системы управления интерфейсом между пользователем и компьютером.

Развитие компютерных информационных технологий, основанное на достижениях в области микропроцессорной техники и математических методов обработки данных, привело к созданию систем искусственного интеллекта. Под искусственным интелектом обычно понимают способности компьютерных системк таким действиям, которые назывались бы интеллектуальными, если бы исходили от человека. Чаще всего здесь имеются в виду способности, связанные с человеческим мышлением. Одним из направлений искусственного интеллекта являются экспертные системы, которые дают возможность менеджеру или специалисту получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых этими системами накоплены знания.

Главная идея использования технологии экспертных систем заключается в том, чтобы получить от эксперта (опытного специалиста) его знания и. загрузив их в память компьютера, использовать всякий раз, когда в этом возникнет необходимость. Преимущества экспертных систем по сравнению с использованием опытных специалистов заключаются в следующем:

Достигнутая компетентность не утрачивается, может документироваться, передаваться, воспроизводиться и наращиваться;

Имеют место более устойчивые результатыт в решении проблем за счет исключения эмоциональных и других факторов человеческой ненадежности;

Высокая стоимость разработки в дальнейшем компенсируется низкой стоимостью эксплуатации, возможностью копирования и применением менее квалифицированных специалистов.

Экспертные системы представляют собой компьютерные программы, трансформирующие опыт экспертов в какой-либо области знаний в форму эвристических правил (эвристик). Эвристики не гарантируют получения оптимального результата с такой же уверенностью, как обычные алгоритмы, используемые для решения задач в рамках технологии поддержки принятия решений.

Однако часто они дают в определенной степени приемлемые решения для их практ ического использования, и это позволяет применять экспертные системы в качестве советующих систем.

Сх одство информационных технологий, используемых в экспертных систе мах и сист емах п оддержки принятия решений, состоит в том, что обе они обесп ечивают высокий уровень поддержки принятия решений. Однако имеются три существенных различия. Первое связано с тем, что решение проблемы в рамках систем подде ржки принятия решений отражает уровень понимания этой проблемы пользователем и его возможности получить и осмыслить решение. Технология экспертных систем, наоборот, предлагает пользователю принять решение, превосходящее его возможности. Второе отличие указанных технологий выражается в способности экспертных систем пояснить свои рассуждения в процессе получения решения. Очень часто эти пояснения оказываются более важными для пользователя, чем само решение. Третье отличие связано с использованием нового комп онента информационной технологии – знаний.

Основными компонентами экспертной системы являются интерфейс пользователя, база знаний, интерпретатор, модуль создания системы.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение экспертных систем, каковы принципы их работы?

2. Дайте определение СППР. Каковы принципы их работы?

3. Назовите основные компоненты СППР, экспертных систем.

4. Сходство и различие экспертных систем и СППР.

4.Примерный перечень лабораторно - практических работ

Тема

Кол-во часов

1

Создание и использование шаблонов и электронных форм

2

2

Создание документов и вычисления в среде Excel

2

3

Списки и базы данных в Excel

2

4

Базы данных MS Access

2

5

Создание БД в MS Access

2

6

Применение Outlook в ДОУ

2

5.Рекомендуемая литература.

1. М.И. Семенов, И.Т. Трубилин Автоматизированные информационные технологии в экономике М., Финансы и статистика, 2001 г.

2. Информатика под редакцией Н.В. Макаровой. М., Финансы и статистика, 2001 г.

3. В.А. Леонтьев, Новейшая энциклопедия персонального компьютера. М., Олма - пресс, 2002 г.

4. В.В. Годин, И.К. Корнеев, Информационное обеспечение управленческой деятельности. М., Мастерство, 2001

5. И.К. Корнеев, В.А. Машуров Информационные технологии в управлении. М., Мастерство, 2001

6. Основы информатики под редакцией А.Н. Морозевича. Минск, Новое знание, 2001 г.

7. Информатика, базовый курс, под ред. С.В. Симоновича. С-Пб, Питер, 2003 г.

8. Д Келли. Самоучитель Access - СПб.: Издательство Питер , 2000

9. В.Рычков. Самоучитель MS Excel 2000.- СПб: Питер, 2002.

6. Варианты заданий домашней контрольной работы.

Номер варианта определяется последней цифрой зачетной книжки

Последняя цифра зачетной книжки

№ варианта

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7

7

8

8

9

9

0

10

Задание №1

№ варианта

Задание

1

Общая характеристика систем автоматизации бухгалтерского учета, возможности и ограничения.

2

Организационное строение автоматизированных систем управления.

3

Принципы построения компьютерных сетей.

4

Организация работы на ПК, охрана здоровья специалиста при работе на ПК.

5

Всемирная сеть Интернет, организация взаимодействия (протоколы, адресация, подключение).

6

Службы всемирной сети Интернет

7

Интернет в работе специалиста по ДОУ

8

Характеристика консультационно- правовых систем. Консультационно- правовые системы в работе специалиста по ДОУ

9

Характеристика российских и зарубежных систем электронного документооборота

10

Структура и назначение эксперных систем и систем поддержки принятия решений, методы их работы

Указания к выполению задания 1.

  1. Задание выполняется студентом согласно номеру варианта.
  2. Теоретический материал набирается в среде программы MS Word. Размер шрифта 12 пт., межстрочный интервал – полуторный. Распечатывается на листах формата А4.
  3. Теоретическая часть не должна представлять собой сплошной машинописный текст, информация должна быть также представлена в виде схем, рисунков и таблиц.
  4. Обязательно деление текста на рубрики, главы, подглавы в зависимости от структуры текста.
Задание 2
  1. Внимание: задание 2 выполняется на основе теоретической части, созданной вами по заданию 1.
  2. Изучить приемы оформления структурно-сложных документов через команды меню «Вставка» программы MS Word.
  3. Вставить в контрольную работу номера страниц, номер, начиная со 2 страницы (1 стр. – титульный лист).
  4. Изучить действие команды «Оглавление и указатели». Вставить оглавление теоретической части по выделенным в тексте рубрикам, перед текстом .
  5. Вставить после текста задания 1 10-15 указателей на слова, встречающиеся в вашем тексте (на разные буквы алфавита).
  6. Установите через команду Вставка- Разрыв разделы в тексте задания 1, задайте для 2-3 страниц альбомную ориентацию (желательно, чтобы это были страницы с таблицами и рисунками). Все остальные страницы должны иметь книжную ориентацию.
  7. Поместите в тексте задания 1 сноску на какое-либо слово-термин, с расшифровкой термина внизу текущей для него страницы.
  8. Вставьте в конце текста текущую дату через команду дата и время, поставьте флажок для автоматического обновления даты.
  9. Дайте краткую характеристику команд данного меню, которые не были использованы вами в работе.

Задание 3.

1. Руководитель фирмы поручил Вам рассчитать, какую сумму на проведение банкета затратит фирма.

2. Создать на листе Excel таблицу, перед таблицей ввести заголовок "Затраты фирмы на проведение банкета, посвященного 8 марта", отформатировать его по центру, шрифт 14, жирный.

Продукты

Количество

(кг., л.)

Стоимость 1 кг.,л.

(руб.)

Общая стоимость

(руб.)

Расходы, покрываемые

фирмой в

%

Расходы, покрываемые

фирмой в руб.

Картофель

3%

Напитки ( сладкие)

10%

Напитки ( спиртные)

45%

Мука

2%

%

Мясо, мясопродукты

40%

Рис

2%

Рыба, рыбопродукты

40%

Колбасы

35%

Изделия кондит.

50%

Конфеты

50%

Майонез

15%

Сыр

32%

Фрукты

10%

Сахар

12%

Кофе

50%

Чай

5%

Итого

  1. Произвести необходимые расчеты, заполнив таблицу данными, исходя из № варианта

Примечание: таблицу с произведенными вычислениями вставить в документ MS Word, привести формулы, которые Вы использовали при вычислении.

Данные для заполнения таблиц

1 вариант

2 вариант

Продукты

Количество

(кг., л.)

Стоимость 1 кг.,л.

(руб.)

Продукты

Количество

(кг., л.)

Стоимость 1 кг.,л.

(руб.)

Картофель

50

9,6

Картофель

15

7,8

Напитки ( сладкие)

45

10,7

Напитки ( сладкие)

10

12,5

Напитки ( спиртные)

45

125,5

Напитки ( спиртные)

15

158

Мука

5

17

Мука

2

20

Мясо, мясопродукты

50

140

Мясо, мясопродукты

10

170

Рис

8

16

Рис

2

13

Рыба, рыбопродукты

25

85

Рыба, рыбопродукты

8

100

Колбасы

15

115

Колбасы

5

160

Изделия кондит.

25

150

Изделия кондит.

5

140

Конфеты

10

220

Конфеты

2

150

Майонез

8

45

Майонез

2,5

50

Сыр

15

146

Сыр

3

120

Фрукты

10

50

Фрукты

8

70

Сахар

5

25

Сахар

1

20

Кофе

0,4

105

Кофе

0,2

80

Чай

0,3

55

Чай

0,25

30

3 вариант

4 вариант

Продукты

Количество

(кг., л.)

Стоимость 1 кг.,л.

(руб.)

Продукты

Количество

(кг., л.)

Стоимость 1 кг.,л.

(руб.)

Картофель

35

10

Картофель

28

9

Напитки ( сладкие)

10

8,5

Напитки ( сладкие)

11

9,25

Напитки ( спиртные)

15

100

Напитки ( спиртные)

17,5

149,26

Мука

5

15

Мука

2,5

14,2

Мясо, мясопродукты

15

100

Мясо, мясопродукты

16

185,55

Рис

1

17

Рис

1,5

14

Рыба, рыбопродукты

8

98

Рыба, рыбопродукты

8

45

Колбасы

6

130

Колбасы

7,5

187,25

Изделия кондит.

12

75

Изделия кондит.

8

68,46

Конфеты

4,5

95

Конфеты

5

89,48

Майонез

3

35

Майонез

2,5

28,55

Сыр

5,5

100

Сыр

4,2

105,66

Фрукты

12

60

Фрукты

10,5

72,35

Сахар

1,5

15

Сахар

1

15,66

Кофе

0,17

70

Кофе

0,3

55,47

Чай

0,1

25

Чай

0,15

52,22

5 вариант

6 вариант

Продукты

Количество

(кг., л.)

Стоимость 1 кг.,л.

(руб.)

Продукты

Количество

(кг., л.)

Стоимость 1 кг.,л.

(руб.)

Картофель

41

10

Картофель

28

8,56

Напитки ( сладкие)

9

8,5

Напитки ( сладкие)

11

10

Напитки ( спиртные)

24

100

Напитки ( спиртные)

17,5

152

Мука

4,5

15

Мука

1,5

17

Мясо, мясопродукты

28,5

100

Мясо, мясопродукты

16

200

Рис

3,2

17

Рис

2

15,2

Рыба, рыбопродукты

13

98

Рыба, рыбопродукты

8

45

Колбасы

7,5

130

Колбасы

7,5

127

Изделия кондит.

9,5

75

Изделия кондит.

8

99,52

Конфеты

7

95

Конфеты

6

90

Майонез

3,5

35

Майонез

2,5

35

Сыр

4,7

100

Сыр

4,2

125

Фрукты

11

60

Фрукты

15

72,35

Сахар

1,5

15

Сахар

1,5

19

Кофе

0,15

70

Кофе

0,3

85

Чай

0,25

25

Чай

0,15

65

7 вариант

8 вариант

Продукты

Количество

(кг., л.)

Стоимость 1 кг.,л.

(руб.)

Продукты

Количество

(кг., л.)

Стоимость 1 кг.,л.

(руб.)

Картофель

105

10

Картофель

31

9

Напитки ( сладкие)

50

8,5

Напитки ( сладкие)

11

9

Напитки ( спиртные)

66

100

Напитки ( спиртные)

10

149

Мука

10

15

Мука

2

14

Мясо, мясопродукты

15

166

Мясо, мясопродукты

18

185

Рис

5

17

Рис

1,7

14

Рыба, рыбопродукты

28

98

Рыба, рыбопродукты

6,5

45

Колбасы

15

130

Колбасы

9

187

Изделия кондит.

30

75

Изделия кондит.

10

68

Конфеты

10

95

Конфеты

8

89

Майонез

5

55

Майонез

3

45

Сыр

12

115

Сыр

4,5

105

Фрукты

25

60

Фрукты

10

72

Сахар

3,5

15

Сахар

2

15

Кофе

0,5

100

Кофе

0,3

55

Чай

0,5

25

Чай

0,15

52

9 вариант

10 вариант

Продукты

Количество

(кг., л.)

Стоимость 1 кг.,л.

(руб.)

Продукты

Количество

(кг., л.)

Стоимость 1 кг.,л.

(руб.)

Картофель

15

10

Картофель

30

9

Напитки ( сладкие)

5

8,5

Напитки ( сладкие)

8

11

Напитки ( спиртные)

7

100

Напитки ( спиртные)

10

112

Мука

0,5

15

Мука

2

16,5

Мясо, мясопродукты

7

100

Мясо, мясопродукты

10

150

Рис

0,5

17

Рис

1

14

Рыба, рыбопродукты

5,5

98

Рыба, рыбопродукты

8

45

Колбасы

4,5

190

Колбасы

5

154

Изделия кондит.

4,5

70

Изделия кондит.

8

80

Конфеты

4

95

Конфеты

5

190