Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 22

 

Поиск            

 

Рекомендации методические для студентов по производственной практике помощник врача стационара: терапия для специальностей: 060101 «Лечебное дело» 060104 «Медико-профилактическое дело»

 

             

Рекомендации методические для студентов по производственной практике помощник врача стационара: терапия для специальностей: 060101 «Лечебное дело» 060104 «Медико-профилактическое дело»

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ГБОУ ВПО ИГМУ Минздравсоцразвития России)

Кафедра факультетской терапии

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

ПОМОЩНИК ВРАЧА СТАЦИОНАРА: ТЕРАПИЯ

для специальностей: 060101 «Лечебное дело»

060104 «Медико-профилактическое дело»

Разработчик:

Ассистент кафедры факультетской терапии Гома Т.В.

Иркутск

2012 год

УТВЕРЖДЕНА

Председатель ФМС д.м.н., проф. Н.М. Балабина

__2__ апреля__ 2012___ г.

Рецензенты:

Соколова С.В. – доцент кафедры факультетской хирургии, заведующий отделом практики ГБОУ ВПО ИГМУ Минздравсоцразвития России, к.м.н.

Аснер Т.В.– доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней ГБОУ ВПО ИГМУ Минздравсоцразвития России, к.м.н.

Гома Т.В. Методические рекомендации ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ ПОМОЩНИК ВРАЧА СТАЦИОНАРА: ТЕРАПИЯ» для специальностей: 060101 «Лечебное дело», 060104 «Медико-профилактическое дело». Иркутск: Издательство ИГМУ; 2012 г. 9 с.

Методические рекомендации подготовлены на кафедре факультетской терапии ИГМУ (зав. кафедрой доктор медицинских наук, профессор Н.М. Козлова) и предназначены для специальностей: 060101 «Лечебное дело», 060104 «Медико-профилактическое дело».

Цель практики

Закрепление знаний, полученных при изучении основных клинических и теоретических дисциплин, дальнейшее углубление и совершенствование практических навыков, приобретенных в ВУЗе, ознакомление с организацией лечебного дела и условиями работы врача стационара, а также с основами организации здравоохранения и противоэпидемической деятельности.

Задачи практики

1.Изучение основных обязанностей врача-терапевта и условий работы в терапевтическом отделении стационара.

2.Воспитание у студентов принципов медицинской деонтологии.

3.Владение правилами приема и ведения больных, поступивших в терапевтическое отделение стационара.

4.Обучение правильной постановке диагноза больному, поступившему в терапевтическое отделение стационара.

5. Обучение правильному назначению плана обследования и лечения больному в зависимости от диагноза.

6. Оказание неотложной помощи при угрожающих жизни состояниях.

7. Владение правилами заполнения и ведения медицинской документации.

Производственная практика позволяет каждому студенту выявить имеющи­еся пробелы в общей и специальной подготовке, глубже осознать необходимость ответственного отношения к своей профессиональной деятельности и дополнительно, с помощью дающейся практическим здравоохранением квалификационной характеристики, объективизи­ровать представление о степени профессиональной пригодности сту­дента.

Место и время проведения практики

Производственная практика проводится после окончания весенней экзаменационной сессии у студентов 4 курса лечебного факультета (очная форма) 8 семестр, 5 курса лечебного факультета (очно-заочная форма) 10 семестр, у студентов 4 курса медико-профилактического факультета 8 семестр (5 курса медико-профилактического факультета – 10 семестр) продолжительностью 12дней/108 ч в качестве помощника врача. Практическая работа слагается из ежедневной 6ти часовой работы при 6ти дневной рабочей неделе в стационаре. Базами производственной практики являются ЛПУ г. Иркутска и Иркутской области.

Необходимым условием выполнения летней производственной практики по терапии является самостоятельная работа в качестве помощника врача под контролем заведующего отделения и в строгом соответствии с индивидуальным планом, составленным согласно имеющейся программы летней практики по терапии.

План работы должен учитывать время работы каждого студента по дням практики в терапевтическом стационаре, тематику лекций и санбюллетеней по санитарно-просветительной работе, участие в общественной жизни больницы.

План составляется с заведующим отделением и преподава­телем — руководителем практики студентов. Базовый руководи­тель или заведующий отделением ежедневно контролирует вы­полнение работы каждого студента.

Студент должен знать: этиологию, патогенез, клинические симптомы и синдромы важнейших заболеваний внутренних органов, дифференциальную диагностику, принципы лечения и профилактики этих заболеваний, экспертизы трудоспособности.

Студент должен уметь:

1. выявить симптомы и синдромы заболеваний путем расспроса, осмотра, перкуссии, пальпации, аускультации больного;

2. установить предварительный диагноз;

3. составить план лабораторного и инструментального обследования больного;

4. дать квалифицированную интерпретацию и оценку результатам лабораторного и инструментального обследования больного;

5. провести дифференциальный диагноз со сходными синдромами при других заболеваниях;

6. оказать неотложную помощь;

7. составить план реабилитации, профилактики и диспансерного наблюдения;

8. провести электрокардиографическое обследование и дать интерпретацию его результатов;

9. использовать методики исследования больного с клиническим осмысливанием и записью в истории болезни;

10. применять теоретические знания у постели больного.

Студент должен иметь практические навыки:

1. приема и выписки больных (поступление, санитарная обработка, заполнение паспортной части истории болезни, оформление больничного листка, составление выписок по истории болезни и т.д.);

2. деонтологические навыки во взаимоотношениях с больными, родственниками больных и медицинскими работниками;

3. общеврачебного обследования больного (расспрос, осмотр);

4. ведения медицинской документации;

5. оказания неотложной помощи;

Данная практика необходима как предшествующая для освоения теоретических дисциплин на кафедрах госпитальной терапии, поликлинической терапии и ОВП, практики «Помощник врача амбулаторно-поликлинического учреждения».

В результате прохождения практики студент должен знать:

1. Принципы организации работы терапевтического отделения.

2. Правила заполнения медицинской документации в отделении.

3. Особенности ведения больных с заболеваниями внутренних органов.

4. Методику выполнения диагностических и лечебных манипуляций (список приведен ниже).

5. Тактику оказания помощи при основных неотложных состояниях (список приведен ниже).

6. Деонтологические принципы, необходимые при работе с больным.

В результате прохождения практики студент должен уметь :

1. Провести полный терапевтический осмотр больного: сбор жалоб, анамнеза, физикальное обследование.

2. Провести обход больных в палате.

3. Заполнить необходимую документацию: историю болезни (статус, обоснование диагноза, дневники наблюдения, эпикриз), лист назначений, выписку из истории болезни, оформить посыльный лист на ВТЭК, акт ВКК.

4. Доложить историю больного на врачебной конференции.

5. Знать как проводятся следующие врачебные манипуляции:

A. - плевральная пункция

B. - стернальная пункция

C. - лапароцентез

D. - определение группы крови и резус-фактора

E. - наружный массаж сердца и искусственная вентиляция легких;

F. - дефибрилляция;

G. - остановка носового кровотечения;

H. - снятие и анализ ЭКГ.

Студент должен выработать навыки:

1. Проведения полного терапевтического осмотра больного: сбор жалоб, анамнеза, физикальное обследование.

2. Проведения обхода больных в палате.

3. Заполнения необходимой документации: истории болезни (статус, обоснование диагноза, дневники наблюдения, эпикриз), листа назначений, выписки из истории болезни, оформления посыльного листа на ВТЭК.

4. Оценки рентгенограмм легких

5. Оценки основных лабораторных показателей:

A. - общего анализа крови

B. - общего анализа мочи

C. - общего анализа мокроты

D. - копрограмма

E. - функциональных почечных проб (пробы Зимницкого, Реберга)

F. - биохимических показателей крови (мочевина, креатинин, билирубин, глюкоза, печеночные пробы, белок и его фракции, электролиты, СКФ) и мочи (ацетон, желчные пигменты, диастаза)

6. Знать методику проведения следующих манипуляций:

A. - определение группы крови и резус-фактора

B. - наружный массаж сердца и искусственная вентиляция легких;

C. - дефибрилляция;

D. - снятие и анализ ЭКГ.

E. - венепункция и внутривенные вливания

F. - подготовка системы для внутривенных инфузий

G. - установка кардиомониторного наблюдения (при наличии соответствующей аппаратуры)

H. - сборка системы для подачи кислорода больному

7. Обязательно участвовать в оказании экстренной помощи при неотложных состояниях, реанимационном пособии, проведении электроимпульсной терапии нарушений ритма сердца, проведении плевральной и стернальной пункций, лапароцентеза, ультразвукового и эндоскопического исследования.

8. Уметь оказать неотложную помощь при:

A. - при приступе бронхиальной астмы,

B. - гипертоническом кризе

C. - болях в сердце

D. - отеке легких

E. - анафилактическом шоке

F. - нарушениях ритма сердца.

Примечание: отработка практических навыков у студентов 4 курса лечебного факультета проводится в классе мануальных навыков ИГМУ.

СТУДЕНТ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ОБЯЗАН:

· полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики;

· подчиняться действующим в учреждении правилам внутрен­него трудового распорядка;

· изучить и строго соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;

· участвовать в научно-исследовательской работе по заданию кафедры и учреждения;

· нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными работниками;

· активно участвовать в общественной жизни коллектива лечебного учреждения.

· представить руководителю практики письменно отчеты о вы­полнении всех заданий и сдать зачеты по практике.

Рекомендации студенту по адаптации в терапевтическом отделении на

период производственной практики:

1. Иметь с собой в отделении чистый выглаженный халат, медицинскую шапочку и маску, сменную обувь и по возможности личный фонендоскоп и тонометр.

2. Подчиняться всем правилам внутреннего распорядка базового учреждения и нести ответственность за выполняемую работу наравне с медперсоналом отделения. Знайте, что за любую выполненную Вами процедуру или манипуляцию Вы несете индивидуальную юридическую ответственность.

3. Являться на работу за 15 минут ранее официального начала рабочего дня и до планерки посетить свою палату. Познакомиться с вновь поступившими больными и выяснить состояние оставленных накануне тяжелых больных. Перед уходом с работы зайти в палату, выявить вновь поступивших и тяжелых больных, уточнить у них назначения и передать их с рук на руки дежурному персоналу, сделав соответствующую запись в журнале тяжелых больных, оставленных под наблюдение дежурному персоналу.

4. Вести дневник, в котором ежедневно фиксировать всю свою работу и ежедневно представлять его на подпись руководителю. В дневнике в соответствии с предлагаемой формой должны быть отражены список и количество курируемых Вами больных, список процедур и манипуляций, которые Вы выполнили и список процедур и манипуляций, на которых Вы присутствовали или принимали участие. Если Вы считаете необходимым отметить экстраординарные клинические ситуации, процедуры или степень своего личного активного участия, то можете аккуратно вклеить дополнительный лист в соответствующий день дневника.

5. Перед уходом с работы поинтересуйтесь у персонала, не поступили ли больные, которым требуется неотложная медицинская помощь и постарайтесь принять в ней участие.

Требования к заполнению дневника практики.

Заполнение дневника начинается с характеристики базы практики: название больницы, ее профиль, коечный фонд, Ф.И.О. главного врача, его заместителей. Характеристика отделения: штат, % укомплектованности, Ф.И.О. зав. отделением, стаж, категория, профиль отделения, соблюдение санитарных норм и противоэпидемических мероприятий. Оснащение отделения или больницы лечебной и диагностической аппаратурой, санитарно-гигиеническое состояние отделения и пищеблока, наличие диетических столов и их характеристика.

После этого производится ежедневное описание проделанной работы за день (содержание рабочего дня) в четкой лаконичной форме по пунктам, каждый пункт с новой строки. Например:

1. Присутствовал на утренней конференции (указать наиболее интересные клинические случаи, осложнения очень коротко).

2. Получил больных для курации: перечислить их фамилии, указать полный диагноз и возраст.

3. Сделал обход в палате с лечащим врачом (Ф.И.О., стаж врача).

4. Заполнил историю болезни на вновь поступившего больного.

5. Участвовал в качестве ассистента или присутствовал на следующих операциях и манипуляциях (название, диагноз пациента).

6. Сделал следующие инъекции: п/к, в/м, в/в, поставил банки, горчичники, клизмы, катетеризировал мочевой пузырь, произвел пункцию плевральной полости, взял желудочный или дуоденальный сок у больного с диагнозом ……… и т.д.

7. Участвовал или присутствовал при даче наркоза, при диагностическом исследовании или манипуляции………….

8. Провел беседу, прочитал лекцию (где, кол-во слушателей).

9. Выписал больного: написал эпикриз.

Подпись студента:

Подпись руководителя практики или заведующего отделением:

(Дневник подписывается ежедневно перед уходом с работы, 2-й день ведутся записи, подобные этой).

Цифровой отчет составляется на основании ежедневных записей о проделанной работе, согласно положению, но может быть расширен, если он окажется неполным. Заканчивается дневник характеристикой, подписанной врачом, зав. отделением и главным врачом больницы. Заверяется печатью лечебного учреждения.

Структура и содержание практики

Таблица 1.

Структура и трудоемкость практики.

факультет

Дни\часы

трудоемкость

Основная профессиональная образовательная программа

060101 Лечебное дело

12дней/72ч+36ч на самостоятельную работу (2)

3 кредита

Основная профессиональная образовательная программа

060104 Медико-профилактическое дело

12дней/72ч+36ч на самостоятельную работу (2)

3 кредита

Таблица 2.

Содержание практики «Помощник врача стационара: терапия»,

трудоемкость в часах (кредитах) и бально-рейтинговая система оценки.

№ п /п

Виды работ

по разделам (этапам) практики

Трудоемкость в часах (кредитах)

Оценка в баллах

1.

Подготовительный этап

1.1

Инструктаж по технике безопасности

3,6 часа /0,1 кредита

-

1.2

Знакомство с базой практики

3,6 часа /0,1 кредита

-

2.

Производственный этап

2.1

Курация больных в отделении (4 б-х)

-заполнение истории болезни на основании опроса, осмотра больных (6-8)

-введение дневниковых записей с анализом динамики

состояния больного и оценкой данных дополнительного

обследования (20)

-заполнение выписных документов: эпикриз, справка (5-6)

7,2 час/0,2 кредита за одного больного

2-4-6 за одного больного

2.2

Выполнение ночных дежурств (2)

-работа с больными в приемном отделении

-заполнение медицинской документации при приеме экстренных больных; за одно

-оказание неотложной помощи экстренным больным

-проведение необходимых манипуляций экстренным

больным и больным стационара

-проведение вечернего обхода больных стационара

18час/0,5 кредита за одно дежурство

6-10-14 за одно дежурство

2.3

Выполнение и расшифровка ЭКГ

(20 ЭКГ)

0,34 часа/0,01 кредита за 7 ЭКГ

0.2-0.3-0.5 за 1 исследование

2.4

Участие в выполнении и интерпретация лабораторных исследований (ОАК (8-10), ОАМ (8-10), б/х анализы (3-5) и т.д.)

0,36 часа /0,01 кредит за 1 иссл-е

0.2-0.3-0.5 за 1 исследование

2.5

Участие в проведении и интерпретация данных инструментального обследования (УЗИ и т.д.)

0,36 часа /0,01 кредит за 1 иссл-е

0.2-0.3-0.5 за 1 исследование

Самостоятельная работа:

2.6

Написание учебных историй болезни (2) полные и.б. с обоснованием предварительного и заключительного диагнозов, эпикризами, дневниками

5,4 часа /0,15 кредита за 1 историю болезни

2-3-5 за 1 историю болезни

3.

Проведение санитарно-просветительской работы:

- лекция (2)

- сан-бюллетени (2)

3,6 часа /0,1 кредита за 1 лекцию

1-2-3 за 1 лекцию (сан-бюллетень)

4.

Ведение дневника прохождения производственной практики

7,2 часа/0,2 кредита

2-4-6 баллов

5.

Итого

72+36 часа /3 кредита

85 баллов

Бально-рейтинговая система:

Оценка баллов- 100 баллов.

Таблица 3.

Распределение баллов в оценке составляющих производственной практики:

Содержание практики

Зачет

Характеристика базового руководства

Итого

85 баллов

10 баллов

5 баллов

100 баллов

Примечание: градация больного оценки соответствует трехступенчатой традиционной оценке «удовлетворительно» (70-79 баллов),

«хорошо» (80-89 баллов),

«отлично» (90-100 баллов).

Требования к оформлению истории болезни:

При оформлении истории болезни первичного больного следует помнить о требованиях к основным её разделам:

а) Жалобы пациента следует перечислять в направлении от наи­более выраженных к второстепенным, при этом каждая жалоба (симп­том) должна быть детализирована, включая и те, выявление которых осуществлено путем активного (дополнительного) опроса.

б) Анамнез заболевания должен содержать сведения от первых симптомов заболевания до последнего обострения (с указанием очевидных или предположительных причин, сведений о результатах проводимых исследований в амбулаторных или стационарных услови­ях, хронологической динамики симптомов и диагноза, эффективности проводившейся терапии). При этом последнее обострение необ­ходимо представить наиболее подробно: дата и причина обострения его симптоматика, даты обращения к врачу и диагноз, назначенное лечение и его эффективность (динамика жалоб и симптомов основ­ной и сопутствующей патологии).

в) История жизни содержит традиционную информацию в хроно­логической последовательности, при этом следует особо выделять сведения о перенесенной тяжелой патологии детского возраста, инфекционном гепатите, туберкулезе, глистных, паразитарных и венерических заболеваниях, травмах, операциях, гемотрансфузиях, аллергических реакциях, гормонотерапии, вредных привычках (курение, алкоголь, наркотики), нас­ледственной отягощенности, условиях питания, труда (включая проф. вредности) и быта. У женщин обязателен акушерско-гинекологический анамнез.

Чтобы избежать "пропуска" имевших место заболеваний, зна­ние о которых необходимо для понимания механизма развития кон­кретного процесса и планирования адекватной его терапии, целе­сообразно воспользоваться методом активного расспроса (по системам органов).

г) Объективный статус больного оформляется в соответствии с результатами тщательного объективного исследования (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) всех систем органов, вклю­чая нервную и эндокринную. При этом необходимо выделять резу­льтаты исследования по системам с максимально подробным изло­жением данных по тем из них, в которых выявлены патологичес­кие процессы (основное и сопутствующие заболевания).

д) Предварительный диагноз должен быть сформулирован полно (нозология, форма, степень тяжести, стадия, фаза, основные синдромы, осложнения, нарушение функции), в соответствии с современной классификацией.

е) Обоснование предварительного диагноза: предварительный диагноз как основного, так и сопутст­вующих заболеваний, должен быть обоснован клинической симп­томатикой, сведениями из истории заболевания и жизни, данными объективного и результатами предшествующего амбулаторного (лабораторного и инструментального) обследования.

ж) План обследования должен включать перечень лабораторно-инструментальных исследований, необходимых для обследования (подтверждения) диагноза основного и сопутствующих заболеваний у конкретного больного, а также проведения их дифференциации с синдромно-сходными процессами на основе принципа ''наивысшей опас­ности''. При этом требуется умение убедительно обосновать не­обходимость каждого из назначенных исследований конкретному па­циенту, избегая назначения ненужных исследований и необоснованной "экономии" диагностических манипуляций.

з) План лечения строится на основе предварительного диагноза, включает в себя назначение лечебной диеты, режима, медикаментоз­ной и физиотерапии. Назначенные лекарственные препараты должны иметь латинскую транскрипцию, указание доз, пути, времени, крат­ности введения. При этом следует учитывать механизмы действия, побочные эффекты препаратов и избегать полипрагмазии.

з) По получении результатов лабораторно-инструментального об­следования (оптимально - в трёхдневный срок) необходимо сформулиро­вать, должным образом обосновав, развёрнутый клинический диагноз, и вынести его на титульный лист истории болезни.

и) в дневниках (не менее 3х) отражается ежедневное наблюдение за течением основных проявлений заболевания и осмысление врачом состояния больного и изменений в течение болезненного процесса, отклонение динамики течения заболевания. Интерпретация дополнительных методов исследования с подтверждением клинического ранее установленного диагноза, коррекция планов обследования и лечения больного, анализ эффективности терапии, побочных эффектов.

к) выписной или этапный эпикриз, в котором должны быть отражены осмысление определенного временного этапа ведения больного, полученных результатов обследования, оценка эффективности лечения, сформулирован заключительный диагноз. Пишутся рекомендации, которые включают немедикаментозную и медикаментозную терапию заболевания, диспансеризацию, санаторно-курортное лечение.

Рекомендации по дежурству студента в терапевтическом отделении:

Цель: обеспечить плановую и неотложную помощь в стационаре в вечернее и ночное время.

Дежурство начинается в 18 часов. Приходить на дежурство необходимо вовремя, имея медицинский халат, сменную обувь, стетоскоп, тонометр, специальную литературу по данной дисциплине, классификации внутренних болезней, справочники.

1. Придя в клинику, необходимо представиться дежурному врачу, выяснить количество поступивших в отделение больных, тяжело больных, нуждающихся в наблюдении, получить их истории болезни.

2. Сделать обход всех больных в отделении. При этом необходимо: а)осмотреть всех тяжело больных, независимо от того, предъявляют они жалобы или нет; б) осмотреть больных, предъявляющих во время обхода какие-либо жалобы, и обеспечить их динамическое наблюдение.

3. Оказание помощи больным неотложными состояниями.

4. Посмотреть вновь поступивших больных, не осмотренных лечащими врачами до окончания рабочего времени.

5. Заполнить истории болезни вновь поступивших больных, подробно 2 истории болезни с обоснованием предварительного диагноза, обследования и лечения. Формулировка диагноза должна соответствовать МКБ-10. На остальных поступивших (если они есть) заполнить кратко истории болезни «запись дежурного врача», где отразить жалобы, кратко записать анамнез и выявленные патологические изменения посистемно, сформулировать диагноз, назначить обследование и лечение. Истории болезни должны подписываться дежурным врачом.

6. Назначить лечение вновь поступившим больным или внести коррекцию к назначенному ранее лечению в связи с возникшими неотложными состояниями совместно с дежурным врачом. При этом необходимо предварительно ознакомиться с диагнозом и получаемым больным лечением, определить целесообразность и объем дополнительных назначений.

7. Лекарственные препараты могут назначаться лишь после обязательного выяснения аллергологического анамнеза, с учетом эффективности лечения лекарственными препаратами ранее. Назначение лекарственных препаратов должно быть согласовано с дежурным врачом.

8. Следить за соблюдением охранительного режима в отделении, работой младшего и среднего медицинского персонала.

9. При необходимости провести беседу с родственниками больных о правильном уходе, питании, поддержании санитарного состояния в палатах. Информацию о состоянии больных родственникам дает только лечащий врач или заведующий отделением. Общение с больными, родственниками больных, персоналом отделения и коллегами должно быть этически и деонтологически выдержанным.

10. Краткий отчет о проделанном дежурстве записать в дневник.

11. Отчитаться о дежурстве на утренней планерке в отделении, где необходимо осветить следующие вопросы: а) количество больных в отделении; б) количество поступивших, выписанных и умерших за время дежурства; в)доложить о вновь поступивших больных за дежурство с указанием диагноза; г) доложить о состоянии тяжело больных и больных, у которых наблюдались неотложные состояния; д) доложить об умерших больных (ФИО, диагноз, причину смерти, реанимационные мероприятия); е) о нарушении режима больными (если таковые имеются); ж) организационные сложности, возникшие во время дежурства.

Методические рекомендации по проведению санитарно-просветительской работы:

1. Цель санитарно-просветительской работы (СПР) среди населения и больных: сделать их союзниками врача в профилактике (первичной) развития острых инфекционных, профессиональных и хронических заболеваний, а также в предупреждении (вторичной профилактике) рецидива последних.

2. В задачи санитарно-просветительской работы входит:

· Ознакомить больного с объемом специальных санитарно-гигиенических знаний, направленных на сохранение здоровья среди здоровых и больных;

· Обучить режиму труда, отдыха, питания, помощи при конкретной патологии, выявляемой у больного;

· Ознакомить больного с признаками фазы обострения хронического заболевания, неотложных состояний, оказанию само- и взаимопомощи при них;

· Ознакомить с механизмами действия основных лекарственных препаратов и традиционных методов лечения заболеваний, ожидаемых побочных реакций и осложнений и обучить профилактике последних;

· Повысить санитарную культуру населения и правильное отношение человека к своему здоровью.

3. Формами санитарно-просветительской работы являются лекции, санбюллетени, беседы, вечера вопросов и ответов, печатные брошюры, листовки, памятки, газеты, наглядные плакаты, макеты, презентации, фильмы, школы больных по различным патологиям и т.д.

Приложение:

Перечень примерных тем санитарно-просветительной работы:

1. Вред алкоголизма

2. Вред курения

3. Вред наркомании

4. Лечебное питание при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

5. Лечебное питание при заболеваниях органов пищеварения.

6. Лечебное питание при заболеваниях мочевыделительной системы.

7. Ожирение и его последствия.

8. Лечебная физкультура при инфаркте миокарда.

9. Профилактика остеопороза.

10. Здоровый образ жизни

11. Фитотерапия.

12. Санаторно-курортное лечение при заболеваниях органов пищеварения.

13. Санаторно-курортное лечение при заболеваниях органов мочевыделительной системы.

14. Санаторно-курортное лечение при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1. Внутренние болезни : учебник с компакт-диском: в 2-х т. / ред. Н. А. Мухин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2006. – Т. 1. - 2-е изд., испр. и доп. – 672 с.

2. Внутренние болезни : учебник с компакт-диском: в 2-х т. / ред. Н. А. Мухин. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – Т. 2. - 2-е изд., испр. и доп. – 592 с.

Дополнительная литература:

1. Пульмонология: национальное руководство / ред. А. Г. Чучалин. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2009. - 960 с. - (Национальный проект " Здоровье ")+CD

2. Клинические рекомендации. Пульмонология / ред.: А. Г. Чучалин. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 240 с.

3. Ройтберг Г.Е. Внутренние болезни. Сердечно-сосудистая система [Текст] : учеб. пособие для системы послевузовской подготовки врачей, М: БИНОМ, 2007. - 856 с.

4. Внутренние болезни [Текст]: учебник с компакт-диском: в 2-х т. / ред. Н. А. Мухин. –М.,2008. - 592 с.

5. Кардиология: национальное руководство / ред. Ю. Н. Беленков. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008. - 1232 с. - (Национальные руководства)+СD

6. Гастроэнтерология: национальное руководство / ред. В. Т. Ивашкин. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008. - 704 с. - (Национальные руководства)+СD

7. Нефрология: Национальное руководство / ред. Н.А. Мухин. – М.: ГЭОТАР - Медиа, 2009. – 720 с.

8. Клинические лекции по нефрологии: Учебное пособие / ред. Г.М. Орлова. - Иркутск: ИГМУ, 2011. – 76 с.

9. Руководство по гематологии: в 3-х томах / ред. Воробьев А.И. - М.: Ньюдиамед, 2002. -280 с.

10. Сараева Н.О. Гематология: Учебник для ВУЗов. - Иркутск: НЭО, 2009. – 226 с.

11. Балаболкин М.И. Эндокринология: учебник для ВУЗов - М.:Медицина, 1998. - 581 с.

12. Неотложные состояния в клинике внутренних болезней: учебное пособие / ред. Г.М. Орлова. - Иркутск:НЭО, 2008. – 142 с.