Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 22

 

Поиск            

 

Рекомендации методические для педагогов общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования

 

             

Рекомендации методические для педагогов общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования

Московский гуманитарный университет

«ГАЛЕРЕЯ НОТНЫХ ПОРТРЕТОВ»

РУССКАЯ ПОЭЗИЯ X V III-XX веков

В МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ С.С.КОРЕНБЛИТА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для педагогов общеобразовательных школ,

учреждений дополнительного образования

автор С.С.КОРЕНБЛИТ

Москва, 2006 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение. Мегапроект «Экология русского языка» …………………….……3

2. Поэзия и музыка …………………………………………………….……..........5

3. «Нотные Портреты»* русских поэтов ……………………………...….………6

4. «Нотные Портреты» в учебно-воспитательном процессе школы. Формы работы на уроке. Формы работы в дополнительном образовании ……………11

5. «Нотные Портреты» и программы для начальной школы ……..………..….19

6. «Нотные Портреты» и программы для средних и старших классов ……......28

7. Классификация «Нотных Портретов» по содержательным темам ……........42

8. Заключение ………………………………………………………………..……44

9. Выписки из рецензий ………..……………………………………….……..…45

……….

* «Нотный Портрет» – Патент № 2159965 от 27.11.2000г. на Способ создания музыкального произведения.

1. ВВЕДЕНИЕ

МЕГАПРОЕКТ «ЭКОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Актуальность. Проблема сохранения русской культуры сейчас стоит весьма остро. Русская культура дала миру выдающихся писателей, поэтов, философов, художников, музыкантов. Важной частью культуры любой страны является язык нации. Насколько развит язык, богат, тонок в передаче мыслей, чувств, настолько развито мышление народа, его представление о мире, его духовная жизнь. Уровень развитости языка свидетельствует об уровне развития культуры страны. Наконец, язык накапливает в себе достижения предыдущих веков. Но язык отражает и негативные процессы, происходящие в обществе. Обеднение и «засорение» языка становится тревожным сигналом о состоянии культуры.

В настоящее время язык как средство общения у подрастающего поколения крайне «занижен» в его нравственно-эстетическом значении. Школьники теряют представление о красоте, благородстве, богатстве русского языка, об искусстве владения литературным языком, о том, что язык для каждого человека - это его лицо, внутренний мир, наконец, представление себя в глазах окружающих.

Русский язык переживает непростой период. Выдвинутые недавно идеи по реформе русского языка приостановили его утрату. Поэтому сейчас нужно активно искать разнообразные формы сохранения и возрождения русского языка у подрастающего поколения, ибо сохранение русского языка – задача государственная и связана с сохранением нации.

Общеобразовательная школа является важным государственным институтом, где новым поколениям передается отечественная культура и в том числе культура русского языка. Чтобы процесс приобщения школьников к высокому литературному языку был разнообразен, нужно искать, разрабатывать новые творческие формы для классной, внеклассной работы, дополнительного образования и занятий дома.

Русская поэзия XVIII-XX веков – это кладезь русского языка, его животворный источник. Её нужно возвращать всевозможными путями в культуру в целом, в сознание современных школьников в частности.

Поэтому цель представленного мегапроекта «Экология русского языка» направлена на активное творческое возрождение языка через приобщение школьников к русской поэзии XVIII-XX вв., представленного в виде литературно-музыкальных «Нотных Портретов» поэтов.

Задачи проекта:

- отобрать лучшие стихотворения поэтов XVIII-XX вв.;

- распеть, воплотить их в жанре песни (песенные стихи);

- объединить песни в циклы-альбомы («Нотные Портреты»), дающие обобщенное представление о творческом облике данного поэта;

- определить возможные связи с уже существующими школьными программами по общественно-эстетическим предметам;

- разработать пути и формы введения «Нотных Портретов» в учебный процесс основного и дополнительного образования;

- провести экспериментальную работу в общеобразовательных школах по внедрению музыкального материала, определить отношение к нему педагогов и учащихся.

Основные концептуальные положения проекта:

1. Обращение к русской поэзии XVIII-XX веков как хранительнице русского языка;

2. Русская поэзия как источник нравственных и эстетических ценностей;

3. Музыкальное воплощение поэзии в жанре современной песни.

4. Современное музыкальное прочтение поэзии – один из путей активизации восприятия, осознания школьниками русской поэзии.

2. ПОЭЗИЯ И МУЗЫКА

СЛОВУ принадлежит могущественнейшая роль в создании мира, в развитии общества, человека. «В начале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог» (Евангелие от Иоанна. гл.1, ст.1). Слово – великое достояние человека, отличающее его от других живых существ на Земле.

СЛОВО – несет в себе два начала: 1. понятие, инФОРМацию, существующую независимо от человека как объективное начало и 2. инТОНацию как личностное, субъективное начало, идущее от произношения слова и отношения к данному понятию человека, интонация несет эмоциональную окрашенность. Первое – связано ФОРМой, раскрывает то, о чем идет речь. Второе – наполняет ТОНом, «речевой музыкой». Слово, произнесенное по-разному, с разной интонацией, приобретает различные оттенки: восхищения, удивления, строгости, уважения, грусти, скорби, раздражения, покоя и т.д.

Обратимся к истории. Древнегреческие поэты пели свои стихи. Авторы трагедий: Эсхил, Фриних, Софокл, Еврипид – были одновременно и музыкантами. Хор в древнегреческой трагедии был комментатором событий и пел в унисон, а драматические актеры имели к тому же и сольные партии. В Древнем Риме поэтические оды Горация, эклоги Вергилия, поэмы Овидия пелись в сопровождении струнных щипковых инструментов. Император Домициан основал «капитолийские» состязания (конец I в. н.э.), на которых вместе с поэтами выступали певцы и музыканты. Император Нерон ввел «греческое состязание», где сам выступал как поэт, певец, кифаред. На Руси сказители и скоморохи пели былины и частушки.

Поэзия была и остаётся на особом положении в жизни общества, отражая ее духовные, нравственные, эстетические идеалы. Поэзия и музыка... Родство этих видов искусства отмечалось не один раз. «Музыка начинается там, где кончается поэзия…» - писал великий И.Гете. Поэзия становилась источником вдохновения для многих композиторов. В России любимым поэтом был А.Пушкин. П.Чайковский писал о нем: «Независимо от сущности того, что он (А.Пушкин – С.К.) излагает в форме стиха, в самом стихе, в его звуковой последовательности есть что-то, проникающее в самую глубь души. Это «что-то» и есть музыка».

Создавая песню, романс, композитор переводит инТОНацию слова в музыкальную инТОНацию. История музыки знает множество примеров, когда композиторы разных стран и эпох обращались к одному и тому же поэтическому тексту, создавая разные по характеру музыкальные воплощения или музыкальные интонирования русской поэтической речи.

3. «НОТНЫЕ ПОРТРЕТЫ» РУССКИХ ПОЭТОВ

Идея фактически нового жанра («Нотные Портреты») заключается в привлечении внимания, интереса к русской поэзии. Музыка поможет школьникам запомнить стихотворения - это первый этап изучения творчества поэта. После чего должно последовать более глубокое изучение творчества (быть может, способствовать раскрытию и развитию собственного музыкального и поэтического потенциала).

ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ «НОТНЫХ ПОРТРЕТОВ» И ИХ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Содержание жанра «Нотный Портрет» составляет раскрытие индивидуального творческого облика поэта через комплекс музыкальных выразительных средств (главным образом, интонации, ритм), находящихся в соответствии с содержанием творчества поэта, его стихотворений, составляющих литературно-музыкальный альбом.

1. Изучается творческое наследие поэта, его жизненный путь.

2. Происходит отбор стихотворений, которые дают представление об обобщенном литературном герое, который «сливается» с творческим обликом поэта.

3. Определяются музыкальные выразительные средства: мелодия, гармония, ритм, жанр, темп, размер, инструментальное сопровождение, чтобы музыкальный образ был адекватен поэтическому.

4. Песни составляются в цикл, композицию по содержанию и развитию внутреннего сюжета, образуя единую литературно-музыкальную линию. Каждый альбом имеет свою музыкальную драматургию, в которой отдельные песни объединяются в циклы или «песенные спектакли», где происходит раскрытие образа поэта. Поэтому, можно было бы рассматривать циклы, как «музыкальные новеллы», «музыкальные рассказы», «музыкальные повести». Но наше название циклов – «Нотный Портрет», как единый творческий облик поэта.

5. Последовательность песен подчинена литературно-музыкальной композиции, сюжетному развитию цикла, а не хронологии, творческому развитию поэта или другим задачам.

6. В основу циклов положены, на наш взгляд, одни из лучших стихотворений данного поэта; цикл песен представлен в среднем 20–30-ю стихами одного поэта, распетых в различных по характеру песнях, романсах, музыкальных зарисовках-эссе, балладах, одах, гимнах и т.п.

7. Каждое «стихотворение-песня» ставит определённый эмоциональный и смысловой акцент, одновременно являясь частью всего литературно-музыкального сюжета;

8. Песни в основном небольшие по объёму (звучание 1-1,5, реже – более 2-х минут, хотя баллады и былины звучат и до 10 мин.).

9. Песня может иметь куплетную форму, но чаще – свободное развитие, когда музыка следует за текстом.

10. Цикл строится по принципу контрастного чередования песен с обязательной сменой тональностей, с одной стороны, а с другой – присутствие общих музыкальных интонаций создает единый музыкальный образ – литературно-музыкальный портрет поэта. Таким образом, «Нотный Портрет» поэта складывается из нескольких стихотворений, распетых в разнохарактерных песнях, причём каждая песня становится штрихом к портрету.

11. Названия песен не всегда совпадают с названиями (если они есть) стихотворений, обычно они объясняют позицию композитора или угол зрения, под которым желательно прослушивать данную песню (к тому же, по первой строчке легко найти стихотворение, взятое за основу песен).

12. Музыкальные выразительные средства (интонационно-мелодическая линия, ритм, гитарное или оркестровое сопровождение, исполнение) направлены на раскрытие образа стиха, творческой индивидуальности поэта. При создании музыки сохранялись интонации, ритм, эмоциональные акценты поэзии.

13. Преобладает «говорящая песенная» мелодия, т.к. она рождается из мелодекламации стихотворения.

14. Проблема соотношения поэзии и музыки во все века оставалась актуальной как для композиторов, так и для исследователей песенного творчества. Решалась эта проблема по-разному: поэзия «подчиняется» музыке, музыка «подчиняется» поэзии, или композитор находит «золотую середину».

15. Идея распевания стихов не нова для истории музыки. В классической музыке это, так называемые, «стихотворения с музыкой» писали С.Танеев, С.Рахманинов, Н.Метнер, С.Прокофьев, К.Дебюсси. В песнях авторских, бардовских – поэзия (точнее – смысл) тоже является главной по отношению к музыке.

16. Песенные циклы сложились ещё в классической музыке (Л.Бетховен, Ф.Шуберт, Р.Шуман, И.Брамс, Г.Малер, Г.Вольф, М.Глинка, М.Мусоргский, Д.Шостакович, Г.Свиридов и другие композиторы). Есть циклы и в современной музыке.

Но принципиальное отличие «Нотных Портретов» заключается в том, что они созданы не по законам создания песенных циклов, подчинённых законам развития музыкальных произведений, а по закону развития драматургии сюжетов литературных составляющих этих циклов (о чём свидетельствует патент на «Способ создания музыкального произведения» № 2159965 от 27 ноября 2000 г.)

17. Разнообразие стихов определило и разнообразие их музыкальных воплощений. Содержание, характер, ритм и т.д. стихотворения определяют разнообразие музыки: шутливая, ироничная, лирическая, повествовательная и т.д..

В песнях стихи получают современную музыкальную окраску. Современное музыкальное изложение русской поэзии – путь к душе и разуму школьников разных возрастов. Таким образом, это один из способов, методов изучения и обучения поэзии подрастающим поколением.

Кроме того, в этом жанре происходит диалог эпох (время создания поэзии и время создания музыки); поэтому возникает необходимость проследить соотношение поэтического и музыкального образов в их авторской трактовке.

В литературно-музыкальную антологию вошли следующие «Нотные Портреты»: В.Тредиаковский, М.Ломоносов, А.Сумароков, Г.Державин, И.Хемницер, А.Радищев, М.Муравьев, В.Капнист, И.Дмитриев, Н.Карамзин, И.Крылов, И.Козлов, К.Батюшков, В.Жуковский, Д.Давыдов, Ф.Глинка, П.Вяземский, К.Рылеев, И.Мятлев, В.Кюхельбекер, А.Дельвиг, А.Пушкин, Е.Баратынский, А.Одоевский, Н.Языков, Ф.Тютчев, К.Аксаков, А.Хомяков, А.Полежаев, Д.Веневитинов, К.Павлова, В.Бенедиктов, А.Кольцов, Н.Огарев, М.Лермонтов, П.Ершов, А.Толстой, И.Тургенев, Я.Полонский, А.Фет, А.Жемчужников, А.Майков, Н.Некрасов, Л.Мей, А.Григорьев, И.Никитин, А.Плещеев, М.Михайлов, Н.Добролюбов, К.Случевский, Л.Трефолев, А.Апухтин, И.Суриков, А.Голенищев-Кутузов, С.Дрожжин, В.Соловьев, Н.Минский, И.Анненский, К.Романов, К.Льдов, К.Фофанов, С.Надсон, Ф.Сологуб, Д.Мережковский, В.Иванов, П.Соловьева, К.Бальмонт, М.Горький, А.Федоров, З.Гиппиус, М.Лохвицкая, И.Бунин, Тэффи, М.Кузмин, Ю.Балтрушайтис, В.Брюсов, А.Герцык, А.Кондратьев, М.Волошин, А.Эфрос, Эллис, С.Черный, А.Белый, А.Блок, Б.Садовский, К.Чуковский, С.Городецкий, В.Каменский, Н.Клюев, В.Гофман, С.Парнок, В.Хлебников, Н.Гумилев, В.Зенкевич, В.Ходасевич, А.Тиняков, Ю.Лившиц, А.Крученых, Ч.Габриак, И.Северянин, П.Орешин, С.Маршак, А.Ширяевец, В.Нарбут, Д.Бурлюк, Н.Асеев, А.Ахматова, С.Клычков, А.Несмелов, В.Инбер, Б.Пастернак, О.Мандельштам, И.Эренбург, Р.Ивнев, Г.Адамович, М.Цветаева, В.Шершеневич, В.Маяковский, В.Сумбатов, Г.Шенгели, Г.Иванов, В.Рождественский, С.Есенин, Э.Багрицкий, П.Антокольский, А.Кусиков, А.Мариенгоф, Н.Олейников, К.Вагинов, И.Сельвинский, А.Баркова, Н.Заболоцкий, Ю.Поплавский, М.Светлов, И.Уткин, А.Барто, Л.Мартынов, Д.Хармс, Д.Андреев, А.Тарковский, Б.Корнилов, Д.Кедрин, В.Шаламов, М.Петровых, И.Чиннов, О.Берггольц, А.Твардовский, С.Липкин, С.Михалков, Я.Смеляков, В.Тушнова, М.Алигер, К.Симонов, Г.Семёнов, Б.Заходер, А.Галич, И.Елагин, Н.Тряпкин, Н.Глазков, Б.Слуцкий, Д.Самойлов, Ю.Левитанский, Г.Поженян, Б.Чичибабин, А.Межиров, С.Кирсанов, Б.Окуджава, Ю.Друнина, В.Солоухин, К.Ваншенкин, Н.Коржавин, Е.Винокуров, В.Соколов, В.Берестов, А.Дементьев, И.Лиснянская, А.Жигулин, Г.Горбовский, Р.Рождественский, А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Н.Матвеева, Е.Рейн, Н.Рубцов, В.Соснора, Б.Ахмадулина, Г.Шпаликов, Ю.Мориц, В.Высоцкий, И.Резник, О.Чухонцев, И.Бродский, Л.Миллер, А.Сарлык, М.Яснов и мн. др.

4. «НОТНЫЕ ПОРТРЕТЫ» В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ. ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ. ФОРМЫ РАБОТЫ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Музыкальное прочтение творчества русских поэтов, представленное в «Нотных портретах», может быть использовано в различных направлениях учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы, обогащая его разнообразными формами работы.

Определим пути и формы использования «Нотных Портретов» в общеобразовательной школе.

В начальной школе песни могут быть введены на уроках «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Музыка», «Изобразительное искусство».

Функция песен на уроке различна:

1. песни как музыкальная иллюстрация к теме урока;

2. песни как музыкальная пауза в процессе урока;

3. песни как художественная кульминация или художественное обобщение урока.

Формы работы с использованием «Нотных Портретов»:

1. слушание песен;

2. вокальное исполнение;

3. инсценировки, пантомимы, игры;

4. образы песен дети передают в рисунках (задание на творческое воображение и перенос литературно-музыкальных образов в изобразительные);

5. сравнение песен с другими музыкальными и поэтическими произведениями;

6. музыкальный ряд к изобразительному ряду урока.

7. сочинение собственной музыки к стихам.

«Окружающий мир»

1. Песни, посвященные различным образам природы, становятся музыкальной иллюстрацией к урокам о природе.

2. Изучение на уроке зверей, животных, птиц иллюстрируется песнями о них. Песни слушаются, поются (они быстро и легко запоминаются), можно поставить маленькие инсценировки-пантомимы.

3. Уроки, посвященные человеку, также иллюстрируются различными песнями. Песни отбираются соответственно теме и задачам урока.

«Литературное чтение»

1. Песни отбираются соответственно теме урока. Например, стихи о природе.

2. Песни отбираются соответственно творчеству поэта. Например, знакомство с каким-либо стихотворением С.Маршака или К.Чуковского и слушание, пение, или инсценировка песни-стихотворения из «Нотного Портрета» С.Маршака или «Нотного Портрета» К.Чуковского.

3. Сравнение одного и того же стихотворения, прочитанного и «распетого».

«Музыка»

1. Слушание песен.

2. Разучивание и исполнение песен.

3. Сравнение песен с другими музыкальными произведениями на одну тему.

4. Интонационный анализ мелодии в сравнении с поэтической интонацией.

5. Инсценировки песен.

6. Сочинение собственных музыкальных версий к стихам.

«Изобразительное искусство»

1. Звучание песен в качестве музыкального ряда.

2. Музыкальный эпиграф к уроку.

3. Литературно-музыкальный сюжет для практической работы.

Внеклассная работа

1. Проведение литературно-музыкального концерта по стихам какого-либо детского поэта. Привлечение родителей к подготовке выступления детей (костюмы, декорации и т.д.)

2. В группе продленного дня предложить детям слушать песни и в рисунке передать их содержание, образы. Сделать инсценировки песен.

3. Провести конкурс на лучшее исполнение песен, на лучший рисунок, или инсценировку.

4. Предложить детям сначала самим «распеть» небольшие стихи, а потом послушать, как эти же стихи «распел» композитор. Это поможет активизировать внимание детей на выразительные средства в музыке.

5. Дети поют и импровизируют аккомпанемент на детских музыкальных инструментах.

В средней и старшей школе песни могут быть введены на уроках «Литература», «Мировая художественная культура», «История», «Музыка», «Изобразительное искусство».

Функция песен на уроке различна:

1. песни как музыкальная иллюстрация к теме урока;

2. песни как музыкальная пауза в процессе урока;

3. песни как художественная кульминация, или художественное обобщение урока.

4. песня как эпиграф к уроку.

5. материал для интегрированных уроков по литературе и музыке.

6. музыкальный переход к новому разделу урока, посвященному поэзии;

7. рассмотрение диалога культур (время создания поэзии и время создания музыки);

8. подбор песенных стихов к изобразительному ряду и наоборот.

Формы работы с использованием «Нотных Портретов»:

1. слушание песен;

2. вокальное исполнение;

3. инсценировки, пантомимы;

4. образы песен учащиеся передают в рисунках (задание на творческое воображение и перенос литературно-музыкальных образов в изобразительные);

5. сравнение песен с другими музыкальными и поэтическими произведениями;

6. музыкальный ряд к изобразительному ряду урока.

7. тема для сочинений, эссе и других творческих работ.

8. сочинение собственных музыкальных версий к стихам.

«Литература»

В соответствии с учебной программой по литературе выбирается «Нотный Портрет» поэта.

1. Знакомство со стихами данного поэта, затем прослушивание песен, созданных на основе его творчества. Сравнительный анализ.

2. Сравнение одного и того же стихотворения, прочитанного и «распетого». Обсуждение, анализ выразительных средств.

3. Песни являются музыкальной иллюстрацией к теме урока.

4. Учащиеся готовят самостоятельные выступления, доклады с разбором поэзии и её музыкального воплощения.

5. «Нотные Портреты» становятся основой для литературно-музыкальных композиций, к которым учащиеся дописывают литературные вставки, освещающие жизненный и творческий путь поэта. Исполнение композиций на обобщающих уроках, литературных вечерах и т. д.

6. «Нотные Портреты» становятся целью собрания литературного кружка для беседы о творчестве поэта.

7. По выбору учащихся песни могут быть выучены и исполнены.

8. Песни из «Нотных Портретов» становятся поводом для написания сочинений, эссе и других творческих работ.

9. Количество песен для различных форм работы определяется самостоятельно учителем.

10. Создание самостоятельно новых «Нотных Портретов» на базе существующих песен данного поэта или из написанных самими учениками.

«Мировая художественная культура»

Поэзия является обязательной частью многих тем в программах по «Мировой художественной культуре».

1. Знакомство со стихами нескольких поэтов одной эпохи и прослушивание песен из «Нотных Портретов». Сравнительный анализ поэзии и музыки.

2. Музыкальный ряд к уроку по соответствующей поэтической теме.

3. Диалог культур: поэзия и современная песня.

4. Учащиеся готовят доклады с разбором поэзии и её различных музыкальных воплощений.

5. Литературно-музыкальные композиции, посвященные жизненному и творческому пути поэта. Исполнение композиций на обобщающих уроках, литературных вечерах.

6. Песни из «Нотных Портретов» – литературно-музыкальная тема для сочинений, эссе и других творческих работ.

«История»

На уроках истории «Нотные Портреты» используются в темах, посвященных обзору культуры конкретной эпохи. Соответственно теме отбирается литературно-музыкальный материал.

1. Знакомство со стихами нескольких поэтов одной эпохи и прослушивание песен из «Нотных Портретов». Сравнительный анализ поэзии и музыки.

2. Музыкальный ряд к уроку.

3. Доклады учащихся с разбором поэзии и прослушиванием песен.

4. Литературно-музыкальные композиции, посвященные поэзии данной эпохи.

5. Освещение культурно-исторических тем: поэт и время, поэзия и власть, отношение поэта к войне, события века, уклад жизни, развлечения, театр и т.д.,

«Музыка» (средние классы)

1. Обращение к «Нотным Портретам» в теме «Литература и музыка». Сравнение различных романсов, песен на стихи одного поэта, или одной эпохи.

2. Уроки, посвященные музыкальной интонации. Сравнение песен и романсов.

3. Урок, посвященный песенным циклам. Сравнение подходов и выяснение их различий к песенным циклам, например, циклы Ф.Шуберта и «Нотные портреты».

4. Обращение к «Нотным Портретам» на уроках, посвященных проблеме соотношения стиха и музыки, мелодекламации и песенной мелодики.

5. «Нотные портреты» в теме «Современная песня».

6. Сочинение собственных «Нотных Портретов».

«Изобразительное искусство и художественный труд» (средние классы)

1. Музыкально-поэтический эпиграф к уроку.

2. При изучении темы «Портрет»; аналогии между изобразительным и литературно-музыкальным «Нотным Портретом».

3. Музыкальный ряд в различных темах.

4. Литературно-музыкальный сюжет для практической работы.

Внеклассная работа

1. Проведение литературно-музыкального концерта, вечера, посвященного творчеству данного поэта.

2. Конкурс на лучшее исполнение песен.

3. Творческий конкурс: «Мои песни на стихи...…»

Работа учащихся дома

1. Знакомство с «Нотным Портретом». Выбор стихотворения. Заучивание его как стихотворение или как песню.

2. Дальнейшее знакомство и изучение творчества поэта.

3. Творчество учащихся – «распеть» стихи, сочинить песню, романс и т.д.

«Нотные Портреты» в дополнительном образовании

1. Театральный кружок – литературно-музыкальная основа для этюдов, инсценировок, спектаклей.

2. Литературный кружок – темы для исследований, бесед, вечеров, концертов.

3. Изостудия – темы для работ по воображению.

4. Музыкальный кружок – исполнение песен, литературно-музыкальных композиций, сочинение песен на стихи известных поэтов.

«Нотные Портреты» в цикле бесед

1. Истории развития песни и романса в русской музыке.

2. Поэтический текст и музыка в песнях и романсах.

3. Мастерство композитора в вокальных жанрах.

4. Исполнительские особенности песен на стихи русских поэтов. Интонирование, звукопись текста.

5. Жизнь и творчество поэта ... с использованием «Нотных Портретов» (прослушивание песенных циклов).

6. Концертные программы или литературно-музыкальные спектакли для вечеров школьной самодеятельности (возможно в стилизованных костюмах).

7. Дискуссии, посвященные творчеству данного поэта.

5. «НОТНЫЕ ПОРТРЕТЫ» И ПРОГРАММЫ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Для начальной школы рекомендуются «Нотные Портреты», в которых использованы детские стихи. Это И.Крылов, П.Ершов, А.Блок, К.Бальмонт, С.Маршак, К.Чуковский, В.Берестов, А.Барто, Б.Заходер, Д.Хармс и др.

Для представления об альбомах «раскроем» содержание некоторых из них:

И.Крылов «Осёл и соловей»: Две бочки, Волк и Журавль, Волк и Волчонок, Волк и Ягненок, Мирская сходка, Волк на псарне, Лещи, Свиньи, Свинья под дубом, Любопытный, Слон и Моська, Прохожие и собаки, Крестьянин и Лисица, Лисица и Сурок, Лисица и Виноград, Ворона и Лисица, Сокол и Червяк, Кукушка и Орел, Кукушка и Петух, Квартет, Осел и Соловей, Зеркало и Обезьяна, Мартышка и очки, Стрекоза и Муравей, Мышь и Крыса, Белка, Лев состарившийся, Лебедь, Рак и Щука.

К.Бальмонт «Забавы Феи»: Чары Феи, Фея, Наряды Феи, Прогулка Феи, Ветерок Феи, Цветок, На даче, Детская песенка, Седой одуванчик, Фея за делом, Росинка, Русалка, Находка Феи, Фейная война, Детский мир, Глупенькая сказка, Кошкин дом, Волк Феи, Кроты, За грибами, У чудищ, Скоро осень, Веселая осень, Солнца круг, Фея в гневе, Светлый мир, Колыбельная песня.

В.Берестов «Светлячок», часть I «Король Люлю»: Поговорка, Искалочка, Король Люлю, Опора, Первый опыт, Купанье, Снегопад, Знакомый, Гололедица, Белая ворона, Песенка весенних минут, Помощник весны, Ледоход, Велосипедист, Май, Ель, Девочка с мячом, Вредная пища, У калитки, Сказка, Дракон, Акулы, Инопланетяне, Царь природы, Заяц-барабанщик, Коза, Букет, Петух, Мудрая наседка, Петушки, Болонка, Зоопсихология, Полька, Котофей, Чушка, Концерт, Времена года, Метеорология, Дождик, Канава, Репей, Одуванчики, Опушка, Гербарий, Июль, Благополучие, Тишина, Кулики, Болотный хмырь, Не стреляй, Первобытный друг, Первобытный опыт, Совет, Ночь уходит, На рассвете, Примета, Жить-жить-любить, Смена приветствий, Как я плавать научился, Пловец, Что такое любовь, Родители ушли в театр, Зритель, Мама уехала, Встреча на улице, Искушение. (Есть и другие «Нотные портреты» В.Берестова)

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Чтобы увидеть многочисленные связи с предметом «Окружающий мир» перечислим темы из программы для начальной школы Цветовой Л.М. В программах других авторов эти темы сохраняются (человек, общество, природа), только варьируются их формулировки и последовательность изучения.

1 класс. Темы: «Я – ученик», «Моя семья», «Наша школа», «Мой родной край», «Природа», «Этот большой мир».

2 класс. «Мой организм», «Когда я дома», «Когда я в школе», «Природа и история родного края», «Родная страна».

3 класс. «Планета Земля», «Жизнь на Земле».

4 класс. «Организм человека», «Люди на Земле».

Песенные стихотворения из «Нотных Портретов» по выбору педагога могут проиллюстрировать почти все темы программы по окружающему миру.

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Для определения связей между программами по «Литературному чтению» и «Нотными Портретами» выделим основные темы и авторов-поэтов.

Первый класс

(послебукварный период)

Классное чтение: небольшие по объему художественные произведения А.Пушкина, К.Чуковского, С.Маршака, С.Михалкова, А.Барто.

Чтение и начальное литературное образование

Программа Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой

Первый класс

Тематика чтения: «Попрыгать, поиграть», «Наш дом», «Ребятам о зверятах», «Маленькие открытия»,

Авторы-поэты: А.Барто, Я.Аким, С.Маршак, В.Берестов, Ю.Мориц, И.Токмакова, Б.Заходер, С.Михалков.

«Нотные Портреты»: А.Пушкин, К.Бальмонт, К.Чуковский, С.Маршак, В.Берестов, А.Барто, Б.Заходер, С.Михалков.

Второй класс

Программа Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого

А.Пушкин, В.Жуковский, Ф.Тютчев, И.Крылов, А.Фет, А.Толстой, К.Чуковский, С.Маршак, С.Михалков, А.Барто, Э.Успенский, В.Берестов, С.Есенин, А.Твардовский, Н.Рубцов, Б.Заходер, Д.Хармс.

Программа Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой

П.Ершов, А.Пушкин, М.Цветаева, Б.Заходер, С.Маршак, Б.Заходер, А.Прокофьев, Л.Квитко, Ю.Мориц, Г.Сапгир.

«Нотные Портреты» : все кроме А.Прокопьева, Л.Квитко, Э.Успенского, Г.Сапгира.

Третий класс

Программа Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого

Ф.Тютчев, А.Фет, А.Толстой, А.Майков, И.Никитин, А.Плещеев, С.Дрожжин, Н.Некрасов, К.Бальмонт, И.Бунин, С.Черный, А.Блок, С.Есенин, С.Маршак, С.Михалков, Е.Благинина, А.Пушкин, И.Крылов, М.Лермонтов.

Программа Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой

Б.Заходер, К.Бальмонт, С.Есенин, И.Бунин, Б.Пастернак, А.Пушкин, Ф.Тютчев, Д.Самойлов, В.Берестов, С.Маршак, В.Высоцкий, И.Бродский, Ю.Мориц, О.Мандельштам, А.Блок, В.Маяковский, С.Черный, Б.Окуджава, А.Макаревич, А.Твардовский.

«Нотные Портреты» : все кроме Е.Благининой, А.Макаревича.

Четвертый класс

Программа Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого

В.Жуковский, П.Ершов, А.Пушкин, М.Лермонтов, Ф.Тютчев, А.Фет, И.Козлов, К.Рылеев, В.Бенедиктов, Е.Баратынский, И.Никитин, А.Плещеев, Н.Некрасов, А.Апухтин, С.Дрожжин, К.Бальмонт, И.Бунин, А.Кольцов, И.Суриков, Я.Полонский, В.Брюсов, А.Ахматова, Б.Пастернак, С.Клычков, А.Прокофьев, Д.Кедрин, Б.Слуцкий, А.Жигулин, Н.Рубцов, Н.Гумилев, М.Цветаева, С.Есенин, В.Тушнова, Н.Рубцов.

Программа Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой

Г.Сапгир, И.Токмакова, Ю.Мориц, И.Крылов, А.Пушкин, В.Жуковский, Ф.Тютчев, А.Майков, Н.Некрасов, Д.Хармс, А.Введенский, К.Чуковский, В.Маяковский, А.Барто, Е.Благинина, Б.Заходер, Э.Мошковская, Г.Горбовский, Э.Успенский, Н.Матвеева.

«Нотные Портреты» : все кроме А.Прокофьева, Г.Сапгира, И.Токмаковой, А.Введенского, Е.Благининой, Э.Успенского, Э.Мошковской.

«МУЗЫКА»

Программа коллектива авторов , под руководством и редакцией Д.Б.Кабалевского

1 класс. 1. «Три кита» в музыке – песня, танец, марш». 2. «О чём говорит музыка».

3. «Куда ведут нас три кита». 4. «Что такое музыкальная речь».

2 класс. 1. «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость». 2. «Интонация» 3. «Развитие музыки». 4. «Построение музыки».

3 класс. 1. «Музыка моего народа». 2. «Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непроходимых границ».

В новой редакции Программы Д.Б.Кабалевского одна большая тема 1 класса: «Как можно услышать музыку».

«Нотные Портреты» используются по желанию педагога в зависимости от темы, цели и задач урока.

Программа авторского коллектива под научным руководством Ю.Б.Алиева.

1 класс. «Музыка рассказывает о жизни» . « Школа», «Музыкальные портреты школьников», «Природа и музыка», «Музыка о доме», «Музыкальные портреты», «Детские игры и танцы», «Музыка о животных», «Сказка в музыке».

2 класс. «Выразительные возможности музыки». «Музыка изобразительная», «Музыка выразительная», «Кто исполняет музыку?» (музыкальные инструменты, оркестры), «Кто исполняет музыку?» (певцы, хоры).

3 класс. «Музыкальные формы и жанры» . «Малые формы инструментальной и вокальной музыки». «Симфоническая музыка. Симфонический оркестр, группы его инструментов», «Музыка в балете», «Опера. Оперные голоса».

4 класс. «Русская народная музыка» и «Музыкальная жизнь России». «Русская народная песня», «Оркестр русских народных инструментов», «Музыкальная жизнь России».

«Нотные Портреты» используются по желанию педагога в соответствии с темой и задачами урока.

Программа В.О.Усачевой, Л.В.Школяр, В.А.Школяр.

1 класс. «Истоки возникновения музыки», «Содержание и формы бытования музыки», «Язык музыки».

2 класс. «Всеобщее в жизни и в музыке», «Музыка – искусство интонируемого смысла», «Тема» и «Развитие» - жизнь художественного образа», «Развитие как становление художественной формы”.

3 класс «Характерные черты русской музыки», «Народное музыкальное творчество – «энциклопедия» русской «интонационности», «Истоки русского классического романса», «Композиторская музыка для церкви», «Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре».

4 класс «Многоцветие музыкальной картины», «Музыка мира сквозь «призму русской классики», «Музыкальное общение без границ», «Искусство слышать музыку».

«Нотные Портреты» используются по желанию педагога в соответствии с темой и задачами урока.

Содержание тем в разных программах по музыке показывает возможность введения песенных стихов из «Нотных Портретов» в большинство из перечисленных тем.

Сопоставление некоторых музыкальных произведений из программ с “Нотными портретами”. Песни-стихи могут быть музыкальной параллелью к произведениям композиторов-классиков, что позволит сравнить музыкальные воплощения одних и тех же сюжетов и образов.

М.Мусоргский: Цикл «Картинки с выставки» («Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов» и др.)

П.Чайковский: Пьесы из цикла «Времена года».

Д.Кабалевский: Пьесы («Новелла», «Прелюдии», «Три подружки»)

В.Салманов: «Утро в лесу», «Вечер».

С.Майкапар: «Эхо в горах».

С.Прокофьев: «Детская музыка» («Утро», «Вечер», «Ходит месяц над лугами», «Дождь и радуга» и др.)

Д.Шостакович: «Детский альбом» («Медведь», «Марш», «Вальс-шутка» и др.)

А.Хачатурян: «Адажио».

Ж.Рамо: «Тамбурин» .

Г.Гендель: Старинные танцы (Пассакалия).

Ф.Гайдн: Старинные танцы (Менуэт).

В.Моцарт: Менуэт; соната № 11 (1, 3 части).

Л.Бетховен: «Весело. Грустно». «Марш». «Вальс». «Багатели».

Р.Шуман: «Альбом для юношества» (“Смелый наездник”, «Дед Мороз», «Веселый крестьянин» и др.).

Э.Григ: «Лирические пьесы» («Весной», «Халлинг»).

К.Сен-Санс: Цикл «Карнавал животных» («Кукушка в глубине леса», «Куры и петухи», «Королевский марш львов».

...и другие фортепьянные пьесы.

Ф.Шуберт: «Форель». «В путь». «Куда». «Мельник и ручей» и др.

А.Варламов: «Белеет парус».

П.Булахов: «Колокольчики мои».

М.Глинка: «Жаворонок».

А.Лядов: «Кисанька».

П.Чайковский: «Детская песенка» («Мой Лизочек»). «Травка зеленеет».

В.Калинников: «Тень-тень».

... и другие детские песни композиторов классиков.

К.Дебюсси «Ящик с игрушками».

М.Коваль: «Волк и семеро козлят».

М.Красев: «Муха-Цокотуха».

В.Герчик: «Стрекоза».

Г.Гладков: «Голубой щенок».

Ю.Антонов: “Приключения кузнечика Кузи”

«Нотные Портреты» могут быть музыкальной основой для детских опер, инсценировок, мимического изображения содержания песен.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Приведем некоторые темы из программы «Изобразительное искусство и художественный труд» (авторский коллектив под научным руководством Б.М..Неменского), в которых может быть использован музыкальный материал из «Нотных портретов».

1 класс. Темы уроков: «Мир природы полон украшений». В качестве музыкального ряда рекомендуется: «детские или народные песни с ярко выраженным игровым, декоративным моментом». «Красоту надо уметь замечать», «Мастера» помогут нам увидеть мир сказки и нарисовать его».

2 класс. Темы уроков: «Выразительность материалов для работы в объеме». (Изображение животных родного края по впечатлению и по памяти.) «Изображение и фантазия», «Выражение характера изображаемых животных», «Изображение и фантазия», «Изображение природы в разных состояниях», «Как говорит искусство».

3 класс. Темы уроков: «Твои игрушки», «Твои книжки», «Театральные маски», «Театральные маски», «Театр кукол».

4 класс. Темы уроков: «Пейзаж родной земли», «Образ красоты человека», «Все народы воспевают материнство», «Сопереживание – великая тема искусства».

Содержание многих тем показывает возможность введения на уроках песенных стихов из «Нотных Портретов» . Педагоги самостоятельно, по желанию выбирают конкретные песни из предложенных аудиокассет.

6. «НОТНЫЕ ПОРТРЕТЫ» И ПРОГРАММЫ ДЛЯ СРЕДНЕЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЫ

ИСТОРИЯ, МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

(7- 11 классы)

Тема: «ПРОСВЕЩЕНИЕ В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ X V III века»

Становление светской профессиональной культуры. Начало русской светской литературы, музыки, живописи.

Литература: М.Ломоносов, Г.Державин, Н.Карамзин, А.Радищев, А.Сумароков, В.Тредиаковский, Д.Фонвизин.

Живопись: Д.Левицкий, В.Боровиковский. Э.Фальконе, Ф.Шубин.

Музыка: М.Березовский, Д.Бортнянский, В.Пашкевич, И.Хандошкин, Е.Фомин.

«Нотные Портреты»: В.Тредиаковский, М.Ломоносов, А.Сумароков, Г.Державин, А.Радищев.

Тема: «РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX века»

События русской истории: война 1812 г. и восстание декабристов 1825 г. Предпосылки реалистического и романтического искусства.

Литература: В.Жуковский, А.Пушкин, М.Лермонтов, Е.Баратынский, В.Бенедиктов, Ф.Тютчев, И.Крылов, А.Грибоедов, А.Кольцов, И.Гончаров, И.Тургенев, Ф.Достоевский, Н.Некрасов, Н.Гоголь, А.Островский.

Живопись: О.Кипренский, В.Тропинин, С.Щедрин, К.Брюллов, А.Иванов, П.Федотов.

Музыка: А.Алябьев, А.Гурилев, А.Варламов, А.Верстовский, М.Глинка, А.Даргомыжский.

«Нотные Портреты» : М.Муравьев, В.Капнист, И.Дмитриев, И.Крылов, И.Козлов, К.Батюшков, Д.Давыдов, А.Радищев, Ф.Глинка, П.Вяземский, К.Рылеев, И.Мятлев, В.Кюхельбекер, А.Дельвиг, В.Жуковский, А.Пушкин, Е. Баратынский, А.Одоевский, Н.Языков, Ф.Тютчев, А.Хомяков, А.Полежаев, Д.Веневитинов, К.Павлова, В.Бенедиктов, А.Кольцов, Н.Огарев, М.Лермонтов, П.Ершов, А.Толстой, И.Тургенев, Я.Полонский, А.Фет, А.Жемчужников и др.

Тема: «РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.»

Общественная ситуация в России. Кризис крепостнической системы. Вольнолюбивые настроения. Интерес к жизни простого народа. Расцвет реализма в русской культуре. Литература: Н.Чернышевский, Н.Добролюбов, Н.Успенский, Ф.Достоевский, И.Тургенев, Н.Некрасов, И.Никитин, Ф.Тютчев, А.Фет, А.Толстой, Л.Толстой.

Живопись: И.Крамской, В.Перов, А.Васнецов, И.Репин, Г.Мясоедов, В.Максимов, И.Прянишников, В.Суриков, Н.Ярошенко, И.Шишкин, Ф.Васильев, А.Куинджи, И.Айвазовский, И.Левитан.

Музыка: М.Балакерев, М.Мусоргский, А.Бородин, Н.Римский-Корсаков, П.Чайковский.

«Нотные Портреты»: В.Кюхельбекер, А.Дельвиг, В.Жуковский, А.Пушкин, Е.Баратынский, А.Одоевский, Н.Языков, Ф.Тютчев, А.Хомяков, А.Полежаев, Д.Веневитинов, К.Павлова, В.Бенедиктов, А.Кольцов, Н.Огарев, М.Лермонтов, П.Ершов, А.Толстой, И.Тургенев, Я.Полонский, А.Фет, А.Жемчужников и мн. др.

Тема: «РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ вв.»

Переломный характер эпохи. Россия между двумя революциями. Культура начала ХХ-го в. Художественные поиски в осмыслении действительности. Романтизм и символизм. Содержание, образы нового направления. Проблема новых форм и средств выражения авторского замысла. Отрицание и сохранение традиций. Традиционные образы, сюжеты, выразительные средства и поиск новых образов и выразительных средств. Зарождение идеи «чистого искусства». «Мир искусства». «Серебряный век».

Литература: А.Фет, Я.Полонский, А.Майков, А.Блок, И.Бунин, В.Маяковский, В.Брюсов, А.Куприн, Л.Андреев, Д.Мережковский, З.Гиппиус, Ф.Сологуб, К.Бальмонт, И.Анненский, А.Белый, В.Иванов, С.Есенин, О.Мандельштам, А.Ахматова, М.Цветаева.

Живопись: М.Нестеров, К.Коровин, Н.Рерих, А.Рылов, В.Серов, М.Врубель, А.Бенуа, К.Сомов, М.Добужинский, Б.Кустодиев, К.Юон, К.Петров-Водкин, М.Шагал, В.Кандинский, К.Малевич.

Музыка: А.Лядов, А.Глазунов, А.Скрябин, С.Танеев, С.Рахманинов, И.Стравинский, Н.Мясковский.

«Нотные Портреты»: В.Соловьев, Н.Минский, И.Анненский, К.Романов, К.Льдов, К.Фофанов, С.Надсон, Ф.Сологуб, Д.Мережковский, В.Иванов, П.Соловьева, К.Бальмонт, З.Гиппиус, М.Лохвицкая, И.Бунин, М.Кузмин, Ю.Балтрушайтис, В.Брюсов, М.Волошин, А.Эфрос, С.Черный, А.Белый, А.Блок, С.Городецкий, В.Каменский, Н.Клюев, В.Гофман, С.Парнок, В.Хлебников, Н.Гумилев, В.Зенкевич, В.Ходасевич, А.Тиняков, Ю.Лившиц, Ч.Габриак, И.Северянин, П.Орешин, В.Нарбут, Н.Асеев, А.Ахматова, С.Клычков, А.Несмелов, В.Инбер, Б.Пастернак, О.Мандельштам, И.Эренбург, Р.Ивнев, М.Цветаева, Н.Олейников, К.Вагинов, Б.Поплавский, М.Светлов, И.Уткин и мн. др.

Тема: «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ в.»

Годы первых пятилеток. Великая Отечественная война. Монументальность в архитектуре, скульптуре, живописи. Становление отечественного кино.

Литература: М.Исаковский, А.Сурков, А.Жаров, К.Симонов, О.Берггольц, В.Инбер, А.Т.Твардовский.

Музыка: С.Прокофьев, Д.Шостакович, И.Дунаевский, А.Александров, М.Блантер, Я.Листов, Б.Мокроусов, В.Мурадели, В.Соловьев-Седой.

Живопись: П.Корин.

«Нотные Портреты»: П.Орешин, В.Нарбут, Н.Асеев, А.Ахматова, С.Клычков, А.Несмелов, В.Инбер, Б.Пастернак, О.Мандельштам, И.Эренбург, Р.Ивнев, М.Цветаева, Н.Олейников, К.Вагинов, Б.Поплавский, М.Светлов, И.Уткин, К.Симонов, О.Берггольц и мн.др.

Тема: «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ в.»

Новое осмысление мира и человека. Нравственно-философская тема. Трагизм и жизнеутверждение. Направления в художественной культуре.

Литература: К.Симонов, Б.Васильев, В.Распутин, А.Солженицын, А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Р.Рождественский.

Музыка: Д.Шостакович, А.Хачатурян, Р.Щедрин, Г.Свиридов, В.Гаврилин, А.Шнитке и др.

Живопись: А.Дейнека, Ю.Пименов, А.Пластов, Е Белашова и др.

Современная массовая культура . Роль песни в раскрытии облика современной эпохи. Бытовая, эстрадная, авторская песни.

«Нотные Портреты»: Н.Заболоцкий, С.Маршак, Л.Мартынов, Д.Хармс, А.Тарковский, Б.Корнилов, М.Петровых, В.Тушнова, И.Елагин, Д.Самойлов, Ю.Левитанский, А.Межиров, Б.Чичибабин, Ю.Друнина, Н.Коржавин, В.Берестов, А.Дементьев, Г.Горбовский, А.Галич, В.Высоцкий, Р.Рождественский, А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Н.Рубцов, Б.Ахмадулина, Ю.Мориц, Г.Шпаликов, И.Резник, И.Бродский, К.Симонов и мн.др.

ЛИТЕРАТУРА

(5-11 классы)

Программы по литературе строятся по жанрово-тематическому принципу, поэтому в программе одного класса изучаются произведения разных эпох. Обратимся к трем программам для общего представления об изучаемых авторах в каждом классе.

Пятый класс

Авторы-составители: В.Г.Горецкий, Т.Ф.Курдюмова, В.Я.Коровина. М., «Просвещение», 1997.

В.Жуковский, А.Кольцов, Н.Языков, И.Никитин, Ф.Тютчев, А.Фет, Н.Некрасов, М.Лермонтов, В.Брюсов, К.Бальмонт, И.Северянин, С.Есенин, С.Прокофьев, Н.Рыленков, Н.Заболоцкий, Д.Кедрин, М.Исаковский и мн.др.

Авторы-составители: А.И.Княжицкий, В.А.Лазарева, М.И.Свердлов, С.Ю.Хурумов. М., «Просвещение», 2000

М.Лермонтов, А.Кольцов, А.Некрасов, Ф.Тютчев, А.Фет, И.Бунин, Б.Пастернак, А.Пушкин, М.Цветаева, А.Майков, Н.Заболоцкий, Ф.Глинка, И.Никитин, В.Ходасевич, А.Ахматова, О.Мандельштам, И.Анненский, А.Блок, С.Есенин, И.Крылов, В.Жуковский.

Авторы-составители: Г.И.Беленький, Э.А.Красновский, Ю.И.Лысый, М.А.Снежневская, О.М.Хренова. М., «Мнемозина», 2001.

И.Крылов, А.Пушкин, М.Лермонтов, А.Кольцов, Н.Некрасов, Ф.Тютчев, Н.Рыленков, А.Ахматова, А.Твардовский, К.Симонов, Я.Смеляков,

Обобщение программ по литературе 5 класса позволяет выявить список отечественных поэтов: В.Жуковский, А.Кольцов, Н.Языков, И.Никитин, Ф.Тютчев, А.Фет, Н.Некрасов, М.Лермонтов, В.Брюсов, К.Бальмонт, И.Северянин, С.Есенин, А.Прокофьев, Н.Рыленков, Н.Заболоцкий, Д.Кедрин, М.Исаковский, А.Кольцов, И.Бунин, Б.Пастернак, А.Пушкин, М.Цветаева, А.Майков, Ф.Глинка, В.Ходасевич, А.Ахматова, О.Мандельштам, И.Анненский, А.Блок, И.Крылов, А.Твардовский, К.Симонов, Я.Смеляков.

Следовательно, для 5 класса могут быть рекомендованы следующие «Нотные портреты»: В.Жуковский, А.Кольцов, Н.Языков, И.Никитин, Ф.Тютчев, А.Фет, Н.Некрасов, М.Лермонтов, В.Брюсов, К.Бальмонт, И.Северянин, С.Есенин, Н.Заболоцкий, А.Кольцов, И.Бунин, Б.Пастернак, А.Пушкин, М.Цветаева, А.Майков, Ф.Глинка, В.Ходасевич, А.Ахматова, О.Мандельштам, И.Анненский, А.Блок, И.Крылов, К.Симонов.

При использовании «Нотных портретов» нужно учитывать возраст учащихся, конкретные произведения по литературе и содержание «песенных стихов». Но эта работа по конкретизации и отбору песен проводится каждым педагогом самостоятельно.

Далее для краткости только называем имена русских поэтов, представленных в трех вышеупомянутых программах.

Шестой класс

В.Жуковский, Е.Баратынский, А.Майков, Ф.Глинка, Н.Огарев, И.Крылов, А.Толстой, А.Пушкин, С.Аксаков, И.Суриков, А.Плещеев, И.Тургенев, А.Кольцов, Н.Некрасов, Н.Языков, И.Никитин, Ф.Тютчев, А.Фет, М.Лермонтов, И.Анненский, Я.Полонский, И.Бунин, В.Брюсов, А.Блок, К.Бальмонт, Б.Пастернак, С.Есенин, Н.Гумилев, И.Северянин, А.Прокофьев, Н.Заболоцкий, А.Ахматова, М.Цветаева, В.Берестов, С.Маршак, А.Твардовский, Р.Гамзатов, А.Яшин, Н.Рыленков, К.Симонов.

«Нотные Портреты» : все кроме Р.Гамзатова, А.Яшина, Н.Рыленкова.

Седьмой класс

А.Пушкин, Н.Языков, А.Ахматова, М.Лермонтов, Т.Шевченко, Н.Некрасов, И.Бунин, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Б.Пастернак, Б.Окуджава, А.Галич, В.Высоцкий, М.Ломоносов, Г.Державин, Ф.Тютчев, М.Цветаева, А.Грибоедов, Е.Баратынский, А.Белый, И.Бродский, А.Фет, А.Толстой, И.Никитин, Я.Полонский, А.Блок, К.Бальмонт, К.Фофанов, И.Крылов.

«Нотные Портреты» : все кроме А.Грибоедова, Т.Шевченко.

Восьмой класс

Д.Кедрин, Н.Рубцов, Я.Смеляков, М.Лермонтов, М.Ломоносов, Г.Державин, К.Батюшков, А.Пушкин, Ф.Тютчев, А.Фет, О.Мандельштам, А.Ахматова, И.Бродский, Н.Заболоцкий, Е.Винокуров, Е.Евтушенко,

«Нотные Портреты» : все

Девятый класс

А.Грибоедов, Г.Державин, В.Жуковский, А.Пушкин, М.Лермонтов, Н.Некрасов, В.Маяковский, С.Есенин, А.Твардовский, К.Батюшков, Е.Баратынский, А.Фет, А.Блок, А.Ахматова, М.Цветаева, О.Мандельштам, Б.Пастернак, И.Бродский, М.Ломоносов, Д.Фонвизин, И.Бунин.

«Нотные Портреты» : все кроме А.Грибоедова, Д.Фонвизина.

Десятый класс

А.Пушкин, М.Лермонтов, Н.Некрасов, Ф.Тютчев, В.Жуковский, Г.Державин, А.Фет, А.Толстой.

«Нотные Портреты»: все.

Одиннадцатый класс

И.Бунин, А.Блок, В.Маяковский, С.Есенин, А.Ахматова, М.Цветаева, Б.Пастернак, А.Твардовский, И.Анненский, А.Белый, В.Ходасевич, О.Мандельштам, В.Высоцкий, Б.Чичибабин, И.Бродский, К.Бальмонт, В.Брюсов, Н.Гумилев, И.Северянин, К.Симонов, А.Сурков, М.Исаковский, М.Светлов, Я.Смеляков, О.Берггольц, М.Дудин, С.Орлов, П.Коган, Д.Кедрин, Д.Самойлов, Б.Слуцкий, С.Гудзенко, Е.Винокуров, Н.Заболоцкий, Л.Мартынов, В.Соколов, Е.Евтушенко, Б.Ахмадулина, А.Вознесенский, Б.Окуджава, Н.Рубцов, И. Елагин.

«Нотные Портреты»: все кроме А.Суркова, М.Исаковского, С.Гудзенко, М.Дудина.

«МУЗЫКА»

Программа, написанная коллективом авторов под руководством и редакцией Д.Б.Кабалевского.

Пятый класс

Темы первого полугодия: «Музыка и литература». «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы», «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки».

Темы второго полугодия: «Музыка и изобразительное искусство», «Можем ли мы увидеть музыку».

«Нотные Портреты»: в первом полугодии могут быть использованы любые по желанию педагога; это зависит от темы, цели и задач урока.

Приведем некоторые произведения из программы, которые могут быть соотнесены с «Нотными портретами»: А.Варламов, М.Лермонтов «Горные вершины», А.Рубинштейн. Фортепианная транскрипция М.Балакирева «Жаворонок». Г.Свиридов «Поэма памяти Сергея Есенина».

Шестой класс

Тема первого полугодия: «Преобразующая сила музыки».

Фрагменты из музыкального материала:

Песни: русские народные; композиторские – «Вальс о вальсе». Ж.Брель; «Мальчишки и девчонки» А.Островский, И.Дик; «Край, в котором ты живешь» Г.Гладков, Ю.Энтин и другие.

Произведения русских композиторов XIX-XX веков.

М.Глинка «Патриотическая песня». П.Чайковский – Шестая симфония 1-я часть, «Сентиментальный вальс», «Итальянское каприччио» и другие произведения.

«Нотные Портреты»: используются по желанию педагога в зависимости от темы, цели и задач урока.

Тема второго полугодия: «В чем сила музыки».

Фрагменты из музыкального материала:

Песни: «Баллада о солдате» В.Соловьев-Седой, М.Матусовский. «Ты слышишь, море» А.Зацепин, М.Пляцковский и др.

Произведения русских композиторов XIX-XX веков.

П.Чайковский «Я ли в поле да не травушка была» (стихи И.Сурикова). С.Рахманинов «Весенние воды» (Стихи Ф.Тютчева) и другие произведения (оперы, симфоническая музыка). «Нотные Портреты»: по желанию педагога могут быть использованы любые, это зависит от темы, цели и задач урока.

Седьмой класс

Тема первого полугодия: « Музыкальный образ».

Фрагменты из музыкального материала: «Островок» С.Рахманинов, К.Бальмонт. С.Рахманинов, Ф.Тютчев «Весенние воды».

«Нотные Портреты »: Ф.Тютчев, К.Бальмонт и др.

Тема второго полугодия: «Музыкальная драматургия».

Понятие «драматургии» связано с развитием музыки. Многие песни из «Нотных Портретов» имеют свободную форму и подчиняются развитию – драматургии стиха и всего сюжета «Нотного Портрета». Поэтому они могут быть использованы в этом аспекте как примеры следования музыкальной драматургии за развитием содержания стихов.

Восьмой класс

Первая четверть: « Что значит современность в музыке?».

В этой теме «Нотные Портреты» могут быть развернуты весьма оригинально, т.к. музыка предлагает современное «прочтение» стихов, созданных в разные исторические эпохи.

Вторая четверть: «Музыка серьезная» и «Музыка легкая».

Песенные стихи в «Нотных Портретах» могут быть причислены к разным направлениям – это решается в каждом конкретном случае. Песня может быть и «легкой» и «серьезной».

Третья четверть: «Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки».

В этой теме использование различных «Нотных Портретов» также может вывести на серьезные размышления в зависимости от выбора песни.

Четвертая четверть: «Великие наши «современники».

В программе рассматриваются три великих композитора – Л.Бетховен, М.Мусоргский, С.Прокофьев – как любимые композиторы нашей эпохи (ХХ-ХХI в.в.) и поэтому наши «современники». Такой подход может быть и к любым поэтам, в которых школьники видят своих «современников». Так осуществляется тематическая связь программы по музыке с «Нотными Портретами».

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД»

Программа, написанная коллективом авторов под руководством и редакцией Б.М.Неменского.

В отличие от программ по литературе и музыке в данной программе происходит обращение к произведениям, созданным практически во все эпохи человеческой цивилизации: от древнего мира до наших дней. Поэтому введение на уроках «Нотных портретов» возможно в связи с обращением к общечеловеческим темам: человек, общество, природа и различным аспектам их раскрытия. При этом следует отметить, что каждый педагог при творческом подходе, учитывая общую тему года, тему четверти, тему урока, зрительный ряд, может определить «Нотные портреты» в музыкальном ряду урока. Безусловно, наиболее яркие связи обнаруживаются при обращении к образу человека и природы.

Пятый класс

Общая тема: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека».

«Нотные Портреты» выбираются соответственно теме урока (песни о деревенском быте, народных художниках, шитье, вязании и т.д.)

Шестой класс

Общая тема: «Изобразительное искусство в жизни человека».

Тема 1. «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка».

Отметим некоторые произведения зрительного ряда:

А.Фонвизин «Портрет Д.Зеркаловой», Борисов-Мусатов «Куст орешника», Леонардо да Винчи «Автопортрет», Микеланджело «Восстающий раб». М.Врубель «Автопортрет, 1904г.», В.Серов «Портрет балерины Т.Карсавиной», А.Матисс «Женщина с распущенными волосами», Леонардо да Винчи «Автопортрет», Ж.Гудон «Статуя Вольтера». Ф.Малявин «Две бабы», А.Архипов «Девушка с кувшином», А.Рябушкин «Московская девушка», В.Серов «Портрет Л.Гиршман».

«Нотные Портреты» подбираются в соответствии с изобразительным рядом - содержанием картин, общим настроением.

Тема 3: «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве».

- Образ человека – главная тема в искусстве.

- Портрет в скульптуре.

- Портрет в живописи.

- Великие портретисты.

«Нотные Портреты» подбираются в соответствии с изобразительным рядом – содержанием картин, общим настроением.

Седьмой класс

Общая тема: «Изобразительное искусство в жизни людей».

Тема 1. «Поэзия повседневности и видение мира»

- Изображение фигуры человека.

- Поэзия повседневной жизни в истории искусств.

- Сюжет и содержание в картине.

- Умение видеть жизнь вокруг себя.

Тема 2. «Великие темы жизни».

- Библейские темы в изобразительном искусстве

«Нотные портреты» подбираются в соответствии с изобразительным рядом - содержанием картин, общим настроением.

Восьмой класс

Общая тема: «Архитектура и дизайн в жизни человека».

«Нотные Портреты» подбираются в соответствии с архитектурой зданий, фрагментов зданий. Например: М.Волошин и др.

Девятый класс

Общая тема: «Изображение в синтетических искусствах».

Тема 1. «Эволюция изобразительного искусства»

- Синтетические искусства и изображения»»

- Роль и место изображения в синтетическом искусстве.

- Театр и экран – две грани изобразительного искусства.

- Фотопортрет.

- Натюрморт и пейзаж как объект съёмки

- Событийная, репортажная съёмка.

Тема 2. «Азбука экранного искусства».

- Сценарий в кино.

Тема 3. «Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание экранного искусства».

- Кино – синтетическое искусство. Драматургическая роль звука в фильме.

Тема 4. «Фильм – искусство и технология».

- Звук в любительском видеофильме.

«Нотные Портреты» могут служить основой литературно-музыкального сценария, выполнять определенную роль в драматургии фильма. Например: И.Северянин и др.

7. КЛАССИФИКАЦИЯ «НОТНЫХ ПОРТРЕТОВ» ПО СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ ТЕМАМ.

1. Патриотизм, любовь к Родине: Г.Державин, А.Кольцов, К.Батюшков, Д.Давыдов, И.Эренбург, А.Блок, А.Ахматова, К.Бальмонт, А.Галич, Б.Окуджава, В.Высоцкий, З.Гиппиус, О.Мандельштам и др.

2. Фольклор: А.Толстой, И.Суриков, С.Клычков, П.Орешин, С.Есенин, В.Ширяевец. С.Городецкий и др.

3. Исторические песни: М.Ломоносов, А.Толстой, А.Галич и др.

4. Русский быт, обряды, песни, былины. Жизнь русской деревни: П.Орешин, А.Кольцов, С.Есенин, Н.Асеев, А.Толстой, А.Блок, К.Бальмонт, И.Никитин, Н.Огарев, С.Городецкий, В.Каменский, С.Клычков, Н.Клюев и др.

5. Духовные искания человека. Бог и человек: И.Уткин, Б.Корнилов, С.Парнок, Ф.Тютчев, К.Фофанов, А.Тиняков, Н.Огарев, А.Майков, М.Лермонтов, А.Пушкин, М.Волошин, В.Соловьев, В.Нарбут, И.Анненский, И.Бунин, С.Есенин, К.Романов, Ф.Тютчев. Н.Языков, М.Цветаева, А.Блок, К.Бальмонт, И.Бродский и др.

6. Философские размышления. Человек и мир: Д.Мережковский, Н.Гумилев, В.Брюсов, Р.Ивнев, О.Мандельштам, Я.Полонский, П.Вяземский, М.Волошин, Н.Минский, А.Блок, К.Бальмонт, С.Надсон, В.Гофман, А.Апухтин, И.Анненский, Ю.Балтрушайтис, А.Белый, И.Бунин, В.Высоцкий, З.Гиппиус, Н.Клюев, К.Пастернак, И.Бродский и др.

7. Природа и человек: К.Фофанов, А.Тиняков, Н.Огарев, А.Майков, М.Лермонтов, А.Пушкин, М.Волошин, В.Соловьев, В.Нарбут, И.Анненский, И.Бунин, С.Есенин, К.Романов, Ф.Тютчев и др.

8. Социальная тема. Социальные портреты. Н.Некрасов, И.Никитин, Н.Огарев, П.Вяземский, М.Лермонтов, А.Пушкин, М.Волошин, А.Блок, К.Бальмонт, А.Ахматова, А.Белый, В.Брюсов, И.Бунин, Г.Иванов, О.Мандельштам, Н.Минский, В.Маяковский, Б.Пастернак, И.Северянин, Д.Мережковский, В.Ходасевич, С.Черный, А.Галич и др.

9. Путешествия. Странствия. М.Волошин, Н.Гумилев, О.Мандельштам, К.Бальмонт, В.Сумбатов и др.

10. Любовная лирика. С.Парнок, Б.Пастернак, В.Брюсов, Н.Гумилев, М.Кузмин, А.Ахматова, П.Соловьев, О.Мандельштам, А.Дельвиг, В.Бенедиктов, Н.Языков, А.Григорьев, Д.Давыдов, А.Пушкин, Е.Баратынский, В.Жуковский, В.Соловьев, Н.Минский, М.Лохвицкая, В.Иванов, В.Инбер, И.Анненский, А.Апухтин, А.Белый, И.Бунин, Г.Иванов, М.Цветаева, З.Гиппиус, А.Фет, В.Ходасевич, А.Блок, Б.Пастернак, В.Шершеневич, А.Галич, В.Высоцкий и др.

11. Образы людей разных сословий. В.Бенедиктов, П.Вяземский, А.Майков, А.Пушкин, В.Нарбут, Ф.Сологуб, В.Зенкевич, С.Городецкий, Н.Клюев, В.Маяковский, Б.Пастернак, И.Северянин, А.Фет, В.Шершеневич, Б.Чичибабин, В.Высоцкий и др.

12. Светская жизнь. Н.Языков, А.Пушкин, М.Лермонтов и др.

13. Сатира. И.Северянин, С.Черный, А.Галич, В.Высоцкий и др.

14. Театр. Ф.Сологуб, Г.Иванов и др.

15. Сказочные и фантастические образы. И.Крылов, М.Лермонтов, В.Нарбут, Ф.Сологуб, Ч.Габриак, Н.Асеев, С.Городецкий, Н.Гумилев, С.Клычков, Я.Полонский, В.Ходасевич и др.

16. Революция. М.Волошин, В.Маяковский, А.Галич и др.

17. Для детей. И.Крылов, А.Кольцов, А.Фет, И.Никитин, А.Блок, К.Бальмонт, К.Чуковский, С.Маршак, В.Берестов, Б.Захадер, А.Барто и др.

… и мн.др. тем

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Нотный Портрет» являются новым литературно-музыкальным жанром, посвященным творчеству одного поэта. Циклы «песенных стихов» раскрывают главные темы, образы в творчестве какого-либо поэта.

Современная песенная интонация, ритмы по-новому освещают русскую поэзию XVIII-XX вв. Свыше 300-т «Нотных Портретов» дают возможность педагогам общеобразовательной школы и дополнительного образования обогатить свои уроки новым материалом и разнообразными формами работы.

Конечно, русская поэзия самоценна. Важность ее изучения в оригинальном виде, без синтеза с другими искусствами остается бесспорным. Но в соединении с современной музыкой ее воздействие на школьников будет более действенным и глубоким.

«Нотные Портреты» являются одним из способов обучения школьников, приобщения их к русской поэзии. Это и дидактический материал по русскому языку, который позволяет сформировать правильное произношение звуков, умение различать звуки речи на слух, учит владеть связной речью, увеличивает словарный запас, помогает овладеть грамматическими закономерностями языка на примере русской поэзии. Таким образом, «Нотные Портреты», являясь частью мегапроекта «Экология русского языка», должны сыграть важную роль в сохранении и развитии русского языка на современном этапе развития общества.

Литературно-музыкальные композиции будут способствовать процессу гуманизации и гуманитаризации образования.

9. ВЫДЕРЖКИ ИЗ РЕЦЕНЗИЙ И ОТЗЫВОВ НА «НОТНЫЕ ПОРТРЕТЫ» С.С.КОРЕНБЛИТА

Н.Д.Никандров, доктор педагогических наук, профессор, президент РАО: «Изучение поэзии с помощью этого метода помогает развивать слух, воспитывать вкус к хорошей музыке, обогащает духовное содержание повседневной жизни.... Полагаю, что представленный для предварительной экспертизы метод С.С.Коренблита по изучению и обучению поэзии требует (при некоторой доработке с нашими специалистами) внедрения в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, а также в спецучреждениях для инвалидов (в первую очередь по зрению)».

А.В.Петровский, академик: «Основной замысел заключается в том, чтобы привлечь внимание и вызвать интерес у школьников к литературному творчеству как поэтов Серебряного века, так и наших современников. Опыт использования такого рода синтетического воздействия поэзии и музыки на многочисленных выступлениях С.С.Кореблита в школах, училищах и т.п. свидетельствует об эффективности подобного сочетания. Как я полагаю, Министерство образования, оказав содействие С.С.Коренблиту и, способствуя продвижению его музыкально-поэтических произведений в школы (лицеи, гимназии, колледжи и т.д.), позволит усилить эффективность процесса гуманизации и гуманитаризации образования, способствовать эстетическому воспитанию школьников».

Б.М.Неменский, академик, профессор, руководитель Центра НХО:

«Галерея «Нотных портретов» Станислава Коренблита по произведениям русских поэтов –работа, которую по актуальности и полезности, особенно для молодого поколения трудно переоценить... Думается, что данная работа найдет свое плодотворное воплощение в системе общего образования».

Российская Академия образования, Институт возрастной физиологии : «350 участников V Международной конференции «Возрастная физиология» (27.11-30.11.2000 г.) ... отмечают, что восприятие творчества поэтов XVIII-XX веков через песни и романсы на музыку, написанную композитором С.Коренблитом, делает доступным изучение литературного наследия России. ...С целью формирования личности ребенка необходимо внедрять музыкально-поэтический проект С.Коренблита в учебно-воспитательный процесс всех образовательных учреждений».

Н.М.Малыгина, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой русской литературы ХХ-го века МГПУ: « Галерея нотных портретов» дает возможность не только обучать, но и воспитывать школьников. Воспитание высокого эстетического вкуса дает основание надеяться, что новое поколение россиян сумеет противостоять напору массовой культуры, потоку безграмотных текстов, который сегодня заполнил эстраду, телевидение, видео, интернет».

Л.Ф.Алексеева, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой русской литературы ХХ-го века МГОУ: «Автор добивается максимального доступа слушающего к каждому звуку поэтического текста. Помимо этого, мы имеем дело с осторожной, бережной по отношению к классике музыкальной интерпретацией произведений словесного искусства. Каждый текст воспринят и интерпретирован с глубоким пониманием законов поэзии, личности поэта, законов музыкального искусства. Ритм стиха гармонично перерастает в ритм песни, в которой слово не заглушено музыкой, а наоборот усилено песенным звучанием каждого слога… Есть все основания рекомендовать «Галерею нотных портретов: Русская поэзия XVIII-XX веков» в музыкальной интерпретации С.С.Коренблита к размножению и распространению в системе школьного, вузовского, среднеспециального образования».

А.И.Княжицкий, заведующий кафедрой методики преподавания русского языка, литературы и МХК МИОО : «Предлагаемый музыкально-поэтический проект, на мой взгляд, представляет безусловную ценность в области литературного образования...предлагаемый проект может быть использован как один из путей изучения литературы в самых разных формах от непосредственного звучания на уроке до самостоятельного прослушивания в семейном кругу».

С.И.Козленко, заслуженный учитель, заведующий кафедрой обществознания, профессор МИОО : «Представленные на отзыв материалы актуальны и полезны для работы с учащимися.... достойны поддержки в деле их внедрения в школу».

В.Г.Горяев, канд. психологических наук, замдиректора Научно-практического Центра НПХО: «Музыкальную антологию» Станислава Коренблита можно по праву рассматривать как новый метод изучения творческого наследия поэтов XVIII-XX веков. Идея автора актуальна и реализована на высоком профессиональном уровне... Сам характер работы свидетельствует о творческом «подвиге» С.Коренблита».

В.Л.Краснопольский, поэт, гендиректор МБФ «Серебряный век» : « ... считаю эту работу высокохудожественной и профессиональной, а потому нуждающейся в поддержке и всемирной пропаганде... Без освоения наследия эпохи Серебряного века трудно рассчитывать, что нынешнее поколение молодежи сможет стать истинно культурными и духовными людьми».

Н.А.Злотников, зам. гл. редактора журнала "Юность": « Станислав Коренблит создал большое количество песен на сло­ва выдающихся русских поэтов. Подобного рода опыт необычайно интересен не только своеобразным и "сегодняшним" прочтением классических строк, но и необычайно действенным и плодотворным обще­нием слушателя (а точнее будет сказать, читателя со словом). Неред­ки случаи, когда прослушивание песен завершается обращением к по­этическим книгам, серьезным и созидательным интересом к самообра­зованию. За этим открывается новое и, на мой взгляд, весьма перспек­тивное педагогическое поприще. Отечественная культура, ее традиции и богатства должны развивать и усовершенствовать человека, т.е. должны служить Будущему».

И.А.Ракша, член Союза писателей России, член Союза журналистов России: «Творчество старших поколений принесло русской культуре немало великих побед в искусстве, однако связь времён не прерывается и нынче. Свидетельством тому - творчество композитора Станислава Коренблита. И у меня это вызывает радость и даже восхищение, тем более, что его творчество – залог непрекращающейся одухотворённости и творческого горения новых поколений, а ведь это сегодня нам так нужно».

И.Р.Резник, народный артист России, поэт: «…оригинальность мелодий, интонаций, ритма усиливают воздействие поэзии, позволяют сделать осязаемым и конкретным то, что представилось или угадывалось при прочтении».

Ю.С.Саульский, народный артист России, композитор: « К достоинствам своеобразных музыкальных монологов Коренблита нужно отнести неприхотливость и естественную простоту мелодического языка, музыкальность и искренность авторского исполнения. В лучших номерах цикла достигается органическое слияние музыки и стихотворного материала. …По сложившейся традиции романс, песня или иное вокальное произведение по форме (включая вступление, заключение, инструментальный отыгрыш, а иногда и запевно-припевную систему) обычно бывает шире, протяженнее, чем положенное в его основу стихотворение. В данном же цикле количество музыки каждого вокального номера абсолютно точно соответствует размеру стихотворения, что в ряде случаев производит впечатление лишь музыкальной иллюстрации стихов. Возможно, это объясняется стремлением автора донести озвученные стихотворения до молодежной аудитории в первозданном виде».

В.А.Петров, заслуженный деятель искусств России, председатель песенной комиссии Союза композиторов Москвы, композитор : «Все это написано вполне профессионально, грамотно. Голос у автора довольно приятный, чистый. Гитарный аккомпанемент корректен, музыкален. Романсы-миниатюры порой, исходя из стихотворений, лаконичны, а порой – очень коротки, буквально – четверостишье, фраза (в особенности, это – в цикле Валентина Берестова)».

В.Д.Пономарева, певица: « Работа Станислава Коренблита, конечно, найдёт слушателей среди всех поколений, но особенно важно, чтобы эти циклы услышали молодые люди, которые только формируют свой взгляд на жизнь и на искусство в частности. Очень важно, что в конце ХХ-го века с новой силой и в новом качестве зазвучали эти стихи, осуществляя преемственность поколений».

Выдержки из Результатов апробации в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях г.Москвы. « Для практической реализации проекта «Музыкальная антология Станислава Коренблита» во исполнение поручения Правительства г. Москвы (№4-30-6852 от 18.04.2000г.) и поручения Московского комитета образования (№ к2пм-476-4-4 от 06.10.2000 г.) для экспериментальной апробации с последующей оценкой результативности, в московских школах и лицеях)».

Юго-Западное окружное Управление образования г.Москвы. Методический центр. 2 марта 2000 г. «...пособие поможет глубже воспринять поэтический текст, вызовет интерес к творчеству поэтов, будет способствовать развитию эстетического вкуса». Желает получить 52.500 кассет для учащихся 8-10 классов и учителей литературы и русского языка.

Юго-Восточный округ г.Москвы, школа №1958. 27 февраля 2001г . «Хотелось бы, чтобы эта встреча переросла в большую и нужную работу в воспитании учащихся, расширении их кругозора, уважения и любви к русским поэтам, к Родине. Школа готова к участию в данном эксперименте».

Северо-Восточный округ г.Москвы, школа №301. 16 марта 2001г. . 70 чел (6-11 классы) «Встреча с артистом чрезвычайно понравилась, вызвала интерес со стороны учащихся разного возраста, насыщена материалом, который легко в дальнейшем использовать на уроках словесности. Целесообразно подобные встречи проводить в школах, гимназиях, лицеях».