Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 22

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по подготовке и защите контрольных, ивных, курсовых работ для студентов средних профессиональных учебных заведений. Орск 2010г

 

             

Рекомендации методические по подготовке и защите контрольных, ивных, курсовых работ для студентов средних профессиональных учебных заведений. Орск 2010г

Министерство образования Оренбургской области

ГОУ СПО Торгово- технологический техникум

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по подготовке и защите контрольных, ивных, курсовых работ для студентов средних профессиональных учебных заведений .

Орск 2010г.

Одобрено на заседании

Цикловой комиссии и

Рекомендовано для

Студентов I и II курса

Методические рекомендации по предмету «Экономика отрасли»

для студентов I и II курса

Составитель

Митрошина Анна Викторовна

Преподаватель второй категории

СОДЕРЖАНИЕ

1 Общая технология подготовки и защиты письменных работ

2 Правила подготовки, написания и оформления контрольных работ

3 Правила подготовки, написания и оформления ивных работ

4 Правила подготовки написания и оформления курсовых работ

4.1 Общие положения

4.2 Структура курсовой работы
4.2.1 Титульный лист

4.2.2 Задание на курсовую работу

4.2.3 Содержание

4.2.4 Введение

4.2.5 Основная часть

4.2.5.1 Первая глава

4.2.5.2 Вторая глава

4.2.5.3 Третья глава

4.2.6 Заключение

4.2.7 Библиографический список

4.2.8 Приложения

4.2.9 Графический материал

4.3 Порядок выполнения курсовой работы

4.4 Оформление курсовой работы

4.4.1 Общие правила оформления

4.4.2 Нумерация страниц и глав

4.4.3 Графический материал

4.4.4 Таблицы

4.4.5 Формулы и уравнения

4.4.6 Ссылки

4.4.7 Библиографический список

4.4.8 Приложения

4.5 Защита курсовой работы
Приложения

1

1. ОБЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ И ЗАШИТЫ

ПИСЬМЕННЫХ

РАБОТ

Студентам в процессе учебной деятельности приходится овладевать мастерством обретения знаний и навыков, их последующего совершенствования. Важным направлением совершенствования теоретической и практической подготовки обучаемых является выполнение ими в процессе учебной деятельности различных письменных работ.

Подготовка таких работ:

1) способствует углублению и закреплению имеющихся теоретических знаний изучаемых дисциплин;

2) развивает практические умения обучаемых в проведении исследований, анализе полученных результатов и выработке рекомендаций по совершенствованию того или иного вида деятельности;

3) совершенствует методические навыки обучаемых в самостоятельной работе с источниками информации и соответствующими программно- техническими средствами;

4) открывает обучаемым широкие возможности для освоения дополнительного теоретического материала и накопленного практического опыта по интересующему их направлению деятельности;

5) способствует профессиональной подготовке обучаемых к выполнению в дальнейшем своих обязанностей;

6) помогает обучаемым овладеть методологией исследования.
Подготовка письменных работ является неотъемлемой частью учебных программ.

Началу работ предшествует планомерный учебный процесс, программой которого определены виды и сроки

2

Приложение 3.

ПРИМЕРЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ

ЬИЬЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: 30 ноября 1994 г. № 51 – ФЗ.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: 26 января 1996 г. № 14 – ФЗ.

4. Лапуста М.Г., Поршнев А.Г., Старостин Ю.Л., Скамай Л.Г. Предпринимательство. Учебник. М.: Инфра – М, 2002.

5. Райсберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства. Учебное пособие. М.: МП «Новая школа», 1993.

6. Чечевицына Л.Н. Микроэкономика. Экономика предприятия (фирмы). Учебное пособие. Ростов – на – Дону: Феникс, 2000.

7. Телегина Е.А. Об управлении рисками при реализации долгосрочных проектов / Деньги и кредит. – 1995 - № 1 – с.57-59.

34

выполнения тех или иных письменных работ. Обща технологическая схема подготовки и защиты письменных работ содержит следующие этапы:

1) Подготовительный этап . Он имеет огромное значение для успеха выполнения письменных работ. Его основными задачами является выбор и утверждение (в форме задания) темы или варианта будущей работы, порядка её выполнения, а также разработка общего плана содержания письменной работы. Решаются эти задачи в комплексе, параллельно друг другу.

Итогом этапа должны стать три документа:

а) задание на выполнение письменной работы;

б) план выполнения работы;

в) общий план содержания.

2) Подбор источников информации - второй этап выполнения письменной работы, логически вытекающий из содержания первого. Основными задачами этапа являются поиск, предварительное изучение и выбор наиболее важных и ценных (прежде всего в информационном смысле) источников.

По итогам выполнения второго этапа на руках у исполнителя работы должны находиться:

а) списки имеющихся в наличии и недостающих источников информации для компиляции (составления) рабочего варианта текста письменной работы;

б) результаты предварительной разметки отобранного для последующего изучения материала (выполненной с помощью системы условных обозначений и закладок);

в) рабочие записи, которые велись в ходе предварительного изучения материала.

3) Компиляция основного текста письменной работы – третий по счёту технологический этап. Именно на этом

3

этапе исполнитель письменной работы получает возможность воочию убедиться в результативности и производительности своего авторского труда — весь материал, наработанный в процессе компиляции, в дальнейшем образует основу содержания письменной работы.

Итогом данного этапа должны стать скомпилированные(составленные, сгруппированные, скомпонованные) по разделам общего плана письменной работы части рабочего варианта её основного текста. Исходя из содержания и объёма скомпилированного материала вносятся уточнения в первоначальный вариант общего плана содержания. После дополнительной детализации уточнённый план преобразуется в предварительный вариант содержания (оглав­ления) письменной работы, которого и следует строго придерживаться в дальнейшем.

4) Четвёртый этап - подготовка окончательного варианта содержания письменной работы становится возможным в результате доводки «до ума» (редактирование и корректирование) скомпилированного теста, его дополнения вновь поступившими в распоряжение автора материалами (в том числе наиболее современными, а также из числа не полученных им по различным причинам ранее), его окончательной рубрикации (разделения на крупные и более мелкие
структурные компоненты) с выделением части содержания в самостоятельные разделы работы (приложения).

Затем дописываются другие обязательные части работы, не вошедшие в основной текст - введение, заключение, библиографический список, а иногда и аннотация с ом. После этого в обязательном порядке выполняется сверка содержания письменной работы с её оглавлением, при необходимости выполняется их взаимная корректировка.

4

Приложение 2.

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА КУРСОВЫХ РАБОТ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ СПО ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

Специальность- …..

ПО ЭКОНОМИКЕ ОТРАСЛИ

НА тему :

ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ:

1 курса группы № 2

Петров Иван Васильевич

ПРОВЕРИЛА:

Митрошина Анна Викторовна.

Орск 2010г.

33

Приложение1.

ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА РЕФЕРРАТА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ СПО ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

ПО экономике отрасли

На тему:

ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ:

1 курса группы № 2

Петров Иван Васильевич

ПРОВЕРИЛА:

Митрошина Анна Викторовна.

Орск 2010г.

32

5) Оформление - заключительный этап подготовки письменной работы. Он предполагает приведение всех элементов её содержания в соответствие с действующими требованиями и правилами, в том числе и регламентируемыми ГОСТами. В процессе выполнения данного этапа окончательно оформляется текстуальная часть письменной работы, затем - встречающиеся по тексту таблицы, формулы, примечания и комментарии, а также присутствующий в работе иллюстративный материал. Страницы полностью оформленной письменной работы нумеруются, брошюруются в обложку, после чего работа подписывается
исполнителем и сдаётся на проверку.

После подготовки письменной работы следует её защита -устное публичное выступление небольшой продолжительности перед своими коллегами-учащимися или перед комиссией. Защите предшествует процесс всесторонней подготовки исполнителя письменной работы к защите, который предусматривает:

1) уяснения времени и места проведения защиты;

2)подготовки текста выступления (устного сообщения по теме письменной работы).

Письменные работы принято подразделять на текущие, проверочные, итоговые и научные.

К текущим письменным работам относятся ы и доклады; к проверочным -контрольные работы; к итоговым - курсовые и дипломные работы; к научным - кандидатские и докторские диссертации.

5

ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ, НАПИСАНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.

Студенты дневной и заочной форм обучения в процессе изучения материала дисциплины на лекциях и в процессе самостоятельного изучения выполняют контрольные работы в соответствии с графиком учебного заведения.

Для успешного выполнения контрольной работы, прежде всего, хорошо изучить рекомендованную литературу и на основании усвоения и осмысления материала в достаточно краткой форме ответить на все вопросы. По качеству контрольной работы преподаватель определяет степень усвоения студентом вопросов контрольной работы, полноту его знаний и необходимость конкретной помощи студенту. Те замечания и рекомендации, которые сделаны преподавателем при проверке работы, студент должен учесть в дальнейшем изучение курса и при подготовке к экзаменам.

Одно из основных требований, предъявляемых к качеству контрольной работы - самостоятельность ее выполнения, которая должна проявляться в следующем:

- в использовании информации, опубликованной в различных пе­чатных изданиях, монографиях и других книгах, экономических журналах и газетах, текстах законов, постановлениях и нормативных документах. При этом нельзя включать в работу дословно переписанный текст из опубликованных источников, за исключением небольших по объему цитаты с обязательным указа­нием их источников:

- в умении проанализировать используемый материал, обобщить его и сделать собственные выводы, т.е. изложить собственное мнение.

Контрольная работа выполняется студентом по одному из предложенных вариантов. Номер варианта определяется по последней цифре номера зачётной книжки ( для заочников- вариант контрольной работы определяется по таблице в зависимости от двух последних цифр номера

6

определяет уровень теоретических знаний и практических навыков студента, соответствие работы предъявляемым к ней требованиям.

Комиссия по защите курсовых работ в составе двух-трёх препо­давателей, один из которых руководитель курсовой работы, утверждается соответствующей цикловой комиссией.

должна быть защищена до сдачи экзамена.

На защите студент должен кратко изложить содержание работы, дать исчерпывающие ответы на замечания рецензента и вопросы членов комиссии. Окончательная оценка курсовой работы выставляется комиссией по итогам защиты и качеству выполненной работы.

31

отдельной строкой.

Все приложения должны быть перечислены в содержании документа с указанием их номеров и заголовков.

В тексте курсовой работы на все приложения должны быть даны ссылки, например: «... в приложении 2».

Распечатки на ЭВМ помещаются в качестве приложений и складываются по формату листов курсовой работы.

Если приложения помещаются в конце курсовой работы, то после списка использованной литературы на отдельной странице, которая включается в общую нумерацию страниц, пишется прописными буквами слово "Приложения". За этой страницей потом размещаются приложения.

3.5. ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Выполненная студентом проверяется в срок до 10 дней преподавателем - руководителем работы, который даёт письменное заключение по работе - рецензию (см. Приложение …..). При оценке работы учитывается содержание работы, её актуальность, степень самостоятельности, оригинальность выводов и предложений, качество используемого материала, а также уровень гра­мотности (общий и специальный). Одновременно рецензент отмечает её положительные стороны и недостатки, а в случае надобности указывает, что надлежит доработать. Рецензия заканчивается выводом, может ли работа быть допущена к защите.

Работа вместе с рецензией выдаётся студенту для ознакомления и возможного исправления. Если же по заключению рецензента является неудовлетворительной и подлежит переработке, то после исправления она представляется на повторное рецензирование, с обязательным представлением первой рецензии.

защищается перед комиссией, которая

30

личного дела студента.

В таблице по вертикали размещены цифры от 0 до 9, каждая из которых- последняя цифра номера личного дела. По горизонтали также размещены цифры от О до 9, каждая из которых- последняя цифра номера личного дела студента.

Пересечение вертикальной и горизонтальной линий определяет клетку с номером вопросов контрольной работы. Например, шифр студента-заочника М-2005-24. Число 2005 означает год зачисления в учебное заведение; число 24-номер личного дела, где последние две цифры 24 определяют вариант контрольной работы. Пересечение 9-й строки по вертикали и 6-го столбца по горизонтали определяет клетку с номерами вопросов контрольной работы.)

План контрольной работы должен быть написан на ее первой странице. В тексте должен быть выделен и озаглавлен каждый раздел плана. Между строчками текста должен быть интервал не менее одной строки. Писать работу следует четко и разборчиво в школьной тетради, не допуская сокращений слов, пронумеровав страницы и выделив поля. Ее объем не должен превышать 22-24 страницы ученической тетради

Страницы должны быть пронумерованы в верхнем правом углу, оставлены поля не менее 20 мм. для замечаний. На обложку тетради должен быть наклеен титульный лист .

Применяемые в контрольной работе графический материал, формулы и уравнения, ссылки, необходимо придерживаться общих правил оформления письменных работ, изложенных в Разделе 4.4.

Используемые цитаты, статистическую информацию нужно тщательно сверить с источником и в сносках на соответствующих страницах точно указать фамилию, инициалы автора, название источника, место, издательство, год издания, страницы.

Перед решением задачи необходимо написать ее условие.

7

Обязательно привести алгоритм решения задачи в виде последовательных формул с использованием принятых условных обозначений. В конце работы должен быть приведен библиографический список. При этом необходимо укачать: фамилию, Инициалы автора, название, место издания, издательство, год издания, количество страниц (см. Приложение 3).

Для достижения желаемого результата студентам необходимо сделать следующее:

1)Получив задание, прежде всего внимательно ознакомьтесь с его содержанием и отметьте для себя наиболее простые и наиболее сложные задания.

2)После этого приступайте к выполнению тех заданий, порядок решения которых вам представляется очевидным. Часть из них можно сразу же оформлять на чистовик, другие - предварительно решить (с проверкой) на черновике.

3)Аналогичным образом следует поступить с заданиями, которые предусматривают составление графиков, таблиц и т. п. - с тем, чтобы при окончательном оформлении выбрать оптимальный вариант их размещения на
листе.

4)Теперь можно переходить к более сложным пунктам контрольной. Полностью готовые решения с черновика сразу же переносите в чистовик – в противном случае у вас может не оказаться для этого достаточно времени в конце работы.

5)Обратите внимание на то, чтобы ваши ответы - в виде конкретных цифр и т. п. - воспринимались проверяющим работу однозначно.

6)Не оставляйте без ответа ни один пункт контрольной работы, каким бы трудным он вам не казался. Не зная правильно ответа, по крайней мере, оформите часть решения или (если вопрос теоретический) изложите вкратце его понимание.

7)Выполните проверку содержания ваших ответов.

8

Библиографическое описание источников информации для

оформления списка использованной литературы ведется в соответствии с I ОСТ 7.1-84 "Библиографическое описание документа".

Сведения о книгах (монографии, учебники, справочники и т.п.) должны включать: фамилию и инициалы автора (авторов), название книги, город, издательство, год издания, количество страниц. При наличии трех и более авторов допускается указывать фамилию и инициалы только первого из них и слова "и др.". Наименование места издания необходимо приводить полностью в именительном падеже, допускается сокращение названия только двух городов - Москва (М) и Санкт-Петербург (СПб).

Сведения о статье из периодического издания должны включать: фамилию и инициалы автора, заглавие статьи, наименование издания (журнала), наименование серии, год выпуска, том, номер издания (журнала), страницы, на которых помещена статья.

Сведения о стандарте должны включать: обозначение и наименование стандарта.

Образец оформления списка литературы приведен в Приложении 5.

4.4.8 Приложения

Приложение оформляют как продолжение курсовой работы на последующих его листах.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием вверху посередине страницы слово "Приложение" после которою следует порядковый номер. Если в дипломном проекте одно приложение, оно обозначается «Приложение А» или «Приложение 1.».

Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте работы.

Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично тексту с прописной буквы

29

знаков с их обязательным повторением в новой строке.

Формулы должны быть оформлены единообразно по всей курсовой работе.

По необходимости, после расшифровки формулы, с новой строки в неё подставляют числовые значения входящих параметров и приводят результаты вычисления с обязательным указанием единицы физической величины.

4.4.6 Ссылки

Все используемые в курсовой работе материалы даются со ссылкой на источник: в тексте курсовой работы после упоминания материала проставляются в квадратных скобках номер, под которым он значится в списке использованных источников. В необходимых случаях (обычно при использовании цифровых данных или цитаты) указываются и номера страниц, на которых помещается используемый источник, например: [5, с.42].

Ссылки на таблицы, рисунки, приложения берутся в круглые скобки.

Ссылки на разделы, пункты, формулы, перечисления следует указывать их порядковым номером, например:"... в разделе 4", "... по п. 3. 3. 4", "... перечисление а","... в формуле (3)".

4.4.7 Библиографический список

Библиографический список указывается в конце курсовой работы (перед приложением) и составляется в алфавитном порядке в следующей последовательности:

законодательные и нормативно-методические документы и материалы;

специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, брошюры, научные статьи и т.п.);

- статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений.

28

Устраните из них ошибки, не обнаруженные вами ранее.

8) Не забудьте указать необходимые сведения - дату, тему работы, номер варианта, а также подписать свою работу. Контрольная работа сдается в методический кабинет для проверки преподавателю и для зачета в сроки, утвержденные учебным планом. Не зачтенная подлежит переработке, т.е. выполняется заново. Дополнения в контрольную работу, возвращенную на доработку, выполняются в той же тетради. Без зачтенных контрольных работ студенты не допускаются к экзамену по курсу.

3 ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ, НАПИСАНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ИВНЫХ РАБОТ

- это не рядовая "зачётная" работа, а показатель интеллектуальной зрелости студента, его общекультурной и специальной подготовки.

Значение его состоит в закреплении знаний полученных студентами на лекциях и в процессе самостоятельной работы с литературными источниками.

В е должно быть раскрыто знание студентом конкретной темы в контексте всего предмета, его умение решать чисто "технологические" задачи: как "выстроить" работу, чем начать и закончить, цитатный материал и собственный взгляд и суждения. При этом важным является способность выразить своё мнение, своё авторство, т.е. не "остаться за кадром".

Продуманность, свежесть и новизна раскрытия темы, чёткость и ясность изложения проблемных вопросов, композиционная стройность, привлечение цитируемого материала для подтверждения собственных мыслей -таковы основные требования к написанию а

Чтобы написать содержательный , необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

1)Выберите себе тему, которая позволит вам выразить

9

со всей полнотой идеи, знания по данной проблеме. Она должна быть актуальной, т. е. входить в одно из современных направлений экономической науки.

2)Сформулируйте для себя проблему, которую вы будете раскрывать в соответствии с темой а.

3)Составьте краткий план а, который позволит вам изложить материал логично, последовательно, не повторяясь. В плане должны найти отражение разделы:

а) вступление, в котором обосновываются актуальность выбранной темы, её значение, степень разработанности;

А Мразрабатываемой темы;

в) заключение с освещением итогов изучения проблемы. Отбираются только кардинальные вопросы. Здесь можно обосновать новый взгляд на проблему
и выдвинуть оригинальную гипотезу;

г) выводы, которые завершают . Чётко и кратко сформулированные, они должны носить строго декларативный характер и не иметь ни какой дополнительной аргументации. Любой вывод должен быть совершенно независим от предыдущего или последующего.

В конце текста приводится библиографический список. В нём даются только те источники, с которыми вы работали.

ивная работа должна быть сброшюрована в мягкой обложке, на которой находится титульный лист. Титульный лист оформляется в соответствии с Приложением 1.

Основная часть а может делиться на главы (разделы), подразделы, пункты и подпункты. Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всей ивной работы, обозначенные арабскими цифрами без точки в конце. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела (главы). Номер подраздела состоит из номера раздела и номера подраздела,

10

печатать текст.

Таблицы, как правило, должны быть замкнутыми, т.е. иметь итоги по группам, подгруппам («Всего») и в целом по таблице («Итого»).

4.4.5 Формулы и уравнения .

Формулы, содержащиеся в курсовой работе, располагают на отдельных строках, нумеруют сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках. Одну формулу обозначают (1). Пояснения значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффи­циента следует давать с новой строки. Первую строчку пояснения начинают со слова "где" без двоеточия. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки.

Пример.

Текущая прибыль предприятия может быть рассчитана по формуле (2):

П = Д – Р, (2)

где Д- доход,

Р- расход.

Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой буквенного обозначения приложения, например: (В. 1).

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть составлено не менее одной свободной строки. Если равнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=), или после знака (+), или после других математических

27

графе должно быть соблюдено, как правило, одинаковое количество десятичных знаков для всех значений величин.

Заменять кавычками повторяющиеся в таблице цифры, математические знаки, знаки процентов, обозначения марок материала, обозначения нормативных документов не допускается.

Необходимо строго соблюдать условные обозначения. Грамотно составленная таблица не должна иметь незаполненных клеток. Если сведений нет, проставляются точки (...) или пишется «нет сведений», если явление отсутствует, ставится прочерк (-). При наличие клеток, не подлежащих заполнению, в них ставится знак (х).

Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.

На все таблицы курсовой работы должны быть даны ссылки в тексте по типу"... Таблица 1".

В случае необходимости к таблице делаются примечания и сноски. Примечания даются только в том случае, когда для правильного понимания приведённых в таблице данных нужны какие-либо пояснения. В сносках указываются источники приведённых в таблице сведений (откуда они взяты), уточняют дату и т. д.

Если к таблице даются примечания, то они выполняются следующим образом: текст примечаний должен быть.прцр8двн приведён под линией, обозначающей окончание таблицы. Примечание следует выполнять с абзаца, с прописной (заглавной) буквы. Если примечание одно, то его не нумеруют, после слова «Примечание» ставят двоеточие и пишут текст примечания с прописной буквы. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без точки после них. Примечание оформляется шрифтом № 10.

После таблицы следует оставлять одну свободную строку (один полуторный интервал) и со следующей продолжать

26

разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится.

Нумерация пунктов должна быть в пределах подраздела, и номер пункта должен состоять из номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точками. Пункты, как правило, заголовков не имеют и при необходимости могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта, например: 4.2.1.1, 4.2.1.2 и т. д. В конце номера пункта и подпункта точка не ставится.

Главы и подразделы должны иметь заголовки.

Требования к оформлению а совпадают с требованиями оформления курсовой работы (см. Раздел 4.4).

Общий объём а должен быть в пределах 20 - 25 страниц рукописного текста (без приложений).

сдается в учебную часть преподавателю на проверку для зачета в сроки, установленные учебным планом. Не зачтенные ы подлежат переработке, т.е. выполняются заново. Исправления замечаний в е, возвращенном на доработку, выполняются в самом реферате. Без зачтенных рефератов студенты не допускаются к экзамену по курсу.

4 ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ, НАПИСАНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВЫХ РАБОТ.

4.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

является одним из важнейших форм учебной работы и выполняется студентом в соответствии с учебным планом.

Графики написания, сдачи и защиты курсовых работ составляются и утверждаются кафедрой.

Выполнение курсовой работы должно способствовать углублённому усвоению лекционного курса и приобретению навыков в области решения хозяйственных,

11

управленческих, производственных, финансовых задач и ситуаций.

Она базируется на изучении законов, постановлений правительства, нормативных и методических материалов, литературных источников, а также на практическом материале предприятия, организации и других объектов исследования.

Её выполнение требует от студента не только знаний общей и специальной литературы по теме, но и умение проводить экономико-математические, экспертные, статистические и другие исследования, увязывать вопросы теории с практикой, делать обобщения, выводы и предложения по улучшению производства, финансового состояния, управления.

Тематика курсовых работ по учебным дисциплинам ежегодно пересматривается и утверждается цикловыми комиссиями одновременно с утверждением графика их написания.

Студенту предоставляется право выбора темы курсовой работы. Студент может предложить свою тему с обоснованием целесообразности её исследования. Однако для охвата всей тематики курса можно ограничивать число студентов по темам курсовых работ (не более одного человека на одну тему из группы).

Студенты, заочного и очного отделений, выполняют работу на материалах предприятий, организаций и учреждений, где они работают или проходят практику, а так же на основании статей в периодической печати.

В зависимости от темы на предприятии, организации и учреждении могут быть использованы разнообразные материалы: перспективные; текущие и оперативные планы; бухгалтерские, финансовые и статистические отчёты и пояснительные записки к ним: материалы отделов (технологического, технического контроля, кадров, труда

12

над таблицей. В названии таблицы указывается наименование объекта исследования и период. Заголовки граф и строк таблицы начинают с прописных букв. Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается. Заголовки граф могут быть записаны параллельно или перпендикулярно (при необходимости) строкам таблицы. Высота строк в таблице должна быть не менее 8 мм. Таблицы должны быть оформлены единообразно: тип шрифта - Times New Roman Cyr, размер шрифта 10-14.

Над названием таблицы в верхнем левом углу помещают надпись "Таблица..." с указанием ее номера например: «Таблица 1.1.».

Если строки или графы таблицы выходят за формат страницы, ее делят на части, помещая одну часть под другой или рядом, при этом в каждой части таблицы повторяют ее головку или боковик. Допускается ее головку или боковик заменять соответственно номером граф и строк. Для этого нумеруют арабскими цифрами графы и (или) строки первой части таблицы. Слово "Таблица..." указывают один раз справа над первой частью таблицы, над другими частями пишут слова "Продолжение таблицы..." с указанием номера таблицы также над ней. Название при этом помещают только над первой ее частью.

Если все показатели, приведенные в графах таблицы, выражены в одной и той же единице физической величины, то ее обозначение необходимо помещать над таблицей справа, а при делении таблицы на части - над каждой ее частью. Если числовые величины в графах таблицы выражены в разных единицах физической величины, их обозначения указывают в подзаголовке каждой графы.

Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один под другим, если они относятся к одному показателю. В одной

25

удобства сравнения показателей. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным и кратким. Слова в названии таблицы, в заголовках граф, в боковине таблицы переносить и сокращать нельзя. Таблицы в тексте нумеруют:

- последовательно, арабскими цифрами, сквозной нумерацией,

например, Таблица 1;

- отдельной нумерацией в каждом приложении арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения,

например Таблица Б. I . (Таблица I приведена в Приложении Б)

Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые или на следующей странице. На все таблицы должна быть ссылка в тексте.

Таблицу следует размещать так, чтобы читать её без поворота работы. Если такое размещение невозможно, таблицу располагают так, чтобы её можно было читать, поворачивая таблицу по часовой стрелке.

Таблица 2.3. Состав, динамика и структура имущества

ЗАО "Золотая руда" за 2006-2007 гг.

подзаголовок


Заголовок

Графы (колонки) Боковик (графа для заголовков)

Рис. 1. Пример оформления таблиц

Таблица имеет название, которое следует выполнять строчными буквами (кроме первой прописной) и помещать

24

и заработной платы, планово-экономического, производственного, финансового, маркетинга, внешнеэкономических отношений, главных механика и энергетики, данные оперативного учёта; технические журналы работы агрегатов; плана технического и организационного развития производства; распечатки ЭВМ), финансовые планы и т.д.

На качество курсовой работы существенное влияние оказывает умелое использование практического материала. Подбор данных, их критическое осмысление и обработка составляют важнейший этап в подготовке и написании курсовой работы.

4.2 СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Структура курсовой работы должна способствовать раскрытию избранной темы и отдельных её вопросов. Все части курсовой работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязи.

Структурными элементами курсовой работы являются:

1) Титульный лист

2)Задание на выполнение курсовой работы

3)Содержание

4)Введение

5)Основная часть

6)Заключение

7)Библиографический список

8)Приложения

4.2.1 Титульный лист.

Титульный лист является первой страницей курсовой работы. Оформление титульного листа дано в Приложении 2. Не нумеруется.

4.2.2 Задание на курсовую работу.

Оригинал задания на курсовую работу является второй страницей работы, но номер страницы не указывается.

13

4.2.3 Содержание.

Содержание (оглавление) включает введение, наименование всех разделов (глав) и подразделов основной части, заключение, библиографический список и приложения с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работ.

4.2.4 Введение .

Во введении обосновывается выбор темы, определяемый ее актуальностью, формируется проблема и круг вопросов, необходимых для её решения; определяется цель работы с её расчленением на взаимосвязанный комплекс задач, подлежащих решению, для раскрытия темы; указывается объект исследования, предмет исследования хронологические рамки, информационную базу исследования.

Исходя из развитие цели работы определяются задачи. Это обычно делается в форме перечисления (проанализировать, разработать, обобщить, выявить, доказать, внедрить, показать, выработать, изыскать, найти, изучит, определить, описать, установить, выяснить, вывести формулу, дать рекомендации, установить взаимосвязь, сделать прогноз... и т.п.). Формулировку задач необходи­мо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить - содержание глав курсовой работы. Это важно также и потому, что заголовки глав и подразделов довольно часто рождаются из формулировок задач работы.

Особое внимание следует обратить на определение предмета и объекта исследования. Предмет исследования определяется теми экономическими отношениями, которые анализируются в работе. Уровень возникновения исследуемых экономических отношений (в стране в целом, отдельном регионе, в рамках отдельного субъекта) характеризует объект исследования.

Введение в курсовой работе должно быть по объёму 1-2

14

4.4.2 Нумерация страниц и глав.

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется вверху, по центру страницы шрифтом № 10.

Титульный лист включается в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляется.

Задание на курсовую работу является второй страницей, но номер страницы не указывается.

Иллюстрации, таблицы, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц.

4.4.3 Графический материал .

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки, рисунки) могут быть расположены в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются, а так же в приложении.

На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе, которые дают по типу «... в соответствии с рисунком 2».

Иллюстрации должны иметь названия, которое помещается под иллюстрацией, например: Рисунок 1. Этапы управления кадрами.

При необходимости перед названием рисунка помещают поясняющие данные.

Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы, за исключением иллюстраций приложений. Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1».

4.4.4 Таблицы.

Цифровой материал рекомендуется помещать в работе в виде таблиц.

Таблица - это перечень сведений, числовых данных, приведенных в определенную систему и разнесенных по графам. Таблицы применяют для лучшей наглядности и

23

при необходимости ссылки на одно из перечислений, строчную букву, после которой ставится скобка (без точки). Если необходима дальнейшая детализация перечислений, используют арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа.

Каждый пункт, подпункт и перечисление следует записывать с абзацного отступа. Пример:

а)………

б)……..

1)………

2)………

Текст курсовой работы должен быть кратким, четким и не допускать различных толкований.

В тексте курсовой работы не допускается: - сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в таблицах и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки;

- использовать в тексте математический знак минус (-) перед отрицательными значениями величин. Нужно писать слово «минус»;

- употреблять знаки (<, >, №, %) без цифр.

Числовые значения величин с обозначением единиц физических величин и величин счета следует писать цифрами, а число без обозначений единиц физических величин и единиц счета от единицы до девяти - словами.

Если в тексте курсовой работы приводится ряд числовых значений, выраженных в одной и той же единице физической величины, то ее указывают только после последнего числового значения, например: 1; 1,5; 2 г.

В тексте курсовой работы перед обозначением параметра дают его пояснение. Например: текущая прибыль П.

22

страницы.

4.2.5 Основная часть

Основная часть курсовой работы содержит, как правило, три раздела (главы) каждый из которых в свою очередь подразделяется на параграфы или подразделы, количество которых определяется руководителем работы.

Характерными особенностями процесса подготовки основного текста курсовой работы являются:

1)привлечение в качестве исходных оптимального для раскрытия темы количества источников (исходя из практики - не менее 10);

2)умеренный объём его начальной (компиляционной) и
последующей (редакционной) обработки (объём работы, выполняемый на ПК должен быть не менее 15-20 стр., выполняемый рукописным текстом - не менее 20-25стр.);

3)преобладание анализа и обобщений (в форме выводов) в третей главе работы и заключении;

4)использование в работе иллюстративного материала.

4.2.5.1 Первая глава

Первая глава носит общетеоретический (методологический) характер. В ней на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается социально-экономическая сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к решению, даётся их оценка, обосновываются и излагаются собственные позиции студента. Эта глава служит теоретическим обоснованием будущих разработок, так как даёт возможность выбрать определённую методологию и методику проведения качественного и количественного анализа состояния вопроса в конкретных условиях.

Примерный объем главы 6-7 страниц.

4.2.5.2 Вторая глава

Вторая глава носит расчётно-аналитический характер. В ней даётся технико-экономическая характеристика предприятия,

15

организации, учреждения и других объектов исследования, на материалах которых выполняется работа и проводится глубокий анализ изучаемой проблемы с использованием различных методов. При этом студент не ограничивается констатацией фактов, а выявляет тенденции развития предприятия, организации, учреждения, объекта исследования, вскрывает недостатки и причины, их обусловившие, намечает пути их возможного устранения. Эта глава должна служить технико-экономическим, финансовым обоснованием последующих разработок. От полноты и качества её выполнения непосредственно зависит глубина и обоснованность предлагаемых мероприятий.

В курсовой работе, по дисциплинам, программный материал, которых не предусматривает изучение вопросов, связанных с экономической деятельностью предприятий, необходимо использовать материалы периодической печати по заданной теме. На основании тщательного анализа статистических данных и материалов Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, финансовых и налоговых органов субъектов РФ, характеризуется со­стояние заданной проблемы и тенденции ее дальнейшего развития. Статистические данные должны быть не только приведены, но и проанализированы для обоснования выводов.

Объём расчётно-аналитического раздела должен быть 6-8 страниц.

4.2.5.3 Третья глава

Третья глава является проектной (рекомендательной). В ней студент разрабатывает предложения по совершенствованию экономики, организации или управления производством, финансами и другими видами деятельности,

повышению результативности и качества работы данного предприятия, организации или объекта исследования. Все предложения и рекомендации должны носить конкретный

16

Межсимвольный интервал: обычный. Межстрочный интервал: полуторный. В качестве проверки можно использовать следующее правило: на странице должно быть размещено 30-32 строки текста по 60 символов в строке;

Схемы, формулы, рисунки и таблицы следует выполнять черными чернилами или тушью.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные при оформлении работы, должны быть исправлены чернилами соответствующего цвета после аккуратной подчистки или закрашивания штрихом. Помарки и следы не полностью удалённого текста не допускаются.

должна быть сброшюрована в обложке, на которой находится титульный лист. Основная часть курсовой работы состоит из глав (разделов). Главы должны иметь порядковые номера в пределах всей курсовой работы, обозначенные арабскими цифрами без точки в конце. Главы должны иметь заголовки. Заголовки должны чётко и кратко отражать содержание.

Слова «ВВЕДЕНИЕ» «ЗАКЛЮЧЕЩЕ», «СОДЕРЖАНИЕ», «БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК» следует располагать в середине строки без точки в конце и писать (печатать) прописными буквами, не подчеркивая, отделяя от текста двумя межстрочными интервалами (12,5 мм.).

Расстояние между заголовком раздела и заголовком подраздела 12,5 мм. (1 полуторный интервал) и между текстом 12,5 мм. (1 полуторный интервал). Перенос слов в заголовках не допускается. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделённых точкой без точки в конце номера подраздела.

В тексте курсовой работы могут быть перечисления. Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или,

21

б) систематический контроль за работой;

в) соответствующая методическая документация;

г) содействие при получении фактических материалов и их обработки;

д) оборудованные рабочие места в учебном заведении. Непосредственное и систематическое руководство работой студента возлагается на руководителя, который:

а) выдаёт задания на выполнения курсовых работ;

б) оказывает студенту помощь в разработке календарных графиков на весь период выполнения курсовых работ;

в) рекомендует студенту необходимую литературу по теме;

г) проводит консультации в соответствии с утверждённым графиком;

д) систематически контролирует ход работы и информирует кафедру о состоянии дел.

4.4. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

4.4.1 Общие правила оформления.

считается выполненной, если она написана грамотно, содержит все структурные элементы, включает разработку всех разделов основной части и оформлена в соответствии с требованиями стандартов.

Писать следует на одной стороне формата А4 (210 ♦ 297). Работа может быть выполнена как в рукописном (чертёжным шрифтом), так и в машинописном виде на ПК.

Текст следует писать (печатать), соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм., правое - не менее 10, нижнее - не менее 20 и верхнее - не менее 10мм.

При компьютерном способе выполнения текста он выполняется в текстовом редакторе Word for Windows версии не ниже 6.0. Тип шрифта: Times New Roman Cyr, шрифт основного текста: обычный, размер шрифта 14.

20

характер, быть доведены до стадии разработки, обеспечи­вающей их практическое применение. Базой для разработки конкретных мероприятий и предложений служит проведённый анализ исследуемой проблемы во 2-й главе, а также имеющейся прогрессивный отечественный и зарубежный опыт.

На данном этапе работы важно показать, как предлагаемые мероприятия отразятся на общих показателях деятельности финансово-производственной, хозяйственной, управленческой системы. Здесь определяется эффективность их внедрения.

В зависимости от темы курсовой работы в проектной главе могут рассматриваться возможные варианты развития проблемы на основании обработки мнений ведущих специалистов, экспертов, ученых, предлагаемых также в периодической печати. Анализируется положительный зарубежный опыт. Формулируются выводы, прогнозы развития, проблемы.

Обязательным для курсовой работы является логическая связь между главами и последовательное развитие основной идеи темы на протяжении всей работы.

Например, в курсовой работе по теме "Учёт, анализ и аудит" во второй главе даётся критическая оценка методики и организации учёта на предприятии и организации, и разрабатываются рекомендации по их совершенствованию. В третьей главе по изучаемым показателям, выявляются резервы повышения эффективности использования экономического потенциала и даются предложения по улучшению аналитической работы предприятия или организации.

Объём рекомендательной части должен составлять 1-2 страницы.

4.2.6 Заключение

В заключении логически последовательно излагаются

17

теоретические и практические выводы и предложения, к которым пришёл студент в результате исследования. Они должны быть краткими и чёткими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок. Пишутся они тезисно и должны отражать основные выводы по теории вопроса, по проведённому анализу и всем предлагаемым направлениям совершенствования проблем с оценкой их эффективности по конкретному объекту исследования.

Именно в заключении наиболее ярко проявляется способность (или неспособность) автора ясно излагать материал. Именно Оно выносится на обсуждение и оценку при защите работы.

4.2.7 Библиографический список

Библиографический список должен содержать сведения об источниках, использованных при выполнении курсовой работы.

4.2.8 Приложения

В приложения следует относить вспомогательный материал, который при заключении в основную часть работы загромождает текст.

К вспомогательному материалу относятся промежуточные расчёты, таблицы вспомогательных цифровых данных, инструкции, методики, распечатки на ЭВМ, иллюстрации вспомогательного характера, заполненные формы отчётности и других документов, регистров учёта.

4.2.9 Графический материал

Графический материал является обязательной частью курсовой работы. Он должен быть органически увязан с содержанием курсовой работы и в наглядной форме иллюстрировать основные положения анализа и проектирования. Типовыми графическими материалами являются схемы динамики основных технико-экономических показателей, диаграммы и таблицы, характеризующие

18

результаты анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, Таблицы эффективности предлагаемых мероприятий. Необходимое количество, состав и содержание графического материала в каждом конкретном случае определяется руководителем курсовой работы.

4.3 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Написание курсовой работы осуществляется под руководством преподавателя - руководителя работы. Руководитель выдает студенту задание на выполнение курсовой работы по установленной форме (см. Приложение 4).

Студент совместно с руководителем уточняет круг вопросов, подлежащих изучению и экспериментальной проверке; составляет план исследования; определяет структуру работы; сроки её выполнения по этапам; определяет необходимую литературу и другие материалы (статистические отчёты, результаты экспериментов на предприятиях, организациях и учреждениях и т.п.).

Студент систематически работает над литературой, занимается сбором и анализом первичного материала, постоянно держит связь с руководителем, докладывает о ходе работы и получает необходимую информацию.

По мере написания отдельных глав студент может представить их руководителю, внести исправления в соответствии с полученными замечаниями.

В установленные сроки студент отчитывается перед руководителем о готовности работы.

За достоверность информации и обоснованность принятых в курсовой работе решений ответственность несёт студент.

В процессе выполнения курсовых работ техникумом создаются благоприятные условия для самостоятельной работы студентов.

Студентам необходимы: а)руководство и консультации;

19