Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 22
Отдел методического обеспечения общего среднего образования УО «РИПО» О преподавании
учебного предмета (дисциплины) «Информатика»
в 2011/2012учебном году в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования
(методические рекомендации)
Методические рекомендации подготовлены на основании инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета «Информатика» в 2011/2012 учебном году»
с учетом особенностей организации образовательного процесса в учреждениях, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования с одновременным получением общего среднего образования (далее – учреждения ПТО и ССО). Названное инструктивно-методическое письмо утверждено 10 мая 2011 года и
опубликовано в “НГ” № 88 от 21.07.2011 г. Согласно учебным планам учреждений ПТО и учреждений ССО на изучение информатики отводится 60 часов и предусматривается проведение двух обязательных контрольных работ (ОКР). При организации образовательного процесса по учебному предмету (дисциплине) «Информатика» в учреждениях ПТО и ССО необходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми документами: Образовательный стандарт
учебного предмета «Информатика»
, который наряду с требованиями к содержанию учебно-программной документации образовательных программ общего среднего образования, организации образовательного процесса, максимальному объёму учебной нагрузки учащихся, уровню подготовки выпускников устанавливает также Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся;
• Учебные программы
«Информатика,
X класс»
, «Информатика.
XI класс»
из сборника «Учебные программы для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. Информатика. VI – XI классы.»
– Минск, Национальный институт образования, 2009» (из сборника «Вучэбныя праграмы для агульнаадукацыйных устаноў з беларускай мовай навучання. Iнфарматыка. VI – XI класы. – Мінск, Нацыянальны інстытут адукацыі, 2009»); • Санитарные нормы
правила и гигиенические нормативы
«Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования»,
утвержденные Министерством здравоохранения Республики Беларусь (до принятия нового документа – Санитарные нормы правила и гигиенические нормативы
«Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях
», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 15.06.2010 г. № 94); • Правила проведения аттестации
учащихся при освоении содержания образовательных программ профессионально-технического образования
и (или) Правила проведения аттестации
учащихся при освоении содержания образовательных программ среднего специального образования, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь;
• Правила проведения аттестации
учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь
; Оснащение кабинета информатики осуществляется в соответствии с Перечнем
средств
обучения, учебного оборудования для учреждений общего среднего образования,
утвержденным Министерством образования Республики Беларусь (до принятия нового документа – Перечень
средств обучения, учебного оборудования для общеобразовательных учреждений,
утвержденный постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 06.10.2008 № 97). Указанные выше технические нормативные правовые и нормативные правовые акты, Примерное календарно-тематическое планирование
размещены на сайте Министерства образования (www.minedu.unibel.by
) сайте Национального института образования (www.adu.by
), Республиканском портале «Профессиональное образование» (http://ripo.unibel.by
). Обращаем внимание на следующие позиции, изложенные в названных выше Санитарных нормах, правилах и гигиенических нормативах
: два урока могут быть объединены при проведении контрольных работ; контрольные работы должны проводиться в соответствии с графиком, утверждённым руководителем учреждения образования, не более чем по одному учебному предмету в день в одном классе, при этом проведение контрольных работ в понедельник и на последних уроках запрещается; домашние задания задаются учащимся IX–XI классов с учётом возможности их выполнения за 3 часа, а в санаторных школах-интернатах – 2,5 часа (норма времени указана с учётом подготовки домашних заданий по всем учебным предметам одного учебного дня). В целях формирования культуры устной и письменной речи учащихся
учителям информатики рекомендуется: продумывать ход изучения учебного материала, правильность и точность всех формулировок; проводить на учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятиях работу, направленную на полноценное восприятие учащимися учебного текста и речи учителя; использовать в работе выразительное чтение вслух как один из приёмов формирования культуры устной речи, как средство эмоционального и логичного осмысления текста; учить работать с учебными пособиями, пользоваться справочной литературой по учебному предмету, подбирать литературу по определённым темам; проводить систематическую работу по обогащению словарного запаса учащихся, ознакомлению с терминологией по учебному предмету. При объяснении учебного материала необходимо: повышать культуру устной и письменной речи учащихся, логичность их высказываний, тактично исправлять ошибки; формировать умения учащихся составлять аналитические и обобщающие таблицы, диаграммы, схемы, описывать, характеризовать, сравнивать, анализировать учебный материал, вести диалог, дискуссию, приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения; следить за аккуратным ведением тетрадей, грамотным оформлением записей в них; делать разборчивым почерком все виды записей на классной доске, в дневниках и тетрадях учащихся. Для выполнения всех видов классных и домашних письменных работ (упражнения, задания, практические работы
) учащемуся необходимо иметь одну тетрадь. Письменные ответы на вопросы, размещённые в учебниках и учебных пособиях, в тетрадях учащимися не выполняются. Оформление учащимися отчётов по результатам выполненных практических работ в тетрадях не предусмотрено. Разрешается использовать для выполнения учебных и практических работ тетради на печатной основе. Однако использование рабочих тетрадей и опорных конспектов на печатной основе не является обязательным. Выполнение учащимися всех видов учебных работ в тетради проверяется преподавателем выборочно во всех классах выборочно, однако тетрадь каждого учащегося должна быть проверена не менее одного раза в четверть. Решение о выставлении в журнал отметки за ведение тетради принимается учителем. Домашние задания по информатике, требующие использования компьютера, учащимся не задаются. Практические работы по информатике проводятся в целях обучения, тренировки и контроля. Практические работы проверяются учителем и оцениваются по его усмотрению. Отметки за практические работы, которые проводятся с целью контроля, выставляются учителем в классный журнал всем учащимся. Объём и сложность контрольных работ должны соответствовать содержанию учебной программы и требованиям к знаниям и умениям учащихся. Контрольные работы по информатике могут включать теоретические вопросы, ответы на которые даются в письменной форме (или тесты в электронном виде при проведении тестирования на компьютере), и (или) практические задания, которые выполняются на компьютере. Контрольные работы оформляются на электронном (практические либо тестовые задания) или бумажном носителе (теоретические вопросы) и хранятся в учреждении образования в течение текущего учебного года.. Отметка по результатам выполнения контрольной работу выставляется с учётом выполнения предложенных теоретических вопросов (тестовых заданий) и (или) практических заданий. Типичные ошибки, допущенные при выполнении контрольной работы, обсуждаются учителем фронтально. Контрольные работы проверяются у каждого учащегося. Отметка выставляется на бумажном носителе с учётом ответов на теоретические вопросы и выполнения практических заданий и заносится в классный журнал. Контрольные работы проверяются к следующему учебному занятию. Промежуточная аттестация учащихся осуществляется по полугодиям (семестрам). При организации образовательного процесса по информатике в целях сохранения жизни и здоровья учащихся необходимо обучать их правилам безопасного поведения в компьютерном классе. В классном журнале в начале каждой четверти учебного года необходимо делать запись «Правила безопасного поведения в компьютерном классе». Продолжительность занятий с использованием компьютера зависит от возраста учащихся, технических данных компьютера, характера и сложности выполняемых работ. Продолжительность работы учащихся за компьютером не должна превышать: на развивающих игровых занятиях: для детей 6 лет – 10 минут; для учащихся II–IV классов – 15 минут; V–VII классов – 20 минут; на уроках информатики: для учащихся VI–VII классов – 20 минут; VIII–IX классов – 25 минут; X–XI классов – 40 минут. Для предупреждения развития переутомления при работе с компьютером необходимо осуществлять профилактические мероприятия. При проведении учебных занятий по информатике осуществляется деление группы на подгруппы так, чтобы каждому учащемуся обеспечить рабочее место за компьютером. В своей практической деятельности преподаватели учреждений ПТО и ССО руководствуются также тематическим планированием по информатике (учебное издание «Информатика. Тематическое планирование для учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования» / Мн., РИПО, 2009). Тематическое планирование разработано в соответствии с названными выше учебными программами по информатике для 10 класса и 11 класса учреждений общего среднего образования, а также с учетом особенностей образовательного процесса в учреждениях ПТО и ССО. Ниже приводится примерный тематический план по учебному предмету (дисциплине). ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Тема Количество Повторение 2 1. Хранение информации 2 2. Цифровые устройства для обработки информации 2 3. Основы алгоритмизации и программирования 14 4. Информационные модели 2 5. Обработка информации в электронных таблицах 11 Обязательная
1 6. Компьютерные коммуникации и Интернет 3 7. Основы веб-конструирования 12 Обязательная
1 8. Обработки информации в СУБД 6 9. Информационные системы и технологии 2 Резерв времени 2 Итого 60 Последовательность изучения тем и распределение учебных часов по темам являются примерными. По согласованию с методической, цикловой (предметной) комиссией преподаватель может вносить обоснованные изменения в распределение учебных часов (до 25 %) по темам в пределах общего бюджета времени, отведенного на изучение предмета (дисциплины), а также изменять последовательность изучения тем. При этом должно быть обеспечено выполнение целей и задач учебного предмета (дисциплины). Учебными планами учреждений ПТО и ССО предусмотрено проведение двух обязательных контрольных работ (ОКР). Тематика ОКР указана в примерном тематическом плане. ОКР проводятся за счет времени, отводимого на изучение предмета. Содержание, форма проведения ОКР определяются преподавателем по согласованию с методической, цикловой (предметной), комиссией. При проведении уроков (учебных занятий) по предмету (дисциплине) «Информатика» осуществляется деление группы на подгруппы в соответствии с действующими нормативами Проведение всех видов контроля и аттестации по учебному предмету (дисциплине) «Информатика» осуществляются в соответствии с Нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся, устанавливаемыми, как уже упоминалось выше, образовательным стандартом по учебному предмету «Информатика». На основании тематического планирования, указанных выше учебных программ по информатике в учреждениях ПТО и ССО составляются календарно-тематические (тематические) планы по учебному предмету (дисциплине) «Информатика». При их составлении необходимо включить в содержание темы 3 (в соответствии с примерным тематическим планом) следующий учебный материал: «Составление алгоритмов и программ по выполнению практических заданий из различных предметных областей». Целью изучения указанного учебного материала является дальнейшее формирование алгоритмического и логического мышления. В результате учащиеся должны научиться составлять программы на языке программирования для решения практических задач из различных предметных областей. На сайтах Министерства образования (www.minedu.unibel.by
) в подразделе «Школьная информатика» раздела «Информатизация образования», Национального института образования (www.adu.by
), Академии последипломного образования (www.academy.edu.by
), в научно-методическом журнале «Информатизация образования» публикуются нормативное правовое обеспечение преподавания информатики в учреждениях общего среднего образования, учебные программы, методические материалы по информатике, календарно-тематическое планирование, программы факультативных занятий. Ниже приводится перечень учебных пособий, которые могут быть использованы в образовательном процессе по информатике: учебное пособие «Информатика, 10 класс» авторов Г.А.Заборовского, А.Е.Пупцева (Минск: Издательский центр БГУ, 2011); учебное пособие «Информатика, 11 класс» авторов Г.А.Заборовского, А.Е.Пупцева (Минск: Народная асвета, 2010). Другие учебные издания: Наименование учебных изданий Издательство, год издания VI класс, учебные пособия для учащихся Информатика. Рабочая тетрадь для 6 класса / Л.Г.Овчинникова Аверсэв, 2010, 2011 VI класс, учебные издания для учителей Информатика в 6 классе / Н.П.Макарова, А.Е.Пупцев, А.И.Лапо Издательский центр БГУ, 2010 VII класс, учебные пособия для учащихся Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса / Л.Г.Овчинникова Аверсэв, 2010, 2011 Інфарматыка. Рабочы сшытак для 7 класа / Л.Г.Аўчыннікава Аверсэв, 2011 VII класс, учебные издания для учителей Информатика в 7 классе / Г.А.Заборовский, А.А.Козинский, А.Е.Пупцев, Н.В.Якунина; под ред. Г.А.Заборовского Народная асвета, 2011 VIII класс, учебные пособия для учащихся Информатика. Рабочая тетрадь для 8 класса / Л.Г.Овчинникова Аверсэв, 2010, 2011 Інфарматыка. Рабочы сшытак для 8 класа / Л.Г.Аўчыннікава Аверсэв, 2011 VIII класс, учебные издания для учителей Информатика в 8 классе / Е.Л.Миняйлова, Д.А.Вербовиков, Н.Р.Коледа, Н.В.Якунина Адукацыя і выхаванне, 2011 IX класс, учебные пособия для учащихся Информатика. Рабочая тетрадь для 9 класса / Л.Г.Овчинникова Аверсэв, 2010, 2011 Інфарматыка. Рабочы сшытак для 9 класа / Л.Г.Аўчыннікава Аверсэв, 2011 IX класс, учебные издания для учителей Информатика в 9 классе / Г.А.Заборовский, А.Е.Пупцев Адукацыя і выхаванне, 2011 X класс, учебные пособия для учащихся Информатика. Рабочая тетрадь для 10 класса / Л.Г.Овчинникова Аверсэв, 2011 (готовится к изданию) В целях удовлетворения образовательных запросов и познавательных интересов учащихся утверждены программы факультативных занятий, которые размещены на сайтах Министерства образования и Национального института образования и в сборнике «Программы факультативных занятий по естественно-математическому направлению для общеобразовательных учреждений» (Минск: Национальный институт образования, 2009). Изданы учебно-методические комплексы для факультативных занятий, включающие учебную программу, пособие для учителей, пособие для учащихся: I класс
– «Развивающая информатика. Рабочая тетрадь для 1 класса» (авторы – Л.И.Калита, А.И.Павловский, В.В.Сташенко); VI–VII классы
– «Занимательная информатика» (авторы-составители – С.Л.Глухарева, Г.В.Кирись, А.А.Мещерякова); VIII–IX классы –
«Информатика в задачах» (авторы-составители – О.Л.Сапун, Е.В.Пазюра, А.И.Лапо); X класс –
«Информационно-образовательные ресурсы сети Интернет» (автор-составитель – В.З.Сулейманов); XI класс –
«Мультимедиа в современной жизни» (авторы-составители – А.Е.Пупцев, А.А.Козинский). Использование на факультативных занятиях указанных учебно-методических комплексов поможет системно развивать и поддерживать у учащихся интерес к информатике, формировать умения рассуждать, овладевать общими методами и принципами решения задач, а также подготовить к продолжению образования в высших учебных заведениях. Целесообразно иметь в наличии в библиотеках учреждений образования учебно-методические комплексы для факультативных занятий по учебным предметам в соответствии с профилем специальности.
При организации образовательного процесса рекомендуется использовать электронные средства обучения (ЭСО) по информатике, отмеченные дипломами и похвальными отзывами конкурса «Компьютер. Образование. Интернет» в 2008–2011 годах: «Алгоритмические этюды». Практическое пособие по информатике для 7 класса; «School Educational Net» (Школьная образовательная сеть); «Мультимедийный учебник по Паскалю»; «Основы веб-конструирования. HTML+CSS»; «Основы анимации в Macromedia Flash»; обучающая программа «Экскурсия по системному блоку»; «Конструктор заданий для развития мышления»; «Информатика: развивающие задачи»; «Система дистанционного обучения по школьному курсу “Информатика”»; электронный учебник «История создания и развития вычислительной техники»; «Интересные числа и алгоритмы целочисленной арифметики»; «Видеоадаптер»; «Мультимедийный учебник по логике»; интерактивное пособие «Информатика, 6»; сайт «Готовимся к экзамену по информатике»; электронный практикум по теме «Алгоритмизация и программирование»; Pascal Helper. Копии этих ЭСО можно получить на безвозмездной основе в региональных институтах развития образования. В случае отсутствия данных ЭСО в региональных институтах образования можно обратиться в учреждение «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь».
В Государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» в 2011/2012 учебном году планируется проведение следующих курсовых и межкурсовых мероприятий: целевое повышение квалификации руководителей методических формирований учителей информатики «Современный урок как основа эффективного и качественного образования предметной области “Информатика”» (31.10.2011 – 12.11.2011). Планируется проведение межкурсовых мероприятий: методический семинар «Развитие инновационных форм работы с учащимися – путь к достижению качественных образовательных результатов» (г.Брест, октябрь); методический семинар «Интенсификация процесса обучения информатике, повышение его качества через внедрение авторских методик, моделей, программ и дистанционного обучения» (г.Могилёв, декабрь). Приводим примерный перечень вопросов, актуальных для обсуждения на заседаниях методических, цикловых (предметных) комиссий (возможно с
участием преподавателей смежных учебных предметов (дисциплин)): нормативное правовое обеспечение образовательного процесса по информатике в 2011/2012 учебном году в соответствии с требованиями Кодекса Республики Беларусь об образовании; учебно-методическое обеспечение организации образовательного процесса по информатике в 2011/2012 учебном году; цели и механизмы реализации учебных программ факультативных занятий по учебному предмету «Информатика» в 2011/2012 учебном году; реализация внутрипредметных и межпредметных связей в процессе обучения учащихся информатике; современные образовательные технологии и их роль в овладении учащимися предметными знаниями, умениями и ключевыми компетенциями; преемственность организации образовательного процесса на уроке и факультативном занятии; контрольно-оценочная деятельность в процессе обучения информатике; единство урочной и внеклассной работы – важнейшее условие качественного образовательного процесса по информатике; оптимизация структуры урока с целью предупреждения перегрузки и утомляемости учащихся; методика и технологии изучения сложных тем школьного курса информатики. В научно-методическом журнале «Информатизация образования» опубликованы материалы для использования в образовательном процессе (на уроках, факультативных занятиях): Развитие мышления младших школьников на основе флеш-заданий на рисование, раскраску и конструирование в системе dl.gsu.by / М.С.Долинский, Ю.В.Решетько, М.А.Кугейко // Информатизация образования. – 2011. – № 1. – С. 24–35. Интернет-курс «Базовое программирование» как средство подготовки к областным олимпиадам по информатике / М.С.Долинский, М.А.Кугейко // Информатизация образования. – 2010. – № 4. – С. 3–15. Анимация в Adobe Flash / И.Б.Градобаева, Е.А.Николаева // Информатизация образования. – 2009. – № 4. – С. 39–47. Случайные числа и их использование в учебном процессе по информатике / А.И.Павловский, В.В.Пенкрат // Информатизация образования. – 2009. – № 1. – С. 22–28. В соответствии с действующими нормативами изучение информатики в учреждениях ПТО и ССО осуществляется в объеме 60 учебных часов. При составлении календарно-тематических (тематических) планов и в процессе преподавания предмета (дисциплины) «Информатика» преподаватели учреждений ПТО и ССО могут руководствоваться также Примерным календарно-тематическим планированием по информатике для учреждений общего среднего образования (для 10 класса и 11 класса), которое размещено в сборнике «Информатика. 6 – 11 классы. Примерное календарно-тематическое планирование» (издается Национальным институтом образования), с учетом количества учебных часов (60 часов), отводимых на изучение информатики в учреждениях ПТО и ССО, вместо 70 – в учреждениях общего среднего образования. Примерное календарно-тематическое планирование размещено на сайте Национального института образования. В учреждениях ПТО учащиеся могут сдавать выпускной экзамен по информатике (по выбору учащихся), в учреждениях ССО – экзамен по информатике (в соответствии с профилем специальности) в устной форме. В 2011/2012 учебном году для проведения экзаменов по физике в учреждениях ПТО и ССО используются билеты для проведения выпускных экзаменов по выбору учащихся, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь для учреждений общего среднего образования.
Вахненко 200 13 04
|