Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 22

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по организации проектной деятельности в начальной школе Февраль 2010 г

 

             

Рекомендации методические по организации проектной деятельности в начальной школе Февраль 2010 г

Методические рекомендации по организации проектной деятельности в начальной школе

Февраль 2010 г.

У детей младшего школьного возраста еще недостаточно развиты необходимые для проектирования умения и навыки. Я считаю, что эти навыки и умения могут появиться и развиться при непосредственном участии детей в проектной и исследовательской деятельности, при умелом руководстве, организации, содействии и помощи учителя, родителей. В этом возрасте дети любознательны, активны, легко включаются в деятельность.

Проектной деятельностью мы начинаем заниматься с 1 класса. Я считаю, что в начальных классах лучше запускать групповые проекты, так как:

- у многих детей (особенно у первоклассников) появляется желание что-либо делать, когда они наблюдают за работой своих сверстников и видят результаты;

- ребенок чувствует себя уверенно, если рядом плечо товарища;

В 1-ом классе более приемлемы проекты прикладного характера, когда ребенок (чаще с помощью взрослых) своими руками создает что-то новое: поделки, рисунки, аппликации. На начальном этапе мы с детьми договариваемся о видах деятельности.

- Что вы хотите делать? Что вы умеете делать? Что мы еще можем сделать? Что в результате у нас получится?

Первые проекты (1 класс) описываю я. Далее вместе с детьми проговариваем этапы, виды работ, учимся ставить цели, выявляем проблему, планируем результаты и продукты деятельности, устанавливаем сроки. Представляя проект, обучающиеся рассказывают внутреннюю структуру проекта, при этом осмысливая и запоминая сказанное. Так, постепенно из проекта в проект, дети становятся активнее, самостоятельнее, они начинают сами описывать проекты, а в 3-4 классах у детей появляется желание выполнять творческие работы, индивидуальные проектные и исследовательские работы.

Результатом учебного проекта является приобретение опыта проектной деятельности, главным в котором является способность создавать, представлять и защищать собственный результат и продукт.

За 4 года дети реализовали следующие классные учебные проекты:

· «Сказки К. Чуковского», «Сказки С. Маршака» - 1 класс,

· «Птицы – наши друзья», «Природа глазами В. Бианки» – 2 класс,

· «Сказки А.С. Пушкина», «Путешествие по городам и странам» - 3 класс,

· «И дерево живое, как и я…», «Природные зоны», «Мир сказок Р.Киплинга» «Герои сказок А.Волкова», «Сказки Г.Х.Андерсена» - 4 класс.

Учебные проекты по предметам заканчиваются викториной (формы могут быть разные). Класс делится на команды (группы), распределяются роли, выбираются капитаны. С каждым новым проектом состав группы и капитаны меняются. Таким образом, предоставляется возможность многим детям побывать в позиции лидера.

Вместе с детьми мы разрабатываем рейтинг-план, оговариваем критерии оценивания в баллах. На последнем этапе проводится анализ деятельности детей, выявляются недостатки, положительные стороны, проводится рефлексия, подводятся итоги, награждаются победители. Продуктами проектной деятельности являются рукописные книги, постановки спектаклей, поделки, печатание детских работ в книгах, газетах.

Предполагаемые формы деятельности:

· Участие в конкурсах (рисунков, поделок, макетов, чтецов);

· Написание ов, творческих работ;

· Защита ов, творческих работ;

· Составление и представление детьми кроссвордов, викторин;

· Сочинительство сказок, стихов, рассказов, легенд, мифов;

· Постановка сказок, рассказов, легенд;

· Составление вопросов для других команд;

· Подбор материалов для викторин, игр («КВН», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг»);

· Участие детей в конкурсе капитанов;

· Фотографирование и ведение фотолетописи проекта;

· Дизайнерские разработки и компьютерное оформление проекта.

Кроме проектов, которые относятся к какому-то одному учебному предмету, мы с детьми практикуем интегрированные проекты, которые объединяют несколько учебных предметов:

· технология, экология и литература («Необычное в обычном. Сказки К.И.Чуковского»);

· литература, изобразительное искусство, технология («На свете все на все похоже…»)

· развитие речи, технология («В гостях у Чиполлино»)

Проекты имеют разные временные рамки – от 1-3 недель до 1-2 месяцев (учебные проекты). Некоторые могут продолжаться не один год. Главное, чтобы у детей не угасал интерес, чтобы они не уставали и, чтобы им было интересно заниматься проектной деятельностью.

Для того чтобы ученик воспринимал проект, как действительно нужный ему, личностно значимый, требуется тема или проблема, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему предстоит применить уже полученные знания и умения, а также и новые, которые еще предстоит приобрести.

В 1 классе первым проектом, который по форме больше напоминал тематическое погружение, стал проект «Сказки К.И Чуковского». Почему именно эта тема выбрана? В «Букваре» много отрывков из сказок К.И.Чуковского, дети знают сказки наизусть. А почему бы не узнать больше? А чтобы подготовиться к викторине по сказкам К.И. Чуковского, нужно внимательно еще раз прочитать сказки. Продуктами проекта стали рисунки, поделки, кроссворды, инсценировки сказок, игра «Что? Где? Когда?».

В процессе изготовления поделок мы подумали: «Почему нам не сделать сказочных персонажей из бытовых отходов? Так один проект плавно перетек в другой, и родилась новая идея - из обычных предметов сделать необычные вещи - персонажей сказок К.И.Чуковского.

Идея понравилась, но как ее реализовать? Самое трудное было придумать, каких героев сказок Чуковского можно изготовить из бытовых отходов. Затем нужно было найти эти отходы.

На начальном этапе учитель, родители и дети вместе обсуждали идею, планировали работу, обменивались мыслями. Но когда появились насекомые – гости Мухи-Цокотухи их прищепок, а затем герои сказки «Айболит» из старых перчаток, все дети и родители включились в работу. Иногда идеи появлялись во время работы. Делали поделки дома, на уроках труда. Это был первый значимый для детей и взрослых проект, и он стал первым шагом на пути к формированию самостоятельности обучающихся.

Я считаю, что роль взрослых, особенно родителей, на начальном этапе проектной деятельности велика. Родители не только делятся своими знаниями, умениями, опытом, получают удовольствие от творческой совместной деятельности, но и создают условия для успеха своего ребенка. Ученику комфортно, он чувствует себя уверенно. Под воздействием взрослого накопление индивидуального опыта приобретает организованный, систематический характер.

Проект «Необычное в обычном. Сказки К.И.Чуковского» мы начали в конце 1-ого класса. Продолжили во 2-м классе.

Мы представили проект на школьной конференции и на межрегиональном форуме «Мир интересов» и получили дипломы победителей.

Далее я предлагаю описание 2-х проектов .

Проект

«Необычное в обычном. Сказки К.И.Чуковского»

1. Актуальность темы (почему данная тема взята для исследования?)

На уроке окружающего мира мы задумались: «Откуда берется и куда девается мусор?» Оказывается, ежедневно мы выбрасываем много мусора. А как сделать, чтобы отходов было меньше? Ребята нашего класса писали письма Злючке-Грязючке, давали ей практические советы. Мы ей посоветовали дать новую жизнь старым предметам. С помощью родителей из ненужных предметов (бутылок, коробок) мы сделали кормушки для птиц и развесили их на балконах, возле школы, в лесу.

Мы участвовали в классном проекте «Сказки К. Чуковского». Составляли кроссворды, делали иллюстрации, поделки, инсценировали сказки, провели игру «Что? Где? Когда?»

В процессе изготовления поделок мы вспомнили советы Злючке-Грязючке и подумали: «Почему нам не сделать сказочных персонажей из бытовых отходов? Тогда меньше будет мусора».

Идея проекта – из обычных предметов сделать необычные вещи - персонажей сказок К.И.Чуковского. Таким образом, появление новых предметов будет способствовать экономии ресурсов.

Предмет исследования

Предметом нашего исследования являются бытовые отходы и их новая жизнь.

Формулировка проблемы

В ходе проекта мы отвечали на вопрос «Можно ли дать новую жизнь бытовым отходам?» Нас интересовало:

· как обычные предметы, бытовые отходы благодаря фантазии приобретают новую жизнь?

· где можно использовать наши новые поделки?

· как наше участие в проекте связано с природными ресурсами?

Выдвижение гипотезы

· можно дать новую жизнь старым предметам, бытовым отходам;

· новые поделки могут быть персонажами сказок К.И.Чуковского;

· новые поделки могут быть функциональны;

· изготовление новых поделок, вещей способствует экономии ресурсов

2. Проверка гипотезы

· Наблюдение;

· Исследование разных источников информации;

· Разработка плана проекта;

· Привлечение взрослых к данной проблеме;

· Самостоятельная творческая деятельность

3. Описание проекта, интерпретация, соотнесение полученных результатов с исходной гипотезой, формулирование выводов.

Этапы работы:

1. Чтение сказок, выбор персонажей

2. Поиск материалов для поделок

3. Изготовление поделок

4. Постановка сказок «Айболит» (кукольный театр из перчаточных героев) и «Муха-цокотуха» (кукольный театр из прищепочных героев).

5. Мастер-класс Захарчук Натальи «Изготовление персонажей сказки «Муха-Цокотуха» из прищепок.

6. Выставка поделок в классе, школе, для будущих первоклассников и их родителей.

7. Описание работы

8. Презентация проекта

Материалы, которые мы использовали: пластиковые бутылки и пробки, старые прищепки, коробки, нитки, пенопласт, коробочки из-под «Киндер-сюрпризов», старые перчатки, поролон.

Из отходов у нас получились замечательные, необыкновенные, даже сказочные предметы. Из прищепок получился крокодил и насекомые – гости Мухи-Цокотухи; из бутылок – Крокодил, Айболит; из коробки и бутылки из-под шампуня – Мойдодыр; из старых ниток – Федора; из перчаток – персонажи сказки «Айболит». Выставка поделок, кукольные спектакли «Айболит» из перчаточных героев и «Муха-цокотуха» из прищепочных героев понравились родителям, ученикам начальных классов и будущим первоклассникам.

Вывод: Идею проекта мы реализовали. Гипотеза наша подтвердилась.

Результатом нашего проекта явилось то, что мы не только задумались над проблемой загрязнения окружающей среды, но и смогли дать новую жизнь старым вещам и бытовым отходам.

Совместная работа с родителями, повышение интереса к чтению, к творческой работе – это еще один результат проекта. А продуктом проекта стали наши поделки, выставка поделок, кукольные спектакли «Айболит» и «Муха-цокотуха».

В проекте участвовали все ученики нашего класса. Этот проект помог нам стать дружнее. А еще мы поняли, что проект – это интересно, когда все вместе - ученики, учитель и родители увлечены одним общим делом, придумывают и создают что-то новое.

Социальная значимость проекта

Отходы – общая проблема человечества. Каждый человек вносит свой вклад в эту проблему, и каждый должен принять участие в ее решении. Ведь для изготовления новых предметов идет новое сырье. Мы думаем, что наше участие в проекте поможет экономии природных ресурсов. Участвуя в проекте, мы получили первый опыт по улучшению окружающего мира и повышению нашей экологической культуры.

Во время проекта происходит: развитие коммуникативных навыков, развитие навыков самостоятельной работы, развитие умения планировать действия и прогнозировать ситуацию.

Считаю, что главной целью проектов является создание условий для самовыражения, самореализации обучающихся и для развития самостоятельной деятельности. Цель эта может быть достигнута:

- через проживание ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различные проблемные ситуации

- через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания, поэтому все обучающиеся класса участвуют в проектной деятельности в зависимости от своих возможностей и способностей.