Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 22

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по реализации и внедрению в практику Российского нового университета

 

             

Рекомендации методические по реализации и внедрению в практику Российского нового университета

Методические рекомендации

по реализации и внедрению в практику

Российского нового университета

«Стандартов и рекомендаций для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве»

В основу содержания данного материала положены «Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в Европейском пространстве»,[1] разработанные европейской ассоциацией по гарантии качества высшего образования ENQA по прямому поручению Конференции министров образования европейских стран, подписавших Болонскую декларацию. [2] В 2005 году названный документ был одобрен министрами образования и рекомендован к внедрению в национальные системы гарантии качества. В последующем он был переведен на русский язык российским Национальным аккредитационным агентством в сфере образования, официально утвержден решением Аккредитационной коллегии № 3-2007 от 15.04.2007 года и рекомендован вузам для использования при формировании внутривузовских систем гарантии качества.

Разработчики документа констатируют, что цель этих стандартов и рекомендаций заключается в оказании помощи и поддержки вузам в разработке собственных систем гарантии качества, а также в разработке общих принципов, которые могут быть полезны образовательным учреждениям. И еще одно важное замечание, выраженное в документе: «Стандарты и рекомендации не предполагают их строгого исполнения и не должны интерпретироваться как предписание, не подлежащее изменениям».[3]

В предисловии к русскому изданию Г.Н.Мотова подчеркивает: «Стандарты ENQA по значимости стоят в одном ряду с европейской системой зачетных единиц ECTS, с циклами обучения, европейскими приложениями к дипломам (Diploma Supplement), так как они задают единый европейский формат к системам гарантии качества».[4]

Некоторые выдержки из «Стандартов и рекомендаций для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве» представлены в приложении к данному материалу.

В соответствии с рекомендациями европейских стандартов для гарантии качества Российский новый университет должен разработать и внедрить целый комплекс документов и требований.

1. Политика и процедуры гарантии качества

Разрабатываемый документ: Политика и соответствующие процедуры гарантии качества, стратегия по постоянному повышению качества.

Рекомендации по разработке документа:

Документ должен быть официально зарегистрирован и доступен общественности. В разработке его должны принимать участие студенты и другие заинтересованные стороны.

Официальная политика и процедуры должны представлять собой структуру, посредством которой университет мог бы разрабатывать и контролировать эффективность действия своей системы гарантии качества. Они также способствуют укреплению независимости вуза и его признанию в обществе.

Политика должна отражать намерения вуза и включать перечень основных средств, с помощью которых данные намерения осуществляются.

Политика должна отражать:

· отношение между обучением и исследовательской работой в образовательном учреждении;

· стратегию вуза в отношении качества и стандартов;

· организацию системы гарантии качества;

· обязанности кафедр, факультетов и других организационных подразделений и персонала в отношении гарантии качества;

· участие студентов в процедурах гарантии качества;

· методы, с помощью которых реализуется политика, осуществляется ее контроль и пересмотр.

Возможность вхождения в европейское образовательное пространство и эффективность системы качества в РосНОУ во многом будет зависеть от того,

- насколько ясно и чётко на всех уровнях реализации программ в университете будут определены конечные результаты и цели их достижения;

- от профессиональной компетенции преподавателей, готовых организовать учебный процесс таким образом, чтобы студенты достигали запланированных результатов; преподавателей, проявляющих мастерство и преданность своему делу, нужно поощрять материально.

- насколько университет будет стремиться к улучшению и совершенствованию уровня и качества образования.

2. Утверждение, мониторинг и периодическая оценка программ и квалификаций

Разрабатываемый документ: М еханизмы по утверждению, периодическому оцениванию и мониторингу реализуемых программ и присваиваемых квалификаций.

Рекомендации по разработке документа:

Гарантия качества программ и квалификаций должна включать:

· разработку и публикацию запланированных результатов обучения;

· постоянный контроль над разработкой учебного плана, составлением и содержанием образовательных программ;

· специфические требования, предъявляемые к различным видам обучения (дневное, заочное, вечернее; дистанционное, Интернет-обучение);

· доступность соответствующих ресурсов обучения;

· официальные процедуры по утверждению программ сторонними органами;

· мониторинг успеваемости и достижений студентов;

· периодическая оценка программ (включая внешнюю экспертизу);

· постоянное взаимодействие с работодателями, представителями рынка труда и другими организациями;

· участие студентов в процедурах гарантии качества.

3. Оценка уровня знаний студентов

Разрабатываемый документ: Методика оценки уровня знаний студентов

Рекомендации по разработке документа:

Студенты должны оцениваться с помощью последовательных процедур на основе опубликованных общепринятых критериев и положений.

Оценка студентов является одним из наиболее важных элементов в высшем образовании. Результаты оценки оказывают значительное влияние на будущую карьеру студентов. Таким образом, уровень их знаний должен оцениваться на профессиональной основе с учётом современных достижений в области тестовых и экзаменационных процедур. Результаты процедур оценки отражают эффективность организации процесса обучения в вузе.

Процедуры оценки уровня знаний студентов должны:

· быть составлены в соответствии с планируемыми результатами обучения и отвечать целям программы;

· соответствовать своему назначению (диагностическому, текущему или итоговому);

· строиться на основе четких общепринятых критериев;

· проводиться специалистами, которые осознают влияние их оценки на дальнейший процесс обучения и успехи студентов в достижении знаний, умений и навыков, необходимых для присвоения им искомой квалификации;

· по возможности, основываться на суждении более чем одного экзаменатора;

· принимать во внимание возможные последствия экзаменационных требований;

· иметь правила, касающиеся причин отсутствия студентов на занятиях (по болезни или другим уважительным причинам);

· гарантировать объективность оценочного процесса в соответствии с процедурами, установленными в вузе;

· проходить проверку в административном порядке, что гарантирует точность выполнения всей процедуры.

Кроме того, студенты должны быть в полной мере информированы об используемой стратегии их оценивания, какие экзамены, зачёты и другие виды контроля им придётся проходить; что от них ожидается, и какие критерии оценки их ответов будут применяться.

4. Гарантия качества и компетентности преподавательского состава

Разрабатываемый документ: М еханизмы и критерии оценки компетентности преподавателей

Рекомендации по разработке документа:

Преподаватели являются главным ресурсом учебного процесса, доступным большинству студентов. Важно, чтобы они обладали полноценными знаниями и пониманием преподаваемого предмета, необходимыми умениями и опытом для эффективной передачи знаний студентам в рамках учебного процесса, а также для организации обратной связи по поводу качества их преподавания.

Университет должен гарантировать, что, в случае приема на работу новых сотрудников, они будут обладать, по крайней мере, минимальным уровнем необходимой компетенции.

Преподавательский состав должен иметь возможность совершенствования и развития педагогического мастерства и ценить свой профессионализм.

Вуз должен предоставлять преподавателям с недостаточным уровнем компетенции возможность профессионального роста. Если он/она продолжает демонстрировать низкий уровень квалификации, вуз обязан принять меры по отстранению такого сотрудника от преподавательской деятельности.

5. Образовательные ресурсы и система поддержки студентов

Разрабатываемый документ: Образовательные ресурсы и система поддержки студентов

Рекомендации по разработке документа:

Университет должен гарантировать, что ресурсы, используемые для организации процесса обучения, являются достаточными и соответствуют требованиям каждой реализуемой программы.

Студенты должны иметь доступ ко всем ресурсам обучения.

Ресурсы могут быть как материальными (библиотеки или компьютеры), так и человеческими (наставники, кураторы и другие консультанты).

Образовательные ресурсы и другие механизмы системы поддержки студентов должны находиться в свободном доступе, отвечать потребностям студентов.

Студенты должны иметь возможность высказывать своё мнение о предоставляемых им услугах.

Университет должен вести постоянное наблюдение за эффективностью предоставления дополнительных услуг, проводить их мониторинг и совершенствование.

6. Система информирования

Разрабатываемый документ: Методика сбора и анализа информации о деятельности университета и использования ее для эффективного управления вузом

Рекомендации по разработке документа:

Самообследование вузов — это отправная точка для эффективной гарантии качества. Очень важно, чтобы универстит имел в распоряжении средства сбора и анализа информации о собственной деятельности. При их отсутствии этих средств вуз не в состоянии определить сильные и слабые стороны своей деятельности и результаты внедрения инноваций.

Системы информирования, относящиеся к качеству, в некоторой мере зависят от локальных условий, но, по меньшей мере, они должны охватывать:

· прогресс студентов и уровень успеваемости;

· востребованность выпускников на рынке труда;

· удовлетворённость студентов образовательными программами;

· эффективность преподавания;

· состав студентов;

· доступность и стоимость ресурсов обучения;

· главные показатели деятельности вуза.

Сравнение университета с другими вузами в европейском пространстве и за его пределами также играет важную роль. Это позволяет вузу повысить уровень самопознания и найти новые методы совершенствования своей деятельности.

7. Информирование общественности

Университет должен регулярно публиковать современную, беспристрастную и объективную, количественную и качественную информацию по реализуемым программам и присваиваемым квалификациям.

Социальная роль вуза включает информирование общественности о реализуемых программах и ожидаемых результатах выполнения этих программ, присваиваемых квалификациях, уровне преподавания, процедурах обучения и оценки и учебных возможностях для студентов.

Публикуемая информация может содержать данные об успехах и трудоустройстве выпускников, а также характеристику студентов, обучающихся в вузе в данный момент.

Информация должна быть точной, беспристрастной, объективной и доступной. Она не должна использоваться лишь в маркетинговых целях.

Вуз должен удостовериться, что он соответствует собственным требованиям беспристрастности и объективности.

Глава 1. Европейские стандарты и рекомендации
для внутренней гарантии качества высших учебных заведений

1.1. Политика и процедуры для гарантии качества вузов. Образовательные учреждения должны иметь собственную политику и процедуры гарантии качества и стандарты для реализуемых программ и присваиваемых квалификаций. Они должны признавать важность качества и гарантии качества в своей работе. Для достижения этой цели вузы должны разработать и внедрить стратегию по постоянному улучшению качества. Стратегия, политика и процедуры гарантии качества должны иметь официальный статус и быть доступными для общественности. Студенты и другие заинтересованные лица должны также принимать участие в этом процессе.

1.2. Утверждение, мониторинг и периодическая оценка программ и квалификаций. Вузы должны разработать официальные положения по утверждению, периодической оценке и мониторингу реализуемых программ и присваиваемых квалификаций.

1.3. Оценка уровня знаний студентов. Студенты должны оцениваться с помощью последовательных процедур на основе опубликованных критериев и положений.

1.4. Гарантия качества профессорско-преподавательского состава. Образовательные учреждения должны разработать механизмы и критерии оценки компетентности преподавателей. Данные критерии должны быть доступны организациям, осуществляющим внешнюю оценку, и отражены в отчётах.

1.5. Образовательные ресурсы и система поддержки студентов. Образовательные учреждения должны гарантировать, что имеющиеся ресурсы для организации процесса обучения студентов являются достаточными и соответствуют требованиям каждой реализуемой программы.

1.6. Система информирования. Образовательные учреждения должны обеспечивать сбор, анализ и распространение необходимой информации для эффективного управления программами обучения и другими видами деятельности.

1.7. Информирование общественности. Образовательные учреждения должны регулярно публиковать современную, непредвзятую, объективную количественную и качественную информацию о реализуемых программах и присваиваемых квалификациях.


[1] Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в Европейском пространстве.-Йошкар-Ола: Аккредитация в образовании, 2008.- 58 с.

[2] Берлинское коммюнике, 2003.

[3] Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в Европейском пространстве.-Йошкар-Ола: Аккредитация в образовании, 2008.- С.24.

[4]