Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 22

 

Поиск            

 

Рекомендации методические учителям истории и обществознания по разработке программ по казачьему компоненту Ставрополь 2010

 

             

Рекомендации методические учителям истории и обществознания по разработке программ по казачьему компоненту Ставрополь 2010

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Методические рекомендации учителям истории и обществознания по разработке программ по казачьему компоненту


Ставрополь 2010


ББК

П

Авторы-составители:

Покасов В.Ф., к.и.н., проректор по научно-методической работе СКИПКРО;

Черкасов В.А., старший научный сотрудник отдела научно-педагогических исследований СКИПКРО.

Научный редактор:

Н.Б. Погребова, кандидат педагогических наук, ректор СКИПКРО

Рецензенты:

Кувалдина И.В. , заместитель министра образования Ставропольского края

Методические рекомендации учителям истории и обществознания по разработке программ по казачьему компоненту/авторы составители: Покасов В.Ф., к.и.н., Черкасов В.А. – Ставрополь: СКИПКРО, 2010. – 30 с.

В сборнике представлены методические материалы по составлению программы курса по казачьему компоненту, приведен вариант тематического планирования по курсу, представлен список литературы, даны примеры организационно-воспитательной работы в кадетских классах.


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка 3

Примерное содержание программы курса 13

Список рекомендованной литературы 18

Пояснительная записка.

Актуальность. История казачества является неотъемлемой частью истории нашего Отечества. Сегодня в условиях обретения политической свободы, демократизации жизни России идет сложный, противоречивый процесс возрождения казачества. Северный Кавказ вновь становится центром общественной жизни казаков.

Отношение к происходящим переменам не однозначно, бесспорно одно - интерес огромен, особенно у молодежи. Для нее важно пересмотреть историю края, освободиться от стереотипов и догм, от мифологизации.

Актуальность темы в наше время обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. Оно издавна привлекало внимание большого числа исследователей различных отраслей знания: историков, социологов, этнографов, военных, экономистов, политиков, юристов, литераторов и общественности в нашей стране и за рубежом.

В богатейшей истории нашей Родины история казачества, пожалуй, один из самых интересных и менее изученных сюже­тов. Само слово «казак» овеяно многими историческими леген­дами. О казаках написано не­мало. Казачью тему разрабатывали корифеи отечественной ис­тории Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О.Ключевский. Она вдохновляла писателей и поэтов от А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого до М.А. Шолохова. Оценку роли казачества в истории России подчеркивает фраза Л.Н.Толстого: «Граница родила казачество, а казачество создало Россию». А между тем, как недостаточно, в сущности, мы знаем об истории казачества!

Особенно актуальной становится проблема формирования национального, этнического самосознания, научного исторического мировоззрения подрастающего поколения, которое может стать духовным стержнем возрождения России и россиян, воспитания любви к Отечеству, к своей «Малой родине» - Северному Кавказу, лучших гражданских качеств личности, чувства патриотизма.

В настоящее время осуществляется попытка включения возрождающегося казачества в систему российской государственности в качестве самостоятельной силы. При этом неизбежно встает вопрос целесообразности такого процесса, требующего в новых условиях иных форм организации, чем прежде, потому, что перед страной не стоят те задачи, которые казачество выполняло в прошлом. Тем не менее, выработка государственной политики в отношении этой своеобразной части российского населения уже идет.

Актуальность проблем, рассматриваемых в настоящей программе, усиливается наличием компоненты- культура Северного Кавказа и места в нём казачества, являющейся предметом острых дискуссий. Не подлежит сомнению необходимость возрождения традиций казачества. Разногласия начинаются при конкретизации того, что подлежит возрождению, какие элементы, особенности материальной и духовной культуры казаков следует внедрять в современную жизнь.

В ходе изучения курса активно используются межпредметные связи (с источниковедением и историографией, экономикой, культурологией, и т.д.), что помогает расширить кругозор учащихся, стимулировать развитие их творческих способностей, и сформировать навыки самостоятельной работы.

Основными приоритетами данного курса являются :

1. История северо-кавказского казачества является неотъемлемой частью истории республик Адыгеи, Карачаево-Черкесии и часть Ставропольского и Краснодарского края, Ростовской области и республик Северного Кавказа.

2. Одной из специфических черт истории региона является феномен казачества. Именно казачество стало важнейшим фактором прочного включения кубанских земель в состав России.

3. Следует всегда учитывать, что уже с глубокой древности до наших дней регион Северного Кавказа был полиэтничным (многонациональным).

4. При рассмотрении контактов и связей между казаками и народами Северного Кавказа следует большое внимание уделять складывающимся здесь веками традициям добрососедства и взаимовыгодного партнерства.

Предметом курса «История казачества» является изучение процесса становления северо-кавказского казачества, формирования его территории, населения, социально-экономического уклада и культурных традиций.

Основной целью программы является формирование у школьников осознанного представления о сложных исторических, социальных процессах становления и развития казачества, пробуждение у них чувств патриотизма и гордости, ответственности за судьбы Отечества, интереса к современным проблемам казачества.

Предлагаемый курс строится на сочетании проблемного и конкретно-исторического принципов. Программа содержит как теоретическое осмысление, так и необходимый фактический ма­териал. Настоящий курс призван реализовать в практической деятельности школ принципы государст­венной политики и общие требования к содержанию образова­ния, сформулированные в Законе об образовании:

- воспитание гражданственности и любви к Родине;

- защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонацио­нального государства;

- формирование у учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний;

- формирование мировоззренческой, нравственной куль­туры;

Основной воспитательной задачей в школе с национальными компонентами культуры является воспитание личности креативной, способной присваивать общечеловеческие культурные ценности и индентифицировать себя с определенной социокультурной и этнокультурной средой, готовой к служению Отечеству на военном и гражданском поприще.

В то же время, формирование у учащихся коммуникативных компетенций связанных с нормами этнокультурной толерантности является первоочередным в условиях современного этапа развития российского общества.

Достижению этих целей должна быть подчинена вся система учебно-воспитательной работы, весь уклад жизни образовательного учреждения.

Задачи:

- углубление знаний учащихся об историческом пути казачества с момента становления до нашего времени, его социальном, духовном и нравственном опыте на основе ознакомления с трудами историков, с историческими документами, истоками духовной культуры;

- развитие способностей учащихся осмысливать процессы возрождения казачества и проблемы казачьего движения на основе исторического анализа их уникальности и вместе с тем органической принадлежности к истории Отечества, для решения вопроса о том, что подлежит возрождению и внедрению в сознание и психологию современного человека, жителя Северного Кавказа;

-формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма через ознакомление роли казачества на службе Отечеству;

-развитие интереса и уважения к истории казачества, стремление сохранять и приумножать культурное наследие своего края.

- укрепление связей с казачьей семьей в профилактике социального поведения детей и подростков.

Основные особенности построения программы. Ведущим нормативным документом, на котором построена программа, является учебная программа по истории Отечества.

Отбор содержания учебной программы осуществлен, исходя из концепции образования, предусматривающей передачу учащимся состава общечеловеческой культуры: основу теоретических знаний, опыт применения знаний, формирование соответствующих умений и навыков, включение в опыт творческой деятельности (самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний, умений в новую ситуацию, видение новой проблемы в стереотипной; поиск альтернативного решения проблемы), а также опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности

Программа обеспечивает взаимосвязь в преподавании курса истории казачества для формирования целостных знаний учащихся в развитии Российского государства в целом и конкретно северо-кавказского региона.

Степень разработанности темы. В настоящее время наблюдается своеобразное возрождение науки о казачестве. Весомый вклад в решение научных проблем истории казачества был сделан на первых всесоюзных конференциях ученых, посвященных казачеству, которые состоялись в г Черкесске в 1980 и 1986 гг. С этого времени и особенно с начала 1990-х годов наступил новый этап изучения этого феномена. Поддержка государством реабилитации казачества активизировала научную деятельность ученых.

Следует отметить относительно медленное вызревание новых взглядов на казачество и его историю. Очевидно, мешают прежние стереотипы. Достаточно сказать, что до сих пор ни одна из теорий происхождения казачества, миграционных и автохтонных концепций, ни одно из сословных определений и т.д. так и не стали общепризнанными. В частности, крайне мало современных работ о роли терского казачества в истории присоединения Северного Кавказа к России (Исключением является, разве что, работа атамана Минераловодского отдела Терского казачьего войска Губенко О.В.).

В последнее время появилась масса новой литературы о казаках. Заслуживают внимания произведения А.Н.Андреева и А.С.Дурандина, А.М.Гнеденко и В.М.Гнеденко, А.М.Демина, В.Е.Ковалева, Губенко О.В., Астапенко М.П., Федосова П.С., Сизенко А.Г., Гангур Н.А. и ещё целой группы исследователей, а также ряд диссертаций, в которых авторы настойчиво обращаются к дискуссионным темам (в частности, Самовтор С.В., Николаенко Н.Д., Васильева И.Ю. и др.). Тем не менее, на основании новых фактических данных и более широких методологических подходах такая задача вполне разрешима.

Материал программы изложен в строгой логико-хронологической последовательности. Курс истории казачества состоит из 16 тем, освещающих различные аспекты военно-политической, социально-экономической и культурной истории казачества.

Одна из главных задач учителя - на материале курса формировать основные компетенции учащихся, к которым относятся:

1) ключевые интеллектуальные умения:

а) постановка проблемы;

б) работа с информацией (поиск, анализ, организация, обобщение, представление, передача);

в) планирование работы;

г) выдвижение и проверка гипотез, проектирование процессов и явлений;

д) рассуждение: вынесение и аргументация суждений, выявление или указание их границ;

е) оценка (самооценка) и коррекция;

2) универсальные способы деятельности, способы познания и взаимодействия.

3) базовые структурообразующие знания, общее представ­ление о системе знаний;

4) социальный опыт;

5) адекватная самооценка собственной (освоенной) системы знаний.

Комплекс используемых педагогом и учащимися приемов и методов зависит от возраста школьников, уровня их подготовки, цели занятия, задач проводимой работы.

Оптимальным инструментом формирования интеллектуальных компетенций является проектная и научно-исследовательская деятельность. Одним из направлений этой деятельности может стать изучение традиций и обычаев, истории казачества, литературного и художественного наследия, особенностей быта. Примерными темами проектов могут быть: «Материальная культура казаков», «Сохранение казачьих традиций», «Генеалогия казачьих родов», «Казачий фольклор», «Казачество в персоналиях».

Результатом этой деятельности может стать общешкольная конференция или фестиваль ученических проектов. Кроме этого, результаты проведенных исследований могут лечь в основу обновления инфраструктуры образовательного учреждения: создания школьного исторического музея казачьей культуры, что будет способствовать реализации регионального компонента в курсе Истории Отечества, предусмотренной образовательным стандартом.

Важным аспектом для расширения образовательного пространства школы является взаимодействие с центрами возрождения казачества, музеями истории казачества, воинскими формированиями.

Важную роль для обмена опытом должны играть ресурсы интернет, для чего необходимо обеспечить появление информации на сайте школы, что будет способствовать установлению партнерского взаимодействия с казачьими школами других регионов.

Богатейший казачий фольклор дает широкие возможности для организации художественно-эстетического направления на основе казачьей культуры: Казачий хор, Ансамбль казачьей песни и пляски; фестиваль казачьей культуры, фотостудия, студии художественного творчества (возрождение ремесел казачества), художественная студия.

В рамках дополнительного образования детей целесообразна экспедиционная деятельность школьников; при этом тематика экспедиций, связанная с изучением истории и традиций кубанского и терского казачества, может быть различной. Экспедиционный поиск предпочтительно проводить совместно с казачьей организацией, местным музеем, государственным архивом, отделением фонда культуры, обществом охраны памятников истории и культуры, военкоматом т.д. В целом принципиальная схема экспедиционного поиска выглядит следующим образом:

1) изучение публикаций, ранее собранных и дополнительно найденных архивных источников, воспоминаний;

2) сбор экспедиционными группами и отрядами нового материала на местах, в ходе экспедиции;

3) изучение и систематизация собранного материала;

4) практическое использование: подготовка учащимися сообщений и докладов, оформление альбомов, выставок, музейных экспозиций, небольших статей для местной газеты, выступлений по радио и телевидению и т.д. В процессе поиска составляются именные, исторические и географические указатели, карты, схемы и т.п.

В процессе создания воспитательной системы формируются и закрепляются в практике образовательного учреждения общешкольные традиции: «Посвящение в кадеты», «Посвящение в казачата». Провести посвящение возможно 6 мая в день святого великомученика Георгия Победоносца, покровителя казачества. Несмотря на то, что традиционно посвящение проводится в начале учебного года, проведение подобного мероприятия в мае дает возможность для учащихся весь учебный год провести под флагом подготовки к посвящению и все мероприятия, которые запланированы для данной параллели становятся той системообразующей нитью, которая определяет направление воспитательной деятельности.

В этом процессе формируются и укореняются обычаи при посвящении каждой параллели (например, пятиклассников) сажается памятное дерево, как символ потенциального роста, и разрастается «Аллея кадетов». При выпуске этих учащихся готовится презентация каждого выпуска, выполненная в виде плаката, которая в свою очередь, станет началом «Галереи выпусков». В процессе формирования традиций, как правило, возникает системообразующее мероприятие или система мероприятий, примером может быть военно-патриотическая игра «Казацкие игры», которая готовятся в течение всего года, и проводится в течение нескольких дней и нескольких этапов:

1 этап – спортивные соревнования;

2 этап – интеллектуальные конкурсы, викторины по истории, обычаях, традициях казачества;

3 этап - фольклорный конкурс: написание тематических частушек, разгадывании загадок, перепевки, переплясы.

При этом все аспекты школьной жизни отражались бы в школьной газете, которую могли бы выпускать воспитанники.

Важно, чтобы эти традиции были приняты всеми участниками образовательного процесса и приживались в учреждении, а не были навязаны и носили формальный характер.

Важнейшим элементом формирования этнокультурной образовательной среды является разработка системы мотивирования и форм поощрения за достижения в учебе и внеучебной деятельности обучающихся, которые отражают специфику данного учреждения. Это может быть иерархия воинских званий, в зависимости от разработанного индивидуального рейтинга, в основу которого могут быть положены результаты «портфолио», знаки отличия, существующие в конкретном образовательном учреждении: грамоты, медали, почетные знаки (нашивки, шевроны).

В рамках ученического самоуправления возможно создание структуры моделирующей структуру казачьей демократии «Казачий круг». По свидетельству источников: «Круг ведет Дежурный есаулец... Совет стариков является независимой частью Круга и обладает правом «вето», полным и частичным на решения Круга... Священник обладает правом остановить Круг, все решения, принятые в его отсутствие, как и в отсутствие Совета стариков, считаются недействительными». Перенося эту модель на школьное самоуправление можно в качестве совета стариков ввести в состав совета членов педагогического коллектива, а в роли Священника может выступить представитель казачьей общины в регионе.

Кроме создания внутренней системы этнокультурной образовательной среды важны и ее внешние проявления, выраженные в специфике оформления школы, классных помещений, ученической форме и т.п.

Примерное содержание программы:

Тема 1. Вводное занятие. Предмет и задачи курса «История казачества». Ознакомление учащихся с тематическим планом и литературой, необходимой для изучения курса. Ознакомление с методикой подготовки и проведения практических занятий и самостоятельной работы учащихся. О подготовке докладов (ов) по отдельным темам. Ознакомление учащихся с методикой подготовки и проведения викторины по изучаемому курсу.

Казачество как исторически сложившаяся этносоциальная общность людей на географическом пространстве России

Проблема происхождения казачества Летописи, былины и другие источники материалов о казаках. Казачество в трудах В.Н. Татищева, Н.М. Карамзина, С.М.Соловьева, В.О. Ключевского. Вольные и служилые казаки. Казачьи войска дореволюционной России. Разработки по истории казачества в новейшее время.

Тема 2. Православие как источник духовности казачества.

Религиозные традиции запорожских и донских казаков. Кавказ - место раннего появления христианства. Православная Тмутаракань. Казаки - старообрядцы на Кубани в 17 в. Особенности религиозного сознания черноморских переселенцев. Черноморское духовенство. Духовная жизнь линейных станиц.

Влияние церкви на духовное и нравственное состояние казачества. Епархиальное управление северо-кавказской областью. Борьба с расколом и сектантством. Святые обители.

Зодчество, возведение православных храмов. Вера в народной жизни. Святой угол. Православный календарь. Паломничество и почитание святых мест. Станичный храм. Станичный батюшка. Вера и верование.

Традиционные религиозные праздники и обряды кубанского казачества. Рождество. Колядование. Щедрование. Посевание. Крещение Господне. Святки. Масленица. Прощеное воскресе­нье. Великий пост. Вербная неделя. Страстная неделя. Сретение. Благовещенье. Пасха. Провода. Вознесение. Троица. Воздвиженье. Покров (Покрова). Престольные/храмовые праздники.

Войсковые праздники. День благоверного князя святого Александра Невского. Святыни и обряды казачества. Родильно-крестильный обряд. Проводы на службу. Свадебный обряд. Похоронно-поминальный обряд.

Тема 3. Казачьи традиции, народные знания и фольклор.

Казачьи заповеди и традиции, их популяризация и выполнение. Воспитание в казачьей семье.

Народные знания. Народные приметы. Народные представления об устройстве вселенной. Народная ветеринария. Традиционная медицина.

Казачье декоративно-прикладное искусство. Традиционные художественные ремесла и промыслы. Художественная ковка. Изготовление оружия. Гравировка. Прядение и ткачество. Вышивка. Гончарное дело. Лозоплетение. Роспись. Войсковая живопись.

Казачий музыкальный фольклор. Этапы формирования казачьей музыкальной традиции. Особенность жанровой системы музыкального фольклора. Воинские жанры народных песен. Историческая песня. Обрядовые песенные жанры. Свадебный фольклор. Не приуроченные жанры фольклора: плясовые песни, припевки, частушки. Казачьи пляски. Казачий язык - диалекты и говоры.

Домашнее и школьное образование. Воспитание. Книжное дело. Открытие библиотек. Высшее образование: казаки-воспитанники Петербургского, Харьковского, Ставропольского и Оренбургского юнкерских казачьих училищ

Тема 4. Культура физического воспитания казачества .

Физическое воспитание казачьей молодежи в семье и общине (станице). Народные игры казачества. Физическое воспитание в учебных заведениях. Боевая и физическая подготовка в казачьих войсках. Искусство рукопашного боя и верховой езды. Система выживания. Казачий Спас.

Тема 5. Материальная культура северо-кавказского казачества .

Землевладение и землепользование. Войсковые земли. Паевый надел. Станицы и хутора. Усадебная земля и полевой надел как основа хозяйственной деятельности казаков.

Скотоводство. Лошадь в жизни казака. Роль крупного рогатого скота. Казачьи промыслы. Рыболовство. Охота.

Поселения и традиционные жилища казаков. Сечь. Кош. Станица. Хутор. Курень. Хата. Турлук. Саман. Землянка. Баз. Погреб. Амбар. Летняя кухня. Казачьи городки. Зимовники. Майдан.

Традиционная одежда казаков. Шаровары. Рубаха. Косоворотка. Сорочка. Зипун. Платье. Юбка. Кофта. Украшения. Черкеска. Бурка. Башлык. Бешмет. Папаха.

Традиционная система питания. Лепешки. Каша. Курник. Вареники. Рыбные блюда. Молочные продукты. Блюда из овощей и фруктов. Борщ. Мясные блюда. Студень (холодец). Сало. Напитки. Квас. Кисель. Узвар (взвар).

Тема 6. Традиционное снаряжение и оружие казаков.

Экипировка казака и верховой лошади. Эволюция огне­стрельного оружия казаков. Холодное оружие. Шашка. Сабля. Кинжал. Пика. Подготовка военного снаряжения к службе в армии.

Тема 7. Воинский мир северо-кавказского казачества.

Казак как прирожденный воин. Военная служба казачества в дореволюционной России. Разведка. Охрана границ. Кавалерийская служба. Пластуны: от стрелков - разведчиков до «царицы полей». Участие казачества в охране границ и военных действиях императорской России.

Воинские народные знания. Воинские обряды. Полковое / батальонное самосознание.

Тема 8. Герои кубанского и терского казачества.

Роль казачества в охране и защите границ Российского государства. Казаки в войнах России XVI в. (взятие Казанского, Астраханского ханств, поход Ермака и присоединение Сибирского ханства). Казачество Дона и Терека в событиях русской Смуты. Причины вовлечения казачьих сообществ в события гражданской войны в России. Казаки в народном ополчении Минина и Пожарского. Роль казаков в изгнании поляков из Москвы.

Политическая роль казачьих сообществ в Северо-Кавказском регионе.

От вольных поселений к принудительной колонизации Притеречных районов (XVI-XVIII вв.). Устройство кордонной линии.

Эпоха Петра Великого. Азовские походы Петра и участие в них казаков. Казаки в Северной войне.

Казачество в русско-турецких и персидских войнах конца XVIII – начало XIX вв. Роль казачества в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах 1813 - 1814 гг. и других войнах на стороне России (с Ираном, Османской империей). Атаман Платов и казаки-платовцы.

Присоединение Северного Кавказа к России и интеграция терского казачества в структуру российской государственности. Роль казачества в основании и защите новых населённых пунктов (Военно-казачья колонизация).

Казачество в Крымской войне: герои обороны Севастополя. Казаки - освободители Болгарии. На сопках Маньчжурии. Казачество в годы Первой мировой войны.

Тема 9. Казаки и горцы: поиски компромисса (1 час).

Первые контакты казаков с горцами. Куначество как форма побратимства. Прием горских детей в казачьи школы. Взаимопомощь вовремя эпидемий и неурожаев. Взаимодействие культур. «Меновые дворы» как действенная форма товарообмена и сближения горцев и казаков. Адыгские просветители и их роль в сближении народов Кубани.

Тема 10. Историки казачества (7 часов)

Краеведческая деятельность на Северном Кавказе. Изучение истории казачества краеведческими организациями.

Тема 11. Казачьи регалии и символы (6 часов)

Что такое регалии? Состав казачьих регалий, их назначение. Символы атаманской власти. Булава. Пернач. Насека. Бунчук. Прапор. Знамена. Печать. Герб. Грамоты. Гимн. Судьба казачьих регалий.

Тема 14. Великие русские писатели о казаках (2 часа)

Бытовые сцены из жизни Запорожской Сечи в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». А.С. Пушкин на Кубани и Кавказе, его оценка казаков. Казаки в произведениях М.Ю. Лермонтова. ЛЯ. Толстой о роли казаков в создании России. Повести ЛЯ. Толстого «Казаки» и «Хаджи - Мурат».

Тема 12. Казачество в водовороте событий начала ХХ века.

Казачество в первой русской революции (1905-1907 гг.).

Положение в крае после Февральской революции. Проявления кризисных тенденций. Спад в экономике. Углубление социальных противоречий. Активизация национального движения народов Северного Кавказа. Казачьи круги на Дону, Кубани и Тереке как форма возрождения традиционного способа управления. Образование войсковых правительств. Межнациональные конфликты и их влияние на дестабилизацию ситуации в крае.

Октябрьская революция 1917 г. и Северный Кавказ. Особенности процесса установления советской власти на Дону и Северном Кавказе. Начало преобразований. Национально-государственное строительство на Юге России: Донская, Кубано-Черноморская, Ставропольская республики. Северо-Кавказская Советская республика.

Гражданская война на Дону и Северном Кавказе. Причины, предпосылки и особенности гражданской войны в регионе. Походы на Кубань войск белогвардейцев под командованием Корнилова и Деникина. Край под властью деникинского правительства. Борьба «державников» и «самостийников». Ход гражданской войны в регионе. Победа Советской власти.

Эмиграция казаков. Страны расселения. Жизнь за рубежом.

Тема 13. Казачество в 1920 -1930-е годы.

Окончание Гражданской войны и политика большевиков по отношению к казачеству. Национально-государственное строительство на Северном Кавказе на завершающей стадии гражданской войны. Дискриминационные меры по отношению к казачеству. Борьба с бело-зеленым движением. Землеустройство в 1923 - 1927 гг. Курс на коллективизацию станицы. Раскулачивание. Расказачивание. Голод на рубеже 1932 - 1933 годов. «Черные доски». Выселение казаков, репрессии. «Большой террор».

Тема 14. Казачество в Великой Отечественной войне (2 часа)

Нападение немецко-фашистских захватчиков на СССР. Запись добровольцев на фронт. Ставрополье в годы оккупации. Вторая волна эмиграции. Лиенцевская трагедия. Казаки – герои Великой Отечественной войны

Тема 15. Возрождение казачества (10 часов)

У истоков казачьего возрождения. Деятельность Кубанского и Терского казачества на современном этапе. «Ставропольский краевой союз казаков». Основные функции и направления деятельности казачьих обществ на Северном Кавказе. Первичное казачье общество (станичное, городское, хуторское).

Тема 16. Итоговое занятие (2 часа)

Традиции казачества и современность. Экскурсия в храм или музей, возможно подведение итогов экспедиции, проведенной в течение учебного года. Казак - доблестный защитник Родины. Воинские традиции казачества и современность.

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Абаза К.К. Казаки: Донцы, Уральцы, кубанцы, Терцы. Очерки из истории и стародавнего казацкого быта в общедоступном изложении для чтения в войсках, семье и школе.- СПб.,1899.

Аверьянов Ю. Счастье быть казаком. // Наш современник - 1992.

Агафонов А.И. Область Войска Донского и Приазовье в дореформенный период. – Ростов н/Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1986.

Агафонов А.И. История Донского края ( XVI - первая половина ХХ вв. – Ростов н/Дону., 2001.

Агафонов О.В. Казачьи войска Российской империи. Пантеон отечественной славы.- М.: Калининград, 1995.

Аграрная история Дона и Северного Кавказа. Ростов н/Д, 1980.

Актуальные проблемы казачьего движения. (Круглый стол) // Социологические исследования. – 1992.

Александров С.Г. Систематизация народных игр кубанского казачества для детей старшего школьного возраста. Учебно­-методическое пособие. Краснодар, 2000.

Андреев А.Н., Дурандин А.С. Слуги государевы. - СПб: Славянин, 1996.

Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII-XX вв.-Батайск, 2002.

Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII-XX вв.- Ростовн/Д., 2006.

Астапенко М.Н. История донского казачества (с древнейших времён до 1920 г.).- Ростовн/Д., 2002.

Астапенко М.Н. Донские казаки 1550-1920 гг.: Учебное пособие. – Ростов н/Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1969.

Басханов А.Н., Басханов М.Н., Егоров Н.Д. Линейцы. Очерки по истории станицы Лабинской и Лабинского отдела Кубанской области. Никосия, 1996.

Бларамберг И. Историческое, топогорафическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа.- М., 2005.

Бондарев В.А., Ревин И.А. Институт станичных атаманов в истории казачества: функциональное назначение (Российское казачество: вопросы истории и современные трансформации).- Ростов-н/Д., 2005.

Бондарь Н.И. К вопросу о традиционной системе ценностей кубанского казачества // Из культурного наследия славянского населения Кубани. Краснодар, 1999.

Бондарь Н.И. Традиционная культура Кубани и дети. – Краснодар, 1994.

Булычёва Н.В. Казачество Дона XV - начало ХХ вв.- Ростов н/Д.,2004.

Великая Н.Н. Казаки Восточного Предкавказья в 18-19вв.- Ростов н/Д.,2001.

Вакуленко Е.Г. Народная культура кубанских казаков.- Краснодар, 2009.

Великая Н.Н. О взаимоотношениях кабардинцев и казаков в Притеречье (Казачество России: история и современность).- Краснодар, 2002.

Великая Н.Н. Система самоуправления гребенского казачества в 18-19 вв. (Государственная власть и самоуправление: взаимоотношения и проблемы).- Ставрополь, 2003.

Венков А.В. История казачества России: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Издательство РГУ,2001.

Водолацкий В.П. Казачий Дон6 очерки истории и культуры.- Ростов н/Д.,2005.

Военная подготовка в казачьих школах. – Екатеринодар, 1911.

Воронов В. В. Технология воспитания: Пособие для преподавателей вузов, студен­тов и учителей. М., 2000.

Гангур Н.А. Народная культура кубанских казаков: конец ХVIII – середина ХIХ вв.- Краснодар, 2009.

Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. М; Пятигорск, 1992.

Гнеденко А.М., Гнеденко В.М. За други своя или все о казачестве. - М.: Международный фонд славянской письменности и культуры, 1993.

Голубовский П.В. Печенеги, торки и половцы до нашествия татар. - М., 1884.

Голобуцкий В.А. Черноморское казачество. – Киев, 1956.

Гордеев А.А. История казаков. Ч.Ч.1-4. – М.: Мысль, 1991.

Гордеев А.А. История казаков. - М., 1992.

Губенко О.В. Терское казачье войско в XV-XXI вв. (Влияние государства на социально-экономические аспекты казачьей жизни).- Ессентуки, 2007.

Дон и Северный Кавказ: Учебно-методический комплекс. Ч.2.- Ростов н/Д.,2010.

Дон и степное Приазовье в XVIII веке - I половине XIX века: Сборник статей. – Ростов н/Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1977.

Донские казаки в походе и доме. – Ростов н/Дону: Донское слово, 1991.

Документы героических лет 1917 - 1920 годов: Сборник документов. – Ростов н/Дону: Кн. изд-во, 1987.

Емельянов Ю.Н. Генезис и региональные особенности сословной ментальности кубанского казачества (конец XVIII – 30 –е гг. XX вв.).- Авто диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук.: Кубанский государственный технологический университет.-Краснодар, 2006.

Желтова В.П., Иванова Н.А. Российское законодательство о казачьем сословии (ХVIII-ХIХ вв.). // Проблемы казачьего возрождения. Сборник научных статей. Ч. 2. - Ростов-на-Дону: НМЦ «Логос», 1996.

Заседателева Л.Б. Терские казаки (середина ХVI - начало ХХ в.). Историко-этнографические очерки. - М.: МГУ, 1974.

История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 г. Учебное пособие для вузов. Ростов н/Д, 2001.

История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. – 1917 г.). М., 1988.

История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1988.

История Дона и Северного Кавказа (1917 – 2000). Отв. ред. А.В. Венков. Ростов н/Д; Нальчик, 2004.

История казачества России (учебное пособие).- Ростов н/Д.,2001.

История казачества: программа для учащихся 9 класса общеобразовательной школы/Авт. Запрудская Л.Я.// http://www.ipkpro.aaanet.ru

История Кубани: Учебно-методический комплекс.- Армавир, 2009.

История Дона и Северного Кавказа с древнейших времён до февраля 1917 г.: Учебная программа для студентов дневного и зочного отделений.- Ростов н/Д., 2002.

История городов и сёл Ставропольского края.- Ставрополь, 2002.

Казачество: Мысль современников о прошлом, настоящем и будущем казачества// Дон. – 1992. - ЧЧ. 1-2.

Казачий круг. Альманах. Спец. выпуск № 1-2 . – М.: МГП. «Русское слово», 1991.

Казачий словарь - справочник. В 3-х томах. Изд. А.И. Скрылов, Г.В. Губарев. Роспринт воспроизведение, 1992.

Казачество: Мысль современников о прошлом, настоящем и будущем казачества// Дон. – 1992. - ЧЧ. 1-2. Стр. 216 - 338.

Казачество: традиции, обряды и календарные праздники. Автор-составитель П.С.Федосов/ науч. ред. Кудрявцев А.А.- Ставрополь, 2009.

Казин В.Х. Казачьи войска. Хроника гвардейских казачьих частей.- СПб.,1912.

Карамзин Н.М. История государства Российского (т. 1 - 12). - М., 1989.

Караулов М.А. Терское казачество в прошлом и настоящем.- Пятигорск, 2002.

Карпов В.Д. Рабочий класс на Дону и Северном Кавказе. – Ростов н/Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1987.

Козлов А.И. На историческом повороте. – Ростов н/Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1997.

Козлов А.И. Расказачивание. (К истории массового террора на Дону) // Родина, 1990.

Козлов С.А. Российское казачество на Северном Кавказе в XVIII в. Автореф. дис... докт. ист. наук. - СПб, 1997.

Козлов С.А. Кавказ в судьбах казачества. - СПб., 1996.

Козлов С.А. Взаимоотношения терско-гребенского казачества с северокавказскими народами (вторая половина ХVI - ХVII вв.). // ИСКНЦВШ, 1990. № 4.

Колесников В.А. Однодворцы-казаки. К 200-летию со дня основания Рождественской, Каменнобродской, Сенгилеевской и Новотроицкой станиц. – СПб., 2000.

Краснов П.Н. Картины Былого Тихого Дона // Орфей. – 1991. - № 1-3.

Кругов А.И. Ставропольский край в истории России (на рубеже XIX - XX вв.). Учебно-методические материалы по краеведению: Учебно-методическое пособие - , 1995.

Кругов А.И. Ставропольский край в истории России (1917 - 1941 гг.) Учебно-методические материалы по краеведению. : Учебно-методическое пособие - , 1996.

Кругов А.И. Ставропольский край в истории России (1941 - 1997 гг.) Учебно-методические материалы по краеведению.: Учебно-методическое пособие - , 1997.

Кругов А.И. Страницы истории края. Учебное пособие для школ.: Учебное пособие - , 2002.

Ключевский В.О. Курс лекций в 9 томах. - М: Мысль, 1987.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М.: Мысль, 1993.

Кубанские станицы. Этнические и культурно-бытовые процессы на Кубани.- М.,1967.

Куракеева М Ф. Семейная обрядность казаков. Черкесск, 1996.

Куракеева М.Ф. Верхнекубанские казаки: быт, культура, традиции. - Черкесск, 1999.

Куценко И.Я. Кубанское казачество. - Краснодар, 1993.

Ладоха Г. Очерки Гражданской войны на Кубани.- Краснодар, 1923.

Линейцы Средней Кубани в 300-летней истории Кубанского казачьего войска. Материалы научно-практической конферен­ции.Армавир, 1996

Литвинова Р.М. Казаки на Ставрополье. Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений.- Ставрополь, 2009.

Лукичев П.Н., Скорик А.П. Казачество: историко-психологический портрет // Возрождение казачества: история и современность. Сб. научных статей к V Всероссийской (Международной) научной конференции. - Новочеркасск, 1995.

Масалов А.Г. Возрождение казачества на Северном Кавказе.- Ставрополь: Издательство СГУ, 2002.

Масалов А.Г. Российское казачество в начале ХХI в.- Ставрополь, 2008.

Малукало А. Н. Кубанское казачье войско в 1860-1914 гг.: организация, система управления и функционирования, социально-экономический статус.- Краснодар, 2003.

Матвеев О.В. Кубанское казачество в сословной структуре Российской империи и тенденции его развития в 60-80 гг. XIX в. // Проблемы истории казачества: Сб. научных трудов. - Волгоград, 1995.

Матвеев О.В., Фролов Б.Е. Очерки форменной одежды ку­банских казаков (конец XVII в. - 1917 г.). Краснодар, 2000.

Матвеев О.В. Казачество в исторических взглядах А. С. Пуш­кина //Вопросы казачьей истории и культуры. Майкоп, 2003. Вып.2.

Матвеев О.В. Лермонтов и казачество // Вопросы казачьей истории и культуры. Майкоп, 2002. вып. 1.

Материалы для истории Терского казачьего войска с 1559 по 1860.- Владикавказ,1881.

Народы Северного Кавказа в Великой Отечественной войне.- Ставрополь, 2010.

Невская Т.А. Особенности развития верхнекубанских станиц в конце XIX- начале XX вв.//Краснодару – 200 лет. (Тезисы краевой научно-практической конференции). Краснодар, 1993.

Новак А.П., Фрадкина Н.Г. Как у нас-то было на тихом Дону. Историко-этнографический очерк. – Ростов н/Дону: Кн. изд-во, 1992.

Омельченко И.Л Терское казачество.- Владикавказ, 1991.

Освоение Кубани казачеством: вопросы истории и культуры. Краснодар, 2002.

Очерки истории Ставропольского края. Т. 1. Ставрополь, 1986.

Очерки традиционной культуры казачества России. М. ­Краснодар, 2002. Т. 1; 2005. т. II.

Казачество. Мысли современников о прошлом, настоящем и будущем казачества. – Ростов н/Д, 1992.

Казачьи атаманы/А.В.Шишлов.- М., 2008.

Казачество России: история и современностьТезисы Международной научной конференции. г. Геленджик, (8-11 октября 2002 г.)// spm111@yandex.ru

Колесников В.А. Кубанские казаки в иранских и китайских событиях конца XIX- начала XX вв.//Исследования по истории и историографии России и зарубежных стран. Сборник научных статей, посвящённый 60-летию исторического факультета Ставропольского государственного университета. Под ред. Проф. Шаповалова В.А.- Ставрополь, 2004.

Короленко П.П. Переселение казаков за Кубань в 1861 г., с приложением документов и записки полковника Шарапа//Известия Русского Географического общества. 1864. Кн. 1.Отд. 2. Т. 16. – Екатеринодар, 1911. Паг. 1.

Кругов А.И. история Ставропольского края в 3-х частях. Ставрополь, 1998.

Кругов А.И. Ставропольский край в истории России (конец XVIII-XX века). Региональный учебник для старших классов общеобразовательных учебных заведений. – Ставрополь, 2001

Кубанская область: Города, станицы, села и слободы. Общие выводы относительно промысловых занятий Кубанской области//СМОМПК. Вып. 8. Тифлис, 1889. Паг. 3.

Положение о Черноморском казачьем войске.-СПб.,1842.

Положение о Кавказском Линейном казачьем войске.-СПб.,1845.

Программа история Кубанского казачества/Авт. Ратушняк В.Н., Ратушняк О.В., Мирук М.В.- Краснодар 2006.

Македонов Л.В. В горах Кубанского края. Быт и хозяйство жителей нагорной полосы Кубанской области. Воронеж, 1908.

Матвеев О.В. Враги, союзники, соседи: этническая картина мира в исторических представлениях кубанских казаков. – Краснодар, 2002.

Матвеев О.В. Станичный атаман в исторической картине мира кубанского казачества // Казачество России: история и современность. – Краснодар, 2002.

Население Северо-Западного Кавказа в три эпохи его колонизации русским в 1841, 1860 и 1863 гг.//Известия Русского Географического общества. 1864. Кн. 1.Отд. 2. Т. 16. – Екатеринодар, 1911. Паг. 1.

Орлов П. Сборник материалов для казачьей хрестоматии Кубанского казачьего войска. – Екатеринодар, 1916.

Патракова В.Ф., Черноус В.В. Развитие региональных исторических исследований по истории Северного Кавказа постсоветского периода //Юго-Восток России в XIX – начале XX веков. Ростов н/Д, 1994.

Певнев А.П. Кубанские казаки. Пособие для учеников станичных школ. - Екатеринодар, 1911.

Пелепин Р.А. История казачества.- СПб.,1995.

Попко И.Д. Терские казаки со стародавних времён. Гребенское войско. Вып.5.- Нальчик,2001.

Потто В.А. Кавказская война.- Ставрополь,1994.

Потто В.А. Два века терского казачества (1577 - 1801). Ставрополь: «Кавказская библиотека», 1991.

Православие, традиционная культура, просвещение. (К 2000­-летию христианства). Краснодар, 2000.

Пронштейн А.П., Мининков Н.А. Крестьянские войны в России в XVII - XVIII веках и донское казачество. – Ростов н/Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1983.

Ратушняк Т. В. Казачество и развитие краеведения на Куба­ни в конце XVIII в. -1917 г. // Российское казачество: проблемы истории и современность. Материалы Всероссийской научно­-практической конференции. Краснодар, 2006.

Ратушняк Т.В. Краеведческая деятельность кубанских каза­ков в первой трети ХХ в. // Казачество России (ХХ в.). Мате­риалы и тезисы. Оренбург, 2000.

Ратушняк Т. В. Краеведческая деятельность на Кубани в го­ды Первой мировой войны // Россия в войнах ХХ в. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 2004.

Ратушняк О.В. Политические искания Донского и Кубанского казачества в годы Гражданской войны в России (1918-1920 гг.)//Альманах «Белая гвардия». №8. Казачество России в Белом движении.- М.,2005.

Ригельман А.И. История о донских казаках. – Ростов н/Дону: Кн. изд-во, 1992.

Ригельман А.И. История или повествования о донских казаках. - М., 1846.

Российское казачество. Научно-справочное издание.- М., 2003.

Савельев Е.П. История казачества. История исследования в 3-х частях. Репринтное издание 1915 - 1918 гг. – Ростов н/Дону: Памятники Отечества, 1991.

Сборник исторических документов по жизнеустройству казачьих войск.- Барнаул, 1992.

Сергеев В.Н. Донская Республика (1917 – 1918). Ростов н/Д, 2005.

Сизенко А.Г. Казачество России.- Ростов н/Д., 2009.

Скорцова А. Наградная система современного казачества// www.liveinternet.ru

Скорик А.П. Возникновение донского казачества как этноса, изначальные культурные традиции. Учебное пособие для студентов. - Новочеркасск: Изд-во НПИ, 1992.

Соловьев СМ. Сочинения в восемнадцати томах. - М.: Мысль, 1988.

Стрелянов (Калабухов ) П.Н. Киреев В.С., Картагузов С.В. Кубанские, терские и уральские казаки в наступлении Юго-Западного фронта 1916 года/ред. П.Н.Стрелянов (Калабухов) П.Н.-М., 2007.

Сыны донских степей. Очерки военной истории казачества. – Ростов н/Дону: Кн. изд-во, 1978.

Татищев В.Н. История российская. - М., 1968.

Тикиджьян Р.Г. Донское казачество. История и современность: Учебно-методическое пособие к спецкурсу. - Шахты: Кн. изд-во, 1992 .

Ткачев Г.А. Гребенские, терские и кизлярские казаки. - Владикавказ, 1911.

Трут В.П. К вопросу об этносоциальном облике казачества в начале века и проблемах его возрождения на современном этапе // Проблемы истории казачества: Сб. научных трудов. - Волгоград, 1995.

Трут В.П. Казачество: происхождение, сущность, реалии, перспективы. Ростов-на-Дону, 1997.

Трут В.П. Казачество в России в период Первой мировой войны. – Ростов н/Д, 1998.

Трут В.П. Военная история казачества.- М., 2009.

Трут В.П. Дорогой славы и утрат: казачьи войска в период войн и революций.- М.,2007.

Учебное пособие по военно-патриотическому воспитанию и основам военной службы// Под общ.ред И.Л.Борщёва.- Краснодар, 2006.

Фадеев Р.А. Кавказская война.- М.,2003.

Фелицын Е.Д., Щербина Ф.А. Кубанское казачье войско. – Репринтное издание. – Краснодар, 1996.

Фролов Б.Е. У источников Черноморского войска (численность, национальный и социальный состав) // Проблемы истории казачества: Сб. научных трудов. - Волгоград, 1995.

Фролов Б.Е. Одежда черноморских казаков в конце XVIII ­начале XIX в. // Новые материалы по этнографии кубанских ка­заков. Краснодар, 1993.

Фролов Б.Е. Оружие кубанских казаков. Краснодар, 2002.

Хорошхин М. Военно-статистический обзор казачьих войск//Военный сборник. 1881. № 9.

Чернозубов Ф.Г. Генерал-майор П.С.Верзилин, первый наказной атаман Кавказского Линейного войска. // ЗТОЛКС. - Владикавказ, 1914. № 3.

Чернышев В.Н Казачество и его традиции. Минеральные Воды.- 1992.

Шацкий П.А. Пореформенная колонизация Кубанской области и развитие земледелия на Кубани//Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы за 1961 г. Рига, 1963.

Шацкий П.А. Сельское хозяйство Предкавказья в 1861 – 1905 гг. (Историческое исследование)//Некоторые вопросы социально-экономического развития Юго-Восточной России. Ставрополь, 1970.

Щербина Ф.А. Колонизация Кубанской области// Киевская старина. 1883. Т. 7. № 12 (дек.).

Щербина Ф.А. История Кубанского Казачьего Войска. В 2-х т. – Краснодар, 1992.

Щербина В.А. Хозяйственно-экономический быт казачьих поселений по бассейнам рек: Пшехи, Пшиша и Псекупса, в Закубанском уезде Кубанской области//Кубанский сборник. Т. 2. Екатеринодар, 1891.

Щетнев В.Е., Рожков А.Ю. Менталитет и политическая культура кубанского казачества. (Первая треть XX века) // Менталитет и политическое развитие России. – М, 1996.

Энциклопедия казачества/Губарев Г.В.- М., 2008.

Юдин П.Л. В низовом корпусе (из прошлого Кавказского казачества). // ЗТОЛКС. - Владикавказ, 1915. № 13.

Яворницкий Д.И. История запорожских казаков. Т.1. – Киев, 1990.

artiom@mindspring.com - Казаки в Интернете: краткий обзор казачьих сайтов.

http://www.moskadet.ru/ - Сайт Московского Казачьего Кадетского Корпуса имени М.А. Шолохова.

http://www.kubsu.ru

http://www.slavakubani.ru

http://ru.wikipedia.org

http://kvkz.ru

http://www.ruskazak.ru

http:// www.kz.ethnology.ru