Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 22

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по использованию школьных дневников, разработанных для учащихся 1-х, 2-х и 3-х классов всех школ города Качканара с целью реализации фгос

 

             

Рекомендации методические по использованию школьных дневников, разработанных для учащихся 1-х, 2-х и 3-х классов всех школ города Качканара с целью реализации фгос

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Управление образованием Качканарского городского округа

ИМОЦ

МОУ Лицей №6

Методические рекомендации по использованию школьных дневников, разработанных для учащихся 1-х, 2-х и 3-х классов всех школ города Качканара

с целью реализации ФГОС

Авторы дневников:

Боркунова И.Д.,

Ермолина Н.Л.,

Соколова О.П.,

Титовец М.И.,

Шабурова Т.В.

Качканар, 2011


Оглавление

Введение............................................................................................................................................................... 3

Содержание дневников........................................................................................................................................ 3

Работа на уроках с информацией в дневниках...................................................................................................... 5

Использование дневников при работе над проектами........................................................................................ 7

Портфолио в школьном дневнике........................................................................................................................ 7

Литература............................................................................................................................................................ 8

Приложения.......................................................................................................................................................... 9

Использование информации дневника в первом классе.................................................................................. 9

(в соответствии с примерными программами по учебным предметам).......................................................... 9

Использование информации дневника во втором классе............................................................................... 12

(в соответствии с примерными программами по учебным предметам)......................................................... 12

Использование информации дневника в третьем классе............................................................................... 17

(в соответствии с примерными программами по учебным предметам)......................................................... 17






Введение

Дневники для учащихся разработаны в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения и направлены на формирование образа малой Родины, на воспитание у учащихся патриотизма и любви к своей Родине, на развитие у младших школьников навыков проектной и исследовательской деятельности.

Дневники для учащихся включают три основных блока:

1. содержательное дополнение курса «Окружающий мир» (краеведческая информация);

2. информация по организации проектной деятельности младшего школьника;

3. портфолио учащегося (диагностика личности, успехов, самооценка, эмоциональная сфера).

Основные функции дневника:

· диагностическая (портфолио);

· обучающая (содержательное дополнение курса «Окружающий мир»);

· контролирующая и оценивающая (дневник включает и самооценку);

· воспитательная (содержание, оформление);

· функция творческого развития (работа над проектами).

Содержание дневников

Информация, помещенная в школьные дневники для учащихся 1-х, 2-х и 3-х классов, является дополнением курса «Окружающий мир» по двум содержательным блокам «Человек и природа» и «Человек и общество». Разрабатывая дневники, мы учитывали и тот факт, что именно при изучении этого курса у младшего школьника начинает формироваться уровень культуры безопасности жизнедеятельности.

Содержание дневников структурировано концентрически. Так, например, раздел «Государственная символика России» включен во все дневники, но если в первом классе дети просто знакомятся с изображением герба России, то во втором классе они изучают названия всех его элементов, а в третьем классе они сами подписывают эти элементы. Кроме герба и флага России, мы поместили в дневники герб и флаг Свердловской области, а также герб Качканара.

Раздел «Безопасность жизнедеятельности» - это «Безопасность на дорогах города», «Противопожарная безопасность» и «ГО и ЧС». План города с заданием «Нарисуй безопасный путь в школу» есть во всех дневниках, но в дневнике для третьеклассников он дополнен опасными участками на дорогах города. Во всех дневниках есть знаки дорожного движения и разные задания к ним. Постоянно идет повторение правил безопасности жизнедеятельности. Каждую весну мы видим, как дети поджигают сухую траву, поэтому мы включили фото и плакаты МЧС по безопасному поведению в лесу. В дневник для третьеклассников мы поместили сигналы гражданской обороны и информацию о действиях населения по сигналу «Внимание всем!».

Исторический раздел дополняет содержание курса «Окружающий мир» по темам «Город, в котором мы живем», «Люди, профессии», «Важные сведения из истории родного края». В дневниках представлены основные достопримечательности нашего города, дана топонимика основных объектов. Учащиеся первых классов и их родители на страницах дневника знакомятся с системой образования нашего города, получают информацию об учреждениях дополнительного образования с целью дальнейшего выбора дополнительного вида деятельности для своего ребенка. В дневнике для учащихся вторых классов размещены электронные адреса сайтов всех школ города, а также имеется информация о библиотеках и спортивных клубах Качканара.

Раздел «Страницы истории» можно было бы назвать по-другому, то есть: «Они были первыми», так как в него вошли имена первого исследователя горы Качканар, первого мэра города, первого директора комбината, первого почетного гражданина города, первых Героев социалистического труда. В дневниках прописаны основные вехи нашей истории, которые связаны, прежде всего, со строительством комбината: организация Качканарской геологоразведочной партии и треста «Качканаррудстрой», начало строительства, признание Качканара Всесоюзной комсомольской стройкой, пуск комбината и т.д. История нашего края прослеживается с 1753 года, то есть с момента первого известного упоминания Качканара в документах. Из дневника дети узнают, что первый учебный год в Качканаре начался в сентябре 1957 года, что учеников было всего 5 человек, что учились они в комнате жилого дома, так как школы еще не было. Все это объяснимо, ведь строительство началось за четыре месяца раньше - 27 мая 1957 года. В дневниках есть имена людей, которые вошли в нашу историю. Это и исследователи горы Качканар из 18 века, и герои труда 20 века, отличившиеся при строительстве комбината, и наши современники. Из дневников дети узнают, что первым исследователем горы Качканар был Петр Симон Паллас, а первым директором комбината – В.П. Дерягин, а также познакомятся с нашими поэтами и художниками. Исторические материалы дневника, во-первых, очень интересны, а во-вторых, очень ценны для воспитания детей.

Географический раздел дополняет содержание курса «Окружающий мир» по темам: «Географическое положение Качканара», «Геология и рельеф», «Климат», «Внутренние воды», «Флора и растительность», «Животный мир», «Природные экосистемы», «Влияние человека на природные экосистемы нашего края».

Географическое положение в дневнике для учащихся 1-х классов – это азиатское положение близ границы «Европа-Азия». Во втором классе дети видят контур Свердловской области и положение на нем Качканара (в горной части области, близ границы между Северным и Средним Уралом), а в третьем классе они читают на схеме названия соседних с Качканарским городским округом территорий.

Рельеф характеризуется, прежде всего, в дневнике для первоклассников. В нем даны названия различных горных вершин нашей территории, указана высота самой высокой вершины – горы Качканар. В дневник для третьеклассников мы включили пропедевтическое географическое задание по вычерчиванию горизонталей. Знакомство с планом и картой начинается уже в первом классе, так как в дневник включены план города и физическая карта нашей местности с горизонталями. Дети с планом работают, а с картой знакомятся. На задней обложке дневника для учащихся 3-х классов размещен снимок территории Качканарского городского округа из космоса. На нем хорошо видны следы хозяйственной деятельности человека: карьеры, отвалы, отсеки хвостохранилища комбината. Этот снимок хорошо иллюстрирует современные представления ученых о том, что деятельность человека стала мощным геологическим фактором на планете Земля.

Геологию мы поместили в дневники для учащихся 3-х классов. При изучении темы «Тело и вещество» в курсе «Окружающий мир» детям будет полезно познакомиться с химическими элементами (железо, титан, ванадий, золото, платина), так как они входят в состав полезных ископаемых нашего края. Качканарские дети должны знать название нашей руды, названия наших месторождений.

Климат Качканара представлен в первом классе основными климатическими показателями родного края, а в третьем классе учащиеся увидят в дневнике нашу информацию о средних датах перехода среднесуточных температур воздуха через 0о , 10о , 15о Цельсия в городе Качканаре. Дети в школе знакомятся с абстрактным понятием «температура воздуха». Опираясь на свои наблюдения, они должны понимать, что при температуре воздуха ниже 0о С выпавший снег не тает, то есть наступает зима, а при температуре воздуха выше 0о С снег тает и наступает весна. Только нужно еще раз уточнить, что речь идет о среднесуточных температурах воздуха. Чтобы это лучше понять, детям можно задать вопрос на размышление: «При каких температурных условиях снег в нашей местности сойдет быстрее?». Ответ после обсуждения будет примерно таким: «Снег сойдет быстрее тогда, когда и днем и ночью температура воздуха будет выше 0о . Если днем тает, а ночью замерзает, то снег сходит долго». Оживление весны совпадает с переходом среднесуточной температуры воздуха через 10о С. В среднем такой переход происходит в нашей местности 14 мая. Также можно обсуждать с детьми переход среднесуточной температуры воздуха через 15о С, задать вопрос на размышление: «Если и днем и ночью температура воздуха будет выше 15о , то, как эту температуру воспринимает человек?». Пример из реальной жизни в качестве ответа: «Ночью, например, на рыбалке человек не замерзнет без теплой одежды. Это и есть лето!» В дневнике есть задания на определение продолжительности лета и зимы в нашей местности. Климатологи за начало лета считают дату перехода среднесуточной температуры воздуха через 15о С, что, как правило, совпадает с окончанием заморозков. В нашей местности средние даты перехода температуры воздуха через 15о С - это 20 июня весной и 30 июля осенью. Таким образом, лето в нашей местности длится в среднем 41 день от поздневесенних до раннеосенних заморозков. Для сравнения: зима длится в среднем с 20 октября до 12 апреля, то есть 174 дня, или 5 месяцев и 24 дня, или почти полгода. Это тоже можно высчитывать, так как данные в дневнике есть.

Итак, в третьем классе мы от климата переходим к фенологическим наблюдениям . Всего в дневнике даны четыре задания по фенологическим наблюдениям: 1) отметить первый день со снегом; 2) записать день, после которого выпавший снег не растает, то есть указать наступление зимы; 3) зафиксировать день, когда услышали первую песнь синицы; 4) пронаблюдать начало цветения шиповника, то есть установить дату наступления лета. Начало осени они не отметят, так как дневники получат в сентябре, а осень к нам приходит в августе с первыми желтыми листьями на липе и на березе. Трудно детям пронаблюдать и наступление весны. Первые проталины смотрят не в городе, а в чистом поле.

Внутренние воды любой территории суши – это реки, озера, болота, подземные воды, ледники. Ледников у нас нет, подземные воды продемонстрировать трудно, поэтому уже для первоклассников мы представили информацию о главной реке нашей территории – реке Вые. Эта река дала жизнь и городу, и комбинату. Выя является притоком Оби четвертого порядка. Это видно на схеме: р. Выя – р. Тура – р. Тобол – р. Иртыш – р. Обь. Вода с нашей территории стекает в Северный Ледовитый океан. В наши дневники мы включили также реку Туру и реку Ис, так как последняя протекает к северу от массива горы Качканар и тоже является левым притоком реки Туры. Мы знакомим младших школьников и с прудами на наших реках, а также с болотистыми участками нашей территории.

Понятия «флора » и «растительность » необходимо различать. Флора – это совокупность таксонов (семейство, род, вид) растений, произрастающих на данной территории. Растительность – это совокупность различных растительных сообществ данной территории. В дневниках помещено более 50 видов растений нашего края (флора). В каждом дневнике особо выделены виды, внесенные в Красные книги России, Среднего Урала и Свердловской области. Наш город находится в зоне тайги (растительность), поэтому мы уже в первом классе дали определение тайги и представили хвойные деревья нашей местности, а также и другие жизненные формы растений – кустарники, кустарнички и травы.

Природные сообщества , помещенные в дневники, – это и пруды, и болота, и горная тайга, и редколесье на вершине горы Качканар, и сосняк вейниковый, и луг с цветущей купальницей около Валериановска, и долина реки Туры, и другие ландшафты. В дневнике для учащихся 2-х классов вся краеведческая информация объединена идеей красоты: «Красота неба», «Красота души», «Красота родного пейзажа» и т.д. После демонстрации таких красивых природных объектов мы показываем, как деятельность человека губит эту красоту, иллюстрируем нашими примерами тему «Влияние хозяйственной деятельности человека на природные экосистемы». Красной нитью через все дневники проходит идея охраны природы. Знакомство с видами животных , обитающих на нашей территории, начинается в третьем классе. Наиболее богат видами класс Насекомых типа Членистоногих, поэтому он представлен в дневнике лучше, чем представители других классов и типов животных. Насекомых легче увидеть, сфотографировать. Детям предлагаются темы исследовательских проектов по изучению животных родного края.

Работа на уроках с информацией в дневниках

Во-первых, мы включили в дневники исторические и географические тексты; во-вторых, стихи разных, в том числе и качканарских поэтов; в-третьих, загадки и пословицы – речевые жанры малых форм; в-четвертых, подписи к многочисленным иллюстрациям (речевые информационные жанры). Из этого перечисления уже понятно, что наши дневники могут быть использованы на уроках литературного чтения и факультативных занятиях по курсу «Детская риторика» для иллюстрирования темы «Речевые жанры».

Обратим особое внимание на работу с историческими и географическими текстами. После ознакомительного чтения далее идет изучающее чтение (учимся читать учебный текст), а затем отрабатываем приемы чтения: ставим вопрос к заголовку, выделяем ключевые слова, непонятные слова, поясняем их. В дневники мы включили семь определений: климат, тайга, биоценоз, горизонтали, фенология, геология, гидрология. Определения даны краткие, учить их нет необходимости. Дети будут использовать эти определения в дальнейшем обучении, а пока они должны понимать, что климат складывается из типов погоды, что тайга – это хвойный лес и т.д.

Практика показывает, что дети, которые читают медленно, любят использовать тексты дневника для обязательного пятиминутного чтения. И это нам понятно. Медиатексты дневников отформатированы так, что почти нет переносов слов, выбран крупный шрифт, строчки текстов короткие. Все это способствует развитию у школьников навыка быстрого чтения. По нашим текстам они могут читать вертикально, а не горизонтально, как по длинным строчкам. Так как тексты в дневниках короткие, то дети читают их полностью, листают страницы быстро. Все это обеспечивает им психологический комфорт на уроке.

Материалы дневников можно использовать не только на уроках курса «Окружающий мир», но и на уроках литературного чтения, математики, русского языка и изобразительного искусства. Об этом свидетельствуют примеры из практики использования дневников в предыдущие годы. Так, первоклассники отрабатывали выразительное чтение по тексту гимна России, а второклассники с помощью дневника знакомились с коренными жителями нашего края - манси - после прочтения долганской сказки «Как появились разные народы». На с. 32-33 дневника для третьеклассников школьникам предложено выбрать книгу в библиотеке. Это сделано не в виде скучного списка произведений для внеклассного чтения, а как иллюстрированное предложение. Здесь же даны электронные адреса трех поисковых систем Интернета для работы над проектами.

На уроках математики во втором классе дети знакомились с понятиями «цена», «количество», «стоимость», а в третьем классе им предлагается практически применить свои знания, решить жизненную задачу. Иллюстрированная математическая задача об общей стоимости комплекта из десяти учебников для третьеклассника размещена в дневнике, а также им предложена тема проекта «Математика в торговле». Сложность задания заключается в том, что сложение трехзначных чисел дети будут изучать во втором полугодии. Задание на опережение. Кто-то сможет его выполнить, но в дальнейшем при изучении этой темы к этой задаче можно будет вернуться. Общая рыночная стоимость комплекта учебников по ценам в данной задаче составляет 1876 рублей. Решение данной задачи - это еще и хороший воспитательный момент в обучении. Учебники необходимо беречь! На уроках математики в третьем классе дети будут изучать доли, будут учиться читать и записывать информацию с помощью линейных и столбчатых диаграмм. Мы предлагаем детям поработать еще и с круговой диаграммой «Сезоны года в Качканаре». Это иллюстрация с информацией для уроков окружающего мира и пример практического использования диаграмм.

На уроках русского языка третьеклассники по дневнику будут повторять правила, которые предложены им в стихах. Для формирования культуры безопасности жизнедеятельности учащихся на уроках русского языка можно по нашим дневникам сравнивать тексты, написанные разным стилем, например, использовать текст «Оповещение населения» и какой-нибудь исторический текст или составлять рассказ по теме, по сюжетным картинкам индивидуально, в паре или в группе. Именно это рекомендуют примерные программы начального общего образования (ч.2, с.191). На с. 34-35 дневника для учащихся 3-х классов дан текст «Сигналы гражданской обороны. Действия населения по сигналу «Внимание всем!», а на с. 37 размещены плакаты МЧС по противопожарной охране, с которыми можно работать как с сюжетными картинками. Один плакат имеет подпись: «Так выглядит обычный лес», а другой - «А так выглядит лес после одной непогашенной спички».

На уроках изобразительного искусства можно использовать иллюстрации дневников. При изучении темы «Композиция» дети знакомятся с такими понятиями, как линия горизонта, симметрия, асимметрия, композиционный центр (ч.2 с.14). В дневнике для учащихся 3-х классов мы даем фотографию линии горизонта, к ней есть загадка, а саму фотографию можно использовать для отработки этих и других понятий темы. В дневнике для учащихся 2-х классов мы даем определение двусторонней симметрии и иллюстрируем радиально-лучевую и двустороннюю симметрию на примере цветков лютика и ириса, а также включаем пейзажи родной природы, фотокопии работ качканарских художников. В дневниках много фотографий различных природных форм. С помощью иллюстраций мы пытаемся воздействовать на эмоциональную сферу личности младшего школьника для формирования у него образа малой Родины через развитие ассоциативно-образного мышления. Проектная деятельность тоже базируется на развитии у него способности к познанию мира через чувства и эмоции.

Таким образом, используя свои дневники для организации учебной деятельности, младшие школьники получают практико-ориентированные знания о природе и обществе, опираясь на многообразный материал о природе и культуре родного края, они учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире. Сам по себе курс «Окружающий мир» играет значительную роль в развитии и воспитании личности школьника. Его содержательное краеведческое дополнение в виде дневников для учащихся школ города Качканара тоже способствует этому.

Использование дневников при работе над проектами

На второй странице дневника для учащихся 3-х классов детям и родителям представлен алгоритм работы над проектом, а на с.4-5 дана иллюстрированная схема «Маршрут знаний, или Работа над проектами». В эту схему мы включили объекты природы, которые можно изучать. Эти объекты для проектной деятельности приведены из примерной программы по курсу «Окружающий мир», разработанной в соответствии со стандартами второго поколения (ч 1, с. 301). Весь алгоритм работы над проектами повторяется на разных страницах дневника как подсказка-напоминание в форме вопросов с выбором ответа: «Я выбрал тему проекта. Да. Нет. (Подчерки выбранный ответ )», «Я сформулировал цель и задачи проекта», «Я приступил к сбору информации» и т.д. На разных страницах дневника приведены примерные темы проектов: «Старый и малый» в культуре народов моего края», «Рациональное питание младшего школьника», «Игры наших дедушек и бабушек», «Что значат наши имена», «Наш семейный альбом», «Улицы нашего города», «Моя родословная», «Режим дня младшего школьника», «Исследователи горы Качканар», «Редкие виды растений нашего края», «Грибы нашей местности», «Насекомые родного края», «Местные экосистемы». Список тем можно продолжить, так как их много в примерных программах начального общего образования (стандарты второго поколения). В дневниках есть топонимика нашего края, поэтому можно предложить детям темы: «Почему река (город) называется именно так», «Улицы нашего города (установление истории названия)». В дневнике для учащихся 2-х классов дети получили задание вычертить родословную своей семьи, поэтому в третьем классе можно работать над проектом «Родословная. Имена и фамилии членов семьи». Итак, с помощью дневника третьеклассники могут организовать свою проектную деятельность и включить в нее своих родителей. От восприятия объектов природы дети перейдут к наблюдению, изучению, работе над проектами. Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы – это требование стандартов нового поколения.

Портфолио в школьном дневнике

Дневники для учащихся 1-х, 2-х и 3-х классов школ города Качканара содержат различные вопросы, задания, утверждения, которые можно включить в систему портфолио. Все эти структуры дневников можно объединить в четыре группы: 1) диагностика личности (задания «Нарисуй свою семью» и «Вычерти свою родословную»); 2) диагностика успехов (метод неоконченных предложений как форма по планированию школьником результатов своей учебной деятельности и фиксации достижений); 3) самооценка личности (задание «Оцени свой учебный труд»); 4) эмоциональная жизнь младшего школьника («Мое настроение») и 5) «Проектная деятельность этого учебного года». Кроме того, в дневники для второклассников и третьеклассников мы включили таблицу «Контрольные нормативы по физической культуре» с заданием «Обведи карандашом в таблице свои спортивные результаты». Учащиеся имеют возможность сравнить свои результаты за два-три года и даже улучшить их, так как учителя дают по этим таблицам в дневниках задание на лето.

Дневники для первоклассников, у которых безотметочное обучение, все-таки имеют систему оценивания учебного труда школьника. Приблизительно один раз в месяц на странице дневника ребенок увидит качественную оценку своего труда, которую ему дает учитель: «Ты просто молодец!», «У тебя все получится!», «Замечательно!», «Это хорошо для тебя», «Это неплохое улучшение», «Сердечно рада за тебя» и т.д., а для формирования адекватной самооценки учащимся предлагается в такой же форме оценить свой учебный труд за неделю: «Это лучше, чем всегда!», «Я хорошо запомнил(а)!», «Неплохо!», «Это уже успех!». Кроме того, свои успехи по отдельным предметам первоклассник может отмечать цветом в дневнике каждый день: зеленый цвет – «Урок прошел удачно. Я успешно справился с заданиями и очень доволен собой!»; желтый цвет – «Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!»; красный цвет - «Задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!».

Дневники для второклассников и третьеклассников включают табель учащегося с оценками успеваемости. Мы предлагаем в табеле считать учебный рейтинг обучающегося. Девять учебных предметов во втором и в третьем классе по учебному плану. Сравнивать будет легко. Если учащийся по всем девяти предметам получит только оценки «5», то его рейтинг составит 45 баллов, если все оценки «4», то – 36, а если все оценки «3», то – 27 баллов. Улучшение результата даже на один балл по какому-либо предмету дает общее повышение рейтинга, повышение самооценки школьника, создает у ученика ощущение психологического комфорта, открывает новые возможности для саморазвития ребенка. Эта система учебного рейтинга опробована нами в классах второй и третьей ступеней обучения, она эффективно работает. Если ученик по всем предметам имеет оценки «4», то мы его считаем «хорошистом», а если он по какому-либо предмету получает «3», то мы его из списка «хорошистов» исключаем. В то же время, если этот ученик улучшил результаты учебного труда по какому-то другому предмету, получив оценку «5», то классный руководитель это улучшение в отчетах не фиксирует. одсчитать учебный рейтинг у этого ребенка, то мы увидим, что общее количество баллов у него осталось таким же, как и у «хорошиста», который учится на одни четверки. Использование учебного рейтинга позволяет развивать у детей стремление улучшить результаты учебного труда.

Этому же способствует и планирование в дневниках результатов своей учебной деятельности. Так, в дневник для третьеклассников мы включили серию неоконченных предложений: «Я планирую в этом году учиться …….(как? )», «Я могу учиться на «…» по предмету ..………», «Мне удалось улучшить результаты учебы по предмету …………» и т.д.

Систему «Портфолио» мы можем увидеть и в рабочих тетрадях по отдельным предметам, и в специально разработанных формах, но преимущество наших дневников с элементами портфолио в том, что, во-первых, дневники всегда под рукой, во-вторых, там все уже спланировано учащимися по календарю. После выполнения намеченного плана действий остается только фиксировать результаты, что очень легко сделать параллельно с заполнением дневника. Нужно отметить еще одно хорошее качество нашей формы – в дневниках нет однообразия заданий, информации, иллюстраций, поэтому они не утомляют пользователей, что очень важно для младших школьников. Дневники вручаются детям торжественно. Учащиеся вклеивают в них свои фотографии, вписывают имена одноклассников и после окончания года не выбрасывают, а архивируют. Структурированные таким особым образом дневники создают условия для развития у младшего школьника рефлексии . Они дают возможность по прошествии какого-то времени возвращаться к выполненным видам деятельности, оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание. Это направляет детей на саморазвитие , формирует потребность самостоятельного познания окружающего мира. Компетентностный подход в действии!

Литература

1. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 3 класс. [«Обитатели земли»]. – М.: Баласс, 2011. – 64 с., ил. [Образовательная система «Школа 2100»].

2. Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 3 класс. [«Моё Отечество»]. – М.: Баласс, 2011. – 80 с., ил. [Образовательная система «Школа 2100»].

3. Козлова С.А., Рубин А.Г., Горячев А.В. Математика. 3 класс. Методические рекомендации для учителя информатики. – М.: Баласс, 2010. – 240 с. [Образовательная система «Школа 2100»].

4. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1 – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 317 с.- (Стандарты второго поколения).

5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.2 – М.: Просвещение, 2008. – 232 с.- (Стандарты второго поколения).

Приложения

Использование информации дневника в первом классе

(в соответствии с примерными программами по учебным предметам)

Таблица 1

Курс

Тема

Виды деятельности учащихся

Окружающий мир.

Человек и общество

Я – школьник

Правила поведения в школе.

Режим дня школьника.

Познакомиться с учителем и одноклассниками.

С.1, заполнить титульную страницу дневника, указав свои ФИО, вписав ФИО своего первого учителя.

С.8, выполнить задание «Мой класс» с помощью родителей.

С.9, вклеить фото класса.

Познакомиться с правилами поведения в школе.

С.5, чтение текста «Правила поведения учащихся».

Работать в группах по составлению режима дня.

С.7, выполнить задание «Мой режим дня» с помощью родителей.

Правила безопасной жизнедеятельности

Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.

С.42-43, выполнить задание «Нарисуй безопасный путь в школу» с помощью родителей.

Осваивать правила поведения на дорогах.

С.4, выполнить задание «Знаешь ли ты дорожные знаки?».

Моя Родина

Семья – самое близкое окружение человека.

Родной город.

Главные достопримечательности населенного пункта.

Занятия людей.

Название родной страны. Государственный флаг России.

Государственный герб России,

Государственный гимн России.

Правила поведения при прослушивании гимна.

Праздничные дни России и родного города.

С.3, детям дома выполнить задание «Нарисуй свою семью».

Рассказыват ь по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города.

Можно провести виртуальную экскурсию по родному городу, используя информацию дневника:

с.21-39, познакомить учащихся со школами города, с учреждениями дополнительного образования;

с.54,76-77, с памятниками и т.д.

Готовить рассказы о профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе.

С. 6, самостоятельное знакомство с ГОКом.

С.72-74, самостоятельное знакомство с творческими коллективами города.

Узнавать Государственный герб России.

С.10, использовать изображение герба России при изучении темы.

Работать с текстом Государственного гимна России.

Декламировать (петь гимн РФ).

С.11,13, работать с текстом гимна РФ, объяснить учащимся правила поведения при прослушивании гимна.

Познакомиться с особенностями Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага).

С.12, использовать изображение флага России для ознакомительной беседы.

На страницах дневника выделены красным цветом те праздники, которые совпадают с учебными днями:

23 февраля, 8 марта, 1 мая и 9 мая.

Родной край – частица Родины

Родной регион (область) и его местонахождение на карте. Название административного центра региона.

Некоторые яркие и важные события из истории родного региона

Находить на карте России родной регион.

С.14, дано изображение герба Свердловской области для самостоятельного ознакомления.

С.15, знаменитые строчки Л.Татьяничевой обозначают положение нашего края на Урале. Пояснять схему географического положения Качканара: Россия – Азия - Урал – Свердловская область – Качканарский городской округ - город Качканар.

С.16, использовать для беседы изображение флага Свердловской области.

С.17, дан контур Свердловской области с названием областного центра и дата ее образования для самостоятельного ознакомления.

С.18, использовать для беседы изображение герба города Качканара.

Готовить в группе рассказ по результатам экскурсии в краеведческий музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края.

Можно провести виртуальную экскурсию по родному городу, используя информацию дневника, с целью ознакомления с прошлым и настоящим Качканара.

С.78, представлен городской краеведческий музей.

С.40-41 44-53, указаны важные события из истории Качканарского городского округа

Страницы истории Отечества

Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: СССР, Российская Федерация

Участвовать в практической работе с «лентой времени».

С.45, при изучении темы акцентировать внимание учащихся на том факте, что наш город появился именно в СССР. Начало строительства города и комбината 27 мая 1957 года. В дневнике даны даты ввода в эксплуатацию многих качканарских объектов: школ, предприятий (1958-1963гг.).

С.53, 26 мая 2006 года труженики КГОКа добыли и переработали 1,5 млрд. тонн руды. Город продолжает свою жизнь в составе РФ.

Окружающий мир.

Человек и природа

Природа вокруг нас.

Природа живая и неживая

Правила поведения в лесу.

Знакомство с природными объектами.

Круговорот воды в природе.

Водоемы родного края.

Полезные ископаемые родного края (2-3 примера).

Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения (на примере растений своей местности).

Бережное отношение к окружающему миру.

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере).

С.66-67, 6 правил друзей леса (задание: дополни их). Можно организовать обсуждение в группах.

Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале, характеризовать их особенности).

В дневнике даны такие объекты: горы нашей местности (даны названия 9 вершин), река Выя для самостоятельного ознакомления.

С. 61, схема «Куда Выя несет свои воды?». Это часть круговорота воды в природе.

Обсуждать в группах и составлять рассказ об экскурсии в краеведческий музей (ознакомление с природой родного края).

Можно провести виртуальную экскурсию по родному краю, используя информацию дневника.

Описывать применение полезных ископаемых в хозяйстве человека (на примере своей местности).

С.44,57, самостоятельное знакомство с полезными ископаемыми нашего края (платина, железные руды).

Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности).

С.66, самостоятельное знакомство с видами хвойных растений нашей местности.

Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.

С.62, самостоятельное знакомство с видами деревьев нашей местности.

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности).

С.65-67, самостоятельное знакомство с видами травянистых растений нашей местности.

Человек – часть природы

Заповедники и национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

С.66-67, представлены 4 вида редких и охраняемых растений нашего края. Они внесены в Красную книгу Среднего Урала. В настоящее время существует и Красная книга Свердловской области. Заповедников и национальных парков на нашей территории нет, но есть ботанический памятник природы на горе Качканар – пион Марьин корень.

Наша страна на карте и глобусе

Географическая карта и план (общее знакомство).

Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Природные зоны России: общее представление, знакомство с 2-3 природными зонами.

Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны; находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков.

Последняя обложка дневника, карта окрестностей Качканара. Дети самостоятельно знакомятся с ней, находят различные географические объекты.

С.42-43, план города Качканара, задание «Нарисуй безопасный путь в школу»

Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности).

С.55-56, даны названия 9 вершин нашей местности для самостоятельного ознакомления.

Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоемов своей местности.

С.56, заголовок указывает на особенности рельефа нашей территории. Горы у нас низкие. Высота отдельных вершин не превышает 1000 метров. Самая высокая вершина нашей территории – гора Качканар. Это дети должны усвоить, а характеризовать формы земной поверхности и водоемов, как предлагает программа, им еще трудно.

Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон.

С.63, самостоятельно прочитав информацию в дневнике, дети должны знать, что наша территория находится в зоне тайги. Знакомство с природными зонами России нужно начинать с нашей природной зоны, так как дети имеют о ней общее представление.

Использование информации дневника во втором классе

(в соответствии с примерными программами по учебным предметам)

Таблица 2

Курс

Тема

Виды деятельности учащихся

Окружающий мир.

Человек и общество

Я – школьник

Режим дня школьника.

С.1, учащимся самостоятельно заполнить титульную страницу дневника, указав свои ФИО, вписав ФИО своего учителя.

С.3, вклеить фото.

Работать в группах по составлению режима дня.

С.3, выполнить задание «Мой режим дня». Это можно использовать при изучении темы «Смена дня и ночи»

Правила безопасной жизнедеятельности

Личная гигиена школьника. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.

С.42-43, выполнить задание «Нарисуй безопасный путь в школу».

Осваивать правила поведения на дорогах.

С.40-41, выполнить задания на повторение: «Подпиши названия дорожных знаков?, «На какой сигнал светофора ты переходишь дорогу?».

Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.

С.4, даны изображения организмов, которые нас атакуют.

С.5, даны изображения предметов личной гигиены. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» Можно организовать обсуждение по иллюстрациям, тем более, что эти картинки детей не оставляют равнодушными.

С.72-73, плакат по осанке, упражнения для глаз.

С.6, даны контрольные нормативы по физической культуре для учащихся 2 класса, к ним дано задание «Обведи карандашом в таблице свои спортивные результаты».

С.38-39, мы напоминаем детям о противопожарной безопасности.

Моя Родина .

Семья – самое близкое окружение человека.

Родной город.

Главные достопримечательности населенного пункта.

Занятия людей.

Название родной страны. Государственный флаг России.

Государственный герб России,

Государственный гимн России.

Правила поведения при прослушивании гимна.

Праздничные дни России и родного города.

С.2, детям дома выполнить задание «Моя родословная».

Рассказыват ь по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города.

с.24-26, продолжается знакомство учащихся со школами города. Дети на страницах дневника увидят электронные адреса сайтов школ.

С.27, мы знакомим детей с учреждением «Городской архив».

Готовить рассказы о профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе.

С.29, представлен ДК «Горняк» в п. Валериановске.

С.30-33, представлены библиотеки города.

С.34-37, раздел «Физкультура и спорт» знакомит учащихся с различными клубами города.

С. 10, продолжается самостоятельное знакомство с предприятием «Ремэлектро».

Узнавать Государственный герб России.

С.12, использовать изображение герба России с подписанными элементами при изучении темы. Дети могут изучать его самостоятельно.

Познакомиться с особенностями Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага).

С.14, использовать изображение флага России для самостоятельного изучения. Подписи расскажут детям о значении цветов флага.

На страницах дневника выделены красным цветом те праздники, которые совпадают с учебными днями:

4 ноября, 23 февраля, 8 марта, 1 мая и 9 мая.

Родной край – частица Родины.

Родной регион (область) и его местонахождение на карте. Название административного центра региона.

Некоторые яркие и важные события из истории родного региона.

Находить на карте России родной регион.

С.16, дано изображение герба Свердловской области с подписанными элементами для самостоятельного ознакомления.

С.17, заголовок этой страницы – слова, начертанные на гербе Свердловской области «Опорный край державы».

С.18, использовать для беседы изображение флага Свердловской области.

С.19, Качканар на карте Свердловской области. Дан контур Свердловской области, на котором обозначена граница между Северным и Средним Уралом. Наш город расположен очень близко к Северному Уралу. Цветом на контуре показаны горная и равнинная части области. Мы продолжаем пояснять схему географического положения Качканара: в горной части области, в северной части Среднего Урала.

С.20, использовать для самостоятельного ознакомления изображение герба города Качканара с подписанными элементами.

Готовить в группе рассказ по результатам экскурсии в краеведческий музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края.

С.44-55, указаны важные события нашей истории. Виртуальную экскурсию можно продолжить, или подготовить рассказ.

Страницы истории Отечества

Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: СССР, Российская Федерация.

Участвовать в практической работе с «лентой времени».

С.51, в «ленту времени» вплетаются люди. Первым директором ГОКа был Виктор Петрович Дерягин.

С.54, первым управляющим треста «Качканаррудстрой» был Мстислав Владимирович Левитский.

С.53, так выглядела комсомольская путевка на Всесоюзную ударную стройку – Качканар.

С.55, новые туристические перспективы нашего города. На последней странице обложки дневника дана схема горнолыжных трасс на горе Качканар.

Окружающий мир.

Человек и природа

Природа вокруг нас. Единство живого и неживого.

Правила поведения в лесу.

Знакомство с природными объектами.

Водоемы родного края.

Полезные ископаемые родного края (2-3 примера).

Растения, их разнообразие.

Деревья, кустарники, травы.

Дикорастущие и культурные растения (на примере растений своей местности).

Бережное отношение к окружающему миру.

Природные сообщества (лес, луг, водоем).

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере).

С.57, даны две фотографии: сосняк вейниковый и «лунный пейзаж» отвалов пустой породы, а к ним вопрос «Что портит красоту природы?». Это можно использовать при изучении темы «Деятельность человека и её воздействие на природные сообщества».

Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

С.61, дана фотография горящей сухой травы и к ней вопрос «Почему нельзя поджигать сухую траву?».

Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале, характеризовать их особенности).

С.58-59, даны виды облаков, как объектов природы.

Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.

С.56, на фото даны представители трех царств живой природы: растений, животных и грибов.

Сравнивать и различать разные формы водоемов.

С.62-63, представлены природный объект (болото) и объект, созданный человеком (пруд).

Обсуждать в группах и составлять рассказ об экскурсии в краеведческий музей (ознакомление с природой родного края).

Можно продолжить виртуальную экскурсию по родному краю, используя информацию дневника.

Описывать применение полезных ископаемых в хозяйстве человека (на примере своей местности).

С.45-47, историческая информация о добыче полезных ископаемых нашего края (золото, платина, железные руды).

Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности).

С.64-69, продолжается самостоятельное знакомство с видами цветковых растений нашей местности. Хвойных у нас мало, а цветковых очень много.

Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.

С.64, продолжается самостоятельное знакомство с видами деревьев нашей местности. Даны ветроопыляемые растения.

С.65, самостоятельное знакомство с кустарниками нашего края.

С.66, представлены наши кустарнички, а также дополнительная информация о их солидном возрасте (200 лет). Здесь же поднимается вопрос их охраны. На это нужно обратить внимание детей.

С.67, травы представлены первоцветами.

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности).

С.64-71, выбрать из представленных в дневнике растений те, которые человек выращивает в садах (калина, ирис).

Характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема).

С.60-61, примеры природных сообществ нашего края приведены не только на этих страницах. Эти и другие страницы дневника помогут учителю проиллюстрировать эту тему, обратив внимание на красоту пейзажа.

Человек – часть природы.

Заповедники и национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

С.68-69, представлены 4 вида редких и охраняемых растений нашего края. Они внесены в Красную книгу Среднего Урала. Прежде чем моделировать ситуации по сохранению природы, нужно изучить особенности произрастания редких и охраняемых растений, выяснить, почему эти растения стали редкими. Прострел желтеющий, например, размножается только семенами, поэтому сбор растений в букеты очень быстро приводит к исчезновению вида на данной территории.

Наша страна на карте и глобусе

Географическая карта и план (общее знакомство).

Смена дня и ночи.

Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, знакомство с 2-3 природными зонами.

Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны; находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков.

С.42-43, план города Качканара, задание «Нарисуй безопасный путь в школу». Использовать при изучении темы «План и карта».

Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоемов своей местности.

С.62-63, представлены: природный объект (болото) и объект, созданный человеком (пруд).

Сравнивать и различать день и ночь, времена года.

С.3, вернуться к заданию «Мой режим дня» и биологически его обосновать.

Повторить информацию из дневника для первоклассников (с.63) о природной зоне, в которой расположена наша территория. Дети должны вспомнить, что наша территория находится в зоне тайги. Знакомство с природными зонами России нужно начинать с нашей природной зоны, так как дети имеют о ней общее представление.

Литературное чтение

Круг детского чтения.

Сказки народов мира

Как появились разные народы.

Выбрать книгу в библиотеке (по рекомендованному списку).

С.30-33, рекомендованный список для чтения дан в иллюстративной форме (9 книг).

С.44, текст «Манси – коренное население наших мест». Использовать в процессе беседы фотокопию картины качканарского художника В. Стаханова «У горы Качканар в демидовские времена».

Изобразительное искусство

Восприятие произведений искусства

Фотография и произведение изобразительного искусства – сходство и различие.

Живопись

Красота и разнообразие природы, человека, предметов, выраженные средствами живописи.

Декоративно-прикладное искусство

Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве.

Композиция

Симметрия и асимметрия.

Земля – наш общий дом

Жанр пейзажа.

Родина моя – Россия

Пейзажи родной природы.

Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, хороводом; былиной, сказаниями, сказками.

Искусство дарит людям красоту

С.84, фотография горы Качканар на фоне заката (автор Стрижова И.В.) и изображение горы Качканар в произведениях качканарских художников: на с.77 фотокопия работы Л. Брагиной «Качканар-гора» и на с.78 фотокопия работы В. Стаханова «В сентябре на Качканаре». Можно использовать материалы дневника для сравнения фотографии и произведения изобразительного искусства.

С.76-79, фотокопии работ качканарских художников: А. Фыгина, Л. Брагиной, В. Стаханова, В. Кундеревича.

С.64-69, фотографии цветков, растений – разнообразие форм в природе.

С.70-71, даны примеры радиально-лучевой и двусторонней симметрии на примере цветков лютика и ириса.

С.60-63, тема «Красота природного пейзажа» с фотоиллюстрациями.

С.77-81, фотографии родной природы, фотокопии работ художников мы проиллюстрировали стихами качканарских поэтов: Л. Рейзе, С. Волеговой, О. Ситникова, К. Рублевой и др.

Через дневники для первоклассников и второклассников красной нитью проходит идея красоты: «Разнообразие и красота растений», «Красота неба», «Красота души», «Здоровье – тоже красота», «Красота и симметрия в окружающем мире» и т.д.

Использование информации дневника в третьем классе

(в соответствии с примерными программами по учебным предметам)

Таблица 3

 

 

 

Курс

Тема

Виды деятельности учащихся

Окружающий мир.

Человек и общество

Я – школьник

Режим дня школьника.

С.1, учащимся самостоятельно заполнить титульную страницу дневника, указав свои ФИО, вписав ФИО своего учителя.

С.2, алгоритм работы над проектом!

С.3, вклеить фото.

Работать в группах по составлению режима дня.

С.3, выполнить задание «Мой режим дня».

Предложена тема проекта «Режим дня младшего школьника».

С.4-5, схема «Маршрут знаний, или Работа над проектами».

Правила безопасной жизнедеятельности

Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года.

Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.

С.42-43, указаны опасные участки на дорогах города. Можно выполнить задание «Нарисуй безопасный путь в школу».

Осваивать правила поведения на дорогах.

С.40-41, безопасность дорожного движения, задание «Раскрась и подпиши названия знаков».

Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.

С.6, даны контрольные нормативы по физической культуре для учащихся 3 класса, к ним дано задание «Обведи карандашом в таблице свои спортивные результаты».

С.34-35, сигналы гражданской обороны. Действия по сигналу «Внимание всем!»

С.36-37, правила пожарной безопасности в лесу (плакаты МЧС).

С.38-39, плакаты «Игра с огнем».

Моя Родина .

Семья – самое близкое окружение человека.

Родной город.

Главные достопримечательности населенного пункта.

Занятия людей.

Название родной страны. Государственный герб России.

Праздничные дни России и родного города.

С.2, приведены темы проектов: «Моя родословная», «Наш семейный альбом», «Что значат наши имена».

Готовить рассказы о профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе.

Узнавать Государственный герб России.

С.12, подпиши названия элементов герба России (задание). Его можно использовать при изучении темы 3 «С чего начинается Родина?»

С.13, приведены пословицы о Родине. Можно их использовать при изучении темы 3 «С чего начинается Родина?»

Познакомиться с особенностями Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага).

С.13, 15, 17 оформлены с расположением полос как у флага России.

На страницах дневника выделены красным цветом те праздники, которые совпадают с учебными днями:

4 ноября, 23 февраля, 8 марта, 1 мая и 9 мая. Можно использовать информацию при изучении темы «Как нам жить?». К юбилею родного города!

Родной край – частица Родины.

Родной регион (область) и его местонахождение на карте. Название административного центра региона.

Некоторые яркие и важные события из истории родного региона.

С.14, подпиши названия элементов герба Свердловской области (задание).

С.15, приведены пословицы о Родине.

С.16, подпиши названия элементов герба Качканара (задание).

С.17, приведены пословицы о Родине.

Находить на карте России родной регион.

С.44, очень схематично, в форме шестиугольника изображена территория Качканарского городского округа и указаны соседи. Линия географического положения КГО продолжается. Информацию можно использовать при изучении темы «Федеративное устройство России», а выход сделать на региональный уровень.

Страницы истории Отечества

Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: СССР, Российская Федерация.

Участвовать в практической работе с «лентой времени».

С.46-48, в «ленту времени» вплетаются люди. Исследователи горы Качканар с 18 до начала 20 века.

С.72-77, награды Качканара, пять Героев социалистического труда. Информацию можно использовать при изучении темы «Через тернии к звездам».

С.76, информацию о Герое социалистического труда, ветеране Великой Отечественной войны – К.Х. Яппарове можно использовать при изучении темы «Вставай, страна огромная».

Окружающий мир.

Человек и природа

Времена года

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».

С.21, фенологический блок начинается с осени. Дано определение термина «фенология».

С.22, прописаны подсезоны осени для самостоятельного ознакомления.

С.23, дана круговая диаграмма «Сезоны года в Качканаре». Эта диаграмма построена по термическим сезонам, но для детей она упрощена.

К ней имеются простые вопросы.

С.24, приведены даты устойчивого перехода среднесуточной температуры воздуха в Качканаре через 0о , 10о , 15о С. Просто объяснить детям: выше 0о – это тает снег; выше 10о – это оживление весны; выше 15о – это лето.

С.25, переход на другой сезон (зима). Осень и зима даны одним блоком специально для организации наблюдений.

С.26-27, начинаются загадки, которые сопровождаются фотоиллюстрациями. Здесь сфотографированы сугроб и тень. Вопросы по фенологии.

С.28, прописаны подсезоны зимы для самостоятельного ознакомления.

С.29, даны три из четырех заданий в дневнике по фенологическим наблюдениям. Задания можно выполнять очень быстро и просто, например, ночью выпал снег, а на первом уроке следующего дня всем записать этот день в дневник.

С.64-65, прописаны подсезоны весны.

С.78-79, четвертое фенологическое наблюдение за весь год: отметить начало цветения шиповника (начало лета).

Природа вокруг нас. Единство живого и неживого.

Правила поведения в лесу.

Знакомство с природными объектами.

Водоемы родного края.

Полезные ископаемые родного края (2-3 примера).

Растения, их разнообразие.

Деревья, кустарники, травы.

Дикорастущие и культурные растения (на примере растений своей местности).

Грибы: съедобные и ядовитые (на примере своей местности).

Насекомые, рыбы, птицы, звери (на примере животных своей местности).

Бережное отношение к окружающему миру.

Природные сообщества (лес, луг, водоем).

Влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности).

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере).

Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

С.69, вопрос: «Почему нельзя снимать кору с дерева?». На фотографии березняка мы видим, что много испорченных берез. Можно провести обсуждение в группах. Использовать информацию при изучении темы «Как нам жить в дружбе с природой».

Приводить примеры веществ, описывать их.

С.52-53, горные породы нашей местности – пироксенит (ударение на последнем слоге) и габбро (ударение на первом слоге). Даны названия качканарской железной руды и наших месторождений. Приводится определение термина «геология».

С.54-55, приведены примеры химических элементов, содержащихся в наших полезных ископаемых (титан, ванадий, железо, золото). Эту информацию можно использовать при изучении тем «Тело и вещество», «Юные химики».

Описывать применение полезных ископаемых в хозяйстве человека (на примере своей местности).

С.53, добыча железной руды Гусевогорского месторождения.

С.55, историческая информация о добыче полезных ископаемых нашего края (золото, платина).

Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале, характеризовать их особенности).

См фенологические наблюдения.

Сравнивать и различать разные формы водоемов.

С.56-57, представлены реки (Тура, Выя, Ис) и пруд в поселке Валериановск. Дано определение термина «гидрология».

Обсуждать в группах и составлять рассказ об экскурсии в краеведческий музей (ознакомление с природой родного края).

Можно продолжить виртуальную экскурсию по родному краю, используя информацию дневника.

Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности).

С.58-59, продолжается самостоятельное знакомство с видами цветковых растений нашей местности через линию «Охрана здоровья». Представлены шесть ядовитых растений нашей местности.

Детям предложена тема исследовательского проекта «Редкие виды растений нашего края».

Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности).

С.60-61, приведены примеры съедобных и ядовитых грибов нашей местности. Предложена тема проекта «Грибы нашей местности». Можно использовать при изучении темы «Природные разрушители». Какая связь существует между грибами и деревьями?

С.62-63, помещены фотографии насекомых и паука. Предложена тема проекта «Насекомые родного края». Можно использовать при изучении темы «Животные маленькие и большие».

С.02, фотография представляет нам еще одного представителя паукообразных – клеща через линию «Охрана здоровья». На этой странице нет текста о прививках, защитных мероприятиях, а только подписаны части тела этого животного. Может быть, такая информация кого-то заинтересует, направит на поиски дополнительной информации о клещах.

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности).

С.59, выбрать из представленных в дневнике растений те, которые человек выращивает в садах (ядовитый ландыш!). Обратить внимание детей на тот факт, что в наших лесах ландыши не растут, но они встречаются в садах.

Характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема).

С.68-69, примеры природных сообществ нашего края. Продолжаем знакомить детей с разнообразными сообществами, а не только лес, луг, водоем.

Характеризовать влияние человека на природные сообщества.

С.70-71, фото карьера, хвостохранилища и текст о влиянии человека на природные сообщества.

На последней обложке дневника дан снимок территории КГО из космоса со следами хозяйственной деятельности человека.

Человек – часть природы.

Заповедники и национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

С.66-67, представлены 4 вида редких и охраняемых растений нашего края. Они внесены в Красную книгу Среднего Урала. Три растения из четырех, представленных на фото, встречаются на горе Качканар: любка двулистная, пальчатокоренник (ударение на последний слог), вероника крапиволистная (ударение на втором слоге).

Наша страна на карте и глобусе

Географическая карта и план (общее знакомство).

Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны; находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков.

С.42-43, план города Качканара, задание «Нарисуй безопасный путь в школу». Использовать при изучении темы «План и карта».

Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоемов своей местности.

С.50-51, задание вычертить горизонтали по отметкам высот. На географических картах формы рельефа изображаются горизонталями. Сравнить гору Качканар на фотографии и на схеме в форме горизонталей.

Литературное чтение

Круг детского чтения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла.

Выбрать книгу в библиотеке (по рекомендованному списку).

С.32-33, рекомендованный список для чтения дан в иллюстративной форме (5 книг).

Работать на уроках по теме «Малые фольклорные формы».

С.13,15,17, пословицы о Родине.

С.26-27, загадки с фотоиллюстрациями: сугроб и тень.

С.45, загадка с фотоиллюстрацией: горизонт.

С.49, загадка с фотоиллюстрацией: гора.

С.81, загадки с фотоиллюстрациями: туча, заря, бабочка.

Изобразительное искусство

Восприятие произведений искусства

Фотография и произведение изобразительного искусства – сходство и различие.

Живопись

Красота и разнообразие природы, человека, предметов, выраженные средствами живописи.

Декоративно-прикладное искусство

Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве.

Композиция

Горизонт.

Земля – наш общий дом

Жанр пейзажа.

Родина моя – Россия

Пейзажи родной природы.

Искусство дарит людям красоту

С.45, загадка с фотоиллюстрацией, на которой виден горизонт. Можно иллюстрировать тему «Композиция. Горизонт».

Различать разнообразие форм предметного мира.

С.66-67, фотографии цветков, растений – разнообразие форм в природе.

Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональные состояния.

С.68-69, тема «Красота природного пейзажа» с фотоиллюстрациями.

Математика

Арифметические действия

Сложение трехзначных чисел.

Текстовые задачи

Задачи, при решении которых используется смысл арифметического действия (сложение).

Работа с данными

Диаграмма. Чтение диаграмм: столбчатой, круговой.

Описывать явления и события с использованием чисел и величин.

Планировать решение задачи.

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи.

С.18-19, задание «Сколько стоят твои учебники?»

Предложена тема проекта «Математика в торговле».

Находить необходимую информацию в учебной и справочной литературе.

С.23, круговая диаграмма «Сезоны года в Качканаре». С.24, можно вычислить: сколько длится зима, сколько длится лето, используя информацию в разделе «Даты устойчивого перехода среднесуточной температуры воздуха в Качканаре через 0о , 10о , 15о С». Взять даты:20 июня и 30 июля. 11 дней в июне+30 дней в июле = 41 день длится лето (в среднем).

Русский язык

Орфография и пунктуация

Применение правил правописания:

· сочетания жи-ши, ча-ща, чу–щу в положении под ударением;

· проверяемые безударные гласные в корне слова;

· не с глаголами;

· непроверяемые гласные и согласные в корне слова;

· непроизносимые согласные;

· правописание личных окончаний глаголов (глаголы-исключения).

Группировать слова по типу орфограммы.

С.30-31, правила русского языка в стихах.