Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 22
Методические рекомендации
по подготовке СРС и СРСП
Самостоятельная работа студентов (СРС и СРСП) – это дополнительное, более углубленное изучение отдельных тем, направлена на формирование умений самостоятельного изучения, освоения и анализа учебного материала. СРС и СРСП включают в себя изучение и конспектирование первоисточников, чтение научной литературы, учебной литературы, систематическое изучение и конспектирование журналов экологической направленности, работа с таблицами, картами, подготовка и выступление с докладами и ами на лабораторных, практических и семинарских занятиях, на научных конференциях. В процессе подготовки студенты приобретают навыки самостоятельной работы с литературными источниками, навыки переработки, анализа и синтеза материала. Для углубленного усвоения её содержания особенно важное значение приобретает конспектирование. Характер конспекта зависит от цели изучения литературы. Если студент готовит отдельный тематический доклад, или выступление, то он может вести выборочную тематическую запись отдельных предложений, фактов из одной или нескольких книг. Но в учебных целях нужно конспектировать так, чтобы конспект отражал содержание изучаемого материала. Лучшим конспектом является такой, в котором студент самостоятельно, своими словами излагает основное содержание работы (по главам, разделам), подкрепляя запись отдельными наиболее важными или характерными цитатами, фактами или цифровым материалом. При этом необходимо придерживаться таких правил: 1. В конспекте должно быть изложено главное, основное; 2. Запись должна быть строго адекватной содержанию книги, т.е. совершенно точной по содержанию; 3. Запись должна логически связывать воедино все основные вопросы произведения; 4. Конспект должен быть четким по объему. В конспекте можно (в случае необходимости) делать дополнения, вносить уточнения. Большого эффекта в изучении произведений, первоисточников можно достигнуть тогда, когда источники конспектируются в соответствии с их структурой, а не по планам семинаров. С чего начинается конспектирование первоисточника? С общего ознакомления с книгой. Это значит, прежде всего, обратить внимание на фамилию автора, название года, год и место издания. Затем следует внимательно прочитать оглавление, вступление и предисловие, в которых обычно раскрываются задачи книги, т.е. уяснить цель её написания. Студенты должны обязательно знать историческую обстановку, появления книги. Следующий этап – ориентировочное (т.е. первое) чтение. Если это статья или небольшое произведение, следует сначала полностью прочитать, что позволяет охватить материал в целом. Такое предварительное ознакомление с текстом поможет более быстрому и углубленному овладению всем сложным содержанием книги, что касается больших произведений, то их, следует предварительно читать по отдельным разделам или главам. Вслед за ориентировочным чтением необходимо приступить к углубленному изучению прочитанного. Приступить к записи следует после прочтения главы, параграфа. Существует несколько видов записей: план, тезисы, конспект. План – это перечень основных вопросов, содержание. При составлении его идет сложная самостоятельная работа мысли, формирование главного из прочитанного текста. Кроме простого плана, существует развернутый или сложный план, когда главное положение детализируется, конкретизируется. Иногда в процессе работы с книгой возникает необходимость выписать отдельные положения, цитаты, яркие факты, цифры. Выписки надо делать точно, без произвольных изменений, указывая в конспекте соответствующую страницу произведения или документа. Очень часто при самостоятельной работе с книгой пользуются записями в форме тезисов, их можно записать своими словами или словами из текста. Расположение тезисов должно соответствовать последовательности изложения материала в книге. Каждый тезис – это краткое содержание части главы. Обычно тезисы нумеруются. При изучении наиболее крупных произведений составляются конспекты, т.е. краткий пересказ содержания. Различают текстуальный конспект и свободный конспект. Текстуальный конспект – это такой конспект, когда основные положения книги выписываются в тетрадь, т.е. конспект, близкий к тексту книги. Наиболее рациональный вид конспекта – свободный конспект. Изложение содержания первоисточника в свободной записи имеет то преимущество, что требует глубокого самостоятельного продумывания мыслей автора, помогает глубже вникать в содержание прочитанного, лучше понять, развивает логическое мышление, повышает культуру письменной и устной речи. Ценность конспекта будет значительно выше, если в нем, наряду с содержанием основных вопросов произведения, будут записаны на полях тетради мысли, возникшие в ходе изучения работы. Необходимо обратить внимание студентов и на внешнее оформление конспекта: соблюдать четкость записей, на страницах оставлять поля, главы и параграфы выделять с новой строки. Важно убедиться студентам, что конспект ими составляется не для проверки преподавателем, а служит средством приобретения знаний. Специфической формой организации самостоятельной работы студентов являются письменные контрольные работы. Они способствуют углубленному изучению материала, развивают у студентов навыки самостоятельного его изучения, обобщения и изложения. Приступая к работе, необходимо, прежде всего, ознакомиться с примерным планом вопросов, которые предстоит раскрыть. Прочесть всю рекомендованную литературу и примерно сгруппировать ее в соответствии с ними. Литературу желательно дополнить своей используемой. Затем приступить к углубленному изучению сгруппированной литературы и ответу на вопросы. Материал излагать последовательно, лаконично. Основные мысли сопровождать иллюстрированным материалом – фактами, цифрами. В конце каждого вопроса делаются выводы. ВУ завершение работы – выводы по теме и список используемой литературы (в алфавитном порядке). Цитаты, тексты других авторов, выписки из документов делаются в кавычках, в сносках (нижняя часть листа, отделенная чертой) указывается источник: фамилия, инициалы автора, название произведения, место и год издания, издательство, том и страницы. Самостоятельная письменная работа отличается от такой формы, как . Студентам предлагаются проблемные вопросы, из которых они могут выбрать один и дать на него развернутый письменный ответ. Объем такой работы не должен превышать 5-8 страниц. Работа эта требует значительного умственного напряжения, т.к. предполагает анализ различных точек зрения на проблему и аргументированную собственную позицию. Это исключает бездумное переписывание из статей и монографий, что является недостатком студенческих ов и активизирует самостоятельную аналитическую деятельность студентов. Таким образом, баллы за эту работу начисляются не за факт её написания, а за умение аргументировать отстаиваемую точку зрения. Работа должна быть рукописной, каллиграфически доступной для чтения. К её оформлению предъявляются следующие требования. На обложке тетради указать номер контрольной работы, Ф. И. О., курс, шифр специальности. На 1-ой странице написать название темы, план, страницы пронумеровать, оставив поля 2,5 – 3 см. Коэффициент значимости отвечающей этим требованиям контрольной работы – 3. К защите не допускаются работы, списанные с учебников, лекций, т.е. работы, в которых нет собственной мысли, а также работы, которые невозможно прочесть. Студенты могут писать ы, темы которых даются в планах семинарских занятий. Каждому у предпосылается титульный лист, где указывается название института, кафедры, тема а, кто выполнил, руководитель. состоит из введения, основного содержания, заключения к библиографии. Во введении обосновываются актуальность темы, задачи автора, кратко дается характеристика использованных источников, альтернативные суждения по проблеме (если таковы имеются). Основное содержание может излагаться в одном или нескольких главах, должно быть высказано мнение автора а, выводы по каждому вопросу. Заключение содержит выводы по всей теме а. Составляется библиография, как и при написании контрольной работы, может дифференцироваться на архивные документы, первоисточники, исследовательские работы, материалы периодики и т.д.
|