Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 22

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по ведению школьной документации в Холмовской муниципальной средней общеобразовательной школе Классный журнал

 

             

Рекомендации методические по ведению школьной документации в Холмовской муниципальной средней общеобразовательной школе Классный журнал

Методические рекомендации по ведению школьной документации

в Холмовской муниципальной средней общеобразовательной школе

Классный журнал

Классный журнал – государственный нормативно-финансовый документ, вести который обязан каждый классный руководитель и учитель. 1

Устанавливаются три вида классных журналов - для I -IV и V — IX, X-XI классов .

Директор школы и его заместитель по учебно-воспитательной работе обеспечивают хранение классных журналов и систематически осуществляют контроль за правильностью их ведения.

Классный журнал рассчитан на учебный год и ведется в каждом классе по форме, утвержденной министерством образования РФ.

Журналы параллельных классов нумеруются литерами. Например, "1 а класс", "1б класс", "5 а класс", "5 б класс", "5 в класс".

Все записи в классном журнале должны быть сделаны шариковой ручкой синего цвета четко и аккуратно, без исправлений.

Исправления в журнале допускаются только по распоряжению директора.

Классный руководитель заполняет в журнале:

стр.2 – Оглавление;

- списки учащихся на всех страницах (фамилия, имя – полностью);

- фамилия, имя, отчество учителя -предметника на всех страницах журнала;

– общие сведения об учащихся;

– сведения о количестве уроков пропущенных обучающимися;

– сводная ведомость учета успеваемости;

– листок здоровья;

Обязанности учителя

- систематически проверять и оценивать знания учащихся, а так же ежеурочно отмечать отсутствующих, записывать дату;

- на левой странице журнала ставить дату урока, при сдвоенном уроке – две даты, отмечать отсутствующих на уроках буквой «н», выставлять отметки за устный и письменный ответ ( в колонку за то число, когда проводилась работа). Запрещается выставлять отметки задним числом. Отметки за письменные работы выставляются в сроки, оговоренные в «Положении о проверке тетрадей»;

- в клетках для отметок учитель имеет право записывать только один из следующих символов –2,3,4,5,н.

- выставление в журнале точек, отметок со знаком «-» не допускается;

- ежедневно классный руководитель в разделе «Учет посещаемости учащихся» записывает количество уроков, пропущенных детьми. В случаях проведения с учащимися занятий в санаториях (больнице) классный руководитель вклеивает справку об обучении в санатории или больнице в личное дело учащегося.

Если проводится занятие на дому, учителя-предметники, ведущие занятия, выставляют отметки только в специальном журнале для индивидуального обучения на дому.

Итоговая отметка выставляется на основании не менее трех текущих отметок. Отметка «н/а» может быть выставлена только в случае отсутствия трех текущих отметок и пропуска учащимся более 50% учебного времени.

Итоговые отметки за каждый зачетный период выставляются в следующей клетке после даты последнего урока. Не допускается выделять итоговые отметки (чертой, другим цветом).

Следует помнить, что выставление неудовлетворительных оценок на первых уроках после длительного отсутствия учащихся (трех и более уроков), после каникул сдерживает развитие успехов в их учебно-познавательной деятельности и формирует негативное отношение к учению и учебным предметам.

Между зачетами, тематическими контрольными работами следует предусмотреть промежуточную аттестацию учащихся по изучаемой теме путем устного опроса.

На правой стороне развернутой страницы журнала учитель обязан записывать тему, изученную на уроке, и задания на дом. Количество часов по каждой теме должно соответствовать утвержденному календарно-тематическому планированию и программе по предмету.

При проведении сдвоенных уроков записывается тема каждого урока в каждой графе. Все записи по всем предметам ведутся на русском языке с обязательным указанием не только тем уроков, но и тем контрольных работ, экскурсий.

Тема урока формулируется в соответствии с утвержденным календарно-тематическим планированием. Особое внимание следует обратить на специфику записи урока по следующим предметам:

Русский язык

Отметку за контрольный диктант с грамматическим заданием следует выставлять в одной колонке дробью. Запись в проведении классного изложения по развитию речи следует делать так: «Р/р. Изложение с элементами сочинения». Или «Р/р. Написание изложения по теме: «….».

Категорически запрещается допускать учащихся к работе с классным журналом и отправлять учащихся за журналом к заместителю директора.

Требования к ведению личного дела обучающегося

Личное дело обучающегося ведётся на каждого обучающегося с момента поступления и до его окончания. Оно имеет номер, соответствующий номеру в алфавитной книге записи обучающихся.

Например: № К-5 означает, что обучающийся записан в алфавитной книге на букву «К» под №5.

Личное дело обучающихся ведётся классным руководителем.

Записи в личном деле необходимо вести чётко, аккуратно и только синими чернилами.

Лицевая сторона личного дело обучающегося заполняется учителем следующим образом:

Личное дело обучающегося

№ И-25 (берётся из алфавитной книги)

Иванова Владимира Сергеевича

( фамилия, имя, отчество)

ученика Холмовской муниципальной средней общеобразовательной школы Холм-Жирковского района Смоленской области

Зачислен в 1 класс

«1»сентября 2оо7 г.

_________________(подпись директора)

М.П.

Личное дело обучающегося должно быть заполнено учителем в срок до 10 сентября текущего учебного года.

В конце учебного года учитель выставляет годовые оценки обучающегося в личное дело и делает отметку об итогах года (переведён в след.класс, оставлен в том же классе, выпущен, исключён), а так же отметку о наградах и поощрениях обучающегося.

Личные дела обучающихся хранятся в приёмной руководителя образовательного учреждения (у секретаря).

При выбытии обучающегося из общеобразовательного учреждения личное дело выдаётся на основании письменного заявления родителям (законным представителям) с отметкой об этом в алфавитной книге и в личном деле обучающегося.

Правила работы классного руководителя с дневниками учащихся

Дневник должен проверятся классным руководителем 1 раз в неделю

Учащиеся должны четко знать требования, которые предъявляет руководитель к ведению дневника.

Дневник ученика должен отражать результаты его учебных достижений без акцента на личные качества ученика.

Дневники ученика должен отражать активность участия ученика в жизни класса и результативность его участия в школьной жизни.

Требования к ведению ученических тетрадей

Общие требования к ведению тетрадей

Все записи в тетрадях учащиеся должны производить с соблюдением следующих правил:

- писать аккуратным, разборчивым почерком,

- единообразно выполнять надписи на обложке тетради,

- указывать название предмета, класс, фамилию и имя,

- соблюдать поля и красную строку,

- указывать дату выполнения работы цифрами на полях (например, 09.09.01),

- указывать, где выполняется работа (классная или домашняя),

- писать на отдельной строке тему урока,

- указывать вид выполняемой работы (план, конспект, лабораторная работа и т. д.),

- выполнять задания аккуратно, подчеркивая условные обозначения карандашом или ручкой, в случае необходимости - с применением линейки,

- исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак аккуратно зачеркивать косой линией; часть слова, слово, предложение - тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения; не заключать неверные написания в скобки.

Специальные требования к ведению тетрадей по отдельным предметам

Количество тетрадей, ведение которых является обязательным по каждому предмету, утверждается решением РМО либо ШМО.

Примерные требования к оформлению ивных работ

ивная работа учащегося оформляется следующим образом:

- на титульном листе указывается название учебного заведения, название (тема) а, класс, автор, научный руководитель и его Ф.И.О., город и год,

- в оглавлении приводится перечень основных частей а: введение, основная часть, заключение, список используемой литературы и указываются страницы

- введение должно включать в себя обоснование актуальности избранной темы, описание целей и задач, которые ставит перед собой автор,

- основная часть должна представлять собой целостный (сплошной) текст, разделяемый лишь на смысловые блоки (разделы),

- основные положения разделов подытоживаются обязательными выводами,

- заключение содержит общие выводы а, которые не должны повторять выводы по разделам,

- список используемой литературы должен включать в себя не менее 5 наименований,

- после списка используемой литературы в может быть добавлен раздел Приложения (иллюстрации, таблицы, схемы, графики и т. п.),

- при дословном цитировании в тексте необходимы кавычки в начале и в конце цитаты; если автор а пересказывает чью-либо мысль своими словами или близко к тексту, кавычки не обязательны,

- при цитировании или пересказе "чужих" мыслей обязательны сноски на ту литературу (автора), откуда эта мысль, вывод, положение взяты,

- сноски оформляются единообразно - либо внизу каждой страницы (нумерация на каждой странице должна начинаться с единицы), либо в конце а (нумерация должна начинаться с единицы и продолжаться до конца работы),

- справочно-вспомогательный аппарат должен быть выполнен в соответствии с принятыми стандартами (фамилия, инициалы автора; название книги, статьи; место и год издания; номера страниц).

О едином орфографическом режиме

Соблюдение единого орфографического режима является обязательным по всем учебным дисциплинам, предусматривающим выполнение учащимися письменных работ.

Все учителя, независимо от преподаваемой дисциплины, должны проверять грамотность классных и домашних письменных работ, исправлять допущенные орфографические, пунктуационные и стилистические ошибки.

Учителя должны обращать особое внимание учащихся на общую культуру письменных работ, в том числе: стиль, оформление, каллиграфические навыки, соблюдение структуры текста (красная строка и пр.), законченность мысли и т.д.

Оформление надписей на обложках ученических тетрадей

Тетради учащихся 1-го класса подписываются либо учителем, либо родителями. Не обязательно, чтобы тетради в первом классе были подписаны одним почерком. Тетради 2-4 классов подписываются самими учащимися.

Надписи на обложках необходимо оформлять по единой форме, которая традиционно включает в себя минимальный объем основной информации.

Тетрадь

для работ по математике

(для работ по русскому языку)

ученика (цы) 3 класса «а»

Холмовской средней школы

Иванова Ивана.

Оформление письменных работ по математике и русскому языку

Общие положения

Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфически аккуратным почерком.

При определении каллиграфического письма необходимо строго соблюдать требования и рекомендации нейропсихофизиологов и методистов.

Не следует систематически использовать ценное время на уроке для фронтального чистописания для всех учащихся.

Работа над каллиграфическим письмом должна строиться с учётом системы дифференцированных подходов.

Работу над каллиграфическим почерком следует осуществлять в течение всех четырёх лет обучения в начальной школе.

При этом необходимо индивидуально подойти к каждому ребёнку.

Учителям следует прописывать индивидуально учащимся те элементы букв, цифр, которые требуют корректировки.

В ходе проверки учителем прописанных учащимися букв необходимо исправлять неправильно прописанные буквы и выносить (как один из оптимальных вариантов корректировки) образцы их написания на полях (подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать образцы данных соединений на полях и для прописывания на новой строке).

Оформление письменных работ по русскому языку

После каждой классной (домашней) работы следует отступать две строчки.

При оформлении красной строки сделать отступ вправо не менее 2 см. Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала оформления текстов в первом классе. Запись даты написания работы по русскому языку ведётся по центру рабочей строки. В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведётся учителем или учащимися в виде числа и начальной буквы названия месяца. По окончании периода обучении грамоте и до окончания четвёртого класса записывается число и полное название месяца.

Например: «1 декабря. 15 апреля».

В четвёртом классе допускается в записи числа писать имена числительные полностью. Например: «Первое декабря. Пятнадцатое апреля».

Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска строки) по центру и оформляется как предложение.

Например: «Классная работа. Домашняя работа. Самостоятельная работа. Контрольная работа. Работа над ошибками».

Вариативность выполнения работ фиксируется на следующей рабочей строке по центру (полная и краткая запись) либо на полях (краткая запись). Например: «1 вариант. 1 в. 2 вариант. 2 в».

Номера всех упражнений, выполняемых в тетрадях, необходимо обязательно указывать. Допускается несколько вариантов записи номера упражнения. Номер упражнения необходимо указывать по центру строки ( полная форма записи).

Например: «Упражнение №14».

Все подчёркивания следует делать простым карандашом по линейке. Исправление ошибок учащимися в тетради производится аккуратно чернилами ( шариковой ручкой). Переход в первом классе учащихся на работу в тетради в широкую линейку определяет сам учитель. При этом учитель руководствуется наличием у каждого учащегося успешно сформированного навыка письма.

Оформление письменных работ по математике

Между классной и домашней работами отступить 4 клетки.

Между видами работ в классной и домашней работах следует отступать две клетки.

Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенства и т.п. отступаем четыре клетки вправо.

Все номера заданий и задач, которые выполняются в тетради, необходимо записывать в тетрадь.

Слово «Задача» не пишем, а только указываем её номер с начала строки слева, отступив 1 клеточку. Например: № 134.

Число пишем традиционно посередине строки, на пятой клеточке по вертикали, записывается число и полное название месяца. Например: «1 декабря».

В 4 классе число рекомендуется записывать на полях. Например: 17.09.06 (без буквы «г»). Между числом и названием работы по вертикали отступаем 1 клеточку. Между названием работы и самой работой отступаем 2 клеточки по вертикали.

Например: 1 5 апреля.

Классная работа.

Необходимо с 1-го класса оформлять поля с внешней стороны тетради. На поля следует отводить четыре клетки. Поля проводить простым карандашом.

При записи математических выражений все символы ( знаки, цифры) фиксируются с учётом правил каллиграфии, т.е. с соблюдением графики и соответствия количества клеток количеству записываемых символов. Особенно соблюдение этого требования требуется при работе с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение, деление).

Количество и назначение ученических тетрадей

Для выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольных работ учащимися надлежит иметь количество тетрадей согласно программных требований.

В тетрадях для контрольных работ, помимо самих контрольных работ, надлежит в обязательном порядке делать работу над ошибками.

В начальной школе надлежит проверять ежедневно каждую работу учащихся.

Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета.

Инструкция по ведению классных журналов

Классный журнал – это государственный документ, ведение которого обязательно для каждого учителя и классного руководителя согласно установленным правилам.

Ведение классных журналов регламентируется следующими нормативно-правовыми документами (все указанные приказы и письма не отменены и являются действующими):

1. Приказ Министерства Просвещения СССР от 27.12.1974г. №167 «Об утверждении инструкции о ведении школьной документации». В данном приказе даётся характеристика структуры классного журнала, порядок его заполнения учителями и классным руководителем, рекомендации по контролю за заполнением со стороны администрации школы. Выдержки из этого приказа в качестве инструкции даны на форзаце журнала.

2. Письмо Минобразования РФ от 07.02.2001г. №22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений», согласно которому классный журнал является документом, позволяющим в рамках внутришкольного контроля отслеживать выполнение программ (теоретической и практической части).

3. Приказ Минобразования РФ от 29.12.1997г. №2682 «О нарушениях при подготовке и проведении итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений». В нем перечислены типичные нарушения, допускаемые учителями и классными руководителями при заполнении классного журнала.

4. Приказ Министерства Просвещения СССР от 8.12.1986г. №241 «Об утверждении и введении в действие положения об организации работы по охране труда в учреждениях системы Министерства Просвещения СССР». Этот приказ регламентирует проведение инструктажа на уроках по предметам учебного плана (физика, химия, биология, физическая культура, технология, информатика) и способы фиксации его в классном журнале.

5. Методические рекомендации по работе с документами в образовательных учреждениях (письмо Министерства образования Российской Федерации от 20.12.2000г. №03-51/64).

Классные журналы относятся к учебно-педагогической документации общеобразовательного учреждения. Ответственность за хранение журналов, контроль за правильностью их ведения возлагается на директора школы и его заместителей по учебно-воспитательной работе.

Журнал рассчитан на учебный год, журналы параллельных классов нумеруются литерами (например, «1а класс», «5 б класс» и т.д.).

В начале учебного года заместитель директора проводит инструктаж по заполнению классных журналов, даёт указания классным руководителям о распределении страниц журнала, отведённых на текущий учёт успеваемости и посещаемости обучающихся на год в соответствии с количеством часов, выделенным в учебном плане на каждый предмет (1 ч. в неделю – 2 стр., 2 ч. – 4 стр., 3 ч. – 5 стр., 4 ч. – 6 стр., 5 ч. – 8 стр., 6 ч. – 9 стр.).

В конце учебного года классный руководитель сдаёт журнал заместителю директора по УВР. Классный журнал хранится в архиве общеобразовательного учреждения.

I. Общие требования к ведению классных журналов

1. Все записи в журнале делаются ручкой одного цвета четко и аккуратно на русском языке, без исправлений.

2. Названия предметов в оглавлении записываются с прописной (большой) буквы в соответствии с порядком их следования в учебном плане. На страницах, выделенных для конкретных предметов, наименование предмета пишется со строчной (маленькой) буквы.

3. Фамилия, имя, отчество учителя записываются полностью (Иванова Наталья Петровна).

4. Страницы журнала обязательно нумеруются. Одна страница журнала включает правую и левую стороны. Нумерация страниц указывается в разделе «Оглавление».

5. На левой стороне страницы журнала записывается дата проведения урока (арабскими цифрами) и месяц. Если уроки сдвоены, то ставятся две даты.

6. На правой стороне страницы журнала записывается число (арабскими цифрами) и тема пройденного на уроке материала в соответствии с календарно-тематическим планированием. При проведении сдвоенных уроков записываются темы каждого урока отдельно. Прочерки, обозначающие «повтор», запрещены.

7. В журнале указываются не только темы уроков, но и темы контрольных, самостоятельных, лабораторных, практических работ. Например: Самостоятельная работа «Сложение и вычитание трехзначных чисел», Практическая работа № 5 по теме «Сложение и вычитание трёхзначных чисел» (или без номера), Контрольный диктант № 2 по теме «Виды предложений по цели высказывания» (или без номера), Практическая работа № 1 «Определение состава почвы» (или без номера);

8. В графе «Домашнее задание» записывается содержание задания, страницы, номера задач и упражнений с отражением специфики организации домашней работы. Например, «Повторить …..; составить план, таблицу, вопросы; выучить наизусть, ответить на вопросы и т. д.». Кроме того, при изучении ряда дисциплин домашние задания носят творческий характер (сделать рисунки, написать сочинение и т. п.). Тогда в графе «Домашнее задание» пишется: творческое задание и указывается характер задания. Если задание носит индивидуальный характер, тогда в графе «Домашнее задание» можно записывать: индивидуальные задания. Если на конкретном уроке домашнее задание не задаётся, графа остается пустой.

9. При записи тем «Повторение», «Решение задач» и т. д. обязательно указывается конкретная тема.

10. При проведении экскурсий на странице журнала с левой стороны записывается число столько раз, сколько часов шла экскурсия, а с правой стороны число и темы также записываются столько раз, сколько длилась экскурсия, но темы записываются построчно.

11. Учитель обязан систематически проверять и оценивать знания обучающихся, а также ежеурочно отмечать отсутствующих. Наполняемость отметок должна быть высокой или средней, при этом каждый учащийся должен быть опрошен (любым из видов опроса) как минимум 1 раз в 3-4 урока.

12. В клетках для отметок учитель имеет право записывать только один из следующих символов: 1, 2, 3, 4, 5, н, н/а, осв.,н/осв. Выставление точек, отметок со знаком «минус» не допускается. Наполняемость отметок должна быть высокой или средней, при этом каждый учащийся должен быть опрошен (любым из видов опроса) как минимум 1 раз в 3-4 урока. В случае оценивания знаний обучающегося неудовлетворительной оценкой учитель обязан опросить его в 2-4-дневный срок и зафиксировать отметку в журнале.

13. Отметки за устные и письменные ответы выставляются в колонку за то число, когда проводилась работа. Отметки за письменные виды работ (самостоятельные работы, контрольные работы, практические и лабораторные работы) выставляются всем учащимся (кроме отсутствующих), в графе того дня, когда проходила работа с учетом контрольных нормативов на проверку работ данного вида. Запрещается выставлять отметки задним числом.

14. Отметка н/а (не аттестован) может быть выставлена только в случае, если ученик пропустил не менее 50% занятий за отчётный период (четверть, полугодие).

15. Итоговые отметки за четверть, год выставляются в следующей клетке после записи даты последнего урока. Не допускается выделять итоговые отметки (чертой, другим цветом и т.п.). Годовая оценка выставляется в столбец, следующий непосредственно за столбцом оценки за последнюю четверть (полугодие).

16. Текущие отметки следующей четверти выставляются в клетке после итоговых (четвертных) отметок. Пропуски клеток не допускаются.

17. Итоговые отметки учащихся за четверть (полугодие) должны быть обоснованы. Чтобы объективно аттестовать учащихся, необходимо не менее трех отметок с обязательным учетом качества знаний учащихся по письменным работам.

18. Не рекомендуется выставление неудовлетворительных отметок на первых уроках после длительного отсутствия учащихся (пропуск трех и более уроков), после каникул, так как это сдерживает развитие успехов в их учебно-познавательной деятельности и формирует негативное отношение к учению.

19. Запись замены уроков производится следующим образом: на странице заменяемого урока записывается тема, предусмотренная тематическим планированием, и ставится подпись учителя, проводившего замену. Не допускается оставлять незаписанными темы заменяемых уроков с тем, чтобы в дальнейшем их записал заболевший учитель.

20. Если при выставлении отметок учитель допустил ошибку, отметка исправляется следующим образом: внизу страницы обязательно делается запись: Петров К. – «4» (хорошо) за 5. 11 – подпись директора школы и ставится печать общеобразовательного учреждения.

21. В случаях проведения с учащимися занятий в санаториях (больнице) классный руководитель обеспечивает хранение соответствующей справки о результатах успеваемости в личном деле, предварительно ознакомив учителей-предметников с отметками из этой ведомости.

22. В случае длительной болезни учащегося и в связи с этим перевода учащегося с очной на индивидуальное обучение на дому в классном журнале на соответствующей строке делается запись «обучение на дому с 11.10». Если проводятся занятия на дому, учителя-предметники, ведущие занятия, выставляют отметки (текущие и итоговые) только в специальном журнале для индивидуального обучения.

23. В случае перевода учащегося с очной на экстернатную форму обучения в классном журнале на соответствующей строке делается запись «экстернат с 11.10». В этом случае в журнал выставляются только результаты промежуточной аттестации, периодичность которой отражена в договоре, на странице «Сводная ведомость учета успеваемости учащихся». В графе с фамилией экстерна делается запись «Переведен (а) на экстернат с 11.10.02 г. по всем предметам учебного плана (или только по одному предмету), приказ №__от « » и выставляются отметки за четверти (полугодия) и год или только за год. Если на экстернатную форму обучения принят учащийся, не входящий в списочный состав школы, то данные о нем в классный журнал не заносятся, а вся документация ведется в установленном порядке.

24.Отметка о выбытии учащегося делается на соответствующей строке с фамилией выбывшего учащегося следующим образом: «выбыл 15.11», а на странице «Сводная ведомость учета успеваемости учащихся» в графе «Ф. И. О. учащегося» делается запись «Выбыл 15.11.2002г., приказ № от « ».

25. Фамилия, имя учащегося, поступившего в школу в течение учебного года, записывается в конце списка на соответствующих страницах по предметам с указанием числа и месяца прибытия, например, «прибыл 10.11», а затем на следующих страницах фамилия и имя прибывшего вписывается строго по алфавиту уже без отметки о прибытии; на странице «Сводная ведомость учета успеваемости учащихся» делается запись «прибыл 10.11.2002 г., приказ № от « ». Ведомость с результатами текущей успеваемости вновь прибывшего ученика вклеивается личное дело, отметки из нее в классный журнал не переносятся

26. Страница «Листок здоровья» заполняется медицинским работником.

27. Элективные курсы записываются в отдельном журнале. Список обучающихся группы заполняется учителем. Заполнение страниц, отведённых для элективных курсов, осуществляется в соответствии с требованиями к ведению классных журналов. При оценивании результатов обучения учащихся на элективных курсах следует руководствоваться критериями оценивания результатов обучения учащихся, заложенными автором в программе авторского элективного курса. Решение о системе оценивания учебных курсов по выбору может принять образовательное учреждение на основании решения педагогического совета. Оценка может выставляться в форме «зачтено» или «не зачтено», а также по балльной шкале: «5», «4», «3». Курс может считаться зачтённым (или оценен отметкой), если ученик:

а) посетил не менее 80% занятий по этому курсу;

б) выполнил какую-либо зачётную работу: проект, исследование, .

В журнале фиксируются посещаемость и учебные достижения учащихся в зависимости от критериев оценивания результатов учебных достижений учащихся, определенных в программе авторского учебного курса.

32. Категорически запрещается уносить журнал домой, выдавать на руки обучающимся.

II. Требования к ведению классных журналов по отдельным предметам

Начальная школа

1. В период обучения грамоте в 1-м классе учебного предмета «Обучение грамоте» не существует. В связи с тем, что в БУПе имеются такие названия учебных предметов, как «Литературное чтение» и «Русский язык», в период обучения грамоте запись в журнале должна быть соответствующей: «литературное чтение» (чтение) и «русский язык» (письмо), а в послебукварном периоде «литературное чтение» и «русский язык».

2. Домашнее задание дается обучающимся с учётом возможностей их выполнения в следующих пределах:

в 1-м классе (со II полугодия) – до 1 часа;

во 2-м классе – до 1,5 часов;

в 3-4-м классах – до 2 часов.

( Основание: Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №202/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной школы» в котором сказано, что «в 1-м классе домашние задания не задаются». В данном случае необходимо руководствоваться СанПиНом 2.4.2.-1178-02 от 25.11.2002 г., который категорически запрещает задавать домашние задания в I полугодии 1-го класса, а Письмо Минобразования России, указанное выше, дает право образовательному учреждению не задавать задания на дом и во II полугодии 1-го класса. Таким образом, задания на дом обязательны лишь со 2-го класса).

3. По физической культуре в графе «Что пройдено на уроке» фиксируются тема согласно календарно-тематическому планированию, основная методическая задача по разделу программного материала, указывается одна из народных, подвижных, спортивных игр.

4. В начальной школе итоговый контроль результатов обучения, как правило, осуществляется путем проведения итоговых контрольных работ по предметам 4 раза в год: за I, II, III, учебные четверти и в конце года.

Русский язык

1.Отметки за контрольные (диктанты) и творческие (сочинения, изложения) работы выставляются дробью в одной колонке (5/4, 3/3): за диктанты – первая за грамотность, вторая – за выполнение грамматического задания; за сочинения и изложения – первая – за содержание, вторая – за грамотность.

2. Перед записью темы урока по развитию речи ставится пометка «Р/р.»

3. Изложение и сочинение по развитию речи записывается следующим образом:

Если работа над изложением // сочинением велась два урока, то запись необходимо оформить так:

<первый урок> Р/р. Подготовка к классному сочинению-размышлению.

<второй урок> Р/р. Написание сочинения-размышления.

<первый урок> Р\р. Подготовка к изложению с элементами сочинения по теме: «…..».

<второй урок> Р.р. Изложение с элементами сочинения по теме «...».

4. Обязательно указывается тема контрольного диктанта. Например: Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

Литература

1. Перед записью темы урока по развитию речи ставится пометка «Р/р.», по внеклассному чтению – «Вн. чт.».

2. Сочинения следует записывать так:

5.10. Р.р. Подготовка к сочинению по творчеству поэтов серебряного века.

5.10. Р.р. Написание сочинения по творчеству поэтов серебряного века.

3. Отметки за творческие работы выставляются: первая – за содержание, вторая – за грамотность.

4. Отметки за устные и письменные ответы выставляются в колонку за то число, когда проводилась работа.

5. При написании домашнего сочинения оценка за работу выставляется в тот день, когда было дано задание написать домашнее сочинение. В графе «Домашнее задание» делается соответствующая запись.

6. В старших классах обе оценки за сочинение по литературе, характеризующие знания учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе. Однако оценка за грамотность учитывается при выставлении итоговой отметки по русскому языку.

Математика

1. В связи с введением государственной итоговой аттестации в 9 классе в новой форме, а также единого государственного экзамена в 11 классе, необходимо в каждом классе (с 5 по 11 кл.) по стержневым линиям курса предмета проводить контроль знаний и умений учащихся в любой форме: традиционная самостоятельная работа или тест (время проведения 5-20 минут). Оценки за самостоятельные работы, тесты, если они не запланированы на весь урок, могут выставляться выборочно на усмотрение учителя.

2. Если самостоятельная работа или тест рассчитаны по плану учителя не на весь урок, то запись в журнале должна быть следующая:

Пример 1: Иррациональные уравнения. Самостоятельная работа.

Пример 2: Производная. Тест.

История и обществознание

1. В 10-11 классах необходимо вести раздельное заполнение прохождения программы по всеобщей истории и истории России с соответствующей аттестацией учащихся и с учётом итоговой записи прохождения предмета.

2. При заполнении журналов указываются предметы: «обществознание» (6-11 классы), «всеобщая история» (5-11 классы), «история России» (6-11 классы), «история Смоленщины» (6-9 классы).

3. В 9-11 классах в целях подготовки обучающихся к государственной (итоговой) аттестации необходимо вносить в журнал запись о проведении на уроках различных форм контроля: тест, эссе, самостоятельная работа и т.д. Время проведения указанных форм контроля на уроке 5-20 минут. Оценки могут выставляться выборочно. Пример: Реформы 60-70-х годов XIX века. Тест.

Физика, биология, химия, информатика и ИКТ, технология

1. На первом уроке в сентябре и на первом уроке в январе сделать запись в журнале в графе «Что пройдено на уроке» о проведении инструктажа по технике безопасности. Инструктаж по технике безопасности проводится также перед каждой лабораторной и практической работой, о чем делается соответствующая запись в журнале в графе «Что пройдено на уроке». Например: Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом».

2. В случае, если лабораторная работа составляет только часть урока, то оценки учащимся выставляются выборочно; если лабораторная работа занимает весь урок, то оценки выставляются каждому ученику.

3. Если в начальной школе изучается модуль «Практика работы на компьютере», то журнал заполняется на странице предмета «Технология»; если же младшие школьники изучают «Информатику и ИКТ» как самостоятельные предмет, то журнал заполняется на странице предмета «Информатика и ИКТ».

География

По предмету «география» имеют место только практические работы, зачётные работы и проверочные тесты. . Учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов, что обязательно отражается в календарно-тематическом планировании. Пример записи практической работы: Практическая работа № 5 «Построение графика температуры и облачности». Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально.

Иностранный язык

1. Все записи ведутся на русском языке, кроме разделов грамматики, которые трудно переводимы на русский язык.

2. В графе «Что пройдено» помимо темы обязательно надо указать одну из основных учебных задач урока по аспектам языка (лексика, грамматика) или видам речевой деятельности (чтение, восприятие на слух, говорение, письмо), его содержание. Таким образом, работа учащихся над темой фиксируется поэтапно. При этом общую тему, над которой ведется работа, рекомендуется указывать один раз. Надо помнить, что указывается тема урока, а не формы работы на уроке (лекция, семинар, тестирование, работа с таблицей и т.п.). Например: 1 вариант 02.09 Времена года. Формирование лексических навыков говорения.

03.09 Формирование лексических навыков аудирования, чтения, письма.

3. В классном журнале необходимо отражать сведения о периодическом (почетвертном) контроле на уровне речевых умений (говорение, чтение, восприятие на слух, письмо).

Количество контрольных работ (периодический контроль)

3 – 11 классы - не менее 1 раза в четверть по 4 видам речевой деятельности (говорение, чтение, восприятие на слух, письмо).

Контроль каждого вида речевой деятельности проводится на отдельном уроке. Оценка по каждому виду речевой деятельности выставляется отдельно. Длительность проведения периодического контроля – до 20 минут по одному из видов речевой деятельности. На контроль говорения отводится отдельный урок. По письменным работам оценки проставляются в графе того дня, когда проводилась письменная работа. О форме письменной работы должна быть в журнале справа соответствующая запись с обязательной пометкой вида речевой деятельности, по которой проводилась данная работа. Не допускаются записи типа: Контрольная работа № 1. Правильная запись: Контроль навыков чтения.

4. Итоговая отметка за четверть не может быть простым среднеарифметическим вычислением на основе отметок текущего контроля. Надо помнить, что ведущим видом речевой деятельности является говорение, а в старших классах и письмо.

Физическая культура

1. Новая тема (легкая атлетика, баскетбол, волейбол, гимнастика и т.д.) начинается с записи инструктажа по технике безопасности в графе «Что пройдено на уроке» (Например: «Инструктаж по ТБ на уроках легкой атлетики. Обучение метанию теннисного мяча»).

1. 2. В графе «Что пройдено на уроке» указывается методическая задача урока согласно календарно-тематическому планированию и указывается одна из народных, подвижных, спортивных игр. (Например: «Обучение низкому старту. Народная игра «Салки»», «Повторение техники стартового разгона. Народная игра «Два мороза»», «Сдача контрольного норматива – бег 30 м. Подвижная игра «Третий лишний»» и т.д.). Не допускаются следующие записи: «Прыжок через козла», «Бег 30 м».

2.В графе «Домашнее задание» записывается домашнее задание согласно календарно-тематическому планированию (Например: «Составить комплекс общеразвивающих упражнений», «Повторить низкий старт» и т.д.).

3. Программой по физической культуре предусмотрено блочное изучение материала. В связи с этим в журнале записываются вначале темы одного блока, затем другого. Например: в 5 классе в I четверти вначале записываются все 12 уроков по легкой атлетике, затем 15 занятий спортивных игр.

5. Оценки по физической культуре выставляются на каждом уроке за любые слагаемые программного материала (усвоение контрольного двигательного умения, домашнее задание и т.д.).

6. Итоговая оценка успеваемости за четверть, полугодие и год выводится с учетом всех отметок, полученных школьником за этот период, причем особое внимание уделяется тем из них, которые отражают знания, умения и навыки, обусловленные ведущими задачами данного года обучения. Годовая оценка должна отражать успеваемость школьника по всей программе данного класса. Например, ученик получил следующие четвертные отметки: «4», «3», «2» и «5», годовая оценка может быть не более «3», так как не усвоен один из разделов программы (лыжная подготовка).

7. Пример заполнения классного журнала 11 класса по физической культуре:

15.02. Волейбол. Совершенствование техники подач мяча. Варианты подач мяча. Учебная игра в волейбол. Прыжки со скакалкой за 30 сек. Приседание на одной ноге (с поддержкой).

III. Требования к ведению журнала классным руководителем.

1. Списки обучающихся (фамилии и имена) заполняются только классным руководителем в алфавитном порядке по всем учебным предметам. Все изменения в списочном составе учащихся в журнале (выбытие, прибытие) может делать только классный руководитель после получения им необходимого документа (приказа по школе, подтверждающего убытие или прибытие). Например: Петров Андрей выбыл 09.02.2009г. приказ от 20 09.02.08 №27.

2. Классный руководитель в течение первых двух недель сентября заполняет страницы «Итоговая ведомость успеваемости учащихся», «Сведения о пропущенных уроках», «Общие сведения об учащихся».

3. Учет пропусков занятий учащимися ведется классным руководителем ежедневно, а итоговые пропуски подсчитываются сразу же по окончании четверти.

4. Четвертные, годовые отметки выставляются на страницу «Сводная ведомость учета успеваемости учащихся». Здесь же выставляются экзаменационные (за исключением XI (XII) классов, которые сдают ЕГЭ и получают результаты по стобалльной шкале) и итоговые оценки на основании экзаменационных протоколов.

5. По окончании учебного года классный руководитель на странице «Сводная ведомость учета успеваемости учащихся» в графе «Решение педагогического совета (дата и номер)» против фамилии каждого ученика делает следующие записи:

- переведен в 7 «А» класс, протокол от _____ №____;

- оставлен на повторный курс, протокол от ____№____;

- окончил(а) 9(11) классов, протокол от___№___

6. Запись тем занятий по Правилам дорожного движения и др. производится в отдельных журналах. Занятия по данным курсам проводятся за счет времени, отводимого на проведение классных часов.

IV. Порядок проверки классных журналов директором школы и заместителями директора

1. Директор и заместители директора осуществляют контроль за правильностью ведения классных журналов, что находит отражение в плане внутришкольного контроля.

2. Возможные направления и периодичность проверки классных журналов.

Периодичность контроля: 4 раза в год (сентябрь, ноябрь, январь, май-июнь)

3. Итоги проверки классных журналов отражаются в справках, приказах по общеобразовательному учреждению. Запись о результатах проверки делается на соответствующей странице журнала. Педагог, которому сделано замечание, обязан его устранить (по возможности), о чём делается соответствующая запись на странице «Замечания по ведению классного журнала» в графе «Отметка о выполнении». Например: 16.09.2008 г. Замечания ликвидированы Подпись учителя .21.11.2008г. Замечание принято к сведению. Подпись учителя.

4.Классный руководитель (старший воспитатель) на родительском собрании, в индивидуальной беседе предоставляет родителям обучающихся возможность ознакомиться с текущими оценками, выставленными в классном журнале.

5.Классный руководитель в случае утраты классного журнала на основании приказа директора Школы осуществляет его восстановление, на первой странице производит запись «Дубликат». Директор Школы ставит дату, подпись и скрепляет запись гербовой печатью. Дубликат классного журнала оформляется в двухнедельный срок. Классный руководитель переносит оценки в дубликат классного журнала из дневников обучающихся.

6.Классный руководитель вкладывает все медицинские справки, записки от родителей в специальный конверт в конце журнала. Медицинские справки и записки родителей по поводу отсутствия детей являются важными документами, фиксирующими и объясняющими отсутствие детей в школе.