Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 22

 

Поиск            

 

Рекомендации методические 2012 г. Содержание урок 1 Рекомендации для лектора Форма одежды

 

             

Рекомендации методические 2012 г. Содержание урок 1 Рекомендации для лектора Форма одежды

Брошюра для лекторов

ПОДГОТОВКА ЛЕКТОРОВ

ИНТЕГРАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Методические рекомендации

2012 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Урок 1 Рекомендации для лектора

1.Форма одежды

2. Внешний вид

3. Речь

4. Порядочность, обязательность как свойства лектора

5. Лекция

Урок 2 Вводная лекция

  1. Подготовка к лекции
  2. Структура вводной лекции.

Урок 3 Методика преподавания

  1. Образ лектора
  2. Поведение лектора, ведущего лекцию
  3. Форма передачи материала

· Вопросы

· Ответы

· Примеры

· Упражнения и другие приемы

4. Итог лекции.

Урок 4 Методические рекомендации при подготовке к лекции

  1. Программа
  2. Конспект лекции

Конспект лекции предполагает

1. Цель лекции

2. Акценты

3. Логическую последовательность лекции

4. Запланированный интересный момент

5. Подводные камни

6. Подготовку наглядных материалов

7. Планирование начала лекции

Урок 5 Отличия в проведении обычных лекций от виртуальных

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Дополнительные материалы

Ссылки на видео и аудиоуроки : - ftp://kabbala.fm/lekcii-isr-prepod7.htm (очень рекомендуется просмотреть или прослушать 1-4, 7 уроки)


Урок 1 Рекомендации для лектора

ФОРМА ОДЕЖДЫ

Принцип: Если ты уважаешь то, что делаешь, то уважай внешнюю форму, в которой ты выступаешь.

Ты позиционируешь не себя, ты представляешь Методику интегрального образования..

Рекомендуется

Не рекомендуется

Пиджак (желателен).

Галстук (в зависимости от аудитории).

Рубашка простая или поло, пуговицы застегнуты.

Брюки

Ботинки, туфли

Для женщин - деловой стиль одежды

*нужно исходить из солидной, классической формы преподавателя учебного заведения, следовать моде при этом не обязательно

Куртки, толстовки, футболки

Джинсы, кожаные брюки.

Шорты

Кроссовки, шлепанцы

Для женщин – вызывающая, откровенная, сексуальная одежда

*никаких броских цветов, «гламурных стилей»; «рванины» и т.д.

ВНЕШНИЙ ВИД

Соблюдать правила личной гигиены.

Аккуратная прическа.

Борода, усы, если есть, обязательно оформленные.

Для женщин – волосы собраны или заколоты.

Длинные волосы, коса.

Татуировки, если есть, по возможности скрывать.

Пирсинг.

Для женщин - распущенные волосы.

РЕЧЬ

Принцип: Остерегайся всего, что может оттолкнуть от прямого направления.

Представиться и поприветствовать слушателей.

Помнить о величии Цели.

Речь должна быть ясной и понятной, интеллигентной.

Используй эмоции, теплоту, дружелюбие в разговоре.

Учись у Рава, на его примерах, через его действия.

*Относись к слушателям как к собственному ребенку, который входит в новый мир и пока еще ничего не понимает.

Использовать «возвышенный» интеллигентный язык.

Использовать дешевый сленг.

Допускать ругательные слова

Допускать сухость, монотонность речи.

Неуважительно относится к женщинам, острить на сексуальные темы, использовать «двусмысленные анекдоты», шутки.

Неуважительно отзываться о религии или других «духовных» методиках.

Не унижай учеников.

Не пренебрегай верованиями других людей.

Не обижай человека, не втаптывай в грязь.

Не пренебрегай отсутствием знаний учеников, не возвышайся над учеником.

Не стыдись своего Пути.

Не замыкай учеников на себя.

Не говори, что ты продвигаешь людей духовно

ПОРЯДОЧНОСТЬ, ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ КАК СВОЙСТВА ЛЕКТОРА

Принцип: Не забывай, что ты представляешь жизненно необходимую методику.

Пунктуальность. Соблюдение временных рамок лекции.

Посоветоваться о размере перерыва.

Можно добавить 10-15 минут, но только если все, «за».

Показывать личным примером.

Показывать важность окружения, как части методики.

Уважать людей, которые пришли.

Уметь принимать решения, быть настойчивым там, где надо.

Не оставлять слушателей с чувством внутреннего удовлетворения.

Приветствовать вопросы.

*. Пробуждай в слушателях область ощущений, что, изучая законы Природы, они исправляют себя; исправляя себя, исправляют мир.

Выглядеть растерянным, сбитым с толку.

Колебаться в своих объяснениях.

Не выполнять данных обещаний.

Вcтупать в бесполезные споры.

Не обязательно отвечать на все вопросы

Не делать маркетинг в рекламе книг.

Преподавать одиночкам.

Лекция

Приезжай на лекцию ко времени, необходимому на подготовку.

Строго придерживайся регламента лекции.

Привести слушателей к желанию прийти на ступень ЧЕЛОВЕКА.

Не показывать состояние падения.

ПРОСТО НЕ ДЕЛАЙ

Не шути вульгарно с женщинами

Не обижай слушателей, уважай в них достоинства человека

Не возвышайся над слушателями.

Не кричи и не повышай голос, на кого бы то ни было


Образ интегрального лектора

М. Лайтман: «Учитель - тот, кто прошел весь путь, после чего он готов и ощущает ответственность привести еще людей, провести их через каждый этап. Он знает, что должно произойти. Должен быть верен пути. Готов взять под свою ответственность других людей и провести их постепенно. Открыть им то, что следует открыть и скрыть то, что они не должны знать.

Так отец относится к своему любимому сыну. Система очень не простая в их отношениях …. Говорим об учителе, который развивает человека, который строит ЧЕЛОВЕКА. Он берет материал и из него строит ЧЕЛОВЕКА. Должен быть особый подход. Он должен быть подготовлен к этому…».

Важность цели

Важно представлять, что преподаешь методику.

Постоянно помнить о важности цели.

Прочитать отрывок перед лекцией.

Внутренняя готовность к лекции.

Важность группы

Одна из особенностей методики в том, что ее можно реализовать только в группе.

Лектор передает знания и посыл не одному слушателю, а всей группе.

Постоянно поднимать важность объединения, взаимоподдержки, взаимоучастия, показывая пример объединения и взаимосвязи между лекторами.

Контрольные задания :

1. Ответьте на вопросы:

1.1. Как вы готовите себя к встрече с аудиторией, что вы для себя видите самым важным, чтобы чувствовать себя уверенным перед слушателями?

1.2. Как себя держать перед аудиторией, если один или несколько человек все время отрицают сказанное вами, пробуют устроить спор на повышенных тонах, излучают волны агрессии?

1.3. Представьте себе, что обстоятельства вынудили прийти Вас на лекцию в виде, не совсем подходящем для проведения лекции (невымытые волосы, испачканная одежда, шорты вместо брюк, неприкрытая татуировка или что-либо другое). Каковы Ваши действия? (учтите, что лекцию должны провести именно Вы)

1.4. Опишите Ваши действия и реакции, если большинство людей присутствующих в аудитории, являются простыми необразованными людьми, использующими ненормативную лексику, и призывающими Вас последовать их примеру для улучшения взаимопонимания?

2. Задание на «пятерку»:

2.1. Сфотографируйте себя подготовленным к лекции и пришлите нам линк на фото.


Урок 2 Вводная лекция

Примерный план вводной лекции, рекомендации

  1. Общие рекомендации
  2. Подготовка к лекции.
  3. Структура вводной лекции

Общие рекомендации

Важен внешний вид, реакция аудитории.

Лектор должен знать, что хочет передать во время лекции.

Включение в аудиторию, передать посыл, что я хочу сказать, записать для себя, чтобы человек вышел с четким понятием.

Помнить, зачем это делаешь, помнить о силе группы, вспоминать и подключаться к этому во время лекции.

Подготовка к лекции .

Необходимо готовить лекцию, план лекции, наглядные пособия.

На лекции преподаватель должен предавать посыл объединения, поручительства с теплотой, любовью. Связать себя с материалом, беседами Рава о интегральном образовании, группой. И одновременно постараться почувствовать желания, ожидания и специфику той аудитории, с которой предстоит работать.

Структура вводной лекции.

  1. Вводная лекция - творческий процесс . Зависит от публики, аудитории. Все должно быть очень гибко. Можно рассказать о кризисе, развитии человечества, о связи между людьми, росте желаний, кризисе образования, если это ученые. Определить границы лекции. Выключить телефоны. Вопросы . Лектор должен руководить этим процессом, определить, когда их можно задавать, каков порядок задавания вопросов – по руке. Важно почувствовать публику, ее желания.
  2. Рассказать о себе, если это представляет интерес.
  3. Использовать шутку, юмор.
  4. Нахождение общей точки с аудиторией . Пытаться найти контакт с публикой.
  5. Вопросы.

Через вопросы дополняется лекция. Важно слышать людей. Если вопрос выражает сопротивление, деликатно переиначить вопрос. Возвеличивать слушателя фразами типа - «очень хороший вопрос». Важно через вопрос передавать свою идею, вести свою линию. Не обязаны отвечать на все вопросы. Развить вопрос в том русле, в котором проходит лекция. Не отвечать на все вопросы, умело руководить этим, не наполнять человека полностью.

  1. Итог. Как найти материалы, дается общая информация, контакты для обратной связи. Заканчивать лекцию на кульминационном моменте, дать воодушевление, ощущение причастности к большому, вечному.
  2. Рекомендуется посещать лекции товарищей, записывать замечания, примеры, получать впечатления от товарищей.
  3. Заранее готовить наглядные пособия.
  4. Использовать все материалы лекции «Арвут» ( 5 частей о преодолении кризиса), бесед Рава о Методике интегрального образования и воспитания, записывать примеры. Воспринимать материал, чтобы передать дальше. Показывать практическое применение Методики Интегрального развития.

Контрольные задания:

1. Вопросы по теме:

1.1. Вы стоите перед аудиторией, на вас направлено внимание многих глаз, начинается лекция. Какие первые слова, несколько предложений вы скажете людям, пришедщим узнать, что это за кризис, как его избежать?

1.2. Как вы можете несколькими предложениями ответить на вопрос из аудитории: «Не вижу никакого кризиса, есть сложности в экономике, которые периодически были всегда. Почему говорите о каком-то мировом кризисе?»

1.3. Что делать, если аудитория попалась явно не активная и никак не хочет вступать в контакт и давать Вам обратную связь? (Ваши предложения должны быть конкретными и детально описанными)

1.4. Что Вы будете делать, если примеры, которые Вы приводите, оказались непонятными для определенной части аудитории и они хотят разобраться поподробнее, а вторая часть аудитории все поняла и предлагает двигаться дальше?

2. Задание на «пятерку»:

2.1. Снимите ответ на один из контрольных вопросов, поставьте ролик в YouTube, пришлите нам ссылку.


Урок 3 Методика ведения лекции

1. Образ лектора

1. Достоверность.

Слушатель должен быть уверен, что на мнение лектора можно положиться.

2. Конкретность.

Строго придерживаться принципов излагаемого материала, нет места сомнениям, допущениям.

3. Ответственность.

Лектор должен отвечать за свои действия, выполнять обещания.

4. Управление.

Лектор должен уметь вести слушателей, владеть ситуацией, определять заданное время, придерживаться цели лекции.

5. Образованность.

Лектор должен быть эрудированным.

6. Уважение.

Суммарно включает в себя все перечисленные пункты плюс внешний вид, плюс речь.

2. Поведение лектора, ведущего лекцию

1. Вести лекцию следует преимущественно стоя у доски, или естественно передвигаясь перед аудиторией. Не следует стоять к аудитории спиной. Сидеть по необходимости.

2. Не фокусировать взгляд на отдельной части аудитории, а охватывать ее целиком. Уметь смотреть в глаза слушателю.

3. Уметь регулировать мимику, жесты, интонацию согласно теме лекции. Обращать внимание на работу рук, можно держать в руках фломастер, карандаш.

4. Стоя у доски, писать, следует стоя к аудитории вполоборота, желательно повторять вслух то, что пишешь. Планировать расположение материала на доске.

3. Форма передачи материала

Не замыкаться на себе, стараться работать со слушателями.

· Вопросы

Пользоваться вопросами, как приемом расшевелить аудиторию.

Вопросы делятся на категории:

а) Что?... Цель - получить информацию, возбудить любопытство, повторить пройденный материал. Помогает сформировать потребность для получения информации.

б) Почему?... Позволяет использовать интеллект, логику слушателя, заставляет его думать, включает переживания, что помогает лучше усвоить материал.

в) Зачем?... То же что и «Почему», но заставляет слушателя задумываться не над причинами происходящего, а над последствиями.

г) Как вы считаете?... Помогает аудитории активно включиться в процесс анализа рассматриваемого материала и приобщиться к формированию итоговых выводов лектора.

г) А что, если?... Как правило, это тип риторического вопроса. Вопросом этого типа можно обидеть, выказать пренебрежение ученикам. Подобных вопросов желательно избегать.

д) Вопросы с ответами «да» или «нет» возможны лишь изредка – не должно быть проверки «знаний» слушателя.

· Ответы.

а) На вопрос можно ответить вопросом, но разложенным на более мелкие вопросы. Этим методом, используя логику слушателя можно подвести их к нужному ответу, метод помогает продвигаться по материалу. Так же позволяет выяснить уровень знаний слушателей.

б) Отражение вопроса. Повторяя за слушателем вопрос, лектор выражает понимание, согласие с правильной постановкой вопроса, что позволяет слушателю лучше усвоить ответ.

4. Ответ посредством рассказа. Метод дает напряжение, вызывает любопытство, повышает заинтересованность в ответе. Строить рассказ можно следующим способом: берется центральная идея, вокруг идеи располагается несколько частных деталей. Так же можно интриговать слушателей фразами типа «Скажу Вам по секрету». Использовать юмор. Одним словом стараться создать с одной стороны серьезную с другой легкую атмосферу лекции, учитывая тему лекции.

· Примеры.

Учимся на примерах

Позволяют сконцентрировать внимание слушателей на той части материала, которую ты считаешь нужным выделить.

Один пример объясняет принцип. Несколько примеров из разных областей превращают принцип в закон. Очень хороший способ приводить примеры на основе четырех уровней развития материи, так же общее и частное, родители и дети. Готовить собственный банк примеров.

· Упражнения и другие приемы

В течение лекции можно использовать различные упражнения, ролевые игры, постановку проблемных ситуаций с предложением найти из них выход и т.д.

Демонстрация видео и презентации оживляют лекцию.

Мозговой штурм включает слушателей в процесс обучения.

4. Итог лекции.

Наряду с промежуточными итогами по ходу лекции подводится итог лекции, это дает эффект завершения. Например, напомнить, какие темы прошли.


-----------------

Контрольные задания:

1. Сформулируйте один – два вопроса, которые бы вы хотели, чтобы вам задали, когда вы объясняете, что кризис вызывает неумение людей идти на уступки друг другу

2. В группе есть несколько человек, наиболее заинтересованные вашей лекцией, задают вопросы, все время с интересом смотрят, остальные более пассивны. Как Вы должны вести себя с ними, со всей остальной аудиторией?

3. Как быть, если в аудитории оказались люди, явно образованнее Вас и более осведомленные в излагаемом Вами вопросе (например, профессор из университета или профессиональный психолог). Они не соглашаются с Вами в каком-либо моменте и приводят убедительные доводы и доказательства из собственной практики или мнения ученых?

4. Опишите Ваши действия, если некоторые участники подают плохой пример остальным и отказываются принимать участие в тех упражнения или ролевых играх, которые Вы предлагаете?

5. Напишите кратко итоги лекции о причинах кризиса и его преодолении


Урок 4 Методические рекомендации при подготовке к лекции

Лектор должен быть профессионалом, знать материал, уметь изложить его.

Конспект лекции.

  1. Цель лекции . Тема лекции не является целью лекции.

Цель лекции – это с чем я хочу, чтобы слушатели вышли в конце лекции (тот посыл, который слушатели должны усвоить).

  1. Акценты – несколько моментов, которые необходимы, чтобы достичь цели. (т.е. это промежуточные задачи, с помощью которых выстраивается логическая цепочка от точки старта к цели)
  2. Логическая последовательность лекции:
    • Хронологическая последовательность (согласно времени)
    • Закон причины и следствия (выяснение причин и следствий рассматриваемых явлений)
    • Посредством вопросов (цепочка вопросов, ответ на каждый предыдущий вопрос вызывает следующий)
  3. Запланированный интересный момент. Облачение логической последовательности в интересные моменты, примеры.
  4. Подготовить наглядные материалы . Помогает визуальному восприятию, а так же при подведении итогов.
  5. Запланировать начало лекции. Первое впечатление очень важно. Вопрос, игра, упражнение.
  6. Подводные камни. Места, которые сложны для объяснения, с чем тяжело согласиться.

Стратегия

a. затронуть проблемную тему первым

b. заранее абстрагироваться

--------------------

Контрольные задания:

1. Какую цель вы бы сформулировали для лекции о разделении труда среди разных стран при выпуске автомобилей, изготовлении хлебных продуктов, медицинских препаратов и пр.?

2. Какие примеры вы можете привести при объяснении людям, что мир стал одной «большой деревней»?

3. Напишите несколько возможных целей Вашей лекции (т.е., опишите предполагаемый эффект лекции с учетом обучающего, развивающего и воспитательного компонентов)?

4. Как не перейти с изложения конкретных вещей на обсуждение абстрактных понятий с последующим спором и выяснением отношений?

5. Укажите 5 «возможных подводных камней» Вашей Интегральной лекции.


Урок 5 Отличия в преподавании обычных лекций от виртуальных лекций

1. Трудность в том, что не видишь аудиторию, видишь камеру. Важно развить модель класса, слушателей, аудитории, желаний, с которой ты говоришь. Необходимо развить некоторое ощущение, поскольку нет обратной связи, это приходит со временем, требует усилий. Надо пытаться почувствовать, кто находится на другой стороне. Есть вспомогательные средства для развития такого ощущения.

2. Виртуальная лекция гораздо короче. Могут быть обстоятельства, которые могут отвлечь слушателя от лекции: желание покушать, открыть окна в компьютере и т.д. Лектору нужно приложить усилие, чтобы лекция была интересным.

ПОДГОТОВКА К ЛЕКЦИИ

Для лектора

  1. Придти заранее, подготовиться с технической командой. Создать тот дух, который можно нести дальше. Ввести себя в правильную атмосферу. Подготовиться внутренне, прочитать отрывок о намерении вместе с товарищами, пройти по плану лекции. Подготовить наглядные материалы.
  1. Зайти на чат вопросов и ответов, пригласить на лекцию. Объяснить, какова цель лекции, чего хотим достичь. Получая ответы, создается более приятная атмосфера. Построить в себе ощущение класса, почувствовать, что на лекции создаем что-то вместе, в прямом эфире. Создается интеракция между людьми. Одновременно проводится техническая проверка.
  1. Приглашать слушателей писать разные сообщения, замечания, даже критику. Появляется взаимодействие, ощущение совместных действий. Важно обсудить, как хотите получать связь, чтобы слушатели поняли формы настройки во время лекции.

Нормы поведения со слушателями.

4. Начало лекции оговорить со слушателями: отключить телефон, предложение выключить скайп, другие программы. Это помогает слушателю настроить внутреннее намерение.

5. Важно получать отклик – обратную связь. Через чат возможности ограниченнее. Призывать слушателей задавать вопросы, показывать реакцию на их ответы. Почувствовать связь и отклик.

6. Есть модераторы, которые передают вопросы. Есть окно, где слушатели передают приветы, впечатления. В процессе лекции поддерживать контакт, упомянуть имена, это показывает отношение, показывает, что мы вместе, усиливает контакт. Сколько человек подключается, как меняется их количество, это дает лектору возможность понять, как реагирует аудитория. Обсуждать темы, которые могут не соответствовать плану лекции. Должна быть особенная чувствительность человека, передающего вопросы. Понять, что там важно, интересно. Какие вопросы преобладают.

7. Чувствовать, что происходит, является центральным моментом . Создание для слушателей ощущения, что мы все вместе. Названия городов, стран, имена людей – создает ощущение более широкое, ты выходишь за пределы комнаты. В виртуальном обучении есть моменты, связанные с единством между людьми. Совсем не обязательна физическая связь.

8. Лекция должна соответствовать плану и программе. Не превращать ее в ток-шоу, в то же время лекция должна быть живой.

9. Возможно проведение лекции двумя лекторами. Говорить друг с другом, дать высказать свою точку зрения. Создается атмосфера общности, что работает целая команда, создается что-то динамичное.

10.Создавать ситуацию партнерства. Один работает с компьютером, другой передает материал.

11.Посидеть лектору в качестве зрителя, чтобы почувствовать, что это такое, быть слушателем. Мысль теряет направление. Увидеть преимущества и недостатки виртуального обучения.

12. В конце лекции собрать все вопросы и реакции и почитать. Можно увидеть процесс развития лекции. На этом можно многому научиться.

13. Ссылки на сайты нужно писать. Повторять несколько раз.

14.Следует включать в лекцию презентации, видео и другие наглядные материалы. Это придает разнообразие лекции, дает возможность лектору расслабиться.

15. Виртуальный лекция требует бо льшей подготовки. Рекомендуется запоминать имена, узнавать слушателей. Их количество может быть различным. Отвечать на вопросы слушателей. Покрыть недостаток личного контакта подготовкой к лекции.

16.Желательно просматривать свои лекции.

Виртуальное обучение имеет свои перспективы, малое количество людей может обучать большое количество т. к. нет ограничений в пространстве и времени.

--------------------

Контрольные задания:

1. Вы проводите лекцию вдвоем, как предлагаете передавать слово друг другу, чтобы не перебивать друг друга, и чтобы ваш партнер сразу понял, что вы сейчас возьмете слово?

2. Какими словами вы попытаетесь передать , что вы со слушателями партнеры, вместе ищите ответы на проблемы, которые обсуждаются в лекции ?

3. Каким образом стимулировать слушателей задавать вопросы, а не отсиживаться за экраном монитора

4. Какие еще возможны способы создать ощущение единства между людьми, кроме перечисления названий городов, стран и имен людей, участвующих в лекции?