Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 22

 

Поиск            

 

Рекомендации методические для выполнения курсовых работ по направлению 080200. 62 «менеджмент»

 

             

Рекомендации методические для выполнения курсовых работ по направлению 080200. 62 «менеджмент»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

КУРСОВЫХ РАБОТ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 080200.62 «МЕНЕДЖМЕНТ»

1. Общие положения.

В соответствии с учебным планом все студенты 1 года обучения, проходящие профессиональную подготовку по направлению 080200.62 «Менеджмент», выполняют курсовую работу по дисциплине «Основы менеджмента».

Являясь базовой, фундаментальной учебной дисциплиной, она определяет архитектонику всей последующей управленческой подготовки, которая позволяет будущему менеджеру успешно осуществить все виды своей профессиональной деятельности: организационно-управленческую, планово-экономическую, проектно-аналитическую и конкретно-исследовательскую.

В квалификационной характеристике специалиста по направлению «Менеджмент» указывается, что его основной профессиональной задачей будет «анализ функционирования организационных подразделений систем управления государственными, акционерными и частными фирмами, научно-производственными объединениями, научными, проектными и конструкторскими организациями, органов государственного управления в целях рационального управления экономикой, производством и социальным развитием».

Адекватное решение этой основной задачи требует от слушателя Академии выработки навыков самостоятельной постановки целей и формирование проблем, связанных с реализацией профессиональных задач в области эффективного управления.

Исходя из этого, при проектировании и выполнении данной курсовой работы перед студентами ставятся следующие задачи:

- расширить и углубить свои знания в области современного менеджмента и его практических возможностей;

- получить непосредственное представление, усвоить и переработать необходимые знания (закономерности), содержащиеся в современной литературе по менеджменту;

- выработать навыки практического применения основных закономерностей, правил и рекомендаций, рассматриваемых в ходе изучения дисциплины «Основы менеджмента»;

- сформировать навыки и умения самостоятельного рассмотрения избранной проблемы, ее всестороннего анализа и формулирования доказательных выводов;

- сформировать и развить у себя готовность к публичному изложению собственных взглядов и подходов, навыки ведения научной дискуссии и публичной защиты.

С точки зрения логичности, непрерывности и законченности всего 2,5-годичного процесса обучения в Академии, студента представляет собой своеобразный задел, «прообраз» отдельной главы (нескольких глав) предстоящей выпускной квалификационной работы. Поэтому необходимо с особой ответственностью и тщательностью подойти к выбору темы курсовой работы, поскольку она в известной степени предопределяет и последующий выбор темы дипломной (выпускной квалификационной) работы.

Как правило, тема курсовой работы выбирается студентом с учетом: того задания, которое он получил в организации, направившей его на обучение; собственных интересов и склонностей как специалиста и руководителя; совокупности проблем и задач, которые систематически приходится решать в ходе выполнения должностных и профессиональных обязанностей (инструкций), на предприятии или в организации; современных тенденций развития менеджмента и социально-экономических отношений в обществе.

Структура курсовой работы представляет собой совокупность ее основных частей, которые отражают разные аспекты рассмотрения избранной проблемы: теоретический аспект (как этот вопрос проработан в современных и классических литературных источниках, какова история его рассмотрения); аналитический аспект (как данная проблема проявляется в работе конкретного объекта управления-предприятия, органа власти и управления); проектный аспект (с учетом литературных данных и конкретной управленческой ситуации, что можно предложить для совершенствования системы управления). Поэтому должна состоять из следующих основных структурных элементов:

- оглавления (названия основных частей работы с указанием страниц);

- введения (1,5 - 2 стр.);

- основной содержательной части (одна две главы);

- заключительной части (выводы, предложения, рекомендации);

- списка использованной литературы;

- приложения, состоящего из таблиц (в т.ч. исходных данных и результатов производственной деятельности), диаграмм, графиков, компьютерных распечаток и методических материалов.

В оглавлении отражается структура курсовой работы, поэтому необходимо стремиться к более точным и лаконичным формулировкам названий отдельных частей. Если, к примеру, была выбрана тема «Функции управления и их выраженность в деятельности руководства коммерческой организацией», то одним из вариантов оглавления может быть такой:

Введение 2

1. Функции управления: понятие, эволюция взглядов,

современные подходы 4

2. Особенности управления коммерческой организацией (на примере

ОАО «Кронэт», г.Уфа) 14

2.1. Основные фонды и показатели хозяйственной деятельности 14

2.2 Организация производственного процесс,

работа с персоналом 20

3. Реализация функций управления и способы повышения

их эффективности 26

Заключение 33

Литература 35

Приложения

В приложение можно поместить План работы акционерного общества на текущий год, схему структурного строения организации, листок контроля за выполнением поручений органов стратегического и оперативного управления акционерным обществом.

Для случая, когда слушатель выбрал тему курсовой работы «Подготовка и принятие управленческих решений в работе муниципального унитарного предприятия», может быть рекомендован следующий план:

Введение 2

1. Принятие управленческих решений: этапы

и механизмы 4

2. Порядок принятия решений в деятельности администрации (на

3. примере МУП «Горзеленхоз» г. Уфы) 10

2.1. Процесс подготовки управленческого решения 12

2.2. Процедура принятия решений 16

2.3. Система контроля за выполнением решений 21

4. Процесс принятия комплексных управленческих решений

в работе унитарного предприятия 25

Заключение 29

Литература 31

По своей структуре состоит, как видно из приведенного выше примера, из следующих частей.

Введение как часть курсовой работы посвящено главным образом обоснованию актуальности выбранной темы (описание проблемы, акцентирование важности ее решения в современных условиях) и описанию логично вытекающих из сформулированной проблемы целей, достижение которых позволит приблизиться к решению либо данной проблемы, либо ее важного аспекта, либо даже решить проблему полностью.

Основная содержательная часть включает в себя такие элементы-параграфы курсовой работы как: краткий обзор литературы по данной проблеме с выделением различных подходов, отстаиваемых авторами при ее решении; обоснование и описание методологических и методических приемов, избранных автором для достижения целей, указанных во вводной части работы; изложение полученных с использованием данного методического аппарата результатов, наработок, принципиальных схем и способов достижения целей.

Заключительная часть курсовой работы как бы подводит итог проделанной работы, в сжатой, тезисной форме содержит основные положения, к которым пришел автор и которые он готов отстаивать при защите курсовой работы перед членами комиссии.

В список литературы включаются все использованные в курсовой работе источники (книги, журнальные статьи); на каждый элемент списка литературы в тексте работы должна быть хотя бы одна ссылка. Сначала в списке литературы располагаются издания на русском языке (в алфавитном порядке), затем работы иностранных авторов (в порядке алфавита латинского языка).

Материалы, помещаемые в приложения, отличаются тем, что включение их непосредственно в текст значительно затрудняет (из-за громоздкости, специфичного вида) общее восприятие работы. Поэтому всегда целесообразно объемные таблицы, сложные диаграммы (схемы), анкетные бланки и т.п. помещать в приложения, куда читающий работу может обратиться в случае необходимости.

2. Критерии оценки курсовой работы.

должна показать известный уровень теоретической подготовленности студентов по проблематике менеджмента, сформированность умения анализировать и обобщать первичный материал процесса и результатов управленческой деятельности.

оценивается на «отлично», если ее содержание соответствует всем следующим характеристикам:

- изложены взгляды специалистов-управленцев по данной проблеме, привлечен достаточно широкий круг литературы по менеджменту;

- показано значение избранной проблемы на современном этапе социального и экономического развития страны и республики;

- собраны, систематизированы и проанализированы фактические материалы, характеризующие процесс управления (в соответствии с избранной темой работы);

- на основе анализа фактического материала и литературных данных сделаны аргументированные обобщения;

- в работе содержатся практические рекомендации по повышению эффективности системы управления организацией.

Оценка снижается на 1-2 балла, если перечисленные выше требования не выполнены в той или иной мере. Если содержание курсовой работы не удовлетворяет ни одному из указанных выше критериев, то она оценивается на «неудовлетворительно».

, выполненная с оценкой «неудовлетворительно», полностью перерабатывается и должна быть представлена к защите в течении первых двух недель следующего очного цикла.

3. Оформление и сроки представления к защите.

Титульный лист оформляется в соответствии с прилагаемым образцом. Общий объем курсовой работы не менее 2,0 печатных листов (32 страницы).

Работа оформляется в виде текста, подготовленного на персональном компьютере с помощью текстового редактора и отпечатанного на листах формата А4 с одной стороны. Текст на листе должен иметь книжную ориентацию, альбомная ориентация допускается только для таблиц и схем приложений. Поля страницы должны иметь следующие размеры: левое – 35 мм, правое 15 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Текст печатается через полтора интервала шрифтом Times New Roman, 14 кеглем (для сносок 12 кегль).

Номера страниц размещаются в нижней части листа по центру. Применяется сквозная нумерация страниц, начиная с титульного листа и включая приложения. Номер страницы на титульном листе не печатается.

Названия всех глав, введение, заключение и библиографический список начинаются с нового листа и пишутся прописными буквами (выравнивание по центру) жирным шрифтом. Названия параграфов в главах начинаются с прописной буквы, далее пишутся строчными буквами, также по центру, жирным шрифтом. Точка в конце названия главы и параграфа не ставится. Расстояние между названием главы и названием параграфа составляет один полуторный интервал, между названием параграфа и текстом – также один полуторный интервал. Параграфы внутри главы отделяются друг от друга одним полуторным интервалом и продолжаются по тексту (без нового листа).

Опечатки и описки, обнаруженные после оформления курсовой работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской (типа «Штрих») и нанесением на том же месте исправленного текста (от руки печатными буквами).

Все имеющиеся в работе иллюстрации делятся на две категории: рисунки и таблицы. Они имеют сквозную нумерацию (рисунки – отдельно, таблицы – отдельно). Например: Рис.1, Рис.2, Рис.3 и т.д.; Таблица 1, Таблица 2, Таблица 3 и т.д. При этом каждая иллюстрация (рисунок или таблица) должна иметь свое название. Например: Рис.2 Организационная структура предприятия; Таблица 4. Ежегодный объем реализации продукции по отдельным видам за 1997-99 гг. Номер и название рисунка помещается под ним, а номер и название таблицы – над ней. Слова «Таблица №... » размещаются над правым верхним углом приводящейся таблицы.

Ссылки в тексте на источники из списка литературы оформляются при помощи указания номера источника, заключенного в квадратные скобки. Например: По мнению английских консультантов по управлению М.Вудкока и Д.Френсиса, процесс принятия решений должен включать такие этапы как «Настройка», «Цели», «Критерий успеха», «Информация», «Планирование», «Действия» и «Поиск улучшения» [4, с.126 ].

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО СПИСКА

ТИПОВЫЕ ПРИМЕРЫ ОПИСАНИЯ ДОКУМЕНТОВ

В БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ СПИСКАХ

Обратите внимание! Прописные буквы применяют в соответствии с правилами грамматики языка, на котором составлено библиографическое описание. С прописных букв начинают первое слово каждой области (область заглавия и сведений об ответственности, область издания, область выходных данных и т.д.; каждой области, кроме первой, предшествует знак точка и тире), а также первое слово любого заглавия. Все остальные элементы записывают со строчной буквы (ГОСТ 7.1-2003, п. 4.11.1) .

Например:

Гражданский процесс : учеб. для вузов / отв. ред. В. В. Ярков

Опыт европейского федерализма: история и современность / под ред. Е. Ю. Поляковой

1. ОФИЦИАЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ:

Нормативные правовые акты располагаются в соответствии с их юридической силой.

Конституция Российской Федерации. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 48 с.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. – М.: Омега-Л, 2007. – 304 с.

Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 120 с.

Закон Республики Башкортостан о статусе депутата Государственного Собрания – Курултая – Республики Башкортостан. – Уфа: ИПК при АП РБ, 2003. – 35 с.

2. КНИГИ 1-3-Х АВТОРОВ:

В заголовке основной записи приводят фамилию первого автора . Фамилии всех авторов (одного, двух, трех) указывают в сведениях об ответственности, за косой чертой. Знак «запятая» в заголовке описания (после фамилии автора) допускается не ставить.

Спиркин, А. Г. Философия : учеб. для вузов / Спиркин А. Г. – М.: Гардарики, 2007. – 368 с.

Хадиев, М. История башкир / М. Хадиев, А. Фахретдинов. – Уфа: Китап; Казань: Умидъ, 2007. – 136 с.

Тарасевич, Л. С. Макроэкономика: учебник / Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. образование, 2005. – 654 с.

3. КНИГИ 4-Х И БОЛЕЕ АВТОРОВ:

На книги четырех и более авторов составляют описание под заглавием.

В сведениях об ответственности приводят не более четырех фамилий авторов. Если авторов более четырех, приводят фамилии трех с добавлением слов «и др.».

Самое главное в PR : пер. с англ. / У. Аги, Г. Кэмерон, Ф. Олт, Д. Уилкокс. – СПб.: Питер, 2005. – 560 с. – (Серия «Маркетинг для профессионалов»).

История государственного управления в России: учеб. для вузов / под общ. ред. В. Г. Игнатова: авт. коллектив Игнатов В. Г., Данилов А. Г., Кислицын С. А.[и др.]. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 640 с. – (Высшее образование).

4. МНОГОТОМНОЕ ИЗДАНИЕ:

Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; науч.-ред. совет: В. С. Степин, А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, А. П. Огурцов. – М.: Мысль, 2000–2001. – 4 т.

5. ОТДЕЛЬНЫЙ ТОМ МНОГОТОМНОГО ИЗДАНИЯ:

Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН ; науч.-ред. совет : В. С. Степин, А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, А. П. Огурцов. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. 3. – 2001. – 692 с.

или

Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т. 3. / Ин-т философии РАН; науч.-ред. совет: В. С. Степин, А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, А. П. Огурцов. – М.: Мысль, 2001. – 692 с.

6. ДИССЕРТАЦИИ И АВТОЫ ДИССЕРТАЦИЙ:

Маслов, Г. А. Формирование инновационного потенциала региона и оценка его уровня: дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / Маслов Г. А. – Уфа, 2007. – 189 с. – Библиогр.: с. 158–165.

Иванова, М. Е. Организационная культура как фактор эффективности деятельности специалистов: автореф. дис. канд. социол. наук: 22.00.08 / Иванова М. Е. – Уфа, 2007. – 20 с.

7. ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:

Электронные ресурсы локального доступа:

Образцы правовых документов [Электронный ресурс] : электрон. правовой справ. KODCD23. – СПб. : Кодекс, 2006. – 1 CD диск, 12 см.

Электронные ресурсы удаленного доступа:

Образование: исследовано в мире [Электронный ресурс]: междунар. науч. пед. Интернет-журнал с библиотекой-депозитарием = oim.ru. – М.: OIM.RU, 2000–2001. – Режим доступа: WWW. URL: http :// www.oim.ru/. – 10.02.2001. – Загл. с экрана.

AUR.RU : Административно-управленческий портал [Электронный ресурс]. – М., 2002. – Режим доступа: http :// www . aup . ru / articles / marketing /17. htm . – Загл.с экрана.

Тайиб, М. Афганистан в вопросах и ответах [Электронный ресурс] / М. Тайиб. – Режим доступа: http://www.islam.ru. – Загл. с экрана.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СОСТАВНОЙ ЧАСТИ ДОКУМЕНТА (АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ)

8. СТАТЬИ ИЗ ГАЗЕТ:

Где в России жить хорошо : основные показатели соц.-экон. положения субъектов Рос. Федерации в 2006 г. // Рос. газ. – 2007. – 14 марта. – С. 22.

Лаврентьев, С. Н. Основной закон отразил дух времени / С. Н. Лаврентьев // Респ. Башкортостан. – 2007. – 22 дек.

9. СТАТЬИ ИЗ ЖУРНАЛОВ:

Никитин, С. М. Налогообложение в развитых странах / С. М. Никитин // Финансовый менеджмент. – 2007. – № 4. – С. 82–92.

Оруджев, З. М. Культура и цивилизация / З. М. Оруджев, Т. В. Кузнецова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. – 2007. – № 4. – С. 50–67.

Жилищный вопрос и логика его решения / Т. Говоренкова, А. Жуков,
Д. Савин, А. Чуев // Муницип. власть. – 2007. – № 4. – С. 90–106.

Демографическое развитие Республики Башкортостан: проблемы и перспективы : материалы «круглого стола» // Экономика и упр. – 2007. – № 1. –
С. 9–24.

10. ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОПУБЛИКОВАННЫЕ В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ:

О государственной гражданской службе Российской Федерации : федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79–ФЗ // Рос. газ. – 2004. – 31 июля. – С. 10–13 ; Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2004. – № 31. – Ст. 3215.

О бюджете Республики Башкортостан на 2008 год : закон Респ. Башкортостан от 3 нояб. 2007 г. № 474-з // Респ. Башкортостан. – 2007. – 7 нояб. – С. 3–4.

11. СТАТЬИ ИЗ СБОРНИКОВ:

Еникеев, З. И. Некоторые аспекты формирования правового государства /З. И. Еникеев // Российское государство и бизнес: проблемы и перспективы современных взаимоотношений : сб. материалов респ. науч.-практ. конф., посвящ. 10-летию кафедры гражд. права и 15-летию БАГСУ. – Уфа, 2007. – С. 36–38.

Донцов, В. Е. Политические системы монархий Аравийского полуострова / В. Е. Донцов, Т. А. Чурилина // Политические системы и политические культуры Востока / под ред. А. Д. Воскресенского. – М., 2007. – С. 185–231.

12. СТАТЬИ ИЗ СПРАВОЧНЫХ ИЗДАНИЙ:

Акманов, И. Г. Башкирские восстания 17-18 вв. / И. Г. Акманов // Башкирская энциклопедия. – Уфа, 2005. – Т. 1. – С. 357.

ПРИМЕРЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ССЫЛОК

1. ВНУТРИТЕКСТОВЫЕ ССЫЛКИ:

· … об этом в частности пишет М. Бас (Бас М. Иван Федоров. М., 1940.
С. 118).

· … наиболее значительным из них явился очерк К. В. Сивкова «Финансовая политика Екатерины II», опубликованный в сборнике «Три века» (СПб., 1913. Т. 4. С. 488–500).

· Впервые попытка дать целостное описание истории российских реформ была предпринята Н. Я. Эйдельманом в книге «Революция сверху» в России» (М., 1989).

2. ПОДСТРОЧНЫЕ ССЫЛКИ:

· Шамхалов Ф. Взаимодействие политической и экономической власти
в условиях рынка // Гос. служба. 2007. № 6. С. 15.

· Волгин Н., Вагина Л. Оплата труда государственных гражданских служащих // Гос. служба. 2007. № 1. С. 53–63.

· Цит. по: Полянская И. К. Властные отношения в экономике. Уфа, 2007.
С. 98.

· Марченко М. Н. Проблемы общей теории государства и права. М., 2007.
Т. 1. С. 700.

· Там же. С. 256.

· См., например: постановление от 7 июня 2000 г. № 7-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 25. Ст. 2728.

3. ЗАТЕКСТОВЫЕ ССЫЛКИ:

В тексте:

· «… об этом в статье Г. Г. Петрова … [26, с. 15].»

· «… по данным официальной статистики оборот розничной торговли по Республике Башкортостан составил в 2006 году 239124 млн. руб. [27,
c. 22].»

За текстом (в библиографическом списке):

· 26. Петров, Г. Г. Россия и Всемирная торговая организация / Г. Г. Петров // Рос. внешнеэкон. вестн. – 2007. – № 2. – С. 15–17.

· 27. Торговля и услуги в Республике Башкортостан: стат. сб. / Башкортостанстат. – Уфа, 2007. – 152 с.

Типичные ошибки при выполнении курсовых работ

Несмотря на все многообразие недоработок и отклонений при выполнении курсовых работ, эти недостатки могут быть объединены в следующие наиболее характерные группы:

а) Отсутствие в курсовой работе практических выводов и рекомендаций; наличие только теоретических положений. В результате представляет собой в лучшем случае пересказ различных менеджерских подходов и концепций из литературных источников без логического завершения в виде приложения этих закономерностей к избранной теме и собственной практике управления;

б) Слабая аргументированность, недостаточная обоснованность содержащихся в работе выводов. Нередко создается впечатление, что те положения (рекомендации), которые излагаются в заключительной части работы, никак логически не связаны с материалами предыдущих разделов. В этой связи необходимо всегда помнить о том, что весь ход рассмотрения выбранной темы, с самого начала должен подводить к итоговым положениям, выводам и рекомендациям;

в) Нерациональное распределение времени при выполнении работы. Бывают случаи, когда студент, имея все возможности для полного раскрытия темы, так и не смог до конца реализовать поставленные задачи по причине нехватки времени. Полноценная, содержательная - это всегда результат усилий, распределенных по всему году обучения в Академии!

г) Неудачное выступление на защите курсовой работы. Зачастую автор работы не может четко изложить основную проблему, различные подходы к ее разрешению, собственный взгляд на нее и обосновать свое видение, свой вариант управленческого решения. Поэтому доработанная , которая, однако, была неудачно представлена на защите, может быть оценена на один балл ниже.

д) Неправильное или небрежное оформление работы, т.е. несоблюдение тех правил, которые описаны в п.4 настоящих Рекомендаций.

Порядок выполнения.

Во время первого учебного цикла очных занятий, когда по учебному плану изучается дисциплина «Основы менеджмента» («Теория управления»), студент знакомится с примерной тематикой курсовых работ, достаточно оперативно определяется с темой, в соответствии с которой кафедрой назначается научный руководитель. Затем в ходе совместного обсуждения они совершенствуют разработанный слушателем план работы, слушателю рекомендуется перечень основной литературы, которая будет использована в дальнейшем. За межсессионный период студент в соответствии с планом и отобранной литературой самостоятельно разрабатывает основное содержание отдельных частей курсовой работы, излагает их письменно и представляет научному руководителю в самом начале второго очного цикла занятий.

После знакомства руководителя с содержанием работы происходит ее совместное обсуждение и студент получает задания по дальнейшему совершенствованию ее структуры и текста (доказательность и формулировки выводов, расположение иллюстративных материалов, необходимость включения новых параграфов (глав) и устраняются последние недостатки, недоработки, она оформляется в соответствии с п.4 настоящих Рекомендаций и представляется в деканат за три дня до срока защиты. , полностью оформленная и готовая к защите, сдается на кафедру менеджмента для регистрации не менее чем за три дня до установленного кафедрой срока защиты работ. Зарегистрированная на кафедре затем передается для рецензирования научному руководителю и представляется к защите.

Защита курсовой работы производится на заседании комиссии (не менее двух преподавателей кафедры, один из которых является научным руководителем), выставляется оценка в четырехбалльной шкале (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно), которая заносится в экзаменационную ведомость и в зачетную книжку студента.